Самовыражения – это что такое? Форма самовыражения
Самовыражение это в психологии, что значит самовыражаться?
Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте
свою сущность — вот для чего мы живем.
Оскар Уайльд. Портрет Дориана Грея
Самовыражение как качество личности – способность раскрывать свою душу во внешнем мире; следуя голосу совести, проявлять, показывать своё отношение к миру не только в форме отдельных чувств, поступков, слов, мимики и жестов, но и в презентации своей личности с большей или меньшей степенью индивидуальности, оригинальности, самобытности и выразительности.
Поэт обратился за помощью к врачу. Он сказал ему: — У меня целый ряд ужасных симптомов. Я несчастен и не нахожу себе места, у меня ломит руки и ноги, и даже волосы. Врач спросил: — Может быть, вы ещё не обнародовали своё последнее сочинение? — Да, это так, — сказал поэт. — Отлично, — сказал врач. — Будьте так любезны прочитать его. Поэт стал читать и по требованию врача повторял свои строки снова и снова. Затем врач сказал: — Встаньте, вы излечены. То, что было внутри вас, поражало ваши внешние органы. Теперь, когда оно высвобождено, вы снова здоровы.
Самовыражение – стриптиз души. Душе для счастья нужно полностью раскрыться, быть нагишом перед Абсолютной Истиной. Но оголиться душа может только в отношениях с Богом. В отношениях с Ним отсутствует всякий стыд. Во всех иных случаях можно говорить лишь о частичном самовыражении.
Подлинное самовыражение – это когда человек всегда, везде и во всём следует голосу совести. Совесть как внутренний нравственный закон внутри человека, как представительство Бога в нём, становится главным побудителем всех его поступков. Когда внутренний судья требует вести себя соответствующим образом, это находит отражение в самовыражении личности – зеркальном отражении искорки Бога – совести. Люди, утратившие совесть, не способны на истинное самовыражение. Окружающие видят в их отношении к миру жалкую подделку на самовыражение в форме лицемерия, гордыни, эгоизма, невежества, капризности, словом, длинной галереи пороков, заканчивающихся деградацией личности и безумием.
В контексте этих мыслей американский писатель Дональд Уолш пишет: «Формула всей жизни в ста словах. Надежда — дверь к вере, Вера — дверь к знанию, Познание — дверь к творчеству, Творчество — дверь к опыту. Опыт — дверь к самовыражению, Самовыражение — дверь к становлению, Становление — действующая сила всей Жизни и единственная функция Бога. На что надеешься, в то рано или поздно поверишь; во что поверишь, то рано или поздно будешь знать; что знаешь, то рано или поздно сотворишь; что сотворишь, то рано или поздно познаешь на опыте; что познаешь на опыте, то рано или поздно выразишь; что выразишь, тем рано или поздно станешь. Это Формула Всей Жизни. Вот так все просто».
Самовыражение как качество личности – естественная потребность души, присущая каждому. Однако далеко не каждый может реализовать данную потребность. Притязание на самовыражение есть, а возможности отсутствуют. Общество заставляет носить нас социальные маски. Порой человек за день надевает столько масок, что до самовыражения очередь не доходит. Нужно всё время следовать какой-то линии поведения – демократичного начальника, принципиального депутата, честного политика, прекрасного семьянина. Маски есть, а самовыражения и искренности нет.
Поэт Сергей Островой пишет:
Из всех примеров самовыраженья
Предпочитаю искренность движенья.
Движенье сердца. И движенье мысли.
Всё движется на свете. Вверх ли, вниз ли.
Всё движется. От самого рожденья.
К добру. И к злу. И в этом суть движенья…
И суть поступков. Вольных и невольных.
И сто дорог прямых. И сто окольных.
Вот почему у самовыраженья
Такие разноликие спряженья.
Сознательное или бессознательное отождествления себя с кем-то – это извращённая форма самовыражения. Социальные маски само по себе не плохи. Дело в том, что человек из-за них теряет возможность на самовыражение. Он всегда озабочен тем, как лучше сыграть роль. Проблема «быть или казаться» становится для него особо актуальной.
Что в итоге человек теряет? Мощный источник положительных эмоций, вдохновения и отличный способ разрядки, дающий выход накопленной негативной энергии. Не зря говорят, что для художника картина – это канализация, куда он сливает отрицательные эмоции. Ирвинг Стоун в романе «Жажда жизни» пишет: «Не писать Рембрандт не мог. Хорошо он писал или плохо — не важно, но только Живопись делала его человеком. Искусство тем и дорого, Винсент, что оно даёт художнику возможность выразить себя. Рембрандт сделал то, что считал целью своей жизни, и в этом его оправдание. Даже если бы его искусство ничего не стоило, то и тогда он прожил бы свою жизнь в тысячу раз плодотворнее, чем если бы подавил свой порыв и стал богатейшим купцом Амстердама».
Кроме того, человек, лишенный возможности самовыражения, не может найти, самоисследовать и осознать себя. Не понимая себя, трудно совершенствоваться и личностно развиваться. Кто обокрал себя на возможность самовыражения, одновременно украл у себя отличный способ повысить самооценку.
Без способности самовыражения человек превращается в невидимку. Окружающие видят социальную маску несостоятельной личности и только. Кристофер Прист писал: «Невидимость — это недостаток веры в себя, своего рода несостоятельность личности». Максим Кулижников в этой связи говорит: «Звезды кино или музыки, скажем, часто выражают себя в соответствие с тем, как публика будет реагировать, принося свою истинную природу в жертву вкусам их аудитории. Люди искусства, которые верны себе (и их творчество) сильно отличаются от людей, которые занимаются попсой. Часто первые не получали признания при жизни. Практически никакого или должного признания. Но что-то вдохновляло их оставаться самими собой и выражать свою сущность».
Самовыражение невозможно без уважения и любви к людям. В одном таджикском, или узбекском, а может и в индийском городе жил ковровых дел мастер. Всю свою жизнь он занимался тем, что ткал ковры. Своё мастерство он получил от своего отца, а тот от своего, и так далее. В каждом своём творении-ковре мастер выражал собственное видение мира. Каждая его работа была словно письмом — посланием миру. В самом конце своих дней мастер создал ковёр, в котором рассказал обо всём, что узнал в долгой жизни. Его ковры ещё долго украшали дома как бедных, так и богатых людей. Каждое наше творение: будь то ковёр, посаженное дерево или даже вбитый гвоздь — это наше творение, послание миру и другим людям, оно несёт им частичку нашего сердца и души.
Способы самовыражения человека
Каждому человеку присуща естественная потребность в самовыражении. В современном обществе нам часто приходится быть (казаться) не теми, кем мы являемся на самом деле – например, на работе или в учебном заведении. Мы делаем то, чего от нас ожидают, то, что уместно в данной ситуации. Это не плохо и не хорошо, это способ социальной адаптации – такова реальность многих людей, однако свою потребность в самовыражении обязательно нужно удовлетворять, и вот несколько причин, почему это нужно делать:
- Самовыражение – мощный источник положительных эмоций, вдохновения и отличный способ разрядки, дающий выход накопленной негативной энергии. Не зря говорят, что для художника картина – это канализация, куда он сливает отрицательные эмоции.
- Самовыражение человека – способ найти себя, лучше понимать себя и развиваться.
- Терапия самовыражением – актуальное и набирающее силу направление психологической помощи. Наиболее популярными являются арт-терапия и танцевально-двигательная терапия.
- Посредством самовыражения происходит повышение самооценки, когда вы действуете в коллективе и другие признают ваш талант, когда единомышленники и поклонники наслаждаются плодами вашего творчества.
Каждый человек уникален, и каждому подходят различные способы самовыражения. В этой статье мы предлагаем выбрать то, что подходит именно вам, не обязательно останавливать выбор только на одном способе – исследуйте себя, пробуйте новое и оценивайте результаты.
