Статьи по психологии личности: Статьи по психологии

Содержание

Статьи по психологии

Популярная психология

  • Мифы о психологии и психологах
  • Детский практический психолог – начало пути
  • Стервы… за что их любят? | Минвалеев Р. С.
  • Эти сложные дети. ..
  • Как устроен психологический тренинг и что он дает?
  • Как помочь ему влюбиться? | Говердовская Е. Л.
  • Дочки-матери поневоле
  • Знакомое чувство ревности
  • Осторожно, мечты сбываются! | Говердовская Е. Л.
  • Кто есть кто среди специалистов
  • Стресс – это ресурс? | Говердовская Е. Л.
  • Наш Доктор — Кукла
  • Батончики типа «Марс» Или почему мы толстеем? | Минвалеев Р. С.
  • Деловое общение: от «нет» до «да»
  • Для чего нужна психотерапия личности?
  • Аналитическая психология (юнгианский анализ)
  • Юнгианский анализ как основа понимания супружеских отношений)
  • Мама, побудь со мной
  • Почему психологам не стоит консультировать друзей, родственников и знакомых?
  • Фетишизм как социально-психологическая проблема
  • Семейная пара: командовать или подчиняться?
  • Супружеские отношения: нужно ли бояться конфликтов?
  • Моя вторая мама, или Как наладить отношения со свекровью
  • Границы личности в психологии | Хаймовская Н.
    А.
  • Приемный ребенок в семье
  • Буллинг — как выстоять в травле?
  • Кризис среднего возраста – проблема или решение?
  • Что такое повышенная тревожность, и как помочь себе с ней справиться
  • Техники восстановления равновесия | Свиридкина Т. Л.
  • Стресс – чем он полезен и опасен. Как с честью выйти из него | Хаймовская Н. А.
  • Что такое речевые паттерны и как они влияют на нас?
  • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
  • Как психологу работать с эмоциональными переживаниями
  • Современные методы психологического консультирования и психотерапии
  • Осознанность. Терапия принятия и ответственности. (психология)

Психология семейных отношений

  • Семейный кризис – случайность или закономерность?
  • Проблема созависимости в семейных отношениях
  • Системная семейная терапия субличностей | Рыцарева Т. В.
  • Вместе с психологом — на пути к счастливому родительству
  • Семья – это маленькое государство
  • Во имя любви
  • Пути развития гармоничной личности в семье
  • Трудности воспитания | Авдулова Т. П.
  • Построение программы коррекции школьной дезадаптации (на примере случая из практики)
  • Взаимосвязь характера уходов ребенка из дома со структурными характеристиками семьи
  • Конфлик в семье и его профилактика

Арт-терапия

  • Арт-терапевтические средства в реализации психологической поддержки семей с особым ребенком | Кокоренко В. Л.
  • Арт-терапия в России: пройденный путь и векторы дальнейшего развития | Копытин А. И.
  • Использование спектрокарт в работе практического психолога | Ничикова Е. В.
  • Онтогносеологические аспекты трансперсональной голосовой терапии
  • Ароматерапия в работе практического психолога
  • Арт-терапия ВИЧ-инфицированных женщин с наркотической зависимостью на разных стадиях ремиссии | Копытин А. И.

Детская психология

  • Что рисуют дети, и когда нужен детский психолог
  • Созависимость – не приговор!
  • Как подготовить ребенка к жизни в обществе | Авдулова Т. П.
  • Возрастные принципы построения тренинговой работы с подростками
  • Профессиональное самоопределение как часть жизненного самоопределения старшеклассников

Гештальт-терапия

  • Стратегии работы с депрессией в гештальт-терапии | Свиридкина Т. Л.
  • Работа с семейной парой в гештальт-терапии
  • Психологическое присутствие и психотерапия
  • Инициируемый управляемый кризис и психотерапия

Психотерапия травмы

  • О защитных механизмах психики, их роли в сопротивлении природным процессам и движению | Свиридкина Т. Л.
  • О соматической терапии | Свиридкина Т. Л.
  • Разрешение травмы | Свиридкина Т. Л.

Психологу на заметку

  • Психосоматика | Свиридкина Т. Л.
  • Ода ресурсам | Свиридкина Т. Л.
  • Нарциссы среди нас. Психология нарциссизма
  • Что нужно терапевту, чтобы не произошло эмоционального сгорания? | Свиридкина Т. Л.

