Таксисы: ТАКСИСЫ • Большая российская энциклопедия

Почему такси называется такси и почему оно желтое — Офтоп на vc.ru

В Священной Римской империи в период с 1200-го по 1780 год существовала единая почтовая служба. Действовала почта на территории современной Европы. Первые почтовые курьеры передвигались на повозках. Тогда же и появился аналог первых таксометров.

2558 просмотров

Курьер​ cztransfer

В качестве счетчика служил обычный таз, в который через определенный период пути клался камешек. Оплата производилась по числу собравшихся во время пути камней. Создателем почты и первым почтовым монополистом был род Таксисов, от которых и произошло название службы — «такси».

Почтовая служба была очень востребована правящими семьями Европы, что давало ей толчок для развития. В 1451 году Роже Де Таксис создал первую скоростную конную почту между Триполем и Неаполем.

На этом направлении курьер со срочным сообщением двигался на лошади без повозки, что было значительно быстрее. В 1490 году Франц фон Таксис создал первую регулярную почтовую службу между Веной, Инсбургом, Мехеленом и Брюсселем. Позже эта служба на этом направлении стала носить имя «Турн-и-Таксис». В 1500 году Францу фон Таксису было присвоено звание почтмейстера Бургундии, а в 1516 году — почтмейстера Нидерландов.

Дилижанс​ cztransfer

Тогда почтовая служба начала создавать на постоянных маршрутах почтовые станции, на которых курьеры меняли лошадей. Первые станции были весьма скромными и содержали лишь одну лошадь, но со временем на станциях количество лошадей стало увеличиваться, что позволяло курьерам ускорять доставку. Также претерпели изменения услуги почты.

Доставка писем стала доступна простым гражданам, и при отправке несрочной корреспонденции использовались почтовые экипажи. Со временем почтовые экипажи стали окрашиваться в желтый цвет. Это стало отличительной особенностью королевской почтовой службы возглавляемой Таксисами.

На чешских землях развитие почтовой службы началось с правлением в этих землях династии Габсбургов в 1526 году, когда один из представителей династии восседал на чешском троне.

Регулярная почта и организованная доставка сообщений на территории современной Чешской Республики связана с пришествием на трон Богемии короля Фердинанда Первого.

таксис​ cztransfer

Еще один важный период развития почты в Чешской Республики пришелся на период правления Карла 6, когда в почтовую службу влилась государственная администрация. Фердинанд 1 воспользовался услугами и опытом аристократической семьи Таксис, которая с конца 13 века организовала почтовые перевозки в северной Италии и значительной части Европы. Семья Таксис обладала почти полной монополией на почтовые перевозки в этих землях.

В 1505 году Фердинанд 1 поручил организовать пост в Империи и один из членов расширенной семьи приказал почтмейстеру высшего суда Антонио Таксису в короткие сроки установить почтовое сообщение между Прагой и Веной. Кандидат на чешский престол хотел получать последние новости о ходе своей предвыборной кампании в Праге. В 1527 году началось строительство постоянных почтовых отделений, где курьеры отдыхали и меняли лошадей.

Самый старый почтовый маршрут между Прагой и Веной проходил через Табор и далее в деревню Кашице, где разделялся на две ветки. Южное направление шло в Линц, а восточная ветка проходила через Йиндржихув градец и Словонице дальше к Вене.

Вена​ cztransfer

Пражским почтмейстером стал племянник вышеупомянутого Антонио Такси Амброжа, за которым следует Криштов Такси. Почтовая монополия семьи Таксисов в Богемии продолжалась до конца правления Фердинанда 1. В 1564 году Криштов Таксис был свергнут и заключен в тюрьму Парижской Белой Башни за долги и организацию беспорядков. После этих событий чешскую почту возглавляли несколько других дворянских фамилий. При правлении Максимилиана 2 работа почтовой службы начала видоизменятся и почта стала перевозить частные письма, а во времена правления Рудольфа 2 почтовая служба начала перевозить людей. Также было установлено почтовое сообщение с Вроцлавом, Венецией, Парижем, Брюсселем и Лондоном.

Надежная и быстрая доставка сообщений стала иметь решающее стратегическое значение для государства и его правительства во время беспорядков, войн, конфликтов, стихийных бедствий и кризисов. Со временем династия Таксисов предъявила притязания на исключительное право владения почтовой службой в пределах Европы, где были налажено регулярное сообщение. В 1695 году император Маттиас причислил династию Таксисов к княжеским родам.

Таксисы стали прародителями современной почты и службы такси. Потом были почтовые дилижансы, они везли почту и людей, все работало – быстро, точно, дёшево и в любое время несмотря ни на что, в течении столетий, а называлось – Таксис Почта. Повозки были желтые, хорошо видно издалека. Мнение быстро, дёшево , в срок, стало заменяться отдай Таксису. Так появилось название и цвет службы ( заметьте службы), такси.

taxis post​ cztransfer

Сообщения развились не только на стратегических направлениях, но и между обычными городами. На желтых экипажах перевозились не только письма, но и пассажиры, которые платили определенную плату за проезд. Это стало прообразом современного такси. Династия Таксисов отладила работу почты и перевозок людей до идеальной.

