Русская душа это: Все утверждения об особенностях русской души — не более чем миф

Все утверждения об особенностях русской души — не более чем миф

Роланд Олифант, для РИА Новости.

Есть немало причин с некоторым недоверием относиться к тем, кто разглагольствует о «русской душе». Слишком уж часто это словосочетание повторяется составителями туристических справочников и фотоальбомов по России. А, как известно, любой термин может, употребляясь к месту и не к месту, скоро превратиться в клише, стать модным словечком и утратить, в конце концов, свой первоначальный смысл. Иностранным туристам беспрестанно предлагают узнать «русскую душу», поселившись на пару дней в роскошной столичной гостинице, пролистав альбом с «гламурными» фотографиями увенчанных куполами-луковками православных храмов, прогулявшись по Невскому проспекту или заехав в лубочную русскую деревню.

При более внимательном рассмотрении становится ясно, что термин «русская душа» никогда не был носителем глубокого смысла. В употребление он был введен с самыми лучшими намерениями лучшими представителями российской культурной элиты (действительно, столпы русской словесности, такие как Пушкин, Достоевский и Лев Толстой, были в числе его активных сторонников).

Словосочетание «русская душа» должно было стать ключом к пониманию того, о чем его создатели не имели ясного представления, а их собственный романтический взгляд на мир способствовал излишней романтизации этой таинственной субстанции. Потому термин «русская душа», появляющийся обычно с эпитетом «загадочная», вряд ли может служить путеводной звездой для понимания современных российских реалий, прошлого и будущего страны.

В принципе иностранец, устав от бесконечного муссирования этого термина, мог бы его просто игнорировать, причислив к разряду литературных мистификаций позапрошлого века. Как и прочие литературные вымыслы русских писателей — вроде «Протоколов сионских мудрецов» — термин этот привел к искаженному представлению в мире о целом народе. Однако в отличие от «Протоколов», в мифе о русской душе не было никакого злого умысла и лукавства. Ведь он был введен в обиход, как ответ на глубокий кризис поиска национальной идентичности, которым пронизано все творчество писателей, художников и мыслителей той эпохи. По этой причине при исследовании этого явно надуманного образа ясно прослеживаются мотивы его создателей, которые были по сути своей вполне благородными.

Непостижимо огромная

Главная проблема с концепцией «русской души» заключается в том, что невозможно сказать, к кому именно она применима. Россия по своим параметрам — непостижимо огромная страна, как в географическом, так и в социальном и этническом отношениях. Помимо русских (кто бы они ни были) здесь живут еще белорусы, украинцы, представители финно-угорской семьи народов, мордва, чуваши, татары, в эпоху Золотой Орды правившие русскими землями, евреи, цыгане, поволжские немцы, а также множество этнических групп и языков народов Северного Кавказа. И все это хитросплетение наций и народностей — лишь часть населения страны, проживающего к западу от Уральского хребта.

Все эти люди — российские граждане, а мы ведь говорим о «русской душе», то есть душе, присущей именно этническим русским. Однако попробуйте отделить этнических русских от всех прочих! И это включая тех крупных фигур российской культуры XIX века, чьи напряженные поиски русской национальной идентичности и привели к введению в обиход понятия «загадочной русской души». Пушкин по прадеду был эфиопом, Достоевский наполовину поляком, а в предках у Лермонтова числятся шотландцы. Гоголь был малороссом, а знаменитый русский живописец Левитан — литовским евреем. Однако это не помешало им выступать с позиций «подлинной русскости».

Возможно, Александр Сергеевич Пушкин и не был первым, кто использовал термин «русская душа», однако он был основателем русской словесности, гением, который не мог ошибиться и, что важно, не пытался запутать своих читателей эпитетом «загадочная». Героиня пушкинского «Евгения Онегина» Татьяна Ларина была одним из первых литературных персонажей, олицетворявших «русскую душу», и именно она является носительницей характерных ее черт и качеств. Татьяна («русская душой, сама не зная, почему»), хотя и мало говорила по-русски, но была достаточно бесхитростна душой, чтобы открыть сердце человеку, которого полюбила вопреки условностям высшего общества, и слишком верна долгу, чтобы впоследствии оставить мужа ради этой любви.

