Статус в группе это: Социальный статус в группе
Положение индивида в группе
21.11.2012
Первым из понятий, употребляемых в данном контексте, является понятие «статус» или «позиция», обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Термины «статус» и «позиция» часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие «позиция» имеет несколько иное значение. Статус индивида в группе — это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.
Самое широкое применение понятие «статус» находит при описании структуры межличностных отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика.
Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений — это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то как он оценивает свое реальное положение. Действительный статус и его восприятие человеком могут не совпадать.
Другая характеристика индивида в группе — это «роль». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Принятая на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутригрупповых отношений.
Существует много классификаций и названий групповых ролей. Набор ролевых функций определяется типом группы ее структурой. Так, например, в психокоррекционной группе многие роли носят яркие названия: «добродетельный моралист», «жалобщик», «хранитель времени», «страж демократии», «аут-сайдер». Набор ролей в группе также зависит от задач, которые она выполняет. Роли, связанные с групповой поддержкой, носят следующие названия: «поощряющий», «гармонизирующий», «идущий на компромисс», «охраняющий и выполняющий», «устанавливающий стандарты», «пассивно следующий».
В наиболее общем виде роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказанием поддержки другим членам группы, представлены в таблице 3.
Типологий групповых ролей достаточно много, в основе их, как правило, лежат отношения власти — подчинения или предпочтения — отторжения. Наиболее яркое представление о ролевом разделении в группе дает анализ таких групп, где существует жесткая иерархия, недостаток ресурсов и проблемы с их распределением. Пользуясь греческим алфавитом, статусно-ролевое распределение в такой группе обычно определяется следующим набором ролей:
- альфа—лидер группы, наиболее энергичен, авторитетен, пользуется правом первоочередного присвоения благ;
- бета — второе лицо в группе с соответствующим правом на блага, менее энергичен, но часто более интеллектуален, чем альфа; обычно является хранителем групповых норм и правил;
- гамма-1 — приближенные, опора, соратники, команда альфы;
- гамма-2 — обычно многочисленная подгруппа инертных, подчиняющихся членов группы, становящихся жертвами манипуляций представителей верхнего уровня;
- гамма-3 — оппозиция, подгруппа недовольных своим статусом, но вынужденных подчиняться; по отношению к ним применяется политика «кнута или пряника», причем «пряником» может быть введение в число приближенных (кооптация), а «кнутом» — ограничение прав, получаемого вознаграждения, довольства, изгнание из группы и вплоть до физической расправы;
- гамма-4 — шут, позволяющий себе (с разрешения лидера) критические замечания, поддерживая видимость демократии, свободы слова и т. п.; по статусу может быть на уровне от гамма-1 до гамма-3;
- омега — «козел отпущения» — лицо, принимающее на себя групповую агрессию. Такая роль группе необходима для сплочения, демонстрации единства, ощущения чувства «мы» в противовес омеге, которая как раз и есть «не мы». Если личность в позиции омега не согласна со своим статусом и покидает группу, группа находит другую личность на эту роль. Довольно сильно такое групповое деление проявляется и в группах социально незрелых личностей—детей, преступников.
Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система «групповых ожиданий». Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для оптимизации контроля членами группы используются групповые нормы и групповые санкции.
Ключевые слова: Индивид, Группа
Источник: Горбунова М.Ю., Социальная психология
Материалы по теме |
---|
Социальный статус индивида в группе Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :… |
Роль и ролевое поведение индивида в группе Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :… |
Группа и индивид Занковский А. Н., Психология деловых отношений |
Референтные группы Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :… |
Понятие малой группы и коллектива Кишкель Е.Н. Управленческая психология |
Перцептивный уровень взаимодействия в малой группе Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :… |
Факторы групповой динамики Руденский Е.В., Социальная психология |
Типологии личности, основывающиеся на свойствах индивида Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики — Минск.: Изд-во МИУ, 2010 |
Социальные статусы – что это в психологии. Виды, характеристики, связь с социальными ролями
Являясь частью социальной группы, каждый человек занимает определенное место в групповой иерархии. Это место называется социальный статус. Даже если социум имеет неформальный характер и, казалось бы, не имеет четкой структуры и иерархии, то все равно члены этого социума имеют разный «вес», авторитет, привлекательность, уровень власти и т. д. Различие статусов играет важную роль в организации межличностных отношений и в существовании группы.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Что такое социальный статус
- 1.1 Социальный статус как отражение индивидуально-личностных особенностей человека
- 1.2 Статус и социальные роли
- 1.3 Социальный статус и авторитет
- 2 Виды социальных статусов
- 2.1 Различные виды позиций в групповой иерархии
- 2.2 Социометрические статусы
Что такое социальный статус
Это понятие в социальной психологии близко к таким категориям, как авторитет, престиж, роль, но оно не совпадает с ними по значению и имеет существенные отличия. Социальный статус – это то положение, которое занимает человек в обществе. Оно, с одной стороны, определяется его личными качествами, с другой – теми функциями, которые индивид выполняет в группе.
