Социопсихология: чем занимается, основные задачи и методы

Содержание

Что такое Социальная психология? Социальная психология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме), психические явления, происходящие во время взаимодействия различных групп людей. То есть она исследует закономерности поведения людей, входящие в состав различных групп, их мысли друг о друге, как они влияют друг на друга при этом, как относятся друг к другу. Данное направление появилось в середине XIX века. До этого она была представлена только, как социальная философия.

Уникальность данного направления состоит в том, что она находится между социологией и психологией. Её нельзя отнести ни к одному из этих направлений. Она скорей является объединяющей. Дело в том, что психология рассматривает больше внутриличностные аспекты и социальные ситуации, социология — внеличностные и социальные процессы, которые определяют поведения человека. Объектом изучения социальной психологии являются, как внутриличностные, так и внеличностные аспекты.

Большую часть своей жизни человек проводит в социуме среди других людей, объединяясь с ними в различные группы: семья, рабочий коллектив, друзья, спортивные секции и т.д. При этом эти группы вступают во взаимодействие с другими группами людей, как малыми, так и большими. Понимание того, как происходит данное взаимодействие важно для решения семейных и национальных конфликтов, в системе управления людьми и т.д.

При этом под группой понимают нескольких людей, объединённых одним действием. Например, если люди стали свидетелями аварии и собрались, чтобы посмотреть, то такое скопление людей не считается группой. Если же они при этом стали помогать участникам аварии, то они образовали временную группу, объединённую одним действием.

Группы обеспечивают удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности.

В связи с этим социальная психология делит группы на следующие категории:

  1. Первичные группы (семья), в которые человек приходит в первую очередь и вторичные группы (рабочий коллектив), куда человек приходит после первичных групп.
  2. Большие группы (нации, народы) и малые группы (семья, друзья).
  3. Формальные и неформальные. Формальная структура создаётся для выполнения официальных задач. Неформальные связи возникают спонтанно по мере взаимодействия индивидов.

Группы выполняют 4 функции:

  1. Социализация — процесс включения личности в определённую социальную среду и усвоение её норм и ценностей. Так семья служит для обретения определённых навыков жизни в социальной среде.
  2. Инструментальная — осуществление той или иной совместной деятельности людей. Участие в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к жизни, предоставляет ему возможности самореализации.
  3. Экспрессивная — удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении и доверии. Эту роль выполняют обычно первичные неформальные группы.
  4. Поддерживающая — Объединение людей в группы во время трудных ситуаций. Как показали эксперименты, перед лицом опасности люди стремятся психологически приблизиться друг к другу.

На свойства групп влияют размер и численность. Некоторые социологи считают, что группа начинается с объединения 2 человек, но ряд учёных утверждают, что минимальный состав группы — 3 человека. Это связано с хрупкостью диады. В триаде происходит уже взаимодействие в двух направлениях, что делает структуру более прочной. Максимальный размер малой группы — 10 человек. Как правило, в социальной психологии термин малая группа и первичная группа равнозначен.

Структура группы зависит от её целей, а также на неё влияют социально-демографические, социальные и психологические факторы. Они могут вызвать распад группы на несколько меньших групп.

Очень большое внимание социальная психология уделяет психологической совместимости в группах, так как её членам приходится вступать в контакт между собой. И здесь возможны столкновения и недоразумения. А возможно и создание целостной группы.

Учёные выявили 4 типа коммуникативного поведения:

  1. Люди, стремящиеся к лидерству, старающиеся подчинить себе других людей для выполнения поставленной задачи.
  2. Люди, стремящиеся выполнить задачу в одиночку.
  3. Люди, приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других.
  4. Коллективисты, которые стремятся выполнит поставленную задачу совместными усилиями.

Поэтому одной из важных задач является выстраивание взаимоотношений между этими группами людей в коллективе.

Социальные психологи исследуют эффективность принятия индивидуальных и групповых решений. При выработке групповых решений социологи также заметили разделение людей на 5 категорий:

  1. Индивиды склонны говорить больше, чем другие.
  2. Индивиды с высоким статусом оказывают большее влияние на решение, чем индивиды с низким статусом.
  3. Группы часто тратят значительную долю времени на устранение межличностных разногласий.
  4. Группы могут упустить из виду свою цель и отделаться несообразными выводами.
  5. Члены группы часто испытывают исключительно сильное давление, побуждающее их к конформности.

В последнее время социологи стали уделять большое внимание вопросам руководства и лидерства, отметив их различие. Они выделили

3 типа лидерства:

  1. Автократический. Лидер принимает решения единолично, определяя всю деятельность подчинённых и не давая им возможности проявить инициативу.
  2. Демократический. Лидер вовлекает подчинённых в процесс принятия решений на основе групповой дискуссии, стимулируя их активность и разделяя вместе с ними все полномочия по принятию решений.
  3. Свободный. Лидер избегает какого-либо собственного участия в принятии решений, предоставляя подчинённым полную свободу принимать решения самостоятельно.

Таким образом, можно увидеть всю важность научных исследований в области социальной психологии, важность практического использования этих знаний в повседневной жизни людей.

Читать Социальная психология онлайн (полностью и бесплатно)

В учебном пособии рассматриваются общие вопросы социальной психологии, методы исследования в социальной психологии, психология общения, психология малых и больших групп, личность в социальной психологии, процесс социализации и др.

Содержание:

  • Предисловие 1

  • Раздел 1 — Введение в социальную психологию 1

  • Раздел 2 — Социальная психология групп 9

  • Раздел 3 — Психология общения 18

  • Раздел 4 — Социальная психология личности 25

  • Проверочный тест по всему курсу «Социальная психология» 28

  • Примерный перечень тем для рефератов 29

  • Общие требования к оформлению рефератов 29

  • Глоссарий 30

  • Список использованной и рекомендуемой литературы 30

Е.А. Овсянникова, А.А. Серебрякова
Социальная психология

Для студентов очного и заочного обучения, обучающихся по специальности 050100.62 «Педагогическое образование», для руководителей и всех тех, кто по роду своей деятельности работает с людьми и интересуется психологией.

Рецензенты:

Кандидат психологических наук, доцент кафедры медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета Р. О. Серебрякова

Кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой социальной психологии Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова О.П. Степанова

Предисловие

Несомненно, социальная психология – это дисциплина со своей историей, героями, теориями, методиками и жаргоном. Но в лучших своих проявлениях эта наука изучает душу общества и держит руку на пульсе всего человечества. В последние годы она постепенно выходит на центральные позиции. Когда в других областях психологии ученые также осознали, что для понимания закономерностей мышления, чувств и действий человека важно знать его социальное окружение и межличностную динамику, то и там в исследования начали включать социальные аспекты. В итоге мы имеем социальное познание, социальное научение, социальную эволюцию, социальную теорию личности и множество других пограничных дисциплин, обогащающих наше понимание человеческой сущности.

Учебное пособие по дисциплине «Социальная психология» имеет следующую структуру: оглавление, предисловие, теоретический материал, вопросы для контроля знаний по каждому разделу, проверочный тест по всему курсу, примерный перечень тем рефератов, глоссарий, список использованной и рекомендуемой литературы.

Студенты, изучившие данный курс, должны иметь знания о предмете социальная психология личности; об основных зарубежных и отечественных социально-психологических теориях личности; современных представлениях о социализации личности и теориях социализации; социальном статусе и социальных ролях личности; социальных установках и ценностных ориентациях личности; социально-психологических качествах и социальной идентичности личности; изучить историю экспериментальных исследований аттитюдов, классических социально-психологических экспериментов в области социального влияния и социально-психологических исследований отношений личности.

Также они должны научиться анализировать социальные нормы, эффекты группового влияния на личность и использовать полученные данные при объяснении социального поведения человека. Студенты, изучившие курс, должны знать критерии выделения различных типов личности, их основные социально-психологические особенности, иметь представление о методах их диагностики и разбираться в современных социально-психологических исследованиях различных типов личности.

Проверить уровень усвоения теоретического материала позволяют имеющиеся вопросы для проверки знаний по каждому разделу и проверочным тестом по всему курсу.

Имеющийся глоссарий знакомит студентов с основными понятиями, которые могут вызвать затруднения при изучении данного курса.

Заканчивается пособие списком использованной и рекомендуемой литературы по данному курсу.

