Психолого педагогическая характеристика дошкольников оригинальная статья: Статья Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. | Статья (старшая группа) по теме:
Статья Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. | Статья (старшая группа) по теме:
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам – общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. К 6-летнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.
Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксированного материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению.
Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя результаты не всегда хорошие, анализ деятельности детей указывает на расчлененность образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного расположения.
В возрасте 4-6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействие на них с целью изменения. Данный уровень умственного развития, т.е. наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе наглядно-действенного мышления проявляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления – наглядно-образного мышления. Оно характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле представлений, без применения практических действий. К концу дошкольного периода преобладает высшая форма наглядно-образного мышления – наглядно-схематическое мышление. Отражение достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении затаи схематические изображения. «Наглядно-схематическое мышление создает большие возможности для освоения внешней среды, будучи средством для создания ребенком обобщенной модели различных предметов и явлений. Приобретенная черта обобщенного, эта форма мышления остается образной, опирающейся на реальные действия с предметами и их заместителями».
В то же время данная форма мышления является основой для образования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий. Таким образом, к 6-7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышления. Старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым, ближайшую перспективу умственного развития. Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени.
Необходимо отметить, что к моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время он становится более активным в поиске новой информации. Существенные изменения претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих. Выполнение определенных правил и в более, младшем возрасте служило для ребенка средством получения одобрения взрослого. Однако в старшем дошкольном возрасте это становится осознанным, а определяющий его мотив – «вписанным» в общую иерархию. Важная роль в этом процессе принадлежит коллективной ролевой игре, являющейся шкалой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенною эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается.
Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого. Е.В. Субботский считает, что в силу интериоризации правил поведения, нарушение этих правил ребенок переживает даже в отсутствие взрослого. Дети 6-летнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок дня оценки себя и окружающих людей.
Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6-7 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать.
Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства — психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И.Ю. Кулагина выделяет два аспекта психологической готовности – личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. В дошкольном возрасте учебная деятельность не является ведущей: во взаимоотношении с игрой последняя имеет доминирующее значение. В этом возрасте возникает своеобразная форма учебной деятельности: учение в дидактической игре.
Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношений людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения – формируется возможность саморегуляции, т.е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми.
(Л. С Выготский, 1991 – 93)
Ребёнок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т.д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем, и существуют пока как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-паук», «Я буду, как принцесса» и т. д.).
В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной гендерной идентичности, поэтому после 6 лет воспитательные воздействия на формирование его отдельных сторон уже гораздо менее эффективны. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).
Более совершенной становится крупная моторика. К 5 годам они обладают довольно большим запасам представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов ещё более расширяются и углубляются. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры руг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку семь – десять тарелок разной величины и разложить к ним соответствующие количество ложек разного размера. Возрастает способность ребёнка ориентироваться в пространстве. (Н. О Березина,2011)
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе с взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения – создание и воплощение замысла – начинают складываться первоначально в игре. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
В старшем дошкольном возрасте активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности (при условии сформированности всех других компонентов детского труда). Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов рунного труда.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на, те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.
В старшем дошкольном возрасте устанавливаются связи между художественным образом и средствами выразительности, формируются эстетические оценки и суждения, проявляется некоторая эстетическая избирательность.
В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Они в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепив, расписывать их.
Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщённые способы действий и обобщённые представления о конструируемых ими объектах .
30. Психолого-педагогическая характеристика детей с психопатией
В современной дефектологии к психопатиям относят такие особенности личности, которые характеризуются дисгармоничностью ее психического склада. Они относительно постоянны, практически необратимы и тотальны, оказывают сильное влияние на определение всей психической структуры человека. Выло выявлено, что патологические личностные особенности выражены настолько значительно, что препятствуют дальнейшей полноценной социальной адаптации и самоопределению личности. Считается, что определенный клинический тип психопатии формируется не ранее 18 лет. В связи с этим постановка диагноза «психопатия» ребенку неправомерна. Действительно, в большинстве случаев до начала юношеского возраста патологические черты характера лишены двух главных признаков психопатии: стабильности и тотальности. Но при этом достаточно очевидным является третий признак психопатии — школьная диэ-адаптация,которая у детей с разными типами психопатии протекает по-разному.
