Психолого педагогическая помощь: Психолого-педагогическая помощь — Городской психолого-педагогический центр
Психологическое консультирование
- выявление причин возникновения психологических проблем, их разрешение и восстановление эмоционального равновесия;
- эмоциональная поддержка клиента и повышение его психологической компетентности;
- помощь в решении личностных проблем, изменение отношения человека к проблеме, социальному окружению и самому себе.
Психологическая коррекция
- комплекс мероприятий, направленных на преодоление или снижение выраженности отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении личности.
Психологическая реабилитация
- это система психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование способов овладения знаниями, умениями и навыками, оказания психологической помощи относительно формирования самоутверждения и надлежащей самооценки человеком своих возможностей, усвоение правил общественного поведения и безопасного образа жизни.
Логопедическая диагностика и консультирование
- выявление нарушений устной и письменной речи ребенка;
- определение методов и способов их коррекции.
Психолого — педагогическая профилактика
- своевременное предупреждение возможных нарушений в развитии личности ребенка, межличностных отношений в семье и с социальным окружением.
Психолого — педагогическое просвещение
- распространение психолого-педагогических знаний;
- повышение уровня их психолого-педагогической культуры учащихся, их родителей и педагогов.
Составной частью любого вида психолого-педагогической помощи может являться психолого-педагогическая диагностика, выражающаяся в оценке индивидуально-психологических свойств личности и направленная на выявление проблем в развитии, обучении, поведении, уточнение их особенностей, причин возникновения.
Организация и содержание психолого-педагогической
Помощи в преодолении эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Цель: Активизация и расширение представлений слушателей о специфике организации и содержании психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам в преодолении эмоциональных нарушений.
Вопросы для изучения:
1. Понятие о психолого-педагогической помощи.
2. Цель, задачи, принципы оказания психолого-педагогической помощи.
3. Основные направления и содержание психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам в условиях дистанционного обучения.
Понятие о психолого-педагогической помощи.
Психологическая помощь – система комплексного психореабилитационного воздействия, направленная на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка с нарушением в развитии, формирование системы ценностных установок и ориентации, развитие интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим и физическим возможностям ребенка (И.И. Мамайчук).
В процессе психологической помощи детям с ОВЗ необходимо учитывать сложную структуру, специфичность их развития, характер сочетания в картине их состояния биологических и социальных факторов развития, особенности социальной ситуации развития, степень выраженности изменений личности в связи с заболеванием, особенности межличностного общения в семье и в социуме.
В широком смысле психологическая помощь является системой психологических воздействий, нацеленных на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств.
В узком смысле психологическая помощь — это один из способов психологического воздействия, направленный на гармонизацию развития личности ребенка, его социальной активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений.
Среди специалистов, деятельность которых связана с определением такой помощи, кроме психологов могут быть врачи-психиатры, психотерапевты, психоневрологи, педагоги, социальные работники.
В связи с этим существует несколько моделей психологической помощи детям и подросткам с ОВЗ.
Педагогическая модель. Педагогическая модель включает в себя оказание помощи родителям в воспитании детей. Педагог-консультант анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение.
Диагностическая модель. Как правило, объектом диагностики оказываются дети или подростки с ОВЗ, с трудностями в учебе, с отклонениями в поведении. Причем сам процесс диагностики является комплексным и предполагает участие группы специалистов для осуществления медицинской, педагогической или психологической диагностики. Диагностическая модель широко используется в медико-психолого-педагогических комиссиях, где рассматривается вопрос о дальнейшем обучении ребенка.
Социальная модель помощи чаще используется в семейной консультации. Такого рода помощью может быть, например, знакомство родителей детей с проблемами в развитии друг с другом с целью общения, знакомство родителей с имеющимися в городе социальными службами, например родительские ассоциации, семейный клубы и др.
Медицинская модель помощи предполагает усилия специалистов, направленные на лечение, реабилитацию детей с проблемами в развитии, а также на психическую адаптацию здоровых членов семьи к особенностям больного ребенка.
Психологическая модель помощи, опираясь на закономерности психического развития ребенка и подростка, предполагает анализ особенностей формирования познавательных процессов и личности ребенка или подростка с проблемами в развитии и разработку адекватных методов психологического воздействия, т. е. оказание всесторонней психологической помощи.
По своему характеру психологическая помощь может состоять:
ñ в рекомендациях, связанных с дальнейшим обучением и воспитанием ребенка;
ñ в рекомендации методов воспитания, обучения;
ñ в рекомендации по профессиональной ориентации подростков;
ñ в определении готовности ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении;
ñ в осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий.
Цель, задачи, принципы оказания психолого-педагогической помощи.
Целью психологической помощи является обеспечение психолого-педагогических условий психореабилитационного воздействия, способствующих повышению социальной активности, развитию самостоятельности, укреплению социальной позиции личности ребенка с нарушением в развитии, формированию системы ценностных установок и ориентации, развитию интеллектуальных процессов, с учётом психических и физических возможностей ребенка.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач, среди которых: устранение вторичных личностных реакций на имеющийся психический или физический дефект, неадекватный стиль семейного воспитания, госпитализм и др.
Основными принципами организации психологической помощи являются:
· принцип личностного подхода к ребенку с проблемами в развитии — в процессе оказания психологической помощи ребёнку учитывается не специфика отдельной психической функции, а личность в целом со всеми ее индивидуальными особенностями;
· каузальный принцип — психологическая помощь детям с нарушениями в развитии должна быть сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти отклонения;
· принцип комплексности — психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе клинико-психолого-педагогических воздействий;
· принцип деятельностного подхода — психологическая помощь должна осуществляться с учетом ведущего вида деятельности ребенка.
Коррекционно-педагогическая помощь
Для детей в возрасте от 1,5 до 18 лет развивающие и коррекционные занятия в Центре проводят квалифицированные специалисты различных профилей: педагоги-психологи, в том числе нейропсихологи, семейные психологи, учителя-логопеды и учителя-дефектологи, специалисты по адаптивной физической культуре, канистерапевты и др.
На основе анализа результатов диагностического обследования ребенка на психолого-педагогическом консилиуме Центра специалистами составляется индивидуальный маршрут психолого-педагогической помощи. Направленность помощи, ее длительность, форма проведения, количество занятий в неделю зависят от характера и степени выраженности трудностей в развитии, обучении и социальной адаптации у ребенка.
Спектр оказываемой отделениями Центра помощи детям и их семьям:
- психолого-педагогическое консультирование по вопросам развития и обучения детей;
- психологическое консультирование подростков, в том числе в кризисных состояниях;
- психолого-педагогическая диагностика особенностей развития, обучения и социальной адаптации, детско-родительских отношений;
- психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями и нарушениями речевого, познавательного, двигательного и социального развития, с трудностями в обучении и адаптации, с отклонениями в поведении;
- гармонизация детско-родительских отношений.
Когда стоит обратиться за психолого-педагогической помощью:
- Развитие ребенка отличается рядом особенностей, не свойственных его сверстникам.
- После прохождения ребенком медицинского обследования выявлены признаки, указывающие на снижение темпов психофизического развития, задержку развития речи, моторики, на гиперактивность, дефицит внимания, нарушения слуха и зрения и пр.
- У ребенка хроническое заболевание и/или инвалидность, затрудняющие его развитие, обучение и социальную адаптацию.
