Работа психолога с педагогами в школе: План работы педагога-психолога с педагогами

Работа педагога-психолога в школе: направления и особенности

О чем речь? Работа педагога-психолога в школе заключается в решении разного рода конфликтов и проблем в образовательном процессе. Его цель не только в помощи учителям и классным руководителям, но и в создании эффективной системы образования внутри учебного заведения.

На что обратить внимание? Данная профессия становится все более востребованной, хотя и не в каждой школе есть специалист подобного профиля. Начинающий психолог должен понимать, с чем ему придется столкнуться и что стоит сделать в своей работе в первую очередь.

Оглавление:

  1. Функции и задачи педагога-психолога в школе
  2. Основные направления работы педагога-психолога в школе
  3. Работа педагога-психолога с родителями
  4. Организация рабочего кабинета педагога-психолога
  5. Рекомендации педагогам-психологам

Функции и задачи педагога-психолога в школе

Работа педагога-психолога в школе:

  • Подразумевает профессиональную деятельность, связанную с сохранением соматической и социальной стабильности школьников во время обучения.
    Кроме этого, его деятельность направлена на охрану прав ребенка.
  • Способствует общей гармонизации учреждения и включает в себя проведение профилактических мероприятий для искоренения дезаптации у учеников.
  • Содействует выявлению факторов, которые мешают нормальному развитию учеников, принятию различных мер по их предотвращению и оказанию психологической помощи школьникам и родителям в различных социальных ситуациях.

Задачи школьного психолога:

  • Выполнение ФЗ «Об основах системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних».
  • Работа педагога-психолога с родителями (опекунами), учениками, другими учителями при возникновении определенной проблемы.
  • Оказание консультативной и психокоррекционной помощи детям и родителям.
  • Помощь школьникам при выборе их дальнейшей профессии с учетом их особенностей, талантов и предпочтений.
  • Поддержка школьников при адаптации.
  • Разработка новых и эффективных методов обучения и преподавания.
  • Создание благоприятной атмосферы в учреждении, помощь в развитии и освоении социальных и психологических навыков у преподавателей.

Основные направления работы педагога-психолога в школе

Рассмотрим основные направления работы психологов в школе.

Психологическое просвещение.

Психологическое просвещение – одно из направлений работы педагога-психолога в школе, благодаря которому происходит гармоничное и комфортное развитие личностей учащихся. Специалист формирует положительные установки не только для ученика, но и для преподавателя и родителей.

Как правило, большая часть взрослых при возникновении конфликтных ситуаций не знают, как себя вести, особенно если у них нет соответствующих знаний в области детской психологии. Часто ситуация обостряется старшим поколением за счет их острой реакции или некорректного поведения. Обязанность педагога-психолога заключается в том, чтобы донести до родителей и учителей психологические особенности детей и правила поведения при возникновении «конфронтации поколений».

Психологическая диагностика

Действуя в этом направлении, психолог анализирует психологическое состояние детей. Выявление эмоциональных состояний, уровня психологического развития, наличия либо отсутствия психических заболеваний позволяет понять алгоритм дальнейших действий.

Анализ может производиться разными способами, такими как личные беседы, тесты, занятия в команде и т. п. Собрав результаты, педагог-психолог может определить группу риска. Как правило, к ней относятся дети из неблагополучных семей, те, которые не имеют друзей, обладают неустойчивым эмоциональным фоном или создают конфликтные ситуации. Любой намек на отклонение от нормы может стать веской причиной для проведения индивидуальных занятий с учеником и его родителями.

Психологическая коррекция

Психологическая коррекция представляет план работы педагога-психолога в школе, в которой отображена тактика исправления отклонения от нормы. Разумеется, лишь одной деятельности психолога недостаточно, тут необходимо комплексное воздействие на ребенка вместе с родителями. Если отклонение полностью исправлено, значит, были избраны верные корректировочные действия.

Как правило, данный процесс носит индивидуальный или внутригрупповой характер. Работа педагога-психолога в начальной школе, например, заключается в групповой корректировке. Благодаря этому дети могут ближе познакомиться друг с другом, подружиться и объединиться в коллектив. Подобное мероприятие проводится в игровой форме.

Коррекционная программа работы педагога-психолога в школе направлена на детей, имеющих следующие отклонения от нормы:

  • гиперактивность;
  • агрессивное поведение;
  • тревожные расстройства;
  • стеснительность и чрезмерная застенчивость;
  • постоянный страх и опасения;
  • дефицит внимания;
  • нарушение памяти;
  • сложности в обучении;
  • затрудненное мышление.

