Структура личности по юнгу – Теория личности Юнга | Диплом по психологии
Теория личности Юнга | Диплом по психологии
Содержание
Введение
1. Структура личности в теории К.Г.Юнга
2. Типология личности К.Г. Юнга
3. Представления К.Г. Юнга о развитии личности
4. Основные различия между теориями личности З.Фрейда и К.Г.Юнга
Заключение
Список литературы
Введение
На рубеже XIX и XX веков в психологии, на тот момент еще очень молодой научной дисциплине, возникло яркое и значимое направление, продолжающее существовать и развиваться до настоящего времени, – психоанализ. Основателем психоанализа был гениальный ученый, австрийский врач-невролог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Принципиальным отличием теории З.Фрейда от других направлений психологии того времени являлось применение такого подхода к предмету науки, при котором наиболее важным структурным компонентом психики выступала неосознаваемая ее составляющая (бессознательное, или «Ид»). В других направлениях психологии бессознательной сфере личности не придавалось большого значения, либо ее существование и вовсе игнорировалось.
Психоаналитическая теория З.Фрейда, поражая своей глубиной, оказала в высшей степени существенное воздействие на современную ее автору научную общественность и даже на некоторые аспекты развития цивилизации, в особенности на искусство. Появилось множество последователей З.Фрейда – приверженцев теории психоанализа.
Однако некоторые ученики основоположника данной теории не во всем разделяли его взгляды. К наиболее талантливым из них относятся австрийский врач-офтальмолог и психиатр Альфред Адлер (1870-1937) и швейцарский врач-психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961). Вдохновленные теорией З.Фрейда, эти ученые на ее основе создали собственные направления психоанализа: А.Адлер назвал свою теорию индивидуальной психологией, К.Г.Юнг – аналитической психологией.
Благодаря тому, что К.Г.Юнг являлся высокообразованной личностью и имел широкие познания в различных областях научного знания [2, стр. 59], истоки аналитической психологии заключены не только в психоаналитической теории З.Фрейда, но и в философии, мифологии, культурологии и мн.др.
Изучению аналитической психологии К.Г.Юнга и посвящена данная работа.
1. Структура личности в теории К.Г.Юнга
Как и З.Фрейд, К.Г.Юнг выделял в структуре личности (души) человека сознательную и бессознательную сферы. С точки зрения К.Г.Юнга, эти сферы по сути противоположны друг другу: «бессознательное, как верит Юнг, подобно отражению горы в озере, зеркальному отображению, обратной стороне сознательного … бессознательное рассматривается как выполняющее компенсаторную функцию» [2, стр. 66].
Сознательная сфера, по мнению К.Г.Юнга, включает в себя осознаваемые мысли, чувства, воспоминания и ощущения и служит основой самосознания, позволяя человеку воспринимать самого себя целостной и постоянной личностью [6, стр. 200].
В структуре бессознательной сферы личности К.Г.Юнг выделял два отдельных, но взаимодействующих компонента: личное бессознательное и коллективное бессознательное. Личное бессознательное – это более поверхностный слой бессознательного, содержание которого представляет собой чувственные комплексы – «скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта» [6, стр. 200]. Комплексы, как правило, образуются в результате воздействия механизма вытеснения – забывания психотравмирующей информации.
Коллективное бессознательное, с точки зрения К.Г.Юнга, является более глубоким слоем бессознательной сферы личности, «который не представляет собой личный опыт и не приобретен в течение жизни, но является врожденным» [7, стр. 172]. Коллективное бессознательное генетически заложено в каждом человеке и «обязано своим существованием исключительно наследственности» [1, стр. 71].
Содержание коллективного бессознательного представлено архетипами. Архетипы – это образы памяти человечества, по сути схожие с установками: они обусловливают предрасположенность человека к определенным реакциям в тех или иных условиях. При этом архетип «начинает функционировать всюду там, где или еще не существует сознательных понятий, или же где таковые по внутренним или внешним основаниям вообще невозможны» [9, стр. 459], т.е. в тех случаях, когда личность не имеет возможности ориентироваться на собственный индивидуальный опыт.
Таким образом, точка зрения К.Г.Юнга на предмет структуры личности может быть представлена в виде следующей схемы:
Если представления К.Г.Юнга о сознательной сфере личности и личном бессознательном во многом совпадают с содержанием теорий З.Фрейда и других сторонников психоанализа, то концепция коллективного бессознательного является особенностью именно аналитической психологии.
К выводу о существовании архетипов К.Г.Юнг пришел на основании анализа значительных сходств образов, многократно наблюдаемых им в описаниях фантазий, сновидений, бреда и навязчивых идей своих пациентов, с образами, содержащимися в мифах и сказках многих культур. К.Г.Юнг посчитал, что подобные сходства обусловлены их общей природой: «пониженная активность сознания и отсутствие концентрации внимания, abaissement du niveau mental[1], достаточно точно соответствуют примитивному состоянию сознания, в котором, надо полагать, изначально формировались мифы. Поэтому нам кажется чрезвычайно вероятным то, что мифологические архетипы возникли во многом тем же путем, что и сегодняшние проявления архетипических структур у индивидов» [8, стр. 91].
Функциональный смысл архетипов, по мнению К.Г.Юнга, заключается, с одной стороны, в передаче значимой информации об объектах окружающей среды и их свойствах из поколения в поколение и, таким образом, способствует адаптации индивидов к условиям среды. С другой стороны, архетипы могут выполнять роль психологической защиты: «можно интерпретировать религиозные мифы как своего рода ментальную терапию от страданий и волнений всего человечества – голода, войн, болезней, старости, смерти. Всемирно распространенный миф о герое, например, всегда описывает могучего человека или богочеловека, побеждающего зло в любых его проявлениях в виде драконов, змей, чудовищ, демонов и т. д., и спасающего людей от разрушений и гибели» [11, стр. 88-89].
