Рисунок несуществующего животного для детей: Несуществующее животное

Содержание

Особенности эмоциональной сферы детей возрастного периода от 9 до 12 лет (на примере применения проективной методики «Несуществующее животное»)

Автор: Палагина А. О. — подписаться на статьи автора
Журнал: Информ-образование. 2022 Выпуск 1 — подписаться на статьи журнала
Дата публикации: Май 2022

Изобразительное творчество позволяет человеку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты. Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой [2, с. 15].

С целью диагностики особенностей личности в ранний подростковый период была использована проективная рисуночная методика «Несуществующее животное» (автор М.З. Друкаревич). Испытуемому предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда личностных творческих потенций [7].

В исследовании приняли участие 17 детей в возрасте от 9 до 12 лет, из которых: пять мальчиков и двенадцать девочек. Таким образом, преобладающее большинство выборки – девочки (70%), а меньшее количество участников – мальчики (30 %). Исследуемый возрастной период относится к предподростковому, так как дети ещё не подростки, но уже перешли период взросления от начальной школы к обучению в средней школе [4, с. 187].

При проведении исследования были определены параметры для оценивания выполненных рисунков с разделением по гендерному признаку. Во-первых, особое внимание при комплексном исследовании изобразительной деятельности детей было уделено цветовой гамме в рисунках несуществующего животного. Следующий параметр, имеющий не менее значимую роль для последующего анализа изображения — это размер и расположение на листе бумаги.

Во-вторых, из-за того, что существуют различные интерпретации проективных методик, и в частности по тесту «Несуществующее животное», то были отобраны рисунки на предмет наличия в них дополнительных элементов, указывающих на агрессивность и тревожность у детей.

Из основных цветов дети в большей степени применяли зеленый цвет (40%), также предпочитали рисовать красным и желтым, а вот синий — фактически отсутствовал в рисунках испытуемых. При этом такой цветовой выбор подтверждается ранее проведенным исследованием с использованием проективных рисуночных методик в группе детей аналогичного возрастного периода. Младшие школьники отдавали предпочтение коричневому, зеленому и красному цветам [5, с. 30].

Девочки при выполнении рисунка несуществующего животного выбирали красный и желтый цвета, а мальчики предпочитали рисовать зеленым цветом, что отражено в таблице 1.

Распределение основных цветов в рисунках детей (в %)

Таблица 1

Цвет

Красный

Желтый

Зеленый

Синий

Девочки

66

75

57

0

Мальчики

34

25

43

0

 

При обобщении количества участников, применявших в рисунках хотя бы один из основных цветов показатели распределились в пользу значимости для детей таких цветов: 65% от общего числа выборки.
У оставшейся части выборки (35%) в изображениях несуществующего животного отсутствуют основные цвета (красный, желтый, зеленый и синий).

Примечательно, что при проведении данного исследования коричневый цвет с единичным выбором, а вот наличие черного цвета от общего числа выборки составляет около 40%, то есть в целом большая часть выборки предпочитала яркие и светлые тона при выполнении рисунка несуществующего животного.

В связи с тем, что выборка детей неравномерная, то есть количество девочек больше в два раза, то дополнительный анализ не проводился, но при этом видно предпочтение для мальчиков темных оттенков в рисунках. Полученные результаты отражены ниже в таблице 2.

Распределение темных цветов в рисунках (в %).

Таблица 2

Цвет

Коричневый

Черный

Девочки

6

57

Мальчики

0

43

 

Таким образом, выявлены рисунки с наличием темных тонов, а именно: коричневый и черный цвета. При осуществлении анализа изобразительной деятельности были определены участники выборки, которые в большей степени предпочитали темные тона: 5 девочек и 3 мальчики, то есть в целом 47% респондентов от общего числа.

При составлении заключения об индивидуально-типологических особенностях испытуемых по результатам выполнения проективной рисуночной методики были учтены ранее полученные данные о том, что изображение объектов или явлений действительности непредметным цветом длинноволнового спектра в детском возрасте не является признаком патологии [1, с. 161].

Кроме анализа наличия в рисунках детей основных и темных цветов были сопоставлены данные по использованию в изображениях ярких цветов.

Распределение ярких цветов в рисунках (в %).

Таблица 3

Цвет

Розовый

Оранжевый

Голубой

Девочки

30

40

2

Мальчики

0

60

0

 

Как видно из таблицы 3 девочки в своих рисунках использовали все яркие оттенки. У мальчиков выбор одного яркого цвета – оранжевого и по сравнению с рисунками девочек, данный цвет преобладает.