- Ребенок тяжело адаптируется к новой обстановке и новым людям, к детскому саду и/или школе.
- Ребенок не умеет дружить и находить друзей.
- Ребенок не умеет общаться со взрослыми.
- Ребенок часто, по вашему мнению, демонстрирует «плохое» поведение.
- У ребенка отмечаются особенности речи.
- У ребенка есть затруднения при обучении новому, воспроизведении или обобщении ранее изученного.
- У ребенка низкая успеваемость в школе.
Если вы ответили утвердительно хотя бы на один из 10-ти вопросов, раннее обращение за помощью поможет быстро и эффективно преодолеть трудности или снизить степень их проявления.
Помните! Талантливые и одаренные дети также нуждаются в помощи и поддержке.
Специалисты нашего Центра:
- Педагог-психолог – помогает формированию коммуникативных, личностных, регуляторных навыков, способствует преодолению трудностей в развитии и социализации.
- Учитель-дефектолог – специалист в области обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.
- Учитель-логопед – специалист в области оказания помощи лицам, имеющим нарушения речи разного характера и степени выраженности.
- Специалист по адаптивной физической культуре – специалист, деятельность которого направлена на коррекцию, исправление, улучшение физического состояния ребенка с ограниченными возможностями здоровья, на повышение его психологической и физической работоспособности.
Психолого-педагогическая помощь осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями. Совместная реализация необходимого объема помощи предполагает не только реализацию коррекционно-развивающей программы для ребенка, но и сопровождение специалистами родителей, регулярную диагностику достижений ребенка, при необходимости корректировку маршрута помощи. Совместная систематическая работа специалистов и родителей в условиях проектирования и реализации индивидуального маршрута психолого-педагогической помощи ребенку всегда приводит к устойчивым положительным результатам.
Двери наших территориальных отделений всегда открыты для ВАС!
Психолого-педагогическая помощь родителям в стрессовых ситуациях, связанных с процессом обучения.
Процесс обучения строится на постоянном преодолении определенных противоречий. Именно решение таких противоречий и является двигателем развития личности. А поскольку преодоление противоречия всегда связано с напряжением, возникает стрессовая ситуация. Итак, стресс – это состояние напряжения под влиянием сильных воздействий. Мы не будем рассматривать положительные и отрицательные стороны стресса. Наша задача не устранить стрессовые ситуации сами по себе, так как это не принесло бы пользы. Задача педагога — предотвратить состояние постоянного напряжения, которое может отрицательно сказаться как на психическом, так и на физическом здоровье детей.
Рассмотрим примеры наиболее часто встречающихся, так называемых, плановых стрессовых ситуаций.
Первые дни ребенка в школе. Это наиболее длительная стрессовая ситуация, возникающая в процессе обучения.
Вызов ребенка к доске для устного ответа.
Контрольная работа (особенно первая).
Начало выставления отметок. Имеются в виду как текущие, так и триместровые отметки.
Подготовка к переходу к обучению в среднем звене.
Как показывает само перечисление ситуаций, трудно отрицать их необходимость и в то же время стрессовый характер. Кроме того, на протяжении всего периода обучения возникает множество внеплановых стрессов, связанных с индивидуальными причинами у каждого ребенка.
Рассмотрим основные направления работы учителя, позволяющие решить поставленную задачу.
При выстраивании системы работы педагога следует помнить, что особенностью школьных стрессов является вовлечение в них родителей детей. Причем участие родителей заключается не только в наблюдении со стороны и переживании за своих детей. Часто родители выступают в роли активной действующей силы, не редко провоцирующей возникновение еще большего напряжения. Поэтому необходима просветительская работа, направленная на обучение родителей грамотной реакции на стрессовые ситуации. В этом отношении более контролируемой является ситуация при возникновении плановых стрессов. Так как к ней можно подготовиться заранее. Поэтому сначала рассмотрим характер взаимодействия учителя и родителей в ходе подготовки, а затем и во время реакции на плановую стрессовую ситуацию.
Первые дни ребенка в школе – это одна из наиболее трудных проблем. В настоящей статье мы не будем раскрывать все особенности периода адаптации. Обратим лишь внимание на характер возможных стрессов и варианты поведения взрослых. Чувство волнения при поступлении ребенка в школу – неотъемлемая и, пожалуй, необходимая составляющая этого события. А вот затянувшееся напряжение, перерастающее в постоянную тревогу, является негативным последствием возникшего стресса. Чтобы предотвратить или устранить уже возникшее напряжение, необходимо выяснить его причины. Конечно, в каждой семье накладываются свои особенности. Но, в то же время, есть общие корни складывающейся ситуации. Ими могут быть:
-общая или специальная неготовность ребенка к школе;
-негативный предыдущий опыт общения ребенка в коллективе;
-отсутствие такого опыта до школы;
-сочетание очень удачного опыта дошкольного общения с резким изменением условий при переходе в школу;
-особенности притязаний родителей (очень обширный аспект, включающий и уровень ожиданий родителей от ребенка, и их личный опыт, и особенности системы сложившихся взаимоотношений со своим ребенком).
Благоприятным периодом для предотвращения или преодоления этих трудностей является период подготовки детей к школе. В нашем лицее существует школа подготовки будущего первоклассника «Ступени в лицей». Занятия проводятся с учетом формирования будущих классных коллективов. Поэтому у каждого учителя есть возможность провести необходимые наблюдения и сделать психолого-педагогические выводы. Результатом таких наблюдений может стать информационная карта на каждого ребенка. Карта может быть выполнена в произвольной форме и иметь примерно следующий вид:
Особенности развития ребенка | Специфика проявления | Рекомендации для родителей. |
Общение со сверстниками | ||
Общение со взрослыми | ||
Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации, характер ожиданий | ||
Ориентация в пространстве | ||
Ориентация в пространстве листа | ||
Мелкая моторика руки | ||
Умение действовать по инструкции | ||
Фонематический слух | ||
Особенности развития ребенка, о которых пожелали сообщить сами родители* | ||
*Может войти информация о предыдущем опыте общения детей, особенностях взаимоотношений в семье, информация о тревогах, опасениях родителей и так далее.
Необходимо помнить, что эта информация – результат доверительного отношения родителей к педагогу и она строго конфиденциальна. Поэтому способы ее фиксирования каждый учитель выбирает сам. Возможно, учитель фиксировать будет что-то частично, а остальное просто запомнит.
Следует обратить внимание на то, что речь идет лишь о наблюдениях педагога в ходе общения с детьми и родителями. Никаких специальных диагностик учитель не использует, и тем самым не травмирует детей и родителей. Кроме того, таблицу в предложенном виде учитель заполняет для себя. Рекомендации родителям могут быть даны или в устной форме, или в виде другой упрощенной таблицы. Например:
Особенности развития ребенка | Рекомендации для родителей. |
Общение со сверстниками | |
Общение со взрослыми | |
Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации, характер ожиданий | |
Ориентация в пространстве | |
Ориентация в пространстве листа | |
Мелкая моторика руки | |
Умение действовать по инструкции | |
Фонематический слух | |
Данная таблица помогает систематизировать результаты наблюдений, но не заменяет живого общения с родителями. Повышенный уровень тревожности родителей в это время можно снизить только в результате разговора. Как правило, разговор состоит из двух частей: общая беседа на собрании родителей будущих первоклассников и индивидуальный разговор с каждым родителем. Как показывает практика, большинство родителей не знают как правильно и вовремя помочь своему ребенку. Поэтому они охотно становятся союзниками учителя в предотвращении трудностей дальнейшего обучения. Конечно, в каждом классе разговор будет иметь специфические особенности. Но общей главной мыслью таких бесед должно стать твердое убеждение в том, что с наступлением важных изменений в жизни ребенка не должно поменяться отношение к нему родителей. Причем необходимо обратить внимание родителей на сохранение внешних проявлений своей любви к детям, так как именно по ним ребенок судит об отношении к нему. При необходимости можно провести беседы на следующие темы:
«Когда в семье появляется первоклассник»
«Поступаем в первый класс вместе»
«Первые трудности: бояться или преодолевать?»
