Схема социальные качества личности: КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНЫЕ это
Схема развития человека как социального существа
Автор admin На чтение 13 мин Просмотров 1 Опубликовано Обновлено
Содержание
- Схема 1. Биологическое и социальное в человеке
- Человек — существо социальное . статья по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Социальная сущность человека: понятие, примеры проявления, признаки
- Что такое социальная сущность человека?
- Отличия социальной сущности от биологической
- Становление социальной сущности человека
- Социальные качества личности
- Самосознание и самореализация
- Заключение
Схема 1. Биологическое и социальное в человеке
Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами, которые функционируют определённым образом. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. При этом биологические свойства человека во многом диктуют стиль его жизни и направление развития человеческого общества.
Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторствуилисоциологизаторству. Первый акцентирует лишь эволюционно-биологические предпосылки человеческой природы. Второй объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов: человек — «чистая доска», на которой общество пишет нужные слова.
Основные отличия человека от животного
Человек | Животное |
Производит свою собственную окружающую среду, изменяя и преобразуя природу. | Использует то, что есть в наличии в окружающей среде, приспосабливается к природе. |
Существо универсальное и способен действовать «по меркам любого вида». | Не может преодолеть свою видовую ограниченность. |
Потребности людей постоянно изменяются и растут. | Потребности практически не изменяются. |
Развивается по двум программам: биологической (инстинкты) и социально-культурной. | Существование направляется только инстинктами. |
Свою жизнедеятельность делает предметом, т.е. относится к ней осмысленно, изменяет, планирует, обладает сознанием. | Животное тождественно своей жизнедеятельности и не отличает ее от себя. |
Человека принято рассматривать в трех ипостасях: индивид, индивидуальность, личность. Российский психолог и ученые А. Г. Асмолов выразил взаимосвязь между тремя этими категориями с помощью легко запоминаемой формулы: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».
Схема 2. Индивид, индивидуальность, личность
Потребности и интересы
В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность ― это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах(от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
Виды потребностей человека:
· Биологические(органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др.
· Социальные— потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
· Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Существуют и другие классификации потребностей, например, пирамида Маслоу, согласно которой потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Источник
Социализация — это процесс формирования и развития личности, который начинается с момента рождения человека и продолжается в течение всей его жизни. Социализация осуществляется под влиянием всех общественных условий жизни человека. Ее основа — общение и деятельность индивида в семье, школе, трудовом коллективе, различных неформальных группах. Огромную роль в социализации личности играют воспитание, обучение, самообразование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ребенок появляется на свет именно как человеческое существо. В момент рождения он — лишь кандидат в человека. Он никак не может стать им в изоляции: ему нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей общество, именно оно регулирует и наполняет его поведение социальным содержанием.
Человек рождается человеком, но он не рождается личностью, а становится ею. Человек выступает как личность, когда он способен самостоятельно принимать решения и несет за них ответственность перед обществом, т. е. является относительно автономным, свободным и самостоятельным субъектом деятельности. Любой нормальный взрослый человек — личность.
Личность — это человеческий индивид как социальное существо, способное к самостоятельной деятельности
Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его биологической природе. Вне общества эти возможности не могли бы реализоваться, человек не смог бы стать личностью.
Процесс усвоения человеком социального опыта, приобретения им качеств, позволяющих ему быть членом общества, называется социализацией личности.
Социализация — это процесс формирования и развития личности, который начинается с момента рождения человека и продолжается в течение всей его жизни. Социализация осуществляется под влиянием всех общественных условий жизни человека. Ее основа — общение и деятельность индивида в семье, школе, трудовом коллективе, различных неформальных группах. Огромную роль в социализации личности играют воспитание, обучение, самообразование.
В процессе социализации индивид включается в мир человеческой культуры. Вхождение в этот мир опирается, прежде всего, на освоение языка и на овладение выработанными опытом предшествующих поколений формами контакта с другими людьми и способами обращения с предметами окружающей среды. Приобщаясь к культуре, человек овладевает существующими в ней знаниями, ценностями, программами поведения и становится ее потребителем, носителем и творцом. Накопленное обществом богатство культуры слишком огромно и многообразно, чтобы отдельный индивид мог охватить его целиком, во всем объеме. Каждая личность способна овладеть лишь некоторой малой частью культуры.
Вне общества, без особых, социальных форм организации жизни человек — не более чем животное.
Подтверждением тому являются так называемые «маугли» — дети, в силу каких-то обстоятельств оказавшиеся вне общества. Несколько лет живший одиноко в лесу французский мальчик, росшие в стае волков две индийские девочки, проведший детство среди обезьян юноша — африканец — все они вели чисто звериный образ жизни и после того, как были найдены (пойманы!), не смогли овладеть речью, ни усвоить навыки нормального человеческого поведения. Никому из них так и не удалось стать полноценным человеком.
Уникальность человека в том, что он, являясь продуктом природы, вместе с тем продуцирует такие формы бытия, каких в природе нет, т. е. социальную реальность
Язык выполняет две основные функции. Во-первых, он выступает как средство мышления. Фиксируя в словах и предложениях содержание своих впечатлений, восприятий, представлений, человек получает возможность вырабатывать отвлеченные понятия, строить абстрактные и обобщенные знания о явлениях действительности. Во-вторых, язык выступает как средство общения. Благодаря ему становится возможным сохранять, накапливать и передавать информацию от одних к другим, делать знание достоянием всего коллектива. С появлением и усовершенствованием языка люди приобретают принципиально новое и чрезвычайно мощное орудие развития сознания.
Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его природе. Вне общества эти возможности не могли бы реализоваться, человек не смог бы стать личностью.
Развитая личность не замыкается в узкий круг забот о своем материальном благополучии. Подлинно человеческие потребности — это потребности духовные (материальные потребности обусловлены биологической природой человека, тогда как духовные имеют чисто человеческий, социальный характер).
