Психология карьеры: Психология карьеры | Coursera

Содержание

Психология карьеры: планирование карьерного роста

Программы дополнительного образования по психологии

 Программы семинаров-тренингов

— Физиогномика в подборе персонала
— Управление конфликтом
— Как продать себя или как найти работу своей мечты
— Целеполагание или как стать Президентом
— Почему не сбываются мечты
— Тайменеджмент по-русски

Ведущая – преподаватель, практический  психолог с 20 летним стажем.

 

Тренинг « Карьера для души » (16 часов)

НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ИДТИ, ЕСЛИ:
• Вы готовы совершить и предпринять действия для достижения карьерного успеха, воплотить ваши карьерные планы в действия, этот тренинг для Вас!
• Хотите начать новую карьеру, но не уверены, что это может произойти;
• Нужно принять решение по смене карьеры;
• Будучи сокращенным или уволенным с работы Вы мечтаете о новой карьере;
• Хотите построить успешную карьеру, но не знаете как;
• Ваши собеседования с желанными работодателями не успешны;

• Вы хотите преодолеть страх построения высокой карьеры;
• Нужна помощь, чтобы увеличить Вашу зарплату;
• Хотите большего контроля над Вашей рабочей ситуацией;
• Хотите укрепить свое лидерство и навыки управления.

 

Социальная адаптация в коллективе или как выжить в офисных войнах (27 часов)

Модуль 1 Отношения с коллегами
Модуль 2: Отношения с руководством
Модуль 3: Конфликты и офисные войны

 

Тренинг повышения управленческой эффективности руководящего персонала (24 часа)

Цель: Повышение эффективности работы руководящего персонала.

Задачи:

  1. Формирование знаний, умений и навыков, необходимых руководителю в сфере управления.
  2. Формирование знаний, умений и навыков, необходимых руководителю в сфере делового общения в ситуации неопределенности.
  3. Развитие лидерских качеств и совершенствование индивидуального стиля руководства управленческого персонала.
  4. Формирование имиджа современного руководителя.
  5. Формирование навыков диагностики и эффективной реализации личностного потенциала сотрудников организации.
  6. Формирование навыков саморегуляции и регуляции состояния подчиненных.

 

Что такое «Психология карьеры»

Психология карьеры важна и волнует практически каждого современного образованного и нацеленного на продвижение человека. Это важно с точки зрения реализации  своих  возможностей,  способностей и потребностей.

При поиске подходящей конкретному специалисту вакансии, он сталкивается глубинными психологическими проблемами, решение которых возможно, чаще всего, с участием профессионального психолога.

Человеку  свойственны различные  страхи, усталость, его сопровождают различные  сомнения… Высококвалифицированный психолог способен помочь преодолеть вышеперечисленные проблемы и стать успешным в достижении своих целей!

Психология карьерного роста обусловлена стремлением человека построить свою карьеру, опираясь на своё образование, способность принимать решения, скорость реакции. Движущей силой  карьерного роста являются здоровые амбиции, желание достижения финансового благополучия, способность развиваться, приобретать новые знания и опыт, быть мобильным и современным, стремление осваивать новые информационные и профессиональные технологии, приобретать новые профессиональные компетенции, управлять производственными процессами, быть последовательным в принятии решений, уметь их обосновывать, правильно выстраивать отношения с вышестоящими и нижестоящими коллегами, быть уравновешенным и корректным с людьми.

Человеку необходимо управлять своей карьерой, поскольку это важно для его жизнедеятельности.  Результатом управления карьерой является удовлетворенность персонала работой в организации, высокая производительность труда, профессиональная корпоративная культура, рациональное замещение ключевых должностей, увеличение профессионального потенциала и позитивный имидж в профессиональном сообществе.

Психология планирования карьеры обусловлена  особенностями процесса организации планомерного продвижения специалиста по иерархии должностей. 

Планирование карьеры — это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей к обучению и желаний в продвижении конкретного человека с требованиями организации и планами по её развитию.

 

 

Ирина Анатольевна Александрова, офис в СПб

Контактные  телефоны по организационным вопросам и вопросам оплаты обучения:

Звоните: тел: +7-921-550-94-40,  +7-812-783-32-00

Пишите: 

[email protected] ru

 

Наши представительства в ЛО

г. Выборг,     +7-813-78-246-21,  +7-921-900-50-61
г. Гатчина,    +7-813-71-950-96,  +7-921-900-74-82
г. Кингисепп +7-813-75-440-40,  +7-929-101-35-20
г. Луга           +7-813-72-209-96,  +7-921-900-50-62

 

 

 

Персональный сайт — психология карьеры

Тема №7: Психология карьеры.