Интервью

  • Психолог – самая престижная профессия ХХI века
  • Всё дело в голове
  • «Демьянова уха» или Сколько нужно съедать, чтобы не ошибиться?
  • Жизнь в состоянии стресса опасна и разрушительна

Психология управления персоналом

  • Как распознать сотрудника с тяжелым расстройством личности: асоциальное поведение, социопатия, шизофрения
  • Особенности этнического самосознания в условиях рыночного предпринимательства
  • Особенности организации образа сознания и структуры личности русских и японцев
  • Коучинг: новые возможности для вашего успеха | Говердовская Е. Л.
  • Кадры решают всё | Говердовская Е. Л.
  • Как лучше не материально мотивировать сотрудников для решения разного рода производственных задач

Краткосрочная терапия

  • Краткосрочная психотерапия | Савченко И. А.
  • Методы и техники краткосрочной терапии | Савченко И. А.
  • Эриксоновский гипноз, эриксоновская психотерапия

Мир психологии

Мир психологии

Издатель: Московский психолого-социальный институт

ISSN: 2073-8528

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

О Журнале

|

Редколлегия

|

Рубрики

|

Выпуски

|

Подписка

|

Контакты

|

Лишин О. В.

Подросток в эпоху перемен

Баташев А.Р.

Моделирование социальной действительности в подростковом возрасте

Егорычева И.Д.

Самореализация подростка: квазифеномен развития или норма возраста

● Все статьи рубрики (19)

Плигин А.А.

Познавательные стратегии в организации школьного образования и развитие личности школьников

Полякова О.Б.

Быть или не быть: к вопросу об учебном курсе для будущих психологов «Психогигиена и психопрофилактика профессиональных деформаций личности»

Фельдштейн Д.И.

О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии

● Все статьи рубрики (3)

Ломбина Т.Н., Лукша В.Г.

Авторская программа «Читайка», или Как «приручить» детскую интуицию

Базылевич Т.Ф., Колядина Т.В.

К индивидуализированным предикторам речевого развития дошкольника

Дьяков А.К.

Айкидо как психолого-педагогическая технология поддержки развития детей младшего школьного возраста

● Все статьи рубрики (4)

Старовойтенко Е. Б.

Рефлексия личности в культуре

Смирнов Л.М.

Уровень ценности в структуре личности

Ермолаева М.В., Пряхина С.Б.

К вопросу о потенциалах развития личности в старости

● Все статьи рубрики (6)

Козлова М.А.

Цена модернизации: исследование социально-психологической адаптации в условиях меняющегося мира (на примере учащейся молодежи Республики Марий Эл)

Зыкова М.Н.

Опыт конструирования образовательного пространства для решения этнических проблем адаптации в условиях многонационального региона (на примере работы школы фольклора и ремесел Калиниградской области РФ)

● Все статьи рубрики (2)

Казаков Ю.Н.

Феноменология исследования категории «акме» психического здоровья

Чернышев Я.А.

Понятие «профессиональная карьера»: сущностно-содержательная характеристика

Деркач А.А., Сайко Э.В.

Потребность в самореализации как феномен социального мира и основание акмеологического развития

● Все статьи рубрики (6)

Бахтина О. В.

О некоторых теоретических подходах к проблеме развития интеллекта

Ершова Г.Г.

Психология противостояния смерти (феномен бурятского ламы)

Бездидько А.В.

Означивание отношения: язык и книга в пространстве межкультурной коммуникации

● Все статьи рубрики (4)

Задорина Е.Н.

К 80-летию А.М.Матюшкина

Блохина Н.Н.

Светлой памяти хранителя отечественного наследия Алексея Дмитриевича Червякова — ученого, педагога, организатора науки (1947-2007)

Дубровина И.В.

Л. И. Божович и современная психология детства (к 100-летию со дня рождения)

● Все статьи рубрики (6)

Анисимов О.С.

Взаимодействие: сущность и типология

Баташев А.Р.

Творчество социального взаимодействия как источник жизненных смыслов индивидуального развития

Шапинская Е.Н.

Взаимодействие культур — взаимодействие людей (Контекст мультикультурализма)

● Все статьи рубрики (4)

Розин В. М.

