Психология чувств: Чувства в психологии: понятие, свойства и проявления

Чувства в психологии: понятие, свойства и проявления

Главная    Блог Ижевска    Блог Ижевска    Чувства в психологии: понятие, свойства и проявления

Автор: iforget • Дата публикации: 28.10.2019

Каждый человек испытывает определенные чувства, но кто задумывается – а что же это такое? Попробуем разобраться в том, что является чувством человека и как оно проявляется.

Психология понятия

В подавляющем большинстве случаев люди путают понятия чувств и эмоций. Но чувства (в отличие от прочих психофизических реакций) являются «собирательным» образом постоянно повторяющихся эмоций и аффектов в отношении того или иного явления (прочего объекта переживаний). Их основные признаки:

  • осознанность – человек понимает переживание;
  • длительность – испытываемые ощущения растянуты по времени;
  • влиятельность – оказывают влияние на мысли и деятельность человека.

В психологии приписываются иные характеристики, которые расширяют и дополняют само понятие:

  • валентность – чувство может быть положительным, отрицательным или нейтральным;
  • интенсивность – ощущения возникают с разной силой, что влечет за собой соответствующее внешнее эмоциональное проявление;
  • стеничность – свойство к побуждению человека на различную осознанную деятельность.

Наибольшее влияние чувства оказывают на психическое состояние человека, т.е. на его настроение. В меньшей степени чувства влияют на физиологию.

Проявление чувств

Проявление чувств во многом определяется их формированием. Они появляются вследствие осознания эмоционального восприятия ощущений, передаваемых органами Следовательно, ответом на их появление и осознание является психофизическая реакция.

  1. Физиологическое проявление. Изменение гормонального фона и, как следствие, некоторых внутренних органов является первичным проявлением чувства. Вместе с этим изменяется ритм дыхания, пульс и давление крови, усиливается (или тормозиться) работа желез внешней и внутренней секреции.
  2. Внешнее проявление. В первую очередь, об испытываемых чувствах говорит мимика – выражение лица. В меньшей степени – пантомимика (поза, жесты, резкость движений). Наконец, проявляются чувства и голосом: смена интонации, тональности, громкости, смысловых ударений.

Чем сильнее испытывает человек, тем больше фиксируется внешних проявлений. Однако определенные личности способны контролировать внешнее проявление чувств. Это не говорит о том, что в душе они их не испытывают – как раз наоборот. Как правило, такие люди значительно более эмоциональны, но в связи с этой эмоциональностью не считают возможным проявление чувств, особенно прилюдно.

Значение чувства в человеческой жизни велико, поскольку имеет социальную значимость. Под их влиянием человек действует, иногда – даже в ущерб себе, но во благо обществу. И именно способность к чувствам отличает человека от животного.

Эмоциональное восприятие мира во многом помогает людям справляться с жизненными ситуациями. Эмоций не нужно стесняться или бояться. Наоборот: важно научиться правильно воспринимать их.

Оставьте первый комментарий

Ждем ваш первый комментарий

Похожие материалы

[24. 04.2023]

Инфракрасный обогреватель: особенности конструкции и правила монтажа

Установка инфракрасного обогревателя — удобный способ организовать основное или вспомогательное отопление в производственном цехе или складском помещении. Одним из преимуществ приборов этого типа является сравнительно легкий и быстрый монтаж. Также инженерные службы предприятий отмечают возможность организации локального обогрева рабочих мест в цехах с использованием инфракрасных обогревателей. Об…

[13.04.2023]

Как готовить на газовом гриле барбекю

Газовые грили стали популярными не без причины. Они позволяют приготовить барбекю за короткое время и с минимальным усилием. Благодаря равномерному распределению тепла на поверхности гриля, мясо получается сочным, овощи и другие продукты аппетитными. Что нужно знать, чтобы помочь вам стать экспертом в этой области кулинарии? Принцип работы Газовый гриль барбекю — удобный и быстрый способ пригото.
..

[12.04.2023]

День космонавтики

[12.04.2023]

Покрасочные камеры для нужд предприятий

Промышленные покрасочные камеры являются важным инструментом для предприятий, которым требуется высококачественная и однородная отделка их продукции. Эти кабины обеспечивают контролируемую среду для нанесения красок, покрытий и других отделочных материалов, гарантируя, что готовый продукт соответствует требуемым спецификациям. Обратившись на сайт https://kaluga.spk-group.pro/ вы сможете заказать к…

[01.04.2023]

Официальный сервисный центр Xiaomi

«Xiaomi» — это всемирно известная компания, которой недавно исполнилось 10 лет с момента ее появления на рынке. С того времени фирма прошла немалый путь и именно поэтому ценит каждого своего клиента.  Интересно, что в самом начале своего пути компанию многие списывали со счета, а на сегодняшний день на является лидером на рынке и может смело претендовать на первое место среди сма…

Чувства в психологии: виды, понятие и функции

Психология призвана найти ответы на самые сложные вопросы о психической деятельности. К таким вопросам относится понимание и разделение эмоций, чувств. В отличие от философов и литераторов, психологи рассматривают их комплексно. Чувства в психологии — совокупность психофизических реакций.

Понятие и этапы формирования

Чувство часто путают с эмоциями. Эти феномены человеческой психики взаимосвязаны, но не являются взаимозаменяемыми. Чувства — особая форма отношения личности к окружающему миру, которая возникает как ответная реакция на соответствие или несоответствие актуальным потребностям. Они отличаются устойчивостью, силой проявления. С их помощью индивид выражает отношение к людям, явлениям, предметам, обозначает убеждения, особенности характера.

