Стереотипы это в психологии: Стереотип — Психологос
Стереотип — Психологос
Cтереотип — («твердый» + «отпечаток»). Изначально «стереотип» — метафора относительно мышления пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для ротационной печати многотиражных изданий. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия «Стереотип», в зависимости от методологического направления научной школы.
Западная традиция У. Липпман
Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.
Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте . Система стереотипов представляет собой социальную реальность.
Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, т.к. позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, из 33 симпозиумов 13 были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге “Общественное мнение” Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык.
Экономия усилий
Область построения стереотипов простирается от бредовых фантазий до осознанного использования учёными округлённых результатов вычислений. Вся человеческая культура — это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. Т.е. формирование стереотипов это экономия собственных усилий, т.
к. попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в близком кругу нет способа подменить чем-либо индивидуализированное понимание или как-то сэкономить на нем. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своем – это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести.Разметка мира
Помимо экономии усилий, стереотипы, видимо, выполняют и ещё одну функцию: системы стереотипов могут служить ядром нашей личной традиции, способом защиты нашего положения в обществе. Они представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. В ней удобно разместились наши привычки, вкусы, способности, удовольствия и надежды. Стереотипная картина мира может быть не полной, но это картина возможного мира, к которому мы приспособились. В этом мире люди и предметы занимают предназначенные им места и действуют ожидаемым образом.
Стереотипы и предрассудки
В повседневной жизни именно предшествующее получению соответствующих данных суждение содержит в себе вывод, который эти данные чаще всего и подтверждают. Cправедливость, прощение, истина не входят в это суждение, ибо оно предшествует получению фактических данных. Предрассудок, конечно, может быть выявлен, учтен и доработан. Но так как срок жизни человека ограничен, тот должен за отпущенное ему время получить все сведения, необходимые для освоения обширной цивилизации, поэтому ему не обойтись без предрассудков. Качество его мышления и деятельности будет зависеть от того, являются ли эти предрассудки доброжелательными по отношению к другим людям и идеям, возбуждают ли они скорее любовь по отношению к тому, что явно воспринимается как благо, или ненависть по отношению к тому, что не входит в их представление о благе.
Динамика стереотипов
Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как Он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.
В определенной степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.
В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определенную гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет ее.
Гендерные стереотипы
Гендерные стереотипы — сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как в действительности ведут себя мужчины и женщины. В основном, с мужчиной ассоциируются такие слова как сильный, жестокий, равнодушный, драчливый и самоуверенный. В семье мужчина — хозяин, лидер, защитник. Женщина характеризуется как скромная, вежливая, следящая за своей внешностью. В семье она — воспитательница и кухарка.
Архетипы и стереотипы
Отечественная традиция
В 20–30-е годы ХХ столетия физиологическая школа И. П. Павлова активно занималась изучением феномена, названного Павловым “динамической стереотипией”. В основу представления русской физиологической школы о стереотипе, легла способность мозга фиксировать однотипные изменения среды и соответственно реагировать на эти изменения.
Определение динамического стереотипа (по И.П. Павлову ) — слаженная уравновешенная система внутренних процессов больших полушарий, соответствующая внешней системе условных раздражителей. Отметим, что определение академика Павлова содержательно соответсвует определению системности Э. А. Асратяна. Возможно привести и другое определение, где стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула.
Осознание необходимости, концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные, звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.
На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».
Содержательно связь между “динамической стереотипией” Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпману акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании общества и общностей, а Павлов на физиологии нервной деятельности.
Источники
- Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004
- Судаков К.В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М.: ПЕР СЭ, 2002
- Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги “Общественное мнение” // Социальная реальность, 2006, №4, C. 125 — 141.
что это, виды, примеры, стереотипизация в психологии, как бороться со стереотипами.
Все мы сталкивались со стереотипным мышлением, и, пожалуй, трудно найти человека, не слышавшего, что такое стереотип. Многие из нас считают, что не подвержены этому явлению, и свободны от него, однако это практически невозможно. Шаблонное мышление может проявляться в мелочах, незаметных на первый взгляд. Какие бывают стереотипы, и стоит ли с ними бороться?
Стереотипы: что это
В переводе с древнегреческого языка, слово стереотип – это «объемный отпечаток», и такое определение о многом говорит. Некогда так называлось печатное клише, применяемое в типографских машинах.
В настоящее время стереотипом
называют устоявшееся представление о чем угодно, шаблонное восприятие реальности. Стереотипы закладываются глубоко в подсознание, становясь автоматическими суждениями, ведущими к автоматическим действиям.
Упомянутый феномен начинает формирование еще в детском возрасте индивида, прививаясь окружающими – сверстниками, воспитателями, учителями, семьей и так далее.
Думая определенным образом в ряде различных ситуаций, попадая в них, человек не тратит лишнюю энергию на анализ. Реакция возникает мгновенно, не нуждаясь в регуляции. Если говорить об экономии психических ресурсов, то это даже удобно. Стереотипы делают мир более последовательным и предсказуемым, и это уменьшает уровень врожденной тревожности. Это одна из редких позитивных сторон явления.
В мире регулярно происходят изменения, и временами привычное мышление ставит нас в неловкую или неоднозначную ситуацию. Пример: древние люди жили с убеждением, что человек, имеющий иной цвет кожи – чужак, представляющий опасность. С потенциальным недоброжелателем расправлялись варварским способом или брали в плен. Отголоски стереотипа существуют поныне, ведя к расизму и прочим неприятным явлениям.
Зачем нужны стереотипы и как они используются
Стереотипное мышление свойственно каждому. Оно дано нам непросто так. Стереотипы помогают экономить умственные усилия и время, чтобы помочь нам быстро принимать решения в повторяющихся ситуациях.
Например, исторически деление на врагов и друзей было необходимым. Стереотипы помогали автоматически воспринимать чужаков как источник угрозы. Зачастую и в наше время такая функция необходима.
Вспомните, что вы делаете после того, как проснулись. Наверняка у вас есть какой-то определённый набор действий, которые вы выполняете на автопилоте. В это время мозг адаптируется к дневному режиму работы – это намного важнее, чем обдумывание каждого шага.
Или, например, зайдя в комнату, вы видите стол и стул. Вам не приходится размышлять о том, зачем они нужны, вы уже знаете, как использовать эти вещи.
А вы знали, что Альберт Эйнштейн в своём гардеробе имел 5 идентичных комплектов одежды на каждый день. Великий физик собрал такой набор для того, чтобы не тратить время утром на выбор костюма.
Сэкономленное время и силы можно перенаправить на решение более важных задач. В наше время к таким хитростям прибегает Марк Цукерберг.
Стереотипы помогают освободить умственные ресурсы для обдумывания других мыслей, они осуществляют примитивную сортировку информации. Ещё стереотипы помогают понять, как одеваться и действовать в зависимости от ситуации и места.
Виды стереотипов
Стереотипы бывают: негативные, позитивные, нейтральные, чрезмерно упрощенные, приблизительные, чрезмерно обобщенные, точные. В психологии различают такие виды.
Этностереотипы
Шаблонные представления о собственном или чужих народах. Чаще всего вредят позитивному общению между народами, ведя к отрицательным последствиям. Когда предубеждения становятся нормой, то появляется основание для дискриминации, крайнего национализма, терроризма, расизма. Любой человек имеет типичные стереотипы о жителе другого государства.
В глазах большинства:
- типичный китаец
: невысокий, болтливый, обожающий рис; - типичный американец
: самоуверенный, улыбчивый, обожающий бургеры; - типичный француз
: пижон, любвеобильный романтик, гурман; - типичный англичанин
: чопорный, завтракающий овсянкой, сдержанный.
