Теория личности эриксона кратко: Теория развития личности Эриксона. Психосоциальное развитие

Содержание

10.Эго-психология Эриксона

Основные принципы Эго-психологии

Основными принципами Эго-психологии Э. Эриксона являются следующие:

а) важнейшая часть психики – Эго и его адаптивные способности;

б) любой психологический феномен есть сочетание биологических, поведенческих, эмпирических и социальных факторов,

в) важнейшими для понимания человека является понимание изменений, происходящих в процессе развития на протяжении всей жизни;

г) главное – изучение нормы, а не патологии;

д) главное внутреннее чувство – чувство идентичности;

е) финансово важны и клинические наблюдения и культурологические и историографические исследования человека.

Эпигенетический принцип

Главным продолжением психологической теории Э. Эриксона является представление о том, что человек продолжает развиваться всю жизнь и в течение жизни проходит через несколько последовательных стадий. Это положение определяется определенным образом, который называется эпигенетическим принципом созревания

: он состоит из двух частей:

1. Личность развивается ступенчато, переход от одного периода к другому определен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста.

2. Общество устроено так, что оно способствует и одобряет развитие социальных возможностей человека, поддерживает темп и направления этого развития.

Эриксон делит развитие личности на восемь последовательных стадий. Эпигенетическая концепция подразумевает, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время, и полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения через все последовательные стадии.

Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотом в жизни индивида, который возникает по достижении определенного уровня психологической зрелости и требований общества.

Каждая из восьми фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфичной эволюционной задачей – проблемой в социальном развитии, которая обязательно предъявляется человеку, но не всегда разрешается. Личность человека зависит от того, как преодолевается кризис.

Каждый психосоциальный кризис содержит и негативные и позитивные компоненты. Если конфликт успешно разрешен личностью, то она обогатится новыми, позитивными чертами. Если конфликт остался неразрешенным, то в личность встраивается негативный компонент.

Качества, приобретаемые человеком на каждой стадии (или не приобретаемые) не снижают и не повышают его восприимчивость к следующим кризисам. Каждый психосоциальный кризис автономен. Эриксон предполагал, что время наступления определенной стадии задано генетически, и одинаковы для всего человечества.

Психосоциальные стадии развития личности

1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие. Младенчество соответствует оральной стадии Фрейда и длится до 1 года жизни. В этот период ребенок испытывает абсолютное чувство доверия, или уверенности. Внешний мир для него – абсолютно спокойное и приятное чувство уверенности во многом бессознательно в этот период.

По Эриксону, степень развития у ребенка чувство доверия зависит от качества материнской любви и ласки. Доверие не зависит от пищи или родительской нежности. Оно связано со способностью матери передать ребенку чувство узнаваемости, постоянства, причем младенцы должны доверять не только внешнему миру, но и внутреннему, они должны научиться доверять себе и научиться командовать своими физиологическими побуждениями. Развитие чувства доверия наблюдается тогда, когда ребенок спокойно переносит отсутствие матери.

2. Раннее детство: автономия – стыд. Приобретаемое чувство доверия дает ребенку некоторую самостоятельность или «автономию». Этот период соответствует анальному периоду Фрейда, т.е. возрасту 2-х – 3-х лет. До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от окружения почти полностью, зависят от окружения, но теперь у них развиваются начальные локомоторные навыки и они начинают исследовать свое окружение и действовать более независимо. Дети очень любят исследовать окружающий мир. Их установкой становятся: «

Я то, что я могу».

3. Возраст игры: инициатива – вина. Возраст игры соответствует дошкольному возрасту или фаллическому периоду в теории Фрейда. Общество требует от ребенка в этом возрасте активности, решения новых задач, похвала является наградой за успехи. Кроме того, у детей появляется примитивная собственность и ответственность за нее.

В это время главным чувством ребенка становится: «

Я – то, что я буду». 

4. Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность. Этот психосоциальный период продолжается от 6 до 12 лет. В начале этого периода ребенок осваивает элементарные культурные звания, обучаясь в школе. В этом возрасте у ребенка резко увеличиваются способность к логическому мышлению самодисциплине, а также способность выстраивать свое поведение в соответствии с социальными нормами и эффективно адаптироваться в среде сверстников.

5. Юность: Эго-идентичность – ролевое смешение. В теории личности Эриксона юность включает в себя период от 12-13 лет до 19-20 лет. В этом возрасте человек сталкивается с новыми социальными требованиями и новыми социальными ролями, которые ему приходится выполнять.

6. Ранняя зрелость: интимность – изоляция (20-25 лет). Эта стадия соответствует периоду ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. В этом возрасте люди уже встают на ноги. Как и Фрейд, Эриксон считал, что только в этом возрасте люди становятся способны к полноценным интимным отношениям, как в сексуальном, так и социальном плане.

7. Зрелость: продуктивность – инертность (26 – 65 лет). Продуктивность – это озабоченность человека не только благополучием следующего поколения, но и состоянием общества в будущем. Каждый человек, по Эриксону, когда-то понимает, что он ответственен за все человечество, за всю культуру. Если этого не происходит, то человек не достигает продуктивности. Таким образом, продуктивность это забота старшего поколения о тех, кто придет на смену. Те люди, у которых не возникает продуктивности, постепенно приходят в состояние самопоглащенности, при котором человек заботится только о себе.

8. Поздняя зрелость: Эго-интеграция – отчаяние (65 лет – смерть). Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают достижения и неудачи. Здоровье уходит, и человек должен смириться.

Эго-интеграция – это способность оглянуться назад и сказать «Я доволен». Отчаяние – это обратная сторона медали.

«Психосоциальная теория личности Эрика Эриксона»

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Студента 4 курса гуманитарного факультета

Богомолова Ильи Юрьевича

Группа ПС-43

Научный руководитель:

Борисова М.А

Москва 2011

Оглавление

Введение

  1. Биография

  2. Развитие личности: психосоциальные стадии

  3. Основные положения Эриксона относительно природы человека

  4. Алкоголь и наркотики

  1. Биография

Эрик Хомбургер Эриксон

12 Июня 1902 — 12 мая 1994

ЭРИКСОН Эрик (р. 1902) — американский психолог, представитель эго-психологии. В противоположность тезису психоанализа об антагонизме личности и общества подчеркивал биосоциальную природу и адаптивный характер поведения личности, центральным, интегративным качеством которой выступает психосоциальная идентичность. Субъективно переживаемая как “чувство непрерывной самотождественности”, психосоциальная идентичность базируется на принятии личностью целостного образа себя (см. Я-концепция) в единстве с ее многообразными социальными связями. Изменение социокультурных условий существования личности ведет к утрате прежней и необходимости формирования новой идентичности. Возникающие на этом пути личностные затруднения могут привести к тяжелому неврозу (“потеря себя”). На основании этого Э. делал вывод об обусловленности массовых неврозов глубокими потрясениями в жизни общества на поворотах истории (войны, революции и т. д.). Смысл терапевтической работы усматривался в возвращении пациенту утраченного чувства идентичности.

Цитаты:

 

  1. Развитие личности: психосоциальные стадии

Как отмечалось ранее, Эриксон считает, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека. Его анализ социализации лучше всего представить с помощью описания отличительных особенностей восьми стадий психосоциального развития.

 

1. Младенчество: базальное довериебазальное недоверие

 

Первая психосоциальная стадия соответствует оральной стадии по Фрейду и охватывает первый год жизни. По Эриксону, в этот период краеугольным камнем формирования здоровой личности является общее чувство

доверия; другие ученые называют ту же самую характеристику «уверенностью». Младенец, имеющий базальное чувство «внутренней определенности», воспринимает социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Это чувство определенности лишь частично осознается в период младенчества.

     Согласно Эриксону, степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы.

