Статьи о педагогике – педагогические статьи
5 отечественных педагогов, изменивших мир – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
В честь Дня учителя мы решили вспомнить о выдающихся учителях Российской империи, СССР и России – целой плеяде имен, во многом определившей развитие современной педагогики.
Константин Ушинский |
Константин Дмитриевич Ушинский(2 марта 1824 – 22 декабря 1870)«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»
|
Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной.
Ушинский один из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся. Представление о нравственном обучении как о чем-то «естественно» и «само собой разумеющемся» было им решительно отвергнуто.
Еще одной идеей Ушинского, за которую стоит горячо поблагодарить педагога, является идея важности сохранения национальной культуры и самобытности. Для XIX века языком преподавания оставался французский, в семьях и в свете говорили на нем. Да что уж там, сама Татьяна Ларина очень плохо изъяснялась по-русски! Статья Константина Дмитриевича «О необходимости сделать русские школы русскими» до сих пор остается образцом педагогических воззваний.
Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работа – это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.
Лев Выготский |
Лев Семенович Выготский(17 ноября 1896 – 11 июня 1934)«Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности…». |
Имя Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный русский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время.
В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, ученый пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно – на психологическую науку.
Лев Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, вы не найдете конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Ведь только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.
Антон Макаренко |
Антон Семенович Макаренко(1 марта 1888 – 1 апреля 1939)«В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Вот это утверждение является основным символом моей педагогической веры». |
В чем было новаторство Макаренко? В яркой и четкой идее интегративности образования. Личность не является таковой от рождения, это качество – «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек – каждый элемент образовательной системы – должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Ученика надо в первую очередь уважать как Человека. Существующие стереотипы, в которых утверждалось, что есть явления, которые маркируются как правильные, и есть те, что можно назвать неверными, были им отвергнуты. Педагогика – это не наука, где существуют догмы. По мнению многих исследователей, именно Антон Семенович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования.
Василий Сухомлинский |
|
Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам как создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания.
Сухомлинский описывал процесс обучения как «радостный труд», а потому делал акцент на слово учителя, художественный стиль изложения и акцент на формирование мировоззрения учащихся, предлагал сочинять сказки вместе с детьми.
В одном из писем Сухомлинский писал: «Я показываю, как воспитать Счастливого Человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни одной человеческой личности с пустой душой… не может быть счастливым человек, если у него нет ничего святого за душой, если он ни во что не верит. Первая святыня, которую, по моему мнению, нужно утверждать в душе ребенка, – это вера в человека, можно сказать, благоговение, удивление перед человеком, перед его стойкостью, богатством. Отсюда – сердечная чуткость, деликатность, чуткость к человеку. Отсюда – уважение к самому себе».
Симон Соловейчик |
Симон Львович Соловейчик(1 октября 1930 – 18 октября 1996) |
«Педагогика для всех» – это не только название книги-бестселлера, автором которой является советский журналист, публицист и теоретик педагогики Симон Соловейчик, но и главная его идея. Педагогика – это не то, что происходит в школе и к чему причастны только учителя. Педагогика – это нечто большее, выходящее за пределы стен, семьи и класса.
Ведь вам знакома фраза «педагоги-новаторы»? Именно вокруг, или даже лучше сказать, вместе с ним, сформировалось сообщество педагогов нового времени, которые позже выпустят знаменитый Манифест новой демократической школы. Суть манифеста – в сотрудничестве ученика и учителя.
Педагогика в понимании Соловейчика означает науку об искусстве воспитания или просто воспитание. Автору принадлежит афоризм: «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить». Дело в том, что Симон Львович был убежден: воспитание и образование – это процесс двусторонний и дети могут очень многому нас научить.
#ADVERTISING_INSERT#rosuchebnik.ru
Наука в профессии педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»
Библиографическое описание:
Гордиенко Н. В., Фатьянова Е. П., Вербицкая В. В. Наука в профессии педагога // Молодой ученый. 2018. №19. С. 198-200. URL https://moluch.ru/archive/205/50306/ (дата обращения: 09.12.2019).
