Психолого педагогическая характеристика ученика образец: Психолого-педагогическая характеристика ученика — Свободная школа

Содержание

Характеристика на ученика (образец)

Характеристика ученицы 11-А класса

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №…» г. Калуги

ФИО ученика, дата рождения г.,

проживающей по адресу: г. Калуга, улица …, дом …, корпус …, квартира …

ФИО ученика, дата рождения г. обучается в МБОУ СОШ №… с 5 класса. Ранее, с 1 по 4 класс, Анна обучалась в МБОУ №… «Начальная школа — детский сад» г. Калуги. Семья неполная, ученица проживает и воспитывается мамой.

Мать – ФИО мамы, образование среднее специальное, работает в …, в должности … . Отношения в семье доверительные, дружеские. Мама оказывает помощь школе в воспитании дочери, постоянно посещает родительские собрания, интересуется её успехами.

Анна добросовестно относится к выполнению общественных поручений, трудолюбивая, воспитанная, тактичная и коммуникабельная. По характеру уравновешенная, с устойчивыми стремлениями, быстро отзывается на окружающие события и сравнительно легко переживает неудачи и неприятности, спокойная и доверчивая, доброжелательная, обладает чувством собственного достоинства. Принимает активное участие в общественной жизни класса и школы, имеет хорошие организаторские способности. Её отличает инициативность и настойчивость в достижении своей цели. Имеет отличную спортивную подготовку, участвует в различных соревнованиях школьного уровня по легкой атлетике. А также городского, регионального и всероссийского уровня по конному спорту. Имеет отличные результаты, призовые места. Сдает нормы ГТО. В свободное время занимается дизайнерским маникюром, окончила курсы мастерского дела. Ходит в тренажерный зал. С детских лет занимается воспитанием своих питомцев, у Анны 2 собаки.

За время учёбы показала хорошие знания по таким предметам, как обществознание, экономика, история, русский язык, физкультура.

По отношению к педагогам тактична и деликатна, всегда относится к учителям и администрации школы с большим уважением. Активно участвует во всевозможных акциях и конкурсах, проводимых в школе. Отношения с одноклассниками и сверстниками ровные, дружеские, доброжелательные, всегда готова помочь, откликнуться на беду. Анна легко вступает в общение со сверстниками, ребята относятся к ней с симпатией. Самостоятельна, способна вести за собой. Реакция на критику адекватная, обладает чувством юмора, уверена в себе.

Речь громкая, отчетливая. Почерк хороший. Морально устойчива, имеет свои идеалы и цели.

Вредных привычек не имеет. Приводов в полицию, участия в драках и других противоправных действий не было. Странных, необычных поступков не замечено. Правдива, честна, справедлива, добра. Объективна в оценке собственных и чужих поступков.

05.05.2020 г.

Директор школы: / / 

Классный руководитель: / /

Характеристика на ученика обучающегося на дому образец Характеристики как правильно составить Справочник юриста

Бесплатная юридическая консультация 8 (800) 333-94-83 доб.

826

» Характеристики как правильно составить

Главная Образец характеристики Характеристика ученика 7 класса образец

28 мая 2015 года

Сокращение размера пенсии, стаж работы в Молдове, получение пенсии. Вся новость

Социальное обечпечение граждан БеларусиИмеют ли граждане Республики Беларусь, находящиеся на территории Российской Федерации, работающие по. Вся новость

Невыплата алиментов ИГОтец моего ребёнка является гражданином Таджикистана. В настоящее. Вся новость

Характеристика ученика 7 класса образец

Как правило нужно было явиться к кадровику с характеристикой. Сегодня характеристики снова начали называть письмами-рекомендациями. Когда приходило время выбирать работу, или занять ответственную должность. Каждому приходилось сталкиваться с таким документом как характеристика. В документообороте в деловой обиход входит старое понятие как письмо с рекомендацией. При социализме поручительское письмо заменяла обычная характеристика. Существует отличие запрашивать характеристику, иное предоставлять. Предлагаем образец, который поможет сэкономить время изготовления правильного документа.

Характеристика на ученика образец, примеры характеристики школьника.

К наиболее эффективным способам раскрытия индивидуальных особенностей учеников среди прочего причисляют составление характеристики на ученика образец (возможно также составление характеристики группы учеников). Если характеристика разработана максимально точно, то новый учитель сможет очень быстро найти подход к ученикам, тогда как плохо составленная характеристика может полностью испортить оказать взаимоотношения учителя и ученика.

Характеристики могут составляться либо в свободной форме, либо по рекомендации науки под названием педагогика. Они довольно сильно отличаются в плане составления и имеют свои позитивные и негативные стороны.

