Социально психологическая адаптация: Социально-психологическая адаптация | Статья в журнале «Молодой ученый»

Социально-психологическая адаптация и социально-психологическая реабилитация

В жизни любого человека случаются моменты, когда прежние способы справляться с собой, с чувствами, с собственным состоянием, перестают помогать. Знакомые раньше тропинки приводят в  тупики. Эти моменты подсказывают нам, что пришло время обратить внимание на себя, чтобы изменить прежнее видение ситуации, проверить свое ощущение реальности, получить объективную обратную связь, открыть в себе новые ресурсы и получить к ним доступ. Чтобы начать это делать, можно и нужно выбрать время для себя и найти способы своей адаптации к сложившейся ситуации.

Индивидуальная консультация лиц старше 18 лет имеющих или получивших инвалидность по зрению, консультации для родителей в семьях которых есть ребенок-инвалид, групповые занятия направленные на повышения степени социальной адаптации и социализации в обществе.

Кроме этого,    разработка и внедрение  социальных проектов направленных на реабилитацию и адаптацию инвалидов в различных сферах общества, направленных на снижение социальной напряженности между обществом и инвалидом, оказывание консультации по разработке подобных проектов.

Социально-психологическая реабилитация

Зрение играет большую роль практически во всех видах человеческой деятельности, так как именно с его помощью человек имеет возможность воспринимать окружающий мир и контролировать выполняемые действия.

Приводить примеры значимости зрения можно бесконечно. Очевидно, что полная или частичная его потеря влияет на физическое, психическое, эмоциональное состояние и социальное положение человека. С потерей зрения человек, как правило, ощущает глобальное обесценивание всех жизненных ценностей, глубокое отчаяние и абсолютное неверие в успешность перспективы своей жизни. Потеря смысла жизни, чувство жизненного тупика, абсолютная бессмысленность каких-либо действий во имя жизни — вот те чувства, которые наполняют ослепшего, потому что слепота является всегда неожиданностью вне зависимости, по какой причине, при каких обстоятельствах и в течение какого промежутка времени она наступила.

Утрата зрения, а вместе с ним отражательной и регулирующей функций человеческой психики, влияет на автоматизированность поведения. Многие выработанные ранее навыки (основные из которых: ориентировка в пространстве, навыки в общении и выполнение профессиональных обязанностей) вдруг становятся трудно решаемой и при этом постоянно стоящей пред человеком задачей. Невозможность воспринимать окружающее пространство старыми, привычными способами рождает сложно преодолимый страх этого пространства. Зацикливание на физической слабости приводит к потере ориентиров и способности отслеживать опасность и своевременно реагировать на нее. Все это в геометрической прогрессии увеличивает всевозможные страхи и неуверенность инвалида по зрению в своих силах и возможностях. При этом неизмеримо высоко подскакивает его внутреннее психическое напряжение, что толкает человека на неоправданные, необоснованные конфликты с окружающими и с самим собой.

Как правило, потеря зрения влияет и на межличностные связи, распад которых идет значительно быстрее, чем их налаживание. Потеря зрения сама по себе внезапно становится основой болей и страданий по многим причинам, среди которых:

    слепота — источник сильнейших негативных (зачастую неконтролируемых) эмоций из-за возникающих на каждом шагу трудностей преодоления пространства и трудностей осуществления социальных контактов;

    потеря адаптационных возможностей ведет к формированию многих страхов, в том числе страха одиночества и смерти;

    потеря зрения нарушает трудоспособность человека, что отрицательно сказывается на материальном благосостоянии семьи незрячего, резко понижается социальный статус самого ослепшего;

    необратимые изменения внешности после потери зрения (например, вследствие ДТП, производственных травм или травм другого рода) активизируют эмоцию стыда, еще более нарушающую внутреннее равновесие человека и разрушающую его социальные контакты.

 

Потеря зрения вдруг ставит человека перед огромным количеством нерешенных задач, и, к сожалению, самостоятельное их решение возможно только для единиц. Ослепший человек нуждается в целом ряде специально организованной помощи, в комплексе профессиональных услуг и в доброй, душевной, терпеливой поддержке близких, ведь реабилитация в человеческом смысле слова — это взаимодействие инвалида по зрению (или, попросту, человека, попавшего в трудную ситуацию) с заинтересованными в этой реабилитации людьми. Чтобы процесс реабилитации был запущен, пошел в правильном направлении и дал хорошие результаты, необходимо сознательное взаимодействие участников этого процесса.