Под влиянием социально-культурных условий изменяется даже чувственное восприятие действительности: установлено, например, что у современного человека слух и обоняние играют меньшую, а зрение — большую роль, чем несколько веков назад.
Человек — существо социальное. Он рождается среди людей, живет среди них и умирает в их окружении. На протяжении всей своей жизни он встречает тысячи самых разных людей. Детский сад, школа, пионерский лагерь, университет, дискотеки, библиотеки, армия, работа, другая работа и снова работа.
Везде, где бы мы ни находились, нас окружают люди, с которыми мы вынужденно или с удовольствием общаемся. И каждый человек в нашей жизни играет определенную роль.
Человек неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Через различные социальные механизмы и институты человек осваивает необходимые производственные навыки, практические знания о естественной и социальной среде, культурные ценности и нормы, то есть необходимый в данном обществе социокультурный опыт. Социализация человека осуществляется через систему воспитания и образования. Особенности социализации зависят от исторически конкретной социально-экономической структуры и преобладающего типа культуры.
Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для сознания. Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, культурой.
Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации: то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.
Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга.
Человек формируется и видоизменяется под влиянием совместной деятельности, и в этом смысле он оказывается одновременно и субъектом и объектом воздействия социальных сил и общественных отношений.
Источник
Социальная сущность человека: понятие, примеры проявления, признаки
Человек – биосоциальное существо, природа которого имеет двойственный характер. У каждого из нас, как и у любого животного, есть биологическая сущность, сформированная миллионами лет эволюции. Но наряду с ней у нас имеется также и социальная сущность, отличающая нас от других животных. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, чем отличается от биологической сущности и как связана с такими понятиями как личность и самосознание.
Что такое социальная сущность человека?
Социальная сущность – это способность человека управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила, принятые в обществе. Социальная сущность определяет наше поведение и те виды активности, которые мы позволяем себе в повседневной жизни.
Среди множества биологических видов, населяющих нашу планету, человек выделяется именно своей социальной сущностью. Конечно, многие животные тоже объединяются в стаи и другие сообщества, но они делают это под влиянием инстинктов. Люди же, наоборот, для исполнения своих социальных ролей способны преодолевать инстинкты.
В качестве примеров проявления социальной сущности человека можно отметить следующее:
- преодоление примитивных инстинктов и «первобытных чувств»;
- стремление менять мир в лучшую сторону;
- потребность в активной деятельности, полезной для общества;
- способность совершенствоваться, преодолевать свои слабости;
- способность и потребность ставить перед собой цели и достигать их;
- потребность в общении и иных формах взаимодействия;
- потребность в признании и уважении.
Если посмотреть на пирамиду Маслоу, можно обратить внимание, что первые два уровня связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей. А вот уровни, находящиеся выше, отражают различные аспекты социальной сущности человека.
Отличия социальной сущности от биологической
Как мы уже выяснили, человек – это биосоциальное существо с двойственной природой. Биологическая сущность, являющаяся результатом эволюции, сочетается в нём с социальной сущностью – продуктом развития общества. Они обе оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и поведения человека. При этом у каждой из них есть определённые особенности:
- Биологическая сущность проявляется в том, что человек является обычным животным со своими потребностями и инстинктами, направленными на их реализацию. Основные биологические потребности человека – это поддержание жизни, воспроизводство рода и защита потомства.
- Социальная сущность проявляется в том, что человек, являясь частью общества, способен управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила. Социальная сущность, как и личность, формируется в процессе социализации.
Разные авторы по-разному высказываются о взаимоотношении биологической и социальной сущностей человека. Одни противопоставляют их, другие же считают их тесно связанными между собой. Вторая точка зрения более популярна. Она подразумевает, что в человеке от рождения присутствует биологическая сущность, но по мере взросления и социализации всё большую роль играет социальная. При этом она тоже направлена на реализацию потребностей человека, но уже посредством адаптации к сложным требованиям человеческого общества.
Становление социальной сущности человека
Вы наверняка слышали высказывание «Труд сделал из обезьяны человека». Так вот оно не такое бессмысленное, каким кажется. Действительно, значительную роль в превращении человека в социальное существо сыграл труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей и потребностей своего племени. Совместный труд представлял собой исторически первую форму социального взаимодействия между людьми.
Изначально люди занимались совместной добычей – охотой и собирательством, потом научились совместно выращивать сельскохозяйственные культуры и заниматься другими формами производства. С появлением материальных ценностей, которые возникали не сами по себе, а производились людьми, начали формироваться и такие понятия как собственность и власть.
Со временем социальное взаимодействие между людьми в одном племени, а также между соседними племенами становилось всё более разнообразным. В частности, люди поняли, что можно не только владеть ресурсами, но и обменивать их на те, которые необходимы в данный момент. Палеонтологи утверждают, что люди научились торговать и обмениваться в период, называемый «неолитической революцией». Именно это событие и можно считать моментом становления социальной сущности человека.
Социальные качества личности
Личность – это понятие, отражающее социальную природу человека. То есть, это не просто индивид, а субъект общественных отношений, член общества, обладающий уникальным набором социально значимых черт. В социологии имеется два подхода к изучению личности:
- Личность рассматривается как активный субъект, способный познавать и менять окружающий мир, влиять на общество, оценивать себя и своё место в социуме. В рамках этого подхода социальными качествами личности считаются те качества, которые определяют образ жизни человека, его самооценку и оценку его другими членами общества.
- Личность рассматривается как набор социальных функций и ролей. Человек выполняет одновременно несколько функций в разных сферах жизни. В рамках данного подхода социальными качествами личности называют качества, формирующиеся и развивающиеся в процессе взаимодействия с другими членами общества.
Основные социальные качества личности:
- самосознание – способность осознавать себя, оценивать свои поступки и понимать, как их оценивают другие;
- самооценка – комплексная характеристика, показывающая, как личность воспринимает свои способности, возможности и прочие особенности;
- социальная идентификация – отождествление личностью себя с определённой социальной группой;
- активность – способность выполнять социально значимые действия, проявлять инициативу при взаимодействии с окружающими;
- интересы – источник мотивации, необходимой для активных действий;
- убеждения – нравственные, идеологические, религиозные и прочие взгляды, определяющие восприятие личностью окружающего мира;
- цели жизни – глобальные цели, которые личность воспринимает как своё предназначение.