Традиционные и современные типы социально-психологического взаимодействия

Наумов С.А.

Игра как пространство социального взаимодействия и способ представления реальности публичных коммуникаций

Давыдова Г.И., Семенов И.Н.

Развитие индивидуальности в контексте рефлексивно-диалогического взаимодействия

● Все статьи рубрики (6)

Григорьева М.В.

К разработке концептуальной модели взаимодействия личности и среды

Соловьев И.О.

Взаимодействие личности и среды

Малышева Л.В.

О взаимовлиянии и взаимодействии социальной среды и интеллекта в процессе развития личности: модель Диккенса — Флинна

● Все статьи рубрики (3)

Марков В.Н.

Потенциал профессионального взаимодействия

Виноградская А.И.

Принципы эффективного взаимодействия партнеров в радиодиалогах без визуального контакта с конфликтующими реальностями

Адамьянц Т.З.

Коммуникативные навыки как характеристика и условие оптимизации взаимодействия человека

● Все статьи рубрики (3)

Абраменкова В. В.

Подростковая субкультура как пространство самореализации

Егорычева И.Д.

Подросток и взрослый в пространстве современной России: взаимодействие по касательной (некоторые итоги и перспективы развития)

● Все статьи рубрики (2)

Маршинин Б.А.

Функционально-компонентный анализ мыслительных действий и их мозгового обеспечения

● Все статьи рубрики (1)

Михайлов Б.В.

Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия И. Мирошник, Е. Гаврилина: итоги и перспективы

Донцов Д.А., Донцова М.А.

Интернет-консультирование в качестве новой технологии психологического консультирования

● Все статьи рубрики (2)

Сейфи С.Т., Жукова Н.Н.

Коллективное творчество в формировании «школьного социума» и жизненных установок подростка (из опыта нижегородской школы №66)

Шмырева О.И.

Понимание подростками эмоциональных состояний как условие формирования отношения к себе

● Все статьи рубрики (2)

Анисимов О. С.

Знак, смысл, значение и структурирование внутреннего мира человека

Пигалев А.И.

Знак и психика: виртуальная прагматика постмодернистских психотехник

Соловьев О.В.

Означивание в мозге как условие функционирования субъекта, или Зачем человеческий мозг реализует феномен субъекта

● Все статьи рубрики (7)

Старовойтенко Е.Б.

Потенциал слова в индивидуальной жизни

Карпов М.С.

Смысловое восприятие: эмпирическое исследование

Березина Т.Н.

Смыслы жизни, добро, духовное развитие, определение ихзначения

● Все статьи рубрики (4)

Дороднов Д.А.

Привязанность и функция символизации

Стреленко А.А.

Значение знака в развитии образа виктимной личности

● Все статьи рубрики (2)

Остапенко Г.С., Самусева Г.В.

Психологическая диагностика и психолого-педагогическое сопровождение становления личностного опыта младших школьников

Погожева О. В.

Психопатологические и психологические особенности и закономерности клинической динамики наркотического девиантного поведения подростков

● Все статьи рубрики (2)

Миралиев А.М.

Профессионально-трудовое воспитание школьников (старших подростков) в повышении субъектной активности и личностном развитии

● Все статьи рубрики (1)

Деркач А.А., Сайко Э.В.

Деятельность как основание акмеологического развития субъекта и надситуативная активность субъекта как действенный фактор ее развития…

Деркач А.А., Сайко Э.В.

Субъектность субъекта в акмеологическом развитии и проблемы его субъектного самоосуществления

Мельничук А.С.

Субъективные стратегии выбора научной области для обучения в аспирантуре (к вопросу классификации)

● Все статьи рубрики (11)

Зеер Э.Ф., Мешкова И.В.

Образовательная среда колледжа как фактор формирования развивающего профессионально-образовательного пространства студентов

Рубцова Н. Е., Темиров Т.В.

Духовный смысл психологического обеспечения профессионального самоопределения

Чернышев Я.А.

Понятие «профессиональная карьера»: потребностно-мотивационная характеристика

● Все статьи рубрики (4)

Петровский В.А.

«Мотив границы»: знаковая природа влечения

Анисимов О.С.

Психические механизмы и явления: проблема границ

Розин В.М.

