Самостоятельность это в психологии: Словарь психологических качеств и свойств

Самостоятельность это в психологии. Самостоятельность

Содержание

  1. Самостоятельность это в психологии. Самостоятельность
  2. Самостоятельность аргументы. Сочинение на тему «Cамостоятельность»
  3. Самостоятельность определение. Самостоятельность: что это такое?
  4. Самостоятельность в работе это. Самостоятельность в работе
  5. Самостоятельность в педагогике это. Определение самостоятельности в педагогике
  6. Самостоятельность ребенка

Самостоятельность это в психологии. Самостоятельность

Если человек живет один, это вовсе не означает, что он самостоятельный. Человек может жить один, потому что он очень ленив, ему комфортно одному и не нужно тратить свои силы, свою энергию на кого-то еще. Может жить один, потому, что он жаден, копит деньги и лишние расходы ему не нужны. Может жить один, потому, что он боится, что кто-то его не поймет, не оценит, обманет. Наконец, может жить один, потому что не желает иметь ни перед кем обязательств, а хочет отвечать только за себя самого.

Все эти качества не относятся к человеку самостоятельному.

Самостоятельность – это независимость и свобода. Свобода от кого-то – это не свобода, потому что невозможно быть полностью независимым, живя в социуме. Пока человек живет среди людей, он зависим от множества внешних факторов, иначе выжить ему будет невозможно. Он должен где-то жить, что-то есть, вынужден общаться с себе подобными и пользоваться хотя бы некоторыми благами цивилизации.

Самостоятельный человек не считает себя отдельным от других, понимая, что все, он сам и окружающий его мир составляют единое целое. Как может быть независима одна рука, например, от всего человеческого организма? Более того, качество самостоятельности может проявить в себе только человек, не отделяющий себя от других.

Поэтому самостоятельность – это ответственность за себя и за других, понимание того, что все, независимо от цвета кожи, формы носа, климатических условий и достатка, хотят быть счастливыми. Самостоятельный человек узнал себя настолько, что видит другого, как самого себя: все страхи, надежды, желания, которые в основе своей одинаковые.

Только самостоятельный человек, обладающий целостным взглядом на мир, может стать индивидуальным: неповторимым, уникальным. В переводе с латыни individuum – неделимое. Целостный взгляд на мир – это качество человека с развитым, расширенным сознанием, который настолько углубился в себя, что видит этот мир с космической высоты.

Уникальность самостоятельного человека в том, что он настолько прост и естественен, как сама природа, что Вселенная принимает его, живет через него, проявляя через него все, что имеет сама. Сила такого человека – это сила всего Существования, которая дает ему уверенность, спокойствие и вселенское бесстрашие.

Самостоятельность – это единение со всем миром, сохраняя при этом полную осознанность себя, а значит свою индивидуальность. Только наблюдатель, который просто смотрит, как зеркало отражает окружающий мир, наблюдатель, который просто есть, как есть истинная реальность вечная и постоянно изменяющаяся, может стать самостоятельным, а потому неповторимым и уникальным.

Самостоятельность аргументы. Сочинение на тему «Cамостоятельность»

Каждому из нас с детства знакома такое понятие, как самостоятельность. Но не каждый человек действительно понимает полный смысл этого слова, не всякого мы можем назвать самостоятельным.

Что же такое самостоятельность?

Самостоятельность — одно из качеств личности, играющих большую роль в жизни любого взрослого человека. Это не просто способность принимать решения без помощи других людей, это в первую очередь умение отвечать за свои поступки, дела. Быть самостоятельным — значит суметь обеспечить себя всем необходимым в жизни, иметь свою точку зрения, отдельную от других, свое мировоззрение и взгляды.

Несмотря на то, что с юридической точки зрения взрослым считается человек, достигший восемнадцати лет, в реальности же и к тридцати годам мало кто становится взрослым. Люди до самой старости готовы сидеть на шее родителей, живя полностью за их счет. Они не хотят получать хорошее образование и отвергают любое предложение о работе, мечтая получать за свое незнание большие деньги. Жить ничего не делая и не принимая решений для них – вполне нормально. Обидно, что сейчас так думает практически каждый третий подросток. Они забывают о том, что родители не вечны, а значит, когда-нибудь им придется заботиться о себе самостоятельно. Но как это сделать, если ты ничего не умеешь?

