Стереотип в психологии: Что такое стереотип простыми словами? Примеры стереотипов
Что такое стереотип простыми словами? Примеры стереотипов
Некоторые слова, употребляющиеся как в разговорной речи, так и в качестве научных терминов, имеют несколько значений. К примеру, что такое стереотип? Это слово звучит в разговорах достаточно часто, его нередко слышно с телевизионных экранов, встречается термин и в печатных изданиях.
Благодаря такой распространенности, повсеместности употребления слово воспринимается хорошо знакомым, и вопросами о его смысле, как правило, никто не задается. Однако ответить на вопрос о его значении смогут далеко не все.
В чем изначальный смысл?
Большинство людей привыкли относить понятие «стереотип» к социологии, психологии и иным научным направлениям, предметом изучения которых является поведение, мышление или же характер человека. В разговорной речи оно звучит именно в таком контексте. Между тем изначально слово не имело никакого отношения к описанию образа мышления, характеристикам отдельных людей или же общества в целом.
Изначально «стереотип» — название части оборудования, предназначающегося для типографской печати. Так называется форма, представляющая собой монолит и являющаяся фактической копией с готового типографского набора или же отдельного клише. Эта форма вполне рабочая и предназначается для использования в типографских машинах.
Откуда появилось само слово?
Разобраться в значениях того или иного термина либо же слова, понять, по каким причинам оно употребляется в том или ином контексте, гораздо проще, если представлять себе историю происхождения.
Что такое стереотип, как слово? Откуда оно появилось? Это сочетание двух греческих слов. Первое из них – στερεός. Оно переводится на русский язык так – «объемный». Второе слово – τύπος, его значение – «отпечаток».
Что подразумевается в повседневной речи?
Разумеется, при употреблении в разговорах у слова «стереотип» совершенно иной смысл, не имеющий ничего общего ни с греческим языком, ни с печатным промыслом. Произнося «стереотип», люди обычно имеют в виду его значение, принятое в социологии и психологии.
Попросту говоря, в разговорах, речах телевизионных ведущих и политиков, в газетных статьях термином «стереотип» характеризуются типы человеческого мышления и поведения, общественные явления или же поступки конкретных личностей.
Есть ли общее определение?
Стереотип — что это означает простыми словами? Существует ли единое определение для этого термина, обобщающее все его современные значения? Безусловно, подобное определение есть, поскольку понимание того, что именуется стереотипом в психологии, философии и социологии, весьма схоже между собой.
Стереотип в психологии – это устойчивое, зачастую полностью или же частично не соответствующее действительности, представление о чем-либо. Таким же смыслом термин наделяют философы и социологи. Разумеется, есть и более узкие, специфические определения, относящиеся к конкретному варианту употребления данного термина.
Есть ли схожие понятия?
Наиболее близкими по смыслу к понятию «стереотип» являются слова «клише» и «предрассудок». Зачастую при разговорах люди апеллируют всеми тремя понятиями, вкладывая в них совершенно одинаковый смысл.
Термины действительно похожи в своем значении, хотя и не полностью идентичны. Поэтому, перед тем как употреблять их в качестве взаимозаменяемых, нужно иметь общее представление о различиях в смысле.
Также близки по смыслу понятию «стереотип» такие явления, как традиции, культурные обычаи, различные социальные концепции.
Чем отличается стереотип от предрассудков и клише?
Предрассудок – это гибкое понятие, способное измениться в зависимости от конкретных обстоятельств. Предрассудки можно выявить, они поддаются учету и коррекции, меняются в течение жизни. Возникают предрассудки на основе как устойчивого восприятия чего-либо, так и в результате сиюминутных эмоций. Таким образом, предрассудок может появиться вследствие наличия стереотипа.
Основное отличие же в том, что стереотип практически не поддается корректировке, а предрассудки с легкостью возникают в сознании и так же просто покидают его или же меняются. Также слово «предрассудок» имеет узкое, в сравнении со стереотипом, применение. Оно употребляется исключительно для характеристики особенностей мышления, восприятия чего-либо людьми. Какие-либо события, общественные явления этим слово не описываются.
Клише – еще один термин, пришедший в повседневную речь из науки, изучающей человеческое поведение, из типографий. Этот термин более близок к пониманию слова «стереотип», чем «предрассудок». Обобщенно термин «клише» означает стандарт, образец, неизменную, застывшую форму чего-либо. Он применим к различным областям – человеческой речи, оформлению печатных текстов, манере нанесения макияжа, искусству и прочему. Даже в имидже политиков присутствует клише. В этом и заключается отличие термина от понятия «стереотип». Клише не меняющаяся форма чего-либо, способная являться образцом для действия. К примеру, образцы для заполнения бланков – это тоже клише. Стереотип же такого значения не имеет.
Какими могут быть стереотипы?
Разбираясь с тем, что такое стереотип, не обойтись без классификации. Образно говоря, «разложив по полочкам» различные варианты применения этого термина, гораздо проще понять, как им правильно пользоваться.
Наиболее часто в обыденной жизни приходится сталкиваться с такими видами стереотипов:
- поведенческие;
- общественные;
- связанные с мышлением;
- ассоциативные;
- гендерные.
Хотя стереотип в психологии – это гораздо более широкое понятие, чем вышеперечисленные типы, но именно с ними сталкиваться в жизни приходится практически ежедневно.
О поведенческих стереотипах
Этот тип стереотипов большинством людей воспринимается как нечто должное, незыблемое и совершенно естественное. Многие даже не понимают, что сталкиваются со стереотипом.
Что такое стереотип в поведении человека? Согласно определению, это особая, сложившаяся система поведенческих реакций и навыков, характерная для отдельной группы людей. Обусловлены такие стереотипы могут быть возрастом, этнической принадлежностью, культурными ценностями, социальным статусом и прочими аналогичными факторами.
Примером таких стереотипов является поведение подростков, сопутствующее периоду гормональных перемен в организме. Так называемый «подростковый бунт» — это именно поведенческий стереотип. Другим, не менее устоявшимся стереотипом является ожидаемое поведение от представителей «привилегированных» прослоек общества. От так называемой «элиты» всегда ждут проявлений снобизма, эгоизма, нарциссизма и прочих аналогичных качеств.
Об общественных стереотипах
Социальные стереотипы тоже, безусловно, напрямую связаны с поведением и мышлением людей, однако они характеризуют не отдельного человека или конкретную группу, а общество в целом.
Общественные стереотипы – это предсказуемые, устойчивые реакции на что-либо, характерные для подавляющего большинства людей, проживающих в одной местности или же объединенных иным фактором. Возникают эти реакции на почве ограниченности в понимании чего-либо или же из-за нехватки информации.
Такие общественные реакции могут быть как позитивными, так и негативными. Причем предсказуемы и те, и другие. Самые яркие примеры негативных стереотипов – реакции людей на действия правительства страны. Как правило, такие реакции включают в себя целую цепочку из событий, имеющих причины и последствия. Например, волна протестов, сбор подписей и прочие варианты проявления общественного отрицательного отношения, ставшего ответом на недавнюю пенсионную реформу в нашей стране, и есть общественным или же социальным стереотипом.
О стереотипах в мышлении
Под этим, как правило, подразумеваются личностные особенности восприятия. Между тем стереотипы мышления могут быть характерны не только для отдельно взятого человека, но и для группы людей или же общества в целом.
Под этим словосочетанием подразумевается два основных варианта понимания термина. Первый – неспособность человека или же группы людей самостоятельно мыслить из-за обилия навязываемых средствами массовой информации, традициями, пережитками или чем-то иным шаблонов восприятия, рассуждений, выводов. Второй – ограниченность в восприятии чего-либо, характерная для конкретного человека. Эта особенность восприятия обусловлена воспитанием, привычными и общепринятыми устоями, нормами морали и культурными ценностями.
Об ассоциативных стереотипах
Об этом типе стереотипов вспоминают не особо часто. Между тем ассоциации, рождающиеся в человеческом сознании, практически полностью основываются на различных стереотипах. На то, каким окажется ассоциативное восприятие, влияют устоявшиеся обычаи, традиции, представления из разных областей жизни.
Например, если синоптики в прогнозе сообщают о дожде, то большинство людей одеваются потеплее и не забывают о зонтике. И только единицы подумают не о зонте, а о плаще-дождевике. То есть дождь у подавляющего большинства людей ассоциируется с зонтами.