7.1. Понятие карьеры.

7.2. Этапы карьеры.

7.3. Карьерный процесс.

7.4. Типы карьер.

 

7.1. Карьера- это профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения работника к профессионализму.

Карьера- должностное продвижение, достижение определенного профессионального статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности.

Карьера- это процесс движения по пути овладения некоторыми ценностями, благами, принятыми в обществе или в организации. К таким ценностям относят:

— должностные ступени,

— уровни иерархии,

— ступени квалификационной лестницы и связанные с ней разряды, дифференцирующие навыки и знания людей по уровню мастерства,

-статусные ранги, отражающие величину вклада работника в развитие организации ( выслуга лет, рационализаторские предложения, его положение в коллективе)

— ступень власти как степень влиятельности в организации ( близость к руководству, участие в принятии решений)

-уровень материального вознаграждения (зар плата, премии, льготы), дохода

 

Карьера- это процесс профессионального роста человека, рост его влияния, авторитета, статуса в среде, выражающей его продвижение по ступеням иерархии.

Карьеры бывают следующие:

-по признаку индивидуальной профессионализации: профессиональна ( освоение новых сфер), должностная (продвижение по иерархии)

-по признаку направления движений работника в структуре организации: вертикальные (иерархические), горизонтальные (смена должности, смежные работы), центростремительная (движение к ядру организации)

-по признаку содержаний, происходящих в процессе карьерного продвижения изменений: властная, квалификационная, статусная, монетарная.

-по характеру протекания: линейная, нелинейная, застойная

— по степени устойчивости и непрерывности: устойчивые и неустойчивые; непрерывные и прерывные

— по возможности осуществления карьеры бывают: потенциальная (человек рассчитывается), реальная (чего человек добивается)

-по времени осуществления: нормальная, скоростная, десантная (человек имеет поддержку в продвижение по карьере), типичная

-по направленности происходящих изменений: идеальная (с учетом постоянного роста и достижения поставленных целей), прогрессивная ( маленькие изменения, но есть), регрессивная (снижение статуса в организации).

 

На карьеру влияют внутренние и внешние факторы.

К внутренним относятся: мотивы, уровень притязаний, самооценка и состояние здоровья.

К внешним относятся : социальная сфера, тип организации, случайность.

По характеру воздействия выделяют факторы сдерживающие и сила сопротивления.

Сдерживающие имеют индивидуальное происхождение или определяются недостатком внутренних ресурсов и способом их мобилизации (низкий уровень потребности, слабость мотивов, недостаток знаний и опыта, болезни).

К силам сопротивления относятся: среда деятельности (карьерная активность, острота карьерной конкуренции, жесткий порядок продвижения, произвольные препятствия)

По природе происхождения факторы торможения делятся на физические, социальные, психологические и идеальные.

По времени действия факторы сдерживания подразделяются на : краткосрочные, устойчивые, постоянно действующие.

Последствия действия факторов торможения могут быть острыми либо вяло текущими.

 

7.2. Краткое описание этапов карьеры

Этапы карьеры

Возрастной период

Краткая характеристика

Особенности мотивации

1. Предварительный

До 25 лет

Подготовка к трудовой деятельности (учеба, получение профессии, первые годы работы)

Безопасность, социальное признание

2. Становление

До 35 лет

Освоение работы, развитие профессиональных навыков

Социальное признание и независимость

3. Продвижение

До 40 лет

Профессиональное развитие, мотивация

социальное признание, самореализация

4. Профессионализм

До 60 лет

Переоценка ценностей

Самореализация

5. Завершение

После 60 лет

Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены

Удержание социального призвания

6. Пенсионный

После 65 лет

Занятие другими видами деятельности

Поиск самовыражения в новой сфере деятельности

 

7. 3. Карьерная лестница- этапы:

1. Выбор карьеры. Обычно осуществляется исходя из 6 типов личности по Голланду:

1) реалистический- человек, предпочитающий деятельность связанную с манипуляциями инструментов и механизмов (машинист, столяр)

2) исследовательский- человек, предпочитающий быть аналитиком, любознателен, методичным и точным

3) артистическая личность- человек экспрессивный, нон-конформистски настроенный, оригинальный, внутренне сосредоточенный

4) социальный- любит работать вместе, помогая другим, целенаправленно избегает систематической деятельности, включая механическую

5) предпринимательский тип- человек, который любит деятельность, позволяющую ему влиять на других для достижения цели

6) конвенциональный тип- человек, который любит систематическое манипулирование данными, записями, репродуцированием материалов

Психология карьеры

Актуальность, научная и практическая значимость.

