Словарь по психологии: Недопустимое название — Ярославский педагогический университет

116 словарей на сайте Национальной психологической энциклопедии

Биографии психологов «Кто есть кто в психологии»

Психологический словарь

http://psi.webzone.ru/index.htm

 

Психологический словарь

http://www.voppsy.ru/dictionary.htm

 

Психологический словарь

http://5-ka.ru/psiho/index.html

 

Психологический словарь на Slovari-Onlinhe.ru

http://slovari-online.ru/

 

Психологический словарь от А до Я

http://azps.ru/handbook/

 

Психологический толковый словарь

http://magazine.mospsy.ru/dictionary/

 

Психология: словари

http://nashol.com/psihologiya/

 

Психология развития: словарь на Яндекс-словари

http://slovari.yandex.ru/

 

Психофизиология профессиональной деятельности: словарь

http://www.convert-me.com/ru/

 

Работы и биографии известных психологов на Psyberia.ru

http://psyberia.ru/work/author

 

Словари по психологии

http://www.twirpx.com/files/psychology/dictionaries/

 

Словарь аналитической психологии

http://myslovar.ru/sl17/

 

Словарь гендерных терминов

http://www.owl.ru/gender/index.htm

 

Словарь медицинских терминов

http://5-ka.ru/med/index.html

 

Словарь педагогических терминов

http://www.metromir.ru/voc/pedagogichvoc.php

 

Словарь педагогических терминов

http://vseslova.com/pedagog/

 

Словарь поведенческих определения личностных черт

http://www.ht.ru/on-line/dictionary/tezal.php

 

Словарь по психоанализу (Ж.Лапланш, Ж. -Б.Понталис)

http://vocabulary.ru/dictionary/10

 

Словарь по психологии

http://www.lexicon.org.ua/psychology.html

 

Словарь пороков

http://www.metromir.ru/voc/porok.php?litter=П&mode=by_litter

 

Словарь психологических качеств и свойств

http://www.ht.ru/on-line/dictionary/quality.php

 

Словарь психологических терминов – Глоссарий от А до Я

http://www.aptiv.info/glos.html

 

Словарь сексопатолога

http://www.metromir.ru/voc/sexopatolog.php

 

Словарь-справочник политической психологии

http://vocabulary.ru/dictionary/5

 

Словарь фобий на Psyberia.ru

http://psyberia.ru/work/phobos

 

Судебная патопсихология: термины

http://vocabulary.ru/dictionary/635

 

Толковый психологический словарь

http://www.edudic.ru/psi/

 

Толковый словарь аналитической психологии

http://www.edudic.ru/aps/

 

Толковый словарь психиатрических терминов

http://www.edudic.ru/psh/

 

Толковый сексологический словарь

http://www.deol.ru/manclub/

 

Эволюционная психология: секреты поведения Homo sapiens: глоссарий к книге (Д. Палмер, Л. Палмер)

http://vocabulary.ru/dictionary/

 

Электронный энциклопедический словарь «Психология в лицах»

http://psyche.ru/catalog/

 

Юридическая психология – Словарь терминов

http://uristinfo.net

 

Юридическая психология словарь терминов

http://determiner.ru/dictionary/

 

Большой психологический словарь

http://www.psyhodic.ru/

 

Большой толковый словарь терминов по психиатрии (В. А. Жмурова)

http://zhmurov.com/

 

Возрастная психология: психологический словарь

http://psychology.net.ru/dictionaries/

 

Гиперетекстовый словарь методических терминов по психодиагностике и психометрике

http://www.ht.ru/on-line/dictionary/dictionary.php

 

Глоссарий понятий и терминов современной педагогики, методики и дидактики

http://www.german-ee.ru/interest/108-glossary

 

Глоссарий психологических терминов

http://www.wday.ru/psychologies/glossary/

 

Глоссарий терминов по аддиктологии

http://add.net.ru/dictionary/

 