Раздел 1
Введение в социальную психологию

1.1. Место социальной психологии в системе научного знания

Социальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также

психологические характеристики самих этих групп .

Социальной психологией рассматриваются закономерности взаимодействия личности и общества, формирования и развития групп. Данное направление является одним из ведущих направлений современной психологии.

Социальная психология возникла на «перекрестке» двух наук: социологии и психологии, что явилось причиной трудностей в определении предмета и круга ее проблем, так как каждая из родительских дисциплин включает социальную психологию в свой состав [1].

Закономерности, изучаемые социальной психологией, являются актуальными практически для всех сфер общественной жизни:

1. различных сфер воспитания;

2. области промышленного производства;

3. средств массовой информации;

4. сферы управления;

5. науки, спорта и т. д.

По вопросу о предмете социальной психологии сложились три основных подхода.

Согласно первому из них предметом социальной психологии являются массовидные явления психики. Данный подход разрабатывается социологами, в нем изучаются: психология классов, больших социальных общностей, различные стороны общественной психологии групп (традиции, нравы, обычаи).

Согласно данному подходу, социальная психология определяется как наука об общественной психологии. А общественная психология, в свою очередь, как уровень общественного сознания, характерный для отдельных социальных групп, прежде всего классов.

Согласно второму подходу предметом социальной психологии является личность. Этот подход получил распространение среди психологов. В рамках данного подхода дискутируется вопрос о том, в каком контексте исследовать личность. Возможен анализ личности с точки зрения ее положения в группе; рассмотрение личности в контексте межличностных отношений либо в системе общения.

Третий подход представляет попытку синтеза первых двух. Социальная психология рассматривается как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Следует отметить, что такое понимание предмета социальной психологии больше всего отвечает реальной практике исследований.

В настоящее время наиболее общепринятым определением предметом социальной психологии является следующее: изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также изучение психологических характеристик самих этих групп.

Данное определение предмета социальной психологии по существу повторяет определение самой социальной психологии [1].

В качестве объекта исследования социальной психологии, могут выступать: личность, социальная группа (как малая, состоящая из двух-трех человек, так и большая, включающая в себя представителей всего этноса). Кроме того, к объекту социальной психологии относится изучение процессов развития личности и конкретной группы, процессов межличностного и межгруппового взаимодействия.

Основными разделами социальной психологии являются:

1. психология общения – раздел психологии изучающий закономерности общения и взаимодействия людей;

2. психология групп, в данном разделе изучаются психологические характеристики социальных групп как больших, так и малых, изучаются такие явления, как сплоченность, совместимость, лидерство, процесс принятия групповых решений и др.;

3. социальная психология личности, изучающая проблемы социализации, формирование социальных установок личности и т. д.

О программе — Магистерская программа «Прикладная социальная психология» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

НИУ ВШЭ и Университет Тилбурга (Нидерланды) представляют магистерскую программу двух дипломов «Прикладная социальная психология». В течение двух лет студенты приобретают фундаментальные знания по социальной, кросс-культурной, организационной и экономической психологии. Они получают практические навыки сбора и анализа данных, работы с исследовательскими источниками по мировым стандартам исследовательской области, поиска решений для проблем кросс-культурного, социального и организационного взаимодействия, и учатся применять полученные навыки в профессиональной деятельности.

Все это происходит в условиях мультикультурной англоязычной среды с участием профессоров-исследователей международного уровня. Студенты имеют возможность создать индивидуальный путь обучения, который обеспечит им плавный переход к академической карьере или карьере в одной из множества прикладных областей. Набор ведется как на бюджетные, так и на платные места.

У студентов есть выбор между двумя годами обучения в НИУ ВШЭ и программой двух дипломов. Таким образом, первый год обучения проходит в НИУ ВШЭ, второй — в НИУ ВШЭ или в Университете Тилбурга.
Учебные курсы преподаются ведущими специалистами и исследователями Центра социокультурных исследований. Международный статус позволяет программе приглашать иностранных экспертов с мировым именем в области психологии. 

Обучение проводится по четырем основным направлениям: 

Первый год:
1. Социальная психология
2. Кросс-культурная психология

Второй год:
3. Экономическая психология 
4. Организационная психология

В течение года студентам предоставлен индивидуальный выбор курсов внутри каждого из направлений.

Преимущества программы:

  • Возможность учиться в двух ведущих университетах — НИУ ВШЭ и Университет Тилбурга — и получить два диплома магистра в области социальной психологии.
  • Получение уникального опыта обучения в многонациональной атмосфере, что станет первым шагом в построении карьеры за рубежом.
  • Возможность с самого начала обучения получать практический опыт участия в исследовательских проектах, подав заявку на место стажера-исследователя Центра социокультурных исследований.
  • Несколько направлений карьерного роста после окончания программы: в академической сфере (аспирантура, PhD за рубежом, исследовательская и преподавательская деятельность) и в прикладной области (HR, маркетинговые исследования, общественные и государственные организации).
  • Выбор индивидуального образовательного пути, сочетая выборные курсы четырех основных направлений программы с общеуниверситетскими факультативами, онлайн-курсами и индивидуальной тематикой магистерской диссертации.
  • Взаимодействие с такими всемирно известными учеными, преподающими в НИУ ВШЭ, как Клаус Бёнке, Джон Берри, Фонс ван дер Вайвер, Надежда Лебедева, а также в Университете Тилбурга: Марсель Зееленберг, Илья Ван Беест, Майкл Бендер и др.). 

Наша программа ждет дерзких и жаждущих новых знаний в области социальной, кросс-культурной, экономической и организационной психологии абитуриентов с дипломом бакалавра или специалиста. Наличие базового психологического образования необязательно.
 

Социальная психология

Конспект лекций

Ст. преп. Гудзенко Лариса Геннадьевна

кафедра психологии и педагогики, 420.

Литература:

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология. – М.: Владос, 1996.

  2. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании. Ч.1. – М., 1995.

  3. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер.

  4. Майерс, Дэвид. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.

  5. Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. – Мн.: Харвест. – М.: АСТ, 2001. – 688 с.

  6. Кутасова, Т.В. Хрестоматия по социальной психологии. – 1994.

Лекция 1. Предмет и методы социальной психологии

  1. Место социальной психологии в системе наук

  2. История формирования социально-психологических идей

  3. Методы социальной психологии

  4. Этика психологического исследования

1. Возникла она на стыке наук – психологии и социологии – и имеет свой особый статус. Элементы социальной психологии складывались внутри антропологии, этнографии, криминологии, языкознании, а также в рамках различных философских учений.

Социальная психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Классификация социально-психологических явлений.

1. По принадлежности к разным общностям и субъектам:

1) Социально-психологические явления, возникающие в организованных общностях:

а) в больших группах: нациях (этносах), классах, религиозных конфессиях, политических и общественных институтах (организациях).

б) в малых группах: межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции.

2) Социально-психологические явления, возникающие в неорганизованных общностях (слабо организованных), под которыми принято понимать толпу и другие разновидности скопления людей. Явления, которые здесь возникают, называют массовидными, а поведение людей – стихийным. К ним относят психологию толпы, психологию паники и страхов, психологию слухов, психологию массовых коммуникативных процессов (психологию воздействия), психологию рекламы и т.д.

3) Социальная психология изучает личность, т.к. она в процессе взаимодействия и общения с другими личностями представляет собой совершенно иной феномен, нежели индивид, не включенный в различные общественные и межличностные отношения. Более того, под влиянием этих отношений личность часто трансформируется. Все это и принимает во внимание специальная отрасль – социальная психология личности.

2. По отнесенности к различным классам психологических феноменов социально-психологические явления можно разделить на:

1) рационально осмысленные – социальные взгляды, представления, мнения, убеждения, интересы и ценностные ориентации, традиции людей и их групп;

2) эмоционально-упорядоченные – социальные чувства и настроения, психологический климат и атмосфера;

3) массовидные (стихийные).

3. По устойчивости социально-психологических явлений:

1) динамичные – например, различные виды общения;

2) динамико-статичные – например, мнения и настроения;

3) статичные – например, обычаи, традиции.

4. По степени осознанности:

1) осознанные;

2) неосознанные.

