Расшифровка детского рисунка: О чем говорят детские рисунки? Анализ рисунков с примерами. Советы
Что расскажет детский рисунок о вашей семье
Наталья Попова , психолог, художник, автор книги «О чем рисует ваш ребенок»
Нажим карандаша
Обратите внимание на стиль рисования: то, с какой силой ребенок нажимает на «орудие» художника:
• Слабый, легкий нажим, нечеткие линии. Такой стиль говорит о стеснительности и нерешительности ребенка. Но также ему присуще гибкое и подвижное мышление. Такие дети особенно нуждаются в вашей поддержке и в позитивных событиях.
• Сильный нажим. Маленький художник ясно мыслит и эмоционально уравновешен.
• Слишком сильный нажим, жирные, размашистые линии, продавленная бумага. Очевидно, что ваш ребенок напряжен и склонен винить себя.
• Нажим, под которым рвется бумага. Такой стиль рисования говорит об агрессии и гиперактивности.
• Переменчивый нажим и прерывистые линии, обведение несколько раз по контуру, сильная штриховка. У вас растет импульсивный ребенок. Возможно, он страдает от тревожности: проконтролируйте, хорошо ли сын или дочь высыпается.
Цвета
Цвета отвечают за эмоции, чувства и настроение. Они даже могут сигнализировать о соматических процессах организма, например, о заболеваниях.
Посмотрите, какие цвета преобладают на детском рисунке.
• Яркие цвета отсутствуют. Если в рисунках преобладает один или два цвета или вовсе используется простой карандаш, обратите внимание на эмоциональное состояние ребенка. Хватает ли ему позитивных эмоций?
• Красный. Сигнализирует как о силе воли, целеустремленности и активности, так и о раздражении, гневе, напряжении и тревоге. Такой ребенок привык отстаивать свои интересы и границы. Важно: сочетание красного с темными или коричневыми тонами говорит о тревоге и депрессии.
• Оранжевый. С помощью этого цвета ребенок выражает радость, яркие эмоции и стремление к веселью. Но слишком много оранжевого может говорить о чрезмерном возбуждении и желании самоутвердиться. И даже, как ни странно, о неопределенной ситуации в жизни.
• Желтый. Символизирует радость, волевые качества, интеллектуальные способности, общительность, непосредственность, игривость и пытливый ум.
• Зеленый. Этот цвет выбирают уравновешенные, контактные, настойчивые дети. Изобилие зеленого в рисунках говорит о поиске безопасности и независимости. Нередко таким детям присущи упрямство и эгоизм.
• Темно-зеленый. Любители этого цвета отличаются постоянством. Материальная сторона их интересует больше, нежели духовные ценности: они скорее заметят, в каких туфлях выступает одноклассница, чем то, как она прочитала стишок.
• Голубой. Этот цвет предпочитают миролюбивые и чувствительные дети. Но имейте в виду, что слишком много голубого может говорить об отчужденности и непослушании.
• Синий. Дети, которые чаще рисуют синим цветом, обладают хорошей интуицией и имеют артистичные способности. Они более нежные и доверчивые. Изобилие этого цвета говорит, что для ребенка фигура матери является очень значимой: нерешенные вопросы с мамой могут особенно негативно сказаться на его психике.
• Фиолетовый. Такие дети — настоящие фантазеры. Они чувствительны и восприимчивы, любят спорить, но часто сомневаются. Иногда обилие фиолетового цвета говорит о неумении владеть своими эмоциями.
• Коричневый. Стойкость и трудолюбие — основные достоинства любителей коричневого. Но часто такие дети более медлительны. В некоторых случаях «недозированное» использование коричневого говорит о том, что у ребенка что-то болит.
• Белый. Если ребенок особенно жалует белый цвет, то, скорее всего, он уравновешен и любит все необычное. Но помните, что иногда детское подсознание выбирает белый, чтобы «засветить» что-то неприятное в его жизни.
• Черный. Этот цвет для малышей привлекателен своей яркостью, поэтому не спешите бить тревогу. Он может говорить и об агрессивном упорстве, и о решительности. Нехорошим знаком может быть использование его нетрадиционным образом: например, черные снежинки или зубы.
Человеческие фигуры и лица
Обратите внимание на то, как расположены фигуры на рисунке, каких они размеров, насколько выделена та или иная часть тела.
• Бесполое существо. Может говорить о внутреннем разладе.
• Крупная фигура в анфас в центре листа. Уверенная в себе личность.
• Фигура в нижней части листа с пустотой вверху. Заниженная самооценка.
• Фигура или лицо в профиль. Тревожность, необщительность.
• Большая голова. Сообразительность.
• Четкие черты лица. Ваш ребенок открытый и общительный.
• Акцент на уши. Художник лучше всего воспринимает информацию на слух.
• Нечеткие черты лица. Отстраненность.
• Широко расставленные длинные ноги. Уверенность в себе, стремление к самостоятельности.
• Очень большие глаза со зрачками. Скорее всего, ребенок испытывает сильные страхи и нуждается в вашей помощи.
• Головной убор. Ребенок нуждается в вашем покровительстве и защите.
Рот:
• Открытый с зубами. Агрессия.
• Губы в улыбке. Позитивный настрой.
• Сильно выделенный рот. В семье, скорее всего, позволяют себе словесные атаки.
Руки:
• Большие, длинные руки. Говорят о ловкости.
• Широкий размах рук. Символизирует активность.
• Множество пальцев. Мощь изображенной фигуры. Если, например, у изображенной бабушки «многопальцевость», то она имеет большое влияние на вашу семью.
• Маленькие руки. Слабость изображенного. Если ребенок рисует самого себя с крошечными ручками, он чувствует себя беспомощным.
• Спрятанные руки за спиной или в карманах. Неуверенность.
• Поднятые вверх руки, кулаки, оружие в руках. Агрессия или желание показать силу, чтобы защититься от нападок.
Примеры расшифровки детских рисунков
В детском рисунке, как в зеркале отражается внутренний мир ребенка. Детский психолог, рассматривая рисунок ребенка, получает представление об его индивидуальности, уровне развития, его переживаниях. Уровень речевого развития не позволяет малышам поделиться с родителями разнообразными мыслями и волнениями, а изодеятельность дает возможность ребенку выразить себя, свои ощущения и чувства. Наиболее информативными и выразительными становятся рисунки детей с 4,5-5 лет. Картины ребенка несут смысловую нагрузку, в них появляется завершенность. Цвет в детском творчестве служит не изобразительным, а выразительным средством.
Часто ребенку сложно рассказать прямо о своих переживаниях. Зато беседа о персонажах рисунка и их проблемах – это отличный способ для любящих родителей разобраться во внутреннем мире своего ребенка. Общаясь с вами, он развивает свою речь, учится излагать свои мысли и чувства, что, само по себе очень полезно. В своем рассказе дети делятся самым сокровенным, а взрослым нужно только внимательно прислушаться, чтобы узнать о том, как ребята воспринимают мир, людей, сверстников. Рисунки детей достойны самого пристального внимания родителей, в них ребенок раскрывает свое «Я».
Педагог-психолог Ирина УточкинаСуществует немало рисуночных тестов для изучения особенностей развития личности ребенка, которые применяются дополнительно к другим диагностическим методикам. Такие тесты психолог использует для углубленного исследования эмоционального мира ребенка, чтобы определить проблемные ситуации. Детский рисунок поможет специалисту оценить уровень психического развития ребенка, его эмоциональное состояние. По рисунку психолог определяет уровень развития мышления, моторики и речи ребенка.
Описывать подробную интерпретацию рисуночных тестов мы не будем. Глубокий психологический анализ рисунка может сделать только специалист. Для родителей важнее обратить внимание на оттенки, которые использует ребенок. А еще на энергию, которая исходит от рисунка, какие эмоции он вызывает. Пpeoблaдaниe в детском рисунке cвeтлыx и паcтeльныx тoнoв говорит o xopoшeм pacпoлoжeнии дуxa, o позитивном нacтpoeнии юного художника. Ecли в картинах малыша доминируют тeмныe тoнa, много штриховки и cильный нaжим, тo этo свидетельствует o высокой тревожности ребенка.
Через рисунок вы можете уловить, что в данный момент его беспокоит. Кроме того apт-тepaпeвтичecкиe мeтoды, доступные родителям позволят своевременно cкoppeктиpoвaть эмоциональное состояние малыша.