Основными примерами архетипов, описанных К.Г.Юнгом, являются [6, стр. 201]:
- Анима – бессознательная женская сторона личности мужчины;
- Анимус – бессознательная мужская сторона личности женщины;
- Бог – конечная реализация психической реальности, спроецированная на внешний мир;
- Мудрец – персонификация жизненной мудрости и зрелости;
- Персона – «публичное лицо», социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте;
- Самость – воплощение целостности и гармонии личности;
- Тень – социально неприемлемая бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании.
Таким образом, важнейшим научным открытием К.Г.Юнга в области изучения психологической структуры личности является идея о существовании общего для всех людей коллективного бессознательного – хранилища памяти человечества, и архетипов – образов, составляющих его содержание.
2. Типология личности К.Г. Юнга
Другим важнейшим открытием К.Г.Юнга в области психологии личности является разработанная им классификация так называемой эго-направленности и описание характеристик экстравертного и интровертного типов личности.
К идее о существовании двух коренным образом различных типов личности К.Г.Юнг пришел на основании анализа собственного двадцатилетнего опыта работы с пациентами. Он обратил внимание, что функционирование психической сферы одних людей ориентировано преимущественно на объект – внешние условия, в то время как источником психической деятельности других людей является субъект – внутренние факторы.
Явление обращения психической активности на внешнюю среду К.Г.Юнг назвал экстраверсией: «если ориентирование по объекту и по объективно данному преобладает настолько, что чаще всего самые важные решения и действия обусловливаются не субъективными воззрениями, а объективными обстоятельствами, то мы говорим об экстравертной установке … Если человек мыслит, чувствует и действует, одним словом живет так, как это непосредственно соответствует объективным условиям и их требованиям как в хорошем, так и в дурном смысле, то он экстравертен. Он живет так, что объект в качестве детерминирующей величины, очевидно, играет в его сознании более важную роль, нежели его субъективное воззрение … Все его сознание смотрит во внешний мир, ибо важное и детерминирующее решение всегда приходит к нему извне» [9, стр. 406-407].
Противоположному явлению – обращению психической активности на внутренний мир человека – К.Г.Юнг дал название интроверсия: «интровертный тип отличается от экстравертного тем, что он ориентируется преимущественно не на объект и не на объективно данном, как экстравертный, а на субъективных факторах … интровертное сознание видит внешние условия и тем не менее выбирает в качестве решающей субъективную детерминанту» [9, стр. 455].
Анализируя функциональный смысл экстраверсии и интроверсии, К.Г.Юнг провел аналогию между психологическими особенностями этих типов и характеристиками двух видов биологической адаптации организма человека к окружающей среде. «Природа знает два, коренным образом различных варианта адаптации и две, обусловленные ими возможности самоподдержания живых организмов, – пишет К.Г.Юнг, – первый путь это повышенная плодовитость при относительно малой обороноспособности и недолговечности отдельного индивида; второй путь – это вооружение индивида многообразными средствами самосохранения при относительно малой плодовитости. Мне кажется, что эта биологическая противоположность есть не только аналогия, но и общая основа наших двух психологических способов приспособления. Здесь я хотел бы ограничиться одним только общим указанием, с одной стороны, на особенность экстраверта, состоящую в способности постоянно растрачиваться, распространяться и внедряться во все; с другой стороны, на тенденцию интроверта обороняться от внешних требований и, насколько возможно, воздерживаться от всякой затраты энергии, направленной прямо на объект, но зато создавать для себя самого возможно более обеспеченное и могущественное положение» [9, стр. 404].
Автор данных понятий считал, что каждому человеку одновременно присущи оба механизма, экстраверсия и интроверсия, принадлежность к определенному типу личности обусловливается лишь преобладанием того или другого.
В разработке типологии личности К.Г.Юнг не ограничился классификацией людей по эго-направленности. Опираясь так же на собственный многолетний опыт, он обнаружил, что «Сознание ориентируется в окружающем следующими четырьмя функциональными способами: через ощущение (то есть восприятие органами чувств), указывающее на наличие чего-то; размышление, поясняющее нам, что это; чувство, говорящее нам, приятно это или нет, и интуицию, подсказывающую, откуда и куда оно идет» [11, стр. 56]. Ощущение, мышление, чувство и интуицию К.Г.Юнг назвал психическими функциями. Все эти функции присутствуют у каждого человека, но одна из них, как правило, доминирует над остальными. Поэтому как экстравертный, так и интровертный тип личности в зависимости от преобладания значения той или иной психической функции может являться также мыслительным, чувствующим, ощущающим или интуитивным.
Развивая теорию психических функций, К.Г.Юнг отнес мышление и чувство к рациональным функциям, ощущение и интуицию – к иррациональным. Различие между рациональными и иррациональными функциями заключается в том, что, если первые «основывают весь свой образ действия на суждении разума», то вторые – «на абсолютной силе восприятия» [9, стр. 452].
Таким образом, типология личности К.Г.Юнга построена на двух основаниях: преобладающей эго-направленности (экстраверсия либо интроверсия) и ведущей психической функции (мышление, чувство, ощущение или интуиция). Взаимодействие того и другого образует восемь основных типов личности человека: экстравертный мыслительный, экстравертный чувствующий, экстравертный ощущающий, экстравертный интуитивный, интровертный мыслительный, интровертный чувствующий, интровертный ощущающий и интровертный мыслительный.
3. Представления К.Г. Юнга о развитии личности
Вопросам развития личности К.Г.Юнг придавал большое значение в своей теории. Особенности его взглядов на развитие личности связаны с понятиями «самость» и «индивидуация».
Как уже упоминалось (см. п.1), самость – это архетип психической целостности и единства личности. Однако самость выступает не только в качестве архетипа, но и как конечная цель развития личности. Архетипические черты самости связаны с тем, что, во-первых, окончательное ее достижение эмпирически невозможно (следовательно, развитие личности по сути не имеет предела), во-вторых, стремление к внутриличностной гармонии свойственно практически всем без исключения людям, что и обусловило закрепление самости как одного из ведущих символов в коллективном бессознательном. Само понятие «личность» в связи с достижением самости К.Г.Юнг определял как «определенную, способную к сопротивлению и наделенную силой душевную целостность» [10, стр. 68].
