Риск это в психологии – Психология риска. Раздел I. Риск как психологический феномен (Е. П. Ильин, 2012)
ПСИХОЛОГИЯ РИСКА Психологическое содержание понятия риск В
ПСИХОЛОГИЯ РИСКА
Психологическое содержание понятия риск В настоящее время в психологических исследованиях риска можно выделить три основных направления. Первое определяет риск как «ситуативную характеристику действий (деятельности) субъекта, выражающую неопределенность их результата для действующего субъекта и возможность неблагоприятных последствий в случае неуспеха» Корнилова Т. В. Здесь риск рассматривается в рамках концепции надситуативной активности и теории мотивации достижения. Концепция мотивации достижения успеха изучает мотивационную сферу человека, отражающую «стремление личности к наилучшему выполнению деятельности в ситуации достижения» . Ситуация достижения характеризуется наличием двух условий: задачи, которую необходимо выполнить и стандарта качества выполнения этой задачи. В данной ситуации в деятельности личности проявляются две противоположно направленные тенденции: стремление достичь успеха и стремление избежать неудачи. В рамках надситуативной активности риск всегда рассчитан на «ситуативные преимущества» ; риск мотивированный, целесообразный. Это риск для чего-то: ради самоутверждения, денег и т. п. Как отмечает Корнилова «надситуативный риск как особая форма проявления активности субъекта связан с существованием надситуативной активности, представляющей собой способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи»
Второе направление рассматривает риск с точки зрения теории решений как ситуацию выбора между альтернативными или возможными вариантами действий. Эта позиция связана с измерением вероятности ошибки или неуспеха выбора в ситуации с несколькими альтернативами. И, наконец, третье изучает взаимосвязь индивидуального и группового поведения в ситуациях риска и представляет собой социально-психологический аспект риска. Общее у вышеперечисленных концепций заключается в том, что они единогласно считают ситуацию риска ситуацией оценки. Риск выражает «прогностическую оценку вероятности неблагоприятного исхода развивающейся (еще не закончившейся) ситуации. Риск — это не описательная (атрибутивная) характеристика ситуации, а оценочная категория, неразрывно связанная с действием человека, его оценкой — «оценкой себя»
Кроме прогностической оценки, необходимым условием ситуации риска является неопределенность. И, если рассматривать риск в психологическом аспекте, то главные источники неопределенности находятся в самом действующем субъекте. Именно он «взвешивает» условия, в которых действие будет осуществлено, факторы, влияющие на действие и его будущий результат. И в конечном счете, по мнению ряда исследователей, все источники неопределенности субъективны и определяются возможностями и ограничениями человека учитывать различные факторы, влияющие на действие и его будущий результат. Источники неопределенности могут быть как внешние, так и внутренние. Внешние источники уже были рассмотрены выше, и для психологического анализа основное значение приобретает выявление внутренних источников неопределенности. Если представить структуру деятельности как «четырехкомпонентную модель» , то к внутренним источникам относятся: когнитивный компонент — содержание отражения в субъективном образе отдельных свойств и характеристик реальности, свойств целостных объектов или явлений, а также их связей и отношений; содержание субъективного опыта, например отсутствие необходимых для прогнозирования ситуации знанийй, умений или навыков; мотивационный компонент — мотив деятельности, цель отдельных действий или задача; операционная составляющая деятельности — планы, стратегия и тактика. Выявление внутренних источников неопределенности позволяет понять, как у субъекта формируется представление о ситуации, о будущем результате действия, что мешает ему действовать «наверняка» и получать требуемый результат, что создает ситуацию риска.
Исследователи (в частности Ortvin Renn, 1992) выделяют «четыре основных семантических образа риска в общественном восприятии» : Неминуемая опасность ( «Дамоклов меч» ). Риск рассматривается как случайная угроза, которая может вызвать непредсказуемое бедствие, и нет времени, чтобы справиться с этой опасностью. Этот образ связывается с искусственными источниками риска, у которых большой катастрофический потенциал. Это такая случайность, которая вызывает страх и желание ее избежать. Сюда не относятся стихийные бедствия — они воспринимаются как «регулярно встречающиеся» , и, следовательно, они предсказуемы, в отличие от риска крупномасштабных технологий. К данному образу риска относятся, например, атомные электростанции. Медленные убийцы ( «Ящик Пандоры» ). Риск рассматривается как невидимая угроза для здоровья или благополучия. Эффект обычно отдален во времени и поражает всего несколько человек одновременно. Об этих рисках скорее узнают от других, чем испытывают их на личном опыте. Главное для таких рисков то, что «требуется определенная степень доверия к учреждениям, обеспечивающим информацией и управляющим опасностью» . Если доверие потеряно, общественность требует немедленных действий и во всем обвиняет эти учреждения. Типичные примеры — пищевые добавки, радиоактивные вещества. Соотношение «затраты-выгоды» ( «Весы Афины» ). Риск рассматривается на основе баланса доходов и потерь. Этот образ используется людьми только при восприятии денежных доходов и потерь. Например, пари и азартная игра, которые требуют сложное вероятностное обоснование. Люди обычно способны выполнить такое вероятностное рассуждение, но только в контексте азартной игры, страхования.
Любители острых ощущений ( «Образ Геркулеса» ) Сюда относится стремление людей ощутить себя в состоянии риска, испытать острые ощущения. Эти риски включают в себя все виды досуга, для которых требуется мастерство для преодоления опасных ситуаций. Такие риски всегда добровольны и предполагают наличие личного контроля над степенью риска. Перечисленные концепции риска показывают, что «интуитивное понимание риска — многомерно и не может быть сужено до произведения вероятностей и последствий» ( табл. 1). Восприятие риска очень сильно различается в зависимости от социальной и культурной среды. Но тем не менее почти для всех стран существует общая особенность: большинство людей воспринимает риск как многообразное явление и интегрирует свои представления в совместную систему в соответствии с природой риска и его причиной. Люди реагируют на рискованную ситуацию согласно их восприятию риска, а не объективному уровню рисков или научной оценке риска. Научные оценки влияют на индивидуальную реакцию настолько, насколько они соответствуют индивидуальному восприятию. А в индивидуальном восприятии риска больший вес имеет величина последствия, чем вероятность его появления. Кроме этого, на индивидуальное восприятие риска влияет не только оценка величины последствия, но, также, обыденность рисковой ситуации, наличие или отсутствие группового давления, социальный статус человека, его психологические особенности и т. д.
Выбор субъектом конкретной альтернативы, связанной с определенной степенью риска, зависит на только от влияния внешней среды, но и от действия психологических факторов. На выбор решения влияет индивидуальность, темперамент, психологический склад, мотивы, относительно устойчивые свойства личности. Например, такое волевое качество как решительность (способность человека самостоятельно принимать решения, умение субъекта смело брать на себя ответственность за выбранное решение) необходимо в сложных ситуациях, когда требуются действия, связанные с риском и выбор из нескольких альтернатив. Решительный человек более склонен к выбору рискованных решений, в отличие от человека, у которого доминирует такое качество как осторожность. Вместе с социальными и психологическими на направленность выбора и отношение субъекта к риску оказывают влияние и социальнопсихологические факторы. К ним относятся: принадлежность личности к определенной социальной группе, специфика взаимодействия между членами группы, ее организационная структура, степень согласованности у членов группы различных интересов и т. д.
present5.com
Риск | Мир Психологии
РИСК
Риск (англ. risk) — действие, направленное на привлекательную цель, достижение которой сопряжено с элементом опасности, угрозой потери, неуспеха. Ситуация Риск предполагает возможность выбора из 2 альтернативных вариантов поведения — рискованного и надежного, т.е. гарантирующего сохранение достигнутого.
Различают объективные и субъективные оценки проявления Риска. Действия, воспринимаемые наблюдателями как осторожные, могут самим субъектом переживаться как рискованные, и наоборот. Психологическая концепция мотивации достижения успеха объясняет проявление тенденции к Р. в условиях свободного выбора задач различной трудности. Однако предпочтение рискованных вариантов действия осторожным не всегда м. б. представлено в виде исхода борьбы 2 конкурирующих тенденций — надежды на успех и страха перед неудачей, постулируемых этой концепцией. Психологическими исследованиями выявлено наличие тенденции к бескорыстному Р., когда предпочтение опасных вариантов поведения безопасным выглядит бесполезным с т. зр. стоящих перед субъектом задач. Подобная спонтанная активность иногда переживается субъектом как влечение к опасности. Этой тенденции принадлежит важная роль в предопределении повышенной склонности к Риску. См. также Сдвиг к риску.
