Средства мотивации учащихся: Методы и приемы повышения учебной мотивации учащихся

Методы и приемы повышения учебной мотивации учащихся

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: мотивация к обучению


Я никогда не учу своих учеников.
Я только даю им условия,
при которых они могут сами учиться.

Альберт Эйнштейн

Формирование мотивации к обучению — центральная тема сферы образования. Её важность обусловлена необходимостью выработки навыков самостоятельного приобретения знаний. Главная задача, на которую должно быть обращено внимание современного образования, — создание условий для формирования положительной учебной мотивации.

Как повысить познавательный интерес?

Образовательный процесс следует выстроить в зависимости от особенностей детей:

  • материал урока должен быть интересен детям;
  • согласовывание расписания с характеристиками возраста;
  • согласовывание темпа урока со скоростью работы обучаемых.

Для формирования мотивации детей важно обеспечить следующие условия:

  • включать в учебную программу материал, близкий личному опыту учащихся;
  • удовлетворять познавательные запросы ребят;
  • способствовать диалогу детей между собой;
  • вознаграждать зарешение сложных заданий;
  • содействовать ровному характеру отношений между учениками;
  • развивать активную самооценку своих возможностей;
  • способствовать саморазвитию, самосовершенствованию;
  • прививать ответственное отношение к учебе.

В педагогической практике требуется многообразие методов и приемов обучения, подбор таких их комбинаций, которые увеличивают степень учебной мотивации учащихся.

Методы развития учебной мотивации

Метод «Дидактические игры» — ученикам предлагаются ситуации, аналогичные реальным, из которых требуется отыскать выход.

Метод «Ситуация успеха» — совокупность условий, преодоление которых дает возможность добиться значительных результатов в деятельности.

Метод «Соревнование» — соревновательных характер заданий способствует формированию необходимых качеств. Конкуренция приводит к освоению социального опыта, развитию черт характера.

Метод проектов — большое значение имеет проектная деятельность, которая развиваетнавыки самостоятельного выстраивания своих знаний, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление.

Метод создания проблемной ситуации — предполагает создание ситуации поиска через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера.

Приемы повышения интереса к учебному материалу

На каждом этапе уроке следует помнить о мотивации учеников. Чтобы заинтересовать ребёнка в самом начале, нужно изучение новой темы начинать в необычной форме.

Для этого подойдет приём «Привлекательная цель». Ученикам предлагается простая и понятная цель, при достижении которой они выполняют учебные действия, запланированные учителем. Например, изучается тема: «Свойства воды». Цель урока — описать свойства воды. Ученикамставится цель — выяснить, почему морозной зимой разрываются водопроводные трубы. Часто необычная формулировка не только привлекает, но и удерживает вниманиедо самого конца урока.

При назывании темы урока может быть использован приём «Прогнозирование». Например, урок литературы. Послушайте название произведения, с которым будем работать на уроке, и попробуйте определить жанр произведения, тему, возможные события.

Для любого учащегося важно осознание ситуации успеха. Для появления интереса необходимо понимание нужности и важностиданной темы. В этом могут помочь следующие приёмы:

  • Прием «Оратор». За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
  • Прием «Автор». Представьте себя автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
  • Прием «Профи». Как изучение данной темы может помочь в освоении будущей профессии?
  • Прием «Кумир». Как ваш кумир объяснил важность и нужность изучаемой темы?
  • Прием «Фантазёр». Укажите несколько областей применения знаний по теме в будущей жизни.
  • Прием «Верные — неверные утверждения». Из предложенных утверждений по будущей теме ученикам необходимонайти «верные» утверждения, используя собственный опыт. Таким образом, они настраиваются на изучение темы.
  • Прием «Лови ошибку». Учитель специально допускает неточности при изложении учебного материала. Ученики должны сигнализировать о них, что помогает сохранять концентрацию на протяжении всего урока.
  • Прием «Посмотри на мир чужими глазами». Создается необычная ситуация. Например, тема: «Круговорот воды». Детям необходимо представить себя снежинкой и описать все, что с ними происходит.
  • Приём «Удивляй». На уроке ученикам приводятся интересные факты. Например, на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа, листья которых достигают 8 м в длину и 6 м в ширину.
  • Приём «Да-нетка». Ученики стараются найти ответ на поставленную проблему, задавая учителю лишь наводящие вопросы.
  • Игровые приемы. Их применение целесообразно, если следует выполнить множество однотипных заданий.