Индивидуальное и общественное К.Г.Юнг понимал как явления, связанные между собой обратной пропорциональностью: чем больше общественного, тем меньше индивидуального, и наоборот. Поэтому достижение самости, по мнению К.Г.Юнга, может осуществляться лишь за счет индивидуации – в ущерб общественному. Индивидуация представляет собой процесс дифференциации, обособления индивидуального от общественного и «образования … психологического индивида как существа, отличного от общей, коллективной психологии» [9, стр. 536]. Конечной целью индивидуации так же является развитие личности. В связи с осуществлением процесса индивидуации К.Г.Юнг также определял понятие «личность» как «высшую реализацию врожденного своеобразия у отдельного живого существа» [10, стр. 70].
При этом индивидуация не обязательно означает вхождение личности в конфликт с общественными нормами: «Индивидуация ни при каких обстоятельствах не может быть единственной целью психологического воспитания. Прежде чем делать себе цель из индивидуации, надо достигнуть другой цели воспитания, а именно адаптации к минимуму коллективных норм, необходимому для существования: растение, предназначенное для наиболее полного развития своих способностей, должно прежде всего иметь возможность расти в той почве, в которую его посадили» [9, стр. 538].
Так как развитие личности связано с индивидуацией, оно неизбежно требует значительных психологических усилий и затрат: «развитие личности от исходных задатков до полной сознательности – это харизма и одновременно проклятие: первое следствие этого развития есть сознательное и неминуемое обособление отдельного существа из неразличимости и бессознательности стада. Это – одиночество, и по этому поводу нельзя сказать ничего утешительного. От этого не избавит никакое успешное приспособление и никакое беспрепятственное прилаживание к существующему окружению, а также ни семья, ни общество, ни положение» [10, стр. 72].
Наличие большого количества затруднений, встречающихся на пути развития личности, приводит к тому, что далеко не каждый человек становится личностью: «Тот факт, что неизменно процветают конвенции какого-нибудь вида, доказывает, что подавляющее большинство людей выбирает не собственный путь, а конвенции, и вследствие этого каждый из них развивает не самого себя, а какой-нибудь метод, а значит, нечто коллективное за счет собственной целостности» [10, стр. 73].
Развитие личности, по мнению К.Г.Юнга, может продолжаться в течение всей жизни человека.
Таким образом, развитие личности, с точки зрения К.Г.Юнга, осуществляется в направлении достижения самости (личностной целостности и гармонии) посредством индивидуации (обособления индивидуальности от общества).
4. Основные различия между теориями личности З.Фрейда и К.Г.Юнга
Как уже отмечалось (см. Введение), аналитическая психология К.Г.Юнга зародилась преимущественно на основе психоаналитической теории З.Фрейда, но является отдельным направлением в связи с наличием некоторых существенных отличий от психоанализа. Известно, что З.Фрейд и К.Г.Юнг «много лет работали в теснейшем сотрудничестве. Как полагал Фрейд, Юнг должен был стать его преемником и послужить в Венском психоаналитическом обществе» [4, стр. 189]. Однако в 1913 г. между ними произошел разрыв отношений, «из-за которого Фрейд, как доподлинно известно, дважды терял сознание» [4, стр. 189], а К.Г.Юнг на протяжении четырех лет переживал тяжелый душевный кризис [6, стр. 198]. Тем не менее «их имена были так тесно связаны, что, когда Юнг на просьбу хранителя Британского музея назвать свою фамилию сказал «Юнг», то переспросил: «Фрейд-Юнг-Адлер?» и услышал в ответ извинение: «Нет, только Юнг» [5, стр. 157].
В связи с этим целесообразно провести анализ различий между теориями личности З.Фрейда и К.Г.Юнга. Наиболее распространенной точкой зрения на предмет источника расхождений взглядов З.Фрейда и К.Г.Юнга является предположение о том, что К.Г.Юнг не разделял так называемое повышенное внимание З.Фрейда к сексуальности [6, стр. 197-198]. Однако при внимательном рассмотрении, по меньшей мере, переписки между З.Фрейдом и К.Г.Юнгом, выясняется, что такая точка зрения, видимо, обусловлена недопониманием сущности теории З.Фрейда. Так, в одном из писем к З.Фрейду К.Г.Юнг пишет: «выражение «либидо», вообще все термины, перенесенные с сексуальности на слишком широко понимаемую вами сферу (что, без сомнения, имеет свое оправдание), допускают ложные толкования и, по меньшей мере, непригодны в дидактическом отношении. Они тут же вызывают защитную эмоциональную реакцию, что ведет к дискредитации всей терапии» [Из письма Юнга к Фрейду от 31.03.1907; 3, стр. 374]. В свою очередь, З.Фрейд неоднократно упоминает о своих дискуссиях с противниками такой терминологии: «набросились на меня, требуя, чтобы понятие «сексуальность» я заменил другим словом … тогда все возражения и недоразумения отпадут сами собой. Я ответил, что не верю в успех такого предприятия, они, кстати, так и не смогли предложить мне другой термин» [Из письма Фрейда к Юнгу от 15.10.1908; 3, стр. 396]. Таким образом, мнение о преувеличении значения сексуальности З.Фрейдом, видимо, вызвано лишь недостатками терминологии, обусловившими наличие трудностей в понимании психоанализа.
