Собчик смил – MMPI тест — СМИЛ 566, Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. / Методика Миннесотский многоаспектный личностный опросник.

Содержание

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (смил) по л.Н. Собчик

Стандартизованный многофакторный метод исследования личности представляет собой метод изучения личностных свойств и степени адаптированности обследуемого. Методика является модифицированным вариантом теста MMPI, впервые разработанного в 1942-1949 годах американскими психологами Дж. Маккинли и С. Хатэуэем в целях профессионального отбора военных летчиков. Модификация методики к отечественным условиям была проведена Л.Н. Собчик. Основными отличиями данного варианта методики от широко распространенного в нашей стране другого варианта опросника (Ф.Б. Березин) являются его выраженная психологическая, а не психопатологическая направленность. СМИЛ имеет также большую ценность при решении задач профориентации.

Данные методики в своей основе имеют статистически достоверную математическую базу. Путем сравнения среднестатистической нормы с крайними, клинически заостренными состояниями эмоциональной напряженности, достигающими уровня психотического синдрома, для каждой шкалы был получен разброс, в котором диапазон достоверности определялся удвоенным среднеквадратичным отклонением.

Первоначально методика была задумана американскими авторами как тест, дифференцирующий норму от патологии. В связи с этим оригинальные названия шкал отражали клиническую специфику тех репрезентативных групп клинической психопатологии, с которым сравнивалась группа нормы. Длительный опыт применения методики, в том числе и в клинике, показал относительную пригодность этих названий. При использовании методики в целях дифференциальной диагностики психологическое исследование помогает выявить в первую очередь сложную структуру психологических проблем больного. Любое клиническое состояние в своей основе определяется поломкой психологической целостности личности и окрашивается теми переживаниями, которые отражают наиболее сохранные стороны личности больного и реакцию на сам факт болезни и ее проявления. Даже у больных с тяжелыми психическими нарушениями данные психодиагностического исследования выявляют в основном те переживания, которые имеют личностный оттенок. Что касается пограничных психических расстройств (невротические реакции и развития, неврозы, акцентуации характера, психопатии), то здесь актуальное состояние еще более тесно связано с устойчивыми личностными свойствами и отношением личности к психотравмирующей ситуации, выступающей в качестве патогенного фактора.

Параллельное изучение контингента нормы также показало, что возможности метода преимущественно направлены на выявление феноменов психологического порядка. Применение методики СМИЛ при изучении личностных особенностей в разных профессиональных группах населения, в студенческих и производственных коллективах показало ее большие возможности при решении сложных вопросов профотбора и профориентации, комплектования производственных коллективов, расстановки кадров, при изучении и коррекции социального микроклимата на промышленных предприятиях и др. Методика успешно применяется в различных видах психологической службы в целях дифференцированного подхода при разработке психологической коррекции (в суицидологии, в семейном консультировании, в сфере педагогической психологии, в работе промышленных психологов и социологов, экспертов по профотбору и т.д.).

В связи с этим вместо психиатрически ориентированных названий основных шкал методики, способствовавших при интерпретации навешиванию клинических ярлыков («психопатия», «паранойя», «шизофрения» и др.), были введены названия, отражающие психологическую сущность тех тенденций, степень выраженности которых и выявляют эти шкалы: «импульсивность», «эмоциональная лабильность», «ригидность», «индивидуалистичность» и т.д.

Методика построена по типу опросника, однако оценка полученных в результате исследования данных базируется не на прямом анализе ответов испытуемого, а на данных статистически подтвержденной дискретной значимости каждого ответа в сравнении со средненормативными данными. В процессе обследования испытуемый оценивает как «верные» или «неверные» по отношению к нему утверждения, которые отражают картину самочувствия обследуемого, его привычки, особенности поведения, отношение к различным жизненным явлениям и ценностям, нравственную сторону этого отношения, специфику межличностных контактов, направленность интересов, уровень активности и настроения и прочее. Большая часть утверждений носит проективный характер и исподволь выявляет реакции испытуемого в разных ситуациях, моделируемых утверждениями методики. Поэтому с уверенностью можно сказать, что данный метод занимает промежуточное место между осознанной субъективной оценкой и проективным исследованием неосознаваемых тенденций личности. В процессе реадаптации и рестандартизации методики MMPI перевод осуществлялся с учетом лингвистических особенностей английского и русского языка, а также социально-этнических и культуральных факторов.

Стремление сохранить эквивалентное значение содержательной стороны айтемов сочеталось с тенденцией приблизить смысл моделируемых утверждениями ситуаций к условиям жизни населения Российской Федерации.

Надежность метода после проведенной модификации проверялась путем сопоставления данных обследования методикой СМИЛ 3000 испытуемых с результатами других психодиагностических методик и сведениями, полученными от самих обследуемых и их непосредственного окружения (друзья, родственники, учителя, тренеры, руководство, сотрудники или соученики, лечащие врачи, данные из истории болезни или служебной характеристики). Репрезентативная группа, послужившая эталоном для получения среднестатистической нормы, состояла из 860 человек: 580 мужчин и 280 женщин. Поровну были представлены разные возрастные группы от 16 до 70 лет. Среди них были лица с высшим, средним и неполным средним образованием, которые, помимо прочего, группировались по специфике их профессиональной или учебной занятости. С одной стороны, это были виды деятельности, требующие хорошей физической выносливости, стрессоустойчивости, подвижности, общительности, самостоятельности, решительности, высокой социальной активности, быстроты реакций, неконформности суждений. С другой — такие виды профессиональной занятости, где необходимы сосредоточенность, вдумчивость, продуманность плана действий, достаточная избирательность в контактах, большая погруженность в мир собственных переживаний и представлений, кабинетный стиль работы с ориентацией на знаковые системы, склонность к анализу информации, повышенное чувство ответственности, исполнительность, конгруэнтность, меньшая вовлеченность в межличностные контакты. В исследование были включены летчики, спортсмены, водители автотранспорта, инженеры, технический персонал и рабочие промышленных предприятий, студенты гуманитарных и технических вузов, учащиеся профтехучилищ, педагоги, артисты, юристы и школьники старших классов Москвы, ряда других городов, а также сельской местности. Двадцатилетний опыт применения методики позволил разработать интерпретационную схему, значительно более углубленную по сравнению с американским подходом и использующую тезаурус современной дифференциальной психологии, ориентированной на целостный подход в понимании личности как единства биологических и социальных факторов.

Опросники в модифицированном виде делятся на мужской, женский и подростковый варианты, которые отличаются лишь формой изложения некоторых утверждений. Ниже представленный вариант опросника является мужским.Для женского варианта следует только поменять форму вопросов-утверждений на «женский род». Например: «Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим», для женского варианта: «Обычно по утрам я просыпаюсь свежейи отдохнувшей». Исключение составляет вопрос 74: «Иногда я представляю себя в роли женщины», для женщин: «Я довольна тем, что я женщина».

studfile.net

Собчик Л. Н. СМИЛ

Название: СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования
Автор: Собчик Л. Н.
Издательство: Речь
Год издания: 2003
Страниц: 219
Формат: PDF, DOC
Размер: 16,8 и 10,1 Мб — соответственно
Качество: хорошее
Практическое руководство «СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования» содержит подробное описание стандартизированного метода исследования личности СМИЛ, являющегося адаптированным вариантом теста MMPI. Подробно излагается техника проведения тестирования и обработки данных, а также интерпретации результатов обследования, основанная на многолетнем опыте использования методики в разных областях практической психологии. В основе интерпретационного подхода лежит разработанная автором руководства теория ведущих тенденций и индивидуально-личностная типология.

Практическое руководство «СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования» рассчитано на профессиональных психологов, но может также использоваться при решении прикладных проблем педагогами, социологами и врачами, получившими подготовку по психодиагностике.