Клиническая психология: словарь на Яндекс-словари

http://slovari.yandex.ru/

 

Краткий психологический словарь на сайте «Мир психологии»

http://psychology.net.ru/dictionaries/

 

Краткий словарь сексопатологических терминов

http://www.perfekt.ru/dictionaries/

 

Медицинские термины: словарь

http://voc.metromir.ru/voc_med.php

 

Общая психология: словарь на Яндекс-словари

http://slovari.yandex.ru/

 

Психоаналитические термины и понятия

http://5-ka.ru/psihoIII/

 

Психологический словарь

http://www.eso-online.ru/bank_informacii/slovari/psihologicheskij_slovar/

 

Словарь терминов агрессии Д.В. Жмуркова

http://vocabulum.ru/

Содержание

Новейший психологический словарь : более 3000 терминов (Шап...

Шапарь, В. Б.

Словарь содержит более 3 000 терминов, отражающих современное состояние психологической науки. В нем представлен понятийный, методологический и концептуальный аппарат основных отраслей психологии. В словаре значительное внимание уделено терминам психоанализа и других направлений психологии.

Полная информация о книге

  • Вид товара:Книги
  • Рубрика:Психология
  • Целевое назначение:Словари, разговорники
  • ISBN:978-5-222-15421-2
  • Серия:Словари
  • Издательство: Феникс
  • Год издания:2009
  • Количество страниц:806
  • Тираж:3000
  • Формат:60х84/16
  • УДК:159.9(038)
  • Штрихкод:9785222154212
  • Переплет:в пер.
  • Сведения об ответственности:В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь ; под общ. ред. В. Б. Шапаря
  • Код товара:4304478

Словарь психологических терминов и симптомов

11.09.2011

Словарь

Словарь психологических терминов и симптомов

Акцентуация – ярко выраженное своеобразие характера, не доходящее, однако, до степени патологии. В зависимости от преобладания тех или иных черт характера выделяют разные виды акцентуаций.

Амбивалентность – двойственность, одновременное существование у человека противоречащих друг другу тенденций (переживаний, стремлений, представлений и т.п.).

Антисоциальность – отрицательное отношение к социальным нормам, стремление противодействовать им.

Асоциальность – безразличие к правилам, существующим в обществе (социальным нормам), или непонимание этих правил. В отличие от антисоциальности, при этом отсутствует стремление к противодействию нормам.

Аутизация – снижение потребности в общении, ослабление контактов с окружающими.

Вандализм – одна из форм антисоциального поведения: разрушение или повреждение материальных ценностей.

Гедонизм – стремление к удовольствиям как единственная цель в жизни.

Генерализация – распространение какого-либо процесса на самые разные области (сферы).

Гиперкомпенсация – формирование защитных механизмов, внешне противоположных чертам, для компенсации которых они предназначены. Так, гиперкомпенсация заниженной самооценки и неуверенности в себе может достигаться демонстрацией сверхвысокой самооценки и самоуверенности.

Гиперопека – система отношений в семье, при которой ребёнка чрезмерно опекают и контролируют.

Девиантное (отклоняющееся) поведение

– поведение, не соответствующее социальным нормам.

Демонстративность – повышенная потребность во внимании к себе, стремление всегда быть в центре внимания. Детям с высоким уровнем демонстративности свойственно несколько нарочитое ("театрализованное") поведение, любовь к украшениям. Для привлечения внимания могут использоваться самые разные средства: кривлянье, нарочитое нарушение правил поведения, подчёркнуто "идеальное" поведение и даже подчёркнутая застенчивость ("Посмотрите, как я стесняюсь!"). В некоторых случаях повышенная потребность во внимании к себе не находит непосредственных проявлений в поведении (например, эти проявления могут сдерживаться повышенной тревожностью). Применительно к этим случаям принято всё равно употреблять термин "демонстративность", хотя в этом случае он не даёт правильного описания поведенческой картины.