Корреспонденция и пассажиры доставлялась точно в срок.

Почтовая служба и перевозки охранялась законом и была неприкасаемой для грабителей. Таксисы наладили работу почты и перевозок до совершенства и по праву стали считаться лучшими менеджерами своего времени. Имя этой династии впоследствии стало названием для службы такси.

Почтовые мешки и денежные переводы. Как семья Турн-и-Таксис создала регулярное почтовое сообщение в Европе — Нож

Знание истории полезно, как и любое знание, если применять его правильно.

Наверное, семья бергамцев Тассо знала историю или как минимум ту ее часть, где рассказывалось об организации почты во времена Римской империи, и это знание позволило им основать самую крупную почтовую сеть в средневековой Европе.

Говорят, что эта семья имеет древние корни и ее предки, аристократы делла Торре, были значимыми людьми в жизни Милана и Бергамо, но подробно пересказывать историю рода, где семейные легенды причудливо переплетаются с фактами, мы не станем, разве что упомянем несколько важных (больше для аристократов, чем для нас с вами и нашей истории) событий: основатели рода якобы были потомками ни больше ни меньше самого Карла Великого, а семья делла Торре дважды в своей истории владела Миланом — в XIII и XIV веках.

Правителей мало кто любит, и в итоге владение Миланом закончилось тем, что делла Торре изгнали из города. Номинальный глава рода, некий Роже делла Торре, переселился в Бергамо, где принял имя в честь одного из своих предков — дель Таско, которое позже трансформировалось в Тассо.

Франц фон Таксис, основатель почты и династии всеевропейских почтмейстеров Турн-и-Таксис

Но это всё из области преданий (пройдет время, и семья Тассо будет платить огромные деньги за поиск в архивах следов своего высокого происхождения), а пока Тассо оказались на новом месте, и, наверное, им пришлось задуматься, как заработать на жизнь.

Обратим внимание на то, что семья Тассо в разные периоды истории занималась доставкой почты — еще до того, как эта доставка стала не эпизодическим явлением, а постоянной и хорошо организованной услугой.

Например, предания рассказывают о некоем Амадео Тассо, который в 1290 году, когда Милан захватил и присоединил к себе Бергамо, силами 32 своих родственников организовал постоянное курьерское сообщение между Миланом, Венецией и Римом.

Ничего больше о той «почте» нам не известно, как долго она просуществовала и какое значение имела — не ведомо, но зато мы знаем о папском покровительстве «бергамаскам» — этим словом, которое тогда стало синонимом слова «курьер», называли работников этой службы. И это, в общем-то, дает основание предположить, что «почта бергамасков» была явлением важным и незаурядным.

Гонец в Средние века. Пеший, как видите. Доставщиков новостей в раннее Средневековье называли часто скороходами (переняв такое обыкновение у арабов), лошади обходились дорого

Возможно, именно история этой курьерской службы способствовала тому, что император Священной Римской империи Фридрих III Миролюбивый именно члена семьи бергамасков, некоего Руджеро де Тассо, в 1443 году уполномочил организовать первую императорскую «конную эстафету» для доставки писем из Вены и Инсбрука, где располагался его двор, в города Апеннин — Бергамо, Рим, Неаполь.

Задача выглядела нетривиальной — состояние дорог в Средневековье, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Добавьте сюда разбой на дорогах как явление вполне обыденное, плюс огромное количество границ, которые надо было пересечь, причем у каждого из правителей или правительств было собственное представление о том, сколько должен заплатить проезжающий по их территории и в каких деньгах (ведь каждый правитель чеканил собственную монету), — эта напасть была похуже разбойников…

Сразу скажем, что император не прогадал с исполнителем и остался им доволен, поэтому когда в правление сына Фридриха, Максимилиана I, встал вопрос об организации не разовых, а регулярных почтовых сообщений, то на арену вполне логично выдвинулся еще один представитель всё того же семейства, служивший при императорском дворе, Франческо де Тассо, которого история в дальнейшем будет знать как Франца фон Таксиса — на немецкий просто перевели его имя и фамилию («тассо» по-итальянски «барсук», а по-немецки «барсук» — «дакс», в окончательном варианте фамилии дивно сплелись оба произношения).

Вот тут Таксису особенно пригодилось знание римской истории, поскольку с античных времен регулярной почты в Европе не было, а вот знания о том, как это работало в Римской империи, были, и Франц фон Таксис начал с того, что занялся обустройством мест для смены лошадей, делая всё точно так же, как в Древнем Риме. Ему, собственно, и предстояло создать подобие «курсус публикус», государственной почты Рима.