Творческое самовыражение
Самовыражение через творчество является одним из самых эффективных, так как мы занимаемся тем, что нам нравится, реализуем свои таланты и способности, облегчая душу и получая признание (хотя это необязательно, можно наслаждаться результатами творчества в одиночку). Если вы уже знаете свои склонности, будь то сочинение музыки, танцы, журналистика или фотография, занимайтесь этим как можно чаще. Если же вы считаете себя человеком не творческим, скорее всего, вы еще не нашли свое направление, поэтому экспериментируйте! Попробуйте рисовать с помощью ладоней и краски на ватмане или возьмите в руки баллончик и разрисуйте стену. Может быть, ваш творческий холст – это ваш дом и вам понравится самовыражаться, декорируя и обставляя помещение? Попробовать себя в танце сегодня может каждый – в фитнес клубах повсеместно преподают десятки различных направлений. Ищите, пробуйте, получайте удовольствие!
Для тех, чьи творческие порывы связаны со словесным искусством, прекрасным способом самовыражения будет собственный блог, завести который можно за 10 минут; участие в дискуссиях, посещение курсов ораторского мастерства и даже изучение английского по Скайпу; написание прозы, стихотворений. Вяжете ли вы крючком или рисуете комиксы – главное, чтобы вам это приносило истинное удовольствие, не нужно поддаваться моде и чужому мнению и пытаться выразиться в сфере, которая не отвечает вашему внутреннему миру – пользы от этого не будет никакой.
самовыражаться
Смотреть что такое «самовыражаться» в других словарях:
самовыражаться — аюсь, аешься; нсв. Раскрывать свой внутренний мир, душевное состояние каким л. образом. Музыкант самовыражается через музыку. ◁ Самовыразиться, жусь, зишься; св. Самовыражение, я; ср … Энциклопедический словарь
самовыражаться — а/юсь, а/ешься; нсв. см. тж. самовыразиться, самовыражение Раскрывать свой внутренний мир, душевное состояние каким л. образом. Музыкант самовыражается через музыку … Словарь многих выражений
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ — В последние годы в нашей стране и за рубежом формируется новое научное направление «психология здоровья». Эта отрасль знаний представляет собой синтез психологии и валеологии. Валеология является наукой об индивидуальном здоровье человека и… … Психотерапевтическая энциклопедия
Губная гармоника — 16 дырочная хроматическая (вверху) и 10 дырочная … Википедия
Стереотипные комментарии в блогах — оставленные посетителями сайта комментарии к тексту или изображению, для которых характерно полное отсутствие какой либо оригинальности. В качестве комментариев используются определённые слова и выражения, которые неоднократно множеством людей… … Википедия
Сансити — «Сансити» (от англ. SUNCITY солнечный город , город солнца ) ежегодный молодежный фестиваль песчаных замков. Проходит на побережье Черного моря возле Анапы.Цель проекта внести посильный вклад в улучшение экологической ситуации в… … Википедия
Стыд — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Дайана Росс — Диана Росс в Восточном зале Белого дома, 2 декабря 2007 года Полное имя Даян Эрнестин Эрл Росс Дата рождения 26 марта 1944 Место рождения … Википедия
Академическая карьера — система повышения научных сотрудников и профессорско преподавательского состава научно исследовательских учреждений и ВУЗов по служебной лестнице. Основной причиной для существования системы академической карьеры является стимулирование персонала … Википедия
Росс, Дайана — Дайана Росс Diana Ross … Википедия
Способы самовыражения
Человек так устроен, что ему необходимо делиться с окружающими своим мировоззрением, даже если он утверждает обратное. Мы должны подстраиваться под друзей, коллег и родственников, под каждого конкретного человека, если хотим продолжать общение или чего-то добиться. Подобное поведение нормально и является способом социальной адаптации. Но иногда мы устаём от того, что играем чужие роли. Нам требуется показать себя настоящего, заявить о себе во всеуслышание с гордо поднятой головой. И тогда одни начинают писать картины и музыку, а другие – носить одежду, играющую в унисон с внутренним «Я», например, футболки с надписями или картинками. Проколоть пупок или написать картину? Перефразируя знаменитую фразу, можно сказать: «Сколько людей, столько и способов выразить себя». В поисках внутренней гармонии можно прибегнуть к наиболее распространённым.
Творческое самовыражение одно из самых действенных и эффективных. Оно помогает достичь сразу нескольких целей: реализовать талант, облегчить душу, рассказать окружающим, и даже получить признание. Будь это пение, танцы, стихоплётство, ведение блога, рукоделие, рисование, фотография или нечто более экзотическое, главное, чтобы хобби приносило душевное равновесие. Особо удачливые и трудолюбивые достигают таких высот, что превращают его в профессию и зарабатывают деньги. Можно перепробовать уйму занятий, пока не придёт понимание, что какое-то конкретное доставляет наибольшее удовольствие.
Самовыражение через внешность, порой, не так трудозатратно, как предыдущее. Однако оно не менее важно. Люди, надевающие «свою» одежду и аксессуары, создающие желаемый образ, могут с уверенностью сказать, что обрели крылья, на которых сумели воспарить над толпой.
Некоторые так увлекаются татуажем и пирсингом, что потом не в состоянии остановиться. Окружающие крутят у виска, а владелец проколотого языка и оттянутых мочек ушей счастлив. Футболки с надписями и рисунками, подходящими под конкретное настроение, самый простой способ заявить о себе. Меломаны обретают себя через чужую, но очень близкую им по духу, музыку, киноманы – через фильмы. Коллекционирование может дарить радость и восторг не только тому, кто коллекционирует, но и тем, кто разделяет это пристрастие или просто заинтересован в предметах определённой тематики.
Способов самовыражения миллион, нужно найти тот, который будет приносить вам удовольствие и давать новые положительные эмоции.
Автор — Золотова Камилла
Самовыражение
Смотреть что такое «Самовыражение» в других словарях:
самовыражение — самовыражение … Орфографический словарь-справочник
самовыражение — сущ., кол во синонимов: 1 • выражение (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Самовыражение — внешняя актуализация (через слово, действие) внутреннего состояния человека, не ограниченная никакими условиями или обходящая и даже игнорирующая их. Скрытые и подчас не осознаваемые самим человеком внутренние процессы, состояния всегда ищут… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Самовыражение — – 1. отреагирование, внешнее выражение своих чувств, убеждений, установок. Во многих психотерапевтических подходах принимается положение о том, что такое проявление внутренних тенденций оказывает лечебное воздействие; 2. любое поведение,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
самовыражение — saviraiška statusas T sritis švietimas apibrėžtis Asmenybės prigimties ir patirties realizavimas veikla, elgesiu ir kalba. Tai viena iš asmenybės gyvenimo funkcijų. Laisva saviraiška atsiskleidžia individualybė, jos talentai ir išgyvenimai.… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
самовыражение — saviraiška statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Vienintelio, nepakartojamo savo vidinio Aš raiška; asmenybės savęs reiškimas veikla (prigimties gebėjimų, gabumų ir patirties realizavimas, poreikių patenkinimas, tikslų pasiekimas) … Sporto terminų žodynas
самовыражение — самовыраж ение, я … Русский орфографический словарь
самовыражение — (2 с), Пр. о самовыраже/нии … Орфографический словарь русского языка
самовыражение — самовыраже/ние, я … Слитно. Раздельно. Через дефис.
самовыражение — я; ср. Выражение себя, своей индивидуальности в какой л. деятельности. С. личности. С. писателя … Энциклопедический словарь
eg-nsk.ru
Средства самовыражения личности
Находясь в рамках общепринятых правил поведения, человек часто теряет самого себя. Начиная с раннего возраста, ребенку диктуются правила поведения. Мама дает указания, что можно делать, что нельзя. В детском саду и в школе, дети одеваются в определенную форму, принятую в данном учреждении, выполняют указания преподавателя, дома делают задания, которые даны всем. Постепенно нарастает у ребенка негатив, неисполненные желания, и потребность в самовыражении рвется наружу.
