Синестезия в психологии: Что такое синестезия? — все самое интересное на ПостНауке

Синестезия: что это, как проявляется, откуда берется

Около 4% людей могут видеть цвет музыки или ощущать вкус слов. Среди них много творческих людей — например, Набоков, Римский-Корсаков и Кандинский. Рассказываем, что это за способность и можно ли ее развить

  • Что это
  • Виды
  • Зачем изучать синестетов
  • Причины
  • Признаки
  • Плюсы и минусы
  • Можно ли развить у себя
  • Что почитать по теме

Что такое синестезия

Синестезия — это редкий психологический феномен, при котором человек соединяет сигнал от одного органа чувств с сигналом от другого, хотя для связи между ними нет никаких видимых причин. Синестет — человек, обладающей синестезией. Слушая музыку, он воспринимает ее в виде линий, фигур и цветовых пятен. Или, слыша какое-то слово, может ощущать его вкус.

Слово «синестезия» происходит от двух древнегреческих слов: «вместе» и «ощущение». И если родственное греческое слово «анестезия» означает «отсутствие ощущений», то синестезия, наоборот, это «соединение ощущений». Согласно исследованиям, синестезия наблюдается примерно у 1–4% людей в приблизительно одинаковом соотношении как у мужчин, так и у женщин.

Ученые отмечают, что синестезия — это не болезнь и не психическое расстройство. Если, услышав звук, вы видите еще и цвет, это не значит, что с вашим слухом что-то не в порядке. Люди, обладающие естественной синестезией, не имеют никаких психических отклонений. Просто мозг синестета как бы добавляет, например, цветовую реакцию в ответ на восприятие звуков. Также синестезию, хотя и временную, могут вызывать некоторые лекарства, алкоголь или кофе.

Не является синестезия и мистической сверхспособностью. Если синестет воспринимает музыку в виде цветовых пятен, это не значит, что у музыки есть физические цвета, которые видны только избранным. Таково восприятие синестета, индвидуальная реакция, которая определяется особенностями его головного мозга.

Виды синестезии

Условно синестезию можно подразделить на два больших вида: проекционная (projective) и ассоциативная (associative) синестезия. В этом ключе говорят и о синестетах.

«Проецирующий» синестет ясно и четко видит, чувствует, то есть «проецирует» дополнительные качества поверх воспринимаемых запахов, звуков, символов.

«Ассоциирующий» синест не видит, но ощущает связь — стойкую ассоциацию, между одним и другим ощущением. Например, синестет первого вида, услышав какой-то музыкальный инструмент, может увидеть прямо перед собой треугольник оранжевого цвета. Синестет второго вида, услышав такой звук, скажет, что для него «инструмент звучит оранжево».

Исследователи выделяют около 70 разновидностей синестезии, но их, вероятно, больше:

  • Самая распространенная разновидность — ощущение дней недели в цвете. Это подвид графемно-цветовой (grapheme-colour) синестезии, когда синестет видит цифры и буквы окрашенными в разные цвета. Она же и наиболее изучена: «цветные» буквы встречается у 1% населения.

Графемно-цветовая синестезия (Фото: wikipedia. org)

  • Музыкально-цветовая синестезия, которую иногда называют «цветной слух» — восприятие музыки в виде непроизвольно проявляющихся цветовых пятен, полос, волн. Вероятно, этот вид синестезии был у художника-абстракциониста Василия Кандинского.

«Импрессия III (Концерт)» написана Кандинским после посещения концерта Арнольда Шенберга (Фото: wikipedia.org)

  • Пространственно-временная синестезия (space-time synesthesia) также распространена и довольно необычна: синестет воспринимает время цветным или объемным, визуализирует дни недели, месяцы и годы растянутыми на плоскости линиями, фигурами, цветными пятнами.

При пространственно-временной синестезии некоторые синестеты видят дни недели или месяцы расположенными вокруг себя по кругу и раскрашенными в разные цвета (Фото: wikipedia.

org)

  • Самые редкие формы синестезии связаны со вкусовыми и тактильными ощущениями. Например, синестет, смотря на человека, может чувствовать его боль — это называется эмпатия прикосновений или синестезия зеркального прикосновения (mirror-touch synesthesia). А зрительно-вкусовая синестезия, когда слово или образ для синестета обладает каким-то вкусом, встречается приблизительно у 0,2% населения.

Человек, который обладает сразу несколькими несколькими видами синестезии — множественный синестет. У таких синестетов можно насчитать семь и более видов синестезии.

