Рекомендации учителю по адаптации первоклассников к школе: Методические рекомендации для учителя начальной школы по адаптации первоклассников

Содержание

Методические рекомендации для учителя начальной школы по адаптации первоклассников

Почему, придя в школу, дети уже не хотят учиться?

Многие первоклассники, переживающие период дезадаптации, испытывают явно отрицательное отношение к учению, не хотят преодолевать трудности, которые встречаются в школе, отказываются выполнять требования учителя, с трудом заводят дружеские отношения с одноклассниками. Проявляется тенденция «отгораживания» ребенка от всего, что связано со школой и классом. Так, от первоклассника родители не могут добиться ответа на вопросы о том, чем он занимался в школе, каковы его успехи. Ребенок выглядит уставшим, отказывается от прогулки, плохо ест.

Одна из причин такого явления – перегрузка дошкольника излишней информацией о его завтрашней школьной жизни: какую школу выбрать; сколько там изучают предметов; какой иностранный язык и с какого класса он будет изучать; в какие кружки стоит записаться с начала обучения; посещать ли группу продленного дня и т. д. и т.п. Все эти вопросы подробно, долго, нудно обсуждаются при ребенке, и он уже накануне поступления в школу начинает ее бояться.

Рекомендации для учителя

Видя в классе таких детей, определите иную тактику взаимоотношений с ними, нежели с успешно адаптирующимися первоклассниками. Школьники с трудностями адаптации нуждаются в особом внимании, большей похвале (хвалить их нужно даже за самое скромное выполнение задания). Оказывайте им постоянную помощь без упреков и обвинений в нежелании трудиться или в невнимательности.



Почему в школе дети быстро теряют интерес к учению?

В группу детей, быстро теряющих интерес к учению, попадают и такие, которые очень хотели идти в школу. О причине этого явления эмоционально пишет психолог Л. Е. Журова:

«Все, что раньше было можно и интересно, теперь нельзя и скучно. Раньше можно было играть, и, даже если мама сердилась, она говорила: «Отстань, не мешай, иди поиграй».

А теперь мама говорит: «Сколько можно играть? Занимайся, учи уроки!» Раньше взрослые всегда читали ему книжки. А теперь говорят: «Читай сам!»»

Вот и получается, что это школа плохая, даже на маму отрицательно повлияла.

Рекомендации для учителя

Помните, что первоклассник, надев форму и сев за парту, не стал от этого школьником, он постепенно и достаточно долго будет входить в систему новых школьных отношений. Помочь ему в этом можете вы – педагоги, хорошо понимающие, что для ребенка все еще остается актуальным, желанным, интересным. Это, конечно, дошкольные формы взаимодействия с миром и окружающими людьми: игра, продуктивная художественная деятельность.

Безусловно, современный учитель использует игру в обучении, хотя при этом иногда допускает педагогические ошибки. Например, предлагает детям играть только в дидактические (обучающие) игры, хотя наиболее значимыми для ребенка продолжают оставаться ролевые игры – в «дочки-матери», «летчиков», «магазин», «парикмахерскую», «кинотеатр» и пр.

Поэтому так важно, чтобы учитель использовал стремление детей данного возраста разыгрывать разные роли. Игра – эффективный метод обучения на любом уроке. В процессе обучения грамоте первоклассники, например, могут играть «в живые звуки»: одни дети исполняют роли гласных звуков, другие – мягких согласных, третьи – твердых согласных. Учащиеся строят слова, прочитывают их, изменяют, характеризуют, оценивают звуки и т.д. Благодатную почву для ролевой игры создают уроки окружающего мира. Дети исполняют роли людей разных профессий, различных объектов природы, предметов быта. В процессе таких игр школьники узнают новое, рассказывают, читают, беседуют, то есть учатся…

Начало ролевой игры – создание воображаемой ситуации, иначе говоря, постановка перед детьми задания на воображение: «Представьте себе…»; «А если бы…»; «Как будто бы…». При изучении темы «Сезонные изменения осенью» первоклассникам, например, предлагается представить, что все они лесные жители: кто-то – насекомое, кто-то – зверь, кто-то – птица.

..

Учитель. Наступила осень, заволновались животные в лесу: как встречать зиму? Готовы ли к ней насекомые и птицы, звери и пресмыкающиеся? Решили животные собрать лесное собрание и узнать, кто как готовится к зиме.

