Рукоделие на руси: Виды рукоделия, которые были популярны на Руси

Содержание

Виды рукоделия, которые были популярны на Руси

Рукоделие на Руси – не только способ организовать досуг, но и возможность создания многих необходимых в быту вещей для себя и на продажу. Русские женщины всегда были знатными мастерицами. Рассмотрим какие виды рукоделия были основными.

Прядение

Прядение позволяло получить из шерсти овец и других животных пряжу, которая использовалась для вязания и создания одежды, тканей. Процесс получения нитей занимал много времени.

Предварительно шерсть состригали, стирали, разминали и чесали. После этого она годилась для работы с прялкой. Волокно фиксировали в верхней части приспособления, а девушка-пряха садилась на донце-сиденье. Левой рукой она управляла куделью, а правой – веретеном.

Нить получалась методом скручивания волокон на веретено, которое имело утолщение-шарик в нижней части для быстроты работы и устойчивости инструмента. Им управляли как игрушкой-волчком.

Вышивание

Готовые платья, скатерти и другие вещи девушки декорировали с помощью вышивки. «Гладь», «крестик» и другие методы сейчас хорошо известны, но на Руси подобное времяпрепровождение могли позволить себе состоятельные дамы. Они использовали дорогие шёлковые нити, атласные ткани. При этом и обычные крестьянки украшали скатерти, рушники и иные вещи яркими хлопковыми нитями.

Мотивы и узоры со временем совершенствовались и менялись. Огромное количество образцов народной вышивки можно увидеть в музеях. На Руси это рукоделие служило способом декора как повседневных, так и торжественных вещей.

Плетение лаптей

Популярным видом обуви были лапти. Их носили практически все крестьяне, так как пошив кожаной обуви им был не по карману. Тяжёлая и порой грязная работа не позволяла носить каждый день хорошую пару, а плетёные «шестерики» было не жалко.

Для создания использовалась кора и подкорье лиственных деревьев: берёзы, липы, дуба, ракиты, вяза и др. Для лёгкой обуви на весну-лето использовали до 7 лозовых полос. Иногда брали для работы длинные и тонкие корни растений. Большее количество применялось для зимних лаптей. Их проплетали в два слоя, дополняя пеньковой верёвкой, кожаной подмёткой.

Техника плетения отличалась в зависимости от региона. Всегда для рукоделия использовали железный или костяной крючок – кочедык. Необходимой была и деревянная колодка.

Создание игрушек

Глина – доступный и простой в работе материал. Поделки из него часто делали пастухи во время работы, а также обычные крестьяне. Затем производство стало массовым, и игрушки обрели большую популярность в XVII-XVIII веках.

Многие изделия изображали лошадей, петухов, лебедей, а также дам в пышных нарядах, русалок, птиц и др. Множество видов были выполнены по мотивам легенд и сказок, но немало вещей отображали будни на Руси. Всё это также создавалось из ткани (тряпичные куклы и пр.) и древесины. В последнем случае использовали режущие инструменты и мягкий материал, например, бук, сосна, кедр.

Игрушки из мягкой глины после обжига в печи раскрашивали. Популярными стали дымковские, каргопольские, филимоновские, абашевские игрушки и керамика Скопина.

Окрашивание тканей

Ткани, полученные из натуральных нитей, не отличались на Руси приятным цветом. Для придания более красивого оттенка использовались натуральные травы, листья, цветы и другая растительность.

Жёлтый получали из целого комплекса трав: бессмертник, манжетка, вереск, череда, пупавка. Кора чёрной ольхи или корни зверобоя четырёхгранного позволяли получить оранжевый тон. Кора ясеня, цветы гречавки или василька помогали сделать полотно синим. Ежевика придавала тканям малиновый и фиолетовый оттенок.

Плетение корзин

Плетёные ёмкости всегда были необходимы в хозяйстве и поэтому ремесло занимало важное место в жизни крестьян на Руси. Создавали корзины из ивовых ветвей. Форма и объём изделия были разными.

Подобные вещи не устойчивы к грязи, влажности и механическим воздействиям. При этом они удобны для размещения плодов с огорода, транспортировки и пр. Для удобства к плетёным ёмкостям приделывали одну или две ручки.

Валяние

Овечья и другая шерсть на Руси служила не только для создания пряжи, но и для изготовления валенок и других вещей методом валяния. Особенно развито это искусство у народов северных регионов.

Технология изготовления пласта войлока была простой: шерсть выкладывали на плоскую поверхность слоем около 6 см, смачивали горячей водой и хлопали ладонями по всей площади. Готовый пласт сворачивали в рулон, обматывали циновкой или тканью, привязывали к телеге с лошадью и катали до готовности войлока.

Изготовление деревянных ложек

До крещения Владимиром русского народа, люди не пользовались столовыми приборами, а ели руками. Затем был издан указ о подношении пищи ложкой. Это привело к развитию мастерства по вырезанию столового прибора из древесины.

Ложки имели разные формы и размеры, их изготавливали из древесины липы, яблони, рябины, а также раскрашивали. В дальнейшем прибор использовали как музыкальный инструмент.

Гончарное ремесло

Преобразование глины в посуду и другие изделия привело к развитию гончарного искусства. Этим занимались специальные мастерские, каждая из которых имела своё клёймо.

Ремесленники передавали свои умения из поколения в поколение. Удобная посуда поставлялась на городские рынки и лавки, а многие ёмкости были украшены росписью.

Русское народное рукоделие, мастерицы на Руси

В Древней Руси обязательным элементом воспитания девочек являлось рукоделие. Навыки вышивания, вязания, шитья одежды и ее украшения приобретались еще в раннем возрасте. Каждая представительница женского пола независимо от ее социального статуса (что крестьянка, что царица) должна была искусно владеть ниткой и иголкой.

особенности рукоделия на Руси

Кроме практической необходимости в такие умения означали, что за работой женщина не пребывает в праздности, которая считается началом греха. Для детей рукоделие способствует развитию цветовосприятия, мелкой моторики и художественного вкуса.

История рукоделия на Руси

Свою историю рукоделие берет со времен раннего Средневековья. Уже в то время крестьянки учились плести хотя бы простейшее кружево, чтобы обеспечивать одеждой всю семью. Состоятельные жительницы городов обзаводились наборами для вышивания крестиком. Деревенские рукодельницы обходились спицами или рамами.

рукодельницы Древней Руси

Русские кружева славились и в Европе. Первое упоминание о них приводится в Ипатьевской летописи конца 1420 г., где их называют «золотыми». Действительно, некоторые московские мастерицы в плетении использовали серебряные или золотые нити, которые комбинировали с парчовой тканью и драгоценными камнями. В итоге получались по истине уникальные изделия, которые можно было считать произведениями искусства. Такие кружева имели в гардеробе императрицы и цари. Тогда большую ценность составлял сам материал, нежели труд мастерицы. Были кружева, которые продавали на вес.

Особенности вещей, созданных своими руками

Домашний текстиль (покрывала, шторы, скатерти, полотенца и пр.) заговаривались особым образом. Наши предки верили, что вышивка способна уберечь всю деревню от бед — войны, пожара, засухи, потопа или мора.
Считалось, что изделия, выполненные незамужними рукодельницами, обладают особенно мощными магическими свойствами. Чтобы продемонстрировать свое мастерство, каждая женщина обязана была сплести как минимум одно большое и красивое полотно.

особенности русского рукоделия

С помощью наборов для вышивания мастерицы могли создать такой шедевр, который покупали за границей. Для того, чтобы работа спорилась, было принято перед ее началом обратиться к богине Макошь. Она считалась покровительницей рукоделия, торговли и урожая.
Даже после крещения Руси устоявшиеся в народе традиции сохранились. Макошь по-прежнему помогала женщинам создавать настоящие произведения искусства, часть которых иногда достигала царских апартаментов.

В XV-XVI веках древнюю богиню Макошь постепенно позабыли, однако ее место заняла великомученица Параскева-Пятница. В день этой святой (14 октября по старому стилю или 28 по новому) запрещалось выполнять работы по дому, иначе могла постичь неудача.

Мастерицы в Петровские времена

Во времена правления Петра I мастерицы получили более высокий статус. На ярмарках и базарах стали продавать прялки и прочие приспособления европейского и китайского производств, которые упрощали труд рукодельниц. В комплект входили нити, иглы и канву.

рукодельница за прядет пряжу

Император велел, чтобы «женский пол в обхождении с людьми отныне имел полную свободу», благодаря чему продавать пряжу стало проще.
К тому же в школах начали проводить занятия для девушек, где их обучали работе с прялками, рамами, спицами и другими приспособлениями для творчества. Будущих мастериц учили вязать на спицах и крючком, шить одежду, штопать белье.

Рукоделие поделили на 4 отдельных направления: школьные, церковные, ремесленные поделки и работы на продажу. К последним относились кустарные крестьянские изделия. Как правило, они обеспечивали семьи мастериц предметами быта, одеждой и другими вещами.


