Склонности к профессиональной деятельности какие – важно знать при выборе будущей профессии — postupil.by
Профессиональные склонности, их диагностика | Шпаргалка к написанию экзаменов
Взаимодействие психологии труда и дифференциальной психологии
Все виды активного взаимодействия человека с миром можно условно разделить на две сферы: это отношения с субъектами и отношения с объектами (предметами). Субъекты, как известно, отличаются от объектов способностью давать обратную связь. Поэтому взаимодействие с себе подобными требует большей сензитивности, эмоциональности, способности уподобляться другим. А отношения с предметами подразумевают одностороннее инструментальное, творческое отношение к миру и достигают наибольшей реализации в профессиональной деятельности. И хотя профессиональные выборы, предпочтения и ориентации, традиционно разрабатываясь в психотехнике, плавно перешли в компетенцию современной психологии труда, поскольку они обладают межиндивидуальной вариативностью, мы кратко коснемся и их в рамках курса дифференциальной психологии.
В этой главе мы сосредоточимся на анализе различий, существующих на разных уровнях индивидуальности и включенных в профессиональную деятельность. Психология труда ‑ одна из наиболее живых областей применения дифференциально-психологических знаний, которые в основном направлены на выделение профессионально значимых признаков ‑ характеристик индивидуальности, которые имеют значение для успешности протекания той или иной деятельности; при этом остальные особенности человека в круг рассмотрения не включаются. Профессия выдвигает объективные требования к качествам человека, который может считаться либо подходящим, либо непригодным для выполнения данной деятельности. Поскольку такие качества обычно рассматриваются в комплексе, то и совместимость человека и профессии тоже может быть рассмотрена в виде континуума, включающего профессиональное призвание, пригодность и не пригодность.
В психологии труда наблюдаются две встречные тенденции ‑ во-первых, подбор человека к профессии (этим занимаются кадровые службы, выполняющие заказ предприятия), и, во-вторых, ‑ подбор профессии для человека (эта задача решается службами профориентации, клиентами которых являются отдельные люди). Таким образом, вполне реальна картина, когда человек по своим индивидным характеристикам идеально подходит профессии, которая ему не интересна, или, наоборот, мечтает заниматься делом, для которого ему не хватает природных данных. Понятно, что взаимодействие человека с профессией пронизывает все уровни индивидуальности ‑ начиная с духовно-мировоззренческой сферы, интересов и целей человека, затрагивая черты личности и способности и опираясь на природные задатки. Поэтому гармонизация отношений между профессиональными требованиями и качествами человека ‑ очень актуальная проблема дифференциальной психологии труда.
Для того чтобы подойти к ее решению, необходимо опираться на данные профессиограммы (описания социально-экономических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии) и психограммы, (характеристики требований, предъявляемых профессией к психике человека). Таким образом, в психологии труда неминуемо выделяются два уровня анализа: первый направлен на конкретный объективный продукт, который должен быть создан посредством объективной же деятельности, второй ‑ на психологические состояния и качества, которые управляют этим процессом. Исторически одной из первых попыток профессиографического описания индивидуальности была методика, разработанная О.Липпманом для оценивания профессионально важных качеств.
Определение профессионально важных признаков основано на экспертных оценках и представляет собой результат договоренности о том, какие характеристики наиболее важны, а какие могут быть вынесены за скобки. Применительно к ряду профессий эта задача не может решаться однозначно: так, для видов профессиональной деятельности, имеющих монотонный характер, существенны качества, благодаря которым человек сопротивляется наступлению утомления, а для профессий, связанных с экстремальными ситуациями, важными являются способность выдерживать сильные раздражители, принимать решения и нести за них ответственность. Кроме того, многие профессии могут осуществляться как в повседневных, так и в особых условиях (например, участковый или военный врач), хотя действия и операции, составляющие содержание профессии, в общем остаются теми же. Таким образом, описание профессии должно включать скорее границы типичных ситуаций и допустимых значений психологических качеств. С.Г.Геллерштейн писал в этой связи: «Мы видим, насколько неустойчиво и условно понятие профессионально важных признаков как постоянных элементов некоей профессиональной структуры. Современная профессиография на каждом шагу разрушает подобные представления… Перед профессиографией стоит невероятно трудная задача ‑ предугадать те пути, по которым должно пойти изменение организационно-технической, а вслед за тем и психофизиологической структуры профессий»
Перечислим виды индивидуально-психологических качеств, которые значимы для успешного овладения человеком профессией. Прежде всего, это индивидуально-типологические свойства (сила, подвижность, динамичность и лабильность нервной системы), которые в случае неблагоприятных для профессии показателей могут компенсироваться посредством выработки индивидуального стиля деятельности (ИСД). Далее, это сенсорные и перцептивные свойства, главным среди которых является уровень чувствительности анализаторов. Под влиянием опыта и профессиональных требований эта характеристика может изменяться: вырабатывается так называемый «технический слух», позволяющий распознавать неисправности в механизмах, уменьшается и дифференциальный порог цветоразличения, благодаря чему сталевары могут определять температуру мартеновской печи. Сенсорная основа деятельности предъявляет требования к сенсорным способностям человека и таким образом развивает их. Еще одно важное качество представляет собой внимание человека (аттенционные свойства), среди которых наиболее существенными оказываются иногда распределение и переключение, иногда ‑ устойчивость. Свойства внимания поддаются упражнению в незначительных пределах, однако компенсируются благодаря эмоциональному фактору (заинтересованности) и выработке привычек.
Очень важны для профессиональной деятельности психомоторные свойства, благодаря которым человек выбирает или вырабатывает систему операций, приводящих к достижению цели (к этим качествам относят особенности статики, например профессиональный тремор, а также скорость реакций). Поскольку содержание профессионального труда изменяется (на ранних этапах развития техники определяющим был силовой фактор, а в настоящее время более важными становятся временной и пространственный), то предъявляются новые требования к психомоторным свойствам. Показано, что они хорошо поддаются упражнению. Еще одна группа свойств, обладающих профессиональной значимостью, ‑ это мнемические качества. Профессиональная память также может развиваться, для чего используют специальные мнемотехнические приемы, повышение профессиональной мотивации и активизацию запоминаемого материала в деятельности.
Очень важны также особенности имажинитивные (свойства воображения) и мыслительные (включенное в трудовую деятельность мышление Б.М. Теплов называл практическим). И, наконец, в разной степени для разных профессий, но все же имеют значение волевые качества, способствующие умению преодолевать внутренние и внешние сложности в процессе труда. Впрочем, понятно, что требования к произвольности возникают особенно остро в случае не совсем удачно подобранной профессии.
Классификация профессий и профессиография
Следуя определенной нами логике, профессиональные типологии следует предварять типологией профессий. Профессии принято классифицировать, объединять в группы по ряду общих свойств и признаков. За рубежом чаще всего пользуются Словарем наименований профессий (Dictionary of occupational titles), в котором представлено более тридцати тысяч профессий, образующих следующие девять групп:
- Руководство, управление; научная работа, свободные профессии.
- Работа конторских и торговых служащих.
- Работа в сфере обслуживания.
- Профессии в области сельского хозяйства, лесоводства и родственные им.
- Профессии, связанные с технологическими процессами производства.
- Профессии, связанные с механической обработкой материалов.
- Профессии ручного труда.
- Строительные профессии.
- Прочие (смешанная группа).