Социальной психологии

Заведующая кафедрой — Светлана Дзахотовна Гуриева

Телефон: +7 (812) 328-94-11

эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Публикационная активность научно-педагогических сотрудников кафедры в системе Pure


История становления и развития кафедры социальной психологии

28 августа 2018 года кафедре социальной психологии исполнилось 50 лет

Благодаря научным и организационным усилиям Б.Г. Ананьева в 1962 г. в Ленинградском университете создается первая отечественная лаборатория социальной психологии во главе с доцентом Е.С. Кузьминым. Создание в 1966 году факультета психологии в Ленинградском университете послужило важным стимулом развития социально-психологической науки в стране и предпосылкой открытия кафедры социальной психологии 28 августа 1968 года (был отдан соответствующий приказ министра высшего и среднего специального образования РСФСР). Это была первая кафедра социальной психологии в стране. Ее руководителем стал Евгений Сергеевич Кузьмин, защитивший вскоре докторскую диссертацию «Основы социальной психологии».

Возглавляемая Е.С. Кузьминым кафедра и лаборатория представляли собой единый организм. Преподаватели кафедры проводили исследования совместно с сотрудниками лаборатории, а те, в свою очередь, также читали лекции и руководили научной работой студентов.

Характерной чертой исследований, проводимых социальными психологами Ленинградского университета, всегда была их прикладная направленность. Многие научные работы проводились по хоздоговорам с предприятиями Ленинграда и других городов страны. Итогом таких исследований были конкретные рекомендации по совершенствованию деятельности производственных бригад, участков и цехов на предприятиях. Немало из этих рекомендаций внедрялось в практику.

Активно развивались в 1970-80 гг. исследования социально-психологических проблем управления производственными коллективами под руководством А.Л. Свенцицкого. Рассматривались организационные факторы, воздействующие на сознание и поведение личности работника и трудовой группы как объектов управления, влияния вертикальных официальных коммуникаций на эффективность производственного коллектива, особенности стиля коммуникативной деятельности руководителя, его социальных потребностей. Первые итоги этих исследований были представлены в монографии А.Л. Свенцицкого, изданной в 1975 году.

В тот же период продолжались начатые еще в 1960-е гг. исследования в области промышленной социальной психологии, охватившие широкий круг проблем жизнедеятельности производственных коллективов в целях совершенствования труда и оптимизации управления. На ряде предприятий рассматривались социально-психологические особенности ролевого поведения личности в группах различного рода, производственной адаптации молодого работника, мотивации трудовой деятельности, совместимости и срабатываемости в производственных бригадах, межличностных конфликтов, организационных коммуникаций, руководства, профессиональной деятельности инженера и многие другие. В этих исследованиях принимали участие Н.В. Бахарева, В.В.Бойко, И.П. Волков, Е.В.Газогареева, Н.В. Гришина, А.А. Ершов, А.Н.Капустина, О.С. Михалюк, С.М.Михеева, Л.Г. В.Н.Панферов, Л.Г. Почебут, А.А. Прохватилов, А.А. Русалинова, В.Е. Семёнов, Ю.П. Стёпкин, Ю.Т. Тимофеев, Н.Ю. Хрящева, В.А. Чикер, Э.С. Чугунова, А.Ю. Шалыто и др. Первыми работами молодых ученых кафедры стали: «Интервью как метод социальной психологии» (А.Л. Свенцицкий, 1966), «Социометрия как метод социальной психологии» (И.П. Волков, 1968), «Применение метода контент-анализа в социально-психологических исследованиях» (В.Е. Семенов, 1975), монография «Основы социальной психологии» (Е.С. Кузьмин, 1967), а также коллективные монографии «Методы социальной психологии» (1977), «Социальная психология» (1979), «Промышленная социальная психология» (1982) и многие другие.

В конце 1980-х гг. группа преподавателей и сотрудников кафедры начинает активно заниматься теорией и практикой социально-психологического тренинга (Е.Н. Газогареева, А.Н.Капустина, Л.В. Мургулец, Е.В. Сидоренко, Н.Ю. Хрящева, В.А. Чикер). Изучаются и осваиваются различные методические приемы тренинга (Психогимнастика в тренинге, 2000). Проводятся групповые занятия на предприятиях Ленинграда (Санкт-Петербурга) и других городов страны с целью обучения и развития персонала. Многие из преподавателей кафедры стали известными специалистами в области социально-психологического тренинга. Н.Ю. Хрящева создала и возглавила в Санкт-Петербурге Институт тренинга. Е.В. Сидоренко стала одним из известных бизнес-тренеров страны и автором ряда учебных пособий, посвященных методическим аспектам проведения тренинга (Сидоренко, 2007, 2017). К числу важных практических руководств для специалистов в этой сфере относятся и работы В.А. Чикер, включающие в себя различные программы социально-психологических тренингов (18 программ тренингов, 2007).

Все эти годы кафедра постепенно увеличивалась в своем составе. Возрастало также число аспирантов и соискателей. Заметным явлением в отечественной психологической науки стали защиты в СПбГУ докторских диссертаций ленинградских (петербургских) исследователей (выпускников факультета), всегда тесно сотрудничавших с кафедрой социальной психологии (Г.Л. Бардиер, Е.К. Завьялова, Н.Н. Обозов, В.Н. Панфёров, Ю.П. Платонов, О.С. Советова, В.П. Трусов).

В 1989 г. заведующим кафедрой становится ученик Е.С. Кузьмина профессор Анатолий Леонидович Свенцицкий.

1990–2000-е гг. состоялось несколько защит докторских диссертаций по социальной психологии, выполненных исследователями, окончившими в свое время факультет психологии и сейчас на нем работающими: Н.В. Гришиной («Психология межличностного конфликта», 1995), Н.С. Хрусталевой («Психология эмиграции. Социально-психологические и личностные проблемы, 1996), Л.В. Куликовым («Психология настроения личности», 1998), Л.Г. Почебут («Психология социальных общностей: толпа, социум, этнос», 2003), С.Д. Гуриевой «Психология межэтнических отношений» (2010), Л.А. Цветковой «Социальная психология наркотизма в студенческой среде» (2011). Полученные в итоге этих работ научные данные нашли свое отражение в многочисленных публикациях, хорошо известных отечественным специалистам, занимающихся проблематикой социальной психологии.

Докторская диссертация И.Н. Гурвича «Социальная психология здоровья» (1998) стала знаковой для отечественной психологии, социологии, девиантологии. В ней подробным образом раскрывается проблема идентификации социально-психологических явлений и процессов, оказывающих существенное влияние на здоровье населения страны. По результатам диссертационного исследования была издана монография И.Н. Гурвича «Социальная психология здоровья» (1999). И.Н.Гурвича основал научную школу «Социальная психология здоровья» в России. Идеи И.Н.Гурвича продолжают его ученики и коллеги.

До настоящего времени эта работа остается единственным в России углубленным научным трудом по заявленной проблематике, в которой подробно изложены как теоретические основы социальной психологии здоровья, так и научно-методические основы социального проектирования.

В 2015 году профессор Светлана Дзахотовна Гуриева стала заведовать кафедрой. Наступил новый этап ее развития, включающий более углубленную подготовку специалистов на основе бакалавриата и магистратуры, а также дальнейшее расширение научно-исследовательской проблематики в соответствии с новыми проблемами теории и запросами практики.

         


Обращение выпускников магистратуры 2020 года


Основные курсы, читаемые преподавателями кафедры:

  • Социальная психология
  • Социальная психология общения. Тренинг коммуникативной компетентности.
  • Социальная психология в организации. Тренинг организационного развития
  • Дизайн психологического исследования
  • Кросс-культурная психология Межличностные отношения
  • Социальная психология креативности
  • Социальная психология групп. Тренинг публичного выступления
  • Психологическое консультирование
  • Семейная конфликтология
  • Современные технологии управления персоналом в организации
  • Социальная психология в медиа-пространстве
  • Социальное поведение в цифровом мире
  • Социальная психология рекламы и маркетинга Межкультурный менеджмент.
  • Международные переговоры и этикет
  • Социальная психология личности. Практикум по диагностике личности

Большое внимание уделяется практике студентов. Основные базы практики:

  • НГОУ дополнительного образования «Архитектура будущего»
  • ООО «Доминанта»
  • Институт тренинга
  • «Энергомаш»
  • компания «Стимер»
  • Исаакиевский Собор

 

Общество — что это в психологии, понятие и виды

Бывают максимально широкие понятия, которые раскрыть очень сложно, потому что они включают в себя почти всю окружающую нас реальность. К таким понятиям относится «общество». Если быть честным, то это вообще не психологическое понятие. Как и все глобальные явления, общество изучается философией. Однако оно представляет собой совокупность людей, связанных отношениями и процессами взаимодействия, поэтому и психологу здесь есть о чем поговорить.