В Риме станции смены лошадей именовались statio posita in… — «станция, находящаяся в … месте», от слова posita («место») и произошло современное нам «почта».Cursus publicus, государственная почта Римской империи. Римляне умели перенимать лучшее у соседей и доводить до совершенства. У персов они переняли (и сильно улучшили) ставшие знаменитыми римские дороги и почту, которую возили по этим дорогам

Император Максимилиан был, кажется, одним из самых деятельных и неспокойных людей в истории. Он постоянно вел войны, заключал союзы, строил козни, плел интриги против своих противников и продвигал своих фаворитов, ему хотелось держать под контролем абсолютно всё и всех, и он общался, часто и много, не только с королевскими дворами Европы — от его внимания не ускользали князья и графы, епископы и кардиналы, свободные города и торговые союзы, а кроме того, ему надо было «сшивать» своим постоянным вниманием огромные и разрозненные владения Габсбургов, главные части которых — Испания, Австрия, Нидерланды и Неаполь — были весьма удалены друг от друга и перекрыты чужими границами и владениями, причем это были владения не всегда лояльных к императору персон. Словом, император Максимилиан остался в истории как один из самых деятельных и активных дипломатов (а может, самый деятельный и активный).

«Сшиванию» империи, интригам и заговорам должна была способствовать королевская почта, и, забегая вперед, скажем, что почта, созданная фон Таксисами, в этом весьма преуспела.

Возможно, если бы не маниакальное стремление Максимилиана держать всё под личным контролем, то лучшая из европейских почт, которая получит в дальнейшем название «Почта Турн-и-Таксис», никогда бы не возникла, ведь у Таксисов было, что называется, мощное конкурентное окружение: необходимость обмениваться письмами в то время была очень сильна, и повсеместно возникали организации, которые занимались письмами (то есть в теории император мог выбирать из широкого спектра предложений).

Посыльный. Гонцов, курьеров и посыльных было много во времена, предшествующие регулярной почте, их можно часто встретить на изображениях тех времен

Например, существовала монастырская почта, которая занималась доставкой корреспонденции между монастырями и епархиями, от Ватикана до самых окраин континента, и ее «почтальонами» были вовсе не обязательно странствующие монахи, зачастую это хорошо вооруженные рыцари на отличных конях, члены какого-то из орденов или просто выполнявшие поручения священников (во благо Господа).

Рыцарские ордена, в свою очередь, тоже имели собственную почту, среди прочих выделим почту тамплиеров, перевозящую финансовые документы, а часто и деньги.

В Южной Германии в большом почете была «почта мясников»: так как мясникам приходилось совершать поездки, иногда довольно длинные, для перегонки и закупки скота, то они попутно доставляли из одного населенного пункта в другой письма. Обязанность эта была признана настолько важной, что многие города даже освобождали членов цеха мясников от прочих городских повинностей — это освобождение и было платой за доставку писем.

Свои почты заводили и торговые союзы вроде Ганзы, где существовали даже регулярные курьерские маршруты, что качественно выделяло Ганзу на фоне конкурентов с их иррегулярной доставкой, носившей событийный характер.Почта мясников. Почтовый рожок, ставший символом многих почт мира, изобрели, как принято считать, именно мясники: с его помощью они извещали жителей о своем приближении, и те спешили передать им письма

Были еще университетские почты (студенты могли отправить письма родителям и получить письма от них), разного рода местные почты, когда города или княжества, а то и королевства заводили собственных курьеров, причем иногда «местные» отличались довольно большим размахом, как, например, почта, учрежденная во Франции в 1464 году эдиктом Людовика XI (кстати, именно в этом эдикте впервые было употреблено слово «почта»): королевским курьерам предписывалось под страхом смерти не брать никакой почты, кроме королевской.

Наконец, крупнейшие и богатейшие торговые дома Европы вроде аугсбургских купцов Фуггеров и Вальзнеров или ломбардских банкиров Барди и Перуцци имели по всему миру собственные резидентуры и постоянно обменивались письмами, для чего содержали специальный штат посыльных. Переписка иногда шла чрезвычайно бойко, полтора столетия спустя один из гостей Фуггеров, принятый в их доме, напишет, что «бюро Фуггеров более всего похоже на почтовую станцию».

Что смогли всему этому противопоставить Таксисы?

Они ввели изменение, оказавшееся в почтовом деле революционным, — сконцентрировались не на курьере, а на почте. На почтовых станциях меняли не только лошадей, там менялся курьер.Европейские национальные почтовые операторы ведут отсчет истории почтовой связи с 1490 года, когда Франц фон Таксис организовал первый почтовый маршрут между двором императора Максимилиана I в Инсбруке (позже двор переедет в Вену) и двором его сына в Мехелене (этот двор тоже вскоре переедет, только в Брюссель)

Если раньше именно курьер был главным (эта традиция шла с времен, когда корреспонденты не всегда знали грамоту и часто сообщение передавали на словах), то теперь главным стал почтовый мешок (кстати, и сейчас емкость, в которой собрана почта для одного направления, называется почтовым мешком), который передавали на каждой станции свежему человеку на свежей лошади.

