Работа педагога социального по повышенной тревожности подростка – Методический материал на тему»Деятельность социального педагога по профилактике школьной тревожности у подростков школьного возраста»
Тревожность подростков. Психолого-педагогические условия коррекции тревожности подростков
Превращение ребенка во взрослого — сложный и драматический процесс, на ход которого влияет огромное количество разнообразных факторов: от генетики и физиологии, до политики и экологии.
Подростковым принято считать период от 9-10 до 16 лет. Этот период обусловлен не только качественными навыками и полезным изменениями в организме подростка и в его окружении, но связан с возникновением специфических состояний, которые играют важную роль в период наибольшего развития, но и опасным звеном. Пубертатный период знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Мощные сдвиги происходят во всех отраслях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости.
Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительно наращивания знаний, умений; становление «Я», обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это потеря детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта.
В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям; обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость.
У подростков развивается тревожность по поводу и нормы развития, это связано, прежде всего, с диспропорциями в развитии, с преждевременным развитием, и его задержкой. Состояние тревожности это следствие подросткового кризиса, который протекает, по-разному и дезорганизует личность подростка, влияет на все стороны его жизни.
Л.С. Выготский под кризисом развития понимал сосредоточение резких и капитальных сдвигов и смещений, изменений и переломов в личности ребенка.
Кризис — это переломный пункт в нормальном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным.».
Подростковый и юношеский возраст в современной международной традиции рассматривается в единстве и часто этот этап обозначается одним термином — подростковый возраст. Правда, при этом выделяют обычно две стадии — ранний подростковый (до 14 лет) и старший подростковый (до 19 лет), что соответствует в отечественной традиции выделению подросткового и юношеского возраста.
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 — 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 — 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.
И.В. Дубровина, в ходе лонгитюдного исследования выявила, что у девятиклассников уровень тревожности резко снижается по сравнению с 7-8 классами, но в 10 классе снова повышается, за счет роста самооценочной тревожности. Рост самооценочной тревожности в 8-10 классах обуславливается, по-видимому, тем, что эти классы — выпускные.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, которые вызывают повышенную тревогу вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики» тревожности являются отражением наиболее значимых социогенных потребностей, особенностей ведущей деятельности, основных психических новообразований подростка.
Карен Хорни считает, что у тревожного, не чувствующего безопасности ребенка развиваются разнообразные стратегии — для того, чтобы совладать с чувствами изоляции и беспомощности. Он может становиться враждебным, желать расплатиться с теми, кто его отвергал или дурно к нему относился. Или же он может стать сверхпослушным — чтобы вернуть любовь, потерю которой он чувствует. У него может развиться нереалистический идеализированный образ самого себя — с тем, чтобы компенсировать чувство неполноценности. Добиваясь любви, он может стараться подкупить других или пользоваться угрозами. Он может погрязнуть в жалости к себе — чтобы завоевать сочувствие. Если ребенок не может обрести любовь — он может искать власти над другими.
Таким образом, он компенсирует чувство беспомощности, находит выход для враждебности и оказывается способен эксплуатировать людей. Или же ребенок проявляет сильные соревновательные тенденции, причем сам факт победы оказывается важнее, чем достижение как таковое. Возможно и обращение агрессии внутрь и самоуничижение.
А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства происходит становление личности.
Анализируя кризис подросткового возраста (самый длинный и сложный из всех кризисов), Л.И. Божович указывала на его неоднородность: он характеризуется на первой фазе (12-14 лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня («способность к целеполаганию»). На второй фазе (14-17 лет) — осознанием своего места в будущем, т.е. рождением жизненной перспективы: в нее входит и представления о своем желаемом Я, и о том, что он хочет совершить в своей жизни.
Тревожные подростки живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: «А вдруг что-нибудь случится?» Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе.
Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой.) Тревожные подростки обычно не уверены в себе, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сенситивность).
Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).
В этом случае общение взрослого с подростком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что-нибудь не так, то есть, испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование — тревожность.
Усилению у подростка тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.
Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, — частые упреки, вызывающие чувство вины («Ты так плохо вел себя, что у меня заболела голова», «Из-за твоего поведения мы с мамой часто ссоримся»). В этом случае подросток постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Помимо перечисленных факторов страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.
Если у подростка усиливается тревожность, появляются страхи — непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера — это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера — это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер. Неуверенный, тревожный подросток всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с делом.
Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные подростки, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них — все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такой подросток одинок, замкнут, малоактивен.
Интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых «опасных людей» — пьяниц, хулиганов. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы. Отрицательные последствия тревожности выражаются в том что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (то есть, креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным.
Одно из проявлений эмоционально-волевой деятельности подростков — тревоги и страхи, которые они испытывают в определенных жизненных ситуациях. Уровень тревожности и напряженности характеризует личность невротика — у него отмечается нестабильность настроения, эмоционально неадекватные реакции, страх. Страх — это психическое состояние преувеличенной (иногда адекватной) опасности. Страх сопровождается выработкой корой надпочечников норадреналина. Как известно, норадреналин понижает жизненный тонус, приводит к пассивности, оборонительным реакциям и вызывает стремление к безопасности. С одной стороны, стремление к безопасности вырабатывает оборонительные способности и адаптацию. Человек становится более осторожным в сложных, опасных для существования ситуациях. С другой — необоснованная тревога и страх мешают, приводят к нестабильности, личность дезорганизуется и неспособна контролировать себя. При страхе происходят изменения в поведении и деятельности.
Традиционно выделяют страх, направленный на определенный объект или определенную ситуацию. Различные формы страхов могут сочетаться друг с другом. Выделено 4 вида страхов: фобические, вызываемые определенными ситуациями или объектами; флюктуирующие (приступы страхов), не связанные с определенными ситуациями и возникающие в виде паники; генерализованные — длительные переживания, не связанные с определенными объектами или ситуациями, панические страхи.
У подростков на первый план выступает страх перед авторитарными личностями (учителем и директором), социальные страхи (страх не соответствовать стандартам или субкультуре референтной группы), страх в ситуациях с высокими требованиями. Немецкие специалисты отмечают зависимость страхов детей от страхов их родителей (страх обнищания). На появляющиеся страхи влияют стили взаимоотношений в семье (гиперопека, симбиоз между матерью и ребенком).
Подростки начинают размышлять о жизни, поэтому у них появляются экзистенциальные страхи. Отмеченные страхи являются по своему типу фобическими и генерализованными.
У подростков, учащихся общеобразовательных школ распространены школьные страхи и страхи разлуки (переход в другую школу, страх потерять одного из родителей, если в семье неблагоприятные отношения). Школьные страхи проявляются как страх оценки знаний, страх несоответствия оценке и требованиям окружающих.
Страх разлуки и школьные фобии возникают чаще всего из-за чрезмерных требований учителя или недостаточной зрелости подростка в связи с привязанностью к значимому лицу. Подростки не любят отвечать у доски, потому что на них смотрят сверстники, боятся, что скажут глупость, которая вызовет их смех. Оказалось, что школьные страхи — постоянный спутник обучения. Для таких страхов в обучении характерно уклонение от посещения школы, привязанность к одному из близких людей, уклонение от общественных обязанностей. В МКБ-10 (Международная классификация болезней) не случайно подробно описаны признаки всех страхов — они могут спровоцировать расстройство психики. Уклоняться от школы они могут по-разному, например, полностью отказаться от посещения школы из-за боязни обид и унижений («мальчик для битья»). Ребенок избегает ситуации школьной неуспеваемости путем переключения на способы поведения, доставляющие удовольствие. В семье страхи нередко возникают дифференцированно: подросток боится отца, а мать скрывает истинную картину. В ситуациях с отчимом ситуация несколько меняется: отчим «редко, да метко» проверяет домашние задания, дневник. Его упреки становятся хуже наказания.