Чувственная реакция возникает в ответ на событие, происходящее в жизни индивида. Правильное формирование реакций необходимо для развития гармоничной здоровой личности. Это индивидуальный процесс, который начинается в раннем детстве. На формирование влияет семейная обстановка, локальная культура. В Испании принято бурно выражать чувства, а в Японии это — признак плохого воспитания.

Чувства принято делить на низшие, высшие. К низшим относятся физиологические проявления: голод, усталость. К высшим относятся проявления, связанные с духовным миром: восхищение, сопереживание, эмоциональная привязанность. Наличие высших чувств отличает человека от животных.

У чувственных переживаний есть объектная привязка. Индивид не может испытывать их к ситуации или явлению, только к конкретному действующему лицу, предмету. У чувств может не быть внешних проявлений: проживая их внутри, внешне индивид остается спокойным. Часто они невербальные — невысказанные.

Мимолетные проявления возникают, когда взаимодействие с предметом было кратким. Чтобы сформировалась устойчивая связь, нужен продолжительный контакт. Именно так развиваются влюбленность: если человек лишен возможности видеть предмет обожания, влюбленность быстро проходит. Если он ежедневно может смотреть хотя бы на портрет, то влюбленность будет только подпитываться и укрепляться.

Возрастные этапы развития

Развитие чувств в раннем детстве — важный, сложный процесс. Он происходит поэтапно:

  1. Новорожденный младенец. Появившись на свет, ребенок владеет базовыми формами проявлений, необходимых для выживания: голод, удовольствие, боль, страх. Эмоциональное состояние зависит от физических ощущений. Новорожденный не умеет различать чувства. Его главный интерес, потребность — физический контакт с матерью. Младенец реагирует на ее настроение, копирует его.
  2. От 0 до 6 мес. Младенец понимает, какие ощущения он испытывает при контакте со взрослыми. Его восприятие фрагментарно: он видит мир частями. К полугоду он учится различать родных и чужих, в его арсенале появляется тревога, настороженность. Изучая мир, он пытается потрогать все, что видит. Если это не удается, младенец испытывает гнев, дискомфорт.
  3. 6–12 мес. Полугодовалые малыши умеют удивляться, проявлять интерес. Помимо физических потребностей, у ребенка возникают умственные. Постепенно формируются интересы: ребенок разделяет игрушки на любимые, нелюбимые. В возрасте 8 месяцев появляется страх разлуки с матерью, ребенок испытывает тревогу, становится беспокойным.
  4. 1–1,5 г. Появляются собственные желания, потребность их реализовать. Ребенок учится принимать самостоятельные решения, но часто сталкивается с запретами со стороны взрослых. Препятствие вызывает злость, стремление получить свое. В этом возрасте важно научиться разделять желания и действия. Основное достижение 1,5 лет — у ребенка формируется представление о самом себе, малыш отождествляет себя со своим именем.
  5. 1,5–2 г. Ребенок больше не беспомощный. Он уверенно передвигается, может сам взять игрушку, у него появляется больше свободы и потребностей. Он стремится доказать самостоятельность, право на собственное мнение. В этом возрасте он уже разделяет чувства, но не может их назвать.
  6. 2–2,5 г. Двухлетние дети видят себя центром мира, у них нет понимания опасности. Также еще не сформировано чувство сострадания и жалости: если ребенку не понравится другой малыш, он может ударить его или укусить, выражая неприязнь.
  7. 2,5–3 г. При благополучном развитии к трем годам у ребенка сформируется целостное представление о себе. Появляется гордость за свою самостоятельность и стыд в случае неудачи. Просыпается интерес к другим детям, стремление занять свое место в коллективе.

Развитие чувств продолжаться до окончания подросткового возраста. Первые годы жизни формируют основу, которая поможет ребенку отличать чувства от эмоций.

Адаптация ребенка в коллективе

Качественная характеристика

У чувств есть характеристики, которые отличают их от других эмоциональных проявлений:

  1. Валентность — разделение на положительные, отрицательные и амбивалентные (двойственные). Возникновение амбивалентных проявлений говорит о богатом жизненном опыте, отсутствии категоричности. Амбивалентность характерна для людей с высоким уровнем интеллекта.
  2. Интенсивность — сила проявления. По интенсивности можно определить главные и второстепенные чувства, оценить способность человека к самоконтролю, развитие силы воли.
  3. Содержание — значение для человека объекта, по отношению к которому он проявляет чувства.
  4. Стеничность — побуждение к действию, стремление выразить чувство. Если человек пытается сдерживать проявления, это называется астеничностью.

Интенсивность проявления чувств определяет поведение индивида, отношение к нему других людей. Эмоции всегда искренние, а демонстрация чувств может быть заранее спланированной.

Функции и значение

Задача чувств — получать, классифицировать информацию о предметах. Также у них есть отдельные функции:

  • отражательная — помогает оценивать уровень опасности, полезности предметов, чтобы вовремя среагировать на угрозу;
  • стимулирующая — побуждает предпринимать активные действия, строить планы на будущее, искать пути решения сложных задач, мотивацию;
  • подкрепляющая — помогает оценивать значимость события для индивида, запоминать важное;
  • переключательная — подсказывает к какой категории относить предметы, действия, расставлять приоритеты;
  • приспособительная — формирует готовую базу проявлений, которые человек уже испытывал;
  • коммуникативная — влияет на отношения с окружающими, потребность в общении, помогает устанавливать эмоциональные контакты.

Нормальную работу функций может обеспечить только позитивная социальная среда. Если в работе функции появляются сбои, эмоциональный интеллект человека не развивается. Низкий уровень эмоционального интеллекта характерен для детей, которые воспитывались в неблагополучной среде.

Крайняя степень проявления педагогической запущенности у детей-маугли, выросших вдали от людей. Они не различают проявления других людей, не умеют выражать чувства. Их психологическое развитие находится на уровне детеныша обезьяны.