Содержание

Введение

СМИЛ — модифицированный тест MMPI
Базовый профиль СМИЛ
Примеры интерпретации отдельных профилей
Дополнительные шкалы
Приложение

Скачать книгу «СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования»

в формате PDF.
Доступно только зарегистрированным пользователям сайта Вход / Регистрация

Скачать книгу «СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования»

в формате DOC.

Доступно только зарегистрированным пользователям сайта Вход / Регистрация

На ту же тему:

5psy.ru

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности смил (модифицированный тест mmpi) Вводные замечания

СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ МНОГОФАКТОРНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ- СМИЛ

(АДАПТИРОВАННЫЙ ТЕСТ ММРI) Л.Н. СОБЧИК.

Методику СМИЛ по ее значимости и эффективности по праву можно назвать «тяжелой артиллерией» психодиагностики. И не потому, что некоторые специалисты, мало знакомые с методикой, считают ее громоздкой и трудоемкой: на самом деле это — около часа работы самого обследуемого (при этом психолог может даже не присутствовать) и 10 минут на обсчет данных. Главное, что после этого психолог получает многосторонний портрет человека, включающий помимо количественных и качественных характеристик устойчивых профессионально важных свойств богатый спектр таких структурных компонентов личности как мотивационная направленность, самооценка, стиль межличностного поведения, полоролевой статус, черты характера, тип реагирования на стресс, защитные механизмы, когнитивный стиль, ведущие потребности, фон настроения, сексуальная ориентация, степень адаптированности индивида и возможный тип дезадаптации, наличие психических отклонений, выраженность лидерских черт, склонность к суициду, предрасположенность к алкоголизму и пр. При этом большим преимуществом данной методики является наличие в ее структуре шкал достоверности, позволяющих определить не только надежность результатов, но и установку испытуемого на саму процедуру обследования. Это дает возможность интерпретации полученных данных через призму выявленных с помощью шкал достоверности тенденций к преувеличиванию имеющихся проблем или к их сглаживанию.

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой модификацию теста MMPI, созданного в 1942-49 гг. в целях профессионального отбора летчиков во время Второй мировой войны. Авторы — американские психологи И.Маккинли и С.Хатэуэй. Это — квантифицированный (количественный) метод оценки личности, который, благодаря автоматизированному способу обработки результатов обследования, исключает зависимость получаемых результатов от субъективности и опыта экспериментатора. Высокая надежность методики, наличие шкал достоверности и полифакторный характер интерпретации создали базу для широкой популярности этой методики в разных странах мира.

В основу создания опросника теста было положено количественное сопоставление ответов, полученных в психологическом интервью с представителями нормативной группы, с типичными ответами больных, у которых в картине клинических расстройств четко преобладал тот или иной синдром: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, психастения, паранойя, шизофрения, гипомания. Эти названия и были приданы соответствующим шкалам, измеряемым методикой. Такой принцип построения психологических методик применялся многими психологами, которые представляли себе личностные особенности нормы как «разбавленную» патологию. Известный отечественный психолог Б.В.Зейгарник оправдывала такой подход, утверждая, что патологическое состояние суть заостренная модель нормы. Все то, что у психически здорового человека уравновешено и сглажено, у больного проявляется в виде гротеска — резко и обнаженно. Разработанный американскими психологами тест MMPI в Америке до сих пор в основном применяется как дифференциально-диагностический метод. Усовершенствованный вариант MMPI — тест СМИЛ , в первую очередь нацелен на изучение личности, так как многолетний опыт применения методики показал, что она в большей мере раскрывает канву психологически понятных переживаний и свойства личности, чем диагностирует психопатологию.

Многолетний опыт изучения личностных свойств в разных профессиональных группах показал, что данные методики СМИЛ могут оказать значительную помощь при выявлении устойчивых профессионально важных личностных свойств. Кроме того, методика уже получила большое распространение среди социологов, врачей и психологов, занимающихся семейным консультированием, суицидологией, психотерапией, алкоголизмом, психосоматикой, изучением кадровых резервов, проблемой менеджмента, а также в спортивной психологии, в судебной экспертизе, в юриспруденции, в Армии, в военной и гражданской авиации, в системе МВД, в центрах занятости населения, в школах, гимназиях, колледжах и в области высшего образования.

В работе практического психолога данные СМИЛ  позволяют понять причины некоторых поворотов в судьбе конкретного человека , напрямую связанных с его индивидуально-личностными особенностями, характером, стилем общения с окружающими, с его способностью к самореализации.

В связи с реадаптацией методики и расширением сферы ее применения, автором модифицированного варианта большинству базисных шкал методики приданы новые названия, соответствующие их психологической сущности, соответственно: 1-я шкала — шкала «невротического сверхконтроля», 2-я -«пессимистичности», 3-я -«эмоциональной лабильности», 4-я -«импульсивности», 6-я -«ригидности», 7-я — «тревожности», 8-я — «индивидуалистичности», 9-я — «оптимизма и активности». Не изменились названия двух шкал: 5-й -«шкала женственности-мужественности» и 0-й -«шкала социальной интроверсии’. Что касается почти двухсот дополнительных шкал, не входящих в построение личностного профиля, то после рестандартизации названия их не менялись. Эти шкалы по сравнению с профилем базисных шкал намного проще интерпретируются, в основном их суть отражает само название каждой шкалы. Они разрабатывались разными авторами в связи с разными прикладными проблемами и могут использоваться в дополнение к шкалам основного профиля. Что касается базисных шкал, то они формируют целостный личностный профиль, отражающий портрет личности во всей его сложности и разнообразии. Каждая же дополнительная шкала лишь добавляет к этому портрету какое-либо определенное качество, которое, преломляясь через личностный образ, может приобретать то или иное звучание.

Профиль СМИЛ — это та ломаная линия, которая соединяет между собой количественные показатели 10-ти базисных шкал К нему примыкает маленький профиль шкал достоверности: шкала»?» показывает, сколько утверждений опросника попали в категорию ответов «не знаю». Шкала «L» — шкала «Лжи» — показывает, насколько искренним был обследуемый в процессе тестирования. Шкала «F» — шкала «достоверности» — показывает уровень надежности полученных данных в зависимости от его откровенности и готовности к сотрудничеству. Шкала «К» — шкала «коррекции» выявляет степень искажения профиля под влиянием закрытости испытуемого. В зависимости от показателей этих шкал профиль признается как достоверный или недостоверный, а его особенности рассматриваются через призму установок испытуемого по отношению к процедуре обследования.

Методика предъявляется испытуемому в виде книжечки-буклета, содержащей 566 утверждений (сокращенный вариант, позволяющий получить личностный профиль, но уже без дополнительных шкал, содержит 360 утверждений). Почему в опроснике приводятся не вопросы, а утверждения? Потому, что человек более искренно отвечает на интересующие психолога вопросы, если они звучат в форме утверждения. В такой ситуации человек чувствует себя анализирующим свое «Я» как бы наедине с самим собой и это способствует большей откровенности, нежели вопросительная форма, звучащая как допрос