В подростковом возрасте нереализованность выражается в желании выделиться, как-то по-своему проявить себя. Это может быть экстравагантный наряд, яркая косметика, вызывающее поведение. Молодые люди не брезгуют ничем на этом поприще. В ход идут экстремальные виды спорта, принадлежность к каким-то неформальным движениям. Иногда акты свободы действий заканчиваются алкогольной и наркологической зависимостью. Что же такое самовыражение и как оно проявляется у людей?
Проявление своего внутреннего «Я»
Самовыражение человека –это обязательная необходимость. Попытки человека реализовать свои внутренние желания и потребности, показать свой истинный внутренний мир, являются актом свободы личности, говорят об осознании себя особенным, подчеркивают индивидуальность каждого. Человек, который не нашел способ самовыражения в жизни, представляет, из себя, жалкое существо. Внешне это тихий, послушный, ничем особо не примечательный работник. В кругу людей ведет себя неприметно, старается быть невидимкой.
Конечно же, внутри у него тоже полно идей и ярких эмоций, но из-за страха быть не понятым, вырваться из общепринятых правил, он подавляет в себе все желания. Внутренняя зажатость идет родом из детства. Если родители с маленького возраста были очень авторитарны с ребенком, критиковали его за любой проступок, не замечали его достижений, никогда не хвалили, у такого ребенка со временем развивается куча комплексов. Он вырастает эмоционально зажатым, боится, что на него не так посмотрят, осудят его поступки и просто боится показаться нелепым.
Различные формы самовыражения
Психологи различают несколько форм самовыражения внутреннего мира человека.
- Внешняя форма. Человек проявляет свою индивидуальность через внешний вид. Это может быть косметика, выделяющаяся своим стилем одежда, аксессуары ( кожаные браслеты с рокерскими металлическими вставками), татуировки на коже, различные виды пирсинга. Это может быть креативная прическа, ярко, вызывающе раскрашенные волосы. Иногда дело доходит даже до пластических операций. Психологи считают, что самовыражение через внешность является самым ярким и действенным в повышении самооценки человеком.
- Деятельная форма. Человек реализовывается как личность в своей профессиональной деятельности. Большую часть времени своей жизни люди проводят на рабочем месте. Счастлив тот, кто свое хобби превратил в работу. Также к деятельной форме самовыражения относятся учебная, спортивная, бизнес деятельность. Если от работы человек получает истинное удовольствие, он действительно реализовал себя.
- Творческая форма. Это самая яркая форма и самая действенная. Психологи используют ее в своей практике в работе с пациентами. Разнообразие самовыражения через творческую деятельность впечатляет. Это разные виды изобразительного искусства: занятия музыкой, пением, танцами, написание стихов и рассказов, рисование, лепка, аппликация, вышивание, вязание, гончарство, ручные поделки, пошив мягких игрушек и т.д. Во всех видах творческой деятельности человек выражает свою индивидуальность. Тем более, что инструменты для такой деятельности, такие, как, например, наборы для вышивания стоят не дорого и их можно легко купить здесь. Даже неважно, оценили ее люди или даже не видели, удовлетворение от творчества человек получает все равно.
Сознательное отождествление себя
Существует также тип людей, которые хотят казаться кем-то другим. Вся их жизнь сводится к показухе: «А что скажут люди!» Они боятся открыто высказывать свое мнение, прячут свою индивидуальность в тень. У таких людей присутствует много комплексов, накапливается негатив. Они всем недовольны, постоянно бурчат и учат всех жить. Обычно эти люди домоседы, которые имеют низкую самооценку. Они лишены возможности выразить свои эмоции, познать свою сущность, раскрыть себя.
Внешнее выражение индивидуальности делает человека счастливым и реализованным. Наступает чувство удовлетворения и радости от сделанного.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕЖдем Вашей оценки
Загрузка…Понравилась запись? Поделитесь с друзьями
ourmind.ru
Проблемы самовыражения личности | Психология Жизни
Желание выразить себя присуще, пожалуй, каждому человеку, но бывают ситуации, когда самовыражение не приносит желаемого удовлетворения. Так может быть, если самого человека не устраивает то, каким образом он демонстрирует свой внутренний мир. Так происходит, если способ выражения не позволяет показать то, что хотелось бы донести до окружающих. Невозможность выразить себя и свои чувства часто приводит к появлению внутренних переживаний и внутриличностных конфликтов.
Прежде чем понять, почему возникают проблемы с самовыражением, нужно разобраться в том, что же на самом деле означает этот термин. Суть самовыражения – донести до окружающих свои мысли, чувства, желания, потребности. Поэтому самовыражение необходимо человеку с самых первых дней жизни, ведь нужно каким-то образом сообщать родителям о своих ощущениях и нуждах.
Маленький ребенок существенного ограничен в средствах выражения, поэтому ему очень сложно доносить до взрослых содержание своих потребностей и желаний. Чем старше становится человек, тем большее количество средств и способов он включает в инструментарий самовыражения. Однако случается так, что имеющегося количества средств становится недостаточно. При этом с возрастом меняются и задачи самовыражения, появляются стремление получить поддержку, понимание, признание.
Проблемы самовыражения
Обычно человек стремится найти для себя круг общения, в котором он чувствует себя нужным и уважаемым, где к нему прислушиваются. Проблемы самовыражения у взрослых людей обычно коренятся в несовпадении ожиданий и результатов. Совершая определенные действия, человек стремится добиться восхищения окружающих, положительной оценки и одобрения, а получает негативные отзывы и пренебрежение. В итоге он начинает задумываться, насколько правильно он самовыразился, начинает искать другие способы и методы получения желаемого эффекта.
И в результате в стремлении завоевать публику переключается на создание образа, который бы соответствовал ожиданиям других, забывая о себе и своих внутренних потребностях. Таким образом, прежде чем искать способы самовыражение, необходимо составить список того, что именно хотелось бы донести до окружающих, при этом не следует заранее предполагать, как они на это посмотрят, что подумают, как оценят и т.д.
В момент составления списка важно оставаться честным с самим собой и прислушиваться исключительно к своему мнению и внутренним ощущениям. Тогда последующее самовыражение будет именно выражением себя, а не того, кого хотели бы видеть другие.
Самовыражение как основа психологической устойчивости
Психологическая устойчивость является одной из важнейших особенностей, позволяющих человеку справляться с различным стрессом. Совсем простое представление об этом навыке приписывает ему функции быстрого восстановления после неудач, а также возможность эффективной адаптации к новым условиям.
Самовыражение помогает не только противостоять негативным симптомам, например, депрессии, но и лучше использовать свои психические ресурсы в работе или учебе. Про положительные эффекты этой способности физическому здоровью написано много научных и популярных работ. Ученые понаблюдали за психологически устойчивыми людьми и выявили несколько интересных привычек:
Привычки психологически устойчивых людей
- Забота о себе и других. Такие люди с вниманием относятся к потребностям своего организма и прислушиваются к просьбам других.
- Понимание стрессовых ситуаций. Неудачи в социальной сфере воспринимаются психологически устойчивыми людьми как временные препятствия, которые необходимо преодолеть. В таких трудностях нет постоянства, они кратковременны и не могут подчинить себе всю жизнь человека.
- Умение сочувствовать. Иногда другие люди не могут справиться с трудностями, что не дает возможность их осуждать. Психологически устойчивые люди проявляют понимание и сопереживают окружающим. Психологическая устойчивость позволяет воспринимать вещи такими, какие они есть на самом деле. Противостоять трудностям помогает оптимистичный настрой.
- Просьба о помощи. Полагаться все время на себя не только проблематично, но и нецелесообразно. В сложных ситуациях стоит искать поддержки у друзей и близких. Кстати, просить помощи – всегда энергетически затратное действие и на это способен только психически устойчивый человек.
