Структура учебной мотивации методика – Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника
Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника
Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника.
( М.В.Матюхина)
Инструкция к тесту
Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл:
0 баллов – почти не имеет значения;
1 балл – частично значимо;
2 балла – заметно значимо;
3 балла – очень значимо.
Тестовый материал
1-Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.
2-Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире.
3-Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться.
4-Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.
5-Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция.
6-Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.
7-Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.
8-Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться.
9-Я испытываю интерес только к отдельным предметам.
10-Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.
11-Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.
12-Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т. д.
13-Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.
14-Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.
15-На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы.
16-Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде).17-Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.
18-Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.
19-Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т. д.).
20-Учеба в моем возрасте – самое главное дело.
21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе.
Ключ к тесту Мотивы | Номера ответов |
Познавательные | 2 9 15 |
Коммуникативные | 3 10 16 |
Эмоциональные | 1 8 21 |
Позиция школьника | 7 14 20 |
Достижения | 5 12 18 |
Внешние (поощрения, наказания) | 4 11 17 |
Для изучения учебной мотивации воспитанников использовалась методика «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» М.В. Матюхиной. Методика предназначена для диагностики учебной мотивации, определение дополнительных мотивов учения.
Познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Воспитанник стремится овладеть новыми знаниями, учебными навыками, умеет выделить занимательные факты, явления, проявляет интерес к существенным свойствам явлений, к закономерностям в учебном материале, теоретическим принципам, ключевым идеям.
Коммуникативные. Позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.
Эмоциональные. Этот вид мотивации заключается в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, желании выполнить свой долг, понимании необходимости учиться, высоком чувстве ответственности. Воспитанник осознает социальную необходимость.
Позиция школьника. Воспитанник ориентирован на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда.
Мотив достижения. Воспитанник, мотивированный на достижение успеха, обычно ставит перед собой некоторую позитивную цель, активно включается в ее реализацию, выбирает средства, направленные на достижение этой цели.
Внешние (поощрения, наказания) мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления окружающих. Воспитанник выполняет задание, чтобы получить хорошую отметку, показать товарищам свое умение решать задания, добиться похвалы взрослого.
multiurok.ru
Диагностика учебной мотивации школьника
ДИАГНОСТИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКА
В 2015-16 учебном году я стала классным руководителем 5-го класса. В нашем Лицее это вновь созданный учебный коллектив. Дети проживают в разных микрорайонах города, поэтому затрудняется их общение после школьных занятий. Однако, дети, живущие рядом, в одном районе проводят время вместе и после школы. Класс по количественному составу является большим, неоднородным, в нём имеются группировки по интересам.
Ученики находятся только на стадии формирования классного коллектива и актива класса, поэтому еще не владеют навыками выполнения коллективных дел, распределения между собой работы и наиболее рационального ее выполнения. У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. К учёбе относятся положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности у разных учащихся различен.
Одной из задач воспитательной работы я наметила как «Формирование способности учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта, путем анализа ситуаций».
Чтобы понять специфику мотивации каждого ученика, я начала с диагностики. Для изучения учебной мотивации обучающихся я использовала методику «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» М.В. Матюхиной. Методика предназначена для диагностики учебной мотивации, определение дополнительных мотивов учения.
Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника
Инструкция к тесту
Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружком нужный балл:
0 баллов – почти не имеет значения;
1 балл – частично значимо;
2 балла – заметно значимо;
3 балла – очень значимо.
Тестовый материал
1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.
2. Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире.
3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться.
4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.
5. Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция.
6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.
7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.
8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться.
9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам.
10. Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.
12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т. д.
13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.
14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.
15. На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы.
16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде).
17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.
18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.
19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т. д.).
20. Учеба в моем возрасте – самое главное дело.
Ключ к обработке анкет
Познавательные2
9
15
Коммуникативные
3
10
16
Эмоциональные
1
8
21
Саморазвития
6
13
19
Позиция школьника
7
14
20
Достижения
5
12
18
Внешние (поощрения, наказания)
4
11
17
Результат, полученный при обработки анкет (26 участников)
Не имеет значения
Мало значимо
Очень значимо
Познавательные
4
7
15
Коммуникативные
2
11
13
Эмоциональные
6
12
8
Саморазвития
0
8
18
Позиция школьника
5
13
8
Достижения
0
5
21
Внешние (поощрения, наказания)
11
7
8
У большинства учащихся преобладает познавательный мотив, направленный на достижение хороших результатов. Поступая в лицей, они (конечно, не без помощи родителей) понимают необходимость саморазвития для дальнейшей социализации в обществе. И многие учатся, чтобы получить радость от взаимодействия со сверстниками.
infourok.ru
Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника — КиберПедия
Инструкция. Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе.