Утверждения носят разный характер, в зависимости от того, какая сфера человеческих проблем ими освещается. Большинство из них направлено на выявление черт характера, на стиль общения с окружающими, и отражает субъективные пристрастия и вкусы обследуемого человека, его взгляды на разные жизненные ценности, особенности эмоциональных реакций, оценку собственного самочувствия и ряда физиологических функций, фон настроения и пр. Важна не сама сентенция утверждения. Это — всего лишь стандартный набор моделируемых экспериментом ситуаций, на которые разные люди по-разному реагируют. Важна сама избирательность ответов, обрисовывающая в конечном итоге индивидуально-личностные свойства конкретного человека. Анализ результатов основан не на изучении смысла ответов испытуемого, а на статистической процедуре обсчета данных, в процессе которой выявляется количественная дисперсия разных вариантов ответов по отношению, с одной стороны, к средненормативной усредненности, а с другой, к патологической заостренности психологического фактора, содержащего в себе по сути дела ту или иную индивидуально-личностную тенденцию. Большинство утверждений звучит так, что испытуемый, отвечая, далеко не всегда представляет, каким образом это его охарактеризует, что значительно затрудняет стремление «улучшить» или «ухудшить» результаты обследования. На первый взгляд, методика позволяет обрисовать субъективную внутреннюю картину «Я» обследуемого лица. Реально же, благодаря отчасти проективному звучанию многих утверждений, в эксперименте выявляются и те психологические аспекты, которые не осознаются человеком или лишь частично поддаются контролю сознания. Поэтому лишь при статистически недостоверных данных профиль личности искажается настолько, что его нет смысла интерпретировать. В рамках же достоверных данных даже при наличии тенденций, влияющих на усиление или сглаживание рисунка профиля, интерпретация отражает истинную картину личности. При этом возможна весьма дифференцированная градация степени выраженности разных личностных свойств в их сложном сочетании, когда принимаются во внимание не только высокие показатели, но и их соотношение с низкими показателями. В то же время отклонение от средненормативных показателей, более чем вдвое превышающее среднеквадратичную ошибку, выявляет избыточную степень выраженности той или иной личностной черты, выводя ее за пределы достаточно широкого (от 30 до 70 стандартных баллов Т) коридора нормативного разброса. Такие данные не обязательно свидетельствуют о патологии. Состояние стресса, объективно сложная ситуация, физическое недомогание — все это может вызвать состояние временной дезадаптации. Поэтому интерпретация полученных данных должна вестись в соответствии со всей имеющейся об испытуемом информации, не говоря уже о том, что для адекватного представления об испытуемом не мешает взглянуть на него самого. «Слепая» интерпретация может использоваться лишь в исследовательских целях, когда проверяется надежность методики, а также при крупномасштабных обследованиях, когда интерпретируется не личность отдельного человека, а некоторые обобщенные тенденции больших по численности групп.

В модифицированном варианте из опросника выделены 26 утверждений, которые оказались балластными: они не только вводили в заблуждение и шокировали обследуемых, но и провоцировали неадекватные ответы В основном — это утверждения, «работающие» на шкалу достоверности «F» и 8-ю — шкалу «шизофрении». Так, утверждение «Я часто вижу людей, животных и другие предметы, которых не видят другие окружающие меня люди» провоцировало ответ «верно» у тех, кто по роду деятельности (например, спортсмены) много ездят по разным странам, в то время как утверждение нацелено на выявление нарушений восприятия.

Опросники в модифицированном виде делятся на мужской, женский и подростковый варианты, отличие которых отражается лишь в форме изложения некоторых утверждений. Ключи, с помощью которых подсчитываются сырые баллы по каждой шкале, коррекция сырых показателей для формирования профиля личности в стандартных показателях Т, а также интерпретационная схема абсолютно идентичны для всех форм опросника, кроме некоторой разницы в обработке данных по 5-ой шкале в мужском и женском профиле . Имеются также полный (566) и сокращенный (360) опросники, разница между которыми помимо объема лишь в том, что сокращенный вариант не позволяет получить показатели по дополнительным шкалам теста.

Профильные листы взрослой и подростковой версии имеют различия лишь в зависимости от пола испытуемого в стандартах по ряду базисных и по большинству дополнительных шкал. Поэтому очень важно, чтобы перед началом работы специалист убедился в том. что у него и сам опросник, и ключи, и профильные листы, и, наконец, интерпретационный подход, принадлежат одному автору. Отличаются как от оригинала (MMPI), так и от СМИЛ разработанный в ВНИИ неврологии и психиатрии им. Бехтерева Стандартизованный клинический опросник СКЛО и адаптированный Ф.Б.Березиным и М.П.Мирошниковым ММИЛ. Несравним по всем параметрам с методикой СМИЛ опросник на 71 утверждение, клинически ориентированный Мини-мульт, разработанный шведской психологессой Кинканнон и адаптированный в русском варианте В.П.Зайцевым и В.Н.Козюлей.

Как показывает опыт, методика в основном рассчитана на обследование контингента взрослых лиц (от 16 до 80 лет) с законченным начальным образованием (7-8 классов средней школы) с сохранным интеллектом. В связи с тем, что автором книги совместно с педагогами Б.Н.Кодесс и Т.В.Кодесс в 1984 г. был разработан и адаптирован подростковый вариант СМИЛ, границы применения методики несколько расширились Если обычный взрослый вариант широко и эффективно уже много лет используется в практике профконсультирования при обследовании старшеклассников в возрасте 16-17 лет, то подростковый вариант последние годы успешно применяется при изучении детей несколько более младшего возраста, начиная с 12 лет (при условии хорошего общего развития). Отмечено, что недостоверные результаты часто находятся в прямой зависимости не столько от искаженной установки испытуемого на обследование, сколько от плохого понимания содержания утверждений, что может быть связано, во-первых, с недостаточно развитым вербальным интеллектом, во-вторых, с плохим знанием русского языка Поэтому в регионах, где люди говорят на другом языке, методика должна быть переведена на родной язык, но при этом необходимо также провести рестандартизацию количественной базы методики, так как нормативные стандарты могут иметь свои региональные отличия

Процедура обследования требует соблюдения следующих условий: испытуемый не должен испытывать настороженности в отношении целей исследования; он может претендовать на определенную информацию о результатах тестирования; психолог-экспериментатор или консультант обязан в первую очередь соблюдать интересы обследуемого человека и никогда не интерпретировать данные обследования ему во вред, так как роль психолога в обществе в основном сводится к защите человека во всех смыслах этого слова. Если это правило будет нарушено, люди потеряют доверие к психологу и дальнейшие психологические исследования станут невозможными. Отсюда вытекает и остальное: интерпретация полученных данных должна вестись с позиций психотерапевтического, щадящего подхода. Каждое индивидуально-личностное свойство как правило несет в себе и положительную, и отрицательную информацию. Поэтому, всегда есть возможность начать собеседование с освещения позитивных характеристик, а затем на этом фоне выделить те особенности и свойства личности, которые создают определенные сложности и негативно влияют на судьбу человека. Но делать это следует осторожно и именно в том стиле, который является для данного индивида оптимальным (см. коррекционный подход по каждой из повышенных в профиле шкал).

studfile.net

Стандартизированный многофакторный методисследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI)Вводные замечания

Методику СМИЛ по ее значимости и эффективности по праву можно назвать «тяжелой артиллерией» психодиагностики. И не потому, что некоторые специалисты, мало знакомые с методикой, считают ее громоздкой и трудоемкой: на самом деле это – около часа работы самого обследуемого (при этом психолог может даже не присутствовать) и 10 минут на обсчет данных. Главное, что после этого психолог получает многосторонний портрет человека, включающий помимо количественных и качественных характеристик устойчивых профессионально важных свойств богатый спектр таких структурных компонентов личности как мотивационная направленность, самооценка, стиль межличностного поведения, полоролевой статус, черты характера, тип реагирования на стресс, защитные механизмы, когнитивный стиль, ведущие потребности, фон настроения, сексуальная ориентация, степень адаптированности индивида и возможный тип дезадаптации, наличие психических отклонений, выраженность лидерских черт, склонность к суициду, предрасположенность к алкоголизму и пр. При этом большим преимуществом данной методики является наличие в ее структуре шкал достоверности, позволяющих определить не только надежность результатов, но и установку испытуемого на саму процедуру обследования. Это дает возможность интерпретации полученных данных через призму выявленных с помощью шкал достоверности тенденций к преувеличиванию имеющихся проблем или к их сглаживанию.

