Ситуативная и личностная тревожность: Личностная и ситуативная тревожность

Личностная и ситуативная тревожность по Спилбергеру у людей разного пола и возраста

Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях

Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.

Здесь Вы узнаете, как преодолевать страх, обман и стрессы,
как добиваться своих целей, оставаясь здоровым и полным энергии.

Автор сайта — профессор психологии Воронежского филиала
Московского гуманитарно-экономического института Ю.В.Щербатых

/ Главная / Страх, тревога, фобии / Научные исследования тревоги и страха / Исследование тревожности

В ноябре вышла новая книга профессора психологии Ю.Щербатых «Избавься от стресса и живи счастливо!». Это краткое и емкое руководство по снятию стрессов, в котором автор изложил  многолетний опыт работы по нейтрализации вредных стрессов. Если вы хотите научиться  снимать стрессы себе или  другим людям — узнайте подробности об этом руководстве по стресс-менеджменту.

Личностная и ситуативная тревога в норме и в условиях экзаменационного стресса.

(Раздел из докторской диссертации Ю.В.Щербатых «Вегетативные проявления экзаменационного стресса»)

    Исследования многих авторов показывают, что негативные психологические состояния у студентов наблюдаются задолго до начала экзаменов и постепенно прогрессируют, достигая максимума к моменту получения экзаменационного билета. При этом спектр психологических состояний исследователи описывают разнообразными терминами: «страх», «тревога», «психическое напряжение», «тревожное ожидание», «психологический стресс» и т. п. В связи с этим представляется целесообразным определение таких понятий, как «страх» и «тревога». В настоящее время большинство авторов полагают, что между этими состояниями имеется ряд принципиальных различий, причем страх нельзя свести к «осмысленной тревоге».

Согласно мнению А. Захарова (1988), различия между страхом и тревогой достаточно принципиальны и касаются как генеза, так и психических проявлений. Суммируя взгляды различных исследователей в отношении этих явлений, можно сказать, что для тревоги в большей мере, чем для страха характерны следующие признаки: она возникает до наступления опасности, возбуждающе действует на психику, зачастую носит «размытый», неопределенный характер, проецирована преимущественно в будущее, связана с социально обусловленными опасностями и в большей степени локализована в левом полушарии мозга. В отличие от нее, страх чаще возникает в момент наступления опасности, может оказывать тормозящее действие на психику, носит конкретный характер, основывается на прошлом индивидуальном опыте, в котором задействованы биологические инстинкты и связан с работой, преимущественно, правого полушария (Захаров А.И., 1988; Каплан Г., Сэдок Б., 1994; Свядощ А.М., 1997; Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И., 1998б; Ивлева Е.И., Щербатых Ю.
В., 1999). Отсюда видно, что ожидание экзамена и связанное с этим психологическое напряжение могут проявляться у студентов в виде различных форм психической активности: как конкретного страха перед экзаменатором или негативной оценкой (связанной с низким уровнем знаний), так и в виде более диффузной, мало обоснованной неопределенной тревоги за исход будущего экзамена, причем оба эти состояния сопровождаются достаточно выраженными вегетативными проявлениями. В особых случаях эти явления могут перерастать в невроз тревожного ожидания, особенно у студентов, для которых уже в преморбидном периоде были характерны черты тревожной мнительности и эмоциональной лабильности (Ушаков Г.К. 1984). Однако, гораздо чаще у студентов наблюдаются не неврозы, а острые невротические реакции, которые имеют сходную картину, но протекают в более ограниченном временном отрезке (часы — дни — недели). Клинически на экзамене эти невротические реакции могут проявляться в затруднении выполнения привычной функции или формы деятельности (речь, чтение, письмо и др.
), чувстве тревожного ожидания неудачи, которое приобретает большую интенсивность и сопровождается полным торможением соответствующей формы деятельности или нарушении ее. По мнению исследователей, тревожности соответствуют такие личностные проявления, как беспокойство, напряженность, чувство страха перед предстоящими экзаменами, мнительность, преувеличение значимости воспринимаемой информации, ожидание опасности (Мойкин Ю.В. и соавт., 1987). Имеется мнение, что существует оптимальный уровень тревожности, при котором достигается наибольшая успешность деятельности (Никифоров Г.С., Демидов С.Р., 1981; Кулагин Б.В., 1984; Аверин А.В. и соавт., 1991). В литературе отмечается, что высокие показатели успеваемости демонстрируют студенты, обладающие одновременно высоким уровнем способностей ( определяются по шкале «В» теста Кеттела) и высоким уровнем личностной тревожности (Лапкин М.М., 1994). В.М.Банщиков и Т.А. Невзорова (1969) отмечали, что поводом к возникновению невроза ожидания является иногда даже незначительная неудача или заболевание, вызвавшее преходящее изменение какой — либо функции.
Развивается неадекватная тревога, ожидание повторения неудачи; чем более внимательно и пристрастно больной напряженно следит за собой, тем это ожидание, действительно, затрудняет нарушенную функцию. Здесь имеют место так называемые «самосбывающиеся негативные прогнозы», когда ожидание какого-либо несчастья закономерно повышает вероятность его реализации (Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И., 1998б). Человек, страдающий неврозом тревожного ожидания, создает в своем сознании негативную «модель мира», для построения которой из всего многообразия сигналов окружающей среды он отбирает только те, которые отвечают его установке видеть все только «в черном цвете». В случае экзаменационного стресса, студент, склонный к данному типу реагирования, мысленно перебирает в уме все негативные факторы, согласно которым его может ожидать неудача на экзамене: строгий преподаватель, пропущенные лекции, неудачный билет и пр. Сконструированный таким образом неблагоприятный прогноз будущих событий пугает невротика, вызывая у него страх перед будущим, и он даже не догадывается, что сам является автором этого «безнадежного» и «ужасного» будущего.
Таким образом «вероятность» неблагоприятного события превращается в сознании больного в реальную «возможность» его наступления.

     Состояние тревоги формируется под действием различных факторов, затрагивающих разные функциональные системы организма человека. Так, Nutt D . J . (1990) выделяет четыре компонента, играющие важную роль при формировании состояния тревожности: настроение (антисипации, волнение и пр.), когнитивную сферу ( неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов), физиологические проявления (тахикардия, потоотделение, тремор) и поведенческие реакции. Отсюда вытекает вариативность возможных классификаций тревожности, так как тревожность можно различать по природе (нормальная или патологическая), по периодичности (эпизодическая или хроническая), по происхождению (врожденная или ситуативная), по степени осознанности, по уровню коморбидности, по силе и т. д. (Калуев А.В., 1999).

     Предэкзаменационная тревога может проявляться на различных системных уровнях: эндокринном, висцеральном, психологическом, что находит свое отражение в концепции Каплан Г.

