Средства коммуникации в психологии: Средства общения в психологии
Коммуникация в психологии: это что такое, понятие
В течение жизни человека окружают разные люди. Социализация начинается с младенчества — ребенка воспитывают родители, малыш идет в детский сад, школу, университет или колледж и т.д. Коммуникация в психологии — процесс взаимодействия человека с социумом. Общение осуществляется не только с помощью слов, но и жестами, мимикой. Без коммуникации с другими людьми возникает ассоциализация, которая может привести к развитию психических нарушений.
Понятие и суть
Коммуникация или общение — взаимодействие с социумом, осуществляемое через речевые, неречевые средства. С их помощью люди обмениваются информацией, опытом, способностями, умениями.
Коммуникативная психология изучает средства коммуникации — вербальные, невербальные. Разные средства общения комбинируются друг с другом, чтобы передача информации была максимально эффективной, но далеко не каждый человек может продуктивно общаться с окружающими.
Поэтому психологи постоянно изучают способы коммуникации, возможные проблемы, разрабатывают методы развития навыков общения.
Функции и теории
Психология коммуникации выделяет ряд функций общения:
- Познавательная — люди усваивают новую информацию при контакте с окружающими. Полученные данные могут применяться в практической деятельности.
- Нормативная — закрепление, передача норм, которые постепенно сохраняются в сознании.
- Интерактивная — организация совместной деятельности, достижения поставленных задач.
- Информационно-коммуникативная — обмен информацией.
- Социально-практическая — обмен навыками, умениями, способностями.
- Психотерапевтическая — создание отношений с окружающими. Без общения у человека постепенно будут развиваться психологические расстройства.
История изучения и исследователи
Разобраться с историей изучения, основными исследователями коммуникации проще, если рассмотреть основные модели передачи информации между людьми:
- Социально-психологическая — основатель Т. Ньюкомб.
- Линейная модель коммуникации — создатель Г. Лассуэлл.
- Шумовая модель — основатели К. Шеннон, У. Уивер.
- Факторная модель — создатель Г. Малецки.
- Текстовая модель — основатель А. Пятигорский.
Помимо этих моделей, существует две известных теории — коммуникативных актов (создатель Т. М. Ньюкомб) и средств коммуникации (основатель Маршалл Маклюэн).
Виды и формы
Разновидности коммуникации:
- экспрессивная;
- информационная;
- убеждающая;
- паралингвистическая;
- социально-ритуальная.
Формы коммуникации:
- вербальная;
- невербальная.
Вербальная коммуникация бывает устной и письменной.
Средства общения
- Невербальные — неречевые способы взаимодействия с социумом (жесты, прикосновения, мимика и т. д).
- Вербальные — речевые навыки.
Структура вербального общения имеет 3 составляющих:
- Речевые звуковые явления. Это модуляция высоты голоса, темпа и ритма речи, тональности и тембра голоса, дикции, интонации.
- Смысл, значение слов, отдельных фраз. Человек должен уметь выстраивать фразы из слов, чтобы они были понятны слушателю. Нужно подбирать правильную интонацию.
- Выразительные качества голоса. Это специфические звуки, которые могут возникать при общении — шепот, смех, плач, вздохи, хмыканье и т. д.
Ученые доказали, что ежедневное общение человека только на 45% состоит из речевых навыков. Невербальные навыки занимают 55%.
Невербальные средства общения можно разделить на 2 большие группы — паралингвистические и экстралингвистические. Они делятся на отдельные подгруппы.
Паралингвистические:
- Графемика — умение писать. Зависимо от эмоционального фона, личных переживаний, может изменяться манера письма.
- Кинесика — движения, применяемые при общении с другими людьми (мимика, жесты).
- Просодика — компоненты, которые дополняют речь (глубина голоса, сила, тембр, расставление ударений, характер пауз, длина слов).
Паралингвистические средства общения должны быть привязаны к речи.
Экстралингвистические:
- Сенсорика — с помощью органов чувств человек воспринимает собеседника. Он откликается на любые запахи, прикосновения, визуальное восприятие.
- Экстралингвистика — эмоции (вздохи, недовольное урчание, вскрики, покашливания) передаются с голосом, но не привязываются к речи.
- Проксемика — контроль дистанции. Когда собеседники общаются друг с другом, они могут находиться на разном расстоянии. Дистанция зависит от доверия.
- Такесика — неосязаемые сигналы (поцелуи, похлопывания, объятия, рукопожатия, поглаживания), которые передаются между людьми при общении.
- Хронемика — распределение времени. Например, можно отложить звонок или спешить на личную встречу. Можно уменьшить длительность разговора или упорно ждать момента, когда собеседник освободится.