Для этого обведи кружком нужный балл:
0 баллов — почти не имеет значения;
1 балл — частично значимо;
2 балла — заметно значимо;
3 балла — очень значимо.
Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель. | 0 1 2 3 | |
Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире. | 0 1 2 3 | |
Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться. | 0 1 2 3 | |
Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку. | 0 1 2 3 | |
Все. что я делаю, я делаю хорошо — это моя позиция. | 0 1 2 3 | |
Знания помогают развить ум, сообразительность , смекалку. | 0 1 2 3 | |
Если ты школьник, то обязан учиться хорошо. | 0 1 2 3 | |
Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться. | 0 1 2 3 | |
Я испытываю интерес только к отдельным предметам. | 0 1 2 3 | |
Считаю, что успех в учебе — немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников. | 0 1 2 3 | |
Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей. | 0 1 2 3 | |
Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д. | 0 1 2 3 | |
Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком. | 0 1 2 3 | |
Хорошо учиться, не пропускать уроки — моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни. | 0 1 2 3 | |
На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы. | 0 1 2 3 | |
Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде). | 0 1 2 3 | |
Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи. | 0 1 2 3 | |
Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших. | 0 1 2 3 | |
Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.). | 0 1 2 3 | |
Учеба в моем возрасте — самое главное дело. | 0 1 2 3 | |
В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе. | 0 1 2 3 |
Ключ
Мотивы | Номера ответов |
Познавательные | 2 9 15 |
Коммуникативные | 3 10 16 |
Эмоциональные | 1 8 21 |
Саморазвития | 6 13 19 |
Позиция школьника | 7 14 20 |
Достижения | 5 12 18 |
Внешние (поощрения, наказания) | 4 11 17 |
Индекс групповой сплоченности Сишора
Инструкция:
«Внимательно прочитайте каждый вопрос и подчеркните один из ответов, наиболее верно отражающий Ваше мнение».
Как Вы оцениваете свою принадлежность к классу?
1.Считаю себя активным полноправным членом коллектива.
2.Участвую в большинстве дел класса, но часть одноклассников делают это активнее меня.
3.Участвую примерно в половине дел класса.
4.Не чувствую привязанности к классу и в делах класса участвую редко.
5.Делами класса не интересуюсь и участвовать в них не желаю.
Хотели бы Вы перейти в другой класс, если бы предоставилась такая возможность?
1.Очень хотел бы.
2.Скорее всего перешел бы, чем остался.
3.Не вижу никакой разницы.
4.Скорее всего остался бы в своем классе.
5.Очень хотел бы остаться в своем классе.
Каковы взаимоотношения в Вашем классе?
1.Лучше, чем в других классах.
2.Такие же, как и в большинстве других классов.
3.Хуже, чем в других классах.
Каковы взаимоотношения школьников Вашего класса с учителями?
1.Лучше, чем в большинстве других классов.
2.Такие же, как и в других классах.
3.Хуже, чем в других классах.
Каково отношение школьников Вашего класса к учебе?
1.Лучше, чем в других классах.
2.Такое же, как в других классах.
3.Хуже, чем в других классах.
Обработка результатов.
Балльные оценки за ответы учащихся выставляются следующим образом.
За пункт №1 – первый вариант – 5 баллов, второй -4, третий – 3, четвертый 2, пятый – 1 балл.
3а пункт №2 – первый вариант – 1 балл, второй – 2, третий – 3, четвертый 4, пятый 1.
За пункт №3 – первый вариант — 3 балла, второй – 2, третий – 1 балл.
За пункт №4 – первый вариант — 3 балла, второй вариант – 2, третий вариант – 1 балл.
За пункт №5 –первый вариант – 3 балла, второй вариант – 2 балла, третий вариант -1 балл.
Подсчитывается сумма баллов по всем пунктам. Она колеблется от 5 баллов – самая неблагоприятная групповая
сплоченность – до 18 баллов – самая благоприятная.
Анализируются школьники с крайними оценками.
