Социометрическая таблица: Недопустимое название — Psylab.info

Сводная таблица результатов социометрического и референтометрического исследований

Статус

Испытуемый

   1   

   2   

   3   

   4   

   5   

   6   

Социометрический

2

0

5

1

3

1

Референтометрический

0

2

1

1

3

0

В этом исследовании социометрический статус члена группы (также как и референтометрический) определялся количеством выборов, по его результатам для наглядности можно построить диаграмму, как это показано на рисунке 2.

Рис. 2. Сравнение результатов социометрического и референтометрического исследований

Процедура проведения референтометрии, позволяющая человеку ознакомиться с позицией, высказанной значимым (референтным) для него членом группы, побуждает испытуемого проявить высокую избирательность. Выбранные в такой ситуации члены группы и составляют референтную группу данного человека.

При социометрическом подходе основным фактором выбора в системе межличностных отношений являются симпатии-антипатии, а при референтометрическом — компетентность в какой-либо области, поэтому социометрические и референтометрические данные могут не совпадать. «Звезд» выбирают, как правило, по эмоциональным предпочтениям, а референтометрический статус человек получает на основе оценок своих деловых, интеллектуальных или волевых качеств, профессиональных знаний и умений, информированности и т. п.

К примеру, референтометрические показатели свидетельствуют о высокой оценке и признании членами группы сотрудника Z как компетентного специалиста, в то же время показатели его социометрического статуса в группе — средние (или даже соответствуют уровню «отверженных»).

При детальном рассмотрении может оказаться, что этот сотрудник является «серым кардиналом», поэтому большинство членов группы понимают его роль в принятии групповых решений, но не принимают методов, которыми он реализует свои «властные» возможности. Данные, полученные с помощью социометрии и референтометрии, в совокупности дают более объемную и точную информацию о реальной роли человека в группе, позволяют выявить мотивы выборов и предпочтений в группе.

Важность вдумчивой интерпретации результатов, полученных с помощью формализованных методов, можно проиллюстрировать на следующем примере.

Директор поставил задачу выяснить причины сложной конфликтной ситуации в одном из подразделений компании. Результаты социометрии показали, что отношение всех подчиненных к недавно назначенному руководителю было резко отрицательным (он получил только отклонения). Безусловно, отсутствие авторитета у подчиненных — факт негативный, и, казалось бы, «естественное» решение должно было состоять в скорейшей замене руководителя, который не умеет работать с коллективом.

В то же время референтометрический статус руководителя как квалифицированного специалиста оказался достаточно высоким. А вот трудовая дисциплина в компании оставляла желать много лучшего. Рабочие привыкли к тому, что систематические хищения материалов не вскрывались и не наказывались, предыдущее руководство «закрывало глаза» на эти факты. Новый руководитель был человеком принципиальным и хотел пресечь воровство в подразделении: грозил, объявлял выговоры, штрафовал (в общем, «всем мешал и портил отношения»).

Рассмотрение ситуации с учетом дополнительных фактов позволило увидеть ее в совершенно другом свете и, соответственно, принять более эффективное решение.

Можно рекомендовать следующую последовательность работ при изучении особенностей взаимоотношений в группе сотрудников:

  1. Изучение и описание истории развития группы, преемственности взаимоотношений при реорганизации; сохранение или изменение стиля управления при смене руководителей.

  2. Общая оценка психологического климата, выявление групповых ценностей, норм, мнений, настроений, традиций.

  3. Изучение взаимоотношений по горизонтали — между членами группы (личные избирательные отношения — от симпатии и дружбы до неприязни и враждебности), выявление микрогрупп (группировок), определение социометрического статуса отдельных членов группы. (Неплохо, если каждый член группы входит в какую-либо группировку, группировки сотрудничают друг с другом, между ними нет явной враждебности.) Изучение групповых лидеров, выявление типов лидерства в группе, описание отношений между лидером и формальным руководителем (передается ли ему часть полномочий). Изучение причин конфликтов и изоляции («отверженности») отдельных членов группы. Распознавание референтных групп, лидеров мнений и основных каналов распространения информации и влияния в группе.