Жесты психологи делят на несколько отдельных подгрупп:
- Эффекторы — неровная походка, сгорбленная фигура, опущенное вниз лицо.
- Адаптеры — касания, подергивания, почесывания, поглаживания.
- Эмблемы — сжатые руки, поднятые над головой или скрещенные на груди. У каждого подобного жеста своя трактовка.
- Регуляторы — целенаправленные движения руками, кивки, улыбки, направление взгляда.
- Иллюстраторы — отмашки, движения телом, указывания.
Также можно выделить микрожесты, которые зависят от эмоционального состояния — увеличение количества морганий глаз за минуту, покраснение щек, движения глаз, подергивание губ.
Проблематика
Психологи выделяют ряд проблем, которые мешают людям строить общение:
- Нежелание ощущать чувства собеседника. Если не учитывать настроение другого человека, настроить эффективную коммуникацию невозможно.
- Отсутствие заинтересованностью проблемой, неумение высказывать истинный интерес. Часто случаются ситуации, когда один из собеседников в чем-то заинтересован, рассказывает об этом с упоением, активной жестикуляцией. Другому человеку тема может быть безразлична, но по правилу этикета он должен поддерживать разговор.
- Отсутствие желания или умения слушать собеседника. Эта проблема мешает продуктивному общению. Неумение слушать проявляется в постоянном перебивании собеседника, резкой смене темы. Человек, которые не умеет слушать других, часто испытывает серьезные проблемы в поиске друзей, продвижении по карьерной лестнице.
- Замкнутость при коммуникации с окружающими. Это первый барьер, который проявляется при знакомстве. Проблема активно развивается при негативном отношении со стороны окружающих. Человек начинает замыкаться, ему сложно проявить чувства.
- Высокая или низкая самооценка. Эффективно общаться могут только два человека с примерно одинаковым уровнем интеллекта. При этом не будет возникать преграды в понимании собеседника, появятся общие темы для разговора.
Чтобы общение было эффективным, нужно соблюдать ряд правил:
- Научиться отвергать эгоизм, думать о проблемах собеседника.
- Каждый день учиться слушать окружающих.
- Проявлять интерес к теме разговора.
При взаимодействии с другими людьми нужно следить за словами. Недопустимо оскорблять собеседника, негативно отзываться о его точке зрения, высмеивать утверждения.
Методы изучения и совершенствования
Межличностное общение исследователи изучают очень давно. Существует 4 типа методов:
- исследования межличностного взаимодействия;
- измерения особенностей коммуникации;
- изучения самоуважения, самооценки, механизмов психологической защиты;
- исследования социальной мотивации.
Проблемы с общением закладываются с раннего возраста. На коммуникацию влияют взаимоотношения в семье. Родителям рекомендуется:
- Разговаривать друг с другом без злобы, проявления негативных чувств. Голос должен быть спокойным, мягким. При этом нужно чаще выражать положительные эмоции.
- Регулярно читать сказки малышу. После прочтения нужно спрашивать малыша, что он запомнил, какой мотив поведения главных героев понял. При обсуждении нужно детально разбирать сюжет.
- Давать малышу самому попросить, что он хочет. Изначально это могут быть отдельные слова, но с развитием речевых навыков нужно научить его развернуто формулировать желания.
- Оградить ребенка от гаджетов, поощрять его общение со сверстниками. Лучше отдать его в спортивную секцию, записать в развивающие кружки, которые посещают сверстники.
- Общаться с малышом через игру.
С самого детства ребенка нужно обучать правилам этикета. Например, необходимо научить его не повышать голос, не использовать грубые выражения, слова. При желании получить что-то он должен научиться просить это, а не настаивать или требовать.
Общество и общение — два взаимосвязанных понятия, которые не могут существовать без друг друга. С помощью коммуникативных навыков люди делятся различной информацией, обмениваются навыками, жизненным опытом, налаживают отношения.
В психологии под коммуникацией понимают передачу информации от человека к человеку. Средства коммуникации бывают вербальными и невербальными. К первым относятся речь и письменность, то есть те сферы, в которых информация передается словами. Невербальные средства коммуникации – язык жестов, рисунок, пиктографическое письмо и т.д. С помощью средств коммуникации человек может передавать не только знания, но и эмоции.
Понятие средств коммуникации, которое принято в медиасфере, имеет довольно много общего с тем, которое используют психологи. Здесь речь идет тоже о передаче информации. Правда, медиасфера охватывает большие группы людей. Обеспечить охват нужных групп помогают технические средства – радио- и телепередатчики, компьютеры, мобильные телефоны и т.д. Поскольку информация передается сразу большим группам, такую коммуникацию называют массовой. Средства массовой коммуникации могут быть вербальными, невербальными и смешанными.