Для снижения выше перечисленных проблем и направлена деятельность структурных подразделений Всероссийского общества слепых. В 2006 году, на базе клуба Курского производственного предприятия «Магнит» ВОС был открыт Центр реабилитации слепых Курской областной организации ВОС.

Первые специалисты ЦРС, которые начинают работать с реабилитантам, — это специалисты по социальной реабилитации. Они при первоначальном обращении проводят:

    анкетирование;

    определяют социальный статус клиента;

    выявляют физическое и психологическое состояние его здоровья;

    определяют реабилитационный потенциал, заводят индивидуальную карту реабилитанта и знакомят с другими специалистами.

После консультации со специалистами разрабатывается личная программа реабилитации, которая может осуществляться в режиме индивидуальных или групповых занятий.

В процессе реабилитации, можно узнать много нового о самом себе, об особенностях своего темперамента, о тех чертах характера, которые помогают или мешают ему в жизни.

Специалистами ЦРС оказывается как экстренная психологическая помощь инвалидам и их родственникам, так и систематическая поддержка эмоционального равновесия. Для этого создан кружок психологических знаний «Калейдоскоп», на котором обсуждаются наболевшие проблемы и пути их решения, а также клуб интерактивного общения «Счастье — каждому». На проводимых нами тренингах у реабилитанта появляется возможность освоить навыки эффективной коммуникации, стать более уверенным в себе, научиться грамотно выходить из конфликтных ситуаций, открыть для себя новые пути для личностного роста.

В 2009 году на средства выигранного гранта в ЦРС был оборудован кабинет психологической разгрузки, который сразу же полюбили наши реабилитанты.

Разнообразное сенсорное оборудование (настенные панно, фонтаны,фибероптические волокна, пузырьковые колонны и т.д.) создает особую расслабляющую атмосферу и способствует плодотворной работе с реабилитантами.

Сенсорная комната – это особым образом организованное пространство, наполненное различного рода стимуляторами. Сочетание света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений оказывает благоприятное воздействие на физическое и психологическое состояние реабилитанта. В сенсорной комнате появляется уникальная возможность почувствовать очарование «живой сказки», ощутить себя в полной безопасности, проникнуться ощущением радости и счастья. Занятия в кабинете психологической разгрузки направлены на снятие нервно-психического и мышечного напряжения, стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности, развитие внимания и творческих способностей, коррекцию эмоционального состояния.

Работа на регулирование эмоционального состояния в нашем кабинете и посещение кружка психологических знаний в значительной степени расширяют кругозор реабилитантов, открывают перед ними горизонты такой интересной науки о человеке и его душе, как психология.

Проходя социально -психологическую реабилитацию, инвалиды по зрению в соответствии с рекомендациями, прописанными в индивидуальной карте реабилитанта, параллельно проходят реабилитацию и у других специалистов ЦРС по иным направлениям комплексной реабилитации (социально-бытовая, информационная реабилитация, занятия в кружках, клубах по интересам, спортивных секциях, в художественной самодеятельности и т.д.).

Социально-психологическая адаптация и уровень субъективного контроля у студентов, получающих среднее профессиональное и высшее образование

1. 1. Александров Д. А., Тенишева К. А., Савельева С. С. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж» // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 66–91.

2. 2. Александрова Н. А. Семейные факторы профессионального самоопределения в подростковом возрасте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 4. С. 140–145.

3. 3. Гребень Н. Ф. Психологические тесты для профессионалов. Минск: Современная школа, 2008. 496 с.

4. 4. Ермошин В. И. Подходы к профессиональному самоопределению студентов среднего профессионального образования. // Новые педагогические исследования. 2007. № 3. С. 70–73.

5. 5. Карабанова О. А. Детско-родительские отношения как фактор профессионального самоопределения личности в подростковом и юношеском возрасте // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2016. № 3. С. 54–62.

6. 6. Каширский Д. В. Методика диагностики субъектности М. В. Исакова: оценка конструктной валидности и надежности на выборке учащихся 8–11 классов // К. Д. Ушинский и национальное образование: материалы XXV Межрегиональных педагогических чтений. М.: МГПУ, 2021. С. 112–114.