Школьная фобия появляется из-за плохих материальных условий жизни, недостаточной интеграции семьи в общество или ближайшее окружение, физического или психического нездоровья родителей, супружеских или семейных конфликтов, отклонений в подходах к воспитанию детей. В итоге подростки становятся чрезмерно пугливыми и испытывают трудности в школе. У подростков, имеющих страхи, появляются вторичные проблемы — депрессии, нарастает социальная изоляция, подросток начинает отставать в учебе. Многие из них боятся, что одноклассники посчитают их прогульщиками, лентяями, больными.
Все виды тревожного расстройства ухудшают работоспособность, потому что беспокойство не поддается контролю, от него нельзя избавиться.
Сосредоточившись на источнике тревоги, подросток не может уделить внимание качественному выполнению учебной или трудовой деятельности. Иногда у подростков встречаются элементы обсессивно-компульсивного расстройства: появляются навязчивые идеи или действия.
Навязчивые состояния (обсессии) — это мысли, образы, желания («Нужно ли идти по этой улице, где мало народа?», «Закрыта ли дверь?»). Компульсивное поведение — повторение целенаправленных действий, выполняемых в соответствии с принятыми правилами (неоднократная проверка ошибок в сочинении или контрольной работе при неуверенности в правильности выполнения).
Таким образом, специфика возникновения и проявления тревожности в подростковом возрасте заключается в страхе «быть не собой» как реакции на угрозу изменения, отторжения и потери «я» часто возникает вследствие попыток родителей с гиперсоциальными, а также тревожно-мнительными и паранойяльными чертами характера односторонне навязать детям и особенно подросткам свой образ мышления, действий и поступков без учета реальных обстоятельств. Итак, страх «быть не собой» имеет при неврозах сложную мотивацию своего происхождения. Ведущая линия в нем — аффективно переживаемая невозможность быть собой вследствие прогрессирующих невротических изменений личности и болезненными реакции на навязываемый родителями образ «я», несовместимый с самосознанием и способностью развития.
Каждый подросток переживает периоды повышенной чувствительности к окружающему миру, когда он чувствует себя менее защищенным, чем обычно. В это время у него чаще всего и возникают страхи. Наличие страхов подразумевает определенный уровень интеллекта, обусловленный развитием критичности и осознанием опасности, а также развитием самоконтроля. Каждый вид страха обычно появляется в определенном возрасте и со временем исчезает.
infourok.ru
3.3. Рекомендации подросткам, родителям и педагогам по психолого
По мнению большинства психологов, наиболее целостный и правильный подход в коррекционной работе – работа в двух направлениях: работа с самим ребенком и с его окружением [цит. по 59, с. 74].
Рекомендации подростку.
Важным моментом в работе по профилактике и преодолению ситуативной тревожности у подростков является снятие внутренних зажимов, обретение ребенком двигательной свободы, пластики движений.
Существует так же множество приемов работы с учащимися:
1. «Настройка на определенное эмоциональное состояние». Школьнику предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким либо характерным жестом; спокойное, расслабленное — с другим, а уверенное, «побеждающее» — с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.
2. «Приятное воспоминание». Школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.
3. «Использование роли». В трудной ситуации школьнику предлагается ярко представить себе образ для подражания, войти в эту роль и действовать как бы «в его образе». (Этот прием оказывается особенно эффективным для юношей).
4. «Контроль голоса и жестов». Школьнику объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека. Рассказывают, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние — успокаивать, придавать уверенность. Указывают на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовке уроков «Улыбка» [цит. по 35, с. 17].
Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Школьнику дают ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняют значение улыбки для снятия нервно — мышечного напряжения.
5. «Дыхание». Рассказывают о значении ритмичного дыхания, предлагают способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.
Эти и другие приемы являются достаточно эффективными, прежде всего, для учащихся, испытывающих так называемую «ситуативную тревогу».
Рекомендации педагогу.
Работу с тревожностью целесообразно проводить в трех основных направлениях: во-первых, по повышению самооценки ребенка; во-вторых, по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; и, в-третьих, но отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка [цит. по 40, с. 295].
Работа по всем трем направлениям может проводиться либо параллельно, либо, в зависимости от выбранного психологом приоритета, постепенно и последовательно.
а) Повышение самооценки ребенка.
Довольно часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети иногда любят покритиковать других. Для того чтобы помочь детям данной категории повысить самооценку, Квинн В. предлагает оказывать им поддержку, проявлять заботу о них и как можно чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам [цит. по 39, с. 348].
Если в младшем школьном возрасте ребенок не испытывает такой поддержки от взрослых, то в подростковом возрасте его проблемы увеличиваются. Тревожный ребенок, став взрослым, может сохранить привычку выбирать для выполнения только простые задачи, так как именно в этом случае он может быть уверен, что успешно справится с проблемой.
Для того чтобы помочь ребенку повысить свою самооценку, можно использовать следующие методы работы:
— Прежде всего, необходимо как можно чаще называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и взрослых с этой целью можно отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи», «Это мы можем», «Я сделал это!» и т. д.), награждать ребенка грамотами, жетонами. Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных в данном коллективе поручений (раздать тетради, написать что-либо на доске).
— Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, не приводить их в пример, т.к. это отрицательно влияет на формирование адекватной самооценки. Для того, чтобы подчеркнуть динамику в работе ребенка над каким-то его качеством лучше сравнивать его успехи с его же результатами вчера, неделю или месяц назад [цит. по 39, с. 274].
— При работе с детьми, страдающими заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время. Таких детей желательно спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Не следует торопить и подгонять их с ответом. Если взрослый уже задал вопрос, он должен дать ребенку необходимо длительный срок для ответа, стараясь не повторять свой вопрос дважды или даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул.
— Если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка [цит. по 50, с. 157].
— Для того чтобы тревожный ребенок не считал себя хуже других детей, желательно в группе детского сада проводить беседы с детским коллективом, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях, испытываемых ими в, тех или в иных ситуациях. Подобные беседы помогают ребенку осознать, что и у сверстников существуют проблемы, сходные с его собственными. Кроме того, такие обсуждения способствуют расширению поведенческого репертуара ребенка.
Работа по повышению самооценки – это только одно из направлений в работе с тревожным ребенком и быстрых результатов такой работы ожидать нельзя.
б) Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжений.
Как показали наблюдения, эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение: и мышечное, и эмоциональное – можно научить их выполнять релаксационные упражнения.
Кроме релаксационных игр в работе с тревожными детьми необходимо также использовать и игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком. Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.)
Оклендер В. рекомендует при работе с тревожными детьми устраивать импровизированные маскарады, шоу, просто раскрашивать лица. Участие в таких представлениях, по ее мнению, помогает детям расслабиться.
в) Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка[цит. по 61, с. 138].