В своей жизни мы часто видим тех, кто повзрослел слишком рано. Чаще всего это дети из неблагополучных или многодетных семей, где каждому приходится заботиться о себе самому при этом помогая родителям воспитывать своих младших братьев и сестер. Рано взрослеют дети, потерявшие родителей, те, кто живет с пожилыми бабушками и дедушками.

Чтобы ребенок взрослел вовремя, родители с детства должны приучать его быть самостоятельным. 5 класс – это время, когда ребенок вполне может помыть за собой посуду или помочь маме накрыть на стол, убраться в своей комнате.

Многие мамы чересчур заботятся о своих детях и даже в восемнадцать лет не пускают их на кухню, чтобы что-то приготовить или помочь с уборкой. Такое отношение только вредит. Именно они в первую очередь и становятся теми, кто готов сидеть на шее у родителей всю свою жизнь. Можно сказать, что они даже не виноваты в том, что не могут пожарить яичницу или сварить простой суп, помыть за собой посуду или постирать грязное белье — их этому не научили в детстве.

Именно в детстве в человеке закладываются качества, необходимые любой личности. Из маленького ребенка можно «слепитьСам» что угодно, ведь он прислушивается ко всему, что ему говорят, его характер только начинает формироваться, а потому он принимает все, что в него вкладывают. Вот почему процесс правильного воспитания и обучения самостоятельности так важен.

Ребенок смотрит на мир иначе, чем взрослый. Как правильно заметил Антуан де Сент-Экзюпери в своём самом известном произведении «Маленький принц», взрослые думают лишь о цифрах и собственной выгоде, они не способны видеть прекрасное во всем, даже в том, что кажется обычным или уродливым. Именно дети делают наш мир лучше, поэтому так важно, чтобы они повзрослели в положенное время.

Самостоятельный человек — тот, кто может позаботиться о других людях, и совсем не играет роли, родственник он ему или просто чужой человек. Самостоятельность тесно связана с человечностью, это одни из важнейших качеств, определяющих зрелую личность, каким и должен быть каждый человек. Она очень важна для любого человека, вот почему в школе часто пишут на тему самостоятельность сочинение. Сочинение позволяет задуматься: «А самостоятельный ли я?» и возможно, изменить свою точку зрения на этот счет.

Самостоятельность — важная часть взросления человека. Я считаю, что только самостоятельный человек может в полной мере назвать себя взрослым, и это очень важно.

Самостоятельность определение. Самостоятельность: что это такое?

Светлана Морозова
Самостоятельность: что это такое?

Современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам , поступкам и действиям. Психологи считают, что дети с раннего детства стремятся к самостоятельности . И эта всем известная фраза «Я сам» часто звучащая из уст малыша, означает начало становления личности. В. А. Сухомлинский считал, что гражданин рождается в ребенке в те моменты, когда маленький человек хочет выразить себя, свое «я» .

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особенное место в этом занимает детский сад. Дошкольный период это время взросления детей, в котором развиваются важнейшие качества личности. И, мы взрослые, должны грамотно подойти к процессу воспитания.

Что такое самостоятельность ?

Самостоятельность – это сложное качество, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений.

Самостоятельность – это способность подчинять свое поведение собственным взглядам.

Самостоятельность – это готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Самостоятельность – это когда дети делают все без взрослых, одни.

Самостоятельность – это когда никто не заставляет, не командует, не руководит, не подсказывает.

Самостоятельность – это когда «захотел и сделал» .

Самостоятельность – это когда «как придумал, так и будет» .

Самостоятельность – это когда мы слышим «Я сам одеваюсь» , «Я сам застилаю постель» и тому подобное.

Процесс развития самостоятельности можно поделить на триэтапа:

• Это когда действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия. Этот этап называют этапом подражания, он помогает сформировать определенный фонд умений, способов действий. Очень важно, чтобы ребенок прошел этот этап вместе со старшими ребятами, где он видит раскрывающие способы организации совместной игры или работы, распределение ролей или обязанностей, формы контроля и поощрения, разрешения конфликтов, помощь другу. Здесь важно учитывать, чтобы старшие ребята имели определенный опыт деятельности.

