Структура учебной мотивации методика – Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника
Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника
Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника.
( М.В.Матюхина)
Инструкция к тесту
Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл:
0 баллов – почти не имеет значения;
1 балл – частично значимо;
2 балла – заметно значимо;
3 балла – очень значимо.
Тестовый материал
1-Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.
2-Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире.
3-Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться.
4-Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.
5-Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция.
6-Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.
7-Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.
8-Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться.
9-Я испытываю интерес только к отдельным предметам.
10-Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.
11-Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.
12-Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т. д.
13-Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.
14-Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.
15-На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы.
16-Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде).
17-Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.
18-Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.
19-Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т. д.).
20-Учеба в моем возрасте – самое главное дело.
21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе.
Ключ к тесту Мотивы | Номера ответов |
Познавательные | 2 9 15 |
Коммуникативные | 3 10 16 |
Эмоциональные | 1 8 21 |
Позиция школьника | 7 14 20 |
Достижения | 5 12 18 |
Внешние (поощрения, наказания) | 4 11 17 |
Для изучения учебной мотивации воспитанников использовалась методика «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» М.В. Матюхиной. Методика предназначена для диагностики учебной мотивации, определение дополнительных мотивов учения.
Познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Воспитанник стремится овладеть новыми знаниями, учебными навыками, умеет выделить занимательные факты, явления, проявляет интерес к существенным свойствам явлений, к закономерностям в учебном материале, теоретическим принципам, ключевым идеям.
Коммуникативные. Позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.
Эмоциональные. Этот вид мотивации заключается в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, желании выполнить свой долг, понимании необходимости учиться, высоком чувстве ответственности. Воспитанник осознает социальную необходимость.
Позиция школьника. Воспитанник ориентирован на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда.
Мотив достижения. Воспитанник, мотивированный на достижение успеха, обычно ставит перед собой некоторую позитивную цель, активно включается в ее реализацию, выбирает средства, направленные на достижение этой цели.
Внешние (поощрения, наказания) мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления окружающих. Воспитанник выполняет задание, чтобы получить хорошую отметку, показать товарищам свое умение решать задания, добиться похвалы взрослого.
multiurok.ru
Диагностика «Структура учебной мотивации школьника»
Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника
Инструкция к тесту
Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл:
0 баллов – почти не имеет значения;
1 балл – частично значимо;
2 балла – заметно значимо;
3 балла – очень значимо.
Тестовый материал
1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.
2. Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире.
3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться.
4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.
6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.
7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.
8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться.
9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам.
10. Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.
11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.
12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т. д.
13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.
14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.
15. На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы.
17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.
18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.
19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т. д.).
20. Учеба в моем возрасте – самое главное дело.
21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе.
Ключ к обработке анкет
Познавательные2
9
15
Коммуникативные
3
10
16
Эмоциональные
1
8
21
Саморазвития
6
13
19
Позиция школьника
7
14
20
Достижения
5
12
18
Внешние (поощрения, наказания)
4
11
17
infourok.ru
Диагностика учебной мотивации школьника
ДИАГНОСТИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКА
В 2015-16 учебном году я стала классным руководителем 5-го класса. В нашем Лицее это вновь созданный учебный коллектив. Дети проживают в разных микрорайонах города, поэтому затрудняется их общение после школьных занятий. Однако, дети, живущие рядом, в одном районе проводят время вместе и после школы. Класс по количественному составу является большим, неоднородным, в нём имеются группировки по интересам.
Ученики находятся только на стадии формирования классного коллектива и актива класса, поэтому еще не владеют навыками выполнения коллективных дел, распределения между собой работы и наиболее рационального ее выполнения. У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. К учёбе относятся положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности у разных учащихся различен.
Одной из задач воспитательной работы я наметила как «Формирование способности учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта, путем анализа ситуаций».