Или же в качестве примера можно привести праздники. Рождество ассоциируется с нарядной елкой, подарками, распродажами и прочим. Это и есть ассоциативный стереотип.
О гендерных стереотипах
Стереотипы в отношениях между людьми, касающиеся особенностей восприятия, связанных с половой принадлежностью, встречаются повсеместно. Это и предубежденность в отношении внешнего вида, и уверенность в том, что у женщин и мужчин должны быть строго определенные социальные роли.
К примеру, самые распространенные стереотипы о мужчинах:
- добытчик, содержащий семью;
- физически сильный человек, легко справляющийся с тяжелой работой;
- сексуально активный;
- лидер или, наоборот, подкаблучник.
Этот перечень можно продолжать до бесконечности. Отводимая мужчинам шаблонным восприятием большинства людей социальная роль неизменно связана с зарабатыванием денег, общественной активностью, карьерой, достижениями в какой-либо области и, разумеется, физической силой.
Например, мужчина, занимающийся домашним хозяйством, воспитывающий детей или же вышивающий крестиком, неизменно воспринимается в качестве неудачника, человека, не способного ни на что. А вот женщина, проводящая свои дни в доме и занимающаяся созданием уюта, наоборот, традиционно воспринимается как состоявшаяся личность, удачно устроившаяся в жизни. Подобное восприятие и является одним из гендерных стереотипов.
Разумеется, исключительно социальными ролями стереотипность, касающаяся половой принадлежности, не ограничивается. Одним из наиболее ярких примеров является дресс-код, вводимый в различных крупных фирмах, корпорациях и прочих подобных местах. Как правило, такие предписания и требования к внешнему виду человека основываются именно на его половой принадлежности. Женщинам обычно предписывается носить юбки. Брючные женские костюмы приветствуются далеко не везде.
А вот типичное восприятие внешнего вида персонала к этому типу стереотипов не имеет никакого отношения. Например, требование к внешнему виду официантов или барменов в статусных ресторанах – «белый верх, черный низ», или же дресс-код для работников клубов, продиктованный стилевой направленностью заведения, вызваны вовсе не стереотипами. У таких особенностей восприятия персонала посетителями, как и у руководства заведений, требующего соблюдения внешнего дресс-кода, совершенно иная природа.
Стереотип — это… Что такое Стереотип?
Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. |
Стереоти́п (от др.-греч. στερεός — твёрдый, объёмный
В общем случае, стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и т.д.
Западная традиция (У. Липпман)
Обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык[2].
Экономия усилий
Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. То есть формирование стереотипов — это экономия собственных усилий, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нём. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своем — это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.
Разметка мира
Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть неполной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом. Мы чувствуем себя в этом мире как дома, мы составная часть его.
Поэтому неудивительно, что любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мироздания. Это атака на основания нашего мира, и когда речь идет о серьёзных вещах, то нам на самом деле не так просто допустить, что существует какое-то различие между нашим личным миром и миром вообще.
Система стереотипов — не просто способ замены пышного разнообразия и беспорядочной реальности на упорядоченное представление о ней, только сокращенный и упрощенный путь восприятия. Стереотипы служат гарантией нашего самоуважения; проецируют во внешний мир осознание наших ценностей; защищают наше положение в обществе и наши права, а следовательно, стереотипы наполнены чувствами, предпочтениями, приязнью или неприязнью, ассоциируются со страхами, желаниями, влечениями, гордостью, надеждой.
Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.Стереотипы и предрассудки
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 19 мая 2011. |
В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных (априорное) суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Справедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков.
В обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации о стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы, например, подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Однако стереотип бывает как отрицательным, так и положительным[3], поэтому необходимо разграничивать стереотип и предрассудки, которые бывают только негативными (в книге Гадамера Г. Г. «Истина и метод» удачно осуществлена апология предрассудков и показано, что предрассудки бывают и позитивными).
Динамика стереотипов
Стереотип начинает действовать ещё до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств ещё до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.
В определённой степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.
В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определённую гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет её.
Половые стереотипы
Половые стереотипы — это социально разделяемые представления о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин, а также о половой специфике социальных ролей.
Советская традиция
Схема стереотипаВ 1920—1930-е годы физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым «динамической стереотипией». В основу представления русской физиологической школы о стереотипе легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.
Определение динамического стереотипа (по И. П. Павлову) — слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответствует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула [4].
Осознание необходимости концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.
На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».
Содержательно связь между «динамической стереотипией» Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпман акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов — на физиологии нервной деятельности.
Примечания
Литература
См. также
стереотип социальный — это… Что такое стереотип социальный?
- стереотип социальный
- (от греч. stereos — твердый, прочный и typos — форма, образец) — обобщенная, упрощенная и ригидная система широко разделяемых представлений об опознаваемых группах людей, в к-рых каждый человек рассматривается как носитель одних и тех же наборов ведущих характеристик, приписываемых (см. атрибуция) любому члену данной группы безотносительно его реальных качеств. Понятие С. с. было введено в научный обиход американским психологом У. Липпманном (W. Lippmann) в 1922 г. Как правило, группы членства являются реально существующими и задаются формальными характеристиками, такими, как национальность, религиозная конфессия, пол, профессиональная принадлежность и т. п. Наиболее распространены С. с. о представителях различных расовых, национальных и религиозных групп.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- стереотип социальный
— относительно устойчивый и упрощенный образ объекта социального — группы, человека, событии, явления и прочего, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых в обществе (нередко предвзятых). Термин введен американским журналистом У. Липманом.
Наличие стереотипа социального, хотя он и не всегда отвечает требованию субъекта к точности, играет существенную роль в оценке мира, ибо позволяет резко сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Однако, возникая в условиях ограниченной информации об объекте, стереотип социальный может оказаться ложным и выполнять консервативную и даже реакционную роль, формируя ошибочное знание людей и серьезно деформируя взаимодействие межличностное.
Определение истинности или ложности стереотипа социального должно строиться на анализе конкретной ситуации. Любой стереотип, будучи истинным в одном случае, в другом может оказаться совершенно ложным или меньше отвечающим действительности и, следовательно, неэффективным для решения задач ориентации во внешнем мире, ибо его основание выступает как второстепенное по отношению к целям и задачам новой классификации.
Содержательно родствен стереотипу социальному ряд явлений, фигурирующих в процессе восприятия межличностного (эффект Ореола, эффект первичности, эффект новизны, феномен теории личности имплицитной, и пр.) и отражающих определенную тенденцию к восприятию индивидом объекта социального максимально однородным и непротиворечивым.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- стереотип динамический
- стереотип этнический
что это такое? Основные виды и формирование стереотипов :: SYL.ru
Не секрет, что общество живет в мире стереотипов и домыслов, которые возникают из-за тривиальной нехватки информации (а в отдельных случаях — и знаний). Данная статья расскажет о происхождении этого термина и о том, какие социальные стереотипы существуют.
Стереотип: что это такое
Стереотип — термин из социальной психологии. В широком смысле слова это определенные убеждения, которые касаются какой-либо категории людей, а также определенная модель поведения, которая используется для определения всей группы таких людей или их поведения в целом. Стереотип — понятие, которое имеет много общего с такими терминами, как «обычай» и «традиция».
Эти мысли или убеждения не всегда точно отражают действительность. В психологии и других науках существуют различные концепции и теории стереотипов, которые имеют общие черты, а также содержат противоречивые элементы.
Происхождение термина
Необходимо знать этимологию данного слова, чтобы понять его суть. «Стереотип» происходит от греческих слов στερεός (стерео) — «твердый, затвердевший» и τύπος (типос) — «впечатление», следовательно, это слово можно перевести как, «твердое впечатление от одной или нескольких идей/теории».
Этот термин изначально употреблялся в основном в типографии. Впервые был использован в 1798 году Фирмином Дидотом для описания печатной формы, которая тиражировала любую печатную продукцию. Дубликат печатной формы, или стереотип, используется для печати вместо оригинала. Вне контекста типографии первое употребление слова «стереотип» датируется 1850 годом. Оно использовалось в значении «увековечение без изменений». Однако только в 1922 году термин «стереотип» впервые использовался в современном психологическом смысле американским журналистом Уолтером Липпманом в его работе «Общественное мнение». Постепенно данный термин входит в обиход и постоянно употребляется как в речи простых людей, так и в средствах массовой информации.