Приемы повторения пройденного на уроке

На этапе повторения материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать этот материал. Какими приемами этого можно достичь?

  • Прием «Своя опора». Ученик самостоятельно разрабатывает опорную схему ответа по новому материалу.
  • Прием «Повторение с расширением». Дети формулируют ряд вопросов, дающие возможность расширить знания.
  • Прием «Свои примеры». Учащиеся создают свои примеры к новому материалу.
  • Прием «Повторение с одновременным контролем». Ребята составляют тест, кроссворд по изученной теме, а затем обмениваются ими между собой.
  • На этапе самоконтроля и самооценки применима работа в паре «ученик — ученик». Ученик отвечает на поставленный вопрос соседу по парте, после чего они меняются ролями. Затем принимается общее решение и озвучивается классу. На уроке периодически можно предлагать ученикам поменяться тетрадями, исправить ошибки в работах друг друга, участвуя таким образом во взаимопроверке.
  • Хорошей идеей является связывание домашнего задания с будничной жизнью учащихся. К примеру, приготовить доклад о домашнем животном или любимом виде спорта.

Оценка — не отметка. Необходимо во всеуслышание выделять каждый успех ученика. Детям нужен и важен успех. От этого зависит наше отношение к миру, готовностьтрудиться, узнавать новое.

Итак, лишь продуманный подбор методов и приемов, их разумное сочетание, учет методических особенностей использования дадут возможность повысить учебную мотивацию детей.

Список использованной литературы

  1. Заикина А.И. Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на занятиях. — URL: https://урок.рф/library/sposobi_i_metodi_pomogayushie_povisit_motivatciyu_n_114236.html
  2. Корней М.И. Приемы и методы повышения мотивации к обучению. — URL: https://subochi.schools.by/pages/metod
  3. Парамонова Н.А. Приёмы и методы развития учебной мотивации учащихся в образовательном процессе. — URL: https://www.art-talant.org/publikacii/20549-priemy-i-metody-razvitiya-uchebnoy-motivacii-uchaschihsya-v-obrazovatelynom-processe-iz-opyta-raboty

Способы мотивации учеников — Смешанное обучение в России

Получать за успехи в учебе только оценки — это вчерашний день! Какие существуют способы мотивации учеников?

Существует гораздо больше способов поощрить учащихся и за гораздо большее количество активностей, чем  просто домашнее задание или контрольная работы.

Поддержание мотивации учащихся очень важно в самостоятельном курсе. Scholar Dollars — это прием, который разработал Бенджамин Сигел (США) в классах со смешанным обучением, чтобы вознаграждать учеников за упорную работу и прогресс в учебе. Концепция «школьных долларов» довольно проста: каждый раз, когда ученик выполняет контрольный тест, он получает пять «долларов». За прохождение теста самого высокого уровня — 15 «долларов». Что делать дальше с ненастоящими деньгами? — Они могут использоваться для покупки в школьном магазине (в котором к оплате не принимается реальная валюта) письменных принадлежностей, сладостей или даже организации школьной вечеринки с пиццей.  Самый неординарный способ вложения «баксов» — покупка свободного времени на уроке или другими словами «ничего-неделанья» (но это очень, очень-очень дорогой товар!). По желанию учителя количество «денег» может быть удвоено (за тест повышенной сложности или экзамен), а в конце семестра в школьной лотерее могут разыгрываться и 100, и 200 «долларов» — это шанс даже для самых слабых учеников почувствовать себя победителем!

Стефан Кэмп (США) использует систему Camp Dollars (аналогичную той, что у его коллеги Сигела)  как способ накопления «долларов» на организацию общей школьной поездки в научный лагерь.

Схожая система поддержания мотивации учащихся используется в ACE (Accelerated Christian Education, США) — «Школе завтрашнего дня» Д.Ховарда, где за хорошие результаты дети получают школьную «валюту» (merits) — на нее они могут купить в школьном магазинчике письменные принадлежности, мелкие игрушки, сладости.

Какие еще есть способы мотивации учеников?