С точки зрения психологии, наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Несмотря на всё разнообразие возможных вариантов, все существующие цели жизни можно сгруппировать в четыре группы:
- материальные блага и комфорт;
- развитие и творческая деятельность;
- власть и уважение;
- духовное совершенствование.
Самосознание и самореализация
Самосознание и самореализация – важные «кирпичики» социальной сущности человека. Самосознание – это способность индивида понимать себя как личность, оценивать свои возможности и способности, понимать и прогнозировать, как те или иные поступки будут восприняты окружающими, а также нести ответственность за собственные решения и действия. Именно от самосознания зависит то, насколько успешно человек может взаимодействовать с другими членами общества.
Самореализация – это процесс реализации личностью своего потенциала, достижения жизненных и просто важных целей. Американский психолог Абрахам Маслоу считал, что потребность в самореализации – это одна из высших потребностей человека (наряду с самоактуализацией и саморазвитием). Он дал следующее определение: самореализация – это максимально полное использование всех талантов, способностей и доступных возможностей для осуществления личностно значимой деятельности.
Заключение
Человек – биосоциальное существо, в котором его биологическая природа сочетается с социальной сущностью. Биологическая составляющая проявляется преимущественно через темперамент, а социальная определяет характер. Нельзя сказать, что одна или вторая составляющая полностью определяет, кем является человек. Каждая из них сильно влияет на наше поведение, поскольку они тесно связаны между собой. В этом плане человек является уникальным животным, ведь ни один другой представитель фауны не способен целенаправленно управлять своими инстинктами ради реализации своей социальной сущности.
Источник
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ И ДИСФУНКЦИИ УЧАЩИХСЯ. Кириллова Антонина Игоревна Новосибирский Государственный Педагогический Университет Перед системой образования сегодня ставится цель индивидуализации и социализации учащихся, что отражено в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. [1]. Там же сформулированы новые социальные требования к системе российского образования, социальный заказ: «Школа, в широком смысле этого слова, должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [1]. Обществом поставлена цель, указан социальный смысл образования – это развитие личности, привитие ей определенного качества. М.С.Каган в книге «Человеческая деятельность» [2] выделяет четыре вида деятельности: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную. Для определения социальных функций учащихся мы расширили эту классификацию: мы выделяем из преобразовательной деятельности отдельно деятельность по преобразованию человеком себя – что нашло отражение в функции саморазвития и самореализации, и разделяем ценностно-ориентационную деятельность на а)собственно оценку и б)приобщение к социальным нормам – что отражено как функция оценивания и функция приобщения к нормам морали и права. Выделение функции саморазвития нам представляется важным в силу ведущей роли этого процесса для успешного выполнения всех остальных функций. Выделение функции приобщения к нормам морали и права необходимо в силу ее существенного вклада в процесс социализации [3], а также в силу специфики эмпирического объекта исследования – учащейся молодежи. Учащиеся еще находятся в стадии первичной социализации, когда освоение норм, формирование своей системы ценностей занимает большое место. У взрослого, зрелого человека интенсивность этих процессов в целом снижается.Таким образом, мы выделили шесть социальных функций учащейся молодежи как социальной группы; это: 1- функция познания, 2- ролевого и межличностного общения, 3- оценивания, дифференцированного отношения к людям и явлениям мира, 4- социального созидания, 5- приобщения к нормам морали и права, ценностям культуры, 6- саморазвития, самоопределения и самореализации. В процессе выполнения этих функций происходит изменение социальных качеств личности, человек социализируется (см. схему). Схема. Социальные функции учащейся молодежи: по мере выполнения функций учащегося 1. Функция познания – основная социальная функция учащихся 2. Функция общения — ролевого и межличностного 3. Функция оценки, дифференцированного отношения к людям и явлениям мира 4. Функция социального созидания 5. Функция приобщения к нормам морали и права, ценностям культуры 6. Функция саморазвития, самоопределения и самореализации Молодой человек с новыми социальными качествами — личность с богатым духовным содержанием, «золотой фонд» общества 1- При выполнении своей основной функции – функции познания – учащиеся осваивают определенный набор знания и умений, необходимый им для дальнейшей жизни (преимущественно для последующей учебы и работы). Благодаря всеобщему характеру образования, учащиеся, усваивая примерно одинаковый набор знаний, плавно входят в ценностное и информационное поле общества. Формируется их мировоззрение и жизненная позиция. 2- Ролевое и межличностное общение помогает учащимся осваивать различные социальные роли, знакомит с социальной структурой общества, дает эмоциональную поддержку и развитие. Отсутствие возможности общения ухудшает процесс общего развития ребенка, особенно в младшем возрасте. В сфере общения происходит обмен не только фиксируемой, но и невербальной и другой трудноуловимой информацией, вклад которой в процесс коммуникации очень велик. 3- По мере вхождения в социальный мир, учащиеся осваивают и реализуют дифференцированное отношение к людям и явлениям мира. Этот навык помогает делать личности выбор, совершать поступки, а не действовать автоматически или бездумно. Еще в 1949 г. В.Н.Мясищев поставил вопрос о необходимости разработки, в противовес традиционной психологии (рассматривающей сознание лишь как отражение действительности), «психологии отношений», которая рассматривала бы отношение к действительности, имеющее избирательный характер. Человек «не только воспринимает объекты и размышляет над ними, он любит или ненавидит их, восторгается или содрогается, умиляется ими или возмущается» [2, с.73]. Здесь учащийся соотносит объект со своими духовными потребностями, идеалами, устремлениями.4- Не имея опыта социального созидания, ребенок не сможет стать по-настоящему взрослым: ответственным, заботливым, активным и благодарным. Чем меньше у него опыта проявления заботы об окружающем мире и людях, тем дальше он от социальной зрелости. Не стоит дожидаться получения аттестата, чтобы начать, наконец, вкладывать свои ресурсы на чье-то благо, дарить себя другим людям. Здесь первостепенное значение играет забота – «это деятельная любовь, это желание добра и само добро, привнесенное в жизнь человеком» [Л.