Подобных стереотипов множество. Мы потешаемся с анекдотов про армянское радио, чукчей, хохлов, москалей. Мы шутим о медлительности эстонцев, жадности евреев. Анекдоты, строящиеся на стереотипах, кому-то могут показаться оскорбительными, но серьезной угрозы не несут. И все же этнические стереотипы сравнимы с шорами, сужающими кругозор и вредящие нам самим. Они мешают по достоинству оценить культуру другой страны, найти хороших друзей-иностранцев и многое другое.
Гендерные
Устоявшиеся представления о мужчинах или женщинах. Такие предрассудки формируются веками, беря истоки от мужчин-охотников и женщин, оберегавших очаг. Не обошлось и без античных мифов и баллад. В современном мире гендерные роли потерпели ряд изменений, но стереотипы плотно укоренились в сознании большинства. Самые распространенные: «Мужчины не плачут», «Место женщины на кухне» и прочее. Именно такого мышления придерживаются многие из нас.
Индивидуальные
Касаются отдельной личности. Подразумевается мнение отдельного индивида, которое может в некой степени совпадать с социальными стереотипами или полностью противоречить ним. Они формируются на индивидуально-личностном уровне. Также их называют социально-психологическими.
Социальные
Относятся к группе людей. Помогают нам составлять свое представление о мире. Параллельно мы отделяем «свою» группу людей от прочих. Это может, как развивать, так и угнетать. Попросту говоря социальный стереотип – это устойчивый и несколько упрощенный образ какого-то явления, группы людей, события и т.д. Пример: политики постоянно врут, итальянцы страстные и эмоциональные, рыжие – строптивые.
Социальные стереотипы редко отличаются точностью – чаще они ложные, и выполняют реакционную функцию, искажая познания людей и внося разлад в межличностные взаимоотношения. При этом они играют большую роль в оценке мира.
Как появился термин?
Слово «стереотип» заимствовано из греческого языка и переводится как «твердый отпечаток». Изначально данный термин использовался для обозначения монолитной печатной формы (клише), изобретенной в 18 веке и значительно расширившей возможности типографии. По аналогии с типографским стереотипом был назван и стереотип мышления, поскольку также представляет собой клише.
В 1922 году с подачи писателя Уолтер Липпмана появился термин «социальный стереотип». Он подразумевает устойчивый образ, относящийся к определенной социальной группе и приписываемый всем её представителям. Современная психология, пытаясь объяснить, что такое стереотип, называет данное явление защитным механизмом, позволяющим мозгу упрощать окружающую действительность и быстро принимать «безопасные» решения.
Американский философ Хилари Патнэм изучал особенности общения представителей отдельных профессий и выделил определенные особенности, имеющие отношения к социальным стереотипам. Так представители одной профессии общаются с применением профессионального жаргона, используя специфические слова, шутки и метафоры, непонятные для представителей других профессий.
Стереотипизация в психологии
Стереотипизацией называют классификацию, оценку и восприятие, базой для которых служат распространенные суждения какой-либо социальной группы. В основе таких оценок лежат устойчивые стереотипы, информация о сходных характеристиках. Пример: «Все испанцы без ума от танго». Является одной из основных характеристик восприятия межличностного и межгруппового, а также отражением аффективной и схематизированной окрашенности, в целом свойственной данной форме перцепции.
В психологии этим термином называют процесс приписывания сходных характеристик членам определенной группы, без достаточного понимания различий между ними. Базируясь на простых общепсихологических механизмах, стереотипизация стала сложным социально-психологическим явлением, отвечающим за множество функций: оправдание потенциальных негативных установок по отношению к иным группам, поддержание идентификации личности и прочие.
Функции социальных групп
Американский социолог Нил Джозеф Смелзер выделяет следующие функции социальных групп:
- Функция социализации: только будучи членом социальной группы, индивид в состоянии выжить, создать семью и вырастить детей. В одиночку вне социума человек не сможет жить, будет обречен.
- Функция инструментальности: человек не может обойтись без работы, он должен осуществлять какую-то деятельность, позволяющую обеспечивать себя и членов своей семьи всем необходимым.
- Экспрессивная функция, при которой члены социальной группы должны удовлетворять потребность в уважении, проявлении доверия и доброжелательности друг к другу.
- Функция поддерживающая, которая нацеливает людей на объединение в группы в трудном положении и определении совместных действий.
Так или иначе, стереотипы, сформированные в социальных группах с определенными функциями, не всегда верны и часто мешают полноценно жить. Поэтому, прежде, чем поддаться тому или иному суждению, следует разобраться в себе и собственных понятиях.
Примеры стереотипов
Если вам не до конца понятно, что такое стереотипы, рассмотрите множество примеров:
- Мужчины руководствуются логикой, а женщины – эмоциями.
- Мужчина обязан содержать свою женщину.
- Блондинки глупые.
- Женщина может думать над несколькими темами одновременно, а мужчина – нет.
- Женщина ждет от отношений любви, а мужчина — секса.
- Все женщины мечтают выйти замуж.
- Все женщины мечтают о детях.
- Мужчины умнее женщин.
- Мальчикам нельзя носить розовые вещи.
- Ненормально, если мальчик проявляет интерес к куклам.
- Гомосексуалисты не могут достойно воспитать ребенка.
- Все женщины манипулируют мужчинами.
- Женщины склонны к моногамии, а мужчины – к полигамии.
- Мужчине постыдно заниматься домашними делами, это удел женщины.
- Женщине стыдно содержать семью, это удел мужчины.
- Нормальный мужчина не может быть застенчивым.
- Младенцами должны заниматься матери.
- Каждый китаец может смастерить телефон.
- Женщины, красиво одевающиеся, рассчитывают «привлечь самца».
- Все цыгане – аферисты.
- Женщины сами провоцируют насильников.
- Женщина не должна спорить с мужем.
- Муж должен принимать решения, а женщина аккуратно направлять его.
- У мужчин должна быть зарплата больше.
- Мужчина не плачет.
- Старики ворчливые и надоедливые.
- В России одни алкаши.
- Все мужики изменяют.
- Все подростки проходят «трудный возраст».
- Каждая хозяйка должна уметь сварить борщ.
- Женщине не место на серьезных постах.
- Индусы любят петь и танцевать.
- Все лесбиянки мужеподобные.
- Американцы в основном едят фастфуд.
- Женщины должны стремиться стать хорошими женами и матерями.
- Избил муж? Женщина спровоцировала.
- Ушла жена? От хороших мужей не уходят.
- Все нормальные женщины любят деток.
- Женщины, не родившие детей, в старости сожалеют, все они несчастны и никому не нужны.
- Родила – будет кому подать стакан воды в старости.
- Все политики – воры.
- В Сибири всегда снег.
- Честно разбогатеть невозможно.
- Не служил – не мужик.
- Женщина может быть либо умная, либо красивая.
- Женщины за рулем опасны для общества.
- Для женщины естественно уметь готовить.
- Англичане не могут прожить и дня без чая и овсянки.
- Все итальянцы любвеобильны.
- Все азиаты похожи.
- В Индии полно всякой заразы и грязи.
- В России всегда холодно.
- Для мужчины естественно разбираться в технике.
- Жена берет фамилию мужа, а не наоборот.
- Женщины склонны к меркантильности.
Стереотипы о людях с инвалидностью.