Подводя предварительные итоги по цветовой гамме изображений несуществующего животного в рисунках детей младшего подросткового периода можно сделать следующие выводы о преобладающих цветах в рисунках, отображенных в таблице 4.

Преобладание выбора цвета и оттенков в рисунках

Таблица 4

Цвет

Основные

Темные

Яркие

Девочки

желтый

-

розовый

Мальчики

зеленый

черный

оранжевый

 

В рисунках девочек также имеются темные оттенки, но по сравнению с мальчиками использование таких цветов в рисунках незначительно, то есть выполнены контуры фигуры животного или мелкие детали.

Отражение эмоциональных состояний при выборе цвета активно изучается и исследователи выдвигали предположения о том, что имеется взаимосвязь между восприятием цвета и возникновением эмоции. Исследования швейцарского психолога Макса Люшера, выделили психологию цвета в отдельную науку [9, с.128].

Согласно определению цветов по тесту М. Люшера желтый цвет означает – потребность в действии, эмоциональной вовлеченности, переменах и общении, что характерно для девочек данной выборки [6, с.42].

По тесту М. Люшера зеленый цвет — потребность в отстаивании собственных установок, ригидность, агрессивность, которая носит защитный характер и проявляется у мальчиков, участвовавших в данном исследовании [6, с.38].

Оранжевый цвет оптимистичен и олицетворяет дружеские отношения [2, с.147]. В большей степени оранжевый цвет использовался мальчиками при выполнении рисунка.

Все рисунки детей были обобщены по расположению несуществующего животного: — в левой и центральной части листа респонденты распределились в равных частях и соответственно по 35 %;
— изображение в правой части листа у 30% участников данного исследования.

Примечательно, что изображения несуществующего животного в левой части выявлены у девочек данной выборки. Для испытуемых, нарисовавших изображение в левой части листа характерно проявление интровертированности, выраженное чувство вины, застенчивость и такие обследуемые практически всегда уходят от конфликтных ситуаций, а уровень внешне-направленной агрессивности снижается [8].

В правой части листа изображение несуществующего животного выявлено у трех мальчиков и двух девочек, то есть такое расположение рисунка в большей степени характерно для мальчиков данной выборки. Для испытуемых, нарисовавших изображение в правой части листа свойственно проявление экстравертированности, подчеркивание мужских черт характера, стремление к контролю над ситуацией и высокая активность [8].

При выполнении рисунка в центре листа, то есть на уровне средней линии стандартного листа является нормой при изображении несуществующего животного [8].

Все рисунки детей проанализированы по размеру изображения несуществующего животного: — для большинства ребят (94%) характерным является исполнение рисунка животного крупных размеров, но только у одного мальчика было нарисовано маленькое животное.

Мелкий рисунок говорит о том, что испытуемый не уверен в себе, подавлен. Крупные рисунки свидетельствуют об обратной тенденции. [7, с.55].

В исследовании с использованием проективной методики «Несуществующее животное» внимание уделялось линиям рисунка, аккуратности рисунка, количеству острых углов, наличию рогов, копыт, когтей, клыков, зубов; позе животного, а при индивидуальной беседе – образу жизни. Были использованы следующие критерии агрессии:

  1. высокий уровень агрессии: на рисунке присутствуют несколько выраженных агрессивных деталей: рога, когти, клыки; большое количество острых углов, направленных вверх; образ жизни, поза носит агрессивный характер;

  2. низкий уровень агрессии: отсутствие агрессивных деталей в изображении животного или наличие какой-либо одной агрессивной детали у животного; образ жизни и поза не носит агрессивного характера [3]. 

В данной выборке на рисунках детей    были выявлены элементы, свидетельствующие о наличии агрессивных тенденций личности.

У 76% участников исследования несуществующее животное изображено с рогами, клыками или когтями, но при этом наличие только одной агрессивной детали выявлено у 53%, а для оставшейся части (23%) характерно проявление агрессивности, так как в их рисунках несколько различных деталей, указывающих на агрессию.

Вместе с тем, при осуществлении анализа рисунков детей выявлена группа (24%), в которой нет агрессивных тенденций на изображении несуществующего животного.

Таким образом, в выборке определены участники, склонные к проявлению агрессивных реакций и тревожности.

По итогам проведенного исследования с применением проективной рисуночной методики «Несуществующее животное» были определены общие критерии исполнения рисунка (большинство представителей выборки):

  1. выбор основного цвета;

  2. предрасположенность к ярким цветам;

  3. большой размер животного;

  4. наличие одной агрессивной детали.