Классификация по типам и сфере проявления

Чувства разнообразны и порой человек не может объяснить, что он испытывает. Чтобы упростить процесс оценки, следует использовать классификацию видов чувств в психологии:

  1. Предметные — относятся к базовым сферам человеческой действительности. Они показывают реакцию на различные действия окружающих: раздражение, восторг, удивление, злость.
  2. Интеллектуальные — стремление к новым впечатлениям: любопытство, предвкушение, сомнение.
  3. Эстетические — реакция на красивые, уродливые предметы: переживание восхищения, отвращения, наслаждения, неудовлетворения.
  4. Праксические — связаны с выбором деятельности. Определяют отношение к обязанностям: целеустремленность, жажда знаний, удовлетворенность.
  5. Моральные — отвечают за взаимодействие людей, личную оценку дозволенного, недопустимого: патриотизм, любовь, жестокость, эгоизм.

Сложные чувства нельзя отнести к одной категории, это всегда связка из 2–3 разных переживаний. Например, любовь может побуждать к получению знаний, смене деятельности, раскрытию потенциала. Обида может вызвать раздражение, отчаяние, апатию.

Влияние на настроение

В психологии настроение — эмоциональное состояние в конкретный момент времени. Настроение редко сопровождается сильной эмоциональной реакцией, но влияет на все виды деятельности. Оно создает фон, который определяет скорость, эффективность работы. В норме настроение устойчиво. У индивидов с сильной нервной системой оно сменяется реже, у чувствительных людей смена происходит часто.

У настроения беспредметный характер. Даже если человек понимает, что конкретно вызывало недовольство, плохое настроение распространяется на деятельность, отношения. Настроение влияет на чувства. В плохом настроении люди испытывают раздражение, несправедливость по отношению к себе. В хорошем готовы на бескорыстные поступки, благосклонное отношение к неприятному человеку.

Сходства и различия с эмоциями

У эмоций и чувств в психологии есть неразделимая связь: они формируют эмоциональный фон. Часто индивид не видит между ними разницы. Но они различаются продолжительностью, глубиной, степенью проявления.

Чувство — глубокое, устойчивое отношение человека к событию, явлению. Оно часто скрыто, его можно сознательно подавлять, маскировать. Сдержать эмоции сложнее. Они возникают как короткий всплеск, мимолетная реакция. Эмоции проявляются бессознательно. Чувства — осознанные проявления, направленные на конкретную цель. Эмоции можно испытывать без внешнего раздражителя. К примеру, индивид испытывает сильное эмоциональное волнение, когда слушает музыку, смотрит фильм. Он сопереживает выдуманным персонажам.

Испытывая эмоции, человек выдает субъективную оценку происходящему. Она зависит от особенностей его нервной системы: флегматики малоэмоциональны, а холерикам сложно себя сдерживать. Сангвиники легко переживают сильные эмоции, меланхолику они доставляют неудобства. Изменить особенности нервной системы нельзя, но научиться контролировать эмоции можно. Для этого индивид должен различать эмоции и чувства, не бояться негативного спектра эмоций.

Эмоции | Введение в психологию

В ходе повседневной жизни мы испытываем различные эмоции (которые мы часто называем «чувствами»). Эмоции — это субъективные состояния бытия, которые, с физиологической точки зрения, включают физиологическое возбуждение, психологическую оценку и когнитивные процессы, субъективные переживания и экспрессивное поведение. Эмоции часто являются движущей силой мотивации (как положительной, так и отрицательной) и выражаются и передаются посредством широкого спектра действий, таких как тон голоса и язык тела.

Наша психологическая оценка ситуации основывается на нашем опыте, происхождении и культуре. Поэтому у разных людей могут быть разные эмоциональные переживания сходных ситуаций. Однако способность воспроизводить и распознавать эмоциональные выражения лица кажется универсальной. Тем не менее, культуры различаются тем, как часто и при каких обстоятельствах «нормально» выражать различные эмоции, а также тем, как интерпретируются различные выражения эмоций.

В повседневной жизни мы испытываем самые разные эмоции. эмоция — это субъективное состояние, которое мы часто описываем как наши чувства. Слова «эмоция» и «настроение» иногда используются взаимозаменяемо, но психологи используют эти слова для обозначения двух разных вещей. Как правило, слово «эмоция» указывает на субъективное, аффективное состояние, которое является относительно интенсивным и возникает в ответ на то, что мы испытываем (рис. 1). Часто считается, что эмоции переживаются сознательно и преднамеренно. Настроение, с другой стороны, относится к продолжительному, менее интенсивному аффективному состоянию, которое не возникает в ответ на то, что мы испытываем. Состояния настроения могут не осознаваться сознательно и не нести интенциональности, связанной с эмоциями (Beedie, Terry, Lane, & Devonport, 2011). Здесь мы сосредоточимся на эмоциях, а о настроении вы узнаете больше в главе, посвященной психологическим расстройствам.

Мы можем быть на вершине радости или в глубине отчаяния или. Мы можем злиться, когда нас предают, бояться, когда нам угрожают, и удивляться, когда происходит что-то неожиданное. В этом разделе будут изложены некоторые из наиболее известных теорий, объясняющих наши эмоциональные переживания, и дано представление о биологических основах эмоций. Этот раздел завершается обсуждением вездесущей природы выражений эмоций на лице и нашей способности распознавать эти выражения у других.

