Психолого медико педагогическое сопровождение детей с овз: Положение об организации ПМПС (проект)

Положение об организации ПМПС (проект)

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

МДОУ д/с №

протокол №________

от «___» ________ 20 __г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МДОУ д/с № ______________ «____»________20__г.

Приказ № ___ от «__» ______20 __г.

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ДЕТСКИЙ САД № »

Положение об организации

психолого-медико-педагогического сопровождения

детей с ограниченными возможностями здоровья

и детей-инвалидов в условиях

дошкольной образовательной организации

1. Общие положения 

    1. Положение об организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ)  и детей- инвалидов  в образовательном  процессе (далее – Положение) разработано в соответствии с действующем законодательством в области образования.
    2. Настоящее Положение о психолого-медико-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ и детей-инвалидов разработано в соответствии с международными и федеральными документами:
  • Всеобщая декларация  прав человека»

 от 10 декабря 1948 года

  • Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ

«О ратификации Конвенции о правах инвалидов»

Статья 24

  • Конституция РФ 1993 г
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральные законы:
  •  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ,

  • « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ,
  •  «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»     от  6 октября 1999 г. № 184-ФЗ.
  • Указ Президента РФ от 29 мая 2017 года № 240 в рамках программы «Десятилетие детства» «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2018- 2027 годы»
    1. Положение регламентирует порядок деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад  № »(далее – МДОУ) по организации обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов.
    2. Психолог-медико-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности участников коррекционно-образовательного процесса, направленная на создание специальных условий для успешного обучения, развития и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

1.5 Основными принципами психолого-медико-педагогического сопровождения являются:

-приоритет интересов ребенка;

— непрерывность и комплексный подход в организации сопровождения;

-рекомендательный характер оказания помощи и услуг.

 

2. Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения

2.1 Цель психолого-медико-педагогического сопровождения заключается в создании комплекса образовательных, медицинских, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

2.2  Задачи психолого-медико-педагогического сопровождения:

  • защита прав и интересов обучающихся;
  • обеспечение безопасных и комфортных условий развития и обучения, поддержки в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;
  • реализация потенциальных возможностей обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, их благоприятной социализации;
  • участие в разработке индивидуальных программ сопровождения адекватных возможностям и способностям обучающихся с ОВЗ и детей- инвалидов;
  • проведение консультативно-просветительской работы среди всех участников образовательного процесса;
  • участие в экспертизе образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и т. д.

3. Основные направления деятельности:

  • Организационная деятельность
  • Диагностическая деятельность
  • Коррекционно-развивающая
  • Консультационная
  • Информационная и профилактическая
  • Методическая
  • Медицинская

 

 

4. Порядок организации сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов

4.1. Содержание образования и условия организации сопровождения детей с ОВЗ определяются адаптированными образовательными программами, детей-инвалидов –  программами  реабилитации и абилитации.

 4.2. Обучение детей с ОВЗ, детей-инвалидов может осуществляться в МДОУ совместно с другими воспитанниками в группах комбинированной направленности и в общеобразовательных группах, в группах компенсирующей направленности и на дому.

4.3. Решение о создании в Детском саду групп инклюзивного образования, групп комбинированной направленности принимается учредителем образовательного учреждения.

4.4. Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать Детский сад, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) сопровождение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях.

4.5 Сроки обучения воспитанников в группах комбинированной и компенсирующей направленности определяются рекомендациями  ТПМПК. Сроки обучения воспитанников  на дому зависят от состояния здоровья, психофизических возможностей ребенка и определяются медицинскими документами.

4.6. В образовательной организации сопровождение детей с ОВЗ осуществляется по адаптированным образовательным  программам при  создании специальных образовательных условий.

4.7. Под специальными образовательными  условиями для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,  учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

5.. Порядок организации психолого-медико-педагогического сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях

5.1. Основанием для организации психолого-медико-педагогического сопровождения  детей с ОВЗ, а также детей-инвалидов является заключение и рекомендации территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (далее- ТПМПК) и согласие родителей (законных представителей).