Как и зачем ученые изучают синестетов

Изучая синестезию, ученые пытаются определить, какие генетические особенности лежат в основе творчества, воображения, абстрактного и метафорического мышления. Благодаря синестезии ученые научились избавлять людей от иллюзии фантомных конечностей. Технологии, опирающиеся на изучение синестезии, используются в конструировании протезов, навигационных приборов, систем сбора данных. Исследования по синестезии помогают в обучении искусственного интеллекта.

Чтобы выявить синестетов, нейропсихологи используют специальные тесты и измерения мозговой активности. Техника фиксирует необычную активность мозга синестетов в определенных зонах мозга, когда они смотрят на так называемые раздражители: например, на буквы и или цифры такого цвета, который не соответствует их восприятию. У не-синестетов такой активности мозга не фиксируется.

Кроме того, чтобы отделить синестезию от игры воображения и ассоциаций, которые свойственны всем людям, ученые тестируют синестетов на точность и постоянство реакций: у настоящих синестетов выявляются постоянные и неизменные связи между буквой и цветом, вкусом и формой и так далее. И эти связи не меняются годами.

Причины синестезии

Еще в XIX веке ученые выяснили, что синестезия связана с наследственностью, и факт этот подтверждают современные генетические исследования. Сейчас нейропсихологи добавляют, что важную роль в процессе становления синестезии играет научение, ведь способность узнавать буквы и цифры, важная для синестезии, не является врожденной. Чтобы понять, как взаимодействуют между собой наследственность и научение, требуются широкомасштабные лонгитюдные — продолжительностью более нескольких лет, исследования. Такие исследования еще не проводились. Так что пока единой научно доказанной теории синестезии не существует.

Самое распространенное объяснение — теория кросс-активации, предложенная двумя нейропсихологами Видаянуром Рамачандраном (Vilayanur S. Ramachandran) и Эдвардом Хаббардом (Edward М. Hubbard). Согласно этой теории, между двумя смежными зонами коры головного мозга, «отвечающими» за цвет и буквы (или цифры), происходит перекрестная активация или «кросс-активация». То есть зона распознавания букв или цифр в коре головного мозга предположительно связана с зоной различения цветов. Такую необычную совместную активность вызывают, вероятно, врожденные мутации генов.

Эта теория не является научно общепризнанной, так как, например, не учитывает культурный фактор, не объясняет редких разновидностей синестезии (например, эмпатии прикосновений) или синестезии, возникшей в результате травмы или приема психоактивных веществ.

Как понять, что вы — синестет

Основатель и научный куратор Российского синестетического сообщества, лингвист и психолог Антон Сидоров-Дорсо указывает на одно из главных отличий синестетов от людей, ощущения которых основаны на ассоциациях, опыте или научении:

«У синестетов есть как обычные ассоциации, так и синестетические. Например, буква «А» исходя из его опыта связана с одним цветом, а синестетически — с другим. В первом случае цвет буквы, основанный на опыте, может у синестета измениться, а вот по синестетическим ассоциациям цвет никогда не меняется. И это абсолютно бессознательная история. Если спросить синестета, как возникла та или иная синестетическая ассоциация, возможно, мы добьемся ответа о двух, трех, четырех буквах, но в русском алфавите их 33, и он не сможет объяснить цвета всех 33 букв».

Таким образом, синестет не может объяснить, откуда у него взялось то или иное дополнительное ощущение: в его опыте нет никакого объяснения, почему звук пахнет именно так, а буква имеет определенный цвет.

Кроме того:

  • Синестет не может контролировать свою реакцию: воспринимая символ, звук запах, он получает дополнительное ощущение безо всяких усилий, непроизвольно, он не может ему противостоять.
  • Реакции синестета нельзя подавить или изменить. Они очень устойчивы и не меняются на протяжении лет, десятилетий.
  • Чаще всего синестезией обладают, сколько себя помнят, с самого раннего детства.
  • В большинстве случаев синестезия является врожденной и может иметь генетический характер, то есть передаваться по наследству.

Недостатки и преимущества синестезии в жизни

Исследования демонстрируют, что у синестетов лучше работает память. Например, они удерживают в кратковременной памяти большее количество объектов, чем не-синестеты. Синестеты обладают и лучшей долговременной памятью. Синестезия помогает запомнить телефонные номера, списки, имена, назначенные даты. С другой стороны, у обладателя таких способностей могут возникнуть трудности с простыми арифметическими вычислениями. Потому что, например, сочетание цветов цифр «2» и «5» может не соответствовать цвету цифры «7».