Депрессия – стойкое снижение настроения, неспособность испытывать положительные эмоции. При депрессии резко падает активность. Субдепрессией называют не столь выраженное снижение настроения.

Жизненная сфера – определённая сторона жизни, относительно независимая от других сторон. В качестве отдельных сфер принято выделять семейную, школьную, сферу межличностного общения. Этот перечень часто дополняют и другими сферами. Для личности наиболее важны те сферы, в которых она самореализуется, достигает успеха (сферы поддержки) и, напротив, те сферы, в которых она чувствует себя наименее уверенно (сферы психологической нагрузки).

Импульсивность – склонность к совершению необдуманных действий под влиянием случайных внешних обстоятельств или столь же случайных собственных мыслей и эмоций, отсутствие или недостаточность планирования действий и самоконтроля.

Интровертность – замкнутость, высокая избирательность в общении. Для интроверта затруднено вхождение в новый коллектив, завязывание знакомств. Вместе с тем имеющиеся контакты у интроверта обычно более глубоки и более устойчивы, чем у экстраверта. Большинство людей трудно однозначно отнести к экстравертам или интровертам, и можно говорить лишь о большей или меньшей выраженности у них тех или иных черт.

Инфантилизм – незрелость, "детскость". Понятие инфантилизма относится, по преимуществу, к личностному и эмоциональному развитию. Отставание от возраста в умственном развитии принято характеризовать другими терминами. Особое явление - психофизический инфантилизм, который характеризуется замедленным развитием организма в целом. В его основе лежат физиологические отклонения от обычного темпа созревания.

Когнитивные процессы – см. Познавательные процессы.

Компенсация – психологические механизмы, помогающие преодолеть неблагоприятные особенности собственной психики. В частности, существуют различные механизмы компенсации повышенной тревожности. Они помогают эффективному принятию решений, несмотря на те трудности, которые порождает тревожность.

Конформность – стремление быть "таким, как все", отсутствие собственного мнения и некритичное подчинение мнению большинства.

Критичность – осознание своих трудностей и проблем.

Навык – автоматизированное (привычное) действие или цепочка действий. Обычно человек плохо осознаёт или вовсе не осознаёт, как осуществляется навык (попробуйте описать словами, как вы завязываете шнурки!). Навыки приобретаются в результате обучения и тренировки. Двигательный навык – это целесообразное движение или последовательность движений. Умственный навык – автоматизированное умственное действие. Навыки общения – привычные способы установления и поддержания контакта с другими людьми.

Нарушения внимания – симптом, возникающий при многих видах психологических и неврологических нарушений. Они появляются при астении (нервном истощении), органическом поражении мозга, эмоциональных расстройствах (в частности, повышении тревоги). Одно из самых частых нарушений – неустойчивость внимания, проявляющаяся в частых отвлечениях от основной деятельности, перескакивании с одного занятия на другое.

Негативизм – противодействие требованиям. В периоды возрастных кризисов это способ утвердить свою самостоятельность, "взрослость". Кроме того, негативизм может выступать как протестная реакция против несправедливого, по мнению человека, отношения к нему, чрезмерных требований или неправильного устройства мира. В некоторых случаях негативизм служит средством привлечь внимание к себе и к своим проблемам (негативное самопредъявление).

Перфекционизм – стремление делать всё на высшем уровне, определяемое или очень высоким уровнем притязаний, или чрезмерным чувством ответственности. Часто, доводя до совершенства какую-то часть работы, перфекционист не успевает вовремя закончить всю работу. Из-за неоправданной траты сил и времени на мелочи главное нередко упускается.

Познавательные (когнитивные) процессы – психические процессы, направленные на познание окружающего мира. К познавательным процессам принято относить восприятие, ощущение, мышление, воображение, память, внимание.

Проекция – приписывание своих представлений, переживаний и стремлений другим людям, каким-либо персонажам и даже неодушевлённым объектам. Использование принципа проекции лежит в основе многих личностных тестов.