и Сэдок Б. (1994). Согласно ей, на первом уровне тревоги человек может еще не осознавать ее, однако организм уже реагирует перестройкой метаболизма. Это находит свое подтверждение в повышении уровня катехоламинов у школьников задолго до контрольных работ (Липкова В. и соавт., 1988) и понижении иммунитета у студентов с высокими уровнями тревожности (Николаева А.А., Николаева Е.И., Майер Э.Н., 1988). На втором уровне тревожности по классификации Г.Каплан и Б.Сэдок (1990) появляются разнообразные психосоматические реакции, которые можно подразделить на вегетативные проявления тревоги и реакции соматической мускулатуры. К вегетативным реакциям относятся: нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, включающие изменения частоты, силы и ритма сердечных сокращений, изменение тонуса кровеносных сосудов, колебания АД, кардиалгии; желудочно-кишечные расстройства: тошнота, рвота, затруднение при глотании или ощущение «кома в горле», потеря аппетита, понос, спастические боли в животе, метеоризм; изменения со стороны дыхательной системы: диспноэ, чувство нехватки воздуха, учащение дыхательных движений, поверхностное дыхание, приступообразный кашель; со стороны мочевыделительной системы: учащение позывов на мочеиспускание, задержка мочеиспускания (Кемпински А.
, 1975; Хэссет Дж., 1981; Карвасарский Б.Д., 1990; Калинин В.В., Максимова М.А., 1993, Рожнов В.Е., 1994; Свядощ А.М., 1997; Щербатых Ю.В., Ивлева Е.И., 1998в, и др.). К вегетативным реакциям, сопровождающим тревожные состояния, относится также гиперемия или бледность кожных покровов, сухость во рту, появление слез, головокружение или слабость, потливость (Кемпински А., 1975, Хэссет Дж., 1981; Асатиани Н.М. и соавт., 1983; Каплан Г., Сэдок Б., 1994; Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. 1995; Свядощ А.М., 1997; и др.). Реакции соматической мускулатуры, сопровождающие страх и тревогу весьма разнообразны: это напряжения мышц туловища и конечностей, судороги, дрожание рук, коленей, чувство слабости в ногах, симптом кривошеи, навязчивые мышечные подергивания и движения (тики), вздрагивания, суетливость, беспокойство и невозможность оставаться на одном месте (Банщиков В.М., Невзорова Т.А., 1969; Каплан Г., Сэдок Б., 1994; Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. 1995). Согласно предположению Г.
Каплан и Б. Сэдок, на первых двух стадиях тревоги человек осознает только физиологические ощущения, которые сопровождаются чувством смутной «внутренней напряженности», пониманием, что «что-то происходит». Лишь на третьей стадии наступает осознание самого факта тревоги. Поэтому весьма актуальной задачей является поиск путей ранней диагностики тревоги, включающей в себя как объективные так и субъективные показатели тревожности. К первым из них можно отнести анализ вариабельности сердечного ритма, ко вторым — различные психологические, оценивающие уровень тревоги. Следует отметить, что традиционно принято выделять два типа тревожности: личностную (тревожность как более или менее устойчивая черту личности) и ситуативную (тревожность как реакция индивидуума на угрожающую ситуацию). Для измерения индивидуальных различий в тревожности J.Taylor (1953) был разработан специальный тест по определению уровня личностной тревожности («шкала тревоги», MAS). Для выявления уровня личностной и ситуативной тревожности C.
Spielberger (1972) создал два опросника, обозначив один вид тревожности как «Т-свойство» (личностная тревожность), а второй — как «Т-состояние» (ситуативная тревожность). Как правило, показатели личностной и ситуативной тревожности коррелируют между собой: у людей с высокими показателями личностной тревожности ситуативная тревожность в аналогичных условиях проявляется в большей степени. Особенно выражена такая взаимосвязь в ситуациях, угрожающих самооценке личности, когда ставится под сомнение самоуважение или авторитет индивида ( Hodges W . F ., Spielberger C . D ., 1966). Высокий уровень тревожности, обусловленной ожиданием возможной неудачи, может рассматриваться как приспособительный механизм, повышающий ответственность индивидуума перед лицом общественных требований и установок. Это подчеркивает социальную природу феномена «тревожности», в то время, как страх в большей степени опирается на биологические факторы. Как указывает Х. Хекхаузен (1986), под воздействием беспокоящих и угрожающих человеку обстоятельств (боль, напряженность, угроза социальному статусу и пр. ) различия между высоко- и слаботревожными людьми проявляются резче. Исследователи экзаменационного стресса считают, что студенты с высоким уровнем тревожности представляют собой потенциально невротическую группу в состоянии предболезни и нуждаются в специальном контроле со стороны профилактической службы ВУЗа (Плотников В.В., 1983). В одном из исследований учебного стресса, на основании характера вегетативного реагирования студентов-добровольцев на стресс были выделены три группы: 1-я с неменяющейся тревожностью, 2-со снижающейся тревожностью и 3-е увеличивающейся тревожностью при стрессе (Сауля А. И., Рапопорт Е. Н., Болокан Н.И. и соавт., 1989). Следует отметить, что методика Спилбергера не очень адекватно отражает «глубинную» тревогу, так как испытуемые далеко не всегда желают демонстрировать свои проблемы и свою тревожность экспериментатору. Как отмечали некоторые исследователи, иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью своей высокой тревоги с целью показать себя «в лучшем свете» (Охромий Г. В., Коренкова И.В., Копыленко А.А., и соавт., 2001). По данным этих авторов количество таких случаев в студенческой популяции составляет 1.3%.

        В литературе имеются сведения, что у студентов, предрасположенных к развитию артериальной гипертензии отмечаются более высокие показатели личностной и ситуативной тревожности, чем в группе контроля (Борисова Н.А., 2001; Гарганеева Н,П., Леонов В.П., 2001). По данным некоторых исследователей, длительность экзаменационного стресса зависит от формы экзамена — при письменном экзамене, сопровождающемся длительным ожиданием оценки, негативные последствия экзамена на уровне физиологических систем проявляются в большей степени ( Будылина С.М., Наумова Т.С., 1985).

      Существует мнение, что у студентов с высоким уровнем личностной тревожности (по Спилбергеру) происходит увеличение высокочастотного компонента спектра ( HF ) и снижение низкочастотного компонента ( LF ) во время экзамена по сравнению с нормой, в то время как у низкотревожных студентов динамика изменения спектра была противоположной (Глазачев О. С., Дудник Е.Н., 2001). Исследования с применением электроэнцефалографических методик выявили, что тревога перед предстоящим экзаменом отражается в активации передних областей правого полушария, а после экзамена отмечается тенденция к смещению фокуса активации в симметричные отделы левого полушария. У студентов, обладающих, по данным психологических тестов, высокой тревожностью, отмечалась повышенная активация передне-правого коркового квадранта, что, по мнению исследователей, могло быть обусловлено пессимистической установкой, свойственной таким испытуемым (Стрелец В.Б., Самко Н.Н., Голикова Ж.В., 1998).

