Собчик смил интерпретация – Интерпретация СМИЛ

Интерпретация СМИЛ — Страница 2 из 2

Целостная оценка профиля

Зная личностные особенности и характеристики состояний, которые определяются отдельными шкалами, а также учитывая их влияние друг на друга можно перейти к целостной оценке профиля. В первую очередь профиль должен рассматриваться через призму установки обследуемого на процедуру тестирования которая выявляется соотношением шкал достоверности и высотой их показателей.

Должны настораживать сглаженные профили, в которых контрастирующие по их содержательной стороне шкалы оказываются почти на одинаковом уровне, а показатели шкалы К или L достаточно высоки. При высоком F высота профиля может быть связана с разными причинами, приведенными ранее однако в любом случае профиль будет заострен и завышен, что необходимо принимать во внимание при интерпретации.

При повышении в пределах нормативного разброса 1-й и 3-й шкал с относительно низкой 2-й и без значимого повышения профиля по другим шкалам следует обратить внимание на показатели L и К. Если они повышены (выше 60 Т. или более чем на 7 Т выше шкалы F), то скорее всего речь идет о тенденции испытуемого «показать себя в лучшем свете», о стремлении к отрицанию каких-либо трудностей и проблем, об установке на улучшение результатов, о попытке дать «сверхнормальные» ответы и подчеркнуть свое дружелюбие, конформность, альтруизм, в то время как на самом деле это может быть лишь фасадом, за которым скрываются различные проблемы и иной характер У таких испытуемых иногда и по шкале «?» может оказаться достаточно высокий показатель. Интерпретация такого профиля сводиться к констатации наличия установки на соответствие нормативности, профиль (особенно если он по четырем — пяти шкалам утоплен) расценивается как «гипернормальный». Обследование стоит повторить.

В достоверном профиле интерпретация проводится согласно общим правилам, при этом характеристика 3-й шкалы поглощает свойства 1-й. так как эмоциональная яркость ее признаков нивелирует сдержанность, отражаемую 1-й шкалой. Лишь преобладание 1-й над 3-й на 5 Т и более дает основание ориентироваться на интерпретацию 1-й шкалы.

Сочетание 1-й с повышенными (или высокими) 2-й, 6-й. 7-й, 8-й и 0-й при низкой 9-й отражает проблему подавленной враждебности и характерно для так называемого «язвенного типа личности» отличающегося педантизмом, догматическим стилем мышления, повышенной раздражительностью, дистантностью, требовательностью как к себе, так и к другим в вопросах морали, долга, ответственности. При высокой исполнительности, принципиальности и честности в работе, они проявляют мелочный деспотизм в контактах узкого круга, скрытны, неловки и скованы в общении, тон высказываний назидательный, внешняя жесткость сочетается с внутренне ощущаемым напряжением и ранимостью по отношению к средовым воздействиям.

Высокие показатели 2-й шкалы, сочетающиеся со значительным повышением 1-й и 3-й, которые находятся в соподчиненной по отношению к 2-й шкале позиции, а также повышенными 7-й и 8-й при пониженной 9-й, свидетельствуют о выраженном эмоциональном дискомфорте, трудностях адаптации хронического характера и чаще всего бывают связаны с невротическим развитием. Внешне поведение таких людей не бросается в глаза как отклоняющееся от нормы, но внутренняя дисгармония сказывается в постоянно ощущаемом индивидом напряжении, сниженном настроении с неуверенностью в себе, чувством несчастливости, заниженной самооценкой, преобладанием мотивации избегания неуспеха, низкой мотивацией достижения. 5-я шкала по-разному влияет на тип реагирования в мужских и женских профилях, а 8-я приобретает разные значения в зависимости от остальных показателей профиля.

Успешность социальной адаптации — это хорошо сбалансированное соотношение между эгоцентрическими потребностями человека и требованиями социальной среды. Абсолютно уравновешенная, гармоничная личность отличается полной сбалансированностью умеренно выраженной тенденции к самореализации с хорошим самоконтролем, обеспечивающим полное соблюдение нормативных требований среды. Чем больше выражен характер и индивидуальность человека, тем большая нагрузка выпадает на функцию контролирующих систем, сохраняющих баланс. Это — основное отличие между конкордантной и дискордантной личностью: у последней внешние атрибуты нормативного поведения скрывают внутреннюю напряженность.

Цена, которую «платит» личность за соответствие требованиям социума, может быть достаточно высокой.

Если «Я» индивида разрушается давлением социума и не происходит самореализация личности (не удовлетворяются потребности, не реализуются способности), то происходит невротизация, отражающаяся в профиле преобладанием гипотимных, тормозимых черт. Если же баланс нарушается в связи с ослабленным самоконтролем в сторону спонтанной самореализации, то столкновение интересов самоутверждающейся личности с требованиями социума находит свое отражение в поведенческих реакциях, проявляющихся в профиле преобладанием гипертимных признаков. Цена этого дисбаланса в основном оплачивается трудностями социума. Если и тот и другой механизмы удержания баланса задействованы одновременно, то мы наблюдаем реализацию психосоматического механизма, проявляющегося физическими расстройствами разного рода.

