Сформированная личность это: Критерии сформированной личности
Критерии сформировавшейся личности — Психологос
Автор: Ю.Б. Гиппенрейтер
Каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?
Я воспользуюсь соображениями на этот счет автора монографии о развитии личности у детей Л. И. Божович (16). По существу, она выделяет два основных критерия.
Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.
Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов.
Фильм «Сотворившая чудо»
Чтобы лучше понять названные критерии, разберем для контраста один пример – облик человека (ребенка) с очень сильной задержкой развития личности.
Это довольно уникальный случай, он касается знаменитой (как и наша Ольга Скороходова) слепоглухонемой американки Элен Келлер. Взрослой Элен стала вполне культурным и очень образованным человеком.
А вот в возрасте 6 лет, когда молодая учительница Анна Салливан приехала в дом ее родителей, чтобы начать обучение девочки, она представляла собой совершенно необычное существо.К этому моменту Элен была довольно хорошо психически развита. Ее родители были состоятельными людьми, и Элен, их единственному ребенку, оказывалось всяческое внимание. В результате она вела активную жизнь, хорошо ориентировалась в доме, бегала по саду и огороду, знала домашних животных, умела пользоваться многими предметами обихода. Она дружила с девочкой-негритянкой, дочкой кухарки, и даже общалась с ней на понятном только им языке знаков.
И вместе с тем поведение Элен представляло собой страшную картину. В семье девочку очень жалели, потакали ей во всем и всегда уступали ее требованиям. В результате она превратилась в тирана семьи. Если ей не удавалось чего-нибудь добиться или даже быть просто понятой, она приходила в бешенство, начинала брыкаться, царапаться и кусаться. Ко времени приезда учительницы такие припадки бешенства повторялись уже по несколько раз в день.
Анна Салливан описывает, как произошла их первая встреча. Девочка ждала ее, так как была предупреждена о приезде гостьи. Заслышав шаги, вернее, почувствовав вибрацию от шагов, она, нагнув голову, бросилась в атаку. Анна попыталась ее обнять, но пинками и щипками девочка освободилась от нее. За обедом учительницу посадили рядом с Элен. Но девочка обычно не сидела на своем месте, а обходила стол, запуская руки в чужие тарелки и выбирая то, что ей понравится. Когда ее рука оказалась в тарелке гостьи, она получила удар, и ее насильно усадили на стул. Соскочив со стула, девочка бросилась к близким, но нашла стулья пустыми. Учительница твердо потребовала временного отделения Элен от семьи, которая полностью подчинялась ее прихотям. Так девочка была отдана во власть «врага», схватки с которым продолжались еще долгое время. Всякое совместное действие – одевание, умывание и проч. – вызывало в ней приступы агрессии. Однажды ударом в лицо она выбила у учительницы два передних зуба. Ни о каком обучении не могло быть и речи.
«Надо было сначала обуздать ее нрав», – пишет А. Салливан (цит. по: 77, с. 48—50).Итак, используя разобранные выше представления и признаки, можно сказать, что у Элен Келлер до 6-летнего возраста развития личности почти не происходило, так как ее непосредственные побуждения не только не преодолевались, но даже в какой-то мере культивировались потакающими взрослыми. Цель учительницы – «обуздать нрав» девочки – и означала приступить к формированию ее личности.
Критерии сформировавшейся личности
1.11.2014
Во-вторых, человек является личностью, если он способен к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов — целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Человек не просто поступает «стихийно нравственно», потому что такое поведение заложено в нем общественными нормами, а поступает так осознанно. Именно наличие самосознания, как особой инстанции, характеризует человека как личность.
В. В. Петухов выделяет три критерия развитой (сформировавшейся) личности:
- личность по определению является творческой, потому что творчество необходимо в неопределенной ситуации и всегда преобразует уже присвоенные стереотипные способы поведения и мышления. Иными словами, личность устремляется к возможности своего развития, «к последнему пределу нашей собственной души», и тем самым, конечно, устремляется к Абсолюту, выходящему за ее пределы;
- личность является множественной, сохраняя при этом целостность. В человеке много сторон, и некоторые даже могут противоречить друг другу. Этот факт можно объяснить тем, что личности приходится учитывать сразу несколько возможностей своего развития, и это является условием ее внутреннего продуктивного диалога. Отвергнутые части сохраняются как неиспользованные возможности, и в каждом данном поступке личность свободна в выборе дальнейшего развития;
- личность существует только в развитии. Пока личность свободно развивается, ее нельзя определять по какому-то моментальному срезу (поступку, действию), поскольку она может измениться уже в следующий момент. Развитие совершается как во внутреннем пространстве личности, так и в пространстве связей индивида с другими людьми. Согласно А. В. Петровскому, человек «включен» в другого и через эту «включенность» развивается как личность.