Люди с инвалидностью долгое время были исключены из общественной жизни. Например, человека с трудностями в речи или без рук можно считать неспособным выполнять работу, на которую он вполне способен. С 1990-х годов в западных странах предпринимались конкретные попытки принять «социальную модель инвалидности». Цель этой модели – преодолеть стереотипы, требуя от учреждений и рабочих мест принятия разумных приспособлений для обеспечения доступа к людям с ограниченными возможностями. Это может помочь преодолеть социальные стереотипы, которые предполагают, что кто-то недееспособен из-за физического недуга. Например, если на рабочем месте есть пандус, сложнее сказать «вы не можете попасть в это пространство, поэтому мы не можем вас нанять», заставляя работодателей думать о реальных способностях людей с ограниченными возможностями, а не просто смотреть на их инвалидность.
Стереотипы, мешающие жить, как с ними бороться
В отдельных случаях можно сказать, что стереотипы помогают жить, но чаще они мешают полноценной жизни, ограничивая мыслительную деятельность, не выпуская сознание за пределы шаблонного мировоззрения. Примером может служить стереотип: «Хорошо там, где нас нет». Руководствуясь им, человек убежден, что в его среде обитания невозможно комфортно существовать, что откладывает отпечаток на его состояние. В его восприятии: все прочие страны процветают, а люди, живущие там – намного счастливее.
Такие нелепые мысли способны быстро вогнать в депрессию. Руководствуясь стереотипом, человек не предпринимает попыток обрести счастье и гармонию, будучи убежденным, что плодов это не принесет. И все же нельзя слепо следовать за случайно услышанными шаблонными фразами. Упомянутый стереотип о призрачной прекрасной жизни «Там, где нас нет» заставляет думать, что кому-то приходится прилагать минимум усилий для качественной жизни. Возникает чувство зависти, раздражения, недовольство своей «неудавшейся» жизнью.
Основной метод борьбы со стереотипами: сомневаться в них, анализировать. Не верьте слепо шаблонным суждениям, ставьте их под сомнение, проверяйте данные, составляйте собственное мнение. Постепенно вы отбросите устоявшиеся стереотипы и проведете своеобразную профилактику появления новых предрассудков.
Поразмышляйте о том, какими стереотипами вы пользуетесь регулярно. Поищите среди них те, которые не имеют реального подтверждения фактами. Пример: «Все блондинки тупые». Начав изучать информацию, вы убедитесь, что среди женщин со светлыми волосами немало докторов наук, талантливых медиков, почетных учителей и многих других личностей, никак не характеризующихся определением «тупая».
Ищите опровержение и прочим утверждениям, не имеющим под собой основания. Пример стереотипа: «Какая цена, такой и товар». Возможно, вы удивитесь, но по низким ценам можно найти немало качественных и стильных вещей. В то же время дорогостоящие покупки могут разочаровать после первой же покупки, вызывая подозрения в браке или подделке.
Человек может долгий период руководствоваться нелепым стереотипом, омрачающим ему жизнь и даже не замечать этого. Подумайте, нет ли таких в вашем восприятии? Не получается разувериться в них – попробуйте медитацию. Она научит мыслить отдельно от социума, ближайшего окружения и делать собственные выводы. Попробуйте изучить известные стереотипы и составить о них свое мнение.
Подумайте над действиями, совершаемыми вами автоматически. Выделите немного времени на то, чтобы проанализировать их. Старайтесь обращать внимание на свои поступки, и анализировать, какие из них продиктованы стереотипами. Учитесь не зависеть от общественного мнения и вырабатывать собственные представления.
Плюсы и минусы стереотипного мышления
Люди, привыкшие мыслить стереотипами, могут жить полноценной жизнью, получая даже определенные преимущества от данной особенности. К основным плюсам стереотипного мышления относятся:
- быстрое принятие решений;
- меньшее умственное утомление при анализе информации;
- приобщение к определенной социальной группе.
При этом склонность мыслить стереотипами накладывает определенные ограничения. К основным её минусам относятся:
- ошибочные решения и неправильные поступки;
- излишняя доверчивость, неспособность критически мыслить;
- неумение анализировать и делать выводы самостоятельно;
- шаблонное мышление мешает развиваться.
Минусов у стереотипного мышления больше, поэтому с ним необходимо бороться, развивая способность критически мыслить и объективно анализировать поступающую информацию.
Как происходит их формирование?
Стереотипы передаются от одного поколения к другому, поэтому так сложно защититься от них.
Уже в раннем детстве взрослые закладывают в ребенке принципы поведения, внушают, как правильно действовать, реагировать, мыслить.
Велико влияние общества и конкретной страны проживания.
Если стереотипы сформированы на благо общества, то они являются моральными нормами, которых принято придерживаться. Шаблоны поведения помогают адаптироваться в социуме. Ребенка отправляют в школу, объясняя правила поведения, необходимость обучения.
Однако негармоничное развитие личности приводит к тому, что человеку проще и спокойнее действовать и мыслить стереотипами, чем идти на риск и создавать нечто новое.
Те же, кто отходят от правил, достигают гораздо большего.
Выводы.
- Стереотипы – большая проблема современного общества. Они навешивают ярлыки на то, как человек должен действовать или жить в соответствии с его полом, расой, личностью и другими фактами. Это может повлиять на людей, которые, возможно, любят разные вещи или занимаются другими делами, но стыдятся этого из-за стереотипов. Стереотипы, что все мужчины любят спорт или женщины не так сильны, как мужчины, являются одними из самых распространенных в нашем обществе. Стереотипы искажают понимание того, каким должен быть каждый человек.
- Стереотипирование — это процесс формирования предположений о человеке или группе людей на основе различных атрибутов, включая пол, расу, религию или физические черты. Стереотипы принято разделять на позитивные и негативные стереотипы. Однако позитивные стереотипы по-прежнему основаны на обобщениях, которые могут негативно повлиять на пострадавшую группу. Стереотипы на рабочем месте обычно возникают из-за предубеждений, связанных с возрастом, полом, расой, уровнем дохода или трудовой этикой.
- Стереотипы могут иметь негативное влияние на всех. Они полагаются на предубеждения и предрассудки, которые рассматривают людей не как уникальных и сложных личностей, а как наихудшую версию социального стереотипа о группе людей. Эмпатия и знание — два лучших инструмента, которые люди могут использовать, чтобы помочь им оценить различия в других. Мы должны научиться не судить или предвзято судить о людях из-за того, какими, по нашему мнению, они должны быть, и должны изменить нашу точку зрения на стереотипы, глубоко укоренившиеся в нашем обществе.
ВАЖНО!!!! Войска РФ в Украине — убитые, раненные, пленные — Ищи своих сыновей.
О стереотипах: от истории к современности
Андреева С.М.
кандидат педагогических наук
Белгородский государственный институт искусств и культуры
Понятие картины мира, в том числе и языковой, строится на изучении представлений человека о мире. Картина мира – результат переработки информации о среде и человеке. Языковая картина мира формирует тип отношения человека к миру. Она задает нормы поведения человека в мире, определяет его отношение к действительности. Процессы речевого общения, в свою очередь, постепенно приводят к выработке особым образом мотивированных знаков культуры [Тарасов, 1977: 90-91], которые в своей совокупности демонстрируют нормы речевого взаимодействия (по Ю. Скребневу, в нормах речи выражается социальный оптимум). В связи с этим в речевом быту носителей языка формируются устойчивые речевые и речеповеденческие образцы для повторяющихся ситуаций, или культурные стереотипы (некоторый фрагмент концептуальной картины мира, ментальная «картина», устойчивое культурно-национальное представление о предмете или ситуации). Нормы общения распространяются и перенимаются именно путем демонстрации и усвоения этих образцов [Тарасов, 1994: 111]. Следовательно, разные народы живут в мире стереотипов, навязанных нам соответствующей картиной мира.