Выигрыш во времени был велик — теперь почта от Вены до Брюсселя (первый из почтовых маршрутов Таксисов, от двора Максимилиана до двора его сына) долетала за 40 часов, почти вдвое быстрее, чем раньше (кстати, риторический вопрос: за сколько письмо из Вены в Брюссель дойдет сейчас?).

Курьеров Таксисов отличает предельная аккуратность, пунктуальность и железное соблюдение всех установленных Таксисами регламентов: как вести себя в той или иной ситуации, как обмениваться корреспонденцией, как хранить и крепить груз — со временем эта работа обросла мелочами. Это всегда были крепкие и хорошо вооруженные люди, отобранные тщательно — с этой прибыльной службы выгоняли всякого, «в ком будет заподозрена порочность», причем толковалась «порочность» весьма широко. Попасть на эту работу было чрезвычайно сложно, а вылететь очень легко, так как основанием для увольнения был не проступок даже, а одно только подозрение в том, что человек способен его совершить.

Убедившись в эффективности почты Таксисов, император на рубеже XV–XVI веков резко увеличивает количество почтовых маршрутов, и почта Таксисов приходит во все крупные города Испании, Германии, Нидерландов и Италии, а Франц фон Таксис (к тому времени он уже получил очень высокий чин «капитана и хозяина постов») получает немецкое дворянское достоинство и переносит свою «почтовую столицу» в Брюссель, центр коммуникаций.

Почтамт Турн-и-Таксисов в Аугсбурге, одном из самых больших «почтовых хабов»

Таксисы придумали своему детищу название (с 1495 года) — Kaiserliche Reichspost («Королевская почта»). Она существует на субсидии императора, но по поводу размеров субсидий постоянно возникают споры, и после одного из них, наверное весьма горячего, Франц фон Таксис принимает судьбоносное решение: отныне его почта доставляет не только императорскую, но и частную корреспонденцию, что меняет почту решительно и кардинально, ведь себестоимость напрямую зависит от загрузки сети, и к почтовой сети это имеет самое прямое отношение — производительность курьера, везущего одно послание или сто писем, отличается в сто раз…

В дальнейшем Таксисы будут объяснять императорам, что они возят их письма то ли за половину стоимости, то ли вовсе бесплатно, и, не отказываясь от субсидий, будут постоянно наращивать свой бизнес, придумывая всё новые и новые услуги для самого широкого круга людей. Это позволило Таксисам богатеть куда быстрее, чем на одних только императорских субсидиях.

Кроме того, Таксисы убеждают императоров передать им (сначала в пользование, которое после зачастую превращалось в собственность) места для организации почтовых станций и земли для выпаса лошадей, не забывая при этом выставлять императорской казне счета за строительство почтамтов и конюшен, — благодаря этому род Таксисов со временем станет одним из самых крупных владельцев недвижимости и земель в Европе (и остается таковым по сей день).Почтамты — главные здания почты — строили обязательно в самом центре города, там принималась и выдавалась почта. Даже в небольших городках это было монументальное и солидное здание. На фото — почтамт в Гессене

Дружба и тесный контакт с императорами не прекращались никогда, благодаря этому Таксисы наращивали свой вес в глазах европейской аристократии. Сначала они стали графами, а позже имперскими князьями, то есть принадлежали к весьма немногочисленному кругу рейхсфюрстов (таковых было 28), имеющих право голоса при решении всех вопросов в империи, включая выборы императора.

В 1650 году к своей фамилии они добавляют фамилию Турн (по-немецки «башня»), подчеркивая родство со знатной итальянской линией делла Торре и претендуя на преемственность по отношению к этому роду, и с тех пор и семью, и их почтовое детище именуют Турн-и-Таксис. Выше мы говорили, что родство Таксисов с якобы потомками Карла Великого, делла Торре, было не очевидным, но вот тут-то для доказательства этого родства Таксисам пригодились не только их богатства, но и связи, так сказать, нажитый административный ресурс.

Впрочем, дружба с императорами приносила семейству не только «позолоту» — куда важнее с точки зрения бизнеса то, что звание генерал-почтмейстера, специально учрежденное для Таксисов, носили все главы рода, а с 1615 года должность императорского почтмейстера и вовсе официально стала наследственной.

Герб имперских князей Турн-и-Таксис. Специалисты по геральдике найдут в нем массу интересного

Всё это, в свою очередь, поможет сдерживать натиск конкурентов, потому что многие имперские князья в собственных владениях желают устроить свои маленькие почты, — титулы позволяют теперь Турн-и-Таксисам разговаривать с такими на равных, а не с позиции обслуживающих их дворян, и это в какой-то момент поможет продлить жизнь Kaiserliche Reichspost.

В 1672 году начинается Франко-голландская война, и из всех многочисленных войн в Европе эту мы выделяем потому, что Турн-и-Таксисы ухитряются договориться с королем Франции о том, что даже во время военных действий их курьеры следуют через территорию Франции без задержек. Это сильно укрепило авторитет почты в глазах европейцев и создало прецедент, которым Турн-и-Таксисы будут козырять довольно часто и, как правило, успешно. Зачастую (но не всегда) даже в условиях самых ожесточенных войн почтовые коммуникации между воюющими странами будут сохраняться.

