Статьи по социальной психологии – Вы точно человек?

Статьи из категории Социальная психология

Каждый человек – это социальный объект современного общества. Каждый человек, вне зависимости от его половой принадлежности, стремится заявить о себе, активно продвигаться в выбранном направлении и повышать шансы на достижение желаемого успеха. Однако для того, чтобы использовать все предоставляемые возможности, необходимо стремиться понять себя и устранить недостатки. Ни один человек не является совершенным и к этому нужно быть готовым… Нельзя рассчитывать на то, что вы будете достигать успеха и новых целей, если характер останется прежним. Самосовершенствование – это гарантия воплощения всех мечтаний и желаний.

В социальной жизни крайне важно понимать не только себя, партнеров по работе и руководителей, но и современные СМИ, рекламу. Общество во многом слушается рекламу, которая управляет им для достижения финансовой выгоды. Желая повысить шансы на успешную жизнь и финансовую стабильность, избегайте ненужных, напрасных покупок. Это гарантируется лишь в одном случае: вы будете больше понимать рекламу и СМИ, знать механизмы воздействия на психику.

Воспользуйтесь шансом понять, как лучше всего управлять своими финансами и реализовать себя в обществе!

Подкатегории:
Общение
Реклама и СМИ
Психология общества


Социальная психология

Такого понятия, как «женский алкоголизм» в научных кругах не существует. Однако в быту это словосочетание используется достаточно часто, хотя принцип лечение от алкогольной зависимости мужчин и женщин идентичен. А вот причины развития этого заболевания у слабого и сильного пола могут разниться. Хотя как у дам, так и у джентльменов причины бываю психологические, физиологические и социальные. Продолжить чтение


Развитие личности,Социальная психология

Рукоделие – старинное искусство, которое развивается и растет вместе с человеком. Это то, что делают своими руками, вкладывая в каждую работу частичку души. Общеизвестно, что у человека по всему телу расположены точки, нажимая на которые, можно вылечить или нанести вред организму. Именно рукоделие поможет исцелить организм, ведь при работе руками задействованы пальцы, на кончиках которых Продолжить чтение


Социальная психология

Распорядок дня многих современных людей, вопреки их воле, приходит по стандартному кругу «работа-магазин-дом-работа». Некоторые смиряются с этим и находят отдушину в быстро пролетающих выходных. Другие ищут способ сломать ход рутины, жаждут новых впечатлений, знакомств. Они не хотят закиснуть в повседневности, ищут способы проводить вечера не в метро или маршрутке, стоящей в пробке. Почему Хастл – Продолжить чтение


Социальная психология

Несмотря на то, что сейчас жизнь современного человека несется огромным темпом, у него иногда все-таки появляется свободное время. У кого-то этого времени больше, у кого-то – чуть меньше. Как бы там ни было, порой в свободное время люди не знают, чем себя занять. Причем, чем больше человек бывает занят, тем сложнее ему переключиться на отдых Продолжить чтение


Психология общества

Менталитет немцев: особенности Несмотря на то, что Германия делится на административные районы – земли, отличающиеся по уровню жизни, традициям, большая часть населения Федеративной Республики обладает схожими качествами. Пожив даже неделю в этой стране, не говоря уже о более продолжительных сроках, можно выделить особенности, присущие немцам. Обратим внимание на самые явные из них. Педантичность – возможно, Продолжить чтение


Социальная психология

Поведение человека в любой ситуации определяется его характером и темпераментом. И поведение на дороге, которая в наше время стала неотъемлемой частью жизни любого человека, тому не исключение. Люди с разными типами темперамента будут по-разному реагировать на дорожную обстановку и действовать в сложившихся обстоятельствах. Холерик Отличается высокой эмоциональностью, склонен ярко проявлять свои чувства, имеет высокую быстроту Продолжить чтение


Социальная психология

А сколько стоим мы, обычные люди, в свете этого высказывания римского императора. Не завышаем ли свои запросы? Сколько людей, столько и хлопот. Разница лишь в их размахе и значимости. И всё чаще и чаще можно слышать жалобы на то, что современный человек живёт жизнью, которая намного сложнее жизни его предшественников, несмотря на те блага цивилизации, Продолжить чтение

“Торт из памперсов” – необычный и приятный подарок для молодой мамы и новорожденного. Его можно соорудить самостоятельно. Процесс весьма увлекательный и не требует много времени. Узнать о том, как сделать подгузниковый “торт” самостоятельно можно в данной статье. Подгузниковый “торт”: важные рекомендации Из названия следует, что главная основа подарка – подгузники. Поэтому необходимо уделить внимание выбору Продолжить чтение

На первый взгляд может показаться, что мужчины точно уверены в том, какую женщину они хотят видеть возле себя. Но это не так. Они очень сложные создания и конца сами не знают, чего именно хотят. Так какие женщины привлекают сильную половину человечества?


Психология общества

Современному человеку бывает сложно найти ту “золотую середину”, когда он может свободно самовыражаться, не обращая внимания на то “А что скажут люди?”, и необходимостью придерживаться правил и норм социального поведения, чтобы не быть “белой вороной”, изгоем, отщепенцем. Так или иначе, приходится выбирать кем быть в социальном плане: холостяком или семейным человеком, работником или безработным, мужчиной Продолжить чтение

ourmind.ru

Влияние общества на развитие личности

ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВА НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Автор: Бекишев Акежан Сабырович

Аннотация. В данной статье ставится задача рассмотреть влияние общества на формирование личности. Рассмотрен вопрос «Я-концепции», который показывает, как формируется личность, за счёт его поведения в социуме. Особое внимание уделяется вопросу о роли личности в социальном мире и как роль влияет на человека. В данной статье, будет показано как стать успешным человеком в социальном мире. В статье собраны основные материалы о социальной психологии, прочитав всю статью, Вы сможете делать правильные решения и анализировать других людей. В публикации затрагивается тема самого человека и общества в целом. Научная статья посвящается исследованию З.Фрейда, Д.Майерса, М.Андреевой, которая направлена на социальную психологию человека. Проблема человека в социальном мире, пока изучена не полностью и требует тщательных исследований.