Несколько иной смысл имеет понятие «средства коммуникации» у строителей и военных. В данном случае речь идет о связи между отдельными объектами. Фактически это тоже общение, но передается не только информация. В данном случае чаще употребляется термин «коммуникационные сети». В градостроительстве это водопровод, канализация, теплосети, газовые сети, телефонные и другие. Военные под средствами коммуникации понимают системы жизнеобеспечения, в первую очередь дороги и связь.
Виды и средства общения
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Общение- это «многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности» Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения — взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
В жизни человека практически нет периода, когда он находится вне общения. Общение классифицируется по содержанию, целям, средствам, функциям, видам и формам. Общение чрезвычайно многогранно, может быть различных видов.
На основе непосредственного общения на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Например, опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т. п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения, и обмена информацией.
Прямое общение — это естественный контакт «лицом к лицу», при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу «ты — мне, я — тебе». Косвенное общение предполагает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация.
Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Массовое общение — это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.
Выделяют также межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель — продавец, учитель — ученик, начальник — подчиненный).
В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, так как те или иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая социальная единица, выполняющая определенные функции.
Общение может быть доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация. Доверительность — существенный признак всех видов общения, без чего нельзя осуществлять переговоры, решать интимные вопросы. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.
Общение может быть личным и деловым. Личное общение — это обмен неофициальной информацией. А деловое общение — процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.
Наконец, общение бывает прямое и опосредованное. Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. На его основе в более поздние периоды развития цивилизации возникают различные виды опосредованного общения. Опосредованное общение — это взаимодействие при помощи дополнительных средств (письма, аудио — и видеотехники).
В психологии выделяют три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.
1. Императивное общение — это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действия и решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как бездушный объект воздействия, как механизм, которым надо управлять; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императивного общения в том, что принуждение партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т. п.
2. Манипулятивное общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объединяет стремление добиться контроля в том, что при манипулятивном типе партнер по общению не информирует о своих истинных целях, цели скрываются или подменяются другими. При манипулятивном типе общения партнер не воспринимается как целостная уникальная личность, он является носителем определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Например, неважно, насколько добр человек, что его доброту можно использовать в своих целях. Однако нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношений с другими, в конечном итоге сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже воспринимает как фрагмент, руководствуется ложными целями и переходит на стереотипные формы поведения. Манипулятивное отношение к другому приводит к нарушению доверительных связей, построенных на дружбе, любви, взаимной привязанности. Императивная и манипулятивная формы межличностного общения относятся к монологическому общению. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути, общается сам с собой, со своими задачами и целями. Он не видит истинного собеседника, игнорирует его, то есть человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».
3. Диалогическое общение является альтернативной императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.
Кроме того, выделяются несколько видов общения, среди которых можно отметить следующие:
1. «Контакт масок». В процессе общения нет стремления понять человека, не учитываются его индивидуальные особенности, поэтому данный вид общения принято называть формальным. В ходе общения используется стандартный набор масок, которые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие и т. п.), а также соответствующий им набор выражений лица и жестов. В ходе беседы часто применяются «расхожие» фразы, позволяющие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.
2. Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется «нужностью», т. е. человек оценивает другого как нужный или ненужный (мешающий) объект. Если человек нужен, с ним активно вступают в контакт, мешает Ї «отталкивают» резкими репликами. После получения от партнера по общению желаемого теряют дальнейший интерес к нему и, более того, не скрывают этого.
3. Формально-ролевое общение. При таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. В жизни каждый из нас играет множество ролей. Роль — это способ поведения, который задается обществом, поэтому продавцу, кассиру сберегательного банка не свойственно вести себя как военачальнику. Бывает, что в течение одного дня человеку приходится «играть» несколько ролей: компетентный специалист, коллега, руководитель, подчиненный, пассажир, любящая дочь, внучка, мать, жена и т. д.
4. Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.
5. Светское общение. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий — основа данного вида общения.
Виды общения по целям:
1) биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
2) социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Виды общения по содержанию:
1) материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;
2) когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;
3) кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;
4) деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении
Средства общения — поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру. Все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные.
Вербальное и невербальное общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Следовательно, основное назначение этого процесса заключается в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, что бы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга.
Вербальное общение
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно «перевести» сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы.
Вербальные средства общения — это письменная и устная речь, используемые в качестве знаковых систем. Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованности человека. Письменная речь громоздка, часто содержит штампы, канцеляризмы. Преимущества письменной речи становятся решающими там, где существенны точность и ответственность за каждое слово. Чтобы умело пользоваться письменной речью, нужно обогащать свой словарный запас, требовательно относиться к стилю.