Г.Борисова, предисловие к: 4, с.54]. Функция социального созидания предполагает осуществление учащимися позитивной (полезной, не разрушительной) деятельности по отношению к внешнему миру: людям, обществу, природе. 5- Приобщаясь к нормам морали и права, ценностям культуры, новое поколение получает базу для своего нравственного развития. Общение помогает прочувствовать ту человеколюбивую суть, «дух», стоящий за внешними правилами социально одобряемого поведения, ценностями и идеалами. К сожалению, до сих пор наше общество не оправилось от ценностного кризиса, и целые поколения проходят через жесткие нравственные уроки, стартуя от аморальных и неправовых образцов поведения, «идеалов», интенсивно навязываемых через различные СМИ. В эту функцию входит и приобщение к нормам эстетическим и политическим. Религиозные нормы также оказывают сильное влияние на развитие личности; богатая палитра конфессий, существующих сегодня в нашей стране, требует отдельного изучения влияния каждой из них на ценностную систему их приверженцев. 6- Помимо того, что человек помогает другим, он необходимо должен следить и за собственным развитием. Функция саморазвития и самореализации никак не может протиснуться в жесткие рамки традиционной «транслирующей» педагогики. Но именно здесь источник движения личности, дающий силы и средства для выполнения остальных функций. Функция саморазвития и самореализации тесно связана с общественно-созидательной деятельностью: развитие себя ради себя не может рассматриваться как относящееся к процессу социализации. Лишь в тесной связи с внешним выражением, созидательной активностью, саморазвитие имеет позитивный социальный и личностный смысл. Таб. Социальные функции и дисфункции учащихся.
Описать социальные дисфункции целесообразней в паре с описанием соответствующих функций учащихся. 1. Пара: функция познания – дисфункция: отказ от учения, его недоступность или его симуляция. Учащиеся много времени посвящают освоению знаний. Осваивать образовательные программы, хорошо учиться – важная социальная функция учащихся. От того, насколько успешен ребенок в школе, часто зависит и его социальное самочувствие, его оптимизм, самооценка. Это влияние настолько велико, что приводит, например, к тому, что учителя оценивают детей как личности, исходя из их успеваемости: учится хорошо, значит, хороший человек. Подобное происходит не только с учителями: сами учащиеся и их родители также нередко оценивают личность ребенка по его успехам в школе. Но знания все же не являются самоцелью. Цель – развить самостоятельную, творчески мыслящую личность через приобщение к знаниям. Когда же знания или хорошая учеба становятся самоцелью, они искажают развитие личности: учителя, родители и учащиеся начинают гнаться за отметками, либо за объемом запомненного, за эрудицией. Как метко сказал А. Бирс, «эрудиция – это пыль, вытряхнутая из книг в пустой череп». Образование должно учить думать, принимать решения и нести за них ответственность. Противоположным явлением, дисфункцией здесь являются отказ от учения, симуляция учения или же невозможность учиться (недоступность обучения). Недоступность обучения может иметь разные причины: медицинские (неспособность), психологические, социальные, экономические, политические. В случае, если ученик хочет, но не может учиться, желательно изучать различные причины этой невозможности, недоступности обучения. Отказ от обучения возникает, когда ученик может, но не хочет учиться. Здесь на первый план выходит проблема мотивации учения, разбор причин ее потери или снижения, поиск средств к усилению учебной мотивации. И, наконец, самый распространенный вариант: симуляция учения. Симуляция может быть как осознанной, так и бессознательной. Учащиеся осваивают многочисленные способы схитрить, но получить хорошую отметку. Здесь встает вопрос об эффективности оценочной системы. Когда учащиеся на первый план ставят не знания, а получение хорошей отметки любыми способами, это, конечно, искажает истинный смысл и цель образования. В этом случае учащиеся учатся подлаживаться под преподавателя, изучают, какого типа ответы и темы он любит, в ход идут шпаргалки, обман, психологическое давление на учителя — все вплоть до «подарков» преподавателю. Более того, используются и более изощренные методы, когда ради своего успеха «топят», «подставляют» какого-то другого ученика. В случае переноса внимания учащихся со знаний на оценки, искажается и воспитательный эффект образования: пребывание в школе (вузе и др.) в этом случае даже вредит учащимся, ведет к их нравственной деформации, двуличию, подхалимству, подлости и другим негативным явлениям. Также явлением дисфункции является и тенденция к механическому запоминанию, к стремлению уловить «правильный ответ», а не к развитию самостоятельного мышления. В появлении таких дисфункций «повинна», конечно и вся современная образовательная система, и каждый человек в отдельности: учитель, родитель, ученик. В таких условиях, когда система не справляется со своими функциями, каждый становится сам ответственен за свое развитие и образование. В качестве проявлений этой познавательной дисфункции мы имеем интеллектуальное безразличие, нелюбознательность, интеллектуальную вялость, отсутствие познавательного интереса. 2. Пара: функция общения – дисфункция: отчуждение (уход в себя, манипулирование, причинение вреда другим людям). При рассмотрении функции ролевого и межличностного общения акцент делается на освоение ролевых и этических норм, форм отношений с ближайшим социальным окружением. Общение – это не просто действие, но именно взаимодействие. «Общение есть практическая активность субъекта, направленная на других субъектов и не превращающая их в объекты, а, напротив, ориентирующаяся на них именно как на субъектов» [2, с.82]. Отношение к другому человеку как к объекту превращает общение в манипуляцию. Как точно отмечает М.С.