- Мудрость. Психологически устойчивые люди понимают, когда стоит покритиковать собеседника, а когда лучше поддержать его добрым словом. Когда критика не служит причиной самовыражения или превосходства, то может быть конструктивна для обоих.
- Позитивное общение. Психологическая устойчивость позволяет сознательно выбирать себе круг общения. Окружение поддерживает человека, а не безосновательно критикует его.
- Понимание себя. От способности понять, что происходит в данный момент, и посмотреть на себя со стороны зависит не только психическое, но и физическое здоровье. Такие умения присущи психологически устойчивым людям.
- Благодарность. Искреннее чувство благодарности и способность ее выразить другому — одно из мощнейших средств повышения психологической устойчивости.
Психолог Кузнецов А.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
ТЕСТ по выбору метода психологической консультации
Предлагаем пройти тест, который поможет определить метод работы психолога, с учетом личных особенностей. Знание своего метода, позволит вам выбрать психолога, специализирующегося именно в этой области и позволит получить максимальный результат и удовлетворение от консультации. Вы можете пройти тест в режиме онлайн абсолютно бесплатно, без регистрации, по этой ссылке:
- Тест французского психолога Анн Шварцвебер (Anne Schwartzweber) содержит 10 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”
ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи
Тест на потребность в психологической помощи с легкостью поможет вам определить, необходима ли вам консультация психолога. У каждого из нас бывают тяжелые моменты в жизни, и каждый справляется с ними по-своему. Кто-то самостоятельно, кому-то хватает беседы с лучшим другом или подругой, а порой просто не обойтись без помощи специалиста. Для определения этого момента и разработан опросник на потребность в психологической помощи.
- Тест содержит 18 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа «Да, согласна(сен)» или «Нет, не согласна(сен)». Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”
ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?
Большинство из нас мечтает о любви, которая будет с нами всегда — о вечном союзе. А как обстоят дела в вашей паре? Она крепкая и надежная? Или, может быть, хрупкая, не очень устойчивая? В любом случае вопрос о том, сколько продлится союз, составляет сердцевину отношений в любой паре, какой бы момент в своем развитии она ни переживала. Этот тест поможет понять, на какой стадии отношений находится ваш дуэт, и оценить вашу способность придать устойчивость отношениям, как бы они ни были устроены.
- Тест французского психоаналитика Ален Эриль (Аlain Heril) содержит 15 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”
Как выбрать хорошего психолога
Может ли психолог помочь за один час
Когда консультация психолога не помогает
Стереотипы о скайп-консультациях с психологом
В чем заключается работа психолога
Семейные конфликты и пути их разрешения
Жизненный сценарий в семейной психологии
Сколько нужно консультаций психолога
Как понять чего я хочу
psy-ask.ru
Способы самовыражения человека – Психологический портрет
Каждому человеку присуща естественная потребность в самовыражении. В современном обществе мы часто делаем то, чего от нас ожидают, то, что уместно в данной ситуации, на работе или в учебном заведении.
Это не плохо и не хорошо, это способ социальной адаптации – такова реальность многих людей, однако свою потребность в самовыражении нужно удовлетворять, и вот несколько причин, почему это нужно делать:
– Самовыражение – мощный источник положительных эмоций, вдохновения и отличный способ разрядки, дающий выход накопленной негативной энергии. Не зря говорят, что для художника картина – это канализация, куда он сливает отрицательные эмоции.
– Самовыражение человека – способ найти себя, лучше понимать себя и развиваться.
– Терапия самовыражением – актуальное и набирающее силу направление психологической помощи. Наиболее популярными являются арт-терапия и танцевально-двигательная терапия.
Каждый человек уникален, и каждому подходят различные способы самовыражения. В этой статье мы предлагаем выбрать то, что подходит именно вам, не обязательно останавливать выбор только на одном способе – исследуйте себя, пробуйте новое и оценивайте результаты.
Творческое самовыражение
Самовыражение через творчество является одним из самых эффективных, так как мы занимаемся тем, что нам нравится, реализуем свои таланты и способности, облегчая душу и получая признание (хотя это необязательно, можно наслаждаться результатами творчества в одиночку). Если вы уже знаете свои склонности, будь то сочинение музыки, танцы, журналистика или фотография, занимайтесь этим как можно чаще. Если же вы считаете себя человеком не творческим, скорее всего, вы еще не нашли свое направление, поэтому экспериментируйте!
Может быть, ваш творческий холст – это ваш дом и вам понравится самовыражаться, декорируя и обставляя помещение?
Для тех, чьи творческие порывы связаны со словесным искусством, прекрасным способом самовыражения будет собственный блог, завести который можно за 10 минут; участие в дискуссиях, посещение курсов ораторского мастерства и даже изучение английского; написание прозы, стихотворений. Вяжете ли вы крючком или рисуете комиксы – главное, чтобы вам это приносило истинное удовольствие, не нужно поддаваться моде и чужому мнению и пытаться выразиться в сфере, которая не отвечает вашему внутреннему миру – пользы от этого не будет никакой.
Самовыражение через внешность
Ряд известных и успешных психологов считает, что для человека крайне важно самовыражаться посредством внешних атрибутов, создания своего уникального образа. Когда вы надеваете «свою» вещь, делаете стрижку в соответствии со своим внутренним ощущением себя, подбираете аксессуары и макияж так, как хотите, это дает вам возможность прочувствовать свою индивидуальность. Татуировка и пирсинг традиционно являются способами самовыражения, имеющими миллионы поклонников во всем мире.
Самовыражение с помощью вкусов
Для киномана делиться своей коллекцией фильмов – высшая радость, так же как для меломанов – музыкой. Наши вкусы и страсть к коллекционированию могут не только доставлять удовольствие от просмотра/прослушивания, но и дарить радость от признания другими людьми нашего вкуса, распространения хороших и малоизвестных произведений, расширения кругозора других людей. Кто-то спрашивает вас, что сегодня почитать или посмотреть? Не отмазывайтесь двумя-тремя наименованиями, составьте хороший список с учетом индивидуальности просящего, и увидите, какое удовлетворение вам это принесет. (с) http://improve-me.ru/author
photo by Alex Farnum
www.pportrait.ru
2. Самовыражение и самолюбие как проявления индивидуальности
В 40-х годах психологи стали уделять большое внимание отражательной природе психического, рассматривать чувства и потребности на основе принципа отражения. Однако осталась в тени другая сторона проблемы, а именно способность психики не только отражать, но и активно относиться (переживать) к отражаемому, формировать это отношение, выражать свое «я», способность к самовыражению.
Если для раннего детства свойственно формирование высших психических функций, способностей и т.д., то для юношеского периода характерно развитие социального мышления, самосознания, инициативы и т. д. Вопрос о самовыражении (особенно у подростков и юношей) стоит очень остро, являясь принципиальным не только для проявления своего «я» (что характеризует все возрасты), но и как одно из важных условий адекватного и гармоничного развития личности. В этот период формируются такие важнейшие личностные качества, как направленность, установки, умение правильно ориентироваться (в жизни, в общении и т.д.). Фактором, активно формирующим эти способности человека, является достаточно разнообразное общение (о чем уже говорилось выше), когда предъявляемые к развивающейся личности общественные требования служат отправными моментами в формировании жизненной позиции, критериями правильности выбора, когда система социальных «опор» постоянно находит внутреннее одобрение личности.
Однако далеко не всегда развитие подростка, юноши осуществляется бесконфликтно, гармонично. Часто желание «выделиться», показать, что «я лучше других», вызывает у старших раздражение, стремление приостановить такую активность, «поставить на место», «осадить». Подобная практика общения отцов и детей, дедов и детей, к сожалению, является обычной. Такие отношения имеют место не только в семейном общении, но и на производстве (начальник — подчиненный).