Необходимо отметить, что каждый культурный стереотип представляет собой сложное соединение социального и индивидуального, освященное национальной традицией как социально благоприятное, гармонизующее речевое действие или речевое средство. Закрепленность за типовой ситуацией и определенным обычаем обеспечивает устойчивость культурных стереотипов, индивидуальный способ их использования — разветвленную вариативность, возможность отражения нюансов ситуации, а также социальных и психологических особенностей говорящего.
Термин «стереотип» (греч. stereos – твердый, typos — отпечаток) введен в научный оборот американским социологом У. Липпманом. В книге «Общественное мнение», вышедшей в 1922 г., он сделал попытку определить место и роль стереотипов в системе общественного мнения. Под стереотипом Липпман понимал особую форму восприятия окружающего мира, оказывающую определенное влияние на данные наших чувств до того, как эти данные дойдут до нашего сознания [цит. по Lippman W. Public Opinion. N.Y.,1950: 95; 23]. По мнению Липпмана, человек, пытаясь постичь окружающий его мир во всей его противоречивости, создает «картину в своей голове» относительно тех явлений, которые он непосредственно не наблюдал.
Однако до сих пор среди исследователей нет единого определения стереотипам: делаются попытки выявить пути формирования и распространения национальных стереотипов в обществе, обсуждается вопрос о влиянии их на отношения между народами. Нет единого мнения и среди исследователей и относительно правомерности использования самого слова «стереотип». В научной литературе можно встретить различные термины – национальные стереотипы, этнические предрассудки, этнические представления, национальные образы и другие, выражающие одно и то же явление. Национальные стереотипы изучаются в разных науках – социологии, психологии, политологии, филологии, истории. В некоторых странах существует самостоятельное междисциплинарное направление, исследующее происхождение, функционирование, влияние на состояние общества стереотипных представлений. Это направление получило название «имагология» (во французском языке) или «имэджинология» (в английском языке).
Стереотипы позволяют человеку составить представление о мире в целом, выйти за рамки своего узкого социального, географического и политического окружения. Человек имеет ясное представление о большинстве вещей еще до того, как он с ними непосредственно столкнулся в жизни. Подобные представления-стереотипы формируются под влиянием культурного окружения данного индивидуума: «В большинстве случаев мы не сначала видим, а потом даем определение, мы сначала определяем для себя то или иное явление, а потом уже наблюдаем его. Во всей … неразберихе внешнего мира мы выхватываем то, что навязывает нам наша культура, и мы имеем очевидную тенденцию воспринимать эту информацию в форме стереотипов» [цит. по Lippman W. Public Opinion. N.Y.,1950: 81].
Стереотипы так настойчиво передаются из поколения в поколение, что часто воспринимаются как данность, реальность, биологический факт. Если же личный опыт противоречит стереотипу, чаще всего происходит одно из двух: человек негибкий, незаинтересованный по каким-то причинам в изменении своих взглядов, либо просто не замечает этого противоречия, либо считает его исключением, подтверждающим правило, и обычно просто забывает о нем. Человек же восприимчивый, любознательный при столкновении стереотипа с реальностью изменяет свое восприятие окружающего мира. Липпман не считает стереотипы однозначно ложными представлениями. По его мнению, стереотип может быть правдой, или частично правдой, или ложью. Липпман не только ввел в научный оборот термин «стереотип», дал ему определение, но и подчеркнул важность этого явления. «Система стереотипов, — писал он, — возможно, является стержневой в нашей личной традиции, она защищает наше место в обществе, … а также сохраняет время в нашей занятой жизни и помогает нам спастись от сбивающих с толку попыток увидеть мир устойчивым и охватить его целиком» . При таком понимании стереотипа выделяются две его важные черты – детерминированность культурой и быть средством экономии трудовых усилий, и соответственно, языковых средств. Если алгоритмы решения математических задач экономят мышление человека, то стереотипы «экономят» саму личность.
В 20-30-е гг. в Америке появился ряд оригинальных работ, преимущественно посвященных проблемам общественного мнения, продолжающих разработку теории стереотипов. Так, социолог Р. Бинкли называет стереотип «величайшим всеобщим знаменателем»[ цит. по Binkley Robert C. The Common Concept of Public Opinion in the Social Sciences // Social Forces.1928.Vol.6: 393; там же, с.96]. По мнению ученого, наличие стереотипов позволяет обывателю адекватно оценивать политическую ситуацию, слишком сложную для его анализа и слишком удаленную от сферы его деятельности. Еще в одной работе, вышедшей в конце 30-х гг., рассматриваются два мира, в которых живет каждый человек. Один из них – «внешний мир» – включает в себя то, что с нами происходит, то, что мы сами видели, чувствовали, оценивали. Этот мир невелик. Бо́льшую же часть знаний о мире мы получаем из различных источников через язык, что и образует так называемый «вербальный мир». Соотношение между этими мирами такое же, как между картой и той реальной территорией, которую она представляет.
Если Липпман заложил теоретические основы изучения стереотипов, то американские ученые Д. Кац и К. Брейли в 1933 г. разработали методику, получившую впоследствии широкое распространение и на долгие годы ставшую определяющей для исследователей национальных стереотипов.
Вторая мировая война дала новый толчок к изучению стереотипов. Она отчетливо показала, какую большую роль играют традиционные устойчивые представления народов друг о друге, как важно изучать пути формирования (а, следовательно, и воздействия) подобных представлений.
С конца 40-х гг. появляется новая волна интереса к изучению стереотипов, Так, по инициативе ЮНЕСКО было проведено широкомасштабное исследование с целью выявления того, как представители одной страны воспринимают народы других стран; какие факторы определяют их восприятие. Опрос ЮНЕСКО проводился в следующих странах: Австралии, Англии, Германии, Франции, Италии, Нидерландах, Норвегии, США. Участникам опроса предлагалось выбрать из 13 определений те, которые, по их мнению, характеризуют русских, американцев, англичан, французов, китайцев и их самих. Разница между положительными и отрицательными ответами определила так называемый «знаменатель дружественности» [цит. по BuchananW., Cantril H. How Nations See Each Other, Urbana, 1953: 97].
В России проблемам изучения стереотипов не уделялось такого внимания, как на Западе. Вместе с тем в нашей стране был разработан ряд интересных и оригинальных концепций. Интересной и научно обоснованной представляется концепция Н.А. Ерофеева, в основе которой лежит исторический материал. Предваряя исследование, посвященное восприятию Англии в России в 1825-1853гг., теоретической главой, автор, хотя и отказывается от термина «стереотип», уделяет значительное внимание проблемам восприятия одной нации другой.
Среди многообразия проблем, вытекающих из определения понятия «стереотип», можно выделить ряд наиболее важных и одновременно спорных, представлявших и представляющих несомненных интерес для исследователя, занимающегося стереотипами.
Одна из центральных проблем – наличие зерна правды в стереотипах. Единого мнения по этому вопросу не было и нет. На бытовом уровне они воспринимаются как объективная реальность. Большинство же исследователей проблемы вслед за Липпманом, считавшим, что этот миф необязательно ложный. Он может быть полностью или частично правдой.
С проблемой выяснения зерна правды неразрывно связан вопрос об устойчивости стереотипов. Если в основе стереотипа находится реальность, то он должен быть относительно устойчив, если же он целиком и полностью ложен, то он должен меняться в зависимости от исторической, международной и даже внутриполитической ситуации в той или иной стране. В соответствии с этим положением большинство авторов настаивает на изменчивости стереотипов или частичной изменчивости.
