Субкультуры молодежи в россии: Молодежные субкультуры в современной России

Готовый проект по обществознанию на тему: Субкультуры молодёжи России

Все работы, выставленные на продажу, писались индивидуально и были сданы не более одного раза, вероятность получения работы, которую преподаватель уже не раз читал, исключена. Если Вы нашли подходящую работу, то добавляете ее в корзину, оформляете заказ готовой работы и оплачиваете 100% ее стоимости посредством электронных платежей. Если у вас возникли сложности с получением заказа, напишите на почту [email protected]

700.00₽

В комплект входит уникальный проект, презентация, речь на защиту.

  • Предметы: Обществознание
  • Тип работы: Индивидуальный проект
  • Объем работы: 16 страниц
  • Описание
  • Отзывы (0)

Описание

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор темы исследования 5
1.1. Понятие субкультуры. Молодежная субкультура в системе культуры 5
1.2. Основные характеристики молодежной субкультуры 7
1.3. Типология молодежных субкультур 9
Глава 2. Практическая часть исследования 12
2.1. Результаты анкетного опроса 12
2.2. Анализ молодежных субкультур в России 13
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Приложение 19

Введение

Актуальность темы исследования. В наше время усилился интерес к молодежным субкультурам. Молодежная субкультура — это целая система, весьма своеобразное социальное образование. Ее нельзя назвать группой, это, скорее социальная среда, круг общения, где существует яркое деление на «своих» и «чужих».

Молодежные субкультуры всегда ассоциируются с чем-то подпольным. На самом деле в них нет ничего запретного – просто они не такие, как все. Под этим явлением понимается группа людей, выбирающая манеры поведения, ценности и стиль, язык, отличные от большинства. Подростковые направления как только ни называют: «городские племена», «неформалы», «клубы», «тусовка».
Проблема исследования определяется тем, что каждый день во всех уголках нашей страны все больше и больше подростков вливаются в определенную субкультуру. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни.
Объектом исследования являются субкультуры.
Предметом — субкультуры молодёжи России.
Гипотеза исследования: мы предположили, что среди сверстников – учащихся нашей школы, есть представители субкультур.
Целью исследования является изучение субкультур молодёжи России.
Задачи:
— Изучить литературу по теме исследования;
— Определить основные характеристики молодежной субкультуры;
— Выделить типологию молодежных субкультур;
— Провести практическое исследование отношения молодежи к субкультурам;
— Проанализировать молодежные субкультуры в России.
Методы исследования:
— Изучение и анализ.
— Поисковый метод.
— Метод анкетирования.
— Систематизация и обобщение.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов на уроках обществознания, а также на факультативных занятиях и при подготовке к экзаменам.

Фильтр работ

Не нашли нужную работу? Закажите ее у наших специалистов

Молодежные субкультуры в России

3.       Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации – семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением – наиболее распространенные виды досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.

     Общая причина образования молодежных субкультур – недовольство жизнью, а в социальном аспекте – кризис общества, неспособность его ответить базовым потребностям молодежи в процессе ее социализации.

 

 

2 МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

2.1 Подростковые субкультуры

 

Молодежные субкультуры в современной России охватывают в основном школьников старших классов. Психологи утверждают, что так подростки формируют самооценку, им легче самоутвердиться в группировках, чем реальными поступками, свидетельствующими о взрослости. Молодежь же утверждает, что дело не в заниженной самооценке: новые веяния в российском обществе обусловливают смену принятых установок.

    Как бы то ни было, молодежных течений сегодня достаточно, и их приверженцев объединяет многое, от философии до символики.

     Формирование подростковых субкультур в России имеет свои специфические причины, отличные от стран Запада. Прежде всего, это – социальная и экономическая неустойчивость общества. Экономический подъем, наблюдавшийся в последние годы, принципиально картину не изменил. Проще говоря, нашу молодежь волнуют не те потребности, которые стимулируют различные молодежные движения на Западе, а проблема преодоления жизненных трудностей, порой и просто физического выживания. Во-вторых, наиболее желанной перспективой для сегодняшних подростков представляется быстрое достижение престижного социального положения.