Каган, общение имеет место тогда, когда человек, вступающий в контакт с другим человеком, видит в нем себе подобного и себе равного и рассчитывает поэтому на обмен информацией, а не на одностороннее ее отправление или снятие ее с объекта. Осваивается и реализуется общение как вклад в других людей через передачу им своей любви, симпатии, заботы, помощи. В случае, когда в процессе коммуникации появляются негативные цели или мотивы, мы фиксируем дисфункцию. К дисфункции общения относится любое проявление отчуждения в процессе коммуникации, будь то просто враждебная или холодная (безразличная) замкнутость, или прямое желание манипулировать, использовать человека в своих целях, желание нанести вред (обидеть, унизить и т.п.). К дисфункции относится и «нулевая коммуникация» или «пустой трёп», не несущий в себе позитивного вклада в другого человека. Сюда относятся случаи, когда человек не может находиться в обществе других людей и молчать, он боится молчания и пытается заполнить его разговором о чем угодно. 3. Пара: функция оценки, дифференцированного отношения – дисфункция: социальная индифферентность, неразборчивость. Функция дифференцированного отношения к людям и явлениям мира состоит в том, что ребенок способен отличать хорошее от плохого, ценное от псевдоценного, полезное от вредного, прекрасное от безобразного (и т. п.), он оценивает события, поступки – свои и чужие; также он неравнодушен к происходящему. Противоположностью этому является индифферентность, безразличие к происходящему, когда человеку все равно, он безучастен, проявляет душевную слепоту. Равнодушие и неспособность к различению – два основных вида проявления оценочной дисфункции. Сюда же относится и неразборчивость в выборе целей, которые человек себе ставит, средств их достижения, своих мотивов и ценностей. Человек способен к оцениванию, дифференциации благодаря социальной и духовной информации, которой он напитывается в процессе социализации. Когда он имеет ориентиры, заключенные в нравственных идеалах, нормах морали и права, тогда он имеет почву для оценки событий. В ситуации аномии, ему не на что опереться, и человек не может понять, что хорошо, что плохо, что правильно, а что – нет. Этим страдают многие современные общества, что явилось следствием секуляризации и морального релятивизма. Главное для правильного выполнения данной функции – наличие точки опоры, вектора, относительно которого учащийся оценивает все, что происходит в его жизни – с ним и с другими людьми. Эту опору содержат в себе нормы морали и права, позитивные культурные ценности общества. 4. Пара: функция социального созидания – дисфункция: деструктивное поведение. Функция социального созидания является проявлением гражданственности человека. Настоящий гражданин имеет установку на социальное творчество, на улучшение окружающего мира. В частности, труд имеет ценность, только если это социальное созидание, сознательное и добровольное действие; в противном случае – труд лишь изматывает силы и озлобляет. Противоположностью социальному созиданию является деструктивное поведение, стремление к разрушению. Сюда относится и порча школьного имущества, и бездумное выкидывание мусора, и драки. То есть социальное созидание, как и разрушение, относится не только к области человеческих взаимоотношений, но и к отношению к природе, вещам. Главным проявлением социального созидания в сфере отношений между людьми является забота. Говоря о методике КТД И.П.Иванова, д.с.н., профессор Л.Г.Борисова отмечает: «Если ставится задача воспитывать не только хороших исполнителей, но и настоящих хозяев жизни, то без педагогики общей заботы, без методики включения детей в реальную деятельность, направленную на улучшение жизни и общее благо, не обойтись. Нельзя в авторитарном режиме воспитывать активных участников общественных преобразований, сознательных граждан» [4, с.49-50]. 5. Пара: функция приобщения к нормам морали и права, ценностям культуры – дисфункция: отклонение от норм морали и права, их формальное выполнение. Функция приобщения к нормам морали и права является важным элементом социализации: ведь в процессе этого приобщения человек знакомится не только с правилами поведения, нормами, но и с позитивной сутью, стоящей за ними, с общей направленностью к Истине, Добру и Красоте. Мы здесь отделили мировоззренческий пласт социализации от поведенческого. В реальности нельзя признать социализированным человека, который только лишь знает, как надо, но не делает. Нам для социологического анализа полезно было разделить эти два момента для дальнейшей их операционализации и эмпирического изучения. Социализация связана с «пропитыванием» ребенка нормами морали и права; все, что совершается в соответствии с их содержанием (не обязательно совпадение по форме), то признается относящимся к норме. То же, что направлено против других людей, противоречит морали, относится к девиации. Главное, что происходит в процессе социализации – это «влюбление» в людей – через освоение ценностной сути моральных и правовых норм. Сами по себе эти нормы часто могут быть несовершенны и ограниченны, но неуловимо каждый человек получает и информацию о том, «как должно быть». Социализация приобщает к обществу, а не приспосабливает механически. Приобщение, любовь к обществу растет через общность, любовь ко все большему числу людей: сначала это близкие люди, затем понимание растет, и круг любви становится все шире. Иногда социализированность понимают как формальное освоение норм, функций, ролей. В этом случае социализированность, нормальность приравнивается к нормированности. Это — ошибочное заключение, возникающее из-за того, что просто забывают о сути, о знаковой направленности социализации. Она всегда со знаком «плюс». По-настоящему социализированный человек – это всегда гуманист. Это – человек нормальный, а не нормированный. Суть же девиации именно в нелюбви, в отчуждении от людей, природы, всего мира. И знак ее поэтому «минус». 