Социальный статус как отражение индивидуально-личностных особенностей человека
Главный фактор, определяющий положение человека в групповой иерархии – это его привлекательность для других. Она связанна не с внешними, поверхностными особенностями, а с теми качествами, которые определяют уровень полезности индивида для группы. Так, добрый и отзывчивый человек может иметь низкий социальный статус, потому что он слишком робкий и безынициативный или ленивый и любит перекладывать ответственность на других. И напротив, уверенность индивида в своих силах, активность, заинтересованность в делах группы повышает его статус.
В разных социумах статус может зависеть от разных качеств личности. Например, в профессиональных коллективах первостепенное значение имеют специальные знания и навыки. В неформальных сообществах подростков – уверенность в себе, смелость и верность группе; в семье – умение заботиться о других, готовность поддержать и т. д.
Статус и социальные роли
Важную роль в формировании социального статуса играет ролевое поведение индивида. Роль – это функция человека в группе, которая включает в себя набор стереотипов ролевого поведения, обязанности и права человека. Роль – это не статус, хоть она может влиять на него. И разные роли могут занимать различное место в групповой иерархии. Но одновременно люди, играющие одни и те же роли в группе, имеют неодинаковые статусы. Например, ученики в классе, дети в многодетной семье, сотрудники офиса — роль одна, а статусы разные.
Однако на формирование социального статуса влияет то, как человек выполняет свои функции, то есть играет приписываемую ему роль в группе. Поэтому нередко случается, что в неформальной групповой иерархии начальник имеет более низкий статус, чем кто-то из его подчиненных.
Социальный статус и авторитет
Под авторитетом в психологии понимают уровень влияния человека на других членов группы. Авторитет может быть формальный и зависеть от должности индивида. Например, начальник всегда обладает формальным авторитетом и имеет рычаги власти и управления, тоже носящие формальный характер. Он может предоставить премию или лишить ее, назначить отпуск в удобное или неудобное для подчиненного время, понизить или повысить в должности и т. д.
Неформальный авторитет связан со статусом, с той позицией, которую индивид занимает в групповой иерархии. Высокостатусные личности нередко обладают большим авторитетом и реальной властью, чем официально назначенные чиновники. Потому что их право власти и управления основано на уважении и поддержке других членов группы.
Виды социальных статусов
Один и тот же человек может обладать различными статусами не только потому, что является членом разных групп, но и потому, что существует несколько видов статусов, определяемых на основе разных факторов.
Различные виды позиций в групповой иерархии
Существует много разных подходов к классификации социальных статусов. Часто это связано, например, с целями конкретного социально-психологического исследования или с какой-то специфической группой.
Указанные здесь виды позиций в иерархической структуре группы не являются единственными, но они общепризнанные.- Заданный статус связан с не зависящими от человека, но присущими ему характеристиками: полом, возрастом, национальностью и т. д. Как правило, характеристики, формирующие этот вид статуса, имеют принципиальное значение в существовании группы, в совместной деятельности или связаны с традициями.
- Личный статус определяется индивидуальными особенностями человека: чертами характера, эмоциональной и волевой сферы, умениями, знаниями и навыками, мотивами и потребностями. Этот вид статуса имеет большее значение в малой группе и во многом определяет место человека в системе межличностных отношений.
- Приписываемый статус – это заданное извне положение человека, практически не зависящее от его сознательных усилий. К этому виду относятся, например, статусы подростка, тещи, свекрови, зятя, пенсионера и т. д. Предписываемый статус очень близок к соответствующей социальной роли и с течением времени может меняться.
- Достигаемый статус – это позиция в групповой иерархии, которую человек достиг благодаря своим усилиям или удачливости.
Есть и еще один вид социальных статусов, о котором следует поговорить особо.
Социометрические статусы
Одной из наиболее популярных методик в социальной психологии является социометрия. Эта методика, автор которой американский психолог Я. Морено, позволяет выстроить иерархическую структуру группы и определить статусы ее членов.
Особенность социометрического статуса в том, что он основан на уровне привлекательности индивида для всех остальных членов группы. Анализируя взаимные предпочтения или выборы, можно выделить несколько позиций в групповой иерархии:
- Социометрические звезды – члены группы, получившие максимальное количество выборов. Звезды хоть и обладают немалым авторитетом в социуме, чаще всего не являются лидерами – хороший лидер не может быть приятен всем, так как он часто применяет социальные санкции. Те, кто занимает верхние позиции в рейтинге привлекательности в своей группе, могут и не обладать качествами лидера – организаторскими способностями, достаточной твердостью, волей и т. д.