  4. Изучение взаимоотношений по вертикали — между членами группы и руководителем (формальные отношения власти). Выявление преобладающего стиля руководства группой, определение соответствия стиля руководства уровню развития группы, возможностей усиления влияния руководителя через работу с неформальными лидерами группы и лидерами мнений.

  5. Разработка рекомендаций по улучшению психологического климата. В случае необходимости — коррекционная работа с группой или отдельными ее членами.

  6. Обучение руководителей групп, развитие у них основных управленческих навыков («Школа линейного менеджера»).

Социометрические и референтометрические результаты нуждаются в профессиональной интерпретации. Их полезно дополнить данными, полученными с помощью других методов, таких как анализ документации, наблюдение, структурированное интервью, экспертный опрос, тестирование и др. Несмотря на сложность и громоздкость, социометрический метод на сегодня является очень оперативным и эффективным способом выявления скрытой системы межличностных отношений в коллективе.

МЕТОД СОЦИОМЕТРИИ

Использование математического аппарата при описании группового поведения

Библиографическое описание:

Алексеева, И. В. Использование математического аппарата при описании группового поведения / И. В. Алексеева, Н. К. Кириллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 1 (48). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/archive/48/6032/ (дата обращения: 15.03.2023).

Введение. Проведение социометрического исследования строится на постулате, что

структуру отношений в коллективе можно выяснить, анализируя выборы партнера для совместной реализации какой-либо деятельности. Такие виды деятельности заранее четко определены и называются социометрическими критериями [1,3].

Актуальность данного вопроса заключается в том, что использование математического аппарата для описания группового поведения увеличивает количество испытуемых, находящихся в исследуемой группе, и дает возможность автоматизации расчетов с помощью информационных технологий.

Целью исследования было проведение социометрии группы студентов с использованием математического аппарата.

Методика и организация исследования. Предложенная методика включает в себя несколько этапов:

  1. Составление опросного листа с включением вопросов, предусматривающих выбор.

  2. Проведение инструктажа изучаемого коллектива.

  3. Осуществление социологического опроса.

  4. Составление социометрической матрицы.

  5. Составление социограммы.

  6. Подсчет социометрических индексов.

  7. Анализ и интерпретация полученных результатов.

В исследовании использовали следующие социометрические критерии: учебная и трудовая деятельности, досуг. В соответствие с ними был составлен список вопросов:

  1. ФИО.

  2. Номер группы.

  3. Учебная деятельность. С кем из студентов вашей группы вы предпочли бы готовиться к экзаменам?

  4. Трудовая деятельность.

    С кем из студентов вы пошли бы работать на производственную практику в коммерческую фирму с условием, что во время практики вам начисляют зарплату, и ее размер зависит от вклада каждого из сотрудников?

  5. Досуг. С кем из студентов вашей группы вы предпочли бы пойти в поход?

Применяли параметрический вариант проведения социометрии: число выборов ограниченно, и рассчитывается по формуле: ,

где d — количество выборов, N — количество людей в группе. Выбор одного и того же сокурсника может повторяться в разных сферах деятельности. В данном случае предусмотрены только положительные выборы, хотя допускается работа и с отрицательными (отвержения).

Данные опроса заносили в социометрическую матрицу, где каждому тестируемому отводиться одна строчка по горизонтали, и одна графа по вертикали. В соответствующих ячейках отмечено количество выборов и общая сумма выборов, сделанных данным респондентом.

Клетки по диагонали заштрихованы, так как самовыборы исключаются.

Следующий этап — составление социограммы, дающей наглядное раскрытие структуры взаимосвязей в коллективе. Все испытуемые делятся по сумме полученных выборов на несколько страт. Получившие большинство выборов относятся к так называемой группе «звезд», а получившие мало выборов — к «отвергаемым». Границы верхних и нижних страт рассчитываются по формуле: ,

где x — границы доверительного интервала, M — среднее количество выборов, приходящихся на одного человека, t-нормированное отклонение биноминального распределения, - выборочное отклонение. Величину t следует рассматривать как поправочный коофициент, учитывающий отличие эмпирического распределения от теоретического, и определяемый по таблице критических значений по Сальвосу [2,4].