Устная речь, по ряду параметров отличающаяся от письменной, является не безграмотной письменной речью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Основным преимуществом устной речи по сравнению с письменной является экономность, т.е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Экономия достигается благодаря другому порядку слов, пропуску концов и других частей предложений. Недостатками устного выражения мысли являются речевые ошибки, многозначность.
Невербальное общение
На первый взгляд может показаться, что невербальные средства не столь важны как словесные. Но это далеко не так.
Жесты, мимика, интонации — важнейшая часть делового общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или «читал» ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств- 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.
Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный — «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.
Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.
Невербальное общение — общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.
Невербальное общение — наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.
Невербальный язык настолько мощный и общий, что часто мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу без нее.
Остается добавить, что если бы у человека (как, впрочем, и животных) отсутствовало невербальное общение, то мы уподобились бы машинам без чувств и эмоций, которые обмениваются информацией простыми печатными словами, а не рукописным текстом — ведь почерк, своего рода, тоже объект невербального общения.
Таким образом, общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество немыслимо.
Средства межличностной коммуникации разделяются на вербальные и невербальные. К вербальным средствам относится речь. Она может рассматриваться как некая знаковая система в процессе коммуникации и все, что говорилось о сущности коммуникации вообще, для нее справедливо. В процессе межличностной коммуникации могут иметь место две различные задачи в ориентации партнера по общению (А.А.Леонтьев): личностно-речевая и социально-речевая (убеждающая коммуникация, влияющая на поведение человека).
Невербальные средства МЛК — оптико-кинестетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика). В разных культурах различная система жестов Теория Джеймса и Ланге о влиянии жеста на состояние человека: мы плачем не потому, что нам грустно, а нам грустно, потому, что мы плачем.
Паралингвистическая и экстралингвистическая — это система вокализации (качество голоса, диапазон, тональность) и паузы, покашливание, смех, темп речи.
Пространство и время в организации коммуникативного процесса выступают особой знаковой системой и несут смысловую нагрузку (размещение партнеров в разговоре, окрик в спину и т.д.).
Существует специальная область психологии проксеника – пространственная психология», основателем которой является Э.Холл). Хронотопы — это наборы пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Например, хронотопы «больничной палаты», «вагонного попутчика» и т.д.).
Контакт глаз — визуальное средство общения. В основном – интимное общение.
3. Обратная связь. Межличностная коммуникация предполагает обратную связь. Обратная связь – это информация, которую мы можем поставлять другим, и которая содержит нашу реакцию на их поведение. Целью обратной связи является помощь окружающим в лучшем осознании того, как мы воспринимаем их поступки, и какие чувства они вызывают в нас. Обратная реакция связана с поведением человека, его реальными поступками. Целью обратной связи является, прежде всего, помощь окружающим в лучшем осознании того, как мы воспринимаем их поступки, какие чувства они вызывают в нас.
Специалистами по межличностной коммуникации предлагаются следующие правила обратной связи:
1) Говорите только о своих чувствах.
2) Говорите о том, что человек может реально изменить.
3) Если вы хотите, чтобы человек что-либо изменил в своем поведении, выразите это просьбой.
4) Ваше сообщение не должно содержать оценки.
По своему содержанию обратная связь может быть позитивной и негативной, адекватной и неадекватной.
4. Барьеры межличностной коммуникации. В условиях межличностной коммуникации могут возникать различного рода специфические коммуникативные барьеры. Эти барьеры могут быть связаны с уязвимыми местами каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования. К коммуникативным барьерам следует отнести отсутствие единого понимания ситуации общения у общающихся субъектов, вызванного различием культур к которым они принадлежат и так называемые фильтры непонимания и недоверия. Как показал Б.Ф.Поршнев, фильтры недоверия и непонимания — основные психологические средства защиты от чрезмерного влияния со стороны других людей; эту функцию выполняет и не откровенность.
Г. Гибш и М. Форверг выделяют следующие трудности общения.
1. Ситуативные трудности возникают в общении из-за различного понимания ситуации, вызванного неодинаковой степенью включенности общающихся в ситуационный контекст. Проявляются в форме непонимания партнерами друг друга. Так, речь, связанная с определенной ситуацией, остается непонятной для нас оттого, что само собой разумеющиеся для партнеров компоненты ситуации нам не известны, или потому, что мы слышим или читаем какое-либо выражение, не связывая его с облегчающей понимание ситуацией. Симпрактическое включение — полное включение речи в коммуникативный процесс, ситуацию. Для этого следует учитывать следующие условия: совместные действия, наличие относительно общей для всех структур ситуации, использование при этом мимики, жестов и интонации с заключенными в них эмоциональными оттенками.