Многие исследователи считали и считают до сих пор стереотипы явлением неизбежным, но опасным. По их мнению, опасны даже положительные стереотипы, так как они создают впечатление объективности и таким образом поддерживают всю систему стереотипов в целом. Мы формируем стереотипы для большей предсказуемости поведения других людей. Эти стереотипы часто имеют негативную природу и основаны на предрассудках и дискриминации. Стереотипы не обязательно являются ложными; обычно они содержат некое зерно истины.
Если же анализировать стереотип как представление, основанное на предрассудках, то через призму последних можно определить стереотип как предвзятое отношение к кому-либо на основе его принадлежности к конкретной группе или категории. Здесь подразумевается наличие категоричной оценки – либо позитивной, либо негативной, но в психологической литературе обычно имеются в виду негативные установки по отношению к данному человеку или группе.
В когнитивной лингвистике и этнолингвистике термин «стереотип» относится к содержательной стороне языка и культуры, то есть понимается как ментальный (мыслительный) стереотип, который коррелирует с картиной мира. Языковая картина мира и языковой стереотип соотносятся как часть и целое, при этом языковой стереотип понимается как суждение или несколько суждений, относящихся к определенному объекту внеязыкового мира, субъективно детерминированное представление предмета, в котором сосуществуют описательные и оценочные признаки и которое является результатом истолкования действительности в рамках социально выработанных познавательных моделей. Но языковым стереотипом можно считать не только суждение или несколько суждений, но и любое устойчивое выражение, состоящее из нескольких слов, например, устойчивое сравнение, клише и т.д.: седой как лунь, новый русский, белая ворона и т.д.
По мнению Ю.А. Сорокина стереотип – это некоторый процесс и результат общения (поведения) согласно определенным семиотическим моделям, список которых является закрытым в силу тех или иных семиотико-технологических принципов, принятых в некотором социуме. Можно предположить, что стереотипизация (как результат) осознается индивидуумом в форме таких видовых понятий как стандарт и норма (родовым в этом случае выступает понятие стереотип), причем стандарт является реализацией некоторой семиотической и/или технологической модели на социальном и социально-психологическом уровнях, а норма является реализацией такой модели на языковом и психологическом уровнях.
Такое понимание понятий позволяет разграничивать языковое и неязыковое поведение, и на основе этого можно сделать вывод, что стандарт — это неязыковая, социально-психологическая реальность, существующая на языковом уровне, выраженном нормой. Стереотип же является общим понятием, включающим в себя и норму, и стандарт. Стереотип – это представление человека о мире, формирующееся под влиянием культурного окружения (другими словами, это культурно-детерминированное представление), существующее как в виде ментального образа, так и виде вербальной оболочки, стереотип – процесс и результат общения (поведения) согласно определенным семиотическим моделям. Стереотип (как родовое понятие) включает в себя стандарт, являющийся неязыковой реальностью, и норму, существующую на языковом уровне.
В качестве стереотипов могут выступать как характеристики другого народа, так и все, что касается представлений одной нации о культуре другой нации в целом: общие понятия, нормы речевого общения, поведения, категории, мыслительные аналогии, предрассудки, суеверия, моральные и этикетные нормы, традиции, обычаи и т.п. Стереотип – это не только ментальный образ, но и его вербальная оболочка, то есть стереотипы могут существовать и на языковом уровне – в виде нормы.
Причины появления стереотипов анализируются и в когнитивных теориях, а также в рамках социальной психологии. Эти области науки изучают, в какой степени наши мысли зависят от непосредственного общественного контекста и, в свою очередь, влияют на наше поведение в обществе. Когнитивные теории акцентируют нашу потребность классифицировать людей, так как это упрощает способ восприятия окружающего мира.
Необходимо отметить, что, каждый человек обладает индивидуальным личным опытом, особой формой восприятия окружающего мира, на основе которого в его голове создается так называемая «картина мира», включающая в себя объективную (инвариантную) часть и субъективную оценку действительности индивидуумом и стереотип является частью этой картины.
Каждый язык по-своему членит мир, то есть имеет свой способ его концептуализации. Отсюда можно сделать вывод, что каждый язык имеет особую картину мира, и языковая личность обязана организовывать содержание высказывания в соответствии с этой картиной. В этом и проявляется специфически человеческое восприятие мира, зафиксированное в языке. Язык фиксирует коллективные стереотипные и эталонные представления, объективирует интерпретирующую деятельность человеческого сознания. Таким образом, картина мира того или иного народа становится фундаментом стереотипов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999.
2. Бабурин А. К. К проблеме стереотипизации поведения: быт, событие, ритуал // Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии: Тез. конф. М., 1995.
3. Гаспаров Б. М. Язык. Память. Образ: Лингвистика языкового существования. М., 1996.
4. Городское просторечие: Проблемы изучения / Под ред. Е. А. Земской и Д. Н. Шмелева. М., 1984.
5. Николаева Т. М. Речевые, коммуникативные и ментальные стереотипы: социолингвистическая дистрибуция // Язык как средство трансляции культуры. М., 2000.
6. Сиротинина О.Б. Культура общения // Язык и общение. Саратов, 1995.
7. Сорокин П. Национальный вопрос как проблема социального равенства/Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998.
8. Тарасов Е.Ф. Место речевого общения в коммуникативном акте // Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977.
9. Тарасов Е.Ф. Язык и культура: методологические проблемы // Язык — культура — этнос. М., 1994.
10. Binkley Robert C. The Common Concept of Public Opinion in the Social Sciences // Social Forces. 1928.Vol.6p.393; p.96.
11. BuchananW., Cantril H. How Nations See Each Other, Urbana, 1953, p. 97.
12. Lippman W. Public Opinion. N.Y.,1950, p.95.
Предрассудки и стереотипы личности — Ответы к экзамену по социальной психологии
Предрассудки и стереотипы личности— это ложный, но укоренившийся в сознании взгляд на что-либо. По данным словарей синонимами предрассудка являются такие понятия, как стереотип и предрассуждение. Социальные проявления предрассудков: расизм, сексизм, эйджизм (дискриминирующее поведение по отношению к определенной группе людей или конкретному человеку на основании его принадлежности той или иной возрастной группе, например, к категории пожилых людей) и др.
Социальные стереотипы. Социальным стереотипом считается относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта — группы, человека, события, явления и т.п. Стереотипы — это общие мнения о распределении
тех или иных черт в группах людей. Например, «Уверенность в себе чаще наблюдается у мужчин, чем у женщин», «Политики — лгуны», «Итальянцы эмоциональные».
Стереотип складывается обычно в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых и социуме, очень часто предвзятых. Чем менее близки между собой люди, тем больше они руководствуются в своих отношениях стереотипами. Или чем меньше группа, чем менее она влиятельна, тем больше её члены оперируют стереотипами.
Социальный стереотип далеко не всегда точен. Возникая в условиях ограниченной информации об объекте, стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную, а то и реакционную роль, искажая знания людей и серьезно деформируя межличностные взаимодействия.
Наличие социального стереотипа играет существенную роль в оценке мира. Он позволяет сокращать время реагирования на меняющуюся реальность, ускоряет процесс познания.
Основные свойства стереотипов:
1) они способны влиять на принятие человеком решения, нередко самым нелогичным образом;
2) в зависимости от характера установки (позитивной или негативной) стереотипы едва ли не автоматически «подсказывают» одни доводы в отношении какого-то события, явления и вытесняют из сознания другие, противоположные первым;
3) стереотип обладает выраженной конкретностью.
