Психосоматика запора у детей: Психосоматика запора (полное описание причин из практики)

Содержание

Психологический запор у ребенка

Возраст ребёнка: 4

Теги: психологический запор тревожность истерики

Психологический запор у ребенка

Здравствуйте! Подскажите, нашему ребенку ставят диагноз психологический запор, стул есть раз 2-3 дня, но когда начинаются позывы, ребенок удерживает кал умышленно: вся сжимается, какает только с Микролакс, стоя и в обнимку. Пытаемся держать диету, не даем мучного, сладкого. Во время потуг, когда ребенок хочет в туалет и сжимается, спрашиваем: «какать хочешь?» — говорит «да», на вопрос «почему не какает», говорит «боюсь, что будет больно». По «большим делам» на горшок не садится вообще, по маленьким — садится как обычно. Проблема эта у нас уже полгода, сейчас ждём очередь на госпитализацию в гастрологическое отделение, но психологическая проблема имеет место быть, ребенок стал раздражительным, начались истерики, которых раньше не было.

Помогите, пожалуйста, советом.

Алена

Здравствуйте, Алена.
Одного совета тут будет недостаточно. Ребенку нужна серьезная психологическая помощь, поскольку первичная проблема «психологический запор» стала центральной проблемой вашей семьи, и решать ее на сегодняшний день нужно уже комплексно: исследовать, какие еще проблемы переживает семья в настоящий момент, их взаимосвязи. Сам по себе психологический запор чаще всего связан с опытом болезненной дефекации, с возрастом это проходит: по мере того, как ребенок начинает понимать, что регулярное опорожнение кишечника помогает избежать болезненной дефекации. Нельзя торопить ребенка в процессе дефекации (иногда это делают воспитатели в детском саду), напротив, следует создавать положительные ассоциации с процессом дефекации. Это может быть специальный горшок (иногда помогает горшок на колесиках, потому что ассоциации с машинками часто бывают у детей резко положительными), игра, чтение любимых книжек, сказок. Например, есть специальная сказка:

«Жила Кака-бука. Она была очень вредная. Жила она в Попе, и в ее жилище была дверца. Чтобы выскочить из жилища в горшочек, Кака должна постучаться. Тогда дверца открывается.Но если дверь не открывается долго, Кака ложится поперек дорожки. Каждый день появляется новая Кака. Но первая очень вредная, и не хочет выходить.Когда Как собирается много, они начинают толкаться, и Попе становится очень больно.Тогда Попа решила: больше Каку обижать не буду. Теперь буду ее каждый день выпускать».
Еще дети очень любят специальный японский обучающий мультик про какашку: https://www.youtube.com/watch?v=FFlYengIRHg
Конечно, проверить ребенка на паразитов и дисбактериоз у гастроэнтеролога не лишне, но все же постарайтесь, при всей проблемности ситуации, не ставить ее во главу угла. Дефекация — естественный акт, а тревожность родителей лишь способствует закреплению негативных ассоциаций с этим процессом. Вам и вашему ребенку следует освоить навыки расслабления, активизации парасимпатической нервной системы: в результате давление падает, сердцебиение замедляется, а перистальтика кишечника наоборот активизируется.

Так что в процессе дефекации все средства для расслабления хороши. Тренируйте ритмическое дыхание — в виде игры (выдох в полтора-два раза длиннее вдоха), мокрое полотенце (предварительно охлажденное в холодильнике влажное полотенце прикладывают к области лба, глаз и скул — на 2-3 минуты, но только в удовольствие, это должна быть игра типа «давай нырнем». Хорошо поделать активные физические упражнения: прыжки, приседания, любая гимнастика, которая нравится ребенку, активное напряжение и расслабление пар мышц: лицо, шея, плечи, руки, туловище, ноги, все тело целиком: после активной мышечной работы расслабление тела способствует активизации перистальтики кишечника и позитивному настрою в целом. Здорово, если вы с ребенком займетесь бэби-йогой: это — двойная польза в овладении здоровым образом жизни и саморегуляцией, и для вас, и для ребенка. Снижайте фиксацию на этой проблеме, выводите ее из центра на периферию, насыщайте процесс положительными эмоциями, расслабляйтесь и помогайте расслабиться ребенку, чтобы избежать генерализации других проблем, вытекающих из первичного симптома.
Режим питания соблюдать тоже стоит, но постарайтесь не исключать сладости и мучное из рациона — жизнь ребенка не должна быть для него наказанием. И конечно, если понадобится помощь специалиста, чтобы отработать навыки расслабления и активизации парасимпатической системы, обратитесь к нему как можно раньше. Адреса психологических центров вы найдете у нас на сайте https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/obidchivyy-rebenok-menyaem-situatsiyu/

Маргарита Лопухина,
Психолог Портала «Я – родитель»

Запоры у детей — причины, симптомы и лечение

Тиунова Елена

Опубликовано: 07.04.2023

Время чтения:

867

С запором у ребенка хотя бы однажды сталкиваются все родители. Особенно сложно приходится с малышами : они еще не могут рассказать, что и где у них болит, почему они плачут. Маме трудно определить, ребенок беспокоится от того, что ему одиноко, голодно, холодно – или же его мучает животик. При грудном вскармливании, когда стул может отсутствовать 1-2 дня по естественным причинам, и вовсе непонятно – это уже запор или еще нет, уже нужно начинать лечить малыша или стоит просто подождать? Попробуем подробно разобраться, что делать, если у ребенка запор, и как ему помочь.

