Склонность к профессиональной деятельности что это: Кем быть? » Интересы, склонности и способности в выборе профессии

I. Общие дифференциально-психологические аспекты профессиональной деятельности 10 глава 1

Предисловие 7

ЧАСТЬ I. Общие дифференциально-психологические аспекты профессиональной деятельности 10

ГЛАВА 1. Дифференциально-психологические аспекты выбора профессиональной деятельности 10

1.1. Склонности к тому или иному виду деятельности и выбор профессии 10

1.2. Теория профессионального выбора Дж. Холланда 15

1.3. Экстраверсия — интроверсия и выбор вида профессиональной деятельности 17

1.4. Личностные особенности по Р. Кеттеллу и выбор профессии 17

1.5. Особенности эмоциональной сферы и выбор профессиональной деятельности 19

1.6. Преобладание первой или второй сигнальной истемы по И. П. Павлову и склонность к тому или иному виду занятий 19

ГЛАВА 2. Дифференциально-психофизиологические аспекты профессионального отбора 21

2.1. Необходимость профессионального отбора в разные профессии 21

2. 2. Профессионально важные качества и способности 30

ГЛАВА 3. Дифференциально-психофизиологический подход к изучению профессиональной деятельности 34

3.1. Эффективность выполнения различных видов деятельности и типологические особенности 35

3.2. Эффективность групповой деятельности и типологические особенности 46

3.3. Стимулирование профессиональной деятельности лиц с различными типологическими особенностями 46

3.4. Дифференциально-психофизиологические аспекты профессионального обучения и тренировки 48

3.5. Профессиональная адаптация лиц с различными типологическими особенностями 50

3.6. Индивидные и личностные особенности, удовлетворенность трудом и текучесть рабочих кадров 52

3.7. Стили профессиональной деятельности и типологические особенности 53

3.8. Методология изучения связи эффективности деятельности с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы и темперамента 56

3.8.1. Неправомерность разделения типологических особенностей проявления свойств нервной системы на «хорошие» и «плохие» 56

3. 8.2. Адекватность понимания связи свойств нервной системы с эффективностью деятельности 58

3.8.3. Необходимость выявления типологических комплексов 60

3.8.4. Необходимость изучения зависимости эффективности деятельности от типологических особенностей не только на успешных, но и на средних по успешности и неуспешных работниках 62

3.8.5. Учет этапа овладения профессиональным мастерством 62

3.8.6. Использование системного подхода при изучении связи типологических особенностей с эффективностью деятельности 63

3.8.7. Принципы прогнозирования эффективности деятельности по типологическим особенностям 64

ГЛАВА 4. Гендерные аспекты профессиональной деятельности 66

4.1. Пол и склонности к профессиям 66

4.2. Представленность мужчин и женщин в различных профессиях 71

4.3. Половые особенности адаптации к профессии 77

4.4. Пол и профессиональная карьера 78

4.5. Пол и эффективность групповой деятельности 82

4.6. Пол и организационное поведение 83

4. 7. Пол и бизнес 84

4.8. Пол и служба в государственных силовых структурах 86

4.9. Страх женщин перед успехом 89

ГЛАВА 5. Индивидуально-типические различия в отношении к работе 91

5.1. Типы людей по поведению и переживанию, связанными с работой 91

5.2. Типы карьерных ориентаций 92

5.3. Различия в требованиях, предъявляемых мужчинами и женщинами к профессиональной деятельности 94

5.4. Различия в удовлетворенности трудом мужчин и женщин 95

ГЛАВА 6. Профессиональная деформация личности как дифференциально-психологическая проблема 97

6.1. Что такое профессиональная деформация личности? 97

6.2. Трудоголики 98

6.3. Проявление профессиональной деформации у представителей различных профессий 99

6.4. Причины и механизмы появления профессиональной деформации личности 103

ЧАСТЬ II. Дифференциально-психологические аспекты деятельности руководителей 104

ГЛАВА 7. Кто такой успешный руководитель? 104

7.1. Психологические особенности успешных руководителей 104

7. 2. Стили руководства 108

7.3. Эффективность различных стилей руководства 116

7.4. Отношение подчиненных к различным стилям руководства 119

7.5. Стили общения как отражение стиля руководства 120

7.6. Стили самопрезентации 120

ГЛАВА 8. Может ли женщина быть успешным менеджером и руководителем? 122

8.1. Женщина-менеджер 122

8.2. Как часто женщины бывают руководителями? 122

8.3. Психологические характеристики женщины-руководителя 123

8.4. Эффективность женского руководства 132

8.5. Стили женского руководства 134

ЧАСТЬ III. Психологические особенности различных профессий 138

ГЛАВА 9. Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности работников профессий типа «человек — человек» 138