Граница как смена подхода при изучении явления и типологический принцип

● Все статьи рубрики (14)

Дармодехин С.В.

Семья в системе социальных отношений современного общества

Реут Д.В.

Несовпадение границ областей существования единичной и множественной ипостасей человека и некоторые демографические следствия

● Все статьи рубрики (2)

Деркач А.А., Казаков Ю.Н.

Медико-акмеологические основания повышения стрессоустойчивости психического здоровья управленцев к экстремальным ситуациям

Соболь И. Н.

ЛОК-терапия И. Мирошник и Б. Гаврилина как метод психокоррекции и развития личности детей и подростков в период санаторно-курортной реабилитации

Сокольская М.В.

Психосемантический анализ отношения к здоровью на разных этапах профессионализации (студенты и действующие специалисты -поездные диспетчеры).

● Все статьи рубрики (3)

Караулов Ю.Н.

Психолингвистика в трех координатных осях Рецензия на книгу: Психолингвистика: Учебник для вузов / Под редакцией Т. Н. Ушаковой (М.: ПЕР СЭ, 2006.416 с.)

Вульфов Б.З.

Молодая семья и дети: проблемы и поиски их решения Рецензия на книгу Н. Ю. Синягиной «Современная молодая семья: взрослые идети» (СПб.: КАРО, 2007.208 с.)

● Все статьи рубрики (2)

Пигалев А.И.

Гедонистическая магия против психологии аддиктивного поведения

Горбатков А.А.

Уровень субъектного развития как фактор связи между позитивными и негативными эмоциями

Фахрутдинова Л. Р.

О субъектности переживаний

● Все статьи рубрики (18)

Деркач А.А.

О мерах по улучшению качества диссертационных психолого-педагогических исследований (доклад на заседании Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии Российской академии образования, 22 октября 2008 г.)

Плигин А.А.

Разработка внутрисубъектных образовательных программ

● Все статьи рубрики (2)

Розин В.М.

О природе сновидений

Макаров А.И.

Сновидение и память: проблема образа в античной философии сознания

● Все статьи рубрики (2)

 

Подкаст о научных исследованиях, репортажах о мероприятиях, лекциях и книжных новинках

Слушать online |  Подписаться через iTunes

Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Особенности физиологического созревания и психического развития мальчиков и девочек. Различия в обучении и воспитании

Автор:  Кабаева В.М. 

Подростки лучше учатся на положительном опыте, чем на отрицательном

Автор:  Марков А.  

Известно, что подростки более склонны к принятию рискованных решений, чем взрослые. Согласно одной из гипотез, это может быть связано с тем, что подростки используют иные (более простые) алгоритмы обработки информации о результатах своих поступков. Эксперимент, проведенный британскими и итальянскими психологами и нейроэкономистами, подтвердил эту гипотезу. Оказалось, что подростки не хуже взрослых учатся на положительном опыте, но сильно уступают им в способности учиться на отрицательном. Кроме того, взрослые эффективно используют доступную информацию о том, к какому результату привело бы альтернативное…

Вопрос-ответ. Как помочь ребенку вернуться в школу после каникул?

15 полезных советов по возвращению в школу в сентябре от мамы двух сыновей в спектре аутизма

Склонность к эмоциональному перееданию или недоеданию не наследуется

В Великобритании идет масштабный проект по изучению пищевого поведения с помощью близнецового метода. Одно из первых исследований в рамках этого проекта показало, что как переедание, так и недоедание в ответ на негативные эмоции практически не закреплено генетически. Оказалось также, что одни и те же дети могут и недоедать, и переедать — и это зависит от ситуации. В результате стало понятно, что изменения аппетита в ответ на эмоции у детей формируются под влиянием их семей.

Children of today are better at delaying gratification than previous generations
Валидизация методик диагностики социальной тревожности на российской подростковой выборке

Авторы:  Клименкова Е. Н.  Холмогорова А.Б. 