Каждая из профессий помечена шестизначным кодом, последние три цифры которого обозначают способ получения данных, характер общения с людьми и выполняемые операции. Эти качества очень важны для составления профессиограммы, включающей, помимо того, квалификационный профиль, в котором необходимые работнику качества определены количественно.
Характеристики профессии,предъявляющие требования к психологическим качествам работника
4-й знак кода |
Способ получения данных |
5-й знак кода |
Характер общения с людьми |
6-й знак кода |
Выполняемые операции |
0 |
Синтез |
0 |
Руководство |
0 |
Наладка |
1 |
Согласование |
1 |
Ведение переговоров |
1 |
Точная обработка |
2 |
Анализ |
2 |
Проведение инструктажа |
2 |
Эксплуатация, контроль |
3 |
Сбор материала |
3 |
|
3 |
Управление |
4 |
Вычисление |
4 |
Развлечение |
4 |
Ручные операции |
5 |
Копирование |
5 |
Убеждение |
5 |
Наблюдение за работой машин |
6 |
Сравнение |
6 |
Подача сигналов |
6 |
Подача сырья и съем продукции |
7 |
Способы получения материала представлены незначительно |
7 |
Оказание услуг |
7 |
Регулировка |
8 |
8 |
Общение с людьми незначительно |
8 |
Другие функции |
Психологические качества и способности группируются по следующим 11 категориям.
Качества и способности человека, важные для различных профессий
V |
Вербальная способность: способность понимать значение слов, понятий, владение языком |
N |
Числовая способность: способность быстро и четко выполнять арифметические действия |
S |
Способность представлять предмет в двух или трех измерениях |
P |
Способность различать даже незначительные детали объектов, графических изображений |
Q |
Способность корректировать слова, цифры, буквы |
K |
Моторная координация: способность быстро и точно координировать работу рук, пальцев и глаз в движениях |
F |
Способность быстро и ловко манипулировать небольшими предметами (ловкость пальцев) |
M |
Способность ловко действовать руками (ловкость рук) |
E |
Способность согласовывать движения глаз, рук и ног в соответствии со зрительными сигналами |
C |
Способность воспринимать, сравнивать и различать цвета и оттенки |
G |
Обучаемость: способность понимать, рассуждать, делать выводы (общий интеллект) |
Каждое качество должно рассматриваться с точки зрения его профессиональной значимости (обычно их оценивают по пятибалльной шкале), в результате составляется профиль необходимых психологических качеств. Однако не только способности, как уже отмечалось, определяют успешность профессии. Важными являются и другие индивидные характеристики, определяющие уверенность человека в различных условиях. Так, различают 12 факторов «темперамента», адекватного различным трудовым ситуациям ‑ понятие «темперамент» здесь употребляется скорее как «социальный темперамент» в концепции В.М. Русалова, обозначая энергетические возможности человека в сфере общения с другими людьми.
И, наконец, выделяют группы требований к физическим качествам работников в зависимости от условий их профессиональной деятельности.
Итак, профессиограмма включает в себя способы переработки информации, необходимые способности, особенности социального темперамента человека и содержание профессиональных склонностей.
К сожалению, задача логического перехода от классификаций профессий к профессиональным типологиям не может считаться выполненной; не всегда понятно, каковы перспективы личного развития человека в рамках той или иной трудовой деятельности. Конструктивным представляется подход американской исследовательницы Э.Ро, которая предложила классификацию профессий, упорядочивающую их не только по группам (восемь групп определяются сферой деятельности), но и по шести уровням, каждый из которых характеризует степень личной ответственности человека, меру его свободы и характер преодолеваемых трудностей.
Трудовые ситуации, предъявляющие различные требования к темпераменту работника
1. VARCH 2. REPSC
3. USI 4. DCP
5. DEPL
6. ISOL 7. INELU 8. PUS
9. SIC 0. MVC X. FIF Y. STS |
Ситуации, связанные с большим кругом изменяющихся обязанностей Ситуации, связанные с повторяющимися короткими циклами, осуществляющимися в определенной последовательности в соответствии с установленными правилами Ситуации, не требующие самостоятельных действий и принятия решений Ситуации, связанные с управлением, планированием и контролем своей и чужой деятельности Ситуации, предполагающие необходимость установления контактов помимо предусмотренных инструкцией Ситуации, предполагающие работу в условиях относительной изоляции от людей Ситуации, требующие руководства людьми и оказания влияния на них Ситуации, связанные с неожиданными действиями и риском и требующие бдительности и самокритичности Ситуации, требующие быстрой сенсорной оценки положения и принятия решений Ситуации, требующие оценки информации при помощи измерительных приборов Ситуации, предполагающие интерпретацию чувств, идей или фактов Ситуации, требующие точных знаний о допусках и стандартах |
Направленность личности в структуре индивидуальности
Становление профессионально важных качеств начинается с возникновения профессиональной мотивации, поэтому обратимся к изучению направленности ‑ устойчивой системы мотивов, действующих в различных ситуациях. Профессиональные установки ‑ это вариант жизненных установок вообще, и в этом качестве они отражают основные потребности человека. Профессиональное самоопределение больше связано с развитием идентичности, чем с конкретной профессией, и детерминировано во многом чисто социальными и эмоциональными потребностями. Так, Дж.Холланд полагал, что выбор профессии ‑ это в первую очередь выбор образа жизни, связанный с Я-концепцией человека. Поэтому в свои методы диагностики интересов он включал достаточно обширные личностные свойства, не имеющие узкопрофессиональной ценности. А.Л.Тайлер, в отличие от этого, считала, что профессиональные предпочтения связаны с теми выборами, которые человек совершает на данном этапе своего жизненного пути, таким образом ограничивая и делая более специальным коридор возможностей человека. Эти выборы не только характеризуют тип личности, но и позволяют предсказать ее дальнейшее развитие, что подтверждается высокой валидностью методик, изучающих профессиональные предпочтения. Таким образом, профессия ‑ это способ самореализации человека, и в этом качестве она должна быть рассмотрена в контексте его личной философии.
В зависимости от того, что для людей представляет наивысшую ценность, иначе говоря, для чего они живут, их можно распределять по группам. Первые шаги в этом направлении были сделаны выдающимся немецким психологом Э.Шпрангером, одним из создателей понимающей психологии, труды которого не были достаточно оценены в России по причинам идеологическим ‑ Шпрангер был «махровым идеалистом».
6 типов личности, описанные Шпрангером, не связаны ни с анатомическим строением, ни с жизненными сложностями человека, ни с его профессиональными предпочтениями, а скорее выражают мироотношение в целом. Каждый может самоактуализироваться в любой области, стать творцом собственной жизни, если найдет для себя нишу, в которой и реализует свои основные потребности.
Для теоретического человека такой потребностью является познание закономерностей жизни. Чем бы он ни занимался ‑ созданием генетического оружия или тачанием сапог, он стремится увидеть внутреннюю связь явлений, и его основная награда ‑ установление этих связей.
Экономический человек, в отличие от теоретического, хочет добиться пользы от познания, хочет поставить знание на службу человеку.
Эстетический человек познает мир через самовыражение, в любой деятельности он стремится оставить часть себя, и наибольшее наказание для него ‑ это условия, при которых он должен следовать жестким требованиям жизни, не оставляющим свободы для творчества.
Социальный человек ищет себя в других, признание и возможность сделать что-то для мира ‑ близких или дальних ‑ для него основная жизненная потребность.