У детей с шизоидной психопатией уже в раннем возрасте наступает несоответствие между ускоренным умственным развитием и недоразвитием двигательной сферы. Развитие речи у таких детей обгоняет развитие моторики. Они с трудом овладевают навыками самообслуживания, отказываются принимать участие в подвижных играх. В начальных классах школьники с шизоидной психопатией испытывают значительные трудности при овладении письмом. В стар-| ших классах их увлечения довольно своеобразны, оригинальны и чаще всего односторонни. Особенности мышления детей с психопатией нередко находят отражение в необычных, оригинальных, творческих работах. Иногда имеет место одаренность, и тогда дети достигают определенных успехов, особенно на поприще абстрактных наук. В то же время им чужды нормальные человеческие потребности, они равнодушны к нуждам семьи.
Детямс психастенической психопатией свойственно обладание хорошими интеллектуальными способностями, иногда бывает даже одаренность в определенных сферах науки или искусства.
Несмотря на это, многие из них учатся средне ли ниже среднего. Причина кроется в характерологических особенностях детей с психастенической психопатией. Они педантично и скурпулезно подходят к подготовке домашнего задания, но в то же время чрезмерно волнуются при устных ответах, находятся 8 состоянии паники при написании контрольных и проверочных работ, постоянно сомневаются в правильности полученных результатов и тратят большее количество времени на перепроверку.Характерными особенностями детей и подростков с циклоидной психопатией являются колебание настроения от бодрого, приподнятого до подавленного, появление апатии, резкого снижения умственной и физической активности. В таком состоянии дети и подростки испытывают серьезные затруднения при обучении в школе. Иногда они прекращают посещать школу, избегают общества друзей, быстро устают от общения с людьми, предпочитая проводить все время дома перед компьютером или телевизором. Такие состояния продолжаются 1-3 недели и сменяются у детей обычным настроением или приподнятым настроением с повышением активности и ощущением физической бодрости и силы.
**
31. ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА (ПОНЯТИЕ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ)
По данным отечественной и зарубежной статистики число детей с отсутствием или понижением функции органа слуха постоянно увеличивается, в то время как для полноценного развития ребенка особую значимость имеет нормальная функция слухового анализатора. В первую очередь и в наибольшей степени при нарушениях слухового анализатора страдает речь, а также происходит общее недоразвитие познавательной деятельности. Так, первичный дефект анализатора порождает вторичные отклонения в развитии, которые впоследствии станут причиной возникновения других отклонений.
Медицинские исследования показывают, что причинами нарушения слуха являются инфекционные заболевания, токсические поражения, механические, акустические, контузиционные травмы, сосудистые расстройства и др. Также нарушения слуха возникают и в результате заболеваний, поражающих наружное, среднее, внутреннее ухо или слуховой нерв. Значительное место в числе причин занимают последствия острого воспаления среднего уха. Стойкое понижение слуха часто возникает в результате воспалительных и невоспалительных заболеваний носа и носоглотки, к которым относят хронический насморк, аденоидные разращения и связанную с этими заболеваниями непроходимость евстахиевой трубы. Наиболее серьезное отражение этих заболеваний на слухе происходит в том случае, если они возникают в раннем возрасте. Поэтому важное значение имеет определение критериев риска возможности нарушений слуха у ребенка раннего возраста. Это можно установить посредством тщательного изучения анамнестических данных.