Представлены результаты валидизации двух методик исследования социальной тревожности на современной подростковой выборке — Шкала социального избегания и дистресса (Social Avoidance and Distress Scale — SADS; D. Watson, R. Friend, 1969) и Краткая шкала страха негативной оценки (Brief Fear of Negative Evaluation Scale — BFNE; Leary, M. R., 1983). Были обследованы 246 учащихся московских школ и колледжей. Показано, что факторы пола и возраста подростков не оказывают влияния на ответы испытуемых, что позволило выделить нормативные интервалы для обеих методик. Оба опросника показали высокую внутреннюю…

Помощь в самоисследовании подросткам с синдромом Аспергера: методика Тони Этвуда

Автор:  Костин И. А. 

Представлена программа «Исследование чувств», разработанная австралийским психологом Тони Этвудом для работы с подростками с синдромом Аспергера. Описаны направления психологической помощи при расстройствах аутистического спектра, обоснована ее необходимость, изложены и прокомментированы занятия по данной программе. Рассмотрены процедурные и методические особенности программы: работа с чувствами, методика «Сумка с эмоциональными инструментами», с помощью которой обсуждаются «инструменты» приведения чувств в порядок (физические, социальные, мыслительные). В курсе занятий участники группы учатся…

Случаи суицидов среди подростков как социальная проблема: по следам V всероссийского форума «Наши дети здоровье детей и факторы, его формирующие»

Авторы:  Фесенко Ю. А.  Холмогорова А.Б. 

Представлены итоги работы секции «Профилактика асоциальных явлений: случаи суицидов среди подростков как социальная проблема современного общества» V Всероссийского форума «Наши дети. Здоровье детей и факторы, его формирующие», прошедшего 30—31 марта 2017 г. в Санкт-Петербурге. По результатам работы секции сформулированы решения по первичной, вторичной и третичной профилактике суицидов среди детей и подростков.

Индивидуальные и семейные факторы психологической адаптации подростков c онкогематологическими заболеваниями к лечению методом трансплантации гемопоэтических стволовых клеток

Автор:  Хаин А. Е. 

Представлены результаты исследования индивидуальных факторов психологической адаптации к стрессовой ситуации подростков и ухаживающих за ними матерей в условиях лечения методом трансплантации гемопоэтических стволовых клеток (ТГСК). Обследованы 28 семей: подростки 11—18 лет (M=14,25), 16 — мужского, 12 — женского пола; матери 31—53 лет (M=41,1). Выявлены значимые взаимосвязи между уровнями приспособления к требованиям лечения у подростков и ухаживающих за ними матерей (r=0,643, p=0,001), уровнями приспособления к лечению и эмоциональным дистрессом у подростков (r=0,544, p=0,007). Подтверждена основная…

Самоотношение и отношения со значимыми взрослыми как факторы удовлетворенности жизнью у подростков

Авторы:  Данилова М. В.  Данилова Ю.Ю. 

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на удовлетворенность жизнью у подростков, воспитывающихся в семьях и в детских домах. Изучаются самоотношение, доверие к себе и отношения со значимыми взрослыми. Выборка: 96 подростков 14—16 лет, (46 живут в детских домах). Методы: Методика самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева, Опросник доверия Т.П. Скрипкиной, Опросник детско-родительских отношений (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская), Шкала удовлетворенности жизнью (Е. Динер). Исследование показало, что у воспитанников детских домов доверие к себе в важнейших сферах жизнедеятельности выражено существенно…

Формирование жизненных стратегий условно осужденных несовершеннолетних: программа и методологические принципы

Авторы:  Кожевникова Е. Н.  Симакова Т.А. 

В статье рассматривается возможность расширения психолого-педагогического инструментария исправления осужденных через создание программы формирования их жизненных стратегий. Дается определение понятия жизненной стратегии условно осужденного несовершеннолетнего. Раскрывается необходимость комплексного воздействия на личность осужденного с учетом различного рода условий и факторов. Подробно описываются методологические принципы организации психологической коррекционной работы. Обосновывается разработка и использование в образовательной сфере методологии субъектно-соучаствующего подхода. Наряду с…

Семейная идентичность подростков из семей различного типа

Автор:  Строкова С. С. 

Данная статья отражает часть исследования, посвященного изучению семейной идентичности подростков из различных типов семьи. В статье рассматривается вопрос о наличии связи между особенностями семейной идентичности подростков и типом семьи, в которой они воспитываются. Данный вопрос является актуальным для исследования в условиях современного дискурса психологии семьи, в рамках которого довольно часто ставится проблема кризиса семьи, связанного с демографической ситуацией в стране, количеством разводов, распространением альтернативных форм брачных союзов и пр. Традиционно принято считать, что кризис…

Формы психолого-педагогической работы по преодолению негативных факторов в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением

Автор:  Никитская Е. А. 