Статья посвящена влиянию науки на профессиональную деятельность педагога. Также раскрыт вопрос о взаимосвязи педагогической и научной деятельности. В статье имеются выдержки из федерального стандарта об образовании. Указаны требования к педагогической деятельности.
Ключевые слова: наука, педагогика, педагог, учитель, научная деятельность.
Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация.
Для чего учителю заниматься научной деятельностью? Нужно ли ему это? Какая польза в этом для педагога?
Учитель — непосредственный творец образовательного процесса, создатель учебных и воспитательных ситуаций, через которые проходит ученик в школе.
Педагог — ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К. Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля. [4. с. 1].
Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования. На основании этого закона педагогу необходимо:
– участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
– планирование и проведение учебных занятий
– систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению
– организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
– формирование универсальных учебных действий
– формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее — ИКТ)
– формирование мотивации к обучению
– объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей [5. c.3]
Непосредственно пробуждаемый педагогом учебно-воспитательный процесс становится предметом исследования педагогической науки. В свою очередь, педагог-практик опирается на плоды усилий многих людей — авторов учебных материалов, пособий, рекомендаций и т. д. Педагог мыслящий, не оставляет без внимания обширную область теоретико-педагогических познаний, пользуясь в собственном труде орудиями, которые формируются и улучшаются наукой. По этой причине, вопрос об отношении деятельности педагога к науке, неразделимо сопряжен с иным вопросом — о ключах профессионального творчества педагога и сферы его реализации. [2. c.112]
Одна из функций педагогики — помощь учителю, обоснованный и разработанный «сценарий» его работы: рекомендации, методические разработки, различного рода пособия и т. п.
Сегодня говорить, о том, что надо заниматься наукой, уже не актуально. Этот вопрос снят. Наукой необходимо заниматься! Только наука питает учебный процесс и делает высоким качество подготовки специалистов. Учителю жизненно важно открывать для себя новые грани педагогики.
В педагогических «сценариях» воплощены разум и опыт многих педагогов — теоретиков и практиков. В них отображены итоги по сути абсолютно всех сфер науки. Их наличие освобождает нынешнего педагога от потребности работать над заранее обречённым процессом — лично воспроизводить весь опыт педагогической и познавательной деятельности людей. Но в итогах педагогической науки представлен только общий, усредненный подход к цели. Педагог не может являться только лишь «реализатором», исполнителем. Дело педагога — по мере необходимости использовать эти результаты в работе с учениками. Педагог должен, заниматься наукой не с целью, создать новое научное знание, сделать открытие, а в силу внутренней или внешней необходимости совершенствования собственной профессиональной деятельности и учебно-воспитательного процесса.
Педагог должен быть образованным, знающим свое дело, всегда заинтересованным в совершенствовании своих знаний и педагогического мастерства.
Многолетний опыт показывает: как бы основательно не были составлены материалы для учителя, как бы тщательно ни была разработана предложенная ему методика обучения и воспитания — всё это ещё не гарантия успеха. Весь этот «багаж» останется мертвым грузом в сознании педагога и в самом образовательном процессе, если сам он не воспринимает цели образования как личностно — значимые, не способен проникнуть во внутренний мир школьника. Немыслимо успешно работать по самым лучшим пособиям и руководствам в отсутствии соответствующей подготовки согласно общей дидактике и методике, педагогической психологии. Знание теории в значительной мере помогает педагогу намечать логику и очередность педагогических операций, предугадать их итоги, приводить их в систему. [1. c.94]
Максимальную значимость предполагает навык, полноценный по замыслу и эффективный в пользовании. Он вносит вклад в развитие концепции педагогической деятельности, не только лишь надлежащей соответствующей нынешнему положению дел в мире и образовании, но также и движущей науку практику к новым рубежам. Такой навык осуществляет ряд функций. Одна из них состоит в конструктивном содействии навыка с наукой. В нем имеют все шансы приобрести разрешение фактические проблемы, которые ещё не могут быть решены средствами науки. И все же наука должна опережать практическую деятельность! Так как от неё необходимо создание новейшего, того, что ещё отсутствует в практической деятельности школы. В случае, если бы наука не осуществляла этого, а только лишь исследовала и обобщала имеющийся опыт, вряд ли наука представляла бы значительную социальную значимость. [3. c.59]
Во взаимодействии этих двух отраслей деятельности заложена возможность взаимного опережения, которая проявляется если научная и практическая деятельность соответствуют определенным, специфическим для каждой из них, критериям и условиям. В этом состоит главная предпосылка научного обоснования и введения в систему образования инноваций как целенаправленных изменений, вызывающих переход системы из одного состояния в другое.