Следующим этапом в работе с тревожным ребенком является отработка владения собой в травмирующих и незнакомых для ребенка ситуациях. Даже если работа по повышению самооценки ребенка и по обучению его способам снижения мышечного и эмоционального напряжений уже проведена, нет гарантии, что оказавшись в реальной жизненной или в непредвиденной ситуации, ребенок будет вести себя адекватно. В любой момент такой ребенок может растеряться и забыть все, чему его научили. Именно поэтому отработка навыков поведения в конкретных ситуациях является необходимой частью работы с тревожными детьми. Эта работа заключается в обыгрывании как уже происходивших ситуаций, так и возможных в будущем.
Рекомендации родителям.
Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей [цит. по 61, с. 144].
Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в силах. Он не может понять, как и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него родители. Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению с взрослыми и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей) [цит. по 42, с. 291].
Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребенка. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть объяснит, почему он это сделал.
Полезно снизить количество замечаний. Можно попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку, а вечером перечитать список. Скорее всего, станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.
Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами [цит. по 39, c. 123].
Ласковые прикосновения, родителей помогут тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
Родители тревожных детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них.
Подобные занятия можно рекомендовать не только родителям, но и педагогам. Ведь ни для кого не секрет, что тревожность родителей зачастую передается детям, а тревожность педагога – воспитанникам. Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе.
Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности.
— отработать навыки владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка;
— обучить взрослых, окружающих тревожного ребенка, правилам поведения с таким ребенком;
Таким образом, работу по ситуативной тревожности следует осуществлять на уровне всех структурных компонентов ситуативной тревожности. Главная цель такой работы — не избавить ребенка от всех тревог, а научить его разбираться в причинах своих переживаний, не впадать в отчаяние в сложных ситуациях, а искать и находить решение задач, которые будет ставить перед ним жизнь.
studfile.net
«Методический материал на тему»Деятельность социального педагога по профилактике школьной тревожности у подростков школьного возраста»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
_____________________________________________________________________________
140560, Московская область, г.о. Озёры, пл. К. Маркса, д. 57
Телефоны:8(496)70-2-10-31, 8(496)70-2-32-00, 8(496)70 -2-13-45(филиал)
сайт: ozsch2.edumsko.ru почта:[email protected]
Методический материал на тему:
«Деятельность социального педагога по профилактике школьной тревожности у подростков школьного возраста»
Выполнил:
социальный педагог МБОУ СОШ № 1
Дмитриева Анастасия Владимировна
г.о. ОЗЁРЫ 2017 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы школьной тревожности подростков в психолого- педагогической литературе.
Проблема школьной тревожности подростков в трудах отечественных и зарубежных авторов ……………………………………………………………8
Особенности школьной тревожности подростков младшего школьного возраста……………………………………………………………………………18
Основные подходы к работе социального педагога по коррекции школьной тревожности подростков младшего школьного возраста….………………………………………………………………………..28
Глава 2. Содержание работы по профилактике и коррекции школьной тревожности подростков в деятельности социального педагога.
2.1 Опытно – экспериментальная работа по выявлению уровня школьной тревожности у подростков младшего школьного возраста…………..…….…35
2.2 Программа работы социального педагога по коррекции школьной тревожности подростков …………..……………………………………………40
2.3 Рекомендации для социальных педагогов и родителей по профилактике тревожности у подростков младшего школьного возраста ….………………
schoolfiles.net
«Коррекционно-развивающая программа «Снижение повышенного уровня тревожности у подростков»
Государственное общеобразовательное автономное учреждениеАмурской области «Свободненская специальная (коррекционная)
школа-интернат»
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа
«Снижение повышенного уровня тревожности у подростков»
Подготовила: педагог – психолог
Чебанова Е.Н.
г. Свободный, 2017 год
Аннотация психолого-педагогической программы
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Снижение повышенного уровня тревожности у подростков» направлена на гармонизацию эмоциональной сферы, коррекцию нежелательного поведения и формирование навыков эффективного общения подростков в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната.
Актуальность данной программы для образовательной организации обусловлена большой распространенностью среди воспитанников ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» поведенческих и эмоционально-волевых нарушений, основными из которых являются проявление детьми агрессивности в поведении, повышенная возбудимость и аффективная вспыльчивость. Так как в большей степени агрессивные тенденции в поведении подростков обусловлены повышенной личностной и межличностной тревожностью, то работа по её снижению является важным направлением деятельности педагога-психолога.
Кроме того, наличие повышенной тревожности в структуре личности подростка – воспитанника школы-интерната является одной из главных причин низкого уровня развития навыков социально-психологической адаптации, что в дальнейшем мешает будущему выпускнику успешно выстраивать свою жизненную стратегию, когда вместо становления произвольного поведения развивается ориентация на внешний контроль, вместо умения самому справляться с трудностями в сложившейся ситуации – тенденция к аффективному реагированию, обиде, агрессии, склонность к девиациям и зависимостям.
Коррекционно-разви
schoolfiles.net
«Профилактика и коррекция тревожности у современных детей».
Шевлякова Татьяна Викторовна,
педагог-психолог, социальный педагог
МКУ «Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи «Гармония»
«Профилактика и коррекция тревожности у современных детей».
Ребенок живет с ощущением тревоги,
которая складывается у него из общения со взрослыми.
Т.Харрис.
Современная эпоха, насыщенная социально-экономическими преобразованиями, создала условия для увеличения тревоги и волнений, как у взрослых, так и у детей. Жизнь ребенка в наше время характеризуется высочайшей информационной, эмоциональной и психологической нагрузкой, которая задается как системой личностных взаимоотношений, так и учебным процессом в образовательных учреждениях.
Уровень стрессового напряжения детей постоянно возрастает, что приводит к увеличению психосоматических и психологических нарушений, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, эмоциональным срывам и немотивированной агрессии.
В последние годы большая часть проблем, с которыми родители обращаются к психологам нашего Центра, связаны с эмоциональной неустойчивостью ребенка, повышенной тревожностью. По данным статистики, порядка 20% детей школьного возраста, систематически принимают различные лекарственные препараты по снятию тревоги, страхов и депрессии.
Что же такое тревожность?
А.М. Прихожан определяла тревожность, как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности». Говоря простым языком, тревожность – это склонность к излишнему волнению, к восприятию жизненных ситуаций как потенциально опасных или трудных, даже если особых поводов для этого нет.
Профилактическую и коррекционную работу по преодолению тревожности детей и подростков необходимо вести по трем взаимосвязанным направлениям.
Одним из них является психологическое просвещение ближайшего окружения подростка, в первую очередь, родителей и педагогов, объяснение им причин и последствий тревожности, обучение средствам преодоления тревожности у детей способам помощи им в овладении средствами преодоления тревожности.
В ходе психологического просвещения родителей, им необходимо рассказать о роли взаимоотношений в семье, их собственных тревог и волнений, самооценки на возникновение и закрепление тревожности у детей и подростков. Тревожность, как правило, является результатом нарушения отношений с близкими взрослыми, отсутствием чувства защищенности у детей и подростков со стороны родителей.
Неадекватные, чаще всего завышенные или противоречивые требования, которые предъявляются родителями к ребенку, часто являются источником тревожности.
В настоящее время большинство родителей стремятся отдать детей в так называемые престижные школы с повышенным уровнем сложности учебных программ, как правило, не учитывая уровень развития детей. Очень часто объем учебных программ, их информативная насыщенность не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. По данным исследований, до 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс, вызванный несоответствием уровня сложности учебных программ уровню развития ребенка, который способствует формированию высокой тревожности, вызванной несовпадениями между ожиданиями взрослых и достижениями ребенка. Чем более родители ориентированы на достижение ребенком высоких учебных результатов, тем более выражена у ребенка тревожность, что продемонстрировано в исследовании Б. И. Кочубея и Е. В. Новиковой. Наиболее «тревожными» детьми являются двоечники и отличники. «Середнячки» в плане успеваемости характеризуются большей эмоциональной устойчивостью по сравнению с теми, кто ориентирован на получение одних «пятерок» или не рассчитывает особенно на оценку выше «тройки».