2. Смысловые трудности возникают из-за непонимания одним человеком другого по причине отсутствия необходимого контекста, когда какое-либо высказывание воспринимается вне смысловой связи с предыдущим сообщением.
3. Мотивационные трудности появляются в двух случаях: либо в результате сокрытия коммуникатором мотивов коммуникации (при наличии «скрытой стратегии поведения») либо из-за того, что они недостаточно ясны ему самому, так что его намерения в реальных ситуациях взаимодействия ничем не проявляются.
4. Барьеры представлений о другом. Возникают из-за того, что коммуникатор не имеет точного представления о своем партнере, ошибочно оценивает его культурный уровень потребности, интересы, политические позиции, установки и т.д.
5. Отсутствие обратной связи или особенности формы подачи сообщения.
3. Типы информации и средства коммуникации
Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора,может быть двух типов: побудительная и констатирующая.
Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе и т.д. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя, в конечном счете, и в этом случае общее правило коммуникации действует.
Передача любой информации возможна лишь посредствам знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. В зависимости от вида знаковой системы различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используют речь) и невербальную коммуникацию (используют различные не речевые знаковые системы).
В основе речи лежит умение пользоваться определенным видом знаков, а именно знаками – символами. Знаком называют такой предмет, который выступает в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения, и используется для приобретения информации, знаний, состояний и т.д.
В невербальной коммуникации вся совокупность средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, передача эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу. Первым среди названных средств с уверенностью можно назвать оптико-кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику.
4 .Психология межличностного общения
Исследование психологии масс, дают немало для понимания психологии межличностного общения в соответствующей обстановке. Живя в обществе, человек сталкивается с деятельностью этих массовых собраний, испытывает на себе их влияние, оказывается их участником. Все это оказывает психологическое воздействие на него, в том числе как на субъект деятельности и общения с другими людьми.
Межличностное общение также можно назвать гуманистическим. Это в наибольшей степени личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потребность как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Цели гуманистического общения не закреплены, не запланированы изначально. Его важной особенностью является то, что ожидаемым результатом общения является не поддержание социальных связей, не изменяя точку зрения партнера, а совместное изменение представлений обоих партнеров, определяемое глубиной общения.
Межличностное общение детерминируется не сколько с наружи, сколько изнутри. Однако при таком виде общения прослеживается зависимость от индивидуальности.
Основным механизмом воздействия в межличностном общении является внушение. Важно помнить, что это обоюдное внушение, т.к. оба партнера доверяют друг другу и поэтому результатом является не изменение точки зрения одного из них, а взаимное совместное изменение представлений обоих партнеров.
5. Социально-ролевые отношения
Социально-ролевые и социально-политические отношения в группе определяются рядом параметров. Для более точной характеристики места каждого индивида в структуре внутригрупповых отношений используются такие понятия как «статус», «престиж» и «роль».
Статус— это положение индивида в системе межличностных отношений, определяющее ее право, обязанности и привилегии. Статус связан с официальным положением, занимаемым индивидом в группе. От этого положения зависит степень влияния на остальных членов группы.
Престиж— это отражение в групповом сознании реального положения того или иного индивида, характеризуется степенью влияния, доверия и уважения, которым он пользуется в группе. Статус является следствием официального положения человека в группе. Престиж же – это результат соотнесения социально – значимых характеристик со шкалой ценности сложившейся в данной группе. Высоким престижем может обладать любой формально рядовой член группы.
Роль-это нормативно заданный и коллективно одобренный образец поведения, ожидаемый от человека, занимающего в группе определенный статус и пользующийся определенным престижем. Человек в группе, как правило, выполняет множество ролей. Эти роли в какой-то мере могут быть заданы официальным положением, но в еще большей мере они избираются самим членом группы. В малой группе каждый ее член в соответствии со своими деловыми и личностными качествами занимает определенное положение в системе групп новых межличностных отношений. Из этого следует, что каждый индивид имеет определенный статус и престиж, и играет определенную роль.
Функции и задачи невербальной коммуникации
Невербальная коммуникация
Определение 1
Невербальной коммуникацией называется обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретация.
Информация при помощи невербального общения передается посредством жестов, мимики, пантомимики, прикосновений, телодвижений, визуального контакта, организации среды общения.
Функции невербальной коммуникации
Средства невербального общения способствуют ориентации людей в различных социальных ситуациях, а также регулировать свое поведение, понимать друг друга, воспринимать социальные нормы.
При помощи невербальной коммуникации передается информация о признаках расовой и социальной принадлежности человека, о его психическом, физическом и эмоциональном состоянии, об отношении к определенной ситуации или определенному лицу, предмету, а также о психологическом климате в коллективе.