Анализ cюжeта pиcункa и его завершенности
В этом пункте есть немало нюансов, которые нельзя упускать из вида. Если ребенок младше 4-5 лет, то его рисунки часто схематичны и хаотичны в силу возрастных особенностей. Ребенок постарше может рисовать схематично, если сейчас у него нет интереса к этой деятельности. Он может изображать вымышленных героев, погружаясь в свой внутренний мир. Если в рисунке отражаются оригинальные сюжеты, то это свидетельствует о богатой фантазии ребенка. Но если большинство рисунков абстрактны и не связаны с реальностью, то можно сделать вывод, что ребенок испытывает проблемы в общении, у него нет близких друзей, он не удовлетворен своим положением в реальной жизни.
То, что для ребёнка является наиболее значимым и важным изображается значительно крупнее, а все, что нарисовано маленьким, не имеет большого значения.
О сюжете и персонажах, которых изобразил ребенок надо судить очень осторожно. Здесь легко допустить ошибку и неверно интерпретировать эмоциональное состояние ребенка. Монстр с забавной рожицей может отражать игривое настроение «художника».
Гендерные различия тоже откладывают свой отпечаток на тематику рисунка. Мальчики чаще рисуют войну, солдат, а девочки с большим удовольствием изображают принцесс, бабочек и цветы. Нужно поговорить с ребенком, что он изобразил, о чем думают его герои, в каком они настроении. О душевном балансе «художника» говорят рисунки природы, где есть солнышко, деревья, речка и трава.
Анализ расположения рисунка на листе бумаги
Очень важно, какое пространство занимает детский рисунок на листе бумаги. Ребенок, удовлетворенный своим положением, располагает рисунок в центре листа. Он чувствует себя комфортно и гармонично. Ребёнок робкий и неуверенный в себе изображает детали рисунка мелкими. Маленький рисунок соответственно говорит о заниженной самооценке ребенка. Если рисунок расположен в центре листа, но по размеру занимает почти все пространство, то можно говорить о завышенной самооценке ребенка, о его желании занимать еще большее место.
Еще обратите внимание на размещение рисунка по вертикали от центра. Смещение вверх говорит о стремлении доминировать и контролировать ситуацию. Если рисунок смещен вниз, ребенок пассивен, зависим от окружения и неуверен в себе.
Смещение рисунка вправо свидетельствует о стремлении ребенка в будущее. Такой рисунок характерен для экстравертов, которые активны, решительны, у них преобладает интеллект над эмоциональной сферой. Интроверты больше живут прошлым, поэтому чаще рисуют слева. Такой ребенок очень эмоционален, он по натуре мечтатель, хочет остаться маленьким.
Aнaлиз линий и цветовых предпочтений
Анализируя характеристики линий, можно понять особенности нервной системы ребенка. Сильный нажим и уверенные линии говорят о его активности, динамичности и бодром состоянии. Cлaбый нaжим свидетельстует o нeувepeннocти в своих силах, скованности ребенка. Возможно, он уcтaл физически или эмоционально. У импульсивных детей нажим меняется, он то сильный, то слабый.
Интересно, что если весь рисунок выполнен с одинаковым нажимом, а какая-то деталь выделяется более сильным нажимом, то это говорит о сильных эмоциях, связанных с ней. Например, ребенок может сильно заштриховать рот маме или воспитательнице, потому, что часто слышит от них упреки и окрики в свой адрес.
Знаменитый психолог Макс Люшер доказал, что выбор цветовой гаммы выражает психическое и физическое состояние человека. По мнению Люшера по цветовым предпочтениям можно определить характер, эмоциональное состояние и особенности человека.
Хотя в психологии существует четкая характеристика каждого цвета, но и тут есть исключения. Помните, что восприятие оттенка может отличаться у разных людей. Важно уточнить у ребенка о том, какой это цвет – веселый или грустный, какие мысли он вызывает.
Даже в paзныx странах и культуpax цвeтa интepпpeтиpуютcя неодинаково. В Kитae, например, бeлый цвeт — это цвет тpaуpа, а для психологов бeлый — этo чиcтoта и cвoбoда. Если ребёнок предпочитает белую краску, значит он эмоционально и духовно развит, чувствителен, замкнут.
Жeлтый цвeт — цвeт coлнца и тeплa, подчеркивает oткpытocть человека и его любoзнaтeльнocть. Желтый заряжает положительными эмоциями. Любитель желтого по натуре — оптимист, фантазёр. Ребёнок чувствует себя комфортно, способен бороться за свою индивидуальность. У него развито воображение, присутствуют лидерские качества, однако часто не хватает ответственности.
Зелёный цвет — цвет уравновешенности, благородства символ настойчивости, независимости, любознательности. Но у такого ребёнка высокий интеллект и развитая фантазия. Детям, предпочитающим в своих рисунках зелёный цвет, не хватает внимания и любви. В будущем, если ситуация не поменяется, то человек становится апатичным и замкнутым.
Kpacный цвeт — цвeт aктивнocти и энepгии. В pиcовании oн выражает aгpeccию и нaпpяжeниe.. Его предпочитают общительные, открытые дети с задатками лидера, энергичные и эмоциональные, самостоятельные, целеустремлённые. Такие люди часто бывают эгоистичны. Интересно, что резкое изменение отношения к цвету тоже показательно. Внезапная любовь к красному у спокойного, робкого ребёнка говорит о том, что он переутомлен и ему необходим физический и эмоциональный отдых.
Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Такие дети открыты и общительны, они непостоянны, очень эмоциональны и импульсивны.
Cиний цвeт — цвeт гapмoнии и cпoкoйcтвия, это противоположность красному. Он помогает избавиться от тревоги. Ребёнок, который предпочитает синие оттенки, спокоен, склонен к размышлениям, неторопливый, любит порядок и последовательность. Часто дети выбирают краски и карандаши синих оттенков, когда нуждаются в покое.
Голубой – символ мечты, свободолюбия и беззаботности.
Коричневый цвет вызывает чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Любители этого цвета стремятся отдалиться от реальности, создают вокруг себя собственный мир, эмоциональность таким людям не свойственна.
Лиловый цвет чаще выбирают девочки. Это символ нежности, чувственности, слабости и одиночества. Поклонники лилового живут в собственном мире.
Розовый передает нежность, женственность и эмоциональность. Мальчики редко выбирают розовый цвет, если это происходит, то они замкнуты и слабые по натуре, их не принимают сверстники. Девочкам, которые предпочитают розовый, нужно повышенное внимание, им необходимо чувство безопасности.
Серый – это пустота, безразличие, грусть, тревога. Любитель серого — это тихий, незаметный ребёнок, который не хочет общаться. Он зависим от взрослых и несамостоятелен.
Фиолетовый цвет тайны выбирают эмоциональные, ранимые и скрытные дети, ощущающие эмоциональное напряжение. Его очень любят творческие люди с развитой интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной, что свойственно маленьким детям.
Чёрный означает депрессию, враждебность, чувство безнадёжности. Дети, рисующие чёрным длительный период времени, переживают стресс, им необходима помощь психолога.
Анализируя детский рисунок, ПОМНИТЕ:
- О цветовой гамме рисунка судить нужно, учитывая, какие материалы предлагались ребенку. Уточните, все ли цвета были доступны для рисования. Возможно, рядом с ним были только темные карандаши, поэтому он ими и воспользовался. Если выбора не было, а был дан только простой карандаш, то не надо переживать о мрачности рисунка.
- Не стоит анализировать рисунки, которые выполнялись на занятиях в детском саду, в таких работах ребенок не достаточно свободен в самовыражении.
- Помните, что рисунок отражает душевное состояние ребенка на момент создания работы. Если ребенок перед рисованием с кем-то конфликтовал или просто утомился, то в рисунке он может «выплеснуть» обиду, агрессию или грусть, освобождаясь от неприятных переживаний. Кстати это очень эффективный способ снятия нервного напряжения, негативных эмоций, который используют арт-терапевты.
- Только обсуждая с ребенком его рисунок, уточняя, о чем думают герои, что с ними происходит и чем все закончится, вы можете правильно его истолковать.
- Избегайте вопросов: «Что ты нарисовал?» Это может обидеть ребенка. Не делайте поспешные выводы, т.к одна и та же картинка по-разному воспринимается людьми и вызывает свои ассоциации. Лучше предложите ребенку рассказать о своей картине, а сами аккуратно задавайте уточняющие вопросы открытого типа.
- Не высказывайте свои версии (Как похоже на птицу!), вероятнее всего вы ошибетесь, воздержитесь от критики и общих похвал. (Красота, ты настоящий художник!)