Как помочь ребенку при запоре

Запор нельзя игнорировать, надеясь, что пищеварение малыша наладится само собой. Это состояние всегда причиняет ребенку неприятные ощущения. Обратите внимание на то, что запор не обязательно связан с редким стулом. Ребенок может какать ежедневно, но при этом натуживаться, испытывать боль, а его каловые массы будут оформленными и твердыми – и это уже признаки запора. А вот если младенец с аппетитом сосет грудь, крепко спит, активно играет и марает подгузники, к примеру, через день-два – это, скорее всего, не запор, а особенность его пищеварения.

Если вы не уверены, в норме ли стул ребенка – обязательно проконсультируйтесь с педиатром. Не нужно делать клизму, а уж тем более применять “бабушкины” рецепты с участием мыла и градусника для профилактики – “на всякий случай”. (Кстати, случаев для градусника и мыла не существует вовсе, эти методы просто недопустимы!) 
Чтобы помочь малышу при запоре, нужно понять, какое состояние уже не является нормой и определить причину, по которой случился сбой пищеварения. Устранив её, вы избавите ребенка и от следствия – запора.
На грудном вскармливании для малыша нормой считается желтый однородный кашицеобразный стул от 1-2 до 5-7 раз в сутки. В нем не должно быть примеси слизи и крови, допускаются лишь вкрапления белых творожистых комочков. Запах должен быть не зловонным, а просто кисловатым. У детей на искусственном вскармливании стул более плотный и темный, как правило, он бывает реже: 1-3 раза в сутки.

Изменяться, то есть становиться более жидким или более плотным, стул малыша первого года может в переходные периоды, когда ребенок приспосабливается к новым условиям, в частности, к новому питанию:

Например, запор может быть:

  • В первые недели жизни;
     

  • При переходе на искусственное вскармливание;
     

  • При смене молочной смеси; 
     

  • Во время введения прикорма.  
     

Вызвать запор могут самые разные обстоятельства – от банальной ошибки в разведении смеси до врожденных заболеваний органов пищеварения. Среди наиболее распространенных причин можно отметить:

  • Недостаток жидкости, например, приготовление более концентрированной смеси, чем это рекомендовано инструкцией, или введение густого прикорма (например для приготовления каши взяли меньшее количество воды для её разведения)
  • Связанные с дефекацией физические или психологические неприятные ощущения, в том числе раздражение кожи вокруг ануса при пеленочном дерматите.
  • Нарушение микрофлоры кишечника из-за перенесенной инфекции, приема антибактериальных препаратов может приводить к замедлению перистальтики, то есть более медленному движению пищи по кишечнику.
  • Частое бесконтрольное применение клизм и некоторых лекарств, например, ферментных или слабительных препаратов. Всё это нарушает естественный ход пищеварения: замедляет перистальтику, приучает ребенка опорожнятся только после дополнительного лекарственного или механического воздействия.
  • Заболевания, не связанные непосредственно с органами пищеварения: рахит, гипотиреоз, железодефицитная анемия и др.

 

 


 

Таким образом, для профилактики запора кормящей маме нужно самой пить достаточно жидкости: не меньше 2 литров в сутки. В первый месяц жизни младенца нужно кормить по требованию, а когда наладится более-менее стабильный режим и до введения прикорма – давать грудь с интервалами не больше 3 часов днем и 4-5 ночью. Для ребенка на искусственном вскармливании нужно разводить смесь по инструкции, не нарушать пропорции сухого продукта и воды.

После введения прикорма, независимо от вида вскармливания, нужно предлагать дополнительно воду – в общей сложности в день примерно в объеме одного кормления, то есть 150-200 мл. Если ребенок склонен к запорам, то первым прикормом должны быть овощи, а не каши.
Тщательно следите за чистотой малыша: подмывайте, а не пользуйтесь влажными салфетками при смене грязного подгузника, при необходимости применяйте крем под подгузник или детскую присыпку. Не усаживайте насильно на горшок.

Если грудничок какает реже, чем раз в 36 часов, а малыш на искусственном вскармливании – не каждый день, если во время процесса ребенок с усилием тужится или плачет, если фекалии оформленные, твердые – обратитесь к педиатру.

Врач определит запор это или нет и посоветует, как именно в вашей ситуации отрегулировать питьевой режим и питание, а если потребуется, то назначит процедуры и лекарства.


 

Это важно!

Не занимайтесь самолечением. Запор – это не безобидное отклонение, он может привести к серьёзным проблемам со здоровьем ребенка.
 

Массаж животика для новорожденных при запоре

Для предупреждения и лечения запоров эффективен массаж животика. Для профилактики достаточно проводить его хотя бы раз в день и почаще выкладывать малыша на животик. Если же запор уже случился, то сеансы массажа стоит выполнять 2-3 раза в день. 

Нельзя массировать полный живот. После еды должно пройти 2 часа, а до нового приема пищи оставаться в запасе час или хотя бы 30 минут.
Прежде чем выполнять массаж, успокойте малыша, поиграйте с ним, чтобы кроха был в хорошем настроении. Если ребенок будет плакать и кричать, а значит напрягать животик, массаж не поможет.
Чтобы массажные движения стимулировали опорожнение, они должны совпадать с движениями кишечника во время переваривания пищи, так называемыми перистальтическими волнами.

Как делать массаж животика:

  • Уложите малыша на спину на ровную поверхность, например, на пеленальный столик. Убедитесь, что у вас теплые руки. 
     

  • Сделайте 5-6 круговых поглаживаний животика по часовой стрелке.
     

