Социальные причины девиантного поведения: Недопустимое название — Циклопедия

Содержание

Причины девиантного поведения

Характеристики девиантного поведения

Определение 1

Девиантное поведение – это форма социального поведения, которое не соответствует общепринятым нормам и ценностям, и является социально неприемлемым в определенном обществе.

Девиантное (иными словами, отклоняющееся или асоциальное) поведение может привести к изоляции человека, его принудительному лечению, исправлению или наказанию (как уголовному, так и в форме административного штрафа).

Замечание 1

По сути, девиантное поведение выражается в поступках человека. Они противоречат правовым или нравственным нормам социального поведения в обществе, в котором индивид проживает и стремится вести свою деятельность.

Аномальное поведение проявляется у личности в тот момент, когда она должна следовать особенно важным моральным принципам социума.

Первоначально личность наносит ущерб себе – развивается аутоагрессия, затем вред наносится окружающим людям, далее агрессия переносится на неживые объекты материального мира.

Недостаточно развитая социальная адаптация личности приводит к развитию ее проблем с самореализацией. Личность становится неспособной к адекватному участию в жизни социума, нарушает его нормы и ценностные ориентации;

Чаще всего девиантное поведение развивается в подростковом возрасте. В этот период происходит развитие отклонений в поведении, проявляющихся в различных аффектах и импульсах, неадекватных реакциях, длительные и многократные повторения нестандартных реакций на обыденные вещи.

К основным формам девиантного поведения следует отнести преступные действия, а также алкоголизм, наркоманию и проституцию. Суицид – это также форма отклоняющегося поведения, а в целом все они объединены тем, что отражают психическое нездоровье человека, которое может отразиться на состоянии всего общества.

Исследователи отмечают, что связь между всеми формами девиантного поведения заключается в том, что совершению правонарушений нередко предшествует аморальное поведение, которое человек воспринимает как нормальное в соответствии с его мировоззрением и психическим состоянием.

В исследованиях девиантного поведения очень важную роль отводят изучению его мотивов и его ключевых причин, о которых мы подробнее поговорим в следующей части нашей работы.

Девиантное поведение определяется не только личным выбором самого человека: оно также в значительной мере определяется недостатком воспитания, приводящим к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Для человека они кажутся совершенно нормальными, так как в его мировоззрении уже сложились определенные нормы и видение тех или иных ситуаций, поэтому ему довольно сложно воспринимать те нормы и ценности, которые сложились в целом в обществе.

Виды и типы девиантного поведения

Исходя из того, каким образом ненормальное поведение проявляется в обществе выделяют следующие его разновидности:

  1. Асоциальное поведение. Такое поведение характеризует склонность взрослого человека к совершению действий, нарушающих общественный строй, вредящих членам социума, ставит под угрозу нормальное функционирование межличностных взаимоотношений;
  2. Антисоциальное поведение. Такое поведение именуется делинквентным. По сути оно идентично асоциальному поведению. Оно рассматривает именно те действия человека, которые запрещены законами государства;
  3. Аутодеструктивное поведение. Это поведение может разрушить целостность отдельной личности, угрожает ее нормальному функционированию в обществе, формированию социальных качеств, социальной адаптации. Проявляется это поведение в разных чертах: самоуничтожение, самоубийство, разнообразные химические зависимости, совершение опасных для жизни человека действий, фанатизм, виктимное и аутическое поведение.

Деструктивное поведение может иметь разное содержание. От того, как оно проявляется при девиациях выделяют такие его типы:

  1. Зависимое поведение. Человек впадает в различные виды зависимости. Это могут быть алкогольные и наркотические вещества, лекарственные препараты, азартные игры, секс, шопоголизм, интернет-пространство, азартные игры, религиозные верования;
  2. Агрессивное поведение. Оно проявляется в причинение физического вреда объектам материального мира и морального вреда объектам животного мира и социума;
  3. Виктимное поведение. Человек начинает вести себя как жертва, когда не способен постоять за себя, выразить свои желания и потребности и настоять на их удовлетворении, не умеет самостоятельно выполнять какие-либо действия, испытывает страх;
  4. Суицидальное поведение. Демонстрирование покушения или реальное совершение самоубийства;
  5. Бродяжничество. Человек живет на улице, постоянно меняет места жительства, обеспечивает себя за счет попрошайничества или совершения противозаконных действий;
  6. Асексуальное поведение. Это неверное, даже извращенное сексуальное поведение: ранняя или беспорядочная половая жизнь, извращения в сексе и т. д.