На состояние слуховой функции оказывают отрицательное влияние неблагополучные роды. Кроме того, причинами нарушения деятельности слухового анализатора могут послужить алкоголизм матери во время беременности или вирусные заболевания, перенесенные матерью в этот период. К ним относят краснуху, корь и грипп. Нарушения слуха часто сочетаются с различными врожденными пороками развития, среди которых расщелины губы и неба или недоношенность. Неблагоприятным фактором могут послужить желтуха или неврологические расстройства ребенка в период новорожденное™. К группе риска относят детей с различными хромосомными и наследственными заболеваниями. Отдельное место занимает возможность наследственной передачи нарушений слуха, однако процент этот не настолько велик, как принято считать.
Специалистами была установлена зависимость между причинами различных видов тугоухости и определенной возрастной группы. Согласно этой теории на первом году жизни преобладает наследственный и врожденный характер глухоты (или тугоухости), тогда как в дальнейшем возрастает роль приобретенных факторов понижения слуха. К ним относят последствия воспалительных заболеваний органов слуха, неправильное применение ряда медикаментов, в частности антибиотиков, длительное воздействие звуковых раздражителей. Примером последнего может послужить широко распространенное использование среди молодежи современной аудиотехники.
**
Перспективы психологии и образования детей младшего возраста
Перспективы психологии и образования детей младшего возраста
Perspec tives on Early Childhood Psychology and Education публикует оригинальные статьи по широкому спектру психологических и образовательных аспектов, касающихся младенцев и детей младшего возраста. (до 8 лет), семьи и опекуны. Журнальные статьи включают основанные на фактических данных исследования, теорию и практику с точки зрения клинической, общественной, психологической, неврологической и школьной психологии. В журнал принимаются обзоры тестов и книг, обзоры литературы, описания и оценки программ, клинические исследования и другие профессиональные материалы, представляющие интерес для психологов и педагогов, работающих с детьми раннего возраста.
Редактор: Мария Эрнандес Финч
ISSN: 2471-1527
Прием заявок здесь!
Перспективы психологии и образования детей младшего возраста Том 6, выпуск 2
Перспективы психологии и образования детей младшего возраста публикует оригинальные материалы по широкому спектру психологических и образовательных аспектов, имеющих отношение к младенцам, маленьким детям, семьям и лицам, осуществляющим уход. Особое внимание в томе 6.2 уделяется «Содействию психическому здоровью и положительному благополучию в раннем детстве: определение решающей роли школы». В этом томе представлены статьи о важности систем поддержки учащихся в государственных школах. Опираясь также на несколько исследований, приглашенные редакторы д-р Тимоти Хэнчон и д-р Кристин Скардамалия подчеркивают необходимость бесед, посвященных управлению классом.
Редактор: Дэвид Макинтош Perspectives on Children Child Psychology and Education публикует оригинальные материалы по широкому спектру психологических и образовательных аспектов, имеющих отношение к младенцам, маленьким детям, семьям и лицам, осуществляющим уход. Особое внимание в томе 6.1 уделяется «Наблюдение, полицейское наблюдение и социальный контроль: переосмысление управления классом для демократических возможностей». В этом томе представлены статьи о расовом неравенстве в дисциплине, скрытой учебной программе социально-эмоционального обучения и создании пространства для подтверждения идентичности для чернокожей молодежи. Редактор: David McIntosh . Добавить в корзину таблицу Совока. «Психология и образование в раннем детстве», том 5, выпуск 2 «Перспективы психологии и образования в раннем детстве» публикует оригинальные материалы по широкому кругу психологических и образовательных аспектов, касающихся младенцев, детей младшего возраста, семей и лиц, осуществляющих уход. В томе 5.2 представлены исследования методов и стратегий обучения глухих учащихся. Редактор: David McIntosh ПСИХОДЫ ДОБАВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЙСТВИЯ Редактор: Дэвид