Мы часто забываем, что дети не изолированы от проблем взрослых, что они слышат и видят больше, чем мы думаем, замечают недостатки и «проколы» взрослых, перенося их негативный опыт в практику своего — сначала детского, а затем все более и более «взрослеющего» — общения, в практику своих отношений. Здесь также имеет место соотношение «ролей», только не начальник — подчиненный, а лидер или «козел», очкастый или толстый и т.д. За этими внешне безобидными прозвищами скрывается целая драма (или трагедия) распределения социальных ролей.
Особенно остро такое соперничество проявляется у ребят, когда в группе выбор лидера и «козла отпущения» является первостепенным, когда решаются вопросы распределения ролей «адъютантов», «мужиков» и т.д. В соответствии с полученной, навязанной «ролью» подросток должен и действовать, «выражаться», подчиняться и т.д. Так, например, статус «отверженного» обществом человека может получить юноша (подросток), совершивший противоправный поступок, накладывающий на него пожизненное клеймо человека второго сорта. Такие «роли» вынуждают человека к отказу от собственной позиции в жизни, доводят до того, чтобы он «махнул на себя рукой», примирился с навязанной ему общественной функцией (преступника, передовика и т. д.). Некоторые социальные взаимодействия имеют четкую тенденцию к занижению собственного «я», его подавлению, искажению. При этом личность постепенно утрачивает критерии адекватного самовыражения, ищет «окольные» пути для самореализации, потому что «прямые» уже «заняты другими» или осуждены.
Адекватная, правильная оценка себя (самооценка) не менее важна для определения личностью своего места в жизни, выбора жизненной позиции, чем активная реализация этой позиции. Отношение к себе помимо самооценки должно включать постоянную потребность в самопознании. Познание самого себя начинается с познания своих способностей, характера, возможностей. Вместе с тем «я», оформляясь в устойчивый образ себя, в представление о своих возможностях, должно включать способность к внутреннему сомнению, способность к внутреннему диалогу с самим собой. Уверенный в себе человек, не сомневаясь в общем направлении своих принципиальных действий, может сомневаться в правильности отдельных поступков. Это выглядит не как проявление неуверенности в себе, а лишь как желание еще раз убедиться в целесообразности выбранного способа действий.
Способность к внутреннему оппонированию связана с диалогичностью сознания человека, определение которой было дано М. М. Бахтиным 7. Неразвитый образ самого себя, неспособность к рефлексии, к адекватным оценкам не только своих отдельных действий и проявлений, но и своей личности в целом приводят человека в состояние «внутреннего тупика», когда ему «нечего сказать самому себе», когда он знает самого себя хуже, чем тех людей, с которыми непосредственно общается. Отсутствие самопознания, самооценки приводит к тому, что человек подчиняется власти своих первых порывов, непроверенных мнений или, напротив, фиксированных (раз и навсегда) установок, не умеет дифференцировать себя от других, не знает свои слабости, достоинства и т.д.
Такая «псевдоскромность» нередко располагает к человеку, рождает у окружающих желание «использовать» его в своих целях (если уж он сам не хочет и не умеет «использовать» себя). При отсутствии образа своего «я» человеку навязывается любой другой образ, любая социальная функция, которые он присваивает за неимением своих. Напротив, внутренняя зрелость позволяет человеку не только адекватно видеть себя со стороны, не только создавать свой верный социальный образ, но и реально осуществлять многообразные социальные роли, оставаясь самим собой.
Но занимаемые человеком социальные позиции (роли) в обществе отнюдь не всегда свидетельствуют об аналогичной внутренней позиции. Социальная роль в таком случае включает функцию «затемнения» истинных намерений, желаний. Человек не выражает свою сущность, а скрывает ее.
Потребность в самовыражении как причина активности может быть очень различной: у одних она проявляется в крайних формах (например, в самолюбии), у других — в неявных. Чем слабее выражена у человека способность оппонировать своему внутреннему «я», чем меньше он оценивает самого себя, тем более значимым для него оказывается момент внешней выразительности (привлекательности). Адекватность самовыражения человека непосредственно воплощается в его чувстве собственного достоинства, об отсутствии которого в русском человеке с горечью писал Ф. Шаляпин.
Самовыражение (как и активность) имеет разные степени зрелости, разные этапы сформированности. Так, на более ранних этапах (когда образ внутреннего «я» еще очень далек от своего построения) самовыражение, как правило, проявляется в формах «демонстраций» (своего «я», «выступлений», «выпадов» и т.д.). Зрелой формой самовыражения становится тот этап, на котором проявление себя превращается в действительную потребность адекватного и сущностного выражения своего «я». Человек начинает вырабатывать свою манеру поведения, ищет свой стиль речи и, главное, стремится выразить себя в жизни, в поступках, в делах. Поэтому образ, осознание своего «я», в известном смысле предшествует во времени своего возникновения самовыражению
(т.е. потребность в самовыражении является потребностью в выражении своего действительного, а не мнимого «я»). Пока образ внутреннею «я» не сформирован, самовыражение находится на стадии чисто внешнего, показного «выражения» самого себя (когда показывать и демонстрировать еще нечего). Однако если для молодежи это является нормальным, то в дальнейшем такое «самовыражение» становится признаком «великовозрастного инфантилизма».
Поэтому, говоря об адекватности осуществления социальных ролей (в профессии, в общении, в общественной работе и т.д.) внутреннему «я-образу», нужно, прежде всего, учитывать сформированность этого образа у самой личности, ее желание совершенствовать его (вести диалог с самим собой). Неадекватность внешних ролей внутренним чаще всего является следствием несформированности «я-образа», неспособности оценить себя, выбрать тот способ самовыражения, который приносил бы удовлетворение человеку.
Естественно, источником активности становится только гармоничное соотношение выбранной социальной роли (статуса) своей внутренней позиции, своему «я», которое осуществляется на основе адекватной самооценки (самопознания способностей, возможностей). Принципиальным для такой социально-психологической гармонии является соотнесение человеком своих возможностей, целей, задач с характером жизни, с данным жизненным этапом (его спецификой, нетипичностью для жизни в целом). Тот способ, которым человек реализует себя как личность в деятельности, в общении, в решении жизненных задач, и есть самовыражение. Трудности самовыражения начинаются с таких простых явлений, как застенчивость, неловкость в общении или, напротив, нарочитая грубость, являющаяся лишь внешней формой, которая прикрывает неуверенность. Но эти проблемы и трудности касаются только самовыражения в общении, тогда как они существуют (или могут возникать) и в деятельности, и по отношению к жизни в целом. Человек не знает, как ему поступить, за что взяться, чем себя занять, как бы все время скользя по поверхности жизни. Его действия лишены логики и для окружающих, и для него самого. Когда он сталкивается с отпором, осуждением своих действий, которые не продуманы, не выношены, не выражают его подлинного «я», он внутренне теряется, перестает воспринимать и понимать окружающее, отгораживается от мира.
Что же происходит в тех случаях, когда внешние или случайно найденные роли не соответствуют внутреннему «я»? Проблема «человека не на своем месте» всегда стояла очень остро. Ведь он может оказаться не на своем месте (как правило, в профессиональном отношении) в силу различных случайностей, но последствия всегда закономерно ведут к снижению активности или раздвоению личности. Выдавая себя не за того, кем он является на самом деле, человек предает свое «я», свою личность, возможности открыто, прямо, непосредственно выразить себя, заявить о себе.
Самовыражение, связанное с образом своего «я», с самопознанием своих способностей, с соотнесением их со своими потребностями и т.д., отличается от самореализации в жизни, когда познание окончено и нужно строить всю совокупность своих внешних взаимодействий с миром (не только в ценностно-смысловом, но и в контрольно-действенном отношении). Возможность полного, гармоничного совпадения самовыражения и самореализации целиком зависит как от сформированности «образа я» (с точки зрения целостности), так и от личностной готовности организовать, обеспечить, создать и т.д. всю совокупность внешних условий самореализации. Эти два условия являются необходимой предпосылкой для того, чтобы самовыражение и самореализация адекватно (для личности) совмещались во всех аспектах (временном, ценностном, действенном и т. д.).