После анализа всех видов характеристик, можно определить соответствующие требования, которые главным образом должны применяться в составлении документа, описывающего характер и навыки ученика:

  1. Характеристика должна показывать не только индивидуальные, но и психологические особенности учащихся.
  2. Формировать группы учащихся необходимо по уровню их преобладания разнообразных особенностей.
/li>
  • Правильная схема составления документа должна быть определенно стандартной.
  • Характеристика должна быт легко читаемой и понятной для учителей, которые еще не знакомы с учеником.
  • Составление документа не должно быть слишком трудоемким.
  • При использовании всех вышеперечисленных требований нужно руководствоваться специально разработанной Психолого-педагогическая картой ученика, которая дает максимально точную характеристику на учащегося.

    В данной карте все особенности ученика отображены в виде определенных шкал, края которых точно отображают максимальную и минимальную степень особенностей школьника. При заполнении карты на шкале отмечается степень выраженности отдельных особенностей учащихся, что позволяет учителю выявить отношения между будущим учеником под своим руководством и учесть возможные конфликтные зоны в непосредственном общении. Карту следует заполнять на каждого школьника отдельно в конце таких стадий его обучения:

  • третий класс – преподаватель начальной школы составляет общие сведения об ученике для учителя средней школы.
  • седьмой класс – составляется в случае выборы специализированного направления учебы (ПТУ, колледж).
  • девятый класс – необходима для выявления специальных способностей ученика, для его поступления в ВУЗ.
  • Тем, кто обучается по программе одиннадцати классов, карты нужны в четвертом, восьмом и десятом классе.

    Источники:

    http://ya-ip.ru

    Другие образцы характеристик

    Психолого-педагогическая характеристика на ученика: рекомендации к составлению

    Практически каждый психолог, работающий в школе или ином учреждении образования, сталкивался с проблемой ведения документации. Как бы ни было мало времени, и как бы ни хотелось потратить его на практическую деятельность, стоит помнить, что документация очень важна, так как является основной рабочей базой психолога. Среди прочих документов отдельно хочется поговорить о том, как составляется психолого-педагогическая характеристика ученика, образец которой найти довольно трудно.

    В первую очередь, необходимо отметить, в каких случаях она нужна. Конечно, на каждого школьника составить такую бумагу будет нереальной задачей для психолога. Если есть в этом необходимость, то можно привлечь к этому занятию классного руководителя. Однако, чаще всего, это будет лишнее. Психолого-педагогическая характеристика на ученика требуется в случае, если он имеет какие-либо проблемы в учебе, поведении и т. д. и он с родителями приглашается на медико-психолого-педагогическую комиссию, чтобы решить, как эти проблемы устранить. Также обязательно иметь психолого-педагогические характеристики на всех трудных подростков, состоящих на школьном учете или отмечен в отделе ПДН. Помимо этого, дети, с которыми школьный психолог занимается по индивидуальной программе, тоже должны быть охарактеризованы (в основном, для того, чтобы понять, зачем им необходима коррекционная работа).

    Нужно помнить, что тесная работа с классными руководителями может облегчить задачу психолога при написании данного документа, так как они хорошо знакомы со своими учениками и часто знают сведения, которые могут в дальнейшем пригодиться для описания личности ребенка.

    Стоит отметить, что единого образца, по которому пишется характеристика на ученика, нет. Поэтому форму написания можно разработать самостоятельно или воспользоваться уже имеющимися образцами других психологов. Однако, в любом случае, есть несколько рекомендаций, которые необходимо соблюдать при ее составлении.

    Во-первых, характеристика на ученика должна содержать индивидуальные особенности школьника, его характер, положение в социуме, развитие познавательных процессов и т. д. Для этого предварительно проводится полное исследование ребенка, с использованием различных методик, которыми владеет психолог. Личность ученика должна быть освещена подробно со всех сторон, причем и положительные, и отрицательные его качества, а также особенности его поведения.

    Во-вторых, нужно помнить, что, когда составляется характеристика на ученика, психолог должен руководствоваться основным правилом профессиональной этики не навреди. Соответственно, каждое слово и фраза должны быть тщательно продуманы и корректно сформулированы. Особенно это касается тех случаев, когда пишется характеристика на ученика коррекционной школы. Обычно диагнозы в таких случаях шифруются с помощью обозначений, понятных специалистам в данной области.

    В конце документа обычно находятся рекомендации, которые психолог составляет индивидуально каждому, с учетом перечисленных до этого фактов. Этот пункт должен быть обязательно, так как задача школьного психолога не столько диагностировать личностные или другие нарушения у ребенка, сколько приложить усилия к их исправлению.

    Также стоит учесть, что документация, которую ведет школьный психолог, должна быть между собой одинакового образца, что будет удобно не только самому работнику, но и проверяющей его работу администрации. Это касается и характеристик, которые разрабатываются, и далее ведутся по одному стандарту. В последующем открытый доступ к этим справкам будет иметь только психолог, а другие люди только с его разрешения и согласия родителей ученика.