Педагогическая и научная деятельность неразрывно связаны между собой. Чтобы быть профессионалом своего дела, нужно идти в ногу с педагогикой, то есть тщательно изучать науку. Таким образом, только лишь через годы изучения этой науки и практики люди становятся квалифицированными специалистами.
Литература:
- Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. — СПб., 1992.
- Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. — М., 1980.
- Ушинский К. Д. О пользе педагогической литературы // Проблемы педагогики / Ред. кол.: Э. Д. Днепров и др. — М., 2002.
- https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/3071
- https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/
Основные термины (генерируются автоматически): наука, педагог, научная деятельность, педагогическая деятельность, педагогическая наука, практическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, учитель.
moluch.ru
Статья по теме: Педагогика как наука
Педагогика как наука
В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.
Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере
расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.
Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым
содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.
Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных
педагогических дисциплин:
Общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.
Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития;
Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей, которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия;
Этапы развития педагогики
Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли
педагогической науки, как педагогика профессионально-технического образования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика.
Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни
растущими потребностями общества в создании специальных учебно-
воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.
Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и,
в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда
производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции.
ДРЕВНИЙ МИР
Уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо
сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества,так и в жизни каждого человека.Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика»,который закрепился в качестве названия науки о воспитании. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки.
Демокрит считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами:
«хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек – её часть «микрокосмос». Он отмечал важность необходимости родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей. Процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Демокрит предлагал использовать метод принуждения в процессе воспитания. Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды учёных-софистов. (V-IV до н. э.)
Сократ (469 – 399 до н.э.)
Платон (427 – 347 до н.э.)
Аристотель (384 – 322 до н.э.)
Софисты «мудрецы» расширили программу образования за счёт изучения
грамматики, диалектики, обучению искусства спора. Затем были добавлены ещё
четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что составляло в целом семичастную энциклопедию, которая оказалась предтечей
программы «семи свободных искусств», являвшейся символом образованности вплоть до Нового времени. Первые софисты считали своим основным призванием преподавание красноречие – риторики. По их суждениям, овладевая искусством риторики, человек приобретает умение завоевать на свою сторону мнение большинства, т.е. угадывать смысл общего блага.
Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ.
Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей должно быть нравственное
самосовершенствование. По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Он один из основоположников учения о доброй природе человека. Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование.
Сократ – родоначальник диалектики как метода отыскания истины путем
постановки наводящих вопросов – так называемого сократического метода. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».
Согласно Платону, достижение знания и истины, — мучительный труд
избавления от привычных пут и предрассудков. Он открыл связи между воспитанием и общественным устройством.
Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни
человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй,весь его будущий путь». Воспитание надо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое главное – это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного». По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет. В трактате «Государство» Платон выделил два длительных цикла – 10 и 15 лет.
Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании. В программу включались: риторика, геометрия, астрономия, музыка.
Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (min трехлетнего)образования. Была сделана попытка объединить достоинства спартанского и афинского воспитания. Платон полагает, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т.е. учитывать личные склонности. Программа подобного обучения была предназначена лишь для свободных граждан общества.
Ближайший ученик Платона Аристотель в своих педагогических трудах
развил идеи учителя, но вместе с тем во много занял противоположную точку
зрения («Платон мне друг, но истина дороже»). Он создал в Афинах учебное заведение «Ликей», которым руководил 12 лет. Ликей – символ всей последующей деятельности Аристотеля. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной, и нуждается в питании и обречена на разложение, душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной – чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. Наиболее системно он изложил свои взгляды на воспитание в трактате «Политика».
Аристотель придавал первостепенное значение государственному
воспитанию. Он допускал домашнее воспитание до 7-го возраста под присмотром отца. Однако, настаивал о необходимости государственного контроля за домашним воспитанием. Воспитанием с 7-го возраста должно было заниматься государство. Идеи Аристотеля оказали огромное влияние на педагогику. Его трактаты служили в течение многих столетий.