Существуют данные о связи синестезии с ранней обучаемостью говорению и чтению, образной памятью, высокими способностями к орфографии и музыкальностью. Синестезия распространена среди людей искусства, ее часто ставят в один ряд с творческими способностями: опрос 192 синестетов показал, что 24% из них являются представителями творческих профессий и что большая часть из них занимаются творчеством в свободное время. К синестетам часто причисляют композиторов Оливье Мессиана, Ференца Листа, Римского-Корсакова, джаз-музыканта Дюка Эллингтона, писателей и поэтов Владимира Набокова, Артюра Рембо, Шарля Бодлера. Многие современные музыканты, среди них Билли Айлиш, Канье Уэст, Лорд рассказывают о своей синестезии.

До 20% людей с РАС (расстройствами аутистического спектра) обладают синестезией. В 2007 году было опубликовано исследование случая Дэниела Таммета — человека с синдромом Аспергера, савантизмом и синестезией. Он обладает феноменальной памятью, языковыми способностями, при этом еще и синестет: воспринимает числа как имеющие цвет, текстуру и форму. Предполагется, что синестезия при аутизме связана с савантизмом — наличием таланта в области музыки, математики, искусства или языка.

Психолог Антон Сидоров-Дорсо подтверждает, что среди синестетов действительно больше творческих людей. Например, в творческих вузах до трети студентов могут составлять синестеты. Их мозг устроен так, что стремится к самовыражению именно в символических, а не в технических формах. При этом среди признанных гениев либо столько же синестетов, сколько и во всей популяции, либо даже меньше. Сидоров-Дорсо связывает это с формальностью, которую синестеты не могут перескочить. Они настолько привязаны к своим ощущениям, что эти ощущения кажутся им истинными. Если синестету удастся преодолеть порог формальности, то его талант найдет отклик у широкой общественности.

Можно ли развить у себя синестезию

Ученые предполагают, что синестезия проявляется и у людей, которые не подпадают под типичное определение синестетов. Например, многие, кто не ощущает музыкальные ноты окрашенными в разные цвета, тем не менее, согласятся, что некоторые ноты для них слышатся «ярче», а некоторые — «темнее». Если следовать этой идее, то, по приблизительным оценкам, около 20% людей обладают хотя бы слабой формой синестезии. Так что вполне возможно, вы уже в какой-то мере синестет и специально ничего развивать не нужно.

Синестезия может проявиться во время медитации. К такому выводу пришел тибетолог, врач и антрополог доктор Билл Бушелл (William C. Bushell), изучая внутреннее состояние адептов буддизма в медитативных состояниях. Чем больше практикуешься в медитации, тем чаще возникают проявления синестезии, утверждает исследователь.

Некоторые ученые также позитивно смотрят на «тренировки» синестезии и полагают, что несинестет может развить у себя синестезию.

Доктор Ромке Роу (Romke Rouw), психолог из университета Амстердама, исследователь в области когнитивных и нейронаук в докладе «Синестезия: мнения и перспективы»:

«Может ли несинестет натренироваться, чтобы стать синестетом? Да, это возможно! С другой стороны, столь же возможно, что есть ограничения в том, до какой степени несинестет может этому научиться. Я полагаю, научные исследования разъяснят этот интересный вопрос в ближайшем будущем».

Что почитать о синестезии

  • Антон Сидоров-Дорсо, Шон Эндрю Дэй. Синестезия: мнения и перспективы, 2019;
  • Материалы с сайта Российского синестетического сообщества;
  • Синестезия. Поразительные истории людей с феноменом восприятия. Подкаст Истории.doc.

На английском:

  • Richard E. Cytowic, David M. Eagleman. Wednesday Is Indigo Blue: Discovering the Brain of Synesthesia;
  • Maureen Seaberg. Tasting the Universe: People Who See Colors in Words and Rainbows in Symphonies.

Синестезия естественного развития: личный опыт, научные исследования и культурные явления — Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru — 2019. Том 8. № 2019-1

Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru
2019. Том 8. № 2019-1 С.  1–5

‘; for (var i = 0; i

78

Рубрика издания: Интервью

Тип материала: интервью

Для цитаты: Сидоров-Дорсо А.В., Кофман А.М., Шведовская А.А. Синестезия естественного развития: личный опыт, научные исследования и культурные явления [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2019. Том 8. № 2019-1. С. 1–5. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2019_1/interview_synesthesia (дата обращения: 06. 03.2023)

Полный текст

Синестезия естественного развития: личный опыт, научные исследования и культурные явления

Интервью с исследователем синестезии, руководителем исследовательской группы «Синестезия: дети и родители» Центра междисциплинарных исследований современного детства Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), старшим преподавателем Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Антоном Викторовичем Сидоровым-Дорсо и синестетом Ангелиной Михайловной Кофман, студенткой 4 курса отделения клинической психологии ПМГМУ им. Сеченова. Наша беседа посвещена научной, социальной и личностной составляющих синестезии. Беседу вела Анна Шведовская, к.психол.н., доцент кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ).