  • Перейдите к встречному поглаживанию. Для этого расположите правую ладонь сверху левой стороны живота малыша, а тыльную поверхность левой ладони – в нижней части правой стороны. Затем одновременно поглаживайте живот крохи в разных направлениях: правую ладонь ведите вниз, а тыльную сторону левой поднимайте вверх. Повторите 5-6 раз.

     

  • Чтобы проработать косые мышцы, нужно провести поглаживание боковых отделов живота. Положите под поясницу ребенка обе ладони, а затем обхватывающим поглаживающим движением ведите руки вверх и вперед к друг другу, соединяя их над пупком. Сделайте 5-6 повторений.
     

  • Завершаем массаж снова круговым поглаживанием живота по часовой стрелке с тем же количеством повторений – 5-6 раз. 
     

Влияет ли, если запор у мамы, на ребенка при грудном вскармливании?


 

Погрешности питания кормящей женщины могут отразиться на пищеварении младенца. Чтобы избавить грудничка от запора, его маме придется пересмотреть свое меню. Какие именно пищевые нарушения могут вызвать запор? 
 

  • недостаток воды: если мама пьет мало, то откуда организму брать жидкость для выработки молока?
  • избыток продуктов с закрепляющим действием: рис, макароны, выпечка, белый хлеб, крепкий чай и кофе;
  • много молока и молочных продуктов. Запор может стать следствием непереносимости или аллергии к белку коровьего молока – наиболее частого вида аллергии на первом году жизни
  • в рационе женщины мало клетчатки.

 

Запор при ротавирусной инфекции

С ротавирусной инфекцией мамы скорее привыкли связывать понос, чем запор. Но ротавирус вызывает в кишечнике воспаление и нарушает его функции во время болезни, поэтому запор при ротавирусной инфекции вполне возможен:
 

  • заболевший ребенок мало ест, а при рвоте теряет и жидкость, и то небольшое количество пищи, которое смог съесть;
  • повышение температуры вызывает большую потерю влаги, жидкость может всасываться в организме в том числе из каловых масс, уплотняя их;
  • работа пищеварительных ферментов во время болезни нарушается, а количество “вредных” (патогенных и условно-патогенных) бактерий растет, из-за этого перистальтика кишечника может замедляться.

 

Запор у грудничка при введении прикорма

 

Введение прикорма, то есть переход на качественно новый вид пищи, нередко вызывает запор, даже если раньше с пищеварением крохи все было в порядке. Продукты прикорма рекомендуется вводить в детский рацион в дополнение к грудному молоку или молочной смеси в период с 4 до 6 месяцев. Ошибки введения прикорма могут стать причиной запора у малыша: 
 

  • Если прикорм вводят младенцу ранее 4 месяцев, его пищеварение еще не справится с другими продуктами, помимо грудного молока или его заменителей.
  • Если прикорм вводится вовремя, но консистенция блюд слишком густая, это тоже может вызвать запор. Плотная пища будет с трудом двигаться по еще незрелому кишечнику. Конечно, пюре из кабачка или брокколи сложно сделать чересчур густым, а вот с кашей вполне можно промахнуться. Следите, чтобы в начале введения прикорма каши были по консистенции не гуще жидкой сметаны, и лишь потом постепенно переводите малыша на более густую пищу.
  • Причиной запора может стать рисовая каша в качестве первого прикорма, если ребенок склонен к запорам. Для малыша плотного телосложения, особенно если у него бывает задержка стула, стоит выбирать для начала прикорма овощи. Из каш же лучшая для первого прикорма гречневая или кукурузная. Не забываем, что каши в начале прикорма должны быть безмолочными и состоять из одного вида крупы.
  • С введением прикорма малыш начинает нуждаться в дополнительной жидкости. В течение дня предлагайте ему детскую воду в бутылочке, чашке или поильнике. Пусть пьет хотя бы по глоточку. За сутки объем дополнительной жидкости должен быть примерно равен тому, что малыш съедает за одно кормление, это порядка 150 — 200 мл. Если вода не будет поступать в организм малыша дополнительно, то она будет всасываться в том числе из каловых масс, которые станут более плотными и сухими.

 

Запор при прорезывании зубов

Каких только нежелательных эффектов – от насморка до повышения температуры – не связывают с режущимися зубками. Запор, как и понос, тоже есть в ряду этих признаков. Так ли это на самом деле? 
И да, и нет. Само по себе прорезывание зуба из десны, конечно, запор не вызывает. Однако зуд и боль в месте, где режется зуб, беспокоят малыша, у него снижается аппетит и даже может подняться температура, что ведет к повышенному расходу влаги. Малыш хуже ест и пьет, а значит реже какает. Его стул от недостатка жидкости может стать более сухим и плотным.

Запор от витамина Д3

Иногда мамы отмечают запоры у малышей, когда начинают давать им для профилактики витамин Д3. Это скорее совпадение, чем следствие приема витамина, так как прием в назначенной педиатром профилактической дозе такого эффекта не вызывает.
А вот передозировка витамина Д3 может спровоцировать запор. Дело в том, что витамин Д3 способствует всасыванию кальция в кишечнике. В свою очередь избыток кальция в содержимом кишечника приводит к образованию трудноусваиваемых соединений, которые уплотняют стул. 
Не нарушайте рекомендованную дозировку. В случае с витаминами, как и с другими лекарственными препаратами, больше не значит лучше.