Как свидетельствует анализ переписки, З.Фрейд вполне адекватно относился к альтернативным концепциям своих последователей. Например, его реакцией на одно из теоретических разногласий с К.Г.Юнгом были следующие строки: «Пока мне не очень ясен характер вашего новшества … Как только у меня будет достаточно информации, я наверняка сумею объективно во всем разобраться, хотя бы потому, что отдаю себе отчет в своей предвзятости» [Из письма Фрейда к Юнгу от 13.06.1912; 3, стр.450]. По-видимому, разрыв отношений между З.Фрейдом и К.Г.Юнгом был обусловлен в большей степени личными факторами. Так, в одном из последних писем К.Г.Юнг открыто заявлял: «Я хочу обратить ваше внимание на то, что ваша техника обращения со своими учениками ошибочна … Вы низводите свое окружение до уровня сыновей и дочерей, которые, залившись краской, признаются вам в наличии порочных наклонностей. А вы всякий раз гордо возвышаетесь над ними в роли отца» [Из письма Юнга к Фрейду от 18.12.1912; 3, стр.461-462].
Возвращаясь к различиям между теориями личности З.Фрейда и К.Г.Юнга, следует отметить следующие основные аспекты:
- Структура личности. Понятие «личного бессознательного» в аналитической психологии К.Г.Юнга в целом аналогично понятию «Ид» в психоанализе З.Фрейда; существенных расхождений в понимании сознательной сферы личности между данными теориями так же не обнаруживается. Различие представлений того и другого автора о структуре личности заключается в том, что если З.Фрейд в качестве третьего компонента личности выделял «Супер-Эго», то К.Г.Юнг – «коллективное бессознательное». Супер-Эго в психоанализе – это результат усвоения в детстве общественных норм и правил поведения, т.е. приобретенная в процессе социализации (главным образом, воспитания) система моральных запретов и идеалов. К сходствам между Супер-Эго и коллективным бессознательным, в первую очередь, относится их социальная основа, к различиям – приобретенный характер Супер-Эго и врожденный характер коллективного бессознательного.
- Типология и развитие личности. Согласно психоаналитической теории З.Фрейда, личность человека в детстве в своем развитии на основании динамики доминирования эрогенных зон проходит несколько стадий (оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную). В тех случаях, когда на какой-либо из стадий ребенок получает чрезмерную либо недостаточную стимуляцию доминирующей эрогенной зоны, формируется тот или иной тип личности; зрелая личность формируется только в том случае, если она адекватно проходит все стадии. При этом фундамент личности закладывается уже к 5-6-тилетнему возрасту. Таким образом, З.Фрейд акцентировал биологический аспект развития личности, которое, в свою очередь, является основанием для типологии личности. К.Г.Юнг, как уже отмечалось (см. пп.2 и 3), в проблеме типологии личности ориентировался на эго-направленность и психические функции, а в проблеме развития личности – преимущественно на индивидуальный аспект и на соотношение индивидуального и общественного. Поэтому представления З.Фрейда и К.Г.Юнга на предмет типологии и развития личности по сути не совпадают, но и не пересекаются, а потому не являются взаимоисключающими.
Таким образом, основные расхождения между теориями З.Фрейда и К.Г.Юнга сводятся, во-первых, к различиям между «Супер-Эго» в психоанализе и «коллективным бессознательным» в аналитической психологии, во-вторых, к представлению К.Г.Юнга о продолжении развития личности в течение всей жизни в противовес представлению З.Фрейда о том, что основополагающая составляющая личности закладывается уже в раннем детстве.
Заключение
Проведенный в данной работе анализ теории личности К.Г.Юнга позволяет сформулировать следующие выводы:
- В структуре личности К.Г.Юнг выделял сознательную и бессознательную сферы; бессознательную сферу, по его мнению, составляют личное и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное является врожденным и общим для всех людей. Содержанием личного бессознательного являются комплексы, коллективного – архетипы. Архетипы – это образы памяти человечества, обусловливающие предрасположенность человека к определенным реакциям на те или иные явления.
- К.Г.Юнг различал два основных типа личности – экстравертный и интровертный. Экстравертный тип характеризуется направленностью на объект (внешние условия), интровертный – направленностью на субъект (внутренние факторы). Каждый из этих типов в зависимости от доминирующей психической функции может быть мыслительным, чувствующим, ощущающим или интуитивным. Таким образом, с точки зрения К.Г.Юнга, существуют восемь типов личности.
- Развитие личности, согласно концепции К.Г.Юнга, осуществляется в течение всей жизни человека в направлении достижения психологической целостности, гармонии и единства личности (самости) посредством обособления индивидуального от общественного (индивидуации).
Таким образом, аналитическая психология К.Г.Юнга внесла существенный вклад в понимание психологии личности человека. Несмотря на то, что данная теория была разработана столетие назад, она и в настоящее время вызывает живой интерес научной общественности. Многие термины и понятия («экстраверсия», «интроверсия», «архетип», «комплекс»), введенные К.Г.Юнгом, по сей день являются актуальными и прочно закрепились в психологической науке.
Список литературы
- Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К.Г.Юнг, Э.Сэмюэлс, В Одайник, Дж.Хаббэк; Сост. В.В.Зеленский, А.М.Руткевич. – М.: «Мартис», 1995. – 320 с. – (Серия «Классики зарубежной психологии»).
- Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. – М.: «Рефл-бук», 1997. – 298 с. – (Серия «Актуальная психология»).
- Зигмунд Фрейд – Карл Густав Юнг. Из переписки / Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М.: «Литера», 1992. – с. 364-467.
- Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. – СПб.: «Б.С.К.», 1997. – 324 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. – В 2-х томах. – Том 1. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 416 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 607 с. – (Серия «Мастера психологии»).
- Юнг К.Г. Алхимия снов. Четыре архетипа. – М.: «Семира», 1995. – 350 с.
- Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. – Киев: «Государственная библиотека Украины для юношества», 1996. – 384 с.
- Юнг К.Г. Психологические типы. – М.: «АСТ», 1998. – 720 с. – (Серия «Университетская книга»).
- Юнг К.Г. Становление личности / Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана – СПб: Издательство «Питер», 2000. – с. 65-79. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
- Юнг К.Г. Человек и его символы. – СПб.: «Б.С.К.», 1996. – 454 с.