— Что вас связывает с синестезией?

А. Дорсо: Я исследую синестезию уже более десяти лет, являюсь членом дирекции Международной ассоциации синестетов, деятелей искусства и науки, а также основателем и научным куратором Российского синестетического сообщества. В этом году мы инициировали проведение научного симпозиума по синестезии в Московском государственном психолого-педагогическом университете и в Консерватории имени П.И. Чайковского.

А.Кофман: Восемь лет назад я узнала, что то, что я чувствую, — это синестезия. И с тех пор я стараюсь участвовать в каких-то мероприятиях и вообще узнавать что-то новое, что происходит в этой области. Как синестет участвовала в проекте создания приложения для мобильных телефонов (прим. ред.: проект «Синестеты» https://ria.ru/20181115/1532746362.html).

— Что такое синестезия? Расскажите об основных направлениях обсуждения этой темы в культуре, науке, искусстве.

А.Дорсо: У синестезии много аспектов — научный, общественный, личный.

Изучение синестезии как явления носит междисциплинарный характер – его изучают с точки зрения психологии, нейрофизиологии, психогенетики. Наша ассоциация (прим. ред.: International Association of Synaesthetes, Artists, and Scientists (IASAS) http://www.theiasas.com) старается внести свой вклад в то, чтобы как можно больше ученых, в том числе и молодых, заинтересовались этой темой. И здесь возникает общественный аспект – распространение знаний о синестезии. Синестезия касается относительно большого числа людей. Если 4% населения обладает синестезией, то это миллионы и миллионы людей, просто они об этом могут не знать. Для них то, что они чувствуют воспринимается естественно и они не идентифицируют себя как синестетов. Таким образом, важно учитывать и аспект личного отношения к синестезии. Если вы синестет, что это может для вас значить? Ассоциация ставит перед собой такую миссию — как можно шире раскрыть, что это за явление, как часто оно проявляется, является ли наследственным, как оно раскрывается в индивидуальном плане.
Таким образом мы пытаемся распространить информацию, во-первых, среди ученых, во-вторых, объяснить синестетам, что же такое синестезия, в-третьих, навести мосты между самими синестетами и исследователями.

В России синестезия не исследовалась давно, со времен Александра Лурия, который написал «Маленькую книжку о большой памяти», содержащую главу о синестезии. И он прекрасно раскрывает, что синестезия — это не просто некое изолированное явление, оно пронизывает структуру личности. Он называет это «синдромом личности».

Приведем несколько примеров видов синестезии. Примером синестезии графемно-цветового типа является восприятие букв в цвете. То есть при восприятии алфавита родного языка на слух или при зрительном восприятии отдельных символов алфавита (конкретных букв-графем) у человека непроизвольно и абсолютно неподконтрольно его волевой регуляции возникает ощущение цвета. Допустим, «А» красное, «О» белое, «И» синее и так далее. Причем это не поддается какому бы то ни было семантическому анализу, то есть мы не можем никак расшифровать, почему «И» синяя, потому что «И» может быть не синяя, а, допустим, зеленая. Это никак не связано со словами, которые содержат эти буквы. Единственное, есть гипотеза, которая связана с распространенностью и частым использованием в речи и письме, например, буквы «А» и ее связью с красным цветом. То есть чем чаще встречается буква, тем она ярче. Первые буквы самые яркие и получают самую яркую окраску. Ближе к концу алфавита буквы становятся серыми, коричневыми. Никаким образом в опыте синестета это не закодировано. И когда наши австралийские коллеги решили провести большое демографическое исследование большой выборки синестетов с одновременным анализом печатной продукции в Австралии в тот период, когда происходила социализация ребенка, они не нашли никакой связи. То есть азбука имеет одни цвета, а у синестетов другие цвета. Таким образом, мы имеем определенный набор знаков, который называется семиотической категорией, систему опосредующих символов, которые мы используем для познания мира, для построения речи или письма. И эти семиотические категории обретают дополнительные сенсорные ощущения.

Другим примером могла бы быть цветная музыка, восприятие определенных тонов или отдельных ладов, сопровождающиеся сенсорными элементами цвета.

Если мы начнем комбинировать семиотические категории с сенсорными системами, которых у нас не пять, а гораздо больше, то этих комбинаций получается больше 120.