«Мне нужна ваша поддержка».
В дальнейшем, когда уже будет осуществляться процесс обучения, предложенный способ фиксирования информации может пригодиться. С помощью таких таблиц учитель вместе с каждым родителем будет отслеживать уровень достижений каждого ребенка, появиться возможность не только сделать выводы о динамике процесса, но и оказать действенную помощь.
Вызов ребенка к доске для устного ответа.
Ребенку и раньше приходилось отвечать на вопросы, выступать на праздниках, то есть оказываться в условиях личной презентации. Но все эти случаи не носили характера контроля и в основном совпадали с желанием ребенка выступить. В школе любой индивидуальный ответ связан в той или иной степени с контролем. Поэтому количество стрессовых факторов увеличивается. К ним относятся:
-внимание одноклассников и их возможная реакция;
-внимание учителя и его реакция;
-последующее отношение родителей к результату ответа.
Это факторы ситуативного воздействия. Но больше всего напряжения, а затем и тревоги вызывает у ребенка постепенно возникающее ощущение зависимости качества его ответов и характера взаимоотношений со сверстниками, учителем и родителями. Таким образом, возникает страх публичного выступления и, как следствие, ухудшение качества новых ответов. Для преодоления этих трудностей учителю необходимо вести работу сразу по всем перечисленным направлениям. Ограничиваясь рамками темы данной статьи, мы обратим внимание лишь на формирование отношения родителей к результату ответа.
Типичным вопросом родителей является вопрос о том, как ответил ребенок. Мало кто будет задаваться вопросом, что он при этом чувствовал до тех пор, пока не появятся более грозные признаки дискомфорта: слезы ребенка, его жалобы, нежелание отвечать. И тут родители часто впадают в другую крайность. У многих начинается паника, которая лишь усугубляет тревогу и неуверенность ребенка. Как один из вариантов помощи родителям модно предложить проигрывание на собрании или консультации ситуаций ответов. Учитель может раздать группам родителей тексты диалогов учителя и ученика, ученика и родителей, содержащие ремарки о реакции одноклассников, учителя самого ребенка. Каждая группа готовит маленькую инсценировку и предлагает ее общему вниманию. Затем идет обсуждение. Такая форма работы помогает родителям взглянуть на ситуацию не только со своей позиции, а шире, пересмотреть свое отношение и обратить внимание на причины трудностей. Но проигрывание ситуаций – это не решение проблемы. Это лишь подготовка родителей к разговору с учителем. Поэтому вторым этапом работы станет откровенный индивидуальный разговор с педагогом, в ходе которого будет выстроена совместная стратегия поведения взрослых.
Совместной целью учителя и родителей является формирование у ребенка строгого разграничения отношения к его ответу и отношения к нему самому.
Контрольная работа (особенно первая).
Вся деятельность учителя в данном случае направлена на поиск золотой середины. У ребенка должно быть ощущение важности выполняемой работы, определенного итога, чувство собранности. Ведь это прообраз всевозможных дальнейших испытаний, которых впереди еще очень много. Поэтому безразличного, равнодушного отношения быть не должно. Но нельзя допустить и чрезмерного волнения, мешающего сосредоточиться, а затем перерастающего в постоянный страх. Союзниками учителя вновь должны стать родители. Важным моментом, на наш взгляд, должен стать перенос внимания ребенка с переживаний по поводу результата работы на отсутствие или наличие знаний и умений.
С этой целью заранее проводится встреча с родителями (обычно на плановом родительском собрании), где сообщается время проведения и тематика предстоящей контрольной работы. Родители знакомятся с содержанием знаний, умений и навыков, которые будут проверяться, критериями оценки (устной или в баллах), продолжительности проведения работы. Кроме общих рекомендаций по правильному настрою ребенка в эти дни, внимательному отношению к его настроению, можно предложить родителям смоделировать ситуацию контрольной работы дома. То есть учитель раздает примерные задания, сообщает сведения об ограничении времени. Родители дома проигрывают с детьми урок. Потом вместе с ребенком рассматривают трудности: недостаток знаний, медленное выполнение заданий, неумение понять задание, неумение спланировать действия, частые отвлечения и т.д. Своими наблюдениями родители по желанию делятся с учителем. От такого взаимодействия получают пользу и родители, и учитель и, главное, ребенок. Заключительным звеном этой стратегии является отношение родителей к результату написания работы в школе. Оно должно быть выражено в конструктивном планировании дальнейшей работы. Можно предложить родителям составить вместе с ребенком специальную карточку. Она может содержать одну из тех надписей, которые ребенок привык видеть на страницах сборника самостоятельных и проверочных работ.
Примерный вид карточки:
Что я уже знаю и умею | Чему я еще учусь | Чему я еще должен научиться |
Таблица заполняется самим ребенком под руководством родителя в виде веселых значков и рисунков. Данная таблица постоянно пополняется. Туда вносятся результаты работы над ошибками, результаты новых контрольных работ или просто удачно выполненных заданий и ответов. Показательным является то, что ребенок наглядно видит, как постепенно значки и рисунки из третьей колонки переходят в первую. Зрительное восприятие накопления знаний и умений вселяет уверенность, оптимизм. Кроме того, такая форма самооценки приучает и родителей, и ребенка концентрировать внимание на содержании учебного процесса, а не на его результатах, выраженных в баллах. Таким образом, напряжение снимается в ходе деятельности.
Начало выставления отметок (как текущих, так и семестровых).
Мы не будем очень подробно останавливаться на этой ситуации, так как стратегия поведения взрослых в данном случае объединяет два предыдущих направления. То есть работа с родителями по подготовке ребенка к ответу у доски и к написанию контрольной работы синтезируется при подготовке к выставлению отметок. К сказанному следует добавить, что подготовка к этому событию в жизни детей начинается заранее. Прежде всего, это специальные беседы, включаемые учителем в родительские собрания. Учитель совместно с родителями должен сформировать у детей еще до выставления отметок убеждение о том, что отметка – это не подарок учителя и не выражение его отношения к ученику. Это указатель на то, что требует внимания, изучения и отработки. Конечно, учителю необходимо подвести родителей к пониманию того, что начало выставления отметок – это начало нового периода в жизни детей. Как и любой новый этап, он требует адаптации. Именно в период такой адаптации необходимо особое взаимодействие учителя и родителей. В период адаптации оцениваются наиболее успешные работы и ответы детей. Но в то же время родители и дети должны быть готовы к выставлению различных оценок. Возможно применение системы конкретизации при выставлении отметок. То есть большинство отметок, выставленных в дневник должно иметь краткое пояснение. Такая система работы позволяет осуществлять постоянную связь с родителями. Наличие подробной информации, как известно, один из шагов снятия напряжения.