Чтобы понять специфику мотивации каждого ученика, я начала с диагностики. Для изучения учебной мотивации обучающихся я использовала методику «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» М.В. Матюхиной. Методика предназначена для диагностики учебной мотивации, определение дополнительных мотивов учения.
Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника
Инструкция к тесту
Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл:
0 баллов – почти не имеет значения;
1 балл – частично значимо;
2 балла – заметно значимо;
3 балла – очень значимо.
Тестовый материал
1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.
2. Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире.
3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться.
4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.
5. Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция.
6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.
7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.
8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться.
9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам.
10. Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.
12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т. д.
13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.
14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.
15. На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы.
16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде).
17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.
18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.
19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т. д.).
20. Учеба в моем возрасте – самое главное дело.
21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе.
Ключ к обработке анкет
Познавательные2
9
15
Коммуникативные
3
10
16
Эмоциональные
1
8
21
Саморазвития
6
13
19
Позиция школьника
7
14
20
Достижения
5
12
18
Внешние (поощрения, наказания)
4
11
17
Результат, полученный при обработки анкет (26 участников)
Не имеет значения
Мало значимо
Очень значимо
Познавательные
4
7
15
Коммуникативные
2
11
13
Эмоциональные
6
12
8
Саморазвития
0
8
18
Позиция школьника
5
13
8
Достижения
0
5
21
Внешние (поощрения, наказания)
11
7
8
У большинства учащихся преобладает познавательный мотив, направленный на достижение хороших результатов. Поступая в лицей, они (конечно, не без помощи родителей) понимают необходимость саморазвития для дальнейшей социализации в обществе. И многие учатся, чтобы получить радость от взаимодействия со сверстниками.
infourok.ru
Материал на тему: Диагностика учебной мотивации школьников
Диагностика учебной мотивации школьников
Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, модифицированная с учетом выявленных Н.Ц.Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации).
Инструкция к тесту
Проводится три серии испытаний.
Первая серия
Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.
Вторая серия
Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.
Третья серия
Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.
Тестовый материал
- Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
- Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
- Хочу окончить школу и учиться дальше.
- Хочу быть культурным и развитым человеком.
- Хочу получать хорошие отметки.
- Хочу получать одобрение учителей и родителей.
- Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
- Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.
- Хочу быть лучшим учеником в классе.
- Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
- Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
- Не хочу получать плохие отметки.
- Люблю узнавать новое.
- Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.
- Люблю думать, рассуждать на уроке.
- Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
- Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.
- Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.
- Люблю решать задачи разными способами.
- Люблю все новое и необычное.
- Хочу учиться только на «4» и «5».
- Хочу добиться в будущем больших успехов.
Ключ к тесту
Мотивы:
- долга и ответственности: 1 – 2 суждения;
- самоопределения и самосовершенствования: 3 — 4;
- благополучия: 5 — 6;
- коммуникативные: 7 -8;
- престижа: 9 — 10;
- избегания неудачи: 11 — 12;
- учебно-познавательные (содержание учения): 13 — 14;
- учебно-познавательные (процесс учения): 15 — 16;
- сотрудничества: 17 — 18;
- творческой самореализации: 19 — 20;
- достижения успеха: 21 — 22.
Обработка результатов теста
При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Изучение отношения учащихся к учебным предметам
Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу. Напротив записанного учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.
I. Необходимые предметы: — причина:
II. Интересные предметы: — причина:
Ответы
I. Варианты ответов на вопрос “Необходимые предметы”:
- Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.
- Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.
- Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.
- Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
- Этот предмет учит разбираться в жизни.
- Этот предмет считают значимым мои родители.
- Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.
- Этот предмет будет в итоговом тестировании.
II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”:
- Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.
- Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
- Интересно выяснять причины событий.
- Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.
- Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
- Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.
- Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.
- Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников.
- Интересно, так как этот предмет дается мне легко.
- Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.
- Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.
- Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение доминирующих мотивов учения
Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения. Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива балл от 0 до 10.
