Социометрия обработка результатов пример – Социометрия

Материал по психологии на тему: Социометрия

Инструкция: Ответьте, пожалуйста,  откровенно на  предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

к менее)

Фамилия,Имя__________________________________________Дата _______________Класс________________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения  в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста,  откровенно на  предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

к менее)

Фамилия,Имя__________________________________________Дата _______________Класс________________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения  в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста,  откровенно на  предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

к менее)

Фамилия,Имя__________________________________________—-Дата _______________Класс________________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения  в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста,  откровенно на  предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

к менее)

Фамилия,Имя__________________________________________Дата _______________Класс________________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения  в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста,  откровенно на  предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

к менее)

Фамилия,Имя__________________________________________Дата _______________Класс________________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения  в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________

nsportal.ru

Методика «социометрия»

«Социометрия» переводится как «социальное измерение». Данная диагностика позволяет вожатому быть в курсе протекающих в отряде процессов межличностного внутригруппового общения. Не секрет, что полученные данные дадут возможность педагогу определить степень сформированности группы, вовремя корректировать свою внутригрупповую работу с детьми.

Различают несколько вариантов проведения этой диагностики. Но все предложенные методики адаптированы к возрасту детей, отдыхающих в ДОЛ.

Вариант 13. Методика предложена американским психологом Дж. Морено и предназначена для оценки межличностных отношений неформального типа: симпатий и антипатий, привлекательности и предпочтительности.

Инструкция. Ребятам раздаются листочки. Дети подписывают каждый свой лист. Далее предлагается перечислить тех товарищей по группе, с которыми каждый из них хотел бы общаться и сотрудничать в различных видах деятельности. Например:

1. Кого из членов отряда ты бы пригласил на свой День рождения?

2. С кем из членов отряда ты бы отправился в кругосветное путешествие?

3. С кем из членов отряда ты мог бы поделиться своими личными переживаниями?

Как правило, ребятам предлагается выбрать не больше трех товарищей из отряда. Их фамилии пишутся в именительном падеже.

Обработка результатов. Результаты представляют в форме матриц (таблиц), которые составляет сам вожатый. Для каждого вопроса составляется отдельная матрица.

Таблица 16. Пример заполненной матрицы

Кого выбирают

Кто выбирает

Иванов

Петров

Сергеев

Алексеев

Николаева

Славина

Семенова

ВС

Иванов

х

2

1

3

3

Петров

1

х

2

3

3

Сергеев

2

3

х

1

3

Алексеев

3

2

х

1

3

Николаева

2

1

х

3

3

Славина

1

2

3

х

3

Семенова

3

1

2

х

3

ВП

4

3

3

3

3

3

2

ВВ

1

0

1

1

1

0

0

Первый столбец матрицы содержит фамилии ребят, которые выбирают. Первая строка матрицы содержит фамилии тех, кого выбирают. И в том, и другом случае фамилии изложены в одном и том же порядке.

Цифра «1» ставится в столбец того члена отряда, которого рассматриваемый испытуемый выбрал в первую очередь, цифра – «2», который был выбран вторым, «3» – третьим.

В итоговых строках и столбцах:

ВС – количество выборов, сделанных данным человеком;

ВП – сумма выборов, полученных данным человеком;

ВВ – количество взаимных выборов.

Сумма выборов, полученных каждым человеком (ВП), является мерилом его положения в системе межличностных отношений.

Если человек получил наибольшее количество выборов – он относится к числу «звёзд».

Если получил среднее количество выборов – к «предпочитаемым».

Если меньше среднего числа выборов – к «пренебрегаемым».

Если не получил ни одного выбора – к «изолированным».

Удовлетворённость ребенка собственным положением в отряде определяется по коэффициенту:

К=

ВВ (число взаимных выборов)

ВС (число выборов, сделанных данным человеком)

Так, если ВВ=0, а число выборов, сделанных человеком 3, и К=0/3=0, то следует предположить, что у него могут быть проблемы в межличностных отношений.

Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) вычисляется по следующей формуле:

Низкий: «звёзды»+ «предпочитаемые» < «пренебрегаемые» + «изолированные».

Средний: «звёзды»+ «предпочитаемые» = «пренебрегаемые» + «изолированные».

Высокий: «звёзды»+ «предпочитаемые» > «пренебрегаемые» + «изолированные», для которого характерны достаточно стабильные, ровные, доброжелательные отношения в коллективе. Но при этом следует очень внимательно отнестись к наличию изолированных и пренебрегаемых и постараться внести необходимые коррективы в межличностные отношения в отряде, предварительно разобравшись в причинах имеющихся проблем.