Для удобства целостной интерпретации профиля шкалы методики следует сгруппировать таким образом, чтобы по ведущим пикам можно было определить сперва обобщенно основной тип реагирования, а затем уже на основании значений шкал выявлять индивидуально-личностные особенности и уровень адаптированности обследуемого. 2-я, 7-я и 0-я шкалы отражают свойства гипостенического типа реагирования и свидетельствуют о преобладании тормозимых черт характера. Если в профиле эти шкалы значимо превалируют над другими, то выявляется конформность, социальная податливость, нормативность личности, отказ от самореализации. В любом профиле, отражающем реакцию личности на психотравмирующую ситуацию, конфигурация с ведущими шкалами гипостенического регистра выявляет невротический вариант дезадаптации или декомпенсацию личности в сторону усиления тормозимых реакций. 4-я, 6-я и 9-я шкалы формируют стенический тип реагирования и позволяют описывать личность в характеристиках активности, силы, преобладания возбудимых черт. Умеренное повышение этих шкал в профиле свидетельствует о выраженной тенденции к самореализации и о противодействии средовому влиянию. Если высота профиля говорит о нарушении адаптации, то вариант дезадаптации, соответствующий данному типу реагирования, проявляется поведенческими реакциями асоциальной или антисоциальной направленности. Это может быть конфликтное поведение, неконформность, авторитарность и стремление к доминированию, повышенное чувство независимости и отталкивание от навязываемых авторитетов (в том числе проблемы пубертатного периода). Высокие показатели гиперстенического профиля могут также отражать проблему алкоголизации, наркомании, делинквентного поведения.

Сочетание разнонаправленных тенденций, т.е. показателей как гипотак и гиперстенических свойств, выявляет смешанный тип реагирования, при котором высокая потребность самореализации сочетается со столь же высоким самоконтролем и тенденцией к оттормаживанию, сдерживанию поведенческих реакций. В этом случае оказываются перекрытыми каналы как невротического, так и поведенческого отреагирования, что сказывается на общем перенапряжении и проявляется соматизацией внутреннего конфликта, т.е. психосоматическим вариантом дезадаптации, мишенью которого окажется наиболее слабое звено той или иной функциональной системы организма человека.

Показатели 1-й и 3-й шкал уже несут в себе характеристики смешанного типа реагирования, независимо от остальной структуры профиля, так как отражают проблему подавленной враждебности. Их присутствие в профиле как правило выявляет смешанный тип реагирования, а другие показатели профиля — лишь дополнительная информация. Определив надежность полученных данных и тот ракурс, который позволяет через призму выявленных у испытуемого установок рассматривать сам профиль, после того, как выявлен общий тип реагирования, следует обратить внимание на степень адаптированности личности. Утопленный профиль может быть результатом неискренности ответов (об этом скажут шкалы достоверности), но может также свидетельствовать об определенной гипоэмотивности испытуемого, о вялости его реакций, о сниженном уровне мотивации достижения, о суженном диапазоне интересов.

Нормальная, гармоничная личность может проявляться показателями линейного профиля, в котором все свойства уравновешены и ни одно из них не выражено более ярко, чем остальные. Но уравновешенность может проявляться и сбалансированностью разнонаправленных тенденций при повышенных показателях, что создает почву для определенной напряженности внутренне противоречивого личностного паттерна; однако внешне усилия, ценою которых личность достигает самокомпенсации, могут быть незаметны или проявляться крайне редко Поэтому в профиле который находится на верхней границе нормы или слегка его превышает, выявляется пограничное между нормой и патологией состояние — будь это повседневные трудности акцентуированной личности или заострение личностных особенностей в объективно сложной ситуации.

Понимание стоящих за этими показателями проблем должно опираться на соотношение шкал, выявляющих гипостенический, стенический или смешанный тип реагирования, на характеристики разных шкал и их взаимное влияние друг на друга, усиливающее или ослабляющее стоящие за ними тенденции. В высоко расположенном профиле при интерпретации нас интересуют в первую очередь пики, выносящие контур профиля за пределы нормы. Они определяют состояние испытуемого и показывают уровень личностной дезинтеграции, выявляя структуру ведущего синдрома, степень выраженности эмоционального напряжения, аффективной насыщенности переживаний обследуемого Чем более выражены пики и чем меньше сопутствующие подъемы шкал, отражающих противоположные данному пику тенденции, тем больше оснований говорить об устоявшейся структуре отношения испытуемого к сложившейся ситуации, о хронически протекающей психической дезадаптации, а также о дефиците компенсаторных ресурсов личности. Напротив плавающий профиль, в котором большинство шкал расположено выше верхней границы нормы, свидетельствует о состоянии общего стресса в котором задействованы различные защитные механизмы и напряжены множественные компенсаторные функции психической деятельности. направленные на нивелировку дезадаптации И хотя при этом психическая напряженность увеличивается, прогностически такой профиль более перспективен в плане нормализации состояния, особенно если речь идет о психогенных пограничных расстройствах.

В то же время умеренно повышенные профили (65-75 Т), сочетающие в себе разнообразие шкал. отражающих выраженность разнонаправленных тенденций, могут быть результатом невротического (если преобладают шкалы гипостенического регистра) или патохарактерологического (если превалируют стенические признаки) развития. При этом сопутствующие ведущим пикам повышения являются отражением компенсаторной напряженности вторичных защитных механизмов. Все эти нюансы становятся интересными для тех специалистов, которые уже имеют опыт работы с данной методикой.

Интерпретация полученных данных в известной степени подлежит обсуждению с испытуемым или теми лицами, от которых зависит судьба обследованных При этом необходимо помнить, что любая на первый взгляд лестная характеристика, также как иные излишне суровые эпитеты, представляют собой достаточно одностороннюю интерпретацию того или иного феномена Каждое личностное свойство диалектично и имеет как «лицевую» так и «обратную сторону медали». Характеристики, выявляемые той или иной шкалой, несут в себе разную смысловую нагрузку и по-разному могут рассматриваться в контексте личностных и общественных отношений, в сфере профессиональной деятельности. Упрямство и педантизм одновременно несут в себе такие позитивные качества, как устойчивость интересов и соревновательность: повышенная тревожность наряду с робостью в принятии решений проявляется совестливостью и эмпатийностью в отношениях с окружающими, и т д.

В связи с этим при интерпретации следует обратить особое внимание на то. чтобы описание профиля не носило характера отзыва о плохих и хороших качествах индивида и не повредило человеку в глазах окружающих, а также не снизило его самооценку, поскольку позитивная самооценка является одним из непременных условий нормального существования личности: тем более это условие должно соблюдаться в контактах психолога с обследуемым, какую бы форму эти контакты ни принимали.