- Понимаю, что ученик должен учиться хорошо
- Хочу окончить школу и учиться дальше
- Понимаю, что знания мне нужны для будущего
- Хочу быть культурным и развитым человеком
- Хочу получать хорошие отметки
- Хочу получать одобрение родителей
- Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне
- Хочу быть лучшим учеником в классе
- Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех
- Хочу занять достойное место среди лучших в классе
- Мне нравится учиться
- Люблю узнавать новое
- Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей
- Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности
- Люблю уроки, на которых можно рассуждать
- Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи
Мотивы обучения:
- мотив долга и ответственности – № 1;
- мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;
- мотивы собственного благополучия – № 5–7;
- мотивы престижности – № 8–10;
- мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;
- мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.
Анкета для определения школьной мотивации
1. | Тебе нравится в школе? | Да Не очень Нет | ||
2. | Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? | Иду с радостью Бывает по- разному Чаще хочется остаться дома | ||
3. | Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты бы пошёл в школу или остался дома? | Пошёл бы в школу Не знаю Остался бы дома | ||
4. | Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки? | Не нравится Бывает по- разному нравится | ||
5. | Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? | Не хотел бы Не знаю Хотел бы | ||
6. | Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? | Нет Не знаю Хотел бы | ||
7. | Ты часто рассказываешь о школе своим родителям? | Часто Редко Не рассказываю | ||
8. | Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель математики? | Мне нравится наш учитель Точно не знаю Хотел бы | ||
9. | У тебя в классе есть друзья? | Да, много Да, мало Нет друзей | ||
10. | Тебе нравятся твои одноклассники? | Нравятся Не очень Не нравятся |
Анализ результатов.
За каждый первый ответ – 3 балла, промежуточный – 2 балла, последний – 0 баллов. Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.
25-30 баллов – сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.
20-24 балла – отношение к себе как к школьнику практически сформировано.
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
10-14 баллов – отношение к себе как к школьнику не сформировано.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе.
Анкета для определения мотивации деятельности учащихся на уроке математики.
Прочтите анкету и подчеркните пункты, которые соответствуют Вашим стремлениям и желаниям.
- Учусь потому, что на уроках математики интересно.
- Учусь потому, что заставляют родители.
- Учусь потому, что хочу получать хорошие оценки.
- Учусь потому, что хочу подготовиться к будущей профессии.
- Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.
- Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди одноклассников.
- Учусь потому, что нравится узнавать новое.
- Учусь потому, что нравится учитель математики.
- Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.
- Учусь потому, что хочу больше знать.
- Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.
- Учусь потому, что хочу быть лучшим учеником.
Анализ результатов.
Широкие социальные мотивы – пункты 4, 5
Мотивация благополучия – пункты1, 11
Престижная мотивация – пункты 6, 12
Мотивация содержания – пункты 7, 10
Мотивация прессом – пункты 2, 9
Узкие социальные мотивации – пункты 3, 8.
Тест «Изучение познавательной мотивации и отношения к уроку математики»
- По понедельникам я просыпаюсь с мыслью:
- Ура! Сегодня будет математика;
- Ура! Сегодня не будет математики;
- Я заболел и не пойду в школу, это даст возможность не получить плохую отметку по математике.
- Я прихожу в школу для того, чтобы:
- Узнать что-то новое, интересное;
- Заниматься таким интересным предметом, как математика;
- Встретиться с учителем математики и пообщаться;
- Пообщаться с друзьями;
- Весело провести время.
- Я всегда готовлю домашнее задание по математике :
- Совершенно самостоятельно;
- Обращаюсь за помощью к взрослым;
- Под контролем родителей;
- От случая к случаю;
- Не делаю никогда.
- Для того, чтобы хорошо учиться по математике, нужно:
- Иметь интерес к предмету;
- Хорошо работать на уроке;
- Уметь списывать.