Родителям следует более взвешенно подходить к выбору образовательных учреждений и учебных программ, при этом руководствоваться не собственными амбициями, а уровнем развития ребенка, его реальными возможностями.
Основная задача психологического просвещения родителей заключается в том, чтобы донести до них, что они не только чаще всего являются первоисточниками детской тревожности, но и, что именно им принадлежит решающая роль в ее преодолении и профилактике.
В рамках психологического просвещения педагогов необходимо уделить внимание не только знакомству их с понятием «тревожность», причинами ее возникновения и формами проявления, но и с последствиями, которые она оказывает на развитие детей и подростков, их будущее. Современные дети испытывают большие перегрузки, которые вызваны не только постоянно усложняющимися учебными программами, но и структурой учебного года, загруженностью в течение учебной недели, длительностью и организацией урока. Как известно, днями с оптимальной учебной работоспособностью являются вторник и среда, затем, начиная с четверга, эффективность учебной деятельности резко снижается. Но данный факт не всегда находит отражение при составлении расписания занятий в учебных заведениях. Часто именно на четверг и пятницу приходится максимальное количество уроков, требующих особого внимания и подготовки (например, алгебра, физика, химия, русский язык, иностранный язык). Более того, в большинстве образовательных учреждений при шестидневной учебной неделе, задают домашнее задание и на выходные. В ходе исследований учеными установлено, что дети, получающие домашнее задание на выходные отличаются более высоким уровнем тревожности, чем их сверстники, которые имеют возможность полностью посвятить воскресенье отдыху. Неправильная организация урока также способствует повышению уровня тревожности обучающихся. Наблюдения за поведением детей в течение урока показывают, что за первые 30 минут урока ребенок отвлекается в три раза меньше, чем за 10 последних минут. Тогда же относительно возрастает и уровень тревожности, но именно в эти последние минуты, большинство педагогов проводит самостоятельные работы, тестирование и т.д.
Регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде. Для некоторых ребят стрессогенным фактором может являться любой ответ на уроке, даже распространенный ответ «с места». Однако большинство из них испытывает тревожность при более серьезных «проверках» — на контрольных работах или экзаменах (ОГЭ и ЕГЭ). Главной причиной этой тревожности является неопределенность представлений о результате будущей деятельности. Наиболее трудной стороной на контрольной или на экзамене для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.
Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на подготовительном (предконтрольном, предэкзаменационном) этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего события и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей приводит только к дезорганизации их деятельности.
Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «У тебя это получится», «Ты это умеешь хорошо делать», «Ты так в прошлый раз хорошо справился с контрольной» и т.д.
Ни для кого не секрет, что большинство педагогов рассматривают «тревожность» как положительное качество, свидетельствующее о высокой ответственности ребенка, его послушании, исполнительности. Такие дети, как правило, не задают лишних вопросов, старательно выполняют все задания и поручения, дисциплинированны. Они кажутся «удобными», но самим таким детям в школе зачастую бывает крайне сложно и им нужна наша помощь, взрослых: в первую очередь педагогов, так как большую часть времени дети и подростки проводят в образовательных учреждениях.
Педагогам следует создавать на уроке спокойную доброжелательную обстановку, чаще обращаться к таким детям по имени, избегать по возможности критических замечаний в адрес тревожных детей, негативного оценивания их личности, не сравнивать их ни с кем. У тревожных детей необходимо формировать правильное отношение к ошибкам, как к информации о том, над каким материалом необходимо еще поработать. Администрации образовательных учреждений и педагогам для профилактики тревожности обучающихся, следует более внимательно подходить к планированию расписания занятий, их организации и структурированию, дозировать учебную нагрузку и объем домашнего задания.
Хорошо известно, что тревожные дети обладают большим количеством внутренних зажимов. Помочь им их снять, обрести двигательную свободу и пластику могут преподаватели физкультуры, включая в план урока упражнения на расслабление.
Очень важным направлением работы по снижению и преодолению тревожности является непосредственная работа с детьми и подростками.
Каждый возраст характеризуется различными «предпосылками» формирования тревожности. Если у старшего дошкольника такими предпосылками может быть факт поступления в школу, то у подростка взаимоотношения со сверстниками. Поэтому профилактическая работа должна быть направлена, прежде всего, на оптимизацию тех областей, с которыми связаны возрастные пики тревожности. При коррекционной работе следует обращать внимание на зоны уязвимости конкретного ребенка. Она требует длительной систематической работы и должна включать в себя следующие направления: повышение самооценки, обучение саморегуляции, умению управлять собой в ситуациях вызывающих наибольшее беспокойство, обучения приемам снятия мышечного напряжения. Коррекционная работа может проводиться как в индивидуальной форме, так и групповой.
Следующим направлением работы по профилактике и коррекции тревожности у современных детей является обеспечение психологической атмосферы, способствующей развитию у подростка чувства защищенности.
Здесь очень важна подготовка детей к новым ситуациям, т.е. снижение неопределенности ситуации через детальный рассказ о ней, обсуждение возможных трудностей, обучение результативным, конструктивным способам поведения в ней. Целесообразно проводить предварительное «проигрывание» наиболее значимых ситуаций, вызывающих у ребенка тревогу (например, экзамена).
В работе с детьми и подростками необходимо обратить внимание на развитие умения анализировать свои переживания и находить их причины (самоанализ). Для этого можно предложить им сначала обсудить переживания или поступки сверстников или героев литературных произведений, фильмов в похожих ситуациях по схеме: Что произошло? Что он переживает и думает? Какова причина? Успешно или не успешно он действовал в этой ситуации? Что он должен делать? Затем ему можно предложить применить эту схему по отношению к себе.
Важным этапом данной работы является выработка у них критериев собственного успеха. Очень часто в оценивании своих поступков, результатов деятельности, тревожные дети руководствуются критериями других людей: родителей, педагогов, одноклассников, друзей. В связи с этим, даже достаточно успешные ситуации они склонны оценивать как неуспешные, так как оценка успеха у них затруднена. Продуктивным в таких случаях оказывается обсуждение вместе с учащимся объективных показателей успеха в той или иной ситуации. С тревожными детьми необходимо как бы «договориться», какой результат будет считаться для них успешным, а затем максимально развернуто записать эти критерии применительно к различным ситуациям. Необходимо побуждать их оценивать свою деятельность исходя из собственных критериев.
В «копилке» любого психолога существует множество приемов работы с детьми и подростками, отличающимися повышенной тревожностью. Вот некоторые из них, которые могут использовать в профилактической и коррекционной работе, как педагоги, так и родители:
Упражнение «Ищите два плюса на каждый минус»
Введите правило: когда услышите, что ребенок негативно высказывается о себе и своей учебе, вслух скажите о его работе не менее двух позитивных утверждений. Этот прием помогает ребенку обращать внимание на те слова, которые он говорит о себе. Это также помогает трансформировать негативный образ себя в позитивный. Поначалу ребята чувствуют некоторую неловкость, когда слышат о себе хорошее, но … «к хорошему быстро привыкаешь». Одно условие: реплики взрослого должны быть предельно конкретны.