5.2. Функции организации психолого-медико-педагогического сопровождения  детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ДОУ возлагаются на психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк). В рамках работы психолого-медико-педагогического консилиума осуществляются следующие направления деятельности:

        • Для ребенка с ОВЗ разрабатывается адаптированная образовательная программа на основе рекомендаций ТПМПК;
  • Для ребенка-инвалида разрабатывается индивидуальная программа психолого-медико-педагогического сопровождения, при необходимости включающая разработку индивидуального образовательного маршрута (определение условий, сроков представления отчетности, изменение способов подачи информации и другое), определение адекватных методических приемов в процессе обучения, периодичности получения необходимой коррекционной помощи (образовательной, медицинской и другое), профилактику физических, интеллектуальных, и эмоционально-личностных перегрузок.

5.3 Специалисты ПМП(к):

– осуществляют психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ;

– определяют возможности инклюзии конкретного ребенка, условий и форм  инклюзии;

– проводят предварительную работу с воспитанниками, родителями (законными представителями), педагогами ДОУ, направленную на подготовку к организации инклюзивного образования в ДОУ;

– отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе, рекомендованной ТПМПК.

– организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в условиях инклюзии;

– осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми участниками процесса  инклюзии;

– проводят совместно со специалистами  ТПМПК оценку результатов обучения.

5.4  Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения осуществляют специалисты МДОУ в соответствии со штатным расписанием учреждения.

5.5. В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности введения в штатное расписание учреждения ставок специалистов квалифицированная психолого-педагогическая коррекционная поддержка может оказываться на основе договора со специальным (коррекционным) образовательным учреждением, учреждением для детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи, ТПМПК в рамках сетевого взаимодействия.

5.6. Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте воспитанников, формирования навыков образовательной деятельности, освоения программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в индивидуальном образовательном маршруте (далее – ИОМ).

5.7 .Ответственность за организацию психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида в образовательном учреждении возлагается на руководителя.

 

6. Кадровое и материально-техническое обеспечение

6.1 Образование детей с ОВЗ, детей-инвалидов осуществляется при наличии соответствующего  программно-методического обеспечения.

6.2 ДОУ обеспечивает сопровождение образовательного процесса специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения образовательных программ.

6.3 При отсутствии в ДОУ необходимых специалистов, оборудования для оказания специализированной помощи, такая помощь может быть организована через договор о сетевом взаимодействии со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями здравоохранения, учреждениями социального обслуживания с целью обеспечения необходимыми ресурсами.

 7.Основные документы психолого-медико-педагогического сопровождения:

  • Положение о деятельности психолого-медико-педагогического консилиума.
  • Положение о сопровождении детей с ОВЗ в общеобразовательных группах.
  • Положение о группах комбинированной (компенсирующей) направленности.
  • Должностные инструкции специалистов, воспитателей групп комбинированной (компенсирующей) направленности.
  • Годовой план.
  • Пакет документов психолого-медико-педагогического консилиума.
  • Адаптированные образовательные программы, индивидуальные образовательные маршруты (группы комбинированной направленности, общеобразовательные группы).
  • Адаптированные основные образовательные программы(группы компенсирующей направленности).
  • Рабочие программы, планы, специальная документация специалистов, осуществляющих сопровождение ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида.
  • Списки детей с ОВЗ, детей-инвалидов, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении.
  • Анализ работы за предыдущий период.

8. Заключительные положения

8.1. Настоящее Положение принимается на педагогическом совете и

Утверждается приказом заведующего Учреждением.

8.2. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до принятия нового.

8.3. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся по мере необходимости и утверждаются в порядке, установленном пунктом 8.1 настоящего Положения.

 

 

 

Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья

Дисциплины по выбору (модуль по выбору): 

Клинико-психологическое изучение лиц с ограниченными возможностями здоровья 

Возрастная патопсихология 

Нейропсихологический подход в диагностике отклоняющегося развития 

Дисциплины по выбору: 

Современная психогенетика 

Прикладные аспекты психологии отклонения поведения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья 

Дисциплины по выбору (модуль по выбору): 

Основы патопсихологии 

Основы нейропсихологии 

Клинические основы современной дефектологии 

Дисциплины по выбору: 

Медико-биологические проблемы дефектологии 

Девиантология в специальном образовании 

История и философия специальной педагогики и психологии 

Деловой иностранный язык 

Современные проблемы науки и практики в дефектологии 

Основы организации научно-исследовательской работы в магистратуре 

Дисциплины по выбору: 

История и теоретико-прикладные проблемы инклюзивного образования  

Андрагогический подход в специальной педагогике и психологии 

Тьюторство как новый формат в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья 