Например:
Математика | Устные вычисления | 5 | |
Литературное чтение | Чтение текста | 4 | |
Русский язык | Диктант | 4 | |
Окружающий мир | Работа с таблицей | 5 |
Конечно, учитель не может каждый день и каждому ученику выставлять оценки таким образом. Речь идет об отдельных видах работ. Такую запись можно использовать у каждого ученика в случаях, когда надо показать успешность продвижения или, наоборот, обратить на что-то внимание. Используется также при оценивании письменных работ. Этот прием продолжает начатое ранее направление по формированию правильного отношения к отметке. Оно заключается в обращении внимания на характер знаний и умений, а не на балл.
Подготовка к переходу к обучению в среднем звене.
Трудно выделить момент, когда эта подготовка начинается. Наверно, в широком смысле слова она идет с самых первых дней ребенка в школе. Если же говорить о специальной подготовке, наиболее интенсивно она идет в четвертом классе. Стрессовых факторов в ситуации перехода к обучению в среднем звене очень много. Это и тревоги по поводу выбора направления дальнейшего обучения ребенка, по поводу успешности ребенка в условиях предметного обучения, по поводу переформирования классного коллектива и т.д. Задача учителя начальных классов – подготовить безболезненный переход детей и родителей в среднее звено. Предотвратить возникновение негативных ситуаций поможет детальное информирование родителей об особенностях дальнейшего обучения. Начиная с четвертого класса, каждое родительское собрание имеет блок, посвященный этой проблеме (независимо от общей темы собрания). Для обсуждения с родителями могут быть предложены следующие микротемы:
«Ближайшее будущее наших детей, какое оно?»
«Итоговые контрольные работы: стоит ли их бояться?»
«Виды работ на уроке в пятом классе»
«Трудности, испытываемые пятиклассниками (из прошлого опыта»)
«Как сделать выбор».
Не секрет, что большинство тревог родителей и детей связано именно с выбором дальнейшего направления учебы. На наш взгляд помочь в этом может параллельное анкетирование детей и родителей. Для анкетирование детей предлагается опросник Л.З.Красновского «Компас в мире профессий». Он позволяет приблизительно определить направление, к которому ребенок проявляет склонность в данный период. Среди направлений выделяются следующие: человек-природа, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ. Конечно, результаты опроса не являются определяющими. Они лишь приглашают к разговору на эту тему, помогают задуматься и внимательнее прислушаться к себе. На родительском собрании проводится анкетирование родителей, где они дают ответы от лица своих детей. Затем родители сравнивают результаты ответов. Такой подход к проблеме позволяет наглядно показать родителям степень их понимания интересов ребенка, а иногда, и предостеречь их от навязывания своего выбора. Сообщение результатов анкетирования родителям происходит с согласия детей.
Мы рассмотрели лишь некоторые из возможных плановых ситуаций и формы взаимодействия учителя и родителей. Формы такого взаимодействия очень разнообразны. Это пропедевтическая работа, общие и индивидуальные беседы, подробное информирование родителей с помощью специальных карт, совместное заполнение карточек достижений, проигрывание ситуаций на собрании, моделирование ситуации урока дома, обсуждение результатов с родителями, параллельное анкетирование, разговор на тревожные темы.
Но все это многообразие работы можно свести к одному очень важному ориентиру: помочь родителям прислушаться к «мудрости сердца». Каждый родитель любит своего ребенка. Поэтому только родитель может, не владея никакими методиками и технологиями первым прийти на помощь, поддержать, помочь поверить в свои силы. А задача учителя лишь помочь родителям увидеть все себе эти возможности и применить их.
Психолого-педагогическая помощь
- Просмотров: 12589
Психолого-педагогическая помощь предоставляется в образовательных организациях, центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, а также детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам.
Если Ваш ребенок испытывает трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации, то психолого-педагогическая помощь включает в себя:
1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
3) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. (Статья 42, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года).
Ребенку предоставляется психолого-педагогическая помощь в образовательной организации, которую он посещает, или в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Психолого-педагогический консилиум образовательной организации или центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи определяет направление коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий, логопедической помощи обучающимся, их объем.
Если Ваш ребенок является ребенком с ограниченными возможностями здоровья или ребенком-инвалидом, то психолого-педагогическая помощь является составной частью специальных условий обучения и воспитания.
Специальные условия обучения — это:
- образовательные программы и методы обучения и воспитания;
- специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
- технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента;
- проведение коррекционных занятий специалистами психолого-педагогического сопровождения: психологом (педагогом-психологом), учителем-логопедом, учителем-дефектологом;
- обеспечение доступа в здание организаций (безбарьерная среда).
(Статья 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.)
Для того, чтобы ребенку в образовательной организации были созданы специальные условия обучения и воспитания, необходимо предоставить заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии. На комиссию родитель (законный представитель) предоставляет в обязательном порядке заключение врачебной комиссии и/или справку бюро медико-социальной экспертизы, индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка — инвалида.
В последнее десятилетие в системе образования складывается особая культура помощи младшему школьнику в начальной школе — это психолого-педагогическая поддержка.
Младший школьник, приходя в школу и погружаясь в новую среду, решает свои определенные задачи, реализует индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации в процессе психолого-педагогической поддержки со стороны учителя. Данная поддержка взрослых должна быть направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, воспитания и психологического развития.
В исследованиях Е. А. Александровой, М. Р. Битяновой, О. С. Газмана, В. В. Игнатовой, Е. А. Козыревой, И. П. Липского, А. В. Мудрика, М. И. Рожкова, Н. А. Сенченко, Г. Н. Серикова, Н. М. Филипповой и других показано, что педагогическая поддержка имеет общее проблемное поле с другими категориями гуманистической педагогики. Также как и взаимодействие, процесс поддержки предусматривает гуманистическую межличностную основу общения педагогов и учащихся. Психолого-педагогическая поддержка предусматривает пролонгированное присутствие педагога в жизни младших школьников, а не разовую помощь в затруднительных ситуациях. Психолого-педагогическая поддержка — это длительный процесс, ориентированный на целостное развитие личности школьника. Поддержка отличается от процесса сопровождения младших школьников уменьшением степени видимого участия взрослого в процессе индивидуального образования учащегося, а также увеличением способности детей самостоятельно разрешать свои учебные и личностные проблемы. То есть психолого-педагогическая поддержка означает создание условий, благоприятно влияющих на развитие младшего школьника. Это совокупность поддерживающих усилий длительного ненавязчивого содействия развитию, акцентирующих самостоятельность детей [5, с. 169].
Феномен психолого-педагогической поддержки объединил названные категории и включил их в виде тактик, различающихся по степени участия взрослого в жизни ребенка. Выбор тактик обусловлен готовностью детей к самостоятельному решению задач. Он варьируется от максимальной помощи взрослого при неготовности школьников самостоятельно справиться с затруднениями (опека, забота, защита), до менее выраженного участия, когда ребенок может проявлять самостоятельность (наставничество, партнерство) и до скрытого присутствия педагога, когда ребенок может самостоятельно справиться с затруднением (помощь, поддержка, собственно сопровождение).