 

     «Я полагаю, что матери формируют чувство доверия у своих детей благодаря такому обращению, которое по своей сути состоит из чуткой заботы об индивидуальных потребностях ребенка и отчетливого ощущения того, что она сама — тот человек, которому можно доверять, в том понимании слова «доверие», которое существует в данной культуре применительно к данному стилю жизни. Благодаря этому у ребенка закладывается основа для чувства «все хорошо»; для появления чувства тождества; для становления тем, кем он станет, согласно надеждам других» [Erikson, 1963a, р. 249].

 

     Таким образом, чувство доверия не зависит от количества пищи или от проявлений родительской нежности; скорее оно связано со способностью матери передать своему ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний. Эриксон также подчеркивает: младенцы должны доверять не только внешнему миру, но также и миру внутреннему, они должны научиться доверять себе и в особенности должны приобрести способность к тому, чтобы их органы эффективно справлялись с биологическими побуждениями. Подобное поведение мы наблюдаем тогда, когда младенец может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от нее.

     Вопрос о том, что является причиной первого важного психологического кризиса, глубоко проанализирован Эриксоном. Он связывает этот кризис с качеством материнского ухода за ребенком — причиной кризиса является ненадежность, несостоятельность матери и отвергание ею ребенка. Это способствует появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Данная установка направлена как на мир в целом, так и на отдельных людей; она будет проявляться во всей своей полноте на более поздних стадиях личностного развития. Эриксон также считает, что чувство недоверия может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания; когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности (скажем, возобновляет прерванную карьеру), или рожает следующего ребенка. Наконец, родители, придерживающиеся противоположных принципов и методов воспитания, или чувствующие себя неуверенно в роли родителей, или те, чья система ценностей находится в противоречии с общепринятым в данной культуре стилем жизни, могут создавать для ребенка атмосферу неопределенности, двусмысленности, в результате чего у него появляется чувство недоверия. Согласно Эриксону, поведенческими последствиями подобного неблагополучного развития являются острая депрессия у младенцев и паранойя у взрослых.

     Основная предпосылка психосоциальной теории состоит в том, что кризис «доверие — недоверие» (или любой другой последующий кризис) не всегда находит разрешение в течение первого или второго года жизни. В соответствии с эпигенетическим принципом, дилемма доверие—недоверие будет проявляться снова и снова на каждой последующей стадии развития, хотя она и является центральной для периода младенчества. Адекватное разрешение кризиса доверия имеет важные последствия для развития личности ребенка в дальнейшем. Укрепление доверия к себе и к матери дает возможность ребенку переносить состояния фрустрации, которые он неизбежно будет переживать на протяжении следующих стадий своего развития.

     Как отмечает Эриксон, здоровое развитие младенца не является результатом исключительно чувства доверия, но скорее обусловлено благоприятным соотношением доверия и недоверия. Понять, чему не следует доверять, так же важно, как и понять, чему доверять необходимо. Эта способность предвидеть опасность и дискомфорт также важна для совладания с окружающей реальностью и для эффективного принятия решений; поэтому базальное доверие не стоит трактовать в контексте шкалы достижений. Эриксон заявлял, что животные обладают почти инстинктивной готовностью к приобретению психосоциальных навыков, а у людей психосоциальные способности приобретаются в процессе научения. Кроме того, он утверждал, что в различных культурах и социальных классах матери учат доверию и недоверию по-разному. Но путь приобретения базального доверия по самой сути своей универсален; человек доверяет социуму подобно тому, как он доверяет собственной матери, словно она вот-вот вернется и накормит его в подходящее время подходящей пищей.

     Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие—недоверие», Эриксон обозначает термином надежда. Иначе говоря, доверие переходит в способность младенца надеяться, что, в свою очередь, у взрослого может составлять основу веры в соответствии с какой-либо официальной формой религии. Надежда, это первое положительное качество эго, поддерживает убежденность человека в значимости и надежности общего культурного пространства. Эриксон подчеркивает: когда институт религии утрачивает для индивидуума свое ощутимое значение, он становится неуместным, устаревает и, возможно, на смену ему даже приходят другие, более значимые источники веры и уверенности в будущем (например, достижения науки, искусства и общественной жизни).

 

2. Раннее детство: автономиястыд и сомнение

 

Приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля, избегания чувств стыда, сомнения и унижения. Этот период соответствует анальной стадии, по Фрейду, и продолжается в течение второго и третьего годов жизни. Согласно Эриксону, ребенок, взаимодействуя с родителями в процессе обучения туалетному поведению, обнаруживает, что родительский контроль бывает разным: с одной стороны, он может проявляться как форма заботы, с другой — как деструктивная форма обуздания и мера пресечения. Ребенок также научается различать предоставление свободы типа «пусть попробует» и, напротив, попустительство как деструктивную форму избавления от хлопот. Эта стадия становится решающей для установления соотношения между добровольностью и упрямством. Чувство самоконтроля без потери самооценки является онтогенетическим источником уверенности в свободном выборе; чувство чрезмерного постороннего контроля и одновременная потеря самоконтроля может послужить толчком для постоянной склонности к сомнениям и стыду [Erikson, 1968b].

     До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от заботящихся о них людей. Однако, поскольку у них быстро развивается нервно-мышечная система, речь и социальная избирательность, они начинают исследовать свое окружение и взаимодействовать с ним более независимо. В особенности они гордятся своими только что обнаруженными локомоторными навыками и все хотят делать сами (например, умываться, одеваться и есть). Мы наблюдаем у них огромное желание исследовать предметы и манипулировать ими, а также установку по отношению к родителям: «Я сам» и «Я — то, что я могу».

     С точки зрения Эриксона, удовлетворительное разрешение психосоциального кризиса на этой стадии зависит прежде всего от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. В то же время он подчеркивает, что родители должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально или актуально представляются опасными как для самих детей, так и для окружающих. Автономия не означает, что ребенок получает неограниченную свободу. Скорее она означает, что родители должны удерживать возрастающую способность ребенка делать выбор в пределах определенных «степеней свободы».

     Эриксон рассматривает переживание стыда у ребенка как нечто родственное гневу, направленному на самого себя, когда ребенку не разрешается развивать свою автономию и самоконтроль. Стыд может появиться, если родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сделать сами; или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, чего они еще сами сделать не в состоянии. Разумеется, каждый родитель хотя бы однажды подталкивал своего ребенка к действиям, которые на самом деле лежат за пределами разумных ожиданий. Но только в тех случаях, когда родители постоянно чрезмерно опекают ребенка или остаются глухими к его потребностям, у него появляется либо преобладающее чувство стыда перед другими, либо сомнения в своей способности контролировать окружающий мир и владеть собой. Вместо того, чтобы быть уверенными в себе и ладить с окружением, такие дети думают, что другие пристально их рассматривают, относятся с подозрением и неодобрением; или же они считают себя совершенно несчастными. У них слабая «сила воли» — они пасуют перед теми, кто над ними главенствует или их эксплуатирует. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие.

     По убеждению Эриксона, приобретение ребенком постоянного чувства автономии в значительной степени укрепляет у него чувство доверия. Эта взаимозависимость доверия и автономии может иногда замедлять будущее психическое развитие. Например, дети с неустойчивым чувством доверия могут на стадии автономии стать нерешительными, робкими, могут бояться отстаивать свои права, так что будут искать помощи и поддержки у окружающих. В зрелости у таких людей наиболее вероятно проявится обсессивно-компульсивная симптоматика (что обеспечивает им необходимый контроль) или паранойяльный страх преследования.

     Социальное дополнение автономии — система правопорядка. Эриксон использует термины «право» и «порядок», невзирая на возможные эмоциональные коннотации. Согласно его теории, родители должны быть всегда справедливыми и уважать права и привилегии других, если они хотят, чтобы их дети были готовы» в зрелом возрасте принять ограниченную автономию.