    Характеристика на учащегося в военкомат

    Характеристика

    Дана Разъездюкову Жану Валерьевичу ученику 7″Ж» класса школы №812 им. П.О.Фила. Родился 17 марта 1998 года в ауле Наджиго Лазаревского района. Детский сад и первые два класса посещал в вышеупомянутом ауле Наджиго. В связи с переездом семьи в деревню Гадюкино с 2007-го года по настоящее время обучается в 7″Ж» классе школы №812.

    Состав семьи:

    Отец — Разъездюков Валерий Сысоевич, преподаватель Гадюкинской гимназии №1 им. Вилени Н.А. 1968 года рождения

    Мать — Разъездюкова Мила Мавриковна, домохозяйка, 1973 года рождения

    Брат — Разъездюков Менелай Валерьевич, ученик 9-го «П» класса, школы №812 им. П.О.Фила, 1997 года рождения

    Отношения в семье доброжелательные. Родители живо интересуются учебным процессом и успеваемостью сына.

    Здоровье:

    В целом нормальное, за исключением близорукости, одышки, хромоты на обе ноги и отсутствия 12 зубов.

    По характеру Разъездюков Ж.В. скорее холерик, склонен к быстрому, необдуманному принятию решений. Решителен, целеустремлен и активен. Обладает высоким уровнем самокритики выражающемся в шумном самобичевании и обещаниях исправиться.

    Шепелявит и картавит.

    Успеваемость средняя. Имеет четыре тройки по географии, химии, биологии, литературе. По физкультуре оценка — 5. Остальные четверки. Любимый предмет физкультура. Остается после урока и прыгает, прыгает, прыгает. Очень не любит химию и географию. Часто выражает несогласие с научной точкой зрения, вступает в конфликт с учителями, портя инвентарь и выгоняя преподавателей из класса.

    С удовольствием принимает участие в общественно-полезной деятельности, связанной с изготовлением оград,

    скворечников, домиков для грызунов и т.п.

    В коллективе пользуется уважением, обусловленным локальными победами над учителями химии и географии, а также благодаря незаурядной физической силе. Часто вступает в конфликты с учениками других классов. Отношения со сверстниками хорошие. В последнее время любит общаться с девочками, от которых стали поступать жалобы на вольное поведение.

    Посещает кружок «Скаут на страже Родины».

    Занимается борьбой джиу-джитсу в клубе им. Кано Дзигоро. Имеет 2-й дан.

    В целом самостоятельный, активный ученик, которому стоит обратить внимание на дисциплину и самоконтроль.

    Характеристика выдана для представления в районный военкомат.

    Характеристика учащегося школы Примерная структура написания характеристики на учащегося

    Характеристика учащегося школы

    Примерная структура написания характеристики на учащегося

    1. Основная информация об учащемся:

    ФИО, дата рождения.

    2. Отношение учащегося к учебному процессу:

    мотивация основные отметки любимые предметы стремление улучшить результаты отношение к достижениям в обучении нацеленность на выполнение всех рекомендаций и требований преподавателей осознавание личной и общественной учения.

    3. Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности учащегося:

    — умение планировать учебный процесс и трудовую деятельность

    — умение и стремление выделять основное в изучаемом материале, а также делать обобщения, выводы, излагать наиболее важное

    — навыки самоконтроля и умение организовывать свой учебный труд

    — степень настойчивости в учении: в достижении поставленной цели, умении преодолевать затруднения в учебе, в личном поведении.

    4. Описание психических процессов учащегося и его темперамента:

    подвижность и уравновешенность нервных процессов постоянность в проявлении настроения вид темперамента особенности внимания, памяти, мышления и воображения.

    5. Основные склонности и интересы учащегося:

    направленность, устойчивость и широта интересов реализация интересов и склонностей в различных внеклассных занятиях, в конкурсах и олимпиадах, в работе по самообразованию заинтересованность учащимся каким-либо из учебных предметов сопоставление сегодняшних интересов с выбором будущей профессии.

    6. Основные черты характера и моральные качества:

    скромность, организованность, принципиальность, целеустремленность, общительность и т.п. дисциплина, нетерпимость к проявлениям недисциплинированности степень развитости чувства долга волевые качества (смелость, решительность, настойчивость, самообладание).

    7. Общественная и трудовая активность учащегося:

    инициативность и самостоятельность в общественных делах желание, стремление и добросовестность в выполнении общественных поручений, школьных и классных делах заинтересованность в коллективных делах способность довести начатое дело до конца.

    8. Культурная образованность:

    художественные навыки, имеющиеся у учащегося, и виды их реализации умение замечать и воспринимать прекрасное в искусстве и окружающей жизни культура речи и начитанность учащегося.

    9. Взаимоотношения учащегося с одноклассниками:

    отношение одноклассников к учащемуся и наоборот его авторитет в классных и внеклассных объединениях уровень общительности место учащегося в коллективе взаимоотношения со взрослыми (родителями, учителями).

    10. Состояние здоровья:

    общее физическое развитие хронические заболевания отношение к физкультуре и спорту (участие и стремление к участию в школьных спортивных соревнованиях) любимые виды спорта занятия в спортивных секциях полученные награды за спортивные достижения.