- Предпочитаемые или высокостатусные – это те люди, которые получили большое количество выборов, но меньшее, чем звезды. Они достаточно популярны в группе, их положение устойчивое, на их поддержку обычно рассчитывает лидер.
- Низкостатусные – члены группы, получившие 1-2 выбора. В целом они могут быть довольны своим положением, так как или имеют хотя бы одного, но преданного друга, или потому что входят в замкнутую микрогруппу. Но в групповой жизни они не пользуются авторитетом и часто почти в ней не участвуют.
- Изолированные – субъекты, которых не выбрал никто. Причем они не получили не только положительных, но и отрицательных выборов. Они как бы вообще не существуют, их не замечают в группе. И эта позиция самая тяжелая с точки зрения эмоциональной оценки. Быть изолированным хуже, чем быть отверженным или пренебрегаемым.
- Пренебрегаемые – люди, которых отвергает большинство членов группы, или они получили много отрицательных выборов. Чаще всего причиной их позиции являются личные качества и собственный негативизм. Нередко пренебрегаемые сами провоцируют негативную реакцию группы, чтобы не быть изолированными.
Выяснение социометрических статусов полезно для понимания отношений в группе, но оно не раскрывает полностью позицию каждого человека в системе групповой деятельности. И все же социометрические статусы связаны с личными качествами, устойчивы и оказывают сильное влияние на развитие личности и ее поведение в социуме. Этим и объясняется популярность методики Я. Морено.
это, определение слова, понятие. Что такое Статус, значение, словарь, энциклопедия
Статус [от лат. status — положение, состояние] — положение личности в системе социальных отношений, отражающее и определяющее ее право и обязанности во взаимодействии и общении с социальным окружением. Различают социальный и межличностный, или интрагрупповой статус личности. При этом социальный статус индивида, то есть характеристика его положения в обществе, изучается, прежде всего, в рамках социологической и демографической наук. Что касается интрагруппового статуса, то, будучи одним из ключевых понятий социальной психологии, он определяет сущностные характеристики той социальной ситуации развития, в которой находится конкретная личность в столь же конкретном сообществе. Само понятие «-статус»- также, как и понятие «-роль»-, в лексикон социальной психологии ввел Р. -Линтон еще в 1936, но и сейчас социальную ситуацию развития личности в конкретной группе описывают, прежде всего, в координатах статусно-ролевых отношений. Объясняется это тем, что, по словам известного отечественного психолога В. -Б. -Олшанского, «-статус, отвечая на вопрос: &ldquo-Кто он?&rdquo-, а роль — &ldquo-Что он делает?&rdquo-«-, задают именно тот ракурс рассмотрения, который позволяет дать психологически сущностную характеристику истинной позиции конкретного индивида в любых референтных для него группах и группах членства. Важной особенностью статуса является то, что этот показатель личностного положения в интрагрупповой структуре может, с одной стороны, быть совершенно различным, а порой и прямопротивоположным в зависимости от того, о какой группе членства данного индивида идет речь, а с другой — и в рамках одной и той же группы качественно меняться и со временем, и применительно к разным сферам групповой активности. Нередко подобные несовпадения и динамика статусной позиции индивида приводят к резким переменам личностью своего ближайшего окружения, к падению референтности одних общностей и выдвижению в этом смысле на первый план других, возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов, неадекватности самооценки, демонстративному поведению, проявлениям агрессии. Статус, будучи в определенном смысле результатом межличностного взаимовосприятия, в то же время представляет собой фактор, достаточно часто решающим образом определяющий характер взаимооценки и личностного видения друг друга людьми как на уровне внутригруппового, так и на уровне межгруппового взаимодействия.
Формирование статусных различий в неформальном интрагрупповом контексте описывается, в частности, теорией статусных ожиданий, разработанной группой социальных психологов во главе с Д. -Бергером в 80-е гг. XX века: «-Согласно этому подходу, члены группы стремятся к достижению определенных целей и готовы предоставить высокий статус тем членам, которые могут обеспечить успех группе. Когда члены группы впервые встречаются, они пытаются оценить способность каждого человека содействовать достижению групповых целей, и эти оценки впоследствии формируют основу статуса каждого члена группы»-478. При этом, как показывают исследования, на выборы такого рода «-…влияют как релевантные задачам характеристики, так и потенциально нерелевантные диффузные статусные характеристики, такие как возраст, этническая принадлежность и престижность профессии»-. По мнению Ш. -Тейлора и его коллег, «-как пол, так и раса могут использоваться в группах в качестве диффузных статусных характеристик, работая тем самым против женщин и членов этнических групповых меньшинств»-479.