7. 7. Кислых А. А. Динамика показателей субъектности студентов // Азимут научных исследований. 2018. № 3 (24), С. 313–316.

8. 8. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.

9. 9. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Российское среднее профессиональное образование: востребованность и специфика выбора // Социологические исследования. № 3. 2018, С. 34–44.

10. 10. Мальцева В. А., Шабалин А. И. Необходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 10–42.

11. 11. Мудрик А. В. Социализация человека: учебное пособие. М.: Академия, 2004. 304 с.

12. 12. Мыскин С. В., Макеева Г. А. Адаптационные аспекты социальной ситуации развития подростков в условиях обучения в организации среднего профессионального образования // Психолого-педагогические исследования. МГППУ. 2021. Т. 13. № 2. С. 89–104.

13. 13. Мясникова О. В. Субъектность в процессе обучения: монография. Барнаул, 2019. 97 с.

14. 14. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С. 43–56.

15. 15. Собкин В. С. Подросток: нормы, риски, девиации / В. С. Собкин, З. В. Абросимова, Д. В. Адамчук и др. // Труды по социологии образования. Т. Х. Вып. XVII. М.: Центр социологии образования РАО, 2005. 359 с.

16. 16. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Институт психотерапии, 2002. С. 193–197.

17. 17.

Хавенсон Т. Е., Чиркина Т. А. Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17. № 4. С. 539–554.

Социально-психологическая адаптация первокурсников к требованиям высшего образования Факторный анализ

Реферат

Социально-психологическая адаптация первокурсников к вузу и новой социальной группе всегда была актуальна, поскольку, как известно, является сложным процессом, отнимающим у новоиспеченного студента социальную, психическую и биологическую энергию. Теоретический анализ зарубежных исследований в области социально-психологической адаптации позволил выявить ряд тенденций: проблемы адаптации к требованиям вуза характерны для большей части студентов, в среднем у 1/3 из них. Дезадаптация сопровождается такими последствиями, как тревожность, депрессия, стрессоустойчивость, гневливость, предрасположенность, психические расстройства.

Для успешной адаптации к требованиям высшего образования первокурсникам необходима поддержка психологов, тьюторов, семьи, создание психологически безопасной среды. Такие защитные механизмы, как избегающее поведение и рационализация, а также стратегии совладания, такие как «бегство/избегание» и «поиск социальной поддержки», являются причинами трудностей адаптации. Девочки более подвержены стрессу и депрессивному настроению, поэтому им труднее адаптироваться. Наше эмпирическое исследование выявило следующие результаты: 15 % студентов столкнулись с трудностями адаптации к требованиям вуза, основная трудность – «тайм-менеджмент», а значительная часть респондентов (43,5 %) ожидают поддержки со стороны педагогов и психологов. Исследование помогло выявить организационные, социальные, дидактические и материальные трудности, с которыми сталкиваются студенты в процессе адаптации к высшему образованию.

Ключевые слова: Социально-психологическая адаптация первокурсниковФакторы адаптации

Введение

Социально-психологическая адаптация первокурсников к вузу и новой социальной группе всегда была актуальна, поскольку, как известно, является сложным процессом, отнимающим у новоиспеченного студента социальную, психическую и биологическую энергию.

Социально-психологическая адаптация студентов как социально-профессиональной группы в силу своих особенностей более подвержена влиянию социокультурной динамики. Социально-психологическая адаптация личности как научная категория не обделена вниманием ученых. Однако, несмотря на многочисленные теоретические и эмпирические исследования, проблема остается актуальной и требует дальнейшего изучения, поскольку социально-психологическая адаптация, в отличие от биологической, во многом связана с процессами индивидуальной идентификации, осмысления и интериоризации стремительных социальных и иных изменений в лицо.