Еще пример. Мои исследования включают в том числе и аурическую синестезию. Аурическая синестезия — это когда у синестета возникает цветовая реакция на типаж человека. И он видит либо проекцию ауры вокруг головы, либо просто переживает ощущение цвета при восприятии конкретного человека. Некое ощущение, что вот этот человек — синий, ультрамариновый. Берется определенная система либо людей, либо букв, либо звуков, либо математические формулы, и они приобретают вот такой новый, нетипичный «сенсорный окрас» в виде цвета, вкуса, текстуры, объемных биоморфных фигур и т.д..

— Различают ли синестеты реальный образ и привнесенный синестетическим восприятием?

А. Кофман: Когда я читаю, я вижу особенными какие-то слова или отдельные буквы. Я понимаю, что все буквы черного цвета, но моим внутренним взором они воспринимаются определенного цвета, фактуры. Разделение есть, я понимаю, что это именно мое восприятие.

Мешает ли Вам синестезия?

А.Кофман: Мешает мне больше всего, когда я сталкиваюсь с людьми, у которых мне не нравятся имена на вкус или на цвет. Это бывает довольно неудобно, потому что вообще я люблю обращаться к людям по имени, и когда у человека какое-то неприятное и «невкусное» имя, мне сложно общаться. Приходится придумывать обходные пути. С друзьями проще, им, например, можно придумать им ласковые прозвища.

Могут ли синестетические ощущения отвлекать от происходящего вокруг?

А. Кофман: Неприятные отвлекают. Но я умею концентрироваться. У меня смешивается много модальностей – у каких-то объектов я могу видеть только цвет, где-то я могу еще почувствовать запах, где-то еще фактуру. Получается такая довольно красочная мешанина, иногда приходится концентрироваться и стараться абстрагироваться от этого.

Сейчас Вы назвали две стратегии совладания при неприятных переживаниях — концентрация и замещение: придумывать ласковые имена или абстрагироваться. Какие еще могут быть приемы самопомощи?

А. Дорсо: Наверное, только 5% синестетов жалуются на то, что это мешает, а 95% говорят, что не хотят потерять эту способность, она придает им индивидуальность.

Есть две стратегии реализации своих синестетических качеств. Первая – принять себя и интегрировать синестетические способности в свою деятельность. Раз для вас человек может быть какого-то вкуса, вы начинаете развивать эту тему для себя и становитесь, например, художником, музыкантом, шеф-поваром.

Вторая стратегия — изолироваться. Я знаю сложные случаи многофакторной синестезии, когда человек не может находиться в центре города, потому что это его сильно захватывает. Сразу возникают цветные потоки от шума. И в этом случае помогает сенсорная изоляция, например, наушники. Если у Вас вкусовая синестезия, то помогают леденцы, которые сглаживают вкусовые реакции. Это никак не отличается от стратегий сенсорной изоляции людей с обычным профилем восприятия.

Какой из ста с лишним видов синестезии встречается наиболее часто?

А. Дорсо: Синестезию часто условно называют врожденной. Например, если у женщины-синестета рождается девочка, то вероятность наследования 50-70%, а если у мужчины-синестета рождается сын — 10-15%. Если от матери к сыну, то средние числа где-то 30-40%. Но влияние среды и социализации на развитие синестезии столь же велико. Этот вопрос я называю «антропология синестезии». Мы с Вами разделяем письменную культуру, в которой широко распространена графемно-цветовая синестезия. При этом в западной культуре шире распространена графемно-цветовая синестезия, а в российской культуре — музыкальная. Это зависит, вероятно, от того, как культура обращается в присущих ей стратегиях обучения и воспитания с символическим контекстом – как учит музыке, письму и т.д..

— В 2019 году вышла в свет книга «Синестезия: мнения и перспективы» под Вашей редакцией (МГППУ, 2019 год). Какие цели у этого издания? Кто его читатель?

А.Дорсо: Когда мы задумывали проведение Международного научного симпозиума «Синестезия: межсенсорные аспекты познавательной деятельности в науке и искусстве» (прим. ред.: сайт https://iasasevents.com/synmoscow2019), то встал вопрос, как распространить знания о синестезии, если в России из тех, кто занимался синестезией, был Александр Лурия 50 лет назад. А дальше это были только аннотации, обзоры или анализ уже имеющихся данных. Наш сборник — это сборник интервью с учеными, художниками, просто синестетами с активной общественной позицией, так называемые амбассадоры и популяризаторы синестезии, участвующие в медийных и художественных событиях, и так далее и рассказывающие доступным языком о ключевых вопросах синестезии.