     Неформалы сильно отличаются друг от друга заявленными целями, ценностями и, как следствие, поведением и времяпровождением. К примеру, объединяются по признаку предпочтения определенных стилей музыки, танцев. Не говоря уже о футбольных болельщиках: таких объединений около 80%.

    На фоне распространения в стране субкультур и псевдокультур растет уровень преступности среди российской молодежи: по статистике, каждый пятый молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет хотя бы раз совершил правонарушение или преступление. И это тоже связано со спецификой молодежных субкультур в России. Так, около 9% от всей численности подростковых группировок – наркоманы и токсикоманы.

    В 1986 году было официально признано существование неформальных группировок в СССР. По молчаливому согласию подростки стали «отгораживаться» от взрослых одеждой, атрибутикой, сленгом, манерами и моралью, за что и подвергались осуждению. Тогда – то подростковые группировки и начали делить на асоциальные, антисоциальные и т.д.

    Например, панки, хиппи, байкеры, рокобилли относили к асоциальным: угрозы обществу они не представляли, но и общим нормам поведения не подчинялись. Антисоциальными называли подростковые группировки, которые носили агрессивный характер, утверждаясь за счет других.

     А вот подростковые банды, но относясь ни к той, ни к другой группе, так и остались отдельной классификацией: «банды». Так называли объединения подростков по территориальному признаку: здесь царили свои нравы и законы, ценился культ силы и умение драться. В ходу были такие выражения, как «травка», «прикидка», «счетчик» и тому подобное; принято было ходить при оружии. И ныне банды по-прежнему враждуют друг с другом и терроризируют «нейтральных» подростков. Такие организации называют также, в зависимости от места, «конторами», шайками. В них входят «боевики» 16-18 лет и «шелуха» — подростки лет 14. Возглавляют банды лидеры от 19 до 22.

     В отдельную группу выделились всем известные молодежные группировки, избравшие символику со свастикой. Они называют себя «фашиками», «фашистами», «наци», «нацистами», «Национальным фронтом». В народе же они больше известны как скинхеды («бритоголовые»). Но есть и молодежные объединения, которые получили название просоциональных: это объединения по защите природы, памятников архитектуры. Эти группы, цель которых – приносить пользу обществу, малочисленны, но активны.

     Также существуют неформальные группы художественно направления. Интересен и так называемый «компьютерный андеграунд» — своеобразный молодежный мир, в котором много подгрупп со специфической структурой: на самом низком уровне находятся юзеры (пользователи), потом идет группа «пойнтов», далее – «сисопы», или системные операторы (администраторы), руководят же ими так называемые сетевые коммуникаторы. В этом мире существует свой особый сленг и стиль общения. Отсутствие постоянного контакта в «реале» они компенсируют обменом электронными письмами, который стал их ритуалом.

     Люберы – широко известная молодежная группировка с ярко выраженной агрессивностью в поведении. Первоначально это было стихийное объединение подростков, боровшихся за «оздоровление» общества: они «перевоспитывали» бомжей, проституток, алкоголиков и т.д., преследуя и избивая их. Они появлялись в разных городах России, всегда готовые к неожиданному нападению.

    Эта практика стихийных избиений несколько позже стала «образцом» для скинхедов и баркашовцев – группировок с более организованной структурой, также состоявших в основном из подростков.

    Скины. Их отличительный символ – свастика, знак, который даже не говорит, а кричит сам за себя. Носят его наши современники, которые родились намного позже победы над фашизмом. Они называют себя фашистами и этим гордятся. Кто-то даже знаком с отдельными высказываниями и произведениями Ницше и Шпенглера. Большинство же следуют простой установке: «основную часть «недочеловеков» надо уничтожить, а остальных превратить в рабов». Как сформировавшееся молодежное движение скины появились в России еще в начале 90-х годов XX века. В основном среди сторонников идеологии – молодежь до 21 года, хотя в их рядах есть и люди 22-26 лет. Подростки-скины выделяются из толпы бритыми головами, черной одеждой, брюками, заправленными в ботинки. Иногда на одежде присутствует изображение питбуля. В общественных местах стараются появляться группками. Встретить их можно в основном вечером, когда настает «их» время. Тусоваться они стараются в разных местах, а при встречах могут устраивать обсуждение «хроники дня». И если одним ненацистом стало меньше, то эта новость принесет бурную радость.