Ключевые слова: Личность
Источник: Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Материалы по теме |
---|
Имплицитные теории личности (ИТЛ) Рождественская Н. А., Способы межличностного познания |
Формирование личности и социальная среда Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов |
Методология экспериментальных исследований личности Мельник С.Н., Психология личности |
Макроструктура эмоциональной сферы личности … |
Вытеснение, самосознание, личность Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание… |
Что такое быть личностью? Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999 |
Типология личности преступника Косолапова Н.В., Иванова А.И., Юридическая психология |
Социальное поведение личности и его регуляция Челдышова Н. Б., Шпаргалка по социальной психологии |
Вы рождаетесь с личностью или она развивается позже?
Что делает вас тем, кто вы есть? Это ваша природа или ваш опыт способствовали развитию вашей личности?
Ваша личность может быть столь же определяющей, как и ваше физическое присутствие. Он представляет собой то, «кто вы есть», и является частью того, что создает отношения, стимулирует инновации и способствует личностному росту.
Что касается аспектов вашей личности, эксперты сходятся во мнении, что врожденные черты сочетаются с приобретенным поведением, но этапы этого развития менее определены.
Личность неосязаема, и каждый человек обладает уникальной личностью. Это затрудняет изучение личности в психологии. Фактически, большая часть того, что известно о развитии личности, основана главным образом на теории.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что личность развивается со временем. Когда вы рождаетесь, у вас есть личность — она существует в своей фундаментальной форме, известной как темперамент.
Ваш темперамент, состоящий из врожденных характеристик, таких как уровень энергии, настроение и манера поведения, а также эмоциональная отзывчивость, может затем управлять опытом обучения, который формирует вашу личность на протяжении всей жизни.
Существует несколько общепринятых моделей личности, хотя исходная эгоцентрическая теория Зигмунда Фрейда остается одной из самых выдающихся.
«Психоаналитическая теория Фрейда известна различными стадиями развития личности, — говорит Анико Данн, психолог из Сан-Франциско. «В нем говорится, что личность состоит из трех элементов, называемых ид, эго и суперэго. Эти элементы работают вместе, чтобы сформировать сложное человеческое поведение».
ИД
В теории психоанализа Фрейда ИД присутствует при рождении. Это то, что многие люди называют вашим темпераментом, врожденными чертами, которые бессознательны и инстинктивны. ID не зависит от опыта.
Эго
В период между рождением и 3 годами эго развивается в соответствии с теорией личности Фрейда. Эго — это часть вашей личности, которая выражает импульсы ИД и принимает решения о том, как выражать чувства миру.
Суперэго
Фрейд предположил, что в возрасте от 3 до 5 лет появилось суперэго.
Иногда называемая «внутренним голосом», эта часть вашей личности представляет собой эволюцию эго, которая контролирует импульсы, но также способствует сознательному мышлению, связанному с моралью и самокритикой.
Фрейд считал, что суперэго состоит из двух основных компонентов: идеального «я» и совести.
Ваше идеальное «я» или версия себя, к которой вы стремитесь, может управлять совестью. Несоблюдение собственных стандартов, например, может вызвать у совести выражение вины или стыда.
В рамках теории психоанализа Фрейда находится его концепция психосексуального развития.
Психосексуальная теория, которая в настоящее время считается весьма спорной из-за неравного гендерного подхода, предполагает, что развитие ид, эго и суперэго связано с пятью стадиями идентификации принципа удовольствия:
- оральный
- анальный
- фаллический
- латентный
- генитальный
На каждом этапе Фрейд утверждал, что определенные реакции удовольствия — например, реакции ребенка на исследование предметов во рту — дают важные жизненные уроки.
Он считал, что необходимо «преодолеть» трудности на одном этапе, чтобы перейти к следующему. Неспособность сделать это, согласно Фрейду, может способствовать расстройству личности в более позднем возрасте.
Преодоление каждой фазы, считал он, способствует и является ключом к развитию вашей личности в целом.
Фрейд заложил основу современной теории личности, и после его работ по психоанализу появилось несколько других основных концепций развития личности.
Вот некоторые из самых популярных:
Пиаже
Теория Жана Пиаже предполагает наличие четырех стадий развития личности, определяемых когнитивным развитием и интеллектом.