Человек никогда не бывает плох или хорош в зависимости лишь от того, какой у него тип нервной деятельности — сильный или слабый, или от того, какой у него стиль когнитивной или поведенческой активности — холистический. коммуникабельный, или формально-логический, интровертный. Люди просто — разные, а плох человек или хорош — это категория ситуативной оценки его действий окружающими и целиком зависит от морально-нравственных установок социума, сложившихся культурно-исторических ценностей конкретной группы населения Вне этих условий человек такой, какой есть и у него (за исключением грубой патологии) нет намерений творить зло другим людям Если он это делает, то, чаще всего, защищая свои интересы, чем и оправдывает свои «плохие» поступки и высказывания, болезненно и негативно воспринимая критику в свой адрес. Чем эгоистичнее поступает человек, тем чаще и сильнее он рискует ущемить интересы других людей.

Невольно вспоминаются строки из дневника юной Анны Франк, трагичность жизни которой трудно преувеличить: «Несмотря ни на что, я все-таки верю что люди в глубине души действительно добры». Нередко стеничность перерастающая в агрессию и проявляющаяся в жестких поступках или высказываниях, является проявлением гиперкомпенсаторных реакций по-своему несчастливого человека. При этом люди редко задумываются над тем, что их жесткость зачастую может проявляться в отношении ни в чем не повинных людей как неотреагированная защитная реакция на обиду, исходящую из совсем другого источника. Следует всегда иметь в виду, что у каждого «плохого» человека внутренняя картина собственного «Я» — позитивная, а своим плохим поступкам он всегда находит оправдание. Если же картина «Я» сводится к образу «плохого» или никчемного человека, то такие переживания могут привести к аутоагрессии. то есть, к суицидальным тенденциям. Для плодотворного сотрудничества с обследуемыми (а именно это необходимо психологу, для того, чтобы его работа приносила позитивные результаты и профессиональное удовлетворение) в процессе обсуждения полученных результатов нужно соблюдать следующее непреложное правило: необходимо сохранять достаточно высокую самооценку человека, так как это непременное условие его нормального существования. Так утверждал известный всему миру гуманнейший психотерапевт Карл Роджерс. Это подтверждается и накопленным в отечественной психологии опытом. При этом следует помнить, что завышенная, но неустойчивая самооценка импульсивных, возбудимых акцентуантов или психопатических личностей также подчиняется этому правилу, так как за этим часто скрывается неуверенность в себе и неумелая попытка скрыть собственные комплексы, а агрессивность носит гиперкомпенсаторный характер.

Этика психологического исследования предусматривает, что полученные данные должны служить интересам обследуемого человека и не приносить ему вреда. В противном случае, доверие, проявленное обследованным лицом по отношению к психологу, будет неоправданно или полностью подорвано, а сама психология в глазах людей дискредитирована.

Психодиагностика — тонкое и обоюдоострое оружие, она многое может — потому и необходима, но потому же и опасна. Только тот, кто ответственно относится к непрерывному повышению своего профессионального мастерства, строг и требователен к себе и другим при выборе не только инструмента тестирования, но и средств реализации его эффекта, способен понастоящему помочь людям и удостоиться чести носить имя «инженера человеческих душ» от науки.

При самой искусной интерпретации следует помнить, что, помимо сопутствующих любому исследованию 10% недостоверных профилей, в которых мотивационные искажения определяются шкалами достоверности, как правило, встречаются не менее 2% формально достоверных, но, благодаря хитроумию обследованных, недостаточно искренних или надуманных профилей, звучащих в известном смысле диссонансом по отношению к данным других психологических методик и наблюдаемой объективной реальности. Такие профили могут встречаться при обследовании лиц с достаточно высоким интеллектом в ситуации, когда результаты тестирования могут иметь особую значимость для их дальнейшей судьбы.

Сочетание объективно имеющихся проблем с симулятивными тенденциями (сюрсимуляция, т.е. тенденция к симуляции у настоящего больного, который при этом себя таковым не считает) проявляется такими контурами профиля, в которых можно усмотреть нарушение закономерностей декларируемой патологии. Так, реально переживаемое состояние психогенного стресса, отраженное в профиле в виде признаков, соответствующих по остроте характеристикам эмоционально сохранной личности, при попытке симулировать шизофрению может переплетаться с искусственно вкрапленными показателями эмоциональной холодности, аутичности.

Учитывая характер требования вербальных методик, следует всегда помнить о том, что они могут спровоцировать у испытуемого достаточно изощренную защитную реакцию на процедуру обследования. Поэтому, опираясь на данные только методики СМИЛ (или другого варианта ММРI) не следует рассчитывать на достоверность выше 75%. Надежность психологического тестирования повышается, если используется батарея тестовых методик. Особенно эффективно использование вербальных методик в сочетании с невербальными. Не все из них являются достаточно формализованными и стандартизированными методами, но психологическое исследование всегда было и останется в известной степени искусством, а методика — всего лишь инструмент, который только в умелых руках способствует раскрытию образа личности. В то же время, строгая стандартизация, увеличивая надежность метода, одновременно уменьшает зону исследовательского поиска, оставляя за рамками эксперимента значительное количество вариаций личностных паттернов, не вошедших в структуру математической модели методики. Прекрасным дополнением к тесту СМИЛ, в основном раскрывающим внутреннюю картину индивидуального «Я», являются: метод портретных выборов МПВ, основанный на модификации теста восьми влечений Сонди, метод цветовых выборов МЦВ (адаптированный восьмицветовой тест Люшера), а также рисованный апперцептивный тематический тест РАТ (модификация Тематического апперцептивного теста Мюррея).