     Фаны. Футбольных фанатов считают субкультурой, близкой к криминальной. Усугубляется это тем, что болельщики – одна из самых активных подростковых групп в России. Что характерно для фанов – они, как правило, даже не знают историю команд, но «в курсе» недавних событий и предстоящих матчей. Для них большое значение имеет эмоциональная разрядка, возможность орать, буянить и смешивать разные установки и стили жизни.

Впрочем, и эти объединения сильно разнятся. Так, например, группа спартаковских болельщиков «Гладиаторы» избегает драк, но защищает «младших» (новичков). Они хорошо развиты физически и пропагандируют «чистый образ жизни». Однако среди подобных группировок есть и такая, как «Колдырь бой-фронт» («колдырь» на сленге – «пьяница»). Как можно догадаться, это – болельщики-алкоголики. Возрастная категория их составляет 17-18 лет, но есть и постарше.

     Экологисты. Такие молодежные движения, защищающие окружающую среду, в России непопулярны и малочисленны (всего 4%), даже на Чернобыле. Акции российского «Гринписа» по большей части неэффективны и являются подражанием Западу. Такие движения удобно формировать при официальных структурах: самостоятельно существовать они не могут из-за материальных трудностей и правовых препятствий.

     Байкеры (мотоциклисты). Мамы и папы современных подростков наверняка помнят, как в середине 80-х распространилось новое направление в музыке – хэви-металл. А еще появились длинноволосые ребята, на мотоциклах и в косухах, которым даже в голову е приходило следовать правилам дорожного движения. Их стали называть байкерами. Узкий круг «своих» принимал к себе новеньких только после отбора, и исключительно тех, кто мог отстоять свои убеждения кулаками. Сила и тренировки культивировались, мускулы наращивались, внешний вид становился все более устрашающим. Многие байкеры действительно были металлистами, а на концертах выступали даже добровольной охраной. Символом абсолютной байкерской свободы тал флаг Конфедерации. Однако для того, чтобы подражать байкерам Запада, нужно иметь хороший материальный достаток. Кроме того, имея мотоциклы, их владельцы не могут исправить элементарные поломки. А ведь умение привести в порядок своего «коня» является неотъемлемым элементом субкультуры. Сейчас движение байкеров в России обрело иной смысл. Молодежь, придерживающаяся образа жизни байкеров, не имеет идейной основы. Это движение еще не до конца сформировалось среди ребят из семей с небольшим доходом. Но оно уже не байкерское. Это небольшие группки без какой-либо атрибутики и даже названия. С байкерами они себя теперь не ассоциируют. А съезды на мотофестиваль в Малоярославце демонстрируют уже совсем иной стиль жизни молодежи. Участники фестиваля сами собирают или переделывают свои мотоциклы. Подростки могут буквально переселиться на несколько месяцев в гараж или устроить мастерскую прямо в квартире. После завершения работы они компаниями ездят на мотоциклах по городу, соблюдая все правила движения и не ставя перед собой каких-то целей.

     Рейверы. В англо-русском словаре можно быстро найти перевод слова «rave», означающего «бредить», «бред». В Интернете можно наткнуться еще на одно определение в «Словаре современного сленга» Т.Торна: «рейв» — «дикая вечеринка, танцы или ситуация отчаянного поведения». Последнее определение точнее всего описывает поведение образовавшейся молодежной субкультуры в России и сформировавшийся и подростков ночной образ жизни. Обычно рейверы – посетители клубов, и, надо заметить, недешевых. Неудивительно, что эта группа малочисленна по сравнению с теми, чьи увлечения требуют меньших затрат.