Анализ педагогических источников позволил выделить три направления исследования процесса психолого-педагогической поддержки:
1) поддержка как воспитание (В. П. Бондарев, И. А. Липский, М. И. Рожков): поддержка в создании условий, способствующих успешному развитию ребенка;
2) поддержка как защита (С. В. Дудчик): поддержка обеспечивает безопасность, интересы и права в процессе личностного, жизненного самоопределения;
3) поддержка как индивидуализация (Е. А. Александрова, М. Р. Битянова, Е. А. Козырева, И. Б. Левицкая, Н. Г. Осухова, С. К. Турчак): поддержка предполагает перманентную готовность взрослого адекватно отреагировать на запрос ребенка о взаимодействии, утверждение собственной его состоятельности.
Из анализа данных направлений исследования можно сделать вывод, что целью психолого-педагогической поддержки является создание условий для развития младших школьников, складываемых из атмосферы физической и психологической безопасности учащихся, обеспечения их интересов и условий индивидуально-личностного развития [4, с. 3].
За основу определения структуры психолого-педагогической поддержки взяты исследования Е. А. Александровой, М. Р. Битяновой, Н. Ю. Кунаковой, Н. Г. Осуховой, поскольку каждый из исследователей выделил ключевые моменты, которые в дальнейшем могут быть использованы при разработке алгоритма организации психолого-педагогической поддержки младших школьников в воспитательном процессе. Так, в исследовании Е. А. Александровой значимая идея зависимости характера процесса психолого-педагогической поддержки развития школьников во временном отношении. Отсюда следует, что на разных этапах формирования личности ребенка следует предусмотреть различные варианты поддержки — своевременное, завершающее и пролонгированное, единовременное и дискретное. В исследовании М. Р. Битяновой импонирует идея разного подхода к «психологически благополучным детям» и «детям с особыми психологическими потребностями». Применительно к исследованию она означает, что при проведении эксперимента диагностика нужна для определения возможного наличия учащихся с проблемами и, следовательно, требующими создания педагогами особых условий, а также для направленности должного внимания на психологически благополучных школьников, поскольку зачастую основная работа концентрируется на преодолении трудностей учащихся с особыми психологическими потребностями [1, с. 29]. Важным в исследованиях Н. Г. Осуховой является определение психолого-педагогической поддержки как оказания необходимой и достаточной помощи с целью самостоятельного решения личностью проблемных ситуаций. Это означает, что участие педагога в формировании личности младших школьников должно быть ограничено их потребностями, обусловленными возрастными особенностями [3, с. 117].
Проведенный анализ дает возможность, в контексте данного исследования, понимать процесс психолого-педагогической поддержки, как совокупность тактик педагогической деятельности, направленных на создание педагогом условий актуального и перспективного развития младшего школьника и заключающихся в содействии развитию его способностей в процессе воспитания. Логика поддержки состоит в последовательном создании педагогических условий, начиная с разработки программ диагностики и развития способностей, подготовки педагогов к реализации психолого-педагогической поддержки посредством вариативного выбора тактик опеки, заботы, защиты, наставничества, партнерства, помощи, поддержки, сопровождения, до контроля достижений и последующего обсуждения результатов.
Таким образом, поддержка младших школьников по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним иногда — чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда младший школьник потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь [2, с. 54]. Не сам ребёнок, не его умудрённый опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребёнку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор пути — это право и обязанность каждой личности, но если на перекрёстках и развилках с ребёнком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным — это большая удача. Именно в таком процессе поддержки младшего школьника на всех этапах его развития в процессе воспитания и видится основная цель психолого-педагогического поддержки.
Литература:
1. Андреева А. Д. Психологическая поддержка ребенка // «Воспитание школьников». 2000. № 3. С. 27–30.
2. Битянова, М.Р., Азарова, Т.В., Афанасьева, Е.И., Васильева, Н. Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998. — 76с.
3. Баюкова, Н. О. Педагогическая поддержка как условие обучения младших школьников: учебное пособие для студентов направлений подготовки бакалавров / Н. О. Баюкова; М-во образования и науки, Северо-Восточный гос. ун-т. — Магадан: СВГУ, 2012. — 147 с.
4. Кевля, Ф. И. Психолого-педагогический консилиум как средство прогнозирования личностного развития ребенка. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы 1996 — № 3 -7с.
5. Остапенко Г. С. Психологическая диагностика и психолого-педагогическое сопровождение становления личностного опыта младших школьников / Остапенко Г. С., Самусева Г. В. // Мир психологии. — 2008. — № 2. — С. 167–172.
Основные термины (генерируются автоматически): психолого-педагогическая поддержка, младший школьник, поддержка, процесс воспитания, процесс поддержки, развитие, создание условий, школьник.
Психолого — педагогическая поддержка школьников
Психологическая поддержка — это процесс, который:
- концентрирует внимание взрослого на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
- дает ребенку возможность поверить в себя и свои способности;
- помогает ребенку избежать ошибок;
- поддерживает ребенка при неудачах.
Имеет ли значение стиль общения при осуществлении психологической поддержки?
- Да, имеет. Надо обращать внимание и сосредоточиться не на ошибке ребенка, а на позитивной стороне его поступков и их поощрении.
- Недопустимы негативные замечания родителей.
- Поддерживать ребенка — значит верить в него.
- Поддерживать ребенка и тогда, когда ему плохо, и тогда, когда ему хорошо.
- Рассматривать поступок ребенка следует не только в целом, но и выделять отдельные, позитивные для ребенка стороны.
Чтобы осуществлять психологическую поддержку, взрослые должны:
- научиться принимать себя;
- достичь самовыражения и уверенности.
Уверенный взрослый может вселять уверенность в ребенка. Иначе взрослый может разочаровать ребенка, говоря ему:
- «Ты мог бы и постараться»;
- «Ты мог бы и поосторожнее»;
- «Ты должен был смотреть, как делаю это я».
- Постоянные упреки («Ты мог бы сделать лучше» и т. п.) приводят к негативному результату: «Какой смысл стараться? Все равно не получится. Я сдаюсь». И ребенок сдается.
К подобным результатам приводят:
- Завышенные требования родителей. Если родители видели, что ребенок в детском саду самый способный (хорошо прыгает), они ожидают, что и в школе он будет хорошим спортсменом.
- Чрезмерные амбиции ребенка.
- Плохо играя в определенной игре — отказывается принимать в ней участие.
- Плохо выполняя задание — отказывается вообще его выполнять.
- Не в состоянии выделиться в прыжках в высоту — начинает вести себя вызывающе.
- Взрослый должен научиться принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения и т. п.
- Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие «Я-концепции» и чувства адекватности ребенка.
Ежедневно повышайте чувство собственной значимости ребенка:
- демонстрируя ему свое удовлетворение от его достижений или усилий;
- поощряя его справляться с различными задачами. Создавайте у ребенка установку «Ты можешь это сделать»;
- учите ребенка ориентироваться в ситуации так, чтобы он сам смог сформировать свой образовательный вопрос и найти пути его решения.
Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, родитель должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. При этом можно сказать:
- «Мне было бы очень приятно наблюдать за твоей работой»;
- «Если что-то выполнено не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком»;
- «Мы все совершаем ошибки. А исправляя их, мы учимся. Ты тоже учишься».
Вскоре родитель научится тому, как помочь ребенку достичь уверенности в себе.
Содержательные функции поддержки
1. Профилактика школьной неуспеваемости
- Необходимо предупредить отставание тех учащихся, которые не в состоянии освоить содержание образовательных программ.
- Уже на этапе подготовки к обучению в школе обращается внимание на готовность ребенка по различным критериям.