• Этап частичной самостоятельности , когда ребенок в состоянии выполнить самостоятельно части работы , находит способы их осуществления.

• Этап полной самостоятельности , когда ребенок самостоятельно выполняет определенную работу в любимых, знакомых видах деятельности.

Важную роль в развитии самостоятельности надо отнести игре . Она занимает особое место в жизни ребенка. Игра дает возможность выхода эмоциональным проявлениям, показать уровень самостоятельности и творчества . В играх раскрываются лидеры, которые сами захватывают основные роли или оказываются выбранными.

Взрослые должны закреплять все полученные навыки самостоятельности , расширять границы их проявления. Но бывает и так, родители, увидев эту самостоятельность , начинают думать, что ребенок может действовать без помощи взрослых. Но нет, это заблуждение. Такое решение может обернуться отрицательным результатом.

Дорогие родители! Не забывайте, что когда ребенок накапливает опыт самостоятельных действий , важно расширять границы того, что им позволено. В их жизнь необходимо активнее вводить выбор, выбор занятий, одежды, друзей. Но каждому ребенку необходимо упражняться ввыборе: попробовал себя в одной сфере деятельности, выбирай другую, решай, как будешь действовать – сам или с товарищами, просить будешь помощи или нет.

Самостоятельность в работе это. Самостоятельность в работе

Такая составляющая профессиональной деятельности, как самостоятельность, в большей или меньшей степени встречается в разных профессиях. Кроме того, данный показатель прямо пропорционален занимаемой должности: чем она выше, тем больше самостоятельности.

Принятие самостоятельных решений повышает долю ответственности за результаты труда. С другой стороны, это увеличивает мотивацию к работе, дает свободу для творчества и возможность нестандартно подойти к делу.

Предоставляя подчиненным свободу в принятии профессиональных решений, руководитель не должен впадать в крайности и исключать всяческий контроль за их работой. Вседозволенность, как правило, приводит к снижению результатов работы, ухудшению отношения работника к ней и к руководителю. Однако то же самое происходит и при тотальном контроле, добавляя работникам еще и эмоциональное перенапряжение.

Тип занятость также влияет на уровень самостоятельности в работе. Фрилансеры, работающие на себя, и сотрудники, работающие удаленно, не всегда имеют возможность посоветоваться или обратиться за советом к руководителю или заказчику. Поэтому значительную часть решений они принимают сами.

Согласно статистике, люди, имеющие высокий уровень образования, чаще проявляют самостоятельность в работе. Высокий и устойчивый доход часто имеют специалисты с полной самостоятельностью в работе.

Больше всего самостоятельных решений необходимо принимать менеджерам среднего и высшего звена, работники рекламной сферы и другим специалистам, чья деятельность связана с развитием бизнеса, продажами или руководством каким-либо проектом. Учителя и врачи в своей работе тоже часто сталкиваются с ситуациями, когда нужно предпринимать какие-либо действия здесь и сейчас, не имея возможности посоветоваться с коллегами. Соответственно, этим специалистам также нужно проявлять большую долю самостоятельности в профессиональной деятельности.

Самостоятельность в педагогике это.

Определение самостоятельности в педагогике

самообслуживание воспитание дошкольный образовательный

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса. В рамках данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Одним из системообразующих качеств личности является самостоятельность, приобретающая в условиях современной и перспективной социально-экономической ситуации особый вес. Развитие этого качества приводит к развитию личности дошкольника в целом.

Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

Самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность — способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

Интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Иванова В.Д., Осницкого А.К., Теплюк С., Марковой Т.А., К.П. Кузовковой, СЛ. Рубинштейна, Р.С. Буре, Л.Ф. Островской, Т. Гуськовой, И.С. Кона, А.А. Люблинской, Е.О. Смирновой.

По мнению Теплюк С. истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства личности. Теплюк С. отмечает роль родителей в развитии самостоятельности детей. Родители должны целенаправленно её развивать, не оставляя её на потом. При этом родители должны помнить, что при развитии самостоятельности с каждым разом объем самостоятельных действий ребенка увеличивается, а помощь взрослого сокращается. Показателем самостоятельности ребенка является результативность его действий. Этот показатель нельзя подменить контролем взрослого. Контроль неизменно предусматривает послушание, а крепкий союз этих двух понятий может развить безволие, безответственность, леность, инфантилизм. Самостоятельность — это налог к внутренней свободе, к свободе выбора действий, поступков, суждений, в ней истоки ответственности, уверенности в своих собственных силах, истоки творчества, чувства собственного достоинства.