Стереотипы бывают:
— позитивные;
— негативные;
— нейтральные;
— чрезмерно обобщенные;
— чрезмерно упрощенные;
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
— точные;
— приблизительные.
Определение истинности или ложности социального стереотипа обычно строится на анализе конкретной ситуации. Любой стереотип, будучи истинным в одном случае, в другом может оказаться ложным и, следовательно, неэффективным при ориентации субъекта в окружающем мире.
Основные приемы выявления стереотипов:
— обнаружение устойчивых тем разговоров, например, среди знакомых;
— проведение опросов, интервью, анкетирования;
— метод неоконченных предложений, когда человек продолжает фразу, начатую экспериментатором, о том или ином явлении;
— метод выявления ассоциаций, когда группе опрашиваемых предлагается за 30 секунд написать, с чем у них ассоциируется то или иное явление.
Восприятие, классификация и оценка социальных объектов или событий распространением их характеристик, высказанных какой-либо социальной группой на основе определенных представлений (стереотипов) носит название стереотипизация.
Стереотипизация служит механизмом взаимопонимания, классифицируя формы поведения, его причины и объясняя их отнесением к уже известным или кажущимся известными явлениям, категориям. Стереотипизация отражает схематичность и аффективную окрашенность подобного рода оценки действительности.
С психологической точки зрения стереотипизация — это процесс, когда сходные характеристики даются всем членам какой-то группы или общности без достаточного осознания возможных различий между ними.
Стереотипизация выполняет ряд функций, наиболее важные из которых — поддержание идентификации личности и группы, оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам и т.д. Иногда стереотипизация помогает.
Особенно легко люди полагаются на стереотипы при:
— дефиците времени;
— чрезмерной занятости;
— усталости;
— эмоциональном возбуждении;
— в слишком молодом возрасте, когда человек еще не научился различать многообразие бытия.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Предрассудки и стереотипы личности
От 250 руб
Контрольная работа
Предрассудки и стереотипы личности
От 250 руб
Курсовая работа
Предрассудки и стереотипы личности
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Предрассудки и стереотипы – Психология
Введение
Предубеждения и стереотипы – это предубеждения, которые вместе создают и поддерживают социальное неравенство. Предрассудки относятся к отношениям и чувствам — положительным или отрицательным, сознательным или неосознанным, — которые люди испытывают к членам других групп. Напротив, стереотипы традиционно определялись как определенные представления о группе, такие как описания того, как выглядят члены конкретной группы, как они ведут себя или их способности. Таким образом, стереотипы представляют собой когнитивные представления о том, насколько члены группы похожи друг на друга и отличаются от членов других групп. Важно отметить, что люди могут знать о культурных стереотипах и иметь когнитивные представления об этих убеждениях, не поддерживая лично такие стереотипы, не испытывая предрассудков и не осознавая, что такие стереотипы могут повлиять на их суждения и поведение. Предубеждения и стереотипы обычно считаются продуктом адаптивных процессов, которые упрощают в остальном сложный мир, чтобы люди могли направить больше когнитивных ресурсов на другие задачи. Однако, несмотря на какую-либо когнитивно-адаптирующую функцию, которую они могут выполнять, использование этих умственных сокращений при принятии решений о других людях может иметь серьезные негативные последствия. Ужасное жестокое обращение с определенными группами людей в недавней истории, такими как евреи, афроамериканцы, женщины и гомосексуалы, стало основным стимулом для изучения предубеждений и стереотипов. Таким образом, первоначальные концепции и эксперименты были почти полностью связаны с сознательными негативными установками и явно дискриминационными действиями. Однако по мере изменения социальной приемлемости предубеждений и стереотипов менялись и проявления предубеждений и стереотипов. В ответ на эти изменения и с учетом того, что люди, отвергающие предрассудки и стереотипы, все еще могут невольно усваивать стереотипные представления, изучение предубеждений и стереотипов в последнее время стало включать убеждения, отношения и поведение, которые можно считать положительными, а не явно или явно предвзятыми. . Важно отметить, что даже когда предубеждения и стереотипы кажутся положительными (например, традиционные женщины прекрасны и обожаемы), они сохраняют доминирование могущественных групп: они не только ограничивают возможности стереотипных групп, но и приводят к целому ряду негативных результатов, когда эти члены группы бросить им вызов. Из-за этих новых концепций предубеждений также произошли методологические адаптации в изучении предубеждений и стереотипов, которые выходят за рамки сознательных установок и поведения людей, чтобы также измерить их неявные предубеждения и стереотипы. В этой статье дается краткий обзор социально-психологического исследования предубеждений и стереотипов, чтобы проинформировать читателя о его теоретической основе, измерении и вмешательствах, направленных на уменьшение предубеждений.
Общий обзор
Есть несколько книг и глав, которые предлагают широкий взгляд на социально-психологические исследования предубеждений и стереотипов. Есть два текста, которые отлично подходят для студентов. Во-первых, Whitley and Kite 2010 охватывает общую область исследований стереотипов и предубеждений, обеспечивая превосходный учебник для начинающих по теории и исследованиям причин и последствий предубеждений и стереотипов. Во-вторых, «Стангор 2000» представляет собой сборник ключевых социально-психологических чтений о стереотипах и предрассудках. Текст ключевых чтений особенно полезен, так как его можно использовать в разделах для общего класса или использовать целиком для класса, посвященного предрассудкам. Помимо вводного текста и учебника по основным материалам, хотя и потенциально непригодных для использования студентами, есть еще три главы из 9-го курса.0009 Справочник по социальной психологии , которые полезны для исследователей, которые хотят получить представление о ходе исследований и направленности современной теории и исследований. Хотя в содержании трех глав справочника есть некоторое совпадение, каждая глава вносит заметный уникальный вклад, который оправдывает их включение. Fiske 1998 представляет историю и подробный обзор влиятельных взглядов на предрассудки и стереотипы. Расширение Fiske 1998, Yzerbyt и Demoulin 2010 дает дополнительный углубленный взгляд на теории создания и поддержания групп. Dovidio and Gaertner 2010 фокусируется на основах групповых предубеждений и обеспечивает тщательное рассмотрение теории и исследований по изменению стереотипов и уменьшению предубеждений. Наконец, в дополнение к вышеупомянутым главам Dovidio et al. 2005 г.; Довидио и др. 2010 г.; и Нельсон 2009 г.представляют собой сборники современной теории и исследований стереотипов, предубеждений и дискриминации, которые характеризуют современное состояние мышления и подходят для аспирантов и исследователей.
Довидио, Джон Ф. и Сэмюэл Л. Гертнер. 2010. Межгрупповая предвзятость. В Справочник по социальной психологии . 5-е изд. Под редакцией Сьюзен Т. Фиске, Дэниела Тодда Гилберта и Гарднера Линдзи, 1084–1121 гг. Хобокен, Нью-Джерси: Wiley.
В основном фокусируется на психологических основах межгрупповых предубеждений и на том, как устранить эти предубеждения, чтобы уменьшить предрассудки. Ведутся дискуссии о процессе категоризации, явных и неявных предубеждениях, а также о том, что опосредует и смягчает эти предубеждения.
Довидио, Джон Ф., Питер Глик и Лори А. Рудман. 2005. О природе предрассудков: пятьдесят лет спустя после Allport . Молден, Массачусетс: Блэквелл.
В этом сборнике рассматриваются концептуальные представления Гордона Олпорта о предубеждениях и обновлениях, а также дополняется его работа современными теориями и свидетельствами, собранными за пятьдесят лет после публикации О природе предрассудков .