Политический человек не может обойтись без того, что бы не властвовать над окружающими, ‑ являются ли ими избиратели, ученики, коллеги или просто собственная семья.
И, наконец, религиозный человек (который, кстати, может быть и атеистом) чувствует себя хорошо, только когда ощущает наполненность своей жизни смыслом.
Шпрангер в своей классификации указал не зоны уязвимости, а, напротив, направления для роста и развития личности, его самоактуализации. Среди выделенных им типов нет плохих и хороших, здоровых и больных, однако отмечается тот факт, что и эти качества могут быть привнесены неправильным воспитанием без понимания основных потребностей человека.
В отечественной психологии направленность личности изучалась с несколько иных позиций: подчеркивая способность и желание субъекта выделять собственную персону как фигуру на фоне социального бытия, выделяют три типа ориентации человека. Ориентация на себя, по данным М.С.Неймарк, связана с выраженной центрацией на себе, своих мыслях, чувствах, переживаниях. Она характеризуется такими показателями, как тревожность, забота о физическом благополучии, высокая мнительность, эгоцентризм, детерминированность поведения своим самочувствием и настроением. Преобладающими мотивами при этом являются личные достижения, стремление к самоутверждению. Следующий вид ориентации ‑ на предметную деятельность (на дело, на объект) характеризуется выраженными потребностями в познании, освоении предметной и коммуникативной среды. Наконец, ориентация на других (на группу) проявляется в позитивном отношении к общению, а преобладающие мотивы определяются в основном мотивами и интересами других людей. Очевидно, что содержание ориентации может быть допустимым для данной профессии или противопоказанным ей. Ориентации, относясь к уровню духовно-мировоззренческих характеристик, поддаются изменению стихийно или в процессе психотерапевтической и коррекционной работы, например, благодаря участию в тренинге профессионального самоопределения.
Индивидуальный стиль деятельности
Профессиональное самоопределение ‑ это способ оптимизации отношений человека и профессии «сверху», через изменение интересов и мотивов. Другой путь идет от индивидных, формально-динамических характеристик и заключается в выработке индивидуального стиля деятельности (ИСД).
Это понятие возникло в психологии труда, где использовалось Е.А.Климовым для изучения различных производственных профессий. ИСД ‑ это устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная личными качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. Это фенотипическое (приобретаемое прижизненно) качество, возникающее на основе свойств нервной системы в ответ на требования типов деятельности, привычных для субъекта; таким образом, индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как интегральный эффект взаимодействия человека со средой. Механизмами становления ИСД являются адаптация, компенсация и коррекция.
Структура ИСД состоит из ядра и пристройки к нему (или вокруг него). Ядро включает в себя типологические свойства нервной системы и состоит из свойств группы А (особенностей, благоприятствующих успеху в данной деятельности) и свойств группы Б (особенностей, препятствующих успеху в данной деятельности). Пристройка состоит из качеств, вырабатываемых человеком в ходе стихийных или осознанных поисков и включает свойства группы В (особенности компенсаторного значения) и свойства группы Г (особенности приспособления).
Вопрос о границах разрешающей возможности ИСД глубоко исследовался в отечественной психологии. Что же может компенсировать ИСД, который по своему содержанию является средством уравнивания результатов людей с различными типологическими свойствами? М.К.Акимова проводила эксперимент по обучению решению задач табличным способом детей с различными стилями интеллектуальной деятельности, среди которых Н.С.Лейтес выделил «сильных», которые быстро принимают решение, перерабатывают большой информационный поток, и «слабых», которые систематичны, последовательны, тщательно проверяют информацию. Обучение «слабых» на первом этапе протекания эксперимента проходило быстрее. Когда же информационная мощность таблиц была повышена, то «сильные» оказались в преимуществе: того же результата, что и ;«слабые», они достигли за 13 дней против 26.
Итак, ИСД компенсирует не все. Темп, число раздражителей, их интенсивность являются ограничителями достижений. Если деятельность сильно зависит от, например, лабильности нервной системы по возбуждению, то возможности ИСД ограничены: в цирковом училище известно, что, если будущий жонглер до третьего курса не научился работать более чем с тремя предметами, он этому уже не научится. Что же касается интеллектуальной деятельности, то она, согласно Н.С.Лейтесу, складывается из таких качеств, как активность, саморегуляция, которые проявляются в умственной выносливости, быстроте и устойчивости умственной деятельности, стиле занятий и отдыха, т.е. может варьировать очень сильно. Таким образом, о границах достижений можно говорить применительно к тем видам деятельности, которые основаны на норме реакции генотипа и связаны со свойствами нервной системы. Если же деятельность основана на фенотипических качествах, то возможностей компенсации намного больше.
shpargalum.ru
Выбор профессии. Методики и тесты по профориентации
Самые популярные виды тестов по профориентации
Не всегда получается самостоятельно, путем самоанализа и изучения мира профессией, определиться с выбором. На помощь придут профориентационные тесты, которые диагностируют направленность, интересы, склонности и способности личности.
Не приуменьшайте значимость онлайн тестов. Поскольку тесты составляют опытные психологи, результаты в любом случае помогут позволяют определить направление, в котором следует развиваться в будущем. Для получения более точного результата следует пройти три-четыре таких тестирования.
Тест на профориентацию Дж. Голланда.
Изучая индивидуальные особенности людей, психолог Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности (социального характерологического типа), выделив шесть типов:
Реалистический тип (Р)
Интеллектуальный тип (И)
Социальный тип (С)
Конвенциальный тип (К)
Предприимчивый тип (П)
Артистический тип (А)
Позволяет определить тип личности и наиболее подходящие к нему профессии.С помощью этого метода разобраться в личностных качествах, оценить коммуникативные навыки и получить несколько приблизительных рекомендаций.
Тест по соционике
Соционика – концепция типов личности по параметрам: экстраверсия/интроверсия, логика/интуиция, логика/этика, рациональность/иррациональность. Сочетание этих характеристик дает 16 психотипов, каждому из которых рекомендуется ряд профессий.
Методика О.Ф. Потемкиной
Предназначена для определения ориентации на процесс или результат, труд или свободу, альтруизм или эгоизм и т. д.
Определение типа будущей профессии по методу Е.А. Климова
Академик Е. А. Климов разработал тесты, которые в свое время наполнили все центры занятости. Тесты помогают разобраться в профессиональных интересах и подобрать профессию на их основе.
С помощью теста Е. А. Климова можно выяснить, к какому типу по предмету труда мы относимся: человек-природа, человек-техника, человек – художественный образ, человек – знаковая система или человек-человек.
Матрица выбора профессии (методика Г. Резапкиной)
Выбрав 2 нужных варианта ответа на вопросы, находите в таблице их пересечение и получаете профессиональные рекомендации.
Карта интересов А.Е. Голомштока
Позволяет очертить сферу интересов личности в профессиональной сфере.
Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши
Оценивает склонности личности к различным сферам деятельности: искусству, технике, работе с людьми, склонностям к умственному или физическому труду.
Профориентационный тест Н. Пряжникова
Проверяет уровень готовности к той или иной профессии. Сначала идет перечень трудовых действий, среди которых нужно выбрать те, которые человек способен или не способен совершать, а из них – самые привлекательные и непривлекательные для него. Далее идет перечень из 74-х профессий, напротив каждой указываются необходимые для нее навыки.