Упражнение «Я хвалю себя за то, что…»
Цель данного упражнения повышение самооценки. Ребенку предлагается похвалить себя за что-нибудь. Каждому человеку хочется, чтобы его больше хвалили. Но в жизни не всегда так происходит. У тебя есть сейчас возможность похвалить себя за что хочешь!
Итак, продолжи фразу: « Я хвалю себя за то, что…».
В конце проводится обсуждение: трудно ли было хвалить себя? Какие чувства ты испытывал при этом?
Упражнение «Храбрый герой»
Это упражнение проводится для отработки навыков уверенного поведения, повышения самооценки.
Ребенку предлагается выбирать для себя роль значимого для него и в то же время известного человека (артиста, президента страны, сказочного персонажа, литературного героя и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую – либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя). Вы или остальные участники группы, если коррекционная работа проводится в группе, пытаетесь отгадать имя «кумира».
После проведения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого участник рассказывает о чувствах, возникших у него в ходе презентации. В конце проводится обсуждение: почему он выбрал именно этого героя, что было трудным в упражнении, с каким чувством он показывал своего героя?
Упражнение «Дневник побед»
Ежедневно в конце дня в специально заведенный «Дневник побед» ребенок записывает, что удалось сделать хорошо, все свои победы в течение дня (записей должно быть не менее 5). Все плохое забывается и опускается.
Далее проводится обсуждение записей. Какая победа далась очень трудно? Что из достижений дня было добиться легче всего? Какие из побед были замечены другими людьми (одноклассниками, учителями, классным руководителем)?
Упражнение «незаконченные предложения»
«Я тревожусь в ситуациях, когда…»
(дополни предложение 2-3 ситуациями, обычно вызывающими тревогу).
«Если я тревожусь, я обычно….»
(дополни предложение способами преодоления тревожности, которые ты используешь).
Определил ли ты для себя способы преодоления тревожности? Какие способы ты выбираешь?
Упражнение «Продумай заранее».
Необходимо сесть в комфортной позе, по желанию закрыть глаза. Затем представить себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы. Ребенок должен почувствовать себя настолько спокойно, насколько может. Необходимо подумать, что он скажет и сделает, придумать возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствует себя абсолютно спокойно.
Данное упражнение можно выполнять время от времени перед возможной сложной ситуацией и тогда продумывание сложных ситуаций заранее станет привычкой, помогающей справиться с тревожностью.
Обсуждение: что ты чувствовал, когда выполнял упражнение? Получилось ли у тебя найти варианты поведения и успокоиться.
Упражнение «Глубокое дыхание»
-Медленно сделай глубокий вдох.
-Задержи дыхание и сосчитай до пяти.
-Медленно выдохни.
Повтори процедуру медленный вдох–задержка дыхания — медленный выдох 4-5 раз.
Упражнение « Расскажи об ошибках»
Необходимо рассказать об одной из ошибок, совершенных сегодня на уроке, дома, в транспорте. Поначалу дети могут не принять эту игру. Об ошибках говорить самим, да еще перед кем то – для многих это все равно, что демонстрировать всем пятно на одежде. Поэтому очень важно, чтобы и сам взрослый принимал участие в этой игре. Открывая эту тайну ребятам, мы помогаем им усвоить, что ошибки – нормальная часть жизни каждого человека. Тревожные дети и подростки перестают чувствовать себя неуспешными.
В другой раз продолжите игру вопросом: «Что ты можешь сделать, чтобы больше не повторить эту ошибку?» Отвечая на него, ребята начинают понимать, что важно научиться не избегать ошибок, а находить способы исправления их.
Упражнение “Учимся расслабляться»
Ребенку предлагается принять удобную для него позу. Под тихую расслабляющуюся музыку спокойным голосом ему дают следующие указания:
-Сожми кулаки… сильнее…еще сильнее… разожми.
-Втяни живот насколько возможно, замри в этом положении. Расслабься.
— Сожми веки так сильно, как только сможешь. Расслабь веки.
-Втяни голову в плечи… глубже. Расслабься.
-Вдохни, задержи дыхание. Выдохни.
-Вытяни руки и ноги… сильнее. Расслабься. Теперь попытайтесь все эти действия выполнить одновременно.
-Представь, что по твоему телу распространяется мягкая теплая волна. Сделай глубокий вдох и выдох, подыши спокойно.
Проблема тревожности, профилактическая и коррекционная работа с ней многогранна и сложна. Результат данной работы зависит не только от заинтересованности ребенка, но и его ближайшего окружения, в первую очередь родителей, педагогов. И главная задача взрослых — не избавить ребенка от всех тревог, а научить его разбираться в причинах своих переживаний, не впадать в отчаяние в сложных ситуациях, а искать и находить решение задач, которые ставит сейчас и в будущем будет преподносить им жизнь.
Литература
1. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги// Психологический журнал. – 1992. — №5. – С. 111-117.
2. Астанов Д.М. Тревожность за детей. М., 2001.
3.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
4.Миканева Е.И. Детская тревожность в семейном контексте./Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ “Перспектива”. Вып. 5/Под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ “Перспектива”, 2005.– 80с.
5.Прихожан А. М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков. Автореферат дис… канд. психол. наук. — М., 1977.
6.Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 11-18.
7.Прихожан А. М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности // Тревога и тревожность / Ред. В. М. Астапов. — СПб., 2001. — С. 143-156.
infourok.ru
Рекомендации учителю по профилактике школьной тревожности
Рекомендации учителю по профилактике школьной тревожности |
Социально – психологическая служба МОАУ «СОШ № 4 г. Орска» |
2017 год |
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………..3
Что такое тревожность?……………………………………………………………….3
Как выглядит тревожный ребенок………………………………………………..4
Почему возникает тревожность……………………………………………………6
Как выявить тревожных детей в классе………………………………………..7
Различия в проявлении тревожности и страхов
у мальчиков и девочек ……………………………………………………………….10
Рекомендации для педагогов по работе
с тревожными детьми…………………………………………………………………16
Рекомендации учителям – предметникам по работе
с тревожными детьми…………………………………………………………………17
Работа классного руководителя с родителями тревожного
Ребенка………………………………………………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………………..22
Введение
Любому учителю в течение своей педагогической практики приходилось сталкиваться с таким феноменом как «школьная тревожность». Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.
Такие дети теряются во время экзаменов, конкурсов, контрольных, отлично подготовленный ученик отвратительно отвечает (выступает). Достаточно вспомнить учеников, которые бледнеют и запинаются при ответе у доски, плачут и грызут ручки перед контрольной, постоянно переспрашивают учителя и трепетно ожидают его ответа. Вроде особых проблем они не доставляют – порой можно услышать и такое мнение: «Все бы дети были такими, не было бы с ними никаких хлопот!» Конечно, на первый взгляд, с тревожными детьми гораздо проще, чем, например, с гиперактивными, однако они только кажутся «удобными»: в школе таким детям зачастую бывает крайне сложно.
Практически каждый школьный учитель в своей практике встречается с тревожными детьми. Тревожные ученики крайне ранимы и уязвимы, их успеваемость напрямую зависит от педагогического такта преподавателя. Поэтому, заботясь о здоровье школьников, с целью создания психологически благоприятного климата на уроках, особое внимание желательно уделять профилактике и коррекции «школьной тревожности».
Что такое тревожность?