Словарь практического психолога. С.Ю. Головин
Риск — ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха. В психологии этому термину соответствуют три основных взаимосвязанных значения.
- Риск как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности, определяемая сочетанием вероятности неуспеха и степени неблагоприятных последствий в этом случае.
- Риск как действие, выполнение коего ставит под угрозу удовлетворение некоей достаточно важной потребности, или же в некоем отношении грозит субъекту потерей — проигрышем, травмой, ущербом. Экспериментально здесь различаются риск мотивированный, рассчитанный на ситуативные преимущества в деятельности, и риск немотивированный. Кроме того, исходя из соотношения ожидаемого выигрыша и ожидаемого проигрыша при реализации соответственного действия, выделяются риск оправданный и неоправданный.
- Риск как ситуация выбора между двумя (или даже более) возможными вариантами действия, исход коего проблематичен и связан с возможными неблагоприятными последствиями: менее привлекательным, но более надежным, и более привлекательным, но менее надежным. Традиционно здесь выделяются два класса ситуаций:
1) те, в коих успех и неуспех оцениваются по определенной шкале достижений — ситуации типа «уровень притязаний»;
2) те, в коих неуспех влечет наказание — физическую угрозу, болевое воздействие, социальные санкции.
При этом выбор рискованного поведения не всегда обусловлен более высокой ценностью достигаемого результата. Часто проявляется тенденция к бескорыстному риску, воспринимаемому как самостоятельная ценность.
Важно различие между ситуациями шансовыми, где исход зависит от случая, и ситуациями навыка, где он связан со способностями субъекта. Выявлено, что при прочих равных условиях люди обнаруживают более высокий уровень риска в ситуациях, связанных не с шансом, а с навыком, — когда считают, что от них что-то зависит.
В психологии понятие риска раскрывается преимущественно в аспекте принятия риска — активного предпочтения субъектом опасного варианта действия безопасному. Привлекают внимание явления сдвига в сторону большего или меньшего уровня риска в условиях группового обсуждения деятельности (-> сдвиг рисковый).
Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.
Риск (греч. riza — подножие скалы; «рисковать» буквально означает «объезжать скалу, утес»)
- действие, которое угрожает чему-то такому, что представляет определенную ценность;
- действие, совершаемое в ситуации, чреватой серьезными потерями, как психологическими, так и материальными.
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
Риск — действие, которое угрожает чему-то, представляющему ценность. Риск и роль, которую он играет в психологических явлениях, глубоко изучались: например, сдвиг выбора, игра, выгода и ценность.
предметная область термина
РИСК ЗАБОЛЕВАНИЯ — вероятность появления заболевания у отдельного индивида. Значительно повышается в периоды перехода одной возрастной стадии жизни в другую, а также в критические периоды развития, а, кроме того, и у лиц с определённой психической конституцией. Тип телосложения, как считается многими исследователями ныне твёрдо установленным фактом, не оказывает существенного влияния на риск развития психического заболевания. За исключением определённых форм наследственной патологии, индивидуальный риск заболевания не поддаётся в настоящее время точному исчислению; в будущем, возможно, это станет более доступным и, если это случится, то тем самым появится реальная возможность значительно увеличить эффективность индивидуально ориентированных психопрофилактических программ.
РИСК ПОЛИТИЧЕСКИЙ — возможность неудачи политической кампании, др. политических действий. Характеризует процесс деятельности субъектов социального действия с позиций вероятности достижения поставленной цели, потенциальных последствий и возможных отклонений от цели и представляет собой особый тип активного отношения субъектов к социальной действительности (В. Ф. Лапицкий, 1992). Р. п. позволяет регулировать отношения между субъектами, а также их взаимоотношения с вероятностными условиями окружающего мира, и является неотъемлемой частью многих политических и экономических отношений между субъектами общественной жизни. В ситуациях политических противоречий и конфликтов Р. п. возрастает, как и цена последствий необдуманных решений. Наивысшая цена Р. п. – потеря власти.
СУИЦИДАЛЬНЫЙ РИСК — степень вероятности возникновения суицидальных побуждений, формирования суицидального поведения и осуществления суицидальных действий. Степень выраженности суицидального риска (вероятность осуществления суицидальных действий) можно определить путем сопоставления суицидогенаых и антисуицидальных факторов личности, а также степенью влияния личностно-ситуационных (характер и значимость суицидогенного конфликта) и средовых (социальнодемографических) факторов. Различают следующие варианты суицидального риска (Litman R., 1966):
- острый: высокая вероятность осуществления суицидальных действий (пресуицидальный период может быть «мгновенным»), следует рассматривать как неотложное состояние;
- хронический: длительное существование терапевтически резистентных суицидальных переживаний, некупирующихся после совершения суицидальной попытки (см. Суицидомания).
ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ РИСК — отношение случаев возникновения определенного расстройства или состояния к числу индивидов, оказавшихся в предрасполагающих условиях. Относительный риск – важный фактор в рекомендации определенных методов лечения, имеющих известные побочные эффекты, или в проведении исследований, имеющих некоторые потенциально вредные последствия; они позволяют человеку оценить, стоит ли выгода риска.
назад в раздел: словарь терминов / глоссарий / таблица
www.persev.ru
Риск — Психологос
Риск [греч. risikon — утес] — возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода. Риск тем больше, чем больше его вероятность и чем дороже будут следующие за ним негативные последствия (связанные с ним неприятности).
- Риск в широком смысле слова — характеристика ситуации, имеющей неопределенность исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий. Риск предполагает неуверенность, либо невозможность получения достоверного знания о благоприятном исходе в заданных внешних обстоятельствах;
- Риск в узком смысле — измеряемая или расcчитываемая вероятность неблагоприятного исхода.
Расчет рисков
В ситуации опасности неприятности могут придти с любого края, и не делать ничего может быть еще опаснее, чем делать что-то даже не обдуманное. В такой ситуации многим людям обычно становится страшно, но люди подготовленные вместо того, чтобы бояться, включают голову и осуществляют расчет рисков: просчитывают вероятность успеха (или неприятности), а также стоимость успеха или неприятности. Формулу бывает составить не просто, но если очевидно, что бездействие ведет к смерти, а попытка действия дает хоть какой-то шанс, то надо не бояться, а действовать. См.→
Риск и угроза. В сценарном анализе «риск» отличают от «угроза». Угроза — это очень низкая вероятность серьезного события, которую некоторые аналитики могут быть неспособными оценить при оценке риска, потому что это событие никогда не происходило, и для которого не доступна никакая эффективная профилактическая мера (шаги, предпринимаемые, чтобы уменьшить вероятность или воздействие возможного будущего события). Это различие наиболее ясно иллюстрируется предупредительным принципом, который стремится уменьшить угрозу, требуя от неё быть сведённой к набору хорошо-определённых рисков, чтобы только затем перейти к действиям, проектам, новшествам или экспериментам. Примеры угрозы:
- природные катастрофы: землетрясение, наводнение, цунами, извержение вулкана, лесные пожары;
- антропогенные катастрофы: ядерная угроза, экологическая угроза.
Информационный риск. В информационной безопасности риск определяется как функция трех переменных:
- Вероятность существования угрозы.
- Вероятность существования незащищённости.
- Потенциальное воздействие.
Если любая из этих переменных приближается к нулю, полный риск приближается к нулю.
Риск в бизнесе
Средства измерения и оценки риска изменяются, так как широко захватывают различные профессии, и в действительности означают такие средства, которые могут определяться различными профессиями, например доктор управляет медицинским риском, инженер-строитель управляет риском структурного отказа, и т. д. Профессиональный кодекс этики обычно сосредотачивается на оценке риска и его уменьшении (профессионалом от имени клиента, публики, общества или жизни вообще).
