Теория бихевиоризма в психологии: Бихевиоризм. Основные теории
Бихевиоризм. Основные теории
30.04.2011
Первый этап эволюции бихевиоризма — бихевиоризм Уотсона — продолжался примерно с 1913 по 1930 г. Второй этап, или необихевиоризм, можно датировать примерно 1930-1960 годами. Он охватывает работы таких ученых, как Эдвард Толмен, Эдвин Гатри, Кларк Халл и Бересс Скиннер. Эти необихевиористы сходились во мнениях о некоторых основных положениях, которые использовались для объяснения полученных данных:
- сердцевиной психологии является исследование процесса научения;
- большинство видов поведения, независимо от их сложности, подчиняются законам условных рефлексов;
- психология должна принять принципы операционизма.
Третьим этапом эволюции бихевиоризма является необихевиоризм, или социальный бихевиоризм, начало которого приходится на 60-е годы XX века и который характеризуется возвратом к когнитивным процессам.
Предметом бихевиоризма стало поведение, которое исследовалось путем экспериментального изучения факторов, влияющих на его формирование, т.
Основные теории бихевиоризма
Э. Торндайк
Экспериментальное исследование условий и динамики научения путем анализа способов решения задачи в проблемном ящике. Законы образования конвекции (связи), т.е. законы научения. Метод обучения путем проб и ошибок.
Д. Уотсон
Изучение поведения, анализ его формирования путем образования связи S-R. Наблюдение за естественным становлением поведения, эмоций, понятий, речи. Доказательство прижизненное образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможности повлиять на их содержание.
Э. Толмен
Изучение деятельности системы организм — среда, формирование целостного, молярного подхода к проблеме поведения. Внутренняя переменная, опосредующая связь S — R, понятие о когнитивных картах и латентном обучении.
К. Халл
Формирование гипотстико-дедуктивного подхода к изучению поведения, анализу факторов, влияющих на характер связи S-R. Понятие первичного и вторичного подкрепления, закон редукции напряжения.
Б. Скиннер
Разработка методов целенаправленного обучения, управления и коррекции поведения. Изучение оперантного поведения. Законы оперантного обучения, программированное обучение, методы коррекции поведения.
Д. Мид
Исследование социальных взаимодействий, лежащих в основе образования «Я». Понятие роли и системы ролей как основы личности, раскрытие роли игры и ожиданий окружающих в становлении «Я».
А. Бандура
Исследование социального научения, изучение механизмов формирования социального поведения и подражания, а также способов коррекции поведения. Понятие косвенного подкрепления, раскрытие роли модели подражания, исследование самоэффективности, влияющей на регуляцию персонального поведения.
Ключевые слова: Бихевиоризм
Источник: Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии — Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Материалы по теме |
---|
Бихевиоризм Рогов Е. И., Общая психология. Курс лекций |
Субъективный бихевиоризм Абдурахманов Р.А., История психологии |
Социальный бихевиоризм Дж. Мида Абдурахманов Р.А., История психологии |
Бихевиоризм и развитие личности Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов |
Бихевиористская теория Дж. Уотсона Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология |
Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология |
Общая характеристика бихевиоризма Григорович Л.А., Педагогика и психология |
Бихевиористская (поведенческая) психотерапия: характеристика, методы Русланов Д. В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное… |
Бихевиоризм — Психологос
01 октября 2022 г., 21:24
Джон Уотсон
Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) в широком понимании — направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека.
Бихевиоризм в узком понимании, или классический бихевиоризм — бихевиоризм Дж.Уотсона и его школы, исследующий только внешне наблюдаемое поведение и не делающий различия между поведением человека и других животных. Для классического бихевиоризма все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции — с изменениями внутри организма, сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей. Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции (S->R).
Основной метод классического бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.
Представители: Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер.
Миссия бихевиоризма — перевести умозрительные фантазии гуманитариев на язык научного наблюдения. Бихевиоризм родился как протест против произвольных умозрительных спекуляций исследователей, не определяющих понятия четким, операциональным образом, и объясняющих поведение лишь метафорически, не переводя красивые объяснения на язык четких инструкций: что нужно конкретно сделать, чтобы получить от себя или другого нужное изменение в поведении.
«Ваше раздражение вызвано тем, что вы не принимаете себя. Вас раздражает в других то, что вы не можете принять в самих себе. Вам нужно научиться принимать себя!». — Это красиво, это может быть и верно, но, во-первых, это не проверяемо, а во-вторых, непонятен алгоритм действий для решения проблемы с раздражением.