    11. Профессиональная направленность:

    предпочитаемые виды профессий, которыми интересуется учащийся.

    12. Рекомендации учащемуся по дальнейшему совершенствованию характера, достоинств и рекомендации по работе над недостатками.

    Психолого-педагогическая характеристика класса учеников

    Составление психолого-педагогической характеристики класса

    Общие сведения о классе

    Подробно рассписать состав класса: общее количество учеников, сколько из них девочек и мальчиков, средний возраст учеников, смена классных руководителей и так далее.

    Учебная деятельность

    Общая характеристика успеваемости класса, число отстающих школьников и оставшихся на второй год. Перечень учебных предметов, по которым у учеников лучшая и худшая успеваемость. Качество подготовки домашнего задания учениками. Общий уровень дисциплины на уроках, типичные случаи нарушения дисциплины (стоит указать на каких уроках проявляются наиболее часто). Отношение к этому классного коллектива.

    Внеучебная деятельность

    Сплоченность и взаимовыручка в классном коллективе, предпринимаемые действия к самоуправлению, уровень восприятия общественного мнения в коллективе, восприятие критики и самокритики. Организованность класса, особенности взаимоотношений мальчиков и девочек.

    Участие классного коллектива в школьной жизни. Совместные интересы учеников и их формы проявления.

    Влияние на классный коллектив формальных или неформальных лидеров (в чем это влияние проявляется). Присутствие микрогрупп в классе и сфера их интересов. Межличностные взаимоотношения в классе.

    Отношение классного коллектива к тем или иным преподавателям.

    Присутствие в классе «изгоев» и причины их изолированности.

    Заключение

    Отмечается уровень сплоченности коллектива класса, степень его педагогического воздействия на обучающихся. Ключевые недостатки деятельности класса и способы устранения этих недостатков.

    Характеристика школьника

    Анкетная форма для составления характеристики

    на школьника

    1. Фамилия, имя, отчество _____________________________________________________________

    2. Дата рождения ____________________________________________________________________

    Источники:
    pozovsud.com.ua, fb.ru, docfish.ru, gigabaza.ru

    Следующие статьи:
    • Образец производственная характеристика для мсэк
    • Характеристика на завхоза образец

    07 марта 2023 года

    Комментариев пока нет! Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа:

    Журнал учета договоров образец

    Письмо о смене реквизитов организации образец

    Резюме менеджера по подбору персонала образец

    Оформление собственности по наследству документы

    Если я откажусь от наследства в пользу матери

    Образец формы претензии

    Образец характеристики на учителя для награждения

    Письмо о невозможности снижения цены образец

    Характеристика на врача анестезиолога образец

    Отказ от части наследства не допускается

    Сколько стоит оформление наследства по закону

    Отказ от наследства как вернуть все обратно

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»

    Введение

    Динамика современной жизни предъявляет высокие требования к выпускникам высших учебных заведений.

    В новой концепции образования в России акценты смещаются с узкопрофессионального подхода к подготовке специалистов на многостороннее интеллектуальное и духовное (личностное) развитие личности обучающегося. Молодым специалистам следует характеризовать не только наличие специальных, профессиональных знаний и умений, но и социально-психологических способностей, способность к самосовершенствованию в своей деятельности, творчески мыслить и быть готовым осваивать все новое (проявлять толерантность в ситуация неопределенности).

    Основными документами, определяющими требования к подготовке специалистов с высшим образованием, являются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования вкупе с профессиональными стандартами (ФГОС ВО 3++) определили 8 групп универсальных компетенций (ОК), которые должны формироваться у выпускников вузов (РОССИЯ, с/к).

    Универсальные компетенции являются надпредметными и становятся показателем приобщения обучающегося к общечеловеческой культуре, ценностям, выступают важным фактором развития личности. Ряд универсальных компетенций (УК-3, УК-4, УК-6) можно приобрести при изучении психологических дисциплин, результатом которых является развитие таких качеств личности студента, как новаторство, креативность, ответственность за результаты учебной деятельности. ; приобретение навыков успешного общения, умение работать в команде, полностью разбираться в ситуации или проблеме, справляться с неопределенностью, инициировать новые форматы и направления деятельности.

    Учебный план, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС 3++ и соответствующих основных профессиональных образовательных программ — программ бакалавриата, включает дисциплину «Личностное развитие». Целью данной дисциплины является содействие непрерывному развитию личности, реализации ее индивидуального потенциала, удовлетворению потребности личности в самоопределении и саморазвитии.

    Содержание определений понятий «личность» и «развитие личности», сформулированных современными учеными, весьма разнообразно.

    Итак, в гуманистическом подходе под развитием личности понимается ее самоактуализация и личностный рост. Представители гуманистической психологии (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фром) отмечали положительную сущность человека, его направленность на самосовершенствование и самореализацию. Для таких людей характерно принятие себя и мира, открытость, контактность, сосредоточенность на задаче, а не на себе (KRAIG, 2012; MASLOW, 2019).