История рукоделия, или как все начиналось

История рукоделия Издревле человеку присуща тяга к самовыражению. С древних времен и по сегодняшний день люди стремятся к различным видам творчества. Этому свидетельствуют наскальные рисунки первобытных людей, украшение одежды и изготовление украшений, вышивка узоров на одежде и предметах декора. Помимо использования подручных средств, люди научились производить все необходимое для рукоделия и творчества: выращивать особые растения и делать из них нити, выделывать шкуры, ткать и вязать, изготавливать краску и окрашивать изделия, работать с различными материалами. Производимые вещи и орнаменты стали не только украшениями, но их наделили возможностью демонстрировать статус владельца, некоторые из них получили сакраментальное значение.

Одно из древних ремесел, которое популярно и по сей день – это вышивка. Точкой отсчета в истории возникновения рукоделия принято считать момент появления и распространения иглы. Игла на Руси появилась в X–XI веке. С тех пор вышивка стала распространенным украшением одежды и предметов быта. Узоры имели символическое значение: принадлежность к определенному региону, или даже городу, к роду, национальности и культуре, профессиональной сфере, а также служили в качестве оберегов.

Вязание появилось на Руси намного позднее. Принято считать, что этот вид рукоделия возник здесь в конце XVIII века. С тех пор оно прочно вошло в историю рукоделия на Руси. Вязание было излюбленным времяпрепровождением. Ни одни посиделки не проходили без него. Как правило, вязали молодые девушки, а женщины в возрасте ткали и пряли. Это было связано с поверием, что шерсть впитывает эмоции мастерицы. В старину даже существовал обряд, отражающий это поверие. Невеста перед свадьбой должна была связать шарф, который она дарила жениху. Этот шарф он должен был носить месяц, и если шарф не кололся, хорошо грел и не испортился при носке, то это свидетельствовало о любви невесты, и поэтому верили, что такая семья будет крепкая. Кроме того, молодые девушки готовили приданое, поэтому рукоделие для них было не столько творчеством, сколько подготовкой к будущей замужней жизни. Хорошие рукодельницы высоко ценились, и если девушка умела шить и вязать, то она могла рассчитывать на удачное замужество и благосклонность со стороны родителей жениха.

С тех пор многое изменилось, но рукоделие до сих пор остается излюбленным занятием для многих. Оно дает возможность отдохнуть и расслабиться после высоких скоростей современного темпа жизни, снять стресс и усталость. Кроме того, несмотря на то, что теперь в магазинах можно купить все, рукоделие позволяет сделать что-то уникальное. Все больше людей хотят выйти за рамки массовой продукции и купить для себя оригинальные предметы интерьера, одежду или аксессуары. Это вещи, сделанные «с душой», поэтому они так притягивают, и это их главное отличие. Если вы окружите себя такими вещами, то с вами всегда будет хороший настрой и вдохновение. В современном мире, с его бурной и порой агрессивной реальностью, рукоделие и предметы, созданные своими руками, станут той самой необходимой поддержкой, дарящей покой, внутреннее равновесие и гармонию.

В интернет-магазине Швейпрофи вы можете приобрести все, что вам необходимо для хобби и творчества: товары для рукоделия, наборы, материалы и инструменты, а также фурнитуру для шитья.

Посетителям блога дарим скидку 5%

При оформлении заказа укажите промо-код

BLOG

Перейти в каталог

Царские рукоделия эпохи Рюриковичей | Журнал Ярмарки Мастеров

Царские рукоделия эпохи Рюриковичей, фото № 1

Мастерская Софьи Палеолог

Для многих из нас рукоделие — это приятное хобби, для кого-то источник заработка, а для русских цариц и княжен, заточенных в своих светелках, рукоделие было основным источником времяпрепровождения. Это, конечно, было не только насущной необходимостью, но и таило в себе еще одну немаловажную цель: никогда не оставаться в праздности, которая, как известно, является началом греха. Приучали к рукоделию девочек с самого раннего детства и уже к 8-9 годам, юные боярыни и княжны владели вышивкой, золотным шитьем, вязанием и рисованием. Русские царевны и царицы умели сами вышивать самые причудливые узоры шелковыми и парчовыми нитями, шить бисером, стеклярусом, монетами, жемчугом и самоцветами. В основном это была, так называемая, церковная вышивка. Ее традиции пришли на Русь из Византии.

Царские рукоделия эпохи Рюриковичей, фото № 2

Вышивальные мастерские появились при женских монастырях еще в XI в. Первой считается мастерская княжны Янки, сестры Владимира Мономаха, которая, помимо шитья, обучала мастериц грамоте, церковному пению и так далее.

Святая Благоверная Княжна Анна Всеволодовна, княгиня Янка

Царские рукоделия эпохи Рюриковичей, фото № 3

Мастерская княгини Янки. Рис. современного художника

Царские рукоделия эпохи Рюриковичей, фото № 4

Царские рукоделия эпохи Рюриковичей, фото № 5

Так Соломония Сабурова, жена царя Ивана III Рюриковича, основала одну из самых известных в России мастерских церковного шитья. Здесь, я сделаю небольшое отступление и расскажу об этой удивительной истории несколько подробнее.

Светелка

Царские рукоделия эпохи Рюриковичей, фото № 6

Работа Елены Молошанки, невестки Ивана III

Царские рукоделия эпохи Рюриковичей, фото № 7

Соломония родилась в дворянской семье и, по преданию, с детства отличалась добрым нравом. В жены Василию III ее выбрали по древнему византийскому обычаю: перед царскими очами предстали полторы тысячи невест со всей страны, но именно Соломония покорила сердце венценосного жениха. Шли годы счастливого брака, а царица все никак не могла подарить мужу наследника. Не помогали ни многочисленные паломничества к святым местам, ни богатые дары храмам, ни помощь придворных бабок и даже колдунов. И тогда, чтобы сохранить власть, царь решился на отчаянный поступок — Василий III понял, что ему придется расстаться с женой и отправить ее в монастырь. К чести царя, надо сказать, он назначил опальной царице богатое содержание и всячески облагодетельствовал сам монастырь.

Святая София Суздальская, Соломония Собурова

Царские рукоделия эпохи Рюриковичей, фото № 8

А поскольку до этого ни один из российских царей не пытался развестись, развод Василия III вызвал не только гнев его подданных — он тут же породил массу легенд. Так вот, согласно преданию, царицу увезли в Суздаль, в Покровский женский монастырь, уже беременной! И будучи монахиней, она разродилась долгожданным наследником. Сама Соломония якобы сказала, что царские люди недостойны видеть младенца. Ребенка отдали на воспитание, а всем рассказали, что царица родила мертвое дитя, устроив при этом довольно пышные похороны… обыкновенной кукле! Поговаривали, что этот мальчик затем стал… знаменитым разбойником Кудеяром! Об этом долго шептались по задворкам, но никто из ученых никогда серьезно не относился к этой легенде.

Работа Ирины Федоровны, жены Федора Ивановича

Царские рукоделия эпохи Рюриковичей, фото № 9

Но самое интересное, случилось спустя века, в 1934 г., когда при реконструкции монастыря, где жила царица (в монашестве она получила имя София), советские археологи нашли тайное захоронение. В нем оказалась тряпичная кукла, одетая в богатые расшитые золотом и жемчугом распашонки. Их можно увидеть и по сей день — рубашка, а также крышка гроба выставлены в экспозиции суздальского музея.

Соломония Собурова

Царские рукоделия эпохи Рюриковичей, фото № 10

Сама же Соломония в монастыре занялась привычным рукоделием. Под ее руководством в России зародилась одна из самых известных школ церковного шитья. Собственно, церковным шитьем царица занималась и до пострижения в монахини. При большинстве богатых домов в то время были свои рукодельные мастерские — светелки, в самых крупных число вышивальщиц могло доходить до 100 человек. Одна из их особенностей в том, что хозяйка мастерской, как правило, шила вместе со всеми. Более того, она определяла свой, индивидуальный стиль, который нередко исчезал с ее кончиной.

Работа Соломонии Собуровой

Царские рукоделия эпохи Рюриковичей, фото № 11

Надо сказать, что церковное шитье — специфический жанр: выбор приемов и материалов подчинен очень строгим канонам. Вышитые предметы в церкви играют роль не только украшений — они становятся священными реликвиями. Порой мало чем отличались от настоящих икон, на них изображали сложные многофигурные композиции по всем правилам иконописи.