 4.4 Собственные исследования тревожности у студентов в норме и условиях экзаменационного стресса.

 

 В настоящее время существует много вариантов тестов, выявляющих тревожность, каждый из которых по-разному отражает вегетативные компоненты тревожного состояния. В одних шкалах учитываются только субъективные компоненты тревоги, в других — ее вегетативные проявления. К сожалению, в наиболее распространенных в настоящее время клинических тестах, определяющих уровень тревожности, не разделяются феномены, присущие активации симпатической или парасимпатической нервной системы, что затрудняет поиск корреляций между показателями выявляемой по этим шкалам тревожности с физиологическими проявлениями страха и тревоги. Например, шкала Гамильтона (Hamilton M., 1959) не разделяет симпатические и парасимпатические проявления тревоги: в ней рядом стоят такие противоположные по механизму явления, как “покраснение кожных покровов” и “бледность кожных покровов”, “повышенный мышечный тонус” и “ощущение удушья” и т. д. По шкале Цунга (Zung W.W.K.,1980), предназначенной для самооценки тревоги, одинаково высокий балл могут набрать субъекты с повышенной активностью обоих отделов вегетативной нервной системы, так как пункт “У меня бывает ощущение учащенного сердцебиения” (активация симпатической системы ) стоят рядом с пунктами “У меня бывают приступы слабости” или “Частые позывы на мочеиспускание” (активация парасимпатической системы). Поэтому, чтобы исключить неоднозначно трактуемые вегетативные компоненты, мы в своем исследовании остановились на шкале Спилбергера, определяющей уровень ситуативной тревожности исходя из субъективного психологического состояния испытуемых (Марищук В.Л. и соавт., 1984).

В психологических исследованиях обычно применяются две разновидности шкалы тревожности Спилбергера: личностная и ситуативная (реактивная), каждая из которых имеет свои области применения. В последнее время принято различать понятия “эмоциональной реакции” и “эмоционального состояния” (Громбах С.М., 1988). В то время, как эмоциональные реакции — это непосредственные ответы на какое-либо воздействие или ситуацию, то под эмоциональным состоянием понимают более или менее устойчивый характер откликов на те или иные жизненные факты. В этом плане ситуативная тревожность по Спилбергеру больше отражает эмоциональные реакции, в то время как личностная — преобладающее эмоциональное состояние. Для определения индивидуальных различий в способах реагирования на экзаменационный стресс необходимо учитывать базисную, личностную тревожность студентов, поэтому данный раздел имеет смысл начать с анализа именно этого показателя.

     Уровень личностной тревожности (по Спилбергеру) в обследованной популяции составлял 41.4±0.8 балла. Среди обследованных студентов встречались люди как с высокой, так и с низкой личностной тревожностью, что изначально определяло их реакции на экзаменационный стресс. Если исходить из принятой на настоящее время трактовки деления людей по уровням тревожности (Марищук В.Л. и соавт., 1984), получается, что 5.8% обследованных студентов имели пониженную личностную тревожность ( менее 35 баллов), около 5% высокую — выше 55 баллов, а почти 90% студентов и школьников имели средние показатели личностной тревожности (от 35 до 55 баллов). В литературе встречаются и другие цифры — в одной из работ указывается, что высокий уровень личностной тревожности отмечался у 40.26% студентов (Охромий Г.В., Коренкова И.В., Копыленко А.А., и соавт., 2001), однако следует отметить, что личностная тревожность в этом исследовании определялась накануне экзаменов, т.е. у студентов, находящихся в состоянии выраженного эмоционального стресса, что могло вносить искажения в результаты тестирования.

         Средний уровень ситуативной тревожности, определенной по опроснику Спилбергера, в спокойном состоянии равнялся 39.8±0.7 баллов. Перед экзаменом этот показатель значительно возрастал, достигая в среднем 56.5±0.8 балла, что свидетельствует о достаточно высоком уровне реактивной тревожности у студентов перед экзаменом (Рис. 4.2). Считается, что уровень ситуативной тревожности 30 баллов и менее указывает на низкую тревожность, показатель от 31 до 45 баллов — на среднюю, а уровень ситуативной тревожности 46 баллов и выше считается высоким (Марищук В.Л. и соавт., 1984). Мы считаем, что имеет смысл выделение четвертой категории лиц, обладающих “сверхвысоким” уровнем ситуативной тревожности с показателями выше 70 баллов. Выделение этой категории обусловлено тем, что у таких лиц проявляется симптоматика, близкая к психопатологическим формам реагирования (острым невротическим реакциям). В наших исследованиях доля людей с низким, средним и высоким уровнем ситуативной тревожности значительно отличалась в норме и перед экзаменом. В межсессионный период большинство студентов (61%) имели средние показатели тревожности, количество субъектов с высокими уровнями этого показателя составляло 22.4%, с низкими — 16%, имеющих сверхвысокую тревожность — 0.7% ( Рис. 3.3):

       В то же время, в условиях экзаменационного стресса вообще не наблюдались студенты с низкой тревожностью, доля субъектов со средним уровнем тревожности была незначительной (16,4%), у большинства студентов (75%) наблюдались высокие, а у 8.6% — сверхвысокие уровни ситуативной тревожности ( Рис.3.4):

       Уровень тревожности (как личностной, так и ситуативной) мало менялся с возрастом в пределах от 16 до 25 лет. Незначительный рост отмечался только по отношении личностной тревожности, а разница в показателях ситуативной тревожности школьников и студентов разных курсов была недостоверной, что отражено в Табл. 3.1.

Табл. 3.1. Показатели ситуативной тревожности у школьников и студентов различных курсов:

 

SL

SSN

SSE

Школьники 10-11 кл

38. 0±0.5

41.2±1.2

54.7±1.2

Студ. 1 к

41.1±0.9

39.6±1.9

55.1±1.8

Студ. 2 к.

40.9±1.0

41.0±1.1

59.5±1.3

Студ. 3 к

42.6±1.7

42. 1±3.2

55.9±2.8

Студ. 5 к

42.7±1.5

38.0±1.9

55.7±1.8

Общее

41.4±1.5

39.8±0.7

56.5±0.8

 

SL — личностная тревожность, SSN — ситуативная тревожность в норме; SSE — ситуативная тревожность перед экзаменом.

 

Показатели личностной тревожности были выше у женщин по сравнению с мужчинами (р <0. 01). В то же время, хотя уровень ситуативной тревожности у женщин в норме и перед экзаменом был несколько выше, чем у мужчин, эти отличия были недостоверными (р >0.05).

