Субкультуры сейчас: особенности и влияние на личность подростков

История субкультур. Что с ними стало сегодня

Эксклюзив

25 января 2023, 19:42

(обновлено: 25 января 2023, 21:07)

Психолог Рощин объяснил, почему в России больше нет панков и эмо

Unsplash

Читать 360tv в

Еще в начале XXI века в молодежной среде были популярны субкультуры: готы, панки, металлисты, рэперы и так далее. К началу 20-х годов все они будто испарились. Или трансформировались? В День студента «360» вспомнил основные молодежные течения недавнего прошлого и расспросил социального психолога, почему панки все-таки «вымерли».

Punks not dead?

Панки — пожалуй, одна из самых известных молодежных субкультур, не раз подвергавшаяся остракизму со стороны старшего поколения. Оно и понятно.

Сама суть панков — протест в чистом виде. Их ценностями были свобода взглядов, независимость, отрицание многих норм общества. В общем, punks not dead (в переводе с английского — «панки не мертвы»).

Они всегда отличались вызывающими прическами — ирокезами, обилием пирсинга, общей неряшливостью, большими куртками с заклепками. Ну, и конечно, панков объединяла музыка. Sex Pistols, «Король и шут», «Сектор газа», «Гражданская оборона».

РИА «Новости»

Косухи, байки и металл

Металлисты появились еще до распада СССР, рок-концерты стали основным местом их обитания. Одно из крупнейших событий в жизни этой субкультуры в России — концерт «Монстры рока» в Москве в 1991 году, где на сцене появилась группа Metallica — икона стиля для металлистов. Другие популярные исполнители — «Ария», «Коррозия металла», «Черный обелиск», AC/DC.

Отличительные черты металлистов — волосы по плечи или еще длиннее, тяжелые ботинки, короткие кожаные куртки с зауженной талией и характерной молнией наискосок (косухи), массивные цепочки.

Летное поле аэродрома Тушино. Международный музыкальный фестиваль «Монстры рока»/РИА «Новости»

Вокруг музыки объединялись и рокеры. Кроме того, приметами этой субкультуры, зародившейся в девяностые, можно считать мотоциклы, тусовки в парках. Внешне их было не так просто отличить от металлистов.

Впоследствии из этого движения выросли целые сообщества байкеров. С музыки акцент сместился на мотоциклы.

Unsplash

Рэперы — от «Касты» до Басты

Они часто выступали антагонистами рокеров и панков. Музыка — хип-хоп. Тупак, Eminem, Bad Balance, «Каста», «Многоточие». Широкие джинсы, футболки (как сейчас сказали бы, «оверсайз»), бейсболки, ориентация на подражание американским представителям этой субкультуры.

К середине нулевых рэперы растеряли свои отличия в одежде и стали выглядеть как обычные подростки, только, что называется, «в спортивках». Предпочтения в музыке тоже поменялись. В России сформировалось два направления — попсовый хип-хоп (Децл, Black Star) и андерграунд («Баста», Гуф, «Кровосток»).

Рэп-исполнитель Василий Вакуленко (Баста) на музыкальном фестивале «Дикая Мята» в Тульской области/РИА «Новости»

Черно-розовые мечты

Готы появились в Великобритании еще в 1970-х, в Россию они пришли чуть позже. Основой для объединения молодых людей была любовь к новому музыкальному жанру — готик-рок. Главные элементы — черный цвет, серебряные аксессуары как символы смерти, которую эта субкультура всячески эстетизировала, кресты, розы.

Девушки ходили на тусовки в кожаной одежде и корсетах. Волосы и ногти чаще всего красили в черный цвет, а кожа должна была быть бледной.

Unsplash

В нулевых Россию заполонили так называемые эмо (правда, в США они зародились аж в 1980-х). Иногда их можно было спутать с готами, но многие представители этих субкультур не на шутку злились, когда так происходило: считали себя если не противоположными, то все же отдельными течениями.

Постепенно эмо обрели четкие визуальные «знаки различия»: черно-розовые цвета в одежде, узкие джинсы, кеды, смоки-айс, длинные челки, закрывающие глаза или половину лица. Аксессуары с изображениями черепов или разбитого сердца.

Пристрастие эмо к теме суицида, которую воспевали в слезливых песнях, вызывало опасения у общества и чиновников. К 2010-м годам течение утратило свою популярность.

Википедия

Стиляги 2.

0.

В середине 2010-х заговорили о новом молодежном движении — хипстерах. Внешне они напоминали реинкарнацию советских стиляг: очки в роговой или круглой оправе (обязательно известного бренда), модная одежда и вещи в стиле винтаж, которые носили родители в восьмидесятые.

Чуть ли не главный момент их образа — стильные, ухоженные прически и бороды. Желательно наличие татуировок и диплом дизайнера.

Unsplash

Куда они все пропали?