- Для ребенка интересен сам процесс использования материалов, поэтому полезнее просто комментировать его действия. (В этой работе ты использовал оригинальные сочетания! Что ты хочешь нарисовать?)
Рисунок ребенка – это результат детского творчества. В нем проявляются впечатления и представления малыша об окружающем мире, а также его настроения и переживания. Взрослые в основном обращают внимание на качество рисунка, упуская из вида, что и каким образом изображает ребенок. Родителям полезно научиться «разгадывать секреты» детского рисунка, чтобы лучше чувствовать и понимать душевный мир собственного ребенка.
выясняем возможные проблемы и тревоги ребенка
Здравствуйте, мамы и папы!
Психологами давно установлен тот факт, что при помощи рисунка можно ответить на многие вопросы. Составить конкретный психологический портрет автора, рассказать о чертах характера, его потребностях и желаниях, а так же выявить слабые стороны и тревоги.
Зачем нужно анализировать детские рисунки?
Что нам дает анализ детского рисунка? Психологи довольно часто используют рисование в психологических работах с маленькими детками. Посредством рисунка вы узнаете о том, чего никогда не услышите от самого ребенка.
В силу своего возраста он может не идти на контакт, не может правильно сформулировать свои мысли и дать правильную оценку, как ситуации в целом, так и объяснить, что его тревожит и с чем связаны его опасения, надежды, мечты и желания.
Подсознание маленького человека хранит все ответы на поставленные вопросы и поможет нам достать эти ответы именно рисунок. Дети чаще всего редко задумываются над смыслом нарисованного.
Рисуют интуитивно, эмоционально, они все в рисунке, в той жизни, которую творят на бумаге. Это их фантазия, их мир, их волшебство. Здесь и кроется ключ к детскому подсознанию, к детской душе.
Безусловно, полнейший анализ детского рисунка, его интерпретация как отдельных деталей, так и картины в целом и рекомендации для родителей, вам даст только опытный психолог. Но знать основы шифрования детского творчества никому не помешает, тем более маме, желающей только всего наилучшего для своего малыша.
Для маленького ребенка, от 3 лет, вы можете уже делать небольшие выводы. В этом возрасте дети уже начинают более сознательно относиться к изобразительному искусству, они могут нарисовать что-то конкретное, присутствует сюжет и определенные персонажи.
Но серьезно анализировать детские творения можно только после 4 лет. Благодаря всему, что можно узнать из рисунка, можно скорректировать поведение ребенка, его успеваемость, что позволить поправить ситуацию в положительную сторону.
Цвета в детском рисунке
Цвета, которыми ребенок наполняет свое произведение, играет главную и самую значимую роль. Да, ребенок может использовать в своих работах многие цвета, но как правило, дети тяготеют изначально к какому-то одному цвету, какой-то один все равно ближе всех других. Так сказать любимый цвет, на него стоит обратить внимание. Подробнее о любимом цвете ребенка здесь.
Если ребенок в своих рисунках использует много цветов, это может говорить о разносторонней личности, о цепкой хватке, что ребенка ничего не беспокоит в данный момент. Нежели, когда используется один — два цвета из всего обилия предложенных. Это говорит об обратном, что есть что-то конкретное, что его беспокоит.
Детали и элементы рисунка
Вообще, посмотрев на детский рисунок можно понять его интуитивно, какие чувства и эмоции испытывает автор, сразу можно отследить, что у него не все благополучно. Об этом могут рассказать определенные элементы и конкретные детали рисунка:
- Обычно дети рисуют пейзажи или людей на них, домики, поля и просторы, горы, цветы, деревья, луга, друзей, семью. Все это нормально. Но если, ребенок начинает рисовать кота с когтями, или тигра зубастого.
Вообще, страшных зверей, реальных или выдуманных, это может говорить о внутреннем дискомфорте, переживаниях, страхе, скрытой агрессии. Иногда такое произведение можно получить после похода в цирк или зоопарк, а также после просмотра мультика, в этом случае ребенок получил яркое впечатление и отразил его на бумаге.
- Самого значимого персонажа ребенок обязательно разместит в центре своей картины. Это касается не только людей, но и животных или предметов.
Если в середине рисунка ничего не нарисовано, нет каких-то объектов, то это может говорить о неуверенности ребенка или заниженной самооценке. Если в центре ребенок рисует какие-то предметы или вещи, что-нибудь не живое, то это может говорит о том, что ребенок большое значения придает своим играм, игрушкам и материальным ценностям, нежели отношениям с людьми.
- Если кого-то из близких или друзей нарисует в самом углу, то это повод для обновления отношений, возможно есть проблемы в отношениях с этим человеком. Если ребенок рисует себя в углу, это может означать, что ему одиноко, не хватает заботы и внимания, нежелание общаться, возможно страх перед обществом.
- Если мы видим людей, которые держатся за руки или обнимаются, что довольно часто дети рисуют, то это ребенок вам доверяет, в ваших отношениях присутствует тепло и доброта.
- Если у людей слишком тонкие руки и ноги, это может означать, что ребенок не уверен в своих силах, боится начинать что-то новое.
- Если ребенок рисует слишком яркие одежды и делает акцент на нарядах своих героев, значит для него важно, как он выглядит в глазах окружающих, что они о нем думают, хочет чтобы его заметили.
- Большая голова говорит о том, что его разум доминирует над его чувствами и он способен их контролировать.
- Фигуры и предметы не касаются земли и возникает ощущение, что они висят в воздухе, говорит о мечтах и фантазиях автора.
- Если слишком выделена линия горизонта, автор хотел ее подчеркнуть, говорит о приземленности, люди расположенные ниже горизонта, говорят так же о заниженной самооценке, выше о завышенной.
- Если ребенок рисует только предметы и животных, но избегает людей, то возможны проблемы в общении.
- В возрасте от 4,5 до 12 лет мальчики могут рисовать войну, пожары, сражения, солдатов — это не считается отклонением. Вполне нормальное явление и соответствует уровню развития ребенка. Мальчик ассоциирует себя с мужчиной и эмоционально готовит себя к этой роли. Так же девочки в этом возрасте рисуют себя принцессами, феями и невестами, что говорит о признании роли женщины.
- Если персонажи держат руки в карманах или за спиной, возможна ложь и недоверие в семье, с друзьями.
- Дети редко рисуют своим героям уши, но если таковые присутствуют, значит он считается с мнением взрослых и прислушивается к нему.
- На детских рисунках обычно всегда есть солнце, это признак тепла и благополучия. Но если на рисунке, что-то отгораживает его от солнца, значит в жизни этот человек лишает его тепла и ласки.
Рекомендации для родителей
Если вас что-то насторожило в рисунке ребенка не торопитесь с выводами. Один рисунок еще не дает повода для беспокойства, возможно это сиюминутный порыв, который отразился на бумаге. Важно пронаблюдать серию рисунков за определенный период. Например, если в течение месяца малыш использует одно и тоже.
На что рекомендуется обратить внимание или первые тревожные звоночки:
- Если ребенок рисует своим героям непропорционально большие глаза, это означает, что ребенок чего-то боится.
- Если кого-то из близких ребенок никогда не рисует, или рисует в стороне, это связано с недоверием ребенка к этому человеку.
- Ребенок не рисует себя, значит он не может найти себя, считает себя лишним.
- Все члены семьи находятся поодаль друг от друга, да еще и между ними нарисованы различные предметы, это говорит о дисбалансе отношений в семье, возможны ссоры и недопонимание.
- Обилие коричневого цвета, обратите внимание на здоровье вашего ребенка.
Рисуйте и будьте счастливы!
Буду рада увидеть в комментариях обсуждения рисунков ваших деток.
Пока, пока!
С уважением, Юлия Полонская
Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения. А между тем, вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.
«Эволюция» юного живописца
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.
Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) – это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что
С определенного возраста (в 3,5 – 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать».
Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. Однако внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение. Поэтому в качестве «доврачебной помощи» предлагаем несколько уроков анализа детского рисунка.
Детали детского рисунка зависят от возраста
Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у не
Как расшифровать детский рисунок
Зачем анализировать детские рисунки
Уровень взаимопонимания и доверия в семье зависит в первую очередь от взрослых. Дружеская атмосфера открытости и стремления к диалогу сама по себе возникнуть не может. Ее требуется создавать и заботливо поддерживать. Завязка отношений внутри семьи происходит в самом раннем возрасте, когда ребенок еще не способен поделиться впечатлениями, рассказать о переживании или страхе. Приемы мониторинга, применяемые для взрослых, в данном случае малоэффективны. Неточность результатов тестирований и анкетирований наблюдается даже у школьников, часто отвечающих на вопросы не думая или под чужим влиянием.