Психосоматические заболевания – телесные (соматические) заболевания, вызванные психологическими причинами.

Резонёрство – склонность к рассуждениям, морализированию, подробному рассказу о своих реальных или предполагаемых действиях. В тех случаях, когда такие рассказы явно преобладают над самими действиями, говорят о вербализме. Резонёрство характерно для тревожных людей, для которых принятие решений и практические действия затруднены различными опасениями.

Релаксация – расслабление. На мышечной релаксации (расслаблении мышц) основаны многие психологические техники, ведущие далее к эмоциональной релаксации (успокоению), обеспечивающие восстановление энергии при психологическом истощении и т. п.

Ригидность – см. Эмоциональная ригидность.

Самоконтроль – сознательное управление своим поведением. При высоком уровне самоконтроля ребёнок действует целенаправленно, доводит работу до конца, не отвлекаясь на случайные раздражители. Самоконтроль требует хорошо развитой функции планирования, то есть умения заранее наметить основные этапы работы.

Сенсомоторные нарушения – нарушения образного мышления, затруднения в зрительной регуляции действий. В частности, часто страдает координация глаз-рука (зрительная регуляция мелкой моторики).

Соматические заболевания – телесные (не нервные и не психические) заболевания.

Социализированность – хорошее владение социальными нормами, адекватность поведения ситуации. Снижение социализированности возникает как вследствие психических нарушений (психопатия, аутизм и пр.), так и в результате неправильного воспитания. В частности, для нормальной социализации необходимы достаточно тёплые, эмоционально насыщенные отношения маленького ребёнка с близким взрослым (обычно в этой функции выступает мать). При высокой социализированности характерно умение легко устанавливать контакты с людьми, избегать конфликтов. Однако чрезмерно выраженная склонность к избеганию конфликтов часто служит показателем гиперкомпенсации недостаточной исходной социализированности (гиперсоциальность).

Способности – психологические качества, обеспечивающие успешность деятельности. Общие способности важны для самых разных видов деятельности (таковы способность к логическому мышлению, память, хорошая концентрация внимания и т.п.). Специальные способности важны лишь для определённых видов деятельности (например, существуют математические, музыкальные, художественные, языковые специальные способности).

Стресс – состояние активизации, возникающее при необходимости адаптироваться к изменению ситуации. В развитии стресса выделяют три стадии. На первой из них происходит перестройка, направленная на мобилизацию ресурсов организма. Основное психологическое проявление этой стадии стрессового состояния – повышение тревоги, то есть готовности к реакции на возможную угрозу. На второй стадии достигается максимальная сопротивляемость неблагоприятным условиям. На третьей стадии наступает истощение, сопротивляемость падает, повышается вероятность развития различных заболеваний. Люди различаются по степени устойчивости к стрессу: один и тот же фактор может вызывать стресс у одного человека (то есть являться для него стрессором) и не вызывать его у другого. Степень устойчивости к стрессу определяет также соотношение разных стадий стресса по длительности и интенсивности (у одного человека первая стадия длится долго и повышение тревоги очень велико, у другого как продолжительность, так и выраженность этой стадии значительно меньше; у одного быстро наступает истощение, у другого долго продолжается состояние максимальной сопротивляемости).

Субдепрессия – см. Депрессия.

Тест – набор заданий, выполнение которых позволяет оценить психологические особенности человека.

Тревога – ощущение угрозы, ожидание неопределённой опасности. Уровень тревоги повышается в состоянии стресса, то есть нагрузки из-за необходимости приспособления к неблагоприятным или резко меняющимся условиям (ситуативное повышение тревоги). В этом случае тревога играет положительную роль: она мобилизует психологические резервы для преодоления стресса. Состояние тревоги может продолжаться очень долго вследствие хронически неблагоприятной ситуации или из-за определённых личностных особенностей. В этих случаях наступает истощение, нарушается нормальная деятельность. Острая тревога может приводить к распаду целенаправленной деятельности и паническому поведению.