Рассматривается распределение по отдельным пунктам. Низкие ответы по какому-либо пункту позволяют выявить
проблемы, являющиеся источниками напряженности в классе.
cyberpedia.su
1 | Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель; | 0123 |
2 | Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире. | 0123 |
3 | Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться. | 0123 |
4 | Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку. | 0123 |
5 | Все, что я делаю, я делаю хорошо — это моя позиция. | 0123 |
6 | Знания помогают развить ум, смекалку, сообразительность. | 0123 |
7 | Если ты школьник, то обязан учиться хорошо. | 0123 |
8 | Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться. | 0123 |
9 | Я испытываю интерес только к отдельным предметам. | 0123 |
10 | Считаю, что успех в учебе — немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников. | 0123 |
11 | Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей. | 0123 |
12 | Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т. д. | 0123 |
13 | Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком. | 0123 |
14 | Хорошо учиться, не пропускать уроки — моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни. | 0123 |
15 | На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы. | 0123 |
16 | Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде). | 0123 |
17 | Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи. | 0123 |
18 | Я учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших | 0123 |
19 | Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т. д.). | 0123 |
20 | Учеба в моем возрасте — самое главное дело. | 0123 |
21 | В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе. | 0123 |
1 | Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель; | 0 1 2 3 |
2 | Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире. | 0 1 2 3 |
3 | Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться. | 0 1 2 3 |
4 | Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку. | 0 1 2 3 |
5 | Все, что я делаю, я делаю хорошо — это моя позиция. | 0 1 2 3 |
6 | Знания помогают развить ум, смекалку, сообразительность. | 0 1 2 3 |
7 | Если ты школьник, то обязан учиться хорошо. | 0 1 2 3 |
8 | Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться. | 0 1 2 3 |
9 | Я испытываю интерес только к отдельным предметам. | 0 1 2 3 |
10 | Считаю, что успех в учебе — немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников. | 0 1 2 3 |
11 | Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей. | 0 1 2 3 |
12 | Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т. д. | 0 1 2 3 |
13 | Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком. | 0 1 2 3 |
14 | Хорошо учиться, не пропускать уроки — моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни. | 0 1 2 3 |
15 | На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы. | 0 1 2 3 |
16 | Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде). | 0 1 2 3 |
17 | Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи. | 0 1 2 3 |
18 | Я учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших | 0 1 2 3 |
19 | Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т. д.). | 0 1 2 3 |
20 | Учеба в моем возрасте — самое главное дело. | 0 1 2 3 |
21 | В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе. | 0 1 2 3 |
studfiles.net
Диагностика структуры учебной мотивации школьника « Психологические тесты
Психологи, вот недостающая информация:
Для изучения учебной мотивации воспитанников использовалась методика «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» М.В. Матюхиной. Методика предназначена для диагностики учебной мотивации, определение дополнительных мотивов учения.
Познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Воспитанник стремится овладеть новыми знаниями, учебными навыками, умеет выделить занимательные факты, явления, проявляет интерес к существенным свойствам явлений, к закономерностям в учебном материале, теоретическим принципам, ключевым идеям.
Коммуникативные. Позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.
Эмоциональные. Этот вид мотивации заключается в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, желании выполнить свой долг, понимании необходимости учиться, высоком чувстве ответственности. Воспитанник осознает социальную необходимость.
Мотив саморазвития – интерес к процессу и результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Воспитанник проявляет активность к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т. д.
Позиция школьника. Воспитанник ориентирован на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда.
Мотив достижения. Воспитанник, мотивированный на достижение успеха, обычно ставит перед собой некоторую позитивную цель, активно включается в ее реализацию, выбирает средства, направленные на достижение этой цели.
Внешние (поощрения, наказания) мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления окружающих. Воспитанник выполняет задание, чтобы получить хорошую отметку, показать товарищам свое умение решать задания, добиться похвалы взрослого.
Для изучения учебной мотивации воспитанников использовалась методика «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» М.В. Матюхиной. Методика предназначена для диагностики учебной мотивации, определение дополнительных мотивов учения.
Познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Воспитанник стремится овладеть новыми знаниями, учебными навыками, умеет выделить занимательные факты, явления, проявляет интерес к существенным свойствам явлений, к закономерностям в учебном материале, теоретическим принципам, ключевым идеям.
Коммуникативные. Позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.
Эмоциональные. Этот вид мотивации заключается в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, желании выполнить свой долг, понимании необходимости учиться, высоком чувстве ответственности. Воспитанник осознает социальную необходимость.