Первоклассники распределяют роли: медведь – председатель собрания, дятел – секретарь. На собрании выступают еж, заяц, бабочка, уж, муравей и другие животные (дети выбирают роли по желанию), которые делятся своим опытом подготовки к зиме.

Конечно, учитель не пускает на самотек процесс развертывания игры и ненавязчиво помогает детям, например если сюжет не складывается или ребенок не знает, как играть свою роль. Поэтому перед началом игры все вместе планируют проведение «собрания»: последовательность выступлений, игровые действия, вопросы и реплики.


Читайте по теме:

  • Советы учителю начальной школы: как помочь первокласснику адаптироваться к новым условиям
  • Советы учителю начальной школы: гаджет — это не игрушка, а средство получения информации
  • Советы учителю начальной школы: не тупое повторение, а творческая деятельность
  • Советы учителю начальной школы: как оценивать знания учащихся в первом классе
  • Советы учителю начальной школы: взявшись за руки

Если первоклассник пришел в школу грамотным.

..

Удивительно, но проблемы могут возникнуть и у детей, которые пришли в школу вполне «образованными»: читающими, умеющими писать, решающими примеры и задачи, а часто уже одолевшими программу первого класса.

Взрослые часто думают, что такой уровень развития облегчает ребенку адаптацию к школе, но практика часто подтверждает обратное. Такие дети устали от учения в детском саду (в семье), мотивация к тому, чтобы научиться читать и писать, для них уже в прошлом и сейчас не работает. Теперь их скрытая цель – спрятаться за своими знаниями и немножко отдохнуть, а учитель, зная возможности таких своих воспитанников, увеличивает им объем заданий, усложняет их, что приводит к возникновению трудностей и нежеланию эти трудности преодолевать.

Рекомендации для учителя

Хорошо читающие и много знающие первоклассники также требуют к себе внимания и терпения. Не целесообразно резко увеличивать для них объем заданий, усиливать требования, злоупотреблять высказываниями: «Ты можешь, да не хочешь. ..» Пусть первое время они работают так же, как все остальные, не нужно, чтобы в адаптационный период эти учащиеся резко «вырывались вперед».

Посоветуйте родителям в первое полугодие не загружать ребенка дополнительными занятиями в центрах развития, музыкальных школах и кружках. Пусть он привыкает к увеличивающейся нагрузке постепенно. Очень важно, чтобы учитель нашел спокойный и ровный тон общения с такими детьми. Предлагая им дополнительные задания, предоставьте право выбора: «Если хочешь, сделай…»; «Присоединяйся к ребятам»; «Я тебе советую, это интересно».

Помните, что первый год школьной жизни – это период формирования произвольности поведения ребенка. Часто учителя и родители думают, что произвольное поведение – это когда дети беспрекословно выполняют требования взрослого.

Психологи утверждают, что произвольность – это способность не подчиняться, а управлять своим поведением. Такая способность еще очень неустойчива у школьников шести-семи лет.

Формально требовать от них беспрекословного подчинения учителю – значит создавать условия для противодействия (внешнего и внутреннего), «выплескивания» ребенком импульсивных эмоциональных действий. Надо спокойно, терпеливо убеждать первоклассника, почему нужно выполнять то или иное требование, что меняется, если ученик не слушает учителя. Иногда целесообразно «не заметить» неправильного поведения ребенка, оставить его на некоторое время в покое, не вызывать агрессии или каприза. Обычно дети сами приступают к работе, просят помощи, постепенно привыкая к выполнению требований.

Чтобы успешно развивалось произвольное поведение, необходимо использовать игры с правилами. В процессе этих игр дети легко выполняют требования, подчиняются, принимают ситуацию проигрыша.



Что такое физиологическая дезадаптация?

Еще одна проблема, возникающая с приходом дошкольников в школу, – изменения в режиме дня, увеличение интеллектуальных и снижение физических нагрузок.

Это приводит к появлению так называемой физиологической дезадаптации: организм реагирует на новые повышенные нагрузки усталостью, головной болью, снижением артериального давления, ухудшением аппетита и пр. Число детей, испытывающих физиологическую дезадаптацию, как замечают физиологи, растет из года в год и, к сожалению, приближается к 20%. Как помочь таким первоклассникам?