Результаты трех составленных матриц оцениваются совместно. Для этого необходимо просуммировать полученные значения ВП, ВВ, ВС – по всем трем матицам.

Пример интерпретации результатов. В качестве примера проведем социометрическое изучение звена из 7 человек, в состав которого входят: Иванов, Петров, Сергеев, Алексеев, Николаева, Славина, Семенова (возраст 13-14 лет). Рассмотрим ответы на вопрос: «С кем бы ты полетел на Луну ?»

Варианты выборов представлены в составленной матрице для данного вопроса (Таблица 16).

Максимальное количество выборов (4) получил Иванов. По числу выборов он явная «звезда». По всей видимости, он является лидером звена.

Меньше всего выборов у Семеновой (2). При среднем числе выборов по данному звену (3). Таким образом, Семенову можно отнести к пренебрегаемым. Поэтому вожатому необходимо очень внимательно отнестись к Семеновой – вероятно, у нее могут иметь место проблемы в межличностных взаимоотношениях с ребятами. Кроме того, у нее нет ни одного взаимного выбора.

Пожалуй, и у «звезды» звена Иванова тоже есть проблемы, возможно, личного характера. Он выбирает Николаеву. А она его – нет.

В целом, на первый взгляд, уровень благополучия взаимоотношений в звене можно оценить как достаточно высокий:

«звезд» – 1;

«предпочитаемых» – 5;

«пренебрегаемых» – нет;

«изолированных» – нет.

Таким образом: 1+5>1

Но настораживает то, что имеет место очень низкий коэффициент удовлетворенности у ребят группы. У 3-х человек он приравнивается к «нулю», а у остальных ниже 0,5. Это говорит о том, что, скорее всего, дети общаются не с теми, с кем им хотелось бы. Возможно, что у Николаевой и Сергеева отсутствуют проблемы в межличностных отношениях, т.к. их приоритетные выборы совпали.

Методические рекомендации. Как видим, данных для анализа и размышлений более чем достаточно. Для большей эффективности методики внимательно приглядитесь к ребятам во время коллективных игр, творческих дел, в свободное время. Ваши наблюдения дополнят сложившуюся картину и подскажут, кому из детей и в чем нужна ваша помощь.

Чтобы дети не догадывались о проводимом исследовании, лучше, если социометрию вы проведете в форме игры, например, формирование команды для полета на Луну. В противном случае они будут ожидать от вас результатов, которые для многих могут стать источником переживаний, источником психологической травмы.

Результаты подобных тестов, опросов и другие методы, ориентированные на изучение межличностных отношений в коллективе, оценку индивидуальных качеств детей, не должны выноситься на обсуждение отряда и используются вожатым только в целях корректирования воспитательной деятельности.

studfile.net

Обработка и анализ социометрического исследования.

Первичная информация социометрического исследования – социометрический выбор – фиксируется в таблице. Далее заполняются нижние суммирующие графы таблицы: «число полученных выборов» и «число взаимных выборов».

На основе этой информации производится определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация:

I. Социометрический статус ребёнка в системе межличностных отношений.

Статус ученика определяется путём подсчёта полученных выборов. В зависимости от этого дети могут быть отнесены к одной из четырёх статусных категорий:

I – «звёзды» (5 и более выборов)

II – «предпочитаемые» (3-4 выбора)

III – «принятые» (1-2 выбора)

IV – «изолированные» (0 выборов)

II. Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ).

УБВ определяется соотношением суммарных показателей I и II статусных категорий.

УВБ= % «звёзд» + % «предпочитаемых»

На основании этого можно отнести класс к одному из четырёх уровней:

I – 71% и выше (высокий)

II – 60-70% (благоприятный)

III – 59-50% (средний)

IV – 49% и ниже (низкий)

III. Коэффициент взаимности (КВ).

Вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в процентах.

КВ= число взаимных выборов : количество вопросов * 100%

общее число выборов : количество вопросов

По данному показателю можно отнести класс к одному из четырёх уровней взаимности:

I – 15-20% (низкий)

II – 21-30% (средний)

III – 31-40% (высокий)

IV – 40% и выше (сверхвысокий)

IV. Коэффициент удовлетворённости взаимоотношениями (КУ).

Определяется процентным соотношением числа детей, имеющих взаимные выборы, к числу всех учащихся класса.