Мотив саморазвития – интерес к процессу и результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Воспитанник проявляет активность к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т. д.
Позиция школьника. Воспитанник ориентирован на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда.
Мотив достижения. Воспитанник, мотивированный на достижение успеха, обычно ставит перед собой некоторую позитивную цель, активно включается в ее реализацию, выбирает средства, направленные на достижение этой цели.
Внешние (поощрения, наказания) мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления окружающих. Воспитанник выполняет задание, чтобы получить хорошую отметку, показать товарищам свое умение решать задания, добиться похвалы взрослого.
vsetesti.ru
Учебной мотивации школьников Методика предназначена для диагностики
Диагностика учебной мотивации школьников
Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, модифицированная с учетом выявленных Н.Ц.Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации).
Методика была подвергнута стандартизации и показала достаточную дискриминативную и ретестовую надежность и содержательную валидность.
Инструкция к тесту
Проводится три серии испытаний.
Первая серия
Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.
Вторая серия
Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.
Третья серия
Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.
Тестовый материал
Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
Хочу окончить школу и учиться дальше.
Хочу быть культурным и развитым человеком.
Хочу получать хорошие отметки.
Хочу получать одобрение учителей и родителей.
Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.
Хочу быть лучшим учеником в классе.
Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
Не хочу получать плохие отметки.
Люблю узнавать новое.
Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.
Люблю думать, рассуждать на уроке.
Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.
Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.
Люблю решать задачи разными способами.
Люблю все новое и необычное.
Хочу учиться только на «4» и «5».
Хочу добиться в будущем больших успехов.
Ключ к тесту
Мотивы:
долга и ответственности: 1 – 2 суждения;
самоопределения и самосовершенствования: 3 — 4;
благополучия: 5 — 6;
аффилиации: 7 -8;
престижа: 9 — 10;
избегания неудачи: 11 — 12;
учебно-познавательные (содержание учения): 13 — 14;
учебно-познавательные (процесс учения): 15 — 16;
коммуникативные: 17 — 18;
творческой самореализации: 19 — 20;
достижения успеха: 21 — 22.
Обработка результатов теста
При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.
Источники
Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. — Улан-Удэ, 2004, С.149-150.
Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников.
Пояснительная записка
Проблема школьной мотивации – один из краеугольных камней в современном образовании. Особенность работы с ней заключается еще и в том, что это область, в которой необходимы совместные усилия специалистов – педагогов, психологов, администрации, а также родителей школьников.
Методик, диагностирующих школьную мотивацию, крайне мало, и практически все они предназначены для учащихся начальной школы. Однако, вопрос мотивации при переходе в среднее и старшее звено не теряет своей актуальности. Даже наоборот, учитывая возрастное снижение учебной мотивации в подростковом возрасте, крайне важным становится определить, а что же все-таки способно мотивировать учащихся, как могут воздействовать на них учителя и как строить программу обучения, чтоб преодолеть традиционное снижение успеваемости в 6-8 классах.
Цель данной методики – выявить не уровень мотивации учащегося. Ее суть в том, что школьная мотивация дифференцирована на множество разных типов, выявляется преобладающий тип мотивации учащегося – то есть тот мотивационный механизм, который является доминирующим именно для него в его учебной деятельности. Эти типы представлены шкалами опросника. Кроме индивидуального результата, очень важным является подсчет среднего результата на класс, параллель, сравнение итогов одного класса и параллели с другими. Исходя из типа мотивации преобладающего у детей, можно видоизменять методы и структуру обучения, чтобы воздействовать на необходимые, активные, механизмы.
Опросник предназначен преимущественно для учащихся 6-9 классов, однако возможно использование и в 10-11 классах.
Из опыта использования
Проведенное нами исследование в рамках гимназии в этом году показало, что ведущим мотивом для наших семиклассников (в отличие уже от восьмиклассников) является одобрение родителей. То есть, иначе говоря, большинство из них начинает учиться лучше, когда получает за это «положительное подкрепление» именно от родителей, а не от учителей и одноклассников (среди одноклассников, вообще, невысока оказалась престижность хорошей учебы, это не тот критерий, по которому они оценивают друг друга). Таким образом, мы понимаем, что для повышения успеваемости этих детей, мы, прежде всего, должны выходить на родителей, пояснять им их роль в образовании детей. Также высокий балл среди типов мотивации по всем параллелям оказался у мотивации «осознание социальной необходимости», это говорит о том, что учащиеся начинают лучше учиться, когда четко осознают, как это конкретное знание может пригодиться им в будущем – для поступления в ВУЗ, получения хорошей профессии, работы и т.д. Соответственно, на это было обращено внимание педагогов, на простраивание таких «цепочек» для детей. Ну и, безусловно прогнозируемым для подростков был высокий балл по шкале «общение» — это говорит о необходимости включения как можно большего количества интерактивных, коммуникативных методов обучения (групповой работы, дискуссий и т.п.)