Помимо вышеперечисленных, было еще множество течений — такие крупные, как скины, гопники, и поменьше. Субкультуры до сих пор существуют: ванильки (их уже очень немного), винишко-тян, K-pop, анимешники, гики. Но эти течения скорее просто мода и хобби, а не правила жизни, каковыми были их предшественники.

Алексей Рощин, социальный психолог, назвал главной причиной утраты власти субкультур над молодежью развитие интернета.

«Невероятное распространение гаджетов и бурный рост возможностей технологий позволили на новом уровне держать связь. В том числе, что важно, видеосвязь. Появились самые разные соцсети», — рассказал он «360».

Соответственно, отметил психолог, потребность в общении и сопричастности, лежащая в основе объединения по признакам субкультур, перешла в онлайн. Из-за этого субкультуры стали менее заметны, а их границы — более размыты.

Unsplash

Для современных молодых людей исчезла необходимость в тесном личном контакте друг с другом. Тем более что такие контакты сопряжены с опасностями, тревогами (вдруг не поймут и обидят). В кармане тем временем лежит ключ к общению со множеством подобных тебе людей в виртуальном пространстве.

«Там разнообразие гораздо больше — легче подобрать компанию по интересам. Раньше, в школе, например, это сделать было гораздо труднее: условно было три компании, и выбирай одну из субкультур», — сказал психолог.

Субкультуры в классическом понимании действительно вымерли, поскольку стали не нужны их функции, объяснил Рощин. Коммуникационные потребности, желание быть причастным молодежь теперь удовлетворяет иначе.

Авторы:

Иван Коротков

Дмитрий Толокевич

Мода

Молодежь

5 субкультур, которые навсегда изменили историю моды

И повлияли на нашу манеру одеваться

Эмо, панки, готы — все эти названия галопом проносятся в голове, когда звучит слово «субкультура». Со школьной скамьи мы знаем, что это — часть культуры общества, которая отличается от подавляющего большинства. Определяется она, конечно, своими уникальными ценностями — но выделяет ее представителей всегда внешний вид. Ирокез — панк, оккультные символы — гот, бейсболка — хип-хопер: вот простые способы определить, кто есть кто. И хотя сегодня субкультуры свое прежнее значение утратили (а многие исследователи вообще настаивают на их исчезновении), мода к их атрибутике обращается весьма часто — несмотря на всю пропасть между подиумами и улицами. Рассказываем краткую историю основных субкультур, которые больше всего повлияли на то, как мы одеваемся сегодня.

Битники

Черная водолазка, узкие брюки, берет и крупные очки в роговой оправе — так можно описать типичный внешний вид битника. В 50-е эти поэты и художники-пацифисты открыто противопоставили себя среднему классу — и сделали одежду орудием своего личного протеста. Сейчас черным тотал-луком уже никого не удивишь, но вот по меркам подчеркнуто жизнерадостной послевоенной моды это было настоящим бунтом. К 60-м движение стало настолько заметным, что проникло и в высокую моду. Ив Сен-Лоран создал для Christian Dior знаменитую коллекцию Beatnik, которая создала прецедент (никогда раньше модные Дома не обращались к стилю улиц) и стоила дизайнеру места работы. Чинная парижская публика тогда не оценила кожаные куртки, меховые шапки и черный с ног до головы — и руководство Дома спешно распрощалось с юным гением. В 2008-м Марк Джейкобс снова решил обратиться к типичным атрибутам этой субкультуры — но, понятное дело, такого ажиотажа это уже не вызвало. И хотя мы об этом особенно не задумываемся, многим мы обязаны именно битникам: например, моде на total black и береты (привет, «Эмили в Париже»).

Панки

Ирокез кислотного цвета, рваные джинсы, декор в виде булавок, футболки с символикой панк-групп, кожаные косухи — вот довольно условный набор атрибутов панков, которые впервые заявили о себе в 70-е. Этот собирательный образ оказался настолько живучим, что время от времени появляется в коллекциях дизайнеров по сей день — а в 2013-м Институт костюма музея Metropolitan даже посвятил взаимоотношениям панка и моды целую большую выставку. Первой из дизайнеров поддержала эту эстетику (или анти-эстетику?), разумеется, Вивьен Вествуд — «бабушка панка» и творческий соратник менеджера культовой группы Sex Pistols Малькольма Макларена. А уж потом ее примеру последовали едва ли не все хоть сколько-нибудь значимые дизайнеры современности — от Жан-Поля Готье до Риккардо Тиши.