[1] Снижение умственного уровня (лат.)
psy-diplom.ru
Структура личности по Юнгу
Экология жизни. Психология: Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент…
Эго – это сознательный ум. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Эго отвечает за чувство идентичности и непрерывности и с точки индивидуального человека рассматривается как центр сознания.
Личное бессознательное – это регион, примыкающий к Эго. Он состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания. Содержание личного бессознательного доступно сознанию: между личным бессознательным и эго идет сильное «двустороннее движение».
Коллективное (или трансперсональное) бессознательное – наиболее сильная и влиятельная психическая система, и в патологических случаях она перекрывает эго и личное бессознательное (К. Юнг, 1936, 1943, 1945).
Коллективное бессознательное – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков; это наследуемое прошлое включает не только расовую историю людей как особого биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида, и, по-видимому, универсально. Коллективное бессознательное – врожденное, расовое основание всей структуры личности. На нем вырастают эго, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения.
Структурные компоненты коллективного бессознательного называются архетипы (доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие паттерны). Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент.
Эта мыслительная форма создает образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации. Например, архетип матери продуцирует образ матери, который затем идентифицируется с реальной матерью.Предполагается, что в коллективном бессознательном содержится множество архетипов. Хотя все архетипы могут быть рассмотрены как автономные динамические системы, относительно независимые от остального в личности, некоторые развились настолько, что в полной мере оправдывают отношение к себе как к отдельным системам внутри личности. Это: Персона, Анима, Анимус, Тень.
Персона – это то, каким мы представляем себя миру. Она включает наши социальные роли, индивидуальный стиль выражения. Персона имеет как позитивный, так и негативный аспекты. Доминирующая Персона может подавлять, даже задушить индивидуальность. Те, кто отождествляет себя со своей Персоной, начинают видеть себя только с точки зрения своих поверхностных социальных ролей или фасада. К. Юнг называл также Персону архетипом конформности. Вместе с тем Персона не только негативна, она защищает Эго и душу в целом от различных социальных сил и направленных на нее покушений. Персона – прекрасное орудие коммуникации.
Анимус, анима. К.Юнг постулирует бессознательные структуры, которые представляют интросексуальную связь в душе каждого. Фемининный архетип в мужчине называется Анима, маскулинный в женщине – Анимус. Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителей каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить.
Архетип Тень – центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания
. Он включает тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность. Самость – это цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. По мнению К. Юнга личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, называемого им индивидуализацией.опубликовано econet.ru
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Структура личности по Юнгу
Реферат
на тему: «Аналитическая психология, структура личности и архетипы К.Г. Юнга»
по дисциплине «Психология»
студентки группы ЛЗР-21
2-го курса филологического факультета
ХНУ им. В.Н. Каразина
Прус Анны Викторовны
Харьков, 2018
Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung)
Начало практики и взаимоотношения с Фрейдом
Великий психоаналитик и создатель аналитической психологии родился в Кессвиле, в Швейцарии, в 1875 году. Вырос в Базеле, Швейцария. Единственный сын пастора швейцарской реформаторской церкви, он был глубоко интровертированным ребенком, но проявлял любовь к учебе и тягу к познанию. Он жадно читал, особенно философскую и религиозную литературу, и наслаждался уединенными прогулками, во время которых восхищался тайнами природы.
В школьные годы, вспоминал Юнг, «он был всецело поглощен мечтами, сверхъестественными видениями и фантазиями». Он был убежден в том, что обладает тайным знанием о будущем; он также верил в то, что помимо него самого, его личности, в его теле существует также другой, скрытый человек. Впоследствии он назовёт его Тенью.
Юнг изучал медицину на родине, в Базельском университете, и получил медицинскую степень по специальности «Психиатрия» в 1900 году. Тогда же он занял должность ассистента в Цюрихском госпитале для душевнобольных, где работал под руководством Эжена Блейлера, автора термина «шизофрения».
Интерес Юнга к сложной психической жизни больных шизофренией скоро привел его к работам Зигмунда Фрейда. После знакомства с «Толкованием сновидений» Юнг начал регулярно переписываться с Фрейдом. Наконец, они встретились в доме З. Фрейда в Вене, в 1907 году. Этот визит Юнга к Фрейду положил начало тесным межличностным и профессиональным отношениям. Образованность и тяга к знаниям Юнга произвела глубокое впечатление на Фрейда. Он полагал, что Юнг мог бы идеально представлять психоанализ в мировом научном сообществе, так как не был евреем (к сожалению, впоследствии Юнга обвинят в сотрудничестве с фашистами).
Юнг был принят научными светилами как «старший сын» с присвоением титула Наследника Фрейда и кронпринца. Он был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации в 1910 году. Однако, в 1913 году двое ученых разорвали отношения по классическому эдипову сценарию: «Влечение сына к матери – лишь одна сторона эдипова комплекса. Рано или поздно мальчик понимает, что вынужден соперничать за любовь и внимание матери со своим отцом и что тот гораздо сильнее, чем он сам. Это соперничество выливается в чувство агрессии и враждебности по отношению к отцу. Подобно Эдипу, убившему своего отца Лая и женившемуся на матери Иокасте, сын желает уничтожить своего соперника за любовь матери, чтобы ему ни с кем не приходилось делить ее.». Таким образом, можно предположить, что Юнг вытеснил Фрейда из желания заполучить себе все полномочия, но не тут-то было.
В следующем же году Юнг сложил с себя полномочия президента Психоаналитической ассоциации и вышел из нее. Разрыв ускорили причины как личного характера, так и теоретические расхождения. Больше они ни разу не встречались. Таким образом, можно говорить о преувеличенной зацикленности Фрейда на ситуации с главенствованием и неумении признавать своё поражение.
Работы Фрейда, несмотря на их дискуссионный характер, вызвали желание у группы ведущих ученых того времени поработать вместе с ним в Вене. Некоторые из этих ученых со временем отошли от психоанализа, чтобы искать новые подходы к пониманию человека. Карл Густав Юнг был самым выдающимся среди перебежчиков из лагеря Фрейда.