Русская душа в данном случае является чем-то распахнутым, открытым и бесхитростным, и в то же время преданным, не переносящим обман. Душа Татьяны берет верх над искусственной зависимостью от условностей высшего света, в том числе его «офранцуженности», но, нарушая светские условности, она становится жертвой этой зависимости. При этом душа является еще и «широкой» (другое определение, также часто используемое применительно к понятию «русская душа», как и прилагательное «загадочная»), что часто неправильно истолковывается как намек на огромные пространства России, но на самом деле означает безудержную щедрость, которая характеризует русских, особенно когда они выпьют и готовы без удержу сорить деньгами. Однако готовность платить за всех, кто с тобой выпивает, стремление пригласить всю деревню на свое памятное событие, чтобы люди разделили с тобой радость происходящего, создает резкий контраст недостаточной усидчивости в делах, слабо выраженному духу предприимчивости и извечной недооценке материального фактора. «Мы ленивы и нелюбознательны», — пишет Пушкин, находясь в пессимистичном расположении духа.

Возможно, по этой причине все русские предпочитают считать, что все олигархи по национальности евреи, а русские — люди преданные и открытые, терпеть не могут обман и жульничество, исключительно щедрые и бескорыстные, но в то же время ленивые и не проявляющие интереса к окружающему их миру. Именно на этом постулате и базировался изначально миф о «загадочной» и «широкой» русской душе. Со временем миф оброс новыми деталями. В своей речи на торжественном открытии памятника Пушкину в Москве в 1880 году Достоевский не без налета мазохизма отметил: Татьяна отказалась отдать себя Онегину «как русская женщина», поскольку «настоящая русская душа так рассуждает: оставьте меня, оставьте, пусть я буду несчастной». А советский писатель (еврейского происхождения) Василий Гроссман этому явлению дал следующее определение — «славянская душа». Российский мыслитель 19-го века Николай Бердяев толковал этот феномен как «пассивный характер женской души». В 1915 году он пишет: «Россия полна противоречий, антимоний».

И пошло-поехало…

Имеются и другие определения, но все они лишь приукрашивают главный постулат, и ни одно из них не выдерживает критики. У России имеется предостаточно умелых, ушлых, целеустремленных и амбициозных людей, а также волевых, с настоящим мужским характером людей, лидеров по жизненной позиции. Среди всех тех, кто имеет российские паспорта, разговаривает по-русски, объединенных общим понятием российские граждане, есть и русские люди. Это означает, что, либо той души, о которой идет речь, просто не существует, либо она не является исключительно российской привилегией, либо что не у всех русских таковая имеется.

Таким образом, главный вопрос заключается не в том, существует ли на самом деле эта пресловутая русскость — ее просто нет в природе — а в том, по какой причине подобные теории так активно, с такой энергией распространялись в течение столь долгого времени, в том числе и выдающимися людьми своего времени.

Тому есть наглядное объяснение. Татьяна Ларина и Евгений Онегин были Адамом и Евой — прародителями целой плеяды литературных персонажей, занимавших умы на протяжении целого века, параллельно с попытками русских мыслителей дать определение понятию «русскости» этих литературных героев, зачастую пытаясь противопоставить их всему остальному, что было в мировой литературе. Отсюда и отторжение всего иностранного: Татьяна честная, открытая русская душа спала, но бодрствовала в полудреме, несмотря на ее французское образование и воспитание. И эта душа пала жертвой искусственных, привнесенных из-за границы светских придворных правил. Налицо истовое стремление отыскать путеводную нить, которая бы связала воедино раздельно существующие части единой нации. И вот мы видим, как в «Войне и мире» Толстого Наташа Ростова — еще одна великосветская петербургская дама и прямая литературная наследница пушкинской Татьяны — обнаружила в себе некое врожденное знание, «навеянное русским воздухом» — как станцевать «русский» крестьянский танец, музыку к которому она никогда раньше не слышала.