- Когда я получаю плохую отметку, то:
- Стараюсь тут же её исправить;
- Стараюсь исправить в ближайшее время;
- Ничего не пытаюсь сделать.
Тест «Мотивация изучения математики»
- Я получаю радость от занятия математикой, так как мне нравится преодолевать трудности.
- Я регулярно занимаюсь математикой, потому что добиваюсь успехов по этому предмету.
- Мне нравятся занятия математикой, так как это развивает мою память и ум.
- Меня воодушевляет успех при решении задач.
- Мне нравится заниматься математикой, потому что это интересно.
- Мои товарищи и учитель уважают меня за успехи в математике.
- Я добросовестно занимаюсь, потому что это развивает мой характер.
- Мой класс должен быть лучшим в учёбе, и я хочу внести свой вклад.
- Я регулярно занимаюсь математикой, чтобыповышать свои знания.
- Я хочу хорошо разбираться во всём, что предусмотрено программой по математике.
- Знания по математике пригодятся в моей будущей профессии.
- Я стараюсь хорошо учиться, так как люблю быть в центре внимания.
- Когда я справляюсь с трудной задачей, я получаю удовольствие и чувствую себя победителем.
- У меня поднимается настроение, когда я добиваюсь успехов по математике.
- Меня радуют достигнутые успехи.
- Я стремлюсь на уроке решить задачу первым, потому что мне нравится чувство соперничества.
- Я добросовестно учусь, потому что не хочу подводить своего учителя.
- Я всегда довожу решение задачи до конца, потому что мне нравится добиваться поставленной цели.
- Я хочу основательно знать математический материал, чтобы быстрее и качественно решать задачи.
- Мне нужны хорошие знания математики для поступления в ВУЗ.
- Глубокие знания по математике позволят мне защищать честь школы на олимпиадах.
- Я регулярно выполняю задания по математике , потому что не хочу огорчать родителей плохими оценками.
- Я всегда учусь добросовестно, потому что на сегодняшний день это мой долг.
- Встретившись с незнакомой математической задачей, я стараюсь самостоятельно додуматься до её решения.
- Мне нравиться узнавать новое из истории математики, для этого я часто обращаюсь к дополнительной литературе.
- Хорошие знания по всем предметам мне пригодятся в будущем.
- Я всё делаю добросовестно, потому что хочу быть полезным гражданином.
Бланк для ответов:(поставьте + под подходящей степенью)
Номер утверждения | Степень преобладания данного утверждения | |||
не знаю | немного | достаточно | значительно | |
Обработка результатов:
«не знаю» — 0 баллов, «достаточно» — 2 балла
«немного» — 1 балл, «значительно» — 3 балла.
Соответствие утверждений мотивам-категориям:
10, 19, 25 – познавательный мотив
11, 20, 26 – мотив подготовки к профессиональной деятельности
9, 18, 24 – мотив достижения успеха
3, 7, 14 – мотив личного самоутверждения
1, 4, 13 – мотив эмоционального удовольствия
2, 6, 12 – мтив социального самоутверждения
5, 15,16 – социально-эмоциональный мотив
8, 17, 22 – социально-моральный мотив
21, 23, 27 – гражданско-патриотический мотив.
Подсчитав для каждого мотива общую сумму баллов в классе (s), можно вычислить процент доминирования каждого мотива-категории (p) в данном классе: p = s/9n*100%, где n-количество учащихся в классе.
nsportal.ru
Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника — КиберПедия
Инструкция. Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе.
Для этого обведи кружком нужный балл:
0 баллов — почти не имеет значения;
1 балл — частично значимо;
2 балла — заметно значимо;
3 балла — очень значимо.
Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель. | 0 1 2 3 | |
Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире. | 0 1 2 3 | |
Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться. | 0 1 2 3 | |
Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку. | 0 1 2 3 | |
Все. что я делаю, я делаю хорошо — это моя позиция. | 0 1 2 3 | |
Знания помогают развить ум, сообразительность , смекалку. | 0 1 2 3 | |
Если ты школьник, то обязан учиться хорошо. | 0 1 2 3 | |
Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться. | 0 1 2 3 | |
Я испытываю интерес только к отдельным предметам. | 0 1 2 3 | |
Считаю, что успех в учебе — немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников. | 0 1 2 3 | |
Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей. | 0 1 2 3 | |
Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д. | 0 1 2 3 | |
Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком. | 0 1 2 3 | |
Хорошо учиться, не пропускать уроки — моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни. | 0 1 2 3 | |
На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы. | 0 1 2 3 | |
Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде). | 0 1 2 3 | |
Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи. | 0 1 2 3 | |
Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших. | 0 1 2 3 | |
Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.). | 0 1 2 3 | |
Учеба в моем возрасте — самое главное дело. | 0 1 2 3 | |
В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе. | 0 1 2 3 |
Ключ
Мотивы | Номера ответов |
Познавательные | 2 9 15 |
Коммуникативные | 3 10 16 |
Эмоциональные | 1 8 21 |
Саморазвития | 6 13 19 |
Позиция школьника | 7 14 20 |
Достижения | 5 12 18 |
Внешние (поощрения, наказания) | 4 11 17 |
Индекс групповой сплоченности Сишора
Инструкция:
«Внимательно прочитайте каждый вопрос и подчеркните один из ответов, наиболее верно отражающий Ваше мнение».
Как Вы оцениваете свою принадлежность к классу?
1.Считаю себя активным полноправным членом коллектива.
2.Участвую в большинстве дел класса, но часть одноклассников делают это активнее меня.
3.Участвую примерно в половине дел класса.
4.Не чувствую привязанности к классу и в делах класса участвую редко.
5.Делами класса не интересуюсь и участвовать в них не желаю.
Хотели бы Вы перейти в другой класс, если бы предоставилась такая возможность?
1.Очень хотел бы.
2.Скорее всего перешел бы, чем остался.
3.Не вижу никакой разницы.
4.Скорее всего остался бы в своем классе.
5.Очень хотел бы остаться в своем классе.
Каковы взаимоотношения в Вашем классе?
1.Лучше, чем в других классах.
2.Такие же, как и в большинстве других классов.
3.Хуже, чем в других классах.
Каковы взаимоотношения школьников Вашего класса с учителями?
1.Лучше, чем в большинстве других классов.
2.Такие же, как и в других классах.
3.Хуже, чем в других классах.
Каково отношение школьников Вашего класса к учебе?
1.Лучше, чем в других классах.
2.Такое же, как в других классах.
3.Хуже, чем в других классах.
Обработка результатов.
Балльные оценки за ответы учащихся выставляются следующим образом.
За пункт №1 – первый вариант – 5 баллов, второй -4, третий – 3, четвертый 2, пятый – 1 балл.
3а пункт №2 – первый вариант – 1 балл, второй – 2, третий – 3, четвертый 4, пятый 1.
За пункт №3 – первый вариант — 3 балла, второй – 2, третий – 1 балл.
За пункт №4 – первый вариант — 3 балла, второй вариант – 2, третий вариант – 1 балл.
За пункт №5 –первый вариант – 3 балла, второй вариант – 2 балла, третий вариант -1 балл.
Подсчитывается сумма баллов по всем пунктам. Она колеблется от 5 баллов – самая неблагоприятная групповая
сплоченность – до 18 баллов – самая благоприятная.
Анализируются школьники с крайними оценками.
Рассматривается распределение по отдельным пунктам. Низкие ответы по какому-либо пункту позволяют выявить
проблемы, являющиеся источниками напряженности в классе.
cyberpedia.su
Методики диагностики учебной мотивации
Методика диагностики направленности мотивации изучения предмета
(автор Дубовицкая Т.Д.)