Система баллов (не путать с обычными оценками) — еще один лайфхак последователей смешанного обучения. Учителя щедро раздают баллы на уроках: за короткие правильные ответы, соблюдение тишины, быструю помощь однокласснику и др.. В конце урока пять баллов могут быть приравнены к оценке «5» или сэкономлены (по желанию ученика) до следующего урока, если накопилось всего 2-3 (не ставить же оценку «2» в самом деле!). Учитель ведет учет баллам своих учащихся в специальной тетради/блокноте, виртуальном кабинете или на доске.

Система жетонов (звезд, наклеек) аналогична предыдущей, но теперь строгий учет ведут сами ученики — собирая «достижения» в небольшую коробочку или таблицу личных успехов. Их можно копить один урок, день, учебную неделю, месяц (это определяет педагог) и распорядиться ими согласно правилам класса/школы.

О других лайфхаках оргкультуры читайте здесь

Мощная стратегия стимулирования мотивации учащихся в виртуальных или гибридных классах

Будь то личное, виртуальное обучение или смешанная или гибридная модель, многим учителям становится все труднее, чем когда-либо, поддерживать мотивацию учащихся к учебе. Если вы новый учитель в этом году, мотивация ученика может оказаться еще более крепким орешком. Я обнаружил, что полезно вернуться к идеям, которые я исследовал во время обучения учителей, и одна из них, которая помогла мне в сегодняшних беспрецедентных обстоятельствах, — это модель ARCS. Разработанный психологом-педагогом Джоном Келлером, ARCS подчеркивает важность внимания, уместности, уверенности и удовлетворения в стимулировании учащихся и сохранении их концентрации во время учебной деятельности.

Для преподавателей, стремящихся повысить мотивацию учащихся, хорошей отправной точкой будет оценка того, присутствуют ли эти элементы в обучении. Оттуда можно предпринять небольшие шаги для применения каждого элемента с помощью как технических, так и традиционных инструментов, которые могут существенно повлиять на мотивацию учащихся и улучшить результаты.

Внимание

Как и все мы, студенты более склонны вкладывать свое время и концентрироваться, когда они интересуются темой. Точно так же сидение на одном и том же рутинном уроке изо дня в день может быстро привести к потере интереса.

Перцептивное возбуждение: Привлечь внимание с помощью элемента неожиданности или неопределенности. Рассказывание историй, юмор и активное обучение — проверенные способы привлечь внимание учащихся, но как насчет ввода текста в перевернутом виде или кода на слайде, изложения точки зрения, противоположной ожидаемой, или изменения среды, например переключения вверх? ваш фон в классе Bitmoji? Дайте учащимся порцию образовательного кофеина, когда их внимание ослабевает.

Попробуйте это : Начните свой урок или неожиданно вставьте где-нибудь в середине фотографию из колонки New York Times Learning Network «Что происходит на этой картинке» или из National Geographic Photo of the Day . Позвольте разговорам вызвать интерес и провокацию мыслей, а затем используйте импульс.

Возбуждение интереса: Стимулируйте исследовательское отношение, ставя задачи или новые идеи. Сюда подходит проектное обучение, поскольку учащимися часто движет желание решать проблемы, исследовать и создавать. Исследуйте, используя задачи на краткосрочное мышление и мозговые штурмы, которые подталкивают детей к обдумыванию идей, выходящих за рамки тех, которые вы представляете.

Попробуйте это : Вместо рабочего листа или викторины попросите учащихся создать что-нибудь во время урока, чтобы продемонстрировать применение полученных знаний, например, игру, экранный показ своей работы или флипбук, а затем опубликовать свое обучение в общее пространство доски, например «Объясните все» или «Jamboard». Затем учащиеся могут совершить цифровую «прогулку по галерее» по проектам одноклассников, оставляя отзывы и делясь друг с другом новыми знаниями.

Изменчивость: Следование одной и той же структуре изо дня в день может быстро наскучить, так что смешивайте. Поскольку дети большую часть дня проводят на устройствах, возможности для разнообразия находятся у них под рукой. Предложите им поэкспериментировать с новым технологическим инструментом, о котором вы слышали, или вообще откажитесь от технологий и время от времени давайте детям передышку с интересными бумажными инструкциями или проектами.

Попробуйте это : Проверьте Genially, универсальный цифровой инструмент, который позволяет пользователям создавать интерактивные презентации, анимированную инфографику, игры и многое другое.

Актуальность

Чтобы учащиеся хотели учиться, они должны чувствовать, что то, что они изучают, имеет для них значение. Понимание того, как новый навык или информация применимы к ним или помогут им сейчас или в будущем, может иметь большое значение в мотивации.