Рисунок, созданный ребенком без помощи и вмешательства взрослых членов семьи, – редкая возможность увидеть реальное состояние формирующейся психики.
Расшифровка детских рисунков дает возможность проводить мини-анализ и принимать меры, обнаруживая тревожные симптомы. Ребенок даже не обратит внимание на проводящуюся работу, а значит будет избавлен от очередного стресса.
Рисуночная диагностика показывает:
- соответствие уровня личностного развития фактическому возрасту;
- симпатии и антипатии в семье и детском коллективе;
- приоритеты и фундамент формирующегося характера;
- страхи и скрываемые переживания;
- тайные желания.
Психология детских рисунков – наука, овладев которой можно научиться понимать своего ребенка без слов.
Как определить уровень развития ребенка через рисунок
Каждому возрасту, если речь не идет о гениальных детях, соответствуют характерные изобразительные приемы и черты. Оценка качества первых шедевров дает возможность соотнести уровень развития малыша с его возрастом. Рисование, как один из любимых всеми детьми видов деятельности, прекрасная возможность развивать навыки и словарный запас ребенка, тут же оценивая эффективность занятий.
Обязательным условием является невмешательство в процесс рисования. Психология детских рисунков не искажена только в случае полного отсутствия у юного художника внешних подсказок. Получив задание нарисовать дерево, ребенок не должен ориентироваться ни на аналогичные иллюстрации в книге, ни на советы взрослых, ни на схемы и пошаговые инструкции. Даже от прямого ответа на вопрос о том, как нарисовать тот или иной объект, лучше тактично уйти. Достаточно предложить ребенку «придумать» этот элемент самостоятельно. Рисунок должен стать отражением именно его личности, тогда и результаты анализа будут корректными.
- Рисунок ребенка до 3-х лет чаще всего состоит из цветовых пятен и линий. Именно цвет и становится основным объектом расшифровки для психолога. К трем годам элементы обретают характерные контуры, а при изображении близких людей даже детали фигуры. Изображение семьи может выглядеть как набор «огурчиков» и палочек, но ноги и руки у героев уже явно отражены.
- Сюжет характерен для возраста 4-5 лет. Ребенок способен рассказать, что именно он изобразил, а также предысторию нарисованного. Затруднения с передачей сюжета должны навести родителей на мысль о необходимости больше времени уделять развитию речевых навыков. К 5 годам на рисунках появляются лица, члены семьи получают характерные черты, их одежда и сопутствующие предметы обрастают деталями. Именно детали и их пропорции становятся объектом изучения и анализа.
- Рисунок ребенка 6-7 лет отражает уже не только его фантазию, но и навыки. В ход идут всевозможные схемы рисования. Вычленить собственное «Я» из изображения семьи в виде любимых мультяшных пони уже значительно сложнее. Расшифровка детского рисунка спотыкается о копирование почерка подружки или педагога. Для получения корректных результатов необходимо оценить картину в целом, учесть и расстановку объектов, и их размеры, и их взаимоотношения в рамках иллюстрации. Относительная пропорциональность объектов и их элементов характерна только 7-8 летнему возрасту.
Расшифровка скрытого смысла в детских рисунках
Анализ рисунков ребенка похож на разгадывание головоломки. Детально провести его может только квалифицированный психолог, но элементарные принципы расшифровки обязан освоить каждый родитель.
Цвет
Первый изобразительный прием и наиболее важный. Малыши редко смешивают краски, поэтому анализ основывается на основных цветах. Преобладание одного тона во всей картине говорит об озабоченности малыша каким-либо событием или явлением. Обилие красок – о разносторонних интересах и отсутствии занимающей все помыслы проблемы.
- Темный рисунок с обилием черноты, серого и бордо, получившийся таким не в силу отсутствия других красок, говорит депрессии и мучающих страхах.
- О хорошем настроении сигнализирует насыщенность желтым и оранжевым.
- Красный – символ быстрой возбудимости и даже агрессии, но делать вывод о таких склонностях надо только после анализа остальных деталей.
- Синий и его оттенки выдают погруженную в себя личность, а зеленый – признак скуки. Регулярно пользующегося травяными оттенками дошкольника явно стоит отдать в секцию, даже если какую-либо он уже посещает.
- Фиолетовый – цвет фантазеров.
- Коричневый – признак беспокойства и проблем с самооценкой.
В то же время, психология детского рисунка не так проста. Многие мамы, начитавшись книг, в ужасе тащат ребенка к психологу, заметив в его творчестве преобладание черного. Да, этот цвет считается признаком тревожности, но он же и говорит о стремлении контрастом выделить значимый объект.
Графика – не признак проблем, а проявление тяги к дисциплине, особенно, если других оснований для беспокойства нет.
Композиция
Взаимоотношения объектов внутри рисунка ребенка – зеркало его мыслей. Члены семьи, плотно прижавшиеся друг к другу, символизируют взаимопонимание. Родителям, обнаружившим себя в уголке рисунка ребенка, стоит задуматься о выделении большего времени для общения.
В центре и наиболее крупно всегда будет изображен самый значимый человек.
Пустой центр говорит о заниженной самооценке и внутренней опустошенности. Изображение на этой позиции неодушевленных предметов говорит об обеспокоенности материальным положением. Фантазера выдает привычка рисовать фигуры не закрепленными на твердой поверхности. Избыточно прорисованная линия земли говорит о неуверенности в своих силах.
Члены семьи, изображенные крупно и детально, имеют на ребенка большее влияние. Отсутствие кого-то из родственников на изображении говорит о конфликте. Подсознательно ребенок пытается выкинуть этого члена семьи из своей головы и жизни. Сцепленные руки нарисованных говорят о близости и доверии.
Часто подтекст детского рисунка понятен интуитивно. О состоянии комфорта говорят размеры деталей относительно предложенного полотна. Эгоистичную натуру выдаст заполненность пространства автопортретом. На рисунке внутренне одинокого ребенка и его «аватар» будет одиноким и маленьким, возможно зажатым в угол.
Тоненькие ручки и ножки демонстрируют понимание обеспокоенность собственной физической слабостью. Большая голова на рисунке ребенка – признак погруженности в себя. Излишняя нарядность собственной фигуры предупреждает родителей, о важности оценки окружающих для конкретного юного художника.
Манера изображения и характерные черты
С техниками рисования дети практически не знакомы, поэтому манера письма отражает внутренний мир не меньше, чем цвет и композиция. Уравновешенный малыш покрывает бумагу равными по нажиму штрихами, его линии спокойны. Прерывистость, неравномерность нажима, поломки карандаша и скачки с одного объекта на другой говорят о тревожности и гиперактивности. Капризный малыш и вовсе может не закончить рисунок, игнорируя все уговоры.
Изображение членов семьи выдает восприятие каждого из них ребенком. Строгость папы проявится в жесткой параллельной штриховке, легкомысленность сестры – в прорисовывании ее кудряшек, даже если в действительности у нее прямые волосы.
Тревожные сигналы в рисунке ребенка
Психология детского рисунка – лакмус для родителей, возможность быстро заметить проблему и отреагировать.
- Преобладание коричневых цветов может говорить о проблемах со здоровьем ребенка, которые еще не дали о себе знать, возможно, что он чувствует слабость, часто устает.
- Тщательно изображенные большие глаза говорят о скрытых страхах. Их отсутствие, как и отсутствие рта, предупреждает о проблемах в общении.
- Члены семьи, которых ребенок помещает на противоположную от своей фигуры сторону листа, должны задуматься о восстановлении доверия.
- Фантастические миры с эльфами и внеземными существами, которые так умиляют родителей, часто говорят о дискомфорте в реальном мире.
- Появление животных с четко прорисованными клыками и когтями – признак подавляемой агрессии.
- Самый тревожный признак – отсутствие самого ребенка в картине с изображением семьи. Он не находит себе места в родном доме, что и отражает подсознательно на картине.
В заключение
Корректность информации, полученной от расшифровки детских рисунков, обеспечивается выполнением нескольких условий.
- Ребенку предоставляется максимум цветов и лист бумаги большого размера;
- Рисунок выполняется карандашами, дающими возможность оценить нажим;
- Ребенку не дается каких-либо подсказок во время работы, он предоставлен самому себе.
Обсуждение с ребенком нарисованного также поможет членам семьи больше узнать о его душевном состоянии.