Постановка проблемы

Перейдем теперь к анализу зарубежных исследований последних лет по социально-психологической адаптации первокурсников к требованиям вуза. Исследование Wu, Garza, and Guzman (2015) посвящено адаптации первокурсников в высших учебных заведениях США. По мнению авторов, основными проблемами, с которыми сталкиваются студенты, являются академические проблемы, социальная изоляция и культурная адаптация, в связи с чем учащимся нужна помощь не только по учебным предметам, но и в решении социальных и культурных проблем. При изучении процесса адаптации студентов первого курса к требованиям вуза Аурел (2013) обнаружил, что ко второму году обучения 25% студентов отсеиваются из-за трудностей адаптации. По мнению автора, негативная адаптация приводит к тревоге, депрессии, стрессоустойчивости, гневливости, диспозитивности, психическим расстройствам. Наоборот, позитивная адаптация приводит к высоким академическим достижениям и высокой самооценке, гибким стратегиям поведения, высоким коммуникативным способностям. Результаты эмпирического исследования выявили, что девушки более уязвимы к проблемам адаптации, а юноши старше 20 лет наиболее склонны адаптироваться к требованиям высшего образования.

Изучая проблему адаптации эфиопских студентов к интуитивным требованиям зарубежного высшего образования, Esmael, Ebrahim, and Misganew (2018) обнаружили, что основными проблемами, с которыми сталкиваются студенты, являются эмоциональная дезадаптация и депрессия, плохая успеваемость, межличностные конфликты. Исследователи пришли к выводу, что для успешной адаптации к требованиям высшего образования первокурсникам необходима поддержка психологов, тьюторов, создание психологически безопасной среды.

Мутамбара и Бхебе (2012) изучали факторы дезадаптации у студентов вузов Зимбабве, они выяснили, что 60% студентов имеют проблемы с адаптацией и эмоционально не готовы отойти от семьи и финансово зависят от нее, не в состоянии принимать важные решения самостоятельно, склонны к стрессу и индивидуальной тревожности. Студенты, легко адаптирующиеся к требованиям вуза, как правило, устойчивы к стрессам, имеют хорошее психическое самочувствие и высокие академические результаты. Ученые констатировали, что девочки более уязвимы к проблемам адаптации, склонны к стрессам и депрессивному настроению, а основной причиной проблем с адаптацией являются финансовые трудности. Психологическая поддержка со стороны преподавателей и сотрудников вуза является ключом к помощи студентам.

При исследовании прогнозов социально-психологической адаптации турецких студентов к требованиям вуза под успешной адаптацией Buyukiscan (2018) понимается состояние личности студента, характеризующееся самостоятельностью, положительной самооценкой и адекватностью переживаний, устойчивостью эмоционального состояние, высокая эмоциональная отзывчивость, низкий уровень враждебности и агрессии, позитивный настрой.

Ученый пришел к выводу, что положительной адаптации способствует положительное отношение со стороны других учащихся и преподавателей, эмоциональная реципиентность, создание благоприятной среды, копинг-стратегии «Планирование решения проблем» и «Самоконтроль». Копинг-стратегии «бегство/избегание» и «поиск социальной поддержки», низкий уровень самоконтроля, ориентация на внешний локус контроля приводят к дезадаптации. Китайские ученые Tang and Dai (2018) выявили корреляцию между негативной адаптацией в высших учебных заведениях и признаками депрессии. Интропунитивность, заниженная самооценка, мечтательность, постоянное использование таких защитных механизмов, как избегающее поведение и рационализация, приводят студентов к трудностям адаптации. Ученые выявили, что проблемы адаптации чаще встречаются у студенток первого курса сельской национальности, а по гендерным различиям дезадаптация чаще встречается у девушек: они склонны к копинг-стратегиям бегства и поиска социальной поддержки. Украинские психологи Моисеенко и Сухобрус (2015) выявили пути оптимизации социально-психологической адаптации студентов: 1) осознание преподавателем и персоналом важности адаптационного процесса у первокурсников; 2) создание благоприятной социальной среды с помощью учителей и старшеклассников; 3) удовлетворение потребности первокурсников в общении; 4) субъект-субъектный тип взаимоотношений учащихся и преподавателей. Индийские ученые выявили корреляцию между дезадаптацией первокурсников и их дальнейшей неспособностью справляться со стрессом (Waghachavare, Dhumale, Kadam, & Gore, 2015). Американские ученые считают, что для большинства студентов адаптация в вузе является стрессовым опытом, дезадаптация характерна для студентов с избегающим поведением и копинг-стратегией (Dyson & Renk, 2006).