Получение Kaiserliche Reichspost в наследственное владение Турн-и-Таксисы встретили новым достижением. Они почуяли ветер перемен, который был связан с тем, что каждый город к тому времени выпускал свою газету (часто — несколько газет), и реализовали гениальную задумку — ввели подписку на газеты, причем не только на издания внутри собственного города, но и на любую известную подписчику газету из любого города.

Старинные газеты

Газеты тогда относительно новый и необыкновенно важный (в то время эту важность даже не с чем сравнить) источник информации, и задумка Турн-и-Таксисов реализуется прекрасно, выводя прибыль их почты на заоблачные высоты.

Первыми (главными и основными) подписчиками становятся влиятельные аристократы и королевские дома, а также крупный торговый и банковский капитал: для них новости — это часть большой политики…

Характерно, что несколько десятилетий спустя «управитель России» Ордин-Нащокин, описывая задачи создаваемой в стране «немецкой» (и по направлению ее — «в немцы», и по организации, которую пробовали скопировать с почты Турн-и-Таксисов) почты, целью которой ставили доставку диппочты, писал, что «гонцам необходимо скупать и присылать нам всяческие куранты (то есть новостные издания), какие только встречаться будут».

Другим нововведением Турн-и-Таксисов стала передача денег. Их курьеры — люди серьезные и суровые, их почтовые станции под охраной, и с доставкой денег «Королевская почта» справляется безукоризненно. Это придает торговым отношениям на континенте новый импульс. Среди пользователей новой услуги, конечно же, масса частных лиц, особенно торгующих, но услуга востребована и среди банков.

Плюс еще и в том, что иногда деньги никуда перевозить не нужно — достаточные суммы со временем накапливаются на почтовых станциях, и доставить надо не монеты, а поручение об их передаче.

Важная деталь: сефарды, задолго до этого изгнанные из Испании и во множестве нашедшие приют в Нидерландах, постепенно с помощью «почтальонов» Таксисов «выводят» свои капиталы в приютившую их страну. Речь идет о колоссальных суммах — эти деньги в будущем серьезно способствуют процветанию первой буржуазной республики. А Таксисы отлично заработают на комиссии.

Так с конца XVI века возникает существующая и поныне услуга почтового перевода.

Так художники представляли себе римскую почту

В XVII столетии и вовсе наступает «золотой век» почты Турн-и-Таксисов: в их штате более 20 тысяч одних только курьеров (а есть еще служащие почтамтов, конюшие, сортировщики, каретных дел мастера и много кто еще) и несколько сотен почтовых маршрутов, обслуживающих большую часть Европы. Во многих городах устроены, как мы сказали бы сейчас, почтовые хабы — сюда прибывают почтовые мешки, здесь они сортируются, передаются на маршруты, есть еще множество городских посыльных, разносящих газеты и письма (а иногда и записочки из одного дома в другой) по адресам.

Турн-и-Таксисы богаты на зависть многим, деньги они вкладывают не только в расширение и совершенствование почтовой сети — остается еще и на устройство пивоварен, которыми сильно увлеклись представители рода, и на строительство многочисленных огромных замков и дворцов на их бескрайних землях.

Турн-и-Таксисы ведут свои дела блестяще, их почта не просто лучшая, она образцовая, это и хорошо — с точки зрения потребителя, и плохо, потому что их многочисленным конкурентам и завистникам есть что взять за образец. А конкурентами (и завистниками, конечно, тоже) становятся короли и владетельные князья, которые всё чаще пробуют организовать в своих владениях собственные почты.

Авторитет императоров Священной Римской империи, опоры Турн-и-Таксисов, падает по мере появления и усиления национальных государств, на имперские институты оказывается серьезное давление, и далеко не всегда императоры способны свои институты власти защитить — приходится уступать…

Регенсбург — бывшая столица Баварии и некоронованная «столица Дуная», на долгие годы ставшая главной резиденцией Турн-и-Таксисов

А почта стараниями Турн-и-Таксисов уже приобрела такое значение и представлялась таким лакомым с финансовой точки зрения куском, что своей почтой стремились обзавестись все, — и территории, которые обслуживала почта Турн-и-Таксисов и которые еще недавно представлялись незыблемой и постоянно растущей империей, начинают медленно сжиматься.

В начале XVIII века Турн-и-Таксисы переезжают в Регенсбург, город, знавший и лучшие времена, некогда считавшийся неофициальной «столицей Дуная», — именно там, в южногерманских землях, теперь центр их «владений», от их услуг начинают медленно, но верно отказываться одно государство за другим, и в конце XVIII века с Турн-и-Таксисами остаются только те мелкие князья, которые не в состоянии содержать собственную почту (заметим, что идея нажиться на устройстве почты как своей собственности очень скоро для большинства стран обернулась провалом, и не только повторить бизнес-успех Турн-и-Таксисов, но хотя бы работать без убытков до сих пор могут далеко не все национальные почты).