Дж. Коллинз «Концепция ежа»
В последнее время приобрел популярность метод американского бизнес-консультанта Дж. Коллинза под названием «Концепция ежа» или «Три пересекающихся круга».
Автор предлагает ответить на три вопроса:
Что вас действительно волнует, нравится, привлекает?
В каком виде деятельности вы можете быть лучшим в мире, что получается лучше всего?
На чем основывается ваша экономическая модель, с помощью чего вы сможете зарабатывать деньги?
Ответив на эти три вопроса, можно обозначить три сферы: «То, чем хочется заниматься», «То, чем могу заниматься» и «То, чем нужно заниматься».
Если получится оказаться на пересечении этих трех сфер и выразить словом, то, что находится в центре, будет найдена идеальная профессия, в которой получится добиться успеха, та, которая будет одновременно и интересна, и соответствовать способностям, и приносить доход.
Пройти тесты на профориентацию онлайн
Обзор ресурсов, на которых вы сможете пройти тесты по профориентации
Тесты на выбор профессии MoeObrazovanie.ru
moeobrazovanie.ru
Какая профессия мне подходит? К чему лежит ваша душа?
Тест на профориентацию: Кем работать?
Тест «Определение типа будущей профессии»
Тесты по профориентации на Ucheba.ru
www.ucheba.ru/prof
Тесты помогут определить сферы ваших интересов, ваши личные и профессиональные особенности. В итоге вы получите список наиболее подходящих вам профессий.
Тесты на профориентацию на Proforientatsia.ru
proforientatsia.ru/tests
Тесты на профориентацию для взрослых
Тесты на профориентацию для детей
Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда (ОПП)
Дифферециально-диагностический опросник Климова
Карта интересов А.Е. Голомшток
Определение профессиональных склонностей Л.Йовайши
Тесты для выбора профессии Postupi.online
postupi.online/test
Тесты, которые помогут понять, куда поступать: какую профессию выбрать, в какой вуз поступить и на какие программы. В результате тестов вы сможете увидеть подходящие вам профессии, программы обучения бакалавриата и специалитета, вузы, «примерить» на себя разные специальности, понять, куда пойти учиться, чтобы стать успешным и востребованным профессионалом.
Профориентация онлайн-тест
prof-test24.ru
Профориентация онлайн-тест, предназначен для людей желающих получить консультации по выбору профессии. По результатам теста вы узнаете профессии, которые в большей степени подходят именно вам, ваш характер, таланты, удачные направления в жизни и в бизнесе.
Центры профессиональной ориентации
Профориентационные центры на Moeobrazovanie.ru
moeobrazovanie.ru
Каталог российских организаций по профориентации
ЦТР «Гуманитарные технологии»
proforientator.ru
Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» – один из самых известных на российском рынке в области профориентационной диагностики и карьерного консультирования. Центр создан в 1996 году на базе факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Центр профориентации ПрофГид
www.profguide.ru
Центр профориентации ПрофГид: создан выпускниками МГУ им. М.В. Ломоносова. Уникальный метод живой профориентации, точный результат, обратная связь.
Профориентация для школьников
Профориентация взрослых
Выявление способностей
Техноград
technograd.moscow
Техноград — досугово-образовательный комплекс для людей всех возрастов. Он расположен на территории ВДНХ и является одним из немногих в России супермаркетом профессий.
Здесь можно получить навыки по следующим направлениям:
промышленность;
цифровые технологии;
услуги для населения;
городская инфраструктура;
креативные индустрии;
предпринимательские навыки.
Матрица выбора профессии
Методика разработана Московским областным центром профориентации молодежи. Автор методики Г.В. Резапкина.
Работа с данной методикой поможет уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты.
С помощью 2-х вопросов и таблицы можно выявить профессию наиболее близкую интересам и склонностям опрашиваемого.
Инструкция. Выберите наиболее предпочитаемый вид труда и сферу труда. Если для вас привлекательны несколько «сфер труда» и «видов труда», отметьте не более 3-х.
С кем или с чем Вы бы хотели работать? Какой объект деятельности Вас привлекает?
1.1. Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.)
1.2. Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки программирования)
1.3. Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)
1.4. Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины)
1.5. Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)
1.6. Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые)
1.7. Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные)
1.8. Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские и хлебобулочные изделия, консервы, плоды, овощи, фрукты)
1.9. Изделия (металл, ткани, мех, кожа, дерево, камень, лекарства)
1.10. Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, месторождения)
Чем бы Вы хотели заниматься? Какой вид деятельности Вас привлекает?
2.1. Управление (руководство чьей-то деятельностью)
2.2. Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)
2.3. Образование (воспитание, обучение, формирование личности)
2.4. Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение)
2.5. Творчество (создание оригинальных произведений искусства)
2.6. Производство (изготовление продукции)
2.7. Конструирование (проектирование деталей и объектов)
2.8. Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)
2.9. Защита (охрана от враждебных действий)
2.10. Контроль (проверка и наблюдение)
Человек |
Информация |
Финансы |
Техника |
Искусство |
Животные и растения |
Изделия и продукты |
Природные ресурсы |
|
Управление |
•Администратор |
•Системный администратор |
•Консультант |
•Водитель |
•Режиссер театра и кино |
•Зооинженер |
•Менеджер по продажам |
•Инженер по кадастру |
Обслуживание |
•Продавец |
•Оператор связи |
•Инкассатор |
•Электромонтер |
•Дизайнер |
•Агрохимик |
•Продавец |
•Мелиоратор |
Обучение и воспитание |
•Воспитатель |
•Филолог |
•Преподават. экономики |
•Мастер производств. обучения |
•Учитель музыки |
•Тренер лошадей |
•Преподават. спецпредм. |
•Преподават. географии
|
Производство и добыча |
|
•Программист |
•Финансист |
•Строитель |
•Кино-звукооператор |
•Агроном |
•Провизор |
•Горный инженер |
Конструирование |
•Имиджмейкер |
•Переводчик |
•Аналитик |
•Инженер-конструктор |
•Композитор |
•Архитектор ландшафта |
•Архитектор-градостр-ль |
•Горный инженер |
Исследование |
•Психолог |
•Социолог |
•Аудитор |
•Инженер-технолог |
•Киновед |
•Биолог |
•Санитарный врач |
•Почвовед |
Защита |
•Адвокат |
•Программист |
•Страховой агент |
•Инспектор по ТБ |
•Каскадер |
•Егерь |
•Таможенник |
•Инспектор по охр. природы |
Контроль и оценка |
•Прокурор |
•Программист |
•Аудитор |
•Инженер-технолог |
•Редактор |
•Зооинженер |
•Санинспектор |
•Радиолог |
Анализ. Найдите в Матрице выбора профессии, соответствующие выбранным предметам труда и видам деятельности.
infoselection.ru
Тест на определение профессии
ЮРИСТ
МЕНЕДЖЕР ПО ПРОДАЖАМ
Данная профессия подойдет вам, потому как Вы морально устойчивы: на юристов часто оказывается, как психологическое, так и физическое давление, которому нужно уметь противостоять. В то же время Вы обладаете высоким уровнем интеллекта и широким кругозором. Вы всегда трезво мыслите и умеете быстро принимать логические решения, из-за аналитического склада ума.
Данная профессия подойдет Вам, потому как Вы занимаете активную жизненную позицию, отличаетесь высокой коммуникабельностью, активностью, стрессоустойчивостью, организаторскими способностями и деловым ростом.