Наименее устойчивы индивидуально-личностные характеристики детей и подростков. Недостаточно контролируемы в силу избыточной эмотивности некоторые особенности, отражающие амбициозность и самонадеянность у 16 — 20-летней молодежи. Поэтому данные методики СМИЛ, обрисовывающие достаточно объективную картину осознаваемого «Я» человека, необходимо сопоставлять с тем, что обнаружат невербальные тесты, направленные на выявление неосознаваемых тенденций. Однако, получив такой многосторонний портрет индивидуально-личностных свойств, вправе ли мы считать полностью изученной сложную структуру того, что в целом мы называем словом личность? В этот момент становится как никогда актуальным тот аспект психической индивидуальности, который напрямую связан с усвоенным социально-историческим опытом своего этноса, своего социального окружения и тех морально-нравственных критериев, которые являются основой любого конкретного сообщества. При индивидуально обусловленном тропизме к тем или иным видам деятельности, к определенным ценностям и к кругу общения, человек реально может обратиться лишь к тем из них, которые ему доступны, о которых ему что-либо известно, которые его окружают. С учетом интериоризированных социальных установок и культурно-исторического опыта, почерпнутых индивидом в его окружении, психолог формирует целостную картину личности.

Многие современные ученые отрицают возможность включения в структуру личности ее адаптивных реакций. Однако именно адаптация к реальным условиям окружающей среды и формирует личность, выявляя ее индивидуальный стиль. Сперва это лишь примитивные реакции защитного характера, проявляющиеся как свойства врожденного темперамента. Затем набор привычных форм реагирования во взаимодействии с ближайшим окружением формирует характер. Уже на этом уровне развития личности задействованы индивидные свойства — индивидуальный стиль познавательной деятельности, мотивации, эмоций и межличностного поведения, то есть, те базовые свойства личности, обуславливающие индивидуальность человека, которые мы называем ведущими тенденциями. Более высокие уровни личности и социальная направленность человека также формируются и закаливаются в борьбе за собственную самореализацию с сопротивляющейся окружающей средой независимо от того, какая общественная формация структурирует тот социум, в котором живет конкретный человек. При этом адаптивные механизмы, проявляющиеся как динамичный индивидуально очерченный паттерн личности, составляют форму проявления личности в разных ситуациях. Содержательная сущность личности – иерархия ценностей, образовательный уровень, профессиональная и общественная деятельность также в значительной степени зависят от тех стилевых индивидуально-личностных характеристик, которые представители фундаментальных подходов в психологии несколько пренебрежительно относят сугубо к категории эмоционально-динамических свойств.

Формализованные данные психодиагностического исследования методом СМИЛ достаточно четко обрисовывают тот базисный паттерн, ту канву психологической сущности человека, по которой судьба вышивает свой сложный узор. Но сколько бы не наслаивались на типологическую основу воспитание, социальные ограничения, влияние окружения и культуры этноса, индивидуальный стиль реагирования пронизывает все виды человеческой активности. Особенно ярко индивидуальный стиль проявляется в той ситуации, которая данной личностью воспринимается как угроза для жизни или собственного достоинства.

Начало: Интерпретация по отдельным базисным шкалам СМИЛ

Скачать книгу Собчик Л. Н.«СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования»

5psy.ru

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (смил) по л.Н. Собчик

Стандартизованный
многофакторный
метод исследования личности представляет
собой метод изучения личностных свойств
и степени адаптированности
обследуемого. Методика является
модифицированным вариантом теста
MMPI,
впервые разработанного в 1942-1949 годах
американскими психологами
Дж. Маккинли и С. Хатэуэем в целях
профессионального отбора военных
летчиков. Модификация методики к
отечественным условиям была проведена
Л.Н. Собчик. Основными отличиями данного
варианта методики от широко распространенного
в нашей стране другого варианта опросника
(Ф.Б. Березин) являются
его выраженная психологическая, а не
психопатологическая направленность.
СМИЛ имеет также большую ценность при
решении задач профориентации.

Данные
методики в своей основе имеют статистически
достоверную математическую
базу. Путем сравнения среднестатистической
нормы с крайними, клинически
заостренными состояниями эмоциональной
напряженности, достигающими
уровня психотического синдрома, для
каждой шкалы был получен разброс,
в котором диапазон достоверности
определялся удвоенным среднеквадратичным
отклонением.

Первоначально методика
была задумана американскими авторами
как тест, дифференцирующий
норму от патологии. В связи с этим
оригинальные названия шкал
отражали клиническую специфику тех
репрезентативных групп клинической
психопатологии,
с которым сравнивалась группа нормы.
Длительный опыт применения
методики, в том числе и в клинике, показал
относительную пригодность
этих названий. При использовании методики
в целях дифференциальной
диагностики психологическое исследование
помогает выявить в первую
очередь сложную структуру психологических
проблем больного. Любое клиническое
состояние в своей основе определяется
поломкой психологической целостности
личности и окрашивается теми переживаниями,
которые отражают наиболее
сохранные стороны личности больного и
реакцию на сам факт болезни и ее
проявления. Даже у больных с тяжелыми
психическими нарушениями данные
психодиагностического
исследования выявляют в
основном
те переживания, которые
имеют личностный оттенок. Что касается
пограничных психических расстройств
(невротические реакции и развития,
неврозы, акцентуации характера,
психопатии), то здесь актуальное состояние
еще более тесно связано с устойчивыми
личностными
свойствами и отношением личности к
психотравмирующей ситуации, выступающей
в качестве патогенного фактора.

Параллельное изучение
контингента нормы также показало, что
возможности метода преимущественно
направлены на выявление феноменов
психологического порядка. Применение
методики СМИЛ при изучении личностных
особенностей в разных
профессиональных группах населения, в
студенческих и производственных
коллективах показало
ее большие возможности при решении
сложных вопросов профотбора и
профориентации, комплектования
производственных коллективов, расстановки
кадров, при изучении и коррекции
социального микроклимата на промышленных
предприятиях и др. Методика успешно
применяется в различных видах
психологической службы в целях
дифференцированного подхода при
разработке
психологической коррекции (в суицидологии,
в семейном консультировании,
в сфере педагогической психологии, в
работе промышленных психологов
и социологов, экспертов по профотбору
и т.д.).