Психосоматика при запоре


 

 

Если ребенку всего месяц, запор психосоматического происхождения у него не случится. Центральная и вегетативная нервные системы должны созреть, чтобы полноценно регулировать работу кишечника.  
Психосоматику как причину запора можно предполагать у ребенка в возрасте года-полутора или старше, то есть в то время, когда его начинают приучать к горшку. 
Запор по психосоматическим причинам может произойти, если: 
 

  • малыш уже испытывал боль при дефекации и боится её повторения, поэтому задерживает стул;
  • родители заставляют малыша садиться на горшок, а ему это неприятно, страшно;
  • родители ругают или наказывают малыша за испачканные и мокрые штаны;
  • в семье неблагоприятная эмоциональная обстановка, плохие отношения между родителями, негативное отношение к ребенку;
  • ребенок пошел в детский сад или поменял детский коллектив. Запор может быть вызван как стрессом, так и тем, что малыш стесняется ходить на горшок в присутствии других детей и чужих взрослых (воспитателей, нянечек).


Запоры бывают почти у всех детей. У кого-то это единичные случаи, у кого-то – регулярные. Родителям стоит знать, что может спровоцировать запор, и как с ним справиться.

 

Итак

  • Помочь ребенку при запоре поможет в первую очередь достаточное поступление жидкости: в виде дополнительной порции воды, как до, так и в период введения прикорма. Применять лекарства, клизмы, народные средства без назначения врача нельзя.
     

  • Для профилактики и лечения запора стоит освоить приемы массажа животика: это круговые, встречные поглаживания и поглаживания боковых отделов живота.

     

  • Запор у мамы может вызвать такое же нарушение пищеварения у ребенка на грудном вскармливании.
     

  • Также запор может вызвать ротавирусная инфекция у ребенка.
     

  • Период повышенного риска возникновения запора – это введение прикорма.
     

  • При прорезывании зубов запор может быть вызван плохим аппетитом и потерей влаги из-за повышения температуры тела.
     

  • Профилактические дозы витамина Д3 запор не вызывают, в отличие от передозировки.
     

  • Психосоматика в качестве причины запора начинает играть роль, когда ребенок достигает возраста приучения к горшку, то есть от года-полутора и старше.
     

Информация проверена экспертом

Тиунова Елена

Врач педиатр высшей категории, врач диетолог, кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской педиатрии и пропедевтики детских болезней Уральского государственного медицинского университета

Об авторе

Поделиться во Вконтакте Телеграм

Содержание статьи

  • Как помочь ребенку при запоре
  • Массаж животика для новорожденных при запоре
  • Влияет ли, если запор у мамы, на ребенка при грудном вскармливании?
  • Запор при ротавирусной инфекции
  • Запор у грудничка при введении прикорма
  • Запор при прорезывании зубов
  • Запор от витамина Д3
  • Психосоматика при запоре

Продукты из статьи

Может быть интересно

  • Смесь от запоров для новорожденных
  • Как определить запор у малыша?
  • Колики и запоры
  • Запоры у детей до года: симптомы, причины, методы лечения

Психосоциальные риски запоров и загрязнений у детей младшего школьного возраста

1. Ван ден Берг М.М., Беннинга М.А., Ди Лоренцо С. Эпидемиология запоров у детей: систематический обзор. Am J Гастроэнтерол. 2006; 101:2401–2409. doi: 10.1111/j.1572-0241.2006.00771.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

2. van der Wal MF, Benninga MA, Hirasing RA. Распространенность энкопреза в мультикультурной популяции. J Pediatr Gastroenterol Nutr. 2005;40:345–348. doi: 10.1097/01.MPG.0000149964.77418.27. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

3. Loening-Baucke V. Запоры в раннем детстве: характеристики пациентов, лечение и долгосрочное наблюдение. Кишка. 1993; 34: 1400–1404. doi: 10.1136/gut.34.10.1400. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

4. Партин Дж. К., Хэмилл С. К., Фишель Дж. Э., Партин Дж. С. Болезненная дефекация и фекальные загрязнения у детей. Педиатрия. 1992; 89: 1007–1009. [PubMed] [Google Scholar]

5. Benninga MA, Buller HA, Heymans HS, Tytgat GN, Taminiau JA. Всегда ли энкопрез является результатом запора? Арч Дис Чайлд. 1994;71:186–193. doi: 10.1136/adc.71.3.186. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

6. Loening-Baucke V, Cruikshank B, Savage C. Динамика дефекации и профили поведения у детей с энкопрезом. Педиатрия. 1987; 80: 672–679. [PubMed] [Google Scholar]

7. Cox DJ, Morris JB, Jr, Borowitz SM, Sutphen JL. Психологические различия между детьми с хроническим энкопрезом и без него. J Pediatr Psychol. 2002; 27: 585–591. doi: 10.1093/jpepsy/27.7.585. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

8. Benninga MA, Voskuijl WP, Akkerhuis GW, Taminiau JA, Buller HA. Время транзита толстой кишки и профили поведения у детей с нарушениями дефекации. Арч Дис Чайлд. 2004; 89: 13–16. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

9. van Dijk M, Benninga MA, Grootenhuis MA, Last BF. Распространенность и связанные с ней клинические характеристики поведенческих проблем у детей с запорами. Педиатрия. 2010;125:e309–e317. doi: 10.1542/пед.2008-3055. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

10. Сурандер А. Изменения во времени и психологические факторы риска загрязнения: результаты 16-летнего исследования динамики во времени в Финляндии. Акта Педиатр. 2011; 100:1276–1280. doi: 10.1111/j.1651-2227.2011.02234.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