 

Табл. 3.2. Показатели тревожности у лиц разного пола

 

 

SL

SSN

SSE

Мужчины

37.7±1.3

38.1±1.3

55.6±1.6

Женщины

43.1±1.2

36. 6±0.9

56.4±1.3

SL — личностная тревожность, SSN — ситуативная тревожность в норме; SSE — ситуативная тревожность перед экзаменом.

 

    Между уровнем личностной тревожности и уровнем ситуативной тревожности, измеренной перед обычным учебным занятием, отмечалась определенная корреляция (r=0.27; р<0.05). Между показателями личностной тревожности и уровнем ситуативной тревожности, измеренной в условиях экзаменационного стресса, корреляция была значительно выше (r=0.39; р<0.001). Это означает, что личностно-тревожные студенты в условиях эмоционального стресса чаще проявляли повышенную ситуативную тревогу по сравнению с “низкотревожными” студентами.

   Согласно нашим исследованиям, уровень личностной тревожности студентов коррелировал с показателем негативной самооценки (r=0.25; р<0.05) и показателем силы нервной системы по возбуждению, определяемой по субтесту ЧХТ (r= -0. 24; р<0.05). Таким образом тенденцией к повышенной тревожности обладали студенты, склонные недооценивать свои возможности и способности, а также обладающие слабым типом ВНД.

 

   Прирост индекса ситуативной тревожности, отрицательно коррелировал с исходным уровнем ситуативной тревоги в покое (r= -0.70; р<0.001) и положительно с уровнем ситуативной тревоги перед экзаменом (r=0.49; р<

Уровень тревожности у студентов медицинского вуза с физической активностью разной интенсивности | Хусаинов

Аннотация

   Введение. В процессе обучения в высших учебных заведениях к студентам предъявляются высокие требования, которые не всегда соответствуют психоэмоциональной готовности учащихся. Новые условия жизни, сложность обучения, предстоящая сессия могут подавлять адаптационные возможности и приводить к развитию стресса у студентов.
   Цель исследования: оценить уровень тревожности у студентов медицинского университета с различной физической активностью.
   Материалы и методы. В исследовании принимали участие 684 студента-медика (30,7 % юношей и 69,3 % девушек) в возрасте от 18 до 25 лет. На основе международного опросника International Physical Activity Questionnaire (IPAQ) и в соответствии с показателями МЕТ (метаболический эквивалент) все учащиеся были разделены на 3 категории: категория 1 – студенты с низким уровнем физической активности, категория 2 – со средним уровнем физической активности и категория 3 – с высоким уровнем физической активности. Уровень ситуативной и личностной тревожности оценивали по опроснику Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина.
   Результаты. По результатам исследования установлено, что в группе студентов с низкой физической активностью уровень ситуативной тревожности имел более высокие значения, чем в группе с высокой физической активностью (42,18 ± 3,67 и 31,29 ± 3,45 балла соответственно, р < 0,05). Личностная тревожность также была выше у студентов с низкой физической активностью, чем с высокой (47,69 ± 3,71 по сравнению с 33,30 ± 3,50 балла, р < 0,01). При анализе средних показателей уровней ситуативной и личностной тревожности среди юношей и девушек было выявлено, что в группе со средним уровнем физической активности у девушек достоверно выше, чем у юношей, уровень личностной тревожности (48,14 ± 3,81 и 36,06 ± 3,49 балла соответственно, р < 0,05).
   Выводы. Таким образом, были обнаружены статистически значимые различия в уровне тревожности студентов: более высокие показатели как ситуативной, так и личностной тревожности встречаются чаще у студентов-медиков с низкой физической активностью.

Введение. Время поступления в университет и последующее обучение являются большим стрессом для молодых людей [1–6]. Современные условия организации учебного процесса, характеризующиеся большим объемом учебной нагрузки, приводят у студентов к повышению интенсивности умственной работы в сочетании с эмоциональным напряжением [7–10]. В результате воздействия указанных факторов у студентов отмечается снижение работоспособности и успеваемости [11]. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что более чем у половины студентов зафиксирован умеренный или высокий уровень тревожности [12]. Двигательная активность имеет большое значение как фактор укрепления здоровья и повышения работоспособности студентов [13].

Выявлено, что психофизиологические свойства личности взаимосвязаны с привычной двигательной активностью учащихся. Физические упражнения оказывают выраженный антистрессорный эффект, в результате которого снижается уровень тревожности и психоэмоционального напряжения [14][15]. По данным Е.В. Мудриевской [16], Л.Н. Волошиной и соавт. [17] и др., только треть студентов вузов выполняют ежедневную норму двигательной активности. С одной стороны, выявленная низкая двигательная активность может являться свидетельством недостаточного интереса к занятиям физической культурой, с другой стороны удовлетворить в полной мере свою потребность в движении студенту не позволяет большая загруженность в учебном плане и недостаток свободного времени [18].

Цель исследования: оценить уровень тревожности у студентов медицинского вуза с различным уровнем физической активности.

Материалы и методы. Исследования были проведены на базе Башкирского государственного медуниверситета. Всего было обследовано 672 студента, при этом юноши составили 30,7 % и девушки 69,3 %. Критерием включения в группы исследования служили возраст от 18 до 25 лет, обучение в организации высшего образования не менее 1 года, информированное согласие студента на участие в исследовании.

Уровень физической активности определен на основе международного опросника International Physical Activity Questionnaire (IPAQ), в котором для численной оценки уровня физической активности используется показатель MET (метаболический эквивалент – это показатель, косвенно отражающий активность метаболических процессов в организме путем расчета уровня потребления кислорода при заданной нагрузке).

В соответствии с показателями МЕТ все обследованные делятся на 3 категории.

Категория 1: низкий уровень физической активности. Включает тех студентов, которые не подходят к критериям двух следующих категорий, считаются малоподвижными/неактивными.

Категория 2: средний уровень физической активности. Любой из следующих 3 критериев: а) 3 и более дня в неделю физической активности высокой интенсивности, продолжительностью не менее 20 минут, или б) 5 и более дней в неделю физической активности умеренной степени или ходьбы, продолжительностью не менее 30 минут, или в) 5 и более дней в неделю нагрузок любой интенсивности, с достижением уровня метаболических затрат 600 MET-мин/нед.

Категория 3: высокий уровень физической активности. Любой из следующих 2 критериев: а) 3 и более дня в неделю физической активности высокой интенсивности, с достижением уровня метаболических затрат 1500 MET-мин/нед. или б) 7 дней в неделю нагрузок любой интенсивности, с достижением уровня метаболических затрат 3000 MET-мин/нед. [19].