Данная профессия подойдет Вам, потому как Вы обладаете такими характерными чертами как дисциплинированность, смелость, решительность, быстрая реакция, ответственность, физическая сила и выносливость, ловкость и крепкая нервная система, умение распределять своё внимание и планировать действия, способность без раскачки переходить к интенсивным действиям, чувство товарищества, оптимизм и уверенность в важности своей работы.
Данная профессия подойдет вам, потому как Вы морально устойчивы, в то же время обладаете высоким уровнем интеллекта и широким кругозором. Вы всегда трезво мыслите и умеете быстро принимать логические решения, из-за аналитического склада ума.
Профессия бухгалтера подходит Вам, потому как Вы имеете хорошие математические способности и аналитическое мышление. Для работы в данной сфере важные следующие качества как настойчивость, усидчивость, терпимость, ответственность, аккуратность, честность, способность к самоконтролю.
Данная профессия подойдет Вам, потому как Вы занимаете активную жизненную позицию, отличаетесь высокой коммуникабельностью, активностью, стрессоустойчивостью, организаторскими способностями и деловым ростом.
Данная профессия подойдет вам, потому как Вы морально устойчивы, в то же время обладаете высоким уровнем интеллекта и широким кругозором. Вы всегда трезво мыслите и умеете быстро принимать логические решения, из-за аналитического склада ума.
Профессия бухгалтера подходит Вам, потому как Вы имеете хорошие математические способности и аналитическое мышление. Для работы в данной сфере важные следующие качества как настойчивость, усидчивость, терпимость, ответственность, аккуратность, честность, способность к самоконтролю, хорошая память и техническая подготовка.
Профессия бухгалтера подходит Вам, потому как Вы имеете хорошие математические способности и аналитическое мышление. Для работы в данной сфере важные следующие качества как настойчивость, усидчивость, терпимость, ответственность, аккуратность, честность, способность к самоконтролю, хорошая память и техническая подготовка.
Данная профессия подойдет Вам, потому как Вы обладаете такими характерными чертами как дисциплинированность, смелость, решительность, быстрая реакция, ответственность, физическая сила и выносливость, ловкость и крепкая нервная система, умение распределять своё внимание и планировать действия, способность без раскачки переходить к интенсивным действиям, чувство товарищества, оптимизм и уверенность в важности своей работы.
Данная профессия подойдет Вам, потому как Вы занимаете активную жизненную позицию, отличаетесь высокой коммуникабельностью, активностью, стрессоустойчивостью, организаторскими способностями и деловым ростом.
Данная профессия подойдет Вам, потому как Вы обладаете такими характерными чертами как дисциплинированность, смелость, решительность, быстрая реакция, ответственность, физическая сила и выносливость, ловкость и крепкая нервная система, умение распределять своё внимание и планировать действия, способность без раскачки переходить к интенсивным действиям, чувство товарищества, оптимизм и уверенность в важности своей работы.
Также у Вас есть предрасположенность к профессии менеджер по продажам, потому как Вы коммуникабельны, стрессоустойчивые, честные и умеете убеждать других людей.
У Вас отмечается склонность к работе в сфере юриспруденции (профессия юрист), потому как этому способствуют основные качества Вашего характера, такие как способность адекватно реагировать на самых разных людей, коммуникабельность, возможность быстро обучаться, желание расти и развиваться.
У Вас отмечается предрасположенность к профессии юрист, потому как Вы ответственные, с быстрой реакцией и выносливостью, имеете большое желание помогать людям, которые попали в неприятную ситуацию.
У Вас отмечается предрасположенность к профессии спасатель (МЧС), потому как Вам присуща дисциплинированность, смелость, быстрая реакция, ответственность, умение распределять своё внимание и планировать действия, способность без раскачки переходить к интенсивным действиям и уверенность в важности своей работы.
У Вас есть все шансы стать не только хорошим бухгалтером, но и менеджером по продажам, потому как у Вас наблюдается хорошая память и техническая подготовка, способность анализировать, синтезировать и обобщать информацию.
У Вас отмечается предрасположенность к профессии бухгалтер, потому как Вы имеете хорошие математические способности и аналитическое мышление. Для работы в данной сфере важные следующие качества как настойчивость, усидчивость, терпимость, ответственность, аккуратность, честность, способность к самоконтролю, хорошая память и техническая подготовка.
У Вас отмечается склонность к профессии бухгалтер, потому как Вы имеете хорошие математические способности и аналитическое мышление. Для работы в данной сфере важные следующие качества как настойчивость, усидчивость, терпимость, ответственность, хорошая память и техническая подготовка.
У Вас отмечается предрасположенность к профессии юрист, потому как Вы ответственные, с быстрой реакцией и выносливостью, имеете большое желание помогать людям, которые попали в неприятную ситуацию.
У Вас отмечается предрасположенность к профессии спасатель (МЧС), потому как Вам присуща дисциплинированность, смелость, быстрая реакция, ответственность, умение распределять своё внимание и планировать действия, уверенность в важности своей работы.
У Вас отмечается склонность к профессии бухгалтер, потому как Вы имеете хорошие математические способности и аналитическое мышление. Для работы в данной сфере важные следующие качества как настойчивость, усидчивость, терпимость, ответственность, хорошая память и техническая подготовка.
У Вас отмечается предрасположенность к профессии спасатель (МЧС), потому как Вам присуща дисциплинированность, смелость, быстрая реакция, ответственность, умение распределять своё внимание и планировать действия, уверенность в важности своей работы.
Также у Вас есть предрасположенность к профессии менеджер по продажам, потому как Вы коммуникабельны, стрессоустойчивые, честные и умеете убеждать других людей.
xn--80ahcfkhbiaevdch3g.xn--p1ai
Тест на профориентацию онлайн | Выбор профессии
Тест на определение профориентации
Когда подросток заканчивает школу, встает проблема выбора профессии, аргументы за, против, аж голова идет кругом от обилия информации. Количество различных специальностей на данный момент – несколько тысяч, у каждой есть своя специфика, особенности. Не каждая профессия подойдет будущему студенту.
Чтобы не запутаться во всем этом многообразии и как‐то сузить поиски идеального направления, можно пройти тест на профориентацию или тест Голланда. Все профессии можно разделить на несколько категорий:
- человек (врачи, органы правопорядка, психологи, юристы и т.д.)
- природа (агроном, ветеринар, биолог, эколог и т.д.)
- техника (механик, слесарь, токарь, водитель, плотник, электромонтер и т.д.)
- знаковая система (программист, диспетчер, экономист, переводчик, математик и т.д.)
- художественные образы (художник, архитектор, актер, режиссер, парикмахер, повар)
Проходить тест на профориентацию онлайн гораздо удобнее, чем заполнение кучи бумажных бланков с последующим расчетом результатов. А чтобы сократить сферу поиска будущей профессии можно еще пройти тест на профессиональные интересы. После этого вопрос выбора профессии подростком перестанет стоять ребром. А вы готовы узнать к какой категории профессиональной деятельности более предрасположен старшеклассник? Приступим?
Подробнее о методике Е.А.Климова читайте в нашем блоге.Авторы теста: Климов Е. А., Testometrika Team
testometrika.com
Профессиональные интересы и их диагностика
Изучение и диагностика разнообразия профессиональных интересов людей – задача не менее важная, чем составление классификаций профессий, точнее говоря, эти две задачи обусловливают одна другую: ведь мотивы, как известно, возникают в рамках уже существующих деятельностей, и чем больше становится новых профессий, тем разнообразнее и профессиональные предпочтения людей.