Работа Соломонии Собуровой

Царские рукоделия эпохи Рюриковичей, фото № 12

Одной из самых сложных работ была вышивка рук и лиц, от этого и пошло название «лицевое (личное) шитье». Стежки, похожие на гладь, должны были укладываться так, чтобы воспроизводить анатомию – веки, ноздри, складки на ладони, порой игра с направлением стежков создавала эффект светотени. Лица и руки вышивали тонким шелком, обычно бежевого или песочного оттенков. Таким же швом часто зашивали и одежды святых, порой стежками одного цвета заполнялись очень большие участки. Но чаще окружающие предметы и одежду вышивали в другой технике — или разноцветными шелками, или парчовыми нитями. А учитывая лаконичность иконописных канонов, возможности в палитре красок при работе иглой были куда шире, чем при работе кистью. Игла ведь более тонкий инструмент, а легчайшая шелковая нить, положенная маленькими стежками, дает удивительный световой эффект. Но поскольку золотые и серебряные нитки стоили немало, в основном они пришивались швом «в прикреп» — металлическая нить укладывалась рядами на лицевой стороне, а с изнанки ее прихватывали небольшими стежками разноцветного шелка.

Царские рукоделия эпохи Рюриковичей, фото № 13

Эта техника могла давать очень разнообразные эффекты за счет цвета прикрепляющих стежков, их частоты, направления укладки нитей и т. д. Однако для предметов, которые должны были одинаково хорошо выглядеть с обеих сторон, использовался более сложный и дорогостоящий шов — «на проем», аналог современной двусторонней глади. Он был не только более сложным, но и обходился дороже, так как ниток уходило в два раза больше. Очень распространено было шитье «по настилу», когда элементы узора сначала заполнялись небольшими стежками, а поверх них укладывалась нить. Также могли подкладывать кусочки более плотного материала или шнурка. В вышивке активно использовались драгоценные камни и особенно жемчуг – им нередко «обводили» контуры фигур, нимбы и так далее, часто жемчужной «сеткой» заполняли пространство внутри нимба.

Работа Соломонии Собуровой

Царские рукоделия эпохи Рюриковичей, фото № 14

Вышитые предметы церковного обихода считались роскошным даром не только потому, что на них уходили месяцы и годы работы. Материалы для работы практически все были привозными и ценились очень дорого. Шелк, золотые и серебряные нити и жемчуг везли из Персии, Индии и даже Китая.
Правда, свой речной жемчуг был и в России, но он был более мелким и не так ценился. Серебро и золото для вышивки могло быть «пряденым» (тонкая полоска металла обматывается
вокруг шелковинки), «волоченым» (тонкая проволочка) или «сканым» (проволочка, перевитая с шелком). Чистое золото для вышивки со временем использовать перестали, на смену пришли «золотные» нитки, на которые шло позолоченное серебро. За счет этого и шитье металлическими нитями стали называть «золотным».

Царские рукоделия эпохи Рюриковичей, фото № 15

Мастерская Анастасии Романовны, жены Ивана Грозного

Надо сказать, что при больших мастерских, например царских, были специальные художники: «знаменщики» — иконописцы, исполнявшие рисунок на бумаге или прямо на ткани, «словописцы» — каллиграфы, писавшие на каймах произведения необходимые надписи, и «травщики», составлявшие узоры. Образец, как правило, рисовали на бумаге, а затем переносили на ткань. Для рисования употребляли чернила, сажу, белила, сурик и другие краски. Рисунок сначала «прокладывали» белыми нитками, а затем уже вышивали.

Царские рукоделия эпохи Рюриковичей, фото № 16

Мастерская Анастасии Романовны, жены Ивана Грозного

Замечательной вышивальщицей была и первая жена Ивана Грозного Анастасия Романовна. А Ефросинья Старицкая, его родная тетя, создавала истинные шедевры вышивки, на весь мир прославляя рукодельное искусство России. А когда царь Иван Грозный насильно заточил ее в Кирилловский монастырь, то она не растерялась, а создала там изумительную вышивальную мастерскую, в которой разработала совершенно исключительную объемную и многокрасочную технику рукоделия.

Царские рукоделия эпохи Рюриковичей, фото № 17

Талантливыми вышивальщицами были и Ирина и Ксения Годуновы. Свои вышивки Ксения Годунова делала на бархате или шелке, под который подшивалась льняная основа. Как правило, это были сцены из Священного писания, выполненные золотой и серебряной нитью разными стежками. Тут были и «скань», и «шитье в петлю», и «вязь», и «лом», и еще много разных плетений, ныне основательно позабытых. И какой-то особый покой исходит от этих удивительных и проникновенных вышивок.

Царские рукоделия эпохи Рюриковичей, фото № 18

Мастерская Ефросиньи Старицкой

Продолжение следует…

Царские рукоделия эпохи Рюриковичей, фото № 19

Работа Ирины Годуновой

Царские рукоделия эпохи Рюриковичей, фото № 20

Работа Ксении Годуновой

Царские рукоделия эпохи Рюриковичей, фото № 21

Работа Ирины Годуновой

Царские рукоделия эпохи Рюриковичей, фото № 22

Работа Ирины Годуновой

Царские рукоделия эпохи Рюриковичей, фото № 23

Работа Матрены Годуновой

Царские рукоделия эпохи Рюриковичей, фото № 24

Работа Матрены Годуновой

Ящик пандоры – История рукоделия на Руси

История рукоделия на Руси

Когда-то неотъемлемой частью воспитания девочек на Руси было рукоделие. Умение шить, вязать, вышивать закладывалось в детстве. Искусством управляться с иголкой и ниткой владели абсолютно все – от крестьянки до царицы. Это, конечно, было не только насущной необходимостью, но и таило в себе еще одну немаловажную цель: никогда не оставаться в праздности, которая, как известно, является началом греха. 

Вышивание не только красиво, но и полезно, особенно для детей: оно способствует развитию у детей мелкой моторики, а также художественного вкуса и цветового восприятия.

История рукоделия на Руси началась еще в раннее Средневековье. Каждая женщина-крестьянка должна была уметь плести хотя бы самое простое кружево: ей нужно было как-то одевать семью. Городские дамы могли позволить себе наборы для вышивания крестиком, а мастерицы в деревнях использовали спицы или рамы. Русские кружева в Европе знали и любили. Впервые о них говорится еще в Ипатьевской летописи, датированной концом 1420-х годов. Уже тогда они называются «золотыми». Некоторые изделия тех времен в Москве действительно создавались из серебряной или золотой нити. Благодаря сочетанию с драгоценными камнями и парчой получалась уникально красивая вышивка, которую с гордостью могли носить цари и императрицы. В те пору ценили не столько мастерство рукодельницы, сколько сам материал. Некоторые кружева даже продавались на вес.

Полотенца, покрывала, скатерти или шторы специальным образом заговаривались. Считалось, что такая домашняя вышивка может защитить всю деревню от войны, засухи или мора. Особенно сильными магическими свойствами обладали те предметы, которые создавали незамужние девушки. Каждая крестьянка должна была за жизнь сплести хотя бы одно массивное и красивое полотно — чтобы показать, какая она мастерица. Используя свои наборы для вышивания крестом, женщины иногда создавали такие шедевры, что их могли купить за границей. А чтобы работа заладилась, мастерицы, перед тем, как садиться за пряжу, обращались к покровительнице рукоделия, богине Макошь. Эта же богиня отвечала за торговлю и урожай. Даже после введения на Руси христианства, старые традиции никуда не исчезли: Макошь всё так же помогала крестьянкам создавать красоту, достойную покоев царя. А в XV-XVI вв., после того, как о древней богине забыли, на её место стала великомученица Параскева-Пятница. В день христианской святой, 14 (28) октября, нельзя было заниматься домашними работами — считалось, что это может принести неудачу.

В эпоху Петра I мастерицы обрели еще более высокий статус. На базарах начали продаваться европейские прялки и другие товары, делающие жизнь крестьянок чуть легче. Появились и китайские наборы для вышивания: СМС и прочие восточные компании, пытающиеся возродить традиции вязания, сегодня продают почти такие же. В них можно было найти сразу всё: и иглы, и нити, и даже канву. Петр I повелел, чтобы «женский пол в обхождении с людьми отныне имел полную свободу», так что и торговать своей пряжей стало легче, и в учебных заведениях появились классы, на которых девушек посвящали в азы обращения с рамами, спицами и наборами для вышивания крестиком. Преподавалось вязание крючком и на спицах, шитье иголкой, а также починка и штопка белья. Рукоделие разделилось на четыре большие группы. Первая — школьные поделки, вторая — церковные, третья — ремесленные, на продажу. В четвертую входили крестьянские, кустарные работы, которые, в основном, шли на пользу самих мастериц и их семей. Так обеспечивались потребности в предметах домашнего обихода и собственной одежде. 

Источник: slavyanskaya-kultura.ru

Ящик пандоры – История рукоделия на Руси

История рукоделия на Руси

Когда-то неотъемлемой частью воспитания девочек на Руси было рукоделие. Умение шить, вязать, вышивать закладывалось в детстве. Искусством управляться с иголкой и ниткой владели абсолютно все – от крестьянки до царицы. Это, конечно, было не только насущной необходимостью, но и таило в себе еще одну немаловажную цель: никогда не оставаться в праздности, которая, как известно, является началом греха. 

Вышивание не только красиво, но и полезно, особенно для детей: оно способствует развитию у детей мелкой моторики, а также художественного вкуса и цветового восприятия.