В соответствии с данными критериями все обследованные студенты были разделены на 3 группы: в первую группу вошли студенты с высокой физической активностью – 26,93 % от всего контингента наблюдаемых, во вторую – со средним уровнем – 38,84 % обследованных, в третью – с низкой физической активностью (34,23 %). Для оценки тревожности использовался опросник Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина, который состоит из двух частей. Одна часть оценивает личностную, а вторая – ситуативную тревожность человека. Каждая часть опросника состоит из 20 утверждений. В опроснике личностной тревожности испытуемому нужно оценить, как часто он(а) испытывает данные чувства или находится в определенном состоянии, выбрав один вариант из четырех («Почти никогда»; «Иногда»; «Часто»; «Почти всегда»). В опроснике ситуативной тревожности испытуемый определяет степень выраженности своей тревоги в настоящее время, рассматривая ряд утверждений, оценивая их по принципу «Нет, это совсем не так»; «Пожалуй, так»; «Верно» или «Совершенно верно». При интерпретации показателей ситуативной и личностной тревожности использовали следующие ориентировочные оценки: уровень тревожности до 30 баллов указывает на низкую тревожность, показатель от 31 до 44 баллов – на среднюю, а уровень 45 и более баллов – на высокую. Показатели личностной тревожности даже у здоровых людей варьируют в широких пределах – от 25 до 60 баллов1.

Расчеты осуществляли с помощью программы Microsoft Office Excel и системы для статистического анализа данных Statistiса 10. Результаты описательной статистики представлялись в виде средней арифметической (М) и стандартной средней ошибки (± m). Для выявления статистически значимых различий (p < 0,05) применяли параметрический критерий t (Стьюдента).

Результаты исследования. Оценка тревожности по опроснику Спилбергера – Ханина1 показала, что уровень ситуативной тревожности у студентов с низкой физической активностью имел более высокие значения, чем у студентов с высоким уровнем физической активности (42,18 ± 3,67 и 31,29 ± 3,45 балла соответственно, р < 0,05) (табл. 1).

При рассмотрении личностной тревожности было обнаружено, что у студентов с высокой физической активностью уровень тревожности имел более низкие значения, чем у студентов с низким и средним уровнем физической активности (33,30 ± 3,50 по сравнению с 44,44 ± 3,08 балла (р < 0,05) и 47,69 ± 3,71 балла (р < 0,01)).

В женской подгруппе уровень личностной тревожности оказался достоверно выше у студенток с низкой физической активностью, чем с высокой (48,7 ± 3,81 и 36,03 ± 4,69 балла соответственно, р < 0,05) (табл. 2).

При сопоставлении результатов в зависимости от пола студентов установлено, что в группе с средним уровнем физической активности у девушек уровень личностной тревожности достоверно выше, чем у юношей этой же группы (48,14 ± 3,81 по сравнению с 36,06 ± 3,49 балла, р < 0,05), что, возможно, связано с гендерными различиями характера юношей и девушек (табл. 2).

Таблица 1. Средние показатели уровня ситуативной тревожности у студентов с различным уровнем физической активности по шкале Спилбергера – Ханина в баллах

Table 1. Average indicators of the level of situational anxiety in students with different intensity of physical activity on the Spielberger-Hanin scale in points

Таблица 2. Средние показатели уровня личностной тревожности у студентов с различным уровнем физической активности по шкале Спилбергера – Ханина в баллах

Table 2. Average indicators of the level of personal anxiety in students with different intensity of physical activity on the Spielberger-Hanin scale in points

Примечание: * – р < 0,05 (достоверность различий по полу).

Note: * p < 0.05 for sex-specific differences.

Обсуждение. Анализ современной научной литературы свидетельствует о возрастании актуальности исследования влияния физической активности на показатели ситуативной и личностной тревожности студентов.

При изучении уровня тревожности обучающихся похожие результаты были получены у ряда авторов. Так, по данным исследований Руженковой В.В. и соавт., у 64,5 % студентов обнаруживался повышенный уровень тревожности [20]. В исследованиях Пискун О.Е. и соавт. отмечается, что у студентов первого и второго курса наблюдался высокий уровень как ситуативной (45,57 и 45,67 балла), так и личностной (52,39 и 51,28 балла) тревожности [21].

Результаты нашей работы согласуются с данными исследований других авторов, которые выявляют повышение уровня тревожности у студентов с низким уровнем физической активности. В работе Зарубиной А.А. и соавт. наблюдались более низкие показатели тревожности у студентов с высоким уровнем физической активности, которые связывают такие полученные данные с тем, что, возможно, в ходе различных тренировок эти студенты научились управлять уровнем тревожности путем развития своей силы воли, применяя педагогические и психологические методы воздействия [22]. В публикации Синюшкиной С.Д. отмечается, что уровень тревожности выше у обследуемых с низким уровнем физической активности, чем с высоким (33 ± 4,77 балла по сравнению с 46 ± 8,07 балла для ситуативной и 38 ± 6,03 балла по сравнению с 45 ± 8,33 балла для личностной тревожности соответственно, p < 0,01). Эти показатели отражают тенденцию к высокой тревожности. Это подтверждает тот факт, что постоянная физическая нагрузка положительно влияет на психологическое состояние и способствует повышению устойчивости к стрессу [23].

Также ряд других авторов указывают на положительное влияние физических нагрузок на уровень тревожности. Так, в работе [24] отмечено, что физическая активность является одним из самых эффективных средств снятия психологического дискомфорта и борьбы с тревожным состоянием. Занятия физической культурой позволяют снизить нервное напряжение, повысить работоспособность и совершенствовать физические качества. Использование средств физической культуры является необходимым условием для полноценной жизни и улучшения своего психического здоровья.

1. Установлено, что уровень ситуативной тревожности у студентов с низкой физической активностью имел более высокие значения, чем в группе с высокой физической активностью (42,18 ± 3,67 и 31,29 ± 3,45 балла соответственно), при этом гендерных различий не выявлено.

2. Личностная тревожность также была выше у студентов с низкой физической активностью (47,69 ± 3,71 по сравнению с 33,30 ± 3,50 балла у студентов с высокой физической активностью, р < 0,01), при этом анализ данных в зависимости от пола показал аналогичные различия только в женской подгруппе.

3. При сравнительном анализе полученных данных среди юношей и девушек установлено, что в группе с средним уровнем физической активности у девушек уровень личностной тревожности достоверно выше, чем у юношей этой же группы (48,14 ± 3,81 по сравнению с 36,06 ± 3,49 балла, р < 0,05).

1. Адаптация методики Ю.Л. Ханина. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревож- ности Ч.Д. Спилбергера. Ленинград. 1976. 18 с.