Говоря простым языком, тревожность – это склонность к излишнему волнению, к восприятию жизненных ситуаций как потенциально опасных или трудных, даже если особых поводов для этого нет. Тревога отличается от страха: у страха всегда есть объект (например, можно бояться темноты, крови, плохих оценок), а тревога беспредметна – это ощущение беспокойства, не связанное с конкретной опасностью.
Тревожность в той или иной степени свойственна всем людям. Более того, определенный уровень тревожности необходим для успешной деятельности. Однако излишне высокий уровень тревожности не мобилизует, а дезорганизует, все психические ресурсы уходят на тревогу, и результаты падают. То же самое происходит и в учении: высокая тревожность приводит к тому, что ребенок хуже справляется с заданиями, делает больше ошибок, работает медленнее.
Отметим, что сами дети, как правило, слово «тревога» не знают и описывают свое состояние словами: «Я боюсь», «Мне страшно». Если начать расспрашивать ребенка, чего же он боится, можно получить такие ответы: «Я не знаю», «Просто боюсь», «Вдруг что-то случится». Он не притворяется, просто не может найти более точные слова для обозначения волнения и беспокойства, свойственного тревожным детям.
Как выглядит тревожный ребенок
Повышенная школьная тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность. Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.).
Как распознать тревожного ребенка педагогу? Рассмотрим косвенные признаки, которые могут указывать на повышенную школьную тревожность.
Тревожность проявляется в привычных действиях: ребенок постоянно крутит что-то в руках, теребит одежду, волосы, потирает руки, крутит пальцы, сосет пальцы, ручку, волосы, грызет ручки и карандаши. Такие признаки могут иметь временный характер, если ребенок оказывается в новой ситуации или переживает стресс. Например, многие первоклассники грызут ручки в период адаптации к школе. В большинстве случаев через некоторые время эти признаки проходят. Если же они сохраняются долгое время, это может говорить о высокой тревожности ребенка.
Тревожность связана с мышечным напряжением, поэтому тревожный ребенок часто напряжен, скован, не может расслабиться или, напротив, повышенно суетлив, у него может быть сбивчивая, неровная речь, он может вздрагивать при неожиданных звуках или обращении. Иногда тревожность сопровождается тем, что ребенок легко краснеет, бледнеет или потеет в трудных для него ситуациях. Тревожность ярко проявляется в учебной деятельности: такой ребенок теряется, когда к нему обращаются внезапно, постоянно исправляет ответ, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы, часто извиняется, перепроверяет уже сделанное.
Тревожные дети напряженно следят за реакцией учителя, настойчиво ищут подтверждения правильности своих действий, переспрашивают: «Так?», – и не продолжают работу, не получив одобрения. Они задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли. При выполнении индивидуального задания они обычно просят учителя посмотреть, правильно ли они сделали.
Характерные черты тревожных детей:
после нескольких недель болезни ребенок не хочет идти в школу;
ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового;
ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности;
если ребенок легко возбудимый и эмоциональный, он может «заразиться» тревожностью от близких;
ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения;
быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность;
если не удается сразу выполнить задание, отказывается от его дальнейшего выполнения;
склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими.
Почему возникает тревожность
Прежде всего, большое влияние на формирование тревожности у ребенка оказывает эмоциональная обстановка в семье. Если сам родитель склонен к излишнему волнению по любому поводу, он тем самым способствует повышению тревожности у ребенка.
Большое значение при возникновении тревожности имеют ожидания и требования, которые родители предъявляют к ребенку. Тревожности могут способствовать излишне жесткая реакция родителей на неудачи ребенка: физические наказания, эмоциональный шантаж («Когда я узнала, что ты получил тройку, у меня заболело сердце»), излишне суровые последствия («За одну четверку – никакого телевизора на месяц!»). Подчеркнем, что для впечатлительных и ранимых детей неадекватно жесткими могут быть и просто комментарии типа: «Что ж ты у меня бестолковый такой!»
Хотя корни детской тревожности, как правило, уходят в семью, детский сад и школа также могут способствовать ее усилению. Тревожные дети очень болезненно переносят негативный эмоциональный опыт, связанный с неуспешностью: если педагоги ругали или высмеивали их за то, что у них не получилось, у них может надолго сохраниться страх перед общением с учителем или ответом у доски.
Часто можно встретить такую ситуацию: самого ребенка никто не ругал, но он стал свидетелем того, как учитель отреагировал на неудачу или плохое поведение другого ученика. Этого оказывается достаточно для того, чтобы ребенок начал испытывать тревогу.
Как выявить тревожных детей в классе
Учителю, работающему в школе, необходимо знать возрастные и индивидуальные закономерности формирования личности тревожного ребенка, объективные и субъективные проблемы, трудности, возникающие на каждом этапе его развития .
Для оценки тревожности приемлемы способы наблюдения и применение специальных психодиагностических методик. Школьников обычно проверяют на уровень тревожности при помощи популярного теста (опросника) Филлипса. Он относится к стандартизированным психодиагностическим методикам, достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя при проведении фронтальных психодиагностических обследований. Показатели этого теста дают представление как об общей тревожности — эмоциональном состоянии ребенка, связанном с различными формами его включения в жизнь школы, так и о частных видах проявления школьной тревожности. Различают 8 показателей (факторов) школьной тревожности:
1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Высокий уровень тревожности – может порождаться реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.
Помощь: повышение самооценки (взрослыми) и развитием способности справляться с повышенной тревогой с помощью определенных упражнений. Особое внимание со стороны взрослого (учителя или родителя) следует уделять поддержке, похвале, отмечать успехи, и поддерживать при неудаче. Избегать оценочного суждения, сравнения с результатами более успешных учеников, если сравнивать, то его собственные результаты. Избегать критики в присутствии других. Помогать анализировать не только неудачи, но и успехи, чтобы те, в свою очередь, не воспринимались такими детьми как случайные, как результат каких-то внешних воздействий (например, как хорошее настроение учителя, или мне сегодня просто повезло).
Низкий уровень тревожности – «скрытая тревожность» — защитное поведение часто говорят, что они не испытывают тревоги, но постоянно терпят неудачи из-за своего невезения, несостоятельности, отношения других людей. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Выбирает для выполнения чаще простые задачи, чтобы всячески избежать волнующих ситуаций (т.к. уверен, что успешно справиться с проблемой).
Помощь: в работе с такими школьниками необходимо обращать внимание на развитие умения анализировать свои переживания и находить их причины (самоанализ). С помощью разбиения на простые задачи достигать более сложных и обращать внимание на это, чтобы не было избегания.
Может сложиться впечатление, что тревожные дети нуждаются своего рода в тепличных условиях, создать которые в школе довольно тяжело. Это не совсем так: с одной стороны, тревожному ребенку действительно важен эмоциональный комфорт, с другой – необходимо учить его справляться со своим состоянием.
Тревожные дети очень чувствительны к эмоциональной обстановке в классе. Наблюдая за тем, как педагог спокойно реагирует на ошибки других учеников, поддерживая их, тревожный ребенок понимает, что в этом классе ошибиться не страшно.
Конечно, в ряде случаев к тревожному ребенку нужен особый подход. Иногда, возможно, стоит предупреждать ребенка заранее о том, что вы собираетесь его спросить. Во время контрольной работы или диктанта очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Можно ободряюще улыбнуться такому ребенку, немного постоять с ним рядом, посмотреть на него, кивнуть или слегка коснуться рукой. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» – лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, ты можешь сам проверить свою работу».