Финансовые риски
По воле случая фактический доход от инвестиций всегда будет отклоняться от ожидаемого. Отклонение включает возможность потери некоторых или всех первоначальных инвестиций. Оно обычно измеряется вычислением стандартного отклонения исторических доходов или средних доходов от того или иного определенного уровня. Риск в финансах не имеет никакого определения, но некоторые теоретики, особенно Рон Дембо, определили весьма общие методы, чтобы оценить риск как ожидаемый после завершения сделки «уровень сожаления». Такие методы были исключительно успешны при ограничениях риска ставки банковского процента на финанcовых рынках. Финансовые рынки, как полагают, являются доказательным основанием для общих методов оценки риска. Однако, эти методы также трудно понять. Математические трудности сталкиваются с другими социальными, типа раскрытие, оценка и прозрачность. В частности часто трудно сказать, должен ли быть тот или иной финансовый инструмент «застрахован» (уменьшение измеримого риска за счёт пренебрежения определенной случайной прибылью) или им можно «сыграть» на рынке (увеличение измеримого риска и демонстрации инвестору катастрофических потерь с обещанием очень высокой прибыли, которая увеличивает ожидаемую ценность инструмента). Так как меры сожаления редко отражают фактическое человеческое неприятие риска, бывает трудно определить, будут ли результаты таких сделок удовлетворительны. Стремление к риску описывает человека, который имеет положительную вторую производную своей функции полезности, охотно (фактически всегда платит премию) оценивает все риски в экономике и, следовательно, вряд ли может существовать. На финансовых рынках может понадобиться измерение кредитного риска, информационный выбор моментов действий и исходный риск, вероятность модельного риска и юридический риск, если, конечно, существуют регулирующие или гражданские акты, принятые в итоге ряда сожалений инвестора.
Фундаментальная идея в финансах — это отношение между риском и доходом. Чем больше риск того, что инвестор желает получить, тем больше потенциальный доход. Причина этого в том, что инвесторам нужно дать компенсацию за принятие дополнительного риска. Например, американское казначейские облигации, как полагают, является одними из самых безопасных инвестиций и по сравнению с корпоративными облигациями обеспечивают более низкий процент дохода. Причина этого в том, что корпорация намного более вероятно обанкротится, чем американское правительство. Поскольку риск вложения в корпоративное обязательство выше, инвесторам предлагают более высокий процент дохода.
Психология риска
В психологии термин риск связан с тремя направлениями исследований:
- Риск, как мера ожидаемой неудачи в деятельности. Вес риска определяется, как произведение вероятности неуспеха на степень неблагоприятных последствий
- Риск как действие, грозящее субъекту определёными потерями (проигрышем, заболеванием, иным ущербом). Различают мотивированный риск, предполагающий получение ситуативных преимуществ в деятельности, немотивированный риск, не имеющий рационального основания; оправданный и неоправданный риск.
- Риск, как ситуация выбора. Выбор должен быть осуществлён между менее привлекательной, но более надежной стратегией, и более привлекательной, но менее надежной («Синица в руках или журавль в небе»).
www.psychologos.ru
Риск: социально-психологический взгляд — Психология и право
Вслед за Г. Брейквел [9] можно сказать, что проблемы риска – это одна из предметных областей, где в последние годы в рамках социальных наук разгораются самые жаркие споры (например, политология, социальная антропология, социология и психология). Дело в том, что представители социальных наук обратились к проблеме, которая принадлежала преимущественно сфере интересов наук естественных, где акцент делался на количественной оценке риска и разработке точного инструмента для реализации данной задачи. Эта позиция вызвала критику со стороны представителей социальных наук, ибо для них важно изучение, какое место занимает риск в жизни человека.
Цель нашей работы заключается в обсуждении социально-психологических традиций анализа риска.
Фокусируя внимание на социально-психологических исследованиях, можно сказать, что существует широкий круг вопросов, изучаемых в связи с рассмотрением риска (например, речь идет о принятии решений или решении задач с риском; о сдвиге риска или поляризации, возникающей при обсуждении этих задач; о склонности к риску; о поведении, связанным с риском; о коммуникативном процессе в связи с риском; о восприятии риска и др.) [1; 3; 9; 13].
Среди этого круга нас интересует понимание человеком риска, как выстраивается поведение в ситуациях, связанных с риском. Необходимость именно такого угла рассмотрения понятна, если учесть, что жизнь человека на протяжении всей истории цивилизации сопряжена с различными видами риска (природные катаклизмы, нападение диких животных или враждебных племен), она никогда не была надежной и гарантированной от неблагоприятных событий, случайностей, неожиданностей, опасностей, неопределенности. Люди стремились не только понять риск (апеллируя к соответствующим объяснительным схемам в различные эпохи), но и установить контроль над ним. Так, для одного времени все, связанное с риском, угрожавшее человеку, связывалось с понятием судьбы, рока, для другого – более характерным стало рассмотрение риска в связи с понятием вероятности. В одну эпоху люди пытались установить контроль над риском посредством использования магии, в другую – обращаясь к помощи экспертов [13].
Риск, присущий современному обществу, достаточно точно охарактеризован У. Беком. Так, процессы модернизации и глобализации порождают новый риск, который: 1) выходит за временные ограничения, ибо может воздействовать на будущие поколения; 2) преодолевает пространственные границы, ибо выходит за различного рода национальные границы, наконец, 3) для этого риска не существует социальных границ, ибо он затрагивает судьбы большого числа различных людей [9].
Среди ряда исследовательских традиций, в рамках которых изучаются проблемы риска в социальной психологии [9; 13-15], с определенной степенью условности можно выделить две.
С одной стороны, речь идет о традиции изучения риска как когнитивной реальности, с другой – как социокультурной [13]. В первом случае индивид, оценивающий риск, рассматривается как рациональный, просчитывающий вероятность события, избегающий ситуаций, связанных с риском, или минимизирующий воздействие риска. В рамках этой традиции существует много работ, связанных с принятием решений в ситуации неопределенности, с восприятием и оценкой риска, важным конструктом этой традиции оказывается волевой контроль. Среди них можно указать проспективную теорию А.Тверски и Д. Канемана, описывающую, как индивиды сравнивают альтернативы [3; 22]. Два понятия этой теории важны для понимания: риск «рамочный эффект» и функция субъективной ценности (гипотетическая функция ценности).
Суть «рамочного эффекта», продемонстрированного А.Тверски и Д. Канеманом, заключается в том, что различные способы представления одних и тех же альтернатив ведут к различным решениям. Если одну и ту же информацию сформулировать в терминах выигрышей, предпочтение отдается безопасным и более надежным решениям, а если в терминах проигрышей, более рискованным. С точки зрения Г. Блесса с коллегами [7], появление «рамочного эффекта» определяется процессом трансформации объективной информации в субъективную.
А. Ротман и П. Саловей [21], развивая идеи проспективной теории в области здоровья, предложили некоторое уточнение, а именно – за счет различения двух типов поведения. С одной стороны, имеет место превентивное поведение (например, использование солнцезащитного крема или выполнение физических упражнений), с другой поведение, связанное с обследованием состояния здоровья (например, маммография или обследование кожи). Если в первом случае уровень риска невысок, то во втором случае поведение потенциально связано с риском, ибо в результате исследования у человека может быть обнаружено опасное заболевание. Учет этой дихотомии в исследованиях показал следующие результаты [20; 21; 23]. В первом случае более эффективна информация, сформулированная в терминах выигрышей, призывающая к выполнению поведения, связанного со здоровьем, во втором случае – информация, которая сформулирована в терминах потерь, так как выполнение обследования может позволить человеку принять срочные меры для предотвращения болезни. Таким образом, использование различных формулировок одного и того же события заставляет индивида почувствовать свою уязвимость и предпринять действия, направленные на снижение риска привычных действий.
Другое понятие проспективной теории — функция субъективной ценности представляет собой S-образную кривую (вогнутую в области выигрышей и выпуклую в области потерь). Действие таково, что разница в субъективной ценности между выигрышем в 5 и в 10 долларов больше, чем разница в случае выигрышей в 50 и 55 долларов. Так, согласно этой идее, защитное поведение, которое снизит вероятность ущерба с 0,1 до 0, будет рассматриваться как обладающее большей ценностью, чем то, которое сможет снизить вероятность ущерба с 0,2 до 0,1. При снижении абсолютной вероятности на одинаковое значение эффект рассматривается как разный, ибо в одном случае имеет место полное устранение ущерба, а в другом – его частичное снижение [9].