Для вычисления границ доверительного интервала проводили дополнительные вычисления.

,

где V — общее количество выборов, сделанных всеми членами группы, N — число членов группы.

,

где — оценка вероятности быть выбранным в группе.

,

где — оценка вероятности оказаться невыбранным в группе.

,

где — отклонение количества полученных индивидами выборов от среднего их числа, приходящегося на одного члена группы.

,

где — это степень отклонения распределения выборов от случайного.

На основе полученных данных рассчитали социометрические индексы, дающие количественные характеристики отношений каждого члена группы и всей группы в целом.

,

где — социометрический статус члена группы, то есть отношение группы к одному из его членов.

Индекс групповой сплоченности (степень взаимосвязанности членов группы) определяли по формуле: .

В исследовании приняли участие 9 студентов I курса специальности педагогика и психология Великолукской академии физической культуры и спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. При осуществлении параметрического варианта проведения социометрии мы ограничились двумя выборами, результаты которого приведены в таблице 1.

Таблица 1

Социометрическая матрица

И.

А.

З.

О.

Д.

К.Ц,

В.

М.

К.Н.

Сумма выборов

И.

2

0

1

1

1

0

0

1

6

А.

0

0

0

0

0

3

0

3

6

З.

0

0

1

0

1

3

0

1

6

О.

0

0

0

0

0

2

3

1

6

Д.

1

1

0

1

0

2

1

0

6

К.Ц.

0

0

3

0

0

3

0

0

6

В.

0

0

0

1

0

1

2

2

6

М.

0

0

0

3

0

0

3

0

6

К.Н.

0

0

0

3

0

0

0

3

6

Сумма полученных выборов

1

3

3

10

1

3

16

9

8

54

0,125

0,375

0,375

1,25

0,125

0,375

2

1,125

1

Полученные данные внесены в формулы и произведены расчеты: V = 54; N = 9; = 6,75; 0,8438; 0,1563; 1,0271; a3 0,7; C 0,097. Для уровня значимости р ≤ 0,05 поправочные коофициенты tmin = -1,42, tmax = 1,82; границы верхней и нижней страт хверх = 9, хниж = 5.

Таким образом, получившие 5 или менее выборов приобретают самый низкий социометрический статус, получившие 9 или более — высший. Допуская ошибку не более чем на 5 %, можно утверждать, что лидерами («звезды») являются те, кто получил не менее 9 выборов, получившие от 9 до 5 выборов — принимаемые, а кто получил менее 5 выборов — отвергаемые (табл. 2).

Таблица 2

Отнесение испытуемых к статусной группе

Статус

Инициалы

Звезды

О., М. , В.

Принимаемые

К.Н.

Аутсайдеры

И., А., З., К.Ц., Д.

В результате получена информация для составления социограммы (рис. 1).

Рис. 1. Социограмма

Социометрический статус каждого члена группы (Si) приведен в таблице 1. Индекс групповой сплоченности C = 0,097.

Заключение. Таким образом, в исследовании были определены лидеры и отвергаемые группы студентов. Вычислен социометрический статус каждого из испытуемых, и индекс групповой сплоченности. Также составлена социограмма, наглядно показывающую структуру взаимосвязей в коллективе.

В ходе исследования был использован математический аппарат, который в значительной степени упростил анализ результатов, сводя его к подстановке полученных данных в несложные формулы, и дал возможность, в дальнейшем, с помощью информационных технологий ускорить процесс расчетов, и увеличить количество испытуемых.

Литература:

  1. Кутейников А. Н. Математические методы в психологии. Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2008. — 172с.

  2. Хозиев В. Б. Практикум по общей психологии. Учеб. пособие для вузов /В. Б. Хозиев. — 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2005. — 272 с.

  3. Морено Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе: пер. с англ. / Боковиков А. — М.: Акад. проект, 2001.- 383 с.

  4. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПБ.: Речь, 2006. — 350 с.