    Различные аспекты проблемы развития личности являются областью исследований многих отечественных ученых (Л.С.Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.И.Божович, В.С.Мерлин, А.В. Запорожец, В.В.Давыдов и др.) (АНАНЬЕВ, 2008; ВЫГОЦКИЙ, 1935).

    Итак, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконина определяются два начала в развитии личности — биологический и социальный. Именно общество и деятельность самого человека являются определяющими факторами в его формировании. В.А. Петровский и В.И. Слободчиков определяют развитие личности через такие понятия, как «самораскрытие», «самораскрытие» внутреннего потенциала. А.В. Непомнящим утверждается, что развитие человека определяется тремя основными факторами: генотипом, внешней средой и собственным субъектом. Он выделяет доминантное преобладание внешнего контроля человека над его системой самоуправления, которая является ценностно-смысловой сферой личности.

    Рубинштейн (2019) подходит к изучению личности через изучение ее творческой деятельности. Большое значение он придает активной деятельности человека, который не столько познает, сколько творит этот мир. Становление личности и развитие самосознания Рубинштейн рассматривает как онтологический процесс, а не разовый, так как в течение длительного времени человек познает свои качества, свойства, мотивы, потребности. Познавая себя, человек начинает лучше реализовывать себя в деятельности.

    Леонтьев (1975) анализирует постоянную и ситуативную мотивацию. К более высокому уровню развития личности он относит тех людей, которые всю свою жизнь посвятили достижению поставленной цели, сумели сделать осознанный выбор в ситуации борьбы мотивов, т. е. обладают сильной волей. Леонтьев доказал ведущее значение межличностного общения для развития личности.

    Методика

    На основе теоретико-методологических исследований проблемы личности изложим авторский взгляд на понятие «личностное развитие студента», под которым понимается осознанный процесс целенаправленного самоизменения личности, проявляющийся в прогрессивное совершенствование психологических характеристик личности и ведущее к формированию компетенций.

    Обозначим круг универсальных компетенций, которые необходимо сформировать у студентов бакалавриата в рамках дисциплины «Личностное развитие».

    УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и выполнять свою роль в команде.

    УК-4. Способен осуществлять деловое общение в устной и письменной формах на государственном языке РФ и иностранном(ых) языке(ах)

    УК-6. Он умеет управлять своим временем, строить и реализовывать траекторию саморазвития, основанную на принципах образования на протяжении всей жизни.

    В результате освоения этих компетенций студенты должны:

    Знать: основные приемы и нормы социального взаимодействия; технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии; основные методы самоконтроля, саморазвития и самовоспитания на протяжении всей жизни.

    Уметь: устанавливать и поддерживать контакты, обеспечивающие успешную командную работу; эффективно планировать и контролировать собственное время; строить долгосрочные и краткосрочные планы, организовывать свое время.

    Владеть: простейшими методами и приемами социального взаимодействия и работы в команде; навыки построения и реализации траектории саморазвития.

    Исходя из позиций компетентностного подхода, выделим следующие компоненты личностного развития студента: познавательный, оценочно-рефлексивный, практическо-деятельностный.

    Результаты и обсуждение

    Когнитивный компонент предполагает знание основных понятий по дисциплине «Личностное развитие». В содержание дисциплины входят два раздела «Саморазвитие и личностный рост» и «Основы самоорганизации и эффективного взаимодействия». Раздел 1 посвящен основным характеристикам личности, ее индивидуально-психологическим характеристикам: темпераменту, характеру, способностям, воле как форме деятельности личности, определению жизненных стратегий и жизненных целей, препятствий и ресурсов развития личности.

    Раздел 2 раскрывает условия и способы эффективного общения, рассматривает вопросы бесконфликтного взаимодействия (виды и причины конфликтов; тактика поведения в конфликтной ситуации; преодоление конфликтов). В данном разделе рассматриваются теоретические основы самоорганизации обучения в вузе: причины неэффективного использования личного времени; управление ресурсами учебной деятельности на следующий семестр; индивидуальные трудности в планировании учебной и внеучебной деятельности учащихся. И, большое внимание уделяется приемам и приемам саморегуляции: формирование положительного восприятия себя; развитие способности к конструктивному решению проблем; понятие стресса и стрессоустойчивости.

    Оценочно-рефлексивный компонент включает оценку своих возможностей и способностей, диагностику темперамента, характера, волевых качеств, коммуникативных способностей, особенностей самоорганизации: уровень развития навыков принятия и поддержания целей и их коррекции, планирования собственная деятельность человека, навыки контроля и оценки собственных действий, психических процессов и состояний человека; анализ сильных и слабых сторон вашей личности.

    С этой целью используются такие диагностические методики: «Тест-опросник Г. Айзенка», «Акцентуации характера», «Коммуникативно-организационные наклонности», «Определение уровня конфликтоустойчивости», «Диагностика межличностных отношений », «Диагностика особенностей самоорганизации-39» и другие.