Самостоятельность ребенка

Почему так важно давать детям пространство для самостоятельности.

Самостоятельность — это про ответственность. Про власть над своей жизнью. Она постепенно передается родителями ребенку с самого рождения.
Это про то, что ребенок может сам. Не только убрать игрушки, но и выбрать какими играть. Не только сам одеться, но и выбрать какую одежду сегодня надеть. Не только сам делать уроки, но и встречаться с последствиями своих действий или бездействий.
Если за него выбирать, что делать и когда, то каким образом ребенок научится планировать время?Как он по другому сможет получить опыт понимать, чего он хочет и что будет если выбрать самому сделать то, что хочется?Только через опыт, свой собственный, а не рассказ об опыте другого.
Конечно вы можете предложить ему свои варианты. Например: если ты будешь делать уроки в тот день когда их задают, а не перед тем днем когда их будут проверять, то тебе будет проще усвоить материал. Но ребенок должен сам выбрать, попробовать и так и эдак, что бы прийти к какому то подходящему именно для него способу. И этот способ возможно будет отличаться от вашего.

С этим не всегда просто смириться, ведь ребенок это наше продолжение и кажется, что он должен во всем совпадать с нами. Но это не так. Ребенок это другой отдельный человек, у которого есть свои предпочтения, свой темп, свои особенности.
Поэтому вам может казаться, что удобнее заправить постель сразу или взять только вот эту игрушку или собрать рюкзак в школу с вечера, а ему хочется сначала позавтракать, а потом заправлять постель или вообще не заправлять или заправлять по другому. Взять больше игрушек с собой, потому как он еще не знает какой именно захочется играть на площадке. Или собирать рюкзак утром, потому что не хочется сейчас думать про школу или без “потому что”, а просто вот так, по другому.
И тогда стоит дать ему эту возможность, выбирать, когда и как заправлять свою кровать. Какие игрушки брать на прогулку. Когда собирать свой рюкзак, на свои занятия в школу.
При этом потом, так же дать ему возможность столкнуться с опытом. Например, если берешь много игрушек, то несешь их все сам. Или встаешь пораньше, что бы успевать собрать рюкзак. Опять же через опыт, — вот смотри, ты не успеваешь, опаздываешь, может стоит вставать пораньше, как думаешь?А если он успевает, то в чем тогда проблема?
У каждого в семье свои правила, но важно выделять как можно больше сфер, в которых ребенок решает и делает сам. В первую очередь это касается его тела, его территории, его вещей.
А как часто бывает? Родители выбирают, что ребенку надеть, что есть и куда ходить. Иногда даже: с кем дружить, что думать и что чувствовать. Что то вроде: ”ты какой йогурт хочешь, персиковый или вишневый?” И не дожидаясь ответа -”Вишневый тебе будет кислый, держи персиковый.” И тогда он понимает, что это не зона его ответственности. Что за него все решат, и его мнение и тем более чувства и желания не имеют значения. И лучше вообще не заявлять о своих потребностях, не говорить родителям о своих переживаниях.
Все конечно подразумевают, что вот как стукнет ему 18, так он тут же начнет решать сам. А как? Если у него нет этого опыта, он не приобретет его с внезапно нагрянувшим совершенолетием.
И в восемнадцать и иногда в тридцать или сорок он будет ждать, что ему все расскажут, что кто-то другой отвечает за его поступки, за его жизнь.
Чаще всего так происходит, когда родители живут жизнь своих детей, забывая что у них есть своя. Возможно в своей жизни есть от чего бежать. От несбывшихся ожиданий, от разочарования, от разных больных чувств, злости, печали, одиночества. Тогда проще забрать жизнь ребенка себе, из лучших побуждений, сделать из него того, кем не стали сами. Но тогда у ребенка нет возможности прожить свою жизнь. То есть конечно есть и она отвоевывается им в подростковом периоде и дальше, но далеко не всегда или слишком большой ценной.
И все начинается с мелочей. В самом раннем детстве. С обычного йогурта.

Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Шойимова, Ш. С. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста / Ш. С. Шойимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 831-834. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10656/ (дата обращения: 01.05.2023).

В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельности детей дошкольного возраста.

Авторы считают, что самым действенным фактором их развития является общение и игровая деятельность. Она, в свою очередь, должна быть мотивирована, иметь творческий характер и оптимальный для исполнителя уровень трудности.

Ключевые слова: дошкольный возраст, деятельность, развитие, самостоятельность, умения, навыки.

Проблема детской самостоятельности в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания психологов и педагогов. С точки зрения этимологии слово «самостоятельность» может быть определено как «сам» и «стоять»; «самость»; «независимость». «Самостоятельность — обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение» [1, с.586].

В психологической литературе, самостоятельность рассматривается, как волевая черта личности. Ильин Е. П. считает, что «Самостоятельность — это осуществление какой-либо деятельности без посторонней помощи.

Это и самостоятельное принятие решения, и осуществление намеченного, и самоконтроль, а в ряде случаев — и взятие на себя ответственности за дела и поступки. Поэтому развитие самостоятельности у детей идет вместе с развитием самосознания». [2, с.218].

С педагогический точки зрения, проявление самостоятельности связано с деятельностью или готовностью к ней, т. е. самостоятельность есть способ организации человеком своего действия и деятельности. Это связано с воспитанием и обучением детей, в точности с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса.

В педагогике считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно ставить цели и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы. А также, дети должны учиться предполагать варианты решения проблемных ситуаций и находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Интерес к данной проблеме обусловлен тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Иванова В. Д., Кузовковой К. П., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Рубинштейна С. Л., Буре Р. С., Островской Л. Ф., Т. Гуськовой, И. С. Кона, Люблинской А. А., Смирновой Е. О.

В своих трудах они рассматривали вопросы развития самостоятельности в русле кардинальных проблем психологической науки — проблем личности, активности, деятельности. Они подчеркивали, что социальная ценность самостоятельности как качество личности определяется ее направленностью и уровнем активности человека как субъекта деятельности и отношений.

Следует отметить, что взгляд Л. С. Выготского на развитие как на процесс «овладения собственным поведением» может быть интерпретирован с точки зрения деятельностного подхода, как «овладение собственной деятельностью» [3].

По мнению С. Л. Рубинштейна, самостоятельность является результатом большой внутренней работы человека, его способность ставить не только отдельные цели, задачи, но и определять направление своей деятельности. Для раскрытия детерминированности самостоятельности личности большое значение имеет стержневое положение теории С. Л. Рубинштейна, состоящее в том, что в объяснение психических явлений надо исходить из реального бытия человека и его взаимоотношений с внешним миром [4].

Итак, самостоятельность — это постепенно развивающееся качество личности, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач, также умением поставить цель деятельности, способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле её достижения; способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением.

Известно, что предпосылки самостоятельности закладываются приблизительно на 2–3-м годах жизни, когда ребенок начинает относительно свободно передвигаться на небольших пространствах и уже может в какой-то мере самостоятельно удовлетворять некоторые из своих основных потребностей. Кроме того, он начинает добиваться удовлетворения своих потребностей внутри семьи и других социальных группах. «К началу дошкольного возраста — к 3 годам, а иногда и раньше — проявляется, в зависимости от индивидуальных особенностей темперамента, у одних больше, у других менее выраженное стремление к самостоятельности» [4, с.608].

В развитии детской самостоятельности могут быть намечены три ступени:

Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого, например, по просьбе взрослых сам убирает после игры свои игрушки; имеет знания и умения личной гигиены.

Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, убирает свою комнату без просьбы взрослых, имеет самостоятельные навыки личной гигиены.

На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Действия ребенка доведены до автоматизма.

К трем годам ребенок способен сам раздеваться и одеваться при небольшой помощи взрослого, но нередко дети настойчиво отказываются от подобного проявления самостоятельности. Обучение навыкам самообслуживания — это только ступенька на пути к самостоятельности, и желание все сделать самому намного важнее, чем действие, совершенное «из-под палки». И здесь главную роль играет отношение и стиль общения взрослых. Когда стимулы к повторению неудавшихся действий становится уже не внешним (поощрением или поддержка со стороны окружающих людей), а внутренним (удовольствие получаемое от того, что вполне самостоятельно удалось преодолеть возникшие препятствия и добиться поставленной цели), мы уже имеем дело с волевым действием.

Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достигнуть выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре, в труде, в познании, в общении. В качестве показателей самостоятельности старшего дошкольника выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

К концу старшего дошкольного возраста инициатива и самостоятельность проявляются значительно дифференцированнее и разнообразнее. У детей в этом возрасте самостоятельность обнаруживается в придумывании разнообразных игр, в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнять трудное и ответственное дело порученное группе. Возрастающая самостоятельность детей, также сказывается в их умении оценивать работу и поведение других ребят.

Отличительной особенностью самостоятельности детей старшего дошкольного возраста является ее организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.  е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших: «У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это — первое самостоятельное проявление ребенком силы воли» [5, c.170].

Проблема воспитания самостоятельности у дошкольников рассматривается в двух аспектах: умственном и нравственном. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Дети понимают, что они — помощники воспитателя и могут научить малышей тому, что могут, также могут многому научиться в силу своей любознательности.

Для старших дошкольников характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Это является обязательным элементом образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.

В общей увлекательной деятельности развивается сотрудничество, пробуждаются воображение, инициатива. Развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников способствует участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр. ), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. В данном возрасте происходит социально-нравственное развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающими (позиция в коллективе сверстников: друзья, объединения детей на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности). Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил, у них начинает развиваться чувство самоуважения и самостоятельность.

В дошкольном возрасте, у детей развивается внимание, мышление и память, формируются навыки элементарного самоконтроля, способность к саморегуляции своих действий. С развитием наглядно — действенного и наглядно — образного мышления продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Совершенствуется связная и логическая речь. Активная самостоятельная работа дошкольников необходима на всех этапах деятельности, а эффективность ее обусловлена активной мыслительной деятельностью ребенка.

Итак, самостоятельность — постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. В условиях целенаправленной педагогической деятельности, направленной на развитие самостоятельности, дети-дошкольники достигают выраженных показателей самостоятельности в общении, в трудовой, игровой, учебной деятельности.

Роль стиля общения взрослого в процессе становления детской самостоятельности, как и участие взрослых в предметных действиях детей должна быть существенной, специально организованной, т. е. являться реализующей спланированной педагогической деятельностью. Подчеркну, что самостоятельная деятельность становится условием для своеобразной формы самообразования и саморазвития маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческие воображения, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки.

Литература:

1.                  Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск, 1998.  — 800 с.

2.                  Ильин Е. П. Психология для педагогов. — ПИТЕР, 2012. — 638 с.

3.                  Ивошина Т. Г. Психологические условия становления форм субъектости в учебной деятельности подростков / Автореферат дисс. на соискание уч. степени докт. пс. наук., М., 2006.

4.                  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб, 2001. — 720 с.

5.                  Ильин Е. П. Психология воли. — СПб, 2000. — 288 с.

6.                  http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/organizatsiya-samostoyatelnoi-deyatelnosti-detei-starshego-doshkolnogo-vo

7.                  Агеев В.В., Файзуллина А.К. Психологические особенности развития самостоятельности в онтогенезе  Казахский Национальный университет им. аль-Фараби, Алматы http://www.rusnauka.com/15_DNI_2008/Psihologia/33060.doc.htm.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, самостоятельность, старший дошкольный возраст, развитие самостоятельности, детская самостоятельность, детский сад, деятельность, личная гигиена, посторонняя помощь.

Психологическая независимость — журнал Buffalo Healthy Living Magazine

Простите, что вы только что сказали?

Доктор ЭмиБет Таублиб

В июле, когда мы обычно празднуем нашу национальную независимость, кажется уместным исследовать более индивидуальную концепцию независимости — нашу психологическую/эмоциональную независимость. Звучит как уникальная концепция? Ну, может быть, но это очень важно! Проще говоря, я определяю психологическую/эмоциональную независимость как способность определять свое психологическое благополучие, не подвергаясь чрезмерному влиянию со стороны окружающих.