Причины и мотивы асоциального поведения

По сути, отклоняющееся поведение имеет очень сложную природу. Она обусловлена различными факторами, которые находятся в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием также большого количества факторов, к числу которых относятся:

  1. Наследственность. Воспитание в рамках семьи накладывает большой отпечаток на то, как себя ведет человек в будущем. Это значит, что первичная социализации обладает очень сильным влиянием, и от нее зависит благополучие человека, возможности его развития и становления как личности в более зрелом возрасте;
  2. Среда проживания человека. Она формирует личность человека, поскольку определяет его менталитет и возможные стереотипы, которые влияют на его мировоззрение. Также очень важно то, проживает ли человек в рамках сельской местности, или на территории большого города (мегаполиса). От этого будет зависеть его мироощущение, мировосприятие, стремление добиться чего-либо в зависимости от личных интересов и возможностей;
  3. Собственная практическая деятельность человека – его профессиональный статус, роль в жизни общества. Деятельность человека определяет его мотивы и цели, а также возможности их достижения (законным или неправомерным путем).

Среди факторов, которые определяют девиантное поведение человека, также выделим несколько наиболее значимых.

Во-первых, биологические факторы – это те факторы, которые отражаются в существовании неблагоприятных физических и анатомических особенностей человека. Они могут в некоторой степени затруднять жизнь человека, его социальную адаптацию. Речь идет о тех факторах, которые требуют коррекции, в том числе медицинской: генетические факторы, психофизиологические и физиологические отклонения.

Второй вид факторов – психологические. Они включают в себя наличие у человека в раннем возрасте психопатии или отклонений в отдельных чертах личности и характера. Отклонения могут отражаться в психических заболеваниях, серьезных заболеваниях нервной системы, пограничных состояниях и неврастении, при которых человек не может до конца адекватно оценивать свои поступки, и поэтому совершает множество противоправных действий. Такие люди легковозбудимы, их достаточно просто спровоцировать на неправомерные действия, которые могут закончиться увечьями или убийством.

Причины девиантного поведения следует определять в соответствии с видами такого поведения.

Деструктивное девиантное поведение возникает в связи с тем, что человек сам себе наносит вред, нарушая всевозможные правила поведения и жизни. Они не соответствуют нравственным и социальным нормам, поэтому отличаются конформизмом, накопительством и мазохизмом. Асоциальное поведение причиняет вред и личности, и социальным общностям. К ним может относиться семья человека, его друзья, коллеги по работе или простые прохожие, которые случайно оказались в поле зрения человека.

Причины противоправного поведения чаще всего заключаются в том, что человек стремиться заполучить что-либо незаконным путем. Иногда ему лень добиваться успеха добропорядочным естественным путем, он не хочет тратить время на самосовершенствование, воспитание своего характера, не стремится становиться лучше. Это приводит к тому, что он пользуется любыми способами, только не теми, которые в действительности могли бы каким-либо образом благотворно повлиять на его жизнь.

Он может организовывать противоправную деятельность, совершать поступки, которые полностью отрицают общие нормы и ценности, лишь бы скорее и без особых усилий добиться желаемого результата. Отсюда следует вывод о том, что девиантное поведение человека может развиваться по причине его внутреннего конфликта, психических отклонений, а также по причине того, что он не хочет добиваться желаемого результата, используя для этого традиционные методы и формы поведения. Девиация таким образом – не только причина, но еще и следствие ненормального образа жизни.