11. McKeown C, Hisle-Gorman E, Eide M, Gorman GH, Nylund CM. Связь запоров и недержания кала с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Педиатрия. 2013;132:e1210–e1215. doi: 10.1542/пед.2013-1580. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

12. Фон Гонтард А., Эквит М. Коморбидность СДВГ и недержания мочи у детей. Европейская детская подростковая психиатрия. 2015;24:127–140. doi: 10.1007/s00787-014-0577-0. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

13. Philips EM, Peeters B, Teeuw AH, Leenders AG, Boluyt N, Brilleslijper-Kater SN, et al. Стрессовые жизненные события у детей с функциональными нарушениями дефекации. J Pediatr Gastroenterol Nutr. 2015;61:384–392. doi: 10.1097/MPG.0000000000000882. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

14. Kuizenga-Wessel S, Di Lorenzo C, Nicholson LM, Butter EM, Ratliff-Schaub KL, Benninga MA, et al. Скрининг на аутизм выявляет поведенческие расстройства у детей, функциональные расстройства дефекации. Eur J Педиатр. 2016; 175:1371–1378. doi: 10.1007/s00431-016-2775-x. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

15. Von Gontard A, Niemczyk J, Weber M, Equit M. Специфические поведенческие сопутствующие заболевания в большой выборке детей с функциональным недержанием мочи: отчет о 1001 случае. Неуророл Уродин. 2014; 34:763–810. doi: 10.1002/nau.22651. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

16. Bongers ME, Tabbers MM, Benninga MA. Функциональное неретенционное недержание кала у детей. J Pediatr Gastroenterol Nutr. 2007;44:5–13. doi: 10.1097/01.mpg.0000252187.12793.0a. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

17. Boyd A, Golding J, Macleod J, Lawlor DA, Fraser A, Henderson J, et al. Профиль когорты: «дети 90-х» — индексное потомство лонгитюдного исследования родителей и детей, проведенного компанией Эйвон. Int J Эпидемиол. 2013;42:111–127. doi: 10.1093/ije/dys064. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

18. Heron J, Grzeda M, Tappin D, von Gontard A, Joinson C. Факторы риска запоров и загрязнения в раннем детстве в школьном возрасте: обсервационное когортное исследование. BMJ Педиатр. 2018; 2:1–8. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

19. Fullard W, McDevitt SC, Carey WB. Оценка темперамента у детей от 1 до 3 лет. J Pediatr Psychol. 1984; 9: 205–216. doi: 10.1093/jpepsy/9.2.205. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

20. Джойнсон С., Херон Дж., фон Гонтард А., Батлер У., Голдинг Дж., Эмонд А. Факторы риска раннего детства, связанные с дневным недержанием мочи и пачканием у детей школьного возраста. J Pediatr Psychol. 2008;33:739–750. doi: 10.1093/jpepsy/jsn008. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

21. Басс А., Пломин Р. Темперамент: Раннее развитие черт личности. Хиллсдейл: Эрлбаум; 1984. [Google Scholar]

22. Эландер Дж. , Раттер М. Использование и разработка шкал родителей и учителей Раттера (1996) Int J Methods Psychiatr Res 6:63–78

23. Джойнсон С., Салливан С. , фон Гонтард А., Герон Дж. Стрессовые события в раннем детстве и траектории развития ночного недержания мочи в школьном возрасте. J Pediatr Psychol. 2016;41:1002–1010. дои: 10.1093/jpepsy/jsw025. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

24. Франкенбург В.К., Доддс Дж., Арчер П., Шапиро Х., Бресник Б. Денвер II: основной пересмотр и повторная стандартизация денверского скринингового теста на развитие. Педиатрия. 1992; 89: 91–97. [PubMed] [Google Scholar]

25. Cox JL, Holden JM, Sagovsky R, Обнаружение послеродовой депрессии Разработка Эдинбургской шкалы послеродовой депрессии из 10 пунктов. Бр Дж. Психиатрия. 1987; 150: 782–786. doi: 10.1192/bjp.150.6.782. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

26. Вермунт Дж.К. Моделирование скрытых классов с ковариатами: два улучшенных трехэтапных подхода. Политический анал. 2010;18:450–469. doi: 10.1093/pan/mpq025. [CrossRef] [Google Scholar]

27. Аспарухов Т., Мутен Б.О. (2014) Вспомогательные переменные в моделировании смесей: трехэтапные подходы с использованием Mplus. Веб-заметки Mplus: № 15. http://www.statmodel.com/examples/webnotes/webnote15.pdf. По состоянию на 19 мая 2017 г.

28. Krakowiak P, Goodlin-Jones B, Hertz-Picciotto I, Croen LA, Hansen RL. Проблемы со сном у детей с расстройствами аутистического спектра, задержкой развития и типичным развитием: популяционное исследование. J Сон Res. 2008;17:197–206. doi: 10.1111/j.1365-2869.2008.00650.x. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

29. Franco I, Franco J, Harding S, Rosconi D, Cupelli E, Collett-Gardere T. Являются ли сезонные колебания и колебания дохода ответственными за дисфункцию кишечника и мочевого пузыря симптомы у детей? Неуророл Уродин. 2017; 36: 148–154. doi: 10.1002/nau.22896. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

30. Söderstrom U, Hoelcke M, Alenius L, Söderling AC, Hjern A. Недержание мочи и кала: популяционное исследование. Акта Педиатр. 2004;93: 386–389. doi: 10.1111/j.1651-2227.2004.tb02966.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