 

     «Сила воли означает постоянное осуществление свободного выбора, так же как и самоограничения, невзирая на неизбежные переживания стыда, сомнений и раздражения из-за того, что кто-то вас контролирует. Источник доброжелательства коренится в рассудительности родителей, руководствующихся уважением к духу закона»

[Erikson, 1968b, p. 288].

 

3. Возраст игры: инициативностьвина

 

Конфликт между инициативой и виной — последний психосоциальный конфликт в дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры». Он соответствует фаллической стадии в теории Фрейда и длится от четырех лет до поступления ребенка в школу. В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задач и приобретения новых навыков; похвала является наградой за успехи. Кроме того, у детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что составляет их мир (игрушки, домашние животные и, возможно, братья и сестры). Они начинают интересоваться трудом других, пробовать новое и допускать, что и на других людях в их окружении лежит определенная ответственность. Успехи в освоении речи и развитие моторики дают возможность контактировать со сверстниками и более старшими детьми за пределами дома, что позволяет им участвовать в разнообразных общественных играх. Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними и что жизнь для них имеет цель. «Я — то, что я буду» — становится у ребенка главным чувством идентичности во время периода игры. Процитируем Эриксона:

 

     «Инициатива добавляет к автономии способность принимать на себя обязательства, планировать, энергично браться за какие-нибудь дела или задачи, чтобы продвигаться вперед; если же раньше появится своеволие, поведение скорее воодушевляется неповиновением или, во всяком случае, протестующей независимостью»

[Erikson, 1963a, р. 155].

 

     Будет ли у ребенка после прохождения этой стадии чувство инициативы благополучно превосходить чувство вины, в значительной степени зависит от того, как родители относятся к проявлению у него собственного волеизъявления. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы. Дальнейшему проявлению инициативы способствует и признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не высмеивают и не тормозят фантазию ребенка. Эриксон указывает на то, что дети на данной стадии, начиная идентифицировать себя с людьми, чью работу и характер они в состоянии понимать и высоко ценить, все больше ориентируются на цель. Они энергично обучаются и начинают строить планы.

     Согласно психосоциальной теории, чувство вины у детей вызывают родители, не позволяющие им действовать самостоятельно. Появлению чувства вины также способствуют родители, чрезмерно наказывающие детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола. Эриксон разделяет мнение Фрейда о сексуальной природе кризиса развития (то есть о сексуально-ролевой идентификации и комплексах Эдипа и Электры), но его теория, бесспорно, охватывает более широкую социальную сферу. В любом случае, когда ребенок скован чувством вины, он чувствует покинутость и собственную никчемность. Такие дети боятся постоять за себя, они обычно ведомые в группе сверстников и чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает целеустремленности или решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их. Кроме того, как полагает Эриксон, постоянное чувство вины может впоследствии стать причиной патологии, в том числе общей пассивности, импотенции или фригидности, а также психопатического поведения.

     Наконец, степень инициативности, приобретаемой ребенком на этой стадии развития, Эриксон увязывает с экономической системой общества. Он утверждает, что потенциальные способности ребенка трудиться продуктивно в будущем, его самодостаточность в контексте данной социально-экономической системы существенно зависят от его способности разрешить кризис вышеописанной фазы.

 

4. Школьный возраст: трудолюбиенеполноценность

 

Четвертый психосоциальный период продолжается от шести до 12 лет («школьный возраст») и соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Предполагается, что в начале этого периода ребенок осваивает элементарные культурные навыки, обучаясь в школе. Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами [Piaget, 1983]. Любовь ребенка к родителю противоположного пола и соперничество с родителем своего пола обычно в этом возрасте уже сублимировались и выражаются во внутреннем стремлении к приобретению новых навыков и успеху.

 

 

Эриксон отмечает, что в примитивных культурах образование детей не слишком усложнено и социально прагматично. Умение обращаться с посудой и хозяйственными принадлежностями, инструментами, оружием и другими вещами в этих культурах напрямую связано с будущей ролью взрослого. Наоборот, в тех культурах, где имеется своя письменность, детей прежде всего учат грамоте, которая в свое время поможет им приобретать сложные умения и навыки, необходимые в различных профессиях и видах деятельности. В результате, хотя в каждой культуре детей обучают по-разному, они становятся повышенно восприимчивыми к технологическому этосу своей культуры и своему тождеству с ним.

 

[Этос (от греч. «ητοζ» — «обычай», «нрав», «характер») — совокупность стабильных черт. (Прим. перев.)]

 

     Согласно Эриксону, у детей развивается чувство трудолюбия, когда они начинают постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе. Термин «трудолюбие» отражает в себе основную тему данного периода развития, поскольку дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Интерес этот подкрепляется и удовлетворяется окружающими людьми и школой, где им дают первоначальные знания о «технологических элементах» социального мира, обучая их и трудясь вместе с ними. Эго-идентичность ребенка теперь выражается так: «Я — то, чему я научился».

     Опасность на этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности, или некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или статусе в среде сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше (в этом периоде постепенно приобретаются установки по отношению к учителям и учению). Чувство неполноценности может также развиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально-экономическое положение, а вовсе не уровень знаний и мотивация, определяют их личностную значимость и достоинство. В результате они могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующем мире.

     Как упоминалось выше, чувство компетентности и трудолюбие у ребенка сильно зависят от школьной успеваемости (по крайней мере, в тех культурах, где есть письменность). Эриксон усматривает в этом ограниченном определении успеха возможные негативные последствия. А именно, если дети воспринимают школьные достижения или работу как единственный критерий, в соответствии с которым можно судить об их достоинствах, они могут стать простой рабочей силой в установленной обществом ролевой иерархии. (Карл Маркс писал, что такие люди подчиняются «ремесленной тупости».) Следовательно, истинное трудолюбие означает не просто стремление быть хорошим работником. Для Эриксона трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности — уверенность в том, что в поисках важных индивидуальных и общественных целей индивид может оказывать положительное влияние на общество. Таким образом, психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.

 

8 стадий психосоциального развития Эрика Эриксона

Эриксон утверждал, что личность развивается в предопределенном порядке через восемь стадий психосоциального развития, от младенчества до взрослой жизни. На каждом этапе человек переживает психосоциальный кризис, который может иметь положительный или отрицательный результат для развития личности.

Для Эриксона (1958, 1963) эти кризисы носят психосоциальный характер, поскольку они связаны с психологическими потребностями личности (т. е. психопатами), противоречащими потребностям общества (т. е. социальным).

Согласно теории, успешное завершение каждого этапа приводит к здоровой личности и приобретению основных добродетелей. Основные добродетели — это характерные сильные стороны, которые эго может использовать для разрешения последующих кризисов.

Неспособность успешно завершить этап может привести к уменьшению способности проходить дальнейшие этапы и, следовательно, к более нездоровой личности и самоощущению. Эти этапы, однако, могут быть успешно решены в более позднее время.

Этап Психосоциальный кризис Основная Добродетель Возраст
1. Доверие против недоверия Надежда 0 – 1½
2. Автономия против стыда Воля 1½ – 3
3. Инициатива против Вины Назначение 3 – 5
4. Трудолюбие против неполноценности Компетенция 5 – 12
5. Идентичность и путаница ролей Верность 12 – 18
6. Близость против изоляции Любовь 18 – 40
7. Генерация против стагнации Уход 40 – 65
8. Целостность эго против отчаяния Мудрость 65+

Содержание

1. Доверие против недоверия

Доверие против недоверия — первый этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия начинается с рождения и продолжается примерно до 18-месячного возраста. На этом этапе младенец не уверен в мире, в котором он живет, и смотрит на своего основного опекуна за стабильностью и последовательностью ухода.

Если забота, которую получает младенец, постоянна, предсказуема и надежна, у него разовьется чувство доверия, которое перенесет его в другие отношения, и он сможет чувствовать себя в безопасности, даже когда ему угрожают.