Макинтош Взгляды на психологию и образование в раннем детстве публикует оригинальные материалы по широкому спектру психологических и образовательных аспектов, имеющих отношение к младенцам, маленьким детям, семьям и лицам, осуществляющим уход. Том 4, выпуск 2 рассматривает концептуализацию перфекционизма в раннем детстве через призму исследований перфекционизма детей и подростков. Редактор: David McIntosh Add To Carttable of ContentItorial BoardbstractSsssshool. Перспективы посвящен широкому кругу психологических и образовательных аспектов, связанных с младенцами, маленькими детьми, семьями и опекунами. В этом новом выпуске ищите статьи об адаптации детей и их готовности к детскому саду, а также об инклюзивных проектах игровых площадок. Редактор: Дэвид Макинтош Добавить в Carttable of ContenceDitorial Bod 3, Issue 2 Perspectives содержит исследования психологических проблем младенцев и детей младшего возраста, семей и лиц, осуществляющих уход. В этом выпуске есть два специальных раздела. Первое особое внимание уделяется семейному сотрудничеству в области специального образования детей младшего возраста, а второе особое внимание уделяется исследованиям в программах по уходу за детьми в сообществе. Редакторы Special Focus I (Семейное сотрудничество в области дошкольного образования): Стейси Л. Бендер и Анхель Феттиг Редакторы Special Focus II (Исследования в программах по уходу за детьми по месту жительства): Кери Джордано и Адриенн Гарро ISBN: 978-0-9619518-9-4 0003 Перспективы раннего детства Психология и образование фокусируется на широком спектре психологических и образовательных аспектов, связанных с младенцами, детьми младшего возраста (до 8 лет), семьями и лицами, осуществляющими уход. В этом выпуске представлены статьи о предотвращении эмоциональных и поведенческих проблем у маленьких детей, а также подборка статей общего характера. Специальные редакторы (профилактика поведенческих и эмоциональных расстройств в раннем детстве): Melissa Stormont и Laine Young-Walker ISBN: 978-1-935625-28-5 Добавить в Contenceeditorial Board Pace University Press представляет Volume 2, Issue 2 of Perspectives on Children Children Psychology and Education . PECPE , издаваемый доктором Виктором С. Этот общий вопрос касается гендерного несоответствия и идентичности, влияния отца на развитие ребенка и приобретение навыков, а также того, как дети адаптируются к детскому саду, по словам воспитателей детских садов.
ISBN: 978-1-935625-67-4
Прай и Education Volume 6, Issue 1
ISBN: 978-1-935625-62-9
Цена: $ 40
в мягкой обложке, 2021
ISBN: 978-1-935625-59-9
Цена: $ 40
в мягкой обложке, 2020. и Education Volume 5, Issue 1
Perspectives on Early Childhood Psychology and Education публикует оригинальные материалы по широкому спектру психологических и образовательных аспектов, имеющих отношение к младенцам, маленьким детям, семьям и лицам, осуществляющим уход. В томе 5, выпуске 1 представлены исследования по укреплению здоровья и благополучия в дошкольном образовании.
ISBN: 978-1-935625-50-6
Прай и Education Volume 4, Issue 2
ISBN: 978-1-935625-35-3
Цена: $ 40
Paper, 2019 Перспективы образования детей младшего возраста Том 4, выпуск 1
ISBN: 978-1-935625-35-3
Цена : $ 40
в мягкой обложке, 2019
Цена: $40
Мягкая обложка, 2018
Цена : $ 40
в мягкой обложке, 2018 на перспективе на ранних дочерних и ранолетиями дочерней дочерности и перспективы на ранней дочерности и рано-дочернем и дочернем дочернем и дочернем дочернем и дочернем дочернем и дочернем дочернем и раннем дочернем и первой перспективе на ранних дочерних и ранних символах дочерности и на ранней дочерности. Education Volume 2 Issue 2
Редактор: Vincent C. Alfonso ISBN: 978-1-935625-91-9 Мягкая обложка, 2017 г. 217 страниц Цена : $ 40,00ADD для Carttable OF SOUTENTERETIORial Board ISBN : 978-0-9619518-9-4 Мягкая обложка, 2016, 203 страницы Цена : 40,00 $ Добавить в корзину таблицу содержимого. Эдторская плата
ISBN: 978-1-935625-23-0
Прай
Перспективы Том 2, Выпуск 1
Перспективы Ссылки по теме
Организации и исследования, упомянутые в Выпуск 1 Перспективы 0013Американская академия педиатрии Совет по общественной педиатрии
Центр по контролю и профилактике заболеваний
Фонд защиты детей