Рекомендации для учителя

Дети с трудностями физиологической адаптации прежде всего нуждаются в четком выполнении режима дня, что обеспечивает сохранение психического и физического благополучия. В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями после второго урока должна проводиться динамическая пауза (во дворе школы или в спортивном зале), во время которой можно использовать подвижные игры, мини-соревнования, спортивные упражнения. Динамичными должны быть и перемены. Хорошо, когда школьникам предоставляется возможность подвигаться под музыку, полазить по гимнастической стенке, поиграть в мяч.

Такая смена вида деятельности помогает снимать утомление, обеспечивает постепенное приспособление к растущим умственным нагрузкам. Помните, что от состояния и работы мышц тела ребенка во многом зависит его умственная деятельность.

Категорически не допускаются в первом классе домашние задания. Это особенно вредит детям, имеющим трудности адаптации. Такие школьники нуждаются в особо бережном отношении к объему их умственной нагрузки. После школы они должны много гулять, заниматься спортивными играми, посещать бассейн. Их родителям можно посоветовать уменьшить время просмотра детьми телепередач, исключить, хотя бы на какой-то срок, занятия у компьютера, увеличить объем выполняемой детьми домашней хозяйственной работы. Все это способствует устранению трудностей привыкания к школе.

Отрицательно влияет на привыкание к школьной жизни желание педагога ставить отметки с первых дней обучения. Причем часто учитель уверен, что если он рисует звездочки (солнышко, тучки и пр. ), а не выставляет цифры, то это отметками не является и должно нравиться детям. Однако это заблуждение. В первом классе не рекомендуется ставить любые (!) отметки потому, что дети еще не могут оценить, за что поставлена та или иная отметка. Ребенок данного возраста воспринимает отметку не как оценку своей деятельности, а как отношение к себе учителя (любит – не любит, нравлюсь – не нравлюсь…). Пока первоклассники не начинают понимать «стоимость» отметки, ставить ее бессмысленно.


Система «Начальная школа XXI века» разработана коллективом ученых Института стратегии развития образования РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. В основе системы — идея развивающего обучения младших школьников, разработанная в соответствии с теорией Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова (и их последователей).

Особенности психологической перестройки первоклассника

Очевидно, что приход в школу связан с психологической адаптацией: нужно привыкнуть к неизвестному помещению, другому режиму дня, новым взрослым, незнакомым сверстникам; трудно сидеть спокойно за партой длительное время; появляется плохое настроение, если не получается задание, не нравится требование учителя. Хочется поплакать, покапризничать, пожаловаться… Все это следствие школьного стресса.

По данным Института возрастной физиологии РАО, примерно 20% детей, поступающих в школу, имеют нарушения здоровья психического характера, а к концу первого класса таких детей становится уже 60–70%. Ведущую роль в таком быстром ухудшении здоровья играет школьный стресс. Причинами появления школьного стресса являются:

  1. тревожность первоклассников – боязнь не выполнить задание, допустить ошибки, получить замечание учителя;
  2. излишняя нагрузка школьника, не соответствующая его возрастным возможностям, большая плотность дня (уроки, внеклассные мероприятия, дополнительные занятия и пр. ). По данным физиологов, нагрузка первоклассника достигает 6–7 часов в день, тогда как в соответствии с нормами СанПиН учебная нагрузка должна составлять не более 4 часов в день;
  3. неправильное сочетание в режиме учебного времени уроков по степени их трудности; излишний объем самостоятельных и контрольных работ;
  4. постоянные негативные оценки деятельности школьника.

Крайними формами школьного стресса являются:

  • отказ ребенка выполнять задание;
  • бурное нежелание идти в школу;
  • невротические проявления (истерики, капризы, упрямство).
  • В тяжелых случаях возможно появление заикания, мышечного подергивания.

Рекомендации для учителя

Поскольку первоклассник очень чувствителен к тому, как относится к нему учитель, в первые месяцы педагогу нужно особенно внимательно следить за стилем своих отношений с детьми: по возможности быть ровным со всеми, не выбирать себе «любимчиков», уделять внимание каждому ребенку. Как только первоклассник замечает, что педагог как-то выделяет одних детей и равнодушен, в частности, к нему, он начинает вести себя вызывающе, а то и агрессивно – делает все, чтобы обратить на себя внимание. Обычно такое поведение влечет за собой отрицательную реакцию учителя и заканчивается его замечаниями. Это, в свою очередь, еще больше раздражает ребенка, и он использует более серьезные запрещенные приемы: проявляет вспыльчивость, капризничает, плачет, дерется с одноклассниками, по вине которых (как ему кажется) учитель не проявляет к нему должного внимания.