КУ= число детей, имеющих взаимные выборы * 100%

общее число всех детей класса

На основании этого можно судить, насколько дети удовлетворены своими отношениями. Класс можно отнести к одному из четырёх уровней:

I – 33% и ниже (низкий)

II – 34-49% (средний)

III – 50-65% (высокий)

IV – 66% и выше (сверхвысокий)

Также можно определить, насколько удовлетворён своими отношениями каждый отдельный школьник. КУ в этом случае определяется как процентное отношение числа одноклассников, с которыми у него взаимные выборы, к числу детей, которых он сам выбрал. Затем можно отнести каждого ученика к одной из четырёх групп:

I – высшая (КУ= 75-100%)

II – высокая (КУ= 50-75%)

III – средняя (КУ= 25-50%)

IV – низкая (КУ= 0-25%)

V. Индекс изолированности (ии).

Его вычисляют как процент членов класса, оказавшихся без единого выбора. Класс можно считать благополучным, когда в нём нет изолированных детей, или процент изолированности составляет 5-6%.

ВЫВОД: Исходя из данных социометрического исследования, определяется следующий социометрический статус школьников в системе межличностных отношений:

I – «звёзды» — 4 человека (22%)

II – «предпочитаемые» — 6 человек (34%)

III – «принятые» — 4 человека (22%)

IV – «изолированные» — 4 человека (22%)

УБВ= 22%+34%= 56%. Таким образом, исследуемый коллектив по уровню благополучия взаимоотношений относится к III группе, следовательно, УБВ определяется как средний. КВ= (54+54+54):3 * 100% = 78%. По данному показателю класс можно отнести к IV

68:3 уровню взаимности, следовательно, КВ определяется

как сверхвысокий. Это свидетельствует о наличии

привязанности, сплочённости, дружбы между детьми.

КУ= 12 * 100% = 66%. Таким образом, класс относится к IV уровню

18 удовлетворённости взаимоотношениями, и КУ

определяется как сверхвысокий. Следовательно, дети

удовлетворены своими отношениями.

По данным КУ учеников 10 «Б» класса можно распределить по группам следующим образом:

I Зинько Руслан., Ковалевский Алксандр., Малошевич Алина., Римашевская Татьяна. – высшая степень удовлетворённости своими отношениями (20%).

II Гук Снежана, Калинь Анжелика, Лосик Юрий, Лущицкая Анастасия, Маевский Илья.– высокая степень удовлетворённости отношениями (40%).

IIIБиончик Ольга, Кудрячев Егор, Максименя Виталий, Филипова Дарья, Хаткевич Павел

.– средняя степень удовлетворённости взаимоотношениями (35%).

IVБиончик Ольга, Карпович Илья, Квасницкая Елизавета, Лапотка Евгений.– низкая степень удовлетворённости взаимоотношениями (5%).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что абсолютное большинство учеников 10 «В» класса удовлетворены взаимоотношениями со своими одноклассниками.

ИИ= 22%. Согласно полученному индексу изолированности, 10 «Б» класс можно считать неблагополучным, поскольку процент изолированности в нём составляет 22%, т. е. более 6%.

Проведённое социометрическое исследование выявило четырёх лидеров:

Зинько Руслан, Ковалевский Алксандр, Малошевич Алина, Римашевская Татьяна.

Руслан добрый, искренний и честная мальчик, готовый помочь любому своему однокласснику, сделать всё, что в его силах.

Александр честный, ответственный, отзывчивый и общительный мальчик. Он хорошо учится, но к лидерству не стремится.

Алина жизнерадостная, добрая и общительная девочка. Всегда имеет своё обоснованное личное мнение, с которым в классе считаются.

Татьяна активная и очень общительная девочка, которая при этом не стремится влиять на мнение окружающих, а поступает так, как считает нужным.

Вайтехович Александр, Карпович Илья, Квасницкая Елизавета, Лапотка Евгений

. Они тихие, спокойные, не склонные вступать в близкие контакты с одноклассниками.

8

studfile.net

Компьютерная обработка социометрии в программе MO Excel

Диагностическое направление деятельности – один из основных видов работы каждого психолога. Это затратный по времени процесс, так как необходимо подобрать правильную методику или набор методик, профессионально организовать проведение диагностики, обработать и увидеть то, что скрывается за цифрами и графиками и недоступно человеку без психологического образования. Перегрузки в работе, которые часто бывают в практике школьного психолога, сказываются на качестве работы, в процессе монотонной обработки концентрация внимания нарушается, что может привести к нежелательным ошибкам. Результатом этого могут стать неверные аналитические справки, недейственные рекомендации, в итоге — просто неудовлетворенность от своей работы. Тем не менее, у каждого из нас есть замечательный помощник, который может ощутимо помочь в нашей диагностической деятельности. Нужно только научиться находить к нему подход, а имя этому помощнику – компьютер.