6. Пара: функция саморазвития, самоопределения и самореализации – дисфункция: деградация личности. Функция саморазвития – самая сокровенная функция Это – формирование учащимися себя как развивающейся личности: личности, социальный индивидуальный и духовный долг которой заключается в постоянной работе над собой, в самосовершенствовании. Нам привычно рассмотрение учащихся как объектов воздействия. А где же их вклад? Про эту функцию как-то забывают, при том, что она единственно истинно важная, без нее не работают и все остальные. Не будет личного вклада – все превратится в формалистику: и освоение норм не повлечет к добру, и добрые дела станут «для галочки». Чтобы выполнялась эта функция, человек должен быть духовно жив, а оживляет человека, когда он «горит» стремлением к добру, любовью к людям и всему миру. Когда это горение отсутствует, когда нет движения в сторону самосовершенствования, помогающего самоотдаче себя другим, тогда человек неизменно деградирует. Стояние на месте ведет к деградации, отход от любви и заботы о других ведет к саморазрушению. И конечно, саморазвитие – всегда труд. Часто увлекательный, но кропотливый, неустанный, непрекращающийся всю жизнь. Важно не только проявлять себя в хорошем, но и закреплять полученный результат многократным повторением и преодолением себя. Это такой процесс, где нельзя останавливаться на достигнутом. Результатом правильного осуществления учащимися своих социальных функций должна явиться личность с богатым внутренним содержанием, с высоким уровнем социализированности: это молодежь, которая имеет будущее, жизненную перспективу, «золотой фонд» общества. Как она будет строить свою жизнь, жизнь других людей, общества – это зависит от того, насколько адекватно функционирует сама система образования. Через освоение и выполнение функций и осуществляется механизм формирования качества жизненного мира учащихся. От того, как молодежь будет строить жизнь – свою, других людей, общества – зависит будущее любого государства и мира в целом. В результате функционирования данного механизма формируется социализирующаяся личность, именно социализирующаяся, так как она еще находится в процессе своего развития. Степень проявления той или иной функции можно рассматривать как показатель, свидетельствующий о мере социализированности учащихся. Механизм изменения социальных качеств личности учащегося имеет замкнутую и непрерывную структуру. Подростки и студенты, приобретая положительные социальные качества, в свою очередь входят в общество социальными, экономическими, политическими субъектами, привнося переосмысленные позитивные ценности, нормы, правила, тем самым, модифицируя объективную реальность. Литература: 1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. / Управление школой, М., 2002, № 27-28. 2. Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974.-328с. 3. Борисова Л.Г.Кириллова А.И. Социализация: определение качественных границ понятия // Материалы международной научно-практической конференции «Социализация молодежи в условиях развития современного образования». 8-9 апреля 2004г., г.Новосибирск, в 2-х частях, Ч.2, С.76- 85. 4. Иванов И.П. Энциклопедия КТД. Третье издание, предисловие и редакторская правка д.с.н., действительного члена Международной педагогической академии Л.Г.Борисовой. Новосибирск: СибАГС, 2003.-256 с. Каталог: ieie Скачать 144.51 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Четыре типа личности | Стратегия CRM для малого бизнеса
Четыре типа личностиРешающее значение для успеха продавцов имеет то, как они могут адаптировать свои поставки в соответствии с типом личности покупателей.
Я воспользовался этой возможностью, чтобы рассмотреть четыре наиболее распространенных типа личности. В этом посте мы по очереди рассмотрим каждый из четырех типов личности и предложим некоторые рекомендации и советы о том, как управлять каждым из них.
- Доминант
Доминирующие типы личности целеустремленны, решительны и склонны к соперничеству. Они больше заботятся о результатах, чем о личных отношениях. Они могут не отправить вам праздничную открытку, но если вы выполните свои обязательства, вы поддержите здоровые деловые отношения. Доминанты глубоко заботятся о конечном результате.
Люди с доминирующим типом личности также относительно нетерпеливы и властны. Им нужна информация — быстро — чтобы они могли принять решение и двигаться дальше.
Доминирующие черты личности:
Доминанты обычно говорят повествовательными предложениями и задают мало вопросов, поэтому, если вы заметили, что ваш потенциальный клиент говорит что-то вроде «Я ищу новую систему», вы, вероятно, имеете дело с Доминантным типом личности.
Их громкость также немного выше средней, и они используют оживленный, уверенный язык тела.
Как им продавать:
- Профессионализм всегда важен, но особенно, когда речь идет о доминантах. Всегда убедитесь, что вы готовы к встрече. Если вы не знаете ответа на вопрос, дайте им знать, что вы ответите на них.
- Доминанты ценят эффективность. Не тратьте их время на повторение фактов или доводы до вашей точки зрения — переходите к делу.
- Подчеркните, как ваше решение решит проблемы их бизнеса. Передовые функции не впечатлят, если вы не продемонстрируете, почему они будут полезны для их организации.
- Воспользуйтесь их конкурентоспособностью и покажите им, как ваше решение поможет их компании конкурировать с другими в своей отрасли.
- Держитесь подальше от личных мнений и отзывов. Если вы цитируете успешного клиента, говорите о рентабельности инвестиций, которую он увидел, а не о том, насколько ему понравился продукт.
- Поскольку доминанты не умеют слушать, высказывайтесь кратко и по делу.
- Теплый
Люди с теплым типом личности ценят личные отношения и хотят доверять своим деловым партнерам. Им нравится волнение перед новыми вызовами. Теплые люди с энтузиазмом погружаются в поиск творческих или неожиданных решений, но, с другой стороны, они, вероятно, не будут проводить много исследований, прежде чем встретиться с вами. Это означает, что вы можете направлять их через процесс покупки.
В отличие от Доминантов, Теплые не принимают решения быстро. Они хотят установить взаимопонимание с людьми, с которыми ведут бизнес, и, скорее всего, будут искать помощи или одобрения нескольких членов команды. Ожидайте более длительного процесса продажи, чем обычно.
Теплые черты характера:
Теплые — отличные слушатели и могут задавать более личные вопросы. Они будут дружелюбны, спокойны и терпеливы во время встреч. Разговоры с теплом обычно непринужденны и неформальны.
Как им продать:
- Представьте свое видение. Помогите им визуализировать результаты, которых их бизнес может достичь с помощью вашего решения.
- Найдите время, чтобы установить взаимопонимание. Теплые люди должны чувствовать себя в безопасности в отношениях с вашей компанией, прежде чем им будет комфортно вести с вами дела.