Как и Фрейд, Юнг посвятил себя изучению динамических неосознаваемых влияний на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные половые и агрессивные побуждения.
Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит вглубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.
Юнг изучал бессознательные состояния своих подопечных, их сны, фантазии и галлюцинации, затем систематизируя их и сводя к общему знаменателю. Тяга к мистицизму и непознанному, помогла Карлу Густаву создать нечто мистико-научное, что он впоследствии назовёт Архетипами.
К. Г. Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга — термин, аналогичный личности) состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.
Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою цельность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.
Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то сознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Таким образом, юнговская концепция личного бессознательного в чем-то похожа на таковую у Фрейда. Однако Юнг пошел дальше Фрейда, сделав упор на том, что личное бессознательное содержит в себе
Согласно представлениям Юнга, эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума. Например, человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность, прямо или символически связанную с темой власти. То же самое может быть верным и в отношении человека, находящегося под сильным влиянием матери, отца или под властью денег, секса или какой-нибудь другой разновидности комплексов.
Однажды сформировавшись, комплекс начинает влиять на поведение человека и его мироощущение. Юнг утверждал, что материал личного бессознательного у каждого из нас уникален и, как правило, доступен для осознания. В результате компоненты комплекса или даже весь комплекс могут осознаваться и оказывать чрезмерно сильное влияние на жизнь индивидуума.
И наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших малообразованных, не до конца сформировавшихся, человекообразных предков. В коллективном бессознательном отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого.
Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.
Архетипы
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей»). Архетип (греч. αρχετυπον от «αρχη» – «начало» и «τυποζ» – «образ») – в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея.
Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди проявляют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации, – например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.
В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.
studfile.net
Теория личности Карла Юнга
Карл Юнг — один из самых выдающихся психологов и психотерапевтов современности. Ученик Фрейда и основатель аналитической психологии, Юнг не разделял полностью взглядов своего учителя и со временем отошёл от классической фрейдовской концепции личности. Возникшие разногласия между психологами подарили миру глубинную и необычную теорию личности.
Структура личности по Юнгу
Как и Фрейд, Юнг считал, что личность (психика) состоит из 3 основных уровней: Эго (Я), личное бессознательное и коллективное бессознательное (Супер-Эго).
Эго представляет собой наше сознание. Оно состоит из ощущений, воспоминаний, мыслей, перцепций. Эго отвечает за самоотождествление, и фактически является центром личности.
Личное бессознательное включает в себя ощущения, страхи, комплексы, мысли, которые были вытесненные из сознания и якобы «забыты». Личное бессознательное постоянно наполняется новыми переживаниями, которые мы либо игнорируем, либо до конца не осознаем. Юнг считал, что содержание этого уровня личности доступно для осознания, но требует прикладывания определённых усилий со стороны человека.
Коллективное бессознательное — самый спорный аспект юнгианской теории личности, который был одним из главных разногласий между Юнгом и Фрейдом. Этот уровень личности также называют надличностным бессознательным. Оно включает в себя воспоминания и образы, унаследованные от предыдущих поколений, и является общим для всех людей. Юнг считал, что коллективное бессознательное — наследие предков, сформировавшиеся в процессе эволюции человечества. Это скрытые воспоминания и опыт, передающиеся на генном уровне. В основном коллективное бессознательное проявляется в образах — архетипах, которые являются общими для всего человечества. Прямое подтверждение существованию коллективного бессознательного Юнг находил в повторяющихся в культурах разных народов мира символах и образах. Например, во многих мифах встречаются одинаковые описания богини Плодородия, которая является прообразом архетипа Матери.
Основные архетипы по К. Юнгу
В отличие от Фрейда, который считал главными динамическими силами развития личности подавленные сексуальные влечения и агрессию, Юнг отдавал основную мотивационную роль архетипам — глубинным образам, сформировавшимися во процессе эволюции. Среди всех архетипов ведущую роль Юнг отводил 5 основным: Аниме, Анимусу, Персоне, Тени, Самосте. Аниме и Анимус — две составляющие одного целого, где первая часть является воплощением женского бессознательного у мужчин, а вторая — мужского бессознательного у женщин. Таким образом, каждому человеку присущи чувства, эмоции и переживания обоих полов. Персону часто ещё называют Маской, так как этот архетип отождествляется с ролью человека в обществе и напоминает амплуа актёра в театре. Тень — это обратная сторона Персоны. Она скрывает все социально неприемлемые стороны личности, которые нельзя проявлять в данном обществе. Самость — центр личности, проявление её внутренней гармонии и целостности.
Типы личности: экстраверты и интроверты
Одним из самых больших вкладов Юнга в современную психологию является введение понятий «экстраверсия» и «интроверсия». Эти две основные направленности одновременно присутствует в каждой личности, но одна из них является доминирующей и определяет вектор развития человека. Так, экстраверсия является проявлением интереса к внешнему миру. Соответственно экстраверты находят силы и энергию в общении с окружающими людьми. Они легко идут на контакт с незнакомыми, коммуникативные, доброжелательны, часто очень разговорчивы и активны. Взаимодействуя с окружающими, экстраверт развивается, как личность, поэтому ему сложно даётся вынужденное одиночество.
Полная противоположность экстраверту — интроверт. Человек с доминирующей интроверсией отличается замкнутостью, немногословностью, склонностью к одиночеству. Интроверт черпает энергию из своих внутренних духовных источников, поэтому избегает больших шумных компаний. Внешний или внутренний локус личности тесно связан с врождёнными особенностями нервной системы и темпераментом. Как правило, экстраверты обладают сангвиническим или холеристическим темпераментом, а интроверты — флегматическим или меланхолическим.
sam-sebe-psycholog.ru
Структура личности по Юнгу — Психолог Литвина Ольга, Психотерапевт, Юнгианский аналитик
Эго – это сознательный ум. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Эго отвечает за чувство идентичности и непрерывности и с точки индивидуального человека рассматривается как центр сознания.Личное бессознательное – это регион, примыкающий к Эго. Он состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания. Содержание личного бессознательного доступно сознанию: между личным бессознательным и эго идет сильное «двустороннее движение».