Виды стереотипов
Социальные стереотипы можно разделить на основные подвиды:
- Стереотипы, относящиеся к народам и целым расам (например, стереотипы о русских и евреях).
- О богатых и бедных.
- Относительно мужчин и женщин.
- О сексуальных меньшинствах.
- Возрастные (как должен вести себя человек в том или ином возрасте).
- Стереотипы, относящиеся к какой-либо профессии.
Это лишь часть предубеждений, которые влияют на социальные нормы и поведение людей.
Функции стереотипов
Первые научные исследования утверждалии, что стереотипы используются только жесткими и авторитарными людьми. Эта идея была опровергнута современными исследованиями, которые предполагают, что стереотипы общества существуют повсеместно.
Также было предложено рассматривать стереотипы как вид убеждения какой-либо группы людей, а это означает, что люди, принадлежащие к одной и той же социальной группе, имеют один и тот же набор стереотипов. Современные исследования утверждают, что полное понимание этого понятия требует рассмотрения его с двух взаимодополняющих точек зрения: как разделенных в пределах определенной культуры/субкультуры, так и сформированных в сознании отдельного человека.
Гендерные исследования
Гендерные предубеждения являются одними из самых доминирующих в общественном сознании. По этой причине половые различия между мужчинами и женщинами изучались экспертами различных научных направлений уже очень давно. Долгое время главной целью ученых, изучавших различия между мужчиной и женщиной, было найти научные доказательства гендерным стереотипам и тем самым предоставить достоверное обоснование сложившимся стереотипам касательно гендерных ролей.
Но данная задача так и не была решена: большинство исследований выявили гораздо больше сходств, чем различий между двумя противоположными полами, а выявляемые небольшие различия обычно имеют очевидно социальный базис. Например, мужчины, в отличие от представительниц прекрасного пола, согласно традиционной гендерной роли, сообщают, что не являются слишком эмоциональными и чувствительными. Однако измерения физиологических реакций и их мимики не раз показывали, что различий непосредственно в эмоциональных реакциях между противоположными полами не существует.
Другие научные данные в который раз подтвержают, что мужчины чувствуют гнев, грусть и тревогу так же часто, как женщины, но при этом чаще выражают злость и подавляют другие отрицательные эмоции, а женщины, наоборот, подавляют злость и выражают грусть и страх.
Это еще раз подтверждает, что это стереотипы восприятия нашего общества, которые очень мешают видеть объективную реальность.
Влияние гендерных предубеждений
Как и другие общественные стереотипы, гендерные предубеждения исполняют функцию оправдания социального, а именно полового, неравноправия. Данный вид стереотипов мешает как женщинам, так и мужчинам. К примеру, стереотипы, которые предписывают женщинам быть нежными и осуждают проявление агрессии и напористости, часто способствуют дискриминации представительниц прекрасного пола на работе.
Большинство стереотипов приписывают женщинам положительные свойства: чувственность, интуитивность и заботу. По мнению экспертов, в обществах с подобными стереотипами такие черты характера ценятся не так сильно, нежели рациональность и деятельность, которые присущи сильному полу. Таким образом, эти стереотипы создают и закрепляют андроцентризм — убеждение о мужчинах как о норме, касательно которой женский пол — это, по сути, отклонение.
Как показывают многие научные данные, приверженность этим сложившимся стереотипам и патриархальным взглядам на роли мужчины и женщины — одна из главных характеристик мужчин, которые совершают бытовое и сексуальное насилие по отношению к женщинам. Бытовое насилие всегда тесно связано с желанием сильного пола доминировать.
Предубеждения также вредят мужчинам, которые в силу тех или иных причин оказались не в сильной позиции. Например, мужчины, которые пережили сексуальное насилие, из-за прессинга этих стереотипов очень редко просят помощи, и даже если просят, часто не получают ее, так как врачи и полиция не верят, что мужчины могли стать жертвой такого вида насилия. Общество постепенно признает, что данные стереотипы очень часто далеки от реальности.
Стеклянный потолок
Все эти факторы создают эффект так называемого «стеклянного потолка». Данное понятие происходит из психологии полов, которое ввели в середине 1980-х годов, чтобы описать барьер в карьерном росте). Данный «потолок» ограничивает движение женского пола по карьерной лестнице по причинам, которые не связанны с их уровнем профессионализма. Впоследствии термин распространился и на представителей других социальных групп и меньшинств (этнические меньшинства, представители нетрадиционной ориентации и др.). Конечно, этого потолка официально не существует, поскольку он является негласным.
Карьерные последствия
По заявлениям организаций по защите прав женщин, женщины и сегодня сталкиваются с этим невидимым потолком. Так, около 80 % руководителей 500 главных компаний Америки являются мужчинами, несмотря на то что женщины составляют значительную часть всех работников на низовых уровнях в фирмах.
Данный барьер, по мнению экпертов, существует из-за устоявшихся стереотипов относительно женского пола и других социальных групп, которых угнетают. У данной категории лиц даже возможно появление так называемой боязни успеха. По мнению современных исследователей, главными препятствиями на пути женщин к высоким и ответственным должностям является традиционная кадровая политика фирм, которая полагает, что женщина не пригодна для роли руководителя.
Национальные предубеждения
Практически о любой национальности сложился тот или иной стереотип. Например, все евреи прагматичны и алчны, немцы — прирожденные педанты, а итальянцы — самые страстные мужчины.
Однако, согласно мировой статистике потребления спиртных напитков по странам мира, Россия далеко не на первом месте. Следует признать, что это стереотип, не имеющий реальных оснований. Первые места в данном рейтинге принадлежат Молдове, Ирландии и Венгрии.
Еще один стереотип о России, что якобы русские — это хмурый и неприветливый народ. Конечно, не в российской традиции улыбаться каждому прохожему. Но вряд ли найдется другой такой народ в Европе, который так ответственно относится к чужому горю или житейским трудностям. В некоторых поселениях России даже сейчас можно постучаться в дом и попроситься на ночлег. Незваного гостя, конечно же, и накормят, и разрешат остаться на ночь.
Существуют также стереотипы о русских женщинах. Например, считается, что российские дамы самые красивые и женственные среди всех европеек. Однако и другие славянские женщины могут похвастаться своей привлекательной внешностью. Польки и украинки тоже славятся на рынке невест в Европе.
Конечно, стереотипов о России большое множество. В основном они распространены в западных странах, которые всегда опасались могучей и большой России.
Каждый сомнительный факт стоит проверять на подлинность. Очень часто оказывается, что это стереотип, всего лишь чье-то мнение, которое ничего общего с реальностью не имеет.
Социальные стереотипы | Блог 4brain
Социальный стереотип – это относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта – человека, группы, явления или события. Это также общие мнения о распределении тех или иных черт в группах людей. Например: «Итальянцы эмоциональные» или «Политики – лгуны».
Почему возникают стереотипы? Вероятно, есть две основные причины. Первая: ментальная лень. Человек не хочет предпринимать интеллектуальное усилие для того, чтобы узнать больше о событии, группе людей или человеке, поэтому искренне верит в то, о чем знал и раньше. Вторая: недостаток информации или времени. Это часто случается: у вас есть только несколько мелких фактов, на основе которых нужно быстро принять решение. Социальные стереотипы также возникают под воздействием личного опыта, убеждений и предпочтений. Стоит только понимать, что все эти три параметра являются сугубо личными, то есть субъективными.
Стереотипы могут быть:
- позитивные;
- негативные;
- точные;
- приблизительные;
- нейтральные;
- чрезмерно обобщенные;
- чрезмерно упрощенные;
Не нужно заниматься самообманом и думать, что уж вы-то точно не подвержены стереотипам. Они живут в нас, влияют на мировоззрение, поведение и порой способствуют неверному пониманию действительности. Интернет, телевизор, общение, личный (и при этом зачастую испорченный в силу когнитивных искажений) опыт, неверные ощущения и интуиция – все это создает в нашей психике огромное количество стереотипов.
При этом нельзя забывать и о том, что стереотипы могут иметь отношение к правде, пусть и не всегда. К примеру, водители маршруток, адвокаты, политики, актеры и представители многих других профессий подвержены профессиональной деформации.
