Синдром профессионального выгорания педагога и его профилактика: Профессиональное выгорание педагогов и пути его преодоления — 26 Октября 2020 — Публикации педагогов
Эмоциональное выгорание педагога и способы его преодоления | Консультация:
Эмоциональное выгорание педагогов
и способы его преодоления
(консультация педагога – психолога Радионовой Е.И.
для педагогов ДОУ)
Исследования по проблеме профессионального выгорания специалистов начались ещё в 70-х годах XX века. Это было связано с тем, что к руководству Американской службы психологической и социальной поддержки населения стали поступать жалобы на неэффективность работы сотрудников, их вспыльчивость и раздражительность. Изучение данного явления привело психологов и медиков к открытию «особой формы стресса общения», которую американский психиатр Х. Дж. Фрейденберг предложил называть «burnout» («выгорание»), т.е. слово подчёркивает зависимость специалистов от работы. Проблема профессионального выгорания работников является актуальной и в наши дни.
Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается, как правило, у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми. В большей степени это относится к специалистам сферы образования.
За годы работы в ДОУ у педагога накапливается множество психологических проблем, решить которые он не всегда в состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, они всегда должны быть сдержаны, и показывать пример для всех. А к тому же скоро открытый урок, аттестация, итоги педагогических конкурсов, публикации. Даже, болея, мы идем на работу: ведь на нас держится весь мир (нам так кажется).
Синдрому профессионального выгорания подвержены чаще всего люди старше 35 – 40 лет. К этому времени педагоги накапливают достаточный педагогический опыт, их собственные дети подрастают и уход за ними требует меньшего времени, в семье устанавливается определенная стабильность. Кажется, что надо ожидать резкого подъёма в профессиональной сфере. Но часто наблюдается противоположное явление. У педагогов заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает «блеск в глазах», нарастает усталость. Бывают ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди уходят из образования, меняют профессию и всю оставшуюся жизнь скучают по общению с детьми.
К основным факторам, способствующим формированию эмоционального выгорания педагога, относят:
- высокую ответственность за своих подопечных
- высокую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку
- дисбаланс между интеллектуально–энергетическими затратами и морально–материальным вознаграждением
- наличие ролевых конфликтов
- работу с «трудными» детьми
- развитию эмоционального выгорания педагогов способствует постоянное чувство усталости, подавленности, незащищённости, отсутствие желаний, боязнь ошибок, страх перед неопределёнными ситуациями, страх показаться недостаточно совершенным, неуверенность в собственных силах
- Синдром эмоционального выгорания педагогов является ответной реакцией педагога на пролонгированные во времени стрессовые воздействия межличностного общения как в системе «воспитатель – коллеги», так и в системе «воспитатель – ребёнок».
- Специалисты, подверженные процессу выгорания, могут демонстрировать такие проявления, как цинизм, негативизм, пессимизм, раздражительность, нервозность
Таким образом, профессиональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Оно возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Профессиональное выгорание – динамический процесс, который возникает поэтапно. Его этапы соответствуют механизму развития стресса. Поэтому при профессиональном выгорании отмечают:
фазу нервного (тревожного напряжения),
фазу резистенции (сопротивления),
фазу истощения.
Соответственно каждому этапу развития профессионального выгорания возникают отдельные его симптомы, которых на данный момент насчитывается более ста.
Среди них выделяют симптомы психосоматического уровня. Это:
- утомление,
- усталость,
- бессонница.
- истощение,
- пищевые нарушения.
И симптомы проявления личностных особенностей. К ним относят:
- скудность репертуара рабочих действий,
- упадническое настроение и связанные с ним эмоции (пессимизм, апатия, чувство бессмысленности, цинизм),
- злоупотребление табаком, кофе, пристрастие к алкоголю, наркотикам,
- негативная «Я-концепция»,
- негативное отношение к окружающим
- переживание зависимости от людей и обстоятельств
- агрессивные чувства (раздражительность, гнев)
Профессиональное выгорание не является чем-то неизбежным. Необходимо предпринимать определённые шаги по его профилактике, которые могут предотвратить, ослабить или исключить возникновение выгорания.