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой модификацию теста MMPI, созданного в 1942-49 гг. в целях профессионального отбора летчиков во время Второй мировой войны. Авторы – американские психологи И.Маккинли и С.Хатэуэй. Это – квантифицированный (количественный) метод оценки личности, который, благодаря автоматизированному способу обработки результатов обследования, исключает зависимость получаемых результатов от субъективности и опыта экспериментатора. Высокая надежность методики, наличие шкал достоверности и полифакторный характер интерпретации создали базу для широкой популярности этой методики в разных странах мира.

В основу создания опросника теста было положено количественное сопоставление ответов, полученных в психологическом интервью с представителями нормативной группы, с типичными ответами больных, у которых в картине клинических расстройств четко преобладал тот или иной синдром: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, психастения, паранойя, шизофрения, гипомания. Эти названия и были приданы соответствующим шкалам, измеряемым методикой. Такой принцип построения психологических методик применялся многими психологами, которые представляли себе личностные особенности нормы как «разбавленную» патологию. Известный отечественный психолог Б.В.Зейгарник оправдывала такой подход, утверждая, что патологическое состояние суть заостренная модель нормы. Все то, что у психически здорового человека уравновешено и сглажено, у больного проявляется в виде гротеска – резко и обнаженно. Разработанный американскими психологами тест MMPI в Америке до сих пор в основном применяется как дифференциально-диагностический метод. Усовершенствованный вариант MMPI – тест СМИЛ , в первую очередь нацелен на изучение личности, так как многолетний опыт применения методики показал, что она в большей мере раскрывает канву психологически понятных переживаний и свойства личности, чем диагностирует психопатологию.

Многолетний опыт изучения личностных свойств в разных профессиональных группах показал, что данные методики СМИЛ могут оказать значительную помощь при выявлении устойчивых профессионально важных личностных свойств. Кроме того, методика уже получила большое распространение среди социологов, врачей и психологов, занимающихся семейным консультированием, суицидологией, психотерапией, алкоголизмом, психосоматикой, изучением кадровых резервов, проблемой менеджмента, а также в спортивной психологии, в судебной экспертизе, в юриспруденции, в Армии, в военной и гражданской авиации, в системе МВД, в центрах занятости населения, в школах, гимназиях, колледжах и в области высшего образования.

В работе практического психолога данные СМИЛ позволяют понять причины некоторых поворотов в судьбе конкретного человека , напрямую связанных с его индивидуально-личностными особенностями, характером, стилем общения с окружающими, с его способностью к самореализации.

В связи с реадаптацией методики и расширением сферы ее применения, автором модифицированного варианта большинству базисных шкал методики приданы новые названия, соответствующие их психологической сущности, соответственно: 1-я шкала – шкала «невротического сверхконтроля», 2-я -«пессимистичности», 3-я -«эмоциональной лабильности», 4-я -«импульсивности», 6-я -«ригидности», 7-я – «тревожности», 8-я – «индивидуа-листичности», 9-я – «оптимизма и активности». Не изменились названия двух шкал: 5-й -«шкала женственности-мужественности» и 0-й -«шкала социальной интроверсии». Что касается почти двухсот дополнительных шкал, не входящих в построение личностного профиля, то после рестандартизации названия их не менялись. Эти шкалы по сравнению с профилем базисных шкал намного проще интерпретируются, в основном их суть отражает само название каждой шкалы. Они разрабатывались разными авторами в связи с разными прикладными проблемами и могут использоваться в дополнение к шкалам основного профиля. Что касается базисных шкал, то они формируют целостный личностный профиль, отражающий портрет личности во всей его сложности и разнообразии. Каждая же дополнительная шкала лишь добавляет к этому портрету какое-либо определенное качество, которое, преломляясь через личностный образ, может приобретать то или иное звучание.

Профиль СМИЛ – это та ломаная линия, которая соединяет между собой количественные показатели 10-ти базисных шкал К нему примыкает маленький профиль шкал достоверности: шкала»?» показывает, сколько утверждений опросника попали в категорию ответов «не знаю». Шкала «L» – шкала «Лжи» – показывает, насколько искренним был обследуемый в процессе тестирования. Шкала «F» – шкала «достоверности» – показывает уровень надежности полученных данных в зависимости от его откровенности и готовности к сотрудничеству. Шкала «К» – шкала «коррекции» выявляет степень искажения профиля под влиянием закрытости испытуемого. В зависимости от показателей этих шкал профиль признается как достоверный или недостоверный, а его особенности рассматриваются через призму установок испытуемого по отношению к процедуре обследования.

Методика предъявляется испытуемому в виде книжечки-буклета, содержащей 566 утверждений (сокращенный вариант, позволяющий получить личностный профиль, но уже без дополнительных шкал, содержит 360 утверждений). Почему в опроснике приводятся не вопросы, а утверждения? Потому, что человек более искренно отвечает на интересующие психолога вопросы, если они звучат в форме утверждения. В такой ситуации человек чувствует себя анализирующим свое «Я» как бы наедине с самим собой и это способствует большей откровенности, нежели вопросительная форма, звучащая как допрос

Утверждения носят разный характер, в зависимости от того, какая сфера человеческих проблем ими освещается. Большинство из них направлено на выявление черт характера, на стиль общения с окружающими, и отражает субъективные пристрастия и вкусы обследуемого человека, его взгляды на разные жизненные ценности, особенности эмоциональных реакций, оценку собственного самочувствия и ряда физиологических функций, фон настроения и пр. Важна не сама сентенция утверждения. Это – всего лишь стандартный набор моделируемых экспериментом ситуаций, на которые разные люди по-разному реагируют. Важна сама избирательность ответов, обрисовывающая в конечном итоге индивидуально-личностные свойства конкретного человека. Анализ результатов основан не на изучении смысла ответов испытуемого, а на статистической процедуре обсчета данных, в процессе которой выявляется количественная дисперсия разных вариантов ответов по отношению, с одной стороны, к средненормативной усредненности, а с другой, к патологической заостренности психологического фактора, содержащего в себе по сути дела ту или иную индивидуально-личностную тенденцию. Большинство утверждений звучит так, что испытуемый, отвечая, далеко не всегда представляет, каким образом это его охарактеризует, что значительно затрудняет стремление «улучшить» или «ухудшить» результаты обследования. На первый взгляд, методика позволяет обрисовать субъективную внутреннюю картину «Я» обследуемого лица. Реально же, благодаря отчасти проективному звучанию многих утверждений, в эксперименте выявляются и те психологические аспекты, которые не осознаются человеком или лишь частично поддаются контролю сознания. Поэтому лишь при статистически недостоверных данных профиль личности искажается настолько, что его нет смысла интерпретировать. В рамках же достоверных данных даже при наличии тенденций, влияющих на усиление или сглаживание рисунка профиля, интерпретация отражает истинную картину личности. При этом возможна весьма дифференцированная градация степени выраженности разных личностных свойств в их сложном сочетании, когда принимаются во внимание не только высокие показатели, но и их соотношение с низкими показателями. В то же время отклонение от средненормативных показателей, более чем вдвое превышающее среднеквадратичную ошибку, выявляет избыточную степень выраженности той или иной личностной черты, выводя ее за пределы достаточно широкого (от 30 до 70 стандартных баллов Т) коридора нормативного разброса. Такие данные не обязательно свидетельствуют о патологии. Состояние стресса, объективно сложная ситуация, физическое недомогание – все это может вызвать состояние временной дезадаптации. Поэтому интерпретация полученных данных должна вестись в соответствии со всей имеющейся об испытуемом информации, не говоря уже о том, что для адекватного представления об испытуемом не мешает взглянуть на него самого. «Слепая» интерпретация может использоваться лишь в исследовательских целях, когда проверяется надежность методики, а также при крупномасштабных обследованиях, когда интерпретируется не личность отдельного человека, а некоторые обобщенные тенденции больших по численности групп.