Особое место среди исследований проблем риска в социальной психологии занимают работы, посвященные феноменам сравнительного оптимизма и сравнительного пессимизма [12; 26; 27]. Изучение оптимизма как когнитивной пристрастности (иллюзии, иногда даже принято говорить стиля атрибуции) восходит к идее Н. Вейнштайна [26], согласно которой большинство людей считают, что вероятность негативных событий для них ниже, чем для других, похожих на них, а вероятность позитивных событий для них выше, по сравнению с похожими другими. Этот феномен получил название «нереалистического оптимизма» (или оптимистической пристрастности), ибо большинство не может быть лучше, чем «средний индивид», с которым они себя сравнивают. По сути, индивид оказывается во власти эгоцентрической иллюзии, приписывая себе причины позитивных событий, а негативных – другим. С точки зрения Н. Вейнштайна, в основе «нереалистического оптимизма» лежит ошибка, связанная с обработкой информации в силу отсутствия популяционного знакомства с событиями, вероятность которых требуется оценить, в силу переоценки собственных способностей и умений [27].
Этот феномен был неоднократно продемонстрирован в эмпирических исследованиях на примере различных болезней, угроз здоровью, к примеру, нереалистический оптимизм наблюдался в случае возникновения наркотической зависимости, злоупотребления алкоголем, попытки совершения суицида, заболевания астмой, пневмонией, возникновения нервного срыва, раком легких или кожи и пр. Возникновение пристрастности не зависит от таких факторов, как возраст, пол, уровень образования или род занятий испытуемых. Как утверждают исследователи, свыше 95 % населения подвержены этой пристрастности в отношении множества ситуаций, связанных с риском [13-15]. Масштабы действия этого механизма заставляют серьезно задуматься, как нужно представлять информацию о различного рода рисках и угрозах человека, чтобы он чувствовал себя уязвимым.
Тем не менее, есть факторы, некоторым образом влияющие на возникновение нереалистического оптимизма. Так, важный фактор воспринимается ли риск как предотвратимый или нет: люди в большей степени демонстрируют нереалистический оптимизм тогда, когда риск воспринимается как предотвратимый. Другой фактор, влияющий на возникновение этого феномена, с кем себя сравнивают индивиды. В том случае когда вместо «типичного другого», «среднего другого» или «такого же, как и Вы» предлагалось подставить одного из близких друзей, брата или сестру (в зависимости от пола респондента), родителя того же пола, нереалистического оптимизма не возникало. Возможно, это обусловлено тем, что близкие люди являются продолжением оцениваемого индивидом self [13]. Еще одной переменной, которая снижает вероятность возникновения нереалистического оптимизма, является непосредственный опыт индивида. Так, было показано, что наличие опыта переживания землетрясения снижает вероятность нереалистического оптимизма индивидов в отношении землетрясения, но не других событий, которые угрожают человеку [9].
Противоположный феномен «нереалистический пессимизм», когда воспринимаемая вероятность события переворачивается: негативное событие рассматривается как более вероятное для себя, чем для другого, а позитивное – наоборот [11].
Возникновение нереалистического оптимизма характерно для ситуаций, которые находятся под контролем индивида, при отсутствии такого контроля и возникает противоположный феномен – нереалистический пессимизм. Именно такой оказалась ситуация взрыва на Чернобыльской АЭС в 1986 году с последующим распространением радиоактивного загрязнения. Нереалистический оптимизм возникает в ситуации, когда индивиды сталкиваются с привычной, знакомой ситуацией, потенциально возможной, которая скорее касается не большого числа людей, а носит «выборочный» характер. В противном случае, как показывают Долински с коллегами (на примере польских студентов, участвовавших в исследовании в мае 1986, когда радиоактивное облако прошло над европейскими странами), возникает нереалистический пессимизм [там же]. Результаты, полученные Долински, интересны и тем, что позволяют говорить о необходимости выделения характеристик риска (например, риск контролируемый-неконтролируемый, индивидуальный–коллективный, потенциальный-реальный, известный-неизвестный), с учетом которых можно строить предположения в отношении поведения людей, сталкивающихся с ситуациями, где ключевой оказывается та или иная характеристика риска.
Объяснительная сила теорий1, о которых мы говорили выше, рассматривает риск как когнитивную реальность, а индивида – как рационального, просчитывающего вероятность того или иного события, соответствует интраиндивидуальному и интерперсональному уровням (в терминах В. Дуаза [10]). Однако если учитывать характеристики риска, указанные выше, объяснительной силы теорий этих уровней едва ли будет достаточно для прояснения, как человек представляет риск и строит свое поведение в соответствии с этим. Более того, рассмотренная выше традиция изучения риска едва ли применима в ситуациях столкновения с новыми угрозами и опасностями, в условиях, связанных с новым, неизвестным риском.
Пониманию риска как когнитивной реальности противостоит рассмотрение его как реальности социокультурной. Важный вклад в такое его понимание вносят идеи М. Дуглас [13], согласно которой, риск не является абсолютной данностью, он политизируется и морализируется посредством выбора и социального конструирования. Никакое объективное знание не позволяет отрицать положение, что принятие риска и избегание риска, разделенное доверие и разделенный страх, ⎼ все это части диалога относительно того, как наилучшим способом организовать социальные отношения.
Риск, касающийся здоровья, например, может быть понят индивидами, только если будет трансформирован в субъективную реальность, в жизненный опыт, ибо люди не могут оставаться в отстраненной позиции специалистов-демографов, когда речь идет о собственном здоровье [там же].
С нашей точки зрения, продуктивной теоретической рамкой для изучения риска как социокультурной реальности [там же] оказывается теория социальных представлений. Здесь в фокусе внимания оказывается попытка индивида понять риск посредством конструирования представлений и действовать в соответствии с этим пониманием.
Риск, с точки зрения этой теории, является социальной и культурной конструкцией, то, как мы его интерпретируем, в широком смысле зависит от социальных норм и ожиданий, а также от исторической эпохи и социального контекста. Отсюда оценка риска выходит за рамки интраиндивидуального или интерперсонального уровней. Объяснительная сила данной теории такова, что позволяет анализировать риск на самом высоком уровне, доступном социально-психологической теории, социетальном [10].
Социальные представления можно определить как цепочку идей, метафор и образов, более или менее свободно связанных друг с другом [17; 18]. Это способы объяснения реальности, которые люди вырабатывают в ходе внутригрупповых коммуникаций. Социальные представления выполняют ряд функций. Одна из них может быть обозначена как защитная, ибо это трансформация чего-то неизвестного, пугающего, зловещего ⎼ в известное. В повседневной жизни индивида постоянно подстерегают неожиданности, странности, непривычные факты, идеи, но индивид должен сохранить свою внутреннюю картину мира непротиворечивой. Для этого ему необходимо сделать необычное обычным, т. е. произвести некоторые изменения в структуре знаний и оценок [4].
Принимая во внимание эту защитную функцию представлений, можно говорить, что социальные представления являют собой способ символической борьбы с угрозой [24], когда материальный способ нам недоступен. Ибо реальный способ борьбы – удел политиков, ученых, инженеров, врачей, словом, экспертов, способных предпринимать реальные действия в отношении различного рода угроз. В то же самое время можно заметить, что знание, которым мы обладаем, способно «защитить» нас от принятия нового способа объяснения [16]. Таким образом, посредством конструирования социальных представлений открывается возможность вписать нечто угрожающее в рамку существующих идей, что позволит сделать это неизвестное и пугающее – знакомым и обычным [17].
Представления социально выработаны и разделены. Они порождаются в коммуникациях, в бесчисленных диалогах. Появляясь таким образом, они выполняют еще одну функцию облегчение осуществления коммуникаций.
Ориентация поведения индивидов и оправдание их социальных отношений также являются функциями социальных представлений. Представления содержат предписания в отношении поведения, связанного с объектом представлений. Наконец, представления принимают участие в конструировании и поддержании социальной идентичности индивидов.