Как же избежать синдрома эмоционального выгорания и какие меры необходимы для его профилактики?
Ольга Владимировна Хухлаева (педагог – психолог) предлагает свой вариант работы с синдромом эмоционального выгорания.
- Первым этапом данной профилактической работы является ваше знание о существовании данной проблемы при работе в сфере «человек – человек»
- На втором этапе важно уделить время осознанию и принятию самим педагогом, что данная проблема может коснуться и его. Исключить у себя боязнь ошибки, страх собственного несовершенства. Мы, педагоги, такие же люди, как все: можем ошибаться, испытывать определенные трудности, важно уйти от привычки всегда «быть сильными», от стремления отрицать собственные психологические затруднения
- На третьем этапе профилактической работы следует посвятить накоплению у себя ресурсов противодействия выгоранию. Этот этап более долговременный.
Профилактику эмоционального выгорания на этом этапе необходимо проводить в двух направлениях:
1) оптимизация организационных условий труда педагога;
2) актуализация личностных ресурсов педагога.
Первое направление включает в себя следующие составляющие.
• Организация рабочего места педагога — предполагает как общее санитарное состояние рабочего пространства, так и эстетическую составляющую. Исследования показывают, что педагоги, работающие в светлых, просторных помещениях, имеющих необходимое для работы оснащение и эстетичное оформление, гораздо реже страдают от проявлений синдрома эмоционального выгорания, чем их коллеги, вынужденные работать в тесных, обшарпанных, «голых» группах. Это наша с вами развивающая среда для детей, но которая в должной мере влияет на нас.
• Строгая определенность должностных инструкций и обязанностей.
• Наличие общепринятых стандартов формального и неформального поведения педагогов в учреждении.
• Отлаженная система охраны труда сотрудников.
• Наличие и развитие высокой организационной культуры.
• Профессиональная и административная поддержка.
Второе направление связано с активацией и выработкой личных ресурсов педагогов
Он включает в себя создание атмосферы безопасности в коллективе и на актуализацию личностных ресурсов стрессоустойчивости: это тренинги, различные приемы и упражнения, осознание стереотипов поведения в коллективе, расширение репертуара поведенческих стратегий, осознание и принятие своих чувств, концентрацию внимания, осознание своих личностных ресурсов.
Поскольку профессия педагога входит в группу риска выгорания, каждому педагогу необходимо заботиться о себе, владея приёмами саморегуляции.
Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления дыханием и мышечным тонусом. Она помогает снять эмоциональную напряжённость, активировать свою деятельность, восстановить силы.
Сегодня мы попробуем некоторые приемы и методы саморегуляции для профилактики стрессов и выгорания (групповые формы работы)
1.Упражнение «Имя – профессиональное качество».
Цель: создание положительной атмосферы в группе, поднятие самооценки участников тренинга, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.
Ход: передавая мяч по кругу, называйте своё имя и какое – либо профессиональное качество, начинающееся на первую букву имени. Например: Анна – активная. Ольга – оптимистичная.
Помощь друг другу в подборе слов.
2. Упражнение «Лестница»
Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.
Начертите у себя ЛЕСТНИЦУ из 8 ступенек. Это лестница вашей жизни, вашей деятельности, вашей карьеры. Внимательно рассмотрите ее и отметьте свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день, где вы находитесь: внизу, на одной из ступенек, в центре, вверху.
Просто ответьте себе на вопрос: Где я нахожусь в данный момент?
Начинаем отсчет по ступенькам снизу: Я – ВЫСКАЗЫВАНИЕ! Какое высказывание соответствует вашему местоположению.
Первая ступенька — Я НЕ БУДУ ЭТОГО ДЕЛАТЬ НИКОГДА!
Вторая ступенька – Я НЕ МОГУ ЭТО СДЕЛАТЬ (не умею, не получится)
Третья ступенька – Я ХОЧУ ЭТО СДЕЛАТЬ!
Четвертая ступенька – КАК МНЕ ЭТО СДЕЛАТЬ?
Пятая ступенька – Я ПОПРОБУЮ…
Шестая ступенька – Я МОГУ ЭТО СДЕЛАТЬ!
Седьмая ступенька – Я ЭТО ДЕЛАЮ!