В группах низкого уровня развития, а также в группах асоциальной направленности такого рода первичные статусные ожидания, как правило, консервируются — т. -е. члены группы с изначально высоким статусом стараются как осознанно, так и на бессознательном уровне соответствовать ожиданиям, в то время как низко- и среднестатусные члены сообщества укрепляются в убежденности в превосходстве лидеров. При этом достаточно распространенной является практика откровенного подавления высокостатусными членами группы попыток подвергнуть сомнению свой статус, если желающие это сделать имеют место.
То, что статусная позиция оказывает существенное влияние как на межличностное восприятие, так и на самовосприятие индивида подтверждается целым рядом наблюдений и экспериментов. Как отмечает Д. -Майерс, «-во многих бытовых и лабораторных ситуациях люди, получившие более высокий статус, начинают рассматривать себя как лиц, заслуживающих более хорошего отношения к себе или как более способных к руководящей работе»-. Так, например, в экспериментах Р. -Хамфри, построенных на ролевой симуляции работы бизнес-офиса, «-по жребию все испытуемые были разделены на две части: одни стали менеджерами, другие — клерками. Как и в настоящем офисе, менеджеры отдавали распоряжения клеркам и осуществляли руководство на высшем уровне. В конце эксперимента и менеджеры, и клерки стали считать, что фактически равные клеркам по способностям (поскольку отбор осуществлялся случайным образом) менеджеры являются более интеллегентными, настойчивыми и ответственными — как если бы они действительно были более пригодны для руководящей работы»-480. Примечательно, что не только «-менеджеры»- в процессе эксперимента утвердились в собственной «-исключительности»-, но и «-клерки»- признали свою относительную «-неполноценность»- по сравнению с ними.
Как пишет Д. -Майерс, «-сходным образом исполнение роли подчиненного может вызвать эффект подавления. Эллен Ланжер и Энн Беневенто обнаружили этот факт, когда составляли из нью-йоркских женщин пары для решения арифметических задач. Вначале женщины решали задачи индивидуально, а затем в паре, причем одна из женщин назначалась &ldquo-боссом&rdquo-, а другая — &ldquo-ассистентом&rdquo-. Когда они снова стали работать индивидуально, выяснилось, что «-боссам теперь удается решать больше задач, чем в первом раунде, тогда как &ldquo-ассистентам&rdquo- — меньше. Сходное влияние статуса на работоспособность было выявлено в экспериментах с учениками начальных классов: исполнение роли подчиненного подрывает самостоятельность»-481.
В этой связи совершенно понятно почему на уровень конформности в классических экспериментах С. -Милграма столь сильно влиял статус как экспериментатора и учреждения, под эгидой которого проводилось исследование, так и статус самих испытуемых — «-…люди с низким статусом намного охотнее выполняли указание экспериментатора, чем испытуемые с высоким статусом. Дойдя до 450 вольт, один из испытуемых, 37-летний сварщик, повернулся и почтительно спросил: &ldquo-А что включить теперь, профессор?&rdquo-. Другой же испытуемый, профессор богословия, остановился на 150 вольтах и заявил: &ldquo-Я не понимаю, почему этот эксперимент нам дороже человеческой жизни&rdquo-, после чего замучил экспериментатора вопросами об &ldquo-этичности происходящего&rdquo-«-482.
Большой объем исследований, связанных с проблемой статуса, выполнен в рамках организационной психологии. Это связано с тем, что, как отмечают Д. -Ньюстром и К. -Дэвис, «-…статус имеет важнейшее значение для большинства индивидов, они прилагают значительные усилия, чтобы заслужить достойное место в группе. Если менеджменту удается связать статус работника с действиями по достижению целей компании, направленная на решение задач организации мотивация сотрудников резко возрастает»-483. Данный механизм, что называется, «-в лоб»- задействуется в тех организациях, где продвижение по иерархической лестнице напрямую увязывается с индивидуальными и групповыми показателями результатов деятельности. Более опосредствованным и тонким способом его эксплуатации является участие в доходах и принятии решений, в программах внутрикорпоративного обучения и т. -п.
При любом варианте реализации такого подхода для высшего менеджмента компании принципиально важно иметь четкое представление как о факторах, опосредствующих социальный и межличностный статус индивида (в организационном контексте они часто пересекаются), так и о символах статуса, под которыми обычно понимаются «-…видимые, внешние признаки, которые принадлежат индивиду или рабочему месту и подтверждают их социальный ранг»-484. Обычно к опосредствующим факторам, или источникам статуса относят: уровень образования, занимаемую должность, тип выполняемой работы и условия профессиональной деятельности, способности индивида, уровень, а также метод оплаты труда, старшинство по стажу, а также физический возраст сотрудника (последний является наиболее амбивалентным фактором — в одних компаниях великовозрастные сотрудники являются наиболее уважаемыми и пользуются определенными привилегиями, в других, напротив, от таких сотруников стараются избавиться). Кроме того, к этим достаточно универсальным источникам статуса в целом ряде случаев добавляются более локальные и, как правило, неформальные аспекты. Так, например, менеджер среднего уровня, женатый на дочери «-большого босса»- и имеющий в связи с этим доступ к боссу в неформальной обстановке, скорее всего, будет обладать более высоким реальным статусом, чем его коллеги по цеху. Следует добавить, что социальный и интрагрупповой статусы индивида могут пересекаться, создавая резонирующий эффект, тем самым существенно повышая реальный социальный «-вес»- конкретного человека.