История рукоделия на Руси началась еще в раннее Средневековье. Каждая женщина-крестьянка должна была уметь плести хотя бы самое простое кружево: ей нужно было как-то одевать семью. Городские дамы могли позволить себе наборы для вышивания крестиком, а мастерицы в деревнях использовали спицы или рамы. Русские кружева в Европе знали и любили. Впервые о них говорится еще в Ипатьевской летописи, датированной концом 1420-х годов. Уже тогда они называются «золотыми». Некоторые изделия тех времен в Москве действительно создавались из серебряной или золотой нити. Благодаря сочетанию с драгоценными камнями и парчой получалась уникально красивая вышивка, которую с гордостью могли носить цари и императрицы. В те пору ценили не столько мастерство рукодельницы, сколько сам материал. Некоторые кружева даже продавались на вес.

Полотенца, покрывала, скатерти или шторы специальным образом заговаривались. Считалось, что такая домашняя вышивка может защитить всю деревню от войны, засухи или мора. Особенно сильными магическими свойствами обладали те предметы, которые создавали незамужние девушки. Каждая крестьянка должна была за жизнь сплести хотя бы одно массивное и красивое полотно — чтобы показать, какая она мастерица. Используя свои наборы для вышивания крестом, женщины иногда создавали такие шедевры, что их могли купить за границей. А чтобы работа заладилась, мастерицы, перед тем, как садиться за пряжу, обращались к покровительнице рукоделия, богине Макошь. Эта же богиня отвечала за торговлю и урожай. Даже после введения на Руси христианства, старые традиции никуда не исчезли: Макошь всё так же помогала крестьянкам создавать красоту, достойную покоев царя. А в XV-XVI вв., после того, как о древней богине забыли, на её место стала великомученица Параскева-Пятница. В день христианской святой, 14 (28) октября, нельзя было заниматься домашними работами — считалось, что это может принести неудачу.

В эпоху Петра I мастерицы обрели еще более высокий статус. На базарах начали продаваться европейские прялки и другие товары, делающие жизнь крестьянок чуть легче. Появились и китайские наборы для вышивания: СМС и прочие восточные компании, пытающиеся возродить традиции вязания, сегодня продают почти такие же. В них можно было найти сразу всё: и иглы, и нити, и даже канву. Петр I повелел, чтобы «женский пол в обхождении с людьми отныне имел полную свободу», так что и торговать своей пряжей стало легче, и в учебных заведениях появились классы, на которых девушек посвящали в азы обращения с рамами, спицами и наборами для вышивания крестиком. Преподавалось вязание крючком и на спицах, шитье иголкой, а также починка и штопка белья. Рукоделие разделилось на четыре большие группы. Первая — школьные поделки, вторая — церковные, третья — ремесленные, на продажу. В четвертую входили крестьянские, кустарные работы, которые, в основном, шли на пользу самих мастериц и их семей. Так обеспечивались потребности в предметах домашнего обихода и собственной одежде. 

Источник: slavyanskaya-kultura.ru

Из истории рукоделия » Перуница

Из истории рукоделия
Историки полагают, что первые творческие позывы 32 000 лет назад испытал мужчина, возможно, шаман, нарисовавший сцены охоты на сводах пещеры Чаве.

Но мы-то с вами знаем, что тот вдохновенный художник был наряжен в меховую одежду, любовно сшитую женскими руками из звериных шкурок. Наверное, костяной иглой. И, может быть, первобытный шовчик был выполнен не абы как через край, а блестящей жилкой, художественной строчкой... Козликом, например.

И что бы там ни говорили искусствоведы о вторичности народного творчества, оно возникло и заняло очень важное место в жизни человека гораздо раньше, чем начали творить вдохновенные художники.
28 000 тысяч лет назад на территории холодной России был похоронен шаман с двумя детьми. Одежды этих почтенных покойников украшали тысячи бусинок из слоновой кости. Для изготовления которых нужны были усилия многих десятков людей. Значит, особо красивая, вышитая и расшитая бусами одежда была необходима не только в этой жизни, но и для дальнего пути на тот свет...


Когда люди научились вязать, никто не может сказать точно. Древнейшее вязаное изделие, относящиеся к III в. н.э., нашли в Перу - красиво связанный пояс с мотивом колибри. В коптских гробницах в Египте сохранились предметы, связанные в IV-V вв. н.э. Вроде детского вязаного носка из цветной шерсти. А в одну германскую гробницу этого же периода неутешные родичи положили комплект вязальных спиц.

Но разве раньше новой эры носок-жилеток не вязали? Конечно, вязали, просто более древние, изначальные, сгнили давно.

Из истории рукоделия
Только рисунки остались. В гробнице Аменемхта в Бени-Хасане (XIX век до н.э) обнаружено настенное изображение четырех семитских женщин, одетых в вязаные жакеты. В развалинах дворца Сенахериба в Ниневии найден барельеф воина в носках, очень похожих на современные.

И есть мнение, что вязание было известно еще в период создания "Одиссеи" Гомера. Просто по причине неточности переводчиков и переписчиков произошла замена слов "вязанье" на "тканье". Помните, Пенелопа обещала нетерпеливым женихам, что выйдет замуж, как только будет готов свадебный убор, но по ночам распускала то, что за день соткала... В действительности Пенелопа наверняка не ткала, а вязала, так как распустить без нарушений нити и без видимых следов можно только вязаное полотно. И на древнегреческих вазах времен Троянской войны встречаются изображения знати в узких, облегающих штанах, напоминающих вязаные трико из гардероба венецианских дожей, живших спустя 2500 лет.

Из истории рукоделия
Ткачество и вышивание были известны в древнем Египте, что доказывают находки искусно вышитых тканей и украшений в гробницах фараонов. Но вязать-то гораздо проще - не нужно никакое специальное оборудование. Первоначально вообще вязали на пальцах, лишь позднее стали использовать спицы или рамы (этот вид вязания иногда называют египетским).

А почему не обнаружены вязаные изделия того периода? Да потому, что ручное вязание недолговечно и плохо сохраняется. Кроме того, вязаные вещи наверняка носили люди небогатые, а для них немаловажно то, что старую одежду можно распустить и связать другую. При этом прочность пряжи, конечно, снижается.


В старину каждая женщина-крестьянка не могла не рукодельничать. Чтобы одеть семью, нужно было ткать, вышивать, плести. Особо умелые привлекались для изготовления господских нарядов.

Впервые о русских кружевах упоминается в Ипатьевской летописи, где они названы золотыми. Потому что кружево выплеталось тогда из золотой и серебряной нити. До нас дошли многочисленные кружевные изделия XVI столетия - в сочетании с золотым шитьем, парчой, драгоценными камнями. Тогда ценили не столько искусную работу, сколько сам материал. И даже продавали кружева на вес.

В Оружейной палате Кремля хранится платье для царского выхода императрицы Екатерины II, сделанное из тончайшего серебряного кружева. Государыня надела его всего один раз из-за непомерной тяжести - более пуда.

В XVII-XVIII веках в европейских странах дорогое золотно-серебряное кружево потеснили демократичные нитяные кружева. Они быстро вошли в моду, нежные кружевные волны полюбили все: короли и трактирщики, офицеры и монахи, принцессы и крестьянки. Даже пираты. Возникло множество типов кружев по месту их создания: "волансьен", "брюссельские" и самые удивительные, драгоценные - "брабантские". Помните, у Гумилева: "Или бунт на борту обнаружив, из-за пояса рвет пистолет, так, что сыпется золото с кружев, с розоватых брабантских манжет..."

Брабантские манжеты выплетали изо льна, который рос только на полях Брабанта (Бельгия) и давал нить нежно-розового оттенка. Только девочкам с нежными пальчиками доверяли прясть лен. В сырых подвалах, чтобы кудель была влажной, а нить получалась эластичной и тонкой.

Император Петр I выписал из Брабанта в 1725 году монахинь-мастериц для обучения плетению кружев девочек-сирот при Новодевичьем монастыре. И зазвенели коклюшками с утра до ночи крепостные девушки, украшая жизнь своих господ уникальными изделиями.

Доступность материала и универсальность применения сделали коклюшечное кружево поистине народным. Пришедшее из Европы "немецкое" кружево было расцвечено такой богатой выдумкой, таким разнообразием орнаментов, так срослось с фольклорной славянской традицией, что вошло в историю мировой культуры под названием "Русское кружево".

Из истории рукоделия
Основными центрами кружевоплетения были Вологда, Рязань, Елец, Вятка, Белев, Кириши. Сейчас почти все русское кружево называют вологодским. Однако на самом деле разные центры кружевоплетения сохранили своеобразие.

Для вологодского кружева типичен узор, в котором золотая, серебряная, цветная нити применяются только в решетках. Ритм рисунка спокойный, линии мягкие, округлые. Елецкому кружеву свойственны легкость и нежность, орнамент выполняется с частым применением сетки на сквозном, прозрачном фоне. Киришское кружево, наоборот, состоит из прозрачной решетки на тяжелом фоне. Рязанское кружево отличается разработкой ярких цветовых композиций.