Если эти потребности не удовлетворяются постоянно, могут развиться недоверие, подозрительность и тревога.

Если уход был непоследовательным, непредсказуемым и ненадежным, у младенца может развиться чувство недоверия, подозрительности и беспокойства. В этой ситуации у младенца не будет уверенности в окружающем мире или в своих способностях влиять на события.

Успех и неудача на первом этапе

Успех на этом этапе приведет к добродетели надежда . Развивая чувство доверия, младенец может иметь надежду на то, что по мере возникновения новых кризисов существует реальная возможность того, что другие люди окажутся рядом в качестве источника поддержки.

Неспособность обрести добродетель надежды приведет к развитию страха. Этот младенец перенесет с собой базовое чувство недоверия в другие отношения. Это может привести к беспокойству, повышенной неуверенности и чрезмерному чувству недоверия к окружающему миру.

В соответствии со взглядами Эриксона на важность доверия исследование Боулби и Эйнсворта показало, как качество раннего опыта привязанности может повлиять на отношения с другими людьми в более позднем возрасте.

2. Автономия против стыда и сомнения

Автономия в противовес стыду и сомнению — вторая стадия психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия происходит в возрасте от 18 месяцев до примерно 3 лет. По словам Эриксона, дети на этом этапе ориентированы на развитие чувства личного контроля над физическими навыками и чувства независимости.

Успех на этом этапе приведет к добродетели будет . Если детей на этом этапе поощрять и поддерживать в их растущей независимости, они становятся более уверенными и уверенными в своей способности выживать в этом мире.

Если детей критикуют, чрезмерно контролируют или им не дают возможности самоутвердиться, они начинают чувствовать себя неадекватными в своей способности выживать, а затем могут стать чрезмерно зависимыми от других, терять чувство собственного достоинства и испытывать чувство стыда или сомнения в своих силах.

Что происходит на этом этапе?

Ребенок развивается физически и становится более подвижным, и обнаруживает, что он или она обладает многими навыками и способностями, такими как надевание одежды и обуви, игра с игрушками и т. д. Такие навыки иллюстрируют растущее чувство независимости и автономии ребенка.

Например, на этом этапе дети начинают отстаивать свою независимость, уходя от матери, выбирая, с какой игрушкой играть, и делая выбор в отношении того, что им нравится носить, есть и т. д.

Что могут сделать родители, чтобы развить чувство контроля?

Эриксон утверждает, что очень важно, чтобы родители позволяли своим детям исследовать пределы своих способностей в благоприятной среде, терпимой к неудачам.

Например, вместо того, чтобы надевать на ребенка одежду, поддерживающий родитель должен иметь терпение и позволять ребенку пробовать до тех пор, пока он не добьется успеха или не попросит о помощи.

Итак, родители должны поощрять ребенка к тому, чтобы он становился более самостоятельным, и в то же время защищать ребенка, чтобы избежать постоянных неудач.

От родителя требуется тонкий баланс. Они должны стараться не делать все за ребенка, но если ребенок не справляется с определенной задачей, они не должны критиковать ребенка за неудачи и несчастные случаи (особенно при приучении к туалету).

Целью должен быть «самоконтроль без потери чувства собственного достоинства» (Гросс, 19 лет).92).

3. Инициатива против вины

Инициатива против вины — это третий этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. На стадии «инициатива против вины» дети чаще самоутверждаются, направляя игру и другие социальные взаимодействия.

Это особенно живые, бурно развивающиеся годы в жизни ребенка. По словам Би (1992), это «время энергичных действий и поведения, которое родители могут расценивать как агрессивное».

В этот период основной особенностью ребенка является регулярное взаимодействие с другими детьми в школе. Центральное место на этом этапе занимает игра, поскольку она дает детям возможность исследовать свои навыки межличностного общения посредством инициирующих действий.

Дети начинают планировать занятия, придумывать игры и инициировать занятия с другими. Если предоставляется такая возможность, дети развивают чувство инициативы и чувствуют себя уверенно в своей способности руководить другими и принимать решения.

И наоборот, если эта склонность подавляется посредством критики или контроля, у детей развивается чувство вины. Ребенок часто переступает черту в своей настойчивости, и опасность заключается в том, что родители склонны наказывать ребенка и слишком сильно ограничивать его инициативу.

Именно на этом этапе ребенок начнет задавать много вопросов по мере роста его тяги к знаниям. Если родители относятся к вопросам ребенка как к тривиальным, раздражающим или смущающим, а другие аспекты их поведения как к угрожающим, тогда у ребенка может возникнуть чувство вины за то, что он «причиняет неудобства».

Слишком сильное чувство вины может замедлить взаимодействие ребенка с другими людьми и помешать его творчеству. Некоторая вина, конечно, необходима; иначе ребенок не умел бы владеть собой или иметь совесть.

Важен здоровый баланс между инициативой и чувством вины. Успех на этом этапе приведет к добродетели цели , а неудача приведет к чувству вины.

4. Трудолюбие против неполноценности

Четвертый психосоциальный кризис Эриксона, связанный с трудолюбием (компетенцией) и неполноценностью, возникает в детстве в возрасте от пяти до двенадцати лет.

Дети находятся на этапе, когда они будут учиться читать и писать, считать, делать что-то самостоятельно. Учителя начинают играть важную роль в жизни ребенка, обучая его определенным навыкам.

Именно на этом этапе группа сверстников ребенка приобретет большее значение и станет основным источником самооценки ребенка. Теперь ребенок чувствует потребность завоевать одобрение, демонстрируя определенные компетенции, которые ценятся обществом, и начинает развивать чувство гордости за свои достижения.

Если детей поощряют и поощряют за их инициативу, они начинают чувствовать себя трудолюбивыми (компетентными) и чувствуют уверенность в своей способности достигать целей. Если эта инициатива не поощряется, если она ограничивается родителями или учителем, то ребенок начинает чувствовать себя неполноценным, сомневаться в своих силах и поэтому может не реализовать свой потенциал.

Если ребенок не может развить определенный навык, которого, по его мнению, требует общество (например, быть спортивным), у него может развиться чувство неполноценности.

Некоторые неудачи могут быть необходимы, чтобы ребенок мог развить некоторую скромность. Опять же, необходим баланс между компетентностью и скромностью. Успех на этом этапе приведет к достоинству компетентности .

5. Идентичность и путаница ролей

Пятая стадия теории психосоциального развития Эрика Эриксона — это идентичность против смешения ролей, и она возникает в подростковом возрасте, примерно с 12 до 18 лет. На этом этапе подростки ищут ощущение себя и личной идентичности посредством интенсивного изучения личных ценностей, убеждений и целей.

В подростковом возрасте наиболее важен переход от детства к взрослой жизни. Дети становятся более самостоятельными и начинают смотреть в будущее с точки зрения карьеры, отношений, семьи, жилья и т. д. Человек хочет принадлежать обществу и вписаться в него.

Подростковый ум — это, по сути, ум или мораторий, психосоциальная стадия между детством и взрослой жизнью, а также между моралью, усвоенной ребенком, и этикой, которую должен развить взрослый (Эриксон, 1963, с. 245).

Это основная стадия развития, на которой ребенок должен усвоить роли, которые он будет играть во взрослом возрасте. Именно на этом этапе подросток пересматривает свою личность и пытается точно выяснить, кто он или она. Эриксон предполагает, что задействованы две идентичности: сексуальная и профессиональная.

Согласно Би (1992), в конце этой стадии должно произойти «реинтегрированное ощущение себя, того, что человек хочет делать или кем он хочет быть, и своей соответствующей половой роли». На этом этапе образ тела подростка меняется.

Эриксон утверждает, что подросток может какое-то время чувствовать себя некомфортно в своем теле, пока не сможет адаптироваться и «врасти» в изменения. Успех на этом этапе приведет к добродетели верности .