Изучение профессиональных интересов сопровождается двумя методологическими трудностями: во-первых, нередко люди обладают недостаточной информацией о существующих профессиях, во-вторых, имеются социальные стереотипы и семейные сценарии, заранее ограничивающие человека в выражении им своих предпочтений (например, юноша, любящий маленьких детей, скорее всего, не захочет работать воспитателем в детском саду).
Одна из первых попыток изучения профессиональной направленности была предпринята в 1920 г. Э. Стронгом, создавшим специальный метод диагностики интересов Бланк Стронга. В 1974 году методика была существенно переработана, в результате чего стала позволять диагностировать предпочтения человека в пяти областях, имеющих отношение к профессии: это собственно профессии (представляемые в соответствии с информированностью), учебные предметы (благодаря которым возникает профориентация), отдельные действия (например, публичное выступление, починка часов), развлечения и повседневное общение с людьми (очень старыми, представителями рискованных профессий и т.д.).
Результаты указывают на склонность человека к одной из шести групп профессий, выделенных Дж. Холландом: это профессии практические, исследовательские, художественные, социальные, предпринимательские и конвенциональные. Исходя из того, что внутри каждой профессиональной группы сосуществуют несколько вариантов профессиональной деятельности, в методику включены также шкала, фиксирующая академическую направленность (стремление продолжать свое образование) и шкала экстравертированности-интровертированности, диагностирующая отношение к людям и способность субъекта устанавливать с ними контакт, что тоже важно для ориентировки в рамках данного типа профессий.
Еще одна попытка изучения профессиональных интересов отразилась в семействе опросников, разработанных Г.Кьюдером, которые построены на измерении соответствия структуры интересов респондента интересам, присущим профессиональной референтной группе. Кьюдер выделил десять областей интересов: деятельность на открытом воздухе, технические, вычислительные, просветительские, художественные, литературные, музыкальные, социальные и канцелярские виды профессиональной деятельности, которые образовали эти группы по признаку их эмпирической наполняемости (теоретически эти группы могли быть сбалансированы и соподчинены несколько иначе, но тогда это была бы классификация профессий).
Профессиональные интересы
1 | Склонность к обработке материалов |
2 | Склонность к деловым контактам |
3 | Склонность к нетворческому труду |
4 | Склонность к нравственному воспитанию людей |
5 | Склонность к особой заботе о своем престиже |
6 | Склонность к интеллектуальной деятельности, связанной с общением |
7 | Склонность к научно-технической деятельности |
8 | Склонность к абстрактному мышлению и творческому труду |
9 | Склонность к технике и управлению механизмами |
10 | Склонность к производственной деятельности, приносящей видимые результаты |
Если же вернуться к проблеме классификации профессий, то интересы и склонности, конечно же, учитываются среди других профессионально важных качеств; они распределены по десяти факторам, различные сочетания которых и представляют собой образцы интереса к различным видам профессионального труда.
В отечественной психодиагностике используют Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, позволяющий определять у подростков склонность к одной или нескольким из следующих пяти групп профессий: человек-человек, человек-природа, человек-знак, человек-художественный образ, человек-техника. Однако, при всей обоснованности этой типологии, существует очень много профессий, занимающих промежуточное между вы деленными типами положение.
С. К. Нартова-Бочавер
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Дифференциальная психология:
psylist.net
Ответы@Mail.Ru: Склонность к профессиональной деятельности
Склонность к профессиональной деятельности – совокупность талантов и черт характера, которые помогают заниматься тем или иным видом деятельности и свойственны людям определенной профессии. Эти склонности выявляются в результате профориентации. Идеальный выбор профессии – это когда занимаешься любимым делом, а тебе еще за это и деньги платят. То есть нам надо сейчас и здесь заняться твоей профориентацией? Выбор профессии – это очень серьезный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно. Нам требуется знать твой психологический профиль: провести элементарное профессиональное тестирование. Все люди разные, поэтому и существует множество профессий, они ориентированы на разные типы личности и характера! У всех разные физические возможности, разное здоровье! Выбор профессии и пути в жизни задача непростая, ошибка может дорого стоить. Человек, выбравший не свое дело, и учится кое-как и работает без удовольствия. Во-первых, нужно учитывать свои личные интересы. Во-вторых, оценить свои способности и таланты. В-третьих, анализ соответствия своих качеств с теми качествами, наличия которых требует выбранная профессия. В-четвертых, изучить возможные жизненные перспективы, которые даст та или иная профессия. Тебе нужно не просто четко определять чего ты хочешь, а конкретно честно сказать: ЧТО ты можешь, и что ты конкретно из себя представляешь! Только ты можешь сказать себе честно: есть ли у тебя трудолюбие или нет?! Есть ли усидчивость. Какие предметы нравятся. Какие у тебя специфичные черты характера. Общительность, оптимизм, целеустремленность и т. п. И обязательно настойчивость! Откуда мы знаем, какие предметы тебе нравятся? (то есть мы не можем знать гуманитарий ты или технарь, а это совершенно разные методы мыслительной деятельности). Примерно скажу следующее: если нравится физика и математика – значит ты «технарь» и тебе надо выбирать техническую профессию. То есть работать с машинами и механизмами или с какими-то расчетами, вычислениями. Если нравится история и литература – значит ты гуманитарий. И тебе придется искать какую-то творческую профессию. Еще очень важно: какие у тебя хобби? Это тоже может стать твоей будущей профессией! Откуда мы знаем: какая у тебя работоспособность? Интроверт ты или экстраверт? Мы не знаем насколько ты общителен, какая у тебя внешность. Какая память? (а типов памяти несколько) Мы не знаем, каким трудом ты хочешь заниматься: умственным или физическим, сидячим или стоячим. Можешь ли ты весь день работать с людьми или тебе лучше работать только с бумагами. Или тебе лучше больше двигаться. Вопросов у нас к тебе слишком много! Главное — это знать свои таланты и приложить много усилий для их реализации в жизнь! Учти, что ты выбираешь на всю жизнь. И работать лучше там, где нравится и к чему у тебя есть талант и природные способности! А работа, которая не нравится – это каторга ради куска хлеба! Так что не перекладывай на наши плечи ответственность за твою будущую судьбу! Делай выбор самостоятельно! Включи мозги и не ленись думать! И в самом крайнем случае. Иди поработай годик-другой на низкой должности. Осмотрись, познай себя, рынок труда и людей. И тогда уж сделаешь выбор более осознано! Психологи советуют — надо послушать, что советуют тебе одноклассники. Это на первом месте! Они знают тебя лучше всего – вместе сколько лет за партой сидите! На втором месте — мнение родителей. Они знают твою наследственность. На третьем — мнение учителя — он тебя знает хуже. Ну и на четвертом месте мнение психолога, который займется с тобой профориентацией.