Чтобы понять, насколько эта попытка носила чисто литературный характер и как она была воспринята образованными людьми того времени, не лишним будет обратиться к уже упоминавшейся выше речи, произнесенной в 1880 году Достоевским, которая в одночасье превратила его в глазах читающей публики в «гения». «Пушкин, — говорил Достоевский, обращаясь к собравшейся на открытие памятника толпе людей, — появился «как раз в самом начале обретения нами своего подлинного самосознания», он стал выразителем «глубокой и чистой русской идеи» и указал на особую судьбу России и русского народа, который «в своей душе хранит братскую любовь ко всем нашим братьям, и за которым, возможно, будет последнее слово в деле создания всеобщей гармонии, братского союза всех народов в соответствии с евангельскими заповедями Господа нашего Иисуса Христа». Само по себе подобное заявление было попыткой найти некую мистическую связь между славянофилами и западниками — точно также как Толстой пытался проложить нить, связывающую дворян в лице Наташи Ростовой с простым народом.

Все это прекрасно, романтично и воодушевляет. Вековой поиск истинной России, в котором литература сыграла роль и манифеста, и лаборатории творческой мысли, увенчался созданием величайших из когда-либо написанных произведений — и страна ими по праву гордится. Но между тем, то, что искали их создатели, носило искусственный, химерический характер. Возьмем, к примеру, помещика из «Анны Карениной» Константина Левина, в персонаж которого Толстой, возможно, вложил максимум своих собственных человеческих черт: в результате длительных поисков он пришел к выводу, что практически невозможно преодолеть ту пропасть, которая существовала между знатью и простыми людьми. Пусть он долго изучал, подражал и идеализировал крестьянство, но для крестьян в результате всего этого своим он не стал. А ведь крестьянство составляло в то время 80 процентов населения страны. Возможно, именно крестьяне и были носителями более духовных и чистых форм российской жизни, однако ни сам граф Толстой, ни другие его великие соотечественники не могли получить доступ к этим формам или познать их.

Итак, можно предположить, что перспектива обнаружить ту самую душу, которая бы связала воедино народ России, была обречена с самого начала, а теория, на которой основывались в своем творчестве гиганты русской словесности, выглядит, по меньшей мере, спорной. Имеется, однако, еще одна причина, по которой пытливому и любознательному иностранцу претят все эти разговоры о «русской душе». Дело в том, что никто из самих русских в это не верит. В ходе не носящего научный характер исследования, которое провела редакция интернет-издания Russia Profile, видный московский юрист, не задумываясь, ответил на заданный ему вопрос о феномене русской души: «такого в природе не существует», а затем пустился в многословные рассуждения об открытости, преданности, лени и нелюбознательности русских. На вопрос, означает ли это, что Пушкин ошибался, наш собеседник воскликнул: «Пушкин не мог ошибаться. Он — гений!».

Один из руководителей московского банка, подумав некоторое время над вопросом, заявил, что теория о «русской душе» является не чем иным, как объяснением, которое в 19-м веке давали различиям, существовавшим между Россией и Западом, и что в суммарном виде это понятие представляет собой клубок противоречий. Но при этом он согласился, что «широта» русской души может наглядно наблюдаться во время хмельного застолья русских людей и это — наряду с изрядными дозами выпитого — является неотъемлемой частью российской корпоративной культуры. По мнению бухгалтера, русская душа подразумевает патриотизм и дух коллективизма, что практически уже в прошлом — «еще десяток лет и сгинет совсем». Пианистка считает, что это словосочетание можно употребить лишь в ироническом смысле и редко в положительном. «Русская душа? Русская душа, это когда моя подруга дает мужу денег для того, чтобы купить в дом продуктов, а он заявляется на третий день, дыша перегаром, весь перепачканный в крови и грязи, да еще и без одежды… Вот это и есть русская душа!» — подытожила музыкантша. По мнению любезного таксиста, «русская душа не таит зла», но после паузы наш собеседник добавил: «а вот моего сына его двоюродный брат убил, когда найду его … короче, такой человек не заслуживает, чтобы жить».

В итоге можно было бы резюмировать, что основной чертой русской души является то, что русские люди противоречивы и непредсказуемы. Но подобное обобщение столь же неточно, сколь сомнительно использование прилагательного «загадочная» применительно к их душе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Толстой и русская душа | 18.01.2022, ИноСМИ

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Читать inosmi.ru в

Когда я возвращаюсь из России в Европу, все мне кажется маленьким — физически и духовно. Нынешний Запад погряз в пучине материализма: покупки, машины, выходные, краткосрочные цели и требования. И нет уверенности в том, что сдающая под напором западной вульгарности Россия не последует его печальному примеру. Однако пока еще она держится, как не уступила в прошлом ни Гитлеру, ни Наполеону.