Ключевые слова: человек, общество, роль, эксперимент, личность, кон- цепция, душа, восприятие, конфликт, теория, коммунитаризм.

Как мы понимаем понятие «общество», многие люди услышав это слово сразу говорят один ответ-общение. На первый взгляд кажется, что ответить на этот вопрос не сложно. Действительно, понятие общества давно и прочно вошло в наш научный и повседневной лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение то сразу убеждаемся, что таких определений может быть множество. Давайте попытаемся вспомнить знакомые нам устойчивые словосочетания в которых входило бы данные слова к примеру общество человека, педагогическое общество, общество ученых и т.д. В данном случае под обществом мы понимаем определенная группа людей, объединившихся для общения совместной деятельности взаимопомощи и поддержки друг друга. Человек всегда любит ждать поддержку со стороны общества. Если он получал ее и один раз ему отказать, то он будет думать о вас как о плохом человеке.

Человек входит и в более крупные общности людей. Он принадлежит к определенной социальной группе, классу, нации, является гражданином какого—либо государства, иногда нескольких, если позволяет их законодательство.  В статье мы также рассмотрим не только общество в целом, но и про саму личность. Человек имеет множество проблем с обществом. Ни для кого не секрет, что социум оказывает на личность сильное влияние. Подобная тенденция, например, лежит в основе моды, когда человек видит что-то у человека и повторяет за ним. Ту же ситуацию мы видим, когда все голосуют «за», и за ними повторяют те, кто не хочет оставаться в меньшинстве. Ведь непосредственно данный пример показывает, что человек не хочет выделяться среди всех, не показывая своё мнение или выбор. Сначала мы рассмотрим работу известного социального психолога Д.Майерса «Социальная психология». Рассмотрим такой вопрос-«Кто Я есть на самом деле?».Поскольку вы – уникальное и сложное создание, у вас есть много возможностей дописать предложение «Я –…». (Вы могли бы дать 5 ответов на этот вопрос? Каких?) Взятые вместе, эти ответы и дадут то, что называется вашей Я-концепцией. Элементы вашей Я-концепции – убеждения, с помощью которых вы определяете себя, представляют собой ваши Я-схемы. Человек сам решает, что ему делать и мыслить, если же выполняется условие своего мнения. Все мы знаем известное произведение «Война и Мир» (Автор Л.Н.Толстой), автор в своем произведении, все детально показывает о характере и развитии личности в целом. Например Пьер Безухов(главный герой) попадает под влияние светской молодежи. Он только вернулся на Родину, получил огромное наследство, но чувствует себя одиноким и чужим в мире высшего света. Поэтому он становится легкой добычей для тех, кто уже давно вращается в обществе и знает, как выгодно использовать неосведомленность Пьера. В данном примере показано, что человек не был до этого полностью социализирован, так как не имел долгого общения с каким-либо индивидом. Я-схемы, которые составляют нашу Я-концепцию, действуют в нашем сознании подобно системе Дьюи.[1, с.77]. Если говорить о сущности человека, то с философской точки зрения постичь сущность чего либо-значит выявить несколько его главных определяющих черт. Наши Я-концепции включают не только Я-схемы, характеризующие нас в данный момент времени, но и наши возможные Я, т. е. то, какими мы можем стать. Если говорить более точнее, то

Я
включают представления о себе таком, каким мы мечтаем стать, – богатым, изящным, страстно любимым и любящим Я. [1, с.79] В наши Я-концепции входят и те Я, которыми мы боимся стать, – безработный Я, нелюбимый Я и Я, не справляющийся с учебной программой. Такие возможные Я подталкивают нас к достижению определенных целей; когда эти цели достигнуты, можно заглянуть в ту жизнь, к которой мы стремимся. Никогда не нужно бояться трудностей, ведь боязнь к трудностям приводят собственное Я в сложное положение . Но при этом бы не должны никогда забывать об уважении и самоуважении. Является ли самоуважение (как наиболее полная самооценка) суммой всех наших наличных и возможных Я? Если мы считаем себя привлекательными, спортивными, умными и заслуживающими богатства и любви, означает ли это, что у нас все в порядке с самоуважением? Именно это часто имеют в виду психологи, когда утверждают, что для того, чтобы люди относились к себе лучше, нужно, чтобы они почувствовали себя более привлекательными, спортивными, умными и т. д. Каждый человек мыслит по-разному и исходя из этого, многие психологи говорят, что самоуважение может перерасти в эгоизм и самовлюблённость. Как же все-таки развить своё Я? Я-концепция стала важным предметом социально-психологического исследования потому, что она организует наше мышление и управляет нашим социальным поведением. Приступая к исполнению новой роли – студента колледжа, родителя или продавца, – мы поначалу можем чувствовать себя «не в своей тарелке». Однако постепенно наше представление о себе впитывает то, что вначале было лишь игрой, ролью в театре жизни. Например, исполняя те или иные роли, мы можем начать высказываться в поддержку того, о чем прежде вообще не задумывались. Это происходит тогда, когда мы стремимся оправдать свои действия. Более того, наблюдения за собой могут быть разоблачительными: скажем, мы можем полагать, что придерживаемся тех взглядов, о которых говорим. Патологическое исследование слишком исключительным образом концентрировало наш интерес на вытесненном. С тех пор, как мы знаем, что и «Я» может быть бессознательным в собственном смысле слова, нам хотелось бы узнать о нем больше. До сих пор в наших исследованиях единственным опорным пунктом был признак сознательности или бессознательности; и, наконец, мы увидели, насколько это может быть многозначным. Все наше знание всегда связано с сознанием. Ведь и БСЗ мы можем узнать только путем того, что делаем его сознательным. Но как же это возможно? Что значит «сделать что-то сознательным»? Как это происходит? Мы уже знаем, где нам искать для этого исходную точку. Мы оказали, что сознание является поверхностью психического аппарата, т. е. мы приписали его в качестве функции одной системы, которая пространственно ближе всего внешнему миру. Впрочем, пространственно не только в смысле функции, но на этот раз и в смысле анатомического расчленения. Наше исследование тоже должно принять эту воспринимающую поверхность за исходную точку. [2,c.5]