Некоторые психологи с недоверием относятся к компьютерной обработке диагностик, так как привыкли работать на бумаге, а с компьютером неизвестно что с этими результатами произойдет, если нажать не ту кнопку. Кроме этого, что бы научиться обрабатывать на компьютере, нужно время, которое можно было бы потратить на ту же диагностику. Да, они правы, если контингент их работы ограничивается максимум несколькими десятками человек. Но, если счет идет на сотни, то тут никак не обойтись без компьютерных возможностей. В качестве примера возьмем обработку такой серьезной и зарекомендовавшей себя методики, как социометрия. Сколько бы вы обрабатывали социометрию из трех положительных и трех отрицательных выборов в стандартном классе из 26 человек? А если еще взять два критерия: учеба и дружба? Вспомните поиск фамилий, мелькание перед глазами одинаковых клеточек, подсчитывание взаимных выборов и т.д. Трудолюбивый психолог потратил бы не менее двух часов, да еще устал бы от однообразной работы. Компьютерная обработка в программе «MO Excel» позволяет тратить на обработку одного класса полчаса работы в обычном режиме, без лишней спешки. Оставшееся время можно использовать для того, что бы внимательно ознакомиться с результатами и подумать над дальнейшей работой с этим классом.

В данная статья поможет вам освоить быстрый и точный способ обработки социометрии. Но сначала вы должны знать следующее. Любая компьютерная программа – это всего лишь инструмент. И она никак вам не поможет, если вы не посвятите часть себя этому самому предмету. Не бойтесь экспериментировать. Вокруг вас много людей, которые неплохо разбираются в компьютерах, достаточно только захотеть научиться и попросить помощи. Зато, потратив время сейчас, вы получите просто огромную экономию времени и сил в будущем, и общий уровень вашей работы существенно поднимется.

Содержание статьи рассчитано на тех, кто часто использует социометрию в своей психологической практике и знаком с программой «MO Excel». Это очень популярный продукт компьютерной индустрии. Даже если вы ранее не работали в данной среде, вам пригодятся навыки, полученные в работе с данной информационной средой.  Содержание инструкции содержит следующие этапы:

  1. Создание и расширение электронной базы данных социометрии.
  2. Подготовка программы к обработке конкретного класса.
  3. Ввод данных в программу обработки.
  4. Знакомство с результатами обработки.
  5. Правильный перенос данных из программы в базу.
  6. Альтернативный способ сохранения данных.

Инструкция может показаться большой и сложной, но если у вас есть опыт работы с Excel, многое вам покажется знакомым и простым. Большинство инструкций снабжено подробными изображениями с указательными стрелочками.

Программа предназначена исключительно для подсчета выборов и отклонений и дает только статистическую информацию. Сама методика требует тщательного изучения перед использованием и интерпретацией. От вопроса, заданного респондентам, зависит результат выборов в группе. В данной программе идет не только количественный подсчет данных, но и вычисляются дополнительные индексы по специальным формулам. Описание этих индексов вы найдете в самой методике. Программа продолжает видоизменяться и совершенствоваться. За дополнительными разъяснениями и новыми версиями программы обращайтесь к автору: [email protected]. В будущем планируется создать файл обработки социометрии в группе до 100 человек, представление данных в графическом виде и перевод работы с базы «MO Excel» на автономную среду.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

urok.1sept.ru

Материал (8 класс) на тему: Социометрия

Методика социометрического изучения

межличностных отношений в детском коллективе

Метод Дж. Морено

Цель: методика социометрии направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы. Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива.

Подготовка: классный руководитель распечатывает бланки анкет для каждого учащегося. Следует обратить внимание, что данное социометрическое исследование является параметрической процедурой, то есть имеет ограничение выборов – 3.

Ход проведения: анкеты раздаются учащимся. Классный руководитель обращается к классу с просьбой ответить на вопросы анкеты, обязательно указав, что учащийся может сделать 3 выбора при ответе на каждый вопрос.

Обработка полученных результатов

Результаты опроса заносятся в специальный шаблон «Межличностные отношения». В нем по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор; а по горизонтали в том же порядке появляются имена тех школьников, кого выбирают. Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу, ставите цифру 1, если есть выбор и пропускаете ячейки, если выбора нет.

Все необходимые результаты вычислений появляются автоматически. Полученные результаты каждого класса переносятся в Шаблон на соответствующий лист.