Доминик Фернандез (Dominique Fernandez)

Словосочетание «русская душа» – это всего лишь избитым клише? Отнюдь. Мы говорим «русская душа» потому что чувствуем, что в России жизнями как людей верующих, так и неверующих правят другие, надматериальные силы. Речь прежде всего идет о пространстве, бескрайних российских просторах, а также о климате, огромных заснеженных равнинах. «Россия граничит лишь с Богом», говорил Рильке. Однако духовная составляющая в этой стране все же выходит за рамки религии. Бесконечные леса, ледяная тундра, озера величиной с моря, великие реки, пронизанные светом белые ночи – все это говорит о присутствии чего-то невидимого, незаметного на первый взгляд. Какую тайну скрывает в себе эта могучая природа?

Когда я возвращаюсь из России в Европу, все мне кажется маленьким, физически маленьким: четкие пейзажи, аккуратные холмы, короткие расстояния и ограниченные горизонты. Сена мирно несет свои воды вдоль набережных, здесь не увидеть грозных черных волн как на Неве в Санкт-Петербурге. Касается этот минимализм и духовности. Нынешний Запад погряз в пучине материализма: покупки, машины, выходные, краткосрочные цели и требования. И нет уверенности в том, что сдающая под напором западной вульгарности Россия не последует его печальному примеру. Однако пока еще она держится, как не уступила в прошлом ни Гитлеру, ни Наполеону. Россия обладает великолепной способностью сопротивляться, чем она, безусловно, обязана силе своей души. Именно эта душа породила оперы Мусоргского, балеты Чайковского, симфонии Шостаковича, фильмы Эйзенштейна и Тарковского, романы Достоевского и Толстого. Эта самая душа заставляет москвичей после тяжелого рабочего дня простоять еще полтора часа в переполненном метро, чтобы попасть в один из восьмидесяти театров или шести оперных залов столицы.

Никто лучше Толстого не смог объяснить всем, что значит «русская душа». Отлученный от церкви за критику церковных иерархов, он все же был глубоко религиозным человеком в том смысле, что чувствовал связь с природой и миром всеми фибрами своей души. В 18 лет в своем дневнике он написал то, что станет впоследствии кредо всей его жизни: «Целое же может убить часть. Для этого образуй твой разум так, чтобы он был сообразен с целым, с источником всего, а не с частью, с обществом людей; тогда твой разум сольется в одно с этим целым, и тогда общество, как часть, не будет иметь влияния на тебя». Остаться человеком, сохраняя общность с целым – такова была цель писателя на протяжении всей его долгой жизни. Индивидуализм для него – это ограничение, уход в самого себя, потеря смысла. В 42 года Толстой написал: «Умереть – значит избавиться от заблуждения, через которое все видишь индивидуально. Родиться – значит из жизни общей перейти к заблуждению индивидуальности. Только на середине, во всей силе жизни, можно видеть свое
заблуждение индивидуальности и можно сознавать истину всеобщей жизни. Только один момент на вершине горы  видны оба ската ее». Наконец, в 61 год: «То, что мы называем своей жизнью, личной жизнью — это способность стать поперек свету — не пропускать его, истинная же жизнь есть способность стать так, чтобы пропускать свет вполне, не задерживать его».

Способность пропускать свет, причем необязательно исходящий с небес или от Бога – вот важнейшее качество русской души. Умереть значит вновь стать одним с миром. «Трава вырастет, и больше ничего», — говорит один героев Толстого, который попросил, чтобы его похоронили в своем парке без креста над могилой. Из всех могил, что я видел, лишь она не выделяется абсолютно ничем: ровный участок земли, под которым человек смог, наконец, обрести столь желанное единение.

Хватит винить русскую душу Ян Бурума

Джулиан Финни / Getty Images

Ян Бурума

Рассматривать войну на Украине как конфликт не только с режимом президента России Владимира Путина, но и с российской культурой — это большой подарок Кремлю. Это усиливает комплекс преследования, необходимый Путину для поддержания поддержки населения.