Скажу заранее, что самосознание(СЗ) – все восприятия, приходящие извне (чувственные восприятия), и изнутри – то, что мы называем ощущениями и чувствами. Но как обстоит дело с теми внутренними процессами, которые мы – вчерне и неточно – можем обобщить как мыслительные процессы? Они протекают где-то в глубине аппарата в виде смещений психической энергии по пути к действию, но доходят ли они до поверхности, которая дает возникнуть сознанию? Или сознание доходит до них?[ 2, с.193]. В другом месте я уже высказал предположение, что действительное различие между БСЗ и ПСЗ представлениями заключается в том, что первое происходит на каком-то материале, остающемся неизвестным, в то время как у последнего (ПСЗ) добавляется соединение с словесными представлениями. Этим впервые делается попытка придать обеим системам, ПСЗ и БСЗ, отличительные знаки – иные, чем отношение к сознанию. Вопрос – как что-то осознается? – целесообразнее выражен следующим образом: как что-то предсознается? И ответ был бы: путем связи с соответствующими словесными представлениями. Чтобы стать успешным человеком, нужно всегда полагаться только на себя и свою работу, при этом нельзя много кому доверять в обществе. Общество показывает нам что каждый человек индивидуален и имеет свою сферу общения и деятельности. Давайте поговорим об успешности и неудачи человека в обществе. Материалом для построения нашей Я-концепции служат не только наши роли, социальная идентичность и результаты сравнений с другими людьми, но и наш повседневный опыт. Поставить перед собой трудные, но достижимые цели и выполнить намеченное – значит почувствовать себя более компетентным. . Как я уже говорил об уважении и самоуважении, принцип «успех питает самоуважение» привел некоторых исследователей к вопросу: можно ли посредством позитивных «посланий» типа «Ты же молодец!», «У тебя все получится!» повышать самоуважение и стимулировать достижения? Иногда люди говорят неправду об успешности другого человека.

Действительно, низкое самоуважение иногда создает проблемы. По сравнению с теми, кто недооценивает себя, уверенные в себе люди более счастливы; они обладают более устойчивой нервной системой, реже болеют язвой желудка и страдают от бессонницы, среди них меньше алкоголиков и наркоманов, и они более мужественно переносят неудачи, но в общество и бывают люди и со слабой психикой, которые сложно переживают неудачи, потери, несчастье и т.д. Однако, считают критики подобной трактовки, по меньшей мере равновероятно и диаметрально противоположное объяснение: проблемы и неудачи ведут к низкой самооценке. [2, с.144] Реальность первична, чувства – вторичны. По мере того как мы преодолеваем трудности и приобретаем навыки, наши успехи «вскармливают» более оптимистичную установку и большую уверенность в себе. Дети приобретают самоуважение не только благодаря тому, что их хвалят, но и благодаря достижениям, за которыми стоит упорный труд.

Теперь можно сказать и об мнении окружающих в обществе. Если человек добился многого, то признанные достижения положительно влияют на Я-концепцию, поскольку мы видим, что окружающие позитивно оценивают нас. Нам легче думать о себе хорошо, если именно так думают о нас окружающие. Дети, которых считают одаренными, трудолюбивыми или готовыми прийти на помощь, склонны «включать» эти оценки в свои Я-концепции и поведение Если студенты, представители этнического меньшинства, чувствуют угрозу, исходящую от стереотипных представлений об их интеллектуальных способностях, или если женщины осознают, что от них не ждут высоких достижений ни в математике, ни в естественных науках, они могут начать вести себя в соответствии с этими ожиданиями. Они скорее предпочтут не опровергать эти предрассудки, а реализовать свои возможности в других областях. Нашу привычку использовать окружающих в качестве зеркала, с помощью которого мы воспринимаем самих себя, социолог Чарльз Кули назвал «отраженным Я» То, какими мы кажемся окружающим, мы воспринимаем как свои отражения, писал Кули (американский социальный психолог). Поскольку всем нам, как правило, проще хвалить окружающих, нежели критиковать их, наши самооценки, сделанные на основании излишней похвалы, могут оказаться несколько завышенными. Как будет понятно из дальнейшего изложения, наиболее склонны к завышенному самоуважению люди, живущие в странах Запада.

Также можно сказать что судьба наших предков зависела от того, что думали о них другие. Защита со стороны групп, к которым они принадлежали, увеличивала их шансы на выживание. Если же группы давали им понять, что не одобряют их, у них хватало биологической мудрости для того, чтобы испытывать стыд и невысоко оценивать себя. Мы – их потомки и обладаем столь же глубоко сидящей в нас потребностью принадлежать к какой-либо группе; если нас подвергают социальному остракизму, мы испытываем такую же боль, потому что при этом лишаемся возможности уважать себя, отмечает Марк Лири (1998). Он называет самоуважение психологическим измерительным прибором, с помощью которого мы отслеживаем, как окружающие оценивают нас, и реагируем на эту оценку. [2, с.88]