При сопоставлении полученных данных в рисунках девочек и мальчиков выявлены особенности по критериям:

  1. изображение расположено в левой части листа у девочек; 

  2. изображение находится в правой части листа у мальчиков; 

  3. темные оттенки применялись мальчиками; 

  4. отсутствие агрессивных деталей в группе девочек.

При проведении исследования были выделены определенные параметры выполнения рисунка несуществующего животного:

Прежде всего, в исследовании уделялось внимание особенностям эмоциональной сферы детей: 

У мальчиков агрессивность носит защитный характер, а при установлении дружеских отношений они проявляют высокую активность.

У девочек выражена эмоциональная вовлеченность в общении со сверстниками, поэтому они стараются уходить от конфликтных ситуаций.

Вместе с тем, были выявлены дети с тенденцией к проявлению агрессивности (более одной агрессивной детали): — у двух девочек изображение расположено в левой части листа с применением различных оттенков; — у одного мальчика нарисовано маленькое животное ярким цветом в центре листа.

При обсуждении рисунков детей с тенденцией к агрессивности был выявлен защитный характер агрессии при общении со сверстниками.

В целом в данной выборке не обнаружена предрасположенность детей к проявлению высокого уровня агрессивности, даже при наличии более одной агрессивной детали была выявлена компенсация негативизма, выраженная в выборе ярких цветов и специфике расположения изображения несуществующего животного на листе бумаги.

Для проективной рисуночной методики «Несуществующее животное» многими исследователями были разработаны и внедрены в практическую деятельность различные интерпретации, в которых внимание акцентировалось на разных деталях в изображении несуществующего животного; особенностях прорисовки различных частей; придумывании названия нарисованного животного и многих других.

При проведении данного исследования были выделены некоторые особенности изображения несуществующего животного, направленные на изучение эмоциональной сферы, но также интересными являются данные, свидетельствующие о развитии творческого развития и воображения детей.

К примеру, по придуманным названиям несуществующего животного и количеству оригинальных деталей в изображении можно выявить творческие возможности ребенка [8].

Список использованной литературы: 

1.       Адмакина Т.А. Возрастные закономерности использования цвета в проективной методике «Несуществующее животное»// Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2015. Т. 12. № 3. С. 153–164.

2.       Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми/ М.В. Киселева.- Спб.: Речь, 2016. -160 с.: ил.

3.       Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков/ Ю. Б. Можгинский.-М.: Когито-Центр, 2006. – 179с.

4.       Палагина А.О. Особенности поведения детей предподросткового возраста в ситуации фрустрации// Большой Конференц-Зал: дополнительное образование – векторы развития. Вып. № 2. 2018. С. 187-189.

5.       Палагина А.О. Сравнительный анализ применения проективных рисуночных методик//   Фундаментальные научные исследования: теоретические и практические аспекты: сборник материалов Международной научно-практической конференции (28 декабря 2020г.), -Кемерово: ЗапСибНЦ, 2020. С. 29-31.

6.       Практическая психодиагностика. Тесты и методики/ авт.-сост. Надеждина В. – Минск: Харвест, 2011.- 640с.

7.       Психодиагностика. Личностные и профессиональные качества/ авт.-сост. О. Н. Истратова, Т.В. Эксакусто – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 495с. – (Психологический практикум).

8.       Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Изд-во «Ильин В.П.», 1996.- 192с.

9.       Ческидова И.Б. Воздействие цвета на организм человека как основа развития у детей эмоционально-чувственной сферы (Инновационные технологии в эстетическом воспитании) //Педагогическое образование. -2009.-№1. С. 124-129.

Размещено в разделах
  • Авторы →

    Палагина А. О.

  • Журналы →

    Информ-образование →

    2022 Выпуск 1

  • Журналы →

    Информ-образование →

    Индекс статей

Папа воссоздает рисунки своих детей, как будто они были реальными существами

Папа воссоздает рисунки своих детей, как будто они были реальными существами. Детям Тому и Алу нравится рисовать, иногда довольно детально, но обычно грубо. Они рисуют животных, предметы, это зависит от того, как они себя чувствуют. Том, папа воссоздает эти рисунки как настоящие.

По его словам: «За последние несколько лет мы создали сотни существ, транспортных средств и людей, и, хотя Дом и Ал уже слишком стары, чтобы вносить свои собственные рисунки, у нас есть много их старые в ящике стола, чтобы добавить к многим другим, которые каждый месяц присылают талантливые молодые художники со всего мира».