Фильм «История Джона Утсона»
Бихевиоризм стал родоначальником поведенческого подхода в практической психологии, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, а конкретнее «что в поведении есть», «что мы в поведении изменить хотим» и «что для этого конкретно следует сделать».
Бихевиоризм подход хорошо сочетается с другими подходами современной практической психологии. Многие современные бихевиористы используют элементы и гештальт-подхода, и элементы психоанализа. Модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены прежде всего теорией социального научения А. Бандуры и Д.Роттера.
В психотерапии бихевиоральный подход — один из многих часто используемых подходов.
Если клиент боится летать на самолетах, психоаналитик начнет искать связанные с полетами детские травмирующие переживания, а психоаналитик-фрейдист постарается выяснить, какие ассоциации у пациента вызывает длинный фюзеляж самолета. Психолог-бихевиорист в подобном случае запустит стандартную процедуру десенсибилизации — по сути, начнет вырабатывать условный рефлекс спокойного расслабления на стрессовую ситуацию полета. Смотри Основные подходы в практической психологии
Что касается эффективности, то в целом можно сказать, что бихевиоральный подход имеет примерно ту же эффективность, что и другие подходы. Бихевиоральный подход более подходит для простых случаев психотерапии: избавления от стандартных фобий (страхов), нежелательных привычек, формирование желательного поведения. В сложных, запутанных, «личностных» случаях использование бихевиоральных методов дает недолговременный эффект. Есть исторические предпочтения: Америка предпочитает бихевиоральные подходы всем другим, в России бихевиоризм не в чести. Смотри →
- Бихевиоризм
Комментарии (7):
Гость, 09 октября 2013 г., 21:43
Спасибо!
Гость, 03 ноября 2013 г., 00:36
А почему когда в фильме говорят о Джоне Уотсоне показывают портрет Милтона Эриксона? Негодую!
1
ответ
Гость, 02 июня 2018 г., 04:37
Вы ошибаетесь, друг мой! Я нашла одну статью про Милтона Эриксона с портретом Джона Уотсона — и-за нее Вы и подумали об ошибке. На самом деле они слегка похожи. Посмотрите большое количество фотографий обоих ученых — и Вы увидите где кто.
Гость, 01 июня 2019 г., 12:30
«В России не в чести» — )). В России, можно сказать, вообще нормалная жизнь и психологическое здоровье вообще не в чести … )
1
ответ
Гость, 03 мая 2020 г. , 14:50
К сожалению, мой друг.
Гость, 21 октября 2019 г., 16:42
Человек на сегодняшний день — это разумное животное, и ещё не эволюцианировал в ЧЕЛОВЕКА, в том понимании, в котором мы его видим т. е (высокосознательным, культурным, с высокими моральными принципами).
1
ответ
Гость, 13 июня 2020 г., 15:00
Высокосознательность — это справедливость ? …Культура и мораль это тип поведения части общества и для разных общественных групп индивидуальна . …Человек — это животное , с хорошо развитым абстрактным мышлением и развитым артикулярным аппаратом, но с низким уровнем понятия справедливости.
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Б. Ф. Скиннер и радикальный бихевиоризм
Долгие годы Б.Ф. Скиннер был самым известным в США психологом, но влияние его работ выходит далеко за пределы профессиональной психологии. Неприятие и недоверие, которое Скиннер испытывал ко всему ментальному, субъективному, т. е. ко всему тому, что он называл «надуманными объяснениями», заставило его сосредоточить внимание на внешних формах поведения и попытаться сформулировать методы наблюдения, измерения, предсказания и понимания поведения людей и животных.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Бихевиоральное направление
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Классический бихевиоризм
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Необихевиоризм
0Подробнее
Определение, история, концепции и влияние
Содержание
Теоретические предположения
Бихевиористское движение началось в 1913 году, когда Джон Уотсон написал статью под названием Психология с точки зрения бихевиористов , в которой излагались несколько основных предположений относительно методологии и поведенческих анализ:
Всему поведению можно научиться из окружающей среды:
Одно из предположений подхода к обучению состоит в том, что все виды поведения приобретаются из окружающей среды. Их можно выучить с помощью классического обусловливания, научения через ассоциации, или с помощью оперантного научения, научения через последствия.