Перинатальная педагогика и психология 

Проектирование программ психологического сопровождения лиц с сенсорными нарушениями 

Проектирование программ психологического сопровождения лиц с нарушениями интеллектуального развития 

Проектирование программ психологического сопровождения лиц со сложными нарушениями развития 

Психологическое сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра 

Дисциплины по выбору: 

Инновационные методы диагностико-аналитической деятельности психолога специального образования 

Организационные и содержательные аспекты профессиональной деятельности специального психолога 

Современные технологии психологического сопровождения педагогов специального образования 

Практикум по консультированию лиц с ограниченными возможностями здоровья 

Практикум по профилактике эмоционального и профессионального выгорания педагогов (учебное событие) 

Психологическое сопровождение лиц с речевыми нарушениями  

Психологическое сопровождение лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 

Основы разработки онлайн курсов в сфере профессиональной деятельности 

Учебная (ознакомительная) практика 

Производственная практика (научно-исследовательская работа) 

Производственная практика (научно-исследовательская работа) 

Производственная практика (научно-исследовательская работа) 

Производственная практика (технологическая(проектно-технологическая))  

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в системе дополнительного образования

Открытый доступ

Проблема

SHS Web of Conf.

Том 87, 2020

Международная научно-практическая конференция «Профессионализм педагога: психолого-педагогическое обеспечение успешной карьеры» (МПКП 2020)
Номер статьи 00047
Количество страниц) 6
ДОИ https://doi.org/10.1051/shsconf/20208700047
Опубликовано онлайн 08 декабря 2020 г.

SHS Сеть конференций 87 , 00047 (2020)

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в системе дополнительного образования

Е.А. Экжанова 1 * и И.Л. Solovyeva 2

1 Московский городской университет, Москва, Россия
2 Москвский городской университет, Москва, Россия

* АВТОР. Статья посвящена проблеме психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в системе дополнительного образования от дошкольного возраста через период школьного обучения до взрослой жизни. В данной статье рассматриваются конкретные Индивидуальные Образовательные Программы (ИОП), использование эффективных педагогических технологий в работе с детьми разных нозологических групп. Читателю предлагаются следующие технологии: «игровая среда», «успешный первоклассник», «умелые руки», «спорт, досуг, развитие», оценка успешности в различных сферах деятельности, динамическое наблюдение за индивидуальной траекторией развития. дополнительное образование; технологии воздействия на мотивационную составляющую программы дополнительного образования и ее экстраполяция на профессиональное кредо подростка с ОВЗ. В статье описаны условия и возможности для раскрытия творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, возможности их карьерного роста и другие аспекты их реализации в обществе.

© The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2020

Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License 4. 0, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии, что оригинал работа цитируется правильно.

Показатели текущего использования показывают совокупное количество просмотров статей (просмотры полнотекстовых статей, включая просмотры HTML, загрузки PDF и ePub, согласно имеющимся данным) и просмотров рефератов на платформе Vision4Press.

Данные соответствуют использованию на платформе после 2015 года. Текущие показатели использования доступны через 48-96 часов после онлайн-публикации и обновляются ежедневно в рабочие дни.

Текущие ресурсы поддержки

Ресурсы для каждого этапа вашего лечения

В Cincinnati Children’s мы знаем, что забота о вас или здоровье ваших детей осуществляется не только в больнице. Вот почему мы собрали эти ресурсы, чтобы помочь вам на каждом этапе пути.

Эти ресурсы определяют и обеспечивают доступ к информации, услугам и поддержке для пациентов и их семей, включая детей и молодежь с особыми потребностями в медицинской помощи (CYSHCN).

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Какова цель этих ресурсов?

» Семья без информации не может взять на себя ответственность и чувствует себя беспомощной; семья, получившая информацию, не может помочь, кроме как получить полномочия и взять на себя ответственность. » — Family Voices, Юта 

Cincinnati Children’s хочет предоставить вам информацию и ресурсы, чтобы что вы можете наилучшим образом заботиться и защищать своего ребенка.

Мы предлагаем исчерпывающую подборку ресурсов в районе Юго-Западного Огайо. Также представлены ресурсы, уникальные для Кентукки и Индианы, а также ссылки на национальные и международные веб-сайты.

Кто использует текущие ресурсы поддержки?

Текущие ресурсы поддержки предоставляют исчерпывающую информацию и поддержку пациентам, семьям и поставщикам медицинских услуг.