Важная функция невербальной коммуникации состоит в обмене информацией об индивидуальных свойствах между субъектами общения, например, самооценка, темперамент, общительность и т.д.
Готовые работы на аналогичную тему
Основными функциями невербалики являются:
- Получение информации о личности собеседника – его темперамент, эмоциональное состояние, самооценка, социальный статус, принадлежность к определенной группе.
- Сведения о взаимоотношениях участников коммуникации – уровень общения, характер и тип отношений, динамика взаимоотношений.
- Сведения об отношении коммуникаторов к ситуации общения – включенность в ситуацию, стремление выйти из нее.
Невербальные средства в сочетании с вербальными выполняют следующие функции:
- Регулирование – невербальные средства используются для координации взаимодействия между собеседниками, снятие напряжения во время общения.
- Дополнение – невербальные средства дополняют речь, делают ее выразительной.
- Замещение – невербальное сообщение используется вместо вербальных средств (например, взгляд может сообщить о желании, мнении).
- Опровержение – невербальное общение может противоречить вербальному.
Замечание 1
Успешность коммуникации зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседников. Такой контакт зависит не только от умения человека говорить, но и от умения контролировать себя во время общения.
Задачи невербальной коммуникации
В ситуации общения собеседники, используя невербальные средства коммуникации, решают следующие задачи:
- Поддержание контакта с партнером;
- Наблюдение за невербальными проявлениями собеседника;
- Контроль своих невербальных проявлений;
- Воздействие на собеседника через систему невербальных знаков.
Невербальные средства коммуникации и направления невербалики
Невербалика включает в себя кинесику, такесику, проксемику, паралингвистику и экстралингвистику. Разберем эти понятия подробнее.
Кинесика (от греч. kinesis – движение) – это наука о движениях человеческого тела, к которым относится выражение лица, жесты, зрительный контакт, изменение позы. Кинесика различает цифровые (слова) и аналоговые (язык тела) сигналы. Самыми выразительными средствами являются визуальный контакт и выражение лица.
Визуальный контакт тесно взаимосвязан с вербальной коммуникацией, он характеризуется тем, как собеседники смотрят друг на друга в процессе общения, а также длительностью взгляда. Посредством мимики глаза играют особую роль. Сигналом восхищения может быть продолжительный визуальный контакт, беспокойство означает краткий контакт. При помощи визуального контакта можно начать разговор, дать сигнал о необходимости начать беседу или о конце высказывания.
Итак, поддерживая контакт глаз, можно определить заинтересован ли собеседник в предмете разговора, обращает ли он внимание на другого, вызывает ли какие-либо чувства разговор.
Мимика или выражение лица – это организация лицевых мышц, передающая эмоциональное состояние человека или обратную реакцию на сообщение. При использовании мимики общение становится эмоциональным. Например, Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» использовал 97 оттенков человеческой улыбки, 85 оттенков выражения глаз и других экспрессий.
Не менее важным внешним проявлением внутреннего эмоционально-психического состояния являются жесты. Под жестами подразумевается движение пальцев, рук, ног, головы, используемые при рассказе о чем-либо для привлечения внимания собеседника. Специалисты выделяют 5 типов жестов: адаптеры, иллюстраторы, символы, регуляторы.
Такесика – это наука о прикосновениях. К подобным относятся – рукопожатия, похлопывания, прикосновения, объятия, поцелуи и т.д. Тактильный контакт возможен в определенных случаях и используется по разным причинам, разными способами и в разных местах. Например, рукопожатие используется в дружественном или деловом общении, поцелуй при встрече долгожданного близкого человека.
Проксемика (от анг. рroximitry — близость) – это наука о взаиморасположении собеседников в пространстве. Наука изучает дистанцию между собеседниками, позиции, организацию пространства при общении.
Дистанция – это расстояние, которого придерживаются собеседники относительно друг друга. Различают 4 типа дистанции: интимное, личное, социальное, публичное. Кроме того, значение имеет пространственное расположение партнеров. Например, важное значение приобретает занятое место за столом. Исследователи различают 4 вида посадки:
Кооперативная предполагает сотрудничество, поведение кооперации необходимо для взаимодействия с собеседником, для того, чтобы понять действия и намерения друг друга необходимо сидеть рядом.
Угловая позиция способствует постоянному визуального контакту и создает условия для жестикуляции, позволяет наблюдать друг за другом. Однако угол стола является барьером.
Независимая позиция (по диагонали) характерна для не желающих взаимодействовать людей. Такая позиция говорит об отсутствии заинтересованность и желании быть замеченным собеседниками, например, на семинарском занятии в университете, совещании.
Конкурирующе-оборонительная позиция (собеседники сидят напротив друг друга) создает атмосферу соперничества, стол между ними является своеобразным барьером.