Интерпретация полученных результатов

Анализируя полученные положительные выборы, можно сделать вывод о наличии в нем:

  • «Звезд» – члены группы, захватывающие «центр сцены», подобно звезде. В высшую группу относят тех, кто получил 6 и более предпочтений;
  • «Предпочитаемых», которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они получают от 3 до 5 выборов;
  • «Пренебрегаемых», то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они получают от 1 до 2 выборов;

«Отвергаемых», то есть тех, кто не принят в коллективе, они не получают положительные выборы.

Полученные индексы покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе.

Социометрический статус показывает позицию учащегося в классе: лидер – учащийся, имеющий ярко выраженный положительный индекс социометрического статуса, отверженный – учащийся с отрицательным индексом, рядовой член коллектива – средний индекс.

Удовлетворенность своим положением в группе: Высокая удовлетворенность – значения более 0,2, Средняя удовлетворенность – значения больше 0 и меньше 0,2, «Нулевая удовлетворенность» – значения равные 0.

Анкета

Фамилия, имя         

Класс         

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: 

После каждого вопроса напиши фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору.

1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие.

  • Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?         

                

  • Кого бы ты никогда не выбрал командиром?         

                

2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам

  • Кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?        

                

  • Кого бы ты не стал приглашать в эту команду?         

                

3.У тебя день рождения.

  • Кого из класса ты бы пригласил к себе на день рождения?         

                

  • Кого бы ты не стал приглашать?         

                

Спасибо!

Анкета

Фамилия, имя         

Класс         

Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: 

После каждого вопроса напиши фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору.

1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие.

  • Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?         

                

  • Кого бы ты никогда не выбрал командиром?         

                

2.Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам

  • Кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?        

                

  • Кого бы ты не стал приглашать в эту команду?         

                

3.У тебя день рождения.

  • Кого из класса ты бы пригласил к себе на день рождения?         

                

  • Кого бы ты не стал приглашать?         

                

Спасибо!


Социометрическое  изучение межличностных отношений в классном коллективе( метод Дж.Морено)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Интерпретация полученных результатов:

«Звезды»________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Предпочитаемые»__________________________________________________________________________________________________________________________________

«Пренебрегаемые»__________________________________________________________________________________________________________________________________

«Отвергаемые»_____________________________________________________________________________________________________________________________________

nsportal.ru

Обработка результатов социометрии.

⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 37Следующая ⇒

Для первичной обработки социометрических данных следует простроить простейшую социоматрицу.

 

Пример социоматрицы для группы численностью N- членов

 

№пп Кто выбирает: фамилия испы-туемого j-члены Кого выбирают: i-члены Сделанные выборы Всего
   N + -  
1. Антонов   + + - -  
2. Волков +   + - -  
3. Григорьев + +        
4. Попов +       -  
5. Самсонов + - - +    
                   
                     
                     
N                    
  Полученные (+)      
  выборы (-)      
  Всего                

 

Примечание: «+» положительный выбор;

«- » отрицательный выбор.

По вертикали пишется весь список класса, а по горизонтали — номера, соответствующие каждому члену класса. Тогда при заполнении матрицы пустая строка будет указывать члена группы, который никого не выбрал, а пустой столбец — ученика, которого никто не выбрал. Знаки «+» и «-» в соответствующей ячейке матрицы указывают на положительный или отрицательный выбор i-того члена группы j-тым членом.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в классе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выбора по нескольким критериям. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов. Алгебраическая сумма положительных и отрицательных выборов, полученных каждым членом группы, служит показателем его социометрического статуса. Согласно полученным выборам можно охарактеризовать место каждого школьника в системе межличностных взаимоотношений в классе. Число полученных выборов (или величина социометрического статуса) требуемое для причисления члена группы к той или иной категории, высчитывается через среднее число выборов в группе и среднее квадратичное отклонение (см.табл.) При параметрическом проведении социометрии, т.е. при ограничении числа выборов, среднее число выборов равно этому ограничивающему числу. Если требуется в положительном и негативном критерии выбрать равное число членов группы, то средним статусом будет ноль, относительно которого и следует считать благоприятность или неблагоприятность положения ученика в классе. Все сказанное хорошо видно в таблице.

 

Категория Значение статуса для исслед. Целей Значение статуса для практ. целей Значение статуса при +3 выборах Значение статуса при +3 и –3 выборах
«Звезды» S>m+2@ S>2m S>6 S>3
Предпочитаемые S>m+@ S>m S>3 S>0
Нейтральные S=m+-@ S=m S=3 S=0
Пренебрегаемые S<m-@ S<m S<3 S<0

 

Условные обозначения:

S — значение статуса i-того члена группы;

m — среднее значение статуса в группе;

@ — значение среднего квадратичного отклонения (рассчитывается по статистическим формулам).