И. Боннек отмечает, что в различных ситуациях преобладают те или иные функции социальных представлений [8]. В случае исследования социальных представлений о риске преобладают две функции: защитная, а также функция ориентации поведения и оправдания социальных отношений. Как действуют именно эти две функции социальных представлений, можно пронаблюдать в работе Ж. Пейшлер [19], посвященной социальным представлениям о ВИЧ и превентивным стратегиям поведения. Автор выделяет социальные представления в различных группах и прослеживает стратегию сексуального поведения. Среди различных стратегий поведения (которые оправдываются соответствующими представлениями о ВИЧ-инфекции) можно, в частности, указать на следующие: видение риска ВИЧ-инфицирования как катастрофы в сочетании с невозможностью каким-то образом защититься от этой угрозы соответствовало стратегии воздержания от сексуальных контактов. Использование механизма «не-я» ⎼ «другие» как защиты от риска заболевания без использования презервативов соответствовало стратегии выбора сексуальных партнеров «из своего круга», когда приписывание болезни «другим» выполняло роль символической защиты. Присутствовала комбинированная стратегия выбора партнера и использования презервативов, что соответствовало пониманию неопределенности мира, в котором невозможно полагаться на партнера. Наконец, стратегия множественных контактов с разными партнерами без использования презервативов и выбора партнеров соответствовала игнорированию риска ВИЧ-инфекции.
Хотя область здоровья представляет большой интерес для нас с точки зрения исследования представлений о риске и рискованного поведения, но не является единственной. В работе Э. Вебер с коллегами [25] предлагается выделять пять основных сфер, связанных с рискованным поведением: 1) финансовая сфера (инвестирование и азартные игры), 2) здоровье и безопасность (вредные привычки, рискованное сексуальное поведение, игнорирование использования ремней безопасности и пр.), 3) развлечения (экстремальные виды спорта), 4) этическая сфера (связанная с совершением поступков, нарушающих этические нормы. Авторы предлагают такие ситуации: плагиат, мелкие кражи в магазинах, уход от уплаты налогов и пр.), 5) социальная сфера (несогласие с другими).
Оставляя в стороне анализ позиций авторов относительно способов диагностики каждого типа рискованного поведения, отметим, что сама идея обозначения различных сфер рискованного поведения видится достаточно любопытной и потенциально применимой в исследованиях социальных представлений о риске в связи с различными типами рискованного поведения. В частности, можно отметить, что таким образом перед нами открывается возможность анализировать особенности социальных представлений о риске в различных группах людей, имеющих опыт рискованного поведения того или иного типа, что в итоге позволит рассматривать факторы динамики социальных представлений о риске в связи с определенной социальной практикой.
Наряду с такой исследовательской перспективой анализ представлений о риске важен для разработки такой области знания, как экстремальная психология, которая активно развивается в последнее время [5; 6]. С нашей точки зрения, один из любопытных аспектов анализа здесь связан с представлением о риске среди тех, кто имеет опыт переживания коллективного риска (различного рода аварии и катастрофы), другой аспект связан с изучением профессиональных социальных представлений у представителей профессий особого риска. Оба эти аспекта позволяют давать ответ на все тот же интересующий нас вопрос о структуре представлений в связи с различными социальными практиками.
1 Мы не ставим здесь своей задачей рассмотреть все социально-психологические теории, применимые для анализа риска (анализ риска в связи с проблемами здоровья и болезни представлен в нашей работе [2]). Нашей главной задачей является обсуждение двух традиций изучения, в русле которых предлагается способ понимания риска – как когнитивной реальности и социально-культурной.
psyjournals.ru
Психология риска: склонность к риску с жизни человека
По статистике более 70% людей боятся изменений в жизни, предпочитая стабильность переменам. Этим можно объяснить тот факт, что привыкнув к окружающей действительности, они начинают довольствоваться малым: “Есть – и хорошо, нет – само собой, куда мне!”. И если их вдруг вырывают из созданного годами особенного мира, то многие не знают, что дальше делать. Им кажется – началась полоса краха их надежд. Психология риска — целая отрасль знаний, позволяющая человеку разобраться в природе этого состояния, найти пути решения проблем, разработать алгоритм, с помощью которого можно отвести от себя проблему.
Природа риска и его эволюция
Сложно сказать, когда появилась это состояние, но известно точно, что очень давно. В животном мире оно свойственно всем особям, начиная с насекомых, рыб, пресмыкающихся и заканчивая хищниками. Появление личинки стрекозы или малька из икры рыбы — сам по себе риск. Животные рискуют быть съеденными, они могут попасть в среду обитания, не свойственную им. Это касается и человека, где риск напрямую связан с появлением чувства небезопасности.
Ключевой момент, останавливающий нас и не позволяющий рисковать – это страх. Его природа кроется глубоко в нашем психоэмоциональном состоянии, эмоциях, которые мы когда-либо переживали. Получается, что риск – это порождение страха и неизвестности. Те, кто принимает решение преодолеть страх и неизвестность, получают новые ощущения. Когда люди попадают в привычный для них мир, тогда ощущение страха резко проходит.
Читайте по теме Почему побороть свои страхи совсем легко
Принимают на себя риск и часто получают новый эмоциональный всплеск те, кто хочет изменить что-то в своей жизни, риск – словно катализатор движения вперед, переломный момент, исход которого зависит от того, решитесь вы или нет, рискнете ли изменить происходящее, если есть шанс потерять что-то из имеющегося.
Какое значение имеет риск в жизни человека?
Помните известное изречение: «Кто не рискует, тот не пьёт шампанского»? В нем есть доля истины. На самом деле, риск в жизни человека играет большую роль. Отдельно надо сказать об экстремалах, ищущих постоянно новых впечатлений и ощущений, напрямую связанных с риском. Сплав по горной реке, спуск с крутого склона ледника или горы, полет на дельтаплане над ущельем или жерлом вулкана – это только несколько примеров рискованных ситуаций, которые люди создают себе сами. Такие “сорвиголовы” постоянно находятся в зависимости от адреналина, получаемого через рисковые ситуации.
Эта доза адреналина, которая обостряет чувства, заставляет кровь бурлить, а мозг эффективнее работать затмевает собой рядовые бытовые ситуации. И эти кратковременные реакции требуют постоянной подпитки. Именно поэтому, подталкивая себя к рискованным действиям, люди осознанно понимают, что находятся на границе жизни и смерти, особенно, если занимаются рискованными видами спорта, например, альпинизмом. Для таких людей риск, как наркотик. Часто они ставят только одну цель – получить признание и самоутвердиться.