В модифицированном варианте из опросника выделены 26 утверждений, которые оказались балластными: они не только вводили в заблуждение и шокировали обследуемых, но и провоцировали неадекватные ответы В основном – это утверждения, «работающие» на шкалу достоверности «F» и 8-ю – шкалу «шизофрении». Так, утверждение «Я часто вижу людей, животных и другие предметы, которых не видят другие окружающие меня люди» провоцировало ответ «верно» у тех, кто по роду деятельности (например, спортсмены) много ездят по разным странам, в то время как утверждение нацелено на выявление нарушений восприятия.

Опросники в модифицированном виде делятся на мужской, женский и подростковый варианты, отличие которых отражается лишь в форме изложения некоторых утверждений. Ключи, с помощью которых подсчитываются сырые баллы по каждой шкале, коррекция сырых показателей для формирования профиля личности в стандартных показателях Т, а также интерпретационная схема абсолютно идентичны для всех форм опросника, кроме некоторой разницы в обработке данных по 5-ой шкале в мужском и женском профиле . Имеются также полный (566) и сокращенный (360) опросники, разница между которыми помимо объема лишь в том, что сокращенный вариант не позволяет получить показатели по дополнительным шкалам теста.

Профильные листы взрослой и подростковой версии имеют различия лишь в зависимости от пола испытуемого в стандартах по ряду базисных и по большинству дополнительных шкал. Поэтому очень важно, чтобы перед началом работы специалист убедился в том. что у него и сам опросник, и ключи, и профильные листы, и, наконец, интерпретационный подход, принадлежат одному автору. Отличаются как от оригинала (MMPI), так и от СМИЛ разработанный в ВНИИ неврологии и психиатрии им. Бехтерева Стандартизованный клинический опросник СКЛО и адаптированный Ф.Б.Березиным и М.П.Мирошниковым ММИЛ. Несравним по всем параметрам с методикой СМИЛ опросник на 71 утверждение, клинически ориентированный Мини-мульт, разработанный шведской психологессой Кинканнон и адаптированный в русском варианте В.П.Зайцевым и В.Н.Козюлей.

Как показывает опыт, методика в основном рассчитана на обследование контингента взрослых лиц (от 16 до 80 лет) с законченным начальным образованием (7-8 классов средней школы) с сохранным интеллектом. В связи с тем, что автором книги совместно с педагогами Б.Н.Кодесс и Т.В.Кодесс в 1984 г. был разработан и адаптирован подростковый вариант СМИЛ, границы применения методики несколько расширились Если обычный взрослый вариант широко и эффективно уже много лет используется в практике профконсультирования при обследовании старшеклассников в возрасте 16-17 лет, то подростковый вариант последние годы успешно применяется при изучении детей несколько более младшего возраста, начиная с 12 лет (при условии хорошего общего развития). Отмечено, что недостоверные результаты часто находятся в прямой зависимости не столько от искаженной установки испытуемого на обследование, сколько от плохого понимания содержания утверждений, что может быть связано, во-первых, с недостаточно развитым вербальным интеллектом, во-вторых, с плохим знанием русского языка Поэтому в регионах, где люди говорят на другом языке, методика должна быть переведена на родной язык, но при этом необходимо также провести рестандартизацию количественной базы методики, так как нормативные стандарты могут иметь свои региональные отличия

Процедура обследования требует соблюдения следующих условий: испытуемый не должен испытывать настороженности в отношении целей исследования; он может претендовать на определенную информацию о результатах тестирования; психолог-экспериментатор или консультант обязан в первую очередь соблюдать интересы обследуемого человека и никогда не интерпретировать данные обследования ему во вред, так как роль психолога в обществе в основном сводится к защите человека во всех смыслах этого слова. Если это правило будет нарушено, люди потеряют доверие к психологу и дальнейшие психологические исследования станут невозможными. Отсюда вытекает и остальное: интерпретация полученных данных должна вестись с позиций психотерапевтического, щадящего подхода. Каждое индивидуально-личностное свойство как правило несет в себе и положительную, и отрицательную информацию. Поэтому, всегда есть возможность начать собеседование с освещения позитивных характеристик, а затем на этом фоне выделить те особенности и свойства личности, которые создают определенные сложности и негативно влияют на судьбу человека. Но делать это следует осторожно и именно в том стиле, который является для данного индивида оптимальным (см. коррекционный подход по каждой из повышенных в профиле шкал).

Л. Н. Собчик

Подраздел: СМИЛ

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

psylist.net

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (смил) по л.Н. Собчик

Стандартизованный многофакторный метод исследования личности представляет собой метод изучения личностных свойств и степени адаптированности обследуемого. Методика является модифицированным вариантом теста MMPI, впервые разработанного в 1942-1949 годах американскими психологами Дж. Маккинли и С. Хатэуэем в целях профессионального отбора военных летчиков. Модификация методики к отечественным условиям была проведена Л.Н. Собчик. Основными отличиями данного варианта методики от широко распространенного в нашей стране другого варианта опросника (Ф.Б. Березин) являются его выраженная психологическая, а не психопатологическая направленность. СМИЛ имеет также большую ценность при решении задач профориентации.

Данные методики в своей основе имеют статистически достоверную математическую базу. Путем сравнения среднестатистической нормы с крайними, клинически заостренными состояниями эмоциональной напряженности, достигающими уровня психотического синдрома, для каждой шкалы был получен разброс, в котором диапазон достоверности определялся удвоенным среднеквадратичным отклонением.

Первоначально методика была задумана американскими авторами как тест, дифференцирующий норму от патологии. В связи с этим оригинальные названия шкал отражали клиническую специфику тех репрезентативных групп клинической психопатологии, с которым сравнивалась группа нормы. Длительный опыт применения методики, в том числе и в клинике, показал относительную пригодность этих названий. При использовании методики в целях дифференциальной диагностики психологическое исследование помогает выявить в первую очередь сложную структуру психологических проблем больного. Любое клиническое состояние в своей основе определяется поломкой психологической целостности личности и окрашивается теми переживаниями, которые отражают наиболее сохранные стороны личности больного и реакцию на сам факт болезни и ее проявления. Даже у больных с тяжелыми психическими нарушениями данные психодиагностического исследования выявляют в основном те переживания, которые имеют личностный оттенок. Что касается пограничных психических расстройств (невротические реакции и развития, неврозы, акцентуации характера, психопатии), то здесь актуальное состояние еще более тесно связано с устойчивыми личностными свойствами и отношением личности к психотравмирующей ситуации, выступающей в качестве патогенного фактора.

Параллельное изучение контингента нормы также показало, что возможности метода преимущественно направлены на выявление феноменов психологического порядка. Применение методики СМИЛ при изучении личностных особенностей в разных профессиональных группах населения, в студенческих и производственных коллективах показало ее большие возможности при решении сложных вопросов профотбора и профориентации, комплектования производственных коллективов, расстановки кадров, при изучении и коррекции социального микроклимата на промышленных предприятиях и др. Методика успешно применяется в различных видах психологической службы в целях дифференцированного подхода при разработке психологической коррекции (в суицидологии, в семейном консультировании, в сфере педагогической психологии, в работе промышленных психологов и социологов, экспертов по профотбору и т.д.).