Бихевиоризм подчеркивает роль факторов окружающей среды во влиянии на поведение, практически исключая врожденные или унаследованные факторы. По сути, это сводится к концентрации на обучении. Поэтому при рождении наш ум представляет собой «tabula rasa» (чистый лист).
Классическое обусловливание относится к обучению через ассоциации и включает в себя обусловливание врожденных телесных рефлексов новыми стимулами.
Эксперимент Павлова
Иван Павлов показал, что собак можно классическим образом приучить к слюнотечению при звуке колокольчика, если этот звук повторяется во время кормления.
Сначала он подарил собакам звук колокольчика; у них не было слюноотделения, так что это был нейтральный раздражитель. Потом он предложил им еду, у них шла слюна. Пища была безусловным раздражителем, а слюноотделение — безусловным (врожденным) ответом.
Затем Павлов неоднократно давал собакам сначала звук колокольчика, а затем корм (спаривание) после нескольких повторений, у собак выделялось слюноотделение, когда они слышали звук колокольчика.
Звонок стал условным раздражителем, а слюноотделение стало условной реакцией.
Примеры классического обусловливания, применяемого в реальной жизни, включают:
- отвращение к вкусу
- заученные эмоции – такие как любовь к родителям, объяснялись как парные ассоциации со стимулом, который они обеспечивают
- реклама – мы легко ассоциируем привлекательные изображения с продуктами, которые они продают
- фобии – классическая обусловленность рассматривается как механизм, с помощью которого – мы приобретаем многие из этих иррациональных страхов.
Скиннер утверждал, что обучение является активным процессом и происходит посредством оперантного обусловливания. Когда люди и животные воздействуют на окружающую среду и воздействуют на нее, следуйте этому поведению.
Если последствия приятны, они повторяют поведение, а если последствия неприятны, то нет.
Поведение является результатом реакции на стимул:
Редукционизм — это убеждение, что человеческое поведение можно объяснить, разбив его на более мелкие составные части.
Редукционисты говорят, что лучший способ понять, почему мы ведем себя так, а не иначе, — это внимательно изучить самые простые части, из которых состоят наши системы, и использовать самые простые объяснения, чтобы понять, как они работают.
Уотсон описал цель психологии следующим образом: «Предсказать, какая реакция будет иметь место при наличии стимула; или, учитывая реакцию, укажите, какая ситуация или стимул вызвали реакцию». (1930, с. 11).
Любое поведение, каким бы сложным оно ни было, может быть сведено к простой ассоциации стимул-реакция).
Стимул относится к любой особенности среды, влияющей на поведение. Например, в эксперименте Павлова раздражителем была пища.
Реакция – это поведение, вызванное стимулом. Например, в эксперименте Павлова слюноотделение собаки было реакцией.
Психологию следует рассматривать как науку:
Теории должны быть подкреплены эмпирическими данными, полученными путем тщательного и контролируемого наблюдения и измерения поведения. Уотсон (1913) заявил:
«Психология как бихевиорист рассматривает ее как чисто объективную экспериментальную ветвь естествознания. Его теоретическая цель —… предсказание и контроль». (стр. 158).
Компоненты теории должны быть максимально простыми. Бихевиористы предлагают использовать операционные определения (определение переменных с точки зрения наблюдаемых, измеримых событий).
Бихевиоризм ввел научные методы в психологию. Использовались лабораторные эксперименты с высоким контролем посторонних переменных.
Эти эксперименты можно было воспроизвести, а полученные данные были объективными (на них не влияли суждения или мнения отдельных лиц) и измеримыми. Это придало психологии больше доверия.
Бихевиоризм в первую очередь касается наблюдаемого поведения, а не внутренних событий, таких как мышление и эмоции:
Отправной точкой для многих бихевиористов является отказ от интроспекции (попытки «залезть в головы людей») большинства господствующих направлений психологии.
Хотя современные бихевиористы часто признают существование познания и эмоций, они предпочитают не изучать их, поскольку только наблюдаемое (то есть внешнее) поведение может быть объективно и научно измерено.
Хотя теоретики этой точки зрения признают, что у людей есть «разум», они утверждают, что невозможно объективно наблюдать за мыслями, мотивами и значениями людей, не говоря уже об их бессознательных стремлениях и желаниях.
Следовательно, внутренние события, такие как мышление, следует объяснять с помощью поведенческих терминов (или вообще исключать).