- Своевременно оказанная психологическая и педагогическая помощь помогает ребенку, записанному в школу, заранее мобилизовать свою эмоциональную, волевую и познавательную активность, настроиться должным образом на преодоление возможных трудностей в обучении, актуализировать необходимые учебные умения.
- Такая установка позволяет предупредить возможные трудности первоклассника, связанные с недостаточной готовностью, недостаточным уровнем умения учиться. И наконец, своевременное преодоление трудностей, возникающих по ходу обучения, является профилактикой педагогической дезадаптации, отставания в учебе, неуспеваемости.
- Возможность оказания психологической помощи до начала обучения и в ходе
него создает более комфортные условия для учебной деятельности, позволяет своевременно разрешать коммуникативные, организационные и другие проблемы, возникающие в процессе обучения.
2. Пропедевтика — создание положительной установки на школу, учителя и учащихся, с которыми ребенку предстоит учиться.
- Стимуляция мотивации к обучению, активизация соответствующих ресурсов (познавательные способности, знания, умения, навыки).
- Поддержка личной инициативы и проявлений совместных усилий в групповой работе.
- Создание условий для проявления самостоятельности, творчества, индивидуального выбора.
- Поддержание особой атмосферы межличностного взаимодействия, построенного на гуманистических принципах.
3. Психологическое обеспечение программ школьного обучения
- Важно выявить и устранить препятствия, мешающие успешному самостоятельному продвижению ребенка в образовании, чтобы совместно с ребенком выстроить процесс преодоления этих препятствий. Ученик должен приобрести опыт осознанного действия в подобных ситуациях.
- На первом этапе в личной беседе выявить проблему ребенка, проговорить ее с самим учеником. Оценить ее с точки зрения значимости для ребенка. Для родителя это этап размышлений и проектирования психологической поддержки.
Чтобы помочь ребенку в беседе, можно использовать прием незаконченного предложения. Предложите ребенку закончить предложения: «Я хочу сказать…», «Моя самая большая трудность сейчас — это…». - На втором этапе необходимо выяснить причины трудностей ребенка, их возникновение. Здесь выявляется взгляд на проблему глазами ребенка. Не высказывая оценочных суждений, требуется проявить внимание к проблемам ребенка, внушая уверенность в том, что они могут и должны быть решены.
Задача родителей — поддержать ребенка в любых трудностях, высказать свою готовность помочь ему и по возможности сразу же обозначить первые шаги в этом направлении. - На третьем этапе вам предстоит договориться с ребенком о совместной работе по преодолению его трудностей. Лучше, если ребенок в письменном виде расскажет о своей готовности лучше учиться. Например, он обязуется получать по предмету хорошие оценки, а для этого будет больше задавать вопросов о правильности своего понимания вопроса. На вопросы будут даны ответы… и т. п.
- На четвёртом этапе взрослый стимулирует, одобряет действия ребенка. Поощряет его инициативу, помогает в успешности первых самостоятельных шагов.
- Пятый этап — рефлексия. Успехи и неудачи обсуждаются с ребенком совместно. Особое внимание необходимо проявлять к чувствам и эмоциям ребенка. Важно помочь ему заметить те изменения, которые происходят в нем самом и в отношении к нему.
Здесь мы учимся создавать ситуацию успеха, чтобы школьник, столкнувшийся с трудностями обучения, поверил в свои силы и способности.
Итак, главное — это вера родителей и педагогов в ребенка! Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы.
Педагог же обязан дать почувствовать каждому ученику, что он нужный и уважаемый член группы, класса.
Фотогалерея
Что такое психолого-педагогическое сопровождение? Каковы его особенности? Этот вопрос актуален и поэтому заслуживает детального изучения.
Сущность и специфика
Под влиянием различных неблагоприятных условий в настоящее время у детей возникают проблемы с развитием, возникают различные отклонения в физическом и психическом развитии, возникают серьезные нарушения в поведении.
Негативное влияние на образовательные учреждения оказывает социальная ситуация. Перед школами ставится новая задача — гуманистический подход к учебно-воспитательному процессу, построение инновационных форм обучения.
В процессе реализации таких принципов на практике возникает серьезная диспропорция эмоционального и когнитивного развития ребенка. Противоречия вызвали серьезные проблемы с воспитанием детей, произошла школьная дезадаптация.
Решение
Чтобы устранить его, требуется совместная деятельность многих специалистов, применение комплекса социальных, медицинских и психологических методов.Полноценная психолого-педагогическая поддержка позволяет устранить выявленные проблемы, своевременно обеспечить детей необходимой поддержкой.
История создания отечественных комплексных методов
В нашей стране социальная поддержка ребенка появилась только в конце прошлого века. Термин «эскорт» был впервые введен в 1993 году Т. Чередниковой. Психологическая поддержка в комплексном аспекте рассматривалась многими российскими учеными и педагогами, в том числе Л.М.Шипицын И.С. Якиманская.
Симптомы тревоги и способы их устранения изучены ИИ. Захаров, З. Фрейд. В течение длительного периода времени психологи выявляли истинные причины этого явления и пытались найти эффективные способы устранения проблемы. Комплексная поддержка — это комплекс диагностики программ развития и коррекции-развития, направленных на устранение выявленных проблем.
Ранняя поддержка
В целях полной реализации гуманитарного образования на практике в российской педагогике стали уделять особое внимание такому вопросу, как более раннее индивидуальное сопровождение детей.Он направлен на своевременное выявление детей из группы риска, одаренных детей, выбор каждой траектории развития для каждого школьника.
В конце прошлого века была проведена первая в России конференция школьных психологов, в рамках которой были проанализированы эффективные методы помощи особым детям. Эта комплексная психологическая поддержка была неразрывно связана с модернизацией системы образования, переходом к принципам саморазвития детей.
Благодаря психолого-медико-педагогическим центрам, службам специальной поддержки дети и родители получили всестороннюю помощь. Проблемный ребенок стал объектом для работы врачей, педагогов, психологов.
Современные реалии
В настоящее время комплексная поддержка имеет систематическую работу нескольких специалистов, направленную на устранение проблем в поведении отдельного студента. Во многих регионах страны сформированы отличные комплексные системы психолого-педагогического сопровождения, созданы базы данных, благодаря которым отслеживаются особые дети, которые переезжают из одного места жительства в другой регион Российской Федерации.
Производительность
Учитывая, что система социальной поддержки является системой, результаты работы анализируются как в системе образования, так и в медицинских учреждениях, а также в органах Министерства внутренних дел. Результаты статистических исследований показывают, что после создания системы мер по предупреждению правонарушений число случаев повторения значительно сократилось, количество правонарушений уменьшилось, и гораздо меньше детей стали проявлять девиантное поведение.
Цель сопровождения
Педагогическая поддержка детей направлена на создание таких социально-педагогических условий, в которых любой школьник мог бы стать активным участником всех происходящих в школе событий.Ребенок получает возможность иметь свой внутренний мир, развивать его, строить отношения с другими детьми.
Если социальная поддержка согласована с особенностями возраста ребенка, формируется образовательная и образовательная среда, которая будет способствовать успешному обучению, гармоничному развитию «трудного» школьника.
Принципы поддержки
Основная ценность придается личному выбору ребенка, возможности его самоопределения в различных жизненных ситуациях.
Благодаря использованию инновационных педагогических технологий, деятельность школьников сопровождается прямой связью с родителями, учителями и медицинскими работниками.