В статье анализируется проблема профессионального самоопределения обучающихся подросткового возраста с девиантным поведением в условиях общеобразовательной школы. Автором подчеркивается важность понимания того, что без психолого-педагогической помощи профориентационная составляющая развития «трудных» подростков является весьма затруднительной, а зачастую и вовсе невозможной. Данные трудности обусловлены как объективными причинами – сложностью процесса профессионального выбора в современной социально-экономической ситуации, так и субъективными – возрастными и личностными особенностями подростков…

Информационная безопасность детей и подростков в современном мире: психологические аспекты проблемы

Автор:  Будыкин С. В. 

В фокусе внимания авторов выявление психологических аспектов проблемы информационной безопасности детей и подростков в современном мире. Отмечается, что новые технологии, проникающие все глубже в нашу жизнь, становятся культурным средством социализации и развития человека, способствуют образованию новых социальных практик в повседневной жизни человека, предписывают определенный стиль жизни. Обращается внимание на то, что воздействие этих технологий разнится в возрастных группах, самыми уязвимыми категориями оказываются дети и подростки. Вслед за западными исследователями проблемы информационной…

Социальные представления и информационная безопасность детей и подростков: точка зрения учителей (Часть 1)

Авторы:  Бовина И. Б.  Будыкин С.В.  Гаямова С.Ю.  Дворянчиков Н.В.  Милехин А.В. 

В фокусе внимания авторов статьи – рассмотрение информационной безопасности детей и подростков как объекта социальных представлений. Аргументируется необходимость теории социальных представлений для разработки профилактических и превентивных программ в области информационной безопасности детей и подростков, в частности говорится, что эффективность профилактических и превентивных программ определяется тем, как эта информация понимается целевой группой, через какие «фильтры» она проходит. Кратко излагаются основные положения теории социальных представлений, обсуждаются функции социальных представлений…

Жизненные компетенции как неотъемлемая составляющая содержания образования детей с задержкой психического развития

Автор:  Бабкина Н.В. 

В статье обсуждается проблема интеграции детей с задержкой психического развития в единую образовательную систему. Приводятся данные, демонстрирующие опасность инклюзии без учета особых образовательных потребностей таких детей, обосновывается необходимость включения формирования сферы жизненной компетенции в содержание образования этих школьников. Раскрываются основные направления и требования к результатам специальной работы в сфере жизненной компетенции, включающие развитие у ребенка адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми…

Связь образа семьи и семейной идентичности с эмоциональным благополучием подростков

Автор:  Строкова С. С. 

Статья посвящена описанию и обсуждению результатов исследования связи образа семьи и семейной идентичности у подростков с их эмоциональным состоянием, измерявшимся с помощью Шкалы депрессии А.Т. Бека. Для исследования образа семьи применялись Шкала семейной адаптации и сплоченности Д.Х. Олсона (FACES-III), а также модифицированная проективная методика М. Куна и Т. Мак-Партланда «Моя семья». В исследовании участвовали 249 подростков обоего пола от 10 до 17 лет. Были выявлены связи эмоционального благополучия подростков с особенностями их переживания ценности семьи, с ее эмоциональной оценкой и с…

Диагностика и нейропсихологическая коррекция детей с неврозоподобными энурезом и энкопрезом

Автор:  Березкин Д. В. 

В статье проанализирован опыт работы с шестью детьми с неврозоподобным энурезом и одним ребенком с неврозоподобным энкопрезом. Работа включала психодиагностическое обследование и коррекционные мероприятия. Психодиагностическое обследование было направлено на измерение различных показателей сенсомоторных реакций с целью описания функционального состояния центральной нервной системы, а также включало оценку показателей памяти, внимания и мышления. Функциональные показатели центральной нервной системы у детей с неврозоподобными энурезом и энкопрезом были приближены к тем, что фиксировались у их здоровых…

Чувствительность к справедливости и психологическое благополучие у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола

Автор:  Астанина Н. Б. 