НЬЮ-ЙОРК – В интересной недавней статье в Times Literary Supplement , украинская писательница, эссеист и поэт Оксана Забужко упрекнула западных читателей в том, что они не признают варварства России. Слишком много людей, утверждал Забужко, считают, что великие русские писатели, такие как Федор Достоевский, выражали гуманистические европейские ценности. Они недостаточно глубоко заглянули в дикую русскую душу.

Забужко считает, что русская литература представляет собой «древнюю культуру, в которой люди дышат только под водой и питают банальную ненависть к тем, у кого легкие вместо жабр». Российское вторжение в Украину можно понять только через призму «достоевизма», определяемого как «взрыв чистого, дистиллированного зла и давно подавляемой ненависти и зависти».

Этот тип культурного анализа звучит довольно старомодно. Раньше было принято интерпретировать Третий рейх как болезнь немецкой души: «от Лютера к Гитлеру», — гласил тезис, подразумевая, что антисемитизм Лютера посеял семена нацизма примерно за 350 лет до рождения Гитлера. Но мало кто в наши дни придерживается столь грубого взгляда на немецкую историю.

Чтобы продолжить чтение, зарегистрируйтесь сейчас.

Подпишитесь сейчас, чтобы получить неограниченный доступ ко всему, что может предложить PS.

Подписаться

Как зарегистрированный пользователь, вы можете наслаждаться новым контентом для PS каждый месяц — бесплатно .

регистр

У вас уже есть аккаунт? Авторизоваться

Пишу для PS с 2001
197 Комментарии

Ян Бурума — автор многочисленных книг, в том числе «Убийство в Амстердаме: смерть Тео Ван Гога и пределы терпимости»,   Year Zero: A History of 1945 90 Токийский роман: мемуары , и, совсем недавно, Комплекс Черчилля: проклятие быть особенным, от Уинстона и Рузвельта до Трампа и Брексита

 (Пингвин, 2020).

https://prosyn.org/NwF0798

Война в Украине начинает новую битву за русскую душу

Россия говорит, что расширилась. 30 сентября президент Владимир Путин подписал документ, согласно которому четыре украинские области якобы были приняты в состав Российской Федерации. Жители этих регионов, сказал Путин в своем выступлении, «навсегда стали нашими гражданами». Он сделал это утверждение, когда украинская армия освобождала территорию, на которую претендовала Россия. Он не просто пытался вырвать пропагандистскую победу из пасти очевидного военного поражения; он закладывал основу для еще более агрессивной борьбы за эти земли. Полторы недели назад он приказал военным набрать сотни тысяч новых солдат и пригрозил применить ядерное оружие.

Россия, включающая часть или всю Украину и бессчетное количество других земель, — это Русский Мир, расплывчатая и обширная идея, выдвинутая самозваным философом Александром Дугиным, некоторые из идей которого были приняты Кремлем. В августе его тридцатидвухлетняя дочь Дарья, также империалистический эксперт, была убита бомбой в машине, которая, возможно, предназначалась для него. На прошлой неделе газета

Times сообщила, что разведка США считает, что за атакой могла стоять часть украинского правительства. Если это правда, то это говорит о том, что власть возлагает сильную, возможно, необоснованную веру в силу концепции Русского мира.

Путин в своем выступлении описал и Русский Мир, и большой мир, каким он его видит. По его словам, Запад разрушил Советский Союз в 1991 году, но Россия вернулась, дерзкая и сильная. Теперь Запад хочет уничтожить Россию. «Они видят в нашей мысли и нашей философии прямую угрозу», — сказал он. «Вот почему они убивают наших философов». Конечная цель Запада, в частности, Соединенных Штатов и Великобритании, состоит в том, чтобы подчинить себе людей во всем мире и заставить их отказаться от традиционных ценностей, иметь «родителя №1», «родителя №2» и «родитель № 3» вместо матери и отца (у них это совсем пропало!), и учить школьников, что «кроме мужчин и женщин есть какие-то другие гендеры, и предлагать им операции по смене пола». Путин неоднократно заявлял, что только Россия может спасти мир от этой угрозы. Это история мира, в котором его война на Украине — и призыв в армию, и даже, возможно, ядерный удар — имеют смысл.