31. Loening-Baucke V. Показатели распространенности запоров и недержания кала и мочи. Арч Дис Чайлд. 2007; 92: 486–489. doi: 10.1136/adc.2006.098335. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

32. Peeters B, Benninga MA, Hennekam RC. запор в детском возрасте; обзор генетических исследований и связанных с ними синдромов. Best Pract Res Clin Gastroenterol. 2011; 25:73–88. doi: 10.1016/j.bpg.2010.12.005. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

33. Маловиц С., Грин М., Карпински А., Розенберг А., Хайман П.Е. Возраст возникновения функциональных запоров. J Pediatr Gastroenterol Nutr. 2016;62:600–602. doi: 10.1097/MPG.0000000000001011. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

34. Schonwald A, Sherritt L, Stadtler A, Bridgemohan C. Факторы, связанные с трудностями приучения к туалету. Педиатрия. 2004; 113:1753–1757. doi: 10.1542/peds.113.6.1753. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

35. Блюм Н.Дж., Таубман Б., Осборн М.Л. Поведенческие особенности детей с отказом стула от туалета. Педиатрия. 1997;99:50–53. doi: 10.1542/peds.99.1.50. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

36. Niemczyk J, Wagner C, von Gontard A. Недержание мочи при расстройствах аутистического спектра: систематический обзор. Европейская детская подростковая психиатрия. 2017 г.: 10.1007/s00787-017-1062-3. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

37. Нурко С., Скотт С.М. Сосуществование запоров и недержания мочи у детей и взрослых. Best Pract Res Clin Gastroenterol. 2011;25:29–41. doi: 10.1016/j.bpg.2010.12.002. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

38. Лундблад Б., Хеллстрем А.Л. Восприятие школьных туалетов как причины нерегулярного использования туалета среди школьников в возрасте 6–16 лет. Дж. Ш. Здоровье. 2005; 75: 125–128. doi: 10.1111/j.1746-1561.2005.tb06656.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

39. van Everdingen-Faasen EQ, Gerritsen BJ, Mulder PG, Fliers EA, Groeneweg M. Сопутствующая психосоциальная патология влияет на результаты лечения детей с недержанием кала. Eur J Педиатр. 2008; 167: 985–989. doi: 10.1007/s00431-007-0619-4. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

Содержащие беспокойство при лечении запоров

Текст статьи

Меню статьи

  • Статья
    Текст
  • Артикул
    Информация
  • Цитата
    Инструменты
  • Поделиться
  • Быстрое реагирование
  • Артикул
    Метрика
  • Оповещения

PDF

Детская связь

Содержащие беспокойство при лечении запоров

Бесплатно

  1. A F West1,
  2. K Steinhardt2
  1. 1 PPALS, Berkshire Healthcare Trust, UK
  2. 2 Department of Paediatric Psychology, Oxford Radcliffe Hospital, UK
  1. Correspondence to :
    Dr AF West
    Wokingham CAMHS, Здание больницы Wokingham Hospital, Barkham Rd, Wokingham RG41 2RE, Великобритания; Andrew. Westberkshire.nhs.uk

http://dx.doi.org/10.1136/adc.88.12.1038

Статистика с Altmetric.com

Запрос разрешений

Если вы хотите повторно использовать часть или всю эту статью, воспользуйтесь приведенной ниже ссылкой, которая приведет вас к службе RightsLink Центра защиты авторских прав. Вы сможете получить быструю цену и мгновенное разрешение на повторное использование контента различными способами.

  • детский запор
  • развитие ребенка
  • связь с педиатром
  • приложение

Детский запор является распространенной проблемой, для решения которой можно с пользой применить как педиатрическую, так и психологическую точки зрения. Представленный здесь случай является крайним примером и, как таковой, показывает некоторые ловушки, а также обеспечивает платформу для представления способа понимания междисциплинарного вмешательства, которое может способствовать успешному лечению не только детских запоров, но и в более широком смысле. клинический контекст.

СЛУЧАЙ

Причина направления

5-летний мальчик был направлен в детскую психиатрическую службу с жалобами на фобическое избегание дефекации и отказ принимать лекарства или выполнять клизмы для антеградного удержания мочи по Мэлоуну (ACE). 1 Перед процедурой АПФ долгое время наблюдались запоры, но ожидаемые улучшения после операции не наступили.

Справочная информация

Он был желанным ребенком, но беременность сопровождалась сильной рвотой и усталостью. Его мать, у которой были проблемы с грудным вскармливанием детей от предыдущего брака, с самого начала кормила его из бутылочки. Она впала в депрессию, но не лечилась от этого. Его считали голодным и неудобным, и его питание было загущено детским рисом, который давали с 4 месяцев. К 8 месяцам у него был сильный запор, выделялись твердые фекальные шарики с кровью, и он кричал, когда ему нужно было испражняться. За диетическими мерами последовали все более высокие дозы наполняющих и стимулирующих слабительных средств. Анальное растяжение и эвакуация фекалий под общей анестезией произвели, согласно больничным записям, «огромный слепок прямой кишки» и оставили его «безутешным». Соответствующие исследования показали норму. В необычно молодом возрасте 2 лет, несмотря на рекомендацию одного педиатра получить психологическое заключение, он был госпитализирован для процедуры ACE. Следует отметить, что это произошло до публикации обзоров случаев, показывающих, что АПФ имеет относительно плохой прогноз у очень молодых людей и в случаях функционального запора. 1, 2

После операции поведенческие и эмоциональные аспекты проблемы стали более очевидными. Лекарства, замаскированные в соке, выплюнули обратно. Неохотно садился на унитаз после клизм, пачкался в школе. Он был прилипчивым, ему было трудно отделиться, особенно от матери. Некоторые из вовлеченных специалистов считали, что родители лишь частично следовали их рекомендациям, в то время как у родителей сложилось впечатление, что направления к специалистам на каждом этапе были медленными и только по их собственному настоянию. Они злились на своего сына, что, как они знали, было контрпродуктивным. Они пробовали составить карту звездного неба, вознаграждая движение, переданное в туалете, но с таким небольшим количеством возможностей для вознаграждения это было обречено на провал.