    По заполнению анкеты обсуждаются результаты диагностики, составляется портрет личности студента и проводится рефлексия. Рефлексия в данном случае направлена ​​на самопознание и осмысление своего внутреннего состояния, личностных качеств, на осознание собственной модели деятельности и необходимости изменения своих убеждений, приоритетов, стремлений, поведения. Учащиеся могут высказаться о полученных результатах, сделанных ими открытиях.

    Компонент практической деятельности является ориентированной на практику частью дисциплины Личностного развития.

    Далее считаем необходимым представить задачи и упражнения, отобранные и апробированные нами в процессе изучения дисциплины «Личностное развитие» со студентами направления подготовки «Информационные системы и технологии» Тюменского индустриального университета . Упражнения типа «Кто я?», «Основной принцип жизни», «Социально зрелая личность» направлены на развитие самосознания, осознание внутренних критериев своей личности и ориентиров своей жизни. «Если бы у меня был миллион долларов…», «Жизненные цели» — упражнения, помогающие осознать и оценить свои интересы, ценности, мотивы поведения; прогнозировать и обновлять свои жизненные цели.

    Личностное развитие зависит, в первую очередь, от усилий самого человека, но их обычно недостаточно. Человек формируется в совместной деятельности с другими людьми, поэтому отношения личности с окружающим миром становятся показателем его роста. Человек, личность которого растет, стремится к эффективному взаимодействию, в контактах с окружающими проявляет открытость, гибкость, умение грамотно разрешать межличностные противоречия. Для развития навыков конструктивного группового взаимодействия, совершенствования процессов принятия решений в коллективе, формирования адекватного образа партнера по общению и правильного его понимания используются деловые игры «Путешествие на воздушном шаре», «Катастрофа в пустыне», «Остров необитаемый». используется на уроке. Игры направлены на сплочение коллектива, на освоение эффективных стратегий поведения.

    Серия упражнений «Колесо жизненного баланса», «Тайминг», «Горизонты планирования», «Стратегический картон» играют большую роль в развитии навыков эффективного планирования и контроля собственного времени, составления долгосрочных и краткосрочные планы. Чтобы оставаться конкурентоспособным в профессиональном мире, специалисту необходимо постоянно обновлять свои знания, навыки и умения. В основе такого обновления лежит стремление к самообразованию и обучению. Поэтому у педагогов важно сформировать не только соответствующий объем знаний, но и умение заниматься самостоятельно, организовывать свою деятельность. Отсутствие приемов самоорганизации является существенным препятствием как для успешного обучения в вузе, так и для успешной профессиональной деятельности. На занятиях по личностному развитию студенты учатся организовывать свое рабочее место, считать и анализировать затрачиваемое время, выбирать приоритеты своей деятельности, ставить перед собой задачи, определять шаги, которые необходимо выполнить для достижения желаемого результата, выстраивать график рабочего времени.

    «Как управлять здоровьем и повышать работоспособность?» — являются важными вопросами студенческой самоорганизации. Умение контролировать свои эмоции, контролировать их проявление позволяет выглядеть уверенным в себе, обдумывать свои действия, просчитывать перспективы. Умение перенаправить негативные эмоции в конструктивное русло помогает справиться с эмоциональным надрывом и сосредоточиться на решении проблемы. Отрицательные эмоции могут снижать общую активность личности, поэтому важно знать причины таких состояний и вовремя предотвращать их. Так, на занятиях преподаватель предлагает учащимся выполнять дыхательные упражнения, аутогенную тренировку, предохраняющие нервную систему от перегрузок и позволяющие приобрести навыки самоконтроля и самоконтроля.

    Далее рассмотрим технологии обучения, обеспечивающие включение учащихся в активное взаимодействие и общение в процессе их познавательной деятельности на занятии «Личностное развитие». К таким технологиям обучения мы относим: групповую работу, деловую игру, тренинг, кейс-стади. При групповой форме работы увеличивается глубина понимания учебного материала, развивается самокритичность, учащиеся более точно оценивают свои возможности, но главное, развиваются коммуникативные навыки. Студенты учатся уважать права каждого на свободу выражения мнений, проявлять терпимость к любой точке зрения. Групповая работа позволяет тренировать у студентов навыки сотрудничества, межличностного общения: умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия (КРЮЧЕВА; ТОЛСТОУХОВА, 2015; МЕЗЕНЦЕВА, 2018; РИХТЕР, 2016).

    Деловая игра способствует повышению интереса к рассматриваемой проблеме, поиску новых путей решения сложных задач, развивает диалог и творческое мышление, учит строить гармоничные отношения с другими людьми. В начале игры команда сталкивается с проблемой, решение которой требует глубокого понимания своей команды и ее сильных сторон, оценки возможных вариантов действий и выбора наилучшего решения.