<a rel=»nofollow» href=»https://lookatlink.com/MFLY» target=»_blank»>https://lookatlink.com/MFLY</a>
<a rel=»nofollow» href=»http://v.ht/wqSj?0=65173″ target=»_blank»>ярослав посмотри здесь, страница 385</a>
<a rel=»nofollow» href=»https://lookatlink.com/MFLZ» target=»_blank»>https://lookatlink.com/MFLZ</a>
<a rel=»nofollow» href=»http://v.ht/Mtnp?0=380376″ target=»_blank»>ярослав посмотри здесь, страница 427</a>
<a rel=»nofollow» href=»https://lookatlink.com/MFLY» target=»_blank»>https://lookatlink.com/MFLY</a>
<a rel=»nofollow» href=»http://v.ht/Mtnp?0=363713″ target=»_blank»>ярослав посмотри здесь, страница 344</a>
touch.otvet.mail.ru
Профессиональные интересы, склонности и способности
Тема урока: Профессиональные интересы, склонности и способности
Цель урока: Дать определения понятий «профессиональный «интерес», «склонность», «способность».
Задачи:
Образовательная: способствовать формированию представления об «интересах», «склонностях», «способностях»;
Развивающая: способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
Воспитательная: способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям;
Профориентационная: способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
Методическое оснащение урока:
Материально – техническая база:
кабинет ТО;
оргтехника.
Дидактическое обеспечение:
рабочая тетрадь;
методики интересов, склонностей, способностей
материалы для контроля знаний учащихся:
методики;
тесты;
Методы обучения: эвристический, тренинговый, объяснительный, аналитический
Объект труда: методики «Профиль», «Склонность», «Экспресс — диагностика».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
(Эпиграф на доске)
Когда не удовлетворяются потребности, жить трудно;
когда не получают пищу интересы или их нет — жить скучно.
М. Эриксон
Организационный момент.
приветствие;
проверка явки учащихся;
заполнение учителем классного журнала;
проверка готовности учащихся к уроку;
настрой учащихся на работу;
Актуализация знаний.
Перед каждым из нас периодически возникают проблемы, в том числе, что делать? Чаще всего, чем заняться в свободное время. В старших классах: что делать дальше – продолжить учиться или работать. Помните стихотворение В.Маяковского «Кем быть»? Кто скажет, как оно начинается? (ответ учащихся)
У меня растут года
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Поднимите руки, кто уже решил, кем станет в будущем? (ответы учащихся)
Кто скажет, совпадают ли ваши желания с вашими интересами и способностями (ответы учащихся)
Вы можете дать определение, что такое интерес, склонность, способность? (ответы учащихся)
Цель нашего сегодняшнего занятия: дать определения этим понятиям.
Прежде чем приступить к объяснению понятий, я хочу прочесть вам одну историю:
…Отец часто рассказывал сыну мифы о героях Древней Греции, читал вслух Гомера. Однажды он подарил сыну иллюстрированную «Всемирную историю для детей». Там была изображена охваченная огнем Троя. «Где находится этот город?» — спросил мальчик. «Никому еще не удавалось найти его», — ответил отец.
«Когда я вырасту, я найду его!» — воскликнул сын.
С 14 лет он — ученик в лавке, затем — юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгового дома, владелец банка. За 2,5 года он овладел английским, французским, голландским, испанским, португальским языками. Потом русским — за 6 недель! Затем шведским, польским, новогреческим. Он совершает путешествие вокруг света. Пишет книги. Становится миллионером. Внезапно в 46 лет все бросает и погружается в археологию. Дилетант занялся наукой.
Остальное похоже на чудо. Все его сбережения отданы идее. Он трудился без сна и отдыха, преодолевая неимоверные препятствия: малярию, несговорчивость рабочих, недоверие ученых всего мира, считавших его, мягко говоря, чудаком. Он буквально следовал детским впечатлениям: начал копать там, где указал Гомер. Переворошил 250 тысяч кубометров земли. И сказка стала действительностью. Руки Генриха Шлимана держали сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшие в земле.
Дусавицкий А.К., Формула интереса
С обыденной точки зрения поведение Шлимана — чудачество. Ведь у него было все, что, казалось бы, нужно для счастья — «положение в обществе и богатство». Но, вероятно, ему этого было недостаточно. В данном случае положение и богатство были только средством достижения цели, а не целью. Представим, что не было долгих лет упорного труда, не было этого бесценного профессионального и жизненного опыта, которые бы позволили Шлиману разбогатеть. А был мальчик, который хотел разыскать Трою. По мере взросления мечты рассеиваются, как утренний туман. Если только они не подкреплены таким устойчивым интересом, как у Шлимана. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели.
Изложение нового материала
Так что такое интерес?
Под интересом понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении
Интересы различаются по содержанию (литература, музыка, техника, животные, цветы, компьютеры, спорт и т. д.), по глубине, по широте, по длительности. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента человека: у меланхоликов и флегматиков интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире.
Большинство великих людей — ученых, писателей, композиторов, художников — уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание и образование. У каждого человека есть своя «программа», которую психологи называют жизненным сценарием. Сценарий складывается еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей.
Определить свои интересы вам поможет следующая методика.
Задание №1. Методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока)
Прочитайте утверждения и поставьте в бланке ответов рядом с соответствующим номером «+», если вам нравится выполнять эти действия, и «—», если не нравится. Если сомневаетесь — поставьте «?». Чем искреннее вы ответите на все вопросы, тем точнее будет результат.
12
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
Мне нравится…
1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.
2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.
3. Выяснять устройство электроприборов.
4. Читать научно-популярные технические журналы.
5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.
8. Наблюдать за работой медсестры, врача.
9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
13. Ремонтировать бытовые электроприборы.
14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.
15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
17. Участвовать в общественной жизни школы, города.
18. Объяснять одноклассникам учебный материал.
19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
20. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.
21. Проводить опыты по физике.
22. Ухаживать за животными растениями.
23. Читать статьи об электронике и радиотехнике.
24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.
25. Коллекционировать камни, минералы.
26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
27. Читать биографии известных политиков, книги по истории.
28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.
29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
30. Участвовать в военных играх, походах.
31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
32. Замечать и объяснять природные явления.
33. Собирать и ремонтировать компьютеры.
34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.
35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.
36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом
38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
39. Искать и находить способы зарабатывания денег.
40. Заниматься физической культурой и спортом.
41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.
42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
43. Разбираться в принципах работы электроприборов.
44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.
45. “Читать” географические и геологические карты.
46. Участвовать в спектаклях, концертах.
47. Изучать политику и экономику других стран.
48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.
49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
50. Участвовать в спортивных соревнованиях.
Обработка результатов. Десять колонок с номерами вопросов в бланке — это десять возможных направлений профессиональной деятельности:
1 – физика и математика;
2 – химия и биология;
3 – радиотехника и электроника;
4 – механика и конструирование;
5 – география и геология;
6 – литература и искусство;
7 – история и политика;
8 – педагогика и медицина;
9 – предпринимательство и домоводство;
10 – спорт и военное дело.
Подсчитайте число плюсов в каждом столбике. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Скажите, у кого из вас совпал результат теста с вашими интересами. (Ответы учащихся).
Интерес формируется в реальном деле — пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности: спорте, литературе, искусстве, науке — в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т. п.
Но чтобы все это успеть, всему научиться и запомнить, человеку нужна хорошая … (ответ учащихся) правильно память. Кто может похвастаться хорошей памятью? (Ответ учащихся). Давайте проверим с помощью игры. Расслабьтесь, откиньтесь на спинку стула, вытяните вперед ноги. И, приступаем к игре.
(Игра «Хорошая память». Презентация)
Интерес — необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета, проникновения в заинтересовавшую область трудовой деятельности интересы закрепляются, усиливаются и постепенно могут стать устойчивыми. Такие интересы часто перерастают в склонность.