Связь с целями: Четко связывайте то, что учащиеся изучают, когда, почему или как они могут использовать это в мире за пределами классной комнаты. Помогите учащимся обдумать и определить свои собственные цели и поддержите их в установлении связи между их целями и тем, что они изучают.

Попробуйте этот : Пригласите профессионалов присоединиться к вашему реальному или виртуальному классу (или поделитесь сайтами, подобными этому, с Всемирного фестиваля науки), чтобы продемонстрировать, как то, что вы преподаете, имеет значение в реальном мире.

Совпадение интересов/знаний: По возможности позволяйте методам обучения соответствовать интересам учащихся. Автор и профессор Кристофер Эмдин, создатель движения социальных сетей #HipHopEd, объединил науку и хип-хоп, чтобы с большим успехом мотивировать старшеклассников. Понимание студентов является ключом к обеспечению соответствующих инструкций для них.

Попробуйте это : Привлеките своих учеников к веселым занятиям, которые помогут им лучше узнать себя. Многие интерактивные инструменты для проведения опросов, такие как Mentimeter, позволяют вам опрашивать класс об их интересах и мгновенно отображать результаты.

Уверенность

Когда учащиеся верят, что они могут преуспеть, и положительно оценивают свои достижения и потенциал, их уверенность возрастает, а мотивация повышается. Четкие указания, полезные рекомендации и постоянная формирующая обратная связь помогают учащимся понять, чего от них ждут и как добиться прогресса.

Ожидание успеха: Создайте позитивное ожидание успеха. Предоставьте учащимся возможность осознанно владеть своим прогрессом, предоставив им шаги, которые им необходимо предпринять для достижения успеха.

Попробуйте это : Разверните интерактивную рубрику, такую ​​как SmartRubric, чтобы предоставить четкие критерии успеха и содержательную обратную связь в доступном цифровом инструменте.

Возможности для достижения успеха: Способствовать успешному обучению, поддерживая или укрепляя веру учащихся в свою компетентность. Помогите учащимся найти баланс между усилиями и результатами, предоставив возможность добиться успеха благодаря разнообразному и сложному опыту, который опирается друг на друга.

Попробуйте это : Поставьте перед учащимися задачу добиться успеха, нестандартно мыслив в цифровой квест-комнате. Изучите множество замечательных (в том числе бесплатных) из Breakout EDU или создайте свой собственный.

Личная ответственность: Предоставить учащимся личный контроль над их успехами. Когда люди чувствуют, что их успех основан на их собственных усилиях и способностях, а не на внешних факторах, таких как удача или решения других, их уверенность повышается. По возможности представляйте выбор, чтобы учащиеся могли выбрать путь, к которому они чувствуют себя наиболее подготовленными.

Попробуйте это : Создайте цифровую доску выбора, чтобы привлечь учащихся с разными интересами, сильными сторонами и уровнями способностей.

Удовлетворенность

Для поддержания оптимальной мотивации учащиеся должны испытывать положительные эмоции в отношении своего учебного опыта и достижений. Удовлетворение может исходить из чувства достижения, ценности или присущей процессу обучения радости; от внешних систем вознаграждения или похвалы; или из веры в чувство справедливости.

Внутреннее удовлетворение: Предоставление возможности применять новые знания значимым для личности образом и способствовать личному признанию. Позвольте учащимся продемонстрировать свои усилия, чтобы увеличить чувство выполненного долга и поделиться положительными преимуществами своего обучения.

Попробуйте это : Научите учащихся создавать бумажное или цифровое портфолио и поощряйте их со временем добавлять в него свои работы. Портфолио интересно делиться с другими и работать как архивы для проектов и личных размышлений.

Поощрение результатов: Положительное подкрепление и мотивационная обратная связь могут привести к внешней мотивации, которой желают многие учащиеся. Оценки, привилегии, сертификаты и другие знаки достижений могут стать мотивирующим признанием усилий. Точно так же обратная связь от сверстников, учителей, родителей и членов сообщества в целом может быть очень приятной для учащихся, которые приложили усилия и хотят, чтобы об этом узнали другие.

Попробуйте это : Публикация на онлайн-сайте (разумеется, с разрешениями) позволяет учащимся почувствовать себя создателями контента с идеями, которыми стоит поделиться.