Как же все-таки общество влияет на формирование человека? На развитие человека, во-первых, непосредственно влияет его социальная сфера и с кем он взаимодействует. Во-вторых, формирование происходит за счёт человеческих действий и поведения. Бихевиористы, говорили, что поведение человека зависит от воспитания и социальных условий. Можно также и говорить про душу человека. Душа и тело человека, его духовная и физическая стороны неразрывно связаны (правда, представители разных наук, изучающие человека, далеко не всегда учитывают эту связь: биологи и медики нередко не обращают внимания на социально-культурные характеристики, гуманитарии часто упускают из виду физиологические и нейробиологические основы человеческой деятельности). Благодаря своей особенной телесно-душевной организации человек становится личностью, способной к целенаправленным, планомерным действиям, к творческим достижениям, среди которых на первом месте стоит создание человеческих форм общения. На этой основе развиваются речь и письмо, способность называть вещи и обобщать их свойства в понятиях, трудиться сообща не только для освоения природных богатств, но и для создания новой социально-культурной среды.  Размышления о судьбе общественных наук и их взаимоотношений с обществом — это сегодня глобальная задача всех обществоведов. Основное понятие социальной психологии-это роль человека. Человек может играть любую роль в обществе, исходя из его понятий, мнений и деятельности. Кроме этого, социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, не одобряется такая социальная роль, как «преступник»), иногда это одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы. Важно подчеркнуть, что при этом одобряется или не одобряется не конкретное лицо, а прежде всего определенный вид социальной деятельности. Таким образом, указывая на роль, мы «относим» человека к определенной социальной группе, идентифицируем его с группой. Роль человек выбирает сам, хочет он этого или нет, так как формирование должно быть полным. В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сборной по футболу и т.д. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной), другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. [2, с.110].

Следующим вопросом пойдет о теории личности. Многие психологи говорили о личности что она главная фигура общества и независима ни от кого. Можно рассмотреть теории личности таких известных психологов как:Юнг, К.Роджерс, ДЖ.Келли, Б.Скиннер,А. Маслоу. Поговорим о первой теории личности – Аналитическая теория личности. Его теория основывает на «архетипах», то есть это первичные идеи, которые передаются по наследству. Некоторые архетипы универсальны, например, идеи Бога, добра и зла, и присущи всем народам. Но есть архетипы культурно- и индивидуально – специфические. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, архитектуре и религии (Юнг К., 1994). Смысл жизни каждого человека – наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием. А вот о гуманистической теории личности, можно сказать что психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К.Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуалоизирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая –«организмический отслеживающий процесс» — представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура. «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я».[3, c.84]. А вот Когнитивная теория личности, она вот схожа с гуманистической теорией. Но разница в том, что главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение, то есть непосредственно само общество. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Поведенческая теория личности в обществе, показывает внутренний аспект человека. Что творится у него внутри, он показывает это в обществе, т.е поведение. Главным источником развития личности, согласно обоим направлениям, является среда в самом широком смысле этого слова. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность является продуктом научения, а ее свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы социальные навыки. Продискуссировав о теориях личности можно сказать, что если собрать все теории в одну и при этом выполнять все функции, можно стать полным сформированным и успешным человеком. Часто в обществе случаются конфликты из-за характеров людей, сплетен, споров, лишней болтовни и т.д. В психологии есть такой термин как «Коммунитаризм». Многие социальные конфликты – результат противоречий между правами личности и правами общества. Право индивида владеть огнестрельным оружием входит в противоречие с правом его соседей жить в безопасности. Право одного человека курить противоречит праву других дышать воздухом, не содержащим табачного дыма. Право индивида заниматься неконтролируемым бизнесом нарушает право жителей близлежащих домов на экологическую безопасность. [3,с.118].В надежде объединить лучшие индивидуалистические и коллективистские нравственные ценности некоторые социологи и социальные психологи, в том числе и я, стремятся создать концепцию коммунитаризма, призванную сбалансировать права личности и право общества на коллективное благополучие. Во второй половине XX в. западный индивидуализм упрочил свои позиции. Родители приветствуют независимость и самостоятельность своих детей и не очень озабочены их послушанием (Alwin, 1990; Remley, 1988). Стили одежды и манеры стали более разнообразными, личная свобода практически ничем не ограничена, а общих нравственных ценностей больше нет (Schlesinger, 1991). До самого недавнего времени рука об руку с усилением индивидуализма шел не только рост числа людей, страдающих депрессией, но и рост – в большинстве стран Запада – других показателей социального неблагополучия – числа разводов, самоубийств среди подростков, подростковой преступности и количества внебрачных детей. Хочу сразу оговориться: подобные тенденции обусловлены множеством причин. Сам факт существования корреляции между набирающим силу индивидуализмом и падением общественной нравственности ещё не доказывает, что одно есть следствие другого. И уж конечно никто из коммунитаристов не испытывает ностальгии по прошлому, в частности по гендерному неравенству, которые были именно в 1950-х гг. [4, с.102].

Если вы прочитали всю эту статью от начала до конца, значит, ваше знакомство с социальной психологией для общества состоялось. В предисловии я выразил надежду на то, что моя статья «будет одновременно и строго научной и человечной, безупречной с точки зрения представленного в ней фактического материала и увлекательной». Вам, а не мне судить о том, смог ли я реализовать этот замысел. Но я должен признаться, что работа над статьей доставила мне, её автору, большое наслаждение. Если и вам, моим читателям, она принесет хотя бы часть того удовольствия, пользы и удовлетворения, которые принесла мне, моя радость будет ещё больше. Я убежден, что знание данной статьи способно обуздать интуицию критическим мышлением, иллюзии – пониманием, а склонность к поспешным суждениям – сочувствием. Мы попытались ответить на некоторые увлекательные вопросы. Кто я? Как стать успешным? Что такое конфликт? Какие теории личности существуют? Зачем вообще общество? Почему в одних случаях люди помогают, а в других – вредят друг другу? Что порождает социальные конфликты и что нужно сделать для того, чтобы кулак разжался и превратился в ладонь, протянутую для рукопожатия? Ответы на эти вопросы расширяют наш кругозор. А как говорил Оливер Уэнделл Холмс, «сознание, обогащенное какой-то значительной мыслью, больше никогда не возвращается в исходное состояние».[4, с.142]. Я сам убедился в этом на собственном опыте. Возможно, вы согласитесь со мной, когда станете понимать суть самого общества и каким нужно быть человеком в нем.