Исследование посвящено изучению взаимосвязи психологического благополучия и чувствительности к справедливости у несовершеннолетних правонарушителей мужского пола. Был опрошен 171 респондент в возрасте от 13 до 18 лет, среди них 82 правонарушителя и 89 правопослушных подростков. Для исследования изучаемых переменных были использованы методики: опросник чувствительности к справедливости М. Шмитта, измеряющий чувствительность к справедливости с разных ролевых позиций, и Шкала психологического благополучия Варвик–Эдинбург. Выявлено, что правонарушители значимо более чувствительны к справедливости по…

Воплощение научных идей Л. С. Выготского в практику образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Польше

Автор:  Заорска М. 

В статье представлена попытка анализа и описания воплощения концепции Л.С. Выготского в развитие польской психологии, педагогики и специальной педагогики. Особое внимание обращено на использование учения Л.С. Выготского в деятельности образовательных учреждений, целью которой является совершенствование и психолого-педагогическая терапия детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Описаны основные направления деятельности в сфере образования детей и молодежи, в которых влияние идей Л.С. Выготского особенно заметно: ранняя реабилитация, дошкольное воспитание, обучение в начальной школе. ..

Показано: 120 из 819

Начало  |  Пред.  |  1 2 3 4 5  |  След.  |  Конец

Психология личности — темы научных работ и статей из каталога диссертаций по психологии, авторефераты, шифр специальности ВАК РФ 19.00.11

Тема научно-исследовательской работыАвторГод

Социально-психологические инициации подростков во временных объединениях как условие развития личности

Инициация — посвящение, введение в таинство, что позволяет перейти человеку из одного статуса в другой, с одною уровня развития на другой, например, с уровня инфантильного состояния на более высокий…

Проценко, Леонид Михайлович

2001

Гендерные особенности поведения личности в управленческой деятельности

Активный интерес женщин к независимому предпринимательству американские исследователи П. Петерсон и К.Вермейер назвали «тихой революцией в мировом масштабе». Можно выделить два этапа этой «революции». Первый (50-70-е годы) связан с массовым притоком женщин в сферу наемного труда. Второй, начавшийся с середины 70-х, обозначил поворот в сторону…

Чернобровкина, Анна Владимировна

2000

Жизненные ценности в понимании студентов

В связи с этим становится актуальной задача изучения жизненных ценностей — ориентиров жизни и поведения современной молодёжи как особой демографической группы общества. От того, какие интересы, взгляды, ценности преобладают в молодёжной среде, зависит дальнейшее социально-экономическое, политическое и культурное развитие общества и государства в…

Мачурова, Надежда Николаевна

2000

Концепция собственного будущего как фактор регуляции поведения несовершеннолетних

Многие зарубежные психотерапевтические практики используют регулятивную функцию образа собственного будущего для коррекции состояний психической дезадаптации и тревожных расстройств. Например, полностью на реконструкции собственного будущего основывается психотерапия, предложенная Ф. Мелджесом…

Горбатов, Сергей Владимирович

2000

Личностные и когнитивные аспекты креативности

Креативная направленность в обучении приводит к смене ценностных ориентаций, к внедрению творческого использования полученных знаний. И соответственно коренным отличием психологии от педагогики служит то, что результатом первой является личность созидающая, а второй — знающая…

Цхай, Ирина Константиновна

2000

Наркотическая зависимость и созависимость личности в семье

Теоретическая гипотеза исследования: созависимость в семье наркомана порождает особый тип его личности — «наркотическую личность», характеризуемую деструктурированием собственной жизни на основе ненасыщаемого и иллюзорного «хочу и могу…

Назаров, Евгений Александрович

2000

Особенности личностного развития и профессионального становления студентов-психологов

Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем личностного развития и профессионального становления студента, особенно применительно к студентам-психологам, еще остается малоизученны^. В частности, недостаточно исследованы такие вопросы как: особенности процесса формирования адекватного образа будущей…

Казанцева, Татьяна Александровна

2000

Особенности отношения ко лжи современных школьников

Объект исследования — отношение ко лжи современных школьников в возрасте 12-16 лет — учащихся московских общеобразовательных школ Западного административного округа г.Москвы…

Душина, Евгения Александровна

2000

Особенности представлений студентов педвуза о качествах, определяющих направление коммуникативного поведения