Рисунок 1 . Малыши могут быстро переключаться между эмоциями, будучи (а) очень счастливыми в один момент и (б) очень грустными в следующий. (кредит а: модификация работы Керри Чешик; кредит б: модификация работы Керри Чешик)

Наши эмоциональные состояния представляют собой комбинацию физиологического возбуждения, психологической оценки и субъективных переживаний. Вместе они известны как компонентов эмоции . Эти оценки основаны на нашем опыте, происхождении и культуре. Поэтому у разных людей могут быть разные эмоциональные переживания даже при сходных обстоятельствах. Со временем было предложено несколько различных теорий эмоций, показанных на рис. 2, для объяснения того, как различные компоненты эмоций взаимодействуют друг с другом.

Теория Джемса-Ланге эмоций утверждает, что эмоции возникают в результате физиологического возбуждения. Вспомните, что вы узнали о симпатической нервной системе и нашей реакции «бей или беги», когда нам угрожают. Если бы вы столкнулись с какой-то угрозой в вашем окружении, например с ядовитой змеей на заднем дворе, ваша симпатическая нервная система инициировала бы значительное физиологическое возбуждение, которое заставило бы ваше сердце биться быстрее и увеличить частоту дыхания. Согласно теории эмоций Джеймса-Ланге, вы испытаете чувство страха только после того, как произойдет это физиологическое возбуждение. Кроме того, разные модели возбуждения будут связаны с разными чувствами.

Другие теоретики, однако, сомневались в том, что физиологическое возбуждение, возникающее при различных типах эмоций, достаточно отчетливо, чтобы привести к большому разнообразию переживаемых нами эмоций. Таким образом, была разработана теория эмоций Кэннона-Барда . Согласно этой точке зрения, физиологическое возбуждение и эмоциональное переживание возникают одновременно, но независимо друг от друга (Lang, 1994). Итак, когда вы видите ядовитую змею, вы чувствуете страх в тот самый момент, когда ваше тело начинает реагировать на борьбу или бегство. Эта эмоциональная реакция была бы отдельной и независимой от физиологического возбуждения, даже если бы они происходили одновременно.

Теории Джеймса-Ланге и Кэннона-Барда получили некоторую эмпирическую поддержку в различных исследовательских парадигмах. Например, Chwalisz, Diener и Gallagher (1988) провели исследование эмоциональных переживаний людей с травмами спинного мозга. Они сообщили, что люди, неспособные получать вегетативную обратную связь из-за травм, все же испытывали эмоции; однако у людей с меньшим осознанием вегетативного возбуждения была тенденция испытывать менее интенсивные эмоции. Совсем недавно исследования, изучающие 9Гипотеза обратной связи по лицу 0007 предполагала, что подавление выражения эмоций на лице снижает интенсивность некоторых эмоций, испытываемых участниками (Davis, Senghas, & Ochsner, 2009). В обоих этих примерах ни одна из теорий не подтверждается полностью, потому что физиологическое возбуждение, по-видимому, не является необходимым для эмоционального переживания, но это возбуждение, по-видимому, участвует в усилении интенсивности эмоционального переживания.

Теория двух факторов Шахтера-Зингера эмоций — еще одна вариация теорий эмоций, учитывающая как физиологическое возбуждение, так и эмоциональные переживания. Согласно этой теории, эмоции состоят из двух факторов: физиологического и когнитивного. Другими словами, физиологическое возбуждение интерпретируется в контексте возникновения эмоционального переживания. Возвращаясь к нашему примеру с ядовитой змеей на вашем заднем дворе, двухфакторная теория утверждает, что змея вызывает активацию симпатической нервной системы, которая в данном контексте определяется как страх, а наш опыт — это страх.

Рисунок 2 . Этот рисунок иллюстрирует основные положения двухфакторных теорий эмоций Джеймса-Ланге, Кэннона-Барда и Шахтера-Зингера. (кредит «змея»: модификация работы «табличный»/Flickr; кредит «лицо»: модификация работы Кори Занкера)

Важно отметить, что Шахтер и Сингер считали, что физиологическое возбуждение очень похоже на различные типы эмоций, которые мы испытываем, и поэтому когнитивная оценка ситуации имеет решающее значение для реальных переживаемых эмоций. На самом деле, можно было бы ошибочно приписать возбуждение эмоциональному переживанию, если бы обстоятельства были правильными (Schachter & Singer, 19).62).

Чтобы проверить свою идею, Шахтер и Сингер провели хитрый эксперимент. Участники мужского пола были случайным образом распределены в одну из нескольких групп. Некоторым участникам вводили инъекции адреналина, которые вызывали телесные изменения, имитирующие реакцию симпатической нервной системы на борьбу или бегство; однако только некоторым из этих мужчин было сказано ожидать этих реакций как побочных эффектов инъекции. Другим мужчинам, которым вводили адреналин, сказали, что либо инъекция не будет иметь побочных эффектов, либо приведет к побочному эффекту, не связанному с симпатической реакцией, например, к зуду в ногах или головной боли. После получения этих инъекций участники ждали в комнате с кем-то еще, кого они считали еще одним субъектом исследовательского проекта. На самом деле другой человек был сообщником исследователя. Сообщник по сценарию демонстрировал эйфорическое или гневное поведение (Schachter & Singer, 19 лет).62).

Когда испытуемых, которым сказали, что они должны ожидать появления симптомов физиологического возбуждения, спросили о каких-либо эмоциональных изменениях, которые они испытали, связанных либо с эйфорией, либо с гневом (в зависимости от того, как вел себя их сообщник), они не сообщили ни об одном. Однако мужчины, которые не ожидали физиологического возбуждения в результате инъекции, с большей вероятностью сообщали, что испытывали эйфорию или гнев в зависимости от поведения назначенного им сообщника. В то время как все, кто получил инъекцию адреналина, испытали одинаковое физиологическое возбуждение, только те, кто не ожидал возбуждения, использовали контекст, чтобы интерпретировать возбуждение как изменение эмоционального состояния (Schachter & Singer, 19).62).