Довидио, Джон Ф., Майлз Хьюстон, Питер Глик и Виктория М. Эссес. 2010. Справочник SAGE по предрассудкам, стереотипам и дискриминации . Лондон: SAGE
Отредактированный сборник, полезный для студентов и исследователей, который охватывает процессы, выражение и последствия предубеждений, стереотипов и дискриминации, а также способы их уменьшения на индивидуальном и общественном уровнях.
Фиске, Сьюзан Т. 1998. Стереотипы, предрассудки и дискриминация. В Справочник по социальной психологии . Том. 2. 4-е изд. Под редакцией Дэниела Тодда Гилберта, Сьюзен Т. Фиске и Гарднера Линдзи, 357–411. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
В этой часто цитируемой главе Фиске обсуждает определения стереотипов, предубеждений и дискриминации, а также кратко описывает историю их изучения, а также их когнитивные и социальные основы и последствия. Он насыщен информацией, важной для тех, кто исследует предубеждения.
Нельсон, Тодд Д. 2009. Справочник по предрассудкам, стереотипам и дискриминации . Нью-Йорк: Психология Пресс.
Справочник в доступной форме, который будет полезен исследователям, желающим ознакомиться с последними работами по предрассудкам и стереотипам. Он охватывает теоретические основы причин предубеждений и стереотипов с вниманием к различным характеристикам людей и ситуаций, которые взаимодействуют, чтобы их произвести.
Стангор, Чарльз. 2000. Стереотипы и предубеждения: Ключевые чтения . Филадельфия: Psychology Press.
Коллекция классических социально-психологических работ, касающихся стереотипов и предубеждений, таких как оригинальная работа Олпорта и современное понимание расизма и сексизма. Этот сборник написан доступным для студенческой аудитории языком.
Уитли, Бернард Э. и Мэри Э. Кайт. 2010. Психология предрассудков и дискриминации . Белмонт, Калифорния: Уодсворт.
В этой книге, предназначенной для студентов бакалавриата, рассказывается о формировании стереотипов и о том, как они применяются в форме предубеждений. Он был дополнен последними данными из области социальной психологии.
Изербит, Винсент и Стефани Демулен. 2010. Межгрупповые отношения. В Справочник по социальной психологии . 5-е изд. Под редакцией Сьюзан Т. Фиске, Дэниела Тодда Гилберта и Гарднера Линдзи, 1024–1083 гг. Хобокен, Нью-Джерси: Wiley.
Изербит и Демулин пишут о теоретических основах формирования групп и в своих дискуссиях обсуждают, какие виды предвзятого поведения возникают в различных ситуациях из-за природы формирования групп и социальной иерархии.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.
Как они сохраняются даже после того, как их опровергли · The Badger Herald
Новая серия исследований, проведенных учеными из Университета Висконсина, выявила некоторые причины, по которым от стереотипов трудно избавиться, несмотря на отсутствие подтверждающих их доказательств.
В сериале исследователь Университета Вашингтона с факультета психологии Уильям Кокс исследовал, почему стереотипы так трудно преодолеть. Стереотипы закрепляются за счет самоподкрепления. Мозг использует их для заполнения информации о незнакомых людях.
«Наш мозг устроен так, что иногда он учится на ограниченном количестве информации, — сказал Кокс.
Этот ограниченный объем информации заставляет людей заполнять пробелы с помощью стереотипов.
Студенты STEM с ограниченными возможностями сталкиваются с дополнительными препятствиями при получении степени.
Профессор психологии Маркус Брауэр из лаборатории Brauer Group исследует психологические процессы, связанные с дискриминацией, предрассудками и стереотипами. Брауэр сказал, что человеческий мозг имеет тенденцию формировать стереотипы из-за того, как он устроен.
Человеческий мозг должен упростить свою физическую среду, создавая категории, сказал Брауэр. Помещая вещи в эти категории, мозг может ассоциировать с ними черты и характеристики.
По словам Брауэра, хотя изучение ограниченной информации может быть полезным, оно может привести к ошибочным представлениям о других социальных категориях.
«Мы используем чье-либо членство в группе, чтобы делать прогнозы о том, как они будут себя вести», — сказал Брауэр. «Проблема в том, что мы склонны чрезмерно обобщать, и мы думаем, что членство в группе больше диагностирует их поведение, чем они есть на самом деле».
По словам Кокса, стереотипы могут сокращать возможности и создавать предубеждения, предубеждения и дискриминацию в отношении представителей стереотипной группы. Чтобы понять человеческие убеждения в стереотипах, Кокс и его коллеги продолжили исследования.
Кокс и его соавторы, Сичжоу Се и Патрисия Девайн, провели три исследования, чтобы определить, насколько люди узнают, когда их стереотипы подтверждаются, опровергаются или не оспариваются. В последующем исследовании исследователи хотели определить, неправильно ли участник помнил свой стереотип как подтвержденный в те моменты, когда он был опровергнут.
Исследовательские лаборатории UW борются за устойчивое обращение с отходамиВ эпицентре новаторских исследований Университет Висконсина постоянно делает новые открытия во многих областях, от химии до растений Читать…
В исследованиях 1 и 2 участники были разделены на группы с подтверждением стереотипа, с его неподтверждением или без обратной связи. Им было приказано просмотреть различные профили мужчин в социальных сетях, чтобы определить, геи они или гетеросексуалы, на основе интереса, указанного в профиле. Каждый профиль в социальных сетях также был связан с государственными интересами в одной из трех областей: покупки и мода, спорт или нейтральные интересы.
Сделав вывод, участники получили обратную связь в соответствии с состоянием их группы.
По словам Кокса, оба исследования показали, что участники, получившие обратную связь, подтверждающую стереотипы, с течением времени стали более стереотипными, в то время как участники, получившие неподтверждающую обратную связь, со временем стереотипизировали столько же.
Люди в группе неподтверждения доказательств не узнали из представленных доказательств о своих стереотипах. Даже получив отзывы о том, что они сделали неверный вывод, эти участники не изменили своего мнения. По словам Кокс, предыдущие исследования предвзятости подтверждения могут объяснить это.
«У нас есть сумасшедшая тенденция, которая называется предвзятостью подтверждения», — сказал Брауэр. «Как только у нас появляется мнение о какой-либо категории, включая социальную категорию, мы ищем свидетельства, подтверждающие это убеждение, и склонны игнорировать свидетельства, противоречащие этому убеждению».
В исследовании Кокса группа участников, не получивших обратной связи, со временем стала более стереотипной, то есть участники подтвердили свои собственные предположения в отсутствие доказательств.
Исследователи Университета Вашингтона изучают состояние здоровья чернокожих женщин в академических кругах. Предварительные результаты исследования, проведенного партнером Университета Висконсина, указывают на то, что стрессовая среда высшего образования может сыграть Читать…
Третье исследование должно было определить, неправильно ли участники запомнили обратную связь о суждении и неправильно ли они запомнили обратную связь как подтверждающую стереотип.
В третьем исследовании примерно 300 участников получили обратную связь после вынесения суждения. Участникам показали профили во второй раз и попросили сообщить, какие отзывы они получили.
Согласно исследованию Кокса, когда участники неправильно запомнили обратную связь, примерно 60% ложно вспомнили, что обратная связь подтверждала стереотип.
Для Кокса считается, что обучение на основе непроверенных предположений связано с механизмами Хебба или склонностью мозга к обучению через ассоциации. Согласно исследованию Кокса, когда человек придерживается стереотипов, считается, что это укрепляет нейронные связи, формирующие стереотип.