Препарат

Несомненно, ребенок был до некоторой степени физиологически предрасположен к запорам. Неохотное раннее использование его матерью искусственного вскармливания и сгущение корма усугубили проблему и повлияли на отношения матери и ребенка. Надежную привязанность подорвали и другие факторы: беременность была неприятной. Младенца оказалось трудно урегулировать, и затем у него возникли проблемы в основной области выделения. Его мать была в депрессии, и ей не хватало поддержки. Ее собственного опыта безопасности, достаточного до того момента, было недостаточно, чтобы справиться с дополнительными требованиями, которые предъявлял неустроенный ребенок.

Защитные факторы присутствовали: очень желанный и изначально здоровый малыш. Оба родителя были полны решимости удовлетворить его потребности. Отношения между членами семьи были положительными и здоровыми. Однако этого было недостаточно, чтобы нейтрализовать тревогу, вызванную проблемами, возникающими на решающем этапе. Ребенок, не в силах самостоятельно терпеть дискомфорт и тревогу, стал избегать туалета. В контексте недоверия к системе (родительской и первичной помощи) он попытался проявить воздержание и контроль, прежде чем достиг необходимой зрелости. Преждевременная самостоятельность часто достигается за счет других функций и в данном случае означает навязчивое и эмоционально незрелое поведение в других условиях. Это, возможно, мешало родителям следовать совету, который они считали чрезмерно навязчивым и которому их сын решительно сопротивлялся; трудности, несомненно, усугублялись тем, что родители считали проблему более серьезной, чем просто запор.

С психологической точки зрения при лечении запоров мы сталкиваемся со знакомым напряжением между необходимостью сдерживать тревогу и стремлением принимать все более навязчивые меры контроля. В сложной системе версии одной динамики обычно существуют в каждой подсистеме. В этом случае лечащая система воспроизвела трудности родительской системы: неспособность кормления производить желаемые фекалии отражалась в неспособности лечения произвести требуемое улучшение. Привязанность между лечащей командой и семьей стала менее надежной, как и привязанность между родителями и ребенком. Это встревожило специалистов, которые увеличили навязчивость своих вмешательств, подорвав, а не восстановив доверие родителей, и поддерживая, а не обращая вспять порочный круг.

Вмешательство

Первоочередной задачей было снижение беспокойства и повышение чувства безопасности и компетентности, ощущаемых системой (состоящей из ребенка, его родителей и вовлеченных специалистов). Это было сделано путем авторитетного заявления о времени. Родителям сказали, что важно дать ему расслабиться и расти в уверенности, что от него не ждут ничего, чего он не сможет выполнить. Еженедельно ему проводили индивидуальную недирективную игровую терапию, и по мере того, как росла его уверенность, была введена поведенческая программа с целью снизить его чувствительность к своим страхам, поощрить более функциональное поведение в туалете и расширить возможности его родителей, поддерживая их как основных терапевтов. Он без жалоб пользовался туалетом в течение трех месяцев после начала лечения, а еще через два года его ACE был успешно закрыт.

ОБСУЖДЕНИЕ

Этот случай используется для иллюстрации двух важных моментов: во-первых, роли беспокойства в создании и усугублении физических проблем; и, во-вторых, потенциал теории привязанности как терапевтической объяснительной модели в широком диапазоне ситуаций. Вместе они доказывают важность психологического мышления на раннем этапе процесса либо путем включения специалистов в области психического здоровья в учреждения первичной медико-санитарной помощи и общих больниц, либо путем создания групп связи.

Гарантия нормального функционирования

Достижение контроля над кишечником и мочевым пузырем обычно считается признаком здорового развития. Родители обращают пристальное внимание на особенности стула своих маленьких детей, и отклонение от того, что они считают нормальным, может вызвать беспокойство и привести к консультациям со специалистами в области здравоохранения. Низкая толерантность к тревоге обусловливает повышенную чувствительность к отклонениям от принятой нормы и низкий порог усилий по навязыванию контроля. Лечение успокаивает, обещая восстановление нормального функционирования или хотя бы что-то похожее на него. Исследование может предложить обнадеживающее обоснование лечения, но также может независимо успокоить врача, выявив конкретную объяснительную патологию (положительные результаты иногда извращенно успокаивают нас больше, чем отрицательные). Воздействие на родителей исследования более неоднозначно. Навязчивый контроль усугубляет проблему, когда сталкивается с оппозиционной автономией, которая может возникать сознательно или бессознательно в одних темпераментах в большей степени, чем в других, и на определенных стадиях развития. Стремление к оппозиционной автономии может быть уменьшено за счет точного выбора времени и дозировки физических процедур, но в данном случае оно было усилено необычайно реактивным хирургическим вмешательством.