Профессиональная деформация — когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности. То есть случайно выбранный адвокат будет более похож на другого случайно выбранного адвоката, чем на водителя маршрутки. Профессия меняет человека и это нельзя отрицать. Благодаря этому и подход к представителю разный профессий может отличаться.
От стереотипов полностью избавиться невозможно, поэтому нужно хотя бы научиться с ними жить и замечать, особенно при принятии важных решений: с кем вести бизнес, куда переезжать, на какую работу устроиться.
Но для начала давайте обсудим, какие функции имеет процесс стереотипирования.
Функции и роль стереотипирования
Ранние исследования предполагали, что стереотипы использовались только жесткими и авторитарными людьми. Современные исследования утверждают, что полное понимание стереотипов требует рассмотрения их с двух дополнительных перспектив: как разделенных в пределах определенной культуры/субкультуры и сформированных в сознании отдельного человека.
Связь между когнитивными и социальными функциями
Стереотипирование может служить когнитивным функциям на межличностном уровне и социальным функциям на межгрупповом уровне.
Когнитивные функции
Стереотипы помогают понять мир. Они представляют собой форму категоризации, которая содействует упрощению и систематизации информации. Таким образом, информацию легче идентифицировать, отозвать, предсказать или отреагировать.
Стереотипы – это категории объектов или людей. От стереотипа к стереотипу объекты или люди очень отличаются друг от друга. В рамках стереотипов объекты или люди очень похожи друг на друга.
Психолог Гордон Олпорт предложил возможные ответы на вопрос, почему людям легче понимать информацию по категориям.
- Во-первых, так они могут свериться с категорией, чтобы определить шаблон ответов.
- Во-вторых, категоризированная информация более конкретна, чем некатегоризированная, поскольку категоризация подчеркивает свойства, которые разделяются всеми членами группы.
- В-третьих, люди могут легко описать объект в категории, потому что объекты в той же категории имеют общие характеристики.
- Наконец, люди могут принимать как должное характеристики конкретной категории, потому что сама категория может быть произвольной группировкой.
Стереотипы функционируют как временные и сберегают наше время, позволяя действовать более эффективно.
Социальные функции: социальная классификация
Люди выставляют свое коллективное я (их членство в группе) в положительном свете в следующих ситуациях:
- Когда стереотипы используются для объяснения социальных событий. Возьмем, к примеру такую ситуацию. Ученый Анри Таджфель считает, что «Протокол сионских мудрецов» позволял людям объяснить социальные события и имеет смысл только потому, что у евреев есть определенные характеристики.
- Когда стереотипы используются для обоснования деятельности собственной группы другой группе. Например, стереотип о том, что индиец или китаец не сможет добиться финансового успеха без европейской помощи.
- Когда стереотипы используются для дифференциации группы как положительно отличной от внешних групп.
Социальные функции: социальное влияние и консенсус
Стереотипы являются показателем общего консенсуса. В нацистской Германии Гитлер объединил нацию благодаря ненависти к евреям. Хотя при этом между самими немцами существовало огромное количество разногласий по остальным вопросам, еврейский вопрос был настолько силен, что затмевал все остальные.
Стереотипы поведения
Эмпирически было установлено, что если человек ассоциирует себя с какой-либо группой, он начинает себя вести, как типичный ее представитель, хотя такое поведение было ему не свойственно. Например:
- На концерте музыкальной группы человек может себя вести стереотипно для фанатов этой группы.
- Когда человеку напоминают, какой он национальности, он начинает себя вести, исходя из стереотипов о своем народе.
- Человек из Лондона ведет себя как человек из Лондона, когда ему напоминают об этом.
Можно сказать, что когда человека сознательно или бессознательно посещает стереотип, он словно запускает в нем шаблонную программу поведения и мышления. В вашей власти решить, стоит ли поддаваться ему или изменить его. Как мы уже говорили – не все стереотипы плохие, некоторые из них имеют очень разумные основания.
Как избавиться от стереотипов
Знать о своих стереотипах
Чтобы избавиться от стереотипов, нужно для начала понять, каким из них вы подвержены. Их может быть такое большое количество, что это вызовет недоумение. Если так, то выберите десятку самых сильных или таковых, которые наиболее деструктивно влияют на вашу жизнь: гендерные, расовые, религиозные предрассудки.
Вы можете также негативно относиться к музыкантам, ученым, водителям, детям, представителям власти и многим другим сословиям или группам. Но если осознаете это, то сделает первый шаг в нужную сторону.
Распознайте негативные эффекты стереотипов
Этот шаг можно объединить с первым, потому что они тесно связаны. Вы должны выяснить, что же плохого вносят в вашу жизнь стереотипы. Наблюдать нужно за всеми сферами жизни, даже самыми неожиданными или таковыми, которые с первого взгляда кажутся не очень важными:
К примеру, мысли о качках как о «тупых и необразованных» может вас навсегда отвратить от посещения спортзала. Ну и кому вы сделаете этим хуже?
Может выясниться, что ваши многие ограничивающие убеждения построены на стереотипах. Например, вам 50 лет и вы не создаете свое дело, потому что считаете, что уже стары для этого. Хотя всем известны примеры, когда люди и в более солидном возрасте добивались огромных успехов в бизнесе.
Снизьте свою самооценку
Для начала снизьте свое предубеждение относительно этого совета. Собственно, разве многие стереотипы не появляются благодаря завышенной самооценке? Ведь ему все сразу ясно, кто и что из себя представляет. Это форма невежества.
Поэтому если у вас завышенная самооценка, признайтесь себе в этом. Если боитесь, что такой подход снизит качество жизни, то еще раз подумайте над вторым пунктом и тем, какие негативные последствия несут стереотипы. Вы поймете, что это небольшая цена за то, чтобы расширить свое мировоззрение, завести массу новых знакомств и социализироваться по-настоящему.
Выясните, какую пользу несет избавление от стереотипов
Составьте подробный список того, как может измениться ваше мышление, убеждения и ценности, если вы начнете рассматривать каждого встреченного вами человека как личность. Раньше, вероятно, вы наклеивали на него десятки ярлыков, а он и рот не успевал открыть. Судить о человеке с чистого листа – неужели так не интереснее?
Окружайте себя самыми разными людьми. Да, похожие на нас люди более приятны, однако так легко заржаветь в конформизме. Больше путешествуйте – хотя бы в другие города.
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Стереотипы поведения и мышления человека
Стереотипы поведения и мышления – основа и проблемы жизни
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:
Стереотипы поведения и мышления – основа жизни человека
Стереотипы поведения и мышления человека – это алгоритмы – программы поведения и мышления, которым человек следует не задумываясь. Часть из них является врождённой, а часть, приобретённой в процессе воспитания и самой жизнедеятельности.
Более того, на мой взгляд, исходя из наших понятий и представлений о рефлексах, стереотипы поведения и мышления — есть комплексы условных и безусловных рефлексов человека на факторы внешних и внутренних изменений вокруг человека и внутри его самого.
По-моему, чтобы понять это и признать, вовсе не обязательно вдаваться в дебри теории и доказательств, а вполне достаточно проанализировать своё поведение и мышление, слегка отстранившись и включив по максимуму самосознание – своё «Я».
Проанализируйте, например, свой день сегодняшний, с утра: что вы думали и что вы делали?
И если у вас не произошло ничего сверхординарного за сегодня, то вы увидите, что весь день вы что-то делали и что-то думали «потому что так надо», по привычке – всё это были стереотипы поведения и мышления.
Сегодня, как, впрочем, и вчера, как и завтра, стереотипы поведения и стереотипы мышления, которые нам привили, воспитывая нас, и которые мы сами выработали своим самовоспитанием – это основа жизни человека.
Лиши нас стереотипов поведения и мышления, и мы, буквально, исчезнем – останется биологическое тело, которое вскоре умрёт. Ибо, даже питание человека, – это тоже стереотип поведения, основанный на простейшем стереотипе мышления, на базе животного рефлекса.
А тут, кстати, можно прочитать: Без чего не может жить человек — что нужно человеку для жизни?
Стереотипность поведения и мышления – это основное, сущностное свойство человека – он приспособлен жить в условиях относительной постоянности, стабильности и ПОВТОРЯЕМОСТИ в себе и вокруг себя.
И каждая ситуация, которая не укладывается в стереотипы поведения и мышления – это, буквально, чрезвычайная ситуация для человека, в которой он должен найти или НЕОРДИНАРНОЕ – оригинальное для себя решение или, без преувеличения, — погибнуть.