Один и тот же сюжет или пейзаж каждый нарисует по-своему. Любой автор выберет краски, формы и линии, созвучные его представлению, ощущению, настроению. Любое изображение сначала возникает в голове в виде образа, а затем отражает на бумаге мысли и чувства автора. Так действует психический механизм сублимации в арт-терапии.
Особенно ярко это видно в детских рисунках. Конечно, нельзя делать вывод на основании одного рисунка: «Раз нарисовал всё черным фломастером, значит, у него депрессия». Для того, чтобы получить объективную картину состояния юного художника, нужно сравнить несколько рисунков, сделанных в течение месяца или двух.
Интерпретация рисунков: сюжет.
Родители часто спрашивают психолога, что значит тот или иной рисунок или какая-то деталь в нём. Если Вы хотите разобраться в этом сами, начните с главного — общего впечатления от рисунка (грустный, веселый, спокойный, тревожный, нежный, агрессивный и т.д.) — чувства Вас не обманут.
Затем обратите внимание сюжет. Проще всего спросить ребёнка: «Расскажи, что ты нарисовал?» Вопрос «А что это такое?» может показаться обидным для малыша, так как такая формулировка означает, что он нарисовал плохо, непонятно, непохоже. В то время как вопрос, начинающийся со слова «расскажи» — это приглашение к беседе, показывающее заинтересованность взрослого, его одобрение.
Наиболее частые сюжеты детских рисунков – животные и люди, солнце и небо, дома и деревья, трава и цветы, города и машины. Постоянное отсутствие людей на рисунках указывает на трудности в общении.
Большое количество зубастых, рогатых, злых и опасных животных указывает на напряженное состояние ребенка, он как будто находится в опасности и ожидает нападения.
Если мальчик в возрасте 6-7 лет рисует войну, оружие, динозавров, скорпионов – не волнуйтесь, это нормально. Таким образом он готовит себя к роли мужчины, защитника, воина, чтобы в реальной ситуации не растеряться от неожиданности и правильно среагировать в случае опасности.
Если девочка 6-8 лет часто рисует принцесс, невест, бантики и розочки – это также нормально и говорит о том, что она готовится к роли девушки, женщины, самой обаятельной и привлекательной.
Интерпретация цвета в рисунке.
Цвет в рисунке передает эмоции и чувства. При интерпретации цвета в рисунке нужно обращать внимание прежде всего на те цвета, присутствие которых преувеличенно или неоправданно. Например, когда весь рисунок выполнен черными контурами, и малыш отказывается его раскрашивать. Или красным нарисованы предметы, которые на самом деле «уж точно не красные». Важное значение играет цвет фона, которым закрашено всё свободное пространство рисунка. Например, в рисунке семьи он может обозначать общую психологическую атмосферу дома.
Синий — цвет уверенности и спокойствия. Например, школа синего цвета – признак хорошей адаптации к учебному процессу.
Зеленый – передает ощущение надежности, принятия. Но если его слишком много, то это уже тоска.
Рисунок молодой мамы на тему «Бессилие» практически состоит из зеленого цвета:
Красный – эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт. К примеру, красным может быть нарисован кто-то из членов семьи.
Желтый – активность, хорошее настроение, позитивный настрой.
Розовый – ощущение нежности, чувствительность.
Рисунок семьи девочки 8 лет: фон розового цвета указывает на ее нежное отношение к членам своей семьи:
Серый – состояние смутной тревоги.
Черный – указывает на подавленность и тяжелые переживания, если его слишком много в рисунках.
Рисунок мальчика 5 лет: красный и черный цвет выражают злость и обиду на человека, над которым нарисован знак минус:
Всегда можно уточнить субъективное значение того или иного цвета для рисующего: «А фиолетовый цвет — он какой? Добрый или злой? Грустный или веселый?» К примеру, значение красного цвета сильно отличается для разных людей. Красный — яркий и эмоциональный, но может быть как радостным, так и злобным.
Независимо от цвета, полное заштриховывание, закрашивание, замазывание фигуры сигнализирует о сильных негативных переживаниях. То, что закрашено, вызывает у вашего малыша большую тревогу или страх. Это может быть как фигура тяжело заболевшей бабушки, так и врач с уколом или злая собака.
Значение размера рисунка.
Важен как размер самого рисунка относительно листа бумаги, так и размер отдельных деталей. Маленький рисунок и мелкие фигуры указывают на неуверенность, робость, тревогу юного художника. Расположение рисунка выше средней линии листа говорит о завышенной самооценке и недовольстве своей ролью в коллективе, группе. Преувеличенный размер рисунка, который пытается выйти за границы листа, говорит о низком самоконтроле, склонности к необдуманным поступкам.
То, что для ребенка важно, он рисует большим. А то, что не очень значимо ‐ маленьким. Рисуя своих друзей, он нарисует самым большим не самого высокого, а того, кто оказывает на него наибольшее влияние. А незначимые детали может вообще опустить. Обратите внимание, если пропущены или недорисованы руки – это указывает на трудности во взаимодействии с окружающим миром, в частности, в общении. Сильно увеличенный размер головы на рисунке говорит о том, что у автора разум превалирует над чувствами, и он ценит в других людях ум и эрудицию. Увеличенный размер ушей указывает на значимость мнения окружающих – он как бы «прислушивается» к их словам. Плотные, устойчивые, хорошо прорисованные ноги и ступни (обувь) говорят о твёрдой жизненной позиции («твёрдо стоит на ногах»).
Нажим и расположение элементов рисунка.
Чтобы оценить уровень нажима, нужно перевернуть рисунок и посмотреть на продавленные линии с другой стороны. Сильный нажим — это высокое напряжение. Напряжение может быть высоким вообще (постоянно, на протяжении всего рисования) или только в отдельных участках рисунка. Например, всех членов семьи ребенок нарисовал со средним нажимом, а папу — с сильным. Это значит, что отношения с папой очень напряженные. Слабый нажим, когда линии едва заметные и прерывистые, указывает на астению, сниженное настроение, апатию («всё валится из рук»).
Верх рисунка имеет несколько толкований. С одной стороны, это сфера духовного: мыслей, чувств, фантазий, — как в интерпретации теста «Звезды и волны». С другой — сверху изображаются все те, кого рисующий считает сильнее, главнее себя, как в тесте «Рисунок несуществующего животного». Есть версия, что верхняя часть рисунка означает рациональное начало, осмысленные идеи, цели и ценности.
Низ рисунка также имеет несколько значений. Земля — это реальность, повседневная жизнь, заботы, деятельность — среда, в которой мы живем. В то же время внизу изображается всё малозначимое и отвергаемое, как в тестах «Рисунок семьи» и «Несуществующее животное». В противоопложность рациональному верху, низ иногда рассматривается как иррациональная сторона, т.е. неосознаваемые желания, влечения и поступки.
Правая часть рисунка символизирует будущее. Не зря в рекламе стирального порошка чистую вещь (результат стирки) располагают справа, а грязную — слева.
Левая часть рисунка обозхначает прошлое. Голова, повернутая налево, или машина, едущая налево, указывают на ориентацию на прошлое: сожаления, желание вернуть его, что-то изменить, жизнь в воспоминаниях.
Рисунок мальчика 9 лет очень символичен: он изображает выдуманное событие в пошлом — пожар в квартире, где он жил с родителями, после чего им стало негде жить и его отправили жить к бабушке. На самом деле мальчик переехал жить к бабушке после того, как его родители развелись. Пожар сиволизирует развод. Его бывший дом изображен на рисунке слева, и пожарная машина также движется в левую сторону, так как мальчик до сих пор не понимает, почему так произошло, и часто оглядывается назад.
Помните, что главное при интерпретации рисунка – это общее впечатление от него. Какие эмоции выражены в нем? Радость, удовлетворенность или злость, страх, одиночество – что сейчас живет в душе Вашего ребенка? Что он хочет сказать своим рисунком? На втором месте — сюжет, а на третьем — графические показатели: цвет, размер, расположение и нажим.
Автор Крысанова Светлана
Иллюстрации являются собственность автора.
Смотрите также: давать или нет карманные деньги, тест PARI, игры для обучения чтению: слоги.
Интерпретация рисунка моя семья
Детские рисунки — настоящий кладезь информации. Они раскрывают чувства, страхи и даже характер художника. Внимательно посмотрите на рисунок ребенка, и вы увидите, как он воспринимает мир.
Что означает рисунок ребенка
Чтобы правильно интерпретировать, родители ни в коем случае не должны критиковать работу. Розовые листья на дереве, отсутствие волос или глаз у персонажей — не указывайте на подобные «изъяны», иначе лишите себя полезной информации. Что следует сделать, так это спросить, почему персонажи грустные или веселые, кто самый красивый, меньше приятен.