1. Bore M., Kelly B., Nair B. Potential predictors of psychological distress and well-being in medical students: a cross-sectional pilot study. Adv Med Educ Pract. 2016; 7: 125-135. doi: 10.2147/AMEP.S96802

2. Quek T. T., Tam W. W., Tran B. X., et al. The global prevalence of anxiety among medical students: A meta-analysis. Int J Environ Res Public Health. 2019; 16 (15): 2735. doi: 10.3390/ijerph26152735

3. Pascoe M. C., Hetrick S. E., Parker A. G. The impact of stress on students in secondary school and higher education. Int J Adolesc Youth. 2020; 25 (1): 104-112. doi: 10.1080/02673843.2019.1596823

4. Griggs S. Hope and mental health in young adult college students: An integrative review. J Psychosoc Nurs Ment Health Serv. 2017; 55 (2): 28-35. doi: 10.3928/02793695-20170210-04

5. January J., Madhombiro M., Chipamaunga S., Ray S., Chingono A., Abas M. Prevalence of depression and anxiety among undergraduate university students in low- and middle-income countries: A systematic review protocol. Syst Rev. 2018; 7 (1): 57. doi: 10.1186/s13643-018-0723-8

6. Александров А. Г. Изменение уровней тревожности студентов в условиях учебной деятельности / А. Г. Александров, П. И. Лукьяненок // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2016. – № 6. – С. 5–14.

7. Qamar K., Khan N. S., Bashir Kiani M. R. Factors associated with stress among medical students. J Pak Med Assoc. 2015; 65 (7): 753-755.

8. Hill M. R., Goicochea S., Merlo L. J. In their own words: stressors facing medical students in the millennial generation. Med Educ Online. 2018; 23 (1): 1530558. doi: 10.1080/10872981.2018.1530558

9. Милашечкин В. С. Оценка уровня тревожности иностранных студентов первого года обучения / В. С. Милашечкин, А. В. Логачев, В. В. Милашечкина // Материалы Всероссийской научно-методической конференции, посвященной 90-летию введения физической культуры как обязательной дисциплины в высшем образовании «Актуальные проблемы физического воспитания и спорта в вузе». – Москва: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, 2019. – С. 174–176.

10. Бобрищева-Пушкина Н. Д. Экзаменационный стресс у студентов медицинских вузов: распространенность, причины и профилактика / Н. Д. Бобрищева-Пушкина, Л. Ю. Кузнецова, О. Л. Попова // Гигиена и санитария. – 2018. – Т. 97. – № 5. – С. 456–460. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzamenatsionnyy-stress-u-studentov-meditsinskih-vuzov-rasprostranyonnost-prichiny-i-profilaktika

11. Жукова Т. В. Здоровье студентов как прогностическая модель здоровья нации / Т. В. Жукова [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. – 2018. – № 4 (301). – С. 36–41. doi: 10.35627/2219-5238/2018-301-4-36-41

12. Городецкая И. В. Исследование ситуативной и личностной тревожности студентов / И. В. Городецкая, Н. Ю. Коневалова, В. Г. Захаревич // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2019. – Т. 18. – № 5. – С. 120–127. doi: https://doi.org/10.22263/2312-4156.2019.5.120

13. Сгонник Л. В. Анализ двигательной активности студентов педагогического вуза / Л. В. Сгонник, Н. Н. Иваненко // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 1-3 (6). – С. 17–20.

14. Милашечкина Е. А. Особенности проявления уровня тревожности у студенток специальной медицинской группы, имеющих дополнительный объем двигательной активности / Е. А. Милашечкина, Г. В. Бичева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2019. – № 3 (169). – С. 433–437.

15. Pascoe M., Bailey A. P., Craike M., et al. Physical activity and exercise in youth mental health promotion: a scoping review. BMJ Open Sport Exerc Med. 2020; 6 (1): e000677. doi: 10.1136/bmjsem-2019-000677

16. Мудриевская Е. В. Обоснование целесообразности и эффективности использования гимнастических упражнений йоги в физическом воспитании студентов / Е. В. Мудриевская // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2019. – № 2 (13). – С. 130–137.

17. Волошина Л. Н. Современные стратегии регулирования двигательной активности растущего человека в образовательном пространстве / Л. Н. Волошина [и др.] // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2018. – № 2. – С. 114–119. doi: 10.15561/18189172.2018.0208

18. Ушаков И. Б. Гигиенические и психофизиологические особенности формирования здоровья студентов медицинского вуза / И. Б. Ушаков [и др.] // Гигиена и санитария. – 2018. – Т. 97. – № 8. – С. 756–761. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gigienicheskie-i-psihofiziologicheskie-osobennosti-formirovaniya-zdorovya-studentov-meditsinskogo-vuza

19. Hagströmer M., Oja P., Sjöström M. The International Physical Activity Questionnaire (IPAQ): a study of concurrent and construct validity. Public Health Nutr. 2006; 9 (6): 755-762. doi: 10.1079/phn2005898

20. Руженкова В. В. Учебный стресс: риск расстройств психического здоровья и формирования суицидального поведения у студентов-медиков первого курса / В. В. Руженкова [и др.] // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. – 2017. – № 19 (268). – С. 148–157.

21. Пискун О. Е. Оценка психического состояния студентов младших курсов на основе постоянного мониторинга / О. Е. Пискун, Н. Н. Петрова, В. О. Пискун // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2018. – Т. 13. – № 3. – С. 1202–1213.

22. Зарубина А. А. Корреляция уровня личностной тревожности у кикбоксеров с их спортивной квалификацией и свойствами нервной системы / А. А. Зарубина [и др.] // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 11-1. – С. 135–140. doi: https://doi.org/10.17513/snt.38352

23. Синюшкина С. Д. Оценка влияния занятий спортом на устойчивость к стресс-факторам и психологическое состояние / С. Д. Синюшкина, Е. О. Меркеева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2021. – № 4 (194). – С. 517–520. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p517-520

24. Лещева А. В. Спорт как средство борьбы с тревожностью и стрессом студентов / А. В. Лещева, О. С. Давыдова // Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической культуры и спорта: Межвузовский сборник научно-методических работ / Под редакцией В. П. Сущенко. – Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2020. – С. 118–123.


Определение, симптомы и способы преодоления

Чувство беспокойства в определенных ситуациях является естественным, и оно также может быть связано с ситуативной тревогой.

То, что время от времени вы испытываете тревогу, не обязательно означает, что вы живете с тревожным расстройством.

Беспокойство — это естественная реакция на предполагаемую угрозу. Эта угроза может быть реальной или нет, но важно то, что вы думаете или чувствуете, что находитесь в какой-то опасности, даже если вокруг вас ничего не происходит. Другими словами, именно мысль об угрозе вызывает симптомы тревоги.

Например, во время пандемии COVID-19 тревога может быть ожидаемой реакцией на многие ситуации, которые вы интерпретируете как возможную угрозу.

Фактически, исследование 2020 года показало, что во всем мире значительно увеличилось количество симптомов тревоги.

Но симптомы тревоги могут проявляться только в определенных ситуациях. Вы заметили, что, выступая перед толпой, у вас потеют ладони? Или вы испытываете стеснение в груди, когда просите своего менеджера о повышении? Это называется ситуативной тревогой.