Но времена всё-таки меняются: почта для всех стран отныне настолько же важный символ государства, как флаг, герб и гимн. Если есть где-то клочок земли, принадлежащий государству, то там обязательно должна быть и почта, обеспечивающая связь со всей территорией страны и в первую очередь — связь периферии с центром.

Слишком уж растет значение информации и разветвляется бюрократический аппарат, а обмен приказами и рапортами об исполнении приказов для многих важнее, чем убытки от содержания почты.

Наполеоновские войны и вовсе оборачиваются для Турн-и-Таксисов бедой — в 1806 году последний император Священной Римской империи Франц II Габсбург отрекается от титула, освобождает всех служивших ему от присяги и распускает все свои службы, в том числе почту.

Для Турн-и-Таксисов отлучение от выполнения императорских поручений (и от императорских субсидий), разумеется, беда и большой удар, но вовсе не конец истории — их детище, пусть и в сильно усеченном виде, пусть и на фоне непрекращающихся войн, всё еще прибыльно и, вопреки всему, всё еще живо.

Венский конгресс. Благодаря своему особому статусу имперских князей Турн-и-Таксисы стали его участниками и сумели убедить других принимать решения с учетом их интересов

Как часто случается, за политическим ударом, даже таким масштабным, как крах Священной Римской империи, следует политический успех, пусть и небольшой, но для процветания рода важный: на Венском конгрессе в 1815 году тема почты Турн-и-Таксисов занимает отдельное место в повестке дня (вот что значат для победивших монархий дела видной аристократической семьи Турн-и-Таксис, успевшей породниться с некоторыми королевскими домами).

Понимая, что монополию на почту удержать уже невозможно, Турн-и-Таксисы ставят вопрос о том, что государства, отказывающиеся от их услуг и заводящие собственную почтовую монополию внутри своей страны, должны компенсировать им финансовые убытки. Решение это, заметим, станет для потомков генерал-почтмейстеров эпохальным, но всё это позже, а пока работа зовет, после войн Европа приходит в себя и оборот писем и объемы подписки резко растут.

В 1840 году школьный учитель из Лондона Роуленд Хилл начинает реформировать почту Англии, некогда скопированную с Kaiserliche Reichspost. Он вводит необыкновенные новшества: отныне за почту платит не получатель, а отправитель, для чего появляются почтовые марки; цены на письмо Хилл снижает в 12 (!!!) раз, делая таким образом переписку доступной не только состоятельным господам, но и всем слоям общества, — и объемы почтовой корреспонденции в Англии уже в первый год его реформы вырастают более чем в 70 раз, причем повсеместное использование железных дорог для доставки почты сильно снижает себестоимость отправлений.

Кроме того, Энтони Троллоп, знаменитый в Англии романист, работавший в «Королевской почте», придумал почтовые ящики для сбора писем, которые радикально упростили отправку корреспонденции и сильно разгрузили отделения почты.

Роуленд Хилл и одно из самых замечательных его изобретений — первая в мире почтовая марка, получившая название «черный пенни»

Из европейских почт первыми на эти новшества обращают внимание те, кому это больше всего надо (а может, просто те, кто уже много веков в теме и лучше понимает значение нововведений), и почта Турн-и-Таксисов первой в континентальной части Европы внедряет эти новшества у себя. Правда, собственные почтовые марки (ныне раритет и объект охоты коллекционеров) Турн-и-Таксисы выпустят только в 1852 году.

Закончит свое почти 400-летнее существование почта Турн-и-Таксисов в 1867 году, когда вольный город Франкфурт-на-Майне, бывший в ту пору «почтовой столицей» Турн-и-Таксисов, будет захвачен прусскими войсками.

Пруссия, исполняя решение Венского конгресса, упраздняет почту Турн-и-Таксисов, выплатив владельцам компенсацию в 3 млн талеров.

Это — конец славной истории почты Турн-и-Таксисов, по образу и подобию которой, копируя (и развивая в дальнейшем) ее достижения, существуют сейчас все почты мира.

Дворец Турн-и-Таксисов в Регенсбурге размером с целый город

Но, конечно, это не конец истории рода Турн-и-Таксисов, состояние которых «Форбс» оценивает в сумму, превышающую миллиард евро, и нынешний глава которого, 12-й принц Альберт Мария Ламорал Мигель Йоханнес Габриэль Фюрст фон Турн-и-Таксис, имеющий репутацию отчаянного плейбоя и спортсмена, считается одним из самых завидных женихов Европы.

Замок Турн-и-Таксисов в Регенсбурге, где сейчас живет семья, внесен по некоторым параметрам (количество комнат, например) в Книгу рекордов Гиннесса.

При замке существует музей Турн-и-Таксисов, где можно полюбоваться произведениями искусства, собранными членами семьи или полученными ими в качестве компенсации от немецких княжеств за лишение их почтовой монополии (у многих не было денег на компенсации, и выплаты производились либо землями, либо художественными ценностями), а также приобрести настольную игру «Королевская почта Турн-и-Таксисов» (одну из топовых настолок в мире, уступающую по популярности разве что «Монополии») и выпить пива из пивоварен Турн-и-Таксисов (это семейное хобби, появившееся еще в Средневековье, приносит доход и сейчас, даже в Германии, где свои старинные пивоварни с историей и репутацией есть чуть ли не в каждой деревне, более того, пиво отлично экспортируется).