К типичным символам статуса в организационной психологии обычно относят: мебель и другие предметы внутреннего убранства кабинета (как и сам факт наличия оного)- расположение рабочего места (наиболее престижными традиционно считаются угловые офисы с красивым видом из окна)- оборудование рабочего места, его качество (например, размер и марка компьютерного терминала) и «-возраст»— тип рабочей одежды (дресс-код — очень дорогой костюм, просто костюм, джинсы, спецовка и т. -д.)- служебные привилегии (персональный автомобиль, «-ведомственное»- жилье, право пользования корпоративной инфраструктурой, связанной с проведением досуга и т. -п.)- название должности (люди, чья должность называется «-менеджер по продажам»-, как правило, ощущают себя более статусными лицами, чем те, кто числится «-продавцом-консультантом»-, хотя могут практически не отличаться от последних в том, что касается содержания деятельности, оплаты труда и т. -д.)- наличие прикрепленных работников (секретаря, референта и т. -д.) и общее количество подчиненных- право распоряжаться финансами- участие в коллективных и временных органах управления (комитетах, комиссиях, управленческих командах) и т. -д. Учет символов статуса при определении кадровой политики компании и разработки программ мотивации сотрудников не только важен, но и необходим, поскольку, «-удовлетворенность трудом сотрудников, лишенных &ldquo-причитающихся&rdquo- им символов снижается»-. Понимая это, а также роль статуса в целом, с точки зрения мотивированности сотрудников и их преданности организации, многие топ-менеджеры «-…проводят политику, в соответствии с которой сотрудники равных рангов в одном и том же отделе должны получать примерно одинаковые символы статуса, но между отделами может существовать разница, поскольку они выполняют различные функции и ранги их сотрудников могут быть приравнены только косвенно. Как бы то ни было, менеджеры должны иметь в виду тот факт, что различия в статусе существуют и ими необходимо управлять»-485.
Практический социальный психолог должен уметь выявлять источники и символы статуса в конкретной организации методами включенного и внешнего наблюдения, интервью, а также использовать для этого методики диагностики особенностей корпоративной культуры. И все-таки основными практическими средствами выявления статусно-ролевой позиции индивида в более широком социально-психологическом контексте остаются социометрия, референтометрия, методика выявления мотивационного ядра межличностных выборов и методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, детально описанные в третьей части настоящей «-Азбуки»-. Они, как правило, являются первым шагом любой развернутой социально-психологической работы с группой, поскольку практический социальный психолог без знания реального статусного «-расклада»- в конкретной группе, по сути дела, не в силах реализовать ни одну группообразующую психологическую программу уже хотя бы потому, что его усилия, осуществляющиеся без учета, на кого в статусном плане они направлены, лишь случайно могут оказаться «-адресными»-, а в большинстве случаев могут привести к прямо противоположным желаемым результатам.
478Тейлор -Ш. и др. Социальная психология. СПб., 2004. С. 455.
479Тейлор -Ш. и др. Социальная психология. СПб., 2004. С. 456.
480Майерс -Д. Социальная психология. СПб., 2000. С. 257.
481 Там же. С. 257—258.
482Майерс -Д. Социальная психология. СПб., 2000. С. 296.
483Ньюстром -Д., Дэвис -К. Организационное поведение. СПб., 2000. С. 95.
484 Там же. С. 96.
485Ньюстром -Д., Дэвис -К. Организационное поведение. СПб., 2000. С. 96.
Статус
Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева
Статус [лат. status — положение, состояние] (в социальной психологии) — положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный С. Существенные расхождения в С., который. ..
Статус
Психологическая энциклопедия
(лат. status — положение, состояние) — положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии, степень авторитета в глазах остальных участников группы.
Статус, Социальный
Психологическая энциклопедия
См. статус (2).
Статус, Достигнутый
Психологическая энциклопедия
Любой статус, который приобретен в результате усилий, конкуренции, знаний, специальных умений и т.д. Примерами являются профессиональные статусы врачей, профессоров, художников и т.д. Ср. с предписанным статусом.
Статус
Психологическая энциклопедия
1. Вообще – состояние дел, условия. 2. Достаточно четко определенное положение в социальной иерархии группы или общества. здесь может характеризоваться любым из двух способов: (а) в терминах прав, привилегий, престижа, власти и т.д. относительно других в социальной иерархии; и/…
Статус, Предписанный
Психологическая энциклопедия
Любой статус, основанный на наследственных факторах, а не на личных способностях, умениях и т. д. Ср. с достигнутым статусом.