Список литературы

1. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 752с.

2. Фрейд З. Я и Оно: Сочинения / З. Фрейд. – М.; Харьков: ЭКСМО- Пресс; Фолио, 2000. – 1040 с.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 1999.

4. Зигмунд Фрейд. Психоанализи русская мысль. -М:Республика, 2006. – 384

infourok.ru

Социальная психология и общество

Журнал «Социальная психология и общество | Social Psychology and  Society» публикует наиболее актуальные социально-психологические работы теоретического, экспериментального и практико-прикладного характера российских и иностранных специалистов. Основные темы журнала посвящены проблемам взаимодействия и взаимовлияния в системе «личность – группа – общество». Издание  адресовано психологам-исследователям, психологам-практикам, преподавателям психологии, а также всем тем, кто интересуется вопросами социальной психологии.

Интервью с главным редактором

Издатель: ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва
Свидетельство регистрации СМИ: ПИ № ФС77-67006. Дата регистрации 30.08.2016

ISSN (печатная версия): 2221-1527
ISSN (online): 2311-7052
Подписной индекс ОАО «Роспечать»: 22209
Периодичность: 4 раза в год
Издается с 2010 года
Полнотекстовая электронная версия журнала публикуется на http://psyjournals.ru

Электронная версия журнала находится в свободном доступе.

Условия лицензии:
Материалы журнала доступны по лицензии Creative Commons С указанием авторства-Некоммерческая 4.0 Всемирная: допускается использовать, копировать, цитировать в некоммерческих целях с обязательным указанием имени автора произведения и источника заимствования.

Приглашение авторов к участию в тематическом выпуске журнала «Социальная психология и общество»

 


Журнал «Социальная психология и общество | Social Psychology and  Society» – рецензируемое научное периодическое издание, зарегистрированное в установленном законом порядке как средство массовой информации.

Основное содержание издания представляет собой оригинальные научные статьи, научные обзоры, научные рецензии, отзывы.

Рецензирование: Издание осуществляет рецензирование всех поступающих в редакцию статей, соответствующих тематике журнала, с целью их экспертной оценки. Все рецензенты являются признанными специалистами по тематике рецензируемых материалов. Рецензии на поступившие материалы хранятся в издательстве в течение 5 лет. Редакция издания направляет авторам рецензии на поступившие материалы в электронном виде.

Сайт издания: На сайте в открытом доступе на русском и английском языках размещаются аннотации, ключевые слова, информация об авторах для всех статей и обзоров, опубликованных изданием за все время существования издания, а также полнотекстовые версии всех статей издания. На сайте на русском и английском языках размещены информация об издательстве ФГБОУ ВО МГППУ (информация об Издателе), главном редакторе, редакционном совете и редакционной коллегии (состав редколлегии), а также контактная информация с описанием тематики журнала.

Официальный адрес сайта издания в сети Интернет: http://psyjournals.ru/index.shtml

РИНЦ издания: Издание зарегистрировано в Российском индексе научного цитирования (страница издания в РИНЦ) и регулярно предоставляет информацию об опубликованных статьях в данный индекс. Двухлетний импакт-фактор издания в системе РИНЦ – 0.868 (дата обращения: 26.03.2017).

Редакционная коллегия/совет издания: В составе редакционной коллегии и редакционного совета 21 специалист – кандидаты или доктора наук (либо обладатели иностранных научных степеней аналогичного уровня), по основному месту работы занятые проведением научных исследований и/или преподаванием в высших учебных заведениях. Состав редакционной коллегии и/или редакционного совета публикуется в каждом номере издания и на его официальном сайте на русском и английском языках, с указанием ученой степени, ученого звания всех членов.

Оформление статей: В публикуемых материалах указывается информация об авторах, их месте работы и необходимые контактные данные. При опубликовании научной статьи на русском языке обязательным является наличие ключевых слов и аннотации на русском и английском языках. У всех публикуемых научных статей должны быть пристатейные библиографические списки, оформленные в соответствии с правилами издания, на основании требований, предусмотренных действующими ГОСТами. На официальном сайте издания указаны правила направления, рецензирования и опубликования представленных рукописей авторов.


Основные разделы:
  • Колонка редактора

  • Теоретические исследования

  • Эмпирические исследования

  • Прикладные исследования и практика

  • Методический инструментарий

  • Научная жизнь

  • Критика и библиография

  • Архив

  • Памятные даты

Тематика журнала (по перечню отраслей науки и групп специальностей научных работников  в соответствии с Номенклатурой специальностей):

  • 19.00.05 – Социальная психология (психологические науки)
  • 19.00.12 – Политическая психология (психологические науки)

Журнал рекомендован Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования РФ в перечне ведущих научных журналов и изданий для публикации научных результатов диссертационных исследований. Дата включения: 01.02.2015. Группы научных специальностей: 19.00.00 – психологические науки.