12-й принц Турн-и-Таксис Альберт, знатнейший из холостяков Европы

А еще принято считать, что эта аристократическая фамилия благодаря придуманному им прогрессивному «счетчику» стоимости перевозки, которая зависела от расстояния, звучит теперь в словах «такси» и «такс» (tax — «налог»).

Одним словом, жизнь продолжается, правда, теперь Турн-и-Таксисы отдельно, почтовая связь — отдельно.

blusmart: Такси-стартап BluSmart вступает в борьбу за электромобилей с Uber водители от действующих лиц.

Ожидается, что инициатива правительства премьер-министра Нарендры Моди по использованию экологически чистой энергии существенно изменит транспортную отрасль Индии в ближайшие годы, что будет иметь серьезные последствия для фирм, занимающихся заказом такси.

Для доминирующих игроков Uber и Ola, поддерживаемой SoftBank, полный переход на электромобили (EV), вероятно, станет масштабным мероприятием, поскольку обе компании борются с проблемами удержания водителей и удовлетворенности клиентов.

Будучи новым участником, компания BluSmart стремится воспользоваться моментом, обойдя своих конкурентов с двигателями внутреннего сгорания по электрификации, чистоте и надежности за счет прямого управления своим автопарком и водителями. Во-первых, водители не могут отменить бронирование, полученное в приложении BluSmart.

«BluSmart добился высокого качества обслуживания благодаря чистым автомобилям, которые прибывают вовремя. Наличие собственного автопарка позволяет вам это сделать», — сказала Джасмит Хурана, возглавляющая инициативу по декарбонизации мобильности на Всемирном экономическом форуме (ВЭФ). «Он использовал переход на электричество, чтобы войти в дверь».

BluSmart также использовала трудности Uber, чтобы заручиться поддержкой инвесторов.

Конфиденциальная презентация инвесторов BluSmart за март, проанализированная агентством Reuters, заявила, что «Uber теряет водителей, пассажиров и долю рынка в Индии», а его модель роста водителей-владельцев «терпит крах» на фоне резкого роста цен на топливо.

Uber не ответил на просьбу прокомментировать эту историю, но его глава в Индии Прабджит Сингх сообщил агентству Рейтер в феврале, что компания ежемесячно добавляет больше водителей и транспортных средств и будет продолжать решать проблемы с обслуживанием.

Uber начал свою деятельность в Индии в 2013 году, предлагая дешевые тарифы для пассажиров и высокие стимулы для водителей. Доморощенный конкурент Ola начал свою деятельность в 2010 году.

Оба бренда процветали по всей Индии, но в последнее время столкнулись с трудностями, поскольку гонщики столкнулись с большим количеством отмен, а водители были расстроены снижением финансовых стимулов, что вынудило многих уйти. Ола не ответила на просьбу о комментарии.

BluSmart, поддерживаемый венчурным подразделением BP, начал свою работу в 2020 году, предлагая поездки в аэропорту Дели, а затем заказы по расписанию. Он также расширился до Бангалора.

В Дели 80% из 2750 новых электрических такси, зарегистрированных в период с января по октябрь 2022 года, принадлежали BluSmart. По данным консалтинговой компании Redseer, на электромобили приходится 25% новых городских такси по сравнению с 3% в 2019 году.

У BluSmart 22 зарядных и парковочных узла в столице, один из них на верхнем этаже многоуровневой автостоянки, охраняемой частной охраной, в фешенебельном районе, где каждую ночь тщательно моют более 100 автомобилей.

РАСШИРЕНИЕ

Индийский рынок такси в настоящее время оценивается в 13,4 миллиарда долларов, что составляет десятую часть от китайского, а проникновение составляет всего 7%, по данным Statista, что делает страну с населением 1,4 миллиарда очень выгодной возможностью.

Моди хочет, чтобы 30% всех автомобилей, проданных к 2030 году, были электрическими, а некоторые штаты настаивают на большем количестве экологически чистых такси.

BluSmart планирует увеличить свой парк до 14 000 такси в следующем году и до 100 000 в течение пяти лет, расширившись еще до четырех городов и предлагая более немедленные заказы, как Uber, сообщил Рейтер ее генеральный директор Анмол Сингх Джагги.

К июню их парк будет состоять из небольших электромобилей, изготовленных по индивидуальному заказу индийской компанией Gensol Engineering, что позволит снизить стоимость проезда.

«Массовый рынок можно захватить только с помощью небольшого электромобиля», — сказал Джагги.

Однако эта стратегия сталкивается с трудностями.

Компания BluSmart, которая работает всего в двух городах с 5000 автомобилей, утверждает, что занимает 9% рынка такси в Дели. У Uber 300 000 сотрудников в более чем 100 городах Индии, что составляет 43% общенациональной доли.