Марк Квинтилиан (35 – 96 г.г.)
Чтобы достичь хороших результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание.
Вслед за Плутархом Квинтилиан говорил, что воспитание должно формировать свободного человека. Ребенок – «драгоценный сосуд», с которым надо обращаться бережно и уважительно.
Цель воспитания он видел в подготовке молодого человека к исполнению
его гражданских обязанностей. Идеалом он считал Перикла. Он отдавал
предпочтение организованному школьному обучению перед домашним. Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора.
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-
богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения
Итальянские гуманисты полагали, что наилучший путь воспитания – освоение классической греко-римской культуры. В качестве
образца педагогических идей рассматривались идей Квинтилиана.
Основной труд Монтеня «Опыты» рассматривает человека как высшую
ценность. Ребёнок от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом «разъедает» общество. Ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям.
В своём главном труде Э.Роттердамский – «О первоначальном воспитании
детей» — заявил о необходимости сочетании античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через
напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование.
Ф.Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и
обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и телесное развитие личности.
Я.А. Коменский (1592 – 1670 г.г.)
Коменский — отец современной педагогики. «Великая дидактика», вышедшая
в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно – педагогических книг.
Взгляды Коменского противоречили догматам Средневековья. Он видел в
каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Он определил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Классно – урочная система. Выделение
из состава философии.
Джон Локк (1632 – 1704 г.г.)
В трудах Джон Локка – «Мысли о воспитании» и «Об управлении разумом» – ярко выражены важные передовые педагогические устремления того времени. Локк утверждал, что человеческое знания является следствием внешнего чувственного опыта. По его теории у человека нет врожденных представлений и идей. Конечную цель воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Он был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования.
СРЕДНИЕ ВЕКА
Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 г.г.)
Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию.
Главный педагогический труд – «Эмиль». В нем он выдвинул идею
свободного воспитания. Главное и наиболее сложное искусство наставника –уметь ничего не делать с учеником. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Составной частью естественного воспитания является отрицательное воспитание.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827 г.г.)
Песталоцци разработал метод элементного образования. Суть метода
заключается в том, что чтобы пробудить задатки способностей, которые
заложены в каждом ребенке.
А. Дистервег (1790 – 1886 г.г.)
Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека,
учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности).Принцип культуросообразности означал организация учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура – нормы морали, быта, потребления. Внутренняя – духовная жизнь человека. Общественная культура – социальные отношения национальная культура.
РУССКАЯ ПЕДАГОГИКА
В.Г. Белинский (1811 – 1848 г.г.)
А.И. Герцен (1812 – 1870 г.г.)
Н.А. Добролюбов (1836 – 1861 г.г.)
Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889 г.г.)
Белинский определил гуманистические и демократические подходы к
воспитанию и образованию. Развивал идею народного воспитания.
Герцен с демократических позиций критиковал официозную школьную
политику. Он подчеркивал, что важнейшей целью педагогических преобразований в России должно стать развитие у народа чести, права и гражданства. Чернышевский вскрывал диалектическую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Он руководствовался антропологическим подходом к человеку и воспитанию.
Добролюбов критиковал ущемления права на образование по сословному,
религиозному и национальному признакам. Видел идеальное воспитание в удовлетворении «естественных стремлений» человека.
Л.Н. Толстой (1828 – 1910 г.г.)
Н.И. Пирогов (1810 – 1881 г.г.)
Идеал нравственного воспитания в христианской религии. Он выделял два вида воспитания: общечеловеческое и специальное. Разработал проект школьной системы. Являлся сторонником женского образования, но вместе с тем ограничивал сферу применения женского воспитания.
Главный пункт педагогической концепции Толстого – идея «свободного
воспитания». Он утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие.
К.Д. Ушинский (1824 – 1871 г.г.)