Еще и еще раз советуем: ни при каких обстоятельствах не используйте крик, обещание пожаловаться родителям или наказать. Помните, что авторитарный стиль совершенно недопустим по отношению к первоклассникам. Уже на первой-второй неделе обучения проведите уроки знакомства: пусть дети расскажут о себе, своих любимых занятиях и увлечениях, традициях семьи. Устройте общее с родителями чаепитие, концерт, спортивные игры и соревнования. Все это хорошо сближает первоклассников, формирует классный коллектив.

Настоятельно и терпеливо внушайте, почему нужно выполнять правила поведения в классе, как разговаривать с одноклассниками, как обращаться к учителю и пр. Одно и то же правило спокойно повторяйте несколько раз и каждый раз подчеркивайте значение его выполнения. Любое правило предлагайте в качестве пожелания, а не приказа. Обращайте внимание на отношения между одноклассниками, старайтесь предупреждать конфликты, для совместной деятельности предлагайте объединиться по симпатии.

Очень важна оптимистическая оценка деятельности и поведения детей: «У тебя обязательно получится»; «Попробуй еще раз»; «Я тебе помогу»; «Давай сделаем вместе» и т.п. Подчеркивайте любые, даже незначительные, успехи школьников, особенно тех, у которых не все сразу получается. Тем самым вы повышаете интерес детей к своим одноклассникам, их авторитет, а также самооценку неуспешных учеников. Психологи подчеркивают, что повышение самооценки положительно влияет на социальную адаптацию учащихся.

Следуя требованиям дидактики, учитель должен учитывать психологические особенности детей седьмого-восьмого года жизни, поэтому необходимо дать каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Это особенно важно по отношению к заданиям по чтению, письму, решению математических задач. Предоставляйте детям разные по трудности задания, предлагайте им самим выбрать уровень сложности.


Учите первоклассников элементарно планировать свои действия по решению учебной задачи; обсуждайте с ними последовательность учебных операций; пусть каждый раз ученик отвечает на вопрос, что нужно делать сначала, что потом, проговаривает вслух все свои «шаги».

Овладение «пошаговой инструкцией» – условие успешной самостоятельной деятельности младших школьников. Одним из путей учета психологических особенностей первоклассников является организация урока с «дробной» структурой, когда процесс обучения включает разные по характеру виды деятельности: коммуникативную и художественную, интеллектуальную и трудовую. ..

Сделаем вывод. Организация всей жизни детей в первые месяцы обучения в школе должна создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьной жизни и предупреждения явлений дезадаптации. Напомним читателю, как психологи характеризуют разные уровни адаптации к школе:

Высокий уровень. Ребенок положительно относится к учителям и школе, быстро осваивается в школьном помещении, выполняет правила поведения в школе. Легко усваивает учебный материал, принимает учебную задачу, в основном «удерживает» ее до конца деятельности, занимается прилежно, активно участвует в разных видах учебной работы, не отказывается от заданий, проявляет интерес к самостоятельной деятельности. С удовольствием приступает к выполнению сложных заданий. Находит общий язык с одноклассниками, охотно участвует в совместной деятельности, активен в ходе классных мероприятий.

Средний уровень. Ребенок положительно относится к школе, принимает учебную задачу, в основном «удерживает» ее в процессе деятельности. Не отказывается от выполнения трудных заданий, хотя часто требует помощи. В целом внимателен при выполнении заданий, но более сосредоточен и не отвлекается, если задание ему интересно. Добросовестно выполняет общественные поручения, дружит со многими одноклассниками, участвует в классных мероприятиях.

Низкий уровень. Ребенок проявляет отрицательное отношение к школе и учителям, не желает идти в школу («хочу обратно в детский сад»), использует любое легкое недомогание или спад настроения, чтобы не пойти в школу. У такого ребенка наблюдаются нарушения дисциплины, отказ от выполнения требований учителя или от трудного задания («не умею», «не хочу», «не знаю»). Он отвлекается на уроках, скрытно занимается другой деятельностью (играет, рисует…). При выполнении заданий ему постоянно требуется помощь учителя, он плохо запоминает алгоритм действий. С трудом вступает в контакт с одноклассниками, стоит в стороне от общих классных дел, не проявляет активности в ходе мероприятий. В целом пассивен.