     Хип-хоп-культура. Среди российских подростковых сообществ группировка хип-хоперов появилась давно. Когда кто-то начинает говорить о хип-хопе, сразу возникает ассоциация с английским словом «street» — улица. Считается, что это направление родилось на улицах цветных кварталов США. Вспоминаются и другие слова, которые уже давно на слуху и часто употребляются среди подростков: «брейк-данс», «рэп», «графити», «ди-джеинг» и даже «стритбол» (уличный футбол) и «роллинг» (катание на роликах). «Подгруппы» хип-хопа разнообразны, возможно, именно поэтому данная субкультура охватила довольно широкие круги молодежи в России. Сейчас направление поддерживается органами государственной власти и становится все более популярным и на сцене. Эта молодежная субкультура противопоставляется криминальным подростковым группировкам, т.к. «битвы» здесь пропагандируются исключительно с целью установить, кто лучше владеет техникой того или другого из танцевальных направлений. Среди поклонников этой субкультуры ценится ловкость, умение двигаться и только потому уже – сила, необходимая для акробатических движений. Особенно наглядно это можно наблюдать в брейке, или ломаном танце, который нашел много поклонников среди наших подростков. Появились и все большей популярностью пользуются хип-хоп-школы, а также проводимые фестивали, конкурсы, в том числе и граффити. Хоть название и происходит от итальянского «царапать», на самом деле это совсем не царапанье. Данное направление давно стало арт-дизайном, который теперь можно увидеть не только на стенах домов или заборах, но и в клубах, оформленных в молодежном стиле. Подростки увлеклись этим видом «настенной живописи» и начали совершнествоваться в технике исполнения, проводя «мастер-классы», так что разрисованные стены все чаще пестрили и «радовали» обилием цветов. Сейчас можно встретить много подростков, одетых в хип-хоп-стиле, но вовсе не относящихся к приверженцам этого направления. Подобный стиль в одежде продиктован, прежде всего, относительной дешевизной, а также изобилием этих товаров на рынке.

     Феномен «романтической компенсации повседневной рутины». Этот феномен воплощают совершенно уникальные и весьма популярные в данное время молодежные движения. Они ярко демонстрируют стремление молодых людей к обновлению, «украшению» своей жизни чем-то необычным, пытаются привнести в серые будни захватывающие впечатления и адреналин, часто посредством экстрима. Последователи этих течений объединяются для занятий экстремальными видами спорта или для походов в глухую тайгу, чтобы «забросить» себя все в те же экстремальные условия.

     Диггеры. Их влечет таинственность подземных ходов, опасности подземного мира. Закрытость этого общества, которое не любит афишировать свои действия и свое существование в принципе, привлекает молодежь. Таких объединений много по всей России. Они объединяются в маленькие группки и не любят принимать в свои ряды кого-то еще. Диггеры имеют нечто общее с экологистами: «общаясь» постоянно с подземными коммуникациями, они предупреждают об оседании фундамента, экологических проблемах, которыми могут быть чреваты земные недра.

     Толкинисты. Движение родилось благодаря увлечению молодежи ролевыми играми с многочисленными персонажами из книг Джона Рональда, Роуэла Толкиена «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмарилион». Постепенно движение стало не только молодежным, но и общественным, провозгласив своим лозунгом: «Тусоваться всегда, тусоваться везде, даже на суше, даже в воде». Так называемые «тусовки» проходят в костюмах эльфов, гномов, гоблинов и т.д., — как правило, самодельных. Популярное среди толкинистов времяпровождение – «бои» с использованием деревянного оружия. Могут они встречаться и для общения, обсуждения сценариев для следующих встреч, но неизменно ведут себя соответственно выбранным ролям, не выходя из образа. У них даже выработался собственный этикет в общении: «аристократический», с подчеркнуто витиеватыми фразами.

     Различные течения в молодежных группировках могут отличаться по стилю одежды, направлениям в музыке, которую они слушают, мероприятиям и взглядом на окружающие их вещи, но все они едины в том, что их поведение – это манифест, реакция на серьезные изменения в обществе. Подросток переживает переходный возраст, которое объясняет кризисное состояние сознания и поэтому в этот период проверяются на прочность царящие в мире ценности.