Прокрутите вниз и проверьте себя. :). Все фотографии связаны и ведут к источникам, из которых они были взяты. Пожалуйста, не стесняйтесь исследовать дальнейшие работы этих фотографов в их коллекциях или на их личных сайтах.

Вы можете найти Тома в Интернете:
  • Веб-сайт
  • Инстаграм
  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Книга
#1 Как он умудрится летать, я не понимаю

#2 Нет, просто нет

#3 Этот «конь» выглядит грустным сам с собой

#4 Инопланетянин не имеет ничего против Дональда Трампа

#5 Я вроде как вижу, что этот существует

#6 Похоже на кота из Minecraft

#7 Гораздо лучше оригинала, если я так скажу

#8 Это тело намного лучше подходит для плавания

#9 Это птица? Собака? Нет, это чудовище

#10 В общем, кит-единорог с татуировками

#11 Ватный шарик на двух ногах

#12 Никто бы никогда не пил молоко, если бы коровы выглядели так

#13 классный дизайн

#14 Если вы хотите, чтобы кошмары снились вам на всю жизнь

#15 Именно поэтому я не ем бекон

#16 Где второе крыло этой совы?

#17 По крайней мере, скорпион выглядит счастливым

#18 У этой обезьяны довольно большая рука

#19 Что это вообще такое?

#20 По крайней мере, это идеальное развлечение

#21 Так что они постоянно выглядят удивленными

#22 Этот клюв ужасен

#24 Он из Monsters Inc?

#25 Никто бы не нашел лисиц милыми, если бы они выглядели так

#26 Осмелюсь сказать, что самолет не годен к полетам

#27 Это существо придет ночью, чтобы высосать вашу душу

#28 Этот слизняк разочарован в себе

#29 «Почему у тебя такая большая голова, Стив?»

#30 Почему он кричит? Я полагаю, мы никогда не узнаем


Вы можете найти наши предыдущие статьи по теме:
  • 20 забавных фотографий креативного и позитивного вандализма
  • 25 интересных и забавных вещей, которые люди поймали в метро
  • 20 забавных и интересных совпадений, которые кажутся невероятными, но произошли на самом деле
  • 20 забавных и невероятных фотографий животных Панорама провалилась

4 этапа и советы для каждого

Этапы развития Piaget описывают, как дети учатся по мере взросления. Он состоит из четырех отдельных стадий: сенсомоторной, предоперационной, конкретно-операционной и формально-операционной. Каждый этап имеет различные вехи и навыки.

Жан Пиаже был известным психологом и теоретиком познания в 20-м веке, который сосредоточился на развитии детей. Его теории возникли в результате наблюдения за детьми и регистрации их развития.

Он привлек внимание к идее, что дети — это не просто маленькие взрослые, и утверждал, что образ их мышления принципиально отличается.

Пиаже считал, что дети действуют как «маленькие ученые», исследуя окружающую среду, чтобы понять ее. Он считал, что дети делают это естественно, без вмешательства взрослых. Он выдвинул идею о различных стадиях развития, через которые дети учатся языку, памяти и рассуждениям.

В этой статье объясняются четыре стадии когнитивного развития Пиаже, ключевые концепции и то, как люди могут их использовать, чтобы помочь детям учиться и развиваться.

В следующей таблице представлены четыре стадии когнитивного развития по Пиаже:

Младенцы в возрасте от рождения до 2 лет используют свои чувства и телесные движения для понимания окружающего мира, поэтому эта стадия известна как сенсомоторная стадия.

Первый способ общения новорожденного — это основные рефлекторные действия, такие как сосание, размахивание руками или качание головой. Они используют свои пять чувств: зрение, осязание, обоняние, вкус и слух, чтобы исследовать свое окружение и свое тело.

Младенцы собирают информацию об этом опыте, изучая, как разные вещи заставляют их чувствовать. Они также учатся различать людей, объекты, текстуры и достопримечательности.

На этом этапе дети также начинают понимать концепцию причины и следствия. Они начинают помнить, что определенные действия будут иметь конкретный результат, и используют это для планирования своих действий заранее.

Примерно в 6 месяцев они начинают понимать постоянство объектов. Это означает, что ребенок знает, что объекты продолжают существовать, даже если он больше не может их видеть, слышать или чувствовать.

Когда у ребенка есть постоянство объекта, это означает, что теперь он может формировать мысленный образ или представление об объекте, а не только реагировать на переживания в ближайшем окружении.