Склонности – это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности «хочу делать». Одно дело интересоваться книгами о животных, совсем другое находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за животными. Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Только активная деятельность, причем в разных направлениях, позволит вам познать и проверить свои склонности.
Склонность мы можем проверить с помощью следующего теста:
Задание №2. Выберите наиболее подходящий ответ теста склонности личности человека «А» или «Б». Предположим, что после соответствующего обучения профессии вы сможете выполнить любую работу. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможных, что бы вы предпочли:
Ответы на тест — склонности личности человека к профессии
1а3б
6а
10а
11а
13б
16а
20а
1б
4а
7б
9а
11б
14а
17б
19а
2а
4б
6б
8а
12а
14б
16б
18а
2б
5а
9б
10б
12б
15а
19б
20б
3а
5б
7а
8б
13а
15б
17а
18б
Несложно подсчитать в каком столбце больше выборов — к тому типу деятельности наибольшая склонность личности человека.
Ч — П — взаимодействие человек — природа: профессии, где происходит работа с флорой и фауной.
Ч — Т — взаимодействие человек — техника: профессии технического характера.
Ч — Ч — взаимодействие человек — человек: профессии предусматривающие общение и коммуникации.
Ч — З — взаимодействие человек — знаковая система: профессии связанные с расчетами и вычислениями.
Ч — Х — взаимодействие человек — художественный образ: профессии творческой направленности.
Ответьте, у кого результаты теста совпали с вашими склонностями (ответы учащихся)
А теперь скажите, у кого склонности совпадают с интересами (ответы учащихся)
Чтобы правильно ответить на вопросы тестов, вы должны внимательно читать вопрос. Кто может сказать, что «я — внимательный человек»? (Ответы учащихся). Давайте это проверим это с помощью игры.
(Игра «Я – внимательный». Презентация)
Почему люди различаются по степени успешности профессиональной деятельности? Почему два человека, занимаясь одним и тем же, делают это неодинаково хорошо и успешно? Почему у одного и того же человека одно дело получается лучше, а другие хуже? Все дело в том, что разные люди обладают разными способностями.
Способности тесно связаны с интересами и склонностями и являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека. Способности – это умения, то есть, такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Например, если человек хорошо различает запахи и помнит их, то эта способность очень нужна химику, дегустатору, повару и др. Если человек хорошо удерживает в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме, то это – способность, которая нужна математику, программисту, конструктору и т.д.
Способности делятся на общие и специальные.
Общие способности необходимы для всех (например, способность к творчеству) или многих профессий и видов деятельности (организаторские – для учителя, менеджера, предпринимателя др.).
Специальные способности важны для отдельной профессии или относительно узкого круга профессий (хорошо развитая чувствительность рук нужна регулировщику электромеханических реле, устойчивость к монотонным раздражителям – водителю транспортных средств; хорошо развитое пространственное представление – изготавливающим сложные изделия по чертежам и т.д.).
Вашу способности мы сейчас проверим очень быстро с помощью экспресс — диагностики способностей человека
Задание №3. Демонстрируем пять геометрических фигур: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник и зигзаг. Прошу вас выбрать одну из них. (Учащиеся выбирают карточки с фигурами, на обороте которых написаны способности)
Квадрат
Свидетельствует о наличии математических способностей. При восприятии информации он делает упор на цифры и факты. Его сильная сторона – мыслительный анализ. Вы не угадываете результат, а его вычисляете путём логичных рассуждений и последовательных действий. Отличает трудолюбие, усердие, методичность и скрупулёзность.
Треугольник
Характерно наличие лидерских качеств. Вы уверенны в себе, решительны, но нетерпеливы и категоричны. Ваше кредо – превзойти, добиться высокого статуса и быть исключительно лучше остальных. Вы умеете концентрироваться, видеть суть вопроса. Вы энергичны и изобретательны. Ваши способности связаны с искусством, сценой, ораторскими возможностями и лингвистикой.
Круг
Для вас необходима доброжелательная атмосфера. Вам важно окружение тех людей, которые вас любят и верят в ваши возможности. Вы чувствительны, ранимы и эмоциональны. Умеете больше отдавать, чем принимать. У вас развита эмпатия. Ваши способности связаны с коммуникативностью.
Прямоугольник
Это фигура поиска и самоопределения. Выбирают в состоянии тревоги, замешательства, внутренних проблем и кризисные периоды.
Зигзаг
Вас отличает мечтательность и богатое воображение. В вас развиты творческие способности (склонность к живописи, музыке и поэзии). Мышление образное. Развита интуиция. Вы одиночка. Строгий мир цифр вам чужд, а сцена или общение отнимает много энергии. Вы любите творить в своем мире грёз и фантазий.
Скажите, у кого результаты теста совпали с вашими способностями. (Ответы учащихся)
Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора — когда интересы, склонности и способности согласованы между собой и дополняют друг друга.
Посмотрите результаты сегодняшних тестов и ответьте, у кого есть все совпадения. (Ответы учащихся)
Человеку, которому предстоит выбрать правильную, нужную для него и полезную для общества профессию, необходимо много знать о себе. А для этого ему нужно хорошо ориентироваться, чтобы выбрать для себя что-то полезное. Как у вас с ориентированием? (ответы учащихся)
Давайте на минутку еще отвлечемся и проверим вашу способность к ориентированию.
(Игра «Ориентирование». Презентация)
Может ли человек развивать свои интересы, склонности?
Естественно, да, но это очень длительный процесс, для которого необходимо:
1.Повышать свою информированность об интересующем предмете деятельности (чтение специальной литературы, подготовка рефератов, докладов).
2.Заниматься практической деятельностью (факультативы, дополнительные занятия).
3.Заниматься самопознанием и развитием своих индивидуальных качеств
Закрепление знаний учащихся
Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес?
В чем состоит отличие простых интересов от профессиональных?
Какие виды интересов оказывают определяющее влияние на выбор жизненного пути?
Чем отличаются профессиональные склонности от профессиональных интересов7
Почему при выборе профессии так важно учитывать склонности человека?
Как вы думаете, от каких условий зависит развитие способностей?
Каким образом в профессиональном самоопределении учитываются общие и специальные способности?
Подведение итогов урока учителем
сообщение учителя о достижении целей урока;
объективная оценка результатов учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся;
сообщение о теме следующего урока;
задание учащимся на подготовку к следующему уроку.
Д/З: карточки –
Задание: проанализируйте нижеперечисленные примеры и определите, в каких случаях речь идет о способностях, в каких нет:
высокий рост баскетболиста;
стремление ученика быть чем-то занятым, трудолюбие;
хорошая осведомленность в области астрономии;
человек хорошо различает оттенки разных цветов;
ученик правильно декламирует на уроке стихотворение, выученное дома;
школьник быстро запоминает и правильно повторяет мелодию новой песни на уроке музыки;
ученица правильно решает у доски задачу.
Задание: покажите с помощью стрелочек взаимосвязь между названиями и определениями специальных способностей.
«Все у меня в руках»
На доске прикреплен плакат с изображением руки, на пальцах которой написано: большой палец – «Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать», указательный – «Здесь мне были даны конкретные указания», средний – «Здесь совсем не понравилось», безымянный – «Психологическая атмосфера», мизинец – «Мне здесь не хватало…». Выходя из класса, прошу оставить свое отношение к уроку, прикрепив стикер на выбранный пальчик
Спасибо за урок!!!
infourok.ru