Тревожность – личностная особенность, состоящая в особо лёгком возникновении состояния тревоги. Ситуация, которая человеком с низкой тревожностью воспринимается как вполне рядовая, при высокой тревожности вызывает стресс. При высокой тревожности для человека характерны постоянные опасения, часты страхи. Боясь ошибиться, такой человек постоянно пытается контролировать себя ("тревожный гиперконтроль"), что нарушает нормальное осуществление автоматизированных действий.

Уровень притязаний – это та степень успешности, на которую человек претендует. Один и тот же результат воспринимается как успех или неудача в зависимости от того, как он соотносится с уровнем притязаний (ученик с высоким уровнем притязаний считает четвёрку неудачей, а с низким – рассматривает тройку как большой успех). При завышенном уровне притязаний человек ставит перед собой недостижимые задачи, при заниженном – чрезмерно лёгкие. Наиболее неблагоприятно сочетание высокого уровня притязаний со сниженной самооценкой: ребёнок считает недостойным выполнить работу недостаточно хорошо, но полагает себя неспособным выполнить её на должном уровне. В итоге он вообще ничего не делает.

Фобия (навязчивый страх) – боязнь каких-либо ситуаций, не представляющих непосредственной угрозы: закрытых помещений, открытых пространств, высоты, глубины и проч. Фобии легко возникают при сочетании высокой тревожности (склонности к опасениям, беспокойству) с депрессивными тенденциями (пессимистическим взглядом на мир, склонностью к снижению настроения).

Фрустрация – состояние неудовлетворенности значимой потребности.

Экстравертность – общительность, склонность к широким контактам. Экстравертная личность сравнительно мало избирательна в контактах, их количество имеет для неё большее значение, чем глубина. Экстраверт легко входит в новый коллектив, заводит новых друзей. Экстравертность – качество, противоположное интровертности.

Эмотивность – см. Эмоциональная лабильность.

Эмоциональная лабильность (эмотивность) – лёгкая смена настроений, кратковременность и неустойчивость переживаний. При высокой эмоциональной лабильности яркие переживания могут возникать по малозначимому поводу и проходить без всякой видимой причины. Чем младше ребёнок, тем у него, вообще говоря, выше эмоциональная лабильность, однако из этого правила есть исключение: для подростков характерна более высокая лабильность, чем для младших школьников. Для взрослого человека высокая эмоциональная лабильность - признак инфантильности.

Эмоциональная напряжённость – состояние повышенной готовности к действию, сопровождаемое ощущением, что необходимо что-то делать, но неясно, что именно. Эмоциональная напряжённость возникает при необходимости приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации или в результате длительного пребывания в неблагоприятной ситуации, которую не удается изменить. Если эмоциональная напряжённость продолжается слишком долго, то возникает истощение и возможны различные срывы: бросание предметов, слёзы, крик и т.п. В состоянии эмоциональной напряжённости легко возникают ссоры и конфликты. Особо высокая эмоциональная напряжённость, не имеющая видимых причин, иногда служит признаком начинающегося психического заболевания.

Эмоциональная ригидность ("вязкость", ригидность аффекта) – склонность подолгу застревать на каких-либо переживаниях, особенно – неприятных. Изменение ситуации часто не приводит к соответствующему изменению настроения и переживаний. При эмоциональной ригидности легко возникает злопамятность и мстительность. Решения, принимаемые эмоционально ригидным человеком, в большей мере определяются его прошлым опытом, чем сиюминутной ситуацией. Обычно эмоциональная ригидность сочетается с ригидностью в деятельности, то есть трудностью переключения с одной деятельности на другую, тенденцией к длительному осуществлению однотипных действий.


Большой психологический словарь - Search RSL


Поиск по определенным полям

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND.
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. 4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.
Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Большой психологический словарь «Persev»

В нача́ле бы́ло Сло́во...    