Сильные эмоциональные реакции связаны с сильным физиологическим возбуждением. Это заставило некоторых предположить, что признаки физиологического возбуждения, включающие учащение пульса, дыхания и потоотделение, могут служить инструментом для определения того, говорит ли кто-то правду или нет. Предполагается, что большинство из нас проявили бы признаки физиологического возбуждения, если бы вели себя с кем-то нечестно. Полиграф , или тест на детекторе лжи, измеряет физиологическое возбуждение человека, отвечающего на ряд вопросов. Кто-то, обученный читать эти тесты, будет искать ответы на вопросы, которые связаны с повышенным уровнем возбуждения, как потенциальные признаки того, что респондент мог быть нечестным в этих ответах. Хотя детекторы лжи по-прежнему широко используются, их достоверность и точность весьма сомнительны, поскольку нет доказательств того, что ложь связана с каким-либо конкретным паттерном физиологического возбуждения (Saxe & Ben-Shakhar, 19).99).

Попробуйте

Связь между нашим переживанием эмоций и нашей когнитивной обработкой их, а также порядок, в котором они возникают, остаются предметом исследований и дискуссий. Лазарус (1991) разработал когнитивно-опосредованную теорию , которая утверждает, что наши эмоции определяются нашей оценкой стимула. Эта оценка является посредником между стимулом и эмоциональной реакцией, она является немедленной и часто бессознательной. В отличие от модели Шахтера-Зингера, оценка предшествует когнитивному ярлыку. Вы узнаете больше о концепции оценки Лазаря, когда будете изучать стресс, здоровье и образ жизни.

Два других выдающихся взгляда возникают из работ Роберта Зайонца и Джозефа Леду. Zajonc утверждал, что некоторые эмоции возникают отдельно от нашей когнитивной интерпретации или до них, например чувство страха в ответ на неожиданный громкий звук (Zajonc, 1998). Он также верил в то, что мы могли бы небрежно назвать интуитивным чувством, — что мы можем испытывать мгновенную и необъяснимую симпатию или неприязнь к кому-то или чему-то (Zajonc, 1980). Леду также считает, что некоторые эмоции не требуют познания: некоторые эмоции полностью обходят контекстуальную интерпретацию. Его исследования в области нейронауки эмоций продемонстрировали основную роль миндалевидного тела в возникновении страха (Cunha, Monfils, & LeDoux, 2010; LeDoux 19). 96, 2002). Стимул страха обрабатывается мозгом по одному из двух путей: из таламуса (там, где он воспринимается) непосредственно в миндалевидное тело или из таламуса через кору и затем в миндалевидное тело. Первый путь быстрый, а второй позволяет больше обрабатывать детали стимула. В следующем разделе мы более подробно рассмотрим нейронауку эмоционального отклика.

Психология в музыке

Нейробиолог Джоспе ЛеДу занимается не только изучением эмоциональных процессов и условностей у крыс — он также является солистом своей группы The Amygdaloids. Его группа часто объясняет в своих песнях психологическую музыку. См. пример этого в песне Fearing.

Попробуй

Подумай

  • Вспомни случаи из своей жизни, когда ты был в абсолютном приподнятом настроении (например, баскетбольная команда твоей школы только что выиграла соревновательный матч на национальном чемпионате) и очень напуган (например, ты собирается выступить с речью на уроке публичных выступлений перед аудиторией из 100 незнакомцев). Как бы вы описали, как ваше возбуждение проявлялось физически? Были ли заметные различия в физиологическом возбуждении, связанные с каждым эмоциональным состоянием?

Глоссарий

язык тела: эмоциональное выражение посредством положения тела или движения

теория эмоций Кэннона-Барда: физиологическое возбуждение и эмоциональный опыт возникают одновременно

когнитивно-опосредованная теория: эмоции определяются нашей оценкой стимула

компонентов эмоции: физиологического возбуждения, психологической оценки и субъективного переживания

эмоция: субъективное состояние, часто описываемое как чувства

гипотеза лицевой обратной связи: выражения лица способны влиять на наши эмоции полиграф: тест на детекторе лжи, который измеряет физиологическое возбуждение людей, когда они отвечают на ряд вопросов

Двухфакторная теория эмоций Шахтера-Зингера: эмоции состоят из двух факторов: физиологического и когнитивного

Список эмоций и чувств

Все мы испытываем разные эмоции и чувства. Аффективная сфера человека чрезвычайно разнообразна. Однако мы не всегда можем назвать то, что чувствуем. Мы все испытываем эмоции, но не все из нас способны распознавать их и управлять ими.

На самом деле есть люди с очень ограниченным эмоциональным самопознанием, потому что, хотя они и испытывают широкий спектр эмоций, они не способны их точно распознать. Очевидно, что незнание того, какие эмоции или чувства мы испытываем, является препятствием для управления ими наиболее подходящим образом.

Вместо этого знание всех эмоций и чувств позволит нам отточить наше эмоциональное осознание. Если вы знаете только одну или две музыкальные ноты, вы будете слышать только их, поскольку будете уделять им больше внимания. Если вы знаете их все, ваша музыкальная вселенная расширится. То же самое происходит и на уровне чувств и эмоций.

Исследование, проведенное в Университете Джорджа Мейсона, показало, что люди, способные определять и понимать свои эмоции, с меньшей вероятностью прибегают к наркотикам, алкоголю или еде в качестве путей отступления.

Другие исследования, проведенные в Университете Канзаса, пошли еще дальше, изучив влияние эмоциональной саморегуляции на физический уровень. Эти исследователи обнаружили, что люди с раком, которые были в состоянии обнаружить, обозначить и понять свои эмоции, имели более низкий уровень воспаления, процесс, который лежит в основе этого заболевания и считается неблагоприятным прогнозом.