Суть работы заключается в том, чтобы передать ребенку сам ключ от его общения, деятельности, психологических секретов. Ребенок развивает навыки постановки определенной цели перед собой, планирования пути ее достижения, системы ценностей, умения проводить анализ своей работы.
Взрослый человек помогает ребенку выбрать субъективную, ответственную позицию по отношению к тем событиям, которые его окружают.
Мероприятия
Учитывая, что сопровождение является важным и ответственным процессом, оно невозможно без выбора определенных областей деятельности. Прежде всего, необходима переориентация, психологическое перевоспитание ребенка, изменение доступных навыков в позитивном ключе.
Например, для этого проводятся обучающие программы, специальные развивающие игры, в ходе которых у ребенка есть возможность выработать теоретические знания.
Методы такого рода необходимы учащимся для понимания своего «Я», своих индивидуальных особенностей, а также для приобретения навыков самоанализа, самосовершенствования.
Игровые технологии, в которых дети испытывают сложные ситуации, учатся выходить из них, помогают погрузиться в реальную жизнь. Студенты начинают видеть все последствия своих действий, осознают неправильное поведение, переосмысливают систему ценностей. Понимание того, насколько серьезными могут быть результаты неправильных действий, осознание реальности потери близких помогает переосмыслить поведенческие аспекты.
Заключение
Комплексная поддержка школьников является важным аспектом современной системы образования.Учитывая современные реалии, у детей с серьезными отклонениями в поведении умственное развитие становится все больше, им нужен индивидуальный подход, профессиональная помощь специалистов.
В настоящее время появляются новые подходы к построению системы комплексной методической работы психологов и педагогов. Суть таких действий заключается в передаче ученикам техник, которые дадут им реальную возможность успешно учиться, систематизировать полученные знания и рационально хранить их в своей памяти.
Индивидуальный подход IS. Якиманская считает приоритетной потребностью развитие психолого-педагогической системы формирования личности школьника, а также обязательный учет его личностных и индивидуальных особенностей.
Эта вспомогательная позиция основана на интересах и потребностях отдельного ребенка, учитывает логику его развития.
Концепция психологического и психического здоровья детей. Дубровин рассматривает в виде отдельного предмета работы психолога все проблемы, касающиеся формирования личности в отдельном образовательном пространстве.
Это школа, которая влияет на психологическое здоровье, делает корр
.Развитие психолого-педагогической практики
В результате изучения этой главы студент должен:
знать
• идея психолого-педагогической деятельности как антропологической практики возникновения человека в человеке;
• особенности становления и развития психологической практики в обществе;
• концепция психотехники, психотехническая философия практики;
• направления и методы психолого-педагогической практики;
• области применения психолого-педагогических знаний;
сможет
• Анализировать различные методы психолого-педагогической практики с точки зрения психотехнической парадигмы;
• определить соответствие методов психолого-педагогической практики современным психолого-педагогическим направлениям;
• ориентироваться в особенностях профессиональной психолого-педагогической сферы деятельности специалиста — психолога образования;
владеют
• навыки анализа сущности психолого-педагогической деятельности как антропологической практики появления человека в человеке;
• умение отразить содержание методов и направлений психолого-педагогической деятельности.
Историко-социальное измерение развития
Запрос (или потребность) в психологической помощи и знаниях на разных этапах развития общества существовал всегда, но формулировался и понимался по-разному.
В древних культурах мыслители и верующие пытались определить ценности, цели человеческого существования, его связь с Божественным, связь Души и Тела. Запрос был «зачтен»: то есть подразумевал практику преподавания, религиозного смирения или сосуществования с другими людьми.
В философских и религиозных учениях Востока и Запада путь к познанию человека определялся культурными и антропологическими установками: ценность индивида в группе или ценность сосуществования группы; познание себя как открытие в себе «внеземных, трансцендентальных идей», религиозного аскетизма в западной культурной традиции или рефлексивного самосознания в восточных религиозных практиках.
Запрос о психологических знаниях и, соответственно, психологической помощи был реализован в различных культурных и антропологических практиках, наиболее остро на кризисных этапах существования культур и сообществ.
Антропологические Практики
Психологическая практика как феномен современной культурно-исторической ситуации не произошла случайно. Психологические знания, берущие свое начало из мистических, философских и религиозных, социокультурных знаний, разработанных и применяемых в религии, философии, искусстве, медицине, педагогике, то есть по-разному. Можно сказать, что психологическая практика является одной из антропологических практик и каким-то образом связано с остальным.
Что такое антропологическая практика? Какие виды существуют в современной культуре? Каковы его особенности?
Антропологическая практика — это социокультурная духовная практика.Антропологическую практику можно определить как деятельность субъекта, целью которого, по словам В.И. Слободчикова, является появление в нем подлинно человеческой формы, основным результатом которой должно быть развитие человека во всех его духовно-психических измерениях человек — как жизнеспособный человек, как субъект собственной жизни и деятельности, как человек на встрече с другими.
Например, такими антропологическими практиками являются наука, религия, образование, медицина, искусство. Во всех этих видах человеческой деятельности субъект меняется, и именно эти субъективные психологические изменения являются неотъемлемым компонентом целевого состояния, результатом практики.
М. Фуко указывает на два типа социально-антропологических методов, которые существуют в контексте социокультурных антропологических практик:
1) методы производства и коммуникации, которые проявляются как методы подчинения (к ним относятся тюрьма, школа, медицина):
2) техники самости, которые позволяют самим людям выполнять операции над своим телом, душой и разумом; в некотором смысле это практика свободы, техника создания субъективности — пространства личного, на языке психологии — самосознания или самости.
(см. Назначение 1 к главе 2.)
Эта позиция может быть предметом обсуждения, но для нас важно, чтобы в этих антропологических практиках изменение субъективности и субъективности человека было значительным, и чтобы его субъект наделен различной степенью свободы и ответственности за самоизменение , Рассмотрим эти практики как антропологические, более подробно.
В науке , антропологической практике , цель состоит в том, чтобы получить новые знания с помощью норм научного метода, построенного в соответствии с отработанными веками.В конечном итоге научная деятельность направлена на изменение восприятия человеком окружающего мира (естествознание) и самого себя в этом мире (гуманитарные науки).
В медицине , как антропологическая практика, цель (миссия) — заботиться о здоровье человеческого тела, познании индивидуальных и возрастных изменений в организме; определение приемов (методов, условий и т. д.) для поддержания его в здоровом состоянии.
Миссия образования как антропологической практики — адаптация человека к решению различных жизненных проблем — в практической трансформации внешнего мира и своего внутреннего мира.
Образование, как социально-антропологическая практика, должно в первую очередь заботиться не о производстве единых художников в соответствии с социальным заказом, а о развитии потенциала личности студента. В качестве таких универсальных человеческих возможностей (антропологии) современного личностного потенциала можно считать:
— отражение и понимание;
— техника действий и коммуникаций;
— возможности интерпретации и мышления;
— способность к самоопределению по отношению к культуре и обществу;
— целеполагание и социокультурная персонификация;
— способность к организации, самоорганизации, организации систем знаний.
Из этого списка очевидно, что педагогика как антропологическая практика невозможна без глубокого знания психологической науки, без психологического сопровождения учителя и его учеников.