Южноафриканские ученые Daniels, Davids, and Roman (2018) считают, что успешная социально-психологическая адаптация является основой дальнейшего успешного образования, психического здоровья и благополучия учащихся. По результатам исследования семья играет ведущую роль в помощи учащимся в адаптации. Учащиеся из полных семей намного быстрее адаптируются к требованиям высшего образования, а учащиеся из неполных семей, наоборот, более уязвимы к дезадаптации. В результате четырехлетнего исследования психолого-социальных факторов адаптации студентов колледжей группа американских ученых Conley, Shapiro, Huguenel (2018) выяснила, что первые два года обучения у четверти студентов сохраняются проблемы адаптации. которые проявляются в снижении самооценки, тревоге, стрессе и депрессии, снижении активного эмоционального совладания и отсутствии социальной поддержки со стороны семьи. Впоследствии большинство студенток избавляются от этих проблем, но у девушек этот процесс занимает значительно больше времени. По мнению авторов, профилактическая работа, психологическое консультирование и тьюторская поддержка являются средствами борьбы с дезадаптацией.

Ряд ученых указывают на гендерные различия в процессе адаптации: все они сходятся во мнении, что девочкам процесс адаптации протекает тяжелее, так как они более подвержены стрессам и депрессивному настроению, что связано с их потребностью в одобрении, поиском внешней социальной поддержки и недостатком независимости (Clinciu, 2013; Mudhovozi, 2012; Zhang, Cui, Zhou, Cai, & Liu, 2018).

Основные направления социально-психологической адаптации студентов, выделенные зарубежными исследованиями:

проблемы адаптации к требованиям вуза имеют место у большинства студентов, в среднем у 1/3 из них;

дезадаптация сопровождается такими последствиями, как тревожность, депрессия, стрессоустойчивость, гневливость, предрасположенность, психические расстройства;

для успешной адаптации к требованиям высшего образования первокурсникам необходима поддержка психологов, тьюторов, семья и создание психологически безопасной среды;

такие защитные механизмы, как избегающее поведение и рационализация, а также стратегии совладания, такие как «бегство/избегание» и «поиск социальной поддержки», являются причинами трудностей адаптации;

девочки более подвержены стрессу и депрессивному настроению, поэтому им труднее адаптироваться.

Этот феномен индивидуальной социально-психологической адаптации изучался отечественной наукой и представлен в исследованиях Ю.А. Алекснадровский, Д.А. Андреева, С.Д. Артемов, А.А. Богданов, А.А. Журавлев, Б.Ф. Ломов, А.Н. Розенберг и др. А.А. В своих работах Налчаджян подробно исследовал проблемы индивидуальной классификации социальной адаптации. Он представил основные виды индивидуальной социальной адаптации. Теоретическая модель социальной адаптации личности в рамках системно-деятельностного подхода была предложена в работах М.В. Ромм. Процессуальные аспекты социальной адаптации личности представлены в работах Ф.З. Мейерсон, Л.Д. Столяренко и др. Ряд ученых – Ф.Б. Березин, О.И. Зотова, Л.В. Корель, И.К. Кряжева, В.А. Лабунская, Т.А. Немчин тщательно исследовал факторы и критерии эффективности исследований социальной адаптации личности.

Социально-психологический уровень адаптации обычно рассматривается как приспособление к условиям социальной среды, формирование адекватных отношений с социальной средой, интеграция личности в социальную группу, формирование социальной установки и мировоззрения, принятие групповых ценностей и норм (Большой энциклопедический словарь, 2002).

Таким образом, следует констатировать, что социально-психологическая адаптация личности как научная категория не обделена вниманием ученых. Однако, несмотря на многочисленные теоретические и эмпирические исследования, проблема остается актуальной и требует дальнейшего изучения, поскольку социально-психологическая адаптация, в отличие от биологической, во многом связана с процессами индивидуальной идентификации, осмысления и интериоризации стремительных социальных и иных изменений в лицо (Герцог, Данилова, Корнеев, Савченков, Уварина, 2017; Гнатышина, Уварина, Саламатов, Савченков, Пахтусова, 2018).