Хотя то, что происходит вокруг нас с точки зрения других людей, мест и вещей, обязательно оказывает на нас влияние, ключ в том, что оно не должно определять нас. Одна из основных предпосылок когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) заключается в том, что не события вокруг нас заставляют нас чувствовать себя определенным образом, а скорее то, как мы думаем об этих событиях или интерпретируем их. Это включает в себя то, насколько важными мы позволяем быть этим событиям, а также значение, которое мы им приписываем.

Например, критика начальника, неприятный комментарий друга или несчастный случай в жизни портят вам весь день? Если да, возможно, вам нужно изучить сообщения, которые вы говорите себе относительно любого из переживаемых вами событий. Чаще всего эти сообщения приходят в виде мыслей о самобичевании, низкой самооценке и даже ненависти к себе. Ясно, что такого образа мышления более чем достаточно, чтобы вызвать тревогу, низкую самооценку и/или даже депрессию. Возможно, что еще более тревожно, так это то, что мы часто вовлекаемся в эти мысли настолько автоматически, что не осознаем их. В результате, прежде чем мы это осознаем, мы грустим, злимся или беспокоимся, обвиняя что-то внешнее по отношению к нашему миру и чувствуя себя беспомощными, чтобы что-то с этим поделать.

Ключевым моментом здесь является определение наших мыслей относительно данной ситуации, чтобы «автоматические мысли» стали менее автоматическими. Как только эти мысли идентифицированы, мы можем установить связь между мыслями и эмоциями, которые мы испытываем. Последняя задача состоит в том, чтобы оценить достоверность сообщений, которые мы посылаем сами себе, а затем (надеюсь) распознать ошибки в наших рассуждениях.

Когда мы позволяем нашему чувству эмоционального благополучия определяться нами, а не окружающими, мы достигаем настоящей психологической независимости. Отказ от того, чтобы рассматривать поведение или слова других как то, что определяет наши чувства, невероятно освобождает нас по жизни. Если вы думаете, что вам может понадобиться помощь в развитии этого навыка, вы не одиноки! Подумайте о том, чтобы позвонить мне и записаться на коучинг по когнитивно-поведенческой терапии. Вы удивитесь, насколько легче станет ваша повседневная жизнь.

Д-р ЭмиБет Таублиб — лицензированный психолог, опубликованный автор, медийная личность и оратор, которая поддерживает местную практику, проводя психотерапию и оценку для отдельных лиц, пар и семей. Позвоните ей по телефону 716-834-1505 или посетите сайт www.dramybeth.com.

Травма и гипернезависимость: есть ли связь?

Вы отчаянно независимы или отталкиваете людей из страха быть обиженными? Это может быть реакцией на травму.

Если вы обнаружите, что отказываетесь от помощи — даже если получение помощи значительно облегчило бы вам жизнь — возможно, вы действуете из места травмы посредством реакции, известной как гипернезависимость.

Несмотря на то, что определенный уровень независимости важен и полезен, потребность в чрезмерной независимости может привести к изоляции и вызвать дополнительный стресс. Но есть способы проработать эту реакцию.

По данным Американской психологической ассоциации (АПА), травма — это эмоциональная реакция на ужасное событие. Это могут быть отдельные инциденты, такие как автомобильные аварии, нападения или повторяющиеся события или события, происходящие из поколения в поколение, такие как продолжающееся насилие или расовая дискриминация.

Примеры источников травмы могут включать:

  • стихийные бедствия или другие опасные для жизни ситуации
  • физическое, сексуальное или эмоциональное насилие
  • дискриминация и предрассудки

Многие знакомы с идеей борьбы, бегства или замораживания реакции — наряду с реакцией олененка — которые могут произойти, когда тело чувствует опасность. Когда ваша нервная система включает эти реакции выживания, вы можете испытывать такие симптомы, как:

  • тревога или паника
  • депрессия
  • социальная изоляция
  • диссоциация
  • физические симптомы, такие как головные боли и боли в животе

Столкновение с чем-то, что напоминает вам о травме, может вызвать экстремальные физические или эмоциональные реакции спустя долгое время после того, как травмирующая ситуация перестанет происходить. Особенно это касается детских травм.