9.1. Дифференциально-психологические особенности личности и деятельности педагогов 138

9.2. Психологические особенности медицинских работников 151

9.3. Психологические особенности психологов 154

ГЛАВА 10. Дифференциально-психологические особенности работников сферы искусства и телевидения 157

10.1. Психологические особенности музыкантов 157

10.3. Психологические особенности артистов цирка 162

10.4. Психологические особенности актеров 163

10.5. Психологические особенности телекоммуникаторов (ведущих программ и дикторов) 165

ГЛАВА 11. Дифференциально-психологическая характеристика работников интеллектуальных профессий 166

11.1. Психологические профили работников интеллектуальных профессий 166

11.2. Психологические особенности литераторов 167

11.3. Психологические особенности творческих профессий, связанных с текстами 167

11.4. Психологические особенности инженеров 168

11.5. Психологическая характеристика предпринимателей и работников банков 169

11.6. Психологические особенности работников судебно-исполнительских и охранных ведомств 171

11.7. Психологические особенности научных работников 171

11.8. Психологические особенности представителей экстремальных профессий 172

ГЛАВА 12. Профессии типа «человек — техника» 174

12.1. Психологическая характеристика операторов 174

12.2. Психологическая характеристика водителей транспорта 177

12.3. Психологическая характеристика слесарей 181

12.4. Психологические особенности работниц легкой промышленности 182

12.5. Психологическая характеристика профессий, связанных с изготовлением изделий из материалов повышенной прочности 182

Заключение 184

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Психологическое тестирование 185

Типы психологических тестов 185

Тесты когнитивных способностей 185

Тесты интересов 187

Тесты специальных способностей 188

Психомоторные тесты 189

Личностные тесты 189

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Методики определения профессионально важных качеств (ПВК) 192

Исследование представлений субъекта труда о необходимых для выбранной деятельности свойствах личности 192

Методика 192

I вариант 192

II вариант (Лист Липмана) 194

Обработка и анализ результатов 198

Методика отбора менеджеров в области финансового управления 199

Аналитические способности 199

Интерперсональные и организаторские умения 199

Мотивация, инициатива и способность организовывать работу 199

Способность к письменной речи 199

Способность к устной коммуникации 199

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Методики изучения склонности к различным видам профессиональной деятельности в связи с индивидуально-типологическими различиями людей 201

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) 201

Инструкция 201

Текст опросника 201

Обработка результатов 202

Выводы 202

Методика «Исследование познавательных интересов в связи с задачами профессиональной ориентации» (автор А. Е. Голомшток) 203