Большой психологический словарь

«Точное логическое определение понятий - условие истинного знания!»
Хороший психологический словарь – это основа как теоретических исследований, так и для практической работы.

Психологический словарь - это пособие для работы как специалиста психолога, так и проходящего обучение студента. Он помогает разобраться в терминологическом изобилии, познакомиться с новым для себя обозначением какого-либо понятия или же восстановить в памяти подзабытый психологический термин, с которым нередко приходится встречаться в текущей работе, учебе.

Для удобства пользователей все определения в психологическом словаре расположены в алфавитном порядке.

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

A  B  C  D  E  F  G  H  I  J  K  L  M  N  P  Q  R  S  T  U  V  W  X  Y  Z

Психологический словарь - справочник онлайн позволяет расширить свой кругозор или укрепиться в ранее усвоенных знаниях быстро, не теряя время на поиск нужного термина путем выискивания его в учебных руководствах или объемистых, иногда и многотомных, научных трудах.

Большой психологический словарь онлайн создан на базе словарей:

  • Большой психологический словарь под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.
  • Психологический словарь А.В. Петровского М.Г. Ярошевского.
  • Словарь психиатрических терминов В.М. Блейхер, И.В. Крук Неврология.
  • Полный толковый словарь Никифоров А.С.
  • Оксфордский толковый словарь по психологии А.С. Ребера.

В словаре представлены толкования психологических, психиатрических терминов и понятий, наиболее часто употребляемых в современной психологической литературе, а также в смежных науках и областях знаний (психотерапии, неврологии, психологии, философии и др.). Приведено лаконичное, но достаточно полное смысловое значение каждого психологического термина. Введена система перекрестных ссылок, поэтому появилась возможность найти значительно быстрее нужный психологический термин.

Словарь по психологии может быть полезен как студентам, так и преподавателям факультетов психологии вузов, а также всем, кто интересуется психологией.

Чтобы найти нужный термин в психологическом словаре воспользуйтесь: глоссарий терминов, таблица и-или расширенным поиском.

Dictionary of Psychology Terms and Definitions Related to Psychology.

Редакция будет благодарна читателям за отзывы и пожелания, которые помогут ей в дальнейшей работе над психологическим словарем онлайн.

Психологический словарь - настольная книга Психолога.

Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии — Алфавитный каталог — Электронная библиотека Руниверс

Важнейшее энциклопедическое издание, не утратившее актуальности и в наши дни. Словарь составлен Э.Л. Радловым, автором более сотни статей по философии для Энциклопедического словаря Брокгауза – Ефрона, философский раздел которого они редактировали совместно с В. С. Соловьевым. В России первый философский словарь – "Объявления слов, которые в философской материи по необходимости приняты" (всего на одной странице) Г. Н. Теплов поместил в своём труде – "Знания, касающиеся вообще до философии для пользы тех, которые о сей материи чужестранных книг читать не могут" (книга 1, СПБ. 1751, с. [14]). Более обширный и также внутрикнижный "Опыт философского словаря" опубликовал А. И. Галич во 2-й книге своей "Истории философских систем" (СПБ, 1819, с. 300–340). Первый отдельный и наиболее значительный "Философский лексикон" (т. 1–4, К., 1857–73) был создан С. С. Гогоцким; ему же принадлежит "Философский словарь, или Краткое объяснение философских и других научных выражений, встречающихся в истории философии" (К., 1876). В 1904 г. издательство Брокгауза – Ефрона выпустило "Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии", под ред. Э. Л. Радлова (в. 1–2, СПБ, 1904). 

О составителе

Эрнест Леопольдович Радлов (20 ноября 1854, Санкт-Петербург — 28 декабря 1928, Ленинград) — российский историк философии, филолог и переводчик.