    Обязательным условием проведения учебных занятий является соблюдение следующих принципов: «здесь и сейчас», активность, персонификация высказываний, творческая позиция, осознанность своего поведения, партнерство. Учет этих принципов позволяет создать атмосферу доброжелательности, взаимоуважения, деликатности, в которой учащиеся могут максимально раскрыть свой потенциал. Каждый участник тренинга с помощью других участников и тренера может лучше узнать себя, сформировать более реалистичную оценку своих возможностей, увидеть собственные ошибки и недостатки, осмыслить препятствия и трудности в личностном развитии и понять, как преодолеть их. Результатом участия в тренинге является самоизменение, которое проявляется в изменении стратегий поведения, устранении барьеров в общении, появлении уверенности в себе.

    Кейс-стади – метод обучения, в котором используется описание реальных (или близких к реальности) конкретных ситуаций. Ознакомившись с описанием проблемной ситуации, студенты совместными усилиями группы самостоятельно анализируют ее, вырабатывают практическое решение, излагают свои взгляды перед всей аудиторией. Задача преподавателя ориентирована на получение разных точек зрения путем вовлечения всех учащихся в процесс анализа материалов дела. Метод способствует развитию у студентов аналитического мышления, самостоятельного поиска дополнительной необходимой информации, активной учебно-познавательной позиции. В рамках дисциплины «Личностное развитие» мы используем кейсы, направленные на разрешение конфликтных ситуаций. Приняв на себя роль конкретного человека (например, руководителя), студент анализирует причины поведения сотрудников, рассматривает позиции всех заинтересованных сторон и принимает необходимое решение исходя из поставленной задачи. Участники учатся быть гибкими и действовать нестандартно и творчески, ведь кейс не имеет правильного ответа, а также проявлять стрессоустойчивость в условиях неопределенности и недостатка информации.

    Заключение

    Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующий вывод.

    В современных социально-экономических условиях к личности выпускника выдвигаются новые требования. Молодой специалист, наряду с фундаментальной профессиональной подготовкой, должен быть готов к эффективному командному взаимодействию, продуктивному деловому общению, саморазвитию и самообразованию, может проектировать пути развития профессионального будущего. Все эти компетенции заявлены в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО 3++). Формировать универсальные компетенции у студентов-бакалавров можно в рамках дисциплины «Личностное развитие», процесс изучения которой направлен на содействие непрерывному развитию личности, реализации ее индивидуального потенциала, удовлетворении потребностей личности в самоопределение. Использование представленных технологий обучения на занятиях поможет мотивировать учащихся к проявлению инициативы и творчества.

    ЛИТЕРАТУРА

    Ананьев Б. Г. Психология и проблемы познания человека. Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. 431 с.

    КРАЙГ Г. Психология развития. Санкт-Петербург.; Москва; Харьков: Питер, 2012. 940 с.

    КРЮЧЕВА Ю. В.; Толстоухова И. В. Формирование общекультурных компетенций методом проектов. В мире научных открытий. Красноярск: НИЦ, т. 7.4, н. 67, с. 1413-1428, 2015.

    ЛЕОНТЬЕВ А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 19. 75. 115 с.

    Маслоу, А. Мотивация и личность. СПб: Питер, 2019. 400 с.

    МЕЗЕНЦЕВА О. И. Современные педагогические технологии: учеб. Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018. 140 с.

    РИХТЕР Т. В. Использование интерактивных методов обучения в образовательном процессе высшей школы при формировании профессиональных компетенций студентов: учеб. Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт, 2016. 76 с.

    РУБИНШТЕЙН С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2019.. 713 стр.

    РОССИЯ. Портал ФГОС ВО: сайт. с/а. Доступно: http://www.fgosvo.ru/fgosvo/. Доступ: 09 декабря 2020 г.

    ВЫГОЦКИЙ Л. С. Психическое развитие детей в процессе обучения. Москва; Ленинград: Госучебно-педагогическое изд-во, 1935. 135 с.

    Авторские справки

    1 Тюменский индустриальный университет (ТЮИУ), Тюмень – Россия. Доцент кафедры гуманитарных наук и технологий. Кандидат педагогических наук.

    2 Тюменский индустриальный университет (ТЮИУ), Тюмень – Россия. Доцент кафедры гуманитарных наук и технологий. Кандидат педагогических наук.

    Дополнительная информация

    Как сделать ссылку на эту статью: КРЮЧЕВА Ю.В.; Толстоухова И. В. Психолого-педагогический потенциал дисциплины «личностное развитие». Revista on line de Poltica e Gesto Educacional, Araraquara, т. 25, н. особенно 2, с. 1039-1047, май 2021 г. e-ISSN: 1519-9029. DOI: https://doi.org/10.22633/rpge.v25iesp.2.15461

    Что такое педагогическая психология?

    Автор Ariel Grucza

    В этой статье

    • Каковы теории педагогической психологии?
    • Чем занимается педагог-психолог?
    • Как стать педагогом-психологом?
    • История педагогической психологии

    Мы знаем, что не все усваивают и запоминают информацию одинаково, так что же мы можем сделать, чтобы все получили пользу от своего образования? Целью исследований в области педагогической психологии является оптимизация обучения, а педагоги-психологи изучают и определяют новые методы обучения, которые принесут пользу учителям, ученикам и всем, кто пытается освоить новый навык.