В связи с этим вместо
психиатрически ориентированных названий
основных шкал методики, способствовавших
при интерпретации навешиванию клинических
ярлыков
(«психопатия», «паранойя», «шизофрения»
и др.), были введены названия, отражающие
психологическую сущность тех тенденций,
степень выраженности которых
и выявляют эти шкалы: «импульсивность»,
«эмоциональная лабильность», «ригидность»,
«индивидуалистичность» и т.д.

Методика
построена по типу опросника, однако
оценка полученных в результате
исследования данных базируется не на
прямом анализе ответов испытуемого,
а на данных статистически подтвержденной
дискретной значимости каждого
ответа в сравнении со средненормативными
данными. В процессе обследования
испытуемый оценивает как «верные» или
«неверные» по отношению к нему
утверждения, которые отражают картину
самочувствия обследуемого, его привычки,
особенности поведения, отношение к
различным жизненным явлениям и ценностям,
нравственную сторону этого отношения,
специфику межличностных контактов,
направленность интересов, уровень
активности и настроения и прочее. Большая
часть утверждений носит проективный
характер и исподволь выявляет реакции
испытуемого в разных ситуациях,
моделируемых утверждениями
методики. Поэтому с уверенностью можно
сказать, что данный метод
занимает промежуточное место между
осознанной субъективной оценкой и
проективным
исследованием неосознаваемых тенденций
личности. В процессе реадаптации
и рестандартизации методики MMPI
перевод осуществлялся с учетом
лингвистических
особенностей английского и русского
языка, а также социально-этнических
и культуральных факторов.

Стремление
сохранить эквивалентное значение
содержательной стороны айтемов
сочеталось с тенденцией приблизить
смысл моделируемых утверждениями
ситуаций к условиям жизни населения
Российской Федерации.

Надежность
метода после проведенной модификации
проверялась путем сопоставления
данных обследования методикой СМИЛ
3000 испытуемых с результатами
других психодиагностических методик
и сведениями, полученными от самих
обследуемых и их непосредственного
окружения (друзья, родственники, учителя,
тренеры, руководство, сотрудники или
соученики, лечащие врачи, данные из
истории болезни или служебной
характеристики). Репрезентативная
группа, послужившая
эталоном для получения среднестатистической
нормы, состояла из 860 человек:
580 мужчин и 280 женщин. Поровну были
представлены разные возрастные группы
от 16 до 70 лет. Среди них были лица с
высшим, средним и неполным средним
образованием, которые, помимо прочего,
группировались по специфике их
профессиональной
или учебной занятости. С одной стороны,
это были виды деятельности,
требующие
хорошей
физической
выносливости, стрессоустойчивости,
подвижности, общительности,
самостоятельности, решительности,
высокой социальной активности, быстроты
реакций, неконформности
суждений. С другой — такие виды
профессиональной занятости, где
необходимы
сосредоточенность, вдумчивость,
продуманность плана действий, достаточная
избирательность в контактах, большая
погруженность в мир собственных
переживаний и представлений, кабинетный
стиль работы с ориентацией на знаковые
системы, склонность к анализу информации,
повышенное чувство ответственности,
исполнительность, конгруэнтность,
меньшая вовлеченность в межличностные
контакты. В исследование были включены
летчики, спортсмены, водители
автотранспорта, инженеры, технический
персонал и рабочие
промышленных предприятий, студенты
гуманитарных и технических вузов,
учащиеся
профтехучилищ, педагоги, артисты, юристы
и школьники старших классов
Москвы, ряда других городов, а также
сельской местности. Двадцатилетний
опыт
применения методики позволил разработать
интерпретационную схему, значительно
более углубленную по сравнению с
американским подходом и использующую
тезаурус современной дифференциальной
психологии, ориентированной
на целостный подход в понимании личности
как единства биологических
и социальных факторов.

Опросники в модифицированном виде
делятся на мужской, женский и подростковый
варианты, которые отличаются лишь формой
изложения некоторых утверждений. Ниже
представленный вариант опросника
является мужским.
Для женского варианта
следует только поменять форму
вопросов-утверждений на «женский род».
Например: «Обычно по утрам я просыпаюсь
свежим и отдохнувшим», для женского
варианта: «Обычно по утрам я просыпаюсь
свежейи отдохнувшей». Исключение
составляет вопрос 74: «Иногда я представляю
себя в роли женщины», для женщин: «Я
довольна тем, что я женщина».

studfiles.net

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (тест СМИЛ)








В основе методики лежит психометрический подход американских создателей всемирно известного теста MMPI. Однако его теоретическая база и интерпретация в процессе адаптации к отечественным условиям значительно изменены и расширены в рамках разработанной автором теста СМИЛ теории ведущих тенденций.

Методика позволяет обрисовать основной тип личности, профессиональные наклонности, степень социально-психологической адаптированности, деловые качества, компетенции, стиль общения и многие другие личностные особенности обследуемого лица. Применяются мужской, женский и подростковый варианты опросников.

Методика уже давно подтвердила свою надежность и достоверность благодаря многолетнему ее применению психологами в их повседневной работе в области кадрового отбора, в профориентации, в семейном консультирования и в медико-профилактической работе, в том числе в процессе психологической коррекции и психотерапии.

В отличие от оригинальной версии и иных модификаций этой всемирно известной методики, СМИЛ не имеет клинической направленности и основывается на индивидуально-типологическом концептуальном подходе автора. Собственно, и в клинике данные СМИЛ отражают личностную реакцию индивида на его страдания и социально-психологическую дезадаптацию.