Изучая детский рисунок, помните, что он не дает полной расшифровки истинных чувств и мыслей. Если готовое изображение оказывается слишком мрачным, посетите специалиста. Психолог прочитает сообщения художника, поговорит с ним и даст инструкции, как удовлетворить потребности малыша.
Расшифровка детского рисунка моя семья
Интерпретация рисунка моя семья возможна без помощи психолога, если знать все нюансы. Самый простой способ узнать о ребенке больше — рассмотреть семейный рисунок.
1. Авторитет. Если папа визуализирован детально, находится в центре или по росту больше остальных членов семьи, то нет никаких сомнений в том, что отец в глазах художника наиболее важный человек.
2. Привязанность. Ближайшие к малышу родственники, показывают глубокую эмоциональную привязанность, это касается и того случая, когда ребенок на рисунке кого-то держит за руку.
3. Отсутствие рук. Если родители нарисованы с руками, а братья без рук, это показывает сильную привязанность к родителям и проблемы в общении с братьями или сестрами. В чем может быть конфликт? Например, в пользовании игрушками. Художник изображает брата без рук, чтобы он ничего не забирал.
4. Безопасность. Между ребенком и родителем размещен какой-либо объект — дерево или животное? Это означает, что малыш не чувствует себя в безопасности рядом с человеком «по ту сторону». Возможно, отделенный взрослый слишком тверд или требователен.
5. Неприязнь. Люди, вызывающие беспокойство или другие неприятные чувства находятся в углу листа или отдельно от других членов семьи.
Некоторые дети так изображают братьев, потому что им достается больше внимания или художник является самым младшим в семье и получает от старших братьев много негатива. Неприятный человек может и вовсе отсутствовать на листе. Признаком тревоги также служит отсутствие всех членов семьи, за исключением человека, заслуживающего уважение.
6. Роль в семье. Люди не занимающие особой роли в жизни, изображаются самыми последними. Когда ребенок рисует последним себя или хуже того, вообще не входит в рисунок это значит, что он чувствует себя эмоционально отверженным и лишенным любви.
7. Характер ребенка по рисунку. Произведение маленького художника расскажет и о характере. Линии, прорисованные с большим нажимом, говорят об уверенности и энергичности.
Застенчивые дети рисуют тонкими линиями с меньшим нажимом, а изображения настолько малы, что на листе остается много места. Хаотичные, быстрые штрихи характеризуют очень активного ребенка.
8. Агрессия. Ребенок выражает себя как агрессивную личность, если его «двойник» на рисунке держит оружие или острые предметы.
9. Цвета детского рисунка. Веселые и очень активные дети чаще всего выбирают яркие теплые цвета: красный, желтый, оранжевый. Спокойные детки добавляют оттенки зеленого, синего, фиолетового.
Рисунки с преобладанием темного коричневого или черного цвета, свидетельствуют о плохом настроении и отсутствии чувства безопасности. Скудно окрашенная фигура говорит о плохих отношениях с этим человеком. Яркая, красочная фигура — указывает на восхищение. Чем ярче человек, тем более он любим.
10. Выражение лиц. Если на детском рисунке все улыбаются и в то же время, нет негативных признаков — можно быть уверенным, что ребенок чувствует себя хорошо.
Грустные или суровые лица указывают на неприятные эмоции, вызванные ситуацией в семье. Человек, у которого нет лица, раскрывает желание не иметь с ним контакта, возможно это отец-алкоголик или чрезмерно строгая тетя.
11. Дом на детском рисунке. Это строение представляет собой «конверт» семьи. Интересно, что почти все дети в мире рисуют его как квадрат с треугольником в качестве крыши — независимо от того, в каком доме они живут.
Крыша символизирует отношения между отцом, матерью и ребенком, четкие линии и правильная форма, говорят про психологический комфорт. Открытые окна говорят о чувстве безопасности. Дымоход с дымом — в доме (и семье) есть тепло.
12. Солнце: представляет собой внешний мир. Существует также связь с фигурой отца, у детей, которые никогда не рисуют солнце, отец часто оказывается вне поля зрения.
13. Радуга: дети часто рисуют радугу, когда сталкиваются с изменениями в своей жизни, например, при поступлении в первый класс или разводе родителей. Кроме того, радуга символизирует надежду, а яркие дуги над домом или человеком представляют собой защиту.
14. Крестики. Крест — это активное противостояние ситуации.
Если вам кажется, что рисунок ребенка передает чрезмерную агрессию и цвета слишком темные или серые, обратите внимание на поведение юного художника.
Застенчивость, отражает неуверенность в себе, агрессивность — причина недостатка внимания, «вечное недовольство» — признак усталости от обыденности, недостатка ярких эмоций.
Лучший способ узнать больше и исправить ситуацию, показать изображение психологу, который после беседы со всеми членами семьи, поможет восстановить нежную детскую душу.
Нетрадиционные методы рисования для детей 2 — 3 года — это прекрасный способ привить вашему ребенку любовь к рисованию и искусству. Научить его творчески подходить к восприятию мира и изображению определенных предметов на бумаге. Эти приемы позволяют малышу быстро и легко играть в игру в форме и получать новые знания. Именно в таком юном возрасте дети начинают воспринимать мир с эстетической точки зрения.Они формируют впечатление формы предметов, чувственных и выразительных признаков различных явлений и живых объектов. И, конечно же, им понадобится помощь взрослых, людей, которые проводят с ними слишком много времени — родителей, педагогов. Не секрет, что лучшей формой обучения ребенка любой профессии или предоставления ему новой информации является игровая форма. Это относится к рисованию. В конце концов, когда вы представляете объект или объект, который вам нравится, ребенок учится познавать мир. Все дети без исключения начинают рисовать очень рано.В этом возрасте они все еще не думают о том, делают ли они это правильно, а просто фантазируют и создают себя в удовольствии. Задача взрослых состоит в том, чтобы поддержать их импульс, попытаться сохранить интерес к изобразительному искусству, предотвратить появление страха сделать что-то не так, что в старшем возрасте может привести к тому, что ребенок просто перестанет рисовать. Чтобы избежать такого нежелательного эффекта, ребенку, особенно в этом возрасте, ни в коем случае нельзя навязывать общепринятые стереотипы, исключая тем самым возможность его самовыражения.Именно с этой целью в младших группах детского сада применяют нетрадиционные приемы рисования. Что я могу делать с детьми от 2 до 3 лет на уроках рисования? Нетрадиционные методики рисования для детей от 2 до 3 лет являются простейшими способами изобразить предметы или предметы с использованием различных материалов. К ним относятся:
- рисунок с ладонями;
- рисование пальцами; Печать
- с листьями или принтами;
- тыкать жесткой кистью;
- пластилин.
Давайте рассмотрим каждый отдельный метод более подробно. Рисование ладонями Для этого рисунка нужны только большие емкости с гуашью разных цветов, бумагой и салфетками, чтобы вытереть ручки. Детям старшего возраста также понадобится щетка, но они не нуждаются в детях. Ребенок просто опускает ладонь в контейнер с цветом краски, а затем оставляет отпечаток на бумаге. на кончике взрослого может оказаться фантастическое существо, животное или цветок.Все зависит от порядка, в котором отпечатки будут на бумаге. Рисование пальцами Принцип действия такой же, как и в предыдущем случае, только ребенок оставляет отпечатки пальцев. Это могут быть точки, линии, пятнышки. Таким образом, вы можете нарисовать практически любое изображение. Для детей процесс очень интересный и они с радостью приступают к работе. Отпечатки с листьями или печатями Для этой техники вам понадобятся листья разных деревьев (в идеале используйте упавшие деревья) или отпечатки, которые можно сделать на днищах или крышках пластиковых бутылок или крышек и других подручных средств.Также нужны плотная бумага и широкие контейнеры с гуашью. Принцип действия такой же, как и в предыдущих двух случаях — печать на бумаге. Только теперь лист или печать опускают в гуашь, а затем они оставляют следы на бумаге. У детей этот метод представляет большой интерес. Укажите жесткой кистью Для работы вам понадобится жесткая кисть, гуашь и бумага (цвет и текстура не имеют значения). Суть в том, что детская сухая кисть сначала окунается в гуашь, а затем, держа кисть в вертикальном положении, наносит удар по листу бумаги, получая при этом интересный отпечаток.Этот вариант отлично подходит для рисования пушистых или колючих животных, например. Пластилинография Пластилинография — это использование цветопластика вместо красок. Лучше взять очень мягкий материал, который легко замешивается и на который ребенок легко может придать желаемую форму. Пластилин заполняется рисунком вместо того, чтобы красить его красками. Очень интересный подход, который помогает научить ребенка не только рисовать, но и работать с этим уникальным материалом. В результате получается необычный красочный рисунок.Но есть еще один вариант, который не может не заинтересовать малыша и отлично подойдет для совместного творчества с его родителями или опекунами. Это использование нескольких техник нетрадиционного рисунка на одном рисунке. Такая работа позволит ребенку не только создать красивую картину своими руками, но и познакомиться с несколькими способами изобразительного искусства. Рассмотрим этот способ рисования на примере картины «Осенний лес». Работа включает в себя несколько этапов. Первый шаг — пластилин.С помощью пластилина закрашена поляна. Это делается с помощью маленьких кусочков пластилина, которые ребенок разводит пальцем по бумаге. Таким же образом окрашиваются деревья и стволы других деревьев. Второй шаг — тыкать кистью. Таким образом кроны деревьев окрашиваются в разные цвета — красный, желтый, оранжевый. Траву тоже рисуют ткать жесткой кистью. Третий шаг — рисование пальцами. Пальцы малыша рисуют небо, облака, дождь и лужи на поляне.К общей картине можно добавить элементы декора, такие как сухие листья или бисер. Также картину можно поместить в красивую рамку. Такой творческий процесс обязательно порадует ребенка, и он захочет продолжить свои эксперименты.
комментариев
комментариев
,5 Важные этапы развития рисунка у детей
Вы задаетесь вопросом, почему наука говорит: «Поощряйте способности вашего ребенка к рисованию»? Хотите ли вы знать, что такое рисование у детей, и может ли оно повлиять на рост вашего ребенка? Если вы кивнули в знак согласия, тогда вам следует прочитать наш пост ниже. Здесь мы поговорим о разработке рисунка и о том, как он может помочь вашему ребенку.
Развитие рисунка у детей:
Обычно этапы развития рисунка включают общие рекомендации по развитию искусства, поскольку у каждого ребенка есть своя траектория роста.Некоторые дети могут никогда не реализовать свой потенциал с точки зрения развития рисунка по причинам, таким как отсутствие интереса. Это вполне нормально и не влияет на развитие вашего ребенка.
Психологи и педагоги давно изучают, как дети демонстрируют свои вехи роста с помощью навыков рисования и различных этапов развития рисунка в жизни ребенка.
[Читайте: Идеи для рисования для детей ]
Этапы развития рисунка:
Этапы развития ребенка зависят от возраста вашего ребенка [1].Вот пять этапов развития рисунка у детей:
1. От 2 до 4 лет:
Случайные рисунки и каракули определяют этот этап, когда ваш ребенок начинает двигать рукой и работать с инструментом рисования, таким как карандаш или карандаш.
Он будет рисовать линии и точки — просто набросать на поверхности рисования [2]. Именно здесь у творчества ребенка есть все возможности для развития, поскольку он не имеет представления о реальном внешнем виде какого-либо объекта.
[Читайте: Пути развития творчества у детей ]
2.От 3 до 7 лет:
На этом этапе предварительного схематического рисунка ваш ребенок использует различные геометрические формы и линии различной длины для рисования объектов [3].
Но он все еще не знает, как организованы эти объекты. Изображения могут плавать на поверхности рисунка, прежде чем ваш ребенок научится их логически выстраивать.
3. От 6 до 11 лет:
Ребенок может быть в возрасте от 6 до 11 лет в схематическом возрасте. Этап все о «схеме», что означает придерживаться одного и того же символа для представления конкретного объекта.Например, ваш ребенок каждый раз рисует дома одинаково.
По мере продвижения по сцене он может начать использовать несколько базовых линий и упорядочить чертежи в разные макеты. Не все дети достигают пика этой стадии, если лишены адекватной практики рисования.
4. Девять лет и старше:
Это переходный этап, и к этому времени навыки рисования ребенка значительно улучшаются. Ваш ребенок может создавать произведения искусства в соответствии со стандартами понимания мира взрослыми.Однако на этом этапе детство все еще вступает во владение, и он переходит между этой стадией и предыдущей схемой.
Но одним важным событием на этом этапе является то, что ребенок начинает определять гендерные роли для людей, которых он рисует через предметы одежды и другие более мелкие детали в своих работах.
[Читайте: Овощная живопись для детей ]
5. Двенадцать лет и старше:
Последний этап — это этап реализма в детском творчестве.Ребенок становится проницательным художником, насколько его понимает среда. Ребенок теперь знает больше об искусстве, инструментах рисования, его предметах и его окружении.
Он также знает, как выглядит зрелое произведение искусства, и начинает рисовать в соответствии с его новым пониманием жизни. Самокритичный аспект его рисунков также определяет этот этап.
Значение этапов развития рисунка в жизни ребенка:
- Рисование не только во многом способствует росту вашего ребенка, но и может дать вам представление о вехах развития вашего ребенка и дополнить его обучение во многих отношениях.
- Рисование развивает мелкую моторику вашего ребенка (используя руки и пальцы для различных задач). Вы можете познакомить своих детей с различными инструментами для рисования, чтобы улучшить эти навыки развития ребенка [4].
- Рисование повышает творческий потенциал ребенка. Помогите творческому развитию вашего ребенка, позволяя ему рисовать так, как он хочет, и не мешайте, вводя книжки-раскраски или инструкции на первом этапе.
- Рисование помогает эмоциональному функционированию ребенка и, следовательно, помогает ребенку в других областях его жизни, например в академической сфере.Используйте этот замечательный инструмент, чтобы помочь росту вашего ребенка во многих отношениях [5].
[Читайте: Развитие моторики у детей ]
Итак, позвольте вашему ребенку обратиться к желанию его сердца!
Помогли ли вы развитию своего ребенка с помощью рисования? Пожалуйста, поделитесь своими советами и идеями с нашими читателями.
Рекомендуемые статьи:
Была ли эта информация полезной? ,Последнее обновление
Ребенок общается во многих отношениях. Вербальное общение предлагает лишь крошечное понимание его разума. Анализ его рисунков может дать более глубокое понимание его психического и психологического состояния. Это помогает лучше понять его личность, а также предоставляет родителям и психотерапевтам возможность помочь ребенку преодолеть сложные и стрессовые ситуации.
Мы часто полностью зависим от устного общения, чтобы понять наших детей. Тем не менее, это составляет всего 10 процентов от способности человека общаться. Изучение других форм общения еще более важно для родителей, потому что дети часто не осознают своих чувств.
Кроме того, у младших детей может быть недостаточно четкое выражение, чтобы выразить их словами. Изучение рисунков ребенка может быть хорошим способом понять его мышление. Дайте ему инструменты раскраски, такие как книга для рисования и раскраски с набором мелков или акварелей, и обратите внимание на цвета, которые он использует, мазки, которые он делает, и общее «ощущение» картины.Это, безусловно, может многое сказать о нем. Терапевты также считают, что рисование — это хороший способ выразить стресс и найти облегчение в трудные времена. Врачи преуспели в лечении таких проблем, как ночное недержание мочи, сосание большого пальца и заикание с помощью арт-терапии.
Понимание значения вашего ребенка значения
Значение рисунка вашего ребенка может дать вам ценную информацию о душевном состоянии вашего ребенка. Он также может рассказать вам о любых физических, а иногда даже эмоциональных переживаниях, через которые он проходит.
Первое впечатление
Самый первый взгляд на фотографию вашего ребенка может иногда показать, что он чувствует. Посмотрите на картинку и посмотрите, что вы чувствуете. Это выглядит удручающим или обеспокоенным? Ответ на этот вопрос даст вам первый ключ к мыслям вашего ребенка.
Цвета
цвета, которые он использует, идут дальше. Дети по мере взросления подвергаются широкому спектру переживаний и эмоций — все, с чем они сталкиваются, является захватывающим и новым! Реакция здорового ребенка на всю эту информацию и сенсорный ввод будет заключаться в использовании широкого спектра цветов на их рисунках.Чем больше цветов использует ваш ребенок в своих рисунках, тем больше он счастлив и взволнован жизнью! Цвета также помогают лучше выражать эмоции, чем простой карандаш. следовательно, чрезмерное использование определенного цвета может также указывать на эмоциональное состояние ребенка. Это соответствует выводам психологии цвета. В общем, ребенок, который много использует блюз и зелень, счастлив и хорошо приспособлен. Яркие и теплые цвета, такие как апельсины и желтые, означают бодрость, тогда как темные цвета, особенно на рисунках, которые печальны сами по себе, могут указывать на ребенка, который нуждается в помощи.