Если отклонение явное и не поддается корректировочным действиям, а успеваемость ученика становится хуже, то в этом случае педагог-психолог может поднять вопрос о переводе ребенка в специализированное учебное заведение.

Психологическая профилактика

Психологическая профилактика представляет собой комплексные меры, способствующие гармоничному развитию ученика, его адаптации и обучению даже при возникновении отклонений или других затруднений в общении со сверстниками и в работе с преподавателями.

Профилактические меры включают следующие аспекты, на которые направлена работа педагога:

  • Доброжелательное общение и взаимодействие с другими детьми.
  • Обучение правильному поведению на примере взрослого.
  • Больший интерес к гиперактивным ученикам и детям с дефицитом внимания.
  • Обеспечение состояния покоя тем детям, которые склонны к быстрому переутомлению.
  • Прививание ученикам самоконтроля и дисциплины.

Важно, чтобы к таким детям с пониманием относились не только педагоги и одноклассники, но и родители.

Что касается занятий по психологической профилактике, то они проводятся не только внутри одного коллектива, но и между параллельными классами.

Работа педагога-психолога с родителями

Работа педагога-психолога с родителями также является полезной практикой, помогающей классному руководителю вести свою деятельность. Задачи по повышению психолого-педагогической компетентности мам и пап решаются более эффективно и быстро.

Во время родительских собраний психолог может рассказать взрослым об индивидуальных особенностях их детей, способах взаимодействия с ними и различных методах воспитания. Так как специалист владеет групповыми приемами работы, то и с родителями он может вводить различные формы работы. Вместе с классным руководителем он может создать родительский клуб или лекторий.

В работе с мамами и папами трудных учеников и учащихся с отклонением от нормы психолог оказывает большую поддержку. Во время беседы с педагогом родитель может осознать проблему ребенка, понять, где он сам усугубляет конфликт и как найти подход к сыну или дочери в трудной ситуации.

Работа психолога отличается от работы классного руководителя. Она больше направлена на анализ взаимодействий с ребенком, рефлексию, понимание эффективных и слабых методов общения. Разумеется, деятельность педагога-психолога в школе не заменит труд классного руководителя, однако, несомненно, усилит его результативность и эффективность.

Организация рабочего кабинета педагога-психолога

Так как кабинет педагога-психолога является постоянным местом взаимодействия с родителями и учениками школы, он должен соответствовать ряду требований:

  • Полностью изолированное пространство, соответствующее профессиональной комнате. Площадь помещения – не менее 20 м².
  • Отличная звукоизоляция, чтобы не слышать посторонних звуков. Личные разговоры психолога и ученика тоже никто не должен услышать.
  • Хорошее освещение. Приветствуется наличие цветового оформления, чтобы воссоздать доверительную и успокаивающую атмосферу.
  • Зонирование кабинета в соответствии с задачами, решаемыми в помещении.

Пример зонирования кабинета школьного психолога:

  • Зона первой беседы – место с письменным столом, карточками учеников, стеллажом с небольшой библиотекой и другими важными материалами. Здесь можно провести первичную консультацию и выявить потребности ребенка или родителя.
  • Зона консультаций – самое уютное и комфортное место, где не только ребенку будет спокойно, но и взрослому. Именно здесь клиенты будут проводить большую часть времени.
  • Зона игровой терапии – одно из важнейших мест при работе с детьми. Пол должен быть покрыт мягким материалом, например, ковролином. В кабинете размещают коробки с игрушками, настольными играми, приспособлениями для рисования, лепки и другого творчества.
  • Зона релаксации – здесь и взрослый, и ребенок могут отдохнуть и избавиться от различных эмоциональных напряжений и стрессов. Как правило, в этом месте устанавливают кушетки и кресла.

Рекомендации педагогам-психологам

Советы, приведенные ниже, помогут молодому педагогу-психологу при работе в школе:

  • В первую очередь необходимо определить направления работы в школе, т. е. уточнить, какие проблемы являются центральными в данном учреждении, контингент детей и их родителей, особенность района и место проживания учеников.
  • Затем установить направление работы именно психолога в школе. Некоторые учреждения принимают на работу нескольких педагогов, которые взаимодействуют с группами, разделенными по возрасту, классу и т. д.
  • Определить возможности образовательной среды и ее оснащение. Сюда можно отнести отдельный кабинет специалиста для проведения занятий. Ответить на вопросы о том, рассчитано ли помещение на одного или нескольких педагогов, имеется ли инвентарь и спецтехника, можно ли проводить в кабинете занятия с большими группами и т. д.
  • Познакомиться с коллегами и участниками социально-психологического отдела, составить ПМПк школы.
  • Ознакомиться с должностной инструкцией, определить количество рабочих часов и свою ставку (так как они могут отличаться для педагога-психолога и социального психолога, например).
    Это позволит точнее планировать свою деятельность, расписание и представлять отчеты о работе педагога-психолога в школе.
  • Прочитать школьный устав и положение. Обычно там прописаны точные названия документов, которые указываются на титульных листах отчетов и других сопутствующих актов учреждения.
  • Изучить документацию других сотрудников, их работу с программами, чтобы иметь представление о единой системе ведения документации школы.

Основываясь на данной информации, необходимо подготовить нужную документацию, собрав ее в правильном порядке и распределив по отдельным папкам. Все образцы можно взять у других педагогов либо обратиться к Интернету. Не лишним будет проверить несколько раз, тот ли пакет документов собран, чтобы избежать ошибок. Однако увлекаться не стоит, в школе у психолога есть и другие обязанности.

Файлы лучше разложить по следующим папкам:

  • График работы. Не стоит его путать с циклограммой, где указано направление работы по часам и неделям. Данные показатели необходимо согласовывать со школьной администрацией. Как правило, рабочее расписание выстраивается в виде таблицы с определенными днями, когда и в какое время можно прийти на консультацию. Это объявление вешается на дверь кабинета.
  • Паспорт кабинета при его отсутствии. Возможно, специалист, с которым молодой педагог делит кабинет, уже составил его.
  • Годовой (перспективный) план работы, в котором отображаются все направления деятельности педагога-психолога в школе, в том числе график работы, соответствующий трудовому кодексу и стандартам школьной программы.

Обязательно иметь:

  • Журнал диагностики, в котором отображаются порядковый номер, Ф. И. О. учеников и их класс. Здесь делаются необходимые заметки о личности каждого ребенка.
  • Журнал консультаций, в котором, кроме основных данных ученика, записываются еще и содержание проблемы, ставится подпись консультируемого. Если помощь групповая, например, с кем-то из родителей, то ставится Ф. И. О. ребенка и матери (отца) и фиксируется краткое содержание беседы.
  • Журнал занятий. Их может быть несколько. К примеру, один применяется для разовых или непродолжительных сеансов, причем тут прописываются индивидуальные и групповые уроки. Другой можно использовать для постоянных индивидуальных и групповых консультаций.
  • Копию должностной инструкции.

В любом случае в каждом учебном заведении своя специфика работы педагога-психолога, поэтому здесь можно выделить лишь основные моменты. Если специалист решит остаться в сфере образования, со временем он сам сможет понять, что из перечисленного поможет ему в труде, а что является лишним.

Возможно, в некоторых школах свои необходимые документы для ведения деятельности. Даже трудное начало пути может стать очень полезным и интересным опытом.

Рейтинг: 3

( голосов 2 )

Понравилась статья? Поделитесь:

Работа психолога с педагогами | Образовательная социальная сеть

Психологические игры для педагогов

Цели психологических игр — сугубо психотерапевтические: игры способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослабляют его психическую напряженность, развивают внутренние психические силы. Игровые упражнения помогают учителю ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно их расценивать, управлять собой, сохраняя свое психическое здоровье и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии. Для психотехнических игр не нужно много времени и специальных помещений. Самостоятельно или в паре с другим учителем, педагог может выполнять упражнения в перерывах между уроками (в своем кабинете или учительской), на уроках, когда школьники работают самостоятельно, по дороге на работу или домой. Постарайтесь выработать в себе привычку к психологическим действиям: тогда появится потребность в психической стабильности и внутреннем порядке.

Игры-релаксации

За 3-5 минут, потраченных на психотехнические упражнения, учитель может снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так и учитель, выполняя в школе и после работы специальные психотехнические упражнения, прибегает к методу “психологического душа”, очищающего его психику.

Упражнение 1. “Внутренний луч”

Упражнение выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность…….

Для того чтобы выполнять упражнение, надо принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться (в учительской, в классе, в транспорте).

Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками.

Выполните упражнение несколько раз — сверху вниз.

Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: “Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!”