Парк BluSmart включает в себя более дорогие электромобили от MG Motor и BYD, но он сталкивается с ограничениями по количеству автомобилей, которые он получает от Tata Motors — единственного доступного производителя электромобилей в Индии прямо сейчас.

По оценкам Джагги, 40% водителей BluSmart работают в Uber или Ola. Почти два десятка водителей, опрошенных Reuters, заявили, что присоединились к ним из-за повышения заработной платы, хотя некоторые из них недовольны тем, что взимание платы съедает слишком много ежедневного времени вождения, а стимулы ослабевают.

Помимо почасовой оплаты, BluSmart в прошлом году выплачивала поощрения, если водитель получал не менее 7000 рупий (85 долларов США) в еженедельном доходе от поездки. Теперь это начинается с 8000 рупий (9 долларов США).8), — сказали водители.

«Если я получу более высокий заработок в другом месте, даже в Uber, я уйду», — сказал водитель BluSmart А. Кумар. «В конце концов, я должен кормить своих детей».

ПЕРЕИЗОБРАЖЕНИЕ

В январе Ola заявила, что выпустит 10 000 электромобилей на своей платформе, но не назвала сроков.

В феврале глава Uber в Индии Сингх отверг опасения по поводу BluSmart, заявив, что Uber по-прежнему предлагает более разнообразные варианты поездок, включая скутеры и авторикши.

Но один из руководителей отрасли, непосредственно знакомый с мышлением Uber, сказал, что компания внутри компании признает BluSmart в качестве претендента, и ее собственное продвижение электромобилей является частью ее сопротивления.

Uber хочет иметь 100% парк электромобилей к 2040 году во всем мире и нацеливается на более чем 1 миллион таких автомобилей в Индии и Южной Азии, считая это «ключевым элементом» своей стратегии регионального роста, говорится в объявлении компании о вакансиях на LinkedIn.

В своем первом шаге Uber в феврале заявил, что развернет 25 000 электромобилей Tata в Индии и будет сотрудничать с операторами автопарка для управления ими, как это делает BluSmart.

«В каком-то смысле это (BluSmart) заставило Uber переосмыслить то, как он хочет играть в Индии», — сказал Курана из WEF.

(Отчет Адити Шах и Адитья Калра, дополнительный отчет Сакши Даял; редактирование Сэма Холмса)

Таксисты Западного Белфаста подадут в суд на ложные заявления ИРА

Коннла Янг

Адвокаты одной из самых известных компаний такси на севере должны возбудить судебный процесс против организации по кибербезопасности, связанной с британской разведкой, в связи с ложными утверждениями, связывающими отрасль с ИРА.

Директора Belfast Taxis CIC, ранее известного как West Belfast Taxis, готовы принять меры после того, как делегатов, которые должны были посетить связанное с британской разведкой мероприятие по кибербезопасности в Белфасте, предупредили, чтобы они не совершали туры в черном такси, «потому что ими управляет ИРА».

Мероприятие CyberUK 2023, которое проходит в среду и четверг, было организовано Национальным центром кибербезопасности (NCSC), который помогает защититься от кибератак и повысить безопасность в Интернете.

NCSC является частью секретного Главного управления связи британского правительства (GCHQ), которое отвечает за электронное и другое наблюдение.

Сообщалось, что компания Bray Leino Events, которая помогает с проведением собрания на этой неделе, в информационном документе посоветовала своим сотрудникам не ездить на черном такси к знаменитым настенным росписям Белфаста, утверждая, что ими управляет ИРА.

Падрайг О Мьюриг из Ó Muirigh Solicitors теперь подаст в суд на NCSC и Bray Leino Events.

«На протяжении более 40 лет Belfast Taxis CIC занимает центральное место в предоставлении местных транспортных услуг, прежде всего в Северном и Западном Белфасте», — сказал г-н О Мьюриг.

«Предоставление этой общественной услуги позволило сохранить тысячи рабочих мест во времена политических и социальных волнений, внося значительный вклад в экономическую жизнь Белфаста.

Таксист опасается за жизнь после ложного заявления IRA о черном такси

«Обвинения, выдвинутые против директоров CIC Belfast Taxis и ее водителей, являются ложными, необоснованными и клеветническими».

Г-н  О Мьюрих добавил, что он «предпримет все необходимые шаги, чтобы защитить позицию нашего клиента в отношении любых клеветнических комментариев, сделанных против него, и без колебаний возбудит судебное разбирательство в случае необходимости».

Ожидается, что на собрании на этой неделе, которое было объявлено «флагманским кибермероприятием», выступят несколько высокопоставленных спикеров, в том числе министр безопасности Великобритании Том Тугендхат.

Несколько официальных лиц кабинета министров Великобритании, в том числе заместитель советника по национальной безопасности Мэтью Коллинз и член парламента от консерваторов Оливер Дауден, также будут присутствовать,

Среди других выступающих будет представитель правительства США.