Инструкция 203

Текст опросника (карта интересов) 203

Обработка результатов 207

Выводы 207

Методика Дж. Холланда (1985) 208

Реалистический тип 208

Исследовательский тип 209

Артистический тип 210

Социальный тип 210

Предпринимательский тип 211

Конвенционный тип 212

Опросник профессиональных предпочтений (ОПП) 214

Опросник профессиональных предпочтений (ОПП) 214

Бланк ответов «ОПП» 220

Методика Д. Кейерси 222

Опросник Д. Кейерси 222

Регистрационный лист к опроснику Д. Кейерси 226

Интерпретация результатов 227

Опросник Йовайши для изучения профессиональных предпочтений 233

Инструкция 233

Опросник 233

Лист для ответов 235

Обработка результатов 235

Методика «Опросник профессиональной готовности» 237

Инструкция 237

Текст опросника 237

Обработка результатов и выводы 239

Таблица ответов 239

Методика «Направленность на вид инженерной деятельности» 240

Инструкция 240

Текст опросника 240

Обработка результатов 241

Выводы 241

Методика «Мотивы выбора деятельности преподавателя» 242

Инструкция 242

Текст опросника 242

Подсчет результатов 242

Выводы 242

Методика «Оценка профессиональной направленности личности учителя» 243

Инструкция 243

Текст опросника 243

Обработка результатов 244

Выводы 244

Методика «Опросник каскадной самооценки хозяйственного руководителя» 245

Проведение эксперимента 245

Текст опросника 245

Обработка результатов 246

Выводы 246

Опросник ограничений управленческого потенциала 247

Текст опросника 248

Бланк для ответов 250

Результат самооценки 251

Индивидуальные управленческие способности 251

Методика «Образ идеального руководителя» 252

Тест № 1. Я — руководитель коллектива 252

Определение результата опроса по тесту № 1 253

Тест № 2. Личные качества руководителя 254

Бланк для ответов на вопросы теста № 2 254

Опросник карьерных ориентации («Якоря карьеры») (автор методики — Э. Шейн) 258

Текст опросника 259

Бланк для ответов 260

«Ключ» 260

Интерпретация 260

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Методики изучения стилей деятельности и руководства 263

Методика «Анализ учителем стиля своей педагогической деятельности» 263

Инструкция 263

Интерпретация полученных данных 264

Методика «Самооценка стиля управления» 266

Инструкция 266

Текст опросника 266

Ключ к расшифровке данных 267

Методика А. Л. Журавлева «Стиль руководства» 268

Характеристики деятельности руководителя 268

Ключ 272

Методика «Склонность к определенному стилю руководства» 274

Текст опросника 274

Ключ 275

Выводы 276

Методика «Оценка уровня демократизации управления по стилевым характеристикам» 277

Методика «Дипломатичный и авторитарный стили поведения на деловом совещании» 278

Вопросы-утверждения 278

Ключ 279

Методика «Кто вы: администратор или лидер?» 280

Опросный лист 280

Обработка результатов 280

Методика «Стиль управления» 282

Утверждения 282

Обработка 283

Интерпретация результатов оценки 284

Список литературы 286


Каталог: book -> common psychology
common psychology -> На подступах к психологии бытия
common psychology -> А. Н. Леонтьев Избранные психологические произведения
common psychology -> Л. Я. Гозман, Е. Б. Шестопал
common psychology -> Конрад Лоренц
common psychology -> Мотивация отклоняющегося (девиантного) поведения 12 общие представления одевиантном поведении и его причинах
common psychology -> Берковиц. Агрессия: причины, последствия и контроль
common psychology -> Оглавление Категория
common psychology -> Учебное пособие Москва «Школьные технологии»
common psychology -> В психологию
common psychology -> Александр Романович Лурия Язык и сознание

Профориентация

  НовостиВсе новости » 

14 января 2021

Интерактивная онлайн-встреча «Притягательное искусство танца и мир профессий вокруг него»

21 ноября 2020

Интерактивная встреча профориентационной направленности «Секреты успешного выбора»

12 марта 2020

Программа «Профитроль» ДД(Ю)Т Московского района признана победителем в номинации «Ранняя профориентация учащихся» городского конкурса программно-методических материалов дополнительного образования

18 февраля 2020

Педагог-психолог Дворца Марченко Инна Александровна выступила на Всероссийской научно-практической конференции «Сопровождение профессионального самоопределения детей и молодёжи: проблемы, достижения, пути развития»

28 ноября 2019

Педагог-психолог Дворца Инна Марченко представила современные профориентационные методики на районном родительском собрании «Роль родителя в профессиональном выборе ребёнка»

Поиск по сайту

Что такое профориентация?

Профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — комплекс занятий, проводимый с целью выявить склонность человека к определённому роду деятельности, профессии — это одно из самых распространенных определений.

Как же правильно выбрать профессию, которая не только будет пользоваться популярностью, но и будет востребованной, интересной, любимой, а ещё, что немаловажно, приносящей заработок?

Идеальной формулы успешного выбора профессии, к сожалению, не существует, но если вы хотите быть в жизни успешными, то нужно попробовать самоопределиться и выбрать профессию. Для этого нужно попытаться и максимально честно ответить на несколько вопросов:

1. «Что я хочу?» – вопрос осознания собственных профессиональных потребностей. Осознать потребность не так легко и зачастую даже профессионалу тяжело навскидку сказать, что именно его привлекло в профессии.

Профессиональными мотивами могут быть:

  • интерес к какому-либо делу,
  • престижность,
  • популярность,
  • востребованность профессии,
  • хорошие условия труда,
  • зарплата,
  • карьерный рост и т. п.

Главным мотивом выбора профессии является, конечно, интерес.

2. «Что я могу?» – вопросы изучения своего характера, темперамента, своих способностей и возможностей. Тип профессиональной деятельности должен совпадать с характером, типом темперамента.