Упражнение 2. “Пресс”

Игровое упражнение выполняется индивидуально. Нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии. Упражнение советуем делать перед работой в “трудном” классе, разговором с “трудным” учеником или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Упражнение лучше всего выполнить сразу же после того, как вы почувствуете психологическую напряженность. Если же по тем или иным причинам этот момент пропущен, то разбушевавшаяся эмоциональная “стихия” может все смести на своем пути, не дать возможности контролировать себя. В результате происходит то, что, мы видим так часто: “сбрасывается” отрицательно заряженная энергия на воспитанника или коллегу по работе. Наиболее часто “заземление” отрицательной энергии, к сожалению, происходит в семье учителя, где он ослабляет внутренний контроль после работы.

Суть упражнения состоит в следующем. Учитель представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несет.

Упражнение 3. “Дерево”

Любое напряженное психологическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверх-концентрацией человека на своих переживаниях.

Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел произвести действие децентрации: “снял” центр ситуации с себя и перенес его на какой-либо предмет или внешние обстоятельства. Децентрация позволяет перенести, “выбросить” отрицательное состояние во внешнюю среду и тем самым избавиться от него.

Существует несколько форм децентрации. Ролевая децентрация связана с перевоплощением человека, мысленным включением в другую ситуацию. Используется педагогическая рефлексия, учитель старается посмотреть на себя “со стороны”, проанализировать ситуацию глазами внешнего наблюдателя, применить “психическое зеркало”. Коммуникативная децентрация осуществляется в диалоге с переменой коммуникативных позиций. Упражнение выполняется индивидуально. Оно вырабатывает внутреннюю стабильность, создает баланс нервно-психических процессов, освобождая от травмирующей ситуации.

По дороге домой, в транспорте, представляйте себя деревом (каким вам нравиться, с каким легче всего себя отождествить). Детально проигрывайте в сознании образ этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Важно почувствовать питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля — это символ жизни, корни — это символ стабильности, связи человека с реальностью.

Упражнение 4. “Книга”

Упражнение также вырабатывает внутренние средства ролевой децентрации и выполняется индивидуально (на уроке, в учительской). Представьте себя книгой, лежащей на столе (либо любым предметом, находящимся в данный момент в поле зрения). Сконструируйте в сознании внутреннее “самочувствие” книги — ее покой, положение на столе, защищающую от внешних воздействий обложку, сложенные страницы. Кроме этого, важно увидеть “глазами книги” окружающую комнату и внешне расположенные предметы: карандаши, ручки, бумагу, тетради, стул, книжный шкаф, стены, окно, потолок и т.п. Выполняйте упражнение 3-4 минуты. Вы почувствуете, как спадает внутреннее напряжение, и вы перейдете в “мир иных измерений”, можно сказать, в видимый “параллельный мир” с реальным существованием предметов по своим законам. Восприятие “иных миров” и внутреннее “включение” в один из них дает учителю возможность понимать множественность, многогранность любой жизненной и профессиональной ситуации, временно “выключаться” из собственных травмирующих обстоятельств и относиться к ним как к относительно реальным, одним из многих разных форм жизни.

Таким же образом можно организовать психологическое “путешествие” внутрь висящей на стене картины или фотографии, проиграть вымышленный сюжет ситуации.

Упражнение 5. “Мария Ивановна”

Упражнение развивает внутренние средства ролевой децентрации.

Выполняется индивидуально, в течение 10-15 минут. Представьте себе ваш неприятный разговор, например, с завучем. Условно назовем ее Марией Ивановной, позволившей себе неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился рабочий день и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обиду, но вам это не удается.

Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте ее походке, манере себя вести, проигрывайте ее размышления, ее семейную ситуацию, наконец, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спадет напряжение. Изменится ваше отношение к конфликту, к Марии Ивановне, вы увидите в ней много позитивного, того, что не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя на другой день, когда вы придете на работу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что вы доброжелательны и спокойны, и сама, вероятно, станет стремиться уладить конфликт.

Упражнение 6. “Голова”

Профессия педагога относится не только к разряду стрессовых, это профессия управленческого труда. Учитель вынужден в течение рабочего дня непрерывно воздействовать на учеников: в чем-то их сдерживать, подавлять их волю и активность, оценивать, контролировать. Такое интенсивное управление учебной ситуацией вызывает у учителя “стресс руководства” и, как следствие этого, при перенапряжении, различные физические недомогания. Одна из наиболее частых жалоб учителей — на головные боли, тяжесть в затылочной области головы.

Предлагается упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения. Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы

чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Упражнение 7. “Руки”

У вас последний урок. Класс занят решением задачи. В классе тишина и вы можете несколько минут уделить себе. Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости “вытекает” из кистей рук на землю, — вот она струиться от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну — две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по классу. Порадуйтесь интересным вопросам, которые задают дети, постарайтесь, открыто и с полной готовностью идти им навстречу, отвечая обстоятельно и детально.

Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс.

Упражнение 8. “Настроение”

Несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с матерью ученика, постоянно нарушающего дисциплину, прогуливающего уроки, нагрубившего вам. В беседе с ней вы говорили о воспитании сына в семье, необходимости регулярного контроля за выполнением домашних заданий, о том, что вседозволенность, которая культивируется на ваш взгляд, в семье ученика, ни к чему хорошему не приведет. После всех этих разговоров мать подростка вдруг заявила, что “воспитывать должны в школе”, что у нее на это нет времени. В ответ вы не смогли сдержаться. Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены.

Как снять неприятный осадок после такого разговора? Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, пересчитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите в урну.

Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально-неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в рисунок и было уничтожено.

А теперь идите на урок! Вы хорошо отдохнули!

Упражнение 9. “Пословицы”

Предлагается упражнение, хорошо “снимающее” внутреннюю депрессию и плохое настроение, помогающее решить сложную проблему, которая у вас возникла. Эта проблема может быть связана с вашей профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.

Возьмите любую из книг: “Русские пословицы”, “Мысли великих людей” или “Афоризмы” (в каждой школьной библиотеке книги есть). Полистайте книгу, читайте фразы пословиц или афоризмов в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннее облегчение.

Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение. Возможно также, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.

Упражнение 10. “Воспоминания”

Одним из широко распространенных профессиональных недостатков учителя — его… взрослость. Парадоксально, но — это так. Учитель подходит к ребенку из непонятного, все-таки чуждого ему “мира взрослых”, в котором на каждом шагу — огорчения, правила, нормы. Представитель “мира взрослых”, учитель “отодвинут” от ребенка, непонятен ему, вызывает в нем либо подавленность, либо агрессию, бунт, желание нарушить дисциплину.

Разумеется, ведущая роль учителя в учебно-воспитательном процессе необходима, а отчуждение и противостояние, которые она вызывает у ребенка, могут быть существенно смягчены. Почаще вспоминайте о своем детстве, своих впечатлениях, переживаниях. Психологически вы приблизитесь к своим ученикам, будете лучше их понимать, при этом сохраняя и свой авторитет, и свою роль ведущего.

Расспросите своих родителей о том, каким вы были в детстве, что они помнят о ваших проделках, о вызовах учителя, когда вы нарушали дисциплину. Попробуйте живо представить себя ребенком, заново пережить свои детские впечатления. Главное, вспомните, какие внутренние мотивы заставили вас тогда совершить тот или иной поступок.

Например, вы вместе с классом прогуляли урок. Это ведь был геройский поступок! Вы впервые в жизни проявили самостоятельность. А как вы презирали тех, кто не поддержал общий “почин” и пришел на урок! С каким страхом и одновременно удовольствием вы “вкусили запретный плод”!

Еще воспоминание. Ваш класс был дежурным по школе, и вы опоздали на урок. Учительница потребовала дневник, чтобы записать замечание. Вы оценили ее требование как несправедливое (“Я же дежурил!”) и сказали, что забыли дневник дома. В ответ разгневанная учительница приказала покинуть класс. Вспомните свои переживания, когда вы вышли в пустой коридор и прислушивались к голосам из своего и других классов. Какое чувство вы испытали? Одиночество? Обиду? Такие воспоминания помогут вам почувствовать внутреннее состояние учеников, понять мотивы их поступков. Вы станете добрее, мягче, вам несложно будет откровенно разговаривать с ребятами. Через некоторое время вы заметите, что нарушения дисциплины в вашем классе становятся все реже и реже. В чем причина? Дело в том, что дети откликнулись на ваше предложение к взаимодействию: ваше желание понять и почувствовать их состояния вызывает с их стороны такие же чувства. У них пропадают стремление к бунту, противостоянию, демонстрации “во что бы то ни стало” своей независимости. Они почувствовали себя вместе с вами.

Упражнение 11. “Я — ребенок”

Многие опытные педагоги играют в игру “Я — ребенок”. Вот, например, как описывает свое состояние: “Мой метод: я вызываю в себе состояние детства, т.е. вызываю в себе то ощущение детской легкости, которое свойственно ребенку: сбрасываю с себя “все взрослое”, а главным образом, то внешнее взрослое, что присуще моей административной роли. Далее идет подбор форм обращения к детям, которые включают выбор интонаций, способа объяснения, манеры держаться, а главное — продумывание первых слов, так сказать, формулы обращения”.