Представляемое учебное пособие разработано для подготовки бакалавров по профилю «Педагогика и психология», составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавриата 050400. 62 «Психолого-педагогическое образование» (профиль подготовки «Педагогика и психология»). Однако оно может быть полезным и специалистам, интересующимся вопросами планирования карьеры, психологам.

Пособие отвечает на важные для специалиста вопросы: что такое карьера, каким образом выстраивается индивидуальная карьерная линия, каковы методы позитивной самопрезентации.

Актуальность научно-практического поиска ответов на обозначенные вопросы, обусловлена тем, что предприятия современного типа принимают на себя неформальные обязательства рационально использовать качества сотрудников и дать каждому шанс сделать карьеру. Акцент на развитие персонала, планирование карьеры и деловую активность сотрудников стал отличительным признаком инновационного стратегического управления персоналом успешно действующих организаций. В связи с этим, данное пособие помогает выработать системный и практический подход к решению проблем, связанных с индивидуальным карьерным ростом, способствует обретению навыков и умений конструктивного коммуницирования, самопозиционирования и карьерного планирования.

Психологический подход к рассмотрению деловой карьеры позволяет студентам/пользователям представить карьерную траекторию как систему, обеспечивающую постоянный ресурс развития личности во всех фазах её жизненного цикла.

Практика психологического консультирования и психологического сопровождения карьеры требует знаний об индивидуальной специфике проявлений различных видов карьер. Наличие этих знаний позволит прогнозировать карьерную удовлетворенность и карьерное поведение субъектов. Полученная информация будет способствовать большей адекватности психологических мер, направленных на достижение карьерного успеха, на повышение эффективности профессиональной деятельности, с одной стороны, и на обеспечение самореализации субъектов в их профессиональной карьере, с другой стороны.

Цель освоения пособия: формирование у студентов компетенций в области психологии карьеры и представлений о психологических особенностях и закономерностях непрерывного карьерного процесса.

Основное содержание работы.

Учебно-методическое пособие «Психология карьеры» выполнен в программе Constructor Electronic books. Программа имеет интуитивно-понятный и эргономичный интерфейс, позволяющий пользователю мгновенно освоится и приступить к работе. Для работы с учебно-методическим пособием установки программы на компьютер не требуется.

Электронное пособие состоит из 6 блоков:

  1. Введение к курсу «Психология карьеры»: пояснительная записка, требования к уровню усвоения учебного материала, словарь основных терминов, полезные ссылки для прохождения он-лайн тестирования по темам, соответствующим дисциплине, список литературы к лекциям.
  2. Раздел 1. Феномен карьеры в психологических исследованиях: лекция, задания к лекции, литература к лекции, хрестоматийный материал, контрольный тест.
  3. Разделы 2 и 3. Этапы карьеры. Типы и стратегии карьеры: лекции, задания к лекциям, литература к лекциям, хрестоматийный материал, контрольные тесты.
  4. Раздел 4. Детерминанты карьеры: лекция, задания к лекции, литература к лекции, хрестоматийный материал, контрольный тест.
  5. Раздел 5. Планирование карьеры: лекция, задания к лекции, литература к лекции, хрестоматийный материал, контрольный тест.
  6. Материалы для итогового контроля по пособию.

Тестирование по каждому разделу дисциплины проводится с использованием программы MyTest X, которая встроена в оболочку электронного пособия. Программа работает под ОС Windows 2000, XP, Vista, 7. Для работы под Linux можно использовать Wine. Автор программы: Башлаков Александр Сергеевич. Каждый пользователь, имеющий дома компьютер, может не только ознакомиться с лекционным и хрестоматийным материалом, закрепив его выполнением практических заданий для самостоятельной работы, но и проверить уровень усвоения информации, пройдя тестирование и получив результат.

Электронное учебно-методическое пособие «Психология карьеры» располагается на сайте: http://rucont. ru/efd/178945. Файл с пособием сопровождается с четкими инструкциями по работе с ним.

Результаты и выводы.