Современные рукодельницы возродили знаменитое в прошлом балахнинское кружево, золотное шитье, "нижегородский гипюр". Широко используют льняные, хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, капроновые нитки, сочетают разные по фактуре нити в одном изделии, что позволяет создавать оригинальные, современные изделия.

А вот в Сибири плетение на коклюшках распространилось не столь широко. Крючком вяжут многие, но вологодские кружева только редкие энтузиасты способны плести. Большого терпения и усидчивости требует эта работа.


Искусство изготовления гобеленов тоже имеет давнюю историю. Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера, но сам принцип ткачества был известен еще древним египтянам. До нас дошли фрагменты мебельной обивки и обоев из захоронений III века.

Самые ранние шпалеры из сохранившихся европейских - немецкие. Ткали их в монастырях или на дому. В тех же замках. В холодных каменных постройках панно не только украшали помещения, но и помогали хоть немного утеплить их.

Из истории рукоделия
Гобелен "Дети в саду". Мастерская Ле Бран. Париж 17-й век
На гобеленах изображали сказочных персонажей, жанровые сценки из жизни дворян. Пасторали с пастушками... Ткали и библейские сюжеты. Конечно, для того, чтобы получилось подлинное произведение искусства, мастерица должна обладать незаурядным талантом художника. А это не всегда случалось. Поначалу ткали шпалеры замковые затворницы - жены и дочери удельных князей. Благородным дамам по рангу не положено заниматься черной домашней работой, а коротать долгие дни и месяцы от турнира до турнира как-то надо. Но когда тканые узорчатые полотна вошли в моду, когда каждое дворянское семейство захотело украсить высоченные холодные залы драгоценными шпалерами, к делу привлекли подлинных художников. И мастеровых. Слабые ручки княгинь и их приживалок могли разве что одну-единственную шпалеру за всю свою недолгую жизнь создать. А стен, кои следовало утеплить и украсить, было ой-ой-ой сколько.

И производство гобеленов перестало быть рукоделием, переместилось в мастерские со станками, рассчитанными на большие габариты шпалер. Теперь специальный художник создавал эскиз, на его базе делался шаблон, а уж по нему ткали.

Кстати, и само слово гобелен, являющееся синонимом шпалер, происходит от фамилии семьи Гобеленов, которая еще в середине XV в. обосновалась в пригороде Парижа Сен-Марсель и стала знаменитой "Королевской мануфактурой Гобеленов".

Петр I и тут не оплошал - пригласил в Санкт-Петербург французских мастеров, и они основали первое в России гобеленовое ателье.
Картоны для шпалер создавали такие художники, как Франсуа Буше, Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский, Матисс, Пикассо, Брак, Шагал.

Сейчас и в искусство гобелена проник стиль hi-tech. Современные художники создают нейтральные изображения, которые могут вписаться в любой интерьер. Художественная ценность современных гобеленов не сопоставима со старинными, но уже то хорошо, что в сегодняшних, минималистски оформленных квартирах, находится место яркому текстильному пятну.

История гобелена не закончена... Тем более что она опять попала в руки рукодельниц. Для создания собственноручно изготовленных настенных панно и нужно-то всего иметь крепкую рамку и пряжу разных цветов из любых, самых разных волокон. Да много терпения. На обычной раме с помощью вилки можно создать копии старинных гобеленов, выставленных в знаменитых музеях мира - для украшения гостиной. Или скатерти и шторы. Или покрывала и подушки для спальни, мягкие игрушки и разноцветные подушечки для детской - с эльфами, медвежатами, утятами.


Костяные бусинки из каменного века - еще не бисер. Они не сверкают таинственно, не переливаются многоцветной радугой. Стеклянный бисер появился гораздо позже.

Непосредственные предшественники бисера - стеклянные бусины - украшали одежду древнеегипетских фараонов. Кочевники сарматы и скифы тоже задолго до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную маленькими стеклянными шариками. Сверкали и позвякивали края рукавов, нагрудная часть рубах, даже шаровары. Не говоря уж о поясах и головных уборах.

Первые сведения о бисере в одежде русичей относятся к IX-XII вв. Но он был импортный. Своего на Руси в те времена не производили.
Самый лучший бисер в Европе изготовляли на венецианском острове Мурано. И еще - разнообразные сосуды, зеркала, бусины, пуговицы. Торговля этим товаром приносила республике колоссальные доходы. Венецианское стекло с удовольствием покупали страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка.

Кстати, знаменитый мореплаватель Марко Поло был сыном известного в то время бисерного мастера. И в своем долгом путешествии не забывал особо поинтересоваться заморскими стеклянными украшениями - чтобы использовать потом эту информацию для расширения папиного производства.

Венецианские мастера строго берегли свои секреты. Ныне известно, что они к песку, из которого варилась стекольная масса, обязательно добавляли соду. А тогда... Жестокое наказание ждало мастеров, продавших секрет за границу, - их объявляли государственными изменниками, убивали.

Но не только кнутом, пряником тоже правительство Венецианской республики удерживало стеклоделов. Им давалась исключительная привилегия -- дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев. Власти закрывали глаза на разбойные нравы, царившие в Мурано. А ведь стеклоделы не брезговали и грабежами. В своих "Мемуарах" Д. Казанова вспоминал, что приезжие, заночевавшие в муранской гостинице, могли поплатиться за такую неосторожность не только кошельком, но и жизнью.

Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера до конца XVII века. А потом мастера Богемии начали производить свое "лесное стекло" (придумали к песку добавлять поташ), и богемский бисер потеснил венецианский.

В России очень любили вышивку бисером. И ввозили его из-за границы аж тысячами пудов. Пробовали и свой производить - в 1670 году в селе Измайлово была организована мастерская по изготовлению бисера. Но наладить массовый выпуск тогда не удалось. Потом М.В. Ломоносов решил обеспечить Россию бисером. И организовал в 1754 году Усть-Рудицкую фабрику. Но после смерти Михайлы Васильича производство было свернуто. Бисер продолжали закупать за границей.
И только в XIX веке в России заработали стеклодельные фабрики. Лучший бисер производился в Одессе, на фабрике Ронигера.

Из истории рукоделия
Шейное бисерное украшение - (юг России), реконструкция
Бисер и стеклярус (бисер удлиненной формы) - материал для женских украшений и рукоделия. Но было время, когда стеклянные сверкающие зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, в некоторых покоях Московского Кремля им украшали стены. В зеленой комнате царицы Натальи Кирилловны по стенам, обитым зеленым полотном был щедро насыпан стеклярус. Расположенные в разных направлениях стеклянные цилиндрики сверкали при свете свечей сочными, яркими переливами.

Много больше усилий требовало украшение комнат, когда стеклярус не приклеивали, а нашивали на ткань. Наносили углем рисунок, по нему выкладывали стеклярусные нити (снизки), набранные на прочную нитку и пришивали к основе при помощи стежков-перехватов. Такой вид вышивки называется шитьем вприкреп.

Выполненные в такой технике сюжетные композиции назывались "французскими обоями". Так был отделан "стеклярусный" кабинет дворца в Ораниенбауме.

Из истории рукоделия
Между прочим, в создании настенных панно принимала участие сама Екатерина II. Великой императрице было не чуждо увлечение рукоделием.
Но не надо думать, что до появления бисера народы Российской империи ходили в затрапезе. Наоборот, раньше они украшали свои костюмы даже более стильно - жемчугами. Особенно головные уборы. Кокошники женщин северных губерний были богато расшиты мелким речным жемчугом, золотным шитьем, цветным стеклом. Особенно любили жемчуг, потому что он был весьма доступен. Пресноводные моллюски-жемчужницы в изобилии водились в северных реках и в Ильмень-озере.Из истории рукоделия
Кокошник жемчужный. XIX в. Галун, речной и искусственный жемчуг, перламутр, бисер, золотные нити.
Золотное шитье и низание

Жемчужное шитье известно на Руси еще с Х века. И когда в народном костюме начал применяться бисер, методы работы с ним мастерицы использовали такой же, как и при жемчужном шитье. Жемчужины укладывались либо поверх хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), и благодаря этому изображение становилось выпуклым.

Сейчас таких корон-кокошников, достойных разве что царевны Лебедь, увы, не носят. Но не надо думать, что низать бисер и жемчуга теперь ни к чему. Посмотрите на свою дочку в дешевых турецко-китайских фенечках и скажите ей: "Давай-ка сделаем вместе, покрасивее".


Шитье бисером и жемчугом начиналось не на пустом месте. Прежде женщина научилась шить-вышивать простой ниткой. И науку ту мы не забыли до сих пор.