Вспомните, какую игру в детстве вы больше всего любили. Вспомнили? Теперь подойдите к вашему ребенку или внуку и предложите ему поиграть в эту игру. Во время игры вы должны выполнять роль ребенка, держаться “на равных” с вашим партнером. Это дает ему возможность почувствовать себя лидером, вместе с вами обсуждать правила игры. А вы почувствуете свежесть, оригинальность, нестандартность детского мышления, богатство внутреннего мира ребенка. Вы, наверняка, станете ему ближе.

Упражнение 12. “Открытость”

Одно из условий успеха в педагогической деятельности — умение учителя правильно общаться, вступать во взаимодействие в ходе диалога, общения с классом (полилога). Часто поглощенный тем, чтобы правильно сформировать вопросы, учитель не следит за своим состоянием, своим поведением. Но известно, что даже самые правильные положения не будут восприняты или вызовут отрицательные эмоции, если дети почувствуют ваши высокомерие, холодность, пренебрежение, отчуждение. Ребята могут даже протестовать против ваших требований, демонстративно пренебрегать ими. Не удивляйтесь, вы не были открыты к диалогу. Вот несколько простых упражнений.

Перед вами — собеседник (ученик, коллега по работе, член семьи). Сделайте свое лицо доброжелательным, улыбнитесь, кивните собеседнику в знак того, что вы его внимательно слушаете и понимаете. “Распахните” свою душу перед человеком, с которым вы общаетесь, старайтесь психологи-чески близко подойти к нему.

Упражнение 13. “Ритм”

Выполнять его необходимо в паре с другим учителем или дома, с одним из близких вам людей.

Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один — ведущий, второй — “зеркало”. Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий произвольно двигает руками, а играющий роль “зеркала” пытается отразить их в том же ритме. Роли несколько раз меняются.

Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы почувствовать внутренний “ритм” другого человека и как можно полнее отразить его. При этом думайте о том, что каждый человек (ваш ученик, коллега по работе, член вашей семьи) — индивидуальность, обладающая уникальным психологическим “ритмом”, и, чтобы правильно понять человека, надо прежде всего почувствовать его энергетику, темперамент, направленность, динамику, внутреннюю экспрессию.

Упражнение 14. “Резервуар”

В беседе с учеником, учителем, родителем трудного ребенка или дома в разговоре со своим ребенком почувствуйте себя “пустой формой”, резервуаром, в которые ваш собеседник “вливает”, “закладывает” свои слова, состояния, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния “резервуара”: вы — форма, вы не реагируете на внешнее воздействие, а только принимаете их в свое внутреннее пространство. Отбросьте все свои личные оценки, как бы нет реальности, есть только пустая форма. Трудно? Потренируйтесь, перед началом беседы 2-3 раза и у вас будет легко получаться. Затем, когда вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние “резервуара”, вступайте в диалог и постарайтесь беспристрастно и нетенденциозно отнестись к своему собеседнику. Это поможет вам лучше понять его.

Адаптационные игры

Каждый учитель может вспомнить сложный период в своей работе, связанный с профессиональной адаптацией в школе. Молодые учителя, пришедшие из педагогических вузов, привыкают к школе от 6 месяцев до 3 лет. Они привыкают к постоянному шуму на переменах, к интенсивным коммуникативным взаимодействиям. Но труднее всего им выработать в себе умение в течение 45 минут на уроке держать дисциплину в классе. Многие учителя жалуются на ощущение слабости и истощенности после уроков, на сложности в выработке готовности держать класс под контролем.

Нам приходилось наблюдать различные ситуации, в которые попадают молодые учителя.

Мы видели, как учительница металась по классу, как челнок. Там, где она стояла, дети затихали, но в это время начинали громко разговаривать в другом углу. Нетрудно представить, как устала эта учительница к концу урока.

Как облегчить и в то же время активизировать процесс профессиональной адаптации молодого учителя в школе? Прежде всего, надо помнить, что хорошим руководителем становится только тот, кто умеет хорошо управлять самим собой. Развивая эти качества, молодой учитель сможет быстрее и эффективнее пройти адаптационный период. Предлагаем несколько упражнений для развития внутренних средств саморегуляции.