Верность предполагает способность посвятить себя другим на основе принятия других, даже когда могут быть идеологические различия.

В этот период они изучают возможности и начинают формировать свою личность на основе результатов своих исследований. Неспособность установить чувство идентичности в обществе («Я не знаю, кем хочу стать, когда вырасту») может привести к путанице ролей. Путаница ролей предполагает, что человек не уверен в себе или своем месте в обществе.

В ответ на смешение ролей или кризис идентичности подросток может начать экспериментировать с другим стилем жизни (например, с работой, образованием или политической деятельностью).

Также давление на кого-то в идентичности может привести к бунту в виде установления негативной идентичности, а вдобавок к этому чувству несчастья.

6. Близость или изоляция

Близость против изоляции — шестой этап теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Этот этап происходит в молодом взрослом возрасте в возрасте примерно от 18 до 40 лет. На этом этапе основной конфликт сосредоточен на формировании близких, любовных отношений с другими людьми.

На этом этапе мы начинаем более тесно делиться собой с другими. Мы исследуем отношения, ведущие к долгосрочным обязательствам с кем-то, кроме члена семьи.

Успешное завершение этого этапа может привести к счастливым отношениям и чувству приверженности, безопасности и заботы в отношениях.

Избегание близости, боязнь обязательств и отношений может привести к изоляции, одиночеству, а иногда и к депрессии. Успех на этом этапе приведет к достоинству любовь .

7. Генерация против стагнации

Генерация против стагнации — седьмая из восьми стадий теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Этот этап происходит в середине взрослой жизни (в возрасте от 40 до 65 лет).

С психологической точки зрения, генеративность означает «оставлять свой след» в мире, создавая или взращивая вещи, которые переживут человека. В среднем возрасте люди испытывают потребность создавать или развивать вещи, которые переживут их, часто имея подопечных или создавая позитивные изменения, которые принесут пользу другим людям.

Мы приносим пользу обществу, воспитывая наших детей, продуктивно работая и участвуя в общественной деятельности и организациях. Благодаря генеративности мы развиваем ощущение того, что являемся частью более широкой картины.

Успех приводит к ощущению полезности и достижения, а неудача приводит к поверхностной вовлеченности в мир.

Не находя способ внести свой вклад, мы становимся застойными и чувствуем себя непродуктивными. Эти люди могут чувствовать себя оторванными или оторванными от своего сообщества и общества в целом. Успех на этом этапе приведет к достоинству уход .

8. Целостность эго против отчаяния

Целостность эго против отчаяния — это восьмой и последний этап стадийной теории психосоциального развития Эрика Эриксона. Эта стадия начинается приблизительно в возрасте 65 лет и заканчивается смертью. Именно в это время мы размышляем о своих достижениях и можем развить честность, если видим, что ведем успешную жизнь.

Люди, которые размышляют о своей жизни и сожалеют о том, что не достигли своих целей, будут испытывать чувство горечи и отчаяния.

Эриксон описал целостность эго как «принятие своего единственного жизненного цикла как чего-то, что должно быть» (1950, с. 268), а позже как «чувство связности и целостности» (1982, с. 65).

По мере того, как мы становимся старше (65+ лет) и становимся пожилыми гражданами, мы склонны снижать нашу продуктивность и исследовать жизнь как пенсионеры.

Эрик Эриксон считал, что если мы считаем свою жизнь непродуктивной, чувствуем вину за свое прошлое или чувствуем, что не достигли своих жизненных целей, мы становимся неудовлетворенными жизнью и развиваем отчаяние, что часто приводит к депрессии и безнадежности.

Успех на этом этапе приведет к добродетели мудрости . Мудрость позволяет человеку оглянуться на свою жизнь с чувством завершенности и полноты, а также принять смерть без страха.

Мудрые люди не характеризуются постоянным состоянием целостности эго, но они испытывают как целостность эго, так и отчаяние. Таким образом, поздняя жизнь характеризуется как целостностью, так и отчаянием как чередующимися состояниями, которые необходимо уравновешивать.

Критическая оценка

Распространяя понятие развития личности на всю жизнь, Эриксон описывает более реалистичную перспективу развития личности (McAdams, 2001).

Основываясь на идеях Эриксона, психология переосмыслила то, как рассматриваются более поздние периоды жизни. Средняя и поздняя взрослость больше не считаются несущественными, благодаря Эриксону, теперь они считаются активными и важными периодами личностного роста.

Теория Эриксона имеет хорошую внешнюю валидность. Многие люди обнаруживают, что могут относиться к его теориям о различных стадиях жизненного цикла через собственный опыт.

Однако Эриксон довольно расплывчато о причинах развития. Какой опыт должен быть у людей, чтобы успешно разрешать различные психосоциальные конфликты и переходить с одной стадии на другую? Теория не имеет универсального механизма выхода из кризиса.

Действительно, Эриксон (1964) признает, что его теория представляет собой скорее описательный обзор социального и эмоционального развития человека, который не объясняет адекватно, как и почему это развитие происходит. Например, Эриксон явно не объясняет, как результат одной психосоциальной стадии влияет на личность на более поздней стадии.

Однако Эриксон подчеркивал, что его работа была «инструментом для размышлений, а не фактическим анализом». Таким образом, ее цель состоит в том, чтобы предоставить основу, в которой можно рассматривать развитие, а не проверяемую теорию.

Одной из сильных сторон теории Эриксона является ее способность связать воедино важное психосоциальное развитие на протяжении всей жизни.

Хотя существует поддержка стадий развития личности Эриксона (McAdams, 1999), критики его теории приводят доказательства, свидетельствующие об отсутствии дискретных стадий развития личности (McCrae & Costa, 19).97).

Эриксон против Маслоу

 Чем иерархия потребностей Маслоу отличается от стадий психосоциального развития Эриксона? 
Маслоу Эриксон
Маслоу предложил серию мотивационных стадий, каждая из которых основывается на предыдущей (т. е. не может развиваться, не удовлетворяя предыдущей стадии). Эриксон предложил ряд предопределенных стадий, связанных с развитием личности. Стадии привязаны ко времени.
Продвижение по этапам зависит от жизненных обстоятельств и достижений (т. е. является гибким). Продвижение по этапам зависит от возраста человека (т. е. жесткого). На каждом этапе человек приобретает черты личности, полезные или патологические.
Есть только одна цель достижения, хотя не все ее достигают. Цель достижения варьируется от этапа к этапу и включает в себя преодоление психосоциального кризиса.
Люди продвигаются вверх по мотивационным ступеням/пирамиде, чтобы достичь самореализации. Первые четыре стадии подобны ступенькам. Успешное завершение каждого этапа приводит к здоровой личности и приобретению основных добродетелей. Базовые добродетели — это характерные сильные стороны, используемые для разрешения последующих кризисов.

Сводка

Подобно Фрейду и многим другим, Эрик Эриксон утверждал, что личность развивается в заранее определенном порядке и опирается на каждую предыдущую стадию. Это называется эпигенетическим принципом.

Восемь стадий психосоциального развития Эриксона включают:

Доверие против недоверия

Эта стадия начинается с рождения и длится примерно до года. Младенец развивает чувство доверия, когда взаимодействие обеспечивает надежность, заботу и привязанность.

Отсутствие этого приведет к недоверию.

Автономия против стыда и сомнения

Эта стадия происходит в возрасте от 18 месяцев до примерно двух-трех лет. У младенца развивается чувство личного контроля над физическими навыками и чувство независимости.

Эриксон утверждает, что очень важно, чтобы родители позволяли своим детям исследовать пределы своих способностей в благоприятной среде, терпимой к неудачам.

Успех приводит к чувству самостоятельности, неудача вызывает чувство стыда и сомнения.