Цель — выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.
Общая характеристика методики: методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Ответы в виде плюсов и минусов записываются либо на специальном бланке, либо на простом листе бумаги напротив порядкового номера суждения. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться в работе со всеми категориями обучающихся, способными к самоанализу и самоотчету, начиная примерно с 9-10-летнего возраста.
Инструкция:
Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:
«верно» + +;
«пожалуй, верно» +;
«пожалуй, неверно» –;
«неверно» – –.
Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.
Благодарим за участие в опросе!
Вопросы для опроса:
Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).
Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.
При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).
Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.
Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).
Ключ:
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы («верно»; «пожалуй, верно»), а «Нет» — отрицательные («пожалуй, неверно»; «неверно»).
«Да» — 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19
«Нет» — 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.
Интерпретация результатов:
Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:
0—10 баллов — внешняя мотивация;
11—20 баллов — внутренняя мотивация.
Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы следующие нормативные границы:
0—5 баллов — низкий уровень внутренней мотивации;
6—14 баллов — средний уровень внутренней мотивации;
15—20 баллов — высокий уровень внутренней мотивации.
Опросник «Учебная мотивация школьников» (для обучающихся 7-11 лет)
(модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой)
Цель: выявить уровень мотивации и определить особенности отношения детей к школе, учебному процессу на основе эмоционального реагирования на школьную ситуацию.
Вопросы зачитываются ответственным за опрос вслух, предлагаются варианты ответов, а школьники должны записать те ответы, которые им подходят, или указать буквенное обозначение ответа.
Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите буквенное обозначение этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».
Вопросы для опроса:
Тебе нравится в школе?
а) не очень
б) нравится
в) не нравится
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома
б) бывает по-разному
в) иду с радостью
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
а) не знаю
б) остался бы дома
в) пошел бы в школу
Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится
б) бывает по-разному
в) нравится
Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы
б) не хотел бы
в) не знаю
Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю
б) не хотел бы
в) хотел бы
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто
б) редко
в) не рассказываю
Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
а) точно не знаю
б) хотел бы
в) не хотел бы
У тебя в классе много друзей?
а) мало
б) много
в) нет друзей
Тебе нравятся твои одноклассники?
а) нравятся
б) не очень
в) не нравятся
Ключ:
В протоколе отмечается количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
вопросаоценка за ответ а)
оценка за ответ б)
оценка за ответ в)
1
1
3
0
2
0
1
3
3
1
0
3
4
3
1
0
5
0
3
1
6
1
3
0
7
3
1
0
8
1
0
3
9
1
3
0
10
3
1
0
По количеству набранных баллов определяем уровень сформированности мотивации к обучению:
0 — 10 баллов – низкая школьная мотивация, негативное отношение к школе, школьная дезадаптация;
11 — 20 баллов – хорошая школьная мотивация, положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью;
21 — 30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
В процентном соотношении определяем долю обучающихся с высоким уровнем школьной мотивации к обучению, средним и низким.
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Изучение отношения учащихся к учебным предметам
Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу. Напротив записанного учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.
I. Необходимые предметы: — причина:
II. Интересные предметы: — причина:
Ответы
I. Варианты ответов на вопрос “Необходимые предметы”:
Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.
Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.
Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.
Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
Этот предмет учит разбираться в жизни.
Этот предмет считают значимым мои родители.
Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.
Этот предмет будет в итоговом тестировании.
II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”:
Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.
Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
Интересно выяснять причины событий.
Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.
Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.
Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.
Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников.
Интересно, так как этот предмет дается мне легко.
Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.
Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.
Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение доминирующих мотивов учения
Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения. Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива балл от 0 до 10.