Исследовательские вопросы

Выделение группы студенческой молодежи как объекта исследования адаптационных процессов продиктовано рядом обстоятельств. Во-первых, как указывалось выше, именно социальная группа более динамично реагирует на изменения социальных норм, требований и правил, что приводит к необходимости выработки адекватного устройства усвоения и интериоризации норм социальной среды, в которой происходит процесс адаптации. . Во-вторых, молодежная студенческая группа является тем самым проводником к критическому осмыслению устаревшего социального опыта и динамичному его обновлению. Поэтому процесс социализации должен содержать статус-кво сохранения ранее накопленного человечеством положительного опыта и грядущей технологической революции, отвергающей этот опыт. Важным фактором выбора данной группы в качестве объекта исследования стало то, что в современных условиях глобализации количество контактов между представителями разных культур постоянно увеличивается. Эти контакты охватывают широкие сферы общественной жизни — от контактов на бытовом уровне до политических, экономических, культурных, профессиональных и т. д.

Цель исследования

Исследование социально-психологической адаптации студентов первого курса на начальном этапе обучения в педагогическом вузе, выявление факторов, влияющих на адаптационные процессы, рассмотрение условий успешной адаптации студентов средствами учебно-воспитательной и творческой деятельности.

Методы исследования

На протяжении последних двенадцати лет (2007 – 2019 гг.) в рамках мониторинговой деятельности в Профессионально-педагогическом институте ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный Гуманитарно-педагогический университет» (далее – ППИ ЮУГПУ), с целью информационного обеспечения управления качеством образования. Одной из важных задач управления качеством профессионального образования является создание условий для адаптации абитуриентов вуза. Исследование проводится на выборке студентов первого курса очной формы обучения всех направлений подготовки (100-процентная сплошная выборка). В данной статье будут представлены результаты исследования за последние 3 года.

Находки

Перейдем к анализу результатов нашего опроса. Анализ данных анкеты позволил выявить основные трудности, с которыми сталкиваются студенты первого курса, и проблемы, с которыми они сталкиваются в течение первого месяца обучения в вузе. Один из вопросов анкеты: «Трудно ли Вам привыкнуть к студенческой жизни?» Эти самооценки трудностей учащихся представлены на рисунке 1.

Как видно на рисунке 01 , каждый девятый студент не может самостоятельно оценить свои достижения и возможности. Это свидетельствует о неготовности определенной части первокурсников к саморефлексии и соотнесению своего учебного потенциала с ожидаемыми результатами обучения.

Более того, многие первокурсники верят в некую идею легкости процесса адаптации. Это говорит о том, что как те, кто затрудняется однозначно выделить личностные учебные проблемы, так и те, кто выделил их в каком-то сочетании, не вполне отчетливо представляют трудности учебно-творческой деятельности в вузе. Неадекватность оценки собственных возможностей и требований к учебной деятельности может повлечь за собой массу адаптационных проблем. На это обстоятельство следует обратить особое внимание

Рисунок 1: Восприятие студентами трудностей привыкания к студенческой жизни (в %) Посмотреть полный размер >

Однако за относительно благополучной картиной проступают факты, свидетельствующие о том, что первокурсники испытывают разного рода трудности в процессе приспособления к новым требованиям. Анкетирование выявило трудности, с которыми сталкиваются студенты, они представлены на рис. 02 .

Рисунок 2: Трудности, с которыми столкнулись первокурсники на момент обучения (в %) Посмотреть полный размер >

Следует отметить, что основную трудность для студентов составляет «организация и тайм-менеджмент». Эта трудность, несомненно, влияет на адаптацию первокурсников, так как обучение в вузе предполагает довольно плотный временной график.

Исследование показало, что значительная часть первокурсников нуждается в помощи и поддержке со стороны вуза, консультантов групп, сотрудников деканата, а точнее психологов и педагогов. Фигура 03 показаны ответы учащихся на вопрос «Чтобы справиться с трудностями, в чьей поддержке вы нуждаетесь?»

Большая часть респондентов (43,5%) рассчитывают на помощь педагогов и психологов.

Рисунок 3: Потребности студентов в поддержке для преодоления трудностей адаптации к требованиям вуза Посмотреть полный размер >

Студенты также отметили несколько проблем:

Расстояние до учреждения;

Трудности адаптации к общежитию;

Адаптация к городской жизни;

Трудности в общении с соседями по комнате.