Ушинский основатель научной педагогики в России. Стержень его
педагогической концепции – принцип народности. Этот принцип должен был реализовываться через приоритет родного языка как предмета школьного образования. Не менее важное место он отводил идее труда как ведущего фактора развития личности. Педагогика по Ушинскому должна твердо стоять на фундаменте обширного круга «антропологических наук». Процесс обучения должен строиться на основополагающих принципах: 1) сознательность и
активность,2) наглядность, 3) последовательность, 4) доступность, 5)
прочность. Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Основополагающий тезис Ушинского – двуединство обучения и воспитания.
П.П. Блонский (1884 – 1941 г.г.)
Блонский стремился превратить педагогику в строго нормативную науку.
Педагогика должна изучать причинно-следственные связи в воспитании и обучении. Согласно концепции трудовой школы Блонского предполагалось, что учащиеся должны приобретать знания не через отдельные учебные дисциплины, а посредством трудовой жизни и отношений людей, а также окружающего мира.
С.Т. Шацкий (1878 – 1934 г.г.)
Шацкий считал, что главное влияние на ребенка имеют не генетические
задатки, а социально-экономическая среда. Главными факторами деятельности ребенка в процессе воспитания и обучения Шацкий называл творчество и самостоятельность.
Н.К. Крупская (1869 – 1939 г.г.)
Крупская являлась проводником идей коммунистического воспитания
человека. Она провозглашала право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщины и мужчины, школа на родном языке.
Макаренко А.С. (1888 – 1939 г.г.)
Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической
основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Узловой пункт его теории – тезис параллельного действия., т.е. органического единства воспитания и жизни общества. Квинтэссенцией методики системы воспитания является идея воспитательного коллектива.
В.А. Сухомлинский (1918 – 1970 г.г.)
Сухомлинский занимался вопросами теории и методики коммунистического
воспитания детей: «Формирование коммунистических убеждений молодого поколения», «Воспитание личности в советской школе».
Заключение
Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она
или не пользуется данными других наук.Итак педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука –
это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения. Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К
усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной
деятельности, на базе которой может и должно развиваться
педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической
деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен
быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.
Литература
Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики-М.,Просвещение, 1982г.
Харламов и. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-
тов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990.
Харламов И.В. Педагогика. Минск., 1998.
Лихачев Б.Т. Лекции по педагогике. М.,1995.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. «Питер», 2000.
nsportal.ru
Педагогика — Молодой учёный
А
Абдрасилов Турганбай Курманбаевич
Казахстан, г. Туркестан
доктор философии (PhD) по философским наукам
Международный казахско-турецкий университет имени Х.А. Ясави
Авдеюк Оксана Алексеевна
Россия, г. Волгоград
кандидат технических наук, доцент
Волгоградский государственный технический университет
Айдаров Оразхан Турсункожаевич
Казахстан, г. Кызылорда
кандидат географических наук
Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата
Алиева Тарана Ибрагим кызы
Азербайджан, г. Баку
кандидат химических наук
Бакинский государственный университет
Ахметова Валерия Валерьевна
Россия, г. Чита
кандидат медицинских наук
Читинская государственная медицинская академия
Ахметова Мария Николаевна
Россия, г. Чита
доктор педагогических наук, профессор
Забайкальский государственный университет
Б
Брезгин Вячеслав Сергеевич
Россия, г. Чита
кандидат экономических наук, доцент
Читинский институт Байкальского государственного университета
Д
Данилов Олег Евгеньевич
Россия, г. Глазов
кандидат педагогических наук, доцент
Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко
Дёмин Александр Викторович
Россия, г. Архангельск
кандидат биологических наук
Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
Дядюн Кристина Владимировна
Россия, г. Владивосток
кандидат юридических наук, доцент
Владивостокский филиал Российской таможенной академии
Ж
Желнова Кристина Владимировна
Россия, г. Ижевск
кандидат экономических наук
Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова
Жуйкова Тамара Павловна
Россия, г. Абакан
кандидат педагогических наук, доцент
Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова
Жураев Хусниддин Олтинбоевич