Понимаю, что ученик должен учиться хорошо
Хочу окончить школу и учиться дальше
Понимаю, что знания мне нужны для будущего
Хочу быть культурным и развитым человеком
Хочу получать хорошие отметки
Хочу получать одобрение родителей
Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне
Хочу быть лучшим учеником в классе
Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех
Хочу занять достойное место среди лучших в классе
Мне нравится учиться
Люблю узнавать новое
Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей
Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности
Люблю уроки, на которых можно рассуждать
Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи
Мотивы обучения:
мотив долга и ответственности – № 1;
мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;
мотивы собственного благополучия – № 5–7;
мотивы престижности – № 8–10;
мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;
мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение мотивации к предметам
Дорогой ученик! Отметь, пожалуйста, в таблице мотив к изучению преподаваемых в школе предметов.
Предмет
Русский язык
Литературное чтение
Математика
Информатика
Окружающий мир
Английский язык
Физкультура
Музыка
ИЗО
Технология
Мотивы:
Интересное содержание предмета
Интересное преподавание
Предмет имеет практическое значение
Уважаю учителя
Хотел бы получать дополнительные знания
infourok.ru
Из опыта исследования учебной мотивации учащихся начальных классов
В принятых ФГОС НОО особое внимание уделяется созданию психолого-педагогических условий реализаций основной образовательной программы основного общего образования. Всё чаще педагог-психолог приходит на помощь учителю, который понимая значение универсальных учебных действий для успешности обучения ребёнка, обращается с запросом исследовать те или иные из них. Как правило, большинство учителей обеспокоены формированием личностных УУД своих учеников. Опыт нашей работы в образовательном учреждении показал немаловажность для своевременной регуляции и коррекции педагогического взаимодействия в соответствии с особенностями личности ученика наличие у учителя информации об актуальном уровне развития смыслообразования учащихся на основе учебной мотивации.
Мы, как педагоги-психологи, испытываем потребность в методиках, которые бы позволили нам быстро предоставить учителю большое количество информации об особенностях личности учеников класса. Многие методики, глубоко изучающие учебную мотивацию учащихся начальных классов, предназначены, к сожалению, для индивидуального обследования ребёнка. Мы же предлагаем использовать методику, направленную на изучение мотивационной сферы учащихся, предложенную М.В.Матюхиной для индивидуальной работы с детьми, для выявления учебных мотивов учеников в групповой форме. Данная методика позволяет эффективно определить доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. Все мотивы, изучаемые с помощью этой методики, подразделяются на широкие социальные (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовешенствования), узколичностные (благополучия и престижа), учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения) и мотивы избегания неприятностей.
При проведении нами данной методики с группой (классом) каждому учащемуся мы предлагали оценить степень важности каждого из мотивов в своей учебной деятельности (бланк для заполнения каждым учащимся выглядит следующим образом см. Приложение 1).
В процессе обработки анкет детей мы обозначали ответы баллами: “очень важно” – 2 балла, “не совсем важно” – 1 балл, “не важно” – 0 баллов. Далее суммировали баллы, набранные ребёнком по утверждениям одной группы мотивов (см. Приложение 2). К тому же учащиеся, помимо оценки каждого утверждения, выбирали и отмечали на бланке пять наиболее для себя значимых мотивов.
Затем, обозначаем, что первые четыре мотива (мотив долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, мотивация содержанием и процессом учения), являясь позитивными для развития смыслообразования детей, и отражают личностную внутреннюю учебную мотивацию. Доминирование этих мотивов в структуре учебной мотивации ребёнка оказывает благоприятное влияние на его обучение.
Мотивы же благополучия, собственного престижа и избегания неудач, напротив, будем считать внешними, исходящими от других людей (родители, одноклассники, учителя). Руководствуясь ими ребёнок стремиться не получать знания, расширять свой кругозор в процессе учёбы, а, наоборот, посещает школу и делает уроки для того, чтобы избежать наказания со стороны взрослых, осуждения одноклассников, чтобы получать хорошие отметки, быть одним из лучших учащихся класса.