piter-trening.ru
Психологический риск — Энциклопедия по экономике
Внутренний социально-психологический риск [c.668]При становлении данного вида бизнеса могут возникнуть следующие социально-психологические риски [c.668]
Воспринимаемый риск может выступать в двух формах функциональный риск, такой как неопределенность в отношении эффективности товара или поставщика, и психологический риск, такой как критика, исходящая от коллег по работе [10]. Вторая форма риска — боязнь вывести из себя начальника, утрата статуса, насмешки со стороны других сотрудников подразделения или боязнь потерять работу — может сыграть определяющую роль в принятии решений по закупкам. Покупатели зачастую снижают неопределенность с помощью сбора информации о конкурирующих поставщиках, учитывая мнение других авторитетных сотрудников в компании-покупателе, осуществляя закупки только у хорошо знакомых поставщиков или у поставщиков с хорошей репутацией, а также снижая риск за счет использования нескольких источников снабжения. [c.96]
Психологический риск, 96 Психологическое отвращение, 132 [c.677]
Психологический риск — как приобретение услуги повлияет на самосознание и самоуважение [c.476]
Введение таких ограничений вызвано тем, что в ситуации неопределенности поведения рынка и при известном многообразии подходов к чтению имеющейся информации легко впасть в крайнюю степень пугливости и неуверенности в принимаемых решениях. При этом возникают психологические риски, связанные с шараханьями при малейших признаках нездоровья ситуации, когда решения начинают приниматься не на основе ранее продуманной, детально разработанной и принятой к исполнению системы, но по совсем иным основаниям, не имеющим к ней прямого отношения. [c.157]
Но раз люди знают, что они будут обеспечены даже в том случае, если не будут делать сбережений, то возникает проблема, которую экономисты называют проблемой психологического риска. Ущерб в этом случае заключается в том, что, обеспечивая людей, не делающих сбережений, общество снижает стимулы к сбережениям. Два подхода могут быть использованы для разрешения этой проблемы. Первый — общество может иметь программы помощи пожилым беднякам, но для ее получения должны существовать достаточные ограничения, налагаемые таким образом, чтобы люди предпочитали не пользоваться этими программами, за исключением тех случаев, когда они вынуждены делать это. Второй подход — сделать сбережения принудительными. Программы с ограничениями существуют в форме частных пожертвований, а также [c.399]
Психологический риск. (Я могу почувствовать вину, или что я недостаточно ответственен, если куплю это). [c.32]
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ. Факт, что делегирование часто оказывается безрезультатным, даже при почти всеобщем признании его важности, является ярким свидетельством того, как трудно преодолеть имеющиеся препятствия. Некоторые препятствия глубоко укоренены в человеческом поведении, являются следствием индивидуальной психологии. Опасение за свое положение, боязнь риска, отсутствие уверенности в себе, неспособность доверить другому выполнение задания, за которое несешь ответственность, — вот главные примеры. Психологические проблемы самые трудные, чтобы их разрешить как руководители, так и подчиненные должны внимательно присмотреться к себе, осознать свои страхи и подняться йад ними. [c.326]
ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ. Работа представляет собой основной аспект жизни большинства людей, но, несомненно, каждый участвует во многих видах деятельности, не связанной с организацией. Эти частные события также будут потенциальной причиной стресса, что может привести к пониженным результатам работы. В табл. 18.3. представлена шкала, где отмечено относительное значение стресса, вызванного широко распространенными жизненными событиями. Томас Холмс и Ричард Раз, разработавшие эту шкалу, пришли к выводу, что люди, набравшие более 300 баллов, почти 80% подвержены риску испытать чрезмерный физиологический или психологический стресс. Следует отмстить, что положительные жизненные события, например, повышение по службе или значительное увеличение дохода, также могут вызвать такой же или даже больший стресс, как и отрицательные. [c.547]
В психологии накоплен большой опыт работы с личностными проблемами в группах. Конечно, первоначально никто из родоначальников группового движения не думал об использовании этого опыта для обучения менеджеров. Членами групп становились люди, обремененные личностными проблемами, и на первый взгляд казалось, что менеджеров трудно отнести к этой категории. Они должны были являть образец личного преуспевания. Тем не менее при ближайшем рассмотрении выяснилось, что менеджеров вполне можно отнести к группе риска. Ведь именно они вынуждены подчас выдерживать непосильные психологические перегрузки, нести бремя ответственности за огромное число людей. Кроме того, в групповой психотерапии разработан арсенал методов управления процессами, [c.513]
Наиболее горячей фазой инновационного цикла является практическая реализация достижений науки. Основные трудности здесь кроются в риске, связанном с неопределенностью получения новых результатов, ограниченностью инновационных фондов, наличием множества социально-психологических факторов, препятствующих реализации, инерционность процесса производства. [c.15]
Парадокс Алле , в свою очередь, объединяет примеры нарушения рациональности поведения в теории ожидаемой полезности и направляет внимание экономистов на поиск оценки психологических факторов риска 2. [c.58]
Главным моментом в теории Дж. М. Кейнса является то, что процент — это в высшей степени психологический феномен , утративший вопреки реальной действительности капитализма связь с природой ссудного капитала, зато тесно породнившийся с денежной сферой. Это не вознаграждение за сбережение, а плата за расставание с ликвидностью , за преодоление страха перед неопределенным будущим и риска неплатежа по обязательствам и договорам. [c.391]
При выходе компании на внешний рынок необходимо определить маркетинговые цели и политику. На рынках нескольких или многих стран будет оперировать компания В каких странах Зачастую психологическая близость потребителей страны-кандидата важнее географической. Страны-кандидаты оцениваются по трем критериям рыночной привлекательности, конкурентным преимуществам и рискам. [c.497]
И этот поиск сопряжен с анализом подчас недостоверной информации, особенностей конкурентной среды с включением в расчет фактора коммерческого риска, всех нюансов рыночной конъюнктуры и других сугубо рыночных элементов с учетом их поведения в будущем. Учитываются, как показано выше, и психологические аспекты потребительского поведения. [c.167]
Как мы уже говорили выше, финансовые рынки и посредники выполняют несколько функций, способствующих эффективному распределению рисков и денежных ресурсов. Существуют, однако, проблемы, относящиеся к психологии стимулирования, ограничивающие способность посредников выполнять указанные функции. Психологические проблемы стимулирования возникают потому, что стороны контрактов часто не имеют возможности постоянно следить друг за другом и контролировать один другого. Различают три вида проблем, связанных со стимулами. Они получили следующие названия проблема «морального риска», проблема «неблагоприятного выбора» и проблема «комитент-комиссионер». [c.20]
Поэтому очевидно, что норма процента — в значительной степени психологический феномен. В кн. V действительно мы увидим, что она не может находиться в равновесии на уровне ниже того, какой соответствует полной занятости, потому что при таком уровне возникло бы состояние подлинной инфляции, в результате чего Ml поглощало бы все новые и новые увеличения денежной наличности. Но при уровне выше той нормы, которая соответствует полной занятости, рыночная ставка процента по долгосрочным долгам зависит не только от текущей политики органов, регулирующих денежное обращение, но также и от господствующих на рынке предположений относительно их будущей политики. Норма процента по краткосрочным займам легко контролируется этими органами и потому, что нетрудно создать убеждение, что их политика не подвергнется большим изменениям в самом ближайшем будущем, и потому, что возможный убыток мал по сравнению с текущей выгодой (если только она не приближается к крайне малой величине). Но долгосрочная норма процента может оказаться более неподатливой, стоит ей только упасть до уровня, который в типичном мнении выглядит как «ненадежный» на основании прошлого опыта и нынешних предположений относительно будущей денежной политики. Например, в стране, привязанной к международной системе золотого стандарта, на норму процента, меньшую, чем где-либо в другом месте, будут смотреть с законным недоверием однако внутренняя норма процента, подтянутая до паритета с наивысшей нормой (наивысшей с поправкой на риск), существующей в странах, принадлежащих к международной системе, может быть много выше, чем это совместимо с полной занятостью внутри первой страны. [c.87]
Предпринимательство в научно-технической сфере. Принципиально важное значение для науки и экономики страны в целом имеет предпринимательство в научно-технической сфере. Говоря о предпринимательстве, обычно подразумевают вид управленческой деятельности, связанный с организацией нового дела, вкладывая собственные средства и принимая на себя риск. В нашем случае под этим термином следует понимать технологический, нацеленный на получение именно практического результата прикладной сектор науки, действующий на основе законов рыночной экономики. Этот сектор должен включать «фирменную» и ВУЗовскую науку, малый научный бизнес, различные альтернативные формы производства изделий, приборов, товаров и оказания услуг наукоемкого характера (инжиниринг, консалтинг, информационные услуги, послепродажное обслуживание и ремонт наукоемкой техники, обслуживание межстранового технологического трансферта и т.д.), территориальные научно-промышленные и сельскохозяйственные конгломераты. Работать в науке значительно труднее, чем на производстве. В становлении предпринимательства, помимо традиционных трудностей, следует выделить психологическую неготовность научного работника заниматься бизнесом из-за отсутствия у него специальных знаний по менеджменту и маркетингу. [c.11]