Кроме того, результаты обследования были использованы в проведении малого педсовета по неудовлетворительно успевающим учащимся, на котором строился разговор индивидуально с каждым из них. Если мы видели, что ведущим мотивом для ребенка является получение одобрения – это одна тактика, если страх наказания – другая, если мотивация достижения – третья и т.д.
Текст опросника
Уважаемый старшеклассник! Этот опросник касается твоей учебы в школе. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет» и поставить свой ответ в специальном бланке. Пожалуйста, будь предельно искренен, твои ответы помогут сделать обучение в нашей школе более эффективным.
1) мне кажется, лидером в классе достоин стать только ученик, который имеет хорошие результаты в учебе
2) родители всегда поощряют меня за хорошие отметки в школе
3) я очень люблю узнавать что-то новое
4) мне нравится брать сложные задания, преодолевать трудности в их выполнении
5) я хочу, чтоб одноклассники считали меня хорошим учеником
6) я стремлюсь к тому, чтоб учитель похвалил меня, если я правильно выполнил задание
7) я всегда рассказываю об успехах в учебе своим родителям
8) меня пугает возможность остаться на второй год или быть отчисленным из школы за плохую успеваемость
9) я часто скрываю свои плохие отметки от родителей, чтобы избежать наказания
10) я учусь, прежде всего, потому, что знания пригодятся мне в будущем найти хорошую работу
11) школа для меня, прежде всего,- место общения с друзьями
12) мне нравится участвовать в различных школьных мероприятиях, и было бы здорово не тратить в школе столько времени на уроки
13) учеба для меня сейчас– одна из основных сфер, в которой я могу проявить себя
14) ребята в нашем классе не будут достаточно хорошо относиться к человеку, если он плохо учится, несмотря на другие его заслуги
15) мое образование часто становится темой разговоров в нашей семье
16) мне нравится проводить самостоятельные исследования, делать какие-то открытия
17) мне важно доказать самому себе, что я способен хорошо учиться
18) когда я получаю хорошую отметку, я стремлюсь, чтобы об этом знали мои одноклассники
19) я расстраиваюсь, когда получаю тетрадь и вижу, что учитель никак не отметил мою работу
20) я начинаю стараться на уроках, если знаю, что родители как-то поощрят мои старания
21) я начинаю учиться старательнее, если знаю, что мою успеваемость будут разбирать на педсовете, на школьной линейке
22) я прилагаю больше усилий к учебе, если знаю, что дома буду наказан за плохую успеваемость
23) мне важно вырасти культурным образованным человеком
24) мне нравятся те уроки, где есть возможность работать в группе, обсуждать с одноклассниками учебный материал
25) можно сказать, что в школе я больше заинтересован играми и другими интересными делами, чем уроками
26) я люблю участвовать в различных олимпиадах и викторинах в школе, потому что для меня это способ заявить о себе.
27) ребята в нашем классе всегда интересуются результатами контрольных работ друг друга
28) для моих родителей очень важно, чтобы я был успешен в учебе
29) мне нравится придумывать новые способы решения задач
30) мне хотелось бы быть лучшим учеником в классе
31) я хочу выглядеть в хорошем свете перед одноклассниками, поэтому стараюсь хорошо учиться.