Максимальное число полученных положительных выборов и обычно отсутствие выборов отрицательных характерно для социометрических «звезд» или «лидеров». Членов класса, получивших положительных выборов больше, чем отрицательных, можно отнести к категории «предпочитаемых»; тех, у кого положительных выборов столько же, сколько отрицательных, можно назвать «нейтральными»; членов класса с преобладанием отрицательных выборов можно назвать «пренебрегаемыми». В категории «нейтральных» обязательно следует обратить внимание на «изолированных» членов класса, т.е. тех, кто вообще не получил ни одного выбора, ни положительного, ни отрицательного. А среди «пренебрегаемых» внимание учителя должны привлечь так называемые «отверженные», те, кто получил лишь отрицательные выборы от своих одноклассников и ни одного положительного.

На социоматрице следует выделить и взаимные выборы учащихся, как позитивные, так и негативные. (Они располагаются симметрично относительно диагонали матрицы, проведенной из верхнего левого угла в нижний правый). Из двух учеников, получивших одинаковое число выборов, положение того предпочтительнее, у кого эти выборы взаимны. Чем больше взаимных выборов у ученика, тем благоприятнее его положение в системе личных отношений в классе. Я.Л.Коломинский предлагает измерять индивидуальный коэффициентудовлетворенности общением путем вычисления процентного отношения числа взаимных выборов каждого учащегося к числу сделанных им выборов.

Для наглядного представления структуры межличностных отношений в классе используют построение социограммы. На плоскости каждый член группы изображается условным значком, например, девочки изображаются кружочками, а мальчики треугольниками. Например, на нижеследующем рисунке изображены:

 

      
  
  
 

 

 

положительный однонаправленный выбор,

 

 

      
  
  
 

 

 

отрицательный однонаправленный выбор,

 

 

      
  
  
 

 

положительный взаимный выбор,

      
  
  
 

 

 

отрицательный взаимный выбор.

 

На социограмме элементы, отображающие каждого члена группы, располагаются в соответствии с социометрическим статусом данного индивида: чем выше статус, тем ближе к центру социограммы располагается данный элемент. Целостная же социограмма представляет собой плоскость с нанесенными на нее концентрическими окружностями (наподобие мишени), где в самом центральном круге расположены социометрические «звезды», а на самой периферии, за линией последней окружности — «отверженные». На социограмме наглядно видны взаимные пары или группировки из трех-пяти человек, соединенных взаимными выборами. Учителю полезно знать, что сплачивает эти группировки, и насколько они связаны с остальными членами класса или, наоборот, противопоставлены им.

Об общей сплоченности класса обычно судят по относительному количеству взаимных выборов, хотя это справедливо лишь для тех случаев, когда высокий процент взаимных выборов достигается не за счет изолированных друг от друга замкнутых группировок, что можно увидеть на социограмме.

Данные социометрии позволяют при соответствующей обработке выделить статусные группы (в количестве человек), вычислить коэффициент благополучия отношения в классе, коэффициент изолированности и другие характеристики межличностных отношений.

 

1. Выделение статусных групп (в количестве человек):

· 6 и более выборов — 1 группа (человек)

· 3 и 5 выборов – 2 группа (человек)

· 1-2 выбора – 3 группа (человек)

· нет выборов — 4 группа (человек)

2. Коэффициент благополучия отношений в классе (КБО):

I гр. + II гр.

КБО = ———————————

III гр. + IV гр.

 

Если КБО < 1, то КБО – низкий.

 

3. Коэффициент изолированности — % человек в IV группе.

 

4. Индекс групповой сплоченности, или коэффициент взаимности (КВ):

КВ = ( R1/ R) х 100 %, где R1 – взаимные выборы,

R – все выборы.

5. Коэффициент удовлетворенности общением (КУ):

КУ = (n1 /n) х 100 %, где n1 – взаимные выборы учащихся,

n – все выборы, которые они сделали.

 

6. Коэффициент осознанности (КО) отношений:

 

КО = (R0 / Rх) х 100 %, где R0 – оправдавшиеся ожидания,

Rх- число ожидаемых выборов.

 

7. Устойчивость эксперимента:

К1 = ( Rс/ R) х 100 %, где Rс – количество сохранившихся выборов,

R -число сделанных выборов.

К2 = (N1 /N) х 100 %, где N1 – количество сохранивших статус,

N — количество участников эксперимента.