По данным критериям вы, уважаемый учитель, сможете легко оценить уровень адаптации ваших воспитанников к обучению в школе.

Список литературы:

Беседы с учителем. 1-й класс. Методика обучения / под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2004.

Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ООО «ПЕР СЭ», 2006.

Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова [и др.]; под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.

Жуков Д. А. Стресс // Биология в школе. – 1999. – № 1.

Рогов Е. И. Настольная книга школьного психолога. – М.: Владос, 1999.

Левис Ш. Ребенок и стресс. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

Безруких М. М. Все цвета, кроме черного/ М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова. – М.: Вентана-Граф, 2010.



Шестилетний первоклассник. Какой он? В кн.: Беседы с учителем. 1-й класс. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2004. – С. 14.

Записала Ольга ДАШКОВСКАЯ


*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.

Сайт школы — Рекомендации для учителей

Особенности адаптации первоклассников.

Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.

Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться.

Каковы условия возникновения необходимости психологической адаптации ребенка к школе? Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. У него появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках, дисциплинированным и т. п. По существу, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом. Учитель выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему следует себя вести, что и как делать. Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Следует отметить так же и то, что собственно переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы “навязан” ему сверху. В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Успешность адаптации ребенка к школе зависит еще и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников. Активный и инициативный ребенок становится лидером, начинает хорошо учиться, тихий и податливый ученик превращается в ведомого или аутсайдера, учится нехотя или непосредственно. В-четвертых, одной из острых проблем выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей.

Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, особенные. Здесь не только среда воздействует на человека, но и он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптировать приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам. Некоторая часть первоклассников испытывает трудности, прежде всего в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность.

Низкий уровень адаптации определенной части школьников связан с поведенческими проблемами. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.

Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка имеет следующую нисходящую последовательность: неправильные методы воспитания в семье; функциональная неготовность к обучению в школе; неудовлетворенность в общении со взрослыми; неадекватное осознание своего положения в группе сверстников; низкий уровень образования матери; конфликтная ситуация из-за алкоголизма; отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс; низкий уровень образования отца; конфликтная ситуация в семье; отрицательный стиль отношения к детям учителя подготовительного класса; неполная семья.

Процесс адаптации ребенка к школе так же можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряженности функциональных систем организма.

Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического общения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта “физиологическая буря” длится достаточно долго (2–3 недели).

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит все, что есть, а иногда и “долг берет”. На втором этапе эта цена снижается, буря начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной “сидячей” позе, или психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем больше напряжение будет выдавать каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. А мы знаем, что возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Продолжительность всех трех фаз адаптации – приблизительно 5–6 недель, а наиболее сложным является первый месяц.

Чем же характеризуются первые недели обучения? Прежде всего, достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы, а так же низким показателем координации (взаимодействия) различных систем организма между собой. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок.

Только на 5-6 неделе обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма, т. е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. Однако по некоторым показателям эта фаза относительно устойчивого приспособления затягивается до 9 недель. И хотя считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на 5-6 неделе обучения, вест первый год можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению.

Психологическая готовность рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в школьную жизнь и для формирования учебной деятельности на этапе школьного детства. Эти психологические качества определенным образом сгруппированы, а их группы рассматриваются как компоненты психологической готовности к школе. Основными компонентами психологической готовности к школе являются:

умственная готовность к школе

мотивационная готовность к школе

эмоционально-волевая готовность к школе

готовность к общению с одноклассниками и учителем.

Среди тех задач, которые школа ставит перед учащимися, в первую очередь выделяется необходимость усвоения ими определенной суммы знаний. Непременное условие выполнения этого требования – достаточный уровень интеллектуального развития ребенка. Несоответствие его умственных возможностей и поступающей информации создает большие трудности, что осложняет адаптацию и тормозит общее психическое развитие.

Доминирование мотива, побуждающего выполнять предъявляемые школьные требования, роль ученика, познавательные интересы обеспечивают ребенку успешное приспособление к новым условиям школьного обучения. Недоразвитие мотивационно-потребностной сферы препятствует эффективному овладению школьной системой обучения. Степень волевого развития позволяет в той или иной мере регулировать свое поведение в затрудненных условиях, когда нужно прилагать инициативные сознательные усилия, чтобы не отступить от поставленной задачи. Ребенок не испытывает состояния напряженности, и процесс адаптации проходит безболезненно в том случае, когда уровень развития эмоционально-волевых качеств достаточно высок, что и обеспечивает возможность своевременно перестраивать поведение и деятельность, согласно предъявляемым требованиям.

Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому при поступлении в школу ребенок должен обладать определенными навыками общения с другими детьми, благодаря которым он сможет быстро приобщиться к группе сверстников. В формировании дружески взаимоотношений немаловажную роль играет учитель. Он выступает как авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения и пресекающий всякие отклонения от них.

 

Abstract View

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К УЧЕБНОЙ СРЕДЕ КЛАССА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Abstract:

Во время пандемического кризиса онлайн-обучение зарекомендовало себя как быстрый, эффективный и альтернативный способ продолжения образовательного процесса. После нескольких месяцев дистанционного обучения школьникам, наконец, разрешили вернуться в классы и в очный режим обучения. Во время пандемического кризиса решающее значение имеет оценка переходного процесса первоклассников, выявление препятствий и поиск полезных ресурсов.

При поддержке Программы базового образования USAID было запланировано и проведено практическое исследование в батумской государственной школе №15.
Всего в качестве целевой группы для исследования были выбраны 54 первоклассника (1 учащийся с особыми образовательными потребностями (ООП)).
Цель исследования: оценить переходный процесс первоклассников в условиях пандемического кризиса, выявить проблемы, выбрать механизмы поддержки переходного процесса и облегчить его реализацию.

Методология исследования: анкета; Онлайн-опрос; Фокус-группа; Интервью; наблюдение; Анализ данных.
На начальном этапе исследования было проведено диагностическое исследование. В опросе приняли участие учителя и родители целевой школы. Анализ результатов показывает, что мероприятий, проведенных школой, было недостаточно для облегчения безболезненного перехода первоклассников.

Разработаны рекомендации по вмешательству. В частности, считалось важным, чтобы школа во время пандемического кризиса планировала и реализовывала больше вспомогательных мероприятий для безболезненной адаптации первоклассников к школьной среде. Для снижения нагрузки от пандемии и повышения вовлеченности учащихся было рекомендовано проведение уроков в открытом пространстве. Планирование/проведение урока, обогащенного симуляцией и ролевой игрой, последовательная адаптация среды и изменение целей обучения в соответствии с потребностями учащихся, более активное участие родителей в школьной жизни были признаны вспомогательными шагами для перехода первоклассников в офлайн-режим.

Адаптация окружающей среды и видов деятельности как стратегия вмешательства была запланирована и реализована на более позднем этапе исследования.
Анализ результатов вмешательства привел к следующим выводам: В результате запланированного вмешательства повысился уровень вовлеченности каждого учащегося в школьную жизнь, в том числе учеников с особыми образовательными потребностями. Повысилась успеваемость учащихся. Взаимодействие учащихся с учителями и одноклассниками улучшилось; Повысилась самостоятельность студентов; Росло участие родителей в образовательном процессе; Отношение учащихся к школе улучшилось.

Согласно исследованиям, для плавного перехода первоклассников в условиях пандемического кризиса требуется: Адаптация учебной среды к потребностям и интересам детей; Проведение большего количества уроков/мероприятий под открытым небом, чтобы помочь школьникам меньше думать о проблемах, связанных с пандемией, и сделать обучение более приятным; Проведение учебного процесса с активной деятельностью и играми, которые, помимо повышения успеваемости каждого учащегося (в том числе учащихся ООП), обеспечивают равноправное участие в уроке, взаимную поддержку, сотрудничество, формирование собственного мнения и обмен им со сверстниками, слушание относиться к другим и уважать их; Участие родителей в школьной жизни укрепляет отношение учащихся к школе и благотворно влияет на результаты обучения.

Ключевые слова:

Переходный период, Пандемия, Адаптация, Вмешательство, Вовлечение учащихся, Изгнание, Отношение, Учебные достижения, Общение, Участие родителей.

Адаптация в классе для учащихся с плохим зрением – Пути к грамотности

Эта статья призвана помочь преподавателям спланировать стратегии и приспособления для улучшения визуального доступа к окружающей среде для учащихся с плохим зрением. Обратите внимание, что это отрывок из более длинной статьи о плохом зрении.

Скачать полную оригинальную статью.