Инициатива против вины

Эта стадия происходит в дошкольном возрасте, в возрасте от трех до пяти лет. Ребенок начинает утверждать контроль и власть над своим окружением, планируя действия, выполняя задания и сталкиваясь с трудностями.

Успех на этом этапе ведет к целеустремленности.

Если инициатива отвергается или обескураживает посредством критики или контроля, у детей развивается чувство вины.

Трудолюбие против неполноценности

Эта стадия происходит в детстве в возрасте от пяти до двенадцати лет.

Именно на этом этапе группа сверстников ребенка приобретет большее значение и станет основным источником самооценки ребенка.

Ребенок справляется с новыми учебными и социальными требованиями.

Успех ведет к ощущению компетентности, а неудача — к ощущению неполноценности.

Идентичность и смешение ролей

Пятая стадия происходит в подростковом возрасте, примерно в 12-18 лет.

Подростки исследуют, кто они как личности, и стремятся установить чувство собственного достоинства, и могут экспериментировать с различными ролями, действиями и поведением.

По словам Эриксона, это важно для процесса формирования сильной личности и развития чувства направления в жизни.

Близость против изоляции

Этот этап происходит в юношеском возрасте в возрасте примерно от 19 до 40 лет.

В этот период основные конфликты сосредоточены на формировании близких, любовных отношений с другими людьми. Успех ведет к крепким отношениям, а неудача приводит к одиночеству и изоляции.

Генеративность против стагнации

Эта стадия происходит в середине взрослой жизни в возрасте примерно от 40 до 65 лет.

Люди испытывают потребность создавать или взращивать вещи, которые переживут их, часто имея подопечных или создавая позитивные изменения, которые принесут пользу другим людям.

Успех приводит к ощущению полезности и достижения, а неудача приводит к поверхностной вовлеченности в мир.

Целостность эго против отчаяния

Эта стадия наступает после 65 лет и включает в себя размышления о своей жизни и либо переход к чувству удовлетворенности и счастья своей жизнью, либо к глубокому чувству сожаления.

Успех на этом этапе вызывает чувство мудрости, а неудача вызывает сожаление, горечь и отчаяние.

Ссылки

Пчела, HL (1992). Развивающийся ребенок . Лондон: ХарперКоллинз.

Эриксон, Э. Х. (1950). Детство и общество . Нью-Йорк: Нортон.

Эриксон, Э. Х. (1958). Молодой человек Лютер: исследование психоанализа и истории . Нью-Йорк: Нортон.

Эриксон, Э. Х. (1963). Молодежь: перемены и вызов . Нью-Йорк: основные книги.

Эриксон, Э. Х. (1964). Проницательность и ответственность . Нью-Йорк: Нортон.

Эриксон, Э. Х. (1968). Личность: Молодость и кризис . Нью-Йорк: Нортон.

Эриксон Э. Х . (1982). Жизненный цикл завершен . Нью-Йорк: WW Нортон и компания.

Эриксон, Э. Х. (1959). Психологические проблемы . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Международный университет
Press

Фрейд, С. (1923). Эго и Ид . СЭ, 19: 1-66.

Гросс, Р. Д., и Хамфрис, П. (1992). Психология: наука о разуме и поведении . Лондон: Ходдер и Стоутон.

МакАдамс, Д. П. (2001). Психология жизненных историй. Обзор общей психологии , 5(2), 100.

Маккрей, Р. Р. и Коста-младший, П. Т. (1997). Структура черт личности как человеческая универсалия. Американский психолог, 52(5) , 509.

Дополнительная информация

Эриксон – почему он был важен? Статья о психосоциальных стадиях

Психосоциальное развитие от колледжа до среднего возраста: 34-летнее последовательное исследование

Связь целостности Эго и отчаяния с чертами личности и психическим здоровьем

Психосексуальные стадии развития (Фрейд)

Глава 8, часть 1: Эрик Эриксон – PSY321 Текст курса: Теории личности

Эрик Эриксон — один из немногих теоретиков личности с западной точки зрения, которые исследовали всю жизнь. Он перешел от акцента Фрейда на психосексуальных конфликтах к одному из психосоциальных кризисов, которые имеют уникальные проявления во взрослом и старческом возрасте. Теория Эриксона всегда была популярна, но по мере того, как наше общество становилось все старше, возрастала потребность в понимании пожилых людей, что делало точку зрения Эриксона еще более ценной и актуальной сегодня, чем когда он впервые ее предложил. Если точка зрения Эриксона на изменения личности, происходящие во взрослом и пожилом возрасте, со временем действительно станет более актуальной, это может привести к интересным изменениям места Эриксона в психологии. Хотя большинство учебников по личности посвящают Эриксону главу, и он обычно также рассматривается в текстах по развитию на протяжении всей жизни, он не упоминается в большинстве учебников по истории психологии, а те, которые упоминают его, делают это лишь кратко. Как бы он ни был популярен среди студентов-психологов, а также среди большинства факультетов психологии, стать общей темой в истории его области было бы особой честью.

Рупали.талан. (2016, 4 сентября). Эрик Эриксон Photo2. Получено с Викисклада по адресу https://commons. wikimedia.org/wiki/File:Erik_Erikson_Photo2.jpg. Лицензия CC-BY-SA-4.0.

Важно также отметить, что Эриксон был в первую очередь психоаналитиком, причем детским психоаналитиком. Он не пренебрегал важностью детства, поскольку занимался психосоциальными изменениями, сопровождающими старение.

Самым любопытным аспектом жизни Эрика Эриксона, безусловно, является то, что на самом деле его фамилия была не Эриксон. Никто из ныне живущих не знает имени его настоящего отца, да и сам он его так и не узнал. Он умолял свою мать рассказать ему, кто его отец, как и его жена Джоан, но мать Эриксона пообещала своему второму мужу, Теодору Хомбургеру, человеку, который вырастил Эриксона и чье имя было дано Эриксону, что она никогда не раскроет его имя. правда. И она сдержала это обещание. Когда Эриксон и его семья переехали в Соединенные Штаты, над их сыном Каем издевались одноклассники, которые называли его «гамбургер, гамбургер». Итак, Эриксон с женой обратились к скандинавской традиции называть сына в честь отца, и назвали своего сына Кай Эриксон, или Кай Эриксон. Затем они сами взяли фамилию, став Эриком и Джоан Эриксон. Также удивительно отметить, что Джоан Эриксон звали не Джоан. Ее звали Сара, а в детстве ее звали Салли. По словам ее дочери Сью, она ненавидела оба имени и в конце концов предпочла, чтобы ее звали Джоан (Сью Эриксон Блоланд, 2005).

Эрик Хомбургер Эриксон родился Эриком Саломонсеном 15 июня 1902 года недалеко от Франкфурта, Германия. Его мать, Карла Абрахамсен, была из богатой еврейской семьи в Копенгагене, Дания. Она вышла замуж за человека по имени Вальдемар Саломонсен, но ее муж покинул Европу через день после свадьбы и уехал в Северную Америку; она никогда больше его не видела, и, похоже, у него больше не было с ней отношений. Через несколько лет она забеременела и, во избежание скандала, либо уехала, либо была выслана из Дании в Германию, где была бы рядом с родственниками. Она поселилась недалеко от Франкфурта и воспитывала Эриксона одна. Вскоре после рождения Эриксона они получили известие о смерти Вальдемара Саломонсена, в результате чего мать Эриксона овдовела. Когда Эриксон заболел в возрасте около 3 лет, мать отвела его к местному педиатру по имени Теодор Хомбургер. Карла Абрахамсен и Теодор Хомбургер полюбили друг друга, поженились, и Хомбургер помог воспитать Эриксона как собственного сына. Эриксону было 8 лет, когда он узнал правду о том, что Хомбургер не был его биологическим отцом, но он все еще рос как Эрик Хомбургер, поскольку его мать никогда не раскрывала правду об имени его настоящего отца (Bloland, 2005; Coles, 19).70; Фридман, 1999).