Интерпретация включает в себя характеристику разных аспектов личности:

  • тип профиля


  • позиция личности


  • мотивационная направленность


  • эмоциональный фон


  • реакция на стресс


  • защитные механизмы


  • когнитивный стиль


  • стиль межличностного поведения


  • особенности характера


  • оптимальная социальная ниша


  • индивидуализированный коррекционный подход


  • возможный вариант дезадаптации


Практическое руководство публикуется с 1970 года (первые шаги по освоению автором теста ), затем — в 1990-м, в 1996, и уже более подробное издание по выверенным стандартам и с описанием накопленного опыта — в 2003, 2008 г.г. Методика широко используется психологами России и стран СНГ в разных сферах, где представляется важным изучение человеческого фактора.


Время обследования

45 мин.

Методики

СМИЛ (MMPI)

Тип поставки

Электронная версия, Коробочная версия

Сист. требования

Процессор 1 ГГц, оперативная память 512 МБ, жесткий диск 2 ГБ

Операционная система

Windows XP, Windows Vista, Windows 7, Windows 8, Windows 8.1, Windows 10, Mac OS (macOS)

Языки локализации

русский

Вес упаковки

250 г

sobchik.ru

Стандартизированный многофакторный методисследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI)Интерпретация

  • 8-я шкала – шкала “индивидуалистичности”. Повышенная в профиле с нормативными показателями по другим шкалам, она выявляет обособленно-созерцательную личностную позицию, аналитический склад мышления; склонность к раздумьям превалирует над чувствами и действенной активностью.
  • Преобладает целостный стиль восприятия, способность на основании минимальной информации воссоздавать целостный образ. При хорошем интеллекте личности данного типа отличаются творческой ориентированностью, оригинальностью высказываний и суждении, своеобразием интересов и увлечений.
  • Отмечается определенная избирательность в контактах, известный субъективизм в оценке людей и явлений окружающей жизни, независимость взглядов, склонность к абстракции, т.е. к обобщениям и к информации, отвлеченной от конкретики и повседневности.
  • Выявляется выраженная потребность в актуализации своей индивидуалистичности. Личностям этого круга труднее адаптироваться к обыденным формам жизни, прозаическим аспектам быта. Индивидуальность у них настолько выражена, что прогнозировать их высказывания и поступки, сравнивая с привычными стереотипами, фактически бесполезно. У них недостаточно сформирована рациональная платформа, базирующаяся на житейском опыте, они больше ориентируются на свой субъективизм и интуицию.
  • То, что для большинства является критической ситуацией, лицами с высокой 8-й шкалой часто расценивается иначе в силу своеобразия их иерархии ценностей. Ситуация, субъективно воспринимаемая ими как стресс, вызывает состояние растерянности.
  • Защитный механизм, проявляющийся при трансформации тревоги, – интеллектуальная переработка и уход в мир мечты и фантазий.
  • Для них характерен профессиональный тропизм к видам деятельности свободного, творческого стиля, они стремятся к избеганию любых формальных рамок, режимных видов труда.
  • Лицам данного типа свойственна императивная потребность в свободе субъективного выбора в принятии решений, в отсутствии временных ограничений, что может затруднить их трудовую адаптацию при недостатке терпимости у окружающих и отсутствии у руководителей дифференцированного индивидуально-личностного подхода.

    В отличие от личностей другого типа, у этих их индивидуалистичность лишь усугубляется при противодействии окружения, что проявляется усилением признаков дезадаптации и, следовательно, повышением пика по 8-й шкале.

  • Профиль 84’9-/ характерен для акцентуации по экспансивно-шизоидному типу, отличающемуся подчеркнутым нонконформизмом и противопоставлением своих субъективных установок, взглядов и суждений окружению, жесткостью и эгоцентризмом установок. Высокие пики аналогичного профиля (48’9′-/27) отражают эмоционально-личностный паттерн психопатической личности экспансивно-шизоидного круга, где вышеперечисленные характеристики достигают еще более высокого уровня, что является свидетельством выраженной социальной дезадаптации с антисоциальной направленностью интересов и поведения, некритичностью в оценке своих действий. При одновременном подъеме 6-й шкалы (профиль типа 468’9-/21) риск агрессивного поведения увеличивается, а успешность любых коррекционных мер уменьшается, так как у личностей данного типа как правило имеется сложившееся убеждение о несправедливости и враждебности по отношению к ним окружающих, что является фундаментом для оправдания своих агрессивных действий в их собственных глазах, в то время, как мнение других для них незначимо. Для психопатических личностей этого типа характерна особенно брутальная (неуправляемая) эксплозивность, т.е. взрывной характер реакций. При акцентуации (профиль типа 468′-/ или 864′-/ или ‘846-/) описанные выше особенности звучат мягче, а нарушение социальной адаптации находится в большей зависимости от средовых влияний.
  • Акцентуация по типу “сензитивный шизоид” проявляется двояко: ригидный, сверхобидчивый, болезненно самолюбивый, “застревающий” на негативных переживаниях тип реагирования характерен для стеничных шизоидных личностей (профиль 86’47-/), а для личностей мягких, впечатлительных, ранимых, но при этом с выраженным индивидуализмом в выборе друзей и сферы интересов характерны профили типа 85’70-/ или 83’52-/, отражающие, помимо прочего, эстетическую ориентированность. (Для женщин показатели 5-й шкалы в соответствующих профилях низкие: 8’70-/5 или 83’2-/5) . Показатели 8-й шкалы, расположенные выше 80 Т, выявляют психопатические варианты шизоидного типа реагирования. Гипостенический вариант шизоидной акцентуации, относимый обычно к кругу тормозимых личностей, выявляется профилем типа 872’0-/ или 2870′-/9. Такие психопатические черты как замкнутость, пассивность, интровертированность, некоммуникабельность, значительное своеобразие суждений и поступков, скованность жестов, поз, неловкость в межличнос

    psylist.net

    Стандартизированный многофакторный методисследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI)Интерпретация