Таким образом, могут быть установлены преобладающие учебные мотивы и вычислены коэффициенты мотивации (внутренней и внешней):
Коэффициент внутренней мотивации = сумма баллов по группам мотивов 1–4 / max кол-во баллов (24 балла).
Коэффициент внешней мотивации = сумма баллов по группам мотивов 5– 7 / max кол-во баллов (18 баллов).
Теперь, исходя из коэффициента мотивации и качественного анализа выбора детьми наиболее значимых для них утверждений, можно условно обозначить следующие группы учащихся:
1. Учащиеся с высокой внутренней учебной мотивацией (преобладающая мотивация содержанием и/или процессом учения).
2. Учащиеся с высокой внутренней учебной мотивацией (преобладающие мотивы благополучия и/или престижа и/или избегания).
3. Учащиеся с низкой или средней внутренней учебной мотивацией, не выбирающие в качестве доминирующих мотивов обучения мотивацию содержанием и процессом учения.
Отметим, что дети из первой группы, как правило, высокомотивированы на получение знаний, они стремятся думать и рассуждать, их интересует содержание урока, им нравятся задания повышенной трудности, при выполнении которых они могут проявить свои способности, найти новые способы их решения.
Группа учащихся с высокой мотивацией, но преобладающими мотивами благополучия и/или престижа и/или избегания, могут быть успешными в учебной деятельности, но, как правило, выполняют требования учителя, изучают школьный материал из-за стремления избегать неудач, неприятностей в учёбе вследствие появления “плохих” отметок. Они желают быть всегда лучшими, получать признание одноклассников. Это, конечно, не является основой для развития устойчивого познавательного интереса ребёнка. Такие учащиеся могут проявлять своё нежелание участвовать в конкурсах, олимпиадах и других соревновательных мероприятиях, так как они бояться оказаться неуспешными, не оправдать ожидания взрослых.
Конечно, не всегда высокомотивированные дети могут успешно осваивать учебную программу, чему причиной являются особенности их личностных качеств (тревожность или, напротив, высокое самомнение, безответственность и т.д.) или познавательного развития (внимательность, произвольность, гибкость мышления и т.д.).
Особое внимание педагогов должно быть также направлено на детей условно определённой нами третьей группы. Это учащиеся, которые не всегда интересуются процессом и/или содержанием учения, им может быть свойственна низкая внутренняя учебная мотивация в целом. Такие дети, как правило, не любят узнавать новое на уроках, им не очень нравится находить различные способы решения задач, рассуждать и преодолевать трудности, выполняя нестандартные, новые для себя учебные задания.
Кроме этого, на основе полученной в ходе анкетирования информации можно проследить средний по классу балл, набранный детьми по каждой группе мотивов, и средний по классу коэффициент внутренней и внешней мотивации (см. Приложение 3).
Например, нами было выявлено, что у большинства учащихся 2–4-х классов отмечается достаточно высокая мотивация, связанная с пониманием ими долга и ответственности как ученика. Также результаты проведённого нами исследования, проведённого с помощью данной методики, позволили утверждать, что большая часть детей относится к обучению как к важному моменту на пути саморазвития, достижения отдалённых целей. Познавательный интерес, желание узнавать новое также характеризует многих учащихся. Однако высокий уровень мотивации процессом обучения свойственен не всем опрошенным нами ученикам. Многие дети не стремятся выполнять задания повышенной трудности, требующие умения рассуждать, находить нестандартные решения. Позитивной представляется тенденция наличия невысокой мотивации учащихся, связанной с собственным благополучием (“учусь для того, чтобы похвалили, чтобы получать хорошие отметки”) и избеганием неудач (“учусь для того, чтобы не ругали родители, чтобы не получать плохие отметки”).
Сравнивая коэффициенты внутренней и внешней мотивации, полученные нами в результате исследования, мы отмечали, что очень
urok.1sept.ru