В детстве Эриксон никогда не был уверен в своих отношениях с матерью. Они были близки, и мать восхищалась его умом и чуткостью. Страсть к философии и искусству она разделяла с сыном, но особое внимание ей приходилось уделять своему новому и очень правильному мужу, доктору Хомбургеру. Сам Эриксон, по общему мнению, был глубоко травмирован тем, что его мать переключила свое внимание на этого нового мужа, и обманом, о котором он в конце концов узнал в отношении того факта, что Хомбургер не был его биологическим отцом. Хотя в конце концов он был усыновлен Хомбургером, дело было больше в надлежащем внешнем виде, чем в каких-либо близких отношениях между отчимом и пасынком. Позже Эриксон редко упоминал своего отчима (Bloland, 2005; Коулз, 19 лет).70; Фридман, 1999).

Эриксон 4 года посещал начальную школу, а затем пошел в очень традиционную гимназию. Он изучал латинский и греческий языки, немецкую литературу, древнюю историю и искусство. Он не был особенно хорошим учеником, но преуспевал в истории и искусстве. Поскольку семья Хомбургеров была довольно престижной, а его мать интересовалась искусством, их дом часто развлекали многие местные художники. Эриксон стремился получить формальное образование в качестве художника и считался довольно талантливым. Поэтому вместо того, чтобы поступить в колледж, он провел год, скитаясь по Европе, ведя богемный образ жизни. Тем не менее, он все еще был глубоко обеспокоен своим ощущением отсутствия идентичности, отсутствия наследия и, по его собственному мнению, в лучшем случае функционировал незначительно. Он мог сводить концы с концами только потому, что его мать тайно присылала ему деньги, на что его отчим был бы очень зол, потому что Хомбургер становился открыто нетерпимым к тому, что Эриксон избегал социальной и финансовой ответственности. Через год Эриксон вернулся домой и поступил в художественную школу, а затем отправился в Мюнхен, чтобы учиться в другой художественной школе. Проведя 2 года в Мюнхене, он переехал во Флоренцию, Италия, где проводил большую часть времени, бродя и изучая людей. Он также подружился с другими бродячими художниками, в том числе с писателем по имени Петер Блос, который на самом деле учился в выпускном классе гимназии и впоследствии стал известным детским психоаналитиком. В конце концов, однако, Эриксон понял, что он не будет успешным художником, и вернулся домой, охваченный глубокой депрессией (Bloland, 2005; Коулз, 19 лет).70; Фридман, 1999).

В 1927 году в жизни Эриксона произошло нечто очень важное. Его друг, Питер Блос, в частном порядке обучал детей Дороти Берлингем, богатой американки, приехавшей в Вену для психоанализа и встречи с Зигмундом Фрейдом. Блос жил с Берлингхэмами, и при этом он также хорошо знал семью Фрейдов. В конце концов Блос решил, что пришло время двигаться дальше. Однако миссис Берлингем и ее близкая, личная подруга Анна Фрейд не хотели терять учителя, которого они так любили. Итак, они предложили Блосу возможность основать собственную школу, и он пригласил Эриксона помочь ему разработать учебную программу и преподавать искусство и историю. Блосу и Эриксону была предоставлена ​​полная свобода действий для разработки прогрессивной учебной программы, и эти двое мужчин процветали. Результаты были ошеломляющими. У детей была большая свобода, и вместе с Эриксоном они изучали искусство, музыку, поэзию, историю Германии, древнюю историю, географию, читали об эскимосах и американских индейцах, мастерили инструменты, игрушки и экспонаты. Окружающая среда в том, что стало известно как школа Хитцинга, также дала много пищи для размышлений Анне Фрейд, поскольку она только развивала свои идеи о психоанализе детей (Bloland, 2005; Coles, 19). 70; Фридман, 1999).

Благодаря своим отношениям с семьей Берлингэм и Анной Фрейд Эриксон хорошо познакомился со всей семьей Фрейд. Он произвел большое впечатление на Анну Фрейд тем, как быстро он сблизился с детьми в школе Хитцинга. Итак, он был принят в психоанализ и как пациент, и как обучающийся психоаналитик. Поскольку его интересы в школе сместились с преподавания на изучение и наблюдение за детьми в их жизни, Эриксон, как и Анна Фрейд, уже был заинтересован в том, чтобы стать детским психоаналитиком. По мере того, как он обучался психоанализу, он также обучался подходу Монтессори к образованию. Фактически он стал одним из двух мужчин в Венской ассоциации женщин-учителей Монтессори. Как будто всего этого было мало, в 1929 лет Эриксон познакомился с Джоан Серсон. Родившись в маленьком городке в Онтарио, Канада, Серсон переехала в Вену, чтобы продолжить собственное обучение (у нее была степень магистра социологии, и она работала над докторской диссертацией). Они встретились на балу-маскараде во дворце в Вене и вскоре стали жить вместе. Серсон также начал преподавать в школе Хитцинга вместе с Эриксоном и Блосом. Весной 1930 года Серсон уехала в Филадельфию, где ее мать была очень больна. Там она узнала, что беременна. Она вернулась в Вену только для того, чтобы обнаружить, что Эриксон отказывается жениться на ней. Однако ряд его друзей убеждали его избегать ошибок собственного отца и не бросать женщину, вынашивающую его ребенка, не говоря уже о самом ребенке. Итак, Джоан и Эрик Эриксон поженились в 19 лет.30. Она поступила на факультет школы Хитцинга, и явно были счастливые времена:

После свадьбы мы жили на Кюнигльберге, над школой. Когда родился наш сын Кай (после некоторого перерыва для Джоан), мы каждый день носили его между собой в корзине для белья на крошечный школьный двор или на заднее крыльцо Розенфельдов. Стало обычным делом, что дети во время занятий рассказывали нам, когда он плачет («Кай вайнт»), а в антракте некоторые наблюдали, как его нянчат. Для всех нас было полезным поделиться этим опытом. (стр. 5; Эриксон и Эриксон, 19 лет)80).

Однако в 1932 году школа Хитцинга закрылась, отчасти потому, что некоторые дети вернулись в Америку со своими семьями, а отчасти потому, что мнения миссис Берлингем и Анны Фрейд отличались от Эриксона и Блоса относительно того, как следует управлять школой. . Климат в Европе становился все более враждебным по мере того, как нацисты захватили Германию и прилегающие территории (включая Австрию), и Эриксон беспокоился о своей семье (к тому моменту у них было два сына). Эриксон перевез свою молодую семью в Америку, чтобы избежать опасных условий, назревающих в Европе (Блоланд, 2005; Коулз, 19 лет).70; Фридман, 1999).

Учитывая его выдающиеся заслуги, знакомство с Зигмундом Фрейдом и обучение у Анны Фрейд, Эриксон был принят в американское психоаналитическое сообщество, несмотря на то, что никогда не заканчивал колледж (не говоря уже о медицинском институте). Эриксоны так нигде и не поселились; во многих отношениях его карьера была связана с бесконечными исследованиями и клиническим опытом. В 1933 году Эриксоны переехали в Бостон, штат Массачусетс, и Эрик получил назначение в Гарвардскую медицинскую школу, Больницу общего профиля Массачусетса и в Консультационный центр судьи Бейкера. Он был связан с Гарвардской психологической клиникой и познакомился с Генри Мюрреем. В 19В 36 лет он принял должность в Институте человеческих отношений Йельского университета, где познакомился с Джоном Доллардом. Доллард поощрял интерес Эриксона к межкультурным исследованиям и распространению теорий Фрейда на всю жизнь. Действительно, Доллард, возможно, оказал значительное влияние на теорию восьми стадий развития Эриксона (Coles, 1970; Friedman, 1999).