Основные причины возникновения девиантного поведения подростков

Автор: Бабичева Валерия Сергеевна

Рубрика: 23. Психология

Опубликовано в

XV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2020)

Дата публикации: 25. 11.2020

Статья просмотрена: 244 раза

Скачать электронную версию

Библиографическое описание:

Бабичева, В. С. Основные причины возникновения девиантного поведения подростков / В. С. Бабичева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16192/ (дата обращения: 17.09.2022).



В современном мире проблема девиантного поведения среди подростков обострена в связи с увеличением количества школьников, которые нарушают общепринятые нормы поведения в обществе. По этой причине профилактика девиантного поведения подростков является ключевым и обязательным мероприятием образовательных учреждений.

Девиантное поведение — действия или бездействия личности, отклоняющиеся от официально закрепленных или фактически сложившихся в обществе норм и образцов [5]. Существует и другое определение анализируемого понятия. Девиантное поведение — это социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам [5]. Считаю, что причинами данного отклонения является особенности взаимодействия личности с окружающим миром, социальной средой и самим собой.

Большинство научных деятелей выделяют следующие факторы, которые воздействуют на поведение личности и обуславливают возникновение девиантного поведения: наследственность, обучение, социальная среда, воспитание и социальная активность. Исследователи девиантного поведения полагают, что между негативными последствиями вышеперечисленных факторов и характером поведения личности нет непосредственной взаимосвязи.

А. Е. Личко считает важным фактором для подростка строящуюся «систему отношений» с ровесниками. Поэтому для положительного психологического развития подростка ведущую роль играет потребность в общении [3].

Существует множество причин возникновения девиантного поведения среди подростков. Психологи выделяют одной из важнейших причин отклоняющегося поведения негативно складывающееся поведение в семье, которое выражается в различных семейных ссорах и конфликтов в присутствии детей, вследствие чего они ощущают безразличие к ним [4]. Таким образом, дети, живущие в неполных и конфликтных семьях, подвергаются повышенному риску развития девиантного поведения, благодаря тем условиям, которые создают их родители своими постоянными ссорами и конфликтами в результате отсутствия взаимопонимания между ними, а также резко выраженными разногласиями во взглядах. Лишенное адекватности воспитание в вышеназванных семьях выражается в безнадзорности и в эмоциональном отторжении ребенка.

Одной из причин возникновения девиантного поведения среди подростков выступает медико-биологическая. Здесь биологической отрицательной характеристикой выступает наследственность, выражающаяся в умственной неполноценности [4]. Подросток, у которого существует умственная недостаточность, не может достаточно полно осмыслить окружающую обстановку, а также не может оценивать свое поведение с точки зрения критики. Все перечисленное приводит такого ребенка к социальной дезадаптации. Помимо этого, негативно сказывается на наследственность ребенка алкоголизм родителей, который может повлиять на развитие психических патологий ребенка.

Следующей причиной, содействующей возникновению девиантного поведения подростка, является психологический фактор. Так, такими причинами являются активный и пассивный протесты, реакции отказа и имитации, реакции увлечения, группирования [4].

Отдельной причиной, способствующей развитию девиантного поведения подростка, следует выделить роль образовательных учреждений в воспитании детей. Так, ошибки в учебно-воспитательной работе отрицательно сказываются на воспитании и поведении подростка [1]. В результате этих ошибок создается педагогическая запущенность подростков. Расположение подростков к учебной деятельности является важнейшим обстоятельством, способствующим формированию школьников как личности. Как правило, школьники, которые нарушают установленные нормы поведения, отклоняясь от общепринятого поведения, не отличаются хорошей успеваемостью и учатся плохо. Такие подростки не характеризуются активностью в выполнении поручений, а также не участвуют в общественной жизни школы. Чаще всего, к таким подросткам в школе относятся отрицательно. Замкнутость, неуспеваемость к таким школьникам порождает различные конфликтные ситуации с одноклассниками, преподавателями и родителями. В результате это подростки перестают общаться с школьным коллективом, что негативно сказывается на психологическом развитии детей. В период обучения в школе, соответственно, не может ребенок удовлетворить свою потребность в общении.