Художественной вышивкой занимались античные матроны и гетеры, ею увлекались благородные дамы средневековья. Ее высоко оценила христианская культура и приспособила для украшения божьих храмов. Христолюбивые горожанки и сельчанки годами расшивали шелками пелены для храмов. Занятие это было не только увлекательным рукоделием, но и доказательством высокой морали прихожанки.

Из истории рукоделия
На Руси вышивками украшали как предметы обихода - полотенца, скатерти, одежду, - так и церковные пелены, плащаницы, облачения священнослужителей. Когда Петр прорубил окно в Европу, русские рукодельницы обогатили сюжеты своих вышивок сюжетами европейских картин и гобеленов. Популярные во Франции, Германии, Бельгии и Голландии цветочные композиции, пейзажи, пасторали, жанровые сценки появились и в российских интерьерах.

И только бурный XX век с его техническими достижениями, войнами и социальными потрясениями ослабил нашу привязанность к вышивке.
Но не убил совсем. Рукодельницы все равно старались украсить свой быт, свой дом, каким бы ни был он нищим, вышивкой. Даже в те годы, когда красивых ниток было не достать, мастерицы добывали необходимое средство производства домашнего уюта из старых колготок, разноцветных лоскутков.

Из истории рукоделия
А сейчас! Какой простор для воображения. Застыньте ненадолго перед коробками с мулине в магазине галантереи. Так и хочется тут же закупить канву всех размеров, пяльцы, иглы и всю радугу цветных шелковистых пасм. И изобразить с их помощью сюжет из жизни сказочных существ, или трогательный пейзаж, или яркий орнамент на скатерть с салфетками...

Или пойти по стопам великого художника и перенести на ткань неувядающую Мадонну Рафаэля или знойную сумасшедшинку Ван Гога...


Шитье из лоскута, возможно, зародилось ранее всего. Появилось вместе с тканью. Только тогда его не воспринимали как отдельное рукоделие. Просто каждый сотканный кусок льна или шерсти был бесценен, и любой лоскуток шел в дело. Даже если он и был немного другого цвета - его использовали при пошиве одежды или изготовлении покрывал, наволочек. Цветные кусочки годились и для украшения изделий. Найдены аппликации, сделанные 3000 лет назад.

А как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства лоскутная мозаика зародилась в Англии в первой половине XVIII века. Тогда в страну начали привозить индийские ситцы прекрасных расцветок и узоров. Иметь в доме одеяло индийского производства стало считаться признаком достатка. Но правительство Англии, заботясь о собственных шерстяных и шелковых мануфактурах, запретило ввоз индийских тканей. Конечно, контрабандистов это не остановило, но ситец стал дефицитен и дорог. Экономные хозяйки, выкроив из него одежду, лоскутки не выбрасывали. Яркими аппликациями украшали льняные или шерстяные изделия. Из множества мелких лоскутков создавали прекрасные лоскутные одеяла.

Вместе с переселенцами этот вид рукоделия попал в Америку, и стал национальным видом искусства. Стеганое лоскутное одеяло - обязательная часть интерьера традиционного американского дома.

Идея же геометрического подбора разноцветных кусочков ткани берет начало, скорее, от вышивки. Орнаментов, например. Или от не менее древнего искусства мозаичных композиций. Недаром шитье из лоскута называют "лоскутной мозаикой".

Из истории рукоделия
В настоящее время это рукоделие уже не расценивается как выход из трудных жизненных ситуаций. Оно стало видом искусства. Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники -- patchwork. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.

Причиной появления лоскутного шитья в России явилась, конечно же, бедность. Из остатков старой одежды женщины старались сделать новую. Или изготовить что-нибудь другое, нужное в быту. Вещи шили, перешивали, подновляли. Лоскутки сортировали: все, что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла, занавески; из очень поношенного плели дорожки, шили махровые коврики-половички. "Мелкоте" - мальчикам и девочкам до восьми лет - новой одежды вообще не полагалось, им перешивали вещи взрослых членов семьи.

До XVIII века одежда на Руси, в основном, изготавливалась из полотна, сотканного на домашнем ткацком стане. Долгая и трудоемкая работа от выращивания льна до производства ткани заставляла быть бережливыми. Поэтому и крой народной одежды, и приемы ее шитья предполагали безотходное использование материала.

Ну а когда появились ситцы, началось существенное обогащение лоскутной традиции. Дешевые, практичные, красочные ткани охотно использовались не только в крестьянских, но и в городских домах: из них шили одежду, а из разноцветных остатков -- лоскутные одеяла. Со временем традиции лоскутного шитья уступили место промышленному производству одежды и предметов украшения быта. И только редкие энтузиасты продолжали шить лоскутные одеяла и плести разноцветные половички.

Сейчас лоскутное шитье вновь вошло в моду. Если подойти к этому шитью серьезно, можно сделать великолепные вещи, начиная от ковриков и одеял и кончая блузками, жилетами и куртками.

Своим разнообразием и многоцветьем лоскутные вещи притягивают внимание. Они подходят для убранства кухни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти), спальни (наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек), либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет).

Присмотритесь к старым вещам, к остаткам давно изношенной блузки или детского платьишка. Из ярких лоскутков, нарезанных своевольно и дерзко, можно создать удивительное абстрактное полотно, которому будет подстать самое видное место в гостиной. Оно станет предметом вашей законной гордости. И белой зависти к вашим способностям тех, кто не нашел применения своим запасам ненужного тряпья.

А сколько еще столь же интересных, поглощающих все существо занятий есть на свете. Необязательных, но очень увлекательных. Батик, макраме, аппликация, плетение из бересты...

По-моему, это все много лучше всяких новопасситов, успокоев, наркотиков и транквилизаторов. Это нежный отдых и уютная тишина... Это елей для взбаламученных нервов и выход из самых безвыходных ситуаций. А еще - это острое чувство вдохновения, азарта. Поиска. Творчества. Именно способность к творчеству отличает нас, людей, от прочих существ этого мира.
Творите и обрящете...

Валентина БОГОМОЛОВА

Работа и поиск работы в России

Получение разрешения на работу: обязанности работодателя

Российские иммиграционные и иностранные трудовые правила довольно сложны и требуют много времени как для экспатов, так и для их работодателей. Рекомендуем планировать заранее!

Первые шаги полностью ложатся на вашего работодателя и требуют, чтобы их отдел кадров планировал заранее. Почти за год до фактического найма эмигранта компании, работающие в России, должны подать заявку на корпоративные разрешения на работу для своих будущих иностранных сотрудников.В заявлении им необходимо указать как должность, которую они намереваются заполнить, так и гражданство экспата. Эта информация обязательна: компания, имеющая разрешение на работу инженера из Италии, не может вместо этого нанять его из Тайваня.

После получения корпоративного разрешения на работу ваш работодатель должен подать заявление и получить ваше личное разрешение на работу. Разумеется, неудивительно, что это разрешение позволяет вам выполнять только ту работу, для которой оно было выдано. Вы не можете ни занимать ту же должность в другой компании, ни работать в дочерней компании в другом регионе России.Однако, если ваш контракт предусматривает работу в разных частях страны, ваш работодатель должен заполнить каждую часть заявления для каждого региона, в котором вы будете работать. Нет необходимости говорить, что это приведет к задержкам.

Получение рабочей визы и финальной красной ленты

Получив письмо-приглашение от вашего работодателя, вы можете подать заявление на получение рабочей визы в ближайшее российское консульство или посольство. Они также предоставят вам список всех необходимых документов. Всегда помните, чтобы случайно не подать заявление на получение бизнес-визы, так как это совершенно другая категория в российском иммиграционном законодательстве!

В течение трех дней после прибытия вам необходимо зарегистрировать свой адрес в миграционных службах.К счастью, ваш работодатель обычно берет на себя ответственность уведомлять местные власти. Ваша компания также должна уведомить трудовые и налоговые органы о вашей работе.

Рабочая виза, которую вы получили в местном посольстве, ограничена тремя месяцами. Пожалуйста, свяжитесь с иммиграционными властями России для продления вашей рабочей визы, которая обычно выдается на срок до одного года. Это важный шаг: никогда не забывайте сохранять действительными все разрешения и визы, так как в России этого не допустят.

Высоко Квалифицированный? Освобождение от рабочей визы

Однако не каждый работодатель и работник должен пройти весь процесс: существуют исключения в отношении разрешений на работу для сотрудников в ряде областей. Наиболее значительным исключением для экспатов, заинтересованных в пребывании в России в течение более длительного периода времени, чем, например, для монтажа и технического обслуживания оборудования, является категория рабочей визы для высококвалифицированных специалистов (HQS). Чтобы получить это разрешение, иностранные специалисты должны получать компенсацию в размере не менее 2 миллионов рублей в год.Разрешение может быть выдано на срок до трех лет.

Высококвалифицированные специалисты должны проработать три года, прежде чем подавать заявку на патент на работу. Заработная плата HQS установлена ​​в размере 167 000 рублей за календарный месяц. HQS, работающие в ИТ-филиале, должны зарабатывать не менее 83 500 рублей за календарный месяц.