Восьмая ступенька – ЭТО ЖЕ ТАК ПРОСТО!
Запишите первое, что приходит в голову: что нужно сделать для того, чтобы подняться на ступеньку выше. Это и есть ваше личное индивидуальное решение по профилактике эмоционального выгорания.
Лестница нужна для того, чтобы понять, кто готов к переменам, а кто нет. Это желание понять: я хочу или я не хочу что-то менять в себе, в своей жизни. Попробуйте на досуге проанализировать лестницу и свои действия, шагая по ней.
3.Релаксация: упражнение «Улыбка»
По непонятным причинам самим действенными оказываются очень простые вещи. Проснувшись утром и торопясь начать день, задержитесь на минуту, оцените – что вы чувствуете? Вне зависимости от результата оценки – УЛЫБНИТЕСЬ! Адресуйте эту улыбку родным, друзьям, коллегам, всем кого любите, всему миру. Почему?
Обнаружено, что доброжелательное выражение лица возбуждает центры позитивных эмоций, способствует хорошему настроению и позитивному мышлению. Поэтому нецелесообразно ходить с мрачным, нудным лицом даже тогда, когда настроение у вас плохое. Человек с естественной приятной улыбкой и сам становится бодрым и жизнерадостным. Улыбки и смех – возбудители позитивных эмоций. Стендаль сказал: «Улыбка и смех убивают старость».
Намек на улыбку, сдержанная улыбка, интимная улыбка, радостная – каждая по-своему замечательна. Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как улыбка. Улыбка говорит: «Вы мне нравитесь. Вы делаете меня счастливым. Я рад вас видеть».
Люди добреют от улыбки. Если вы не привыкли улыбаться, то вам нужно научиться это делать. Улыбнитесь прямо сейчас! Не бойтесь! Улыбнитесь еще раз! Задержите улыбку! Конечно, вначале вы можете чувствовать себя неловко, но, когда нахмуренные брови и опущенные уголки рта исчезнут, то вы начнете излучать уверенность и силу, и ваше отношение к этому занятию изменится. Когда поблизости будет зеркало, улыбнитесь перед ним, и вы увидите, насколько лучше вы выглядите.
Пожелайте доброго утра и успешного дня себе и всем, кто вам дорог. Все день начался и начался правильно.
Улыбайтесь! Улыбайтесь! Улыбайтесь! Улыбайтесь! Всем и каждому! Люди почувствуют вашу улыбку и улыбнуться Вам: «Благодарю, что заметили и оценили меня!».
4. «Позитивные пожелания»
Участники вытаскивают позитивные пожелания и зачитывают их.
-В ближайшее время Вам особенно повезет!
-Вас сегодня ожидает сюрприз! И т.д.
Спасибо всем, кто пришел сегодня в наш зал. Здоровья, позитива, удачи!
Список используемой литературы:
1. Е. А. Чекунова, Т. П. Колодяжная Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада. / учебно-методическое пособие. М. 2010.
2. Е. В. Шитова Практические семинары и тренинги для педагогов. / Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Волгоград. 2013.
3. Н. А. Рогалева Дни психологической разгрузки для педагогов ДОУ. / Справочник педагога-психолога. 01.2012.
4. Т. Н. Сташкова Занятие-тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». / Справочник педагога-психолога 02.2011.
5. «Психология общения. Энциклопедический словарь» / А.А. Бодалева, М., «Когито-Центр», 2011
6. Саенко Ю.В. «Регуляция эмоций. Тренинг управления чувствами и настроениями», СПб, «Речь», 2011
Педагог – психолог Радионова Е.И.
