Социальные субкультуры: СУБКУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНАЯ это

Молодежные деструктивные субкультуры как угроза современному обществу

Преступления совершают чаще мужчины, однако членами молодежных экстремистских группировок иногда бывают и девушки. В неформальных группировках зачастую участвуют именно молодые люди, которые из-за социально-психологических, физиологических и демографических особенностей более восприимчивы к идеологическому воздействию, подвержены максимализму и радикальным настроениям.

Деструктивные субкультуры не обошли стороной и Северную Осетию. Ранее в социальных сетях распространилась информация о том, что часть подростков, которые устраивали беспорядки в торговых центрах, относят себя к «ЧВК Рёдан».

С вопросом, какие существуют на сегодняшний день направления работы по противодействию этим субкультурам, «15-й Регион» обратился за комментарием в республиканский комитет по делам молодежи.

«Отвечая на вопрос журналистов, обратили ли в Кремле внимание на это явление, я бы хотел процитировать Дмитрия Пескова: “Важно пресекать противоправные действия неформального молодежного движения “Рёдан” — это псевдосубкультура, которая идет со знаком минус и ничего хорошего не несет нашей молодежи”. Подобного рода заявления можно только приветствовать. Деструктивные движения представляют угрозу общественной безопасности, сознательно провоцируя конфликты в молодежной среде. Сложившаяся ситуация обнажила самую главную проблему: подрастающее поколение предоставлено само себе, семья в большинстве своем переложила воспитательную функцию на систему образования и доп. образования. А при воспитании ребёнка очень важно, когда и родители, и педагоги, и государство работают все в едином ключе. Только тогда мы сможем вырастить достойного человека и патриота», — отметил председатель комитета региона по делам молодежи Руслан Джусоев.

Он подчеркнул, что о существовании проблемы в Северной Осетии специалисты знали задолго до того, как она вырвалась наружу.

«Мы мониторили социальные сети, и то, что силовые структуры были готовы не дать произойти столкновениям между подростками, говорит о том, что они тоже держат руку на пульсе. Комитет молодёжи проводит много профилактических мероприятий как самостоятельно, так и совместно с министерством образования и министерством по национальной политике и внешним связям. Целью этих мероприятий является просвещение молодежи на тему угроз в сети Интернет и способов противостояния им.

В связи с ситуацией мы делаем выводы и вносим коррективы в планы работы. Мы занимаемся только профилактической работой. Одна из наших основных задач — это создание максимального количества возможностей для самореализации нашей молодёжи. Мы привлекаем ребят для участия во всевозможных мероприятиях гражданского патриотического характера, фестивалях, спартакиадах, интеллектуальных играх и конкурсах на образовательных форумных площадках. Мы все видим, откуда приходят подобного рода проблемы и понимаем, что по ту сторону баррикад работают профессионалы. Скажу одно: работу с молодёжью мы будем только наращивать. Сегодня глава нашей республики ставит задачу перед всеми органами власти, чтобы работа была межведомственной и более насыщенной, и формализма в этом вопросе быть не должно», — рассказал Джусоев.

Неформальная молодежная группировка «ЧВК Рёдан» получила известность после публикаций видеороликов в Telegram-каналах и социальных сетях, где запечатлены драки участников этого объединения с другими молодежными формированиями. Стычки происходят в том числе в общественных местах в различных городах России. Нарушителей закона задерживает полиция.

Реданы, офники и гики: почему подростки подвержены влиянию субкультур

В какой-то момент мы обнаруживаем, что дети пытаются быть самостоятельными, пробуют уйти от нашего влияния, ищут для себя ценное и важное за пределами семьи. Особенно сильно в такой период привлекают субкультуры. Стоит ли родителям беспокоиться, если ребенок стал частью такого сообщества? Читайте в нашем материале.

«Я не такой как все»

Субкультура — это то, что «под» культурой, что отличается от доминирующих, принимаемых большинством норм и ценностей. Такие сообщества не появляются в вакууме, они тесно взаимосвязаны с насыщенностью культурного поля. Чем больше идей, событий, явлений в обществе, тем многообразнее его субкультурные течения.

При этом такие объединения формируются спонтанно, обычно они замкнуты и противопоставляют себя массовой культуре. Есть отличительные признаки субкультуры — единая идея для объединения, свой язык, система взглядов, образ жизни и поведения, признаки, по которым определяются «свои».

XX век — расцвет субкультур: зутеры, байкеры, битники, хиппи, растаманы, рокеры, панки, металлисты, готы, рэперы, эмо, киберготы. Субкультуры складывались на почве музыки, спорта, национальных взглядов, отношения к компьютерным играм.

Можно также вспомнить вчерашних тяготевших к криминалу гопников и радикальных скинхедов, а также сегодняшних офников и реданов — субкультурные объединения с потенциальной агрессивной составляющей. Причем реданы относятся к субкультуре анимешников, тогда как офники — преемники спортивных фанатских субкультур (расшифровываются как «околофутбольные фанаты»). В геймерской среде между тем выделяют субкультуру дединсайдеров с ее депрессивными интонациями.