Статус
Психологическая энциклопедия
— в психологии социальной — положение субъекта в системе отношений межличностных, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Существенные расхождения в статусе, который обретает индивид в группах,…
Статус
Психологическая энциклопедия
(в социальной психологии) (от лат. status — положение, состояние) — положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус.
Поделиться:
В чем разница между группами, ролями и статусом? – VennLeader.com
Давайте уточним социальную структуру. В этом посте мы ответим на вопрос «В чем разница между группами, ролями и статусом?» В каждом из этих доменов человек принадлежит к нескольким группам . Группы — это люди, у которых есть что-то общее и которые считают, что то, что у них есть, имеет большое значение. Например, в интимной сфере нашей жизни наша семья является примером группы. В социальной сфере примером группы может быть команда по софтболу. А Референтная группа — это группа, которую человек принимает в качестве эталона при формировании отношения и поведения. Семья является такой группой для большинства, но некоторые люди могут также обнаружить, что их принадлежность к своей профессии как группе привила убеждения и ценности до такой степени, что их повседневная этика во многом определяется этим членством (полицейские, военные, врачи и т. д.). духовенство, например).
Социальный статус — это положение, которое человек занимает в группе. Некоторые из них приписанных статусов, таких как год нашего рождения или цвет нашей кожи. Каждый из этих статусов делает нас членом определенной группы, и все же мы не можем легко изменить их, если вообще можем их изменить. Затем есть другие статусы, которые достигнуты . Это позиции, которые мы занимаем в различных группах, к которым мы можем стремиться и которые мы можем улучшить. Как Солдат [группа] статус человека может повыситься с рядового до генерала. Будучи спортсменом [группой], человек может пройти путь от бейсбольного поля низшей лиги родного города до выступлений за величайшую бейсбольную команду мира «Бостон Ред Сокс». Членство в группах; спортсмен, бейсболист и даже питчер остается прежним. Но их статус постепенно повышается. А набор статусов — это все статусы или должности, которые человек занимает в своих группах, как достигнутые, так и назначенные. Большинство состояний сопровождаются символами состояния или знаками, идентифицирующими состояние. Например, у помолвленной женщины может быть обручальное кольцо. У супружеской пары может быть набор обручальных колец. Большинство символов статуса — это материальные предметы, которые отображают их достижения как члена группы. Спортивное и здоровое тело также может считаться символом статуса для человека, который является спортсменом или членом группы, которая ценит физическую форму.
Далее мы поговорим о Ролях , которые мы играем в нашей повседневной жизни. Роли — это поведение, обязанности, преимущества и привилегии, связанные со статусом.
Роли, которые мы играем, являются неотъемлемой частью нашей личности и глубоко переплетены с нашей самооценкой. В нашей повседневной жизни мы играем много ролей; например, отец/мать, офицер полиции, тренер по бейсболу, свидание за ужином, студент колледжа и лучший друг. Эрвинг Гоффман (1922–1982) разработал тип социологического исследования, известного как драматургия, который утверждает, что мы играем эти роли в своей жизни театральным образом. Каждый раз, когда мы принимаем новую роль, мы начинаем играть эту роль на мировой сцене. Это известно как наше «ролевое выступление», и то, как мы играем роль, во многом зависит от того, кто присутствует на представлении. Если правда, что весь мир — сцена, то мы постоянно либо выступаем, либо репетируем. Места, где от нас ожидают исполнения нашей роли, по сути являются «авансценой». Например, семейный обеденный стол — это авансцена, на которой мать, отец, сын или дочь могут проявить себя наилучшим образом в такой роли, отложив в сторону свою роль студента, тренера или врача. «За кулисами» — это место, где мы чувствуем себя в безопасности и комфортно, репетируя свои роли или полностью откладывая их в сторону. Такие места, как ванная, спальня или наши машины по дороге на работу.
Помните, Лидер Веннов «[имеет] четкое представление о себе и справедливо судит о добре и зле. Они действуют с чувством самосознания, что приводит к эффективному использованию эмоционального интеллекта ; они берут на себя ответственность за свои решения». Мы обсудим роли, которые мы играем в нашей повседневной жизни, поскольку они связаны с нашими наборами статусов и переплетаются с ними. Набор ролей — это каждый статус, обычно связанный с несколькими ролями: сержант как профессиональный полицейский; Сержант в качестве начальника патруля; Сержант в качестве инструктора, тренера, наставника и т. д. Гоффман сказал, что наши попытки заставить других видеть нас в лучшем свете — это управление впечатлением.