Потребность в самовыражении, возникая уже в детском возрасте (претерпевает изменения в подростковом, а затем в юношеском и т.д.), нуждается не только в специальном рассмотрении, но и во внимании к ней окружающих (особенно на первых, ранних стадиях ее формирования). Являясь конкретной формой активности, самовыражение (потребность в нем) может также переходить во внутренний, скрытый план в случае своей нереализованности (а вначале — в ответ на неприятие ее со стороны окружающих). Однако если вовремя нереализованная активность (в ее общем виде) способна к своему «возрождению» на новых этапах (в новом качестве), то подавленное, неосуществленное (и в соответствующей форме) самовыражение «уходит» во внутренний план необратимо. Превращаясь в тот или иной комплекс, нереализованное «я» претерпевает качественные изменения уже на самых ранних стадиях своего формирования. Это может быть и феномен «больного» самолюбия, и комплекс неполноценности (в сфере личной жизни), и неадекватность самооценки (пониженный уровень притязаний), и другие последствия.
Процесс формирования своего «я» (с точки зрения его целостности, разносторонности) пробуждает высокую потребность в самовыражении, в «апробации» своих жизненных сил и возможностей. Вначале эта потребность имеет неярко выраженные формы, неясную цель (на уровне «непонятных, волнующих желаний» и т.д.), приобретая (вместе с жизненным опытом) черты все большей определенности. Формирование внутреннего «я» идет «параллельно» постоянному внешнему испытанию себя («на прочность», «на выносливость», «на силу» и т.д.). Получая своеобразный «отклик», подтверждение адекватности своего способа действия, общения, человек становится более уверенным в себе. Однако самая большая сложность заключается в том, что не все эти «подтверждения» одобрительны, позитивны.
Творчески реализующий себя человек сплошь и рядом наталкивается на неприятие, непонимание или даже осуждение. Самым главным в таком случае является выработка представления о своем собственном способе действия и жизни и убежденность в необходимости его реализации при всех обстоятельствах. Между тем одни люди при этом склонны считать, что их не поняли, другие — что они сами не правы. В этих выводах огромную роль играют жизненные чувства личности, ее своеобразные интерпретаторы жизненных проявлений. Эти интерпретации не только трагичны или оптимистичны, как выше отмечалось: они выражают внутреннее несогласие человека (скажем, с неприятием его окружающими) или протест, здоровую амбицию доказать свою правоту, упорство. В других случаях люди эмоционально соглашаются с оценками своих действий, своего способа жизни, но тем самым уступают внутренне, отказываясь от своей индивидуальности, от своего права на особенность жизни. Поэтому разрыв в этой цепи приводит к задержке развития, застойным явлениям, «закомплексованности» и т.д.
Однако забота об адекватном самовыражении ребенка не должна превращаться со стороны взрослых в систему разнообразных запретов, сводящих все проявления ребенка к своему минимуму, она должна находить гибкие формы ненавязчивого руководства этим процессом. Нельзя не учитывать, что поведение детей (особенно подростков) принимает крайние формы только как реакция на всевозможные запреты, на «вяжущую руки» опеку, как желание «сделать по-своему», «всем вопреки» (а впоследствии — «всем назло»). Считая таких детей эгоистами, себялюбцами, родители не хотят понять, что сами настраивают их против себя, лишают их самого необходимого для правильного развития — возможности своевременно и адекватно самовыразиться, самоутвердиться. Таким образом, формируемое отношение «я» личности к миру — это целостный способ ее самовыражения в жизни, с присущими ей (и только ей) особенностями этого самовыражения и объективации, самореализации.
Д. Н. Узнадзе предложил интересную типологию способов самовыражения 8. Он заметил, что один человек выражает все, что на самом деле испытывает, причем выражает бурно, экспансивно, как бы «выплескивает» всего себя. Другой для своего внешнего выражения должен приложить волевое усилие (например, заставить себя позвонить кому-то по телефону), т.е. как бы преодолеть невидимую преграду, чтобы перейти из внутреннего мира во внешний (в то время как для первого типа личности никакой преграды не существует). Третий тип (названный им парадоксальным) ведет себя противоположным образом в одинаковых ситуациях и сходным — в разных. Четвертый тип остается все время только во внутреннем мире, внешне только «приспосабливаясь» к ситуации, «учитывая» ее.
К. Леонгард описывает так называемую акцентуацию характера как определенные поведенческие и психологические «странности». Так, педантичность у женщины в домашнем быту, выражающая ее собственное отношение к дому, может переходить в постоянные перепроверки (закрыты ли газовые краны, заперта ли дверь, выключен ли свет и т. д.), в необоснованные опасения и подозрения (себя и окружающих). Не имея внешне объективных причин для таких волнений, она начинает искать их, придумывать, постепенно убеждая себя в «реальности» существования той или иной «опасности».
К. Леонгард рассматривает случаи, когда одна из черт характера (наиболее ярко выраженная) начинает преобладать над остальными, приводя к неадекватным решениям жизненных ситуаций, их неверному восприятию и истолкованию.
При этом одна черта (доминирующая), достигая определенной степени, определенного предела, начинает сказываться на продуктивности (деятельности, активности) человека. «Постоянная неуверенность, постоянный последующий контроль могут достигнуть такой степени, при которой всякая работа продвигается вперед черепашьим шагом. Предупредительное взвешивание превращается в бесплодные раздумья…» Демонстративный тип личности проявляется в том, что люди «рисуют себя не такими, какими являются на самом деле, а такими, какими хотелось бы казаться» 9. Они используют всякую возможность представить себя с наилучшей стороны. «Поскольку у таких людей явно выражена склонность избегать трудностей, они часто меняют не только место работы, но и профессию… тем больше насчитывается на работе срывов, внезапных отказов от работы, которая якобы слишком тяжела…»10
Проявление своего «я», адекватное или неадекватное самовыражение сопровождаются особым чувством самолюбия. Оно является таким же своеобразным «камертоном» своего внутреннего «я» в плане соответствия (или несоответствия) внешнему миру, как совесть является «камертоном» и регулятором соответствия (или несоответствия) поступков человека его убеждениям, ценностям, целям и т.д. Психологический эквивалент самолюбия начинается с утверждения ребенка: «Я сам» (которое уже содержит в единстве и активацию, и самостоятельность). Оно проявляется в тезисах взрослой личности: «Я знаю, что делаю», «Я имею право делать так, как считаю нужным». Социально-психологически это чувство «я» выступает как тип соотнесения себя с другими: «Я сам» (синоним «Я один»), «Я лучше других», «Я не хуже других», «Я всем докажу», «Я нужен другим» и т.д.
Тот или иной тип самолюбия выражает не только способ активизации личности, но и ее жизненную позицию, ее программу, идеал. В анкете, предложенной подросткам, были получены такие ответы: «Я покажу себя», «Я докажу, на что способен», «Хочу проверить себя на самом трудном», «Я хочу доказать себе», «Хочу быть нужным другим», «Хочу быть интересным». Таковы формулы, выражающие самолюбивую позицию подростков. Здесь нетрудно увидеть и ту жизненную линию, которой они могут придерживаться, и ее движущую силу, характерную для каждой личности. Тот, кто хочет «себя показать» или что-то кому-то «доказать», исходно ориентирован на сравнение с другими, на успех. Тот, кто хочет проверить себя на самом трудном, закладывает в свою программу критерий трудности, а не критерий успеха и удач, он не ориентируется на сравнение с другими, на то, чтобы быть на виду, и т.д. Тот, кто хочет быть нужным, ориентируется на полезность другим людям, на общее дело и не выбирает в качестве критерия личные достижения.