Коллективное (или трансперсональное) бессознательное – наиболее сильная и влиятельная психическая система, и в патологических случаях она перекрывает эго и личное бессознательное (К. Юнг, 1936, 1943, 1945). Коллективное бессознательное – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков; это наследуемое прошлое включает не только расовую историю людей как особого биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида, и, по-видимому, универсально. Коллективное бессознательное – врожденное, расовое основание всей структуры личности. На нем вырастают эго, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения.
Структурные компоненты коллективного бессознательного называются архетипы (доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие паттерны). Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Эта мыслительная форма создает образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации. Например, архетип матери продуцирует образ матери, который затем идентифицируется с реальной матерью.
Предполагается, что в коллективном бессознательном содержится множество архетипов. Хотя все архетипы могут быть рассмотрены как автономные динамические системы, относительно независимые от остального в личности, некоторые развились настолько, что в полной мере оправдывают отношение к себе как к отдельным системам внутри личности. Это: Персона, Анима, Анимус, Тень.
Персона – это то, каким мы представляем себя миру. Она включает наши социальные роли, индивидуальный стиль выражения. Персона имеет как позитивный, так и негативный аспекты. Доминирующая Персона может подавлять, даже задушить индивидуальность. Те, кто отождествляет себя со своей Персоной, начинают видеть себя только с точки зрения своих поверхностных социальных ролей или фасада. К. Юнг называл также Персону архетипом конформности. Вместе с тем Персона не только негативна, она защищает Эго и душу в целом от различных социальных сил и направленных на нее покушений. Персона – прекрасное орудие коммуникации.
Анимус, анима. К.Юнг постулирует бессознательные структуры, которые представляют интросексуальную связь в душе каждого. Фемининный архетип в мужчине называется Анима, маскулинный в женщине – Анимус. Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителей каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить.
Архетип Тень – центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.
Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность. Самость – это цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. По мнению К. Юнга личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, называемого им индивидуализацией.
jungianalyst.ru
Структура личности по Юнгу
Эго – это сознательный ум. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Эго отвечает за чувство идентичности и непрерывности и с точки индивидуального человека рассматривается как центр сознания.
Личное бессознательное – это регион, примыкающий к Эго. Он состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания. Содержание личного бессознательного доступно сознанию: между личным бессознательным и эго идет сильное «двустороннее движение».
Коллективное (или трансперсональное) бессознательное – наиболее сильная и влиятельная психическая система, и в патологических случаях она перекрывает эго и личное бессознательное (К. Юнг, 1936, 1943, 1945). Коллективное бессознательное – хранилище скрытых воспоминаний, унаследованных от предков; это наследуемое прошлое включает не только расовую историю людей как особого биологического вида, но и опыт дочеловеческих и животных предков. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида, и, по-видимому, универсально. Коллективное бессознательное – врожденное, расовое основание всей структуры личности. На нем вырастают эго, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения.
Структурные компоненты коллективного бессознательного называются архетипы (доминанты, изначальные образы, имаго, мифологические образы, поведенческие паттерны). Архетип – это универсальная мыслительная форма (идея), содержащая значительный эмоциональный элемент. Эта мыслительная форма создает образы или видения, в обычной бодрствующей жизни соответствующие некоторым аспектам сознательной ситуации. Например, архетип матери продуцирует образ матери, который затем идентифицируется с реальной матерью.
Предполагается, что в коллективном бессознательном содержится множество архетипов. Хотя все архетипы могут быть рассмотрены как автономные динамические системы, относительно независимые от остального в личности, некоторые развились настолько, что в полной мере оправдывают отношение к себе как к отдельным системам внутри личности. Это: Персона, Анима, Анимус, Тень.
Персона – это то, каким мы представляем себя миру. Она включает наши социальные роли, индивидуальный стиль выражения. Персона имеет как позитивный, так и негативный аспекты. Доминирующая Персона может подавлять, даже задушить индивидуальность. Те, кто отождествляет себя со своей Персоной, начинают видеть себя только с точки зрения своих поверхностных социальных ролей или фасада. К. Юнг называл также Персону архетипом конформности. Вместе с тем Персона не только негативна, она защищает Эго и душу в целом от различных социальных сил и направленных на нее покушений. Персона – прекрасное орудие коммуникации.
Анимус, анима. К.Юнг постулирует бессознательные структуры, которые представляют интросексуальную связь в душе каждого. Фемининный архетип в мужчине называется Анима, маскулинный в женщине – Анимус. Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителей каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить.
Архетип Тень – центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания. Он включает тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.
Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность. Самость – это цель, к которой люди постоянно стремятся, но которой редко достигают. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. По мнению К. Юнга личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, называемого им индивидуализацией.
источник
ezopage.com
Теория личности Юнга
Введение
Карл Густав Юнг – швейцарский психолог (1875–1961) – создатель аналитической психологии, которая пыталась отойти от линии познания человека, заданной Фрейдом. К. Юнг занимался широким кругом теоретических вопросов психологии и ее практическим применением для оказания помощи людям, а также для решения ряда общекультурных и политических проблем.
Юнг заявлял: «Моя жизнь пронизана одной идеей и сосредоточена на одной цели, а именно: на проникновении в тайну личности. Все может быть объяснено из этой центральной точки, и вся моя работа связана с этой темой».[1]
Вклад Юнга в познание личности сводится к следующему. Он дал свой вариант структуры личности, выстроил ставшую популярной личностную типологию. Юнг, как большинство персонологов, полагал, что теория личности должна строиться на принципе противоречия и конфликта, ибо напряжение, создаваемое конфликтующими стихиями, есть суть самой жизни. Без напряжения нет энергии и, следовательно, личности. По сравнению с теорией Фрейда теория Юнга кажется более возвышенной, а его концепция коллективного бессознательного привлекла внимание широкой аудитории. Юнг также подчеркивал, что личность имеет активную природу и взаимодействует с миром «здесь и сейчас», а не зависит только от прошлого.