Согласно исследованию Кокса, если человек получает обратную связь, и эта обратная связь подтверждает стереотип, в мозге активируется сигнальный путь вознаграждения. Но когда человек получает неподтверждающую обратную связь, предыдущие ассоциации из-за хеббовской механики мешают новому обучению, ослабляя эффект опровергающих свидетельств.
Социальные группы — еще один фактор, который может влиять на восприятие и убеждения о других. По словам Бауэра, люди склонны общаться с другими людьми, разделяющими схожие убеждения, чтобы получить социальное подтверждение своих убеждений.
Отождествляя себя с убеждениями других, можно поощрять стереотипы и предубеждения за счет предвзятости подтверждения и подтверждения со стороны сверстников.
Приглашенный профессор вернется этой осенью в качестве постоянного преподавателяПосле того, как Морган Джеральд проработал приглашенным профессором в течение последнего семестра, он навсегда присоединится к факультету Университета Висконсин Читать…
«Очень важно изменить социальные нормы, касающиеся интеграции и дискриминации», — сказал Бауэр. «Люди невероятно восприимчивы к тому, что происходит вокруг них и что думают другие люди».
Изменение социальной нормы от влияния предубеждений и стереотипов на более инклюзивное может повлиять на поведение и восприятие других, сказал Брауэр.
Другое исследование, проведенное лабораторией Кокса, показало, что люди могут преодолеть автоматические процессы, закрепляющие стереотипы, если им активно противодействовать стереотипам.
Деконструкция стереотипов не может быть пассивным процессом, сказал Кокс. Он должен включать в себя привлечение людей в качестве активных проводников изменений для преодоления предубеждений.
Объяснение формирования стереотипов — PsychMechanics
В этой статье основное внимание будет уделено механике формирования стереотипов, объяснению, почему люди формируют стереотипы о других и как мы можем начать разрушать эти стереотипы.
Стереотипирование означает приписывание черты личности или набора черт личности группе людей. Эти черты могут быть как положительными, так и отрицательными, и стереотипизация групп обычно осуществляется на основе возраста, пола, расы, региона, религии и т. д.
Например, «Мужчины агрессивны» — это гендерный стереотип, а «Итальянцы дружелюбные» — стереотип, основанный на регионе.
По своей сути стереотип — это усвоенное/приобретенное убеждение о группе людей. Мы приобретаем стереотипы из культуры, в которой живем, и из информации, которой мы подвергаемся. Стереотипы не только усваиваются бессознательно, но и формирование стереотипов происходит бессознательно. 1
Это означает, что даже если вы можете считать себя свободным от каких-либо стереотипов, вы все равно будете стереотипизировать людей неосознанно. Это неотъемлемая черта человеческой природы.
Чтобы проверить степень бессознательных стереотипов у людей, ученые используют так называемый «Тест имплицитных ассоциаций». Тест включает в себя быстрый показ испытуемым изображений и оценку их реакции, чтобы выяснить, какие ассоциации у них возникают в голове, прежде чем у них появится время подумать и отреагировать более осознанно и политически корректно.
Именно эти ассоциативные тесты показали, что даже люди, которые сознательно думают, что у них нет стереотипов, склонны к бессознательным стереотипам.
Формирование стереотипов и стереотипизация
Почему стереотипизация так широко распространена в человеческой психологии?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы вернемся к палеолитической среде, в которой развивалось большинство психологических механизмов.
В то время люди организовывались в кочевые группы по 150-200 человек в каждой. Им не нужно было следить за большим количеством людей. Им нужно было запомнить только имена и черты характера примерно 150-200 человек.
Сегодня население обществ, в которых живут люди, экспоненциально велико по сравнению с древними временами. Можно было бы ожидать, что люди теперь должны быть в состоянии помнить имена и черты гораздо большего числа людей.
Но этого не произошло. Люди не помнят больше имен просто потому, что живут в больших обществах. Количество людей, которых человек помнит по именам, до сих пор соотносится с тем, что от него ожидали во времена палеолита. 2
Так как же определить и понять огромное количество людей, живущих сегодня в мире?
Вы определяете и понимаете их, классифицируя их. Любой, кто изучал статистику, знает, что с чрезмерными объемами данных можно лучше справляться, систематизируя и классифицируя их.
Стереотипы — это не что иное, как категоризация. Вы относитесь к группам людей как к личностям. Вы классифицируете и приписываете черты группам людей на основе их страны, расы, региона, пола и т. д.
Стереотипы = когнитивная эффективность
Таким образом, стереотипизация – это способ эффективно понять большое количество людей, разделив их на группы. .
Стереотип «Женщины эмоциональны» дает вам знания о половине человечества, поэтому вам не нужно опрашивать или изучать каждую женщину на планете. Точно так же «черные враждебны» — это стереотип, который позволяет вам понять, что есть группа людей с недружественной предрасположенностью.
Как видите, стереотипы обобщают и могут ослепить вас тем фактом, что значительное число людей в стереотипной группе может не соответствовать стереотипу. Другими словами, вы не рассматриваете возможность того, что «Все женщины не эмоциональны» или «Каждый черный человек не враждебен».
Стереотипы существуют не просто так.
Стереотипы обычно содержат зерно правды. Если бы они этого не сделали, они бы не сформировались в первую очередь.
Например, причина, по которой мы не сталкиваемся со стереотипами типа «Мужчины эмоциональны», заключается в том, что мужчины, в отличие от женщин, в среднем умеют скрывать свои эмоции.
Дело в том, что стереотипы не рождаются из воздуха. У них есть веские причины для существования. В то же время не все индивидуумы в стереотипной группе обязательно будут обладать чертами, связанными с группой.
Итак, когда вы создаете стереотипы о ком-то, вероятность того, что вы правы и неправы, есть. Обе возможности существуют.
Мы против Них
Возможно, самая важная функция стереотипов заключается в том, что они помогают нам различать друзей и врагов. Как правило, люди в пределах одной социальной группы, вероятно, будут восприниматься благосклонно, в то время как чужие группы, вероятно, будут восприняты неблагоприятно.
Это не только помогает нам хорошо относиться к себе и своей групповой идентичности, но также позволяет нам очернять, а иногда даже дегуманизировать чужие группы. Негативные стереотипы о чужих группах были характерной чертой человеческих конфликтов на протяжении всей истории.
Кроме того, негативные стереотипы более сильны, чем позитивные. Нейробиологические исследования показывают, что наш мозг сильнее реагирует на информацию о группах, изображаемых неблагоприятно. 3
Для наших предков-охотников-собирателей неспособность отличить друга от врага легко могла означать смерть.
Как рушатся стереотипы
Стереотипы — это обучение через ассоциации. Это работает так же, как и все другие убеждения. Если вы подвергаетесь воздействию только одного типа ассоциаций, вы со временем укрепите его. Если вы сталкиваетесь с противоречивыми ассоциациями, есть шанс, что вы сломаете стереотип.
Например, если вы раньше считали, что «африканцы — невежественные люди», то наблюдая за успехами африканцев на интеллектуальном фронте, вы можете разрушить свой стереотип.
Однако не все из нас одинаково способны освободиться от стереотипов. Недавнее исследование, опубликованное в Journal of Experimental Psychology , показало, что люди с более высокими когнитивными способностями (такими как обнаружение паттернов) с большей вероятностью обучаются, а также освобождаются от стереотипов при получении новой информации. 4
Другими словами, для того, чтобы выучить и забыть стереотипы, требуется сообразительность, точно так же, как для того, чтобы выучить и забыть все остальное.