Существует небольшая разница между обучением людей и других животных:
Принципиального (качественного) различия между поведением человека и животного нет. Поэтому исследования можно проводить как на животных, так и на людях.
В основе лежит предположение, что до некоторой степени законы поведения одинаковы для всех видов и, следовательно, знания, полученные при изучении крыс, собак, кошек и других животных, могут быть распространены на людей.
Следовательно, крысы и голуби стали основным источником данных для бихевиористов, так как их среду можно было легко контролировать.
Типы бихевиоризма
Исторически наиболее значительным различием между версиями бихевиоризма является различие между первоначальным «методологическим бихевиоризмом» Уотсона и формами бихевиоризма, позже вдохновленными его работами, известными под общим названием необихевиоризм (например, радикальный бихевиоризм).
Методологический бихевиоризм
Статья Уотсона «Психология с точки зрения бихевиористов» часто называют «манифестом бихевиористов», в котором
Уотсон (1913, стр. 158) описывает принципы всех бихевиористов:
«Психология, как ее видят бихевиористы, является чисто объективной экспериментальной ветвью естествознания. Его теоретическая цель — предсказание поведения и управление им. Интроспекция не составляет существенной части ее методов, и научная ценность ее данных не зависит от готовности, с которой они поддаются интерпретации с точки зрения сознания.
В своих попытках получить единую схему реакции животных бихевиорист не видит разделительной линии между человеком и животным. Поведение человека со всей его изощренностью и сложностью составляет лишь часть общей схемы исследования бихевиориста.
Радикальный бихевиоризм
Радикальный бихевиоризм был основан Б. Ф. Скиннером, который согласился с предположением методологического бихевиоризма о том, что целью психологии должно быть предсказание и контроль поведения.
Скиннер, как и Ватсон, также признавал роль внутренних психических событий, и хотя он соглашался, что такие личные события нельзя использовать для объяснения поведения, он предлагал объяснять их в анализе поведения.
Еще одно важное различие между методологическим и радикальным бихевиоризмом касается степени влияния факторов окружающей среды на поведение. Методологический бихевиоризм Уотсона (1913) утверждает, что при рождении разум является tabula rasa (чистой доской).
Напротив, радикальный бихевиоризм принимает точку зрения, что организмы рождаются с врожденным поведением, и, таким образом, признает роль генов и биологических компонентов в поведении.
Социальное обучение
Бихевиоризм претерпел множество трансформаций за годы, прошедшие с тех пор, как он был разработан Джоном Ватсоном в начале двадцатого века.
Еще одним недавним расширением этого подхода стала разработка теории социального обучения, которая подчеркивает роль планов и ожиданий в поведении людей.
В соответствии с теорией социального научения люди больше не рассматривались как пассивные жертвы окружающей среды, а скорее как саморефлексирующие и вдумчивые.
Эту теорию часто называют связующим звеном между бихевиористской и когнитивной теориями обучения, поскольку она охватывает внимание, память и мотивацию.
Историческая хронология
- Павлов (1897) опубликовал результаты эксперимента по кондиционированию после первоначального изучения пищеварения у собак.
- Уотсон (1913) основывает школу поведенческой психологии, опубликовав статью Психология с точки зрения бихевиориста .
- Уотсон и Рейнер (1920) приучили сироту по имени Альберт Б. (он же Маленький Альберт) бояться белых крыс.
- Торндайк (1905) формализовал Закон Эффекта .
- Скиннер (1938) написал Поведение организмов и ввел концепции оперантного обусловливания и формирования.
- Были опубликованы « Принципы поведения » Кларка Халла (1943).
- Б. Ф. Скиннер (1948) опубликовал Walden Two , описывая утопическое общество, основанное на бихевиористских принципах.
- Журнал экспериментального анализа поведения начался в 1958 году.
- Хомский (1959) опубликовал свою критику бихевиоризма Скиннера « Review of Verbal Behavior ».
- Бандура (1963) опубликовал книгу под названием Теория социального обучения и развития личности
, которая сочетает в себе как когнитивные, так и поведенческие основы. - Б. Ф. Скиннер (1971) опубликовал свою книгу « По ту сторону свободы и достоинства », в которой он утверждает, что свобода воли — это иллюзия.
Проблемы и дебаты
Свобода воли против детерминизма
Сильный детерминизм поведенческого подхода, поскольку любое поведение изучается из окружающей среды посредством классического и оперантного обусловливания. Мы являемся полной суммой нашей предыдущей обусловленности.