Упражнение 1. “Фокусировка”

Упражнение выполняется за 10-15 минут до начала урока. Удобно расположитесь в кресле или на стуле. Отдавая самому себе команды, сосредоточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его теплоту. Например, по команде “Тело!” сосредоточьтесь на своем теле, по команде “Рука!” — на правой руке, “Кисть!” — на кисти правой руки, “Палец!” — на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде “Кончик пальца!” — на кончике указательного пальца правой руки. Команды подавайте самому себе с интервалами 10-12 секунд (найдите при этом благоприятный для вас ритм).

Упражнение 2. “Дыхание”

Упражнение желательно выполнять перед началом урока. Устройтесь в кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По своей команде постарайтесь отключить свое внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на своем дыхании. При этом не старайтесь специально управлять своим дыханием: не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5-10 минут.

Упражнение 3. “Психоэнергетический зонтик”

Упражнение проводится в первые минуты после начала урока, а также, при необходимости, периодически в течение всего урока.

Учитель встает перед классом, желательно в центре комнаты и, объясняя материал, старается представить, что он своей волей, своим сознанием устанавливает своеобразный “зонтик”, плотно накрывающий всех учеников. Цель самого учителя: уверено, крепко и стабильно держать ручку этого “зонтика” на протяжении всего урока.

Упражнение вырабатывает способность контролировать ситуацию в классе.

Упражнение 4. “Распределение внимания”

Важно также научиться распределять свое внимание в классе.

Упражнение выполняется в течение 15-20 минут, в домашней обстановке. Включите телевизор и раскройте незнакомую вам книгу (для начала лучше взять художественную или публицистическую). Попробуйте одновременно читать книгу и “краем глаза” смотреть и слушать телевизор. Последите за собой: через, сколько минут вы почувствуете себя утомленным? Если утомление наступило уже через 4-5 минут, значит, ваша способность к распределению внимания слабо развита. Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что вы читали и восстановить виденное на телеэкране. По мере того, как часто вы будете выполнять упражнение, с каждым разом вы будете все лучше распределять свое внимание.

Психологи:  Лемешинская М.Г., Смагулова А.С.

Чем занимается школьный психолог?

Любой учащийся, желающий специализироваться в области психологии, должен подумать о школьной психологии. Хотя школьная психология не так распространена, как другие отрасли психологии, она неуклонно растет с тех пор, как в 1969 году была создана Национальная ассоциация школьных психологов (NASP).

Школьная психология происходит непосредственно от функциональной психологии, отрасли психологии, которая фокусируется на цели человеческого поведения.

В этой статье рассказывается, как стать школьным психологом, чем занимается школьный психолог, школьными степенями по психологии и возможностями трудоустройства для тех, кто работает в этой области.

Что такое школьная психология?

Школьная психология – это область изучения и профессиональной деятельности, направленная на развитие и воспитание детей, а также на удовлетворение психологических потребностей ребенка в школьной среде.

Школьная психология тесно связана с функциональной психологией, клинической психологией, развитием ребенка и специальным образованием. Он выходит за рамки базовой психологии, ориентируясь на поведение детей, их развитие, обучение и психическое здоровье.

Школьная психология направлена ​​на то, чтобы помочь детям преуспеть в школе как интеллектуально, так и эмоционально. Школьные психологи обучены работать с учителями, родителями и школьной администрацией, чтобы создать безопасную, стабильную и благоприятную среду для обучения детей.

Чем занимается школьный психолог?

Школьные психологи сотрудничают с администраторами и учителями, чтобы создать наилучшие условия обучения для учащихся. Они выявляют учащихся с поведенческими проблемами, отклонениями в развитии и другими препятствиями в обучении, которые могут вызвать академические трудности. Затем школьные психологи помогут этим ученикам справиться с этими трудностями обучения.

Школьные психологи могут работать с учащимися как индивидуально, так и в группах. Им также поручено предоставить родителям решения и рекомендации по решению любых проблем, которые могут повлиять на обучение учащихся дома.

Национальная ассоциация школьных психологов описывает десять областей, в которых школьные психологи предоставляют услуги. Вот эти десять областей:

  1. Принятие решений и подотчетность на основе данных
  2. Консультации и сотрудничество
  3. Учебная и интервенционная поддержка для развития академических навыков
  4. Вмешательства и услуги по охране психического здоровья для развития социальных и жизненных навыков
  5. Общешкольные методы содействия обучению
  6. Услуги по профилактике и реагированию
  7. Услуги сотрудничества семьи и школы
  8. Разнообразие в развитии и обучении
  9. Исследования и оценка программы
  10. Юридическая, этическая и профессиональная практика

Какие вакансии школьного психолога доступны?

По данным Бюро статистики труда, занятость школьных психологов, по прогнозам, вырастет на 14 процентов с 2016 по 2026 год.