Справедливое отношение: Чтобы чувствовать себя удовлетворенными, учащиеся должны чувствовать справедливость целей, действий и оценок в учебном задании. Если они подозревают фаворитизм, предвзятость или несправедливость, учащиеся, скорее всего, отвернутся и потеряют мотивацию к обучению.

Попробуйте это : Часто получайте обратную связь от учащихся. Создайте быстрый опрос обратной связи с помощью Google Forms, чтобы регулярно делиться им со студентами или включать в крупные проекты. Опросы — анонимные или нет — часто могут стать форумом для более тихих голосов и настроить учителей и других учащихся на точку зрения, отличную от их собственной.

NBPTS 5 лучших стратегий мотивации учащихся

Поиск БлоггерыЭйми Пердью, NBCTAкини Дж. Эдмондс, NBCTAлекс КляйнАманда Клэр, NBCTAманда Кунлаба, NBCTAманда Уорд, NBCTAманда Зулло, NBCTAмбер Чандлер, NBCTAэмбер Рудольф, NBCTAмберин Хан-Бейкер, NBCTAми Андерсен, NBCTAми Барсанти, NBCTAла Килларбрюнна Труджер, NBCTАндреана БолдуинЭнн Гарднер, NBCTAАриэль Робинсон, NBCTAОдра Дамрон, NBCTBeckett Haight, NBCTBecky McComish, NBCTBelinda Furman, NBCTBen Lathrop, NBCTBeth SpriggsBryan Christopher, NBCTCarla SanchezCarlee Soto, NBCTCarly Baldwin, NBCTCarol Hofer, NBCTCarol Mohn, NBCT and Andrew NBCTCCaroles, NBCTCTCCaroles, NBCCTCCaroles NBCTCheryl Moertel, NBCTCris Arent, NBCTCris Megaffin, NBCTCris Murray, NBCTClaudia Ladd, NBCTClaudia Swisher, NBCTCclaudine James, NBCTColleen McDonald, NBCTCorey Oliver, NBCTCourtney Cochran, NBCTCrystal Culp, NBCTDamaris Gutierrez, NBCTDan Brown, NBCTDan NBCTDan SealsDaniel Bartsch, NBCTDan NBCTDan Seals, NBCTDan NBCTDaryl, Robwelles, NBCTDan Seals, NBCTDan Seals, NBCTDan Seals, NBCTDan Seals, NBCTDan Seals Комери, NBCTDat Le, NBCTDav e Райт, NBCTDэвид Б. Коэн, NBCTDебби Ланкастер, NBCTDебора Гатрелл, NBCTDерек Минаками, NBCTDэвон О’Брайен, NBCTDуг Дуг Грейни, NBCTDr. Долорес Кормье-ЗенонDr. LaTonya Barnes, NBCTEddie SantiagoEdgar OrtegaEdie Guerra, NBCTElizabeth Brown-Davis, NBCTElizabeth Schley, NBCTErica Reid, NBCTErin Medeiros, NBCTFrank Adamo, NBCTGeneviève DeBose, NBCTggGina Wilson, NBCTHailey SnowHeather Byington, NBCTHeavenly Montgomery, NBCTHelena MJacquelyn Fabian, NBCTJada Reeves, NBCTJaime Festa-Daigle, NBCTJamie Gregory, NBCTJana Bryant, NBCTJane Butler, NBCTJane Fung, NBCTJava Robinson, NBCTJeff Fessler, NBCTJennifer Burgin, NBCTJennifer Dines, NBCTJennifer Leban, NBCTJess Ledbetter, NBCTJessica Cuthbertson, NBCTJewel Mitchell, NBCTJill Downs, NBCTJillian Folino, NBCTJim Brooks, NBCTJoanna Schimizzi, NBCTJoe Underwood , NBCTJoel Lookadoo, NBCTJohn Holland, NBCTJohn King Jr.Jonathon Medeiros, NBCTJosé Vilson, NBCTJosh McLaughlin, NBCTJoshua Ray, NBCTJulie Gaunky, NBCTKa`ulu Gapero, NBCTKara Ball, NBCTKaren VogelsangKaruna Skariah, NBCTKate Highsmith, NBCTKathleen Shahan, NBCTKelly PaceKimba RaelKimberly Bone, NBCTKisha Толберт Симмонс, NBCTKyla Gentry, NBCTKyle Брэгг, NBCTL.