Более мягкий детерминизм теории подхода к социальному обучению, поскольку он признает элемент выбора в отношении того, имитируем ли мы поведение или нет.
Природа против воспитания
Бихевиоризм в значительной степени находится на стороне воспитания в споре, поскольку утверждает, что нашему поведению мы учимся из окружающей среды.
Теория социального научения также находится на стороне воспитания, потому что она утверждает, что мы учимся поведению на образцах для подражания в нашем окружении.
Бихевиористский подход предполагает, что, кроме нескольких врожденных рефлексов и способности к обучению, все сложное поведение усваивается из окружающей среды.
Холизм против редукционизма
Бихевиористский подход и социальное обучение являются редукционистскими; они изолируют части сложного поведения для изучения.
Бихевиористы считают, что любое поведение, каким бы сложным оно ни было, можно разбить на фундаментальные процессы обусловливания.
Идиографический и номотетический
Это номотетический подход, поскольку он рассматривает все поведение, регулируемое одними и теми же законами обусловленности.
Однако он учитывает индивидуальные различия и объясняет их с точки зрения различий в истории обусловливания.
Критическая оценка
Бихевиоризм имеет экспериментальную поддержку: Павлов показал, что классическое обусловливание приводит к обучению через ассоциации. Уотсон и Рейнер показали, что фобиям можно научиться с помощью классического обусловливания в эксперименте «маленький Альберт».
Очевидным преимуществом бихевиоризма является его способность четко определять поведение и измерять изменения поведения. Согласно закону бережливости, чем меньше допущений делает теория, тем она лучше и достовернее. Поэтому бихевиоризм ищет простые объяснения человеческого поведения с научной точки зрения.
Многие проведенные эксперименты проводились на животных; мы разные когнитивно и физиологически. Люди имеют разные социальные нормы и моральные ценности, которые опосредуют воздействие окружающей среды. Следовательно, люди могут вести себя не так, как животные, поэтому законы и принципы, выведенные из этих экспериментов, могут быть больше применимы к животным, чем к людям.
Гуманизм отвергает номотетический подход бихевиоризма, поскольку они считают людей уникальными и считают, что людей нельзя сравнивать с животными (которые не восприимчивы к требуемым характеристикам). Это известно как идиографический подход.
Кроме того, гуманизм (например, Карл Роджерс) отвергает научный метод использования экспериментов для измерения и контроля переменных, поскольку он создает искусственную среду и имеет низкую экологическую достоверность.
Гуманистическая психология также предполагает, что люди имеют свободную волю (личную свободу воли) для принятия собственных решений в жизни и не следуют детерминистским законам науки.
Акцент бихевиористского подхода на отдельных воздействиях на поведение является упрощением обстоятельств, когда на поведение влияет множество факторов. Когда это признается, становится почти невозможно судить о действиях кого-то одного.
Этот чрезмерно упрощенный взгляд на мир привел к развитию «популярного бихевиоризма, взгляда на то, что награды и наказания могут изменить почти все».
Таким образом, бихевиоризм дает лишь частичное описание человеческого поведения, которое можно объективно рассмотреть. Существенные факторы, такие как эмоции, ожидания и мотивация более высокого уровня, не учитываются и не объясняются. Принятие бихевиористского объяснения может помешать дальнейшим исследованиям с других точек зрения, которые могли бы выявить важные факторы.
Например, психодинамический подход (Фрейд) критикует бихевиоризм за то, что он не рассматривает влияние бессознательного на поведение, а вместо этого фокусируется на внешне наблюдаемом поведении. Фрейд также отвергает идею о том, что люди рождаются с чистого листа (tabula rasa), и утверждает, что люди рождаются с инстинктами (например, эрос и танатос).
Биологическая психология утверждает, что любое поведение имеет физическую/органическую причину. Они подчеркивают роль природы над воспитанием. Например, хромосомы и гормоны (тестостерон) также влияют на наше поведение в дополнение к окружающей среде.
Бихевиоризм можно рассматривать как недооценку важности врожденных склонностей. Из исследований биологической подготовленности становится ясно, что легкость, с которой что-то усваивается, отчасти объясняется ее связью с потенциальным выживанием организма.
Когнитивная психология утверждает, что между стимулом и реакцией происходят посреднические процессы, такие как память, мышление, решение проблем и т. д.