Школьные психологи работают в самых разных образовательных учреждениях. К ним относятся:

  • Дошкольные учреждения и начальные школы
  • Средние школы
  • Колледжи и университеты
  • Частные или государственные учреждения
  • Социальные службы

Школьные психологи также могут стать частными консультантами для семей, особенно если они имеют докторскую степень в этой области. Вы также можете найти школьных психологов в больницах, государственных учреждениях и частных клиниках.

Школьные психологические программы и степени

Для получения Psy.D требуется максимум четыре года. в школьной психологии или Ed.S. в школьной психологии, с вариантами, доступными для программ полного или неполного рабочего дня.

Если вы заинтересованы в получении степени в области школьной психологии, подумайте о Чикагской школе. Наши выпускники входят в состав рабочей силы как лидеры в своей области и вносят огромный вклад в сообщества, школы, семьи и детей, которые в них нуждаются.


Узнать больше о школьной психологии

Чтобы узнать больше о наших школьных программах психологии, посетите нашу страницу программы или заполните форму ниже, чтобы запросить дополнительную информацию.

Примечание: для этого контента требуется JavaScript.

Школьный психолог Образец должностной инструкции

Школьный психолог

[Вводный абзац] Поскольку школьные психологи пользуются большим спросом, полезно использовать этот раздел в качестве презентационного материала для этой роли и вашей школы. Покажите, почему ваша школа заслуживает пятерки, описав культуру, миссию, ценности и награды. Мотивированные школьные психологи хотят продолжать учиться и расти, поэтому рассмотрите возможность демонстрации любых программ профессионального развития и возможностей карьерного роста. Кроме того, обратите внимание, ищете ли вы школьного психолога для работы с учащимися начальной, средней или старшей школы или их комбинацией.

Школьный психолог Должностные обязанности: Используйте этот раздел, чтобы рассказать о ежедневных обязанностях, чтобы потенциальные кандидаты знали, как они проведут учебный день. Будьте как можно более подробными, чтобы кандидаты могли определить, обладают ли они необходимыми жесткими и социальными навыками. Например, вы можете искать школьного психолога, который:

  • Руководит процессом психолого-педагогической оценки.
  • Пишет и представляет подробные отчеты об оценке.
  • Определяет право на получение услуг специального образования.
  • Разрабатывает индивидуальные планы обучения (IEP).
  • Помогает учителям адаптировать классные комнаты.
  • Ведет индивидуальные и групповые консультации.
  • Проводит общешкольные инициативы и тренинги по охране психического здоровья.
  • Сотрудничает с родителями, учителями и другими поставщиками медицинских услуг.
  • Продолжает работать со студентами, чтобы следить за их успеваемостью.
  • Соблюдает все законы, инструкции, положения, стандарты и правила.

[Часы работы и льготы]: Здесь вы указываете, нанимаете ли вы школьного психолога на полный или неполный рабочий день. Если вы знаете, что школьному психологу придется ездить между разными школами округа, полезно отметить это, чтобы он знал, чего ожидать. Указав на логистику, выделитесь, выделив конкурентный пакет льгот и финансовые стимулы, такие как плата за обучение и непрерывное профессиональное развитие, а также планы сбережений в колледже.

Квалификация и навыки школьного психолога: Используйте эти разделы должностной инструкции школьного психолога, чтобы отметить необходимые и предпочтительные квалификации, чтобы в итоге вы получили резюме от кандидатов, которые хорошо подходят для этой роли. Например, вы можете включить следующее:

  • Знает и следует передовым методам психообразовательной оценки.
  • Будьте в курсе исследований и стандартов детской и подростковой психологии.
  • Выстраивает прочные отношения со студентами, родителями, преподавателями и администраторами.
  • Помогает учащимся укрепить академические, социальные, поведенческие и эмоциональные навыки.
  • Демонстрирует сильные аналитические способности и навыки управления временем.

Требования к образованию и опыту:

  • Требуется степень бакалавра в области психологии, социальной работы, образования или смежных специальностей.
  • Требуется степень магистра или выше в области школьной психологии или педагогической психологии.
  • Требуется не менее [количество] лет опыта работы школьным психологом.
  • Должен быть лицензированным или сертифицированным школьным психологом в [штат].

[Призыв к действию] Пригласите заинтересованных кандидатов подать заявку и предоставьте инструкции по подаче заявки на доске объявлений о вакансиях, на веб-сайте вашей организации или на мероприятиях по подбору персонала.