Анализ биографических материалов и опроса показал, что подростки с ярко выраженным желанием «показать себя», «всем доказать» преимущественно выбирают престижные или модные профессии. Те, кто нацелен на проверку себя в трудностях, преимущественно выбирают редкие профессии, связанные с риском, романтикой, трудными условиями, а некоторые — научную работу. Выбор профессии подростками, желающими быть нужными, полезными, преимущественно приходится на специальности врача, педагога; хотя этот выбор и не так однозначен, но эти подростки редко выбирают престижные профессии. Таким образом, самолюбие выступает как некоторое интегральное личностное образование, которое одновременно выражает движущую силу «я», его активную сторону, но не замкнутую «в себе» и «для себя», как утверждается в идеалистических теориях личности, а как способ соотнесения личности с социальным миром, другими людьми.
Если Рубинштейн раскрыл личность как триединство — того, что человек хочет, что он может и что есть,— то мы добавляем к этому еще один параметр — что человек должен. Это — отношение к необходимости, к требованиям общества, окружающих. Как показало исследование, самолюбие представляет собой некоторое сложное соединение инициативы, желания и одновременно долга, необходимости, обязанности, ответственности. Если исходно активность, индивидуальность личности включены в систему необходимости, то ее самолюбие становится синонимом полезности обществу, другим людям, синонимом общественной необходимости своей личности и основанными на этом достоинстве и ответственности.
Если активность «я» развивается путем противопоставления себя другим, общественной необходимости, то движущей силой становится гипертрофированное самолюбие — эгоизм, себялюбие, честолюбие. Этому сопутствуют волюнтаризм, непризнание дисциплины, правил, обязательных для всех, своего долга и ответственности перед обществом.
Если человек не может активизировать свои внутренние возможности соотносительно со своим индивидуальным «материалом» (способностями и т.д.), не находит адекватного внешним задачам способа активности, то развивается больное самолюбие. Последнее проявляется в двух крайностях: в занижении роли «я», неуверенности в себе, или, наоборот, в завышении роли «я», притязании на высокую оценку и признании своей исключительности. Однако в обоих случаях больное самолюбие требует постоянного подтверждения своей социальной значимости. Но, как бы часто ни давалась общественная оценка, это все равно не способствует реалистичности самооценки. И другой парадокс: даже если самооценка завышена, человек с больным самолюбием всегда зависим от оценки окружающих.
Есть люди с неразвитым самолюбием. Однако внутри этого типа возможны вариации. Одна из них связана с преобладанием чувства долга, исполнительности, добросовестности над инициативой. Другая группа людей с неразвитым самолюбием характеризуется низкой активностью, постоянной неуверенностью в себе, склонностью к самообвинению и т.д. Если чувство долга гармонично сочетается с самолюбием, то возникает постоянная требовательность к себе, оптимизация активности, ответственность. Если долг остается внешним регулятором, а самолюбие — истинным двигателем активности, то возникает противоречие, способ решения которого позволяет понять (кроме направленности личности) ее нравственно-психологическую устойчивость-неустойчивость, самостоятельность-несамостоятельность и т.д.
Там, где активность личности идет вразрез с требованиями к ней и долгом, активность не только получает индивидуалистическую направленность, но и предполагает особый способ удовлетворения. Поэтому среди личностей с индивидуалистической направленностью можно выделить разные типы по способу приведения в действие активности. Например, существует тип личности с развитым самолюбием, которое требует и яркого выражения, и связанного с риском способа удовлетворения. Не находя удовлетворения в общепринятой системе ценностей и в обычных способах самовыражения, личность такого типа проявляет авантюрные инициативы, склонность к риску, притягательность которых для нее связана именно с тем, что человек переживает остроту нарушения грани общепринятого, пренебрегает общественными правилами и бравирует этим. Другой тип личности с индивидуалистической направленностью удовлетворяется не только тем, что действует в сугубо личных интересах (это раскрывается в характеристике направленности), но и тем, что игнорирует общественные интересы. Иными словами, при индивидуалистической направленности происходит не только замыкание «на себя», обособление «в себе», но и отрицательное отношение к общепринятым нормам социальной жизни.
Существует тип личности с индивидуалистической направленностью, который строит свою активность в системе общественной жизни, но учитывает лишь формальную сторону необходимости и долга. Психологически он «подкрепляется» тем, что использует возможности, предоставленные обществом, в своих целях. В отличие от авантюрного типа активность таких людей носит обыденно-потребительский характер. Если у авантюрного типа активность поддерживается гипертрофированным чувством «я», умножается на индивидуальность (А. Р. Ратинов и другие отмечают своеобразную «гордость» преступника, сознание своего «мастерства»), то у второго активность укрепляется сознанием типичности своих действий («все копят», «все покупают» и т.д.).
Типы активности различаются по следующим основаниям: устойчивость-неустойчивость, уверенность-неуверенность, преобладание инициативы или ответственности, сочетание инициативы и ответственности, высокая-низкая активность.
Личность с функционально-потребительской активностью, в силу того, что формальное выполнение долга для нее служит своеобразной ширмой, мотивирована тем, что скрывает свои истинные побуждения. Напротив, личность с индивидуалистической (эгоистической) направленностью и «больным» самолюбием навязчиво-болезненно противопоставляет себя другим, подчеркивает границу своих взаимоотношений с ними. Активность таких людей, как правило, круто замешана на самолюбии: неприятие общественного долга, притязания на исключительность связаны с тем, что личность возлагает ответственность за неудачи на других. Она требует предоставления ей исключительных возможностей при минимальных обязанностях. Такой человек в принципе не отрицает необходимости правил и порядка, но для себя требует исключения. Напротив, личность с преобладающим чувством долга и сознанием общественной ответственности находит удовлетворение в выполнении этого долга и равнодушна к постоянному акцентированию ее заслуг, похвалам.
Таким образом, самолюбие как индикатор, критерий взаимодействий с миром играет важную роль в развитии ценностно-нравственной сферы личности, без которой невозможно чувство удовлетворенности, полноты жизни. Поэтому при определении различных типов самовыражения должно приниматься в расчет самолюбие как постоянный его спутник, как один из действенных источников повышения (понижения) мотивации, приобретения (утраты) смысла жизни. Подводя итоги, заметим, что главным условием самовыражения является установление адекватности, определяемой в большинстве случаев самой личностью, между внутренним миром (его запросами, ориентациями, ценностями) и внешним способом выражения внутреннего мира. Это может проявляться как в выборе социальной роли, так и в любой общественно полезной деятельности, в других занятиях.
Интересны исследования чехословацкого психолога О. Микшика, выявляющего способы поведения человека в критических ситуациях (поскольку именно в них испытывается на «прочность» способ выражения себя в жизни) 11. Это различные ситуации риска, возникающие у летчиков, альпинистов, в которых один тип личности не выдерживает нагрузки, «распадается» уже на физиологическом уровне (погружается в сон во время полета, теряет координацию, перестает видеть, слышать, реагировать), другой тип «ломается» на психическом уровне (теряет силу воли, способность думать, принимать решения и т.д.), третий — на социально-психологическом уровне (сохраняет физиологическую и психическую мобилизованность, но жертвует жизнью своего товарища ради собственного спасения, выпрыгивая из горящего самолета, оставляет товарища, обрезая веревку в связке двух альпинистов). Поведение человека в таких критических ситуациях становится показателем подлинной (или мнимой) нравственности человека, его реальным испытанием, жизненной проверкой (того, что он есть в действительности, а не напоказ).
Поэтому даже такой тип, который с трудом осуществляет переход от мечтаний к реальности в обычной жизни, подчас способен проявить мужество, быстроту, сообразительность в критических случаях, тогда как «предприимчивый тип» может проявить полную беспомощность перед лицом ответственности и т.д.
Разнообразие психических типов людей (сама идея этого разнообразия) не является чем-то обидным, указывающим на недостатки одних и достоинства других. У всех в равной мере есть и то, и другое. Значение проблемы типологии сегодня состоит в том, чтобы понять, что у другого могут быть такие же важные проблемы, как и у меня, или, наоборот, свои, и не менее важные, чем у меня, проблемы, которые он должен и будет решать независимо от того, нравится мне это или нет, допускаю я это или нет.