Паралингвистика и экстралингвистика связаны с голосом человека. Невербальные речевые аспекты такие, как тембр, темп речи, интонация, манера говорения, громкость, артикуляция дает важную информацию, передают определенные сообщения.
Психология общения | Медицинский диагноз
Для общения нужно уметь. Это искусство, в котором большую роль играют не только слова, но и выражение лица, интонация, тон голоса, жесты. Это также влияет на собеседника.
Целью искусства является общение — способность контролировать разговор. В противном случае вы можете стать заложником обстоятельств разговора. Но они часто неприятны.
Для правильного ведения разговора необходимо выучить , практическая психология общения .Он включает в себя несколько простых концепций, которые дают высокий эффект. Они основаны на общеизвестном постулате , чтобы всегда говорить так, чтобы собеседник понял вас . Это означает спокойный и уверенный голос, ясность, ясность, ясность, правильное использование эмоций и интонаций. Возможен и даже необходимый жест, но в меру.
Теперь давайте рассмотрим эти компоненты по отдельности. Давайте начнем с жестов . Они должны успешно дополнить его . Большого мастерства в этом достигли жители южных стран.Но жесты северных народов намного беднее. Жесты хорошо помогают собеседникам понимать друг друга в случае плохой слышимости и видимости. В то же время они показывают опыт и истинное настроение человека. Волнение может вызвать дрожь или что-то потянув пальцы. Поэтому при разговоре следует время от времени обращать внимание на свои руки и контролировать их.
Выражение лица также является важной частью любого разговора. Чтобы лестные слова на изогнутых уголках губ замечали презрение, а широко открытые глаза выявляли страх.В выражениях лица важно контролировать мысли, так как они стимулируют чувства и эмоции. Но чтобы разговор продолжался в правильном направлении, вы должны уловить эмоциональное состояние собеседника и попытаться его скопировать. Просто не нужно этого делать, так как люди могут заметить тактику разговора и близких.
В процессе общения не путайте чувства с эмоциями . Последнее всегда связано с конкретной ситуацией, чего нельзя сказать о чувствах более стойких.Если вы полностью сдались эмоциям, вы можете сделать много глупостей. Поэтому им лучше никогда не руководствоваться, а всегда прислушиваться к убеждениям.
Отрицательные эмоции могут вызвать желание сказать категорическое «нет». Но категоризация всегда считалась первым признаком ограниченности. Он игнорирует индивидуальность людей и разные точки зрения. При таком подходе эффективное общение невозможно.
Так что «нет» полезно говорить только тогда, когда нужно мгновенно и навсегда прекратить любые действия подозрительных и навязчивых людей.Во всех остальных случаях нужна гибкость, в противном случае вы можете сделать оппонента на самое пустяковое дело.
Например, вместо фразы « я понимаю, что вы имеете в виду, но я категорически не согласен с этим », — мы должны сказать: « Хорошо, я понимаю, что вы говорите, но вам нужно уточнить некоторые из Детали ». Не следует в разговоре использовать слово «нет» и приставку «нет», так как в этом случае все, что сказано, сводит на нет. И это приводит к путанице, вызывает отказ и подрывает шансы на дальнейшее успешное общение.
Любой человек воспринимает категорический отказ как неуважение к своей личной точке зрения. После этого никакого продуктивного контакта уже быть не может. А уважаемым, наоборот, является ответ сочувствия и укрепления отношений.
Психология общения просто означает эффективные контакты. Благодаря им вы начинаете понимать, что подразумевается под собеседником, и общение с разными людьми становится намного проще.
В повседневной жизни это очень важно.Ведь каждый хочет слушать его внимательно, не перебивая и не давая пустых советов. А для того, чтобы примирить людей и передать приятного собеседника, нужно уметь их жестами, голосом и выражением лица. Все это поможет не только правильно провести разговор, но и завершить его дружеской запиской и обсудить следующую встречу.
Сообщений: 510
.Коммуникация: значение, компоненты и формы
В этой статье мы поговорим о коммуникации. Прочитав эту статью, вы узнаете о: 1. Смысле общения 2. Компоненты общения 3. Образец 4. Категоризация и оценка 5. Формы 6. Эффект средств массовой информации 7. Барьеры.
Содержание:
- Значение коммуникации
- Компоненты od Связь
- Схема коммуникации
- Классификация и оценка коммуникации и их источника
- Формы коммуникации
- Влияние средств массовой информации на связь
- Барьеры на связь
1.Значение общения:
Широко обсуждается, как система общения очень помогает в развитии, формировании, росте и изменении отношений, стереотипов и предрассудков. Групповое и индивидуальное поведение также значительно меняются из-за эффекта общения.