Каждая профессия предъявляет профессионалу определенный набор профессионально-важных качеств. Изучайте свои способности и соотносите их с профессионально-важными качествами профессий. Боритесь, работайте над собой, познавайте себя. Способности, интересы или черты характера – исключительно гибкие, изменяющиеся качества.

Помочь лучше узнать себя поможет нехитрое упражнение: посмотрите на себя глазами другого человека. Попытайтесь объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек.

В ситуации сомнения выбирайте ту профессию, где ваши способности будут максимально реализованы, в этой деятельности вы добьетесь наибольшего успеха.

Очень важным условием успешного выбора профессии является внешняя активность. Узнавайте, интересуйтесь, выясняйте, добивайтесь. Источниками информации могут быть: родители, учителя, друзья, знакомые, книги, журналы, справочники, Интернет, и наконец, центры профориентации. Чем больше вы знаете о разнообразии профессий, тем яснее представляете то из чего выбирать.

Каждая профессия имеет свои признаки, которыми она отличается от других, либо сходна с другими. К ним относятся: объект труда, предмет труда, цели труда, задачи труда, средства труда, условия труда, результат труда, оплата труда, требования к уровню образования, здоровью, профессионально важным качествам субъекта труда и др.

  • Объект, предмет труда – то на что направлен этот труд.
  • Цель труда – основное предназначение профессии.
  • Задачи труда – способы и приемы достижения цели труда.
  • Средства труда – это предметы материального мира, обеспечивающие оптимальное выполнение трудовой деятельности; то, с помощью чего осуществляется труд.
  • Результат труда – продукт выполненного труда.
  • Оплата труда – форма вознаграждения за труд.
  • Требования к уровню образования – нормативно установленный для профессии образовательный стандарт.
  • Профессионально важные качества – социально-психологические, психологические и психофизиологические качества личности, соответствующие требованиям профессиональной деятельности.

Основные этапы выбора профессии:

  1. составьте список профессий, которые нравятся и подходят;
  2. составьте список своих требований к профессиональному будущему;
  3. определите важность каждого требования;
  4. соотнесите требования профессий с вашими качествами;
  5. проанализируйте, какая профессия больше других подходит именно вам;
  6. обсудите свой выбор с родителями, учителями, друзьями, специалистами, выслушайте разные мнения.

Конкурсы по профориентации:

  • Всероссийский конкурс научно-технологических проектов для школьников «Большие вызовы»
  • Открытый очный городской конкурс социальной рекламы «Сделать мир лучше»
  • Всероссийская научно-практическая конференция «Сопровождение профессионального самоопределения детей и молодежи»
  • Всероссийский конкурс для школьников «БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА»

  • Городской информационно-методический семинар «Координация и информационно-методическое обеспечение сопровождения профессионального самоопределения обучающихся  ГБОУ»
  • Городской информационно-методический семинар «Организация профориентационных мероприятий в ОУ в рамках ежегодного городского профориентационного месячника «Профориентационный компас» средствами урочной и внеурочной деятельности»
  • Интерактивная встреча для детей и родителей «Секреты успешного выбора»
  • Ярмарка профессий «PROвыбор: маяки профессий»
  • Вебинар «Профессиональная ориентация школьников: как поверить в свои способности» (Алексей Серебряков)
  • Интерактивная профориентационная встреча в клубе «Маяк»

Планы: Отчеты:
  • План профориентационной деятельности ДД(Ю)Т Московского района на 2020-2021 уч. г.
  • План профориентационной деятельности ДД(Ю)Т Московского района на 2021-2022 уч.г.
  • План профориентационной деятельности ДД(Ю)Т Московского района в рамках сетевого взаимодействия с ОУ Московского района на 2021-2022 уч.г.
  • План профориентационной деятельности ДД(Ю)Т Московского района в рамках сетевого взаимодействия с ОУ Московского района на 2022-2023 уч.г.
  • Отчет о деятельности по профориентации ДД(Ю)Т Московского района за 1 полугодие 2021-2022 г.
  • Отчет о деятельности по профориентации за 2021 г.