Наиболее сложная психологическая ситуация создается при запрещающих решениях. (Руков[c.35]
Психологи отмечают множество психологических нюансов, определяющих поведение руководителей i с риском. Рассмотрим некоторые из них (рис. ig). Качества личности сказываются, например, на ос[c.126]
Обратите внимание, сколько правил управления риском в действительности имеют дело с психологией торговли. Эта глава началась с идеи, что психология трейдинга есть наиболее важный аспект торговли. Читайте любую книгу или интервью с успешным трейдером, и они все подчеркивают, что наиболее важный фактор успеха в торговле — правильная психология. Определенно, дисциплина -вот ключевая психологическая черта, которая необходима трейдеру, чтобы делать деньги. Правила управления риском — попытка предписать необходимую дисциплину. [c.295]
Предлагаем вашему вниманию «психологический тест». Он заставит вас задуматься о собственной личности, вашем отношении к риску и стиле жизни. Это может помочь оценить, подходит ли ваш темперамент, чтобы быть дэйтрейдером, или лучше быть простым инвестором. Знание присущего вам стиля поможет найти наилучшее место и на самом рынке. Если вы не «перевариваете» риск, если вы не можете быстро отсекать убытки и двигаться дальше, дэйтрейдинг не лучшее для вас решение. Но если вы наслаждаетесь процессом разработки стратегии, у вас хватает терпения держать позицию и дисциплины не изменять и не отменять стопы, ограничивающие ваши убытки, возможно, что в душе вы — инвестор. [c.8]
ПРИМЕЧАНИЕ. Этот психологический тест предназначен только помочь оценить ваше отношение к риску и привлекательность торговли. Набранные вами очки никоим образом не гарантируют успех или провал). [c.8]
Удостоверьтесь, что вы полностью понимаете предупреждения о риске, которое вас попросят подписать. Будьте честны с собой в том, что касается вашего финансового положения, знания рынков и опыта работы на них и вашей эмоциональной и психологической конституции, особенно в вопросах управления убытками. [c.19]
Первый шаг в составлении проекта этого плана совершается намного раньше открытия рынка и начала вашей торговли. Он начинается с вашей психологической готовности. Вы не можете приступать к торговле без подготовки такого рода точно так же, как не сможете участвовать в забеге по пересеченной местности без предварительных тренировок. Когда я говорю о торговле, я использую много аналогий со спортом — тут существуют параллели по части интенсивности, физических и умственных требований, контроля над собственным «я», рисков и вознаграждений. Для трейдеров такая подготовка — ежедневная процедура, которая должна стать вашим личным ритуалом. [c.6]
Вне зависимости от результата, если вы приступите к торговле со стремлением учиться, вы ничего по-настоящему не потеряете. Проигранные деньги — это просто плата за обучение в Рыночном университете, который нельзя сравнить ни с одним вузом. Занятия проводятся каждый день, лишь бы рынок был открыт. Плата за учебу — капитал, которым вы рискуете. Учебная программа охватывает любые аспекты рыночной активности и психологических требований, какие только можно себе представить. [c.216]
Поиск будет зависеть и от уровня заинтересованности потребителя продуктом и принятия решения. Заинтересованность продуктом, которая отражает более длительный интерес к продукту, чем просто потребность купить, в значительной степени влияет на текущий поиск. Предпокупочный поиск, напротив, теснее связан с заинтересованностью потребителя в принятии решения, что обусловлено ощущением экономического и психологического риска при покупке товара. В обоих случаях высокая заинтересованность ведет к более интенсивному поиску. [c.186]
Концепция, разработанная в SAS, содержала значительную долю риска. Во-первых, предложенная генеральная идея -авиакомпания для бизнесменов — не была чересчур новой или оригинальной. Ряд других авиакомпаний уже пытались внедрить подобные идеи, и без особого успеха. Во-вторых, достижение поставленной задачи требовало решительного обновления самолетного парка, закупки более мелких судов и избавления от авиалайнеров типа Боинг-747 . Выло не очень ясно, удастся ли реализовать по приемлемой цене избыточные суда и получить средства на закупку нового летного и наземного оборудования. Наконец, в-третъих, было не очень ясно, как отнесутся работники авиакомпании (техники, специалисты, пилоты и управленцы среднего звена) к реализации данной концепции, требующей изменения привычных форм и методов работы, повышения психологической нагрузки. [c.174]
Выбор среды и языка программирования был обусловлен несколькими причинами. Во-первых, программы Mi rosoft Offi e де-факто стали стандартом офисных программ и с электронными таблицами Ex el в том или ином объеме знакомы наверняка все, кто серьезно задумывается над вопросами финансового планирования и бюджетирования (риск ошибиться в этом весьма невелик). Поэтому при работе с программами системы Бюджеты пользователь попадает в среду со знакомым интерфейсом и психологически готов начать работать практически сразу. Кроме того, у пользователя сохраняется возможность применить всю мощь стандартных средств электронных таблиц. Разработчики программы Бюджеты добавили к стандартным электронным таблицам ряд дополнительных программных возможностей, которые позволяют пользователям решать с помощью программы специфические задачи планирования и финансового бюджетирования на предприятии. [c.319]
Психологические проблемы, стоящие на пути создания институтов для эффективного разделения риска, это в первую очередь безответственность и неблагоприятный °°Р. Проблема безответственности (moral hazard) возникает, когда приобретение страховки от какого-либо вида риска заставляет застрахованного сильнее подвергать себя этому риску или меньше заботиться о принятии мер для предотвращении события от которого он застраховался. Возможная безответственность клиента может привести к нежеланию со стороны страховой компании страховать от какого-либо типа риска. [c.178]
Например, если владелец склада покупает страховку от пожара, наличие страховки уменьшает его желание тратить деньги на противопожарную безопасность. Недостаток этих мер повышает шансы склада пострадать от огня. В самом крайнем случае владелец склада может поддаться искушению и просто поджечь склад, чтобы получить деньги, оговоренные в договоре о страховании, в особенности, если сумма превышает рыночную стоимость склада. Из-за такой потенциальной безответственности страховые компании могут ограничить сумму страховки или в определенных обстоятельствах вообще отказаться продавать страховой полис. Вторая группа психологических проблем — это проблемы неблагоприятного выбора (adverse sele tion) те люди, кто приобретают страховку от риска, подвержены этому риску больше, чем остальная часть населения. [c.178]
В мире постоянно ведется скрытая борьба между фирмами-новаторами, разрабатывающими новые товары и услуги, и фирмами-последователями, которые имитируют, подделывают товары известных фирм. Предприятие-лидер тратит большие средства на проведение научно-исследовательских работ (НИОКР), сталкивается с большим риском, так как новинка может потерпеть неудачу. Эмпирические исследования западного рынка показывают, что в среднем из юо новых идей лишь 4 5 воплощаются в новые товары или услуги, имеющие успех на рынке. В разное время терпели неудачу с новыми товарами такие известные фирмы, как Ford, IBM и другие, вложившие в новинки огромные средства и не сумевшие их окупить. От риска и связанных с этим потерь застрахованы фирмы-последователи, имитирующие товары известных фирм. Считается, что рынок товаров se ond (товаров-подделок) практически не ограничен. Зачастую покупатели, приобретающие такие товары, осознают, что это имитация, они психологически готовы к этому, так как оригинальные или фирменные товары им не по карману . Данную психологическую особенность покупателей широко используют производители стран Юго-Восточной Азии (Китай, Таиланд и др.), нашедшие таким образом свою нишу на рынке. Многим китайским и другим фирмам, методично повторяющим, имитирующим товары известных фирм, присуща стратегия неотступного следования за лидером по принципу и я тоже . Такие фирмы преследует цель мирного сосуществования и осознанного раздела рынка. [c.140]
Допустимый риск влечет за собой потерю прибыли, критический — выручки (полной стоимост] катастрофический риск приводит к гибели предприятия из-за утраты имущества и банкротства. Исто1 рисков могут быть и психологические особенности руководителя, которые в отношении к риск) диапазоне от перестраховки (риск бездействия) до авантюризма (действия за пределами оправданного [c.119]
В практике предпринимательства риск — нормальное явление, следствие действия разнообразных i различные его виды. По принципу на каждый яд имеется противоядие существует комплекс организационного, психологического характера, элиминирующих размеры риска. Однако бо/ своевременная его профилактика . Особое значение имеет тщательная проработка проектов реш возможных вариантов, выявление узких мест и источников риска, глубокий анализ возможносте альтернативы с минимальным уровнем риска. [c.123]
economy-ru.info
СКЛОННОСТЬ К РИСКУ КАК УСТОЙЧИВОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ
Характерной чертой нашего времени, отличающей его от тысячелетий далекого прошлого, являются настойчивые усилия установить контроль над факторами риска и неопределенности.
Риск (от фр. Risqué – подвергаться опасности) определяется как деятельность в условиях опасности, отсутствия полной уверенности в успехе [1]. Понятие готовность к риску впервые возникло в США в 1960-е гг. Американские ученые Г. Ховт и Я. Стонер [цит. по 3] предположили, что по степени проявления готовности к риску людей можно разделить на две категории (типа): на «рисковых» и «осторожных». Первые отличаются высоким уровнем притязаний, стремлением к лидерству, способностью влиять на других людей. Вторые — нерешительны, осторожны в выборе и в отношениях с другими людьми, склонны к подчинению и т.п. Готовность к риску может проявляться как в действиях, в поведении человека, так и в его переживаниях и суждениях.