32) мне нравится, когда учителя в конце урока перечисляют учеников, чья работа на уроке была самой лучшей
33) мне очень важно, чтоб родители считали меня способным учеником
34) я расстраиваюсь из-за плохих отметок, потому что понимаю, что это значит, что учителя теперь считают меня неспособным учеником
35) я очень переживаю, если родители называют меня неспособным, неуспешным учеником
36) я уже сейчас задумываюсь о том, в какой ВУЗ я буду поступать, и какие знания мне для этого понадобятся
37) я всегда очень радуюсь, когда отменяют урок и можно пообщаться с одноклассниками
38) я бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены
39) я люблю высказывать на уроке свою точку зрения и отстаивать ее
Бланк для заполнения учащимся
1) | 2) | 3) | 4) | 5) | 6) | 7) | 8) | 9) | 10) | 11) | 12) | 13) |
14) | 15) | 16) | 17) | 18) | 19) | 20) | 21) | 22) | 23) | 24) | 25) | 26) |
27) | 28) | 29) | 30) | 31) | 32) | 33) | 34) | 35) | 36) | 37) | 38) | 39) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка результатов
Подсчитывается сумма баллов по каждому столбцу, каждый столбец соответствует определенной шкале:
1 столбец – шкала 1а
2 столбец- шкала 1 б
3 столбец- шкала 2
4 столбец- шкала 3
5 столбец- шкала 4а
6 столбец- шкала 4б
7 столбец – шкала 4в
8 столбец- шкала 5а
9 столбец- шкала 5б
10 столбец – шкала 6
11 столбец – шкала 7
12 столбец- шкала 8
13 столбец- шкала 9
Подсчитывается балл по дополнительным шкалам как среднее арифметическое нескольких шкал
Шкала 4 – среднее между значением шкалы 4а, 4б и 4в (5, 6, 7 столбца)
Шкала 5 – среднее между значением шкалы 5а и 5б (8, 9 столбца)
Шкала 10 – среднее по шкалам 4а и 7 (5, 11 столбца)
Шкала 11 — среднее по шкалам 4в и 5б (7, 9 столбца)
Шкала 12– среднее по шкалам 4б и 5а (6, 8 столбца)
Проводится анализ индивидуальных результатов.
Составляется сводная таблица на класс, подсчитывается средний балл по каждой из шкал на класс.
Проводится анализ группового результата.
Примечание. Целесообразно обработку данных проводить на компьютере в программе Microsoft Excel, которая позволит быстро подсчитать все дополнительные шкалы и средние баллы на класс.
Интерпретация шкал.
Шкалы 1а и 1б представляют собой еще не типы учебной мотивации, а показатели престижности учебы в классе и в семье. Это дополнительные шкалы, по которым мы можем судить о том, присутствует ли, в принципе, ценность хорошего образования, ценности хорошей учебы в классном коллективе и в семье подростка.
Шкала 1а – Престижность учебы в классе. Эта шкала показывает, насколько значимым в классном коллективе является такая характеристика его члена, как учебная успешность. При анализе индивидуального результаты мы получаем субъективное представление каждого учащегося, при анализе группового результата – объективный показатель престижности этой характеристики в группе.
Шкала 1б – Престижность учебы в семье. Эта шкала показывает, насколько значимым в семье подростка является такая его характеристика, как учебная успешность.
Шкалы 2-9 представляют разные типы учебной мотивации. При сравнении показателей по ним мы можем судить о преобладании того или иного типа у учащегося (при индивидуальном анализе результатов) и у группы (при групповом анализе)
Шкала 2. Познавательный интерес. Показывает выраженность у учащегося интереса к собственно новому знанию, новой информации. Учащиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового.
Шкала 3. Мотивация достижения. Показывает выраженность у учащегося мотивации достижения, желания быть лучшим, осознавать себя как способного, умного и т.д. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения учатся, прежде всего, из желания доказать самому себе, что способны на многое.
Шкала 4. Мотив социального одобрения. Показывает значимость для учащегося одобрения, признания его успехов со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией одобрения учатся, прежде всего, ради похвалы, признания, поощрения.
Шкала 4а. Мотив социального одобрения ( одноклассниками). Показывает значимость для учащегося одобрения со стороны одноклассников.
Шкала 4б. Мотив социального одобрения (педагогами). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебных успехам со стороны педагогов.
Шкала 4в. Мотив социального одобрения (родителями). Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебных успехам со стороны родителей.
Шкала 5. Боязнь наказания. Показывает значимость для учащегося наказания, порицания за его учебные неудачи со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией страха наказания учатся, прежде всего, потому, что бояться, что иначе их будут ругать, наказывать.
Шкала 5а. Боязнь наказания со стороны школы. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны педагогов, боязнь быть в их глазах неуспешным, неспособным.
Шкала 5б. Боязнь наказания со стороны семьи. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны семьи, боязнь быть в глазах родителей, родственников неуспешным, неспособным.
Шкала 6. Осознание социальной необходимости. Показывает выраженность у учащегося стремления быть образованным человеком. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации учатся, прежде всего, потому, что осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего.
Шкала 7. Мотив общения. Показывает выраженность у учащегося мотивации на общение со сверстниками. Учащиеся с выраженным мотивом общения заинтересованы, прежде всего, всеми теми видами деятельности, в которых присутствует возможность коммуникации.
Шкала 8. Внеучебная школьная мотивация. Показывает заинтересованность учащегося, прежде всего, в различных внеучебных делах, проходящих в школе (концерты, выставки, праздники и др.), а не в непосредственно урочной деятельности. Учащиеся, у которых преобладает этот тип мотивации, с удовольствием ходят в школу, часто являются активными участниками внеурочной деятельности, однако учатся неохотно, по необходимости, как бы отбывая повинность за интересные дела.
Шкала 9. Мотив самореализации. Показывает значимость для учащегося учебной деятельности как ведущей сферы самореализации, места, где он может заявить о себе, развивать себя и т.д.
Шкалы 10-12 представляют из себя дополнительные шкалы, позволяющие получить средние показатели по тому, влияние какой группы на учащегося наиболее значительно в плане мотивирования его хорошей учебы – одноклассников, семьи или школы.
Шкала 10. Влияние одноклассников.
Шкала 11. Влияние семьи.
Шкала 12. Влияние школы.
gigabaza.ru
Из опыта исследования учебной мотивации учащихся начальных классов
В принятых ФГОС НОО особое внимание уделяется созданию психолого-педагогических условий реализаций основной образовательной программы основного общего образования. Всё чаще педагог-психолог приходит на помощь учителю, который понимая значение универсальных учебных действий для успешности обучения ребёнка, обращается с запросом исследовать те или иные из них. Как правило, большинство учителей обеспокоены формированием личностных УУД своих учеников. Опыт нашей работы в образовательном учреждении показал немаловажность для своевременной регуляции и коррекции педагогического взаимодействия в соответствии с особенностями личности ученика наличие у учителя информации об актуальном уровне развития смыслообразования учащихся на основе учебной мотивации.
Мы, как педагоги-психологи, испытываем потребность в методиках, которые бы позволили нам быстро предоставить учителю большое количество информации об особенностях личности учеников класса. Многие методики, глубоко изучающие учебную мотивацию учащихся начальных классов, предназначены, к сожалению, для индивидуального обследования ребёнка. Мы же предлагаем использовать методику, направленную на изучение мотивационной сферы учащихся, предложенную М.В.Матюхиной для индивидуальной работы с детьми, для выявления учебных мотивов учеников в групповой форме. Данная методика позволяет эффективно определить доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. Все мотивы, изучаемые с помощью этой методики, подразделяются на широкие социальные (мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовешенствования), узколичностные (благополучия и престижа), учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения) и мотивы избегания неприятностей.
При проведении нами данной методики с группой (классом) каждому учащемуся мы предлагали оценить степень важности каждого из мотивов в своей учебной деятельности (бланк для заполнения каждым учащимся выглядит следующим образом см. Приложение 1).
В процессе обработки анкет детей мы обозначали ответы баллами: “очень важно” – 2 балла, “не совсем важно” – 1 балл, “не важно” – 0 баллов. Далее суммировали баллы, набранные ребёнком по утверждениям одной группы мотивов (см. Приложение 2). К тому же учащиеся, помимо оценки каждого утверждения, выбирали и отмечали на бланке пять наиболее для себя значимых мотивов.
Затем, обозначаем, что первые четыре мотива (мотив долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, мотивация содержанием и процессом учения), являясь позитивными для развития смыслообразования детей, и отражают личностную внутреннюю учебную мотивацию. Доминирование этих мотивов в структуре учебной мотивации ребёнка оказывает благоприятное влияние на его обучение.
Мотивы же благополучия, собственного престижа и избегания неудач, напротив, будем считать внешними, исходящими от других людей (родители, одноклассники, учителя). Руководствуясь ими ребёнок стремиться не получать знания, расширять свой кругозор в процессе учёбы, а, наоборот, посещает школу и делает уроки для того, чтобы избежать наказания со стороны взрослых, осуждения одноклассников, чтобы получать хорошие отметки, быть одним из лучших учащихся класса.
Таким образом, могут быть установлены преобладающие учебные мотивы и вычислены коэффициенты мотивации (внутренней и внешней):
Коэффициент внутренней мотивации = сумма баллов по группам мотивов 1–4 / max кол-во баллов (24 балла).