     Эмо. Субкультура Эмо возникла в 80-е годы в Америке, и являются поклонниками эмоциональной панк-рок музыки. Подростки эмо не только слушают такую музыку, но и живут в стиле Эмо. Это демонстрируется стилем одежды, прической, и суждениями о жизни от неразделенной любви или от жестоких реальностей и грубости внешнего мира. Черноволосые подростки со скошенной на бое челкой, отдают предпочтение различным нескончаемым

Молодежь и рок в советском блоке: молодежные культуры, музыка и государство в России и Восточной Европе

Твердый переплет

Мягкая обложка

Добавить в GoodReads

Молодежные культуры, музыка и государство в России и Восточной Европе

Под редакцией Уильяма Джея Риша — Вклад Джонатина Бриггса; Кейт Джеррард; Сандор Хорват; Том Джунс; Грегори Квеберг; Полли МакМайкл; Дэвид Томпкинс; Глеб Ципурский; Дин Вулетик; Кристофер Дж. Уорд и Сергей И. Жук

Книга «Молодежь и рок в советском блоке» исследует рост молодежи как потребителей популярной культуры и глобализацию популярной музыки в России и Восточной Европе. Этот сборник эссе бросает вызов предположениям о том, что коммунистические лидеры и находящиеся под влиянием Запада молодежные культуры были враждебно настроены друг к другу. Первоначально запрещая западные культурные тенденции, такие как джаз и рок-н-ролл, коммунистические лидеры приспособили элементы рока и поп-музыки для развития своей собственной социалистической популярной музыки. Они продвигали организованные формы досуга, чтобы отвратить молодежь от излишеств стиля, который считался западным. Популярные песни и официально спонсируемые рок- и поп-группы сформировали социалистический ритм, который молодежь слушала и танцевала. Молодые люди, которых привлекала музыка и субкультуры капиталистического Запада, по-прежнему разделяли ценности и поведение своих сверстников из коммунистических молодежных организаций.

Несмотря на проблемы с обеспечением молодежи потребительскими товарами, лидеры стран советского блока выдвинули социалистическую альтернативу современности, обещанной капиталистическим Западом. Таким образом, андеграундные рок-музыканты разделяли представления о культуре, которые привили коммунистические лидеры. Тем не менее, конкуренция с влияниями капиталистического Запада имела свои пределы. Спонсируемые государством рок-фестивали и рок-группы поощряли бунт среди молодежи. Официальные представления о том, что представляет собой культура, ограничивали возможности приспосабливания к рок- и поп-музыке и западной молодежной культуре. Молодежные контркультуры, зародившиеся на капиталистическом Западе, такие как хиппи и панки, бросили вызов легитимности коммунистических молодежных организаций и их спонсоров. Правительственные СМИ и органы полиции в конечном итоге создали оппозиционную идентичность среди молодежных банд. Неспособность обеспечить провинциальные города достаточным количеством западных культурных ценностей способствовала разжиганию недовольства столицей Советского Союза Москвой и поощрению поддержки отколовшихся националистических движений, которые привели к распаду Советского Союза в 1919 г.

91. Несмотря на холодную войну, как в советском блоке, так и на капиталистическом Западе, политические элиты одинаково реагировали на предполагаемые угрозы, исходящие от молодежной культуры и музыки. Молодые люди участвовали в глобальной молодежной культуре, выражая свои собственные местные взгляды на мир.

Молодежные культуры, музыка и государство в России и Восточной Европе

Твердый переплет

Мягкая обложка

ТАКЖЕ ДОСТУПЕН

Проект MUSE — Взгляд на Запад?: Культурная глобализация и российские молодежные культуры (обзор)

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

Социальные силы 82.1 (2003) 427-428



[Доступ к статье в формате PDF]

Взгляд на Запад? Культурная глобализация и российские молодежные культуры. Хилари Пилкингтон, Елена Омельченко, Моя Флинн, Ульяна Блюдина и Елена Старкова. Pennsylvania State University Press, 2002. (Серия исследований посткоммунистической культуры, Томас Кушман.) 300 стр. Ткань, 49,95 долларов; бумага, 22,50 доллара.