Национальный институт управления здравоохранением
Закон о защите пациентов и доступном медицинском обслуживании
Министерство здравоохранения и социальных служб США
Институт экономической политики
Национальный институт детского здоровья и развития человека
Ни один ребенок не останется без внимания
Национальный центр статистики здравоохранения
Национальный исследовательский совет и Институт медицины
Совет по делам детей-инвалидов
Национальная ассоциация школьных психологов
Центр раннего обучения и знаний
Специфические психологические особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста Академическая исследовательская работа по психологии
Доступна на сайте www. sciencedirect.com
ScienceDirect
Procedia — Social and Behavioral Sciences 233 (2016) 118 — 122
Ежегодная международная научная конференция Воспитание и образование детей младшего возраста, ECCE
2016, 12-14 мая 2016, Москва, Россия
Специфические психологические особенности межличностных отношений Дети дошкольного возраста
Рукавишникова Елена Евгеньевна1
а Ставропольский государственный педагогический институт, 355029, г. Ставрополь, ул. повседневная деятельность ребенка. Как вид социальной деятельности дошкольника межличностное общение является ведущим фактором развития личности дошкольника. Цель данной статьи — представить результаты экспериментального исследования взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками и на их основе обосновать необходимость разработки программы обучения и развития общения старших дошкольников.
© 2016 The Authors. Опубликовано Elsevier Ltd. Это статья в открытом доступе по лицензии CC BY-NC-ND (http://creativecommons. Org/licenses/by-nc-nd/4.0/).
Экспертная оценка под ответственностью организационного комитета ECCE2016. Ключевые слова: межличностные отношения; дошкольники; Мотивы; Выбор; Game
* Рукавишникова Е. Е. Тел.: +7 928 012 0580; Факс:+7 865 2 95 66 74 . Электронный адрес: [email protected]
1877-0428 © 2016 Авторы. Опубликовано Elsevier Ltd. Это статья в открытом доступе по лицензии CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0/).
Рецензирование под ответственность оргкомитета ECCE 2016. doi:10.1016/j.sbspro.2016.10.159
Введение
Актуальность данной работы обусловлена тем, что межличностное общение, как вид социальная активность дошкольника, является ведущим фактором развития личности дошкольников [1]. Возрастные и индивидуальные особенности общения, а также взаимодействия дошкольников, механизмы их реализации и изменения стали предметом изучения специалистов в области педагогической, детской и возрастной психологии. Общение дошкольников было предметом изучения А. А. Люблинский, Е.Л. Агаева, М.М. Безруких, Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузовой. В то же время изменилась социальная ситуация развития современных детей, обусловленная «технизацией» их повседневной жизнедеятельности и «интеллектуализацией» образования, что вызвало увеличение числа детей, прежде всего, с трудностями познавательного, речевого и коммуникативного развития наряду с проблемами в эмоциональной сфере и сложностями в установлении отношений со сверстниками и взрослыми. Формирование личности, способной организовать межличностное взаимодействие, решать коммуникативные задачи и находить успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве, является приоритетной задачей в работе со старшими дошкольниками. Целью настоящего исследования явилось экспериментальное изучение особенностей психологических особенностей межличностных отношений у старших дошкольников, обусловленных характером самого взаимодействия и их совместной деятельности, развитием средств и форм общения, изменениями их личности.
2. Описание метода
Наблюдение. Социометрическая методика под названием «Секрет». Методика «Критерии и используемые детьми выбора партнера для взаимодействия». Методика «Особенности общения детей в игровой ситуации» [2].
3. Характеристика выборки
В исследовании приняли участие 43 ребенка в возрасте от 5,5 до 6,5 лет. Исследование проводилось в детском саду или яслях, расположенных в Ставропольском крае, в ноябре 2015 г.
4. Результаты
4.1. Определение избирательных предпочтений и взаимоотношений детей в группе.