Публикации по ключевому слову «эмоциональное выгорание»
Психология
Дата публикации: 19.01.2022 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Ларина Оксана Николаевна , воспитатель
МБДОУ Д/С КВ №200 «Волшебный башмачок», Самарская обл
«Эмоциональное выгорание «Второе дыхание»»
В статье представлены игры и упражнения, направленные на снятие напряжения, способствующие расслаблению
ПедагогикаДата публикации: 31.08.2021 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Коваль Ангелина Владимировна , педагог-психолог
Коваль Клара Викторовна , заведующая
МДОУ «Д/С ОВ №27», Белгородская обл
«Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения»
Статья раскрывает актуальность проблематики эмоционального выгорания у педагогов в контексте профиля профессиональной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Общая психология и психология личностиДата публикации: 24.02.2021 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Петрова Ксения Максимовна , студентка
Высшая школа психологии, педагогики и физической культуры ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова», Архангельская обл
Брутова Марина Алексеевна , канд. пед. наук , доцент
ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова», Архангельская обл
«Синдром профессионального выгорания педагога»
В статье рассмотрена тема профессионального выгорания педагога. Выделены факторы, влияющие на профессиональное выгорание и рассмотрена профилактика его возникновения.
Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образованияДата публикации: 26.06.2020 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Узунова Галина Петровна , директор
АНО «ПОО» «Открытый Таврический колледж», Крым Респ
«Исследование уровня потребности преподавателей колледжей в саморазвитии и самообразовании»
Статья посвящена проблеме исследования уровня потребности преподавателей колледжей в саморазвитии и самообразовании. В работе представлены результаты эмпирического исследования, целью которого стало выявление степени выраженности у преподавателей системы среднего профессионального образования синдрома эмоционального выгорания, раскрытие связи между уровнем его сформированности и потребностей преподавателей в самообразовании и саморазвитии. В исследовании приняли участие 214 преподавателей колледжей, чей стаж педагогической деятельности варьируется от 3 до 38 лет. Автор обосновывает актуальность предпринятого исследования, описывает его результаты, на основании которых определяет основные направления профилактики возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания у преподавателей колледжей в процессе организации управления их профессионально-личностным развитием.
ПсихологияДата публикации: 27.02.2019 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Чуприкова Елизавета Валерьевна , студентка
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», Воронежская обл
«Специфика проявления эмоционального выгорания у военнослужащих»
В статье рассматривается феномен эмоционального выгорания, проводится его краткий теоретический анализ. Выделяются специфика возникновения, причины и симптомы проявления эмоционального выгорания у военнослужащих. Рассматриваются способы профилактики эмоционального выгорания в военной среде.
Дата публикации: 27.02.2019 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Чуприкова Елизавета Валерьевна , студентка
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет», Воронежская обл
«Склонность к риску и эмоциональное выгорание»
В статье представлен анализ склонности к риску и эмоциональному выгоранию. Приводится краткий анализ феномена эмоционального выгорания, его симптомов. Даётся краткий теоретический анализ склонности к риску. Рассматривается связь склонности к риску и эмоционального выгорания.
Экономика труда, демографияДата публикации: 05.03.2018 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Вахитова Руфина Закиевна , аспирант
Штоль Татьяна Валерьевна , магистрант
Институт экономики, финансов и бизнеса ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», Башкортостан Респ
«Проблема «эмоционального выгорания» государственных служащих в адаптационный период»
Авторами статьи рассматривается влияние фактора «эмоционального выгорания» на работу молодых государственных служащих в период адаптации. В работе приводятся результаты исследования уволившихся в 2017 г. сотрудников Министерства экономического развития Республики Башкортостан. В результате анализа авторы статьи приходят к выводу о наличии синдрома «эмоционального выгорания», получаемого молодыми сотрудниками в адаптационный период, приводящего к снижению кадрового потенциала государственной службы.
Экономика (экономическая теория, финансы, бухгалтерский учет, статистика и др.)Дата публикации: 31.05.2017 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Юровских Кристина Вячеславовна , магистрант
ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», Свердловская обл
«Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности работников системы «человек – человек»»
В статье рассматривается понятие «эмоциональное выгорание» с точки зрения профессиональной деятельности работников системы «человек – человек». Описаны группы и симптомы проявления выгорания, а также его негативные стороны относительно всей организации в целом. Описаны мероприятия, способствующие снижению эмоционального выгорания.
Дата публикации: 13.11.2017 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Васильева Асия Васильевна , студентка
Финансово-экономический институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», Саха /Якутия/ Респ
«Эмоциональное выгорание на примере персонала страховой организации»
В статье рассмотрено понятие «эмоциональное выгорание», проведено исследование по выявлению уровня эмоционального выгорания сотрудников страховой организации, даны рекомендации.