Или найти тот стереотип поведения и мышления, который спрятан у него в сознании.
Или освоить тот стереотип поведения и мышления, который будет ему дан в виде совета или подсказки окружающими людьми или духовной культурой: найден в книге, в кино, или, например, на сайте подобному этому.
Подражание как способ формирования стереотипов поведения и мышления
Когда человек не имеет своего стереотипа поведения и мышления и не может его сам сформировать, то в этом случае, мы имеем феномен подражания – важнейший фактор формирования стереотипов поведения и мышления.
Ибо, принцип: «Делай, как я!» — подражай мне, — лежит в основе любого воспитания и обучения человека.
Более того, подражание является не только насильственным актом формирования стереотипов поведения и мышления человека, а, в значительно большей степени, – добровольным актом обезьянничания.
В самом деле, проанализируйте своё или кого-либо поведение и мышление, и вы увидите, что оно осуществляется на основе стереотипов, которые сформированы как акты подражания или какому-либо идолу этого человека, или как собирательному образу из свойств и качеств других людей.
Более того, совершенно очевидно, что неспособность самому выработать алгоритм мышления и поведения – неспособность осмыслить сущность происходящего, приводит к тому, что человек просто-таки вынужден брать стереотипы поведения и мышления других людей и использовать их в своей жизни.
Конечно, при условии наличия выбора, он выберет для себя те стереотипы поведения и мышления, которые наиболее совпадают с его осознаваемыми и неосознаваемыми потребностями и духовными желаниями и чаяниями.
То есть, «хороший человек», быстрее всего, потянется к хорошим общественным, групповым стереотипам поведения и мышления, а «плохой человек», соответственно, к тому, что ему ближе и роднее.
А в чём изначальная «хорошесть» или «плохость» человека? А в первых стереотипах поведения и мышления, кои ему были привиты и переданы в генах по наследству.
На мой взгляд, именно в этом – в подражании социально-групповым стереотипам, и кроется возникновение стадного, родоплеменного, а сейчас, в наше время, группового социального сознания.
При этом стадное стереотипное поведение и мышление может быть присуще как группе людей из нескольких человек, так и целому социальному слою людей, или, даже, отдельной нации, в целом.
Примеров, когда целые народы и нации действовали по одним стереотипам поведения и мышления, в истории масса. Вернее, даже, нужно ещё сподобиться найти случаи, когда люди в своей истории не руководствовались общими стереотипами поведения и общими, стереотипными мыслями.
Стереотипы поведения и стереотипы мышления, их взаимосвязь
Взаимосвязь стереотипов поведения и стереотипов мышления, на мой взгляд, не выражена в прямой зависимости: как подумал – так и поступил.
Дело в том, что любой акт поведения человека и любой акт его мышления имеют не только автономию друг от друга, но и, часто, человек поступает, тем или иным образом, вопреки своим мыслям об этом.
То есть, взаимосвязь стереотипов поведения и стереотипов мышления довольно сложна:
1. Стереотипы поведения, однозначно, имеют под собой соответствующий стереотип мышления, который не только «руководит» поведением, но и обосновывает его как правильный и верный, если говорить о том или ином поведении, с точки зрения его оценки самим человеком.
2. Но, в случае возникновения недовольства человека своим поведением, возникает противоречие между стереотипом поведения и между стереотипами его одобрения и не одобрения.
В данном случае, должно сломаться что-то одно: или стереотип поведения или тот или иной стереотип осмысления этого поведения. Что победит? А что окажется сильнее.
Например: Есть стереотип поведения: желание «хорошо» покушать. Но возникает мысль, извините: Сколько можно жрать!? Что победит: стереотип обжорства или стереотип мышления «нужно худеть»? Или стереотип мышления: «Хорошего человека должно быть много»?
3. Стереотипы поведения имеют приоритет над стереотипами мышления, как и вообще над мышлением, как таковым.
Ибо, стереотипное поведение, как раз, и характеризуется отсутствием осмысления своего поведения – мышление только сопровождает акт поведения и управляет этим поведением. То есть: при стереотипном поведении, практически, вообще отсутствует осознаваемое мышление.
4. Стереотипы поведения могут сами задавать столь же стереотипное мышление.
То есть: достаточно человека приучить действовать стереотипно или он сам этому научится, а уж мысли под это поведение, как правило, оправдывающие это поведение, человек сам подберёт. Но, обычно, стереотипное поведение и стереотипное осмысление этого поведения идут сразу в комплекте.
5. Точно так же, достаточно человеку заиметь стереотип мышления, как под него вырабатывается соответствующий стереотип поведения, и наоборот.
Разве не на этом феномене основан процесс зомбирования человека и пропагандистское воздействие?
6. Стереотип поведения сломать так же тяжело, как и стереотип мышления – ибо это основы ТАКОЙ, данной жизни этого человека.
Но, сломав что-то из двух, можно сломать и второе: при сломе стереотипа поведения, ломается и стереотип мышления, и наоборот.
Тотальная стереотипность поведения и мышления и свободомыслие
Мы, как говорится, воочию можем наблюдать людей вокруг нас, которые обладают тотальным стереотипным поведением и мышлением. Это люди, которые даже размышляют и то стереотипно, подражая кому-то или пользуясь теми стереотипами, которые усвоили когда-то.
И таких людей, по моим наблюдениям, очень много, чтобы не сказать, большинство.
Наряду с этим, есть значительная часть, если уж быть совсем точным, — научно обоснованная цифра 10-20%, людей, которые обладают свободомыслием.
Под свободомыслием, здесь, я понимаю способность человека действовать не стереотипно – ПО-СВОЕМУ, на основе СВОИХ же мыслей. То есть, есть люди, которые могут переламывать стереотипы своего поведения и мышления.
Вовсе не обязательно, что их поведение и мышление будут и могут быть оригинальны – отличны от всех. Главное, что они могут действовать и мыслить не так как им предписывают стереотипы, которые имеются в их же головах, а вопреки им.
Косность и агрессивность стереотипного поведения и мышления
Последнее время, и быту и в интернете, стало популярным называть часть людей баранами, стадом. Грамотные люди называют ими тех, кто живёт стереотипами поведения и мышления, которые явно привиты им, чуждой здравым людям, пропагандой, прямо скажем, западного происхождения.
Это стереотипы мышления и поведения, например, западного обывателя, сориентированного на потребительское отношение к жизни, на отсутствие человеческой морали. И так далее, и тому подобное.
НО, самое главное, эти стереотипы поведения и мышления становятся у таких людей тотальными – они не испытывают ни малейшего сомнения в своей правоте и правильности.
И, ещё главней: бараны напрочь отучены САМОСТОЯТЕЛЬНО мыслить и самостоятельно действовать в своей жизни, хотя им привит и стереотип об, якобы, их креативности в поступках и в мыслях.
Отсутствие сомнения в правильности своих поступков и мыслей, ведёт к абсолютной косности жизни баранов – их поступательное развитие как личностей прекращается, а жизнь становится похожей на толчение воды в ступе.
Помимо этого, люди тотального стереотипного поведения и мышления, являются крайне агрессивными относительно не только других людей, которые не столь стереотипны, а вообще всех людей, которые в своей жизни не придерживаются их стереотипов поведения и мышления.
Ну, принцип здесь понятен: Кто не с нами, тот против нас! Кто не такой как мы – наш враг! То есть, любое инакомыслие и поведение, отличное от их группового стереотипного поведения и мышления, для них – табу.
Как изменить стереотипы поведения и мышления?
Как сказано выше, сделать это чрезвычайно сложно и тяжело – это обозначает, буквально, перепрограммирование не только какой-то части поведения человека, но и соответствующей части его сознания.
Что, как давно доказано и обоснованно, возможно, ещё, сделать в детском возрасте человека, но практически невозможно в его зрелости.
Ибо перепрограммирование человека – ломка стереотипов его поведения и мышления – это изменение личности человека.
А есть естественные механизмы противодействия этому: и генетические, и социальные, и психические – личность человека не может быть в виде пластилина, когда каждый другой человек или обстоятельства её будут изменять под себя.
НО, всё же, на мой взгляд, способ переломить стереотипы поведения и мышления есть.