Специалисты указывают, что воздействующую роль на девиантность поведения оказывает отвержение с позиции преподавателей, а также положение изгоя в классе и школе. Отстранение школьников от учебы возникает в результате равнодушия учителей к подросткам. Также отрицательно влияет на подростка нетактичность преподавателей, проявляющаяся в различных интерпретациях. Отмечается негативно сказывающаяся на поведение школьника раздражительность учителей.

В случае невозможности школьника проявить свою индивидуальность, общаться со своими одноклассниками, а также низкого социального положения в классе подросток осуществляет поиск иных сообществ, где бы его потребность в общении могла реализоваться. Часто такие школьники попадают в плохие компании, однако именно в них, по их мнению, они компенсируют личностные неудачи.

Ученые выделяют несколько причин, вызывающих конфликтные взаимоотношения преподавателя с учеником, желание не посещать образовательное учреждение, уменьшение познавательного интереса к учебе, которые объединяют в две группы. В первую группу входят причины, связанные с внутренним содержанием подростка. Среди них: индивидуальные особенности подростка, слаборазвитый «багаж» знаний, лишение уверенности в своих силах и возможностях, неудобство в общении со своими сверстниками и преподавателями. Во вторую группу входят причины, связанные с недостатками методического материала, а также личностные особенности преподавателя. Среди них: не обращение внимания на отдельные особенности своих учеников, неправильный стиль взаимодействия с школьниками, которые не успевают в учебе, отсутствия уверенности в результативность своей работы [5].

Чтобы выяснить, как проводить воспитательную работу с подростками с отклоняющимся поведением, необходимо учитывать и анализировать основные причины отклонения от норм поведения.

Считаем, что целесообразно для предотвращения девиантного поведения среди подростков проводить профилактические мероприятия в образовательных учреждениях. По мнению специалистов, важность профилактики девиантного поведения заключается в корреляции девиантного поведения подростков. Так, необходимо понимать, что подростки с наиболее резко выраженным девиантным поведением склонны к совершению общественно опасных противоправных деяний. Полагаю, что в обязательном порядке должны создаваться специальные программы профилактики девиантного поведения в образовательных учреждениях, которые должны оказать помощь школьникам сформировать должный уровень социально-психологической развития. Школьники должны осознавать и понимать пределы дозволенного и не выходить за их границы, а также должны отграничивать незапрещенные и допускаемые способы решения своих проблем от неразрешённых и противоправных. К методам профилактики девиантного поведения относят:

– психологические тренинги;

– воспитательные беседы, лекции;

– образовательные программы.

– волонтерская деятельность [2].

Литература:

  1. Беличева С. А. Психологическое обеспечение охранно-защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних (в соавторстве) // РИЦ Консорциума «Социальное здоровье России». — Москва, 2013. — С. 196.
  2. Березин С. В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта подростков. — Самара, 2015. — С.101–103.
  3. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков [Электронный ресурс]. URL: http://drlev.ru/book/lichko2.pdf.
  4. Максимова Н. Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению // Психол. журнал. Т.17. № 3. 2006. — С.45.
  5. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2005. — 445 с.
  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Девиантное поведение — причины, виды, формы, примеры, признаки, лечение

Особенности

Причины

Признаки

Лечение

Девиантное поведение – это термин, при помощи которого обозначаются поведенческие проявления у отдельных людей или социальных групп, не соответствующие нормам общественной системы. Девиантное поведение в социологии и психологии также принято называть отклоняющимся. Термин произошел от латинского понятия «deviatio», переводящегося как «отклонение».

Для оценки проявлений феномена в качестве критериев, а также с целью обозначения границ и норм девиантного поведения используются эталоны, представления о поведении в рамках той или иной социальной роли. Среди исследователей существует мнение, что не только поступки могут быть девиантными. К данной категории также могут относиться персональные взгляды, мировоззренческие установки.

Часто принято говорить о девиантном поведении подростков. Это связано с распространенностью феномена в молодежной среде. Юноши и девушки часто страдают от недостатка самореализации, проблем адаптации в коллективе. Они подвержены влиянию извне, у них быстро формируются зависимости – алкоголизм, наркомания, табакокурение.