Несмотря на эту критику, бихевиоризм внес значительный вклад в психологию. К ним относятся понимание обучения, языкового развития, морального и гендерного развития, которые объясняются с точки зрения обусловленности.
Вклад бихевиоризма можно увидеть в некоторых его практических приложениях. Поведенческая терапия и модификация поведения представляют собой один из основных подходов к лечению аномального поведения и широко используются в клинической психологии.
Бихевиористский подход используется при лечении фобий и систематической десенсибилизации.
Ссылки
Bandura, A., & Walters, R.H. (1963). Социальное обучение и развитие личности . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
Хомский, Н. (1959). Обзор Вербального поведения Б. Ф. Скиннера. Language, 35(1) , 26-58.
Холланд, Дж. Г. (1978). БИХЕВИОРИЗМ: ЧАСТЬ ПРОБЛЕМЫ ИЛИ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ? Journal of Applied Behavior Analysis , 11 (1), 163–174.
Халл, CL (1943). Принципы поведения: Введение в теорию поведения . Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
Павлов И. П. (1897). Работа пищеварительных желез . Лондон: Гриффин.
Скиннер, Б.Ф. (1938). Поведение организмов: экспериментальный анализ . Нью-Йорк: Appleton-Century.
Скиннер, Б.Ф. (1948). Уолден два. Нью-Йорк: Макмиллан.
Скиннер, Б.Ф. (1971). За гранью свободы и достоинства . Нью-Йорк: Кнопф.
Торндайк, Э. Л. (1905 г.). Элементы психологии . Нью-Йорк: А. Г. Зайлер.
Уотсон, Дж. Б. (1913). Психология с точки зрения бихевиориста . Психологический обзор, 20 , 158-178.
Уотсон, Дж. Б. (1930). Бихевиоризм (исправленное издание). Издательство Чикагского университета.
Уотсон, Дж. Б., и Рейнер, Р. (1920). Условные эмоциональные реакции. Журнал экспериментальной психологии, 3 , 1, стр. 1–14.
Эксперимент с Маленьким Альбертом (Ватсон и Рейнер)
Итоги
- Уотсон и Рейнор подарили Маленькому Альберту белую крысу, и он не выказал страха.
- Затем Ватсон представил крысе громкий хлопок, который испугал Маленького Альберта и заставил его плакать.
- После постоянной ассоциации с белой крысой и громким шумом Маленький Альберт классически научился испытывать страх при виде крысы.
- Страх Альберта распространился на другие стимулы, похожие на крысиные, включая меховое пальто
, немного ваты и маску Деда Мороза.
Уотсон и Рейнер (1920) провели эксперимент с Маленьким Альбертом, чтобы ответить на 3 вопроса:
Можно ли приучить ребенка бояться животного, которое появляется одновременно с громким, вызывающим страх звуком?
Передается ли такой страх другим животным или неодушевленным предметам?
Как долго будут сохраняться такие страхи?
Иван Павлов показал, что классическое обусловливание применимо к животным. Применимо ли это и к людям? В известном (хотя и сомнительном с этической точки зрения) эксперименте Джон Уотсон и Розали Рейнер показали, что это так.
В начале исследования Уотсон и Рейнер столкнулись с девятимесячным мальчиком по имени «Маленький Альберт» — удивительно бесстрашным ребенком, которого пугали только громкие звуки.
Получив разрешение от матери Альберта, исследователи решили проверить процесс классического обусловливания на человеке, вызвав у ребенка еще одну фобию!
Маленький Альберт был 9-месячным младенцем, которого проверяли на реакцию на различные нейтральные раздражители. Ему показали белую крысу, кролика, обезьяну и различные маски. Альберт, описанный как «в целом флегматичный и бесстрастный», не выказывал страха ни перед одним из этих раздражителей.
Однако что действительно напугало его и заставило испугаться, так это удар молотком по стальному стержню за его головой. Внезапный громкий шум заставил «маленького Альберта расплакаться.
Когда Маленькому Альберту было немногим более 11 месяцев, ему представили белую крысу, а через несколько секунд молоток ударил по стальному стержню.
После семи совмещений крысы и шума (в двух сеансах с интервалом в одну неделю) Альберт реагировал плачем и избеганием, когда крысу предъявляли без громкого шума
К настоящему времени маленькому Альберту достаточно было увидеть только крысу, и он сразу же показал все признаки страха. Он плакал (независимо от того, ударяли молотком по стальному стержню или нет) и пытался уползти.