Как мы знаем, язык является главным источником общения. Идеи, опыт, чувства, чувства и, прежде всего, знания и т. Д. Выражаются и передаются через язык и речь.Таким образом, говорят, что язык служит инструментом мышления и общения, средством контроля действий других и сплоченной силой, объединяющей членов определенного сообщества.
В демократии общение является основной силой, влияющей на мнение людей. Это помогает высказать свое мнение, принять решение, и чаще всего это правильное решение. Общественная организация невозможна без общения. Влияние группы может быть только в том случае, если у группы есть эффективные каналы для общения.
Связь — это информация, которая передается от одного человека другому. Другими словами, это передача информации. Для передачи информации необходимы определенные составные части.
2. Компоненты связи:
Идеализированная система связи состоит из пяти компонентов:
(i) Источник
(ii) Передатчик
(iii) Канал
(iv) Приемник
(v) Пункт назначения.
(i) Источник :
Это место, откуда начинается или начинается сообщение. В речи как средстве общения источником является человек. Когда общение осуществляется посредством письма, писатель является источником.
(ii) Передатчик :
Используется для передачи или трансляции информации по радио или телевизионным сигналам.
(iii) Канал :
Между источником и пунктом назначения должен быть канал, по которому должна передаваться связь.В речи канал — это эфир. Когда общение осуществляется посредством письма, бумага является каналом или средством общения.
(iv) Приемник :
Когда средством коммуникации является аудио или речь, то ухо человека, которому осуществляется связь, является получателем. При письме получатель — это глаз. Прежде чем новость достигнет пункта назначения, получатель получает его.
(v) Пункт назначения :
Если средством связи является аудио, то человек, который его слышит или подразумевает связь, является пунктом назначения.Когда общение осуществляется посредством письма, человек, для которого предназначено сообщение и который его читает, является пунктом назначения.
Вышеуказанные компоненты находятся в идеализированной системе связи, будь то аудио или визуально или аудио-визуально. Как мы знаем, радио — это аудиокоммуникационное средство, в то время как телевидение — это аудиовизуальное средство общения, а любое сообщение, передаваемое через записи или изображения, является визуальным средством общения.
Система связи начинается с источника и заканчивается пунктом назначения.
3. Схема общения:
Схема общения имеет тенденцию быть сложной с увеличением числа членов в группе. В группе, состоящей всего из двух человек, модель общения является самой простой. Но когда число увеличивается, становится трудно понять шаблон общения, поскольку он становится более сложным, как шаблон сети.
Роль сети вещания обсуждалась в некоторых кругах как средство социальной организации или организации членов группы.Тщательный анализ показывает, что сеть вещания не организует членов группы. Это только позволяет им действовать, а не взаимодействовать между членами. Если нет взаимодействия между членами группы, не может быть социальной организации.
Это привело к тому, что некоторые указывают на то, что оно не является важным средством коммуникации, поскольку не дает достаточно возможностей для взаимодействия. Например, телефонные абоненты не составляют социальную группу. Конечно, они могут разрешать взаимодействие, но на самом деле все линии не используются на одной частоте.Односторонний поток общения от источника к цели мало помогает в социальном взаимодействии.
Интенсивность схемы связи также зависит от плотности трафика. Некоторые сети связи очень заняты. Здесь плотность движения. Если определенный канал часто используется, можно сказать, что он имеет высокую плотность трафика.
Если люди предпочитают отправлять сообщения и информацию другим членам общества через почтовые услуги, а не через телефоны или устные сообщения, которые являются довольно дорогостоящими, поскольку почтовый канал часто используется, мы можем сказать, что он имеет слишком высокую плотность трафика.
И наоборот, если канал, который существует, но не используется для связи, может быть удален из сети связи. Высокая плотность трафика говорит о том, что определенный канал играет важную роль в функционировании группы. Анализируя плотность трафика, можно найти узкие места и блокировки в групповом общении, которые в конечном итоге снижают моральный дух и эффективность группы.
Шаблон общения меняется, когда группа общается и взаимодействует друг с другом.«А» услышал определенную информацию и держал ее в себе. Но как только он сообщает о них «В», картина общения меняется. Группа продолжает общаться до тех пор, пока не будет достигнут единый шаблон.
Как только этот унифицированный шаблон достигнут, больше нет необходимости общаться. Опять же, когда вводится какой-то новый элемент информации, происходит новое взаимодействие, и схема общения может быть еще более сложной.
Как можно убедиться, что конкретная информация дошла до члена группы? В небольших группах это может быть известно по реакции человека.Но в больших группах с помощью некоторого статистического метода может быть установлено, в какой степени члены определенной группы осведомлены о конкретной информации и в какой степени они уверены, что информация достигла какой-то другой группы.