Часто в литературе рискованность–не рискованность рассматривается как характеристика поведения, сплав личностно-ситуационных и социальных факторов. Некоторые авторы выделяют особый набор, комплекс черт личности, который влияет на рискованность–не рискованность поведения человека, также как и ситуации, провоцирующие рисковое поведение. Так установлено, что люди агрессивные, с сильной потребностью в доминировании и самоутверждении, более рискованны.
В некоторых работах установлено, что склонность к риску связана со многими качествами личности, такими как тревожность, конфликтность, агрессивность, стремление к острым ощущения [7].
К чертам рискованной личности относят экстремально выраженную, не корригируемую потребность (жажду) доминировать над другими людьми. Кроме того, отмечают, что таким людям свойственно плохое самоуправление (господство эмоциональной сферы над рациональной), слабо выраженное самосохранение (ослабленный инстинкт самосохранения); импульсивность, наличие «заряда рисковости», ригидность, индивидуалистичностъ, гиперактивностъ, инициативность, авантюрность намерений, комплекс вседозволенности склонность к обману [4].
Мы полагаем, что эти психологические особенности могут охватывать довольно широкий диапазон характеристик личности. Они могут проявляться в разных качествах и в разной степени — от «рисковой слепоты» субъекта до «рисковой проницательности», от «рисковой нечувствительности (тупости)» до «рисковой чувствительности». Таким образом, можно считать, что рискогенность некоторых людей заключается в том, что они своими действиями, поведением, через которые проявляются определенные черты их личности, увеличивают рискогенность возникшей ситуации, а иногда и создают ее даже в нейтральных с точки зрения степени неопределенности, ситуациях [6].
Что же является причиной рискового поведения? Ситуации и обстоятельства, набор определенных свойств личности или наличие «специальной» черты, которая проявляется в устойчивой склонности к рисковому поведению?
В работах, например, Ю. Козелецкого, полностью не исключается гипотеза, давно сформулированная Н. Коганом и М. Уоллахом (Kogan, Wallach), согласно которой существует определенный класс людей, которые в ситуациях, связанных с риском, ведут себя одинаково. Как в детерминированных задачах, так и в задачах случайного типа, они предпочитают одинаковый уровень риска. Таким людям свойственна постоянная готовность к риску, они всегда выбирают риск [7].
Иными словами, для таких людей функция предпочтения риска является постоянной и не подвергается изменениям в зависимости от вида задач по принятию решений. Однотипность поведения этих людей в различных ситуациях может считаться аргументом, свидетельствующим в пользу того, что они обладают «специальной» чертой личности — «риск-чертой» (термин О.П.Санниковой — черта устойчива во времени, стабильная, а не вызванное ситуативным влиянием состояние) или склонностью к риску.
Внутренняя предрасположенность индивидуума к риску часто рассматривается, как врожденная характеристика личности. Эта предрасположенность может определять способы восприятия риска и влиять на то, воспринимаем ли мы ситуацию как перспективную или как угрожающую. Исследователи обнаружили важный элемент личности, относящийся к риску — это склонность к поиску сенсаций (новых впечатлений).
Корнилова Т.В., например, также считает, что при определенной предрасположенности к риску и условиях поддерживающих эту предрасположенность может сформироваться устойчивая склонность к риску, которая со временем становится чертой личности. Подобная черта предполагает оценку субъектом своего прошлого опыта, с точки зрения чувства «Я рискую», результативности своих действий в ситуации шанса [3].
Часто для обозначения склонности к риску используют и такие понятия как стремление к риску, ориентация на риск и др. Итак, прежде чем подробно рассматривать черту личности, именуемую склонностью к риску, мы считаем целесообразным, уточнить такие близкие понятия как:
риск – это категория, характеризующая поведение субъектов в условиях неопределенности при выборе оптимального решения из числа альтернативных на основе оценки вероятности достижения желаемого результата и степени отклонения от него. Риск при принятии решения появляется тогда, когда результаты не определены, но вероятность характеристики каждого из них известна. Риск — это высокая вероятность наступления опасного события: нежелательных последствий, потерь;
рискогенная ситуация – это ситуации или деятельность с высокой степенью неопределенности для большинства людей, возникающая независимо от их субъективных возможностей, это такие ситуации, которые содержат в себе риск;
рискогенность – способность некоторых личностей своими действиями, поведением, определенными чертами их личности, увеличивать рискогенность возникшей ситуации, а иногда и создавать ее даже в нейтральных с точки зрения степени неопределенности, условиях;
рискогенная личность – это личность, которая обладает таким комплексом свойств, которые способствуют возникновению риска [6].
Склонность к риску, рискованность или риск-черта рассматривается нами как устойчивое системное интегральное свойство личности, поликомпонентное по своей структуре, включающее формально-динамические, качественные, содержательные, социально-императивные характеристики. Представляя, таким образом, склонность к риску, мы опираемся на континуальный подход к исследованию структуры личности, предложенный Санниковой О.П. В контексте данного подхода личность рассматривается как макросистема, состоящая из разноуровневых подсистем, обладающих специфическими характеристиками. В качестве уровней выделяются:
1) Формально-динамический.
2) Содержательно-личностный.
3) Социально-императивный.
К первому уровню автор относит совокупность всех свойств, отражающих динамику протекания психических явлений и индивидные свойства конституционального характера. Второй включает в себя собственно личностные свойства (понятие личности в узком смысле слова): направленность, потребностно-мотивационную сферу и т.п. Третий уровень условно назван социально-императивным (от лат. imperativus — повелительный, настоятельно требующий, безусловный). Если два первых уровня созвучны (и вербально, и по смыслу) представлениям о двухаспектности психического (динамическое и содержательное), то третий уровень включает тот класс характеристик, которые отражают и имеющиеся у личности представления об обществе, морали, нормах, культуре, знаниях и т.п., и саму мораль личности. Третий уровень жестко контролируется сознанием [5].
Границы между уровнями условны, переходы от одного к другому образуют некое пограничное пространство, объединяющее черты, принадлежащие к двум соседним уровням. Эти переходы имеют свое специфическое содержание. Зона пересечения формально-динамического (первый уровень) и содержательно-личностного (второй) уровней содержит общий для обоих класс характеристик, которые однозначно невозможно отнести только к одному из них. Здесь выделяются качественные особенности психологических составляющих темперамента и личности. Пограничная зона между вторым и третьим уровнями представляется как принадлежащее к обоим уровням свойство, обеспечивающее переживание, переработку информации, знаний, вообще, любых целенаправленных воздействий внешнего мира – индивидуальный опыт, сознание, самосознание. Данные уровни взаимосвязаны между собой и взаимопроникают друг в друга. Именно это объясняет развитие отдельных психических свойств, пронизывающих личность от низших уровней к высших [6].
К числу таких свойств можно отнести и рискованность или риск-черту. Как свойство личности она может проявить себя на всех ее уровнях, на каждом из них имеет свое специфическое содержание, а значит, является разноуровневым свойством. При этом характеристики разных уровней могут своеобразно взаимодействовать между собой, дополняют друг друга и образуя целостное интегральное свойство, несводимое к сумме его составляющих. Таким образом, рискованность как риск-черта может выступать как системное интегральное свойство личности.
Библиографический список
1. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 1966. – 224 с.
2. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений: Учеб. пособ. для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003.
3. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений: Учеб. пособ. для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2003.
4. Санникова О.П. Пролонгированный подход к исследованию детерминационных процессов. Наука і освіта. – Одеса, 6-7, 2007.
5. Санникова О.П. Феноменология личности. Одесса: СМИ, 2003. – 256 с.
6. Санникова О.П., Санников А.И., Быкова С.В. Риск и принятие решений. Харьков ТОВ (Алекс+) 2007.60с
7. Kogan N., Wallach M. Risky—shift phenomenon in small decision groups: a test of the information—exchange hypothesis // Journal of Experimental Social Psychology, 1967. – V. 3. – Pp. 75—84.
RISK TOLERANCE AS A STABLE TRAIT OF PERSONALITY
S.V. Bykov, candidate of psychological sciences
Odessa state academy of construction and architecture
(Ukraine, Odessa)
Abstract. The article discusses risk tolerance as a stable personality trait. Risk appetite or risk is considered as stable system integral property of the individual, multi-component according to its structure, including formal dynamic, high-quality, landlord-wide, socio-mandatory characteristics.
Keywords: risk tolerance, risk level, the property of the individual.
intjournal.ru