Коэффициент внешней мотивации = сумма баллов по группам мотивов 5– 7 / max кол-во баллов (18 баллов).
Теперь, исходя из коэффициента мотивации и качественного анализа выбора детьми наиболее значимых для них утверждений, можно условно обозначить следующие группы учащихся:
1. Учащиеся с высокой внутренней учебной мотивацией (преобладающая мотивация содержанием и/или процессом учения).
2. Учащиеся с высокой внутренней учебной мотивацией (преобладающие мотивы благополучия и/или престижа и/или избегания).
3. Учащиеся с низкой или средней внутренней учебной мотивацией, не выбирающие в качестве доминирующих мотивов обучения мотивацию содержанием и процессом учения.
Отметим, что дети из первой группы, как правило, высокомотивированы на получение знаний, они стремятся думать и рассуждать, их интересует содержание урока, им нравятся задания повышенной трудности, при выполнении которых они могут проявить свои способности, найти новые способы их решения.
Группа учащихся с высокой мотивацией, но преобладающими мотивами благополучия и/или престижа и/или избегания, могут быть успешными в учебной деятельности, но, как правило, выполняют требования учителя, изучают школьный материал из-за стремления избегать неудач, неприятностей в учёбе вследствие появления “плохих” отметок. Они желают быть всегда лучшими, получать признание одноклассников. Это, конечно, не является основой для развития устойчивого познавательного интереса ребёнка. Такие учащиеся могут проявлять своё нежелание участвовать в конкурсах, олимпиадах и других соревновательных мероприятиях, так как они бояться оказаться неуспешными, не оправдать ожидания взрослых.
Конечно, не всегда высокомотивированные дети могут успешно осваивать учебную программу, чему причиной являются особенности их личностных качеств (тревожность или, напротив, высокое самомнение, безответственность и т.д.) или познавательного развития (внимательность, произвольность, гибкость мышления и т.д.).
Особое внимание педагогов должно быть также направлено на детей условно определённой нами третьей группы. Это учащиеся, которые не всегда интересуются процессом и/или содержанием учения, им может быть свойственна низкая внутренняя учебная мотивация в целом. Такие дети, как правило, не любят узнавать новое на уроках, им не очень нравится находить различные способы решения задач, рассуждать и преодолевать трудности, выполняя нестандартные, новые для себя учебные задания.
Кроме этого, на основе полученной в ходе анкетирования информации можно проследить средний по классу балл, набранный детьми по каждой группе мотивов, и средний по классу коэффициент внутренней и внешней мотивации (см. Приложение 3).
Например, нами было выявлено, что у большинства учащихся 2–4-х классов отмечается достаточно высокая мотивация, связанная с пониманием ими долга и ответственности как ученика. Также результаты проведённого нами исследования, проведённого с помощью данной методики, позволили утверждать, что большая часть детей относится к обучению как к важному моменту на пути саморазвития, достижения отдалённых целей. Познавательный интерес, желание узнавать новое также характеризует многих учащихся. Однако высокий уровень мотивации процессом обучения свойственен не всем опрошенным нами ученикам. Многие дети не стремятся выполнять задания повышенной трудности, требующие умения рассуждать, находить нестандартные решения. Позитивной представляется тенденция наличия невысокой мотивации учащихся, связанной с собственным благополучием (“учусь для того, чтобы похвалили, чтобы получать хорошие отметки”) и избеганием неудач (“учусь для того, чтобы не ругали родители, чтобы не получать плохие отметки”).
Сравнивая коэффициенты внутренней и внешней мотивации, полученные нами в результате исследования, мы отмечали, что очень важным представляется преобладание внутренних мотивов над внешними. При этом заметно, что чем старше дети, тем ниже коэффициент их внешней мотивации. Это свидетельствует о том, что у детей только к четвёртому классу формируется более осознанное отношение к процессу обучения, более критичное отношение к самому себе, понимание своей ответственности за результаты учёбы.
Таким образом, используя описанную выше схему анализа результатов, полученных в ходе проведения методики М.В.Матюхиной при групповом исследовании, мы имеем достаточно большое количество информации для глубокого её анализа учителем начальных классов, что, конечно, способствует последующему построению эффективного взаимодействия педагога с детьми с целью развития личностных УУД последних.
Литература:
- Изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004. С.139–141.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. Под ред. А.Г.Асмолова. М.: Просвещение. 2011. – 152 с.
- Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. Волгоград, 1983.
urok.1sept.ru