В связи с этим вместо психиатрически ориентированных названий основных шкал методики, способствовавших при интерпретации навешиванию клинических ярлыков («психопатия», «паранойя», «шизофрения» и др.), были введены названия, отражающие психологическую сущность тех тенденций, степень выраженности которых и выявляют эти шкалы: «импульсивность», «эмоциональная лабильность», «ригидность», «индивидуалистичность» и т.д.

Методика построена по типу опросника, однако оценка полученных в результате исследования данных базируется не на прямом анализе ответов испытуемого, а на данных статистически подтвержденной дискретной значимости каждого ответа в сравнении со средненормативными данными. В процессе обследования испытуемый оценивает как «верные» или «неверные» по отношению к нему утверждения, которые отражают картину самочувствия обследуемого, его привычки, особенности поведения, отношение к различным жизненным явлениям и ценностям, нравственную сторону этого отношения, специфику межличностных контактов, направленность интересов, уровень активности и настроения и прочее. Большая часть утверждений носит проективный характер и исподволь выявляет реакции испытуемого в разных ситуациях, моделируемых утверждениями методики. Поэтому с уверенностью можно сказать, что данный метод занимает промежуточное место между осознанной субъективной оценкой и проективным исследованием неосознаваемых тенденций личности. В процессе реадаптации и рестандартизации методики MMPI перевод осуществлялся с учетом лингвистических особенностей английского и русского языка, а также социально-этнических и культуральных факторов.

Стремление сохранить эквивалентное значение содержательной стороны айтемов сочеталось с тенденцией приблизить смысл моделируемых утверждениями ситуаций к условиям жизни населения Российской Федерации.

Надежность метода после проведенной модификации проверялась путем сопоставления данных обследования методикой СМИЛ 3000 испытуемых с результатами других психодиагностических методик и сведениями, полученными от самих обследуемых и их непосредственного окружения (друзья, родственники, учителя, тренеры, руководство, сотрудники или соученики, лечащие врачи, данные из истории болезни или служебной характеристики). Репрезентативная группа, послужившая эталоном для получения среднестатистической нормы, состояла из 860 человек: 580 мужчин и 280 женщин. Поровну были представлены разные возрастные группы от 16 до 70 лет. Среди них были лица с высшим, средним и неполным средним образованием, которые, помимо прочего, группировались по специфике их профессиональной или учебной занятости. С одной стороны, это были виды деятельности, требующие хорошей физической выносливости, стрессоустойчивости, подвижности, общительности, самостоятельности, решительности, высокой социальной активности, быстроты реакций, неконформности суждений. С другой — такие виды профессиональной занятости, где необходимы сосредоточенность, вдумчивость, продуманность плана действий, достаточная избирательность в контактах, большая погруженность в мир собственных переживаний и представлений, кабинетный стиль работы с ориентацией на знаковые системы, склонность к анализу информации, повышенное чувство ответственности, исполнительность, конгруэнтность, меньшая вовлеченность в межличностные контакты. В исследование были включены летчики, спортсмены, водители автотранспорта, инженеры, технический персонал и рабочие промышленных предприятий, студенты гуманитарных и технических вузов, учащиеся профтехучилищ, педагоги, артисты, юристы и школьники старших классов Москвы, ряда других городов, а также сельской местности. Двадцатилетний опыт применения методики позволил разработать интерпретационную схему, значительно более углубленную по сравнению с американским подходом и использующую тезаурус современной дифференциальной психологии, ориентированной на целостный подход в понимании личности как единства биологических и социальных факторов.

Опросники в модифицированном виде делятся на мужской, женский и подростковый варианты, которые отличаются лишь формой изложения некоторых утверждений. Ниже представленный вариант опросника является мужским.Для женского варианта следует только поменять форму вопросов-утверждений на «женский род». Например: «Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим», для женского варианта: «Обычно по утрам я просыпаюсь свежейи отдохнувшей». Исключение составляет вопрос 74: «Иногда я представляю себя в роли женщины», для женщин: «Я довольна тем, что я женщина».

studfile.net

Программный психодиагностический комплекс «Люнисо: ГосТест»

Программный психодиагностический комплекс «Люнисо: ГосТест»
Методики СМИЛ (MMPI), ЛИК-190, МЦВ (Люшер), МПВ (Сонди), ИТО, ДМО (Лири), Мини СМИЛ
Тип поставки Электронная версия, Коробочная версия
Сист. требования Процессор 1 ГГц, оперативная память 512 МБ, жесткий диск 2 ГБ
Операционная система Windows XP, Windows Vista, Windows 7, Windows 8, Windows 8.1, Windows 10, Mac OS (macOS)
Языки локализации русский
Вес упаковки 250 г

Лицензированный программный комплекс адаптированный для подбора и оценки персонала государственных учреждений. Содержит набор методик, которые уже много лет успешно применяются в МВД, МЧС, Прокуратуре и Таможенной службы Российской федерации.

Особенности

Полезные функции
  • Защита данных паролем
  • Автоматическое сохранение каждые 30 секунд
  • Возможность прерывание и продолжения тестирования в любой момент
  • Батареи тестов
  • Экспорт отчётов в Word (Open Office) и PDF
  • Единая база обследуемых для всех методик
  • Динамика (хранение всех результатов обследований)
  • Статистический анализ
  • Полноэкранный режим тестирования
Технические особенности
  • Естественный и простой интерфейс
  • Поддержка 64 разрядных операционных систем
  • Установка «в 1-клик» (Microsoft ClickOnce)
  • Автоматическое обновление (требуется интернет)
  • Программа имеет цифровую подпись и не конфликтует с антивирусами

Примеры интерпретаций (отчётов)


Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ)

В основе методики лежит психометрический подход американских создателей всемирно известного теста MMPI. Однако его теоретическая база и интерпретация в процессе адаптации к отечественным условиям значительно изменены и расширены в рамках разработанной автором теста СМИЛ теории ведущих тенденций.

Методика позволяет обрисовать основной тип личности, профессиональные наклонности, степень социально-психологической адаптированности, деловые качества, компетенции, стиль общения и многие другие личностные особенности обследуемого лица. Применяются мужской, женский и подростковый варианты опросников.

Методика уже давно подтвердила свою надежность и достоверность благодаря многолетнему ее применению психологами в их повседневной работе в области кадрового отбора, в профориентации, в семейном консультирования и в медико-профилактической работе, в том числе в процессе психологической коррекции и психотерапии.

В отличие от оригинальной версии и иных модификаций этой всемирно известной методики, СМИЛ не имеет клинической направленности и основывается на индивидуально-типологическом концептуальном подходе автора. Собственно, и в клинике данные СМИЛ отражают личностную реакцию индивида на его страдания и социально-психологическую дезадаптацию.

Интерпретация включает в себя характеристику разных аспектов личности:

  • тип профиля
  • позиция личности
  • мотивационная направленность
  • эмоциональный фон
  • реакция на стресс
  • защитные механизмы
  • когнитивный стиль
  • стиль межличностного поведения
  • особенности характера
  • оптимальная социальная ниша
  • индивидуализированный коррекционный подход
  • возможный вариант дезадаптации

Практическое руководство публикуется с 1970 года (первые шаги по освоению автором теста ), затем — в 1990-м, в 1996, и уже более подробное издание по выверенным стандартам и с описанием накопленного опыта — в 2003, 2008 г.г. Методика широко используется психологами России и стран СНГ в разных сферах, где представляется важным изучение человеческого фактора.


Личность и компетенции (ЛИК-190)

Одна из последних разработок нашего Института, методика ЛИК–190, представляет собой тест-опросник, содержащий в себе как основные личностные шкалы, так и шкалы достоверности.

Информативен не только для определения индивидуально-психологических особенностей обследуемого лица, но и для оценки его профессионально-значимых характеристик.