Мы склонны думать, что эмоции и мысли представляют собой антагонистические процессы, исключающие или раздражающие друг друга. Однако правда в том, что в каждой эмоции есть щепотка разума, а в каждой мысли — доля чувства.

Хотя мы действуем, руководствуясь эмоциями, которые переживаем в данный момент, на самом деле мы также реагируем на сложный психический процесс, происходивший на заднем плане: когнитивную интерпретацию события, которую мы сделали.

Правда в том, что мы реагируем не на реальность, а скорее на то значение, которое мы придаем этой реальности, и в этом случае оно влияет на все, от наших ожиданий и потребностей до наших мыслей. Следовательно, эмоции — это не просто реакции на окружающую среду, но и на оценку, которую мы даем тому, что с нами происходит.

Например, если человек выплеснет на нас стакан воды, наиболее последовательной эмоциональной реакцией будет удивление, поскольку это неожиданное событие. Однако, когда мы начинаем думать о намерениях этого человека и включается наш рациональный разум, мы можем гневно реагировать, думая, что он сделал это нарочно. Таким образом, гнев — это не эмоциональная реакция на то, что произошло, а наша интерпретация того, что произошло.

Понимание разницы между эмоциями и чувствами — это не просто эпистемологическое или лингвистическое упражнение, это поможет нам лучше понять наши реакции и поведение, позволяя регулировать наши аффективные реакции для достижения большего благополучия.

Что такое эмоции? Это реакции аффективной валентности на определенные стимулы, которые могут быть внешними, что-то, что мы видим или переживаем, или внутренними, такими как мысль или воспоминание. Эмоции запускают набор гормональных и нейрохимических реакций, которые вызывают состояние активации, побуждая нас к немедленным действиям. Обычно это относительно мимолетные переживания, вызывающие высокую степень удовольствия или неудовольствия.

Когда нам сообщают ужасные новости, например, о смерти домашнего животного или близкого человека, активируется эмоция. В таких ситуациях наша реакция почти автоматическая и ее трудно контролировать, поэтому мы чувствуем себя очень грустными и даже, вероятно, плачем.

Что такое чувства? Чувства вызывают те же физиологические и психологические реакции, что и эмоции, но в них встроена сознательная оценка. Другими словами, они подразумевают осознание и оценку эмоции, лежащей в ее основе, и аффективного опыта, которым мы живем. Кроме того, они имеют тенденцию быть более стабильными с течением времени.

С течением времени эмоции исчезают, уступая место чувствам, когда происходит когнитивная интерпретация этого состояния. В случае плохих новостей, например, чувства, которые оставляет печаль, обычно следующие: горе, меланхолия, пустота, беспокойство, уныние или даже гнев.

Таким образом, основные различия между эмоциями и чувствами:

  1. Продолжительность. Эмоции — это преходящие состояния, которые приходят и уходят относительно быстро. Чувства, с другой стороны, представляют собой более устойчивые аффективные состояния с течением времени. Например, радость — это эмоция, а любовь — чувство.
  2. Порядок явки. Чувства являются результатом эмоций, поэтому они обычно им предшествуют. Радость, например, можно превратить в счастье, а влечение — в любовь.
  3. Интенсивность . Эмоции обычно более интенсивны, чем чувства, поскольку их основная цель — предрасполагать нас к действию. Сложные процессы оценки, которые обычно вмешиваются в чувства, немного уменьшают их интенсивность.
  4. Уровень обработки. Эмоции возникают бессознательно, вызывая почти немедленную реакцию, а чувства, требующие большего времени для своего формирования, обрабатываются сознательно.
  5. Степень регулирования. Эмоции — это аффективные состояния, которые трудно контролировать, поскольку они вызывают автоматические психофизиологические реакции. Мы не можем полностью сдерживать такие эмоции, как, например, страх или радость, поскольку, как только мы их испытаем, они проявятся через микровыражения. Наоборот, со временем можно лучше управлять чувствами, ища стратегии для их более уверенного выражения.

Однако на практике часто трудно разделить эмоции и чувства, поскольку там, где есть чувство, обычно бывают разные эмоции, и наоборот.

Понимание различий между эмоциями и чувствами, однако, помогает нам не чувствовать вины за наши первые эмоциональные реакции. Это также учит нас не цепляться за них, чтобы неприятные могли исчезнуть так же естественно, как и появились.

Несмотря на то, что западная культура веками отдавала приоритет разуму и отодвигала эмоции на задний план и даже превращала их в наших врагов, правда в том, что они очень полезны. Даже самые неприятные эмоции играют важную роль в социальной и личной адаптации.

  1. Адаптивная функция

Первичные эмоции особенно важны благодаря их гедонистическим качествам. Страх, например, способствует бегству или защитной неподвижности перед лицом опасности, а отвращение не дает нам съесть что-то, что может причинить нам вред. Даже выражения страха может быть достаточно, чтобы успокоить сильную реакцию нападающего.

Удивление, с другой стороны, побуждает нас уделять больше внимания тому, что происходит вокруг нас. Поэтому эмоции и чувства являются своеобразным внутренним компасом, позволяющим нам быстро ориентироваться в окружающей среде, вырабатывая наиболее адекватную реакцию.

  1. Социальная функция

Чувства и эмоции являются мощными социальными помощниками. Их выражение позволяет нам предсказать, как могут вести себя другие люди, чтобы приспособить наше поведение к их, что помогает нам лучше адаптироваться к социальной среде.