По словам доктора Некешии Хаммонд — психолога, основателя Hammond Psychology and Associates, автора и докладчика — реакция на травму может быть физической, психической, эмоциональной или их комбинацией.

Гипернезависимость — это когда вы решаете быть независимыми от всех, даже если это может негативно повлиять на вас.

По словам консультанта и автора доктора Джоанн Фредерик, гипернезависимость проявляется как точка зрения «я» против «мы». Это может выглядеть так:

  • брать на себя слишком много
  • говорить «нет», чтобы помочь
  • иметь проблемы с делегированием задач

Гипернезависимость может быть связана с прошлой травмой. Например, вы можете быть чрезмерно независимыми, потому что поняли, что не можете доверять другим, поэтому можете полагаться только на себя. Возможно, ваши сверхнезависимые черты развились, чтобы защитить вас от дальнейшего вреда.

Если ваши сверхнезависимые черты связаны с прошлой травмой, эти мысли и поведение, вероятно, развивались без вашего осознания. Может показаться, что так было всегда.

На самом деле реакции вашей нервной системы могли вызвать развитие этих черт в попытке защитить вас.

«Иногда тело и разум естественным образом находят способы пережить эту травму, — говорит Фредерик. «Вся идея в том, что мне нужно защитить себя, и никто никогда не сделает этого со мной снова» 9.0007

Сверхнезависимость против сверхбдительности

Сверхнезависимость и сверхбдительность — состояние повышенной готовности и поиска угроз вокруг вас — могут быть реакцией на травму.

Хаммонд говорит, что между ними может быть связь, поскольку оба ответа связаны с недоверием к другим.

Если вы чувствовали, что отталкиваете людей из-за боязни подвести, знайте, что вы не одиноки. Эмоциональные раны требуют времени для заживления, и сомнения в уязвимости после травмы имеют место быть.

Но делать все в одиночку может быть утомительно. А иногда — хоть это и тяжело — принятие дополнительной поддержки может положительно сказаться как на вашем психическом, так и на физическом здоровье.

Если вы хотите попробовать сделать что-то немного по-другому, рассмотрите следующее:

  • Когда вы чувствуете склонность сопротивляться помощи, попробуйте определить, почему. Основано ли это на желании справиться со всем в одиночку?
  • Подумайте, как бы все выглядело, если бы вы приняли предложенную вам помощь.
  • Помните, что обращение за помощью ничего не говорит о ваших способностях или общей независимости. Нам всем иногда нужна помощь.

Если вы пережили травму или посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), психотерапия (разговорная терапия) может помочь вам проработать мысли, чувства и поведение, возникшие в результате этого опыта.

Терапия направлена ​​на то, чтобы помочь улучшить ваши отношения, помочь вам выработать здоровые методы преодоления трудностей и, в конечном счете, двигаться к исцелению. Вы можете прочитать о научно обоснованных методах лечения травм здесь.

Поддержать близкого человека может быть сложно, но есть способы помочь.

«То, как человек справляется с травмой, может пролить свет на его способность справляться с трудностями, но важно знать, что тот факт, что у человека сильная эмоциональная реакция на травму, не означает, что он «слаб», — говорит Хаммонд.

Свяжитесь с ними

Для тех, у кого гипернезависимость является реакцией на травму, может помочь поддержка, но не властность.

«Пусть они знают, что вы заботитесь о них, и вы всегда рядом, если им нужно с кем-то поговорить. Некоторым людям требуется несколько проверок, чтобы понять, что кому-то не все равно, а некоторым людям нужно ответить и провести более глубокий разговор», — говорит Хаммонд.

Поймите, что все люди разные

Поддержка не универсальна, и очень важно предлагать помощь так, чтобы она была им полезна. Лучший способ сделать это — открыто спросить любимого человека, как его поддержать.

Помогите им создать доверительное сообщество

Поскольку сверхнезависимость связана с отсутствием доверия, важно понимать, что ваш друг или член семьи не может легко впустить людей, даже если вы чувствуете, что они заслуживают доверия.

В дополнение к уверенности в том, что вы выглядите так, чтобы вы чувствовали себя здоровыми для вас обоих, это может помочь поддержать идею вашего близкого человека о том, чтобы его ближайшее окружение было небольшим, если это то, что ему нужно прямо сейчас.