Этот страх начал исчезать со временем, однако ассоциацию можно было возобновить, повторив первоначальную процедуру несколько раз.
Пять дней спустя Уотсон и Рейнер обнаружили, что у Альберта развилась фобия объектов, имеющих сходные характеристики с крысами; включая семейную собаку, шубу, немного ваты и маску Деда Мороза! Этот процесс известен как генерализация.
Эксперимент с Маленьким Альбертом продемонстрировал, что классическое обусловливание можно использовать для создания фобии. Фобия – это иррациональный страх, несоразмерный опасности.
В этом эксперименте ранее не боявшегося ребенка приучили бояться крыс. Он также демонстрирует две дополнительные концепции, первоначально изложенные Павловым.
- Угасание : Хотя условная ассоциация может быть невероятно сильной поначалу, она начинает ослабевать, если ее не подкреплять, пока не исчезнет полностью.
- Обобщение : Условные ассоциации часто могут выходить за пределы представленных конкретных стимулов. Например, если у ребенка развивается негативная ассоциация с одним учителем, эта ассоциация может возникнуть и с другими .
В течение следующих нескольких недель и месяцев за Маленьким Альбертом наблюдали, и через десять дней после кондиционирования его страх перед крысами стал гораздо менее выраженным. Это угасание выученной реакции называется угасанием.
Однако даже по прошествии целого месяца это все еще было очевидно, и ассоциацию можно было возобновить, повторив
оригинальная процедура несколько раз.
К сожалению, мать Альберта отозвала его из эксперимента в тот день, когда были проведены последние тесты, и Уотсон и Рейнер не смогли провести дальнейшие эксперименты по изменению реакции на состояние.
Содержание
Критическая оценка
- Исследователи испортили свой собственный эксперимент, обусловливая Маленького Альберта теми же нейтральными стимулами, что и общие стимулы (кролик и собака).
- Существуют некоторые сомнения относительно того, была ли эта реакция страха на самом деле фобией. Когда Альберту разрешили пососать большой палец, он никак не отреагировал. Этот раздражитель заставил его забыть о громком звуке. Уотсону потребовалось более 30 раз, чтобы, наконец, вынуть большой палец Альберта и наблюдать за реакцией страха.
- Другие ограничения включали отсутствие контрольного субъекта и отсутствие объективного измерения реакции страха у Маленького Альберта (например, зависимая переменная не была операционализирована).
- Поскольку это был эксперимент с одним человеком, результаты нельзя распространять на других (например, низкая внешняя валидность). Альберт с рождения воспитывался в больнице, и он был необычным, поскольку персонал никогда не видел, чтобы он проявлял страх или ярость. Таким образом, Маленький Альберт, возможно, по-другому отреагировал в этом эксперименте на то, как другие маленькие дети, поэтому эти результаты будут уникальными для него.
Когнитивный подход критикует поведенческую модель, поскольку она не принимает во внимание психические процессы. Они утверждают, что мыслительные процессы, происходящие между стимулом и реакцией, ответственны за чувственный компонент реакции.
Игнорирование роли познания проблематично, поскольку ключевой чертой фобий является иррациональное мышление.
Томаркен и др. (1989) представили фобическим и нефобным участникам серию слайдов со змеями и нейтральными изображениями (например, деревьями). Фобики склонны переоценивать количество представленных изображений змей.
Этические вопросы эксперимента с Маленьким Альбертом
Ссылки
Harris, B. (1979). Что случилось с маленьким Альбом ert? . Американский психолог, 34 (2), 151.
Томаркен, А. Дж., Минека, С., и Кук, М. (1989). Связанные со страхом селективные ассоциации и предвзятость ковариации. Journal of Abnormal Psychology, 98 (4), 381.
Watson, JB (1913). Психология с точки зрения бихевиориста. Психологическое обозрение, 20 , 158-177.
Уотсон, Дж. Б., и Рейнер, Р. (1920). Условные эмоциональные реакции. Журнал экспериментальной психологии, 3 (1), 1.
Дополнительная информация
- В поисках маленького Альберта
- Тайна раскрыта: теперь мы знаем, что случилось с Маленьким Альбертом
- Потерянный мальчик психологии: Пожалуйста, встаньте, пожалуйста, настоящий Маленький Альберт?
- Журналы, судьи и привратники в споре о Маленьком Альберте, 2009–2014 гг.