Образование взрослых, самообразованиеДата публикации: 29.11.2017 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Юсупов Ильмир Ринатович , старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, Башкортостан Респ
«Типологические особенности профессиональных предпочтений личности педагога по физической культуре»
В статье представлены результаты исследований типологических особенностей личности современного педагога по физической культуре различных специальностей под воздействием профессии на основе типологического подхода профессиональных предпочтений.
ПсихологияДата публикации: 25.04.2017 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Дудченко Зоя Фадеевна , канд. психол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург г
Петрова Наталья Алексеевна , канд. мед. наук, доцент , заведующая учебной частью
ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, Санкт-Петербург г
«Взаимосвязь эмоционального выгорания медицинских сестер с их личностными особенностями»
В данной статье рассмотрены основные особенности эмоционального выгорания в качестве фактора снижения надежности функционирования медицинских сестер. Отмечены такие формы проявления эмоционального выгорания, как снижение самоконтроля, ответственности, дисциплинированности, чувства долга, самообладания. Эмоциональное выгорание рассмотрено как личностный механизм, позволяющий частично исключить эмоции в ответ на воздействие психотравмирующих факторов. Представлены результаты исследования взаимосвязи эмоционального выгорания медицинских сестер с их личностными особенностями.
Дата публикации: 18.04.2017 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Теплинская Кристина Анатольевна , старший воспитатель
МБДОУ Д/С №26 «Журавушка», Краснодарский край
Попова Анна Анатольевна , канд. психол. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», Краснодарский край
«Влияние профессионального выгорания на индивидуальный стиль деятельности педагога»
Возникновение профессионального выгорания у педагогов обусловлено системой взаимосвязанных и взаимодополняющих факторов, относящихся к различным уровням организации личности: на индивидуально-психологическом уровне это психодинамические особенности субъекта, характеристики ценностно-мотивационной сферы и сформированность умений и навыков саморегуляции; на социально-психологическом уровне – особенности организации деятельности и межличностного взаимодействия педагога.
Теория и методика профессионального образованияДата публикации: 14.01.2017 г.
Оцените материал Средняя оценка: 5 (Всего: 1)
Масалытин Алексей Викторович , ассистент кафедры
Механтьева Людмила Евгеньевна , д-р мед. наук , профессор, заведующая кафедрой
Склярова Татьяна Петровна , канд. мед. наук , доцент
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России, Воронежская обл
«Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе кафедры медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности медицинского вуза в целях профилактики синдрома эмоционального выгорания у обучающихся старших курсов»
В данной статье рассматривается проблема развития синдрома эмоционального выгорания у студентов старших курсов и использование инновационных технологий в обучении как фактор профилактики.
Психологические аспекты педагогической деятельностиДата публикации: 19.12.2016 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Корсаков Юрий Викторович , преподаватель
ФГКОУ ВО «Волгоградская академия МВД России», Волгоградская обл
«Профессиональная деформация педагога: пути преодоления»
В статье затронута проблема профессиональной деформации педагога. Рассмотрены характерные черты профессиональной деформации педагога. Перечислены уровни проявления профессиональной деформации педагога. Автором предложены пути преодоления профессиональной деформации педагога.
Дата публикации: 25.11.2016 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Меньщикова Татьяна Александровна , студентка
Институт психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», Алтайский край
«Организация системы профилактики эмоционального выгорания педагогов дошкольного общеобразовательного учреждения»
В статье рассмотрено понятие и содержание эмоционального выгорания, актуализируется значимость организации системы мероприятий по профилактике и предотвращению эмоционального выгорания педагогов ДОУ, разработаны рекомендации.
Дата публикации: 30.11.2016 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Потехина Людмила Николаевна , магистрант
Высшая школа психологии и педагогического образования ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова», Архангельская обл
«Профилактика эмоционального выгорания педагога через формирование его личностных качеств»
В данной статье раскрываются факторы, вызывающие синдром эмоционального выгорания у педагогов, предложены способы его профилактики через формирование личностных качеств.