  • Повышенная 0-я шкала (шкала “интроверсии”) усугубляет гипостенические проявления и ослабляет (делает менее явными, заметными) стенические черты.
  • Она выявляет пассивность личностной позиции и большую обращенность интересов в мир внутренних переживаний (чем вовне) как константное свойство личности (т.е. интровертированность) при повышенных и высоких показателях 0-й шкалы в профиле нормы.
  • Повышение 0-я шкалы отражает снижение уровня включенности в социальную среду, выявляет известную замкнутость, застенчивость. 0-я шкала реагирует некоторым повышением (на 5-7 Т) при переживании человеком трудностей в налаживании отношений в связи с процессом вживания в новую микрогруппу или в связи с серьезным межличностным конфликтом.
  • При выраженной акцентуации по типу интровертированной личности высокая (65-70 Т) 0-я шкала отражает инертность в принятии решений, скрытность, избирательность в контактах, стремление к избеганию конфликтов ценою значительного сужения сферы межличностных контактов.
  • В ситуации стресса – заторможенность, уход от контактов, бегство от проблем в одиночество (эскейп). Высокие показатели отражают не только замкнутость, неразговорчивость, но нередко являются признаком внутренней дисгармонии и способом сокрытия от окружающих своеобразия своего характера, неловкости в общении. Иногда, на первый взгляд, эти люди могут производить впечатление достаточно общительных, но это им дается ценой значительного напряжения, о котором знают лишь они сами.
  • Если 0-я шкала – единственный пик в профиле, то у женщин это свидетельствует о скромности, приверженности семейным интересам, социальной уступчивости, а у мужчин выявляет типичный юнговский вариант интроверсии, атрибуты которой – инертность психических функций, ригидность установок, субъективизм, раздражительность, замкнутость.

    В сочетании со 2-й, 7-й и 8-й повышение 0-й (65 Т и выше) выявляет ослабление социальных контактов, отгороженность и отчужденность. Высокая 0-я (70 Т и выше), особенно в профиле типа 80′-/9 отражает проблему аутичности. О лицах с высокой 0-й обычно окружающие знают мало, а их стенические черты и своеобразие сглаживаются, делаются менее заметными. Таким образом, качества данной шкалы прямо противоположны свойствам 9-й, которая усиливает характеристики стенического регистра.

    Низкие показатели 0-й шкалы, напротив, демонстрируют не только общительность и отсутствие застенчивости, но и непринужденность в выставлении напоказ своих характерологических особенностей.

    Данные 0-й шкалы ниже 40 Т выявляют неразборчивость в контактах, избыточную общительность, граничащую с назойливостью при высокой 9-й шкале в профиле. Коррекция поведения лиц с высокой 0-й шкалой затруднена из-за их замкнутости, неоткровенности, и возможна лишь в ситуации завоеванного доверия пациента. Со многим соглашаясь и не споря, на деле они мало податливы внешнему воздействию. В роли лидера выступают крайне редко. Выбор профессиональной деятельности выявляется другими показателями профиля, однако при этом должна учитываться их склонность к ограничению контактов.

    Из всех тенденций, выявляемых профилем СМИЛ. 0-я шкала скорее скрывает от посторонних глаз, чем раскрывает индивидуальность человека. Судьбореализация человека типа “0” находится в сильной зависимости от любой другой ведущей тенденции, так как признаки, присущие 0-й шкале в чистом виде характерны лишь для личности, полностью отошедшей от “мирской суеты” отшельника, отказавшегося от каких-либо контактов с окружающим миром. Если это происходит после житейских трагедий и драматического разрыва с обществом, то эскейп так или иначе связан с болезненными переживаниями, которые являются отголоском эмоциональных бурь и проявляются разными показателями профиля СМИЛ, помимо 0-й шкалы. Если же отход от активной социальной жизни первичен, обусловлен изначальным неприятием мира таким, каков он есть, если мир своей собственной души фактически совсем не связан общностью с окружением, то это и есть тип “0”, одинокий путник, не нуждающийся в том, чтобы его одиночество кто-либо с ним захотел разделить. Социальную роль здесь нет смысла опис

    psylist.net

    Стандартизированный многофакторный методисследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI)Интерпретация

  • 3-я шкала носит название шкалы “эмоциональной лабильности”. Повышение профиля по этой шкале выявляет неустойчивость эмоций и конфликтное сочетание разнонаправленных тенденций: высокий уровень притязаний сочетается с потребностью в ощущении причастности к интересам группы, эгоистичность – с альтруистическими декларациями, агрессивность – со стремлением нравиться окружающим.
  • Лица с ведущей 3-й шкалой отличаются преобладанием художественного типа восприятия, известной демонстративностью, яркостью эмоциональных проявлений при некоторой поверхностности переживаний, неустойчивостью самооценки, на которую значительное влияние оказывает значимое окружение, убежденностью в идентичности своего “Я” декларируемым идеалам, некоторой “ребячливостью”, незрелостью установок и суждений.
  • Отмечается выраженная способность к легкой вживаемости в различные социальные роли. Артистичность поз, мимики и жестов привлекает внимание окружающих, что служит стимулирующим фактором, возбуждающим и льстящим их тщеславию.
  • У лиц с ведущей 3-й шкалой тропизм (влечение) к видам профессиональной деятельности, в которых насыщается потребность в общении, в переживании ярких чувств. Личностям данного типа необходима возможность самодемонстрации; повышенная эмотивность, выраженная склонность к перевоплощению, черты демонстративности, потребность в сопричастности к общему настроению окружающих создает благоприятную почву для самоопределения в сфере артистической деятельности, где эти свойства вполне уместны, в педагогике или на ниве общественной деятельности, где данные качества могут быть хорошим дополнением при условии достаточно высокого интеллекта и зрелой гражданственной платформы. Эти личностные особенности могут также найти себе применение в условиях работы в сфере обслуживания, в художественной самодеятельности – как хобби или как вариант профессионала-руководителя, в офицерской кадровой службе, так как эти люди способны и подчиняться и командовать, легко переходя из одной социальной роли в другую.
  • Впечатлительность по отношению к внешним эффектам и потребность в немедленном социальном поощрении у лиц данного типа могут успешно использоваться как рычаги при попытке управлять их поведением со стороны руководителя с учетом значимости для них мнения референтной группы. Профиль с ведущей 3-й шкалой (70 Т и выше) выявляет акцентуацию по истероидному типу, в котором вышеперечисленные особенности заострены. Выявляются признаки эмоциональной незрелости более характерные для женского типа поведения с известным инфантилизмом, жеманством, иждивенческими тенденциями. Несмотря на выраженный эгоцентризм и склонность жалеть себя, эти личности стремятся к нивелировке конфликта и придают большое значение статусу семейного человека.