Среди авторов есть, например, Лидл Симпсон, который очень рано потерял слух. У него синестезия является компенсаторной функцией. То есть проявляется в ответ на наблюдаемые движения: если он, например, видит какие-то резкие движения, он «слышит» резкие звуки. Я думаю, что, познакомившись с выпущенной книгой, читатель получит современные представления о том, как исследуется синестезия и какие вопросы ставятся в мировой науке. На какие вопросы мы уже смогли получить ответы, в чем исследователи еще сомневаются, какие вопросы задают о феномене, и вообще — что такое быть синестетом.

Говоря о личном опыте, как Вы открыли для себя, что Вы синестет?

А. Кофман: Мне было пять лет. Мама меня одевала и сказала: «Давай сейчас наденем куртку». И я в этот момент подумала: почему такое вкусное слово означает несъедобное? Тогда это меня повергло в какой-то странный шок. С этого момента я и запомнила, что воспринимала слова на вкус. О том, что это называется именно синестезия, я узнала где-то восемь лет назад. Случайно прочитала и поняла, что это про меня.

Маме я об этом сказала поздно, когда мне было 13 лет. Я смотрела передачу о том, как люди воспринимают разные предметы. В сюжете исследователь показывал две фигуры людям и спрашивал, что из этого «кики» и «буба». Чаще люди говорили, что «кики» — те фигуры, которые с острыми углами, а «буба» более округлая (прим. ред.: Эффект «буба — кики» https://postnauka.ru/lists/96516). Я не помню точно, относилось ли это конкретно к синестезии, потому что там я тогда не услышала это слово. Если бы я посмотрела передачу до конца, может быть, я еще тогда узнала бы, что это синестезия, а так потребовалось еще несколько лет, чтобы случайно наткнуться на данное определение.

— Возникают ли у Вас новые реакции или синестезия неизменна?

А. Кофман: Я помню, что, когда я делала тесты с буквами, мне в течение года или полугода казалось, будто некоторые буквы в алфавите поменяли свой цвет. То есть сначала каждая буква была своего цвета, но через полгода-год при повторном тестировании оказалось, что 2-3 буквы поменяли свой цвет.

А. Дорсо: Дело в том, что в науке главное — доказать, что это существует, и доказать в обход субъективности. А синестезия — это парадоксальное явление, которое кроме как в субъективности нигде не проявляется. Есть золотой стандарт в синестезии — это последовательность реакций. Она меряется таким образом: человеку дается плашка с градиентом, нам с вами будет трудно определить конкретный цветовой тон, связанный с каким-то явлением, мы будем путаться, а для синестета малые градации цветового тона уже обозначают отход от истины. Мы даем ему 99 проб, компьютер сравнивает пробы друг с другом и меряет время реакции. Потом мы привлекаем синестета через год, так же проводим с ним ре-тестовые процедуры и получаем цветовые пробы, эти пробы сравниваются с первыми.

— Есть ли какие-то нормативы при определении синестезии?

А. Дорсо: Да, есть. Но чем меньше изменений, тем вероятнее, что перед нами синестет. Однако несколько лет назад была написана статья. В ней был поставлен вопрос, является ли золотым стандартом неизменность, потому что все-таки с возрастом буква может становиться менее яркой или менять окрас. Есть некоторая мера допущения.

Может ли психофизиология помочь в изучении синестезии?

А.Дорсо: Да, тесты Струпа, адаптированные под реакции конкретных испытуемых-синестетов, в которых ключевую роль в запуске эффекта Струпа играет именно субъективное восприятие цвета. Есть еще использование фМРТ. Некоторые исследователи сейчас сильно в этом начали сомневаться больше из-за методологических вопросов, но сообществом принимается версия того, что в какой-то момент у синестета возникает метаболическая активность в коре головного мозга в центрах восприятия цветовых реакций.

Синестезия — это такое естественное явление, которое может нам позволить лучше понять и нейроразнообразие человека, и его творческую природу, и как эта творческая природа проявляется на генетическом и психофизиологическом уровнях. Для меня эта тема очень серьезная. Нельзя упускать такую возможность, когда вам природа дает некое поле исследования, которое все еще требует изучения, а некоторые факты остаются не раскрытыми.

Дата записи: 15 октября 2019 года

Дата публикации: 05 ноября 2019 года

Сидоров-Дорсо Антон Викторович, старший преподаватель, руководитель исследовательской группы «Синестезия: дети и родители», Центр междисциплинарных исследований современного детства, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия

Кофман Ангелина Михайловна, студентка отделения клинической психологии, ПМГМУ им. Сеченова, Москва, Россия

Шведовская Анна Александровна, кандидат психологических наук, начальник управления информационными и издательскими проектами, доцент кафедры возрастной психологии имени Л.Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid. org/0000-0003-3154-4601, e-mail: [email protected]

Синестезия | Определение, типы, примеры и факты

Связанные темы:
иллюзия цветной слух

Просмотреть весь связанный контент →

синестезия , нейропсихологическая черта, при которой стимуляция одного чувства вызывает автоматическое переживание другого чувства. Синестезия — это генетически связанная черта, которой, по оценкам, подвержено от 2 до 5 процентов населения в целом.