ПсихологияДата публикации: 01.04.2016 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Саушкина Наталья Сергеевна , педагог-психолог
АНО ДО «Планета детства «Лада» – Д/С №122 «Красное солнышко», Самарская обл
«Психологическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности детского сада»
В данной статье автором описаны результаты диагностики профессиональной компетентности педагогов по освоению современных образовательных технологий.
Образование взрослых, самообразованиеДата публикации: 22.03.2016 г.
Оцените материал Средняя оценка: 4 (Всего: 1)
Леонова Зоя Николаевна , учитель, педагог дополнительного образования
ГБОУ «Школа Марьина Роща им. В.Ф. Орлова», Москва г
«Танцевальное искусство как средство профилактики эмоционального выгорания воспитателя детского дома»
В данной статье автором рассматривается проблема эмоционального выгорания специалистов учреждения интернатного типа. В работе приведен пример положительного влияния танцевального искусства как наиболее эффективного средства не только профилактики, но и преодоления синдрома эмоционального выгорания.
Общая психология и психология личностиДата публикации: 05.02.2016 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Гусева Анастасия Петровна , аспирант
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»,
«Эмоциональное выгорание личности в связи со смысложизненными ориентациями»
В данной статье раскрываются проблемы взаимосвязи особенностей эмоционального выгорания личности со смысложизненными ориентациями. Результаты исследования показали, что всем параметрам эмоционального выгорания соответствует низкий уровень осмысленности жизни. Актуальность работы обусловливается необходимостью выявления факторов, способствующих благополучному профессиональному развитию.
Современные подходы в дошкольном образовании и подготовка кадровДата публикации: 12.01.2016 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Лапаева Ирина Валентиновна , педагог-психолог
АНО ДО «Планета детства «Лада» – Д/С №157 «Светлячок», Самарская обл
«Метод правополушарного рисования как метод профилактики эмоционального выгорания педагогов»
В данной статье автором рассматривается проблема эмоционального выгорания педагогов. В качестве метода профилактики эмоционального выгорания представлена арт-терапевтическая техника: метод правополушарного рисования и особенности работы с ним.
Биологические наукиДата публикации: 19. 05.2015 г.
Оцените материал Средняя оценка: 0 (Всего: 0)
Пискун Анна Александровна , студентка
ГОУ ВО Московской области «Московский государственный областной университет», Московская обл
«Степень обсеменения кожных покровов условно-патогенными представителями микрофлоры при диагностике синдрома профессионального выгорания»
Видовой состав и степень обсеменения кожных покровов отображают происходящие неспецифические реакции иммунной системы человеческого организма и находятся в корреляционной зависимости со стадиями стресса. В данной статье рассмотрена зависимость обсемененности кожных покровов по Staphylococcus aureus и Esherichia coli участников образовательного процесса от фазы эмоционального выгорания.
Психолого-педагогические аспекты образованияДата публикации: 19.06.2015 г.
Оцените материал Средняя оценка: 2 (Всего: 1)
Молчанова Наталия Владимировна , канд. психол. наук , доцент
Уральский институт социального образования (филиал) ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Свердловская обл
«Особенности идентификации будущих социальных работников с клиентами»
В данной статье автором показана актуальность умения устанавливать оптимальный уровень идентификации социальных работников с клиентами, сделан вывод о влиянии личностных качеств будущих социальных работников на идентификацию с клиентами, акцентировано внимание на необходимости формирования данных качеств в период профессионального обучения.
Медицинская профилактика и наблюдение за состоянием здоровьяДата публикации: 15.12.2015 г.
Оцените материал Средняя оценка: 3 (Всего: 2)
Низамутдинова Анастасия Андреевна , воспитатель отделения дошкольного образования
ГБОУ СОШ №202, Санкт-Петербург г
«Танцевально-двигательная терапия в профилактике эмоционального выгорания у воспитателей дошкольного учреждения»
В работе рассматривается проблема эмоционального выгорания у работников сферы образования и представлена методика использования танцевально-двигательной терапии как средства профилактики выгорания.