Сын педагога и этнографа Л. Ф. Радлова. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, слушал лекции в Берлинском и Лейпцигском университетах. Читал курсы лекций по истории философии, логике и психологии в ряде учебных заведений Санкт-Петербурга. Публиковался во многих отечественных и зарубежных философских журналах. На протяжении многих лет (1880—1899 и 1916—1927) работал в Императорской публичной библиотеке, прошёл путь от помощника библиотекаря до заведующего философским отделением, в 1917—1924 — директор библиотеки. Состоял членом учёного комитета при Министерстве народного просвещения и сперва помощником редактора, а с 1899 редактором «Журнала министерства народного просвещения». В 1920 был избран членом-корреспондентом Академии наук.

В 1887 г. перевёл на русский язык «Этику» Аристотеля. Под его редакцией были опубликованы по-русски «Феноменология духа» Гегеля, сочинения Фихте, Мальбранша и других.

Совместно с Владимиром Соловьёвым редактировал философскую часть словаря Брокгауза и Ефрона, написал более ста словарных статей по философии

18 терминов из психологии, которые стоит знать, чтобы блеснуть умом в разговоре

Ежедневно нас окружает множество людей, взаимодействуя с которыми мы замечаем определенные черты их характера, модели поведения. Задумывались ли вы о том, почему некоторые личности ведут себя очень странно, а некоторые, наоборот, проявляют себя самым достойным образом? Всему этому есть объяснение в психологии.

Редакция AdMe.ru подробнее рассмотрела некоторые психологические термины и постаралась объяснить их значение простыми словами.

1. Алекситимия

Дословно с древнегреческого термин переводится как «без слов для чувств». Иными словами, это состояние, при котором человек не может словесно выразить переживаемые эмоции.

2. Конгруэнтность

Если человек способен точно озвучить и выразить свои реальные ощущения и эмоции, которые он испытывает, то его можно назвать конгруэнтным. Другими словами, это соответствие ощущений и переживаний словам, жестам, мимике.

3. Аффектация

Под данным термином понимается проявление какого-либо чувства или настроения в преувеличенной форме. Для такого поведения характерны чрезмерная пафосность речи, неестественные и показные жесты.

4. Ригидность

Ригидностью называют неспособность человека поменять свои устои и привычки, даже когда этому потворствует ситуация. Например, ригидные люди отказываются поменять свою точку зрения, если узнают новые факты, которые доказывают, что она неверна.

5. Гиперкомпенсация

Стремление личности исправить свои физические или психические недостатки, которые могут быть как реальными, так и надуманными. При этом ресурсы, затраченные на преодоление несовершенств, значительно больше, чем требуется от человека в данных условиях.

6. Конформность

Под влиянием одного или нескольких людей и общества в целом человек склонен изменить свое первоначальное мнение или поведение. Это и есть конформность.

7. Инсайт

Это состояние, когда человек неожиданно находит решение проблемы. Главной особенностью инсайта является именно внезапное озарение. Так, человек, отойдя от анализа ситуации, раздумий и занимаясь посторонними делами, неожиданно понимает, как решить проблему.

8. Локус контроля

Под данным термином понимается приписывание своих успехов и неудач в жизни внешним факторам или собственным способностям. Так, человек либо все сваливает на обстоятельства извне, либо возлагает ответственность на себя.

9. Катарсис

Эффект после пережитых чувств, когда происходит эмоциональная разрядка, уходит напряжение. По сути это душевное облегчение после выплескивания эмоций. Например, человек страдал, испытывал злость по какой-либо причине, а после того, как он проплакался, негатив ушел, возникло желание простить. Это и есть катарсис.

10. Обсессия

Это состояние, при котором у человека спонтанно возникают навязчивые мысли и идеи, сложно поддающиеся контролю.

11. Аффилиация

Под этим термином понимается простая человеческая потребность в общении, дружбе, в обществе других людей.

12. Эффект Барнума

Второе название — эффект Форера. Смысл заключается в том, что человек склонен размытые и обобщенные описания личности воспринимать как полностью достоверные, которые касаются конкретно его. Яркий пример — люди, верящие в гороскопы.