Журнал включен в российские и международные базы данных:

Свидетельство о регистрации средства массовой информации:

Название: Социальная психология и общество
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ № ФС77-67006 от 30.08.2016
Адрес редакции: 127051, Москва, ул. Сретенка 29
Примерная тематика и (или) специализация: Информационная (в сфере психологии): научные исследования социально-психологических работ теоретического, экспериментального и практико-прикладного характера; реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе
Форма периодического распространения: периодическое печатное издание, журнал
Языки: русский, английский
Территория распространения: Российская федерация, зарубежные страны
Учредитель: ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет

psyjournals.ru

Социальная психология — темы научных работ и статей из каталога диссертаций по психологии, авторефераты, шифр специальности ВАК РФ 19.00.05

Тема научно-исследовательской работыАвторГод

Вишневская, Оксана Николаевна

2015

Взаимопонимание как феномен межличностных отношений

Взаимопонимание может быть описано как в разной мере осознанный и согласованный предметно и контекстуально обусловленный процесс и результат совместного формирования субъектами смысла поступков, высказываний и переживаний друг друга в конкретной ситуации взаимодействия, как сложная развивающаяся система, включающая процессы и результаты взаимной и…

Арпентьева, Мариям Равильевна

2015

Грязнов, Игорь Михайлович

2015

Тинигина, Анна Алексеевна

2015

Чернышева, Алла Витальевна

2015

Восприятие и интерпретация ситуаций межличностного взаимодействия

Исследование восприятия и интерпретации художественных образов межличностного взаимодействия в произведениях живописи становится одной из актуальных областей современной социальной психологии. Изучение социальных ситуаций и человеческих взаимоотношений через призму отношений «произведение живописи — личность» позволяет реализовать переход от…

Ширяк, Мария Семеновна

2015

Климов, Алексей Александрович

2015

Межкультурная сенситивность студентов в полиэтничной среде

Межкультурная сенситивность всё чаще привлекает внимание учёных и практиков. Настоятельные требования времени, обусловленные активными миграциями — трудовыми, учебными, связанными с поиском лучшего места жительства, вызванные военными, политическими и этническими конфликтами, — заставляют искать пути построения добрососедских отношений с…

Логашенко, Юлия Александровна

2015

Менщикова, Ирина Александровна

2015

Особенности гражданской социализации молодежи в современном обществе

Согласно приведенному описанию гражданская социализация выступает составным конструктом, включающим в себя особенности частных видов социализации и не имеющим собственной специфики. На наш взгляд, такое понимание гражданской социализации является достаточно размытым. Данное исследование направлено на изучение гражданской социализации как процесса…

Красная, Мария Андреевна

2015

Осин, Роман Викторович

2015

Воробьева, Марина Евгеньевна

2015

Гордеева, Марина Александровна

2015

Гавронова, Юлия Дмитриевна

2015

Семейный уклад как социально-психологический феномен

В то же время, можно отметить лишь отдельные публикации, которые ставят задачу интегрировать в единое целое разные стороны семейной жизни, комплексного их рассмотрения. Семья, будучи одним из основных институтов социализации личности, осуществляет целостное воздействие на этот процесс, что и обуславливает необходимость разработки особого…

Юмкина, Екатерина Анатольевна

2015

Павлоцкая, Яна Игоревна

2015

Сушкова, Елена Игоревна

2015

Социальная психология религиозной идентичности современной российской молодежи

В современном российском обществе ценностные ориентиры размыты, а русскому человеку всегда необходима сверхидея, ради которой он готов на многие жертвы, на напряжение всех своих жизненных сил и ресурсов, на подвига Сверхидея в общественном сознании нашего народа имеет смысл, близкий к религиозному чувству, обладает иррациональностью и верой в…

Соколовская, Ирина Эдуардовна

2015

Социально-динамическая концепция внутригрупповых отношений

Таким образом, существует научная проблема, состоящая в теоретической разработке и эмпирической апробации целостной социально-динамической концепции ВГО, способной не только интегрировать полученные ранее в психологии данные, но и стать основой полномасштабных и целенаправленных ВГО в различных организациях, дающая возможность их оптимизировать, и…

Кидинов, Алексей Васильевич

2015

Социально-психологическая детерминация группового отношения к времени

С одной стороны, растет значимость времени как все более ограниченного ресурса совместной деятельности. Ускорение темпа жизни и «упразднение» пространства информационными технологиями предъявляют к совместной деятельности особые требования, при которых способность группы к эффективному управлению временем становится одним из ключевых факторов…

Нестик, Тимофей Александрович

2015

nauka-pedagogika.com

Российская социальная психология: состояние и перспективы

Данная статья посвящена теоретическим, методическим и прикладным аспектам отечественной социальной психологии. В ней раскрываются состояние и перспективы ее развития.

Ключевые слова: социально-психологическая теория, методический аспект социальной психологии, праксиология.

Девид Майерс — автор учебного пособия «Социальная психология» (Питер, 1997г.), иначе говоря, известный американский психолог выделяет в качестве самостоятельной американскую, европейскую социальную психологию, а также социальную психологию развивающихся стран.

Вряд ли с такой точкой зрения можно полностью согласиться. В приведенном списке социально-психологических центров не нашлось места для Российской социальной психологии.

С одной стороны, американский социальный психолог прав. Если посмотреть на состояние Российской современной социальной психологии, то ее нельзя назвать самостоятельной в полном объёме. Практически на сегодняшний день она представляет собой результат заимствования американской и европейской социальных психологий. Примеров можно привести предостаточно. В данном случае имеются в виду социально-психологические теории личности, общения, конфликтов, групп и т. д. Сплошь иностранные фамилии.

С другой стороны, с Дэвидом Майерсом нельзя никак согласиться. Напрашивается вывод, что он просто не совсем знаком с историей мировой социальной психологии, в частности, Российской.

Дело в том, что социальная психология как таковая начала развиваться раньше в России, чем в США. Об этом говорят многочисленные факты. В России первые книги по социальной психологии вышли в конце ХIХ века, а в Америке в начале ХХ века. Первоначальный период свидетельствует в пользу именно отечественной социальной психологии. Что касается её дальнейшего развития, то по сравнению с американской социальной психологией, оно носило проигрышный характер в основном в силу политических причин.

Однако писать об истории Российской социальной психологии пока преждевременно.

Многие фамилии, которые преподносятся студентам как символ социальной психологии, на самом деле заслуживают совершенно другой оценки. «Оборотни» бывают не только в погонах, но и с дипломами докторов наук.