Узбекистан, г. Бухара
кандидат педагогических наук, доцент
Бухарский государственный университет
И
Иванова Юлия Валентиновна
Россия, г. Чита
доктор философских наук, профессор
Забайкальский государственный университет
Игнатова Мария Александровна
Россия, г. Тында
кандидат искусствоведения
МОБУ ДОД ДМШ
И
Искаков Руслан Маратбекович
Астана
кандидат технических наук, и. о. ассоциированного профессора
Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина
К
Кайгородов Иван Борисович
Бразилия, г. Санто Андрэ
кандидат физико-математических наук
Universidade Federal do ABC (Федеральный Университет АБС)
Калдыбай Кайнар Калдыбайулы
Казахстан, г. Туркестан
доктор философии (PhD) по философским наукам
Международный казахско-турецкий университет имени Х.А. Ясави
Каленский Александр Васильевич
Россия, г. Кемерово
доктор физико-математических наук, профессор
Кемеровский государственный университет
Кенесов Асхат Алмасович
Казахстан, г. Алматы
кандидат политических наук, доцент
Казахский национальный университет имени Аль-Фараби
Коварда Владимир Васильевич
Россия, г. Курск
кандидат физико-математических наук, доцент
Юго-Западный государственный университет
Комогорцев Максим Геннадьевич
Россия, г. Чита
кандидат технических наук
Забайкальский институт железнодорожного транспорта
Котляров Алексей Васильевич
Россия, г. Чита
кандидат геолого-минералогических наук
Забайкальский государственный университет
Кошербаева Айгерим Нуралиевна
Алматы
доктор педагогических наук, профессор
Казахская головная архитектурно-строительная академия
Кузьмина Виолетта Михайловна
Россия, г. Курск
кандидат исторических наук, кандидат психологических наук
Юго-Западный государственный университет
Курпаяниди Константин Иванович
Узбекистан, г. Фергана
PhD in economics, профессор
Ферганский политехнический институт
Кучерявенко Светлана Алексеевна
Россия, г. Белгород
кандидат экономических наук, доцент
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Л
Лактионов Константин Станиславович
Россия, г. Белгород
доктор биологических наук, профессор
Белгородская государственная сельскохозяйственная академия
Лескова Екатерина Викторовна
Россия, г. Новосибирск
кандидат физико-математических наук
Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А.Трофимука СО РАН
М
Макеева Ирина Александровна
Россия, г. Вологда
кандидат педагогических наук, доцент
Вологодский государственный педагогический университет
Матвиенко Евгений Владимирович
Россия, г. Кинель
кандидат биологических наук
Поволжский научно-исследовательский институт селекции и семеноводства имени П. Н. Константинова
М
Матусевич Марина Степановна
Россия, г. Санкт-Петербург
кандидат педагогических наук, доцент
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Мусаева Ума Алиевна
Россия, г. Махачкала
кандидат технических наук, доцент
Дагестанский государственный технический университет
Н
Насимов Мурат Орленбаевич
Казахстан, г. Кызылорда
кандидат политических наук, ассоциированный профессор, проректор по воспитательной работе и международным связям
Университет «Болашак»
П
Паридинова Ботагоз Жаппаровна
Казахстан, г. Кызылорда
магистр философии
Университет «Болашак»
Прончев Геннадий Борисович
Россия, г. Москва
кандидат физико-математических наук, доцент
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
С
Сараева Надежда Михайловна
Россия, г. Чита
доктор психологических наук, профессор
Забайкальский государственный университет
Семахин Андрей Михайлович
Россия, г. Курган
кандидат технических наук, доцент
Курганский государственный университет
Сенцов Аркадий Эдуардович
Россия, г. Томск
кандидат политических наук, доцент
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Сенюшкин Николай Сергеевич
Россия, г. Уфа
кандидат технических наук, доцент
Уфимский государственный авиационный технический университет
Т
Титова Елена Ивановна
Россия, г. Пенза
кандидат педагогических наук, доцент
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
Ткаченко Ирина Георгиевна
Россия, ст. Ленинградская
кандидат филологических наук
Ленинградский социально-педагогический колледж (Краснодарский край)
Ф
Федорова Мария Сергеевна
Екатеринбург
кандидат архитектуры
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Фозилов Садриддин Файзуллаевич
Узбекистан, г. Бухара
кандидат химических наук, доцент
Бухарский инженерно-технологический институт
Ш
Шуклина Зинаида Николаевна
Россия, г. Брянск
доктор экономических наук, профессор
Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского
Я
Яхина Асия Сергеевна
Россия, г. Чита
кандидат технических наук, доцент
Читинский институт Байкальского государственного университета
Ячинова Светлана Николаевна
Россия, г. Пенза
кандидат педагогических наук, доцент
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
moluch.ru
Статья на тему: Педагогическая статья «Я-учитель!»