Особенности (позитивная и негативная формы) девиантного поведения

Социальная девиация находит выражение в реальных актах и поступках. Она реализуется в деятельности людей, демонстрирующих протест против общепринятых норм. Данный феномен может носить не только негативный характер. Положительные примеры девиации – выдающиеся личности, многие из которых придерживались отклоняющихся от правил и общепринятых жизненных представлений.

Эти люди создают ценные произведения искусства, изобретения. Они перестраивают политические, социальные или научные взгляды общества. Например, теория относительности Эйнштейна привела к пересмотру предшествующих взглядов, господствующих в научных кругах.

Негативные примеры девиантного поведения – алкоголизм, преступность, наркомания, суицидальные тенденции. Данные феномены – бич общества. Например, по приблизительным подсчетам, более 60% суицидов связано с алкоголизмом.

Причины девиантного поведения

В качестве главных факторов, приводящих к формированию отклонений, принято выделять следующие:

  1. Зависимости у членов семьи. Ранняя алкоголизация, которая также является видом девиантного поведения. Девиации часто наблюдаются у школьников, родители которых злоупотребляют спиртными напитками или страдают от наркотической зависимости. Большинство из этих подростков начинают употреблять алкоголь уже в школьном возрасте. Факторами проблемы выступают неуверенность в себе, стремление освободиться от контроля внешней среды, гиперопека в раннем возрасте, внутриличностные конфликты, высокая тревожность.
  2. Наличие проблем в семейной системе. Помимо алкоголизации, речь может идти о неполных семьях, жестокости, слабой воспитательной работе со стороны родителей. Негативно влияет на психическое развитие и тяжелое материальное положение. Проблемы дисфункциональных семей часто приводят к девиантному поведению у детей.
  3. Психическая неуравновешенность. Лабильность психических процессов, повышенный уровень нервной возбудимости – все это влияет на психоэмоциональное состояние и может вызывать проблемы в развитии.
  4. Высокая степень агрессивности, выступающая в качестве одной из предпосылок и форм различных девиаций. Причинами агрессивности выступают негативные примеры в семье и близком окружении, частые фрустрации (случаи невозможности удовлетворения личных потребностей). Лицо, которое не приобрело навыков конструктивного разрешения проблемных ситуаций, добивается реализации своих целей путем агрессии и протеста.
  5. Социально-педагогическая запущенность. Дети или подростки демонстрируют отклоняющиеся формы поведения по причине недостатка воспитания, отсутствия сформированных стереотипов и примеров.
  6. Глубокий психический дискомфорт, переживаемый в результате неблагополучия по месту учебы, работы, в семье. Несправедливое, грубое отношение со стороны значимых людей. Часто негативное влияние на подростка или ребенка оказывает школьный буллинг. Проблема усугубляется тем, что на нее закрывают глаза взрослые – родители, учителя. С течением времени влияние психологического дискомфорта накапливается. Возникают серьезные невротические расстройства, и к этому моменту у подростка уже может сформироваться личность преступника.

В различных направлениях психологического и социологического знаний были приняты разные взгляды на феномен социальной девиации:

  1. Психоанализ З. Фрейда. Ученый считал, что данный тип невроза свойственен людям, испытывающим конфликт между сознательной и бессознательной частями психики. Культурные нормы требуют от человека их соблюдения. Бессознательная часть психики стремится к самовыражению. Если человек не обладает навыками сублимации – конструктивной переработки влечений – это толкает его на скользкий путь невроза.
  2. Культурные или социологические теории. Согласно этим концепциям, причиной девиантного поведения служат неудачи в социализации. Человек становится девиантом, когда не может адаптироваться к нормам общества. Во взрослом возрасте люди действуют согласно сознательным установкам, представлениям. Они стремятся преодолеть разрыв между собой и социумом. Однако, когда речь идет о ребенке, дезадаптация обычно приводит к плачевным последствиям.
  3. Концепция Э. Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм был социологом, но его работы оказали значительное влияние и на понимание психологических аспектов развития индивида. К появлению проблем, согласно представлениям Дюкргейма, приводит отсутствие чувства принадлежности к обществу. В результате субъект не обладает чувством стабильности, что разрушительно сказывается на личностном развитии.