Взгляд психологии на общество

Психологическими процессами в больших группах людей, в том числе и в обществе, занимается социальная психология. Эта наука рассматривает общество в трех аспектах:

  1. Как сложную, многоуровневую систему социальных групп.
  2. Как совокупность отношений входящих в общество личностей.
  3. Как комплекс социально-психологических феноменов, которые являются следствием взаимодействия входящих в общество групп и отдельных личностей. Эти феномены называют еще продуктами массового или общественного сознания.

Общество – это максимально большая общность людей, связанных исторической судьбой, традициями, совместно выработанными ценностями и идеалами. Общество относится к большим организованным группам. В отличие от него, в естественной стихийной группе – толпе – практически отсутствуют процессы взаимодействия между индивидами. Поэтому и не формируются ни общий менталитет, ни духовные ценности, ни нравственные нормы и идеалы.

В отличие от толпы, общество – устойчивая совокупность, оно сохраняет свою целостность благодаря традициям, общепринятым нормам поведения и социальным санкциям. Однако, несмотря на устойчивость, общество – открытая и динамичная система. Оно постоянно движется, развивается, изменяется и за счет внутренних процессов, и за счет кросскультурных (межнациональных, межгосударственных) контактов с другими сообществами.

Современное общество прошло длительный путь развития, и, учитывая его динамичность, оно серьезно отличается от подобных образований предыдущих эпох. Однако эти отличия лежат больше в области экономики, политики и культуры. А с точки зрения психологии, механизмы и законы взаимодействия людей в обществе существенно не изменились со времен первобытного мира.

Общество как система социальных групп

Многие воспринимают общество (не государство, а именно общество) абстрактно, как нечто находящееся вне их реальности. Для людей актуально непосредственное окружение: близкие, друзья, коллеги, с которыми они связаны множеством отношений. Такие взаимосвязанные индивиды образуют малые или контактные группы. Но эти группы не изолированы, они пересекаются и переплетаются. Один и тот же человек может быть членом трудового коллектива, семьи (и даже не одной), группы друзей, интернет-сообщества и т. д. Малые группы входят в состав более крупных образований, и вся эта сложная, довольно запутанная система и есть общество. Несмотря на запутанность и сложные взаимосвязи, выстроить структуру общества несложно:

  • Микрогруппы, объединяющие 2-3 человека: небольшие семьи, близкие друзья.
  • Малые контактные группы, в которые входят родственники, более широкий круг друзей, сообщества по интересам, одноклассники, коллеги, спортивные команды и т. д. Малые группы бывают как формальные, так и неформальные.
  • Большие группы: культурные и религиозные сообщества, коллективы больших предприятий, вузов, школ, политические партии и этносы.

Ну, и самая большое социальное образование – это общество, которое и состоит из групп. В социологии и политологии общество разделяют еще на классы и слои, или страты. Классовый состав зависит от характера общества. Так, в течение продолжительного времени в обществе выделяли три класса:

  • рабочие;
  • крестьяне;
  • буржуазия (предприниматели).

Интеллигенция традиционно считалась прослойкой. Однако общество, как любая динамичная система, изменяется, поэтому сейчас такая схема кажется устаревшей.

Общество как система отношений

Именно отношения, сложные процессы взаимодействия и взаимозависимостей являются тем цементом, который сплачивает общество. Потребность в общении – в обмене информацией, эмоциональных контактах и в согласованных усилиях для достижения общей цели – лежит в основе существования любой группы.

Когда речь идет об отношениях, то имеются в виду не только связи между отдельными личностями, но и между группами, социальными институтами и слоями общества. Что же касается отдельных людей, то в психологии выделяют два типа отношений:

  1. Межличностные – отношения между людьми, как уникальными личностями. Они могут быть как позитивными — любовь, дружба, симпатия, привязанность; так и негативными — ненависть, злоба, зависть, соперничество и т. д.
  2. Социальные – это отношения между социальными ролями. В них индивиды выступают как функциональные единицы общества со своими обязанностями, правами, стереотипами поведения и т. д. Социальными, например, являются отношения: учитель – ученик, директор – подчиненный, врач – пациент и др.

Эти два типа отношений не существуют изолированно. Они могут смешиваться, переплетаться, зависеть друг от друга. Так, между начальником и подчиненным могут быть и личные отношения, как позитивные, так и негативные. А муж и жена – это социальные роли, но в основе взаимодействия реальных людей не социальные, а межличностные отношения.

Отношения людей в обществе регулируются принятыми в нем нормами и формальными законами, особенно это касается ролевых или социальных отношений. Если поведение человека не соответствует нормам, то общество к нему применяет социальные санкции, которые являются действенным средством регулирования общественных процессов.

Процессы взаимодействия в социуме происходят и между отдельными людьми, и между группами. Причем это не только формальные отношения. Так, между школьными классами в параллели могут быть как дружеские отношения, так и взаимная неприязнь. Это же можно сказать о больших группах, например, этносах, молодежных неформальных сообществах или политических партиях.

В социологии и политологии также выделяют экономические, производственные, политические, кросскультурные отношения. Они, несомненно, играют в обществе важную роль, но психология ими не занимается. Разве что кросскультурные отношения (между разными культурами) находятся в сфере интересов этнопсихологии.

Психологические феномены массового (общественного) сознания

У любого общества есть не только экономические и политические характеристики, но и психологические особенности — проявления массового сознания. К нему относят ряд феноменов, которые, с одной стороны, рождаются в процессе взаимодействия людей, с другой – играют интегрирующую, объединяющую роль.

  • Общественная психология: устойчивые особенности национального темперамента и характера, проявления эмоциональной сферы, динамические характеристики и т. д.
  • Ментальность – устойчивая совокупность идей, взглядов, верований, определяющая поведение людей в обществе, их отношения к представителям других социумов, к собственному существованию. Она формируется в течение длительного времени, иногда даже многих столетий. Ментальность – это психологическая основа общественной идеологии.
  • Психологический климат в обществе – особая эмоциональная атмосфера, связанная с реакцией людей на какие-то явления и события в обществе. На психологический климат влияют также отношения между слоями, классами, большими группами в социуме. Любые межгрупповые конфликты или даже усиление напряженности плохо влияют на психологический климат. В отличие от общественной психологии и ментальности, это динамично меняющаяся, неустойчивая характеристика.
  • Общественное мнение тоже изменчивая характеристика. Оно отражает взгляды членов общества и их отношение к различным аспектам жизни общества, к лидерам, политическим событиям, реформам и т. д.
  • Мода. Среди интегральных характеристик общества мода стоит особняком. В течение продолжительного времени ее не считали частью общественного сознания. Но сейчас большинство социальных психологов и социологов серьезно относится к этому явлению. Мода, как совокупность ценностных ориентаций, привычек и вкусовых предпочтений, как объединяющий фактор даже более заметна, чем другие характеристики.

Все эти проявления общественного сознания не просто побочные эффекты развития отношений людей в обществе. Они играют очень важную интегрирующую, объединяющую роль. И важны они не только для общества, но и для каждой отдельной личности, так как позволяют человеку пережить чувство аффилиации – удовлетворение от принадлежности к определенной группе, культуре, нации.

Типы общества

Общество прошло долгий путь развития. Сменялись формации (экономические этапы), культуры, религии, политический строй, формы государства, и, кажется, что разнообразие видов общества огромно. Это так, но их принято объединять всего в три типа.

Традиционное общество

Главные объединяющие факторы – традиции и обычаи. Натуральное хозяйство и слабые контакты с другими социумами делают это общество замкнутым и очень медленно развивающимся. Для него характерны следующие особенности:

  • патриархальность;
  • преобладание примитивного, аграрного хозяйства;
  • сословный строй, при котором индивид не мог изменить свой социальный статус;
  • сильное влияние религиозных идей и культов.