Социометрические показатели и содержание причин того или иного выбора показали, что детские взаимодействия относительно устойчивы и опосредованы, в первую очередь, их совместной игровой деятельностью. Однако положение ребенка в социометрической структуре не является единственным показателем его статуса в группе, хотя и служит важным ориентиром, показывающим избирательные социометрические предпочтения, существующие в группе детей, и место каждого из них. ребенок занимает среди сверстников.
4.2. Описание качества общения дошкольника на этапе выбора партнера
Результаты диагностики по методике «Детские критерии выбора партнера для взаимодействия» позволили: а) получить степень осознания дошкольником своих избирательных отношения, б) классифицировать критерии отбора, позволяющие судить о ценностных ориентациях детей и о тех функциях, которые представляют для них их сверстники из детсадовской группы и которые так значимы для ребенка.
Изначально мы выделяли случаи, когда ребенок либо не отвечал на вопрос «с кем бы ты хотел играть, рисовать… и почему?» вообще или давал неясные ответы типа («Из-за»; «Хочу»; «Еще не подарил подарок»). Такие реакции наблюдались у 4% подопытных. Необоснованность своего выбора в ответах некоторых детей можно объяснить недостаточным осознанием нарочитости своих отношений и особыми речевыми затруднениями.
Все мотивы выбора были разделены на четыре типа в зависимости от их содержания. К первому типу мотивов относятся обоснования, основанные на общем положительном эмоциональном отношении к сверстнику, без какой-либо достаточной реализации этого отношения («он мне нравится – это он!») или с глобальным описанием «он/она». хороший» тип (4%). Во втором типе выбор был обоснован тем или иным положительным качеством сверстника (43%). В третьем типе выбор обосновывался интересом ребенка к совместной деятельности (30%), в четвертом — дружескими отношениями (19%).%)
В зависимости от характера названных ребенком качеств сверстников и от формы ответов некоторых детей все мотивы второго типа были разделены на три категории, в которых выбор был обоснован: 1) по внешним качествам — 4%, 2) качества, обуславливающие успешность деятельности — 30%, 3) моральные качества — 32%.
Первая категория мотивов во втором типе мотивов выбора имеет наименьшую долю (4%). В этой категории мотивов дети чаще всего указывали на внешнюю привлекательность сверстника, веселый нрав, рост или силу. Обосновывая свои доводы, они говорили: «Она хороша собой»; «Он смешной — он меня смешит»; «Он большой», «Он сильный», «Она самая нежная», «Она маленькая».
Мотивы второго рода — когда дети выбирали, в первую очередь, качества, обеспечивающие успех в игровой деятельности (как «Он придумывает интересные игры»; «Она лучшая»; «Он лучший». футболист»; «Он лучший командир в военной игре»; «Он хорошо строит крепости»; «Учительница хотела назвать ее своей помощницей»).
Дети уделяют большое внимание навыкам и умениям, обеспечивающим успех в изобразительной, музыкальной и конструктивной деятельности (как «Хорошо рисует и лепит», «Поет лучше всех», «Она всегда ведущая один на школьных спектаклях»; «Он может построить гараж»), а также к достижениям на уроках физкультуры («Он или она быстро бегает»; «Он или она тот, кто проводит упражнения») . В группе отчетливо прослеживалась тенденция к тому, что дети в исследовании значительно чаще подчеркивали интеллектуальные способности своих сверстников в связи с тем, что возрастала роль деятельности, непосредственно связанной с обучением («Он дает правильные ответы на вопросы учителя», «Он или она знает обо всем»).