По итогам прохождения теста программа формирует отчет о личностных свойствах оцениваемого лица и подробный список компетенций, характеризующих профессионально важные свойства и деловые качества индивида. Кроме того, по результатам методики можно судить о мотивационной направленности индивида, его склонностях к определенному виду деятельности и способах повышения его трудовой эффективности.


Методика портретных выборов (МПВ)

Проективный метод глубинной диагностики влечений личности, позволяющий оценить как актуальную сферу потребностей, мотивов и ценностей индивида (при анализе однократных диагностических срезов), так и выйти на уровень оценки устойчивых личностных образований (анализ многократных обследований, «судьбоанализ»).

Помимо психоаналитического толкования тестовых показателей согласно оригинальной версии Л. Сонди, модифициpованный ваpиант методики предлагает интерпретацию, опирающуюся на тезаурус и понятийный аппарат современного психолога, становясь для него близкой и понятной.

Процедура тестирования по методике МПВ осуществляется как через предъявление стимульного материала в диалоговом режиме с экрана ПК (демонстрация 48 портретов, составляющих 6 серий по 8 стимулов, предполагающая проведение первого и второго планов).

Программа дает три типа результатов. Первый описывает преобладающие свойства личности, иногда — в их противоречивом их сочетании, что означает наличие противовеса одним свойствам другими, что способствует саморегуляции и стремлению с сбалансированности. Другой результат основывается на использовании второго (дополнительного) выбора, который имеет смысл использовать, если по первому выбору не обнаружено проявления каких-либо преобладающих черт. Третий результат дает анализ личностных свойств и проблем с психоаналитических позиций.

Первый и второй варианты данных описывают:

  • личностные особенности индивида
  • профессионально важные качества и социальную направленность
  • степень выраженности и особенности его мотивационно-потребностной сферы
  • стиль познавательной деятельности и межличностного общения

Данные третьего варианта интерпретации результатов обследования позволяют:

  • вскрыть уходящие корнями в раннее детство комплексы и проблемы
  • выявить латентные психические отклонения, суицидальную готовность и готовность к злоупотреблению алкоголем
  • определить наличие криминальных наклонностей, склонности к сексуальным извращениям, агрессивным реакциям

Метод цветовых выборов (МЦВ)

Основным преимуществом предлагаемой версии методики, основанной на научно-обоснованной концепции автора, является возможность не только традиционной экспресс-оценки психо-эмоционального состояния обследуемого в период тестирования, но и толкования полученных результатов с позиций личностного подхода для оценки преобладающих индивидуально-типологических свойств личности.

Используемый в модифицированной версии методики МЦВ язык интерпретации, положительно отличающийся от интерпретационного тезауруса оригинала исключением не научных, популяризированных толкований, оптимально соответствует понятийному аппарату современного психолога.

Компьютерная интерпретация метода цветовых выборов лишь отчасти соответствует толкованию функциональных пар самого М. Люшера. Не входя в противоречие с оригинальной интерпретацией, предлагаемая версия теста строится на индивидуально-типологическом подходе автора модификации, что позволяет не только охарактеризовать реакцию обследуемого на конкретную ситуацию, но и оценить личностные особенности и профориентационные предпосылки индивида.

Процедура обследования осуществляется как через предъявление стимульного материала в диалоговом режиме с экрана ПК, так и методом внесения цветового ряда результатов обследования, выполненного с помощью стандартных цветовых таблиц.


Индивидуально-типологический опросник (ИТО)

Метод диагностики индивидуально-типологических особенностей личности ИТО на основании полученных ответов по 91 утверждениям выдает результаты тестирования в графического изображения (8 октантов, каждый из которых отражает степень выраженности того или иного типологического свойства, в цифровом выражении, а также в виде интерпретации.

В своей интерпретационной части ИТО оценивает степень выраженности восьми основных типологических свойств личности: эмоциональные особенности, когнитивный стиль восприятия и переработки информации, мотивационная направленность, наклонности к определенным видам профессиональной занятости, тип межличностного поведения.

ИТО схематически отражает модель структуры личности с позиции теории ведущих тенденций. Каждой выраженной (в баллах) тенденции противопоставляется та тенденция, которая осуществляет противовес первой, уравновешивая (или не уравновешивая) внутриличностный баланс. Таким образом, можно судить о преобладающих характерологических свойствах и о степени их контролируемости. Идеальная норма — баланс между характеристиками при их умеренной выраженности.

Полученные данные сопровождаются рекомендациями по предпочтительным видам профессиональной деятельности. Таким образом, тест ИТО информативен в оценке преобладающего тип реагирования, взаимной компенсируемости определенных личностных свойств их полярными характеристиками, в выявлении признаков акцентуации и дезадаптации.


Диагностика межличностных отношений (ДМО)

Методика ДМО применяется как в рамках индивидуальной диагностики, так и в ходе обследования групп и коллективов. В классическом варианте индивидуальной диагностики позволяет оценить степень выраженности и соответствие собственным ожиданиям восьми личностных характеристик, определяющих особенности межличностного взаимодействия индивида.

Исследование с помощью методики ДМО структуры межличностных отношений в группе позволяет найти оптимальное решение вопросов, связанных с расстановкой кадров, комплектовании команд, бригад и экипажей.

Компьютеризированная версия методики ДМО выдает результаты тестирования в виде графика (Я реальное в сопоставлении с Я идеальным), в цифровом выражении и в виде интерпретации. При обследовании группы (коллектива, семьи, команды, экипажа) появляется возможность узнать, как оценивает каждый член группы себя и других входящих в группу лиц.

При этом появляется возможность:

  • четко структурировать картину межличностных отношений
  • выявить реального лидера группы
  • определить зону конфликта и понять причины его возникновения
  • распознать антагонистически и коллегиально настроенные подгруппы
  • определить степень сплоченности группы и т.д.

Методика ДМО носит декларативный характер, так как лишена шкал достоверности и построена на субъективной оценке обследуемым собственных способностей к взаимодействию (желаемых или реальных) или оцениваемого лица.

Выраженная субъективность результатов по тесту является скорее сильной, нежели слабой стороной методики, т.к. позволяет сопоставить данные самооценки индивида с информацией объективного характера, полученной с помощью вербальных и проективных диагностических инструментов.


Мини СМИЛ

Методика не является сокращенным вариантом методики СМИЛ. Она представляя собой экспресс-диагностику субъективной самооценки болезненного состояния. Методика содержит 65 утверждений и рассчитана на полную откровенность, которая обычно наблюдается у тех, кто ищет помощи и не заинтересован в искажении результатов.

Интерпретация позволяет оценить в виде графического изображения профиля и в баллах степень выраженности депрессии, тревоги, агрессивности, вегето-эмоциональной лабильности, экзальтации, астенизации, иррациональных проявлений больного в его субъективном представлении.

Рекомендуется к применению преимущественно в клинической психологии и психиатрической практике для выявления субъективной оценки больным своего состояния перед приемом врача, предваряя клиническое собеседование для структуризации его жалоб.


Теги: психодиагностика Собчик Л.Н. МПВ ДМО ИТО МЦВ СМИЛ тест мини СМИЛ ЛИК-190 Люнисо

Программный психодиагностический комплекс «Люнисо: ГосТест» отзывы

Оставьте отзыв об этом товаре первым!

sobchik.ru

Стандартизированный многофакторный методисследования личности СМИЛ (модифицированный тест MMPI)Интерпретация

  • 5-я шкала – шкала «мужественности-женственности»– по-разному интерпретируется в зависимости от пола испытуемого. Повышенные показатели по 5-й шкале в любом профиле означают отклонение от типичного для данного пола ролевого поведения и усложнение сексуальной межличностной адаптации. В остальном интерпретация носит полярный характер в зависимости от того, женский или мужской профиль подлежит расшифровке.