Ролевое моделирование является важной частью социализации. Наша способность удовлетворительно играть роль, производя соответствующее впечатление на нашу аудиторию, во многом зависит от того, как мы учимся играть эту роль. Ролевая социализация (например, гендерно-ролевая социализация) — это то, как мы учимся играть роль. Образцы для подражания показывают нам, как играть свою роль. И наоборот, мы моделируем для других, как играть роли, которые мы исполняем (например, сын наблюдает за своим отцом, чтобы когда-нибудь научиться играть эту роль, а патрульный офицер, проходящий испытательный срок, наблюдает за своим сержантом, чтобы научиться играть эту роль когда-нибудь).
Если рассматривать весь наш набор статусов как единое целое, некоторые вещи обычно выделяются, возможно, одна больше других. Это считается нашим главным статусом . Главный статус — это статус, который пересекает другие статусы, которые занимает человек, и рассматривается как доминирующий статус.
» Весь мир — сцена, И все мужчины и женщины просто актеры; Имеют свои выходы и свои входы, И один человек в свое время играет много ролей, Его действия семи веков. Сначала младенец, Мычание и рвота на руках медсестры. Потом плаксивый школьник с ранцем И сияющее утреннее лицо, ползучее, как улитка Неохота в школу. А потом любовник, Вздыхая, как печь, с горестной балладой Сделано на бровь любовницы. Потом солдат, Полный странных ругательств и бородатый, как пард, Ревнивый в чести, внезапный и быстрый в ссоре, В поисках пузыря репутации Даже в пушечном жерле. А потом правосудие, Яркое круглое брюшко с хорошей подкладкой из каплуна, С суровыми глазами и бородой формальной стрижки, Полно мудрых пил и современных экземпляров; Итак, он играет свою роль. Шестой век сдвигается В тонкие панталоны в тапочках, С очками на носу и сумкой сбоку; Его юношеские чулки, хорошо сохранившиеся, слишком широкий мир За сморщенную ногу и громкий мужской голос Снова обращаясь к детским дискантам, трубы И свистит в его звуке. Последняя сцена из всех, На этом заканчивается эта странная, полная событий история, Второе ребячество и простое забвение, Без зубов, без глаз, без вкуса, без всего» — Уильям Шекспир написал, Как вам это понравится, Акт II, Сцена 7
|
В экономике командной работы статус среди членов группы имеет решающее значение
Функция
Иллюстрация мужчины в костюме со щитом, стоящего на длинном столе в зале заседаний
Исследования в разных культурах направлены на то, чтобы понять, как достигается и поддерживается статус
Трудно представить рабочую команду, организацию или общество в целом без внутренней иерархии. Статус представляет собой относительное положение каждого человека в группе. Некоторые члены считаются более важными, некоторые менее.
Этот рейтинг далеко не тривиален. Те, у кого высокий статус, получают больше внимания, их идеи пользуются большим уважением, и они с большей вероятностью навязывают свои взгляды группе. По крайней мере, одно исследование предполагает, что люди с высоким статусом живут дольше.
Исследователи социальных наук уже давно пытаются понять статус и то, как он работает. Сортируются ли группы автоматически, или люди активно работают над повышением своего относительного положения? Приносят ли иерархии статусов пользу или вред эффективности группы?
Подпишитесь на ежемесячное обновление по электронной почте.
Подписывайся
В последнее время ученые пришли к выводу, что процесс присвоения и поддержания статуса не является статичным, а постоянно меняется. Члены борются за более высокое положение или маневрируют, чтобы защитить свое положение. Команды часто используют сомнительные критерии, такие как пол или раса или самоуверенность амбициозных лидеров, чтобы присвоить себе статус. Группы переоценивают рейтинги в свете фактической производительности.
В статье, опубликованной в Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior , Коринн Бендерски из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Джиун Пай обобщают большой объем исследований этого нового взгляда на статус и намечают вопросы для будущих исследований. Они пишут, что цель состоит в том, чтобы лучше понять, «как люди приобретают или теряют статус с течением времени».
В статье рассматриваются такие вопросы, как: Как члены группы реагируют, когда другие пытаются получить или защитить свое положение? Являются ли некоторые тактики стремления к статусу более или менее эффективными? Ищут ли люди статус по-другому в других культурах?
Бендерский и Пай определяют статус как «социальную ценность, которую наблюдатели приписывают отдельному лицу или группе». Она отличается от власти, которая подразумевает определенную степень контроля над людьми или ресурсами. Один из способов понять разницу: у голливудских актеров высокий статус, но мало власти, в то время как у сотрудников DMV есть власть, но мало статуса.
Традиционные исследования рассматривали два основных способа приобретения статуса. В одной группе участники ранжируются на основе их предполагаемой компетентности или ожидаемой производительности. Другие смотрели на то, как люди активно стремятся к статусу, либо доминируя в группе, либо посылая сигналы о своей потенциальной ценности, то есть демонстрируя уверенность в себе или рекламируя свои полномочия.