Наконец, есть моральные мотивы. Они составили наибольшую часть мотивов второго типа. Нравственные мотивы были чрезвычайно разнообразны; они различались по содержанию и форме. Дети подчеркивали в своем сверстнике умение играть дружно, готовность прийти на помощь, доброту, отсутствие агрессивности и т. д. Содержание нравственных мотивов и форма ответов выявили существенные отличия такого рода мотивов у старших дошкольников. Дети чаще называли те нравственные качества сверстника, которые положительно влияют на всех детей в группе. Как правило, эти мотивы давались в обобщенной форме (как «Он дружно играет с остальными детьми», «В его игре принимают всех детей», «Он со всеми дружит»; «Встает на вашу защиту, если с вами плохо обращаются»; «Делит с другими то, что приносит из дома»; «Дает другим детям добрый совет, когда они ссорятся»; «Всем помогает»; «Он не жаден, каждому разрешается играть со своими игрушками»).
Теперь проанализируем мотивы третьего типа, обоснованные интересной совместной деятельностью, в которой участвуют оба ребенка (как «С ним очень интересно играть»; «Мы вместе строим гаражи и дома»; «Он мне рассказывает страшные сказки»; «Он или она помогает учителю»; «Я смеюсь вместе с ним или с ней»). Очень большая доля мотивов третьего типа относится к игровой деятельности. К третьему типу мотивов относились ответы, свидетельствующие о том, что активный деятель совместной деятельности ребенок воспринимает не как отдельный субъект — я или он, а как коллективный субъект деятельности — мы (например, «Играем вместе». ; «Мы вместе дежурим»). Очень показательна возрастная динамика этих ответов, поскольку она косвенно подтверждает, что чувство общности начинает формироваться в дошкольном возрасте. Этот факт убедительно свидетельствует об особо развитом чувстве коллективизма у детей этой группы.
В четвертом типе мотивов, основанных на дружеских отношениях, также ярко проявилась возрастная динамика. Старшие дошкольники в своих ответах более подробно раскрывали содержание своей дружбы со сверстниками и пытались интерпретировать некоторые свои дружеские отношения (например, «Мы все делаем вместе: играем, дежурим,
никогда не ссоримся и помогать друг другу во всем»; «Она лучшая подруга и самая особенная, она со всеми дружит и играет, и она мне друг больше, чем другим»; «Света мой самый большой друг, мы знаем друг друга с самой первой группы, гуляем, играем, проводим время вместе»; «Мы друзья — он очень добрый и никогда не ест без меня — ждет, пока я приду»). В то же время большую ценность для детей представляли нравственные качества сверстника и, в первую очередь, такие качества, как умение дружно играть в компании сверстников, не драться и не ссориться, отдавать игрушку другим. и делиться подарками. На наш взгляд, это те качества, которые ребенок приобретает под влиянием жизни в детском саду и которые активно прививаются воспитателями.
4.3. Особенности общения дошкольников в игровой деятельности.
Исследование подтвердило роль общения в создании благоприятного эмоционального климата в игровых коллективах, а также показало, как положительная эмоциональная окраска общения в игровых ситуациях способствует формированию избирательных привязанностей между детьми [3].
Сюжетно-ролевая игра предлагает дошкольникам большие возможности для приобретения опыта самостоятельного установления отношений. На этой основе развиваются социальные формы поведения. Такой опыт представляет собой подлинную социальную практику для ребенка, реальный жизненный опыт в группе. Более полно и свободно их отношения представлены в игре, задуманной как самостоятельная и творческая деятельность детей, где они имеют возможность объединяться по своему желанию, а общение, являясь частью игры, выступает одним из важнейших условий актуализации. этих отношений.
Мы отметили тот факт, что отношения между детьми в игровой ситуации во многом обусловлены избирательным предпочтением ребенка сверстника на основе чувства симпатии к этому сверстнику. Кроме того, то обстоятельство, что ребенок в игре ориентируется не только на действия и операции самой игры и на динамику игровых событий, но и на сверстника, на сферу его потребностей и чувств, является важным условием установления социально приемлемые отношения между детьми.