Скворцова Маргарита Викторовна
МБОУ «Никифоровская СОШ №1»
Учитель русского языка и литературы
Я — учитель.
Если вы удачно выберете труд
и вложите в него свою душу,
то счастье само вас отыщет.
К.Д. Ушинский
Я учитель… Сколько раз повторяла эту фразу! Своим ли друзьям, знакомым или вовсе не знакомым людям в самых разных обстоятельствах. А сколько внутренних монологов, когда сомнения переполняли душу, начиналось именно этими словами. И понемногу все успокаивалось, находило свое объяснение, вставало на места.
Да, я учитель и всегда хотела им быть. Ещё, будучи сама младшей школьницей, я «обучала» своих сестёр, одноклассников, ребят во дворе. И уже тогда знала, кем хочу быть.
И получив желанное образование педагога, я сразу стала «сеять разумное, доброе, вечное». Моя мечта свершилась!
Я – Учитель!
Я мечтала стать хорошим учителем, и потому вопрос о сути этой профессии для меня далеко не праздный.
Учитель по природе своей профессии — созидатель, Созидатель с большой буквы, ибо творит он Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит — таков и итог профессионального пути педагога.
Уметь чувствовать ребенка, уважать его, уважать мнение детского коллектива, строить свою работу таким образом, чтобы дети не чувствовали над собой жесткого контроля и в то же время ощущали поддержку, — суть этической культуры учителя.
Учитель — это не просто профессия, — это состояние души. Я люблю свой предмет, люблю общение с детьми и не мыслю себя без школы.
Думаю, что педагог не должен быть равнодушным к судьбам своих учеников. Без любви и уважения к детям не может быть хорошего учителя. Я стремлюсь изучить, понять ученика и помочь ему учиться. Одна из главных моих задач — это развитие и воспитание детей знающих, культурных, умеющих самостоятельно добывать знания. И не важно, будет ли найден точный ответ. Главное, что каждый сделает свой выбор, ощутив себя личностью, и тогда добытое им станет настоящим достоянием. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками.
По моему мнению, лучший способ научить — личный пример. От меня, моих умений, способностей, от моего отношения к своему делу зависит и отношение ребят к учебе, желание познавать новое, стремление к получению знаний.
Я – учитель! А, значит, обязана быть интересной
Мне импонирует основная идея педагогики сотрудничества — идея гуманного отношения к ученику на основе сохранения его индивидуальной особенности.
В центре моей педагогической деятельности находится ребенок, который является не объектом, а субъектом обучения и воспитания.
Таким образом, учитель и ученик — равноправные участники непрерывного педагогического процесса и обучения. И только когда есть и труд, и творчество, и рождается миг, за который я так люблю свой учительский труд: СО – дружество. Это ощущение глубокого внутреннего счастья от того, что чувствуешь себя необходимым тем, кто сидит перед тобой в классе. Когда вдруг понимаешь: именно они – важнее всего во всей моей учительской жизни. Их глаза. Их сл
В центре моей педагогической деятельности находится ребенок, который является не объектом, а субъектом обучения и воспитания.
Таким образом, учитель и ученик — равноправные участники непрерывного педагогического процесса и обучения. И только когда есть и труд, и творчество, и рождается миг, за который я так люблю свой учительский труд: СО – дружество.ва. Их сердца.
Когда ощущаешь, что нельзя, невозможно быть ниже того, что они любят во мне, ведь именно сейчас я для них – самая умная, самая добрая, самая красивая. И понимаешь: ради этого ощущения живу, страдаю, читаю тонны книг, пробую и фантазирую – ведь я не могу их подвести, не имею права предать наше со – единение.
не мыслям надобно учить, а — мыслить!» воскликну я с Кантом…
Лев Толстой однажды выразил такую мысль: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».
Владея компьютерной грамотностью, признавая роль информационных технологий в жизни современного общества и умея получать информацию с помощью компьютера, я навсегда останусь человеком книжной культуры.