Ситуационная тревожность означает, что вы испытываете некоторые или все симптомы тревожности при столкновении с одной или несколькими конкретными ситуациями. Обычно это единичный случай, но со временем он может повторяться.

Другими словами, ситуационная тревожность не является тревожным расстройством.

Например, вы испытываете симптомы беспокойства перед первым днем ​​в школе, высказываетесь во время собрания или смотрите интересные новости.

Мысли о том, что что-то может пойти не так или пойти не так, как вы боитесь, достаточно, чтобы вызвать у вас симптомы тревоги.

По словам Санама Хафиза, лицензированного психолога из Нью-Йорка, ситуационная тревожность является обычным явлением. Она объясняет, что почти все испытывают некоторый уровень беспокойства по поводу чего-то в своей жизни.

«Это может быть собеседование при приеме на работу, или вам нужно выступить перед кучей людей, или вам нужно обратиться в суд по какому-то делу […] все это может вызвать ситуативное беспокойство», — говорит Хафиз.

Все люди разные, и ситуации, которые вызывают у вас тревогу, могут отличаться от тех, которые заставляют других чувствовать себя так же.

Генерализованное тревожное расстройство (ГТР), с другой стороны, относится к хроническим симптомам тревоги, которые не являются специфическими для какого-либо события или ситуации. Возможно, некоторые ситуации вызывают у вас больше беспокойства, чем другие, или вы испытываете симптомы, не зная, что их вызвало.

Формальные симптомы тревоги

Симптомы тревоги, как правило, одинаковы для большинства типов тревожных расстройств и ситуативной тревоги.

Согласно Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам, 5-е издание (DSM-5), наиболее распространенными симптомами являются:

  • chest pressure
  • shortness of breath
  • lightheadedness
  • upset stomach
  • rapid heat rate
  • muscular tension
  • inability to focus
  • dry mouth
  • changes in visual perception
  • sweating
  • chills
  • negative или иррациональные мысли
  • ощущение опасности или неминуемой гибели

Совладание с ситуативной тревогой может быть чем-то, о чем вы не думаете, пока не испытаете тревогу. Знание того, что есть способы справиться с этими симптомами, может помочь.

Это может начаться с того, чтобы научиться читать себя и предвидеть симптомы, чтобы вы могли успокаивать себя.

Джоанна Фредерик, лицензированный психолог и автор книги «Копеология», предлагает обращать внимание на то, как себя чувствует ваше тело и как развиваются ваши мысли, когда вы начинаете чувствовать себя некомфортно в той или иной ситуации.

«Если вы в целом не тревожный человек, но вдруг замечаете, что у вас потеют ладони, вы говорите быстрее, или ваше дыхание меняется, а желудок расстроен, это может быть признаком того, что у вас может быть ситуативной тревогой», — говорит Фредерик.

Хафиз предлагает подумать о том, откуда, по вашему мнению, на самом деле исходит страх, и попытаться убедить себя в том, что это чувство не может быть основано на свидетельствах того, что происходит вокруг вас.

Другие рекомендации, которые могут помочь вам избавиться от ситуативной тревожности на месте, включают:

  • практика глубокого дыхания и других техник релаксации для успокоения ума и тела из способов, что ваш страх имеет , а не оживают в подобных ситуациях

Игнорирование чьих-то страхов может оказаться бесполезным, когда вы пытаетесь их поддержать. Вы можете захотеть сказать: «Все в порядке, ничего не происходит», когда вы не испытываете беспокойства, но постарайтесь помнить, что это чувство реально для другого человека.

Прислушайтесь к этим советам, чтобы поддержать человека, испытывающего ситуативную тревожность:

  • Выслушайте то, чем он может поделиться, но не давите слишком сильно.
  • Подтвердите эмоции, которыми они делятся, даже если вы не можете их понять.
  • Заверьте их в их безопасности и вашей поддержке.
  • По возможности отвлечь их от непосредственной ситуации, не навязывая ее им.
  • Позвольте им сделать паузу или остаться на месте, если они чувствуют, что не могут двигаться или реагировать.

Ситуационная тревога является обычным и реальным явлением. Даже если вы не живете с формальным психическим заболеванием, таким как тревожное расстройство, вы можете испытывать симптомы тревоги в определенных ситуациях.

Хафиз говорит, что это может быть больше, чем ситуационная тревога, если вы замечаете, что испытываете симптомы чаще или интенсивнее, и они начинают мешать вам ориентироваться в жизни. Это может указывать на то, что вам может понадобиться поддержка специалиста по психическому здоровью.

Если это ваш случай, обращение за профессиональной помощью может поддержать ваши усилия по управлению своими чувствами и их влиянием на вашу жизнь.

Введение в ситуационное тревожное расстройство

Термин ситуативное тревожное расстройство часто ошибочно используется для обозначения состояния, более известного как генерализованное тревожное расстройство, или сокращенно ГТР. Медицински признанного расстройства, известного как ситуационное тревожное расстройство, не существует. Но есть две разные проблемы с тревогой, с которыми можно спутать ситуативное тревожное расстройство:

  • Генерализованное тревожное расстройство
  • Ситуационные фобии

В этой статье будет описано генерализованное тревожное расстройство, как его распознать, чем оно вызвано и какие эффективные методы можно использовать для его преодоления. Также будет затронута идея ситуативных фобий.

Признаки проблем — симптомы ГТР

Часто, когда кто-то говорит о ситуативном тревожном расстройстве, он имеет в виду генерализованное тревожное расстройство. Это расстройство, характеризующееся чрезмерной, неконтролируемой тревогой, вызванной многочисленными и разнообразными стимулами, а не одним стимулом. Тревога может усугубляться симптомами самой тревоги. Обратите внимание на такие симптомы, как:

  • Раздражительность
  • Острота
  • Напряжение мышц
  • Боли в мышцах (особенно в груди)
  • Головные боли напряжения
  • Проблемы со сном
  • Усталость

Порочный круг беспокойства, вызывающего симптомы, вызывающие дальнейшее беспокойство, отчасти является причиной того, что это расстройство так трудно преодолеть или контролировать.

Если вышеуказанные симптомы сохраняются регулярно в течение как минимум 6 месяцев таким образом, что это мешает вашей жизни, мешает вам делать то, что вы хотите или должны делать, и вызывает у вас чрезмерный психологический стресс, у вас может быть генерализованный тревожное расстройство.