    Педагогическую психологию можно применять к любому человеческому обучению, а не только к формальному обучению в классе. Примеры педагогической психологии включают:

    • Изучение наиболее эффективных методов обучения людей с особыми трудностями в обучении, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), дискалькулия или дислексия
    • Исследование того, насколько хорошо люди учатся в различных условиях
    • Оценка и анализ методов обучения и устранение препятствий к обучению
    • Изучение того, как такие факторы, как генетика, окружающая среда, социально-экономический класс и культура, влияют на обучение

    Что такое теории педагогической психологии?

    Бихевиоризм

    Бихевиоризм в педагогической психологии — это идея о том, что любое человеческое поведение проистекает из взаимодействия с окружающей средой, и изменение окружающей среды приводит к изменению поведения. Бихевиоризм обычно использует положительные и отрицательные стимулы — награды и наказания — для воздействия на поведение. Например, поощрение учащегося, хорошо сдавшего тест, было бы попыткой использовать бихевиоризм для поощрения учащегося к учебе.

    Когнитивизм

    Когнитивизм в педагогической психологии побуждает учащихся «думать о мышлении» и понимать свои сильные стороны и препятствия в своем образовании. Когнитивизм может способствовать вовлечению учащихся и дает учащимся больше власти над своим образованием. Студенты могут научиться лучше понимать свой когнитивный процесс и то, как на него могут влиять внутренние и внешние факторы.

    Теория социального познания

    Теория социального познания — это теория, согласно которой обучение происходит в социальном контексте. Эта теория утверждает, что на обучение влияют как внутренние факторы, такие как индивидуальные мысли, так и внешние факторы, такие как социальные взаимодействия, которые могут влиять на результаты обучения.

    Когнитивно-поведенческая теория

    Когнитивно-поведенческая теория утверждает, что наши мысли определяют наши чувства и поведение. Например, учащийся, который считает, что у него плохо с математикой, может чувствовать себя неадекватно в отношении своих способностей и испытывать большие трудности с изучением математики из-за такого мыслительного процесса.

    Чем занимается педагог-психолог?

    Педагоги-психологи стремятся понять, как социальные, эмоциональные и когнитивные процессы влияют на обучение. Педагоги-психологи изучают, как люди узнают и сохраняют информацию в самых разных областях, в том числе:

    Разработка учебных программ

    Разработчики учебных программ работают со школами, организациями и отдельными лицами над созданием эффективных систем обучения. Педагог-психологи могут внести свой вклад в разработку учебных программ, проанализировав существующие образовательные программы, чтобы определить, в чем новая учебная программа может улучшить старую.

    Стандартизированное тестирование

    Педагоги-психологи могут оценивать учреждения, которые борются с результатами тестов, и помогать им улучшать свои образовательные программы, выявляя любые пробелы, которые необходимо устранить для улучшения результатов тестов.

    Психологи-педагоги могут помочь разработать практические стандартизированные тесты и исследовать связанные с ними темы, например, как уменьшить беспокойство учащихся по поводу стандартизированного тестирования.

    Обучение учителей

    Психологи-педагоги могут проводить обучение учителей, чтобы помочь учителям улучшить свои навыки, понять, почему некоторые методы обучения более эффективны, обеспечить индивидуальное обучение и поставить перед учениками соответствующие цели.

    Как стать педагогом-психологом?

    Психологи-педагоги обычно получают степень магистра педагогической психологии или психологии преподавания и обучения, хотя докторская степень может открыть больше возможностей для карьерного роста, например, должности в правительстве и университете.

    Педагог-психологи обычно работают в академической среде, такой как школы, университеты, исследовательские лаборатории или испытательные компании. Частные фирмы и предприятия также нанимают педагогов-психологов.

    Чем занимается педагог-психолог?

    Средняя заработная плата школьных психологов в 2021 году составляет 78 780 долларов в год.

    Ожидается, что занятость психологов будет расти со средней скоростью 8%.

    История педагогической психологии

    Педагогическая психология является современной областью формального изучения, но ученые уже очень давно увлечены тем, как люди учатся. Демокрит писал о влиянии домашней жизни человека на обучение в V веке до нашей эры, а Платон и Аристотель обсуждали такие темы педагогической психологии, как:

    • Индивидуальное обучение
    • Влияние художественного образования на человеческое развитие
    • Роль учителя
    • Различные методы обучения
    • Самообразование без учителя

    Квинтилиан почти всегда выступал за государственное образование, а не за частное. 2000 лет назад академический аргумент, который до сих пор вызывает споры.

    Эдварду Ли Торндайку широко приписывают создание педагогической психологии как отдельной области путем публикации его 1903 книга Педагогическая психология .