Изменения для граждан СНГ

1 января 2015 года система квот, ограничивающая количество разрешений на работу, выданных на год, была прекращена. Он был заменен новой системой с более простой процедурой, посредством которой выдаются так называемые трудовые патенты.

Граждане

стран СНГ должны подать заявку на патент на работу в течение 30 календарных дней с момента прибытия в Россию. Если этого не произойдет, это приведет к штрафу в размере до 15 000 руб. Со дня получения патента на работу у заявителя есть 60 дней, чтобы найти местную работу. Патент на труд дает человеку право работать без квот на срок до 12 месяцев и может быть продлен один раз. Гражданин СНГ должен подтвердить знание русского языка, истории и законодательства Российской Федерации в течение 30 дней после подачи заявки на патент на работу.Это должно быть сделано путем сдачи экзамена по этим темам; только тогда можно будет подать патент на работу.

Налогообложение в России

Будучи иностранцем или, скорее, нерезидентом в России, вы будете облагаться налогом на ваш доход из российских источников по ставке 30%. Тем не менее, вы будете считаться резидентом в соответствии с российским налоговым законодательством, если вы проведете не менее 183 дней в течение 12 месяцев в стране. Тогда все доходы, в том числе из нерусских источников, будут облагаться налогом по ставке 13%. Высококвалифицированные специалисты снова являются исключительной категорией: с этим разрешением вы имеете право на стандартную ставку налога для резидентов с самого начала.

,

Фермы и земельные участки на продажу в России

Russian farmland

Наша компания предоставляет услуги по продаже земельных участков и фермерских хозяйств в России, а также консультации и помощь полного цикла по операциям с недвижимостью в сельском хозяйстве.

  • Russian farmland

    Продажа земельных участков в России

    Поиск земельных участков с учетом потребностей клиентов. Сопровождение сделок купли-продажи земельных участков.
    Читать


  • Russian farmland

    Продажа аграрного бизнеса в России

    Поиск фермерских, перерабатывающих и производственных предприятий с учетом потребностей клиентов.Сопровождение сделок купли-продажи.
    Читать


  • Russian farmland

    Создание аграрного бизнеса в России

    Создание производственных предприятий или перерабатывающих предприятий. Доверительное управление активами.
    Читать


  • Russian farmland

    Поддержка импорта и экспорта сельскохозяйственной продукции

    Помощь в создании маркетинговой сети для вашей продукции. Организация поставок и контроль российской сельскохозяйственной продукции.
    Читать


  • Russian farmland

    Маркетинговые услуги

    Отчетность о состоянии российского рынка сельскохозяйственной продукции. Разработка аграрных бизнес-планов.
    Читать


  • Russian farmland

    Юридические услуги

    Юридические консультации в России. Защита имущественных прав иностранных граждан.
    Читать


Специалисты нашей компании предлагают иностранным гражданам полный спектр услуг по купле-продаже земельных участков в России.Вы сэкономите больше, чем заплатите!

  • Земельные участки для животноводства и сельскохозяйственных угодий;
  • Земля для жилищного строительства, складирования и переработки сельскохозяйственной продукции;
  • Одновременная покупка небольших земельных участков у нескольких собственников для формирования больших участков земли;
  • Поиск инвестиционных земельных участков. Управление инвестиционными активами;
  • Советы по выбору региона, ценообразованию и эффективной площади участков;
  • Проверка земельного участка на наличие залогов, сборов и земельных споров;
  • Юридическое сопровождение торговых сделок.Защита имущественных прав иностранных граждан.

Мы поможем вам найти существующий бизнес, который вам нужен, проведем его аудит, достигнем наилучшей цены, сделаем покупку и осуществим сделку купли-продажи.

  • Действующие скотоводческие фермы;
  • Производители сельскохозяйственной продукции;
  • переработчики сельскохозяйственной продукции;
  • Выкуп акций влиятельного бизнеса.
agricultural business

Мы создадим сельскохозяйственную, производственную или торговую компанию для ваших нужд.Мы окажем содействие в привлечении персонала, приобретении оборудования и запуске бизнеса.

  • Растениеводство;
  • скотоводческих ферм;
  • Выращивание и переработка лекарственных растений;
  • Переработка сельскохозяйственной продукции;
  • Ввоз сельскохозяйственной продукции на экспорт из России;
  • Создание маркетинговой сети для импорта и продажи вашей продукции в России;
  • Создание предприятий агротуризма и этнотуризма, а также охотничьих хозяйств.

Управление сельскохозяйственными предприятиями, развитие вашего бизнеса и защита прав собственности иностранных граждан.

agricultural export
  • Анализ возможностей продажи ваших товаров для агропромышленного комплекса России;
  • Юридическое сопровождение закупок сельскохозяйственной продукции в Россию;
  • Создание маркетинговой сети для ваших продуктов;
  • Обеспечение закупок сельхозпродукции в России.Подготовка соответствующей документации для вывоза товара. Логистика. Экспедирование товаров на экспорт.
  • Формирование отчета по отдельным отраслям сельского хозяйства России;
  • Анализ цен и рыночного потенциала;
  • Разработка бизнес-планов по созданию аграрного бизнеса в России, получению кредитов и государственной поддержки.
  • Юридическое сопровождение вашего бизнеса в России;
  • Регистрация сельскохозяйственных и коммерческих предприятий;
  • Создание базы данных договоров для ведения бизнеса;
  • Проведение переговоров и заключение договоров на ваших условиях и от вашего имени;
  • Юридическое представительство в судах и государственных органах;
  • Защита имущественных прав иностранных граждан.
registration of land
Вы знаете:
  • Налог для сельскохозяйственных компаний в России только 6%;
  • Стоимость 1 га плодородной земли при оптовых закупках (с нашей помощью) может быть ниже 250 долларов США;
  • Более 20% сельскохозяйственных угодий в Центральной России принадлежит иностранным инвесторам;
  • Россия занимает второе место в мире после США по количеству прибывающих мигрантов;
  • Рентабельность агробизнеса выше 30% годовых.

,
Могут ли иностранные студенты бесплатно обучаться в российских вузах?

Область исследования

Все Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники Сельское, лесное и рыбное хозяйство Прикладная геология, горное дело, нефтегазовая инженерия и геодезия Архитектура Искусствознание Авиационная и ракетно-космическая техника Биология Наука Химические науки Химическая технология Химия Клиническая медицина Компьютерные и информационные науки Строительная техника и технологии Культурология и социокультурные проекты Науки о Земле Экономика и управление Педагогические и педагогические науки Электроэнергетика и теплоэнергетика Электроника, радиотехника и системы связи Техника и технологии наземного транспорта Фундаментальная медицина Изобразительное и прикладное искусство Медицинские науки и профилактическая медицина История и археология Промышленная экология и биотехнологии Информатика и компьютерные технологии Информационная безопасность закон Технологии легкой промышленности Лингвистика и литература Управление в технических системах СМИ и информационно-библиотечная наука Математика и механика Инженерное дело Нанотехнологии и наноматериалы Ядерная техника и технологии уход Аптека Философия, этика и религиоведение Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнологические системы и технологии Физико-технические науки и технологии Физкультура и спорт Физика и астрономия Политология и краеведение Психологические науки Сервис и Туризм Социология и социальная работа Технологии Материалов Техносферная безопасность и экологическая инженерия теология Ветеринария и наука о животных