Если у вас появилась мысль в виде недовольства своим или близкого человека стереотипным поведением и образом мысли, и желание это изменить, то нужно:
1. Буквально засадить эту не стереотипную мысль в своё сознание или сознание небезразличного вам человека.
2. Начать постоянно и постепенно «раскачивать» эту мысль в голове – начинать зарождать сомнение в правильности того стереотипного поведения и мышления, что вам не нравится, в вас или в вашем «перевоспитываемом».
3. Нужно, буквально, заменить стереотип, который вам не нравится, на тот, который вам нужен.
Например, пресловутая привычка выпивать, пока она не перешла в последние стадии алкоголизма – не стала наркотическим заболеванием, является классическим вариантом стереотипного поведения и мышления.
Как её побороть? ТОЛЬКО заменив этот стереотип на другой стереотип. Какой? Тут, так как это очень мощный стереотип поведения и стереотипного оправдательного мышления, нужно заменять этот стереотип только на анти стереотип.
То есть, нельзя заменить стереотип выпивки привычкой, например, леденцы сосать. Или пить только по праздникам или только пиво, например. Анти стереотипом здесь должен стать такой стереотип поведения и мышления: Я вообще не пью, НИКОГДА.
Абсолютно уверен, что, если человек не обладает тотальным стереотипным поведением и мышлением, и у него есть желание это сделать, то он способен сломать этот стереотип поведения и мышления.
Мой личный опыт и примеры многих известных мне людей, подтверждают это: избавиться от стереотипного поведения и мышления можно, главное понять возможность жить по-иному и проявить волю жить так.
Если можно избавиться от таких тяжелейших стереотипов, как пить и курить, то всё остальное, — значительно легче. Повторяю, для этого нужно:
1) Засадить себе в голову мысль, идею, что можно жить по-другому – проявить своё свободомыслие и желание жить по-другому – лучше.
2) Проявить волю и, буквально, ломать стереотип и поведения и мышления, одновременно.
На нашем примере: не выпивать вообще и даже не думать о выпивке под тем или иным ракурсом, чтобы опять не вернуться к стереотипу выпивки. Через некоторое время закрепится новый стереотип – к выпивке будет полное равнодушие или отвращение.
А в голове будет тюкать новый стереотип мышления: Да, как я вообще эту дрянь, отраву пил!? Или что-то типа этого. Например: гордость от того, что «я не пью, как некоторые».
3) Очень важна умелая, постоянная и ненавязчивая поддержка со стороны близкого человека. Некоторые люди не в состоянии справится со своими стереотипами в одиночку.
НО, ещё чаще бывает, что близкие и не очень люди всячески, буквально, уговаривают и заставляют не расставаться со своими и их стереотипами поведения и мышления.
Например, жена, из благих побуждений, может не давать мужу бросить пить, каждый раз напоминая ему, что он «алкаш», что он никогда не бросит пить, и тому подобное.
То есть, жена, буквально, заставляет мужа оставаться в зоне стереотипа поведения и мышления алкоголика, на самом деле, желая всеми фибрами души и клетками тела, чтобы он бросил пить. НО, вот: не понимает женщина…
Безусловно, то, с чего я начал статью: стереотипы поведения и мышления – это основа нашей жизнедеятельности – без них мы — «никуда».
НО, если хочешь изменить свою жизнь, если не полностью, но очень существенно: начни ломать хоть один свой стереотип в поведении или в мышлении.
А так как стереотипы все связаны в систему, то изменение одного стереотипа потянет за собой изменение и других близлежащих стереотипов.
И так далее: на сколько сил и здоровья хватит, улучшать свою жизнь, не живя «как все», — не живя и не руководствуясь вредными стереотипами поведения и мышления, а заменяя их лучшими.
Дополнительно, можно почитать:
Плохой и хороший человек, их свойства и признаки
Проблемы в жизни человека, как их понимать и снимать
Ошибки в отношениях мужчины и женщины: Стереотипы представлений
Человеческая глупость и умность, их критерии и закономерности
Сексуальное поведение – привычки и новизна в сексе
Интроверты и экстраверты, интроверсия и экстраверсия – кто и что это?
Общительность и замкнутость человека, и его личные границы
стереотипная угроза | IB Психология
Угроза стереотипа — это когда кто-то обеспокоен укреплением негативного стереотипа. Оказывается, положительные стереотипы могут иметь и положительный эффект.
Один из способов воздействия стереотипов на поведение — это так называемая «угроза стереотипов». Это определяется как «наличие риска подтверждения в качестве собственной характеристики негативного стереотипа о своей социальной группе» (Steele & Aronson, 1995). Другими словами, вы чувствуете, что можете вести себя таким образом, чтобы подтвердить стереотип о группе, к которой вы принадлежите.
В программе IB Psychology вы должны уметь объяснять формирование стереотипов, а также то, как они могут влиять на поведение. Угроза стереотипа — один из способов ответить на этот вопрос.
Например, существует стереотип, что старики — плохие водители. Примером угрозы стереотипа может быть перед сдачей экзамена по вождению для продления водительских прав, когда пожилой человек может почувствовать, что он будет плохо водить, и это подтвердит стереотип о пожилых людях как о плохих водителях. Влияние угрозы стереотипа на поведение называется «эффектом угрозы стереотипа». ”
Социальные психологи Клод Стил и Джошуа Андерсон — пионеры в изучении эффекта угрозы стереотипа. Они провели множество исследований, показывающих, как угроза стереотипа может отрицательно сказаться на поведении. Например, они провели эксперимент на белых и черных студентах в США. Результаты показали, что простой запрос на указание их расы на тесте оказал негативное влияние на чернокожих студентов, что, по их мнению, связано с беспокойством по поводу подтверждения стереотипа «черные менее умны, чем белые».”(Подробнее здесь.)
Это имеет значение для проведения стандартизированных тестов (например, SAT), потому что чернокожим учащимся может быть невыгодно указывать свою расу и потенциально создавать угрозу стереотипов.
Я преподаю в Японии, и каждый раз, когда мы обсуждаем это в классе, многие из моих студентов хотят знать, может ли случиться обратный эффект. То есть может быть положительный эффект? Большинство моих студентов — японцы или из другой азиатской страны, поэтому они хотят знать, может ли положительный стереотип азиатских хороших математиков принести им пользу при сдаче SAT. В исследовании ниже исследуется эта идея.
Ключевое исследование: стереотипы и поведение: математика и азиатско-американские женщины (Shih et al., 1999)
Цель: Изучить возможность стереотипов, которые могут иметь положительное и отрицательное влияние на поведение. |
Участники: 46 студентов бакалавриата азиатско-американского происхождения. |
Место : Гарвардский университет, США |
Процедуры:
|
Результатов: Была значительная разница в% правильных ответов в каждом условии:
|
Из приведенного выше исследования видно, что положительные стереотипы могут иметь положительное влияние на производительность.В этом случае активизация чувства азиатской идентичности может улучшить результаты теста по математике. Точно так же, поскольку существует стереотип, что женщины хуже успевают по математике, чем мужчины, низкая успеваемость в состоянии гендерной идентичности также демонстрирует эффект угрозы стереотипу.
Вот действительно интересный пример того, как стереотипы могут влиять на поведение. Другой эффект — это изучение того, как стереотипы могут влиять на наши суждения о других из-за предвзятости подтверждения — это пример, описанный в нашем учебнике, и я опубликую об этом позже.
Трэвис Диксон — преподаватель психологии IB, автор, руководитель семинара, экзаменатор и модератор IA.
Просмотры 3784
8: СТЕРЕОТИПЫ И СТЕРЕОТИПЫ
Стереотипы — это процесс упрощения и обобщения. Это помогает людям категоризировать и понимать свой мир, но в то же время часто приводит к ошибкам.
Стереотипы могут быть положительными или отрицательными, например, когда представители разных национальностей воспринимаются как дружественные или недружелюбные.Мы часто находим людей, стереотипно относящихся к возрастным характеристикам (все подростки любят рок-н-ролл и не уважают своих родителей), полу (мужчины хотят всего лишь от женщины), расе (все японцы выглядят и думают одинаково), религии. (Все католики любят Папу больше, чем свою страну.), Профессия (Все юристы жадные) и национальность (Все немцы — нацисты).
Объекты могут быть стереотипными по характеристикам мест (Все города испорчены и грешны. Маленькие города безопасны и чисты.В Англии все время идет дождь) и прочее (все корейские машины дешево производятся).