    Для личностей с высокой 3-й шкалой (выше 75 Т) характерна повышенная нервозность, слезливость, избыточная драматизация происходящих событий, склонность к сужению сознания вплоть до обмороков.

  • В ситуации стресса лицам с высокой 3-й шкалой в профиле свойственны выраженные вегетативные реакции. Защитные механизмы проявляются двояким путем:
    1. вытеснение из сознания той негативной информации, которая является конфликтогенной или наносит урон реноме личности, субъективному образу собственного “Я”;
    2. психологическая тревога трансформируется на организменном (биологическом) уровне в функциональные нарушения. Эти механизмы, дополняя друг друга, создают почву для психосоматических расстройств и так называемой конверсионной симптоматики, когда возникающие нарушения в двигательной сфере, речевой деятельности, в сфере тактильной, слуховой или зрительной чувствительности носят на себе отпечаток условной “желательности” в связи с субъективной невозможностью разрешить конфликт конструктивным путем. Такие проявления встречаются при выраженном стрессе у лиц, акцентуированных по истероидному типу и в клинике истерического невроза. При этом профиль отличается особой конфигурацией: сочетание высоких 1-й и 3-й с относительно низкой 2-й выглядит как римское V и называется “конверсион
  • psylist.net

    Стандартизированный многофакторный методисследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI)Интерпретация

  • 4-я шкала – “импульсивность”. В качестве ведущей в профиле, расположенном в рамках нормативного разброса, она выявляет активную личностную позицию, высокую поисковую активность, в структуре мотивационной направленности – преобладание мотивации достижения, уверенность и быстроту в принятии решений.
  • Мотив достижения успеха здесь тесно связан с волей к реализации сильных желаний, которые не всегда подчиняются контролю рассудка. Чем менее зрелая перед нами личность, чем меньше довлеют над человеком нормы поведения, привитые воспитанием, тем сильнее риск проявления спонтанной активности, направленной на реализацию сиюминутных побуждений, вопреки здравому смыслу и интересам окружающего социума.
  • При объективных показателях, свидетельствующих о наличии достаточно высокого интеллекта, данный эмоциональный паттерн выявляет интуитивный, эвристический стиль мышления, который без опоры на накопленный опыт и при поспешности в принятии решений может приобретать спекулятивный (не аргументированный фактами) характер. Поэтому окончательные выводы по данному фактору можно делать лишь по совокупности признаков с учетом уровня интеллекта.
  • Характерны нетерпеливость, склонность к риску, высокий уровень притязаний, устойчивость которого имеет выраженную зависимость от сиюминутных побуждений и внешних влияний, успешности предпринятых действий.
  • Поведение раскованно, непосредственность в проявлении чувств, в речевой продукции и в манерах. Высказывания и действия часто опережают планомерную и последовательную продуманность поступков. Тенденция к противодействию внешнему давлению, склонность опираться в основном на собственное мнение, а еще больше – на собственные сиюминутные побуждения.
  • Отсутствие выраженной конформности, стремление к самостоятельности и независимости. В состоянии эмоциональной захваченности – преобладание эмоций гнева или восхищения, гордости или презрения, т.е. ярко выраженных, полярных по знаку эмоций, при этом контроль интеллекта не всегда играет ведущую роль. В личностно значимых ситуациях могут проявляться быстро угасающие вспышки конфликтности.
  • Интерес к видам деятельности с выраженной активностью (смолоду – физической, с годами – социальной), любовь к высоким скоростям, а в связи с этим – к движущейся технике, стремление к выбору работы, позволяющей проявлять больше самостоятельности, где можно найти применение доминантным чертам характера. Доминантность в данном контексте не обязательно означает наличие лидерских способностей. Здесь речь идет в основном о низкой подчиняемости и подчеркнутой независимости в отличие от лидирования, которое предусматривает склонность к организаторским функциям, умение заразить окружающих своими идеями и повести их за собой, интегрируя их действия в соответствии со своими планами (см. интерпретацию 6-й шкалы).
  • В стрессе у лиц с превалирующей 4-й шкалой проявляется действенный, стеничный тип поведения, решительность, мужественность. Лица данного типа плохо переносят однообразие, монотония нагоняет на них сонливость, стереотипный тип деятельности – скуку. Императивные способы воздействия по отношению к этим людям и авторитарный тон могут натолкнуться на заметное противодействие, особенно, если пытающийся манипулировать индивидом лидер не пользуется должным авторитетом и не вызывает у данной личности эмоций уважения, восхищения или страха.
  • Защитный механизм – вытеснение из сознания неприятной или занижающей самооценку личности информации; в отличие от 3-й шкалы, вытеснение сопровождается отреагированием на поведенческом уровне (критические высказывания, протест, агрессивность), что в значительной мере снижает вероятность возни
  • psylist.net