Недавнее исследование показало, что, как бы он ни был получен, статус далек от стабильного. Не только члены группы пытаются улучшить или защитить свои позиции, но и команде в целом часто приходится пересматривать иерархию, потому что первоначальный рейтинг не основывался на реальных способностях членов. Одно исследование, проведенное Бендерски и Неха Парикх Шах из Рутгерса, показало, как экстраверты, которые получают статус, проецируя уверенность в себе, могут потерять свое положение, если их реальный вклад не соответствует ожиданиям.
Динамический взгляд на статус открывает новые возможности для лучшего понимания проблем, с которыми сталкиваются женщины при получении высоких должностей в организациях. Пол, как и раса, — это то, что социологи называют «расплывчатой» характеристикой, которая практически не дает указаний о том, как человек будет действовать на самом деле. (Сравните это с конкретными характеристиками, такими как опыт или уровень образования.) В обществах, которые присваивают мужчинам более высокий статус, чем женщинам, команды могут автоматически ставить мужчин на вершину иерархии, а женщин ранжировать ниже, независимо от их реальных способностей.
Один вопрос для будущих исследований: рассматриваются ли усилия женщин по поиску статуса более жестко, чем усилия мужчин, и если да, то как они могут избежать вероятной негативной реакции? Авторы предполагают, что одна из возможностей заключается в том, что женщины могут подняться в статусе не за счет активной борьбы за него, а за счет сотрудничества и щедрости, которые соответствуют существующим гендерным стереотипам.
Исследователи обнаружили, что высокий статус можно получить как за счет саморекламы, так и за счет бескорыстной преданности группе. Дальнейшее исследование может показать, зависит ли наиболее эффективный подход от состава команды или от характера задания. Например, сотрудничество может быть вознаграждено, когда успех зависит от совместной работы всех. Настойчивость может принести более высокий статус в группах с краткосрочными заданиями, поскольку информация о фактической компетентности может появляться медленнее.
Дополнительные исследования могут также изучить, как динамика статуса проявляется в разных культурах. Исследование 2014 года предполагает, что индивидуалистические культуры, такие как в США, склонны придавать более высокий статус компетентности, в то время как латиноамериканские культуры, которые, по словам авторов, более «ориентированы на сообщество», придают более высокий статус тем, кто проявляет теплоту. Согласно исследованию 2016 года, в восточноазиатских культурах люди с высоким статусом сохраняли свои позиции с помощью наказаний и других тактик доминирования. «Эти исследования предполагают, что дополнительные исследования динамики статуса в разных национальных культурах могут быть информативными», — пишут Бендерски и Пай.
Об исследовании
Бендерски, К., и Пай, Дж. (2018). Динамика состояния. Ежегодный обзор организационной психологии и организационного поведения, 5 , 183–199. doi: 10.1146
Бендерский С. и Шах Н.П. (2012). Падение экстравертов и рост невротиков: динамический процесс распределения статуса в рабочих группах. Журнал Академии управления, 56 (2). doi: 10.5465/amj.2011.0316
Связанные статьи
Установить статус группы на основе статуса членов группы
Статус группы определяется статусом членов группы.
- См. режим сводки состояния на платформе SolarWinds, чтобы узнать, как работает состояние группы.
- Дополнительные сведения о состоянии узла см. в разделе Расчет состояния узла.
Опции статуса группы
Показать наилучшее состояние полезно для отображения групп, определенных как наборы резервных или резервных устройств. В следующей таблице показано, как работает параметр Показать лучший статус:
(Вверх, Предупреждение, Вниз)
(Вверх)
(Предупреждение, Вверх)
(Вверх)
(Предупреждение, Вниз, Неизвестно)
(Предупреждение)
Смешанное состояние показывает предупреждение гарантирует, что состояние группы отображает наихудшее состояние типа предупреждения в группе. Если нет состояний типа предупреждения, но группа содержит сочетание состояний up и down, то состояние предупреждения Mixed Availability () отображается для всей группы. В следующей таблице показано, как работает опция предупреждения о смешанном состоянии:
(Критический, Вниз)
(Критический)
(Критический, Предупреждение, Вверх)
(Критический)
(вверх, вниз)
(Смешанная доступность)
Показать наихудшее состояние обеспечивает отображение наихудшего состояния в группе объектов для всей группы. В следующей таблице показано, как работает параметр Показать худшее состояние:
(Вверх, Предупреждение, Вниз)
(вниз)
(Предупреждение, Вверх)
(Предупреждение)
(Предупреждение, Вниз, Неизвестно)
(вниз)
Настройка статуса группы
- В веб-консоли платформы SolarWinds щелкните Настройки > Все настройки и щелкните Управление группами.