  • Интернет-ресурсы для профориентации школьников
  • Ссылки на сайты и учреждения, которые могут помочь выбрать профессию.
  • База контактов учреждений среднего профессионального образования и предприятий города, готовых к сотрудничеству с ОУ.
  • Информация о профессиональных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, принимающих на обучение лиц с ОВЗ:
    • Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ «ВЕКТОР»
    • Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга
  • Профриентационный портал «ПроеКТОриЯ»: https://proektoria.online/, https://lesson.proektoria.online/#lessons
  • Проект «Уроки настоящего»  https://sochisirius.ru/edu/uroki
  • Городской информационный портал «НАВИГАТОР ПРОФЕССИЙ»

  • Целеполагание и планирование на этапе профессионального выбора (составитель Марченко А.И.)

Секреты успешного выбора

  • Профориентационная интерактивная встреча для детей и родителей «Секреты успешного выбора» (19. 11.2022)
  • Профориентационная интерактивная встреча для детей и родителей «Секреты успешного выбора» (23.04.2022)
  • Интерактивная профориентационная встреча «Секреты успешного выбора» (20.11.2021)
  • Интерактивная профориентационная встреча «Секреты успешного выбора» (17.04.2021)
  • Интерактивная встреча профориентационной направленности «Секреты успешного выбора» (21.11.2020)
  • Интерактивная встреча «Секреты успешного выбора» в клубе «Маяк» (20.04.2019)

Полезная информация для старшеклассников и абитуриентов:

ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ в вузах и колледжах Санкт-Петербурга

https://spb.ucheba.ru/for-abiturients/calendar/opendoors

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДВОРЦА:

Перенос опыта работы на протяжении всей карьеры: склонность доверять как замену ценному опыту работы

Чтобы прочитать этот контент, выберите один из следующих вариантов:

Дуглас М. Махони (Кафедра менеджмента, Университет Лихай, Вифлеем, Пенсильвания, США)

Малайка Климчак (Университет Винтроп, Рок-Хилл, Южная Каролина, США)

Дэниел Л. Моррелл (Колледж бизнеса Дженнингса А. Джонса, Государственный университет Среднего Теннесси, Мерфрисборо, Теннесси, США)

Международная организация по развитию карьеры

ISSN : 1362-0436

Дата публикации статьи: 23 ноября 2012 г.

Загрузки

1364

Аннотация

Назначение

Целью данного документа является расширение понимания переносимости опыта работы и понимание того, как уровень склонности сотрудника к доверию взаимодействует с воспринимаемой ценностью предыдущего многолетнего опыта работы, чтобы повлиять на производительность труда.

Дизайн/методология/подход

Выборка из 127 новых сотрудников трех недавно открывшихся заведений национальной сети ресторанов с полным спектром услуг была опрошена во время ознакомительного этапа их работы. Через три-четыре недели за этим последовали оценки эффективности работы от руководителей.

Находки

Чем выше воспринимаемая ценность предыдущего опыта работы, тем сильнее взаимосвязь между опытом работы в отрасли и производительностью труда. Кроме того, чем выше воспринимаемая ценность предыдущего опыта работы, тем слабее взаимосвязь между склонностью к доверию и производительностью труда.

Ограничения/последствия исследования

Поскольку это исследование сосредоточено на одной фирме в одной отрасли, может пострадать возможность обобщения на другие отрасли.

Практические последствия

Сотрудники, которые стремятся найти ценность на своей текущей работе, могут быть более ценными на своей будущей работе. Кроме того, сотрудники, у которых нет ценного предыдущего опыта работы, должны будут больше полагаться на свою склонность доверять другим сотрудникам, если они хотят хорошо работать на своей новой работе.

Оригинальность/ценность

Исследование объясняет причины предшествующих несоответствий в литературе об опыте работы и производительности труда, вводя концепцию воспринимаемой ценности предыдущего опыта работы и объясняя, как это связано со склонностью к доверию в отношениях новичка.

Ключевые слова

  • Опыт работы
  • Человеческий капитал
  • Траст
  • Сотрудники
  • Передача знаний
  • Экспериментальное обучение
  • Предприятие общественного питания

Цитата

Махони Д. М., Климчак М. и Моррелл Д.Л. (2012), «Перенос опыта работы на протяжении всей карьеры: склонность доверять как замену ценному опыту работы», Career Development International , Vol. 17 № 7, стр. 606-625. https://doi.org/10.1108/13620431211283779

Издатель

:

Изумруд Групп Паблишинг Лимитед

Авторские права © 2012, Emerald Group Publishing Limited.

Статьи по теме

Определение

в кембриджском словаре английского языка

Примеры склонности

склонность

Мальчики и девочки, взятые как группы, имеют разные интересы, склонности и потребности.

Из Атлантики