Эмоции позволяют нам осуществлять информативный обмен с нашими собеседниками посредством мелких жестов лица, тона голоса или движений тела. На самом деле, все мы способны улавливать микровыражения эмоций и обрабатывать их на бессознательном уровне, чтобы понимать эмоциональные состояния других и угадывать их намерения.

Именно эта способность позволяет нам понять, что человек расстроен и, возможно, это не лучшее время для критики или время, которое побуждает нас подойти к кому-то грустному, чтобы утешить его.

Таким образом, эмоциональные реакции не только раскрывают наше аффективное состояние, но также являются подсказками, регулирующими то, как другие реагируют на нас. Даже подавление определенных эмоций может иметь социальную функцию, позволяющую избежать конфликтов или проблем в межличностных отношениях.

  1. Мотивационная функция

Другая из наиболее важных функций эмоций и чувств относится к их способности активизировать наше поведение. Эмоции тесно связаны с мотивацией. На самом деле эмоции могут подтолкнуть нас к действию.

Так обстоит дело, например, с гневом, эмоцией, которая обычно вызывает агрессивное или оборонительное поведение. Эмоции могут генерировать мотивированное поведение, направлять его к определенной цели и заставлять нас выполнять его с интенсивностью. Страсть — еще одно чувство, которое может надолго удерживать нас в фокусе на человеке или проекте.

Стоит пояснить, что эта мотивационная функция зависит не только от типа эмоции, но и от размера симпатии или антипатии, которые она вызывает, и интенсивности эмоциональной реакции. Например, если мы только злимся, мы могли бы контролировать себя, но если мы чувствуем гнев, нам будет труднее не дать выход этому гневу.

В психологии существует определенный общий консенсус в отношении шести типов базовых эмоций: страха, гнева, отвращения, печали, удивления и радости. Однако более поздние исследования показали, что человеческое лицо способно создавать более 7000 различных выражений, отражающих большое эмоциональное разнообразие.

Следовательно, базовые эмоции — это просто основа, на которой мы строим более сложные и тонкие чувства и эмоции, окрашивающие наши переживания.

Положительные эмоции и чувства

  1. Радость
  2. Любовь
  3. Нежность
  4. Сострадание
  5. Щедрость
  6. Наслаждение 9 0070
  7. Ликование
  8. Надежда
  9. Восхищение
  10. Свобода
  11. Успех
  12. Справедливость
  13. Благодарность
  14. Принятие
  15. Сопровождение
  16. Доброта
  17. Признательность
  18. Благожелательность
  19. Гордость
  20. Милосердие
  21. Облегчение 90 070
  22. Эмпатия
  23. Целостность
  24. Смирение
  25. Привязанность
  26. Одобрение
  27. Концентрация
  28. Достаточность
  29. Гармония 9007 0
  30. Честность
  31. Умеренность
  32. Терпимость
  33. Мотивация
  34. Счастье
  35. Твердость
  36. Крепость
  37. Автономия
  38. Честь
  39. Солидарность
  40. Оптимизм
  41. Удовлетворение
  42. Безопасность
  43. Понимание
  44. Симпатия
  45. Любовь
  46. Страсть
  47. Уважение
  48. Энтузиазм
  49. Уважение
  50. Покой
  51. Удовольствие
  52. Преданность
  53. Пыл
  54. Обаяние
  55. Соревнование
  56. Полнота
  57. Всемогущество
  58. Эйфория
  59. Экстаз
  60. Иллюзия
  61. Поддержка
  62. Довольство
  63. Интерес
  64. Доверие
  65. Восторг
  66. Забота 90 070
  67. Достоинство
  68. Энергия
  69. Жизнеспособность
  70. Самодовольство
  1. Грусть
  2. Меланхолия
  3. Заброшенность
  4. Скука
  5. Злоупотребление
  6. Потребность
  7. Отсутствие
  8. Демотивация
  9. Страх
  10. Горечь
  11. Тоска
  12. Агрессивность
  13. Напряжение
  14. Нерешительность
  15. Тревога
  16. Отвращение
  17. Месть
  18. Мужество 90 070
  19. Раздражение
  20. Стыд
  21. Пустота
  22. Скука
  23. Враждебность
  24. Унижение
  25. Презрение
  26. Подлости
  27. Беспокойство
  28. Упрямство
  29. Ужас
  30. Предательство
  31. Беспокойство
  32. Перегруженность
  33. Жалость
  34. Манипулирование
  35. Страх
  36. Фобия
  37. Неудача
  38. Хрупкость
  39. Разочарование
  40. Ярость
  41. Одиночество 90 070
  42. Невозмутимость
  43. Паралич
  44. Злоба
  45. Ярость
  46. Подозрение
  47. Стыд
  48. Беззащитность
  49. Несчастье
  50. Страх
  51. Озабоченность
  52. Высокомерие
  53. Пессимизм
  54. Несоответствие
  55. Печаль
  56. Лень
  57. Сожаление
  58. Ненависть
  59. Ярость
  60. Обман
  61. Стресс
  62. Замешательство
  63. Преследование
  64. Досада
  65. Зависть
  66. Обида
  67. Испуг
  68. Грусть
  69. Оцепенение
  70. Нетерпение
  71. Недоверие
  72. Бессилие
  73. Замешательство
  74. Инвалидность
  75. Несовместимость
  76. Непонимание
  77. Несчастье
  78. Возмущение
  79. Нестабильность
  80. Несчастье
  81. Неполноценность
  82. Несправедливость
  83. Разрушение
  84. Разбитое сердце
  85. Неудовлетворенность
  86. Неуверенность
  87. Недостаточность
  88. Нетерпимость
  89. Ярость
  90. Раздражение
  91. Ревность
  92. Вина
  93. Цензура
  94. Wra номер
  95. Оппозиция
  96. Зависимость
  97. Депрессия
  98. Поражение
  99. Уныние
  100. Беспомощность
  101. Уныние
  102. Беспокойство
  103. Пренебрежение
  104. Уныние
  105. Безутешность
  106. Несчастье
  107. Обида
  108. 9 0069 Разочарование
  109. Отчаяние
  110. Нежелание
  111. Разочарование
  112. Опустошение
  113. Окаменение
  114. Дезориентация
  115. Презрение
  116. 900 69 Голод
  117. Мазок
  118. Бессилие
  119. Обесценивание
  120. Боль
  121. Нелюбовь
  122. Жалость
  123. Лень
  124. Дисфория
  125. Раздражение
  126. Сожаление
  127. Оскорбление
  128. Затуманенное зрение 90 070
  129. Печаль
  130. Разочарование
  1. Ностальгия
  2. Тоска
  3. Похоть
  4. Единство
  5. Влечение
  6. 9006 9 Тревога
  7. Изумление
  8. Смелость
  9. Изменение
  10. Гордость
  11. Уязвимость
  12. Оценка
  13. Искушение
  14. Терпение
  15. Удивление
  16. Амбивалентность
  17. Нежность
  18. Желание
  19. Застенчивость
  20. Спокойствие 900 70
  21. Раскаяние
  22. Паранойя
  23. Беспокойство
  24. Бешенство
  25. Замешательство
  26. Безмятежность
  27. Покорность
  28. Покорность
  29. 90 069 Успокоить
  30. Восстание
  31. Отвержение
  32. Принадлежность
  33. Приверженность
  34. Блаженство
  35. Отвращение
  36. Обида
  37. Сдержанность
  38. Преследование
  39. Обязанность
  40. Хвастовство
  41. Возбуждение
  42. Доминирование
  43. 900 69 Странность
  44. Несоответствие
  45. Неверие
  46. Покорность
  47. Равнодушие
  48. Бесстрашие
  49. Интриги
  50. Вторжение
  51. Импульсивность
  52. Спокойствие
  53. Утешение
  54. Неугомонность
  55. Переписка
  56. Любопытство
  57. Близость
  58. Беспокойство
  59. Нерешительность
  60. Презрение
  61. Радость
  62. Возвышение
  63. Снисходительность
  64. 9 0069 Невозмутимость
  65. Апатия
  66. Вдохновение
  67. Серьезность
  68. Транс
  69. Упрямство
  70. Упрямство
  71. Недоумение