Гранж

«Гранж — это анафема моде», написала в своем обзоре культовой «гранжевой» коллекции Марка Джейкобса для Perry Ellis знаменитый модный критик Кэти Хорин. Правда, позже она взяла свои слова назад. Когда в начале 90-х на улицах городов начали появляться небрежно одетые подростки в широких рваных джинсах и огромных фланелевых рубашках из секонд-хендов, никто и подумать не мог, что уже скоро этот стиль проникнет на подиумы и возьмет их штурмом. Но события развивались стремительно: Курт Кобейн стал мировой иконой, а его стиль начали массово копировать миллионы людей. И если в 93-м грубые ботинки с платьями на подиуме стоили Марку Джейкобсу работы, то уже в 2013-м то же самое комбо руки Эди Слимана в Saint Laurent было встречено куда более спокойно — а сейчас так уже одеваются все самые модные девушки мира.

Хип-Хоп

Крупные золотые цепи, спортивные костюмы вне спортзалов, кроссовки как обувь на выход, бейсболки в качестве модного аксессуара — вот далеко не полный список того, чем современная мода обязана хип-хопу. Изначально стиль рэперов был эдакой пощечиной общественному вкусу: они с большим удовольствием носили каждый день то, в чем представители истеблишмента в лучшем случае ходили на тренировки. По мере того, как рэп-музыка набирала популярность, этот стиль выходил за пределы неблагополучных кварталов американских городов. Движущей силой, как обычно, выступили подростки: подражая кумирам, они стали носить мешковатые джинсы, крупные украшения и спортивную одежду, сто называется, и в пир, и в мир. К началу 90-х пала и крепость высокой моды: в 1991-м Карл Лагерфельд показал культовую коллекцию Chanel, в которой элементы хип-хоп-культуры были смешаны с кодами французского Дома. Джинсы с заклепками, сетчатые боди на голое тело, кепки козырьками назад, спортивные костюмы, объемные бомберы и зашкаливающее количество бижутерии (bling-bling!): результат одних шокировал, а других — привел в полный восторг. Для почтенного Дома с историей это был огромный риск, но он оправдал себя с лихвой — коллекция стала настоящим коммерческим хитом. А Лагерфельд лишний раз подтвердил свой статус визионера: ему удалось «подружить» моду с рэпом задолго до того, как это стало мейнстримом. А вот сейчас рэперы в роли амбассадоров больших Домов уже стали обычным делом — посмотрите хотя бы на A$AP Rocky.

Готы

Черная одежда, мрачный макияж, религиозная и оккультная символика, серебряные украшения, грубая обувь на массивной подошве и аллюзии на тему викторианского стиля — вот примерный собирательный образ готов, какими мы их знаем. В моду готика ворвалась в 90-х — с подачи таких дизайнеров, как Оливье Тискенс и Рик Оуэнс. Но больше всех на этой ниве отметился Александр Маккуин: ему удалось не просто эффектно обыграть все визуальные коды субкультуры, но и значительно обогатить этот дискурс новыми идеями и символами. Пиковой точкой в истории любви Маккуина и готики стала осенне-зимняя коллекция 1996-го года Dante, отражавшая идею неразрывной связи жизни и смерти. Цитаты из викторианского и средневекового костюма, распятия, терновые венцы, черепа животных — визуальный ряд коллекции заставлял зрителей поразмыслить о вечном, а кого-то и вполне серьезно напугал. В нулевых эстафету у Маккуина перенял Риккардо Тиши: для своих коллекций в Givenchy он всегда адаптировал эстетические принципы готов так, чтобы они оказались приемлемыми для широкой публики — слегка щекоча нервы, но никогда не переходя грань дозволенного. Последний всплеск большого интереса к этому стилю случился в 2019-м году: на осенних показах свои версии образов современных готов и готесс тогда продемонстрировали Prada, Marni и даже обычно яркие Gucci.  

нацелены на поколение Z? Теперь все о субкультурах

Новости

От девочек-геймеров до взрослых хакеров и модниц в реальном времени: исследование New Horizon Media выделяет пять категорий и 12 новых субкультур и шаги для брендов

Джейми

• 4 мин чтения

Из всех определяющих характеристик поколения Z, пожалуй, наиболее важной является степень, в которой популярная культура и контркультура были заменены страстью к субкультурам и нишевым сообществам.

С покупательной способностью, оцениваемой в 360 миллиардов долларов США, очень влиятельная молодежная культура определяется ее привычками в социальных сетях и алгоритмами.

Для достижения осмысленного охвата представителей поколения Z маркетологи должны следовать за ними через лабиринт персонализированных миров, которые они открывают для себя благодаря своим уникальным интересам.

Вот как оптимизировать маркетинговую стратегию поколения Z

Представители поколения Z могут быть довольно разборчивыми, поэтому вот несколько советов, как эффективно настроить вашу маркетинговую стратегию, чтобы захватить этот прибыльный рынок.

ContentGripBrandon T. Suss

Полевое руководство поколения Z: руководство маркетолога по следованию нише сверх нормы определяет пять категорий и 12 новых субкультур в ключевых секторах игр, развлечений, образования, моды и красоты. .