13. Фаббинг

Новое, но, пожалуй, одно из самых частых явлений современного общества. Фаббинг — злоупотребление гаджетами, проявляющееся в постоянном отвлечении на свой девайс в процессе разговора с собеседником.

14. Эффект Розенталя

Он же эффект Пигмалиона. Данный феномен основан на 2 принципах. Первый заключается в том, что люди на подсознательном уровне ведут себя так, как от них ожидают. Второй принцип состоит в том, что человек, уверенный в чем-либо, истолковывает происходящее так, чтобы это подтверждало его убеждения.

К примеру, начальство, считающее своих работников бездельниками и неумехами и первоначально настроенное на негативные результаты, получает именно таких подчиненных.

15. Автаркия

Состояние, при котором человек ощущает внутреннюю достаточность, душевное удовлетворение.

16. Ассертивность

Очень важное в современном мире свойство личности, подразумевающее уверенное и достойное поведение при отстаивании своих интересов без ущемления при этом прав других людей. Например, человеку по телефону предлагают услугу, в которой он не нуждается. Неправильным будет ответ с оскорблением или грубостью: «Отстаньте! Мне некогда!» Ассертивным: «Спасибо за предложение. Мне это не нужно».

Какие из этих терминов вам были известны? Если есть аналогичные примеры, делитесь в комментариях.

Иллюстратор Natalia Tylosova специально для AdMe.ru

Психологический словарь APA

Знаменитый психологический словарь, одновременно эрудированный и доступный.

Психология - это беспокойная дисциплина, в которой терминология становится все более тонкой, отражая эволюционирующее понимание науки о состоянии человека. Если вам нужно определение синдрома Ластения де Фержоля, феномена Поецля, неоассоциационистской теории, бутирилхолинэстеразы или тысяч других психологических терминов, не ищите дальше.Это авторитетный справочник, содержащий более 25 000 терминов, описанных на языке, который оценят как практики, так и широкая публика за его ясность. Редакторы предлагают краткие объяснения концепций, процессов и методов лечения в поведенческой психологии, социальной и когнитивной психологии, неврологии, сексуальных расстройствах и психофармакологии. Они вводят новые термины, а также альтернативные термины и иностранные эквиваленты. Хотя в конце тома содержится всего лишь несколько страниц, приложения, которые охватывают учреждения и организации в этой области, набор психологических тестов и инструментов оценки, а также список психотерапевтических и психотерапевтических подходов, делают работу намного более сложной. познавательный.Как и в любом первоклассном словаре, читатели будут предупреждены о неправильных формах, смысловых числах, перекрестных ссылках, скрытых записях, синонимах, этимологиях и производных словах. Несмотря на свой объем, словарь удобен для пользователя, с красивым типографским оформлением, приятными глазу шрифтами и приемлемым количеством белого пространства вокруг статей. Редакторы признают, что это была «потрясающая задача - включить как можно больше точек зрения в как можно более единообразную форму и стиль». Они справились с этой задачей с элегантностью и апломбом.

В науке, которая не отличалась ясностью терминов, этот лексикон не только приветствуется, но и бесценен.

—Kirkus Discoveries

Объем этого тома на несколько сотен страниц больше, чем у других современных словарей психологии, он охватывает широкий круг вопросов в рамках области психологии и связанных с ними терминов из антропологии, компьютерного программирования, медицины, молекулярной и популяционной биологии, фармакологии, физики, социальных услуг и т. Д. статистика и многое другое.Определения краткие, понятные и предназначены для информирования, не вводя читателей в заблуждение. Фактически, он может служить ряду дисциплин из-за междисциплинарного характера его содержания… Это недорогая работа, большая широта и глубина, которая станет прекрасным дополнением для академических и крупных публичных библиотек.

—Список книг

Прочтите обзоры на это издание в базе данных PsycCRITIQUES ®
Вы можете посмотреть (PDF, 29 КБ)