Термин стереотип первоначально относился к печатной марке, которая использовалась для изготовления множества копий с одной модели, но великий журналист и комментатор Вальтер Липпманн использовал этот термин в своей книге 1922 года «Общественное мнение» как средство описания того, как устроено общество. категоризация людей, штампующих людей набором характеристик. В своей новаторской работе Липпманн писал, что стереотипы:
1 Просто: определенно проще, чем на самом деле, но также часто можно резюмировать всего двумя-тремя предложениями.
2 Приобретенные из вторых рук: люди приобретают (и усваивают) стереотипы от кого-то другого, а не из собственного опыта. Культура очищает реальность, а затем выражает свои убеждения и ценности в стереотипных образах.
3 Ошибочно: все стереотипы ложны. Некоторые из них менее ложны, чем другие, и (что более важно) некоторые менее вредны, чем другие: но все они ложны по самой своей природе. Это попытки заявить, что каждое отдельное человеческое существо в определенной группе разделяет набор общих качеств.Поскольку человек по определению отличается от всех других людей, стереотипы невозможны по логике.
4 Устойчивость к изменениям: в течение последних двадцати пяти лет трудности с расовым и гендерным неравенством в американской жизни предупредили большинство людей о трагических последствиях популярных стереотипов.
Несмотря на то, что стереотипы являются естественным методом классификации, и несмотря на то, что стереотипы имеют полезные функции при определенных обстоятельствах, они могут быть проблематичными.
Стереотипы могут уменьшить широкий диапазон различий между людьми до упрощенной классификации, преобразовать предположения о конкретных группах людей в реальность.
Под стереотипом в психологии понимают упрощенное, схематизированное, часто искаженное или даже ложное, характерное для сферы обыденного сознания, представление о каком-либо социальном объекте (человек, группа людей, социальная общность и т. Д.).
Иногда под стереотипами понимают устойчивые, регулярно повторяющиеся формы поведения.
Существует огромное множество самых разных стереотипов, в том числе гендерных стереотипов — культурных и социально обусловленных представлений о качествах и стандартах поведения мужчин и женщин.
Характерные черты мужчины: сильный, склонен к занятиям спортом; меньше беспокоится о своей внешности и почти не боится старости; выполняет роль опекуна семьи; имеет опыт половой жизни; он не эмоциональный, стойкий; логичен, рационален, объективен, обладает развитым интеллектом; стремится к власти и лидерству; он независимый, свободный; он активен; стремится к успеху, амбициозен.
Характерные черты женщины: слабая, не склонна к занятиям спортом; беспокоится о внешности и боится старости; показывает привязанность к семье; это добродетельно; эмоционально, нежно; легкомыслен, непоследователен, обладает тонкой интуицией; это покладистый, услужливый; он зависим, в значительной степени нуждается в защите; это пассивно; застенчивый, робкий.
В настоящее время отмечается тенденция к ослаблению подобных стереотипов. А психологические исследования показали, что не бывает «чисто» мужской или женской личности; и все больше проникает как в научное, так и в обыденное сознание, что стереотипы не являются чем-то естественным и создаются обществом.
Во многих культурах существует значительная последовательность гендерных стереотипов. Мужчины воспринимаются агрессивными, автократичными, дерзкими, властными, изобретательными, сильными, независимыми, грубыми, умными; женщины — эмоциональные, задумчивые, чуткие, послушные и суеверные.
Таким образом, гендерные стереотипы очень сильны и принимаются даже теми группами, в отношении которых они созданы. Существующие стереотипные представления о женственности и смелости довольно близки в разных культурах.Стереотипы усваиваются рано и меняются с большим трудом.
Дата: 01.07.2015; вид: 3890;
Культура — Стеротипы
Понимание прочитанного — стереотипы
Развивайте свои навыки чтения. Прочтите следующий текст и ответьте на вопросы на понимание
Стереотипы
Стереотип — это фиксированное представление людей о том, что собой представляют определенные социальные группы или люди, особенно представление, которое неверно.Другие термины, связанные с термином стереотип, — это предубеждение и клише . Термин имеет греческое происхождение: стерео означает твердый или твердый и опечаток означает удар, оттиск, гравировка или марка . Этот термин впервые был использован в полиграфическом бизнесе. Впервые этот термин был использован в современном английском языке в 1850 году, что означает «изображение, сохраняющееся без изменений».
Поскольку стереотипы представляют собой стандартизированные и упрощенные представления о группах, основанные на некоторых предрассудках, они не выводятся из объективных фактов, а скорее являются субъективными и часто непроверяемыми идеями. Как утверждает социолог Чарльз Э. Херст * «Одной из причин стереотипов является отсутствие личных, конкретных знакомств, которые люди имеют с людьми из других расовых или этнических групп. Недостаток знакомства способствует объединению неизвестных людей».
Существование стереотипов может быть объяснено необходимостью групп людей рассматривать себя как более нормальных или более высоких, чем другие группы. Следовательно, стереотипы могут использоваться для оправдания необоснованных предрассудков или невежества и предотвращения входа или успеха людей из стереотипных групп в различных видах деятельности или областях.Стереотипные группы, как правило, не хотят пересматривать свое отношение и поведение по отношению к стереотипной группе.
Стереотипы могут негативно влиять на людей. Это включает формирование неточных и искаженных изображений и мнений людей. Стереотипы также могут быть использованы для того, чтобы выставить козлов отпущения или сделать общие ошибочные суждения о людях. Некоторые люди, придерживающиеся стереотипов, могут чувствовать себя комфортно, если они не допускают эмоциональной идентификации со стереотипной группой, которая ведет к ксенофобскому или расистскому поведению.Наконец, еще одним серьезным следствием стереотипов является чувство неполноценности, которое может иметь стереотипные люди и которое может ухудшить их работу.
* Херст, Чарльз Э. Социальное неравенство: формы, причины и последствия. 6. Бостон: Pearson Education, Inc, 2007
Источник: Википедия
Сопутствующие материалы
Словарь по теме «культура».
Упражнение по лексике, относящейся к «культуре».
стереотип — Викисловарь
Английский [править]
Этимология [править]
Заимствовано из французского стереотип .
Смысл печати появился в 1817 году, «общепринятое, шаблонное и упрощенное представление, мнение или образ» — записано с 1922 года в книге Вальтера Липпмана «Общественное мнение». [1]
Произношение [править]
- IPA (ключ) : /ˈstɛ.ɹi.əˌtaɪp/, /ˈstɪə.ɹi.əˌtaɪp/
Существительное [править]
стереотип ( счетных и бесчисленных , множественных стереотипов )
- Условное, шаблонное и часто чрезмерно упрощенное или преувеличенное представление, мнение или образ (человека).
- (психология) Человек, который считается воплощением или соответствием установленному образу или типу.
- (печать) Металлическая печатная форма, отлитая из матрицы, отформованной с приподнятой печатной поверхности.
- (вычисления, UML) Механизм расширения унифицированного языка моделирования, позволяющий создать новый элемент из существующего с добавленными специализациями.
Переводы [править]
условные, шаблонные и упрощенные концепции, мнения или изображения
механизм расширяемости UML
Глагол [править]
стереотип ( простое настоящее в единственном числе от третьего лица стереотипов , причастие настоящего стереотипное , простое причастие прошедшего и прошедшего времени стереотипное )
- (переходный) Чтобы создать стереотип о ком-то или что-то, или охарактеризовать кого-то с помощью стереотипа.
- 1957 , Карл Поппер, глава 24, в Бедность историзма , ПЕРВАЯ КНИГА ХАРПЕР-ФАКЕЛ, издание, стр. 90:
Не имея возможности выяснить, что находится в умах столь многих людей, он должен попытаться упростить его проблемы путем устранения индивидуальных различий: он должен пытаться контролировать стереотипов и интересов и убеждений с помощью образования и пропаганды.
- 1957 , Карл Поппер, глава 24, в Бедность историзма , ПЕРВАЯ КНИГА ХАРПЕР-ФАКЕЛ, издание, стр. 90:
- (переходный) Подготовить к печати в стереотипе; производить стереотипные тарелки.«Стереотип» в Дугласе Харпере, Онлайн-этимологический словарь , 2001–2020 гг., Получено 12 ноября 2020 г.