На современном этапе, в связи с реформированием системы высшего профессионального образования, увеличивается не только доля самостоятельной работы студентов, но и получает широкое распространение дистанционные формы обучения, в связи с обозначенным положением, разработка и внедрение в практику электронных учебно-методических пособий имеет важное значение.

Кроме того, представленное пособие «Психология карьеры» ориентирует студентов/пользователей на новые качественные результаты, отражающие не только освоение предметного содержания (знаний и умений, опыта творческой деятельности и др.), но и овладение метапредметными умениями (способами деятельности, применимыми как в обучении, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также включающие личностные результаты (систему ценностных отношений, интересов, мотивации обучающихся и др. ).

(PDF) Феномен образа карьеры в отечественной психологии

WWW.PRO.RSU.RU

100

тем, насколько он обеспечивает антиципацию, т.е. опережающее отражение (по

П.К. Анохину) [2].

Итак, образ прежде всего определяет целеполагание (модели построения

будущих действий, образ мира, жизненного пространства, динамичных и устой-

чивых характеристик поведения). Разные характеристики образа являются базой

конкретных действии и построения своего жизненного пути, поэтому у деляется

такое большое внимание изучению таких понятий как «образ мира» (Д.Б. Даненова,

2001; Н.Н. Колмогорцева, 2003 и т.д.) и «образ будущего» (Е.Б. Быкова, 2002;

А.Л. Коробкин, 2002) и их влиянию на деятельность человека.

Образ будущего есть замысел жизни, внутреннее единство и целостность которого

конституируется его ценностью. Дело на будущее конкретизируется в конкретных

проектах, планах, задачах, целях, реализация которых, и воплощает жизненный за-

мысел, как один из основных компонентов психологического мира человека [3].

В исследованиях П.К.Анохина и Н.А. Бернштейна «потребное будущее», «цель»,

«будущий результат» является одним из видов психологического образа будущего,

функция которого по отношению к деятельности субъекта определяется тем,

насколько данный образ в состоянии обеспечить опережающее отражение.

В общей психологии интерес к образу будущего как феномену опережающего

отражения воплотился в работе Б.Ф.Ломова и Е.Н.Суркова по исследованию ме-

ханизма антиципации [4].

По мнению Н.Н.Брагина и Т.А.Доброхотова, особенности прошедшего

и будущего индивидуальных времен определяются степенью актуализации индиви-

дуального настоящего времени: «именно оно, видимо, противопоставляет их друг

другу. Так, чем более актуально настоящее время субъекта, тем более подавлено

в его сознании прошлое (оно воспроизводится лишь произвольно) и тем

более очерчено будущее» [5]. Исходя из этого, образ будущего складывается из

планируемых событий и потенциальных связей с прошлым и настоящим.

Теоретический анализ показывает, что практически во всех сферах изучения

человека образу будущего и процессу его моделирования придается боль шое

значение. Особое значение образу будущего придается при изучении карьеры

и формировании карьерных представлений.

Е.Г. Молл, исследуя представление о карьере (в рамках управленческой карье-

ры) выделает понятия «образ будущего управленческого пути» и «образ будущей

карьеры». В ее работе было описано влияние образа карьеры на управленческую

карьеру, помимо этого были описаны факторы влияющие на формирование образа

карьеры, характеристики и свойства образа карьеры, однако четкого определения

образа карьеры нам не встретилось [6].

Наиболее полным в сфере представлений о профессиональной карьере

является исследование И.П. Лотовой образа карьеры. В своем исследовании,

анализируя образ карьерного пути, говорит о том, что образ карьеры – это «ин-

теграл наличного состояния личности, способа его изменения и его финишного

состояния» [7, с. 145].

Проблема профессиональной карьеры в контексте практики психологического консультирования

Аннотация

В статье делается попытка систематизации научных изысканий и практических разработок в сфере психологического консультирования по вопросам профессиональной карьеры. Описаны этапы развития этой области психологии. Представлены результаты теоретического анализа подходов к содержательным характеристикам процесса карьерного консультирования. Перечислены его принципы и задачи. Рассмотрены основные проблемы и виды психологического консультирования по аспектам профессиональной карьеры.

Ключевые слова

психологическое консультирование по вопросам профессиональной карьеры, профессиональное консультирование, карьерное консультирование, профессиональная карьера, профессиональное самоопределение, профессиональная адаптация, планирование профессиональной карьеры, кризисы профессиональной карьеры

Ссылка для цитирования

Снегова Е. В. Проблема профессиональной карьеры в контексте практики психологического консультирования // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. № 2 (30). С. 59–65.