Отчет, созданный совместно группой WHY Group из Horizon Media и Blue Hour Studios, предоставляет маркетологам дорожную карту для более тесного взаимодействия с потребителями поколения Z, включая разбивку аудитории и понимание бесчисленных возможностей брендинга и творческого контента, которые существуют в каждой группе. .

«Поскольку влияние поколения Z на торговлю и культуру продолжает расти, бренды, которые учатся взаимодействовать с этими субкультурами, будут процветать», — сказала Максин Гуревич, старший вице-президент по культурным исследованиям WHY Group, исследовательского центра Horizon Media.

Уличная одежда и игры: зарождающаяся субкультура поколения Z. Horizon Media

«Для достижения критической массы и конверсии ниша и релевантность в масштабе превзойдут традиционные тактики охвата и частоты. Чтобы привлечь внимание поколения Z, необходимо нарушить условности, чтобы разработать бренд, который действительно соответствует их алгоритмам. Когда дело доходит до этого, возникает много шума. для влиятельного контента, а поколение Z ищет более интимные пространства для личного общения».

Пять категорий и новых субкультур:

  • Gaming: Streetwear X Gamers, Gamer Girls
  • Entertainment: Horror Healers, Poetic Connectors
  • Education: Adult-ing Hackers, Scientific Edutainers
  • Fashion: Максималистки, модницы в реальном времени, экономисты
  • Красота: Проклятые косплееры, красотки ASMR-тисты, парни с обложки общая игровая категория. Эти пленных не берут 9Члены клана 0075 Femme-Faze руководствуются культурным сдвигом в сторону справедливости и инклюзивности, нарушая гендерные нормы в духе принадлежности к традиционно мужским аренам.

    Gamer Girls следуют за стримерами, которые выходят за рамки игрового процесса, создавая видеоблоги, косплей или учебные материалы по макияжу, а также за стильными музыкантами, активно присутствующими в Интернете. Они создают свой стилизованный образ с помощью ряда косметических средств, украшенных компьютерных настроек и привлекательных брендов аксессуаров.

    Снимок субкультуры девушек-геймеров, сделанный Horizon Media

    «Традиционно ориентированный на мужчин потребительский бренд, который хочет установить связь с этой быстро растущей аудиторией, может использовать сигналы субкультуры для создания прорывной кампании для женщин-геймеров», — сказал Мэтт Хиггинс, вице-президент по стратегии в Blue Hour Studios, полный комплекс услуг Horizon Media. контент-агентство.

    «Бренд может создать сообщество и фанатов, запустив киберспортивную команду, ориентированную на женщин, с одеждой в стиле аниме и совместными каналами контента на YouTube или TikTok, которые отражают визуально стимулирующие впечатления от социальных сетей, которые ищет эта аудитория».

    Этот рынок стоимостью 360 миллиардов долларов уже существует, и если вы хотите получить кусок пирога, вам лучше узнать больше о существующих и новых субкультурах. И не забывайте, что они обычно одержимы аутентичностью бренда и активностью, поэтому ленивые маркетинговые уловки больше не помогут.

    Бренды, которые нравятся и не нравятся поколению Z в 2022 году (отчет)

    Согласно одному исследованию, компании, которые действительно руководствуются социальным влиянием, как правило, получают наибольшую любовь от поколения Z.

    ContentGripEnricko Lukman

    Save time and money when producing high-quality bespoke content for 9 0575 0075 your markets . ContentGrow помогает маркетинговым командам работать с идеально подобранными создателями контента по выгодным тарифам.

    Субкультуры: тогда и сейчас | UAL

    Наша отправная точка – это новаторская выставка «Стритстайл», проводившаяся в Музее Виктории и Альберта в 1994 году под кураторством Эми Де Ла Хэй, Кэти Дингуолл и Теда Полхемуса. В свой 25-летний юбилей мы оглядываемся назад и сейчас рассматриваем субкультуры: как мы их исследуем, документируем и пытаемся понять их значение в современной культуре.

    Мы призываем вас исследовать, вдохновляться и использовать наши ответы, чтобы зажечь свои собственные.

    • Экспозиция Rocker с выставки «Стритстайл: от тротуара к подиуму».
    • 907:25 Сбор информации для выставки включал «совершенно новый способ сбора, и нам пришлось разработать для этого новые стратегии».
    • Советник-специалист (New Age Travellers) Сара Каллард в Брайтоне, 19 лет. 93.
    • «Прежде всего, я скинхед»: индивидуальная куртка Levi’s Джона Г. Бирна.
    • Приобрести костюм Тедди Боя для выставки было очень сложно, что свидетельствует о «невероятной остроте этих предметов».
    • Костюм путешественника Новой Эры, который носил Фрэггл, с этикеткой ждет, чтобы его взяли в галерею и одели.