Графемно-цветовая синестезия является наиболее изученной формой синестезии. В этой форме восприятие цифр и букв человеком связано с цветами. По этой причине во всем, что субъект читает или слышит, каждая буква или цифра либо рассматривается как физически написанная определенным цветом (у так называемых проекционных синестетов), либо визуализируется в уме как цвет (у ассоциативных синестетов). Однако многие синестеты обладают более чем одним типом синестезии. Сообщалось о нескольких типах, начиная от музыкально-цветовой синестезии, при которой музыкальные ноты и звуки связаны с цветовой визуализацией, до тактильно-эмоциональной синестезии, при которой определенные ткани и текстуры вызывают у синестета определенные эмоции. Примеры других типов включают звук-цвет, пространственную последовательность, вкус-температуру, вкус-звук, звук-запах, единицы времени-цвета и личность-запах.

Тест «Британника»

Тест «Больше искусства и цветов»

Узнайте о явлении, называемом синестезией, благодаря неврологическим исследованиям в Калифорнийском технологическом институте

Просмотреть все видео к этой статье

Современные модели согласны с тем, что синестезия включает в себя связь между областями коры головного мозга, которые иначе не связаны у несинестетиков. По сути, это говорит о том, что, например, у синестетов, использующих графемы и цвета, зрительная/цветовая часть мозга во время развития сохраняла избыточные нейросвязи с семантической/обрабатывающей буквы областью. Популярной теорией, касающейся этих связей у синестетов, является нейронная обрезка: избыточные нейронные связи, которые обычно обрезаются в процессе развития, остаются нетронутыми, и, таким образом, сохраняются синестетические нейропути. Другая теория предполагает, что нейронные связи между областями коры сохраняются у каждого человека, но только некоторые люди полностью испытывают синестезию.

Анализы ДНК показали, что несколько участков хромосом могут быть вовлечены в синестезию. Например, считается, что область второй хромосомы, связанная с геном TBR1 , участвует в синестетическом опыте. Хотя когда-то считалось, что это состояние контролируется генами на хромосомах, которые определяют пол, это состояние, по-видимому, не связано с полом. Однако некоторые исследования предполагают, что между синестезией, аутизмом и савантизмом может существовать сложная генетическая связь.

Хотя английский философ Джон Локк и врач Томас Вулхаус, по-видимому, упоминали синестезию или подобные синестезии состояния еще в 1689–1690 и 1710 годах соответственно, общепризнано, что немецкий врач Георг Тобиас Людвиг Сакс предоставил первое медицинское заключение о синестезии. , в диссертации, опубликованной в 1812 году. Затем он стал популярным предметом исследований до начала 1900-х годов, когда его сочли слишком субъективным. Исследования синестезии снова начали процветать в 1980-х, когда техническое оборудование смогло продемонстрировать, что это действительно ощутимо дискретное генетическое состояние. Синестезия остается областью активных исследований как из-за ее собственной непонятой природы, так и из-за ее нейрофизиологического сходства с более пагубными состояниями, такими как аутизм и шизофрения. Синестезия — это явление, которое в значительной степени является подарком для тех, кто его испытывает, поскольку многие синестеты обладают способностями к искусству, сильным творческим потенциалом и улучшенными навыками памяти.

Laura M. Herman

Определение, примеры, причины, симптомы и лечение

Обзор

Синестезия — это неврологическое состояние, при котором информация, предназначенная для стимуляции одного из ваших органов чувств, стимулирует несколько ваших органов чувств. Людей с синестезией называют синестетами.

Слово «синестезия» происходит от греческих слов: «синт» (что означает «вместе») и «этезия» (что означает «восприятие»). Синестеты часто могут «видеть» музыку как цвета, когда они ее слышат, и «ощущать вкус» текстур, таких как «круглые» или «заостренные», когда они едят пищу.

Исследователи до сих пор не уверены, насколько распространена синестезия. Одно исследование 2006 года показало, что это происходит у 2-4 процентов населения.

Если у вас синестезия, вы можете заметить, что ваши чувства имеют тенденцию переплетаться, придавая вашему восприятию мира дополнительное измерение. Возможно, каждый раз, когда вы откусываете пищу, вы также ощущаете ее геометрическую форму: круглую, острую или квадратную.