Многие ресурсы связаны с уходом за людьми с особыми/сложными медицинскими потребностями.

Как вы перемещаетесь по этому каталогу, чтобы найти ресурсы?

Эти ресурсы в основном организованы по категориям, а затем подразделяются на темы. Нажмите на каждую из категорий слева, чтобы найти более конкретные темы.

Вы также можете использовать поле поиска на каждой странице, чтобы ввести одно или два важных или значимых слова, описывающих предмет или ресурс, который вы пытаетесь найти.

Наш опыт показывает, что информация, ресурсы и услуги, необходимые пациенту или семье, не всегда могут быть специфическими для конкретного состояния или заболевания. Это означает, что почти в каждом из разделов этого каталога ресурсов есть информация, которая может быть вам полезна. Мы рекомендуем вам потратить некоторое время и проверить другие темы, помимо той, которая привела вас сюда.

Что такое CYSHCN и как определяются особые потребности?

  • Анатомия ребенка с особыми потребностями
  • Дети и молодежь с особыми потребностями в медицинской помощи (CYSHCN) Администрации ресурсов и услуг здравоохранения (HRSA)
  • Служба специального медицинского обслуживания детей (CSHCS) Департамента здравоохранения Индианы
  • Управление по делам детей с особыми медицинскими потребностями (OCSHCN) в Кентукки CHFS
  • Система поддержки людей с ограниченными возможностями и их семей штата Огайо от OCALI
  • Признание и управление медицинской сложностью журналом Pediatrics Journal

Что такое медицинские дома и дома здоровья?

Медицинский дом — это не здание, дом или больница, а скорее подход к оказанию комплексной первичной помощи. Выбор медицинского дома может быть полезен для организации и координации медицинского обслуживания и вспомогательных ресурсов.

  • Национальный ресурсный центр для пациентов/медицинских учреждений, ориентированных на семью
  • Набор инструментов для создания медицинского дома
  • Комитет AAP по педиатрическому образованию (COPE)
  • Институт заботы о пациентах и ​​семьях

Дома здоровья были созданы в соответствии с Законом о доступном медицинском обслуживании от 2010 года. Они координируют уход за участниками программы Medicaid, страдающими хроническими заболеваниями.

  • Центр информационных ресурсов Health Home Министерства здравоохранения и социальных служб США
  • Центр информационных ресурсов Health Home от Центров услуг Medicare и Medicaid (CMS)
    • Дома здоровья
  • Закон об инвестициях и подотчетности в сфере услуг Medicaid от 2019 г., раздел 3, содержит информацию о «варианте штата по предоставлению скоординированного ухода через дом здоровья для детей со сложными заболеваниями».

Что следует учитывать на разных этапах жизни ребенка с особыми/сложными потребностями в медицинской помощи?

Может быть трудно пройти различные этапы жизни. У тех, кто нуждается в особом медицинском обслуживании, будет еще больше проблем.

Мы можем помочь вам пройти эти жизненные этапы, чтобы вы могли планировать текущие и будущие потребности.

  • Ages and Stages от Американской академии педиатрии (AAP)
  • Изучение жизненных стадий из картирования жизненных путей Nexus
  • Карта жизни, составленная Ассоциацией советов округов штата Огайо (OACB)

Какие документы важны и как можно организовать информацию?

В помощь врачам и лицам, осуществляющим уход за детьми с особыми медицинскими потребностями, мы предоставляем следующие инструменты, которые помогут вам быть организованными. Эти формы и списки можно скачать и распечатать для дальнейшего использования.

  • Анкета «Все обо мне» (.pdf) / Анкета «Все обо мне» (Word) описывает симпатии и антипатии вашего ребенка, его способности к развитию и поведенческие проблемы. Вы можете загрузить и написать в формате .pdf или загрузить и напечатать прямо в версии для Word.
  • Национальный центр медицинских инициатив на дому имеет примеры тетрадей по уходу для отслеживания важных документов.
  • Форма социальной оценки
  • может помочь вам поделиться важной личной информацией о вашем ребенке.
  • Контрольный список перехода поможет вам подготовить вашего ребенка к взрослой жизни.

См. также «Управление медицинской информацией» для получения медицинских карт и форм разрешений.

Мы ценим ваши отзывы

Помогите нам улучшить текущие ресурсы поддержки

Мы хотим услышать от вас.