 

I.2. Аутосоциометрия, или изучение осознанности межличностных отношений

 

Для формирования личности школьника важны не только сами по себе межличностные отношения в классе, но степень их осознания человеком. Ценную информацию на этот счет можно получить, если после проведения социометрии каждого школьника спросить, сколько выборов он предполагает получить. Таким образом, сопоставив затем эти ответы с реально полученными выборами, можно получить информацию о том, кто и насколько недооценивает свой статус, кто оценивает его максимально точно, кто переоценивает, а кто уклонился от ответа. Уклонение от ответа может свидетельствовать либо о неразвитости социальной перцепции, либо о тревожности учащегося в межличностных отношениях. Проанализировать связь между реальным статусом учащегося и его оценкой своего положения можно, составив следующую таблицу.




infopedia.su

Социометрическое обследование учащихся 6 класса МКОУ Перелешинская СОШ Панинский муниципальный район Воронежской области

Колганцева Галина Романовна-классный руководитель 6 класса

МКОУ Перелешинская СОШ

Панинский муниципальный район

Воронежская область

Социометрия

Цель: выяснение межличностных отношений и выявление лидеров в классе.

Метод социометрии заключается в следующем: на карточке в правом углу записывается фамилия опрашиваемого, затем в пункте 1,2,3 он записывает фамилии учащихся группы по вопросам:

  1. Кого бы ты пригласил к себе на день рождения? (эмоциональный лидер)

  2. С кем бы из ребят ты пошёл в трудный поход? (универсальный лидер)

  3. С кем бы ты хотел работать, готовиться к чему-либо в паре? (деловой лидер)

Обработка результатов представляет собой матрицу, где по вертикали записываются под номерами по алфавиту фамилии, по горизонтали — только их номера. На соответствующих пересечениях цифрами 1,2,3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в 1-ю, 2-ю, и 3-ю очередь (в соответствии с вопросами 1,2, 3). Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек — кружочками. Взаимный выбор обводится кружком.

На основе социоматрицы идёт построение социограммы — карты социометрических выборов. Социограмма представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые получили 6 и более выборов), во второй круг — «предпочитаемых» (имеющих 3 — 5 выборов), в третий — «пренебрегаемых» (1-2 выбора), в четвертый — «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный — сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Номера формальных лидеров (командира, старосты и т. п.) заштриховывают. Следовательно, чем ближе к центру круга располагается член группы, тем выше его положительный статус и наоборот.

Табл.1 Социометрическое обследование учащихся 6а класса

МКОУ Перелешинская СОШ Панинский муниципальный район

Воронежская область

п/п

Фамилия,

имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Адерихин Игорь

3

1

2

2

Быханова Алёна

2

3

1

3

Владимирова Таня

2

1

3

4

Гамзаева Нина

1

2

3

5

Матюнин Миша

1

2

3

6

Марченко Даниил

2

1

3

7

Пегарькова Катя

1

2

3

8

Перов Коля

3

1

2

9

Попов Кирилл

1

3

2

10

Свиридова Александра

1

2

3

11

Семенихина Дарья

3

2

1

12

Тертычная Анна

3

2

1

13

Хрущёв Максим

3

2

1

14

Черных Даниил

2

3

1

Количество выборов

6

1

3

3

2

1

1

1

1

7

1

6

5

4

Количество взаимных выборов

2

3

3

2

1

1

1

3

1

3

3

3

Рис.1

9

11

8

6

5

7

2

14

13

4

3

1

12

10

Таким образом, в социальной психологии принято обозначать положение личности в группе в следующих категориях:

«Звезда» — член группы, получившей наибольшее количество выборов (на карте он размещается в I зоне, в центре). Он популярен. Однако, «звезд» в группе немного -1-2, реже — 3-4 человека.

«Предпочитаемый» — член группы, получивший более половины или половину максимального числа выборов. На карте он помещается во II зоне.

«Оттесненный» — термин, обозначающий члена группы, получающего менее

половины от максимального числа выборов. (В III зоне.).

«Изолированный» — лицо, которое не получает ни одного выбора. На карте его помещают в IV зоне.

В дальнейшем следует выяснить следующее:

Какие качества личности «Звезды», «Предпочитаемого» наиболее ценимы

членами группы?

2. Чем объясняется положение в классе тех, кого никто не выбрал?

Популярность тех или иных учеников в классе объясняется рядом бстоятельств. Так, «Звезда» умеет устанавливать контакт с одноклассниками. «Популярные» часто общительны, хорошо учатся. Они понимают и оценивают состояние своих товарищей по классу, помогая им, входят в их положение.

В отдельных же случаях среди школьников популярными оказываются ученики с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высоким нормам морали.