Примеры

Определенное поведение может указывать на то, что ребенок развил некоторые ключевые навыки на этом этапе. Например, ребенок, понимающий причину и следствие, может намеренно трясти погремушкой, чтобы издать звук, или плакать, чтобы привлечь внимание.

Ребенок, понимающий постоянство объекта, будет:

  • знать, что их опекун все еще здесь, когда играет в такие игры, как Peek-A-Boo
  • знать, что игрушка все еще существует, даже если она спрятана под одеялом

На этом этапе дети опираются на постоянство объекта и продолжают развивать абстрактные мыслительные процессы. Это означает, что они могут думать о вещах за пределами физического мира, например, о том, что произошло в прошлом.

Они также воображают и мыслят символически, и они начинают демонстрировать эту способность через свой язык и поведение.

Пять ключевых моделей поведения, которые дети демонстрируют в этот период:

  • Подражание: Дети теперь могут имитировать действия другого человека, даже если человек, которого они моделируют, больше не находится перед ними.
  • Символическая игра: Дети начинают присваивать свойства или символы объектам. Они могут проецировать свойства одного объекта на другой. Например, они могут притворяться, что палка — это меч.
  • Рисунок: Имитация и символическая игра являются важными элементами рисования. Он начинается с бессмысленных каракулей и переходит к более точному изображению предметов и людей.
  • Ментальные образы: Дети начинают визуализировать в уме самые разные вещи. Они могут часто спрашивать названия предметов, чтобы установить ассоциации между словами и предметами.
  • Вербальное воспроизведение событий: Это означает, что дети могут использовать слова для описания и представления прошлых событий, людей или предметов.

Основной функцией речи в этом возрасте является экстернализация мышления, а не общение. Дети могут говорить в потоке сознания и развивать более сложные языковые навыки по мере прохождения этой стадии.

Пиаже считал, что дети остаются эгоцентричными на протяжении всей предоперационной стадии. Это означает, что они не могут понять, что другие люди думают иначе, чем они, или что происходящие события не всегда связаны с ними.

Примеры

Некоторые примеры, когда ребенок находится на предоперационной стадии, включают:

  • подражание тому, как кто-то говорит или двигается, даже если его нет в комнате
  • рисование людей и предметов из своей жизни, но понимание того, что это всего лишь изображения
  • притворяться, что палка — это меч или что метла — это лошадь во время игры
  • воображать себя супергероем или кем-то, кем он восхищается
  • придумывать воображаемого друга

Пиаже предположил, что на этом этапе дети дальше развиваются и овладевают абстрактным мышлением и становятся менее эгоцентричными. Теперь они могут понять, что события не всегда имеют к ним отношение и что у других есть другая точка зрения.

Дети также могут применять логические, конкретные правила к физическим объектам. Однако они еще не могут сделать то же самое для абстрактных понятий.

Фаза конкретной эксплуатации сосредоточена вокруг трех элементов:

  • Сохранение и обратимость: Сохранение Понимание того, что объекты могут изменяться по размеру, объему или внешнему виду, но по существу остаются неизменными. Обратимость означает, что некоторые вещи, которые изменились, могут вернуться в исходное состояние, а другие — нет.
  • Классификация: Это означает, что дети могут классифицировать объекты по группам и подгруппам. Например, они могут группировать объекты по цвету, форме или сходству.
  • Серийность: Серийность — это способность ребенка группировать объекты по росту, весу или важности. Это важная концепция для освоения, так как дети нуждаются в этом навыке во время обучения математике и естественным наукам.

Примеры

Некоторые признаки того, что ребенок усвоил навыки на этом этапе, включают:

  • знание того, что вода имеет те же свойства (например, влажность), даже если она находится в разных сосудах или имеет разный цвет
  • понимание того, что вода может замерзнуть, а затем снова растаять, но другие изменения необратимы
  • способность группировать мелки в зависимости от их цвета
  • способность сортировать свои игрушки по порядку, в зависимости от их размера или важности

На этом заключительном этапе когнитивного развития дети изучают более сложные правила логики. Затем они используют эти правила, чтобы понять, как работают абстрактные концепции, и решить проблемы.

Ребенок может анализировать свое окружение и делать выводы. Они могут создавать теории о том, что возможно и что может произойти в будущем, на основе имеющихся у них знаний.