Число студентов, указавших на необходимость получения психологической помощи сейчас, составляет 18,8%, а 37,6% сказали, что скорее будут обращаться к психологу только в случае необходимости. Одним из важнейших факторов адаптации первокурсников является психологическая готовность к высшему образованию, новому образу жизни и деятельности. Изменения в жизненной среде требуют от молодых людей активизации адаптационных механизмов, что нередко приводит к состоянию психологического напряжения. Среди других потребностей поддержки первокурсников отмечены следующие: поддержка друзей (2,1%) и родителей (8,3%).

Среди факторов, способствующих адаптации или дезадаптации учащихся к учебному процессу, большое значение имеют впечатления от первых занятий. Респонденты должны были поделиться ими с таблицей 1 представлены наиболее типичные из них.

Таблица 1 — Посмотреть полный размер >

По данным таблицы можно сделать вывод, что первые классы были приняты хорошо и трудностей не было много. Половина студентов заинтересовались первыми лекциями. Респонденты отмечают, что лекции читались ясно и понятно, с использованием ярких примеров и фактов (об этом заявили 34,8% опрошенных).

Из вышеизложенной информации можно сделать вывод, что первые впечатления от занятий не только придали учащимся положительное направление в их учебной деятельности, но и породили стремление к совершенствованию. Считаем важным отметить, что на первом этапе адаптационной группы очень важна работа эдвайзера, который помогает студентам в овладении навыками учебной работы, решает их психологические проблемы, знакомит с традициями и нормами вуза. Задача группового консультанта – сделать процесс адаптации новичков более быстрым и эффективным.

Деятельность эдвайзера предполагает создание и поддержание благоприятной психологической атмосферы в курируемом студенческом коллективе; структурирование внутригрупповых отношений; непосредственное участие в жизни группы в качестве формального лидера; посредничество с учителями, персоналом и службами образовательного учреждения. Контролируются посещаемость и успеваемость студентов, соблюдение правил внутреннего распорядка, функционирование групповой деятельности. Следует отметить, что на данном этапе начальной адаптации контроль осуществляется не только в целях проверки или надзора, а главным образом в целях своевременного выявления затруднений учащихся.

Наше исследование позволило выявить трудности, с которыми сталкиваются студенты в процессе адаптации к обучению в высших учебных заведениях. Мы разделили заявленные трудности примерно на 4 группы:

1) организационные трудности, связанные с новой организацией образовательного процесса в высшем учебном заведении и касающиеся планирования самоорганизации познавательной и информационной адаптации к новой среде, ее структуры, особенностей содержания образования в ней;

2) социальные трудности в общении и социализации иногородних студентов;

3) дидактические трудности, возникающие в связи с активным освоением новых форм занятий, видов работ, необходимых навыков, приемов, способов решения, отличных от школьных. При этом сложность адаптации зависит от уровня базовых учебных знаний, их широты и содержания, разнообразия деятельности и интереса к ней;

4) финансовые трудности в связи с проблемами, связанными со скромным материальным положением в семьях первокурсников.

Заключение

Теоретический анализ зарубежных исследований в области социально-психологической адаптации позволил выявить ряд тенденций: проблемы адаптации к требованиям вуза характерны для большинства студентов, в среднем у 1/3 из них. Дезадаптация сопровождается такими последствиями, как тревожность, депрессия, стрессоустойчивость, гневливость, предрасположенность, психические расстройства. Для успешной адаптации к требованиям высшего образования первокурсникам необходима поддержка психологов, тьюторов, семьи, создание психологически безопасной среды. Такие защитные механизмы, как избегающее поведение и рационализация, а также стратегии совладания, такие как «бегство/избегание» и «поиск социальной поддержки», являются причинами трудностей адаптации. Девочки более подвержены стрессу и депрессивному настроению, поэтому им труднее адаптироваться.

В течение последних 20 лет проблемы адаптации к требованиям вуза являются одними из приоритетных в российской науке. По мнению ученых, социально-психологическая адаптация во многом связана с процессами индивидуальной идентификации, осмысления и интериоризации быстрых социальных и других изменений лица.