Выгорание учителей — причины, признаки и предотвращение — CE Credits Online
Жасмин Нельсон
Учителя всегда подвергались риску выгорания, однако пандемия сделала выгорание учителей гораздо более распространенным явлением. Многие учителя обнаруживают, что они истощены, отключены, неэффективны и больше не любят преподавать. Все это примеры, которые Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) характеризует как симптомы синдрома эмоционального выгорания. Выгорание — это синдром, возникающий в результате хронического стресса на рабочем месте, с которым не удается справиться. Вот причины, признаки и методы предотвращения, которые учителя могут использовать для управления выгоранием учителей.
Причины
Вот список возможных причин:
- Выше обычного объема обязанностей
- Отсутствие административной поддержки
- Плохое финансирование школы
- Работа с трудными родителями
- Чувство, что тебя не ценят и недооценивают
- Стандартизированное тестирование используется для оценки учителей
- Чрезмерный акцент на стандартизированном тестировании
- Сильно нарушающие порядок учащиеся и проблемы с управлением классом
- Меняющиеся ожидания
- Хаотичное расписание
- Чрезмерное количество документов
- Нехватка ресурсов
- Отсутствие обучения новым технологиям
Признаки выгорания учителя
Вот несколько признаков того, что вы можете испытывать выгорание учителя:
- Хроническая бессонница
- Неуверенность в себе и неуверенность в себе
- Беспокойство
- Нет желания общаться со сверстниками
- Легко раздражается
- Физические симптомы, такие как: головные боли, учащенное сердцебиение, одышка, боль в груди и головокружение
- Увеличение жалоб
- Деперсонализация
- Мозговой туман
- Физическое и психическое истощение
- Изменения аппетита или веса
- Отсутствие мотивации и драйва
- Ощущение, что то, что вы делаете, не имеет значения
- Отрицательное отношение к работе педагогом
Методы профилактики выгорания учителей
- Расскажите о выгорании учителей. Разговор с коллегой, которому вы доверяете, поможет вам почувствовать себя не таким одиноким и не позволит негативным чувствам всплыть на поверхность.
- Ухаживайте за собой. Некоторые примеры этого:
- Практика медитации
- Комплекс йоги
- Прогулка на природе
- Чтение любимой книги
- Создание расписания сна
- Отключить мозг кино и попкорном
- Будьте осторожны с заразным негативом.
- Установите границы для себя и своей работы. Установите разумные сроки и придерживайтесь плана. Вместе с родителями и коллегами установите границы, когда с вами можно и нельзя связываться.
- Будьте сострадательны, а не чутки. Учителя, как правило, очень чуткие люди; однако, когда вы чрезмерно чутки, вы берете на себя слишком много боли от других, и это может вызвать эмоциональную и умственную борьбу.
- Подумайте о терапии.
Выгорание учителя может серьезно негативно сказаться на качестве вашей жизни, и важно признать это и лечить до того, как оно начнет гноиться. Изучение того, как бороться с выгоранием учителей, может дать вам возможность взять под контроль свою жизнь и карьеру и может способствовать положительному психическому здоровью и карьере.
Как распознать эмоциональное выгорание учителей и справляться с ним
С увеличением количества факторов стресса и ответственности в профессии учителя все больше и больше учителей испытывают эмоциональное выгорание.
Узнайте, что такое выгорание учителя, как распознать его признаки и симптомы и, самое главное, что делать, если вы выгорели.
Что такое выгорание учителей?
Давайте будем честными: преподавание — это прибыльная карьера. Это вдохновляет иметь возможность формировать жизнь молодых людей и настраивать их на успех. Но как заботливая профессия она также может быть сложной — эмоционально, умственно и физически.
К сожалению, это означает, что выгорание слишком распространено среди учителей. Но что именно?
Хотя большинство из нас в какой-то момент своей карьеры испытывает стресс, эмоциональное выгорание является результатом хронического стресса на работе в течение длительного периода времени. Оно может проявляться в виде длительного физического, эмоционального и психического истощения, а может привести к ухудшению психического здоровья, усилению неудовлетворенности карьерой и даже к решению вообще уйти из профессии.
Что вызывает эмоциональное выгорание учителя?
Когда дело доходит до преподавания, в игру вступает множество факторов, от личных до профессиональных. Существует нехватка кадров, с которой нужно бороться, учебные планы и планы уроков, которые нужно разработать, учащиеся со сложными потребностями, ряд обязательных учебных полей для галочек и, конечно же, огромное количество административной работы, которая должна быть выполнена за пределами ядра. дело преподавания.