Социометрические показатели старшеклассников и их взаимосвязь с выбранными переменными семейной жизни

%PDF-1.7 % 1 0 объект > эндообъект 2 0 объект >поток 2018-08-14T20:55:54-07:002018-08-14T20:55:54-07:002018-08-14T20:55:54-07:00Заявитель ПриложениеPDF Pro 5.5uuid:6811a7c6-a95d-11b2-0a00- 782dad000000uuid:68122ff0-a95d-11b2-0a00-a018a714fc7fapplication/pdf

  • Социометрические показатели старшеклассников и их взаимосвязь с отдельными переменными семейной жизни
  • Prince 9. 0 rev 5 (www.princexml.com)AppendPDF Pro 5.5 Linux Kernel 2.6 64bit 2 октября 2014 г. Библиотека 10.1.0 конечный поток эндообъект 5 0 объект > эндообъект 3 0 объект > эндообъект 8 0 объект > эндообъект 90 объект > эндообъект 10 0 объект > эндообъект 11 0 объект > эндообъект 12 0 объект > эндообъект 37 0 объект > эндообъект 38 0 объект > эндообъект 39 0 объект > эндообъект 40 0 объект > эндообъект 41 0 объект > эндообъект 62 0 объект > эндообъект 63 0 объект > эндообъект 64 0 объект > эндообъект 65 0 объект > эндообъект 66 0 объект > эндообъект 75 0 объект [77 0 Р 78 0 Р] эндообъект 76 0 объект >/ProcSet[/PDF/Text/ImageB]/XObject>>> эндообъект 89 0 объект >/Filter/JBIG2Decode/Height 3325/Interpolate true/Length 24351/Name/im145/Subtype/Image/Type/XObject/Width 2500>>stream

    Проверка приложения для смартфона для отображения социальных сетей поблизости

    Рисунок 1.

    Процент времени обучения, в течение которого приложение и значки были активны.

    Левая панель показывает активность приложения для смартфона. Правая панель показывает активность социометрических значков. Учитывались только рабочие часы (пн-пт с 9:00 до 17:00) в течение 4-недельного периода.

    Подробнее »

    Расширять

    Рис 2.

    Статистика сканирования приложений.

    A) Процент запланированных сканирований Bluetooth, выполненных каждым смартфоном за 4-недельный период. B) Скорость сканирования для каждого края сети. Скорость сканирования между узлом A и B определяется количеством сканирований, сделанных смартфонами A и B вместе взятыми, поскольку края ненаправлены (симметричны). Горизонтальная сплошная линия отражает скорость сканирования 1 сканирование каждые 15 минут; пунктирная линия 1 сканирование каждый час.

    Подробнее »

    Расширять

    Таблица 1.

    Таблица непредвиденных обстоятельств на все рабочие часы.

    В таблице показано, сколько раз определенный край сети был обнаружен (попадание) или нет (промах) приложением для смартфона и социометрическими значками. Учитывались только рабочие часы (пн-пт с 9:00 до 17:00) в течение 4-недельного периода.

    Подробнее »

    Расширять

    Таблица 2.

    Таблица непредвиденных обстоятельств, когда приложение и значок активны.

    В таблице показано, сколько раз определенный край сети был обнаружен (попадание) или нет (промах) приложением для смартфона и социометрическими значками. Учитывались только временные интервалы, когда и приложение, и значок были активны.

    Подробнее »

    Расширять

    Рис 3.

    Взвешенная матрица смежности социальной сети, нанесенная на карту с помощью приложения для смартфона и социометрических значков.

    Обе оси отражают 21 участника, и каждый элемент отражает процент времени, в течение которого два участника находились в непосредственной близости. A) Рабочее время, B) Когда оба устройства были активны.

    Подробнее »

    Расширять

    Рис 4.

    Картографирование социальных сетей с использованием данных опросов, приложения для смартфона и социометрических значков.

    Для облегчения сравнения входящие и исходящие границы данных съемки были объединены для получения неориентированной сети. Кроме того, бинарная основа была извлечена из взвешенной матрицы смежности приложения для смартфона и социометрических значков. A) Матрицы смежности для данных опроса, приложения для смартфона и социометрических значков, B) Топологическое представление соответствующих сетей.