Признаки девиантного поведения

Диагностика девиантного поведения производится профессиональным психологом. Окружающие могут распознать склонность к нарушению близкого человека по наличию у него следующих симптомов:

  1. Агрессивность. На систематические проявления данного качества особенно важно обращать внимание родителям подростков. Если молодой человек или девушка постоянно недовольны, непримиримы, отказываются извиняться за совершенные негативные поступки, – возможно, пора обратиться за профессиональной помощью психолога.
  2. Резкая смена эмоционального фона. Этот признак часто игнорируется, так как он менее заметен в сравнении с агрессивностью. Но скачки настроения тоже являются проявлением девиантного поведения. Неуравновешенность психоэмоционального фона проявляется в непредсказуемых изменениях настроения: человек то весел и обходителен, то уже через минуту огрызается, проявляет раздражение и злость.
  3. Скрытность. Наглядно данный признак девиантного поведения проявляется в детских, школьных коллективах. Ребенок ведет себя тихо, незаметно. Он не проявляет интереса к общению, учебе, школьной жизни. Такие дети могут быть убеждены в том, что сами способны решить свои проблемы, которые они обычно скрывают от родителей, одноклассников и учителей. Однако скрытность приводит к преждевременному психическому истощению, деградации школьника. Если взрослые не замечают трудностей, с которыми сталкивается школьник, из тихого и замкнутого ребенка может в скором времени вырасти правонарушитель.

Девиантность часто сопровождается противоправными деяниями – воровством, хулиганством и другими мелкими правонарушениями. Эти люди часто попадают под административные аресты. Наличие психологических и физиологических зависимостей – также не редкость у девиантов. Среди зависимых людей много ранимых, обидчивых индивидов. Они легко попадают под чужое влияние, способны впадать в депрессию из-за одиночества. Это толкает их на употребление психоактивных веществ.

Кроме того, болезнь может сопровождаться повышенной конфликтностью, наличием фобий и страхов, проблемами со сном, инфантильностью в поступках. У индивида могут наблюдаться и прочие психологические затруднения. Например, это могут быть булимии или анорексии. Стоит отметить, что последние в силу психологических особенностей чаще проявляются у девушек, чем у юношей. Девушки также чаще страдают от такой формы девиантного поведения, как проституция. Напротив, нарушения уголовного права, алкоголизм и суициды чаще встречаются у юношей.

Лечение девиантного поведения

С целью лечения девиантного поведения применяются методы психотерапии, а также медикаментозные препараты. Основную роль в работе с отклоняющимся поведением играет психотерапевтическое воздействие. В процессе терапии человек учится осознавать внутрипсихические конфликты, особенности своего характера.

Он приобретает навыки преодоления конфликтных ситуаций и учится выражать эмоциональные переживания при помощи тех способов, которые приемлемы в обществе. Модели поведения, приобретаемые в процессе терапии, являются устойчивыми и помогают человеку адаптироваться в обществе.

Основным способом психотерапии выступают индивидуальные сессии с психологом. Однако также эффективными считаются и такие подходы, как метод групповой терапии, психокоррекция. Психокорректирующее воздействие должно быть длительным и носить систематический характер. Медикаментозное лечение обычно назначается людям, страдающих от патологий нервной системы, нарушений психотического уровня.

Главным средством профилактики девиантного поведения служит раннее определение тех факторов и условий, которые становятся факторами отклоняющихся поступков. Только своевременная реабилитация и работа по психологической коррекции девиантного поведения позволяют избежать непоправимых последствий для самого человека и общества, в котором он живет.

Автор статьи:

Новиков Владимир Сергеевич

психотерапевт, клинический психолог, кмн, член Профессиональной Психотерапевтической Лиги

отзывы оставить отзыв

Клиника

м. Фрунзенская

Перейти в профиль врача

Услуги

  • Название
  • Прием, консультация врача-психотерапевта первичный (до 1 часа)4000