 

 

Стратегии и рекомендации по решению проблем со слабым зрением

При работе с детьми со слабым зрением важно помнить, что у них есть потенциал научиться использовать свое зрение более эффективно. Итак, что могут сделать учителя, чтобы помочь им достичь максимального уровня визуальной эффективности?

Учителя и другие специалисты, работающие с такими детьми, должны предоставить необходимые инструкции и изменения в окружающей среде, чтобы помочь учащимся максимизировать свои зрительные способности, развить позитивное представление о себе и большую независимость в классе и обществе.

В следующих темах будут представлены стратегии и рекомендации по лучшему удовлетворению потребностей детей со слабым зрением.

Пожалуйста, обратите внимание, что это общие рекомендации, и о конкретных рекомендациях для конкретного ребенка следует проконсультироваться с учителем для детей с нарушениями зрения или специалистом по слабовидению.

Темы: 

  1. Общие стратегии, мероприятия и материалы для учащихся с ослабленным зрением
    • Подтема 1.1: Освещение
    • Подтема 1.2: Цвет и контраст
    • Подтема 1.3: Размер и расстояние
    • Подтема 1.4: Организация времени и пространства
  2. Особые рекомендации для учащихся с пониженной остротой зрения
  3. Особые рекомендации для учащихся с потерей центрального поля зрения
  4. Особые рекомендации для учащихся с потерей периферического поля зрения
  5. Заключительные советы

 

Тема 1: Общие стратегии, занятия и материалы для слабовидящих учащихся

Важно, чтобы преподаватели научились изменять окружающую среду или объекты, чтобы учащиеся со слабым зрением могли их лучше видеть. При планировании изменений окружающей среды необходимо принимать во внимание соображения об освещении, цвете и контрасте, размере и расстоянии, а также организации времени и пространства.

Пожалуйста, помните, что, несмотря на то, что дети со слабым зрением получат пользу от следующих рекомендаций, при внесении конкретных предложений по улучшению зрения важно учитывать характеристики нарушения зрения (если оно вызывает снижение остроты зрения, потерю центрального поля зрения или потеря периферического поля зрения).

Подтема 1.1: Освещение

Некоторые дети со слабым зрением очень чувствительны к свету и бликам. Учителя должны контролировать свет в классе, когда это возможно, с помощью занавесок, поддерживая равномерное количество света во всей комнате, усаживая ребенка спиной к окну, уменьшая блики на поверхностях и предлагая ребенку носить шляпу/забрало или солнцезащитные очки, даже когда оставаться в помещении.

Другим детям нужно больше света, поэтому рекомендуется, чтобы ребенок по возможности располагался вблизи естественного освещения (окна). При использовании ламп (при их наличии) их следует располагать за плечом ребенка, на противоположной стороне от пишущей руки и/или на стороне более сильного глаза.

Подтема 1.2: Цвет и контрастность

Детям со слабым зрением могут быть полезны высококонтрастные предметы и изображения. Например, линии на листе бумаги легче увидеть, если их выделить черным маркером. Во время обеда белая посуда лучше видна, если она стоит на красном или черном подносе, чем на белом столе. Учащийся сможет лучше читать свои записи, если будет использовать более толстый черный карандаш/ручку/маркер.

Основные принципы использования цвета для создания контраста:

  • черный и белый дают самый высокий контраст
  • не используйте вместе темные цвета (например, синий и зеленый)
  • избегайте использования белого и серого с другими светлыми цветами
  • избегайте использования пастельных тонов рядом друг с другом
  • использовать яркие цветные предметы в повседневной жизни
  • используйте клейкую ленту, если объект должен быть выделен (например, вешалка, на которую ученик должен повесить свою куртку)

Студентам также может понадобиться типоскоп при чтении. Это щит для чтения, который может быть изготовлен из черного материала (или картона), в котором есть прямоугольник (вырезанный), позволяющий видеть одну или несколько строк печати. Это уменьшает дополнительный свет, отраженный от поверхности бумаги, и помогает учащемуся оставаться на правильной строке во время чтения.

Подтема 1.3: Размер и расстояние

Дети со слабым зрением также могут получить пользу от увеличения. Преподаватели могут предложить своим ученикам фотографии/изображения/карты и увеличенные распечатки. Эти дети также могут предпочесть работать на близком расстоянии. Их можно передвинуть ближе к объекту (сидеть ближе к доске) или объект можно передвинуть ближе к ученику (люди могут приближаться во время разговора).