Привязанность и забота о детях

Успешное воспитание обеспечивает надежную основу, с которой младенец может уверенно исследовать окружающую среду. 3 Если эта база выйдет из строя, то здоровое развитие, которое является формой исследования, может пошатнуться. На качество привязанности могут влиять темпераментные и физические характеристики ребенка, собственная ранняя привязанность матери, материнское заболевание, такое как депрессия, а также наличие и качество поддержки внутри и вне системы воспитания. 4 Мэри Эйнсворт и другие разделили отношения привязанности на четыре основные категории. 5 Наблюдая за поведением 12–20-месячных младенцев со своими матерями, Эйнсворт подвергла их стандартной последовательности разлучений и воссоединений и первоначально определила три модели привязанности, которые она назвала надежной, избегающей и амбивалентной. Четвертая, названная неорганизованной, была впоследствии добавлена ​​после дальнейших наблюдений и исследований, и эта область является развивающейся. Следует указать на пару вещей: достаточно здоровое развитие может происходить в отношениях, которые не могут быть классифицированы как безопасные. Существует важное различие между ненадежными паттернами привязанности и расстройством привязанности. 6 Наконец, следует пояснить, что в данном случае строгая классификация неуместна. Ребенок был в том возрасте, когда процедура Эйнсворт была бы неуместной, и ее не сделали. Когда фраза «надежно прикреплена» используется вне контекста процедуры Эйнсворт, она становится более общей оценкой, полученной на основе более широкого круга наблюдений. Мы используем безопасность вложений не как категорию, а как континуум.

Привязанность и терапия

Byng-Hall 7 красноречиво описал, как, как и в здоровых отношениях между родителями и детьми, терапевтические отношения могут обеспечить временную надежную базу, на которой семья может предпринять необходимые исследовательские шаги для выздоровления. Терапевт должен стремиться обеспечить эту базу, какой бы терапевтический метод он ни поддерживал. Большинство клиницистов до некоторой степени обеспечивают это, даже при преимущественно соматическом лечении, используя множество моделей поведения и навыков. Они могут быть выучены или врождены; умышленно или невольно. К ним относятся доступность, предсказуемость и точная эмпатия.

Работа по связям с общественностью

Вмешательства и экспертные знания, непосредственно направленные на решение эмоциональных и психологических проблем, необходимы там, где недостаточно безопасности внутри и вокруг системы пациента. Опубликованные руководства и алгоритмы зачастую наиболее подробны и ясны в тех областях, где еще не получены предсказуемые ответы. Психологические или эмоциональные факторы, как правило, проявляются кратко, расплывчато, загадочно или поздно, когда предсказуемость терпит неудачу. 8– 11 Это часто приводит, довольно поздно, к передаче, а не к разделению ухода. Справедливости ради, эта практика может также частично отражать нехватку специалистов-психологов, работающих в больницах общего профиля и учреждениях первичной медико-санитарной помощи.

Мы рекомендуем, во-первых, понимать, что термин «психосоматика» описывает континуум, а не дихотомию. Люди не становятся психосоматическими в какой-то момент процесса. Таким образом, специалисты с подготовкой и опытом в области психического здоровья играют определенную роль в общем медицинском учреждении. Если направление необходимо, это должно зависеть не от того, является ли проблема «психосоматической», а от отсутствия в системе достаточных ресурсов для сдерживания необходимой тревоги.

Факторы, связанные или подразумевающие трудности с привязанностью, либо в системе пациента, либо между системой пациента и лечащей бригадой, должны ускорить участие службы связи. Мы надеемся, что обсуждение со специалистами по связи станет частью повседневной работы клиники, а не как шаг, сделанный, когда все остальное потерпело неудачу.

ССЫЛКИ

  1. Malone PSJ , Curry JI, Osborne A. Процедура антеградной клизмы для удержания мочи, зачем, когда и как? Мир Дж. Урол 1998; 16: 274–8.

  2. Карри ДЖИ , Осборн А., Мэлоун П.С.Дж. Процедура MACE: опыт Великобритании. J Pediatr Surg 1999; 34: 338–40.

  3. Боулби Дж . Создание и разрыв любовных уз. Этиология и психопатология в свете теории привязанности. Брит Джей Психиатрия 1977;130:201–10.

  4. Бельский Ж . Интерактивные и контекстуальные детерминанты безопасности привязанности. В: Кэссиди Дж., Shaver PR, ред. Справочник вложений. Нью-Йорк/Лондон: The Guilford Press, 1999: 249–64.

  5. Weinfeld NS , Sroufe LA, Egeland B, et al. Природа индивидуальных различий в привязанности младенца к опекуну. В: Кэссиди Дж., Shaver PR, ред. Справочник вложений. Нью-Йорк/Лондон: The Guilford Press, 19.99:68–88.

  6. Zeanah CH , Mammen OK, Lieberman AF. Нарушения привязанности. В: Zeanah CH, изд. Справочник по психическому здоровью младенцев. Нью-Йорк/Лондон: The Guilford Press, 1993:332–49.

  7. Бинг-Холл Дж . Создание надежной семейной базы: некоторые последствия теории привязанности для семейной терапии. Семья Proc1995;34:45–58.

  8. Poenaru D , Roblin N, Bird M, et al. Детская клиника управления кишечником: первые результаты мультидисциплинарного подхода к функциональным запорам у детей. J Pediatr Surg1997;32:843–8.

  9. Войлок B , Wise CG, Olson A, et al. Руководство по лечению идиопатических запоров и загрязнений у детей. Arch Pediatr Adolesc Med1999;153:380–5.

  10. Baker SS , Liptak GS, Colletti RB, и др.