Занятие политической проституцией вместо разработки настоящей теории сыграло роковую роль для Российской социальной психологии. Немалое число отечественных социальных психологов были самыми яркими сторонниками марксизма-ленинизма в период существования СССР и клеймили всё то, что было связано с западной социальной психологией (американской и европейской).

С 1991 года ситуация радикально изменилась. Самые рьяные партийные проповедники и идейно убежденные стали сторонниками психоанализа и т. д.

Лишь небольшая часть отечественных психологов как в период СССР, так в период его развала оставались на действительно научных позициях. Именно они в 70-е годы ХХ века разрабатывали проблему конфликтов, хотя им говорили, что их нет. Мало кто знает, что тираж первой советско-польской монографии о конфликтах был полностью уничтожен до выхода в свет. Сейчас пишут о конфликтах кому не лень. Но, увы, данные книги имеют малое отношение к конфликтологии. Игра в ангажемент продолжается.

Западная социальная психология взяла немало ценного из багажа Российской социальной психологии. Там уже давно поняли, что реальными возможностями обладает социальный психоанализ, а не просто психоанализ. Имя Маркса можно часто встретить в работах западных авторов по социальной психологии.

Увы, в Российской социальной психологии всё обстоит наоборот. Считается чуть ли «не за подло» заниматься исследованием реальных социально психологических явлений с позиций настоящей научной теории. Психоанализ тут не помощник. Он уводит в сторону от действительности.

На самом деле надо не продолжать мифологическую практику, а смотреть правде в глаза, вещи называть своими именами.

Прежде, чем обратиться к практике гуманистической психологии, нужно преодолеть дисфункцию социальных институтов, деформацию социальных отношений и общения, личности и групп.

Однако во ФГОСе по социальной психологи в качестве так называемых компетенций, за «разработку» которых выделена и получена немалая сумма, указываются те явления, которые носят виртуальный характер и не согласуются с реалиями.

В силу этого обстоятельства теряют свою ценность те учебные пособия по социальной психологии, в которых отсутствует ложь. Конечно, писать объективно и адекватно о стратификации и конфликтологии не просто. Для этого нужно не только профессиональная компетентность, но и гражданское мужество.

В Росси всегда власть хотела видеть и слышать то, что ей угодно.

Поэтому нужна действительно методологическая основа социальной психологии. Здесь должны быть заложены истинные научные принципы, а не подхалимимаж.

К сожалению, процесс построения адекватной теории социальной психологии в России осложняется многими факторами. Одним из них является методический аспект данной отрасли психологического знания.

Это обстоятельство в значительной степени мутирует социально-психологическую теорию. Как ни странно, сложившаяся ситуация в методической области социальной психологии связаны с компетентностным подходом. Казалось бы, всё верно и правильно. Именно компетентностный подход позволяет определить то, что необходимо специалисту. Раньше так и было. Тогда шла речь о профессионализме, который складывается из профессиональной компетентности и профессионально важных качеств. В свою очередь они вытекают из профессиограммы и психограммы, в которых закладываются обоснованные требования к тому или иному специалисту со стороны практики.

В настоящее время всё вроде бы осталось по-прежнему, продолжается разговор о компетентностном подходе. Правда, вместо профессиональной компетентности и профессионально важных качеств употребляют ставшее чрезвычайно модным понятие, которое звучит как «компетенция».

К сожалению, под «компетенцией» понимается и специальные знания и профессионально важные качества. Такое понимание «компетенции» возникло в результате перевода с английского языка на русский слова «competence». В английском оно действительно означает специальные знания. В русском же языке означает совершенно другое и имеет юридическое значение.

Но суть проблемы даже не в этом. Состоит она в другом — в необоснованности так называемых «компетенций».

Так называемые пресловутые «компетенции» заложены во ФГОСах. Откуда они взялись никто толком не знает. Однако именно они задают затем содержание учебных программ по дисциплинам и, в частности, по социальной психологии. Если бы они вытекали из соответствующих научных теорий, психограмм возражений быть не могло бы. Но они взяты с «потолка». Их содержание вызывает улыбку у профессионалов. Тем не менее матрицы компетенций, взятые от «фонаря» продолжают выполнять свои «ритуальные услуги» по отношению ко всем отечественным отраслям науки, в том числе — и к социальной психологии.

В результате возникает потребность не в создании полноценных учебников, а в учебных пособиях по обслуживанию пресловутых «компетенций». В связи с этим нужны кастрированные учебные пособия для того, чтобы студенты при тестировании могли ответить на вопросы, вытекающие из «компетенций».

Это не методика, а антиметодика; детская игра в пазлы вместо создания психограмм, разработки и усвоении понятий и определений той или иной науки и т. д. Впрочем, дело куда серьёзней. Полуграмотные «компетенции», ФГОСы, тесты и т. д. — это бизнес.

Разумеется, данный псевдонаучный, антиметодический подход, как уже отмечалось, мутирует содержание учебных пособий, в том числе и по социальной психологии. Серьёзные авторы, дорожащие своей научной репутацией, перестают писать учебники для бакалавриата по причине, указанной выше. В качестве примера можно привести вопросы, используемые при тестировании студентов по «Социальной психологии». Здесь имеет место подмена социальной психологии — «Социологией», архаичность содержания вопросов, их некорректная формулировка, ставящая в тупик не только студентов, но и ведущих специалистов в области социальной психологии.

Таким образом, методический аспект социальной психологии не способствует её развитию, мягко говоря, напротив, антиметодика загоняет её в угол и выполняет самую пагубную роль. Этот момент является весомым фактором разрушения не только социальной психологии, но и гуманитарной науки в целом. Если раньше эту функцию выполняла политическая цензура, то теперь эту роль взяли на себя непрофессионализм и определенные идейные установки горе-реформаторов в области образования. Зачистка национальной составляющей социальной психологи (и не только!) относится к разряду не просто ошибок, но и более тяжелых деяний.