Урок аудирования на тему стереотипов на английском языке
УРОК СТЕРЕОТИПОВ
Попробуйте онлайн-викторину, чтение, аудирование и упражнения по грамматике, орфографии и лексике для этого урока по Стереотипы . Нажмите на ссылки выше или просмотрите действия под этой статьей:
Ваш браузер не поддерживает этот аудиоплеер.
ПРОЧИТАТЬ
Разве стереотипы не смешные? Почему у всех нас типичный образ людей из других стран. Однако не все стереотипы связаны с национальностью. У нас есть стереотипы о работе — типичный бухгалтер или разработчик компьютерных программ. Стереотипы охватывают даже расу и религию. На самом деле, если подумать, стереотипы не такие уж смешные. Они смеются над людьми. Хуже того, они выставляют людей в негативном свете. Когда мы видим карикатуры на стереотипы, мы смеемся над ними.Это нехорошо. Нехорошо смеяться над национальностью. Я считаю, что стереотипы вредят миру. На самом деле они не объединяют людей. Я не вписываюсь в стереотип людей из моей страны. Я не ношу зонтик и не пью чай. |
МОЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА
ПОСМОТРЕТЬ ОБРАЗЕЦ
Отправьте этот урок друзьям и учителям. Щелкните значок @ ниже.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЗАПОЛНИТЬ ПРОЗОР ПРОСЛУШИВАНИЯ
Разве стереотипы не смешные? Почему _______________ типичный образ людей из других стран.Не все стереотипы, правда _______________ национальности. У нас есть стереотипы о работе — типичный бухгалтер или разработчик компьютерных программ. Стереотипы _______________ и религия. Собственно, думая об этом, стереотипы _______________. Они смеются над людьми. Хуже того, ставят людей _______________. Когда мы видим карикатуры на стереотипы, мы смеемся над ними. Это нехорошо. Нехорошо смеяться _______________. Я считаю, что стереотипы вредят миру. Они _______________ люди вместе.Я не вписываюсь в стереотип людей из моей страны. Я не ношу зонтик и _______________.
ИСПРАВИТЬ НАПИСАНИЕ
Разве не стереотипы нфюн ? Почему у всех нас есть изображение ayptlci людей из других стран. Но не все стереотипы связаны с tntaioyilan . У нас есть стереотипы о работе — типичный бухгалтер или разработчик компьютерных программ. Стереотипы охватывают даже расу и noelgiir . На самом деле, если подумать, стереотипы не такие уж смешные.Они смеются над людьми. Даже seorw , они помещают людей в nevatieg light. Когда мы видим раточно стереотипов, у нас луах у них . Это нехорошо. Нехорошо смеяться над национальностью. Я считаю, что стереотипы вредят миру. На самом деле они не приносят людям ohertteg . Я не вписываюсь в стереотип людей из моей страны. У меня нет bleumral и я не пью чай.
РАЗБИРАЙТЕ СЛОВА
Разве стереотипы не смешные? все мы это Почему у типичных изображений людей из других стран.Не все стереотипы относятся к национальности . У нас есть стереотипы о работе — типичный бухгалтер или разработчик компьютерных программ. Стереотипы расы и религии. На самом деле, если подумать, забавно, что не являются стереотипами . Они смеются над людьми. Хуже того, они выставляют людей в негативном свете. стереотипы мультфильмов видим мы Когда , мы смеемся над ними. Это нехорошо. Нехорошо смеяться над национальностью. вред стереотипов думаю, что я мир в . человек действительно не сводят вместе . Я не вписываюсь в стереотип людей из моей страны. Я не ношу с собой зонтик-чайный напиток , не так ли и .
ОБСУЖДЕНИЕ (Напишите свои вопросы)
ВОПРОСЫ СТУДЕНТА A (Не показывайте их студенту B) | |
1. | ________________________________________________________ |
2. | ________________________________________________________ |
3. | ________________________________________________________ |
4. | ________________________________________________________ |
5. | ________________________________________________________ |
6. | ________________________________________________________ |
ВОПРОСЫ УЧАЩИХСЯ Б (Не показывайте их ученику А) | |
1. | ________________________________________________________ |
2. | ________________________________________________________ |
3. | ________________________________________________________ |
4. | ________________________________________________________ |
5. | ________________________________________________________ |
6. | ________________________________________________________ |
ОПРОС СТЕРЕОТИПОВ СТУДЕНТОВ
Напишите в таблице пять ХОРОШИХ вопросов о стереотипах.Делайте это парами. Каждый студент должен написать вопросы на собственном листе бумаги.
Когда вы закончите, опросите других студентов. Запишите их ответы.
СТУДЕНТ 1 _____________ | СТУДЕНТ 2 _____________ | СТУДЕНТ 3 _____________ | ||
Q.1. | ||||
Q.2. | ||||
Q.3. | ||||
Q.4. | ||||
Q.5. | ||||
- Теперь вернитесь к своему первоначальному партнеру, поделитесь и расскажите о том, что вы узнали.Часто меняйте партнеров.
- Сделайте мини-презентации для других групп о своих выводах.
ПИСЬМО
Напишите о стереотипах за 10 минут. Покажите партнеру свою бумагу. Подправляйте работу друг друга.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
ДОМАШНИЕ
1.РАСШИРЕНИЕ СЛОВА: Выберите несколько слов из текста. Используйте словарь или поле поиска Google (или другую поисковую систему), чтобы создать больше ассоциаций / сочетаний каждого слова.
2. ИНФОРМАЦИЯ В ИНТЕРНЕТЕ: Поищите в Интернете дополнительную информацию о стереотипах. Обсудите то, что вы обнаружите, со своим партнером (-ами) на следующем уроке.
3. СТАТЬЯ ЖУРНАЛА: Напишите статью в журнале о стереотипах. Прочтите то, что вы написали своим одноклассникам на следующем уроке.Дайте друг другу отзывы о ваших статьях.
4. СТЕРЕОТИПЫ ПОСТЕР Сделайте плакат о стереотипах. Покажите его своим одноклассникам на следующем уроке. Дайте друг другу отзывы о ваших плакатах.
5. МОИ СТЕРЕОТИПЫ УРОК: Сделайте свой собственный урок английского языка на тему стереотипов. Убедитесь, что есть чем заняться. Найдите хорошие занятия в Интернете. Когда закончите, научите класс / другую группу.
6.ОБМЕН ИНТЕРНЕТ: Используйте свой блог, вики, страницу Facebook, страницу MySpace, поток Twitter, учетную запись Del-icio-us / StumbleUpon или любой другой инструмент социальных сетей, чтобы узнать мнение о стереотипах. Поделитесь своими выводами с классом.
ОТВЕТОВ
Проверьте свои ответы в статье вверху этой страницы.
Стереотипы английского
Определение: Стереотип — это «… фиксированное, чрезмерно обобщенное представление о конкретной группе или классе людей.»(Cardwell, 1996). Другими словами, стереотипы — это вера в то, что все люди определенной группы, расы или религии обладают одинаковыми характеристиками, в отличие от них.
Изучая материалы СМИ и общаясь с пожилыми людьми, мы улавливаем множество стереотипов о других странах. В каждой стране существует множество стереотипов о жителях, некоторые из которых могут быть правдивыми, но большинство из них неверны и совершенно неправомерны. На этой странице рассматриваются стереотипы английского языка и то, что люди во всем мире считают стереотипами английского языка.
Мои — это рыба с жареным картофелем, холмы и сарказм
(щелкните здесь, чтобы узнать о сарказме)
Самый распространенный образ типичного англичанина — это мужчина в котелке и читающий газету Times . Это твое изображение?
« Мужчины в шляпах-котелках, костюме в полоску, газета под мышкой и носить с собой длинный закрытый зонт. «
Котелки сегодня в Англии очень редко можно увидеть. На самом деле, я не думаю, что когда-либо видел, чтобы их носили, кроме как в кино!
Когда я думаю об английском, я думаю о ………
« Пиво честности, бульдога, королевская семья, крикет, погода »
—
Дики Берд (известный английский судья по крикету)
« Длинные тени на площадках для крикета графства, теплое пиво,
непобедимые зеленые окраины, любители собак и
старые девы на велосипедах в утреннем тумане «
— Джон Мейджор (бывший премьер-министр)
сливочные чаи, Биг Бен , Шекспир , пабы, бифитеры
«Я думаю, что англичане довольно замкнуты.