Тема

Все Агротехника сельское хозяйство Авиационные двигатели Аллергология и иммунология Анестезиология и Реаниматология Животное Орогин Еда Наука о животных Антропология и этнология Прикладная геология Прикладная информатика Прикладная математика Прикладная математика и информатика Прикладная математика и физика Прикладная механика Архитектура Архитектура Экологический дизайн Искусство и Гуманитарные науки История искусства Технология обработки художественных материалов искусства астрономия Автоматизация технологических процессов и производств Авиационная и ракетно-космическая техника Авиационная и космическая медицина бактериология Баллистика и гидроаэродинамика Биоинженерия и Биоинформатика Биология Биология Наука Биотехнические системы и технологии биотехнология Бизнес-информатика кардиология кардиология Сердечно-сосудистая хирургия Картография и геоинформатика Химические науки Химическая технология Химическая технология материалов современной энергетики Химия Химия, физика и механика материалов Гражданское строительство Клиническая лаборатория диагностики Клиническая медицина Клиническая Фармакология Клиническая психология колопроктологии коммерция Компьютерные и информационные науки Компьютерная безопасность Конфликтология Косметология Культурология Таможня Стоматология Дерматовенерология дизайн Проектирование и технологическая поддержка машиностроительных отраслей Проектирование авиационных и ракетных двигателей Проектирование и технология электронных инструментов Диетология Дайвинг Медицина Документоведение и архивоведение Науки о Земле Экология и природопользование Экономическая безопасность экономика Педагогические и педагогические науки Электроэнергетика и теплоэнергетика Электронные и оптико-электронные приборы и системы специального назначения Электроника и наноэлектроника Электроника, радиотехника и системы связи Неотложная медицинская помощь эндокринология эндоскопия Техника и технологии наземного транспорта Экологическая инженерия и водопользование эпидемиология эпидемиология Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов Финансы и Кредит Изобразительное искусство Народная художественная культура Изучение иностранных регионов Судебно-медицинская экспертиза Судебная медицина Судебная медицина лесоводство Функциональная диагностика Фундаментальная и прикладная химия Фундаментальная медицина Фундаментальная наука и информационные технологии гастроэнтерология Общая стоматология Общая практика (семейная медицина) генетика Геодезия и дистанционное зондирование география геология Геология, разведка и разработка ресурсов Гериатрия Управление здравоохранением и общественное здравоохранение Теплоэнергетика и теплотехника Теплоэнергетика гематология Высокие технологии и инновации Экономика Исторические науки и археология история История искусства гидрометеорология Промышленная экология и биотехнологии Инфекционные заболевания Инфекционные заболевания Информатика и компьютерные технологии Информационная безопасность Информационная безопасность компьютерных систем Информационная безопасность телекоммуникационных систем Информационные системы и технологии Инновационные Исследования Приборостроение Управление интеллектуальной собственностью Интеллектуальные системы в сфере гуманитариев Международные отношения журналистика Организация и управление наукоемкими производствами Лаборатория генетики Землеустройство и кадастры Наземный транспортно-технологический комплекс Ландшафтная архитектура Лазерное оборудование и лазерные технологии закон Правовое обеспечение национальной безопасности лингвистика Лингвистика и литературная критика управление Управление в технических системах Мануальная терапия СМИ и информационно-библиотечная наука Материаловедение и технохология материалов Математика Математика и компьютерные науки Математика и механика Челюстно-лицевая хирургия Инженерное дело Механика и математическое моделирование Мехатроника и робототехника Медиакоммуникации Медико-социальная экспертиза Медицинская Биохимия Медицинская биофизика Медицинский бизнес Медицинская Кибернетика Медицинская стоматология Медико-профилактический бизнес Психическая и наркологическая медицина искусство сбыта металлургия Добыча полезных ископаемых Музейная наука и охрана объектов культурного и природного наследия Музыка-Инструменты Искусство Наноинженерия Наноматериалы НанотехнологииНанотехнологии и микросистемная техника и микросистемная техника Нанотехнологии и микросистемная техника Нанотехнологии и наноматериалы Неонатология нефрология неврология нейрохирургия нейрохирургия Ядерная энергетика и теплофизика Ядерная физика и технологии Атомные станции: планирование, эксплуатация и проектирование Ядерные реакторы и материалы Ядерные реакторы и материалы Ядерная, тепловая и возобновляемая энергия и связанные с ней технологии уход Гигиена питания Акушерство и гинекология Нефтегазовое дело онкология Офтальмология Офтальмология Оптическая Техника Организация работы с молодежью Востоковедение и африканистика ортодонтия Ортопедическая стоматология оториноларингология Патологическая анатомия Педагогическое образование (с двумя профилями образования) Педагогика и психология девиантного поведения Педагогика Образование Детская стоматология Детская эндокринология Детская хирургия Детская урология и андрология Педиатрия Кадровый менеджмент Аптека филология Философия, этика и религиоведение Фотоника и оптоинформатика Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнологические системы и технологии фтизиатрии фтизиатрии Физико-технические науки и технологии Физическая культура Физкультура и спорт Физическая культура для людей с ограниченными возможностями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Физиотерапия и спортивная медицина физика Физика и астрономия Физика горного дела или добычи нефти и газа Физиотерапия Еда растительного происхождения Пластическая хирургия Политология и краеведение политология Энергоресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии Энергетическое машиностроение PR и отношения со СМИ Профессиональные патологии Психиатрия Психиатрия Психологические науки Психология Психолого-педагогическое образование Психология профессиональной деятельности Психотерапия Общественное здравоохранение Государственная политика и общественные науки Издательская индустрия пульмонология Управление качеством Радиационная гигиена Радиотехник Радиоэлектронные системы и комплексы радиология Радиофизика радиотерапия Отдых и Спортивный Туризм рефлексотерапия Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения Религиозные исследования Исследовательские технологии и системы связи восстановление ревматология Рентген-эндоваскулярная диагностика и лечение рентгенология Российское краеведение обслуживание Сфера услуг Социальная философия Социальные науки Социальная работа социология Программное обеспечение и администрирование информационных систем Программная инженерия Почвоведение Специальное (дефектологическое) образование спорт Стандартизация и метрология Государственное и муниципальное управление Стоматология Операция Системный анализ и управление Техническая эксплуатация самолетов и двигателей Техническая физика Технологические машины и оборудование Технологии Материалов Техника Строительная Техника Технологии лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности Технология геологоразведки Технология продуктов и организация общественного питания Технология транспортных процессов Техносфера Безопасность Технология полиграфического и упаковочного производства Театральная Наука теология терапия Торакальная хирургия туризм Градостроительство Транспортные системы и навигация трансфузиологии Травматология и ортопедия Ультразвуковая диагностика Уникальные Здания и Строительная Техника урология ветеринарный Ветеринария и наука о животных вирусология Профессиональное обучение (по отраслям) Водные биоресурсы и аквакультура Социальная деятельность

,

Определение рукоделия от Merriam-Webster

Чтобы сохранить это слово, вам необходимо войти в систему.

nee · dle · work | \ ˈNē-dᵊl-ˌwərk \ 1 : работа, выполненная с помощью иглы, особенно : работа (например, вышивка), кроме простого шитья

2 : занятие тем, кто занимается рукоделием

Другие слова из рукоделие

рукодел \ ˈnē- dᵊl- ˌwər- kər \ noun

Примеры рукоделия в предложении

Она показала нам образец своего рукоделия .Она все еще любит делать рукоделия .

Недавние примеры в Интернете. Возникла непредвиденная проблема. Скоро зайдите и повторите попытку. Если краситель для галстука не плавает на карантинной лодке, вместо этого держите руки занятыми рукоделием . - Бетси Крибб, Southern Living , «Я завязываю рубашки впервые со средней школы, и это то, что я узнала», 15 мая 2020 г. Не было места слишком много, когда ребенок был согнут более рукоделия или , в случаях менее богатых, обучение на кухне.- Longreads , «The Leaky Vessel»: об Льюисе Кэрролле и опасностях быть женщиной », 27 марта 2020 г. Татуировка была сделана популярным художником-татуировщиком Jonboy, известным своим тонким рукоделием . - Лия Асмелаш, CNN , «Сын Синди Кроуфорд только что сделал татуировку на лице», 8 февраля 2020 г. Женщины передали свои знания по стеганию и рукоделию своим дочерям. - Арканзас Онлайн , «Четыре художников области включены в выставку SWOP», 30 декабря2019 Алиса любила кулинарию, рукоделие, рукоделие, и свою любимую собаку Беллу. - courant.com , «Алиса У. Эшли», 8 ноября 2019 г. Среди предметов, выставленных на продажу, будут образцы ковра, прядения, ткачества и рукоделия . - Phil Marty, chicagotribune.com , «Путь по винному следу в южном Иллинойсе, видение света в Индиане и другие события на Среднем Западе», 22 октября 2019 г. Всех учили чтению, письму и арифметике; Девушек учили , рукоделия , астрономии мальчики нужны для навигации.- Ричард Брукхизер, National Review , «Нью-Йоркское общество по уходу», 24 октября 2019 г. Научите людей, как делать вещи, поощряйте производство рукоделия , таких как это сложное, красиво сделанное покрывало. - Дебора Мартин, ExpressNews.com , «Викторианские радикалы» говорят «да» сексу, а не технологиям на выставке в Музее искусств Сан-Антонио », 10 октября 2019 г.

Эти примеры предложений выбираются автоматически из различных источников новостей в Интернете, чтобы отразить текущее использование слова «рукоделие».«Взгляды, выраженные в примерах, не отражают мнение Merriam-Webster или его редакторов. Отправьте нам отзыв.

См. Больше

Первое известное использование рукоделия

XIV в. В значении, определенном в смысле 1

Подробнее о рукоделии

Статистика рукоделия

Цитировать эту запись

«Рукоделие». Merriam-Webster.com Dictionary , Merriam-Webster, https: // www.merriam-webster.com/dictionary/needlework. Доступ 24 июля 2020 года.

MLA Chicago APA Merriam-Webster

Больше определений для рукоделия

nee · dle · work | \ ˈNē-dᵊl-ˌwərk \

Дети Определение рукоделия

1 : вещи, сделанные вышивкой, вязанием или иглой

2 : деятельность или искусство делать вещи вышивкой, вязанием или иглой

Комментарии к рукоделию

Что заставило вас искать рукоделия ? Пожалуйста, сообщите нам, где вы читали или слышали это (включая цитату, если это возможно).