Все эти особенности определяют общество с ярко выраженной коллективной психологией, когда «Я» теряется в массе «Мы», а индивидуализм считается опасным пороком.

Индустриальное общество

Ведущий интегрирующий фактор – промышленность, развивающаяся на научной базе. Освоение новых видов производства, новых материалов и нового пространства – основание для гордости и чувства удовлетворения граждан индустриального мира. И другие сообщества, добивающиеся больших успехов в науке и технике, воспринимаются как конкуренты и даже враги.

Для индустриального общества характерны следующие особенности:

  • преобладание технологичного производства;
  • большая роль науки, которая становится общественным институтом;
  • появление и развитие массовой культуры;
  • классовый строй;
  • создание четкой правовой основы гражданского общества.

На этапе индустриального общества развиваются не только точные и технические науки, но и гуманитарные, в том числе психология. И именно в этот период начинается серьезное изучение массового сознания и разработка научных методов манипулирования им.

Постиндустриальное (информационное) общество

Этот тип общества формируется в настоящее время. Информация становится не только главной ценностью, но и основным интегрирующим фактором. Распространение компьютерных технологий и развитие глобального информационного пространства (интернет) стирает границы между отдельными социумами. Несмотря на то, что постиндустриальное общество еще находится на стадии становления, уже сейчас можно выделить его особенности:

  • высокая ценность информации, знание становится товаром;
  • процессы глобализации в различных сферах жизни общества;
  • научно-техническая революция, о которой много говорилось в XX веке, сделала науку одной из главных производительных сил;
  • единое информационное пространство привело к развитию кросскультурных связей, к унификации ценностей, идеалов и других проявлений общественного сознания.

Постиндустриальное, информационное общество кардинально меняет не только жизнь, но и психологию людей. Это происходит и на уровне интеллекта, и на глубинном уровне восприятия действительности. Меняется психология общения, семейные отношения становятся партнерскими, а новейшие технологии в сфере обучения переводят образование совершенно на иной уровень. Эти глобальные изменения уже заметны, но они только начали изучаться психологами, социологами, культурологами и другими специалистами в области общественного сознания.

Интегрированный блог и страницы по социопсихологии Кейта Э. Райса

«Вы не можете знать того, чего не знаете» — Крис Коуэн, 1998 г.

Обновлено: 21 декабря 2020 г.


Добро пожаловать в мой блог и страницы , где вы можете узнать обо мне, моей работе, моем подходе к развитию того, что я называю интегрированной социопсихологией, и моих социально-психологических взглядах на жизнь — от основных событий в мире до личных размышлений о моем собственное мышление и отношения.Перейдите в раздел «Основные обновления», чтобы узнать о последних изменениях и дополнениях на сайте.

Основанный в первую очередь на подходе Грейвза, Ганса Дж. Айзенка Измерения темперамента, Роберта Дилтса Неврологические уровни конструируют и науку Меметики , Интегрированная социопсихология представляет структуру для согласования и интеграции наук о поведении . . Следовательно, концепция постулирует взаимодополняемость многих академических дисциплин Психология и Социология и того, что часто считается альтернативными областями, такими как Нейролингвистическое программирование .

Этот веб-сайт несет в себе реальный вкус и много информации о том, как разрабатывается Integrated SocioPsychology (мной и другими). Тем не менее, более подробную информацию и подробности можно найти в моей книге «Зная меня, знающие тебя: комплексное социопсихологическое руководство по самореализации и улучшению взаимоотношений».

Вы можете узнать больше обо мне, о работе, которую я проделал, и о том, чем я все еще занимаюсь, в «Обо мне»… Будучи (предположительно!) Наполовину пенсионером, я все еще предлагаю 2 услуги: —

Стоимость обучения

Обучение

Об этом сайте… предоставляет обзор того, о чем сайт, и некоторые рекомендации о том, как извлечь из него максимум пользы. Об этом сайте… также содержит «юридические материалы»! На страницах можно искать через меню тем в верхней части каждой страницы и публикации. Последние сообщений в блоге связаны на боковой панели справа. Переход по странице Blog в верхнем меню позволяет прокручивать сообщения постранично в обратном хронологическом порядке — то есть: от самых новых к самым старым. Комментарии обычно приглашаются для сообщений Blog , и многие страницы теории и приложений также позволяют посетителям сайта оставлять комментарии.Ссылки на самые свежие комментарии к сообщениям и страницам находятся на боковой панели. Категории и наиболее часто используемые теги также отображаются на боковой панели, а поле поиска по ключевым словам находится в правом верхнем углу каждого сообщения и страницы. (Вы можете искать теоретиков и исследователей или концепций, теорий и моделей. Поскольку этот сайт очень ориентирован на практическое применение поведенческих наук, вы также можете искать по тематическим областям, перечисленным в разделах строки меню, например: политики, страны и текущие дебаты от местного до геополитического.)

Итак… Посетитель, когда вы исследуете мой сайт, задайте себе вопрос…

  • Чего вы хотите достичь и почему
  • Как вы узнаете, что у вас есть то, что вы хотите?
  • Что вам нужно от других, что поможет вам получить то, что вы хотите, и почему они должны вам помочь?
  • Поскольку за большинство вещей приходится платить, что вы готовы сделать или от чего отказаться, чтобы получить желаемое?
  • .. и если посмотреть на это глобально и целостно, то что именно мешает вам получить то, что вы хотите, или быть тем, кем вы хотите быть

Если вам нравится то, что вы найдете на этом сайте, порекомендуйте его другим.На нижней правой боковой панели также есть кнопка, если вы хотите сделать пожертвование для покрытия текущих расходов этого сайта.

Ключевые обновления
21/12/20: новые комментарии к исследованию Клэр В. Грейвс в Theory

20/12/20: Обзор интегрированной социопсихологии обновлен

19/12/20: незначительные обновления I, L, M, N, O, R и S в Глоссарии

15/12/20: незначительное обновление 3-х стадийных теорий развития в Theory

13/12/20: БИРЮЗОВЫЙ / Превосходство обновлено в Теория

05/12/20: 2020 обновлено в Карьера и Измерения темперамента обновлено в Теория

12.01.20: Теория социального обучения обновлена ​​в Learning & Education

27/11/20: незначительные обновления теории предубеждений и дискриминации

23/11/20: стресс и болезнь обновлены в Психическое здоровье

18/11/20: незначительное обновление сравнительной карты Грейвса в Theory

20.11: 17/20 На онлайн-курсе осталось мест Психологические темы № 3: Преступление, депрессия в Шипли-Колледже 21 января — 1 апреля 2021 года (не 18 февраля). 20 / 20 мест осталось на том же онлайн-курсе в Rossett Adult Learning online 13 января — 24 марта 2021 г. (не 17 февраля)

08/11/20: новый Блог сообщение: Раса и демография: вызов Байдена

27.10.20: Исследования в тюрьмах возобновлены в социальном влиянии

10.06.20: Отзывы / комментарии обновлены

09.01.20: vMEMES обновлены в Theory

30.08.20: Могилы: Системы больше, чем этапы добавлены в A статьи

28.08.20: Стоимость обучения обновлена ​​в Услуги

25.08.20: Социальные изменения обновлены в Общество

08/07/20: Социально-психологические факторы в преступности возобновлены в Crime & Deviance

31/05/20: новый Блог сообщение: КРАСНОЕ Мышление не дотягивает до кризисного лидерства 21 века

11/05/20: новый Блог сообщение: Может ли политический центр вернуться?

13.04.20: Стресс на рабочем месте возобновился в стрессе

21.03.20: Перспективы учащихся: последние семинары обновлены

10/03/20: новый Блог сообщение: Возможно, у нас больше никогда не будет лейбористского правительства…

03.09.20: небольшое обновление Don Beck & South Africa в Global Примеры из практики

24/02/20: новый комментарий к блогу сообщение: Для Сана и Джиллиан Бэверсток

22.02.20: новый комментарий к блогу сообщение: Борис и Трамп: Как им это сходит с рук?