Может быть, когда вы испытываете эмоции из-за человека, которого любите, вы можете закрыть глаза и увидеть, как определенные цвета играют в вашем поле зрения.

Возможно, вы читаете эти слова в сопровождении ряда сопровождающих голосов в своей голове, характеризуя каждое предложение своей собственной личностью, как если бы вы разговаривали с человеком на улице.

Все эти переживания являются примерами синестезии.

Люди, страдающие синестезией, обычно рождаются с ней или развиваются в очень раннем детстве. Возможно, что он разовьется позже. Исследования показывают, что синестезия может передаваться по наследству.

Каждое из пяти ваших чувств воздействует на разные области вашего мозга. Глядя на яркую неоново-желтую стену, например, загорается первичная зрительная кора в задней части мозга. Если у вас синестезия, вы также можете ощущать вкус цвета стены, глядя на нее.

Таким образом, не только ваша первичная зрительная кора будет стимулироваться цветом, но и ваша теменная доля, которая сообщает вам о вкусе того или иного вещества. Вот почему исследователи считают, что люди с синестезией имеют высокий уровень взаимосвязи между частями мозга, связанными с сенсорными стимулами.

Некоторые вещества могут вызвать у вас временное ощущение синестезии. Использование психоделических препаратов может усилить и соединить ваши сенсорные переживания. Мескалин, псилоцибин и ЛСД изучались на предмет их способности вызывать это явление. Но другие стимуляторы, такие как каннабис, алкоголь и даже кофеин, также вызывают временную синестезию.

Существует несколько типов синестезии с разными симптомами. Синестезия графемы и цвета, когда вы соединяете буквы и дни недели с цветами, может быть наиболее известной. Но есть еще синестезия звука и цвета, синестезия числовых форм и многие другие. У вас может быть только один тип синестезии или комбинация нескольких видов.

Люди с любым типом синестезии, как правило, имеют следующие общие симптомы:

  • непроизвольные восприятия, которые переходят от одного органа чувств к другому (ощущение вкуса, цвета и т. д.)
  • сенсорные триггеры, которые последовательно и предсказуемо вызывают взаимодействие между органами чувств (например, каждый раз, когда вы видите букву А, вы видите ее красным цветом)
  • способность описывать другим людям свое необычное восприятие

с большей вероятностью будет левшой и проявляет большой интерес к изобразительному искусству или музыке. Оказалось, что синестезия чаще встречается у женщин, чем у мужчин.

Синестезия не лечится. Как ни странно, многие люди, кажется, наслаждаются восприятием мира иначе, чем население в целом.

С другой стороны, некоторые синестеты считают, что их состояние изолирует их от других. У них могут быть проблемы с объяснением своих сенсорных переживаний, потому что они очень разные. Поиск сообществ других синестетов в Интернете может помочь облегчить это чувство изоляции.

Разговор со специалистом в области психического здоровья также может помочь вам увидеть ценность, которую синестезия может добавить в вашу жизнь. Вместо доминирующей стороны вашего мозга — правой или левой — вы можете обнаружить, что обе части вашего мозга прекрасно гармонируют, когда вы занимаетесь работой, которой вы увлечены.

Вы можете пройти бесплатную онлайн-оценку, чтобы узнать, есть ли у вас синестезия, но к этому следует подходить с осторожностью. Вы также можете задать себе несколько вопросов, чтобы начать процесс диагностики, если вы считаете, что страдаете этим заболеванием.

Когда вы представляете себе букву «А», присваивает ли ваш разум этой букве цвет? Пройдитесь по всему алфавиту, представляя себе каждую букву, наблюдая за цветом, который она представляет вам в уме, и записывая его. Повторите упражнение через час или два. Кажется ли, что отдельные буквы в основном одного цвета каждый раз, когда вы их представляете? Если да, то у вас может быть синестезия.

Включите классическую музыку и закройте глаза. Выберите песню, с которой вы не знакомы, прежде чем расслабиться и посмотреть, что попадает в поле вашего зрения. Какого цвета музыка? Кажется, что каждый инструмент имеет разный цвет? Есть ли у вас сильный визуальный компонент наряду с тем, что вы слышите? Если вы это сделаете, у вас может быть синестезия.

С синестезией можно жить полноценной и нормальной жизнью. С этим явлением сталкиваются многие известные и успешные люди. Примеры включают:

  • Kanye West
  • Pharrell Williams
  • Mary J. Blige
  • Tori Amos
  • Duke Ellington
  • Lorde
  • Vladimir Nabokov (Awared
  • .