Что привлекает детей в субкультурах

Что ищут наши дети в субкультурных объединениях? То же, что и предыдущие поколения — возможность принадлежать к сообществу «своих» и быть там на равных (когда из детского мира уже вышел, а во взрослый еще не вступил), утверждать свою индивидуальность.

Основные задачи позднего подросткового возраста: выделить и опознать свое «Я», установить близкие отношения со сверстниками, попробовать разные социальные роли, определиться с профессиональным направлением.

Почти все эти задачи, очевидно, не решаются в мире взрослых и рядом с родителями. В мире взрослых роли уже определены, и молодому человеку там банально нет места. И правда, он — не менеджер проектов, не специалист, не родитель и не супруг. Папа и мама продолжают видеть в подростке ребенка, которым он с точки зрения психологического статуса одновременно и является, и нет. Вроде пора предоставлять свободу и ответственность, а доверить подростку его самого — страшно. Он не был еще замечен родителями в серьезном подходе к жизни и накопленном жизненном опыте.

Получается, что молодежные субкультурные объединения — это одна из немногих возможностей искать себя и вступать в отношения среди равных, тех, кто относится всерьез. Это поиски своей осознанной идентичности: какой я, что я могу, как меня воспринимают. Это пробы освоения социальных ролей — лидера, организатора, носителя идей, разряжающего обстановку. Там же возможны первые романтические отношения. Там же происходит выстраивание критичного отношения к родительским фигурам, что крайне важно для отделения себя от них.

Беспокоиться или нет?

В целом — скорее нет. Сообщества молодежи — нормативное для современного мира явление, способ социализации. Причем по сравнению с прошлым, когда представители субкультур были буквально видны на улицах, последнее десятилетие «укрывает» молодежные сообщества внутри цифрового пространства.

Как помочь подростку

Необходимо спокойно говорить со своим ребенком. Серьезно, аккуратно, с интересом: что тебе это дает? А другим, как думаешь, зачем это нужно? Как у вас все устроено? Если вы не согласны друг с другом, что происходит в этом случае? Разговоры и спокойствие здесь нужны, чтобы сохранять контакт с ребенком, проявляя искреннюю заинтересованность и уважение, а также чтобы понимать степень безопасности сообщества.

Если решать задачу переключения внимания подростка с погружения в настораживающие родителя субкультурные объединения, то имеет смысл взять два ориентира: помочь своему взрослеющему ребенку регулировать окружение и распоряжаться временем.

В первом случае мы «сообщаем», что проводить время можно не только с той группой, которая привлекла внимание, и не только в тех условиях, в которых это происходит. Это значит, что можно больше включать подростка в семейные мероприятия, особенно специально организованные: выезд за город с командными играми в компании нескольких семей-друзей, поход в горы или путешествие в пещеру. Главное — придумать что-то интересное и совместное.

Здесь поможет разговор, в котором без упреков вместе с подростком мы проясним: сколько он хотел бы проводить времени за компьютером (именно так сейчас чаще всего укрепляются отношения с группой общения), хочет ли он уметь успевать больше. Обсудить, как обстоят дела с домашними обязанностями, сколько времени он мог бы выделить для общения, не связанного с одной компанией.

Кроме семьи можно предлагать ребенку включение в другие группы. Например, если у него есть страсть к риску, то помочь заняться скалолазанием — оно влечет за собой погружение в сообщество увлеченных. Здесь главное — найти то, что нравится подростку, и поддержать развитие этого хобби. Может быть, ребенок любит побеждать или бывать в новых местах — тогда ему можно предложить олимпиады по интересующим предметам, сообщество исследователей городских или прилегающих к городу территорий.

Для подростков комфортным пространством, в котором он может открыто выражать себя, аргументировать свою позицию, развивать навыки самоорганизации, являются подростковые клубы

В Москве такие клубы успешно работают на базе городских семейных центров, расположенных во всех округах столицы. Здесь познакомят со сферами, которые могут заинтересовать подростка: IT, робототехника, блогинг и журналистика. Участие подростка в подобных активностях поможет распределить время так, чтобы оно было наполнено разнообразными занятиями. Тогда на сомнительных друзей останется меньше времени и появится выбор.

Главное, что стоит помнить родителям, — от них требуется время, терпение и внимание к своему ребенку, впрочем, как и всегда.

Чаще всего информация о том, что дети состоят в каком-то сообществе, оказывается поводом для разговора, укрепления контакта, поиска новых точек для встречи. Лишний раз встретиться подростку с миром взрослых в его лучших проявлениях никогда не помешает. Ведь когда-то он сам будет взрослым, интегрированным в социум человеком, ищущим внутри себя спокойное и заинтересованное уважение для разговора со своими взрослеющими детьми.

Бесплатную психологическую консультацию и сопровождение можно получить в Московской службе психологической помощи. Единый справочный телефон: +7 (499) 173-09-09.

Также круглосуточно доступен телефон неотложной психологической помощи 051 (для городского) и +7 (495) 051 (для мобильного). Работает чат психологической поддержки и форум. Кроме того, на постоянной основе проходят тематические вебинары.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»