29/12/19: Что такое стресс? обновлено

17/12/19: новый комментарий к блогу Сообщение : Победа Джонсона не создает уверенности

14/11/19: новый Блог сообщение: Остальным нужны простые послания и харизматические лидеры

10/11/19: комментарий к подходу 2-го уровня к миру 1-го уровня в Writings

24.08.19: Гипотеза непрерывности обновлена ​​в приложениях для младенцев

05.08.19: Что такое психическое заболевание? перезапущен в Психическое здоровье

30.04.19: незначительное обновление для диагностики депрессии

04.05.19 незначительное обновление Процесса изменений в статьях

04.04.19: новый Блог сообщение: Деньги, исламофобия и всплеск правого экстремизма

11/02/19: новый комментарий Джерри Курсена о Клэр В. Грейвс

02.06.19: Диагностика депрессии обновлена ​​

01.08.19: Поддержание и разрыв романтических отношений возобновились в романтических отношениях

19/12/18: новый комментарий к Блог сообщение: Статья 50 Отзыв: Джон Мейджор ошибается.Должен быть второй референдум ЕС

27/11/18: Романтические отношения: возобновление экономических теорий в романтических отношениях

20/11/18: неизбежна ли сексуальная неверность? обновлено в Романтических отношениях

11.05.18: Что такое романтическая любовь? перезапущен

11.02.18: новый комментарий к блогу : НАСТОЯЩАЯ причина пребывания в ЕС

19/08/18: комментарий к блогу сообщение: Борис Джонсон случайно оказал нам услугу?

26/07/18: новый комментарий к блогу : Прощай, Кристофер Коуэн!

18/07/18: новый комментарий о том, как плутократы ведут войну с бюрократами… в статьях

16.07.18: Фреда Кравчука 5Ps: SDi MeshWORKS: как различные заинтересованные стороны трансформируют сложные задачи, добавленные на страницы MeshWORKS и небольшое обновление в How to build MeshWORK

13.07.18: новый комментарий к блогу сообщение Обоснование второго референдума в ЕС теперь убедительно

25.06.18: новый комментарий к гостю Блог от Нери Бар-он Преодоление неразрешимых элементов в израильско-палестинском конфликте с помощью спиральной динамики

06.07.18: Здание Бьярни Снебьорна Йонссона , управляемое гражданами, добавлено к статьям

11/05/18: новый комментарий к Еноху Пауэллу: расист или предвосхищение? в Общество Prejudice & Discrimination страницы

02.04.18: БИРЮЗОВЫЙ / Превосходство обновлено в Теория

29/03/18 Иерархия потребностей обновлена ​​в 3-х этапных теориях развития

16/03/18: новый комментарий к блогу сообщение: Надежда от трагедии Mh27…?

03.04.18: Пещера грабителей возобновлена ​​в социальном влиянии

13/02/18: добавлен новый комментарий к «Что они сказали»… о том, чтобы знать меня, узнать вас в писаниях

15.01.18: новый Блог : Что задумал Найджел Фарадж?

15/12/17: 13/12/17: незначительное обновление мета-состояний и когнитивной триады в Theory

12.05.17: Разлучение, депривация и приватизация возобновлены в приложениях для младенцев

23.10.17: новый комментарий к сообщению Blog Шизофрения и трагическая история Моби Грейпа

02/06/17: новый комментарий к блогу Сообщение : Разрыв Британии нужен национальный MeshWORK

19.05.17: Символический интеракционизм обновлен в Теория

31.01.17: новый Блог : Мой опыт SAD

19/12/16: Selfplex в Theory и странная ситуация в Продолжительность жизни обновлено

13/11/16: Что такое глобализация? перезапущен в Global

09/11/16: дальнейшее обновление «Коллективизм настигает индивидуализм?» в Глобальный

16.09.16: комментарий к Underclass: the Excreta of Capitalism

16/05/16: Часто задаваемые вопросы по теории связи между Graves, Spiral Dynamics и SDi обновлено.

23.08.14: Запад и Россия: расхождение ценностей опубликовано в электронном журнале Eros & Kosmos

Введение в науку о социальной психологии

Мы живем в мире, где все чаще люди любого происхождения имеют смартфоны.В экономически развивающихся странах вышки сотовой связи зачастую дешевле в установке, чем традиционные стационарные телефоны. Во многих домохозяйствах в промышленно развитых странах каждый человек имеет свой собственный мобильный телефон вместо общего домашнего телефона. Поскольку эта технология становится все более распространенной, любопытные исследователи задаются вопросом, какое влияние телефоны могут иметь на отношения. Вы верите, что смартфоны помогают наладить более тесные отношения? Или вы считаете, что смартфоны могут мешать подключению? В серии исследований исследователи обнаружили, что простое присутствие мобильного телефона, лежащего на столе, может помешать отношениям.При изучении разговоров между незнакомцами и близкими друзьями — разговоров, происходящих в исследовательских лабораториях и в кафе, — мобильные телефоны, по-видимому, отвлекали людей от общения друг с другом. Участники этих исследований сообщили о более низком качестве разговора, более низком доверии и более низком уровне сочувствия к другому человеку (Przybylski & Weinstein, 2013). Конечно, это не умаляет полезности мобильных телефонов. Это просто напоминание о том, что их лучше использовать в одних ситуациях, чем в других.Это также реальный пример того, как социальная психология может помочь понять, как мы понимаем друг друга и взаимодействуем друг с другом.

Социальная психология интересуется тем, как другие люди влияют на наши мысли, чувства и поведение. Исследователи изучают групповое взаимодействие, то, как культура формирует наше мышление, и даже то, как технологии влияют на человеческие отношения. [Изображение: Matthew G, https://goo.gl/En2JSi, CC BY 2.0, https://goo.gl/BRvSA7]

Социальная психология — это отрасль психологической науки, которая в основном занимается пониманием того, как присутствие других людей влияет на наши мысли, чувства и поведение.Подобно тому, как клиническая психология фокусируется на психических расстройствах и их лечении, а психология развития исследует то, как люди меняются на протяжении своей жизни, социальная психология имеет свои собственные направления. Как следует из названия, эта наука посвящена исследованию способов функционирования групп, издержек и преимуществ социального статуса, влияния культуры и всех других психологических процессов с участием двух или более людей.

Социальная психология — такая захватывающая наука именно потому, что она занимается проблемами, которые так знакомы и так важны для нашей повседневной жизни.Люди — «социальные животные». Мы, как пчелы и олени, живем вместе группами. Однако, в отличие от этих животных, люди уникальны тем, что мы очень заботимся о наших отношениях. Фактически, классическое исследование жизненного стресса показало, что самые стрессовые события в жизни человека — смерть супруга, развод и тюремное заключение — настолько болезненны, потому что влекут за собой разрыв отношений (Holmes & Rahe, 1967) . Мы проводим огромное количество времени, думая о других людях и взаимодействуя с ними, и исследователи заинтересованы в понимании этих мыслей и действий.Я отказываюсь от места в автобусе еще на

Социальная Психология | Кафедра психологии

Преподаватели и студенты факультета социальной психологии совместно участвуют в широком спектре передовых исследований по темам, включая следующие:

Аффект и социальное познание , включая изучение аффективного прогнозирования, адаптивного бессознательного и влияния когнитивного переосмысления на способность людей справляться и действовать.

Социальные эмоции , включая исследования аффективных влияний на то, как люди воспринимают, думают и запоминают, а также видят ли они лес или деревья.

Социальная неврология , включая динамику экспрессии генов и визуализацию нейронных основ восприятия социальных и несоциальных действий.

Суждение и принятие решений с учетом взаимодействия социальных, эмоциональных, интуитивных и мотивационных факторов.

Саморегулирование , включая то, как люди выбирают, инициируют и балансируют свои многочисленные (часто конкурирующие) цели в жизни.

Право и психология , включая суждения и принятие решений судьями и присяжными, а также различия между законом и психологией в доказательствах и аргументах.

Ценности и практика , включая разрыв между намерениями и поведением, а также роль неявного познания в социальном поведении и суждениях.

Методы исследования , включая проекты, нацеленные на то, чтобы социальные психологи могли оптимизировать использование социальных психологов сбора данных в режиме онлайн, и проекты, направленные на оценку и улучшение практики исследований и отчетности в социальной психологии.

Психология культуры , включая то, как различия в мобильности по месту жительства влияют на психологию людей и обществ.

Субъективное благополучие и исследования того, что делает людей понятными для других.