В своей благодарности Пилкингтон отмечает, что авторы были благодарны за финансирование проекта по России, в названии которого «ни упоминаются ни «маркетизация», ни «демократизация». Как читатели, мы должны быть благодарны как за то, что этот проект был профинансирован

, так и за , что замечание Пилкингтона вводит в заблуждение: в некотором смысле книга действительно рассматривает развитие рынков, но на том сложном уровне, где желания возникают и наиболее убедительно переплетаются с телесным чувством реальности. принадлежность и место в локальном, региональном и глобальном контекстах.

Авторы исследуют восприятие, использование и трансформацию западных образов/культурных продуктов российской молодежью в конце 1990-х гг., когда покупательная способность среднего россиянина резко снизилась, несмотря на то, что рынки продолжали насыщаться иностранными товарами. Двигаясь быстро и с всеядной методологией, они отслеживают производство и читательскую аудиторию молодежных журналов и программ; интерпретация и репрезентация «Запада» в молодежных СМИ; сложные сдвиги в молодежных культурах и формах самоидентификации в трех условиях — Москве, провинциальных городах Самаре и Ульяновске.

В соответствии с литературой о месте/пространстве и потреблении, которая все больше подчеркивает локальный характер глобальных процессов, книга показывает, как российские дети используют «глобализированные» жанры, такие как рэп и рейв, в качестве инструментов в своих собственных, очень локальных процессах групповой принадлежности. и оспаривание. Он документирует критику амбивалентности и безразличия к западной культуре по мере того, как они проявляются в молодежных СМИ, дискурсах и материальных практиках. И это демонстрирует центральное место в молодежной культуре таких ценностей, как душевность и общения (переводится здесь как «общение») — значения, закодированные как отчетливо и осмысленно русские.

В дополнение к богатому этнографическому свидетельству, книга содержит множество тонких, но убедительных точек соприкосновения с западной культурной теорией. Например, Пилкингтон и Старкова отмечают, что танцевальные клубы были закреплены в недавней теории как места временного, освобождающего подчинения человека толпе. Тем не менее, это эйфорическое постмодернистское видение (вспомните танцевальную сцену в «Матрице II») плохо сочетается с постсоветским городским опытом, где «толпа» вызывает гораздо менее приятные ассоциации. Любопытно, что молодые клабберы в провинции, как правило, рассказывают о своей привязанности к клубам с точки зрения домашнего уюта и домашнего пространства. И, пожалуй, более того, как лаконично подмечено под фотографией ульяновского клуба с огромным и потертым дискотечным залом и скудным десятком танцоров: «Отдаться толпе в [Конец страницы 427] Дискотека «Сенсация». (Фотографии обезоруживающе просты, обе сняты и подобраны с огромной эмоциональной остротой.

)

Есть некоторые заметные пропуски. артисты и субкультуры, у которых они заимствуют (это особенно заметно в обсуждении культуры рэпа и хип-хопа. Вопрос о расовых представлениях затрагивается только один раз, через цитату бывшего русского рэпера, который утверждает: «Если вы поставите скинхеда следующим для меня это был бы Север против Юга, плюс против минуса» — но это мало помогает читателям понять сложность расы и расизма в России.) содержит много подробностей о политическом, экономическом и даже географическом положении Москвы, Самары и Ульяновска, эти «локали» как бы парят в эфире глобальности Наконец, книга, возможно, чрезмерно подвержена эффекту Чарли Брауна: предшествующие поколения появляются редко и с невнятным голосом. Это может быть присуще этнографии молодежи, но ощущение историчности поколений особенно важно для обсуждения постсоветских социальных трансформаций. Например, книга исследует напряженность между группами самопровозглашенных «прогрессивных» и «нормальных», но не исследует сложные корни этой напряженности в советской образовательной и классовой политике.