Работа Пиаже была сосредоточена на вере в то, что дети думают иначе, чем взрослые, и то, как они видят мир, определяет развитие личности на каждой когнитивной стадии.
Кольберг
Лоуренс Кольберг использовал части теории Пиаже для создания своей собственной шестиэтапной теории нравственного развития.
Он считал, что обоснование моральных решений оказывает большее влияние на развитие личности, чем сами решения.
Эриксон
Эрик Эриксон разработал свою теорию восьми стадий, опираясь на оригинальные работы Фрейда. Однако вместо стимулов удовольствия социальные отношения рассматривались как определяющий фактор в теории личности Эриксона.
Он считал, что основные социальные взаимодействия между людьми, такие как ситуация, которая учит доверять или недоверию, сильно влияют на развитие личности в раннем возрасте.
Как и Фрейд, Эриксон считал, что преодоление личностных уроков имеет решающее значение для развития. Однако, в отличие от первоначальной теории Фрейда, Эриксон считал, что личность продолжает развиваться на протяжении всей жизни.
«Существует множество внешних факторов, влияющих на развитие личности, — объясняет Данн.
Она указывает, что эти факторы могут включать:
- Семейная среда
- Количество детей в семье
- Школьная среда
- Учителя и группы сверстников
- Отношения с семейством
- СМИ
- Социальные медиа
- Культуре
Это не означает, что оно существенно изменится — это лишь говорит о том, что есть шанс, что ваше мнение и личные стандарты могут измениться в зависимости от жизненного опыта.
Расстройства личности определяются как долгосрочные модели поведения и мышления, которые отклоняются от того, что ожидается в обществе или в процессе развития.
Они могут проявляться через ваши эмоциональные реакции, ваше отношение к другим и ваш внутренний диалог.
В рамках некоторых теорий личности расстройства такого рода развиваются, когда естественное развитие личности прерывается или на него сильно влияет неблагоприятное событие, например, травматическое событие.
Данн отмечает, что существует множество исследований, предполагающих, что генетика, жестокое обращение и нестабильная или хаотичная жизнь в детстве могут способствовать развитию расстройства личности.
«Расстройство поведения в детстве, изменения в химическом составе и структуре мозга, а также другие факторы могут способствовать развитию обсессивно-компульсивных, нарциссических или других расстройств личности», — добавляет она.
Продолжаются споры о сложности развития личности. Однако большинство экспертов считают, что опыт и врожденные склонности каким-то образом смешиваются, чтобы сделать вас тем, кто вы есть.
Когда жизненный опыт слишком велик, чтобы его преодолеть, или представляет собой серьезную проблему, это может повлиять на развитие вашей личности.
Жизненные трудности могут повлиять на развитие личности или привести к развитию расстройства личности или сдвигу личности.
То, как жизненный опыт влияет на вашу личность, может зависеть от времени в вашей жизни, когда вы столкнулись с проблемой, и от общего влияния, которое она оказала на ваше мировоззрение.
Личность рождается или она развивается позже?
Что делает вас тем, кто вы есть? Это ваша природа или ваш опыт способствовали развитию вашей личности?
Ваша личность может быть столь же определяющей, как и ваше физическое присутствие. Он представляет собой то, «кто вы есть», и является частью того, что создает отношения, стимулирует инновации и способствует личностному росту.
Что касается аспектов вашей личности, эксперты сходятся во мнении, что врожденные черты сочетаются с приобретенным поведением, но этапы этого развития менее определены.
Личность неосязаема, и каждый человек обладает уникальной личностью. Это затрудняет изучение личности в психологии. Фактически, большая часть того, что известно о развитии личности, основана главным образом на теории.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что личность развивается со временем. Когда вы рождаетесь, у вас есть личность — она существует в своей фундаментальной форме, известной как темперамент.
Ваш темперамент, состоящий из врожденных характеристик, таких как уровень энергии, настроение и манера поведения, а также эмоциональная отзывчивость, может затем управлять опытом обучения, который формирует вашу личность на протяжении всей жизни.
Существует несколько общепринятых моделей личности, хотя исходная эгоцентрическая теория Зигмунда Фрейда остается одной из самых выдающихся.
«Психоаналитическая теория Фрейда известна различными стадиями развития личности, — говорит Анико Данн, психолог из Сан-Франциско. «В нем говорится, что личность состоит из трех элементов, называемых ид, эго и суперэго. Эти элементы работают вместе, чтобы сформировать сложное человеческое поведение».