У меня впереди сто дорог, сто дверей, за каждой из них новая жизнь, которую я смогу прожить вместе с моими учениками. А в руках у меня – мел, учебник и связка ключей…
Не забуду и о здоровьезберегающей педагогике. Вдумайтесь, еще два века назад, в 1805 году, великий Песталоцци предупреждал о том, что при книжных формах обучения происходит ухудшение развитие детей, «убийство их здоровья». А что тогда сказать о современном образовании, если к «книжным формам» добавить стрессы, вредные привычки, малую подвижность, скудное питание, такие «наркотики», как телевизор и компьютер.
Я Учитель? Да! Валеолог? Тоже да! Я должна пропагандировать здоровый образ жизни, учить детей корректному отношению к своему здоровью, прививать иммунитет против болезней, стрессов, зла, помня при этом знаменитую клятву Гиппократа: «Не навреди!»
Поэтому задача современного учителя – создать условия для саморазвития ребенка, чтобы после окончания школы он мог работать, учиться, служить, чувствовать вкус к жизни, имея для этого силы, желание, здоровье.
Слишком много в жизни моих учеников факторов риска для возникновения различных заболеваний из–за постоянного ожидания оценки со стороны учителей и родителей. Хочу, чтобы мои уроки были уроками здоровья. У меня можно оказаться на «Здоровых переменках», получить «Призы здоровья»,на уроках обязательны валеологические паузы(попробуйте и Вы почувствуете необходимость в них).
Меняю формы работы, использую современные технологии, методы обучения, стараюсь уроки разнообразить, сделать интересными.
И, размышляя над своей работой, я снова и снова ищу ответ на главный вопрос: как поддержать в ребенке желание познавать мир, желание учиться? Стараюсь все время находиться не над, а рядом с ребенком, и это дает возможность сотрудничать с учениками, оставляя им пространство для самопознания. Стараюсь, чтобы вся моя учебно-воспитательная работа была диалогом уважающих друг друга людей – учителя и учеников. А это значит, что и дети, в свою очередь, чувствуют себя на уроке свободными, не боятся высказывать свое мнение и при этом прислушиваются к мнению других.
Своё педагогическое кредо по вопросам отношений учителя и ученика я могу выразить словами С. Л. Соловейчика:
— Нет двух отношений к ребенку — педагогического и человеческого. Есть одно, и только одно, — человеческое.
Ученики… Такие разные! Как научить их быть гуманными, понимать прекрасное? Как научиться любить своих (таких разных) учеников?
Любить всех?! Аксиома?! Но любовь — чувство избирательное. Любить всех невозможно!
Отвечу согласием на возгласы скептиков. Да! Невозможно! Но в нашей профессии Любовь есть Вера. Любить своих учеников — это верить в них. Верить в возможности ученика, служить раскрытию этих возможностей, показывать, что каждый из них способен. Способен по-своему и в своём! Это трудно… Любить — это трудно. Верить ещё труднее. Веру нужно воспитывать в себе, как воспитывают привычку. Вера не жизнестойкая сорная трава, а слабое тепличное растение. Вера в ученика — это что-то, что растет вместе со мной. Я верю, в учеников и принимаю их веру. Через море жизненных трудностей она ведет нас к тому прекрасному, ради которого работает каждый учитель, -результату.
Размышляя над этой проблемой, пожалуй, соглашусь со словами великого мыслителя: «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников — и ты проживешь вечность!»
«Он артист – но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он скульптор – но его работ никто не видит. Он врач – но пациенты очень редко благодарят его за лечение и, в общем-то, не хотят лечиться. Он отец и мать – но не получает причитающейся каждому отцу доли сыновней любви. Где же взять ему сил для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела. Будни захлестывают учителя – план, журнал, отметки, родители, директор, инспектор, мелкие разговоры в учительской, а ему надо все это оставить у порога и войти к детям с возвышенно настроенной душой». Так пишет о профессии учителя Симон Соловейчик, автор лучших книг о школе. Как все правильно подмечено!
Как стать Человеком, Учителем, Педагогом, Другом?
Искать ответ на этот вопрос, мне кажется, я буду всю свою жизнь!
nsportal.ru