Работа психолога с детьми с овз: Психокоррекционная работа педагога-психолога с детьми ОВЗ

Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ //Психологическая газета

Важной задачей психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является работа педагога-психолога с родителями.

В работе с родителями детей с ОВЗ педагог-психолог больше обращает внимание не столько на формы работы, т.к. они не отличаются от работы с другими родителями (беседа, мини-лекции), сколько на содержание. Детям с ОВЗ нужна коррекция, а родителям — психологическая помощь.  

Рождение в семье ребенка с ОВЗ полностью меняет сложившийся уклад жизни, влияя на ее качество, вызывая у родителей большую палитру эмоциональных реакций, которую можно назвать «родительский надрыв».

Данное состояние имеет свою динамику и свои стадии развития:

  1. Стадия — страх, шок, растерянность и даже беспомощность перед сложившейся ситуацией и будущим.
  2. Стадия — отрицание. Эта стадия проявляться по-разному: кто-то не хочет признавать диагноз ребенка (например, «это не правда»), кто-то, признает проблему, но при этом становятся неоправданным оптимистом в отношении положительного прогноза развития и реабилитации ребенка, не понимая всей глубины проблемы (например, «мой ребенок еще выправится, перерастет»).      
  3. Стадия — депрессия. Наступает после осознания и понимания проблемы своего ребенка, В этот период родители погружаются в глубокую печаль.
  4. Стадия — принятие, происходит осознание случившегося.

На какой бы из вышеперечисленных стадий ни находился родитель, педагог-психолог должен выстраивать свои консультации таким образом, чтобы родитель почувствовал поддержку и уходил с так называемым «ресурсом». Педагог-психолог, проводя консультации с родителями, действует под лозунгом: «Помощь родителю есть помощь ребенку». Данный лозунг продиктован тем, что жизненная позиция родителя и его ценностные ориентации являются основой семейного воспитания, которое в свою очередь оказывает влияет на становление образа «Я» ребенка и уже, как следствие, на его отношение к миру.

Именно в семье создаются уникальные условия, которые выстраиваются в основу для развития личности ребенка в целом.  

Воспитательная работа родителей в семье — это, прежде всего, самовоспитание. Следовательно, каждому родителю необходимо учиться быть педагогом, а значит учиться принимать своего ребенка таким, какой он есть, и учиться управлять взаимоотношениями с ребенком. Но не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.

Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают зачем это нужно, однако во всех случаях необходима квалифицированная педагогическая помощь, которая поможет в определении верного пути:

  • как воспитывать,
  • чему учить,
  • как учить.

Следовательно, необходимым условием успешного коррекционно-развивающего воздействия на ребенка является сотрудничество семьи и педагога-психолога.

Таким образом, задачами психолого-педагогической работы педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ являются

  • профилактика перегрузок, как выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха дома;
  • оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания и в решении возникающих проблем;
  • выбор стратегии взаимоотношений с ребенком, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, а также структуру нарушения его развития;
  • подготовка и включение родителей (официальных представителей ребенка) в процесс решения коррекционно-развивающих задач.

Установление общения педагога-психолога с родителями осуществляется поэтапно:

Первый этап — создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используется беседа.

Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставится следующая цель — обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка.

Третий этап — решение следующих задач:
получение родителями информации о воспитании и развитии ребенка;
— овладение родителями приёмами взаимодействия с ребенком;
умение родителей замечать

и принимать индивидуальные особенности ребенка;
расширение у родителей знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия и развития детей;
индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность.

Таким образом, повышение компетентности родителей и формирование у них адекватной оценки состояния своего ребенка является одним из главных ожидаемых результатов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Содержание работы с родителями необходимо планировать в совокупности тем, плавно проходящих через все линии развития ребенка, ибо следуя словам Л. С. Выготского: «Специальное воспитание должно быть социальным». А именно, необходимо задействовать такие темы как: «здоровье», «игра», «родительство».

Помимо запланированных, педагог-психолог проводит консультации также и по запросу самих родителей.

Критерием результативности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является оптимизация коммуникации родителя с ребенком.

Необходимо отметить, что только при условии активной деятельности, в которую вовлечены педагог-психолог и родители ребенка с ОВЗ можно достичь целей: повышения психологической культуры у родителей, степени принятия дефекта собственного ребёнка. А при наличии должной старательности обеих сторон, терпения и сотрудничества можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ. Что, собственно, и продиктовано общей целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Карта сайта

Карта сайта

Цвет:C C C

Изображения Вкл. Выкл.

Обычная версия сайта

  • Новости
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Документы
      • Локальные акты
      • Правоустанавливающие
      • Результаты проверок
    • Образование
    • Образовательные стандарты
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приёма (перевода)
    • Противодействие коррупции
    • Платные образовательные услуги
    • Правила поступления
    • Результаты самообследования
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
    • Стипендии и иные виды материальной поддержки
    • Охрана здоровья, безопасность
    • Историческая справка
    • Сотрудничество с вузами
    • Независимая оценка качества
    • Организация питания обучающихся
    • Доступная среда
    • Международное сотрудничество
    • Школьный оздоровительный лагерь
  • Образовательная деятельность
    • ГИА
      • ЕГЭ
      • ОГЭ
    • Результативность обучения
    • Профильное и предпрофильное обучение
  • Дополнительные сведения
    • Дополнительные сведения
    • Воспитательная работа
      • Патриотическое воспитание
      • Профилактика правонарушений
      • Противодействие терроризму и экстремизму
      • Профилактика дорожного движения
      • Детские общественные организации
      • Юнармия
      • Важные мероприятия
    • Внеурочная деятельность
      • Доп. Курсы/ Кружки/ Факультативы
      • Спортивные секции
    • Школьная газета
    • Олимпиадное движение
    • Методическая работа
    • Страница психолога
    • Страница логопеда
    • ПМПК
    • Школьный спортивный клуб
    • Без срока давности
  • Галерея
    • Наши достижения
    • Фотогалерея
  • Ежедневное меню
  • Контакты