Соискатели социальной психологии принимаются по месту, а не в определенные лаборатории. Ожидается, что они будут работать с более чем одним преподавателем в течение своей выпускной карьеры. Все преподаватели открыты для работы с аспирантами, в том числе Джазмин Браун-Яннуцци, Бенджамин Конверс, Джеймс Моррис, Брайан Носек, Шигехиро Оиши, Софи Траволтер, Тимоти Уилсон и Эдриен Вуд.При этом у всех аспирантов есть основные консультанты.

Обратите внимание:

Адриенн Вуд и Шиге Оиши будут набирать аспирантов в качестве основных консультантов на входящий курс 2021-2022 годов.
В заявлении на поступление в аспирантуру факультета психологии отменено требование GRE, начиная с подачи заявок на прием в 2021 году.

Домашняя страница

Социальная психология | Duke Psychology & Neuroscience

Duke имеет долгую и выдающуюся историю как центр исследований и обучения в области социальной психологии.

Кафедра психологии была основана Уильямом Макдугаллом, который широко известен как автор первого американского учебника социальной психологии (MacDougall, 1908). Макдугалл основывал свою социальную психологию на теориях инстинктов, потребностей и чувств как формирующих свойств человеческого социального поведения. Хотя сама теория инстинктов доказала, что дает лишь ограниченный взгляд на сложность социального поведения, мышления и эмоций, наследием Макдугалла в этой области и для Дюка было его твердое убеждение, что даже самые сложные загадки «социальной природы» можно познать через построение изобретательской теории и систематическое исследование.Мы продолжаем разделять веру Макдугалла в науку о социальной психологии и стремимся поделиться этим энтузиазмом к исследованиям с нашими студентами. Между Макдугаллом и нашими нынешними акцентами в социальной психологии, некоторые убедительные и важные вехи в развитии социальной психологии как дисциплины явились результатом выдающихся преподавателей и выдающихся аспирантов Университета Дьюка.

В конце 1950-х и в конце 1970-х под творческим руководством Эдварда Э.Джонс и Джек Брем, Дюк стал одним из основных источников современных моделей мышления и исследований в области социальной психологии. Нед Джонс и Джек Брем почти идеально дополняли друг друга в своих исследованиях. Нед был главной движущей силой стремительного роста социально-когнитивных перспектив в социальной психологии с его потрясающими исследованиями и построением теорий в области теории атрибуции и теории снисхождения. Джек был главной силой в теориях, касающихся мотивационных свойств, определяющих социальное поведение.В частности, заслуживают наибольшего внимания его обширная работа, расширяющая теорию когнитивного диссонанса, и его творческое предложение теории реактивного сопротивления как основного фактора, определяющего выбор и отношение. Наряду с этими двумя важными учеными программа социальной психологии Duke привлекла к участию в программе некоторых из лучших молодых доцентов и случайных аспирантов. Тем не менее, величайшим наследием Герцога этой плодотворной эпохи были отличные аспиранты, которых он отправил в поле.Многие из них стали основными участниками роста социальной психологии как дисциплины за последние 30 с лишним лет.

Влияние социальных сетей на наше психическое здоровье

Как наш проводной мир повлиял на наше психическое и физическое здоровье?

Facebook, Twitter, Instagram, Pinterest, текстовые сообщения. Социальные сети и новые технологии упрощают общение с друзьями и семьей.

Распространенность социальных сетей — по оценкам, более 3.02 миллиарда пользователей по всему миру к 2021 году — это требует изучения того, как эти относительно новые методы коммуникации влияют на нас умственно, физически и социально.

Как специалисты в области психического здоровья, мы находимся на передовой, наблюдая за тем, как пациенты справляются с этими новыми формами общения и возможностью связи в режиме 24/7. Давайте посмотрим, с чем сталкиваются наши пациенты и на какие эффекты социальных сетей мы должны обращать внимание.

Преимущества социальных сетей

Психическое здоровье

  • Обеспечивает чувство принадлежности: Каждый хочет в какой-то степени соответствовать, поэтому, когда друг или член семьи публикует сообщения на нашей стене в Facebook, мы чувствуем себя принятыми.
  • Облегчает поиск образцов для подражания: Социальные сети облегчают общение с людьми, которые разделяют интересы или проблемы. Если вы готовитесь к Бостонскому марафону и вам сложно пройти лишнюю милю, общение в социальных сетях со своим бегуном может дать вам вдохновение.
  • Повышает доверие: Исследование Валенсуэлы, Пак и Ки показало, что Facebook увеличивает доверие среди пользователей, поскольку подробная информация, предоставляемая контактами, снижает неопределенность их намерений и поведения.
  • Увеличивает привязанность, уменьшая одиночество: Когда люди общаются один на один в социальных сетях (например, получают «лайк», мгновенное сообщение или комментарий), они чувствуют себя более привязанными, как показало исследование Университета Карнеги-Меллона.
  • Нас радует: Верно. Несмотря на все разговоры о «депрессии в Facebook», социальные сети заставляют нас чувствовать себя лучше, но только при активном участии. Психологи из Университета Миссури обнаружили, что у активно вовлеченных испытуемых наблюдалась физиологическая реакция, указывающая на рост счастья.Однако это увеличивающееся счастье исчезло, как только испытуемые вернулись к пассивному просмотру.
  • Распространяет счастье на других: Исследователи обнаружили, что счастье распространяется по социальным сетям как минимум на три степени разделения.

Физическое здоровье

  • Положительно влияет на то, как люди управляют своим здоровьем: Более 40 процентов пользователей улучшили свои привычки в отношении здоровья в результате того, что они читают в социальных сетях.
  • Улучшает здоровье с помощью приложений для смартфонов : наличие приложения для телефона помогает пользователям сосредоточиться на упражнениях, диете и весе, а в некоторых приложениях есть социальные функции, чтобы другие пользователи могли оказывать дополнительную поддержку.
  • Повышает качество медицинского обслуживания: 60 процентов врачей считают, что качество оказываемой ими помощи улучшилось благодаря социальным сетям.

Отношения

  • Создает у пар чувство близости: По данным Pew Research, 41% пар в возрасте от 18 до 29 чувствуют себя ближе с помощью текстовых и онлайн-сообщений.Некоторые пары даже использовали тексты для разрешения споров, которые они не могли разрешить лично.
  • Снижает изоляцию: Пользователи социальных сетей на 50% реже будут изолированы, чем пользователи, не использующие социальные сети.
  • Повторно объединяет людей: Facebook позволяет легко находить людей и восстанавливать их дружеские отношения.

Ущерб социальных сетей

Психическое здоровье

  • Усиливает чувство неполноценности: Пользователи социальных сетей сравнивают себя с другими пользователями и чувствуют, что не могут соответствовать «идеальной» жизни, которую описывают их связи.
  • У некоторых наблюдаются признаки социальной ангедонии: Исследователи из Университета Миссури обнаружили, что у некоторых испытуемых наблюдались признаки типа шизотипии, известной как социальная ангедония. Это состояние — неспособность чувствовать себя счастливым от занятий, которые обычно нравятся человеку, в том числе от взаимодействия с другими. Люди, которые испытывают это, имеют меньше друзей в Facebook, меньше делятся фотографиями и меньше участвуют.
  • Увеличивает шансы стать зависимым: Проверка сотовых телефонов или учетных записей социальных сетей вызывает зависимость областей мозга, потому что пользователи испытывают «кайф».«Со временем паттерны мозга технических пользователей могут измениться. «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам» не включает интернет-зависимость, но признаки включают эмоциональное отключение, абстинентный синдром и неспособность сосредоточиться.
  • Затрудняет личное общение: Социальная фобия может возникнуть из-за меньшего количества личных контактов.
  • Результатов в беспокойстве: Пользователи социальных сетей могут испытать FOMO — «страх упустить». Именно здесь люди чувствуют, что другим весело без них.Люди также могут испытывать беспокойство из-за того, что они не чувствуют себя достаточно умными, интересными или успешными, как другие.
  • Вызывает депрессию: По словам социального психолога Итана Кросса, ведущего автора исследования Мичиганского университета: «На первый взгляд, Facebook предоставляет неоценимый ресурс для удовлетворения основных человеческих потребностей в социальных связях. Но мы обнаружили, что вместо повышения благосостояния использование Facebook предсказывает противоположный результат — оно подрывает его ». И это несмотря на количество друзей в Facebook, их поддержку и причины, по которым они вошли в Facebook.Исследование также показало, что чем больше людей используют Facebook, тем сильнее падает их настроение.