Неудивительно, что еще до пандемии во всем мире сообщалось о высоких показателях профессионального стресса учителей. Австралийские учителя также сообщают о следующих факторах, способствующих выгоранию: чрезмерная рабочая нагрузка, нехватка ресурсов, дедлайны, поведение учащихся и культура на рабочем месте.
Распознавание признаков эмоционального выгорания учителя
Выгорание — это нечто большее, чем случайные стрессовые дни в классе. Он может проявляться по-разному как в личной, так и в профессиональной жизни. Вот некоторые из ключевых признаков, на которые следует обратить внимание: 9.0003
- потеря страсти или мотивации быть учителем
- легкая эмоциональная неуправляемость (раздражительность, гнев, грусть)
- эмоциональный уход от коллег, студентов, друзей и семьи
- становится труднее выполнять обычные или базовые задачи (например, составлять план урока)
- плоскость или отсутствие эмоций
- проблемы со сном
- проблем с производительностью (отсутствие продуктивности, связанное с чувством апатии, отсутствием самооценки, низкой уверенностью в себе, безнадежностью).
Эти симптомы совпадают с симптомами депрессии и других проблем с психическим здоровьем. Если переживаете, лучше к терапевту. У некоторых работодателей также есть Программа помощи сотрудникам (EAP), которая может предложить поддержку.
Советы по предотвращению эмоционального выгорания учителей и борьбе с ним
Учителя настолько привыкли заботиться о других, что часто забывают заботиться о себе. Хотя предотвращение чувства выгорания и управление им может показаться еще одной обязанностью, на самом деле забота о себе помогает вам лучше поддерживать своих учеников и все школьное сообщество. Может быть полезно подумать об этой идее, как о процедурах безопасности в самолете — то есть сначала наденьте свою маску, прежде чем надевать другие.
Предотвращение эмоционального выгорания учителей
- Приоритет заботы о себе . Забота о себе выглядит по-разному для всех, но, по сути, это все, что вы делаете, чтобы улучшить свое самочувствие. Это может быть так же просто, как создать хороший режим сна, есть питательную пищу, регулярно заниматься спортом или участвовать в таких мероприятиях, как медитация, ведение дневника или встречи с друзьями. Для вдохновения прочитайте о том, как заботиться о себе для профессионалов и о том, как разработать план ухода за собой.
- Установите и соблюдайте четкие рабочие границы . Например, объясните своим ученикам и их семьям, что вы будете отвечать на электронные письма только в рабочее время и в течение 24–48 часов, если вопрос не является срочным. Вы также можете дать себе определенное время, чтобы перестать работать во внеурочное время каждую ночь и придерживаться его. Помните, говорить «нет» — это нормально.
- Определите знаки раннего предупреждения . Осведомленность и понимание выгорания, стресса и собственного психического здоровья может помочь вам сделать шаг назад, проанализировать ситуацию и действовать заранее. В Beyond Blue есть несколько полезных стратегий для управления стрессом и тревогой.
- Поиск соединений . Поиск связей с людьми, с которыми вы работаете, может помочь защитить вас от стресса и выгорания. Учитывая, насколько распространено выгорание, вполне вероятно, что у некоторых из них был подобный опыт. Выделение времени для налаживания отношений между учителем и учеником также может помочь улучшить ваше самочувствие. Попробуйте наши «пятерки благополучия», чтобы узнать, как это сделать.
Управление эмоциональным выгоранием учителей
- Будьте добры к себе
. Во-первых, важно напомнить себе, что преподавание — трудная работа! И что вы не подведете своих учеников или учителя, если будете заботиться о себе. Сострадание к себе может иметь большое значение для повышения вашего общего самочувствия. - Поговори . Если вы чувствуете себя комфортно, поговорите со своим руководителем, коллегой, друзьями или близкими о симптомах, которые вы испытываете. Обращение к кому-то, кому вы доверяете, может быть практическим действием, которое поможет вам понять, через что вы проходите, почувствовать себя более заземленным и вместе работать над следующими шагами.