Но когда мир, сформированный обратной связью пропаганды, сталкивается с миром реальных фактов, все начинает давать трещины. 5 октября два видеоролика получили широкое распространение в русскоязычных социальных сетях, в том числе в обычно провоенных кругах. На видео видно толпу мужчин в форме. Говорят, что их пятьсот и что их недавно призвали. Они жалуются на «животные» условия, на необходимость покупать себе еду и бронежилеты и на отсутствие организации. «Мы не зарегистрированы ни в каком отряде, — говорит один мужчина. «У нас есть оружие, но официально оно нам не выдано». Между тем, некоторые российские телевизионные пропагандисты признают победы Украины и призывают россиян готовиться к долгому ожиданию, прежде чем их страна сможет снова напасть.

Слишком рано делать предположения о том, куда могут привести эти крошечные трещины. Однако еще не рано задуматься о том, каким может быть будущее проигравшей в военном отношении России. Именно этим занимается оппозиционный политик Алексей Навальный, который находится в заключении с января 2021 года. The Washington Post недавно опубликовала статью, тайно переправленную командой юристов Навального, в которой он пишет, что Россия заслуживает того, чтобы проиграть войну, и что, как только она это сделает, она должна быть преобразована в парламентскую, а не в президентскую. республика. Он утверждает, что это гарантирует, что никто не сможет узурпировать власть в России, как это сделал Путин.

Статья Навального служит иллюстрацией своего рода мудрости Путина — мудрости удержания своего самого важного политического оппонента за решеткой. Навальный, кажется, упустил культурный поворотный момент. За семь с половиной месяцев, прошедших с начала полномасштабного вторжения России, свою страну покинули сотни тысяч россиян. Многие из них — журналисты, писатели, поэты или художники, и они, наряду с теми, кто все еще находится в России, пишут эссе, стихи, посты в Facebook и подкасты, пытаясь бороться с условием быть гражданами страны, ведущей геноцидная колониальная война. Некоторые из их украинских коллег насмехались над их переоценкой ценностей.

У украинцев действительно есть более серьезные и насущные проблемы. Но есть у них и определенность — они знают, кто они в мире, а для русских все не так, как когда-то казалось.

Одним из первых примеров такого излияния было стихотворение автора детских книг Алексея Олейникова о нелепости попытки бежать из России с домашним ёжиком на буксире. Одна строфа гласит: «Мы не смоем позора до самой старости, до самой смерти / Были времена похуже, но не было более нелепого времени». Размещенное на Facebook стихотворение стало вирусным в марте. Вирусное стихотворение Мэя, написанное актрисой и поэтессой Женей Беркович, рассказывает о молодом русском человеке, которого посетил призрак его деда, воевавшего во Второй мировой войне; призрак просит внука забыть его, чтобы память о его доблести не использовалась для оправдания нынешней войны. Популярное стихотворение этого месяца, написанное Эли Бар-Яхалом, израильским русским, представляет собой диалог между Богом и москвичом, который надеется когда-нибудь вернуться домой.

«Бучу не воскресить, Ирпень не поднять», — говорит Бог, имея в виду пригороды Киева, где русские, похоже, совершали военные преступления. Также есть как минимум два русскоязычных подкаста, посвященных вопросам индивидуальной и коллективной ответственности за войну. А Линор Горалик, известная российская писательница, родившаяся в Украине и живущая в Израиле, основала интернет-журнал под названием рев (Российское оппозиционное искусствоведение), выпустившее три полных номера.

В последний раз так настойчиво писали по-русски в конце восьмидесятых годов. Тогда советские граждане столкнулись со своим прошлым — сталинским террором. Этот момент подарил России, среди прочего, правозащитную организацию «Мемориал», которая на прошлой неделе вместе с украинскими и белорусскими активистами получила Нобелевскую премию мира. Теперь российские граждане сталкиваются со своим настоящим. Писатели в изгнании физически покинули свою страну (как и большая часть руководства «Мемориала») и пытаются проложить свой путь в новую Россию.