Летом 1938 года, когда родилась его дочь, Эриксон вместе с антропологом Скаддером Мекилом отправился в резервацию Пайн-Ридж в Южной Дакоте для изучения детей индейцев сиу. Он смог провести обширные наблюдения за взаимодействием матери и ребенка и поговорить с сотрудниками Бюро по делам индейцев. В 1939 лет Эриксоны переехали в Калифорнию. Эриксон практиковал психоанализ в Сан-Франциско, преподавал в Калифорнийском университете и продолжил свои исследования коренных американцев, посетив племя юрок в Северной Калифорнии. За это время он объединил свои основные интересы в своей самой значительной книге «Детство и общество» (Эриксон, 1950), которая включает разделы о влиянии социальной жизни, культуры (на основе его исследований коренных американцев), использовании игрушек и играх. при изучении детей, эволюции личности и восьми стадиях развития. В это время Эриксон также стал американским гражданином (Коулз, 19 лет).70; Фридман, 1999).

Источник изображения: Джонстон, Фрэнсис Бенджамин. (1900). Семь индийских детей необразованных родителей. Получено с Викисклада по адресу https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Seven_Indian_children_of_unducated_parents.png. Лицензия CCO.

Однако в 1944 году с Эриксонами произошло тревожное и трагическое событие, которое по возможности держалось в секрете. У них родился четвертый ребенок по имени Нил. Когда Джоан пошла рожать ребенка, она находилась под сильным седативным действием из-за хирургической операции, которая была запланирована заранее (в результате более ранней беременности). Эриксона вызвали врачи, которые сказали ему, что его новорожденный ребенок был «монгольским идиотом» (известным сегодня как ребенок с синдромом Дауна). Случай сочли тяжелым, и ему сказали, что маловероятно, что ребенок проживет больше года или двух. Медицинский персонал рекомендовал госпитализировать ребенка. Эриксон не привык принимать такие решения, так как именно Джоан вела домашнее хозяйство и поддерживала его, пока он работал. Он позвонил своей близкой подруге Маргарет Мид за советом. Она заверила его, что медицинский персонал был прав. Другой друг, Джозеф Уилрайт (уважаемый юнгианский аналитик), согласился. Эриксон подписал необходимые бумаги, и Нила Эриксона перевели еще до того, как его мать проснулась. Это решение мучило обоих. Джоан чувствовала, что ей никогда не давали шанса участвовать в принятии решения, но она также не предпринимала никаких усилий, чтобы вернуть Нейла домой. Они сказали своим детям, что он умер, и многие из их друзей никогда не знали, что он вообще существовал (ничего не упоминается в 1970 биографии Роберта Коулза). По прошествии года или двух Эрик и Джоан рассказали об этом своему старшему сыну Каю, но ему было строго запрещено упоминать Нила. Еще более трагичным сделал ситуацию тот факт, что Нил дожил до 21 года. Поскольку в то время об умственной отсталости было известно гораздо меньше, и это произошло задолго до того, как преобладающее отношение начало меняться, в чем еще могли ошибаться врачи (Bloland, 2005; Friedman, 1999)?

В 1949 году Эриксон был назначен профессором Калифорнийского университета в Беркли. Однако в течение года, когда маккартизм захватил Америку, Эриксон отказался подписать клятву верности. Эриксон публично выразил протест, и его заявление было зачитано на конференциях и опубликовано в журнале «Психиатрия». Он не был коммунистом и никогда не интересовался коммунизмом, но чувствовал, что подписание присяги сделало бы его лицемером, а также предательством младших коллег, которые отказались подписать присягу и были немедленно уволены. Хотя комитет по срокам пребывания рекомендовал разрешить ему остаться в Калифорнийском университете, в значительной степени из-за увольнения младших коллег, Эриксон подал в отставку. Ему быстро предложили должность в Центре Остин Риггс в Стокбридже, штат Массачусетс (Коулз, 19 лет).70; Фридман, 1999).

Эриксон был чем-то вроде знаменитости в Стокбридже. Он провел 10 лет в Стокбридже, в течение которых он опубликовал «Молодой человек Лютер» (Эриксон, 1958), историко-психоаналитическую биографию, которая объединила две академические силы Эриксона, а также принесла ему определенную известность. Он также вел семинар для выпускников Массачусетского технологического института, используя молодого человека Лютера в качестве модели для курса. Впоследствии ему предложили должность профессора в Гарварде, но не обошлось без разногласий. Одним из преподавателей, протестовавших против назначения Эриксона, утверждая, что он заплатил слишком высокую цену (буквально), был Дэвид Макклелланд. Другие поддержали Эриксона, и в конце концов он был назначен профессором без какой-либо конкретной кафедры. Это оказалось хорошим решением для университета. Эриксон использовал свое влияние и личные связи, чтобы пригласить известных гостей, от педиатра Бенджамина Спока до антрополога Маргарет Мид и поэта-битника Аллена Гинзберга. Он вдохновлял таких студентов, как Говард Гарднер, Кэрол Гиллиган и будущего конгрессмена, сенатора и вице-президента США Альберта Гора-младшего (Гор написал биографию своего отца для класса Эриксона). Эриксон также продолжал интересоваться исторической биографией, опубликовав «Правду Ганди» (Эриксон, 19 лет).69) после трехмесячного визита в Индию в 1962/1963 гг. «Правда Ганди» получила Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию. Всегда опасаясь, что его достижения не будут признаны, Эриксон надеялся, что он также получит Нобелевскую премию по литературе, и был разочарован, когда этого не произошло (Bloland, 2005; Coles, 1970; Friedman, 1999).

Эриксон вышел на пенсию в 1970 году, и они с Джоан вернулись в Калифорнию. Эриксон продолжал писать в течение ряда лет, сосредоточив внимание на вопросах, связанных с изменениями личности, сопровождающими старость. В конце концов, однако, время начало догонять его. В 19В 87 лет, когда его здоровье ухудшилось, он и Джоан вернулись в Кембридж, штат Массачусетс, чтобы жить с двумя молодыми профессорами, которые могли помочь Джоан заботиться о ее муже. Он умер в 1994 году (Блоланд, 2005; Коулз, 1970; Фридман, 1999).

Джоан Эриксон ужасно скучала по мужу, но смогла уделить немного времени написанию собственных книг. Она написала несколько глав, которые были добавлены в качестве дополнения к «Завершенному жизненному циклу», в котором она предложила девятую стадию развития (Erikson & Erikson, 1997). Она регулярно разговаривала с их дочерью Сью, поскольку Сью пошла по стопам отца и стала психоаналитиком. Однако Сью Эриксон Блоланд была глубоко обеспокоена, поскольку Лоуренс Фридман собирался опубликовать свою биографию об Эриксоне, в которой подробно рассказывалось о сыне Эриксона, Ниле. К счастью, возможно, Джоан Эриксон умерла в 1997, и никогда не сталкивался с общественной реакцией на биографию Фридмана (Bloland, 2005).

Помещение Эриксона в контекст: психодинамические проблемы на протяжении всей жизни

Эрик Эриксон хорошо известен, популярен и пользуется большим уважением у большинства своих коллег. Он лично знал Зигмунда Фрейда и обучался психоанализу у Анны Фрейд. И все же трудно поместить Эриксона в контекст. Он считал, что остался верен теориям Фрейда, но его переход от психосексуальных стадий к психосоциальным кризисам и его распространение на всю жизнь вызывали возражения у Анны Фрейд, и она отвергала его работу как «не очень… предназначенную для сделать работу моего отца приемлемой для первокурсников Гарварда» (цитируется по Bloland, 2005). Эриксона всегда беспокоило это неприятие, даже когда другие уверяли в важности его места в психоаналитической теории.

Эриксон также выделяется среди большинства других теоретиков своим акцентом на продолжении психодинамических процессов на протяжении всей жизни. Хотя Юнг обсуждал важность среднего возраста, его теоретизирование основывалось на восточных взглядах, а не на психодинамической теории.