Физическое здоровье

  • Влияет на сон: Если поздно ложиться спать, писать текстовые сообщения или просматривать сайты социальных сетей, это может привести к нарушениям сна, стрессу и депрессии.
  • Обеспечивает быстрый «хит»: Мгновенное удовлетворение, которое предоставляют социальные сети, можно сравнить с наркотиком и вызывать симптомы, похожие на зависимость.
  • Способствует бездействию: По данным Национального института здравоохранения, при использовании смартфонов для текстовых сообщений или в социальных сетях вы сжигаете одну — да, всего одну — калорию в час, потому что ваши энергетические затраты почти отсутствуют.Это может привести к ожирению, диабету 2 типа, метаболическому синдрому, сердечно-сосудистым проблемам, проблемам с кровяным давлением, артриту, проблемам с дыханием, растяжению шеи и раку.
  • Увеличивает ожирение: Считается, что если вы видите в социальных сетях, что ваши друзья набирают вес, вы можете подумать, что делать то же самое — нормально. Социальные сети искажают восприятие того, что принято. С другой стороны, социальные сети могут вдохновлять людей на похудание.
  • Приводит к расстройствам пищевого поведения: Исследования показали, что у женщин, которые часто используют Facebook, больше проблем с изображением тела, что привело к более высокой тенденции к поведению, связанному с расстройством пищевого поведения.Эти женщины жаждут получать лайки и комментарии к своим постам, и они сравнивают свои фотографии с фотографиями своих друзей.

Отношения

  • Отвлекает людей от других: Опрос показал, что 25% пар считают, что партнеров отвлекают их мобильные телефоны. Тот же опрос показал, что 8% пар спорили о том, сколько времени партнеры проводят в Интернете.
  • Вызывает ревность: Пары, использующие Facebook, проявляют ревность из-за того, что видят что-то неприятное на стене партнера, повторно общаются с бывшими, развивают отношения с кем-то, с кем они уже дружат, и отмечают фотографии с бывшими в них.
  • Парам не о чем поговорить: Если партнеры пишут или используют социальные сети в течение дня, чтобы поддерживать связь, возможно, не будет ничего нового, чем можно будет поделиться друг с другом.
  • Уменьшает эмпатию: Поскольку социальные сети не позволяют людям общаться один на один, было показано, что люди теряют сочувствие. Люди больше не могут искренне реагировать на проблемы реальной жизни, затрагивающие других.
  • Обостряет отношения. Условная самооценка (RCSE): Самоуважение людей с этим заболеванием зависит от их семейного статуса.В результате они хотят показать своим друзьям в Facebook, что у них хорошие отношения, хвастаясь своими партнерами или отношениями. Они также могут публично размещать на стенах партнеров вещи, которыми, возможно, лучше поделиться в частном порядке.

Источники: Statista, iVillage, онлайн-библиотека Wiley, Ассоциация вычислительной техники, Harvard Health Publications, ReferralMD, Pew Research, Pew Research, Medical News Today, Social Work Today, Medical News Today, University Herald, Huffington Post, Tom’s Guide, Академическая минута, Huffington Post, Time, University Herald.

Разница между социальной психологией и психологией личности

Социальная психология имеет общие черты с психологией личности. Они оба изучают поведение на социальном и индивидуальном уровнях, но подходят к занятиям с противоположных точек зрения. Психология личности в основном фокусируется на внутри личностных факторах, в то время как социальная личность в основном фокусируется на внутри личностных факторах.

Сходства между социальной психологией и психологией личности

Социальная психология и психология личности являются типами экспериментальной психологии, что означает, что они, как правило, больше озабочены развитием и расширением теорий, чем применением этих теорий в конкретном повседневном мире.Психологи-экспериментаторы тратят много времени на лабораторные эксперименты и написание исследовательских работ.

Экспериментальные психологи предоставляют теории и исходные данные для их коллег из прикладных областей психологии, чтобы они могли их применить на практике. Например, многие теории о природе человека, разработанные социальными психологами и психологами личности, используются клиническими психологами при лечении пациентов.

Психологи-экспериментаторы обычно не лечат пациентов; вместо этого они изучают их, проводя над ними эксперименты, беседуя с ними, наблюдая за ними или изучая их реакции на различные раздражители.Психологи-экспериментаторы также проводят эксперименты над животными и организмами. Психологи личности изучают людей как индивидуальные личности, а социальные психологи изучают людей как членов социальных групп.

Социальная психология и психология личности имеют прикладные отрасли, в которых используются теории, но их основное внимание уделяется исследованиям.

Психология личности

Психология личности — это исследование развития личности и индивидуалистических черт.Психологи личности смотрят на людей как на индивидуумов, а не как на членов общества. Цель психологии личности — выяснить, почему люди отличаются друг от друга своими убеждениями, взглядами и личностями. Психологи личности стремятся понять, как такие факторы, как пол, культура и генетика, влияют на личность и как личные убеждения и установки влияют на поведение.

Некоторые из работ по прикладной психологии личности включают:

  • разработка и администрирование личностных тестов
  • работа в качестве консультантов для торговых компаний
  • работа в качестве экспертов по найму для отделов кадров
  • обучение сотрудников правоохранительных органов навыкам работы стрессовых ситуаций
  • консалтинговые корпорации или правительственные агентства, которым необходимо понимание того, что движет людьми

Вот краткое описание нескольких основных разделов психологии личности и их теорий о личности.

Психоаналитические теории в значительной степени основаны на открытиях Зигмунда Фрейда, который считал, что человеческая личность состоит из трех основных компонентов: ид (принцип удовольствия), эго (принцип реализма) и супер-эго (моральный принцип). Согласно Фрейду, направление сексуального либидо также играет важную роль в развитии личности. Психоаналитические психологи подчеркивают важность бессознательных мотиваций человека, часто используя техники свободных ассоциаций, чтобы попытаться раскрыть эти мотивации.

Бихевиоризм, , также называемый поведенческой психологией, подчеркивает важность наблюдения за внешним поведением; бихевиористы считают, что изучение внутренних когнитивных функций вторично или даже бесполезно, потому что познание слишком субъективно по своей природе. Бихевиористы считают, что любое поведение приобретается в результате обусловливания взаимодействия с окружающей средой.

Когнитивные теории подчеркивают умственную сторону в развитии личности. Они считают, что мыслительные процессы ребенка сильно отличаются от мыслительных процессов взрослого.

Гуманистическая психология считает, что люди от природы хороши и имеют внутреннее стремление к самореализации и творчеству. Гуманисты придерживаются целостного мировоззрения, поощряя самоисследование и духовное стремление.

Социальная психология

Социальная психология — это исследование того, как социальные ситуации влияют на поведение и образ мышления людей. В то время как психологи личности исследуют индивидуалистическую сторону человеческой личности, социальные психологи рассматривают социальный аспект человеческой личности.

Хотя социальные психологи заимствуют теории и идеи из социологии, социальные психологи в основном сосредотачиваются на взаимодействии человека с небольшими группами, тогда как социологи в основном сосредотачиваются на вовлечении человека в общество в целом.

Социальные психологи изучают взаимодействие людей в небольших группах, таких как семьи, церковные группы, банды, клубы и кружки дружбы; они изучают, как эти группы влияют на каждого отдельного члена. Социальные психологи изучают конформность и «групповое мышление» в ситуациях, когда люди думают и действуют иначе, чем когда они одни.Социальные психологи также изучают влияние социальных сетей, в частности телевидения, на людей.

Социальные психологи изучают формирование личных убеждений относительно социальных ситуаций, таких как личные предубеждения, предрассудки и стереотипы; они также изучают влияние круга друзей на формирование этих убеждений.

Хотя социальная психология в основном занимается экспериментальным изучением и формированием теорий, у нее есть и прикладная сторона.Многие теории социальной психологии применяются в таких областях, как реклама, правоохранительные органы и уголовное правосудие. Социальные психологи также помогают бороться с расизмом, стереотипами и гендерной дискриминацией в условиях занятости, судебных систем, правоохранительных органов и других государственных учреждений.

Социальные психологи иногда работают в рекламе или в качестве свидетелей-экспертов в судебных системах.