- Приведите примеры похожих клиентов, которые успешно использовали ваши решения
- Возьмите на себя роль эксперта и проведите его через процесс принятия решений. Вместо того, чтобы заваливать тепло информацией, помогите ему в этом процессе и выступите в роли консультанта.
- Дайте им личные гарантии. Поскольку теплые люди не склонны к риску, пообещав им, что ваша компания возместит их покупку, если они не будут удовлетворены, или они могут отменить покупку в любое время, это успокоит их беспокойство и повысит вероятность покупки.
- Враждебный
Враги не заботятся о благополучии других. Враги часто обладают сильным характером и используют их, чтобы убедить других в своих твердых убеждениях.
Враги могут быть творческими, общительными, властными и сопротивляющимися. Они ценят взаимное уважение, верность и дружбу. Не давайте необдуманных обязательств врагам — отказ от предложения может означать конец ваших отношений?
Враждебные черты характера:
Враждебные люди уверены в своих убеждениях и больше говорят утверждениями, чем вопросами.
Как продавать им:
- Представьте тематические исследования. Враги хотят быть уверены, что вы их ищете, и хотели бы иметь подтверждающие доказательства
- Если ваша компания предлагает исключительное обслуживание клиентов или поддерживает долгосрочные партнерские отношения со своими клиентами, сейчас самое время кричать об этом с крыш.
- Слишком много внимания уделяйте фактам и цифрам. Данные важны.
- Враги дураков не приютят. Всегда будь хорошо готов
- Покорный
Люди с покорным типом личности любят данные, факты и цифры. Будучи серьезными людьми, они не будут обращать внимания на цветочную подачу и сразу перейдут к фактам. Будьте готовы ответить на множество подробных вопросов, возможных на расстоянии вытянутой руки, до любой личной встречи.
Сабмиссивы соблюдают сроки, но не принимают решения быстро. Они заботятся о тщательной проверке и понимании доступных им вариантов и не будут спешить с решением. Они более логичны и осторожны, чем любой другой тип личности, но, приняв решение, уже не отменят его 9.0003
Черты характера сабмиссивов:
Сабмиссивов интересуют факты, а не эмоции, и они не будут тратить время на знакомство с вами на личном уровне. В разговоре сабмиссивы серьезны, прямолинейны и формальны и часто любят, когда с ними разговаривают на расстоянии вытянутой руки.
Как им продать:
- Никогда не торопите сабмиссива. Будьте готовы к более длительному процессу продажи, так как сабмиссивам потребуется столько времени, сколько им нужно, чтобы собрать все факты, которые, по их мнению, необходимы для принятия решения.
- Предположим, они подготовились и провели исследование. Это не означает, что вы должны пропустить вводную информацию, но вы можете рассчитывать на то, что будете тратить меньше времени на обсуждение основных функций.
- Избегайте громких заявлений. Всегда предоставляйте данные, когда делаете утверждение, иначе рискуете потерять доверие. Преувеличение вашего продукта может вызвать у сабмиссивов подозрение, что вы используете цветистый язык, чтобы замаскировать недостатки.
- Предоставьте как можно больше подробной информации. Вместо того, чтобы говорить: «Наш продукт способствует росту многих компаний», скажите: «Наш продукт увеличил продажи в 13 компаниях из списка Fortune 500 на 25% и более по сравнению с прошлым годом». Вы можете предложить больше информации, чем они просят, не рискуя перегрузить их — на самом деле, они, вероятно, будут рады этому.
- Не пытайтесь навязать отношения, которых нет. сабмиссивов могут раздражать те, кто, по их мнению, чрезмерно льстит или угодлив.
Смешение четырех типов личности.
Имейте в виду, что большинство потенциальных клиентов представляют собой смесь этих четырех типов личности и не вписываются ни в одну из четырех вышеперечисленных категорий. Однако, как только вы познакомитесь с этими ключевыми личностями, вы сможете адаптировать свою стратегию продаж к любой ситуации, с которой вы столкнетесь.
Как ProAptivity может помочь в управлении четырьмя типами личности.
ProAptivity — независимый поставщик CRM-решений. Мы сосредоточены на внедрении, обучении и поддержке специализированных программных решений CRM. Наше программное обеспечение CRM, поддерживаемое нашими тренингами по продажам, предоставляет клиентам инструменты, необходимые для успешного управления процессом продаж. Мы можем провести специальное обучение, чтобы помочь отделам продаж понять, как лучше всего управлять четырьмя типами личности, описанными выше.
По сути, мы помогаем организациям внедрить лучшие практики CRM в своей организации. Это помогает организациям стать более конкурентоспособными, ориентированными на клиента и, в конечном счете, более прибыльными. Станьте более успешным в управлении четырьмя типами личности, позвоните нам сегодня.
Если вам нужна помощь в понимании того, почему моему бизнесу нужна CRM, возможно, некоторые из наших электронных книг могут помочь! Вы также можете посетить Maximizer CRM для получения дополнительной информации. Свяжитесь с нами сегодня в Белфасте по телефону 028 9099 6388 или в нашем офисе в Бедфорде по телефону 01234 214004. Либо напишите нам по электронной почте [email protected]. Свяжитесь с нами сегодня для бесплатной консультации по CRM, которая оценит, готов ли ваш бизнес к CRM.
Источник: Hubspot
Макиавеллизм Черты характера
Макиавеллисты часто манипулируют другими, чтобы получить то, что они хотят. Вот несколько советов, которые помогут вам справиться с ними.
Вы когда-нибудь встречали манипулятора? А как насчет того, кто любит строить планы? Может быть, кто думает, что другие существуют только для того, чтобы служить их продвижению?
Если вы лично знаете кого-то, кто соответствует всем требованиям, скорее всего, эти черты личности не совсем незнакомы.
В 16 веке политический советник и философ Никколо Макиавелли написал «Государь», своего рода манифест, в котором подчеркивалось, что обман, злоба и хитрость важнее для политики, чем добродетель и мораль.
«Бояться важнее, чем любить», — писал он.