Ни в коем случае не следует ругать ребенка за проявления тревожности, подшучивать над ним или вообще как-то комментировать. Лучше в тактичной форме обращать внимание на то, что у него получается справиться со своим состоянием. Например, после диктанта учитель может сказать: «Я заметила, что ты сегодня очень спокойно писала диктант, мне было очень приятно это видеть».
Различия в проявлении тревожности и страхов у мальчиков и девочек
Тревожность мальчиков и девочек различается по содержанию и сферам проявления. Девочек больше волнует взаимоотношения с другими людьми (ссора, разлука и др.) и тревожность у них проявляется в ситуациях, моделирующих отношения в системе «ребенок — ребенок». Мальчиков же волнует насилие во всех его аспектах и тревожность проявляется в ситуациях, моделирующих отношения в системе «ребенок – взрослый» и повседневные действия. Это важно учитывать при воспитании и коррекции ребенка, так как то, что действует на девочку, совершенно не произведет впечатления на мальчика. Например, стремясь уберечь ребенка от плохого, необходимо работать на подъем тревоги. И, наоборот, перед важным событием – экзаменом, контрольной, выступлением, соревнованиями необходимо работать на снижение тревоги. Для девочки: « Мое отношение к тебе не изменится, даже если ты не получишь «отлично»…» Для мальчиков (напр. в случае с контрольной): «Оценка будет учитываться в четверти».
Важное место в современной психологии занимает изучение гендерных аспектов тревожного поведения.
Поскольку личность имеет половую принадлежность, учебно-воспитательный процесс необходимо рассматривать так же в контексте гендерного подхода. Основная идея – учёт особенностей мальчиков и девочек в учебном процессе. Рассмотрим несколько параметров:
ПараметрОсобенности
юноши
девушки
Внимание
— высокая скорость концентрации внимания, особенно в критической ситуации;
— при работе обращают внимание на точность ее исполнения.
— теряется концентрация внимания в критических ситуациях;
— при выполнении заданий внимание ориентировано на быстроту выполнения.
Мышление
— образное мышление имеет более высокий уровень развития;
— концентрация только на одной задаче в отдельный промежуток времени, так как правое и левое полушарие мозга соединены малым количеством нервных окончаний (могут либо слушать, либо писать)
— образное мышление развито слабее. Мозг запрограммирован на одновременное управление сразу несколькими делами, не связанными между собой (могут слушать речь и выполнять письменное задание)
Параметр
Особенности
юноши
девушки
Память
— небольшой объем кратковременной памяти: преимущества при запоминании цифр;
— лучше запоминают описания технических процессов.
— долговременная память;
— преимущества при запоминании слов;
— лучше запоминают имена людей, описание предметов туалета.
Моторика
Развита лучше крупная
моторика.
Развита лучше мелкая моторика.
Восприятие цвета
— хуже различают цвета; предпочтение синему, коричневому, оранжевому.
— лучше различают цвета; предпочтения сиреневому, бежевому, салатовому, желтому.
Словарный запас
Меньший словарный запас.
Большой словарный запас, высокая беглость и ясность речи.
Устная речь
Превосходство юношей по артикуляции, словарю устных распоряжений, скорости и пониманию прочитанного.
Превосходство по уровню развития, декорированию речи, богатство и правильность ассоциаций, смысловое понимание речи, имитирование необычных слов.
Письменная речь
— письменная речь изобилует числительными, предлогами, вопросительными знаками и местоимениями, особенно местоимением «я»;
— пишут главным образом о спорте, телевидении, деньгах.
— в письменной речи обращают внимание на изобразительные средства (подчеркивание, выделение текста другим цветом), предпочитают тексты, связанные с душевными переживаниями.
Параметр
Особенности
юноши
девушки
Почерк
— почерк более неравномерный, размашистый, индивидуально-оригинальный, иногда с элементами недописанных букв, менее похожий на принятые стандарты.
— почерк обычно более «правильный», красивый, стандартный, симметричный, элементы букв ближе к тем, что даются школьными прописями.
Подход к изучению материала
Качественный
Количественный
Восприятие информации
— доминирует визуальный обзор пространственных образов по вертикали, хорошо воспринимают информацию, расположенную на классной доске столбцами;
— труднее воспринимают и запоминают словесную информацию.
— визуальное восприятие информации происходит по горизонтали, что позволяет им легко воспринимать длинные строчки текста во всю ширину классной доски;
— труднее воспринимают и запоминают числовую и музыкальную информацию.
Интересы к деятельности
Предпочитают деятельность
исследовательского характера.
Нравится выполнять то, что хорошо знакомо, т.е. стереотипную деятельность
Предпочтение в формах работы
Хорошо работают в парах, в одиночку.
Хорошо работают в коллективе.
Самооценка
— более объективна, так как юноши анализируют реальные события и явления;
— зависит от успеха в делах.
Более субъективна, так как упор делается девушками в основном на испытанные чувства, переживания, мечты и конфликты.
Параметр
Особенности
юноши
девушки
Стиль общения
Авторитарный
Демократичный
Доминирующий тип мотивации
Ориентация на успех
Ориентация на избегание неудачи
Отношение к оценке и похвале
— мальчик убежден в том, что любовь окружающих надо заслужить;
— эмоции, высказываемые учительницей, для него не имеют притягательной силы, для него важно материальное поощрение успеха, т.к. это есть доказательство его силы, авторитета, власти. Эмоции учителя через краткий промежуток времени уже не будут восприниматься им. Можно сказать, что он ожидает смысла, текста в оценке его успехов. Фраза «Тобой недовольна» для мальчика не несет никакой смысловой нагрузки, ему важно знать, чем именно.
— среднестатистическая девочка ждет безусловной симпатии со стороны окружающих, эмоциональной поддержки и внимания;
— она ориентирована на межличностные отношения, в оценке учителя слышит не столько текст, сколько то, как она выглядит со стороны, как к ней теперь будут относиться;
— для девочки важно эмоциональное поощрение успеха, его подтверждение через слова, прикосновения, жесты, взгляд;
— для девочки важно быть хорошей в глазах учителя и подруг.
Опираясь на все вышесказанное, можно сформулировать некоторые принципы работы учителя с мальчиками и девочками.
Для мальчиков:
высокий темп подачи материала; широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации;
большое количество нестандартных, логических заданий;
использование групповых форм работы с элементами соревнования, обязательной сменой лидера;
дозированная эмоциональность подачи материала;
игры проводить со строгими правилами; для удержания внимания требуется продумать большое число разнообразных стимулов. Как только становится скучно, они не только перестают воспринимать учебный материал, но начинают нарушать порядок в классе;
при ответе с места требуется дополнительное время для выражения мыслей;
подбор творческих заданий;
при похвале сделать акцент на то, что оценивается в их деятельности.
Для девочек:
неспешный, размеренный темп урока, подача нового материала;
достаточное количество повторений для лучшего усвоения;
большое количество типовых заданий;
использование на уроке групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь;
использование большого количества наглядного материала на уроке, обучение с опорой на зрительную память;
предпочтительны игры-импровизации;
эмоционально-окрашенная оценка любой выполненной
работы с обозначением перспектив;
Таким образом, учитывая особенности мальчиков и девочек в учебном процессе, мы помогаем им стать счастливыми людьми, наиболее полно реализующими свои способности и особенности, получающими удовлетворение от своей жизни, уверенных в себе и своем будущем.
Рекомендации для педагогов по работе с тревожными детьми
Поручение, которое дается ребенку, должно соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные занятия, вы заранее обрекаете ребенка на неуспех, а, следовательно, на снижение самооценки, на неудовлетворенность собой.
Повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе (“У тебя это получится”, “Ты это умеешь хорошо делать”). При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон.
Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка (“Посмотри, сегодня ты меньше постарался, поэтому у тебя получилось хуже, чем в прошлый раз. Но я думаю, завтра ты сможешь сделать лучше”). Оптимистические прогнозы “на завтра” не дают ребенку повода считать себя безнадежным и способствуют повышению уверенности в себе.
Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления. Не рекомендуется давать тревожным детям задания типа “кто первый”.
Ситуация публичного выступления также является стрессовой, поэтому не следует настаивать на том, чтобы ребенок отвечал перед всей группой: его ответы можно выслушать индивидуально.
Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Потому, предлагая ребенку задание, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план: что мы делаем сейчас, что потом и т.д.
Осторожно и дозировано использовать критику, т.к. тревожные дети болезненно реагируют на нее. Старайтесь не стыдить ребенка, особенно в присутствии его одноклассников.
По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах.
Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
Хвалите ребенка даже за незначительный успех.
Рекомендации учителям-предметникам при работе с тревожными детьми
1. Не выделяйте таких детей при обсуждении неудач класса.
2. При объяснении домашнего задания или перед контрольной работой старайтесь говорить спокойным голосом, не запугивайте их предстоящей работой.
3. Также напоминайте таким детям, что этот материал они проходили и хорошо в нем ориентируются.
4. Побуждайте таких учеников к концентрации внимания. «Сосредоточьтесь», «Мы это проходили, главное просто быть внимательным».
5. Когда ребенок уже выполнил задание и приступил к его проверке, перед тем, как сдать, тревожный ученик зачастую может переправить правильный ответ на неверный. Предложите им просто записать это предложение (слово, пример) на черновике, не задумываясь и полагаясь на интуицию. Таким образом, срабатывает механическая память и сомнения могут рассеяться..
6. Не используйте таких словосочетаний как «не бойся», «не волнуйся». Замените их словами «Подумай хорошо», «будь смелее», «сохраняй спокойствие». При этом следует применять доброжелательный тон.
7. Если ребенок уже получил низкий балл, ему нужно в индивидуальном порядке спокойно сказать «Если ты будешь стараться, то сможешь исправить и достичь хорошего результата». 8. При выставлении отметок, уточняйте, что это оценка их знаний, а не личности в целом «Сегодня твой ответ на 7».
9. Не стоит критиковать за плохие отметки. Их лучше приободрить «В этот раз ты был невнимателен, в следующий раз, если будешь стараться, все получиться».
10. Если вы заметили, что ребенок боится именно Вас, как учителя: отвечает хуже, чем при самостоятельной работе – то при обращении к нему спокойно улыбнитесь.
11. Не сравнивайте такого ученика с другими детьми. Он не сможет стать Катей или Васей. Лучше сравнить Петю сегодняшнего и вчерашнего»
12. Создание ситуации успеха, частое позитивное одобрение, похвала. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
13. Обучение самоконтролю за своим поведением, состоянием, умению трезво относиться к возникающим проблемам, находить занятие по душе.
14. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
15. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
16. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить.
17. Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.
Работа классного руководителя с родителями тревожного ребенка
В работе с родителями тревожного ребенка классному руководителю необходимо проводить разъяснительные беседы, рекомендовать для чтения специальную литературу и привлекать их к взаимодействию с педагогом или психологом.
Учитель может поговорить с родителями о том, как они хвалят ребенка, как обсуждают с ним школу и его успехи. Для преодоления тревожности ребенку важно поверить в свои силы, поэтому необходимо обсудить с родителями, какую позитивную реакцию и как часто ребенок от них получает.
Как правило, формирование детской тревожности является свидетельством неправильного воспитания ребенка. Так, например, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью родителей собственным положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке.
Либо, добившись высокого положения в обществе, или материального благополучия, родители не желают видеть в своем чаде «неудачника», заставляют того работать сверх меры.
Нередки случаи. Когда родители сами являются высокотревожными, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать ни малейшего промаха. Ребенок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках.
Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх, не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким образом, формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.
Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют у него тем самым ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. Все это отнюдь не способствует нормальному развитию ребенка.
Большинство родителей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Так, иногда «неподготовленные» родители, узнав о возникновении у ребенка каких-либо страхов, принимают неправильную позицию. Они начинают либо уговаривать ребенка, чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то, и другое может только способствовать усилению страха. Большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу, а иногда и то, и другое. Таким родителям можно посоветовать хотя бы в течение дня записывать все замечания, которые они сделали или хотели бы сделать ребенку. В конце дня можно отметить те из них, которые способствовали не улучшению, а даже ухудшению взаимоотношений с сыном или дочерью. Если среди этих замечаний были угрозы невыполнимых наказаний, то таким родителям необходимо научиться сдерживать себя и обдумывать то, что они говорят ребенку.
Родителям так же следует быть последовательными в своих действиях, поощрениях и наказаниях. Не менее важно выработать единодушный подход к ребенку педагогов и родителей.
Для снятия мышечного напряжения родителям тревожного ребенка рекомендуется чаще использовать тактильный контакт с ребенком: поглаживать его, обнимать…
Родители также должны знать, что тревогу ребенка могут вызвать любые резкие перемены в его жизни: переезды, смена педагогов, даже перестановка мебели.
Классный руководитель может рекомендовать родителям придерживаться следующих нехитрых правил в воспитании:
Создавайте для ребёнка ситуации, в которых он мог бы проявить свои таланты. Устраивайте дома праздники для детей и приглашайте на них одноклассников, а также организуйте совместные с друзьями ребенка выезды на природу, ходите в походы. Здесь, в комфортной для себя обстановке, когда рядом мама и папа, застенчивый ребенок будет чувствовать себя более уверенно и это даст ему возможность изменить мнение приятелей о нем.
Не торопите ребенка, давайте ему время привыкнуть к новому.
Не заставляйте ребёнка быть смелым. Поверьте, указания и нотации вряд ли принесут должного результата.
Не кричите на ребёнка в присутствии других людей, как взрослых, так и детей, это как минимум понизит его самооценку.
При обращении к тревожному ребёнку, старайтесь установить с ним визуальный контакт, это вселит ему доверия.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах. Наоборот, подмечайте все его малейшие достижения и хвалите за успехи. Главная задача — верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы и малыш поверил в себя, «заразившись» вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком. Ведь всем известно: добиться чего-то в жизни можно только веря в себя и свои силы.
Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!»).
Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребёнку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребёнку с трудом даётся какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
Если по каким-либо объективным причинам ребёнку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемлённым.
Нередко родители предъявляют ребёнку требования, соответствовать которым он не в силах. Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, ребёнок физически и психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в плечи, ребёнок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из комнаты. Родители тревожного ребёнка должны сделать все, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).
Родителям необходимо помнить, что благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности ребенка и снижению уровня тревожности.
Заключение
Итак, школьная тревожность – явление разрушительное и пагубное не только для нервной системы ребенка, для его успехов в обучении – но и для его организма, для его личности в целом. Избавление от тревожности – это забота о психологическом, соматическом и нравственном здоровье наших детей. Если дети – наше Будущее, хотелось бы, чтоб оно было Счастливым и полным гармонии. Может быть, данные рекомендации немного помогут нам, взрослым, проявить свою любовь в заботе и бережной помощи ребенку учиться и жить творчески и смело, радостно и без страха.
infourok.ru