    Следует акцентировать внимание обучающихся работе с методикой на том, что сырые показатели 5-й шкалы в мужском варианте профильного листа распределяются так же, как и по другим шкалам – снизу вверх (от О До 50 Т), в то время, как на женском профильном листе они начинаются сверху, спускаясь к максимальным величинам вниз. Здесь начинающие часто впадают в ошибку, делая пометку выше 30 сырых баллов, если показатель по 5-й шкале при подсчете с помощью ключа значимых ответов испытуемой-женщины равен, к примеру, 34 с.б., в то время, как эта величина располагается в столбике сырых баллов 5-й шкалы женского профильного листа ниже пометки 30 с.б.

  • В профиле мужчин повышение по 5-й шкале выявляет пассивность личностной позиции (если другие шкалы не противоречат этому), гуманистическую направленность интересов, сентиментальность, утонченность вкуса, художественно-эстетическую ориентацию, потребность в дружелюбных гармоничных отношениях, чувствительность, ранимость.
  • В межличностных отношениях – склонность к сглаживанию конфликтов, сдерживанию агрессивных или антисоциальных тенденций выявляется даже в тех профилях, где повышенная 5-я шкала сочетается со столь же повышенными шкалами стенического регистра (4-й, 6-й или 9-й).
  • Иногда высокие показатели 5-й шкалы, например, в сочетании 8546’13-/270, могут быть признаком извращенной сексуальной направленности, но такие выводы делаются лишь при имеющихся дополнительных данных клинического и биографического порядка. Находясь под давлением социально привитых навыков поведения, эти тенденции могут быть сублимированы и проявляться только в виде характерологических особенностей, не актуализируясь извращенными влечениями. В целом измеряемое 5-й шкалой качество – женственность. Известная феминизация мужской популяции современного общества отражается в профилях методики, однако эта тенденция резко усиливается лишь там, где для данного феномена имеется определенная биологическая почва или специфическая социальная среда.
  • Повышенная 5-я шкала в нормативном профиле подростков и юношей встречается довольно часто, отражая при этом лишь недифференцированность полоролевого поведения и мягкость, несформированность характера, что делает их в руках руководителя авторитарного типа податливым материалом и вводит в заблуждение при профотборе, когда выбор сугубо мужских видов профессий у юноши носит в основном гиперкомпенсаторный характер.
  • С возмужанием показатели 5-й шкалы имеют тенденцию к снижению. В период старения нарушение сексуальной адаптации вновь находит свое отражение в повышении профиля по 5-й шкале; то же наблюдается и при некоторых хронических заболеваниях, сопровождающихся снижением либидо, что было отмечено при изучении больных хронической формой туберкулеза.
  • В профиле, отражающем стенический тип реагирования, относительно низкие показатели 5-й шкалы (50 и ниже) выявляют типично мужской стиль полоролевого поведения, жесткость характера, отсутствие сентиментальности, склонность к полигамии (профиль типа 49′-/54 или 94’6-/75). Нарциссический тип личности со склонностью к демагогии, самовлюбленности, к эстетствующему резонерству, манерности, свойственной холодным индивидуалистам, испытывающим слабость лишь к тем людям, которые перед ними преклоняется, сензитивным к диссонансу своего «Я» с окружающей средой, выявляется профилем 58’4-/.
  • У женщин высокие показатели 5-й шкалы отражают черты мужественности, независимости, стремление к эмансипации, к самостоятельности в принятии решений. В профиле стенического типа (‘4569-/270) повышение 5-й шкалы усиливает черты жестокости, а в гиперстеническом профиле (4569’-/270) – антисоциальные тенденции. При одновременно повышенной 5-й и низкой 3-й шкалах обнаруживается отсутствие обычно присущей женщинам кокетливости, мягкости в общении, дипломатичности в межличностных контактах, отмечаются характерные для мужчин особенности поведения.
  • Высокая 5-я шкала (выше 70 Т) особенно часто встречается у спортсменок, занимающихся такими видами спортивной деятельности, которые изматывают физически и сказываются на нормальном развитии организма по женскому типу: происходит задержка становления гормонального цикла и развития вторичных половых признаков, отмечается диспластичность фигуры и др. Особенности полоролевого поведения женщин с высокой (70 Т и выше) 5-й шкалой вместе с высокой 4-й приобретают черты мужского стиля – с выраженной сексуальной озабоченностью, прагматическим отношением к контактам, построенным на чисто физиологическом влечении, с тенденцией к относительно частой смене сексуального партнера, с отсутствием склонности к глубокой, душевной привязанности, к постоянству: профиль типа 945′-/027.

    Напротив, низкие показатели 5-й шкалы (ниже 50 Т) в женском профиле отражают ортодоксально женственный стиль полоролевого поведения: стремление быть опекаемой и найти опору в муже, мягкость, сентиментальность, любовь к детям, приверженность семейным интересам, неискушенность и стыдливость в вопросах секса.

    В профиле, отражающем высокий уровень невротизации (высокие 1,2 и 3-я шкалы), озабоченность плохим самочувствием и астено-депрессивный фон настроения (высокие 1-я, 2-я и 3-я шкалы), низкие показатели по 5-й шкале (40 Т и ниже) могут свидетельствовать о наличии фригидности.

    Сочетание низкой 5-й с повышенной 3-й и 8-й свойственно женщинам с выраженной эстетической ориентированностью, с богатым воображением, с избыточной эмоциональностью и впечатлительностью, склонностью к быстрому вживанию в разные жизненные роли и художественные образы, с богатой пластикой тела, с выразительностью мимики и интонаций, что, по-видимому, и является ведущим фактором у личностей данного типа при выборе профессии актрисы (или актера, чему соответствует такой же профиль, но с высокой 5-й шкалой у мужчин).

    Опыт показывает, что актеры кино и театра, склонные к выраженному перевоплощению, имеют обычно профиль типа 35’842-/0 (М) и 31’894-/5 (Ж). Те же из них, у кого ярко выраженная индивидуальность «эксплуатируется» без особых вариаций, чаще имеют профиль типа 4″9385-/0 (М) и 431″968-/25 (Ж).

    Присутствие несколько повышенной 5-й в любом мужском профиле (так же, как пониженной в женском) свидетельствует о большей гуманистичности, мягкости и меньшей агрессивности. Сензитивность этих личностей предъявляет повышенные требования к среде, сужает зону жизненного комфорта, для них особенно важна щадящая социальная ниша, оберегающий подход.

    Как ни покажется это странным, но кадровая служба в военных организациях часто выбирается молодыми мужчинами такого типа не только в силу компенсаторных тенденций, но, возможно, и потому, что четкость и отлаженность институтов военной службы создает у них ощущение большей защищенности от превратностей судьбы (разумеется, в мирное время), большей стабильности социального статуса и материальной базы, вместе с тем немалую роль играет, по-видимому, их гуманистическая направленность, конгруэнтность, импонирующая тем, кто занимается профотбором в такого рода организациях.

    Ведущая в профиле 5-я шкала оказывает влияние на судьбу человека в основном в связи с затрудненной сексуальной адаптацией, что приводит к сублимации примитивно-чувственной потребности в социализированную активность, если речь не идет о патологии. Если же сексуальное влечение выходит из-под контроля, осознается человеком как неизбежность и неотвратимость, то оно реализуется в неадекватном направлении, а судьба человека подвергается серьезным потрясениям, т.к. такой способ самореализации осуждается обществом. В общественно-культурной жизни наиболее активные личности типа «5» – организаторы социального движения за сексуальные меньшинства, «хиппи», суфражистки, создатели домов модели, особых шоу и театральных представлений, в которых женские роли исполняют мужчины.

    Л. Н. Собчик

    psylist.net