Особенно остро проблема социально-психологических различий встает при определении активности личности (ее форм, способов реализации) 12. Социальное поощрение, стимулирование людей социально активных, предприимчивых, деятельных должны стать повседневной практикой жизни общества.
studfile.net
Рисование как средство самовыражения, самосовершенствования личности
Что такое рисование? Разные люди ответят вам на этот вопрос по-разному. Кто-то считает, что рисование – это мастерство и техника, развитые с годами долгого и упорного труда, кто-то ответит, что это выражение души человека на бумаге, ее излияние, эмоции; кто-то же утверждает, что настоящий рисунок получается лишь при совмещении того и другого. С последним утверждением я согласна. Отчасти. Ведь порой человек, богатый духовно, интересный изнутри, пусть даже крайне неуклюже владеющий кистью или карандашом, в сотни раз лучше нарисует нечто интересное, нежели мастер без души и со скучной серостью отточенных прямых линий. И также интересно нарисует он нечто, как кто-то, владеющий мастерством и богатым внутренним миром одновременно.
Характер. Вот что главное в рисунке. Характер рисунка во многом отражает характер художника. Яркие краски, необычайные совмещения цветов, толщина линий, необычность, неожиданность, независимость!.. – все это позволяет человеку выразить себя.
Как часто замечаем мы за собой некое чувство даже зависти, в то же время необратимой тяги к человеку, когда видим необычайно интересный его рисунок, понимая, что сами не сможем сделать также? И вопрошаем этого человека: Как ты это делаешь? А человек отвечает, мол, не знаю я, как это делаю, знаю лишь, что если захочу, то смогу. И вы сможете. Все смогут.
Учиться рисовать? Да, это безумно интересно. Безумно приятно видеть свой первый, хоть как-то, с помощью других, за огромное количество времени, да все-таки хорошо построенный рисунок. И не менее приятно видеть результат долгих своих трудов – правильное построение рисунка, игру светотени, цветов, композицию… Но это как раз то, что мы называем мастерством. Вашу индивидуальность и неповторимость развивать не будет никто, ни на курсах, ни в художественных учебных заведениях. Это остается лишь на вашей совести. И никаких сомнений, рисованию может научиться кто угодно, учат рисовать не только детей, существуют курсы для обучения рисованию взрослых с нуля.
Существуют яркие личности, изливающие краски на бумагу будто бы из глубины души! На их работы можно смотреть часами, погружаясь в необыкновенный мир эстетики и красоты. Но эти люди не только богаты изнутри, они еще и настойчивы и самостоятельны. В чем это проявляется? Да в том, что рисование – это вещь, ограниченная некими рамками. Нашего сознания. Не нашего сознания. Чем больше рамок, тем тусклее рисунок. Не бойтесь. Старайтесь меньше слушать учителей, преподавателей и различных других гуру. Мало и редко кто действительно постоянно говорит суть. Каждый имеет свою точку зрения и своих тараканов. И тщательно пытается навязать это вам. Если вы боитесь и слишком старательно во всем подчиняетесь – ничего хорошего из этого не выйдет. Если же вы выходите за рамки общепринятого, не трясетесь перед тем, как обмакнуть кисть в краску того или иного цвета, нанести ее на ту или иную часть рисунка, значит, преодолевая ошибки, наблюдая, экспериментируя, вы придете к приятнейшему результату.
Я не смею утверждать, что все учителя рисования несут ахинею. Все же, зная кое-что в этом деле и понимая, могу сказать одно точно: то, что понравится до умопомрачения одному, может совсем не понравится другому. Один преподаватель будет восторженно хвалить вашу работу, другой будет многозначительно качать головой и твердить, что все еще можно исправить, возможно. Вот так преподаватели в художественных училищах, в университетах спорят, бесконечно долго, сопровождая процесс криками и даже руганью, спорят вновь и вновь о том, какая работа лучше и интереснее. Адреналин, что ли, таким образом получают?
Но есть одно неприкосновенное правило для всех: рисунок, изливающий энергию, динамику, жизнь, красоту, индивидуальность, пусть даже построен он неважно, всегда будет на самом почетном первом месте. Так было, так есть, и так будет всегда. Так что уж решайте, на что следует обращать больше внимания, на технику и мастерство, либо на что-то иное, внутри вас.
Расширяйте собственное сознание. Смотрите работы лучших художников, признанных временем. Насколько они неординарны, насколько некоторые из них сказочны! Взять хотя бы Леонардо да Винчи. Не нужно опасаться взять цвет чуть более яркий и насыщенный, чем вы видите, совместить его с тем, который лежит на противоположном полюсе… Нарисуйте человека с огромной головой и маленьким тельцем. Втолкните в бумагу собственную философию или нагородите там неизвестно чего, чтобы другие потом разгадывали… Ведь это интересно, безумно!..
Drop
gallerix.ru
самовыражение — это… Что такое самовыражение?
- самовыражение
САМОВЫРАЖЕ́НИЕ -я; ср. Выражение себя, своей индивидуальности в какой-л. деятельности. С. личности. С. писателя.
Энциклопедический словарь. 2009.
- самовыражаться
- самовыявление
Смотреть что такое «самовыражение» в других словарях:
самовыражение — самовыражение … Орфографический словарь-справочник
Самовыражение — Самовыражение воплощение своего внутреннего мира во внешнем. Проявление своих идей в материальном мире с учетом своего индивидуального мировосприятия. Цель жизни самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность вот для чего … Википедия
самовыражение — сущ., кол во синонимов: 1 • выражение (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Самовыражение — внешняя актуализация (через слово, действие) внутреннего состояния человека, не ограниченная никакими условиями или обходящая и даже игнорирующая их. Скрытые и подчас не осознаваемые самим человеком внутренние процессы, состояния всегда ищут… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Самовыражение — – 1. отреагирование, внешнее выражение своих чувств, убеждений, установок. Во многих психотерапевтических подходах принимается положение о том, что такое проявление внутренних тенденций оказывает лечебное воздействие; 2. любое поведение,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
самовыражение — saviraiška statusas T sritis švietimas apibrėžtis Asmenybės prigimties ir patirties realizavimas veikla, elgesiu ir kalba. Tai viena iš asmenybės gyvenimo funkcijų. Laisva saviraiška atsiskleidžia individualybė, jos talentai ir išgyvenimai.… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
самовыражение — saviraiška statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Vienintelio, nepakartojamo savo vidinio Aš raiška; asmenybės savęs reiškimas veikla (prigimties gebėjimų, gabumų ir patirties realizavimas, poreikių patenkinimas, tikslų pasiekimas) … Sporto terminų žodynas
самовыражение — самовыраж ение, я … Русский орфографический словарь
самовыражение — (2 с), Пр. о самовыраже/нии … Орфографический словарь русского языка
самовыражение — самовыраже/ние, я … Слитно. Раздельно. Через дефис.
Книги
- Если вы неординарны. 4 шага, чтобы заявить о своем таланте, Хид Марсела. Одни умеют необычайно экстравагантно одеваться, другие готовят вкусные блюда, третьи — разбираются в сортах вин, а призвание четверых — слушать других. Занимаясь любимым делом, они будто… Подробнее Купить за 478 руб
- Оптимизм — это бонус! Как найти в себе позитивную энергию. Практические рекомендации, Волкова Н. В., Волкова Бронислава С.. Каждый человек хочет найти свой путь, свое место в жизни. Это происходит через самовыражение посредством чувств, убеждений и поступков. В обычной жизни самовыражение понимается людьми… Подробнее Купить за 249 грн (только Украина)
- Оптимизм — это бонус! Как найти в себе позитивную энергию. Практические рекомендации, Волкова Н. В., Волкова Бронислава С.. Каждый человек хочет найти свой путь, свое место в жизни. Это происходит через самовыражение посредством чувств, убеждений и поступков. В обычной жизни самовыражение понимается людьми… Подробнее Купить за 194 руб
dic.academic.ru