Комплектность
Если ребенок оставляет свои рисунки неполными или рисует легкие нерешительные линии, он может нуждаться в поощрении. Такие рисунки указывают на нерешительного, неуверенного ребенка. Неполные рисунки также могут быть показателем случайной импульсивной личности. Однако, если шаблон продолжается в течение более длительного периода времени, родитель может рассмотреть возможность обращения за помощью. Слишком много стираний и исправлений может указывать на высокий уровень тревоги. И наоборот, слишком много украшений может быть показателем потребности ребенка во внимании.
Позиция
Если на странице ребенок рисует картинку, это также может указывать на состояние души ребенка, но это может быть применимо к детям старшего возраста, которые имеют лучшие двигательные навыки. Детский рисунок слева страницы — застенчивый, замкнутый ребенок; это также может означать, что ребенок ищет заботливого взрослого или воспитывающего фигуру отца или матери. С другой стороны, ребенок, рисующий справа, говорит о ком-то, у кого есть желание общаться, и он общительный ребенок.
Общие детские рисунки Значения
Ваш ребенок нарисует картинки в три этапа:
- Фаза писанины: случайная писанина линий, которая не имеет реального смысла.
- Предварительная схема: когда дети пытаются нарисовать то, что они видят, в том числе простые фигуры, деревья, дома и т. Д.
- Фаза схемы: когда на чертежах есть хорошо идентифицируемая тема, и чертежи более реалистичны.
На этих трех этапах рисунки вашего ребенка будут переходить от случайной записи к определенным рисункам с темами и смыслом, который взрослый может понять, не спрашивая ребенка.На разных этапах значение рисунка вашего ребенка будет развиваться. Вот некоторые общие темы, которые вы можете увидеть в писанине вашего ребенка, и что означает каждая из них.
1. Писанина
Первый этап вашего ребенка — писанина — может не иметь смысла на бумаге. Но психологи говорят, что на данном этапе показателен не сам рисунок, а процесс. Ребенок может положить карандаш на бумагу, перетащить его на себя и издавать шум двигателя. Если вы спросите этого ребенка, что он только что нарисовал, он может сказать «папа собирается на работу»… что означает, что случайная писанина — это фактически машина на дороге.Писанины не имеют смысла, когда вы смотрите на них, но процесс может дать понимание.
2. Улыбающееся солнце
Полное солнце в центре страницы, со смайликом, является признаком хорошо приспособленного, счастливого, удовлетворенного ребенка.
3. Фигурки
Рисунки на фигурках обычно изображают семью ребенка. Вы можете уловить подсказки об эмоциональном состоянии ребенка, увидев, где они располагаются на картинке, рядом с кем они стоят (что указывает на человека, к которому они чувствуют себя ближе всего), какая фигура палки кажется самой большой (которая указывает, кто является наиболее важный человек в семье, по словам ребенка) и т. д.
Источник: http://www.roshida.com/wp-content/uploads/2014/03/12-Must-Know-Facts-about-Childrens-Drawing-Interpretation.pdf4. Увеличение количества деталей
Чем больше деталей добавляет ребенок к рисунку, тем лучше развивается его познание. дети обычно добавляют детали, такие как очки на «отца» или бинди на мать. Дети с острым наблюдением могут даже замечать и интерпретировать физические различия во внешности и даже могут видеть «пол» по-другому.
5. Дыра в земле
Это типичный рисунок ребенка, который недавно потерял. Обычно это происходит в форме смерти в семье, или это также может быть смерть домашнего животного. Если ребенок один на рисунке, значит, он чувствует себя очень одиноко.
6. Монстры
.Будучи пятилетним, все, что хотел нарисовать мой брат, были огромные костры, сжигающие все на своем пути и испускающие густой, задыхающийся черный дым.
Моя дочь в том же возрасте нарисовала свою семью, стоящую в саду — но при ближайшем рассмотрении под дном лежали ряды тел. «Это мертвые люди», — объяснила она ярко.
Мы сознательно не укрываем психопатов в семье (мой брат даже в его местном приходском совете в эти дни).
Так что — если вообще что — то эти рисунки говорили об их душевном состоянии?
Многих родителей очень волнуют темные элементы на фотографиях их детей: сын одного друга постоянно рисует людей, которых ранили грабители — так что представьте тревогу его матери, когда она увидела недавно опубликованное произведение искусства 10-летнего убийцы Джона Венейблса.
Дети используют творческий потенциал для обработки различных эмоций, потому что у них недостаточно языка, чтобы выразить их словами
На рисунках, сделанных за несколько недель до ужасного убийства Джеймса Балджера, он изобразил гигантскую фигуру, ударившего двух человек, лежащих на земля, брызгающая кровью.
Опасно принимать упрощенные сообщения от творческих результатов вашего ребенка, какими бы заманчивыми они ни были, считает арт-терапевт Вэл Хют, исполнительный директор Британской ассоциации арт-терапевтов.
«Это правда, что дети используют творческий подход для обработки множества разных эмоций, потому что у них недостаточно языка, чтобы выразить их словами», — говорит она.
«Но вы не всегда можете приписать наше значение их работе. Вы можете найти это тревожным, но это может быть не для них.Точно так же это не тот случай, когда счастливые картинки означают счастливых детей ».
В случае с довольно жуткой сценой моей дочери она думает, что это был пятилетний путь изучения сложных вопросов жизни и смерти: «Что происходит с вашим телом после вашей смерти? Где твоя душа? Она использует картинку для обработки экзистенциальных чувств, чего она не могла сделать в устной форме в этом молодом возрасте ».
Несмотря на то, что не рекомендуется слишком упрощать интерпретацию детских рисунков, мы, безусловно, можем извлечь из них смысл.
Один обеспокоенный мальчик, работавший с Хуэтом, родители которого расстались, нарисовал его семью, но только окрашенный в его маму и его самого
«Он неосознанно подчеркивал связь со своей матерью, чтобы она тоже не оставляла его», — говорит Хуэт.
Еженедельная арт-терапия, которая заключается в том, чтобы использовать искусство для исследования чувств, а не для анализа картины ребенка, — очень помогла ему, и в течение года его разрушительное поведение изменилось.
Вам не нужно беспокоиться, чтобы раскрыть свою личность через ваши фотографии; фактически за последние 100 лет выросла целая индустрия декодирования чертежей, особенно в Америке.(Мы склонны быть немного более скептически настроенными в Великобритании.)
Полученная мудрость заключается в том, что ребенок, выбирающий большой лист бумаги и карандаш с жирной точкой, вероятно, будет определен; у тех, кто выбирает крошечный блокнот, хорошая концентрация, в то время как дети, выбирающие тонкости, могут испытывать трудности с самовыражением.
Психологи иногда используют тест на рисование для оценки: ребенка просят нарисовать дом или человека, и результат анализируется.
Если изображение находится прямо в центре страницы, ребенок, вероятно, счастлив и безопасен (хотя, возможно, негибок).
Если это в верхней половине, они могут быть амбициозными; дно, небезопасно; вверху слева — музыкант или художник; верхний правый, деловой. Любой ребенок будет стремиться нарисовать человека, которого он чувствует ближе всего рядом с ним.
Если они опускают ключевые черты другого человека, это может указывать на недоверие. Множество линий, нарисованных линейкой, могут указывать на беспокойство, а также слишком много темных теней.
Застенчивые дети часто рисуют очень маленькие предметы, иногда в углу листа, а одинокие могут прятаться.
Некоторые исследователи утверждают, что определенные изображения являются ключевыми признаками дистресса у ребенка: большие руки могут указывать на агрессию; отсутствие рук или пальцев показывает отсутствие уверенности.
Слишком много черного и красного может означать гнев и страх. Чрезмерно большие головы, пустые глаза, косоглазие, слишком много
волос, коробчатые тела и акцент на гениталии рассматриваются некоторыми как признаки возможного сексуального насилия при совместном и многократном использовании. Но, как отмечают другие, вы должны быть осторожны.
Психологи соглашаются, однако, что родители не должны слишком беспокоиться о насильственных рисунках, если они не повторяются каждый раз и повторяются месяцами.
Часто это признак того, что дети смотрят фильмы для взрослых, которые их беспокоят. Тогда не нужно беспокоиться о психопатах в семье.