Причин непопулярности также может быть немало.

В одних случаях — это безразличие к собственной учебе и успеваемости своих

одноклассников. В других — бездеятельность, пренебрежительное отношение к мнению своих товарищей, бездеятельность, вялость, что отталкивает от них большинство учащихся.

Выявление характера межличностных отношений в классе рекомендуется проводить два — три раза в год, что позволяет определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.

Социометрия

Цель: выявить сплоченность группы, а также «лидеров» и «отверженных».

Методика: Социометрический метод — это метод опроса, направляемых на

выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социаметрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учёбы).

Испытуемые: было опрошено 14 школьников шестиклассников 11-12 лет МКОУ Перелешинская СОШ Панинский муниципальный район Воронежской области.

Процедура: каждому давался заранее приготовленный листы с вопросами, давалась инструкция. После сбора анкет ответы обрабатывались и были сделаны выводы (см. ниже)

Обработка результатов.

Взаимный выбор.

Число взаимных выборов 26.

  1. Адерихин Игорь (3)-Хрущёв Максим (1)

  2. Адерихин Игорь (2)- Черных Даниил(2)

  3. Владимирова Таня(1)- Пегарькова Катя (2)

  4. Владимирова Таня(3)- Тертычная Анна(3)

  5. Владимирова Таня(1)- Свиридова Александра(1)

  6. Гамзаева Нина(2)- Тертычная Анна(3)

  7. Гамзаева Нина(3)- Семенихина Дарья(2)

  8. Гамзаева Нина(2)- Свиридова Александра(1)

  9. Матюнин Миша(2)- Хрущёв Максим (2)

  10. Матюнин Миша(3)- Черных Даниил(3)

  11. Марченко Даниил(3)- Попов Кирилл(1)

  12. Пегарькова Катя(2)-Владимирова Таня(1)

  13. Попов Кирилл(1)- Марченко Даниил(3)

  14. Свиридова Александра(1)- Владимирова Таня(1)

  15. Свиридова Александра(1)- Гамзаева Нина(2)

  16. Свиридова Александра(1)- Тертычная Анна(3)

  17. Семенихина Дарья(2)- Гамзаева Нина(3)

  18. Тертычная Анна(3)- Владимирова Таня (3)

  19. Тертычная Анна(3)- Гамзаева Нина(2)

  20. Тертычная Анна(3)- Свиридова Александра(1)

  21. Хрущёв Максим(1)- Адерихин Игорь(3)

  22. Хрущёв Максим(2)- Матюнин Миша(2)

  23. Хрущёв Максим(1)- Черных Даниил(1)

  24. Черных Даниил(2)- Адерихин Игорь(2)

  25. Черных Даниил(3)- Матюнин Миша(3)

  26. Черных Даниил(1)- Хрущёв Максим(1)

Рис.2Выбор лидера

Выбор лидера:

  1. Свиридовой Александры (лидера)

  2. Адерихина Игоря (лидера)

  3. Тертычной Анны (лидера)

Рис.3 Социометрические группы

(6-7)Лидеры группы: Свиридова Александра, Адерихин Игорь, Тертычная Анна

(3-5)Популярные члены группы: Владимирова Таня, Гамзаева Нина, Хрущёв Максим, Черных Даниил

(1-2) Пренебрегаемые : Быхонова Алёна, Матюнин Миша, Марченко Даниил, Пегарькова Катя, Перов Коля, Попов Кирилл, Семенихина Дарья.

  1. Изолированные: отсутствуют.

Выводы:

Социометрия, проведённая в 6а классе МКОУ Перелешинской СОШ Панинский муниципальный район Воронежская область выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеют более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

На основании таблицы 1, рис.1-3 можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщённости группы на отдельные группировки по половому признаку: у девочек лидер Свиридова Александра, у мальчиков –Адерихин Игорь. В основе выбора у девочек и мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявление интереса к совместной деятельности с выбираемым одноклассником. В данной группе положение как девочек так и мальчиков благоприятно в равной степени.

Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия.

Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.

Среди популярных членов группы можно выделить: Владимирова Таня, Гамзаева Нина, Хрущёв Максим, Черных Даниил

Нельзя оставить без внимания непопулярных учащихся: Быхонова Алёна, Матюнин Миша, Марченко Даниил, Пегарькова Катя, Перов Коля, Попов Кирилл, Семенихина Дарья. Следует отметить на отсутствие взаимных выборов у Перова Николая и Быхановой Алёны среди одноклассников. Следует выявить и развивать у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо классному руководителю пересмотреть своё личное отношение к этим детям.

kopilkaurokov.ru