Также было подтверждено, что доля от общего количества сообщений с партнером по игре уменьшается, а количество вопросов и действий, направленных на управление партнером, и предложений по организации и развитию совместной игры увеличивается. Эти данные подтверждают возрастную тенденцию ребенка к все большему использованию общения со сверстником как средства ориентировки последнего в сфере задач, связанных с их совместной деятельностью. Анализ транзакционных актов общения, зафиксированных в нашем исследовании, свидетельствует о том, что они могут выражаться либо непосредственно в управлении своим партнером по игре: даче указаний, приказов, выражении своих просьб, планировании инструкций; или косвенно как предложение по организации игровой деятельности.
На основании наблюдения за играми дошкольников мы выделили следующие особенности общения в игровой ситуации: — способность ребенка обращаться со своими высказываниями к сверстнику, — привлекать внимание сверстника при обсуждении идеи игры, во время ролевой распространение и в процессе игры, — использовать вежливые и добрые формы общения, — выдвигать партнеру убедительные аргументы в пользу своих предложений, — создавать положительную эмоциональную атмосферу.
Установлено, что готовность детей выполнить указание или приказ сверстника, ответить на вопрос сверстника, уступить ему в 2,5 раза выше в ответ на вежливые и добрые высказывания, чем на агрессивные. Это подтверждает возрастные особенности старшего дошкольного возраста — усиленный интерес к отношениям между людьми, который проявлялся в группе, и повышенная доля актов общения, относящихся к сфере этических норм отношений в игровой ситуации. Было замечено, что дети в группе использовали более широкий спектр средств коммуникации в игровом взаимодействии с разными партнерами для поддержания позитивных отношений. При этом их общение не только служило установлению делового сотрудничества, но и приобрело, на наш взгляд, известное самостоятельное значение, которое выражалось в установлении личных контактов со сверстниками в ходе игры. Это способствовало созданию определенного эмоционального настроя у участников совместной деятельности. В этих условиях проявление ребенком инициативы в общении зависело от того, принимал ее сверстник или игнорировал.
После сопоставления показателей социального воздействия сверстников друг на друга и форм их общения было установлено, что в парах детей, проявляющих значительный уровень избирательного контакта, преобладали положительные формы общения. В тех группах, где показатели социального воздействия либо имели большой разброс у обоих дошкольников, либо низкие значения у обоих, по крайней мере один из партнеров демонстрировал преимущественно негативные формы общения, в том числе открытый конфликт. Этот вывод, на наш взгляд, имеет большое значение для педагогической практики, так как показывает, насколько важно в плане координации детского поведения обучать детей позитивным формам общения.
В результате исследования установлено, что уровень развития у ребенка умений и навыков, обеспечивающих успешное осуществление совместной деятельности, является одним из факторов, обуславливающих проявление инициативы в общении.
При наблюдении за детьми в самостоятельной игровой деятельности мы заметили существенные различия в показателях, которые проявляли некоторые дети, особенно по таким параметрам, как продолжительность общения в одной игровой ассоциации и проявление у них потребности в общении. Результаты наблюдения подтвердили тот факт, что продолжительность общения в одной игровой ассоциации во многом определялась умением ребенка строить игру и согласованно в ней участвовать, а также характером любимых игр ребенка (будь то активны они или нет). По собранным данным можно предположить, что продолжительность общения зависит от следующих факторов: опыта общения дошкольников в прошлом, степени их авторитета друг для друга, а также, возможно, некоторых их типологических особенностей.
5. Заключение
Особенности психологического общения старших дошкольников со сверстниками обусловлены характером их взаимодействия со сверстниками, развитием средств и форм общения, изменением личностных качеств. Эмпирический анализ результатов показал:
— Соотношение различных типов мотивов, в формулировке которых отчетливо виден переход от глобальных к специфическим характеристикам, где важную роль играют нравственные качества, а именно — доброта и умение играть дружно и справедливо; а также смещение акцента с функциональной стороны отношений, связанной с важностью успешной совместной деятельности, на обоснование выбора дружескими отношениями;
— Межличностные отношения дошкольников выступают в структуре игровой деятельности и ее коммуникации как игрового общения, регулирующего деловое сотрудничество в игровой ситуации и поддерживающего общую эмоциональную атмосферу для всех участников этой деятельности.