В отличие от А. Адлера, позиция которого относительно легка для понимания, теория Юнга таинственна и непонятна во многих отношениях. Возможно, эта одна из самых необычных среди всех теорий личности.
Компоненты личности
Личность, по Юнгу, – чрезвычайно сложная структура. Сложность не только в том, что в нее входит огромное количество компонентов, но и в том, что отношения между ними очень запутаны. Ни у одного другого теоретика личности нет столь сложного описания структуры личности.
Личность (душа, психика, «психологическая личность») состоит из нескольких дифференцированных, но взаимосвязанных систем. Наиболее важные: эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, персона, анима и анимус, тень. Кроме этих взаимосвязанных систем, существуют установки – интроверсия и экстраверсия, и функции – мышление, чувство, ощущение и интуиция. Наконец, существует самость – центр всей личности.[2]
Системность этого набора категорий не очевидна, поэтому над согласованием их до сих пор бьются последователи и интерпретаторы Юнга.
Центральной частью личности является Эго . Это центр сознания, содержанием которого являются осознанные образы восприятия, воспоминания, мысли и чувства. Эго – это чувство идентичности и непрерывности. Благодаря Эго мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой самосознания, и благодаря ему люди способны видеть результаты своей сознательной деятельности. Эго является объединяющей силой души.
К Эго примыкает индивидуальное бессознательное – сфера личности, состоящее из переживаний, которые оказались вытесненными из сознания, были подавлены, забыты или проигнорированы, а также слишком слабые, не достигшие сознания. Содержание индивидуального бессознательного может быть осознанно; между ним и Эго осуществляется интенсивный двусторонний обмен.
Индивидуальное бессознательное содержит в себе множество комплексов. Комплекс – это связанная группа чувств, мыслей, образов, воспоминаний, существующая в личном бессознательном. Существование комплексов Юнг открыл в 1903 году в экспериментах с использованием теста словесных ассоциаций.
Комплекс имеет ядро, действующее как своего рода магнит, притягивающее различного рода переживания. Чем больше исходящая из ядра сила, тем больше переживаний оно привлечет. «Комплекс – это совокупность ассоциаций, своего рода картина более или менее сложной психологической природы; порой это психологическая травма, порой же просто болезненность и повышенная напряженность». «Он мешает дышать, беспокоит сердце – короче говоря, он ведет себя как отдельная личность. Например, если вы хотите что-то сказать или сделать, но, к несчастью, это намерение сталкивается с комплексом, вы говорите или делаете нечто отличное от того, что намеревались. Комплекс расстраивает ваши лучшие намерения; вам просто мешают, как если бы вы столкнулись с человеком или внешними обстоятельствами».[3] Эго тоже представляет собой совокупность психологических содержаний, повышенной напряженности, поэтому, в принципе, нет различия между Эго или какими-либо другими комплексом.
Нам бы хотелось верить в свою волю, в свою энергию, в то, что мы можем что-то сделать; но как только доходит до дела, мы обнаруживаем, что способны на это лишь в определенной мере, ибо нам мешают эти маленькие дьяволы – комплексы. Комплексы – это автономные группы ассоциаций, имеющие тенденцию самостоятельно перемещаться, жить собственной жизнью, независимо от наших намерений. «Я полагаю, что наше индивидуальное бессознательное, также как и коллективное бессознательное, состоит из неопределенного (т.е. неизвестного) количества комплексов или фрагментарных личностей». Таким образом, комплексы – это частичные или фрагментарные личности.
Вот, например, комплекс матери. Его ядром являются детские переживания, связанные с матерью и матерями вообще. Мысли, чувства, воспоминания, имеющие отношения к матери, притягиваются к ядру и образуют комплекс. О том, над чьей личностью доминирует мать, говорят, что у него сильный комплекс матери. Его мысли, чувства, действия направляются представлениями о матери; ее слова и чувства чрезвычайно значимы, ее образ главенствует: «Глаза матери всегда смотрят на тебя».
Комплекс может вести себя как самостоятельная личность, с собственной духовной жизнью. Он может захватить контроль над личностью в целом и использовать механизмы и ресурсы психики в собственных целях.
Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным .[4] Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида и, по-видимому, универсально, что сам Юнг объяснял сходством структуры мозга у всех рас. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождений между Юнгом и Фрейдом.
Коллективное бессознательное выступает как предрасположенность, заставляющая нас реагировать на мир определенным образом. Например, люди предрасположены бояться темноты и змей, потому что, как можно допустить, для первобытных людей темнота таила множество опасностей, и они оказывались жертвами змей. Эти латентные страхи в современном человеке могут и не развиться, если они не усиливаются особыми переживаниями, но тем не менее тенденция присутствует и делает человека более восприимчивым к подобным явлениям.
Коллективное бессознательное – врожденное основание всей структуры личности. На нем вырастают Эго, личное бессознательное и другие индивидуальные приобретения. Переживание мира во многом формируется коллективным бессознательным, но не полностью – иначе не были бы возможны ни вариации, ни развитие. При помощи коллективного бессознательного Юнг хочет продемонстрировать биологическую основу человеческой социальности, убедить, что социальный опыт передается не только посредством коммуникативного процесса, но и биологически.[5] Юнг, таким образом, существенно расширяет инстинктивную сферу человеческой психики.
Архетипы
Архетип (греч. αρχετυπον от «αρχη» – «начало» и «τυποζ» – «образ») – в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея.
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей»). Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди проявляют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и поведенчески на конкретные ситуации, – например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью.
В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.
Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее действительных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и цельности Я. Юнг считал, что понимание архетипических символов помогает ему в анализе сновидений пациента.
mirznanii.com