Причины, лежащие в основе вашего беспокойства

Беспокойство нельзя легко связать с какой-то одной конкретной причиной. На тревогу часто влияет множество факторов — на самом деле так много, что выяснить, что изначально привело к тревоге, может быть невозможно. Тем не менее, постоянная и ситуационная тревога может быть вызвана множеством факторов, в том числе:

  • Во-первых, общая тревога часто связана с вашими личными убеждениями и моделями мышления, связанными с ситуациями и объектами, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни. Проблемные модели мышления и способ интерпретации вашего опыта могут привести к беспокойству и негативным эмоциональным состояниям в целом. Выяснение того, что представляют собой эти проблемные убеждения и модели мышления, может потребовать помощи терапевта.
  • Во-вторых, ваш образ жизни может вызывать у вас стресс или оказаться в стрессовых ситуациях чаще, чем это полезно для здоровья. Примеры включают употребление слишком большого количества кофеина, употребление наркотиков или алкоголя, выбор нездорового образа жизни или чрезмерное давление на себя, чтобы заставить себя работать. Это также проблемы, которые терапевт может помочь вам распознать и решить, но их также можно обнаружить с помощью медитации и самоанализа. На них могут положительно повлиять изменения образа жизни, которые вы вносите сами, как только узнаете факторы в своей жизни, которые вызывают у вас стресс.
  • В-третьих, в вашем мозгу может быть химический дисбаланс. Это может быть унаследовано из-за естественных гормональных сдвигов или связано с сопутствующим психологическим расстройством, таким как депрессия; или это может быть результатом факторов, перечисленных выше. Ученые не совсем уверены, вызывает ли химический дисбаланс тревожные расстройства или тревожные расстройства приводят к химическому дисбалансу, но ясно, что они тесно взаимосвязаны.

Химический дисбаланс, связанный с беспокойством, обычно характеризуется пониженным уровнем химического вещества, известного как серотонин. Серотонин связан с чувством расслабления и счастья. Некоторые люди рождаются с естественным низким уровнем серотонина, а у других со временем развивается дисбаланс, возможный в результате вышеперечисленных факторов.

В таких случаях вы, скорее всего, столкнетесь с последствиями стресса и с меньшей вероятностью получите пользу от воздействия химических веществ, таких как серотонин. По сути, это увековечивает цикл стресса и беспокойства. Повышение уровня серотонина в организме может быть достигнуто химическим путем, с помощью отпускаемых по рецепту лекарств или пищевых добавок, или путем внесения изменений в здоровый образ жизни.

Решения для снятия стресса

Хотя для вас будет важно потратить некоторое время либо на размышления о своей жизненной ситуации, либо на консультацию со специалистом, который может помочь вам точно определить причины, лежащие в основе вашей личной тревожности, следующие способы решения проблемы стресса — это действия, которые большинство людей считают полезными для снижения уровня стресса. общий уровень стресса.

  • Заставьте свое тело двигаться Независимо от того, интерпретируете ли вы это как посещение танцев, посещение бассейна, посещение тренажерного зала или прогулку с собакой по кварталу, активный образ жизни может помочь повысить уровень серотонина в вашем организме. Чем больше серотонина в вашем теле, тем спокойнее вы себя чувствуете и тем меньше вероятность того, что вы будете испытывать тревогу. Регулярные физические упражнения — отличный способ научить свое тело и мозг чувствовать себя хорошо. Хотя может потребоваться несколько занятий, прежде чем ваши мышцы адаптируются, главное не сдаваться после первой попытки и выбрать упражнение, которое вам нравится выполнять. Пока вы двигаетесь и повышаете частоту сердечных сокращений в течение 30 минут не менее 3 раз в неделю, ваше тело вскоре может выглядеть лучше, чувствовать себя лучше и функционировать лучше, уменьшая беспокойство в три раза.
  • Откройте для себя здоровые рецепты Здоровое питание может показаться болезненным, если подумать только о шпинате и моркови, но здоровая пища может быть намного разнообразнее и вкуснее: просто спросите в Интернете или у своего вегана и/или вегетарианца. друзья. Когда вы едите здоровую пищу, которая имеет приятный вкус и обеспечивает ваше тело адекватным питанием, в результате ваше беспокойство может уменьшиться. Считается, что это связано с связью между здоровыми кишечными бактериями и серотонином, а это означает, что правильная диета может сбалансировать ваши бактерии в желудке, которые способствуют выработке серотонина. Определенные продукты, которые хороши для естественного восстановления серотонина в организме, включают бананы, грецкие орехи, зеленые овощи и продукты с высоким содержанием сложных углеводов (например, ржаной хлеб, сладкий картофель, горох и злаки), хотя вы должны помнить, что слишком много углеводов может быть нездоровым для некоторых людей.
  • Спи спокойно Если у вас нет хороших привычек сна, возможно, вы спите недостаточно хорошо или регулярно, что может вызвать или усугубить проблемы с тревогой. Сон — это время, когда ваше тело перезаряжается, и если вы тревожный человек, этот период перезарядки жизненно важен для вашего благополучия. Ваши мышцы расслабляются, ваш мозг отдыхает от беспокойства, а ваши клетки регенерируют и, по сути, создают нового и улучшенного вас, чтобы справиться с жизнью на следующий день. Хорошие привычки сна включают в себя отход ко сну в одно и то же время (даже если вы буквально ложитесь в одно и то же время каждый день), сон с выключенной электроникой и выключенным или накрытым светом, а также отказ от кофеина и света. — излучающие экраны (включая телевизоры, телефоны и ноутбуки) не менее чем за час до сна. Это также может помочь вам пить чай без кофеина, такой как ромашковый, каждый вечер, как часть ритуала релаксации, чтобы помочь вашему мозгу узнать, когда пришло время расслабиться.

Большинство вариантов нездорового образа жизни самоочевидны, и их довольно легко заменить здоровыми, что приведет к уменьшению вашего беспокойства. Если вы обнаружите, что ваше беспокойство недостаточно уменьшилось за счет перехода к более здоровому образу жизни, лучше всего поговорить со своим терапевтом о других вариантах и ​​/ или медицинских решениях, которые могут вам подойти.

Ситуационная фобия

Через несколько лет после публикации этой статьи мы получили электронное письмо от психолога, в котором отмечалось, что некоторые фобии описываются как «ситуационная тревожность». Примеры включают тревогу, вызванную тем, что кто-то издает звуки рвоты, определенные типы высоты, самолеты и другие, более «специфические для ситуации».

Хотя эти переживания нельзя назвать «ситуативным тревожным расстройством», возможно, что кто-то с «ситуативной тревожностью» испытывает тревогу в результате ситуационной фобии.

Тем, кто может испытывать тревогу из-за ситуационных фобий, мы рекомендуем просмотреть нашу страницу экспозиционной терапии. Там вы найдете конкретную стратегию преодоления ситуативных фобий.

Была ли эта статья полезной?
  • Да
  • Нет
Источники:
  1. Лопрести, Адриан Л., Шон Д. Худ и Питер Д. Драммонд. Обзор факторов образа жизни, которые способствуют важным путям, связанным с большой депрессией: диета, сон и физические упражнения. Журнал аффективных расстройств 148.