Основной парадокс образовательной деятельности, как пишет Л.Ф. Обухова, заключается в том, что эта деятельность направлена на внешний мир, но сам ее субъект в ней меняется. «Субъектом изменений в образовательной деятельности сначала становится … сам субъект, осуществляющий эту деятельность.Педагогическая деятельность — это такая деятельность, которая превращает ребенка в самого себя, требует рефлексии, оценки того, «кем я был» и «что стало». Процесс собственных изменений выделен субъекту как новый субъект. Самое главное в образовательной деятельности — это человек, обращающийся к себе … ». Когда в разных аудиториях, особенно в молодежной, задают вопрос о методах саморазвития, не случайно вспоминают в первую очередь об образовании и обучении.
Изменение себя становится глубокой основой религиозных, духовных практик, с которыми практика искусства также тесно связана. Не случайно религиозные темы занимают центральное место в искусстве на протяжении тысячелетий человеческой истории. Музыка, живопись, скульптура, да
.Психолого-педагогическая практика работы с одаренными детьми
Понятно, что если основные цели работы с одаренными детьми не определены четко и четко сформулированы, то сама задача психолого-педагогической поддержки будет основываться только на конкретных задачах и не сможет привести к реальному изменению неблагоприятной ситуации. , Психологи, занимающиеся психологической поддержкой одаренных детей, стремятся поддержать у студента уверенность в своих силах, понять их трудности и достоинства, развить его навыки общения и саморегуляции.Это все необходимо, но в рамках принципиально иной задачи. В большинстве случаев сущность психологической поддержки заключается именно в сочетании индивидуальной самобытности одаренного ребенка, характеристик его образа жизни и различных вариантов содержания образования, «поддерживая его уверенность в своих возможностях» в организации условия для его «благоприятного общения с одноклассниками и воспитателями.
Все это личное, хотя абсолютно необходимые вещи.Психологическая поддержка одаренного ребенка должна исходить не только от насущных проблем его развития и обучения, но прежде всего руководствоваться той потребностью, которая станет для него основой для решения его главной задачи.
Педагогические методы. Примерно такая же ситуация в педагогических методах обучения и развития одаренного ребенка. Углубление и расширение образовательного контента, внедрение системы общих понятий, межпредметная коммуникация, проектно-исследовательская работа — все это хорошо и необходимо, но это также промежуточные методы и методы работы, и они плохо ориентированы на Основная цель работы с одаренными детьми.
Что касается проектной и исследовательской работы, то при всей важности этого направления психолого-педагогической деятельности и ее несомненных перспективах эта деятельность должна работать в соответствии с потребностями одаренного ребенка. У нас эта форма деятельности ребенка, с одной стороны, объявлена дополнительной формой учебной деятельности, а с другой — выполнение проектной деятельности стало обязательным для всех детей в некоторых школах. Это тот случай, когда ребенка выбрасывают из ванны вместе с водой.
Проектная и исследовательская деятельность может и должна работать хорошо только в рамках постановки основной цели работы с одаренными детьми.
Причины неудовлетворительной ситуации
Недостаточное понимание актуальности этой проблемы в ряде институтов общества. Конечно, в целом в обществе и в соответствующих образовательных структурах уже есть подлинное понимание объема задач по работе с одаренными детьми, однако довольно часто (в первую очередь в средствах массовой информации и в системе подготовки учителей) подлинная работа покрыты высокими лозунгами.Как ни странно, по нашим наблюдениям, именно в системе педагогического образования (в педагогических вузах) нет четкого понимания важности работы с одаренными детьми. Нет понимания того, что только создание собственной интеллектуальной и творческой элиты может вывести страну из сегодняшнего духовного кризиса.
Слабость кадровой базы. Для одаренных детей особые условия не нужны, им нужны специально обученные учителя, которые в нашей педагогической системе не очень подготовлены, т.е.е. проблема именно в кадровой базе для работы с одаренными детьми. Более того, не совсем понятно, каким должен быть настоящий учитель одаренных детей, что именно от него требуется.
Недостаточность разработанных психолого-педагогических стратегий. Следует отметить, что большинство педагогических стратегий даже по-своему эффективны (например, углубление обучения, ориентация на межпредметные связи, расширение образования и т. Д.).) тем не менее, связаны в основном с системой образования, тогда как основная проблема заключается в системе личностного развития одаренного ребенка. С этой точки зрения, многие из доступных в настоящее время стратегий, решающих (и зачастую очень эффективно) какие-либо служебные задачи по развитию и обучению одаренных детей, категорически неэффективны в решении основной задачи работы с одаренными.
,видов диагностики в образовании
Типы Диагностики в Образовании
Обычно применяются к образованию, они говорят о диагностике когнитивного и психосоциального развития личности студента. Здесь в основе лежит принцип ориентации диагностических мероприятий на одну из традиционно выделяемых сфер психического развития. Есть и другие причины для классификации типов психодиагностики.
Например, психологи А. К. Марков, А. Г. Лидерс и Э.Яковлева предлагают различать индивидуально направленную и сравнительную диагностику. В центре индивидуально направленной работы находится индивидуальный ученик, уровень его развития, его успехи и трудности, прогнозы его будущих достижений и коррекционно-педагогическая деятельность по отношению к нему. Сравнительная диагностика, по их мнению, отличается акцентом на выяснение и сравнение эффективности различных образовательных программ.
С этим разделом вы можете согласиться с допущением об одном очень важном уточнении — в образовании вы должны говорить не о «индивидуально-направленной» и сравнительной диагностике, а об «индивидуально-направленной диагностике», «диагностике образовательной среды». ».В число задач диагностики образовательной среды, как одной из многих, входит диагностика «эффективности различных образовательных программ». Чтобы понять эти вопросы более подробно, необходимо четко определить проблемы психодиагностики в образовании каждого из выбранных видов.
Индивидуально направленная психодиагностика в образовании рассчитана:
— раскрыть особенности психического развития студентов;
— определить специфическую динамику психического развития студентов;
— дать основания для построения прогноза психического развития студентов;
— наметить основные направления коррекционно-педагогической деятельности.
В свою очередь, диагностика образовательной среды выявляет характер влияния различных образовательных факторов микро-, мезо-, макро- и мегаленни на процесс психического развития ребенка. Психодиагностика образовательной среды в контексте изучения характера воздействия каждого из этих факторов должна решить следующие проблемы:
— выявить особенности влияния этих факторов на умственное развитие студентов;
— определить специфическую динамику психического развития студентов под воздействием этих факторов;
— дать основания для построения прогноза умственного развития студентов при определенных условиях функционирования этих факторов;
— обрисовать основные направления коррекционно-педагогических мероприятий по использованию этих факторов.
Традиционно образование проявляет наибольший интерес к факторам микросреды (семья, школа, сверстники и т. Д.), Реже к факторам мезосреды (средства массовой информации и т. Д.) И еще меньше интересуется влиянием макро- и мегасреды. Это объясняется возможностями влияния этих факторов. Например, диагностика и коррекция детско-родительских отношений является сложной задачей, но в большинстве случаев она выполнима, в то время как, например, диагностика и коррекция воздействий национальных культурных традиций чрезвычайно затруднительны.
Это отражается на степени развития диагностических инструментов. Относительно много методов диагностики влияния семьи (многочисленные методы детско-родительских отношений и т. Д.), Сверстников (социометрические методики и т. Д.), Школ (тесты оценки эффективности различных образовательных программ и методик и т. Д.). Значительно менее развиты инструменты для диагностики степени воздействия мезо-, макро- и мега-сред.
,