Это известно как гипотетико-дедуктивное рассуждение. Это неотъемлемая часть официальной операционной стадии. Это позволяет кому-то задуматься над вопросом «Что, если?» Человек с этим навыком может представить несколько решений и возможных результатов в данной ситуации.

Примеры

На этапе формальной работы ребенок может придумать множество способов решения одной задачи, а затем выбрать наилучший вариант, исходя из того, насколько он логичен или успешен.

Например, если ребенку нужно создать модель солнечной системы из материалов, которые есть у него дома, он может использовать их несколькими способами. Обдумывание нескольких возможностей и последующее использование наиболее логичной или эффективной показывает, что они обладают навыками гипотетико-дедуктивного мышления.

На этом этапе дети также могут анализировать и оценивать свои мысли и действия. Например, если они спорят с другом, они могут подумать, какой вклад могли внести их мнения или поведение. Затем они могут решить, как подойти к ситуации.

В следующих разделах объясняются несколько важных аспектов когнитивного развития, которые Пиаже предлагает в своей теории.

Схема

Пиаже включил идею схемы в свою теорию когнитивного развития.

Схема — это категория знаний или мысленный шаблон, который ребенок развивает для понимания мира. Это результат детских переживаний.

Например, ребенок может разработать схему собаки. Изначально слово «собака» относится только к первой встреченной собаке. Однако со временем это слово стало обозначать и включать всех собак. Когда ребенок составляет эту схему, он может называть каждое похожее животное собакой, прежде чем овладеет категорией.

Схемы постоянно растут и адаптируются по мере того, как дети приобретают новый опыт, давая им структуру для приобретения знаний. Пиаже предположил, что это происходит двумя путями: ассимиляцией и аккомодацией.

Ассимиляция означает, что ребенок использует ранее существовавшую схему для понимания новой ситуации. Например, если они встречают новую породу собак, они могут включить ее в свою схему «собака», даже если она выглядит иначе, чем собаки, с которыми они сталкивались ранее.

Приспособление означает, что ребенок адаптирует ранее существовавшую схему, чтобы она соответствовала новому опыту или объекту. Например, если ребенок встречает кошку, он может добавить ее к своей схеме «собака», пока кто-нибудь не объяснит, что собаки и кошки разные. Затем они адаптируют свою схему к этой новой информации.

Уравновешивание

Согласно теории, уравновешивание мотивирует детей продолжать проходить этапы когнитивного развития.

Когда ребенок усваивает новые знания, его мировоззрение неточное, поэтому он находится в состоянии неравновесия. Это состояние побуждает ребенка приспосабливаться к новой информации и достигать состояния равновесия.

Пиаже внес значительный вклад в теории детского развития, и многие из них до сих пор имеют влияние. Однако другие критикуют его идеи.

Во-первых, то, как Пиаже проводил свои исследования, не соответствовало бы стандартам научных исследований, которых придерживаются современные академики. Он имел тенденцию наблюдать и брать интервью у небольшого числа детей в естественных условиях, а не в условиях обучения. Это означало, что небольшой размер выборки или окружающая среда могли создать систематическую ошибку.

Кроме того, он проводил свои исследования в Западной Европе и не принимал во внимание влияние различных социальных и культурных практик на развитие ребенка.

Хотя некоторые ученые согласны с тем, что стадии развития существуют, они могут быть не такими отчетливыми и конкретными, как в теории Пиаже.

Исследования показали, что некоторые навыки развиваются раньше, чем он предполагал. Например, в статье 2021 года отмечается, что эгоцентризм, по-видимому, проходит гораздо раньше, чем считал Пиаже, в возрасте от 4 до 5 лет, а не от 7 до 11 лет. получить информацию и понять их мир. Основываясь на этой идее, педагоги и опекуны могут помочь детям учиться, позволяя им:

  • использовать свои органы чувств для изучения объектов и ощущений (например, посредством осязания, вкуса, зрения, обоняния или слуха)
  • самостоятельно исследовать свое физическое окружение в безопасных пределах
  • учиться на практике, даже если они делают ошибки
  • взаимодействовать с другими детьми, которые находятся на той же стадии развития или чуть выше
  • получают ответы на свои вопросы о мире
  • сталкиваются с новыми ситуациями, объектами или проблемами, которые создают дисбаланс, поскольку это побуждает их расширять свои знания

На более поздних этапах словесные головоломки, задачи на решение проблем и логические головоломки помогают когнитивному развитию детей.

Если ребенок не демонстрирует поведение или навыки, изложенные в теории Пиаже, точно в возрасте, который он предсказывает, это не обязательно повод для беспокойства.