В этом списке эмоций и чувств упоминаются положительные, отрицательные и переменные эмоции, но на самом деле все эмоции и чувства могут стать отрицательными или положительными в зависимости от того, как мы их испытываем и выражаем. Кроме того, это даже не все эмоции, которые существуют, поскольку есть и другие эмоциональные состояния, которые мы испытали, но которые в нашем языке не имеют дословного перевода, такие как pronoia и awumbuk.

Эмоции и чувства — это не просто психические состояния, они влияют на наше поведение и физиологические состояния. На самом деле, мы часто испытываем эмоции непосредственно в теле. Именно тело подает нам тревожный сигнал о том, что что-то изменилось и мы должны обратить на это внимание.

Когда мы встречаем человека, которого любим, например, наше сердце бешено колотится или мы чувствуем «бабочек в животе», но когда собака угрожает напасть на нас, наши мускулы напрягаются, а глаза обостряются. Вместо этого перспектива собеседования или публичного выступления может заставить нас потеть или даже дрожать.

Выражение чувств и эмоций в теле позволяет нам более эффективно передавать свое состояние без слов. Если человек ходит с опущенной головой и у него опущены уголки губ, мы поймем, что ему грустно. С другой стороны, если мы заметим, что она краснеет и потеет, мы поймем, что она нервничает. Поэтому телесное выражение эмоций и чувств имеет мощную коммуникативную функцию.

Однако эмоции и чувства важны и по другой причине: они готовят нас к встрече с вызовами окружающей среды. Они позволяют нам приспособить активацию сердечно-сосудистой, опорно-двигательной, нейроэндокринной и вегетативной нервной системы к требованиям окружающей среды. Таким образом, мы гарантируем, что сможем реагировать максимально быстро и адаптивно.

Эмоции способны одновременно включать одни системы организма и выключать другие, чтобы они не конкурировали друг с другом за ресурсы, что приводит к более эффективным реакциям. Например, когда мы боимся, мозг дает команду временно заблокировать ненужные пищеварительные процессы. Вот почему у нас обычно бывает сухость во рту, так как выработка слюны снижена. Вместо этого кровь быстрее течет к нижним конечностям, чтобы обеспечить нашу безопасность, в то время как легкие расширяются, чтобы позволить нам дышать с максимальной нагрузкой на случай, если нам придется бежать.

В то же время некоторые эмоции, особенно связанные с опасностью, вызывают изменение работы мозга. Тревога, страх или дистресс могут «отключить» лобные области коры головного мозга, которые помогают нам думать и принимать рациональные решения, отдавая приоритет самой примитивной системе обработки, которая производит более быстрые ответы.

Этот «эмоциональный захват» позволяет нам реагировать в мгновение ока, не слишком много думая, позволяя себе увлечься тем, что мы называем «инстинктом». Конечно, это не очень точная система, но она эффективна в рискованных ситуациях, поэтому может спасти нам жизнь.

Следуя этой линии, нейробиологи из Университета Аалто даже разработали карту тела, основанную на субъективных ощущениях, которые мы обычно испытываем в связи с некоторыми основными чувствами и эмоциями.

Это также означает, что определенные аффективные состояния, сохраняющиеся с течением времени, могут привести к физиологическим изменениям, которые запускают или усугубляют патологические процессы.