Вообще говоря, ситуация, связанная с методическим аспектом «социальной психологии» относится к числу параноидальных. Такой вывод напрашивается сам собой. Доказательством его служит маниякальное упорство реализации квазикомпетенций, которые закладываются во ФГОСы, программы, тесты, учебники и учебные пособия и т. д. Абсурдность данной ситуации очевидна всем кроме «топ-менеджеров» в сфере образования. Тем не менее преподаватели трудятся денно и нощно над созданием ООП в соответствии с картой компетенций. Это отнимает время, силы. Бессмысленность таковых программ ясна и студентам, так как они не несут никакой функциональной нагрузки. Студенты даже не могут ими воспользоваться на экзаменах в качестве подсказки.

«Мартышкин труд», работа на корзину уводит в сторону от содержательной стороны вопроса: написания учебников, учебных пособий и прочее… Вместо всего этого нескончаемый бумажный вал, который на руку тем, кто не может проявить себя иначе.

В результате торжествует бездарность, рядящаяся в одежде псевдо-учёности. В таких случаях народная мудрость гласит «Слышали звон, да не знают, где он».

Отказ от всего национального, слепое копирование, впрочем, не просто слепое, а глупое копирование не может не закончиться крахом.

Итак, ясно: то, что происходит в методическом плане с «Социальной психологией» не иначе, как глумлением назвать нельзя. Фетишизировать, говорить серьёзно об изначальной глупости в виде карт компетенций, никак и ничем не обоснованных (откуда, что взялось — неизвестно), значит, совершать ошибку. Все эти пресловутые компетенции- нонсенс, абсурд. Речь идет не о глоссарии, терминах, дефинициях, понятиях, которые всегда составляли основу классических программ и учебников, а о виртуальных компетенциях, количественно ограниченных и в содержательном плане представляющих загадку и ребус.

Впрочем, аналогичным образом дела обстоят и в других социально-гуманитарных отраслях науки и учебных дисциплинах.

Однако самым мощным фактором, негативно влияющим на состояние «Социальной психологии», является практика её применения, то есть прикладной аспект. В свою очередь она зависит от востребованности со стороны государства, экономики и общества.

Если в США самым многочисленным отрядом психологов являются социальные психологи, то в России наблюдается другая картина. Здесь вместо профессиональных социальных психологов популярностью пользуются прихвостни из числа так называемых экспертов, «говорящие головы», массовики-затейники, именующие себя технологами. Они практически не сходят с экранов ТВ. Данные специалисты в кавычках являются авторами «формирующей», а не реальной социальной психологии. Из под их «пера» выходят нескончаемые сериалы опереточных постановок, дешевых спектаклей и т. д. Все это сейчас называется пиаром, но на самом деле является «игрой в дурака» (В. Костиков). Вместо реальной статистики — фэнтази; вместо доктрин, идеологии, стратегии, сценариев — рекламные ролики, хлесткие фразы, игры в дурака с публикой.

Дискредитируют социальную психологию также мошенники всех мастей и рангов: астрологи, экстрасенсы, представители магии и т. д. Они пользуются спросом. Не обделены вниманием представители и других экзотических технологий и техник, в том числе имиджеологи по символическим акциям.

Что же касается профессионалов в области «Социальной психологии», то они остаются в тени.

Если на западе и прежде всего в США, как уже отмечалось, социальные психологи являются чрезвычайно востребованными (они работают на правительство, консалтинговых фирмах и т. п.), то в России обходятся без них: при проведении переговоров, разрешении социальных конфликтов. Этот список можно продолжать до бесконечности. В лучшем случае они работают в сфере бизнеса, банковских структурах, бюджетных учреждениях. Их заменяют те, кто является специалистом по «дымовой завесе», социальной канализации, устройству зонтиков и ширм для банкротящихся партий, грязных предвыборных технологий.

Конечно, чтобы исправить ситуацию, усилий со стороны социальных психологов недостаточно. Нужен заказ со стороны государства, экономики и общества.

Тем не менее социальные психологи не должны снимать с себя ответственность за сложившееся положение дел. В связи с этим они должны чётко разработать теоретические основы праксиологии. В учебных пособиях по «Социальной психологии» необходимо предусматривать и раскрывать как теоретические, так и прикладные её аспекты.

Таким образом, анализ показывает, что Российская социальная психология практически находится в кризисном состоянии. Но в этом виноваты не только отечественные социальные психологи. Практически вся Российская социально- гуманитарная наука оказалась в аналогичном положении. Отчасти «гуманитарии» виноваты сами. Так, социология фактически отстранилась от исследования своего предмета — общества и занимается прикладными аспектами, вторгаясь в компетенцию социальной психологии. Это свидетельствует об отсутствии не столько научной, сколько гражданской позиции. За это, т. е. мифотворчество отечественная социально-гуманитарная наука расплачивалась дорогой ценой — своей гибелью и торможением в развитии.

В заключение следует подчеркнуть: в условиях разрушения отечественной социально-гуманитарной науки социальная психология должна показать пример служению национальным интересам. Только это обстоятельство позволяет опровергнуть мнение Д. Майерса о том, что Российской социальной психологии нет. Она была, есть и будет.

Литература:

1.                 Социальная психология. Под ред. А. Н. Сухова. 7-е изд. М., 2011.

2.                 Сухов А. Н. Социальная психология. 10-е изд. М., 2013.

3.                 Сухов А. Н. Социальная психология преступности М., 2007.

4.                 Сухов А. Н. Историко-психологический анализ реформирования и модернизации России. М., 2011.

5.                 Сухов А. Н. Основы психосоциальной работы с населением. М. 2013.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная психология, Российская социальная психология, Россия, методический аспект, профессиональная компетентность, самое дело, психолог, США, гуманитарная наука, западная социальная психология.

moluch.ru