Подтема 1.4: Организация времени и пространства

Чтобы уменьшить визуальный беспорядок в классе, преподаватели должны:

  • удалить бесполезные объекты вообще
  • уменьшить количество объектов в непосредственной рабочей зоне
  • используйте малярную ленту для улучшения цвета/контрастности дверных косяков, столешниц и т. д.
  • точечные светильники для выделения определенной зоны
  • содержать место и все школьные принадлежности в порядке, чтобы учащийся мог легко их идентифицировать

Чтобы обеспечить больший физический комфорт и поощрение правильной осанки, преподаватели могут предоставить своим учащимся: подставку для чтения/письма, планшет, торшер и подходящий стул/стол.

Дети со слабым зрением также могут извлечь пользу из рационального использования времени. Педагоги могут: поощрять ребенка носить назначенные ему очки (если это уместно) для снижения зрительного утомления, предлагать заранее оговоренные перерывы, позволять учащемуся фокусировать зрение на более короткие промежутки времени, предоставлять больше времени для визуального изучения материала и для его конкретизации. зрительно сложная задача (например, работа с материалом, который не адаптирован к зрительным потребностям учащегося).

Тема 2: Особые рекомендации для учащихся с пониженной остротой зрения

Этим детям могут помочь прописанные очки (если они используются в соответствии с рекомендациями офтальмолога), увеличение (увеличенный шрифт и изображения), высококонтрастные материалы (например, выделение материалов для чтения, лестниц, дверных проемов) и предпочтительное сидение (приближение к объекту, доска и др. ).

Если проблема связана с чувствительностью к яркому свету (что обычно бывает при сниженной остроте зрения), воспитатели могут исключить или изменить положение источника света, расположить ребенка подальше от источника и/или порекомендовать носить солнцезащитные очки и головные уборы (особенно из двери).

Если у ученика возникают трудности с просмотром вдаль, учителя могут попытаться ознакомить его с предложенным заданием и окружающей средой. Если область визуально упрощена (вокруг его визуальной цели находится меньше объектов) и разрешен визуальный перерыв, учащийся может значительно улучшить свои зрительные способности.

Тема 3: Специальные рекомендации для учащихся с потерей центрального поля зрения

Детям с такой потерей зрения часто помогают те же стратегии, что и в случае снижения остроты зрения (упомянутого выше).

Важно подчеркнуть, что эти конкретные учащиеся могут столкнуться с неполным изображением или центральным «слепым пятном» при взгляде. По этой причине квалифицированные учителя зрения должны научить эту конкретную группу детей визуально сканировать, отслеживать и следовать за объектами. Поскольку они также, по-видимому, не поддерживают прямой зрительный контакт, рекомендуется, чтобы они попрактиковались в том, как поворачивать глаза, чтобы установить прямой зрительный контакт, и давать им обратную связь об этом при непосредственном взаимодействии. Если у них также наблюдается снижение способности видеть различия в цвете, одежда и часто используемые предметы должны быть помечены их цветом.

Тема 4: Специальные рекомендации для учащихся с потерей периферического поля зрения

Для этой группы детей может быть необходимо научиться пользоваться белой тростью, имея доступ к обучению ориентации и подвижности. Поскольку они могут не осознавать объекты или людей, пересекающих их путь, им, возможно, придется полагаться на свои другие чувства, чтобы осознавать окружающую среду. Затем педагоги могут научить их использовать мультисенсорный подход к сбору информации, основанный на том, что во время путешествия они лучше воспринимают не только визуальные, но и тактильные и слуховые сигналы.

Чтобы помочь им улучшить свои зрительные функции, также важно устранить или уменьшить резкие изменения освещенности и дать глазам достаточно времени, чтобы им может потребоваться больше времени, чтобы их глаза привыкли).

Этим учащимся также может понадобиться дополнительное освещение без бликов. В идеале классная комната должна иметь хорошее общее освещение, дополненное рабочим освещением (настольные/торшеры, точечное освещение). Это также может быть достигнуто путем правильного позиционирования сиденья ученика.

Тема 5: Заключительные советы

Когда преподаватели применяют приведенные выше рекомендации, они предлагают своим учащимся возможности для более активного взаимодействия, мотивируя их более эффективно использовать свое видение. Дети со слабым зрением всегда оценят содержательные занятия, использование соответствующих возрасту материалов и предоставление четкой информации посредством повторяющихся действий.

Однако важно помнить, что эти стратегии предназначены только для рекомендаций.