Классические исследования поведения в русле бихевиоризма направлены на доказательство зависимости организма от среды и отражаются формулой «S — R» (Стимул — Реакция). Исследователи исходили из того, что это первый механизм приспособления к среде. В связи с тем, что формула«8 — R» не объясняла многие сложные формы поведения, потребовалось…

Ананьева, Наталия Анатольевна

2000

Особенности самоактуализации личности в профессиях различного уровня социального престижа

Понятие самоактуализации охватывает всю систему жизнедеятельности индивида, не исключая профессиональную деятельность, которой обычно человек посвящает большую часть своей жизни…

Акиндинова, Ирина Александровна

2000

Особенности самосознания подростков в условиях зрительной депривации

Становление самосознания и социализация в подростковом возрасте происходят в неразрывном единстве с изменениями на макросоциальном уровне, происходящими сегодня в России и отражающимися, как указывает Е. П. Белинская [18…

Ростомашвили, Ия Евгеньевна

2000

Особенности характера и познавательных способностей подростков — воспитанников детских домов

В качестве объекта исследования выступали подростки мужского пола в возрасте 13-15 лет, воспитывающиеся в закрытых учреждениях интернатского типа различного предназначения…

Дьяконова, Татьяна Игоревна

2000

Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях

В этой связи особое место в системе психологического знания занимает экзистенциально-гуманистическая парадигма, которая рассматривает развитие и становление личности как творческий поиск человеком своего предназначения, согласия с самим собой, актуализации своих возможностей. Жизненный путь личности связан с прохождением различньрс Критических…

Баканова, Анастасия Александровна

2000

Представление о дружбе и о себе в различные периоды жизни человека

Изучение процесса дружбы показывает, что дружба является особым видом взаимоотношений, характеризующихся самоценностью, бескорыстностью, глубиной и интимностью, избирательностью и взаимной симпатией [46]. Изменения, происходящие во внешней социальной ситуации, не могут не оказывать влияние на выбор и характер взаимоотношений с другом…

Родина, Анна Михайловна

2000

Представления личности об отношении к ней других людей

В данной работе предпринято исследование, преодолевшее разрыв разных областей психологии (психологии личности и социальной психологии): экспектация как феномен социальной психологии рассмотрена в связи с особенностями личности, ее сознанием, изучавшимся в области психологии личности…

Гордиенко, Елена Викторовна

2000

Психическая норма как многомерный критерий оценки отношений личности

Возникают вопросы: возможно ли универсальное понятие психической нормы? Как соотнести разные подходы к норме между собой? Есть ли нечто общее, связующее в определении этого понятия? Как использовать имеющееся знание о норме на практике? Проблема заключается не столько в выборе отдельных подходов к оценке психической нормы человека, сколько в…

Штыков, Никита Гениевич

2000

Психологическая детерминация личностного конфликта в раннем юношеском возрасте

Вопрос о факторах, имеющих значение для возникновения и протекания личностного конфликта, является одним из наименее ясных при обсуждении проблем конфликта. В исследовании этого аспекта следует учитывать и тот факт, что система детерминант — подвижное образование, в течении жизни она неоднократно изменяется. Это означает, что на каждом возрастном…

Климова, Елена Николаевна

2000

Психологические проблемы молодежного электората России

Все авторы, посвятившие свои исследования массовым процессам, становились предметом глубочайшего интереса правителей, исповедующих любые идеологии — ведь государственный деятель должен уметь управлять массовым сознанием людей…

Дембицкая, Ольга Юрьевна

2000

Психомоторика в структуре интегральной индивидуальности человека

Таким образом, изучение психомоторики является актуальным как для дальнейшего развития теории психологии, так и для ее практических приложений в различных областях общественной практики…

Коренкова, Наталья Евгеньевна

2000

Развитие личности и креативность школьников с различными уровневыми и структурными характеристиками интеллекта

Предметом исследования являются особенности личности и креативности учащихся в соответствии с уровневыми и структурными характеристиками интеллекта в зависимости от пола и возраста…

Лютова, Елена Константиновна

2000

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  •  

www.

Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Аннотированный указатель статей «Национального психологического журнала»

Вступительное слово

Национальный психологический журнал c.3

Зинченко Ю. П.