ИД
В теории психоанализа Фрейда ИД присутствует при рождении. Это то, что многие люди называют вашим темпераментом, врожденными чертами, которые бессознательны и инстинктивны. ID не зависит от опыта.
Эго
В период между рождением и 3 годами эго развивается в соответствии с теорией личности Фрейда. Эго — это часть вашей личности, которая выражает импульсы ИД и принимает решения о том, как выражать чувства миру.
Суперэго
Фрейд предположил, что в возрасте от 3 до 5 лет появилось суперэго.
Иногда называемая «внутренним голосом», эта часть вашей личности представляет собой эволюцию эго, которая контролирует импульсы, но также способствует сознательному мышлению, связанному с моралью и самокритикой.
Фрейд считал, что суперэго состоит из двух основных компонентов: идеального «я» и совести.
Ваше идеальное «я» или версия себя, к которой вы стремитесь, может управлять совестью. Несоблюдение собственных стандартов, например, может вызвать у совести выражение вины или стыда.
В рамках теории психоанализа Фрейда находится его концепция психосексуального развития.
Психосексуальная теория, которая в настоящее время считается весьма спорной из-за неравного гендерного подхода, предполагает, что развитие ид, эго и суперэго связано с пятью стадиями идентификации принципа удовольствия:
- оральный
- анальный
- фаллический
- латентный
- генитальный
На каждом этапе Фрейд утверждал, что определенные реакции удовольствия — например, реакции ребенка на исследование предметов во рту — дают важные жизненные уроки.
Он считал, что необходимо «преодолеть» трудности на одном этапе, чтобы перейти к следующему. Неспособность сделать это, согласно Фрейду, может способствовать расстройству личности в более позднем возрасте.
Преодоление каждой фазы, считал он, способствует и является ключом к развитию вашей личности в целом.
Фрейд заложил основу современной теории личности, и после его работ по психоанализу появилось несколько других основных концепций развития личности.
Вот некоторые из самых популярных:
Пиаже
Теория Жана Пиаже предполагает наличие четырех стадий развития личности, определяемых когнитивным развитием и интеллектом.
Работа Пиаже была сосредоточена на вере в то, что дети думают иначе, чем взрослые, и то, как они видят мир, определяет развитие личности на каждой когнитивной стадии.
Кольберг
Лоуренс Кольберг использовал части теории Пиаже для создания своей собственной шестиэтапной теории нравственного развития.
Он считал, что обоснование моральных решений оказывает большее влияние на развитие личности, чем сами решения.
Эриксон
Эрик Эриксон разработал свою теорию восьми стадий, опираясь на оригинальные работы Фрейда. Однако вместо стимулов удовольствия социальные отношения рассматривались как определяющий фактор в теории личности Эриксона.
Он считал, что основные социальные взаимодействия между людьми, такие как ситуация, которая учит доверять или недоверию, сильно влияют на развитие личности в раннем возрасте.
Как и Фрейд, Эриксон считал, что преодоление личностных уроков имеет решающее значение для развития. Однако, в отличие от первоначальной теории Фрейда, Эриксон считал, что личность продолжает развиваться на протяжении всей жизни.
«Существует множество внешних факторов, влияющих на развитие личности, — объясняет Данн.
Она указывает, что эти факторы могут включать:
- Семейная среда
- Количество детей в семье
- Школьная среда
- Учителя и группы сверстников
- Отношения с семейством
- СМИ
- Социальные медиа
- Культуре
Это не означает, что оно существенно изменится — это лишь говорит о том, что есть шанс, что ваше мнение и личные стандарты могут измениться в зависимости от жизненного опыта.
Расстройства личности определяются как долгосрочные модели поведения и мышления, которые отклоняются от того, что ожидается в обществе или в процессе развития.
Они могут проявляться через ваши эмоциональные реакции, ваше отношение к другим и ваш внутренний диалог.
В рамках некоторых теорий личности расстройства такого рода развиваются, когда естественное развитие личности прерывается или на него сильно влияет неблагоприятное событие, например, травматическое событие.
Данн отмечает, что существует множество исследований, предполагающих, что генетика, жестокое обращение и нестабильная или хаотичная жизнь в детстве могут способствовать развитию расстройства личности.
«Расстройство поведения в детстве, изменения в химическом составе и структуре мозга, а также другие факторы могут способствовать развитию обсессивно-компульсивных, нарциссических или других расстройств личности», — добавляет она.