Оттуда и родилось слово «Макиавеллиан», которое описывает любого интригана, недобросовестного или хитрого.
В 1970 году психологи Ричард Кристи и Флоренс Гейсс определили макиавеллизм как черту личности, включающую манипулятивность, обман и холодный, расчетливый, циничный взгляд на других.
«Макиавеллиевская личность склонна к манипулированию и стратегии», — говорит Эйми Дарамус, клинический психолог из Чикаго. «Когда у них есть цель, они очень умело продумывают, как ее достичь, но без всякого учета чувств других вовлеченных людей».
Они также могут использовать манипулятивное поведение для получения желаемого, а также обман или эксплуатацию. Они часто кажутся бесчувственными.
Макиавеллизм чаще встречается у мужчин, но он может затронуть любого и в любом возрасте.
«Взаимодействуя с ними, вы можете найти их поведение очаровательным и привлекательным, но вы никогда не почувствуете себя «близкими» к ним», — говорит клинический психолог доктор Бетани Кук. «У них отсутствует эмпатия».
В отличие от нарциссов, они будут стремиться к достижению своих целей, не становясь при этом центром внимания. «Им, как правило, нравится быть человеком, дергающим за ниточки, а не марионеткой на сцене», — говорит Кук.
Макиавеллизм является частью того, что психологи называют «темной триадой» личности. «Темная триада», введенная в 2002 г., состоит из трех расстройств личности:
- Макиавеллизм
- Нарциссизм
- Психопатия
«Все эти расстройства личности имеют общие черты, включая вопиющее пренебрежение к другим и очевидную одержимость собой», — говорит Кук.
В целом человек с характером Макиавелли будет иметь холодный, расчетливый и циничный взгляд на других.
«Они используют людей в своих интересах», — говорит Томас Г. Планте, профессор психологии и лицензированный психолог из Университета Санта-Клары и Стэнфордского медицинского университета. «Они могут легко манипулировать другими в своих интересах и не заботятся о последствиях этого».
В результате у них поверхностный эмоциональный опыт.
«Они могут быть способны к некоторым эмоциональным привязанностям, но эти отношения будут дисфункциональными и часто оскорбительными», — говорит Дарамус.
Кроме того, им относительно легко уйти от того, кто больше не приносит им пользы.
Многие из них потеряли связь со своими эмоциями или страдают алекситимией, то есть проблемами с чувством эмоций.
Поскольку эти люди не испытывают и не чувствуют эмоций, они также склонны не понимать чувства других людей.
В результате они, как правило, практически не испытывают сочувствия к другим и мало обращают внимания на то, как их действия могут повлиять на других.
Иногда кажется, что у них нет морали.
«Одной из отличительных черт этой черты личности является то, как легко и небрежно они могут «бросить вас под автобус», если думают, что это поможет им продвинуться в долгосрочной перспективе», — говорит Кук.
Для человека с характером Макиавелли важнее всего его самореализация, будь то власть, похвала или другая форма славы, как они ее определяют.
Они часто готовы на все, в том числе лгать или манипулировать другими, чтобы получить то, что им нужно, не заботясь о морали, правилах или обидах.
«Если кто-то атакует вас физически, или хочет украсть вашу еду, или сжечь ваш город, обычно не время для любезностей, — говорит Дарамус.
«В природе вы видите много доброты, заботы и семьи среди животных, но если они хотят выжить, им все равно приходится есть других животных, если они не травоядные», — добавляет Дарамус.
Кто-то с макиавеллистской личностью примет такой образ жизни — даже если это не вопрос жизни или смерти, а просто в его интересах.
Не все макиавеллистские личности одинаково хорошо умеют манипулировать другими в своих интересах или планировать свой путь к успеху.
«Некоторые умны, а некоторые нет», — говорит Планте. «Успешные поднимутся по карьерной лестнице, а неудачники окажутся в тюрьме или в ранней могиле».
«Иногда они так часто используют людей, что наживают слишком много врагов», — говорит Дарамус. «Все время быть макиавеллистом, пренебрегая построением отношений сотрудничества, — не лучшая стратегия. Более опытный стратег знает, как использовать сотрудничество.
«Если вы настолько макиавеллист, что у вас нет близких отношений, вам некому помочь, когда вам это нужно», — добавляет она.
Кроме того, некоторые люди с макиавеллиевским характером не добиваются успеха, потому что они тратят слишком много времени на размышления или заговоры и недостаточно времени на то, чтобы добиться желаемого.
В отличие от психопатов, склонных к насилию, или нарциссов, требующих внимания окружающих, макиавеллиевцы могут быть немного более замкнутыми, проводя время в заговорах, а не в действиях.
Может быть трудно иметь дело с кем-то, у кого характер Макиавелли. Вот несколько советов, которые помогут вам справиться с ними:
- Их поведение не касается вас. «Во многих случаях отношения с кем-то с макиавеллистским расстройством личности означают, что ваши собственные потребности не удовлетворялись в течение длительного времени», — говорит Кук. «Вы, скорее всего, также стали жертвой газлайтинга и поэтому потеряли доверие к собственной интуиции и «чутью»».
- Отдайте предпочтение заботе о себе и состраданию к себе.
- Старайтесь поддерживать с ними хорошие отношения. Старайтесь не обманывать их и не стоять у них на пути намеренно, особенно если это связано с чем-то маленьким и тривиальным. Не пытайтесь их переиграть.
- Не полагайтесь на них и вместо этого доверяйте другим людям.
- Лучший предсказатель их будущего поведения — это их прошлое поведение. Если вы видели, как они манипулируют другими, они, скорее всего, попытаются манипулировать или использовать вас.
- Если вы находитесь в романтических отношениях с кем-то с характером Макиавелли, подумайте о том, чтобы расстаться с ним или, по крайней мере, установить твердые и четкие границы.
- Если у вашего начальника такой характер, подумайте о поиске новой работы, потому что он может сдерживать вас в вашей профессиональной карьере, чтобы продвигать свою собственную.