Наше эмпирическое исследование выявило следующие результаты: 15 % студентов столкнулись с трудностями адаптации к требованиям вуза, основная трудность – «тайм-менеджмент», а значительная часть респондентов (43,5 %) ожидают поддержки со стороны педагогов и психологов. . Исследование помогло выявить организационные, социальные, дидактические и материальные трудности, с которыми сталкиваются студенты в процессе адаптации к высшему образованию.

Благодарности

Настоящая научная статья подготовлена ​​при поддержке РФФИ, ​​проект №19-013-00492А

Ссылки

  1. 1016/j.sbspro.2013.04.382″> Аурел, И.К. (2013). Адаптация и стресс у первокурсников вуза. Procedia — Социальные и поведенческие науки, 78, 718-722.
  2. Большой энциклопедический словарь [Большой энциклопедический словарь] (2002). Москва. Большая Российская энциклопедия. Санкт-Петербург. Издательство Норинт. [на рус.].
  3. Буюкискан, Э.С. (2018). Факторы, предсказывающие психологическую адаптацию среди студентов университетов в Турции. Международный журнал психологических исследований, 10(4), 25-32.
  4. Клинчу, А.И. (2013). Адаптация и стресс у первокурсников вуза. Procedia — Социальные и поведенческие науки, 78, 718-722.
  5. Конли, С.К., Шапиро, Б.Дж., и Хьюгенель, М.Б. (2018). Навигация в студенческие годы: траектории развития и гендерные различия в психологическом функционировании, когнитивно-эмоциональных стратегиях и социальном благополучии. Журналы SAGE.
  6. Дэниелс, В., Дэвидс, Э.Л., и Роман, В.Р. (2018). Роль структуры семьи и воспитания в адаптации первого года обучения в университете. Южноафриканский журнал психологии.
  7. Дайсон, Р., Ренк, К. (2006). Адаптация первокурсников к университетской жизни: симптомы депрессии, стресс и преодоление трудностей. Журнал клинической психологии, 62 (10), 1231-1244.
  8. Эсмаэль, А., Эбрахим, Дж., и Мисганью, Э. (2018). Проблема адаптации среди первокурсников университета в Эфиопии: межсекционный опрос. J Психиатрия, 21 (5), 1-6.
  9. Герцог Г.А., Данилова В.В., Корнеев Д.Н., Савченков А.В., Уварина Н.В. (2017) Профессиональная идентичность для успешной адаптации студентов – партиципативный подход. Журнал Rupkatha по междисциплинарным исследованиям в области гуманитарных наук, V.IX (1), 301–311.
  10. Гнатышина Е. А., Уварина Н.В., Саламатов А.А., Савченков А.В., Пахтусова Н.А. (2018). Анализ гендерных различий показателей профессиональной идентичности студентов педагогического вуза. Ревиста ЭСПАСИОС, 39 лет, 7.
  11. Моисеенко М. и Сухобрус М. (2015). Особенности адаптации первокурсников к обучению в техническом вузе Украины. Интеллектуальный архив, 4(4), 79-90.
  12. Мудховози, П. (2012). Социально-академическая адаптация первокурсников вуза. Журнал социальных наук, 33(2), 251-259.
  13. Мутамбара, Дж., и Бхебе, В. (2012). Анализ факторов, влияющих на адаптацию студентов в университете Зимбабве. Исследования в области международного образования, 5(6), 244-250.
  14. Тан, В., и Дай, К. (2018). Депрессивные симптомы среди китайских студентов-первокурсников: роль социально-демографических факторов, стиля выживания и социальной поддержки. Психиатрические исследования, 89–96.
  15. Вагхачаваре, Б.В., Дхумале, Б.Г., Кадам, Р.Ю., и Гор, Д.А. (2015). Исследование стресса среди студентов профессиональных колледжей из городских районов Индии. Университет медицины султана Кабуса Jm 13 (3), 429-436.
  16. Ву, Х.П., Гарза, Э., и Гусман, Н. (2015). Проблемы иностранных студентов и адаптация к колледжу. Образовательные исследования, 1, 9. DOI:
  17. Чжан Д., Цуй Ю., Чжоу Ю., Цай М. и Лю Х. (2018). Роль школьной адаптации и самооценки во влиянии на рост успеваемости китайских старшеклассников по математике. Фронт Психол, 2356.

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Об этой статье

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и медико-биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Подача статей
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Следуйте SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *